Локальные акты
оЛокальные акты
общеобразовательного учреждения: понятие, виды, классификация по направлениям
деятельности школы
Понятие «локальный акт
общеобразовательного учреждения»
Локальный акт общеобразовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления школой для регулирования внутришкольных отношений.
Локальный акт обладает следующими отличительными чертами.
1. Локальность акта означает, что акт действует только в пределах данной организации. Локальные акты школы не могут регулировать отношения, складывающиеся вне общеобразовательного учреждения.
2. Локальный акт всегда основан на законодательстве в широком смысле этого слова, т.е. не только на федеральных законах и законах субъекта Российской Федерации, но и на подзаконных нормативных актах.
Правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения носит многоуровневый характер. Различают следующие уровни правового обеспечения:
1) Федеральный уровень. Правовое обеспечение на данном уровне заключается в принятии федеральных законов, основанных на Конституции Российской Федерации, указов Президента России, постановлений Правительства России и нормативных правовых актов отраслевых органов исполнительной власти, прежде всего Министерства образования России.
2) Уровень субъекта Российской Федерации. На этом уровне принимаются законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающие деятельность образовательных учреждений.
3) Муниципальный уровень. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области образования имеют наибольшее значение для муниципальных образовательных учреждений.
4) Локальные нормативные акты образовательного учреждения. К ним относятся приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах своей компетенции органами управления образовательным учреждением и обязательные для исполнения участниками образовательного процесса или шире — работниками, учащимися и их законными представителями конкретного учреждения образования.
Перечисленные нормативные правовые акты находятся в иерархическом соподчинении. Это означает, что законы Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ, указы Президента РФ — Конституции и федеральным законам, постановления Правительства РФ — Конституции и законам Российской Федерации, устав образовательного учреждения — Конституции, законам и постановлениям Правительства РФ и т.д. Поэтому изменения правового регулирования вопросов образования, например, на федеральном уровне влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях. Правда, при одном немаловажном условии: если изменения правового регулирования были проведены федеральными органами государственной власти в пределах их компетенции.
3. Локальный акт школы — это официальный правой акт, т.е. письменный документ, содержащий необходимые реквизиты: наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание, дата издания, порядковый (регистрационный) номер, подпись уполномоченного должностного лица, в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения.
4. Чтобы быть правомочным, локальный акт школы должен быть не только официальным правовым актом, соответствующим (не противоречащим) законодательству, но и актом, принятым компетентным органом управления общеобразовательным учреждением. Разграничение полномочий между директором школы и органами школьного самоуправления определяется уставом общеобразовательного учреждения, который иногда образно называют конституцией школы*.
Виды локальных актов
общеобразовательного учреждения
Локальные правовые акты школы могут быть нормативными и индивидуальными.
Локальный нормативный акт представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников школы и (или) обучающихся (их законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Например, устав школы, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника. Функция локального нормативного акта — детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, законодательной (в широком смысле) правовой нормы применительно к условиям данной школы, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса в данном общеобразовательном учреждении, иных условий существования школьного коллектива.
Индивидуальные (ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. Например, приказ о приеме на работу, об отпуске, об увольнении.
Локальные акты школы издаются в виде постановлений, приказов, решений, положений, инструкций и правил.
Постановление — локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления общеобразовательным учреждением. Например, постановление Совета школы об утверждении школьного компонента государственного образовательного стандарта общего образования, постановление Совета школы о сдаче в аренду закрепленного за школой имущества, постановление Совета школы об исключении обучающегося из Школы.
Приказ — локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) правовой акт, издаваемый директором школы для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением**. Например, приказ о приеме на работу, приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка школы.
Решение — локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении общеобразовательным учреждением. Например, решение общего собрания об избрании представителей работников в комиссию по трудовым спорам школы; решение родительского собрания (собрания обучающихся II и III ступеней) об избрании своих представителей в Совет школы. Локальные акты школы, принятые в виде решений, как правило, не носят нормативного характера***.
