Причины различных речевых расстройств инструкция выберите один или несколько правильных ответов

Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы — органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

Группа органических причин

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

  • Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными — гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
  • Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы).

    Опасным повреждающим действием на плод обладает цитомегаловирус. Инфицирование этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и самопроизвольному аборту. При сохранении беременности цитомегаловирус вызывает аномалии развития плода. Заражение вирусным гепатитом также представляет большую опасность для плода, так как на всех стадиях беременности может вызывать различные аномалии плода.

  • Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту, антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества — непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.
  • Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) — недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
  • Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. Никотин, являясь основным токсическим компонентом табачного дыма, оказывает отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием тормозятся процессы активной транспортировки аминокислот от матери к плоду. В результате этого нарушаются процессы, связанные с увеличением массы плода (отставание массы тела при доношенной беременности может достигать 300 грамм и более, причем дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка). Кроме того, дети, чьи матери в период беременности продолжали интенсивно курить (более 20 сигарет в день), впоследствии могут быть охарактеризованы как гиперактивные и расторможенные, и зачастую испытывают больше трудностей в учебе.

    Алкоголь и наркотические вещества оказывают отрицательное влияние на развитие плода, а также умственное и физическое развитие новорожденного. При злоупотреблении матерью алкоголем и наркотиками может возникать синдром, характеризующийся множественными аномалиями развития плода и нарушениями физического и психического развития ребенка: нарушениями центральной нервной системы (гипервозбудимости, дискоординации движений, снижении интеллекта), замедлении роста, аномалиями лицевого черепа (удлинение лица, низкий лоб, недоразвитие подбородка, ушных раковин, косоглазия), а также аномалиями внутренних органов и конечностей.

  • Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью. К ним относятся:
    • Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). При употреблении на ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.
    • Ототоксические препараты — антибиотики — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин; диуретики — фуросемид; а также — аспирин, хинин, вызывающие дистрофию слухового нерва с развитием врожденной глухоты.
    • Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан), быстро проникая через плаценту, могут вызвать у плода кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки и внутренние органы.
    • Назначение на ранних сроках беременности антидепрессивных препаратов (имизин, амитриптилин) и транквилизаторов (сибазон, мепротан), приводят к интоксикации плода.
  • Неудачное прерывание данной беременности может повлечь за собой аномалии и пороки развития плода.
  • Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения — ультрафиолетового, ионизирующей радиации). Плод обладает высокой чувствительностью к действию ионизирующих излучений, на ранних сроках беременности они вызывают его гибель или оказывают повреждающее действие на центральную нервную систему, органы зрения и кроветворную систему плода.
  • Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.

В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.

3. Вредности родового периода

  • Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
  • Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.
  • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
  • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:

  • Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
  • Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.
  • Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
  • Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
  • Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.

Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств — эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Следует отметить, что в настоящее время возросло количество детей с нарушением речи. Современные родители в большинстве своем очень осознанные и ответственные. И когда они сталкиваются с такой проблемой, как нарушение звукопроизношения у ребенка, они сразу же задаются вопросом – «А что же послужило причиной этому?».

В этой статье мы поможем родителям разобраться, что может привести к нарушениям речи. Эта информация будет полезна и для тех, кто хотел бы предотвратить возможность возникновения данного отклонения в речевом развитии.

Под причиной речевых нарушений понимается воздействия на организм внешнего (экзогенного), внутреннего (эндогенного) факторов или же их влияние в совокупности, что в итоге определяет специфику речевого расстройства.

Соответственно причины речевых нарушений можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние (эндогенные) причины нарушений речи:

1. Внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развитию плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес.

  • Внутриутробная гипоксия плода. Токсикозы, гестозы беременности, патология плаценты, повышение артериального давления у беременной, а также различные соматические заболевания матери могут стать причиной гипоксии плода.
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы.
  • Несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт или конфликт по группе крови). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество — непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. К асфиксии (или гипоксии) во время родов может привести различная акушерская патология (неправильное предлежание плода, многоплодная беременность, многоводие, преждевременное отхождение околоплодных вод, узкий таз, затяжные или стремительные роды).

3. Употребление алкоголя, наркотических веществ и табачных изделий матерью во время беременности. В науке описан алкогольный эмбриотический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития. Никотин отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте, что приводит к замедлению транспортировки аминокислот от матери к плоду.

4. Работа на вредном производстве (чрезмерные физические нагрузки, контакт с вредными химическими веществами, воздействие ультрафиолетового излучения, ионизирующей радиации).

5. Особенность психического состояния нервной системы матери в период беременности (стресс, длительно текущее депрессивное состояние, нагрузки социального характера, экономические и материальные трудности).

6. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

7. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

Внешние (экзогенные) причины нарушений речи:

  1. Немаловажное значение для развития ребенка имеют социально-бытовые условия, в которых он растет. Неблагоприятные социально-бытовые условия, могут приводить к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
  2. Речь ребенка развивается по подражания. Из-за этого крайне важно, чтоб ребенка окружали люди с правильной речью. И если в семье имеются старшие дети с дефектом звукопроизношения, важно своевременно заняться его исправлением.
  3. Стресс, испуг, психотравмирующая ситуация в семье и другие различные психические травмы могут стать причиной возникновения нарушения речи. Помимо того, что это задерживает развитие речи, в ряде случаев это может приводить и к психогенным речевым расстройствам: мутизм или невротическое заикание.
  4. Сам факт общения имеет большое значение в развитии речи. Ребенку недостаточно просто слышать звуки (телевизор, радио), необходимо именно прямое общение со взрослыми. Важно общаться с ребенком соответственно его возрасту. Если с ребенком первого года жизни нормой является поддерживать эмоциональное общение, то с ребенком по старше (2-3 года) следует переходить уже на предметно-действенное общение. Если же этот переход не осуществляется, то следует задуматься о риске возникновения задержки психо-речевого развития.
  5. Подлаживание взрослых под детскую речь (сюсюкание) является одним из видов неблагоприятного социального воздействия, которое может мешать развитию речи и закреплять неправильное звукопроизношение.

В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.

Вопрос 1

Автор когнитивной теории освоения языка

Выберите один ответ:

a. К. Бюллер

b. А. А. Леонтьев

c. Дж. Грин

d. Ж. Пиаже

Вопрос 2

Автор семиотической теории языкового развития

Выберите один ответ:

a. Ад. Куссмауль

b. И. А. Бодуэн де Куртене

c. А. А. Леонтьев

d. Ж. Пиаже

Вопрос 3

Автор теории врожденных языковых знаний

Выберите один ответ:

a. Л. В. Щерба

b. Л.С. Выготский

c. Н. Хомский

d. Ж. Пиаже

Вопрос 4

Выберите формы речи

Выберите один или несколько ответов:

a. внешняя и внутренняя

b. устная и письменная речь

c. порождение и восприятие речевых сообщений

Вопрос 5

К единицам речи не относится

Выберите один ответ:

a. синтагма

b. текст

c. лексема

d. фонема

e. фраза

f. графема

g. слог

h. морфема

Вопрос 6

К функциям речи не относится

Выберите один ответ:

a. коммуникативная

b. регулятивная

c. психологическая

d. планирующая

e. мыслительная

f. познавательная

g. передачи и хранения информации

h. мировоззренческая

Вопрос 7

Система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслитель¬ной деятельности, способом передачи информации – это

Выберите один ответ:

a. коммуникация

b. речь

c. язык

Вопрос 8

Сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком — это

Выберите один ответ:

a. мышление

b. взаимодействие

c. речь

Вопрос 1

Анатомически представлен гортанью и ее голосовыми складками

Выберите один ответ:

a. фонаторный отдел периферического речевого аппарата

b. дыхательный отдел периферического речевого аппарата

c. артикуляционный отдел периферического речевого аппарата

Вопрос 2

Артикуляционный отдел периферического речевого аппарата представлен

Выберите один ответ:

a. полостью рта, нижней челюстью, языком, губами, глоткой и мягким небом

b. ротовой полостью, нижней и верхней челюстью, языком, губами, глоткой, твердым и мягким небом

c. полостью рта, нижней челюстью, языком, губами, гортанью и ее голосовыми складками

Вопрос 3

Включает большое число последовательных и одновременных раздражителей, которые в конечном итоге создают общую ситуацию для реализации действия

Выберите один ответ:

a. санкционирующая стадия

b. обратная афферентация

c. принятие решения

d. доминирующая мотивация

e. обстановочная афферентация

f. пусковая афферентация

Вопрос 4

На этой стадии происходит выбор ведущей для данного момента «линии поведения»

Выберите один ответ:

a. пусковая афферентация

b. принятие решения

c. санкционирующая стадия

d. доминирующая мотивация

e. обратная афферентация

Вопрос 5

На этой стадии происходит оценка организмом результата своего целенаправленного действия

Выберите один ответ:

a. обратная афферентация

b. принятие решения

c. санкционирующая стадия

d. пусковая афферентация

e. доминирующая мотивация

Вопрос 6

Представляет собой стимул или условный раздражитель

Выберите один ответ:

a. принятие решения

b. пусковая афферентация

c. доминирующая мотивация

d. санкционирующая стадия

e. обратная афферентация

Вопрос 7

Работа периферических органов речи по воспроизведению звуков называется

Выберите один ответ:

a. речевым дыханием

b. синтаксисом

c. фонацией

d. артикуляцией

Вопрос 8

Регулирование активности речевых центров левого полушария, обеспечение помехоустойчивости речевого слуха, интонационные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний связывают с деятельностью

Выберите один ответ:

a. левого полушария

b. правого полушария

c. обоих полушарий

Вопрос 9

Связаны с информацией организма о результатах совершенного действия, которая дает возможность организму оценить степень успеха выполняемого действия

Выберите один ответ:

a. санкционирующая стадия

b. пусковая афферентация

c. обратная афферентация

d. доминирующая мотивация

e. принятие решения

Вопрос 10

Составляет энергетическую основу речи, обеспечивая так называемое речевое дыхание; представлен грудной клеткой, легкими, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы

Выберите один ответ:

a. дыхательный отдел периферического речевого аппарата

b. фонаторный отдел периферического речевого аппарата

c. артикуляционный отдел периферического речевого аппарата

Вопрос 11

Языковые уровни: фонологическая система, морфологический механизм словообразования, синтаксическое структурирование высказывания, кратковременная и долговременная словесная память связывают с деятельностью

Выберите один ответ:

a. правого полушария

b. обоих полушарий

c. левого полушария

Вопрос 1

В результате поэтапного кодирования речевого высказывания осуществляется процесс связи

