- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Присоединение к положению о закупках
Присоединение к положению о закупках
Подборка наиболее важных документов по запросу Присоединение к положению о закупках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»5. Заказчики, указанные в пунктах 1 — 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. Заказчики, указанные в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после 1 февраля 2018 года, в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц утверждают положения о закупке или принимают решения о присоединении к положению о закупке в соответствии с частями 3 — 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации. Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.
Как внести изменения в положение о закупке
Положение о закупке – базовый документ заказчика, регламентирующий его деятельность.
Положение должно содержать:
- — требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения;
- — порядок заключения и исполнения договоров;
- — иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ).
Согласно п.3 ст.2 Закона № 223-ФЗ, Положение о закупке утверждается:
- 1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;
- 2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;
- 3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;
- 4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным органом такого акционерного общества в случае, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества;
- 5) общим собранием участников общества в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью;
- 6) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение. (п. 6 введен Законом от 28.12.2013 № 396-ФЗ)
Все изменения, вносимые в положение о закупке, утверждаются тем же органом, что и само положение. После того, как изменения утверждены, они подлежат обязательному размещению в Единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня их утверждения (ч.1 ст.4 Закона № 223-ФЗ). До ввода в эксплуатацию ЕИС вся информация, предусмотренная Законом № 223-ФЗ размещается на ООС (далее – официальный сайт), согласно п.10 ст.8 Закона № 223-ФЗ.
Порядок размещения на официальном сайте информации о внесении изменений в договор содержится в п.п. 12-13 «Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее – ПП РФ № 908).
Для размещения информации о внесении изменений в Положение о закупке представитель заказчика:
- 1) Размещает в закрытой части официального сайта измененный электронный вид Положения о закупке (т.е. обновленную редакцию Положения о закупке).
- 2) При необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о Положении о закупке.
- 3) Размещает электронный вид документа, содержащего перечень внесенных изменений в соответствии с п.5 ПП РФ № 908.
Заказчик может, как внести изменения в Положение о закупке, так и полностью заменить его.
В случае внесения изменений в Положение о закупках, заказчику необходимо разместить документы, примерные формы которых приведены ниже:
- 1.1 Документ, содержащий перечень внесенных изменений в Положение о закупках:
- 1.2. Титульный лист Положения о закупках, в которое заказчик внес изменения:
- 2.1.Документ, содержащий перечень сделанных изменений:
- 2.2.Титульный лист Положения о закупках:
В соответствии с п.5 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908
«Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке»,
изменение размещенной на официальном сайте информации о закупке осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.
Перечень изменений в …
(указываются сведения, в которые Заказчик вносит изменения)
1)
Термины и определения |
Официальный сайт – до 01.07.2012г. сайт Заказчика — www.ххххххххххх, с 01.07.2012г. www.zakupki.gov.ru |
Заменено на:
Термины и определения |
Единая информационная система — единая информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Сайт Заказчика — официальный сайт Заказчика в сети Интернет, где содержится информация о закупках товаров, работ и услуг для нужд Заказчика (www.ххххххххххх или иной сайт по решению Заказчика). |
2) …
(Указываются все изменения: те, что были сделаны в форме сайта, и те, что были внесены в прикрепляемые документы. Описывать изменения следует так, чтобы было однозначно понятно, что и где вы заменили/добавили/исключили. Требований к оформлению файла нет. Возможно применение табличной подачи информации.)
Утверждено:
«Кем утверждено»
«Каким документом»
ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКЕ
«Наименование организации»
с изменениями от ___.___.___года, принятыми «Каким документом»
«Город» «Год»
В случае замены Положения о закупках полностью, заказчику необходимо разместить приведенные ниже документы:
В соответствии с п.5 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908
«Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке»,
изменение размещенной на официальном сайте информации о закупке осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.
Перечень изменений в …
(указываются сведения, в которые Заказчик вносит изменения)
1) Редакция Положения о закупках от __.__.____года утратила силу.
(Указываются все изменения: те, что были сделаны в форме сайта, и те, что были внесены в прикрепляемые документы. Описывать изменения следует так, чтобы было однозначно понятно, что и где вы заменили/добавили/исключили. Требований к оформлению файла нет. Возможно применение табличной подачи информации.)