Постановлениями и приказами органов управления школой утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.
Положение — локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления школой, структурного подразделения школы или основные правила (порядок, процедуру) реализации общеобразовательным учреждением какого-либо из своих правомочий. В качестве примера можно привести положение о библиотеке школы, положение об оплате труда и премировании работников, положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся.
Инструкция (от лат. instructio — наставление) — локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг — «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.
Правила — локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности школы и ее работников, обучающихся и их законных представителей. Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка школы, правила приема в школу, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.
Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни школы. Кроме этих локальных нормативных актов существуют специфические локальные акты, регулирующие социально-трудовые отношения (например, коллективный трудовой договор).
Классификация локальных актов по
направлениям деятельности школы
Локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствами правового обеспечения деятельности школы. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность школы связана с обеспечением предусмотренной законодательством самостоятельности (автономии) образовательного учреждения.
Нормотворческая деятельность школы осуществляется в пределах ее компетенции, определенной ст. 32.2 Закона РФ «Об образовании».
В соответствии с компетенцией общеобразовательного учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности:
•
правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (создание, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления);
•
правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;
•
правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;
•
правовое обеспечение материально-технического снабжения;
•
правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в общеобразовательном учреждении;
•
правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);
• правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения) всех сторон деятельности общеобразовательного учреждения.
По укрупненным направлениям деятельности школы правовое обеспечение управления общеобразовательным учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов:
1) Акты, определяющие правовой статус общеобразовательного учреждения, акты об органах самоуправления школы:
•
Устав общеобразовательного учреждения;
•
Положение о Совете общеобразовательного учреждения;
•
Положение о Попечительском совете;
•
Положение о Педагогическом совете.
2) Акты, определяющие статус структурных подразделений общеобразовательного учреждения и конкретизирующие права и обязанности участников образовательного процесса:
•
Положения о структурных подразделениях;
•
Правила внутреннего трудового распорядка;
•
Штатное расписание;
•
Должностные инструкции работников;
•
Положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную педагогическую работу;
•
Положение о приеме в общеобразовательное учреждение;
•
Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
•
Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс;
•
Положение об условиях обучения по индивидуальным учебным планам.
3) Акты, действие которых направлено на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы:
•
Инструкции о мерах пожарной безопасности;
•
Инструкции по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов (лабораторий, мастерских).
4) Акты, связанные с организацией и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса:
•
Положение о компоненте общеобразовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования;
•
Список учебников из утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
•
Образовательные программы и учебные планы;
•
Рабочие программы учебных курсов и дисциплин;
•
Календарные учебные графики;
•
Расписания занятий.
5) Акты, связанные с оплатой труда и финансово-хозяйственной деятельностью общеобразовательного учреждения:
•
Положение об оплате труда и премировании работников;
•
Положение о порядке предоставления дополнительных образовательных услуг;
•
Положение о предпринимательской деятельности.
6) Акты, обеспечивающие правильное делопроизводство общеобразовательного учреждения:
•
Номенклатура дел школы;
•
Инструкция по делопроизвдству.
Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.
Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, устав школы разрабатывается и принимается общеобразовательным учреждением, но утверждается его учредителем. Правила внутреннего трудового распорядка и ряд других локальных нормативных правовых актов принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников школы. Годовые календарные учебные графики разрабатываются и утверждаются по согласованию с органами местного самоуправления. Многие нормативные правовые локальные акты требуют регистрации в качестве дополнений к уставу школы.
В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом.
Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам образовательной деятельности. Это акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ).
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, например, ст. 8 и 372 Трудового кодекса РФ, представительных органов работников (при наличии таких органов).