Выберите один ответ:

a. речи и памяти

b. мышления и внимания

c. мышления и памяти

d. речи и мышления

Вопрос 2

Механизмы осмысления, удержания в памяти и упреждающего анализа и синтеза служат основой для функционирования

Выберите один ответ:

a. речепорождения

b. речевосприятия Х

c. основного операционного механизма речи

d. общефункционального механизма речи

Вопрос 3

Обеспечивает акустическое восприятие звучащей речи, которое осуществляется на основе реализации целого ряда взаимосвязанных операций

Выберите один ответ:

a. сенсомоторный уровень

b. психологический уровень

c. лингвистический уровень

Вопрос 4

Обеспечивает понимание семантического содержания речевого высказывания

Выберите один ответ:

a. лингвистический уровень

b. сенсомоторный уровень

c. психологический уровень

Вопрос 5

Обеспечивает целостное понимание речевого высказывания, его эмоционально-семантического контекста

Выберите один ответ:

a. психологический уровень

b. лингвистический уровень

c. сенсомоторный уровень

Вопрос 6

Основоположником отечественной психолингвистики является

Выберите один ответ:

a. Л.С. Выготский Х

b. Р.Е. Левина

c. А.А. Леонтьев

Вопрос 7

Процесс восприятия речи, который представляет собой ее сенсорное звено

Выберите один ответ:

a. общефункциональный механизм речи

b. речепорождение

c. речевосприятие

d. основной операционный механизм речи

Вопрос 8

Психологический аспект продуцирования речи

Выберите один ответ:

a. речепорождение

b. общефункциональный механизм речи

c. речевосприятие

d. основной операционный механизм речи

Вопрос 9

Реализация процессов кодирования и декодирования речевого высказывания является возможной в результате деятельности

Выберите один ответ:

a. основного операционного механизма речи Х

b. речевосприятия

c. речепорождения

d. общефункционального механизма речи

Вопрос 10

Система отображения представлений об окружающем мире – это

Выберите один ответ:

a. универсальный предметный код

b. универсальный код

c. предметный код Х

Вопрос 11

Согласно концепции внутренней речи (Н.И. Жинкина) язык и мышление

Выберите один ответ:

a. не рассматриваются в данной концепции

b. не являются тождественными

c. тождественны Х

Вопрос 12

Центральным звеном саморегулирующейся системы взаимодействия интеллекта, языка и речи является:

Выберите один ответ:

a. речь

b. внешняя речь

c. внутренняя речь

Вопрос 1

Значительное обогащение словарного фонда; выработка приспособительной громкости произношения; развитие подчиненных сложных словарных цепей или придаточных предложений соответствует следующему периоду

Выберите один ответ:

a. третьему (третий год жизни)

b. четвертому (четвертый год жизни)

c. пятому (пятый год жизни)

d. первому предречевому (первый год жизни)

e. второму – образования речевых звуков и их дифференцировка (второй год жизни)

Вопрос 2

Обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; удлинение и усложнение речевых цепей; число слов в речевых цепях достигает 9 – 10; накопление и автоматизация речевых цепей и формирование более сложных речевых потоков соответствует следующему периоду

Выберите один ответ:

a. пятому (пятый год жизни)

b. первому предречевому (первый год жизни)

c. третьему (третий год жизни)

d. второму – образования речевых звуков и их дифференцировка (второй год жизни)

e. четвертому (четвертый год жизни)

Вопрос 3

Обогащение словарного фонда до 500 слов и больше; образование и автоматизация речевых цепей от двучленных до многочленных шаблонов соответствует следующему периоду

Выберите один ответ:

a. первому предречевому (первый год жизни)

b. пятому (пятый год жизни)

c. третьему (третий год жизни)

d. четвертому (четвертый год жизни)

e. второму – образования речевых звуков и их дифференцировка (второй год жизни)

Вопрос 4

Подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций; образование недифференцированных голосовых шумов и звуков (с 3 до 6 месяцев) соответствует периоду

Выберите один ответ:

a. первому предречевому (первый год жизни)

b. четвертому (четвертый год жизни)

c. пятому (пятый год жизни)

d. третьему (третий год жизни)

e. второму – образования речевых звуков и их дифференцировка (второй год жизни)

Вопрос 5

Синтез слогов (6 – 12 месяцев); опосредование ими внешних раздражителей; синтез слоговых двучленных цепей (9 –12 месяцев) и их автоматизация соответствует следующему периоду

Выберите один ответ:

a. второму – образования речевых звуков и их дифференцировка (второй год жизни)

b. первому предречевому (первый год жизни)

c. третьему (третий год жизни)

d. четвертому (четвертый год жизни)

e. пятому (пятый год жизни)

Вопрос 6

Усвоение родного языка в норме и в условиях патологии в первую очередь связано

Выберите один ответ:

a. с процессом усвоения фонем

b. с процессом построения грамматически оформленных предложений

c. с процессом перевода слов из пассивного словаря в активный

d. с овладением парадигмой глагола

Вопрос 7

Формирование синтаксической структуры предложений связано

Выберите один ответ:

a. с процессом усвоения фонем

b. с процессом построения грамматически оформленных предложений

c. с овладением парадигмой глагола

d. с процессом перевода слов из пассивного словаря в активный

Вопрос 1

Безусловно-рефлекторная реакция на действие сильных внешних и внутренних раздражителей — это

