Официальное опубликование правовых актов
ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ
-
- Сегодня
- Неделя
- Месяц
- ПОИСК
- КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.12.2019 № 321
«О внесении изменений в приказ Минюста России от 13.01.2006 № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы»
(Зарегистрирован 23.01.2020 № 57240)
Номер опубликования: 0001202001230039
Дата опубликования:
23.01.2020
Страница №1 из 4: |
|
Отправить документ
Вопросы деятельности исправительных учреждений
Вопросы деятельности исправительных учреждений регламентируют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16.12.2016 №295 (далее – ПВР ИУ).
Согласно Приложению №1 ПВР ИУ общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, за исключением находящихся на складе ИУ, не может превышать 36 кг.
В соответствии с п. 3 примечания к Приложению №1 ПВР ИУ количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей. Кроме того, согласно п. 6 примечания к Приложению №1 к ПВР ИУ «Перечень продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы».
В целях упорядочения учета личных вещей осужденных, недопущения их отчуждения друг другу, исходя из имеющихся помещений для хранения продуктов питания в исправительных учреждениях, с учетом требований ПВР ИУ, предписаний санитарно-эпидемиологической службы, начальниками учреждений УФСИН России по Республике Коми были изданы соответствующие приказы, с которыми можно ознакомиться здесь.
При поступлении в адрес осужденного посылки, передачи либо бандероли проверяется соответствие количества присланного требованиям приказа по ограничению. Выявленные излишки осужденному не выдаются,
а передаются на склад для хранения в соответствии с требованиями п. 53 ПВР ИУ. Если хранящиеся на складе вещи понадобятся осужденным и не будут излишними, они с учетом требований приказов начальников ИУ могут выдаваться владельцам.
Вместе с тем, оборудование складских помещений исправительных учреждений не позволяет обеспечить длительное хранение продуктов питания, в связи, с чем большинство из них подлежит уничтожению в установленном законом порядке.
На основании вышеизложенного, убедительная просьба не присылать в посылках, и не передавать в передачах вещи, предметы, продукты питания свыше норм указанных в приказах начальников ИУ об установлении количества вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе которые осужденные могут иметь при себе.
Питание спецконтингента в учреждениях УФСИН России по Республике Коми осуществляется в строгом соответствии Приказу Минюста России «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспе6чения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» от 02.08.2005 № 125.
Данным приказом утверждены:
— минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение 1); — норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение 2); — норма питания для осужденных к лишению свободы несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение 3);
— норма питания для больных осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся на стационарном лечении в лечебных учреждениях исправительных колоний, тюрем и следственных изоляторов Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение 4);
— минимальная норма материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение 5);
— норма индивидуального рациона питания для осужденных к лишению свободы, а также для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при их этапировании, нахождении в судах (приложение 6);
— норма для осуществления принудительного питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение 7);
— нормы замены продуктов при выдаче их по нормам питания для осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (приложение N 8).
Приложения к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 02.08.2005 N 125.
Обеспечение вещевым имуществом спецконтингента в УФСИН России по Республике Коми осуществляется в строгом соответствии Приказу Минюста России «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» от 03.12.2013 № 216.
Данным приказом утверждены:
— нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 1);
— нормы вещевого довольствия отбывающих наказание в виде лишения свободы женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, содержащихся в родильных отделениях при исправительных учреждениях или имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях (приложение N 2);
— порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 3);
— описание предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 4);
— описание предметов вещевого довольствия осужденных к принудительным работам (приложение N 5);
— правила ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях (приложение N 6).
Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 1 к Приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216).
Порядок предоставления, прекращения свиданий, проведения досмотра граждан, прибывших на свидания, их вещей, проведения проверок осужденных, правилах поведения граждан и осужденных в указанных помещениях.