Наряду с положениями ст. 30 Федеральный закон № 273-ФЗ прямо указывает, какие вопросы подлежат урегулированию локальными нормативными актами. Данные акты определяют (устанавливают, регламентируют, закрепляют):
-
Язык, языки образования организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализуемым ею образовательным программам (ч. 6 ст. 14);
-
Права и законные интересы обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогов (ч. 6 ст. 26);
-
Структурные подразделения образовательной организации (ч. 2 ст. 27);
-
Документы, подтверждающие обучение в организации, если форма документа не установлена Законом (ч. 4 ст. 33);
-
Порядок реализации права обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение (п. 3 ч. 1 ст. 34);
-
Порядок участия обучающего в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в формировании содержания своего профессионального образования (п. 4 ч. 1 ст. 34);
-
Порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (п. 21 ч. 1 ст. 34);
-
Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34);
-
Дополнительные академические права и меры социальной поддержки, предоставляемые обучающимся (п. 29 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 34);
-
Порядок посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом (ч. 4 ст. 34);
-
Размеры и порядок материальной поддержки обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (ч. 15 ст. 36);
-
Порядок предоставления нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии, размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги (части 1, 3 ст. 39);
-
Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнения принятых решений (ч. 6 ст. 45);
-
Порядок доступа педагогов к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам (п. 7 ч. 3 ст. 47);
-
Порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации-работодателя (п. 8 ч. 3 ст. 47);
-
Нормы профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 4 ст. 47);
-
Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы педагогических работников в пределах рабочей недели или учебного года (ч. 6 ст. 47);
-
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (в соответствии с требованиями трудового законодательства) (ч. 7 ст. 47);
-
Порядок аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям (в пределах, установленных законодательством Российской Федерации) (ст. 49);
-
Права, обязанности и ответственность работников организаций (помимо педагогов) (ст. 52);
-
Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг (ч. 5 ст. 54);
-
Условия приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами (ч. 5 ст. 55);
-
Правила приема граждан на обучение (в части, не урегулированной законодательством об образовании) (ч. 9 ст. 56).
Указанный перечень локальных нормативных актов не является исчерпывающим. Образовательные организации обладают самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом (ч. 1 ст. 28). Если какой-либо из вопросов образовательной и иной деятельности образовательной организации нуждается в нормативном регулировании, т.е. требует установления правил, касающихся неопределенного круга лиц, то по такому вопросу следует принимать именно локальный нормативный акт.
Копии локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора размещаются на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» (ст. 29).
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
1. Общие положения
1.1. Настоящие правила внутреннего распорядка обучающихся (в дальнейшем – правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Семейным кодексом РФ, уставом Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский институт экологии, политики и права» и нормативными актами в области образования.
1.2. Настоящие Правила являются локальным нормативным актом Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский институт экологии, политики и права» (в дальнейшем – ВУЗ), определяющим основные нормы и правила поведения лиц, обучающихся в ВУЗе.
1.3. К лицам, обучающимся в ВУЗе, относятся: студенты, слушатели и другие категории лиц, обучающиеся по образовательным программам ВУЗа (далее − Обучающиеся).
1.4. Правила общеобязательны для всех Обучающихся. Правила, если иное не установлено Уставом ВУЗа, иными локальными нормативными актами ВУЗа либо соответствующими договорами, едины и обязательны для всех структурных подразделений ВУЗа.
1.5. Внутренний распорядок Обучающихся – перечень регламентированных условий поведения Обучающихся в ходе образовательного процесса, в помещениях, на земельных участках и иных объектах ВУЗа, при нахождении Обучающихся вне территории ВУЗа – при выполнении учебных заданий, а также при нахождении Обучающихся в общественных местах.
1.6. Все вопросы, связанные с применением настоящих Правил, решаются ректором и иными руководителями ВУЗа в пределах их компетенции, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с учетом мнения органа студенческого самоуправления ВУЗа.