Выберите один ответ:

a. лепет

b. крик

c. слова

d. гуление

Вопрос 2

Гуление появляется

Выберите один ответ:

a. с 10-12 недели жизни

b. в возрасте 12-13 недель

c. на 2-3 месяце жизни

d. в конце 1 месяца

Вопрос 3

Первоначально ребёнок различает наиболее грубо противопоставленные звуки:

Выберите один ответ:

a. свистящие и шипящие согласные

b. сонорные и шумные согласные

c. гласные и согласные

d. ударные и безударные гласные

Вопрос 4

Появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка

Выберите один ответ:

a. к пяти годам

b. к полутора годам

c. к первому году

d. после трех лет

Вопрос 5

Появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель)

Выберите один ответ:

a. после трех лет

b. к полутора годам

c. к пяти годам

d. к первому году

Вопрос 6

Процесс мысленного воссоздания образов звуков речи, которые в данный момент не воздействуют на органы слуха — это

Выберите один ответ:

a. фонематическое восприятие

b. речевой слух

c. фонематический слух

d. фонетический слух

e. фонематическое представление

Вопрос 7

Ребёнок способен различать на слух все звуки речи:

Выберите один ответ:

a. к 5 годам

b. к началу 3 года жизни

c. к началу 2 года жизни

Вопрос 8

Ребенок, не сразу овладевая умением воспроизводить все слоги слова как правило, сохраняет

Выберите один ответ:

a. ударный слог

b. заударный слог

c. предударный слог

Вопрос 9

Тонкий, систематизированный слух, позволяющий дифференцировать фонемы родного языка, и направленный на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами — это

Выберите один ответ:

a. речевой слух

b. фонематический слух

c. фонематическое восприятие

d. фонетический слух

e. фонематическое представление

Вопрос 10

Умственные действия по установлению наличия определённых фонем в слове, по определению количества и порядка фонем слова посредством операций фонематического анализа и синтеза – это

Выберите один ответ:

a. фонематический слух

b. фонематическое восприятие

c. фонематическое представление

d. фонетический слух

e. речевой слух

Вопрос 1

В возрасте от 1 го¬да 8 месяцев до 1 года 10 месяцев (по А.Н. Гвоздеву) в предложениях

Выберите один ответ:

a. грамматическая связь между словами отсутствует

b. грамматическая связь между словами носит случайный характер

c. грамматическая связь присутствует между главными членами предложения

Вопрос 2

В возрасте от 2 лет 1 месяца до 2 лет 6 месяцев в речи ребёнка появляются некоторые семантически простые предлоги: «в», «на», «у», «с»,

Выберите один ответ:

a. они соотнесены с соответствующими падежными окончаниями

b. но их употребление не всегда соответствует языковой норме

c. их употребление полностью соответствует норме языка

Вопрос 3

В период предложений, состоящих из аморф¬ных слов-корней, на этапе однословного предложения (от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.)

Выберите один ответ:

a. в различных предложениях слово-корень используется в одинаковом звуковом оформлении, без изменения

b. в различных предложениях слово-корень используется с учётом грамматической формы

c. в различных предложениях слово-корень используется в различном звуковом оформлении Х

Вопрос 4

Дети усваивают слова, соот¬нося название только с конкретным предметом. Это соответствует (по Л. П. Федоренко):

Выберите один ответ:

a. первой степени обобщения

b. второй степени обобщения

c. нулевой стадии обобщения

Вопрос 5

На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывают влияние

Выберите один или несколько ответов:

a. интонация

b. жест

c. мимика

d. наличие распознаваемых звуков

e. ситуация

Вопрос 6

Номинативная единица языка, которая служит названием предмета, его признака и действия — это

Выберите один ответ:

a. морфема

b. слово

c. грамматическая категория

d. фонема

Вопрос 7

Переход от дознакового общения к знаковому — это переход

Выберите один ответ:

a. от крика к гулению

b. от гуления к лепету

c. от лепета к словесной речи

d. от внешней к внутренней речи

Вопрос 8

Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней — это

Выберите один ответ:

a. I период формирования грамматического строя

b. II период формирования грамматического строя

c. III период формирования грамматического строя

Вопрос 9

Самые первые слова это:

Выберите один ответ:

a. глаголы

b. имена прилагательные

c. имена существительные

d. наречия

Вопрос 10

Три периода формирования грам¬матического строя речи описал:

Выберите один ответ:

a. Д.Б. Эльконин

b. Т.Н. Ушакова

c. А.Н. Гвоздев

d. A.M. Шахнарович

Вопрос 1

Для какой формы ЗРР характерно следующее: «Все этапы раннего речевого развития ребёнок проходит в более поздние сроки, но впоследствии к 4-5 годам его речевое развитие соответствует возрастной норме»?

Выберите один ответ:

a. задержка речевого развития, обусловленная педагогической запущенностью

b. задержка речевого развития конституционального характера

c. задержка речевого развития, обусловленная соматической ослабленностью

Вопрос 2

Для какой формы ЗРР характерно следующее: «Гуление и лепет появляются в обычные сроки, но несколько задерживается накопление словаря и появление фразовой речи. Раннее психомоторное развитие обычно соответствует возрасту. Интеллектуальное развитие в норме. С началом коррекционной работы или посещения ДОУ речь быстро развивается»?