Заявление на передачу для заключенного под стражу
Образец заявления на предоставление свидания (краткосрочное, длительное)
Примечания:
1. В каждом исправительном учреждении УФСИН России по Республике Коми у граждан есть возможность ознакомиться с образцом написания заявлений в помещениях для приёма передач осужденным, комнатах ожидания и других местах.
2. Осуществляется приём только тех заявлений, оформление которых соответствует образцу.
Порядок приема лекарственных средств и предметов медицинского назначения от родственников осужденных
Лекарственные средства принимаются только:
1. После согласования вопроса их получения с лечащим врачом.
2. На основании медицинского заключения.
3. При отсутсвии аналогичных лекарственных средств в медицинской части ИУ.
Лекарственные средства направляются в исправительое учреждение отдельной посылкой или бандеролью с надписью «Медицинская», или отдельной передачей.
Вложение лекарственных средств в обычную посылку, передачу или бандероль, содержащую продукты питания или предметы первой необходимости, не допускается. В случае поступления в учреждение лекарственных средств с продуктами питания или без медицинского заключения, лекарственные средства в медициснкую часть не принимаются.
К лекарственным средствам в обязательном порядке необходимо приобщать:
— копии документов, подтверждающих качество товара (сертификат соответсвия, выдается в аптеке);
— товарный чек аптечной организации, продавшей лекарственные средства.
Лекарственные средства, требующие особых условий хранения и транспортировки (температура, влажность), принимаются только при документальном подтверждении соблюдения условий транспортировки.
Информация о переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое
Данилин Е.М., Затонский В.А.
Что надо знать родственникам осужденных: Библиотека первой помощи
М.: НИИ ФСИН России, 2010.
Правовое положение осужденных
Архив УФСИН России по Республике Коми
К вопросу об оказании помощи осужденным в трудовом и бытовом устройстве
- Ефименок Е.С.
Вологодский институт права и экономики ФСИН России
NovaInfo 62, с.251-255, скачать PDF
Опубликовано 9 марта 2017
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 4
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы оказания помощи осужденным в трудовом и бытовом устройстве, специфика освобождения различных категорий осужденных, некоторые недостатки в организации такой помощи.
Ключевые слова
ОБЯЗАННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ, ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ОСВОБОЖДАЮЩИЕСЯ ОСУЖДЕННЫЕ, ТРУДОВОЕ УСТРОЙСТВО, БЫТОВОЕ УСТРОЙСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННОГО
Текст научной работы
Среди средств дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности огромное значение имеет освобождение от дальнейшего отбывания наказания, применение которого призвано сбалансировать уголовно-правовую политику путем стимулирования положительного постпенитенциарного поведения и, тем самым, сокращения количества лиц, отбывающих наказание, особенно лишение свободы. Основания для освобождения могут быть разные, а проблемы, связанные с подготовкой осужденного к выходу на свободу одни.
В соответствии со статьей 182 УИК РФ осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами.
Осужденный вправе по своему усмотрению избрать место жительства после освобождения. Администрация исправительного учреждения обязана в письменном виде запросить осужденного, какое место жительства он изберет после освобождения. При этом в обязанности администрации исправительного учреждения входит разъяснение осужденному, что в отдельных крупных городах, например в Москве, установлены ограничения на регистрацию вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости и касаются всех граждан.
Согласно Инструкции «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» по избранному осужденным месту жительства администрацией исправительного учреждения направляются запросы в орган внутренних дел о возможности проживания по указанному адресу. Также администрация направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.
В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях (п. 10 Инструкции). В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.
В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации исправительного учреждения.
В том случае, если человек до ареста проживал в каком-либо городе, он имеет право на возвращение в этот город, независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей, основания освобождения и т.п.
В случае поступления от осужденного просьбы об оказании ему содействия в трудовом или бытовом устройстве направляются соответствующие запросы, при отсутствии необходимости в оказании содействия — направляются сообщения.
В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения. В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.
За 30 дней до окончания срока отбывания наказания, а при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы внутренних дел направляются письма-сообщения. Учет осужденных, срок лишения свободы которых истекает через 6 месяцев, ведется в специальном журнале. Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных.