2. Основные права и обязанности Обучающихся
2.1. Обучающимся предоставляются академические права на:
2.1.1. выбор формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
2.1.2. предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психолого-педагогической помощи;
2.1.3. обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами ВУЗа;
2.1.4. участие в формировании содержания основной образовательной программы при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами ВУЗа;
2.1.5. выбор факультативных (необязательных для данной специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого учебными планами (после получения основного общего образования);
2.1.6. освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в ВУЗе, в установленном в ВУЗе порядке, одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
2.1.7. отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
2.1.8. уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
2.1.9. свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
2.1.10. каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;
2.1.11. перевод для получения образования по другой специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
2.1.12. на восстановление в ВУЗе в течение 5 лет после отчисления из ВУЗа по инициативе Обучающегося при наличии свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено, условия восстановления в ВУЗе Обучающегося, отчисленного по инициативе ВУЗа, осуществляется в порядке, предусмотренном Уставом ВУЗа, локальным нормативным актом ВУЗа;
2.1.13. участие в управлении ВУЗом в порядке, установленном Уставом ВУЗа;
2.1.14. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом ВУЗа, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельствомо государственной аккредитации, с учебной методической документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в ВУЗе;
2.1.17. обжалование актов ВУЗа в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2.1.19. бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой ВУЗа;
2.1.20. пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами ВУЗа, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
2.1.22. развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях;
2.1.23. участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой ВУЗом, под руководством научно- педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
2.1.24. направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
2.1.25. опубликование своих работ в изданиях ВУЗа на бесплатной основе;
2.1.26. поощрение за успехи в учебной, научной, научно-технической, творческой, физкультурной и спортивной, общественной деятельности;
2.1.27. совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
2.1.28. получение информации от ВУЗа о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
2.1.29. иные академические права, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами ВУЗа.
2.2. Обучающиеся обязаны:
2.2.1. выполнять требования Устава ВУЗа, настоящих Правил, правил проживания в общежитиях и иных локальных нормативных актов ВУЗа по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
2.2.2. добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные научно-педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2.2.3. в ходе учебного процесса и самостоятельной подготовки систематически глубоко овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранному направлению подготовки (специальности);
2.2.4. проходить текущий контроль знаний, промежуточную и итоговую аттестацию знаний в установленный срок в соответствии с учебными планами, программами и Уставом ВУЗа. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану проходят аттестацию в индивидуальном порядке;
2.2.5. при неявке на обязательные для посещения учебные занятия и мероприятия ставить об этом в известность старосту группы и в первый день выхода представлять документы установленного образца, объясняющие и подтверждающие причины отсутствия. При отсутствии таких документов представлять письменные объяснения о причинах неявки на учебные занятия и мероприятия;
2.2.6. выполнять требования и распоряжения руководства ВУЗа по охране труда, технике безопасности, правилам противопожарной безопасности, а также соблюдать меры безопасности, установленные в ВУЗе;
2.2.7. заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
2.2.8. ежегодно проходить профилактическое медицинское и флюорографическое обследование в порядке и в сроки, определенные приказом ректора ВУЗа;
2.2.9. хранить и приумножать традиции ВУЗа;
2.2.10. бережно и аккуратно относиться к имуществу ВУЗа, эффективно, безопасно использовать оборудование, технику и приспособления, принимать меры к обеспечению сохранности указанного имущества. В случае причинения ВУЗу материального ущерба Обучающиеся привлекаются к материальной и дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ и настоящими Правилами;
2.2.11. уважать честь и достоинство других Обучающихся и работников ВУЗа, не создавать препятствий для получения образования другими Обучающимися;
2.2.12. быть вежливыми, соблюдать чистоту и установленный порядок на территории и в помещениях ВУЗа;
2.2.13. соблюдать установленный в ВУЗе пропускной режим;
2.2.14. своевременно предоставлять в ВУЗ достоверную информацию, содержащую персональные данные об Обучающемся и его законных представителях в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами ВУЗа;
2.2.15. выполнять обязательства по договору на образовательные услуги, в т.ч. своевременно производить оплату за обучение.