Выберите один ответ:

a. задержка речевого развития, обусловленная педагогической запущенностью

b. задержка речевого развития, обусловленная соматической ослабленностью

c. задержка речевого развития конституционального характера

Вопрос 3

Для какой формы ЗРР характерно следующее: «Отмечается нарушение речевого онтогенеза, которое может быть на этапах позднего лепета, первых слов и фразовой речи. В связи с каким-либо соматическим заболеванием на любом из этих этапов ребёнок может некоторое время молчать, после выздоровления речь бурно развивается. Раннее психомоторное и интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме»?

Выберите один ответ:

a. задержка речевого развития, обусловленная педагогической запущенностью

b. задержка речевого развития конституционального характера

c. задержка речевого развития, обусловленная соматической ослабленностью

Вопрос 4

Задержки речевого развития алалического характера и задержки речевого развития дизартрического характера относятся к:

Выберите один ответ:

a. органическим задержкам речевого развития

b. функциональным задержкам речевого развития

Вопрос 5

Задержки речевого развития конституционального характера относятся к:

Выберите один ответ:

a. функциональным задержкам речевого развития

b. органическим задержкам речевого развития

Вопрос 6

Задержки речевого развития, обусловленные соматической ослабленностью, относятся к:

Выберите один ответ:

a. органическим задержкам речевого развития

b. функциональным задержкам речевого развития

Вопрос 7

Замедлением темпа речевого развития, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка, характеризуются:

Выберите один ответ:

a. органические задержки речевого развития

b. функциональные задержки речевого развития

Вопрос 8

Термин «параалалия» для обозначения отставания в развитии речи использовал(а):

Выберите один ответ:

a. И.Б. Карелина

b. В.А. Ковшиков

c. Е.Ф. Соботович

d. М. Критчли

Вопрос 9

Четыре варианта атипичного формирования речи в онтогенезе, определяемые как необычные формы развития речи, но не как патология, приводит:

Выберите один ответ:

a. М. Критчли

b. Е.Ф. Соботович

c. И.Б. Карелина

d. В.А. Ковшиков

Вопрос 1

Для детей с первым уровнем речевого развития характерно

Выберите один ответ:

a. уже сформированная фразовая речь с немногочисленными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития

b. осуществление общения посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного, словарного запаса общеупотребительных слов

c. лепетная речь или даже ее полное отсутствие

Вопрос 2

Для детей с третьим уровнем речевого развития характерно

Выберите один ответ:

a. осуществление общения посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного, словарного запаса общеупотребительных слов

b. лепетная речь или даже ее полное отсутствие

c. уже сформированная фразовая речь с немногочисленными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития

Вопрос 3

Для детей со вторым уровнем речевого развития характерно

Выберите один ответ:

a. осуществление общения посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного, словарного запаса общеупотребительных слов

b. уже сформированная фразовая речь с немногочисленными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития

c. лепетная речь или даже ее полное отсутствие

Вопрос 4

Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, при нормальном слухе и интеллекте, называется

Выберите один ответ:

a. неярко выраженным общим недоразвитием речи

b. фонетическим нарушением речи

c. фонетико-фонематическим недоразвитием речи

d. общим недоразвитием речи

Вопрос 5

При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются

Выберите один ответ:

a. несформированность произношения звуков

b. аграмматизмы

c. искажения структуры предложения

Вопрос 6

Различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте, характеризуются как

Выберите один ответ:

a. фонетико-фонематическое недоразвитие речи

b. неярко выраженное общее недоразвитие речи

c. общее недоразвитие речи

d. фонетическое нарушение речи

Вопрос 7

Сколько уровней речевого развития выделяют на современном этапе?

Выберите один ответ:

a. три

b. два

c. четыре

Вопрос 1

В системе психопрофилактических мер существенное значение имеет генетическое консультирование, которое предполагает

Выберите один или несколько ответов:

a. прогноз тяжести заболевания и риска его повторного возникновения

b. коррекцию последствий генетических заболеваний

c. выяснение последствий генетических заболеваний в семье

d. уточнение способов профилактики и её оптимальной коррекции

Вопрос 2

В той или иной мере умственное развитие в целом ограничивают такие тяжёлые нарушения речи как

Выберите один или несколько ответов:

a. алалия

b. дисфония

c. дислалия

d. афазия

Вопрос 3

Для организации рациональных методов профилактического педагогического воздействия имеет значение

Выберите один ответ:

a. знание возрастных особенностей становления речевой функции

b. знание возрастных особенностей психики в целом

c. знание возрастных особенностей становления речевой функции и психики в целом

Вопрос 4

Если ребёнок усваивает две языковые системы на раннем этапе развития речи,

Выберите один или несколько ответов:

a. то его речь будет отличаться особой мелодичностью

b. то его речь может развиваться медленнее

c. то могут появляться многочисленные итерации

d. то его речь может развиваться быстрее

Вопрос 5

Логопеду необходимо усилить психотерапевтический акцент в профилактической работе, если у заикающегося имеются

Выберите один или несколько ответов:

a. пассивное отношение к речевому дефекту

b. соматические заболевания

c. страх речи

d. личностные переживания, связанные с наличием речевого дефекта

e. уход от речевой ситуации

Вопрос 6

Основным направлением третичной профилактики нарушений речи является

Выберите один ответ:

a. глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого учащегося, страдающего тяжелым нарушением речи

b. оформление инвалидности

c. предоставление неограниченного выбора профессий учащемуся, страдающему тяжелым нарушением речи