При освобождении из мест лишения свободы осужденному, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдается соответствующее письмо в службу занятости, предприятие или организацию.
С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы. Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками ИУ. Выясняется возможность регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по избираемому ими месту жительства.
В случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства родственников.
В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе малолетних детей, больных острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскими работниками ИУ оказывают содействие в помещении таких детей в учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения по избранному ими месту жительства.
Осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ.
Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц. Родственникам либо иным лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства. Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью.
В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в установленном порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства. Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии.
Для предварительного решения вопросов бытового и трудового устройства после освобождения осужденному может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительного учреждения продолжительностью до семи суток (п. «а» ст. 97 УИК РФ). Однако разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается начальником исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока и личности и поведения осужденного.
Расходы осужденного в связи с выездом за пределы исправительного учреждения оплачиваются им из собственных средств. Проездные билеты осужденный приобретает самостоятельно, в необходимых случаях администрация учреждения может оказать ему в этом содействие.
Даже отбывая наказание в исправительном учреждении, осужденный не утрачивает право на получение информации, поэтому может обращаться за информацией по интересующим его вопросам в соответствующие инстанции. Важно только знать, в какой орган власти, к какому должностному лицу, и по какому адресу следует обратиться. В этом могут помочь родственники, друзья, знакомые. Задача специалистов по социальной работе в этом случае опять же сводится к содействию в поддержании и налаживанию контактов осужденного.
А.Т. Самогов считает, что в настоящее время меры по улучшению работы по трудовому и бытовому устройству лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, крайне неэффективны, так как не учитывают ситуацию на рынке. Недостатки в трудовом и бытовом устройстве освобождающихся осужденных, а также оказании им иных видов социальной помощи в настоящее время объясняются упущениями как в правовом регулировании этого процесса, так и его организации, в частности, отсутствием механизма четко согласованных действий администрации исправительных учреждений и государственных органов, общественных объединений (организаций) и трудовых коллективов.
Таким образом, осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство. Осужденный сам выбирает место жительства после освобождения и по этому адресу администрация исправительного учреждения должна направить запрос в полицию о возможности проживания там. В случае невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству по желанию осужденного принимает меры по разрешению этих вопросов, в том числе и вопросы трудоустройства.
Читайте также
-
Физическая культура и спорт в системе высшего образования
- Хисматуллина Н.Н.
- Ермолаев А.П.
Тема, касающаяся физической культуры и спорта в системе высшего образования, является одной из главных в современном обществе. Мнения на счет необходимости данного вида занятий на этом этапе обучения существенно расходятся. В статье рассмотрены причины и задачи, которые выполняет физическая культура и спорт в ВУЗах.
NovaInfo 78, с.209-212, 1 февраля 2018, Педагогические науки -
- Атамирзаев И.Х.
-
Криминалистическая профилактика предупреждения дорожно-транспортных происшествий
- Кошкин А.А.
В статье анализируются причины дорожно-транспортных происшествий и профилактические шаги по их предупреждению, как одной из задач государственной программы по повышению безопасности дорожного движения.
NovaInfo 77, с.274-277, 23 января 2018, Юридические науки -
Общая характеристика индивидуального служебного спора
- Парфёнова О.Н.
В данной статье рассмотрены основные положения, касающиеся регулирования индивидуального служебного спора, произведен анализ соотношения индивидуального служебного спора и индивидуального трудового спора.
NovaInfo 77, с.269-274, 23 января 2018, Юридические науки -
Проблемы трудового воспитания осужденных
- Санташова Л.Л.
- Колтушкина Н.И.
В статье рассматриваются проблемы трудового воспитания осужденных, автором приводятся статистические данные, анализируются проблемы привлечения к труду осужденных и возможные пути решения.
NovaInfo 62, с.247-251, 9 марта 2017, Юридические науки
Список литературы
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. 1997. 16 января.