3. Учебный распорядок
3.1. Учебный год в ВУЗе для Обучающихся очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Ученый совет ВУЗа вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца. Учебный год состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается предусмотренной учебным планом промежуточной аттестацией. Для Обучающихся очной, очно-заочной (вечерней) форм обучения в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью от 7 до 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. Сроки начала и окончания учебного года по заочной форме обучения устанавливаются учебным планом.
3.2. Учебные занятия в ВУЗе проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических, лабораторных занятий, контрольных, самостоятельных работ, коллоквиумов, научно-исследовательской работы, различных видов практик, курсового проектирования, выполнения выпускной квалификационной работы, других видов учебных занятий.
3.3. Расписания учебных занятий составляются на семестр или иной период в зависимости от категории Обучающихся, вида занятий, формы обучения, утверждаются ректором ВУЗа, директором филиала ВУЗа и доводятся до сведения Обучающихся, в том числе посредством размещения на официальном сайте ВУЗа.
3.4. Время начала и окончания учебных занятий (звонки) устанавливается ежегодным приказом ректора ВУЗа.
3.5. Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Перерыв между занятиями составляет не менее десяти минут.
3.6. Для проведения практических занятий в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах каждый курс делится на группы. Количество и состав академических групп устанавливается деканом факультета в зависимости от характера практических занятий и изучаемых учебных дисциплин.
3.7. ВУЗ оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации Обучающихся в ВУЗе, итоговой государственной аттестации выпускников, а также иных форм контроля успеваемости в соответствии с локальным нормативным актом ВУЗа.
3.8. В каждой группе распоряжением руководителем структурного подразделения ВУЗа, по представлению общего собрания группы, назначается староста из числа наиболее успевающих, активных, ответственных и дисциплинированных Обучающихся.
3.9. Староста группы подчиняется непосредственно руководителю структурного подразделения ВУЗа и обеспечивает исполнение распоряжений и указаний руководства. Староста группы непосредственно взаимодействует с научно-педагогическими работниками ВУЗа, курирующими соответствующий курс или учебную группу, форму обучения, и исполняет их поручения.
3.11. В обязанности старосты группы входит:
3.11.1. персональный учет посещения Обучающимися всех видов аудиторных учебных занятий;
3.11.2. еженедельное представление руководителю структурного подразделения ВУЗа или его заместителю сведений о неявке или опоздании Обучающихся на занятия;
3.11.3. наблюдение за состоянием учебной дисциплины в группе на учебных занятиях, а также за сохранностью помещений, учебного оборудования и инвентаря;
3.11.4. своевременная организация получения и распределения между Обучающимися учебников и учебных пособий;
3.11.5. извещение Обучающихся об изменениях в расписании учебных занятий;
3.11.6. назначение на каждый день дежурного по группе;
3.12. Выполнение распоряжений старосты в пределах обязанностей, указанных выше, обязательно для всех Обучающихся группы.
4. Нормы и правила поведения Обучающихся
4.1. На территории (в помещениях) ВУЗа действуют следующие нормы и правила поведения, запрещающие:
4.1.1. выносить без разрешения руководства ВУЗа из помещений имущество ВУЗа;
4.1.2. находиться в головных уборах в помещениях ВУЗа;
4.1.3. оставлять одежду и личные вещи в местах, не предназначенных для их хранения;
4.1.4. входить и выходить из аудиторий после начала учебных занятий, вставать со своих учебных мест, ходить во время учебных занятий без разрешения преподавателя;
4.1.5. перед началом учебного занятия или обязательного мероприятия Обучающийся обязан отключить имеющиеся у него мобильные средства связи и не пользоваться ими в течение всего занятия.
4.2. При нахождении в ВУЗе Обучающийся должен иметь опрятный вид, соответствующий обучению в ВУЗе, запрещается нахождение на учебных занятиях в пляжной одежде (сланцы, шорты, майка) и в спортивной форме (кроме специализированных занятий).