Вопрос 7

Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии –

Выберите один ответ:

a. третичная профилактика

b. первичная профилактика

c. вторичная профилактика

Вопрос 8

Предупреждение речевых нарушений –

Выберите один ответ:

a. вторичная профилактика

b. третичная профилактика

c. первичная профилактика

Вопрос 9

Текст вопроса

Социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, –

Выберите один ответ:

a. вторичная профилактика

b. третичная профилактика

c. первичная профилактика

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Дизартрия – это:

Выберите один ответ:

a. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннерва¬ции речевого аппарата

b. нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

c. нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата 

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Дислалия – это:

Выберите один ответ:

a. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннерва¬ции речевого аппарата 

b. нарушение звукопроизношения при анатомо-физиологических дефектах речевого аппарата

c. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нарушении иннервации речевого аппарата

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Заикание – это:

Выберите один ответ:

a. нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

b. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннерва¬ции речевого аппарата

c. нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

d. нарушение темпо-ритмической организа¬ции речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата 

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К этой форме дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи:

Выберите один ответ:

a. акустико-фонематическая дислалия 

b. артикуляторно-фонематическая дислалия

c. артикуляторно-фонетическая дислалия

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К этой форме дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями:

Выберите один ответ:

a. артикуляторно-фонематическая дислалия

b. артикуляторно-фонетическая дислалия 

c. акустико-фонематическая дислалия

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К этой форме дислалии относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи:

Выберите один ответ:

a. артикуляторно-фонетическая дислалия

b. акустико-фонематическая дислалия

c. артикуляторно-фонематическая дислалия 

Вопрос 7

Неверно

Баллов: 0,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениям, коррекцию дыхания и личности обучающегося, называется:

Выберите один ответ:

a. фонетика

b. логопедия 

c. афония

d. фонастения

e. фонопедия

Вопрос 8

Неверно

Баллов: 0,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Патологии голоса, которые не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани:

Выберите один ответ:

a. гипертонусные (спастические) нарушения голоса

b. функциональные нарушения голоса

c. фонастения

d. органические нарушения голоса 

e. гипотонусная дисфония (афония)

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ринолалия – это:

Выберите один ответ:

a. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннерва¬ции речевого аппарата

b. нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата 

c. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нарушении иннервации речевого аппарата

Вопрос 10

Неверно

Баллов: 0,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Форма дизартрии, которая возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола:

Выберите один ответ:

a. экстрапирамидная дизартрия

b. псевдобульбарная дизартрия

c. корковая дизартрия 

d. мозжечковая дизартрия

e. бульбарная дизартрия

Вопрос 11

Неверно

Баллов: 0,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Форма ринолалии, которая объясняется недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией, часто после удаления аденоидных разращений:

Выберите один ответ:

a. функциональная закрытая ринолалия

b. органическая открытая ринолалия

c. органическая закрытая ринолалия 

d. функциональная открытая ринолалия

Вопрос 12

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса – это:

Выберите один ответ:

a. мутация

b. фонопедия

c. фонетика

d. афония

e. дисфония 

Речь – одна из главных когнитивных способностей, делающая человека биосоциальным существом. Её нарушение вызывает серьёзные проблемы в коммуникации, профессиональной деятельности, быту. Нарушения речи — симптом тяжелых неврологических патологий, такие расстройства в основном указывают на повреждение головного мозга или дегенеративное заболевание. Поэтому крайне опасно игнорировать первые проявления речевых нарушений у себя или близких.

Существует множество причин нарушений речи. В данной ситуации необходимо правильно и своевременно провести диагностику, поставить диагноз и назначить лечение. Приглашаем вас в «Медицинский центр Да!», где работают опытные врачи неврологи. Наши специалисты проведут полный неврологический осмотр, поставят диагноз и подберут лучшие варианты терапии.

Что такое речь

Речь – способность выражения своих мыслей и эмоций, влияющая не только на общение, но и на формирование личностного мировоззрения и сознания.  Речь имеет устную, письменную формы и форму проговаривания про себя (как говорят, «в голове»).

За создание речи в организме отвечает артикуляционный аппарат. Его основные компоненты:

  • губы;
  • язык – массивный мышечный орган, главный в артикуляции;
  • челюсти;
  • зубы;
  • мягкое и твёрдое нёбо;
  • носоглотка;
  • гортань с голосовыми связками, представляющими собой складки слизистой оболочки гортани.

Мышление и речь контролируются мозгом. Главные области, ответственные за это у левшей находятся в правом полушарии, у правшей – в левом. Включают в себя соседствующие друг с другом:

  • двигательный речевой центр – отвечает за функциональность артикуляционного аппарата;
  • чувствительный речевой центр – отвечает за расшифровку звуков, поступающих через уши;
  • участки, координирующее слух и помогающие понимать речь окружающих людей.

Благодаря связи нервной системы со всеми другими системами организма импульсы, сформированные в областях, контролирующих речь, идут по нервам к артикуляционным, дыхательным и голосовым мышцам.

Процесс извлечения звуков – артикуляция:

  1. звук при выдохе проходит по верхним дыхательным путям через голосовые складки;
  2. голосовые связки пропускают вибрацию и воздух в глотку, полости носа и рта.
  3. мягкое нёбо, мышцы языка и губ складываются необходимым образом и рождается слово.