- Приказ Минюста РФ от 13.01.2006 № 2 (ред. от 08.09.2006) «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. 13 февраля.
- Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник / М., 2008. С.65.
- Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций /М., 2010. С.150.
- Бриллиантов А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: учебник / М., 2007. С.205.
- Уголовно-исполнительное право: учебник / В. М. Анисимков и др. — Ростов-на-Дону, 2008. С.302.
- Самогов А.Т. Правовое регулирование трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений и оказания им других видов социальной помощи: Дис. … канд. юрид. наук / А.Т. Самогов. — Рязань, 2006. С. 21.
Цитировать
Санташова, Л.Л. К вопросу об оказании помощи осужденным в трудовом и бытовом устройстве / Л.Л. Санташова, Е.С. Ефименок. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 62 — С. 251-255 — URL: https://novainfo.ru/article/11672 (дата обращения: 06.09.2023).
Поделиться
|
||||||||
|
ИНСТРУКЦИЯ об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы
|
|
||||||
Политика конфиденциальности |
УДК 343.848:364.04
DOI 10.33463/2687-122X.2021.16(1-4).3.322-328
НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА КРАЙНОВА,
кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: kraynova.n@unecon.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ НА ТРУДОВОЕ И БЫТОВОЕ УСТРОЙСТВО ОСВОБОЖДАЕМЫХ ОСУЖДЕННЫХ КАК УСЛОВИЕ ИХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
Для цитирования
Крайнова, Н. А. Реализация прав на трудовое и бытовое устройство освобождаемых осужденных как условие их ресоциализации / Н. А. Крайнова // Уголовно-исполнительное право. — 2021. — Т. 16(1-4), № 3. — С. 322-328. — DOI : 10.33463/2687-122X.2021.16 (1-4).3.322-328.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации освобождаемыми осужденными прав на трудовое и бытовое устройство сквозь призму их ресоциализации. Выдвигается тезис о необходимости и целесообразности управляемой ресоциализации, основным условием которой является осуществление государством функций по социальному обустройству освобождаемых от отбывания наказания лиц, разрыву десоциализирующих социальных контактов, которые привели к совершению преступления. На основе проведенного исследования демонстрируется необходимость отказа от заявительного порядка оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве осужденным в рамках подготовки к освобождению в исправительном учреждении. Приводятся данные интервьюирования сотрудников психологической службы исправительного учреждения, свидетельствующие о невозможности определения реальной нуждаемости подготавливаемых к освобождению лиц в содействии в трудовом и бытовом устройстве. На основе анализа положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1138-р, отмечаются положительные тенденции увеличения трудовой занятости осужденных, предлагается распространять их на освобожденных от отбывания наказания лиц, с тем чтобы, трудоустроившись в период отбывания наказания, они могли продолжить свою трудовую деятельность в данной организации. Рассматривая деятельность центров занятости населения и центров социальной защиты населения, оказывающих
© Крайнова Н. А., 2021
(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
содействие в реализации прав на трудовое и бытовое устройство осужденных в постпенитенциарный период, автор приходит к выводу о необходимости выделения такой деятельности в отдельную категорию государственных услуг, которые могут быть оказаны в рамках функционирования службы пробации.
Ключевые слова: ресоциализация, трудовое и бытовое устройство, осужденные, служба пробации.
Ежегодно из российских исправительных учреждений освобождается достаточно большое количество осужденных, которые с этого момента становятся полноценными членами социума, выполняющими определенные социальные роли и функции. Преступление, за совершение которого они были осуждены, является некой точкой бифуркации, десоциализирующим фактором, в то время как привлечение к уголовной ответственности, наказание, пенитенциарный период его реализации и постпенитенциарный этап направлены на ресоциализацию, возвращение к законопослушной жизни в обществе, восстановление социально-положительного статуса индивида. От успешности ресоци-ализации осужденного зависит как его личное благополучие, так и интересы безопасности всего общества. В связи с этим, несомненно, важными не только исключительно для индивида, но и для всего общества в целом являются вопросы трудового и бытового устройства освобождаемого от отбывания наказания лица.