4.3. В целях обеспечения надлежащего правопорядка на территории ВУЗа, профилактики правонарушений, пресечения противоправных действий, нарушающих общепринятые нормы морали, нравственности, этические нормы (далее – аморальные или безнравственные поступки или действия), должностные лица, в том числе научно-педагогические работники ВУЗа, имеют право:
4.3.1. входить беспрепятственно в аудитории, лаборатории, другие учебные технические помещения ВУЗа для пресечения нарушений, аморальных поступков или действий Обучающихся;
4.3.2. требовать от нарушителей общественного порядка, правил противопожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены, общепринятых норм морали и нравственности, а также от лиц, способствующих нарушениям положений Устава ВУЗа и настоящих Правил, немедленного прекращения противоправных действий. В обязательном порядке в тот же день сообщать о фактах нарушения соответствующим должностным лицам ВУЗа;
4.3.3. при пресечении противоправных действий устанавливать личность нарушителей и с этой целью требовать от Обучающихся и иных находящихся на территории ВУЗа лиц предъявления документов, удостоверяющих личность.
4.4. Нарушения норм и правил поведения Обучающихся подразделяются на:
4.4.1. существенные нарушения:
4.4.1.1. неисполнение законных требований работников ВУЗа о предоставлении документа, удостоверяющего личность, а равно сообщение о себе ложных персональных данных либо отказ сообщить достоверные персональные данные о себе (фамилию, имя, структурное подразделение ВУЗа, номер учебной группы) или родителях;
4.4.1.2. отказ Обучающегося от дачи устного и письменного объяснения по требованию работника ВУЗа;
4.4.1.3. использование Обучающимися на учебных занятиях личных технических средств без разрешения преподавателя;
4.4.1.4. чтение Обучающимися на учебных занятиях посторонней литературы, газет, журналов;
4.4.1.5. опоздание на учебные занятия и обязательные мероприятия, проводимые в ВУЗе;
4.4.1.6. курение на территории ВУЗа;
4.4.1.7. игра в азартные игры;
4.4.1.8. внесение старостой группы в журнал не соответствующих действительности сведений о посещаемости Обучающимися учебных занятий;
4.4.2. грубые нарушения:
4.4.2.1. оскорбления (словами, жестами) работников ВУЗа или Обучающихся;
4.4.2.2. подстрекательство к участию и непосредственное участие в конфликтах, возникших на почве межнациональных и межрелигиозных отношений;
4.4.2.3. внесение или употребление на территории ВУЗа алкогольных напитков (в том числе пива и других слабоалкогольных напитков), наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
4.4.2.4. внесение на территорию ВУЗа предметов, запрещённых к свободному обращению на территории Российской Федерации;
4.4.2.5. организация, подстрекательство к противоправным действиям (акциям), в результате чего был нарушен учебный процесс, деятельность ВУЗа в целом или его структурных подразделений, участие в таких действиях (акциях);
4.4.2.6. умышленное повреждение или уничтожение мебели, оборудования, другого имущества ВУЗа;
4.4.2.7. хищение имущества ВУЗа, работников ВУЗа или Обучающихся;
4.4.2.8. подделка записей и подписей в документах;
4.4.2.9. систематическое нарушение настоящих Правил, правил проживания в общежитиях, иных локальных нормативных актов ВУЗа;
4.4.2.10. нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом ВУЗа.
5. Поощрения Обучающихся
5.1. За особые успехи в учебе, активное участие в научно-исследовательской работе и общественной жизни ВУЗа для Обучающихся устанавливаются следующие виды поощрений:
■ объявление благодарности;
■ награждение грамотой ВУЗа, благодарственным письмом ректора ВУЗа в адрес родителей (законных представителей) Обучающихся;
■ награждение ценным подарком, в том числе путевкой на культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия;
■ выдача премии;
■ назначение повышенной стипендии;
■ присвоение званий: призер, дипломант, лауреат проводимых в ВУЗе конкурсов, олимпиад и т.д.