У людей, чья жизнь связана с частым разговором, вырабатывается условный рефлекс, ускоряющий процесс словотворения: мышцы помнят, как складываться для воспроизведения того или иного звука. При изучении иностранных слов органы речевого аппарата перестраиваются, что и объясняет наличие акцента у иностранцев.

Неврологические причины расстройств речи

У взрослых пациентов расстройство речи возникает в основном вследствие повреждения речевых центров в головном мозге.

Основные причины:

  • Травмы головы. Могут вызывать смещение, сдавление структур мозга;
  • Нейрохирургические операции. Способны вызвать временные или постоянные нарушения речи;
  • Ишемический инсульт (инфаркт мозга). Процесс отмирания участков головного мозга вследствие его недостаточного кровоснабжения;
  • Геморрагический инсульт. Спонтанное кровоизлияние в черепную полость, вызванное разрывом стенок местных кровеносных сосудов или выходом кровяных элементов через стенки ослабленных капилляров, венул (мелкие вены);
  • Опухоли головного мозга. Новообразования в головном мозге, сдавливающие и поражающие (в случае злокачественных форм) локальные структуры;
  • Аневризма сосуда головного мозга. Патологическое расширение просвета мозговых артерий;
  • Нейроинфекции. Инфекционное заболевания, вызванной бактериями, вирусами, грибками или простейшими, с локализацией возбудителя в ЦНС (центральной нервной системе);
  • Болезнь Паркинсона. Медленно прогрессирующая неврологическая болезнь, проявляющаяся в основном двигательными нарушениями;
  • Болезнь Альцгеймера. Нейродегенеративное заболевание, возникающее у пациентов в среднем старше 50-ти лет и связанное с прогрессирующим ухудшением когнитивных способностей. Является наиболее распространённой формой деменции (приобретённого слабоумия);
  • Сосудистая деменция (ВаД). Форма приобретённого слабоумия, вызванная нарушением притока крови к мозгу и приводящая к постепенному ухудшению когнитивных способностей;
  • Эпилепсия. Заболевание головного мозга, проявляющееся внезапными повторяющимися приступами психических, мыслительных, чувствительных и двигательных нарушений;
  • Болезнь (хорея) Гентингтона. Наследственное заболевание с характерным прогрессированием    дегенерации нейронов коры и подкорковых ядер головного мозга;
  • Боковой амиотрофический склероз. Заболевание, связанное с поражением и последующей гибелью клеток центральной нервной системы (ЦНС), ответственных за движение мышц (в том числе речевого аппарата).

Нарушению речи подвержены пациенты, страдающие наркоманией и алкоголизмом. Это связано с токсическим повреждением клеток головного мозга.

Базовые факторы, благоприятствующие неврологическим заболеваниям, вызывающим нарушение речи:

  • гормональные нарушения, сбои;
  • инфекции;
  • нарушения обмена веществ;
  • радиация;
  • мутации;
  • инфекционные заражения;
  • травмы;
  • приём некоторых медикаментов;
  • отравление токсинами
  • снижение иммунитета;
  • частые стрессы;
  • умственное или физическое переутомление;
  • продолжительная кома;
  • неправильное питание;
  • недосыпания;
  • психологические травмы;
  • плохая экология.

Формы речевых нарушений

В медицине выделяют следующие формы нарушений речи: дизартрия, афазия, дисфония, афония, олигофазия, мутизм, логоневроз, гнусавость, дислалия, нарушения темпа.

Дизартрия – нарушение связи нервов мускулатуры речевого аппарата с головным мозгом, для которого характерна потеря членораздельности и внятности речи. Как правило, возникает вследствие инсульта, роста опухоли, интоксикации.

Афазия – поражение речевых зон коры головного мозга. Различают:

  1. Моторную – вызвана поражением зоны Брока. Понимание речи возможно, но произношение очень сильно затруднено. Часто сопровождается двигательными нарушениями;
  2. Сенсорную – спровоцирована поражением извилин височной доли. Нет понимания адресованной речи. Пациент произносит или записывает лишённый смысла набор слов;
  3. Акустико-мнестическую – характерны скудный набор слов и лишённые весомой смысловой нагрузки размышления (наподобие разговора ребёнка). Так, в частности, проявляется болезнь Альцгеймера;
  4. Тотальную – возникает на фоне мозгового инфаркта с параличом. Представляет из себя бессвязную мычащую речь.

Дисфония – потеря звучности речи. В основном появляется из-за перенапряжения голосовых связок.

Афония – отсутствие голоса, развивающееся вследжстви5 патологий голосовых связок.

Олигофазия – односложная немногословная речь. Обычное явление после эпилептических припадков;

Мутизм –полное молчание, вызванное психологической травмой или поражением мозга.

Логоневроз – научное название заикания. В основе лежит неврологическое заболевание. Усугубляется волнением.

Гнусавость – следствие нарушений в работе речевого аппарата или заложенности носа.

Дислалия (косноязычие) – невнятная и нечёткая речь, для которой характерно «проглатывание» слогов и целых слов;

Ускоренный или замедленный темп (норма – 10-15 слов в минуту).

Среди нарушений письменной речи выделяют:

  • Дислексию – нарушение, связанное с трудностями при прочтении текстов, соотношении букв, произношении слов;
  • Дисграфию – нарушение, проявляющееся трудностями письма.