Социально-бытовая и трудовая устроенность выступает основным условием социализации (ресоциализации) индивида. Понятно, что, ощущая неудовлетворенность своих элементарных потребностей в жилье, нормальном питании, общении, приложении своих способностей, человек испытывает дискомфорт, фрустрации, что может привести к повторной десоциализации, найти выход в асоциальном (бродяжничество, попрошайничество) или антисоциальном (совершение преступлений) поведении. Осужденные представляют собой особую категорию лиц, так как за время нахождения в исправительном учреждении утрачивают социальные навыки, социальные контакты, да и сам факт совершения преступления не способствует принятию их социальной средой.
По сути, осужденным, в особенности тем, которые были осуждены на длительные сроки лишения свободы, достаточно сложно самостоятельно решить вопросы своего социального устройства. В силу разного рода причин субъективного (утрата социальных навыков, психические свойства и состояния и т. д.) и объективного (отсутствие средств к существованию, жилья, места работы, семьи и т. д.) свойства они просто не могут ре-социализироваться и нередко возвращаются к преступному образу жизни. Полагаем, что освобождаемые от наказания лица нуждаются в управляемой ресоциализации, основным условием которой является организация трудового и бытового устройства.
Право осужденных, освобождаемых от отбывания наказания в виде лишения свободы и ареста, на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи закреплено в ст. 182 УИК РФ. Реализации данного права корреспондирует обязанность, предусмотренная ст. 181 УИК РФ и конкретизированная в утвержденной приказом Минюста России от 13 января 2006 г. № 2 Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — Инструкция). Однако в той части, в которой речь идет о периоде, следующем за освобождением от наказания и непосредственно касающемся трудового и бытового устройства освобожденного лица, норма ст. 182 УИК РФ является бланкетной, право-
вое регулирование осуществляется иным отраслевым законодательством. Можно сказать, что реализация прав на трудовое и бытовое устройство разделена на два этапа: пенитенциарный, когда подготовка к освобождению относится к сфере деятельности уголовно-исполнительной системы и является частью исправления осужденного, и постпенитенциарный, когда права на бытовое и трудовое устройство освобожденный реализует в большей степени самостоятельно, в случае необходимости прибегая к помощи органов Федеральной службы занятости населения, местного самоуправления, органов внутренних дел и общественных организаций.
Следует отметить, что и в пенитенциарный период содействие в трудовом и бытовом устройстве при освобождении осужденному оказывается только по его инициативе. Так, п. 4 Инструкции предусмотрено получение от осужденных заявлений с просьбой оказать такое содействие. В случае отсутствия указанного заявления помощь не оказывается. Однако в реальной жизни могут возникнуть ситуации, когда, находясь в пенитенциарном учреждении, осужденный не испытывает нужды в адаптационном содействии, но такая необходимость возникает спустя непродолжительное время нахождения на свободе. По данным проведенного нами интервьюирования сотрудников психологической службы ФКУ ИК-3 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, значительное количество ранее судимых не обращаются за помощью, находясь в пенитенциарном учреждении и думая, что «на свободе» они справятся самостоятельно, хотя фактически в такой помощи нуждаются.
Анкетный опрос осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, показал, что большинство из них в вопросе об оказании помощи в трудовом и бытовом устройстве в первую очередь рассчитывают на семью и ближайшее окружение (57 % респондентов), далее в ответах следовало — иная помощь (14 %), служба занятости (18 %), правоохранительные органы (11 %). Приведенные результаты опроса демонстрируют отсутствие у большинства осужденных желания (или уверенности) обращаться за помощью к государственным органам, в большей степени они ориентируются на помощь ближайшего окружения, но именно такое окружение нередко не в состоянии оказать помощь. Семья и ближайший круг общения как раз и являются фактором десоциализации, приводящим к совершению преступления. Изменение социальной среды (прерывание деструктивных связей с десоциализирован-ной семьей, устранение негативного влияния социального окружения), изменение круга общения приводят к значительным успехам в ресоциализации осужденного.