5.2. Поощрение Обучающемуся объявляется приказом ректора по представлению руководителя структурного подразделения ВУЗа. Выписка из приказа о поощрении хранится в личном деле Обучающегося.
5.3. Поощрения материального характера применяются в пределах имеющихся у ВУЗа средств.
6. Дисциплинарная ответственность Обучающихся
6.1. К Обучающемуся, и не исполняющему или нарушающему Устав ВУЗа, настоящие Правила, иные локальные нормативные акты ВУЗа, не выполнившему в установленные сроки учебный план, а также в случаях привлечения к уголовной, административной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор,
отчисление из ВУЗа.
6.2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания.
6.3. При выборе меры дисциплинарного взыскания ВУЗ должен учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение Обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов Обучающихся, представительных органов Обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних Обучающихся.
6.4. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к Обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
6.5. Применению меры дисциплинарного взыскания в отношении Обучающегося предшествует получение от Обучающегося письменного объяснения. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение Обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт.
6.6. Отказ или уклонение Обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.
6.7. Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия Обучающегося, указанного в пункте 6.4. настоящих Правил, а также времени, необходимого на учет мнения советов Обучающихся, представительных органов Обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних Обучающихся, но не более семи учебных дней со дня представления ректору ВУЗа мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме.
6.8. Отчисление Обучающегося как мера дисциплинарного взыскания, привлеченного к уголовной, административной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяется по решению Комиссии по профилактике правонарушений и употребления психоактивных веществ в студенческой среде.
6.9. Применение к Обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом ректора ВУЗа, доводится до Обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего Обучающегося под роспись руководителем структурного подразделения ВУЗа в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия Обучающегося в ВУЗе. Отказ Обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего Обучающегося ознакомиться с указанным приказом под роспись оформляется соответствующим актом.
6.10. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего Обучающегося вправе обжаловать в комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к Обучающемуся.
6.11. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в ВУЗе и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
6.12. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
6.13. Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к Обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания.
6.14. Ректор ВУЗа до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять ее с Обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого Обучающегося, ходатайству советов Обучающихся, представительных органов Обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних Обучающихся.
6.15. Отчисление несовершеннолетнего Обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание Обучающегося в ВУЗе оказывает отрицательное влияние на других Обучающихся, нарушает их права и права работников ВУЗа, а также нормальное функционирование ВУЗа.
6.17. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.
6.18. Обучающийся подлежит отчислению из ВУЗа:
6.18.1. в связи с получением образования (завершением обучения);
6.18.2. по инициативе Обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего Обучающегося, в том числе в случае перевода Обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
6.18.3. по инициативе ВУЗа, в случае применения к Обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарноговзыскания;
6.18.4. в случае невыполнения Обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по её добросовестному освоению и выполнению учебного плана;
6.18.5. в случае установления нарушения порядка приема в ВУЗ, повлекшего по вине Обучающегося его незаконное зачисление в ВУЗ;
по обстоятельствам, не зависящим от воли Обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего Обучающегося и ВУЗа,том числе в случае ликвидации ВУЗа.
6.19. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе Обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего Обучающегося не влечет за собой возникновения каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного Обучающегося перед ВУЗом.
6.20. Основанием для прекращения образовательных отношений является приказ ректора ВУЗа об отчислении Обучающегося из ВУЗа. Если с Обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего Обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании приказа ректора ВУЗа об отчислении Обучающегося из ВУЗа.