Утверждено:
«Кем утверждено»
«Каким документом»
ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКЕ
«Наименование организации»
Редакция №….
от __.__.___ года
«Город» «Год»
В соответствии с п.4 ПП РФ № 908, изменения в положение о закупке считаются размещенными на официальном сайте надлежащим образом после размещения в общедоступной части официального сайта и подписания документа, содержащего указанную информацию, квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (далее — электронная подпись) лица, уполномоченного на размещение на официальном сайте информации от имени заказчика (далее — представитель заказчика), в закрытой части официального сайта, доступ в которую осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение официального сайта (далее — закрытая часть официального сайта, уполномоченный орган).
Рассмотрим алгоритм работы на официальном сайте:
- 1. Представитель заказчика с применением электронной подписи осуществляет вход в Личный кабинет на главной странице сайта закупок: http://zakupki.gov.ru/ , то есть закрытую часть официального сайта:
- 2. Далее необходимо в левой части экрана кликнуть на ссылку «Реестр положений о закупках»:
- 3. В рабочем окне появляется положение организации, наведя курсор на значок контекстного меню, выбираем «Проект изменений».
- 4. Заполнение вкладки «Проект изменений»: основная информация из положения, внесенная ранее в закрытой части официального сайта при размещении положения, заносится автоматически. В случае необходимости информация актуализируется. В ручном режиме заполняются пустые поля: обоснование внесения изменений, дата утверждения положения, дата вступления в силу положения. Информация под звездочкой обязательна для заполнения.
- 1) выбрать путь к файлу (ссылка «Обзор»);
- 2) загрузить выбранный файл на сайт с помощью кнопки «Прикрепить»;
- 3) загруженные файлы попадают в список прикрепленных файлов;
- 4) в документах из предыдущей версии проставить актуальность;
- 5) для сохранения сделанных изменений на вкладки «Проект изменений» нажать кнопку «Сохранить».
- 5. Если изменения касались способов закупки, необходимо актуализировать их список в закладке «Способы закупки», что позволит при размещении закупки использовать способ, утвержденный положением о закупке.
- 6. Вкладки, отмеченные на рис. ниже содержат следующую информацию:
- 1) «Документы положения» отображают прикрепленные файлы;
- 2) «Изменения» — пустая;
- 3) «Журнал событий» — шаги, сделанные в данном документе с указанием времени.
- 7. Опубликовать изменения возможно не выходя из документа во вкладке «Способы закупки» кнопкой «Опубликовать» и «Завершить формирование положения»,
Важно! Дата утверждения и дата вступления в силу положения подразумевают дату утверждения и дату вступления в силу изменений, и именно от этих дат система считает срок размещения в соответствии с ч.1 ст.4 Закона № 223-ФЗ.
Загрузка необходимых документов (обновленная редакция Положения о закупке, электронный вид документа, содержащий перечень внесенных изменений):
или выйдя из вкладки «Проект изменений» в «РЕЕСТРЕ ПОЛОЖЕНИЙ О ЗАКУПКАХ», наведя курсор на значок контекстного меню (выбираем «Опубликовать»). На стадии проекта также существует возможность редактировать проект изменений и удалять, после подписания электронной подписью (т.е. опубликования на официальном сайте) такой возможности не будет. После подписания возможно будет только редактирование документов путем создания новых версий, при этом предыдущие редакции будут находиться в общем доступе (п.6 ПП РФ № 908).
Вопрос
Мы автономное бюджетное учреждение, работаем по 223ФЗ.
Мы внесли изменение в положение о закупках. Согласовали (утвердили) с Наблюдательным Советом 10.11.2020. Разместим его в ЕИС 16.11.2020. С какой даты мы можем пользоваться этим положением? Надо ждать 2 месяца с момента утверждения или нет? На основании какого документа?
Ответ
Применять Положение о закупке с внесенными в него изменениями допустимо с момента размещения в ЕИС или с момента, указанного в самом положении или документе, которым оно утверждено.
Обоснование
Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения (ч.1 ст. 4, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).
Таким образом, обязательным условием для применения положения о закупке или изменений в него является размещение положения или изменений в ЕИС.
Действующее законодательство, в том числе и Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не устанавливает требований о неприменении положения о закупке (внесении изменений в положение о закупке) в течение какого-либо периода с момента размещения положения о закупках (изменений в него) в ЕИС.
В то же время срок вступления в силу положения о закупках (изменений в него) может быть предусмотрен в самом положении либо в документе, которым оно утверждено. О допустимости установления таких отложенных сроков вступления в силу положения о закупках (изменений в него) косвенно свидетельствует и п.п. «г» п. 10 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 (ред. от 30.05.2017) «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке». Согласно указанному постановлению для размещения в единой информационной системе положения о закупке представитель заказчика размещает в системе положение о закупке в электронном виде и с помощью ее функционала формирует документ, содержащий следующие основные сведения о положении о закупке, в том числе даты утверждения и вступления в силу положения о закупке.
31 декабря 2017 года был подписан Федеральный закон № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Поправки). Поправками вносятся существенные изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
Пояснительной запиской в качестве первоначальной цели Поправок декларировалось расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, проводимым в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Эта цель должна была быть достигнута путем повышения прозрачности закупок, расширения применения электронных торгов и сокращения избыточной отчетности заказчиков.
Поправки были приняты Государственной Думой РФ в первом чтении еще в сентябре 2015 года, однако с тех пор претерпели довольно существенные изменения. В результате они представляют собой смесь положений, содержащих более строгие требования к порядку осуществления закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, с положениями значительно упрощающими отдельные аспекты закупок.
В настоящем обзоре рассматриваются наиболее ключевые, с нашей точки зрения, изменения, внесенные в Закон № 223-ФЗ.
Расширение перечня исключений из Закона № 223-ФЗ
Поправками расширен предусмотренный частью 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ перечень отношений, на которые действие Закона № 223-ФЗ не распространяется.
Прежде всего, к исключениям отнесены закупки у юридических лиц, являющихся взаимозависимыми с заказчиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ и указанных в положении о закупках заказчика. При этом в положении о закупке должно содержаться обоснование включения в него лица в соответствии с Налоговым кодексом РФ, то есть обоснование наличия взаимозависимости.
Ранее заказчики часто предусматривали в положениях о закупках возможность закупки у своих дочерних обществ как единственных поставщиков. Это не исключало необходимости проведения закупок и размещения информации в ЕИС. Кроме того, в ряде случаев такая практика признавалась ограничивающей конкуренцию и влекла выдачу предписаний о внесении изменений в положение о закупках.
С вступлением в силу Поправок закупки в рамках группы лиц станут значительно более комфортными. Заказчику будет достаточно обосновать наличие взаимозависимости в соответствии с Налоговым кодексом РФ и не потребуется обосновывать экономическую целесообразность закупок у своего взаимозависимого общества (по крайней мере до тех пор, пока у антимонопольных органов не сложится противоположная практика). При этом заказчик будет полностью освобожден от соблюдения каких-либо требований Закона № 223-ФЗ.
Кроме этого, исключаются из-под действия Закона № 223-ФЗ следующие закупки:
1) закупки иностранным юридическим лицом в целях осуществления деятельности на территории иностранного государства;
2) закупки, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются действия, совершаемые за пределами России.
Унификация закупок
Поправки предусматривают два варианта унификации закупок связанных между собой заказчиков:
1) утверждение типового положения о закупках;
2) присоединение к положению о закупках материнской компании.
Типовое положение о закупках может быть утверждено федеральными или региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления. Дополнительно к утверждению типового положения соответствующий орган определяет перечень подведомственных ему бюджетных и автономных учреждений и унитарных предприятий, для которых применение типового положения будет обязательным. Указанные учреждения и предприятия будут обязаны скорректировать свое существующее положение о закупках либо утвердить новое положение о закупках, соответствующее типовому положению.
Дочерние хозяйственные общества будут вправе принять решение о присоединении к положению о закупке, утвержденному их материнской компанией, которая является субъектом Закона № 223-ФЗ. В отличие от типового положения о закупках в данном случае инициатива о присоединении формально исходит снизу. При этом в случае внесения изменений в положение о закупках материнской компании дочернее общество должно дополнительно принять решение о присоединении к таким изменениям.
Новые требования к порядку осуществления закупок
Поправки делят способы закупок на конкурентные и неконкурентные.