В ходе интервьюирования сотрудники психологической службы исправительного учреждения особо обращали внимание на то, что вопрос выявления такого специфического круга общения, установления реальных бытовых обстоятельств, в которых окажется осужденный после освобождения, является достаточно сложным и именно здесь необходимо применять психологические приемы и методики, направленные на выявление желания осужденного возвратиться к законопослушной жизни, реальной нуждаемости в содействии в трудовом и бытовом устройстве. В то же время сотрудники отмечали фактическую невозможность реализации своих функций в полном объеме ввиду значительной загруженности (по утвержденным нормам на одного психолога исправительного учреждения приходится 300 осужденных, фактически психологическая служба исправительного учреждения представлена 2-3 сотрудниками). Такая ситуация приводит к тому, что инстинктивное желание осужденного скорее освободиться из исправительного учреждения в совокупности с недостаточным, а иногда и формальным вниманием к нему со стороны сотрудников исправительного учреждения способству-
ют погружению освобожденного в ту же социально неблагополучную среду, которая привела его к совершению преступления, а незнание (или безразличие) в вопросах реализации своих прав в трудовом и бытовом устройстве приводит к десоциализации. Фактически замкнутый круг.
Полагаем, что выходом из такой ситуации, позволившим в какой-то степени разорвать этот порочный круг, было бы оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденных не на заявительной основе, а путем оказания такого содействия всем осужденным. В связи с этим в порядке delegeferenda предлагаем исключить абз. 3, 4 п. 4 Инструкции. Полагаем, что, сократив количество осужденных, изолированных от общества в исправительных учреждениях, государство может взять на себя ответственность и заботу об их социально-бытовом устройстве после освобождения, причем данная забота не обязательно должна быть связана со значительными материальными затратами, это может быть помощь организационного, психологического, юридического и иного характера. Такая форма организации трудового и бытового устройства осужденных может быть рассмотрена как элемент управляемой ресоциализации, позволяющей реализовывать функции социального контроля в отношении будущего поведения освобожденных от наказания лиц.
Особо отметим, что в качестве одного из средств управляемой ресоциализации можно было бы активно использовать привлечение к труду. В утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Концепция) предусмотрено расширение практики привлечения к организации трудовой занятости отдельных категорий осужденных бизнес-сообществ, организация труда осужденных на предприятиях, в том числе при строительстве крупных объектов, работах по очистке территории Арктической зоны РФ от загрязнения (отходов производства и потребления). Позитивно оценивая поворот государственной политики в сторону эффективного использования труда осужденных в целях обеспечения реализации государственных и социальных интересов, отметим, что такую практику можно распространить и на освобождаемых от отбывания наказания лиц. Если, например, осужденный, задействованный в работе на таком предприятии или по очистке территории Арктической зоны РФ либо на других работах, изъявит желание продолжать трудиться либо данное желание озвучит освобождаемое от отбывания наказания лицо, то нужно только приветствовать такое желание и активно способствовать его реализации.
Следует отметить, что с учетом основных направлений совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы в Концепции взята весьма оптимистичная планка увеличения доли трудоустроенных на производственных объектах уголовно-исполнительной системы в общей численности лиц, подлежащих привлечению к труду к 2024 г. до 55 %, а к 2030 г. — до 85 %. Безусловно, это позитивный прогноз, его реализация будет зависеть еще от общего состояния экономики РФ, однако будем надеяться, что данное положение Концепции будет претворено в реальную жизнь.