6.21. При досрочном прекращении образовательных отношений ВУЗ в трехдневный срок после издания приказа ректора об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
7. Ответственность родителей (законных представителей) Обучающихся
7.1. Родители (законные представители) наравне с ВУЗом несут ответственность за воспитание и обучение Обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Родители (законные представители) Обучающихся имеют право и обязаны воспитывать своих детей, имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, уважать честь и достоинство Обучающихся и работников ВУЗа. Права и обязанности родителей (законных представителей) по воспитанию и образованию детей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
7.3. Родители (законные представители) Обучающихся обязаны соблюдать Устав ВУЗа в части, касающейся их прав и обязанностей, настоящих правил, требований локальных нормативных актов ВУЗа, которые устанавливают режим занятий Обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между ВУЗом и Обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
7.4. В образовательном процессе родители (законные представители) Обучающихся имеют право:
7.4.1. на получение от работников ВУЗа информации о результатах обучения их детей, поведении, взысканиях и поощрениях;
7.4.2. получение от работников ВУЗа консультаций по вопросам перспектив и возможностей дальнейшего обучения, а также трудоустройства их детей;
7.4.3. информацию о возможностях получения Обучающимся в ВУЗе дополнительных платных образовательных, информационных, консультационных услуг.
7.5. В образовательном процессе родители (законные представители) Обучающихся обязаны:
7.5.1. активно участвовать в формировании личности Обучающихся, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии Обучающихся;
7.5.2. создавать условия для получения Обучающимися дополнительного образования и консультаций;
7.5.3. принимать участие в родительских собраниях, проводимых в группах структурных подразделениях ВУЗа;
7.5.4. в случае получения образования Обучающимся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения способствовать его трудоустройству и занятости в период обучения;
7.5.5. осуществлять контроль за времяпрепровождением и поведением Обучающегося в свободное от учебных занятий время.
7.6. Родители (законные представители) несовершеннолетних Обучающихся несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.7. В случае неисполнения родителями (законными представителями) обязанностей по содержанию и воспитанию Обучающихся руководство ВУЗа действует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.8. Ответственность родителей (законных представителей)
Обучающегося за несвоевременную оплату (неоплату) обучения при получении Обучающимся образования на платной основе регулируется соответствующим договором на обучение.
7.9. Обучающийся, его родители (законные представители) несут полную материальную ответственность за причинение Обучающимся имущественного ущерба ВУЗу в результате:
7.9.1. умышленного причинения;
7.9.2. нахождения Обучающегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
7.9.3. совершения преступления или административного проступка.
7.10. Для принятия решения о возмещении ущерба Обучающимся, его родителями (законными представителями) руководство ВУЗа проводит расследование факта причинения ущерба ВУЗу с целью установления виновности Обучающегося, причин, способствующих причинению ущерба, и размера причиненного ущерба.
7.11. Принятию решения о возмещении ущерба в отношении Обучающегося предшествует получение от виновного лица объяснения в письменной форме. Отказ или уклонение Обучающегося от дачи объяснений не является основанием для освобождения его от имущественной ответственности. В случае отказа или уклонения от дачи письменных объяснений составляется акт.
7.12. Взыскание с виновного Обучающегося, его родителей (законных представителей) суммы причиненного ущерба производится на основании приказа ректора ВУЗа не позднее одного месяца со дня установления факта причинения и виновности Обучающегося. Обучающийся, его родители (законные представители) могут добровольно возместить причиненный ВУЗу ущерб полностью или частично.
С согласия руководства ВУЗа Обучающийся, его родители (законные представители) могут передать ВУЗу в целях возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество своими силами и за свой счет. Если месячный срок истек или Обучающийся, его родители (законные представители) не согласны добровольно возместить причиненный ВУЗу имущественный ущерб, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
7.13. Руководство ВУЗа имеет право, с учетом конкретных обстоятельств,при которых был причинен ущерб, личности виновного, материального состояния частично отказаться от его взыскания.
7.14. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения виновного Обучающегося к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
8. Порядок принятия Правил, внесения в них изменений.
Порядок ознакомления с Правилами
8.1. Настоящие Правила, а также изменения и дополнения к ним утверждаются ректором ВУЗа.
8.2. Руководители структурных подразделений ВУЗа, в том числе приемная комиссия ВУЗа, в обязательном порядке знакомят Обучающихся с настоящими Правилами.
8.3. Настоящие Правила подлежат обязательному размещению на внутреннем сайте ВУЗа.