Конкурентной закупкой считается закупка, соответствующая следующим условиям:
1) информация о проведении закупки размещается в единой информационной системе (далее – ЕИС), либо в случае закрытой закупки – направляется в виде приглашений принять участие в такой процедуре не менее чем двум лицам;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 61 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (данные требования описаны в разделе «Описание предмета закупки» настоящего обзора).
Перечень конкурентных способов закупки является открытым. К ним относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и иные способы, установленные в положении о закупке и соответствующие описанным выше требованиям.
В случае если участниками конкурентной закупки могут являться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, то такая закупка должна быть осуществлена в электронной форме. Для иных конкурентных закупок электронная форма будет обязательна, если иные правила не будут предусмотрены в положении о закупках.
Неконкурентными закупками признаются все закупки, не соответствующие описанным выше условиям. Способы неконкурентных закупок также определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупках.
Требования к порядку осуществления конкурентных закупок
Если ранее Закон № 223-ФЗ предоставлял заказчику практически полную свободу в определении порядка проведения закупок, то теперь Поправками закреплен значительный ряд требований к порядку проведения конкурентных закупок (статьи 32–34 Закона № 223-ФЗ). Среди указанных требований:
- установлены минимальные сроки проведения закупочных процедур – при проведении конкурса или аукциона закупочная документация должна быть размещена в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок; при проведении запроса предложений – не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения запроса; при проведении запроса котировок – не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок;
-
установлен порядок разъяснения положений закупочной документации – любой участник закупки вправе направить заказчику соответствующий запрос, а заказчик обязан разместить ответ на него в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Заказчик вправе не предоставлять разъяснение, если запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока подачи заявок;
-
определено, что требование о предоставлении обеспечения может быть установлено, только если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 миллионов рублей. При этом размер обеспечения не должен превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора;
-
при изменении закупочной документации заказчик обязан продлить срок подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее половины срока подачи заявок на участие в закупке, установленного положением о закупке;
-
отмена закупки может быть осуществлена до окончания срока подачи заявок. После этого закупка может быть отменена только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
-
договор по итогам закупки может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола по результатам закупки. В случае необходимости одобрения заключения договора органом управления заказчика либо обжалования закупки в антимонопольном органе, договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа. При этом неясно, что делать в случае, если антимонопольный орган придет к выводу о наличии нарушений при проведении закупки и выдаче предписания по их устранению – выполнять предписание или заключать договор? Видимо, только дальнейшая практика применения Закона № 223-ФЗ решит данный вопрос.
Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
Как уже было указано, если участниками конкурентной закупки могут являться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, то такая закупка должна быть осуществлена в электронной форме.
В целом к закупкам, проводимым исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются более жесткие требования, чем к иным конкурентным закупкам. Во-первых, такие закупки могут проводиться исключительно в форме конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок. Никакие иные конкурентные формы закупок в этом случае недопустимы. Во-вторых, предусмотрено, что запрос предложений может быть проведен только в случае, если начальная (максимальная) цена не превышает 15 миллионов рублей; а запрос котировок – если начальная (максимальная) цена не превышает 7 миллионов рублей. При превышении указанных предельных значений обязательно проведение конкурса или аукциона. В-третьих, электронные закупки у таких субъектов могут проводиться только на электронных площадках, действующих в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ, и включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.
Смягчение режима проведения закупок у единственного поставщика
После вступления Поправок в силу заказчик будет освобожден от необходимости размещать информацию о закупке (закупочная документация, проект договора и др.) у единственного поставщика в ЕИС. Размещение такой информации в ЕИС потребуется только в случае, если это предусмотрено положением о закупках заказчика.
В то же время сохраняется обязанность предоставлять информацию о закупке у единственного поставщика для включения в реестр договоров (в случае, если цена договора превышает 100 000 рублей).
Таким образом, возможность контроля за обоснованностью проведения закупок у единственного поставщика фактически исключается.
Описание предмета закупки
В Закон № 223-ФЗ включены требования в отношении описания объекта закупки, которые практически совпадают с аналогичными требованиями Закона № 44-ФЗ.
Поправками предусмотрено, что в описание предмета закупки не должны включаться товарные знаки, фирменные наименования и т.п., а также требования к товарам (работам, услугам) при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание предмета закупки. При этом в случае использования в описании предмета закупки товарного знака необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
1) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
2) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
3) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
4) закупок в целях исполнения субъектами Закона № 223-ФЗ обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, если необходимость указания товарного знака предусмотрена соответствующими договорами.
Таким образом, Поправками устанавливаются более строгие требования к описанию объекта закупок, осуществляемых в рамках Закона № 223-ФЗ.
Большая гибкость при заключении договора
Поправки содержат отдельные положения, которые позволят заказчикам в большей степени оптимизировать закупки под свои коммерческие интересы.
Так, будет допустимо по итогам конкурентной закупки заключать договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и случаях, которые определены в положении о закупках (часть 28 статьи 32).
Кроме этого, в закупочной документации станет допустимо указывать вместо начальной (максимальной) цены договора формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате поставщику в ходе исполнения договора, а также максимальное значение цены договора и цену единицы товара (работы, услуги). Соответственно, указанное положение открывает путь к возможности заключения рамочных договоров в рамках Закона № 223-ФЗ.
Расширение оснований для обжалования закупок
Ранее Закон № 223-ФЗ предусматривал ограниченный перечень оснований для обжалования закупок в антимонопольном органе. Такие основания касались прежде всего неразмещения в ЕИС необходимой информации или предъявления к участникам требований, не предусмотренных закупочной документацией. В связи с этим большое количество нарушений (например, установление требований к участникам или критериев оценки, ограничивающих конкуренцию) формально не могло быть обжаловано в административном порядке. Зачастую суды, рассматривая жалобы на решения антимонопольного органа, признавали такие решения незаконными как вынесенные за пределами полномочий антимонопольного органа[1]. Это негативно сказывалось на эффективности контроля за закупками, осуществляемыми в рамках Закона № 223-ФЗ.
Поправками предусмотрено два новых основания для обжалования закупок в антимонопольном органе:
1) осуществление закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, определенного в положении о закупке;
2) нарушение оператором электронной площадки требований, установленных Законом № 223-ФЗ, при осуществлении закупки.
Указанные основания фактически охватывают все возможные нарушения, которые могут быть допущены заказчиком. Кроме того, с учетом расширения применения электронной формы закупок участникам закупки предоставляется возможность также обратиться с жалобой на действия оператора электронной площадки.
Помимо этого, Поправками внесено несколько важных уточнений в отношении порядка подачи/рассмотрения жалоб:
-
в случае если обжалуемые действия совершены после окончания срока подачи заявок, то их обжалование может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке;
-
рассмотрение жалобы должно ограничиваться исключительно доводами, составляющими предмет обжалования. Так, ранее антимонопольные органы не были ограничены доводами жалобы и имели возможность проверять закупку целиком. В связи с этим недобросовестные лица могли направить необоснованную жалобу, оставив поиск возможных нарушений на усмотрение антимонопольного органа. Введенное поправками ограничение позволит снизить нагрузку на антимонопольные органы и сократить поток недобросовестных жалоб.
***
Поправки вступают в силу с 1 июля 2018 года. Ряд изменений, в частности изменения, касающиеся расширения перечня исключений из Закона № 223-ФЗ, утверждения типовых положений, а также изменения оснований для обжалования закупок, вступили в силу с 9 января 2018 года.
Заказчики обязаны скорректировать свои положения о закупках в соответствии с Поправками и разместить их в ЕИС до 1 января 2019 года.
Подводя итог, можно отметить, что Поправки носят крайне противоречивый характер. С одной стороны, они вводят более жесткое регулирование порядка проведения конкурентных процедур закупок. С другой стороны, Поправками никак не ограничивается возможность осуществлять закупки у единственных поставщиков. Более того, Поправки значительно упрощают такие закупки, а также дают возможность приобретать необходимые товары у взаимозависимых лиц вовсе без соблюдения Закона № 223-ФЗ. Приведет ли такой подход к более конкурентным и эффективным закупкам или будет иметь принципиально иной результат, покажет время.
[1]
См., например, Определение Верховного суда РФ от 22.10.2014 № 306-КГ14-2243 по делу № А65-25638/2013.