В соответствии с Инструкцией организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных, проведение занятий с освобождающимися осужденными должно быть организовано в школе подготовки осужденных к освобождению (далее — школа подготовки к освобождению). Проведенное нами исследование показало, что количество сотрудников группы социальной защиты не обеспечивает возможности индивидуального сопровождения осужденных, занятия
в школе подготовки к освобождению проводятся теми же сотрудниками, являющимися служащими ФСИН России, то есть фактически с осужденными работают те же лица, которые психологически ассоциируются осужденными как связанные с местом лишения свободы. Указанное обстоятельство не способствует тому, чтобы осужденные воспринимали занятия в школе подготовки к освобождению как реально способные оказать им помощь в трудовом и бытовом устройстве, хотя, безусловно, организацию на базе исправительных учреждений школ подготовки к освобождению, занятия в таких школах следует оценить как позитивный шаг в решении проблем ресоциализации осужденных. Однако без реальной взаимосвязи с практическим применением этот шаг так и останется всего лишь формальностью.
Постпенитенциарный этап реализации осужденным своих прав на трудовое и бытовое устройство связан с оказанием помощи службой занятости и социальными службами по месту жительства освобождаемого лица. Следует отметить, что в настоящее время законодательством на федеральном уровне не предусмотрена обязанность оказывать содействие в решении бытовых вопросов бывшим осужденным, не предусмотрен круг субъектов, которые могли бы это делать. В Федеральном законе от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» только перечислен круг субъектов и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, к числу форм профилактического воздействия отнесены ресоциализация и социальная адаптация. Вопросы содействия трудовому и бытовому устройству решаются на уровне субъектов Федерации. Например, в Ленинградской области действует Закон от 6 июня 2016 г. № 46-ОЗ «О социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы». Указанный нормативный акт в самом общем виде определяет принципы, цели и полномочия органов государственной власти, участие органов местного самоуправления в социальной реабилитации освобожденных из мест лишения свободы лиц. Закон предусматривает ведение учета лиц, освободившихся из мест лишения свободы, нуждающихся в социальной реабилитации. Аналогичное законодательство существует и в иных субъектах Федерации, но эффективность их реализации очень различается.
Фактически содействие в реализации прав освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство осуществляют службы занятости и службы социальной защиты (или иные аналогичные по функционалу центры, действующие по частной инициативе). Основная проблема малой эффективности работы таких центров кроется в недостаточном финансировании: это средства региональных бюджетов, грантовая поддержка, частные пожертвования. Кроме того, на данный момент не существует особых различий в оказании поддержки между освобождаемыми от наказания и иными дезадаптированными лицами, нуждающимися в социальной помощи. Так как официальная статистика по количеству нуждающихся и оказанных им мер поддержки не ведется, то достаточно сложно оценить эффективность этой деятельности в полном объеме. По данным исследователей, «в центры занятости ежегодно обращаются около 20 % бывших осужденных, которые до осуждения жили в данном регионе. Только треть из них получают работу… Из числа направленных на профессиональное обучение. трудоустраиваются не более 35 %… Центры социальной реабилитации чаще всего принимают к себе не только бывших осужденных, но и вообще всех бездомных» [1]. По данным интервьюирования сотрудников Центра занятости населения Кировского района Ленинградской области за 2019 г., к помощи его сотрудников из общего числа обратившихся за помощью лиц примерно 15 % составляли осужденные, освободившиеся из мест лишения свободы.
Больше половины из них были трудоустроены в течение полугода со дня обращения за помощью. Опрошенные сотрудники центра занятости отмечали, что не отслеживают дальнейшую судьбу трудоустроенных осужденных, однако полагают, что ввиду невысокой квалификации и достаточно малой оплаты труда скорее всего такая работа является временной для трудоустроенных лиц.
В связи с развитием цифровизации сферы государственных услуг достаточно большое количество таковых доступно для граждан в электронной форме. Контент-анализ сайтов, предлагающих поиск различного рода вакансий, показал, что некоторые из них выделяют освобожденных из исправительных учреждений в особую категорию трудоустраиваемых лиц. Так, интерактивный портал Биржи труда Ленинградской области в разделе «Банк вакансий для особых категорий граждан» предусматривает возможность, выбрав категорию освобожденных из учреждений исполнения наказания, подобрать вакансию в соответствии с районом трудоустройства и размером заработной платы [2]. Положительно оценивая наличие такой возможности, отметим существующую в настоящий момент сложность, связанную с недостаточной цифровой грамотностью освобождаемых и отсутствием у большинства из них необходимого оборудования для доступа к интернет-ресурсам. В контексте управляемой ресоциализации обучение цифровой грамотности освобождаемых от отбывания наказания лиц (возможно, в рамках занятий в школе подготовки к освобождению) позволило бы существенно повысить шансы таких лиц на положительное социальное и бытовое устройство.
Значительным аспектом реализации прав на бытовое устройство является обращение освобождаемых от отбывания наказания лиц в целях получения помощи к службам социальной защиты. Исследование показывает, что ситуация с оказанием социальной помощи бывшим осужденным несколько сложнее, чем с содействием в трудовом устройстве. Контент-анализ сайтов центров социальной защиты демонстрирует, что оказание помощи бывшим осужденным не выделено в особую категорию, помощь оказывается на общих основаниях. Так, на сайте ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» представлены направления его работы, в число которых входят социальные вопросы, однако оказание помощи освобожденным от отбывания наказания отдельно не выделяется [3].
Анализируя деятельность центров социальной адаптации и других социальных учреждений, оказывающих помощь освобождаемым осужденным, К. А. Рунова указывает на то, что такие учреждения в своем большинстве оказывают помощь всем лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, специальные центры социальной адаптации (ЦСА) для освободившихся из мест лишения свободы функционируют только в Красноярском крае и Воронежской области (некоммерческая организация «Назорей») [4, с. 10]. Полагаем, что с учетом особой категории лиц, нуждающихся в оказании социальной помощи и поддержке, необходимо выделять оказываемую помощь в отдельную категорию. Следует учесть положительный опыт деятельности негосударственных организаций. Например, в Татарстане давно и успешно работает АНО «Центр ресоциализации и адаптации осужденных», реализующий социально значимые проекты «Приют человека» (благотворительный проект помощи нуждающимся), «Трудяги» (социальное кадровое агентство), «Взгляд в будущее» (информационно-правовая система для осужденных и их родственников) [5]. Положительно оценивая деятельность негосударственных организаций, поддерживая их развитие и необходимость существования, исторически сложившиеся традиции оказания помощи осужденным в рамках благотворительности и патроната со стороны негосударственных структур и частных лиц, отметим особую значимость данной работы со стороны государства. Именно государство должно взять
на себя основное бремя оказания помощи освобождаемым от наказания лицам, содействия в их социальном и бытовом устройстве.
В заключение следует отметить что реализация осужденными прав на трудовое и бытовое устройство является важнейшим условием их ресоциализации, реального включения в положительные социальные отношения. В настоящее время существуют недостатки как в правовом регулировании, так и в организационном обеспечении деятельности, направленной на содействие в реализации этих прав. Положительным шагом в устранении такого рода недостатков видится создание государственной службы пробации, предусмотренной Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Однако категоричные выводы пока делать преждевременно.
Библиографический список
1. Выжутович В. Жизнь после тюрьмы // Российская газета. 2020. 8 сент. URL : https:// rg.ru/2020/09/08/kak-adaptirovat-k-obychnoj-zhizni-byvshego-osuzhdennogo.html (дата обращения: 17.05.2021).
2. Банк вакансий для особых категорий граждан // Интерактивный портал Биржи труда Ленинградской области. URL : http://czn47.ru/vacancy/indexspecial (дата обращения: 07.06.2021).
3. ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения». URL : https://cszn.info/pravo (дата обращения: 07.06.2021).
4. Рунова К. А. Социальная поддержка бывших осужденных в России : аналит. обзор / под ред. А. В. Кнорре. СПб. : Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, 2019. 32 с.
5. Ресоциализация и адаптация осужденных // АНО «ЦРА». URL : https://centrra.ru (дата обращения: 07.06.2021).