Продолжение статьи

  • Расстройства речи при неврологических заболеваниях — причины, виды нарушений речи.
  • Диагностика и лечение расстройств речи в неврологии.

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) видел причину ряда речевых нарушений, в частности заикания, в поражении мозга. Другой греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушении последнего.

Таким образом, уже в исследованиях античных учёных наметились два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившие от Гиппократа, ведущую роль в возникновении речевых нарушений, отдавало поражениям головного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, — нарушениям периферического речевого аппарата. На последующих этапах изучения этиологии речевых нарушений сохранились эти две точки зрения. Эти выводы были подтверждены подлинно научными фактами. Мозг специализирован для речи. В 1861 г французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи. Поле находится в складках лобной доли. Область Брока контролирует поток слов от мозга ко рту. Каждую минуту две сотни слогов четко синхронизируют нашу речь. Когда слова услышаны, звуки доходят до слуховой области коры, откуда переходят в виде неврологического кода к соседней области Вернике (открытие сделано Вернике в 1874 г). Эта область находится в левой височной доле и делает нас способными понимать речь.

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Остановлюсь подробно на каждой группе причин.

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию (воздействие в период внутриутробного развития). Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах. Такие поражения нервной системы ребёнка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. Сюда относятся:

1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания диабет, гипотония, положительная антиглобулиновая проба, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.

2. Отягащенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).

3. Аллергии матери.

4. Перенесенные переливания крови.

5 Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество — непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

7. Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).

8. Курение во время беременности, употребление алкоголя. В настоящее время изучена клиническая картина различных нарушений развития плода и ребёнка алкогольно — эмбрионопатического генеза (происхождения), сочетающаяся с нарушениями речи. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи, описан алкогольный эмбрионопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.

9. Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов (до конца 37 недели беременности), осложненных родов (кесарева сечения), 2 и более выкидышей (абортов).

10. Короткий промежуток между двумя беременностями (менее 1 года).

11. Маленький рост будущей матери.

12. Аномалии скелета (нарушение осанки матери). При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому же тонус матки, а она ведь тоже состоит из мышц, понижен или повышен. Матка иннервируется из спинномозговых сегментов на пояснично-крестцовом уровне. Это приводит к слабости родовой деятельности.

13. Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.

14. Особые психические нагрузки (семейного или профессионального характера), нагрузки социального характера (экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).

Основные причины повреждения нервной системы — гипоксия и родовая травма.

Дорогие мои читатели, отнеситесь внимательно к тому, что написано, от понимания ниже прочитанного зависит здоровье вашего ребенка, его успехи в обучении!

Гипоксия — это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.

Причиной гипоксии плода могут быть:

— пороки сердца у матери;

— бронхиты, связанные с курением во время беременности;

— ранние токсикозы (от 4 недель до 4 месяцев);

— гистозы;

— патология пуповины, узлы на ней, слишком короткая пуповина.

Гипоксия развивается и в том случае, если мать страдает анемией (низкий гемоглобин).

В результате развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода уже значительно нарушается созревание структур головного мозга. Происходит это по следующей причине. Представьте себе роды. Матка стремительно выталкивает тело ребёнка, туловище толкает перед собой массивную голову, которая раздвигает родовые пути, при этом толкает-то при помощи слабой, неразвитой шейки — ведь ребёнок научится держать голову, на этой шейке спустя недели. Давление на шею, на шейные позвонки достигает нескольких десятков килограммов. А в шейных позвонках проходят необычайно важные позвоночные артерии, которые снабжают кровью мозг. Под давлением позвонки ротируют, смещаются влево-вправо, задевают нежную артерию. Отсюда — спазм артерии. В итоге — мозг на голодном пайке. Даже при кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают нарушения мозгового кровообращения. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния приводят к резким нарушениям мозгового кровообращения, к гибели нервных клеток, отвечающих за речь, внимание, поведение. У недоношенных детей гипоксические повреждения захватывают, в основном, подкорковые структуры мозга. У детей, родившихся в срок, чаще всего поражается кора головного мозга. Такие повреждения часто становятся своего рода переходным этапом между острым и хроническим поражением мозга и составляют основу легкой дисфункции мозга.

Родовая травма — это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Во время родов страдает позвоночник и, в первую очередь, его шейный отдел. Даже в процессе нормальных родов при прохождении ребенка через родовые пути происходит переразгибание головки в шейном отделе, соскальзывание затылочной кости по отношению к 1-му шейному позвонку. В результате возможно патологическое смещение 2-х первых шейных позвонков по отношению друг к другу или состояние подвывиха. Травмируется система позвоночных артерий, по которым получает кровь ствол и другие отделы мозг. Возникает хроническая ишемия-недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и расстраиваются функции головного мозга. А в результате страдают те его структуры, которые отвечают за речь, внимание, поведение, эмоции.

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического развития.

Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

В заключение хочу сделать вывод: любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Дорогие читатели! Призываю вас (особенно будущих мам) обращать внимание на любые мелочи, которые на самом деле могут свидетельствовать о серьёзных проблемах.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Это тоже интересно:

  • Прически с косами на длинные волосы инструкция
  • Прически для девочек в садик на каждый день пошаговая инструкция фото
  • Прически на средние волосы на выпускной детского сада пошаговая инструкция
  • Прическа пучок на длинные волосы пошаговая инструкция с фото
  • Прическа на средние волосы своими руками пошаговая инструкция фото

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии