Приказ об утверждении должностных инструкций – это локальный нормативный акт, вводящий в действие внутренние документы, которыми закрепляются основные обязанности, права и ответственность сотрудников в зависимости от их рабочей функции. Всегда ли необходимо издавать распоряжение, или достаточно визы руководителя на самой должностной инструкции – поясним на примерах.
Трудовая функция каждого сотрудника содержится в его трудовом договоре. На вопрос детализации трудовой функции, должностных обязанностей и прав, пределов ответственности существуют два взгляда:
- первый – вся детализация излагается в трудовом договоре или в приложении к нему;
- второй – необходимые положения утверждают отдельным локальным нормативным актом, который имеет название должностная инструкция.
Приказ об утверждении должностных инструкций, образец
Скачать
Когда необходим
- при создании новых штатных единиц в структуре предприятия;
- при изменении технологии производства;
- в случае изменения законодательных актов, регламентирующих трудовую функцию работника и т.д.
Порядок подготовки
Персонал и руководство коммерческих организаций, как правило, к данному вопросу подходят намного проще:
- руководитель своей визой утверждает новый документ;
- сотрудник отдела кадров доводит его положения до сведения персонала (кого касается);
- сотрудники знакомятся с новым документом, ставят свои подписи в подтверждение ознакомления и получают копию.
В бюджетных организациях или в компаниях с присутствием государственного капитала – все намного более формализовано.
Детский сад
Приказ об утверждении должностных инструкций в ДОУ выглядит примерно следующим образом:
Трудовая функция воспитателя или нянечки в садике стабильна уже на протяжении многих лет, однако и здесь периодически возникает необходимость внесения изменений. Распоряжение в данном случае будет выглядеть следующим образом:
Школа
Приказ об утверждении должностных инструкций в школе аналогичен детсадовскому, с разницей в наименовании учебных заведений.
Механизм внесения изменений такой же.
Госкорпорация
Здесь работают настоящие бюрократы.
Например, приказ об утверждении должностных инструкций Газпрома:
- ставит задачи сразу нескольким подразделениям;
- устанавливает контрольные сроки;
- определяет конкретных ответственных должностных лиц;
- уточняет порядок взаимодействия при подготовке данных документов и т.д.
Образец выглядит следующим образом:
Скачать
Общие моменты
Четко определенных требований к формулировкам такого вида распоряжения в трудовом законодательстве не существует, однако он должен содержать:
- наименование документа;
- текстовый блок с формулировкой, объясняющей причину издания распоряжения «В связи с необходимостью…»;
Далее текст разбивается на пункты. В них входит информация об:
- утверждении и введении в действие инструкции с указанием профессий и даты;
- положение об ознакомлении принятых на работу сотрудников с содержанием инструкции;
- сведения о контроле руководителя за выполнением данных указаний.
Документ должен быть подписан руководителем фирмы.
Приказ о введении инструкций в организации считается нормативным актом, по которому с работника можно спросить за качество и объем выполняемой работы, снизить или увеличить размер премиального вознаграждения.
На заметку
Отдельными ведомственными приказами утверждены типовые документы, которые можно использовать при подготовке распоряжений на местах.
В качестве примера приведем следующие правовые акты:
- Приказ Минкультуры РСФСР от 05.11.1980 N 645;
- Приказ ФСИН России от 05.06.2008 N 379 ;
- Приказ МВД России от 12.01.1998 N 19.
- Главная
- Деятельность
- Точка Роста
- Документы «Точка роста»
- Об утверждении должностных инструкций руководителя и работников Центра образования естественно- научной и технологической направленности «Точка роста»
Меню раздела
Информация
Фотогалерея
Об утверждении должностных инструкций руководителя и работников Центра образования естественно- научной и технологической направленности «Точка роста»
-
23 мая 2022
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Меню
Поиск по сайту
Приказ об утверждении должностных инструкций — это локальный нормативный акт организации. Он определяет порядок введения в действие документов, содержащих сведения о правах и обязанностях работников, занимающих определенную должность. Его составление является обязательным для некоторых организаций.
Кадровое делопроизводство состоит из множества документов, о которых многие клерки даже не догадываются. Так, например, далеко не все руководители знают, что утверждать должностные инструкции нужно приказом. Казалось бы, все функции, права и обязанности работников можно прописать в трудовых договорах, а если и формировать отдельные описания функционала, то для чего создавать еще и отдельный распорядительный акт об их утверждении? На самом деле все далеко не так просто.
Роль должностных инструкций в организации
В соответствии с действующим трудовым законодательством и в частности, с Трудовым кодексом РФ, должностные инструкции, а значит, и распоряжение об их введении в действие, не являются обязательными. Значит, каждая коммерческая компания ответ на вопрос, нужен ли приказ на утверждение должностных инструкций, находит самостоятельно. А вот у бюджетных организаций, государственных и муниципальных учреждений он в подавляющем большинстве случаев положительный. Обязательность составления локальных актов с перечислением функций и прав сотрудников закреплена для них в ведомственных нормативно-правовых актах. А без соответствующего распоряжения об утверждении такие документы не могут считаться действующими и не имеют законной силы.
В каких случаях нужен приказ
Обычно форма приказа утверждается в самом начале деятельности организации или учреждения. Но иногда такое распоряжение приходится формировать и уже в процессе осуществления деятельности. Это необходимо в случае:
- создания новых штатных единиц в структуре учреждения или организации;
- изменения законодательных актов, регламентирующих трудовую функцию сотрудников;
- изменения технологических подходов и требований.
Также распоряжение о введении новых служебных обязанностей или корректировке старых может поступить от вышестоящих организаций или министерств. Коммерческие компании могут изменять функции, присущие определенной должности, по своему желанию в любое время. Главное, чтобы соответствующие изменения были внесены в трудовые договоры работников.
Порядок оформления и образец
Унифицированная форма этого локального акта отсутствует. Но некоторые ведомства утвердили рекомендованные формы документа. Например, это предусмотрено приказами:
- ФСИН России от 05.06.2008 N 379;
- МВД России от 12.01.1998 N 19.
Фактически приказ об утверждении должностных инструкций в школе не будет отличаться от подобного документа, например, в больнице или пожарной охране подведомственной МЧС. В каждом из них одинаковая структура:
- шапка с указанием наименования организации, название локального акта, его номера и даты составления;
- суть распоряжения;
- перечень ДИ, которые надо утвердить, с указанием полного названия каждой должности отдельно;
- указание лиц, ответственных за исполнение поручений;
- подпись руководителя с указанием его полной должности и ФИО.
В приложении к приказу обычно дается текст всех утверждаемых должностных инструкций.
Правила ведения документооборота в дошкольной организации мало отличаются от документооборота школы, и приказ об утверждении должностных инструкций в ДОУ создан по такой же схеме.
Обратите внимание, что знакомить с таким НПА работников организации под подпись не нужно. Этот документ просто вводит в действие новую документацию, с которой и должны быть ознакомлены сотрудники. В случае если в ДИ добавляются новые функциональные обязанности, то действовать надо по правилам статьи 74 ТК РФ.
Начало разработки функциональных характеристик должности
В некоторых крупных государственных корпорациях, в которых множество подразделений и дочерних компаний, например таких, как Газпром или РЖД, отдельно издают распоряжения о порядке разработки служебных обязанностей сотрудников. В таких документах указывают:
- перечень требований, которые должны быть учтены при разработке;
- порядок утверждения разработанных документов;
- порядок внесения изменений в действующие описания функционала работников;
- сроки исполнения;
- ответственных сотрудников.
Например, приказ об утверждении должностных инструкций Газпрома и порядке их разработки перечисляет ряд исполнителей, ответственных за выполнение распоряжения руководителя.
И с таким распорядительным актом необходимо под подпись ознакомить всех уполномоченных должностных лиц, которые в нем указаны. Коммерческие организации, у которых есть филиалы и обособленные подразделения, могут использовать аналогичную форму документа.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Дидух Юлия
бухгалтер, юрист
В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года
Все статьи автора
Вам может быть интересно:
Приказ об утверждении должностных инструкций — образец его мы приведем в нашей статье. А кроме того, расскажем, какова специфика составления данного документа, обосновывающего процедуру использования фирмой должностных инструкций.
Для чего нужен приказ об утверждении должностных инструкций
Теоретически большинство фирм-работодателей может обходиться без должностных инструкций. Но на практике они нужны для эффективного управления кадрами, поскольку в них закрепляются права, обязанности и ответственность работников согласно их должностям. Подписав должностную инструкцию, сотрудник официально признает их.
Что же касается приказа, он наделяет механизм применения должностных инструкций в фирме юридической силой. Должностные инструкции, выданные сотрудникам без издания руководством соответствующего приказа, могут быть признаны судом или трудинспекцией недействительными, а это чревато появлением значительных рисков для бизнеса. Так, если человек был уволен за неоднократное нарушение должностных обязанностей, прописанных в официально не согласованной с работником инструкции, он имеет хорошие шансы восстановиться на работе через суд.
Кто утверждает и подписывает должностные инструкции в организации? Ответ на этот вопрос дал инспектор Министерства труда и социальной защиты Р.А.Исмаилов. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.
Структура приказа о введении должностных инструкций
Структура приказа о введении должностных инструкций законодательно не определена даже в виде рекомендаций. Но, исходя из практики кадрового менеджмента, допустимо включить в ее состав:
- блок, в котором указывается наименование документа («Приказ о…»);
- текстовый блок с мотивировочными формулировками («В связи с необходимостью…»);
- текстовый блок с резолютивными формулировками («Приказываю…»).
Документ должен быть подписан руководителем фирмы. Сотрудники, которые в соответствии с приказом отвечают за разработку, корректировку, учет должностных инструкций и осуществление иных необходимых действий с ними, должны подтвердить своей подписью факт ознакомления с документом.
В резолютивной части необходимо зафиксировать перечень должностей, для которых утверждается инструкция. Также в ней следует указать даты утверждения инструкций директором. При этом дата подписания приказа должна совпадать с датой утверждения инструкций (или предшествовать ей).
Где скачать образец приказа о должностных инструкциях
Загрузить образец приказа о введении во внутрикорпоративный оборот должностных инструкций вы можете, кликув по ссылке ниже.
Образец приказа об утверждении должностной инструкции
Скачать
Итоги
Фирма-работодатель имеет право не утверждать должностные инструкции, поскольку эта обязанность не закреплена в ТК РФ (за исключением случаев, когда это прямо предписывается федеральными НПА). Но если она все же вводит инструкции в оборот, их использование должно быть юридически закреплено — с помощью соответствующего приказа.
Ознакомиться с особенностями составления других разновидностей должностных инструкций вы можете в статьях:
- «Должностная инструкция бухгалтера-кассира — образец»;
- «Должностная инструкция бухгалтера по материалам — образец».