Приведение устава снт в соответствии с 217 фз пошаговая инструкция

Дата публикации: 10.01.2019 12:53

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 217-ФЗ).

Вместо девяти организационно-правовых форм, установленных Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в форме товарищества, партнерства или кооператива), новый Закон № 217-ФЗ предусматривает две:

— садоводческое некоммерческое товарищество;

— огородническое некоммерческое товарищество.

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости. В связи с этим учредительные документы, а также наименования некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ (садоводческих некоммерческих организаций), подлежат приведению в соответствие с Закон № 217-ФЗ при первом изменении учредительных документов указанных организаций (п. 5 ст. 54 Закона № 217-ФЗ).

Созданные до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества и партнерства должны будут внести изменения в устав, а кооперативы – провести процедуру реорганизации в форме преобразования.

Садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении в случае принятия их членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках (п. 4 ст. 54 Закона № 217-ФЗ).

Также, учитывая п. 12 ст. 54 Закона № 217-ФЗ, некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:

1) земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта;

2) на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома.

Указанное изменение устава некоммерческой организации допускается после изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство.

Учредительные документы указанных организаций до приведения их в соответствие с Законом № 217-ФЗ действуют в части, не противоречащей ему.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за внесение изменений в устав – 800 рублей, за создание юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования – 4000 рублей). При этом, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ в п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2019 года государственная пошлина при регистрации юридических лиц не уплачивается в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц. Указанное изменение применимо как к случаям направления в регистрирующий орган электронных документов самим заявителем, так и к случаям направления документов через МФЦ и нотариуса.




1. Реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не требуется, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческим или дачным некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона о садоводческих некоммерческих товариществах.

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона огородническим некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона об огороднических некоммерческих товариществах.

4. Созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении в случае принятия их членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.

5. Учредительные документы, а также наименования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, подлежат приведению в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона при первом изменении учредительных документов указанных организаций. Учредительные документы указанных организаций до приведения их в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

6. Изменения наименований организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, в связи с их приведением в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона не требуют внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию заинтересованных лиц.

7. Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

8. Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «огородный земельный участок», «для огородничества» и «для ведения огородничества», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются огородными земельными участками.

9. Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований, назначения указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В случае, если расположенные на садовых земельных участках здания, строения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», принадлежат гражданам, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание данных зданий жилыми домами в соответствии с частью 9 настоящей статьи не является основанием для включения их общей площади при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.

11. Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований, назначения указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:

1) земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта;

2) на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома.

13. Указанное в части 12 настоящей статьи изменение устава некоммерческой организации допускается после изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство.

14. Имущество общего пользования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, признается имуществом общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, за исключением случаев, указанных в частях 4, 12 и 13 настоящей статьи. Образованные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, являются земельными участками общего назначения.

15. Вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года.

16. Право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

17. Договоры о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенные с указанными организациями и лицами, ведущими садоводство и огородничество без участия в указанных организациях, сохраняют свое действие в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если меньший срок не предусмотрен таким договором или соглашением сторон. При этом плата, предусмотренная частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, до истечения срока действия такого договора не вносится.

18. Предоставление садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, включенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подавших заявления о предоставлении таких земельных участков, осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами могут предусматриваться меры, направленные на оказание поддержки в создании такими гражданами садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, предоставлении этим товариществам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также иные меры поддержки этих товариществ.

19. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с пунктом 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления начата процедура образования земельного участка для ведения дачного хозяйства в целях его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона, предоставление такого земельного участка осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

20. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридическим лицом в соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в орган государственной власти или орган местного самоуправления было направлено заявление о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, предоставление такого земельного участка осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

21. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона гражданином в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в орган государственной власти или орган местного самоуправления было направлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, предоставление такого земельного участка осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

22. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с юридическим лицом заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для ведения дачного хозяйства, образование из такого земельного участка иных земельных участков, а также их предоставление осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

23. Гражданин, являющийся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов в случае, если такой земельный участок был предоставлен гражданину по результатам аукциона для ведения дачного хозяйства.

24. Изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.

25. Утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.

26. Территориальные зоны ведения дачного хозяйства, а также территории, предназначенные для ведения дачного хозяйства, в составе иных территориальных зон, установленные в составе утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона правил землепользования и застройки, считаются соответственно территориальными зонами садоводства и территориями садоводства.

27. Вступление в силу настоящего Федерального закона не является основанием для принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, предусматривающих отмену мер государственной или муниципальной поддержки, введенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

28. В случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется:

1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;

2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

29. Граждане, являющиеся членами некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сохраняют свое членство в указанных организациях после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и право пользования имуществом общего пользования, расположенным на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, управление которым осуществляет указанная некоммерческая организация.

30. Вступление в силу настоящего Федерального закона не может являться самостоятельным основанием для исключения граждан из числа членов некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.

31. Уплаченные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона вступительные взносы гражданам не возвращаются.

32. Зарегистрированное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения, которые являются объектами капитального строительства, строительство которых осуществлено на огородном земельном участке и которые не являются самовольными постройками, сохраняется.

33. Реестр членов некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, признается реестром членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона.

34. Решение общего собрания членов товарищества в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.

(часть 34 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 307-ФЗ)

С 23.03.2021 вступила в действие новая редакция федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» от 29.07.2017 № 217. В связи с этим разберем ряд актуальных вопросов, касающихся устава СНТ 2023 года: что в него включать, когда вносить изменения, как утверждать и регистрировать.

Основные изменения новой редакции ФЗ № 217

Сразу заметим, что председатель вместе с членами правления должен разработать новый СНТ-устав либо внести соответствующие изменения в его старую версию, учитывая все нововведения, которые предусматривает ФЗ № 217.

Нововведения ФЗ № 217 касаются образования и деятельности некоммерческих структур, которые создаются для ведения садоводства и огородничества, а именно:

  1. Введены новые понятия: «СНТ» и «ОНТ» (садоводческое и огородническое товарищества вместо дачного). Действовавшие ранее формы товариществ должны перейти перерегистрацию.
  2. Членами товарищества могут быть только физлица, а председателя и правление избирают сроком до 5 лет.

У членов товарищества и председателя есть права и обязанности. О них подробно рассказано в «КонсультантПлюс». О том, как регулируется деятельность председателя СНТ, узнайте из этого материала. О правах и обязанностях членов СНТ читайте в этой статье. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  1. Количество учредителей: от 7 человек, количество членов правления: минимум 3 человека, максимум 5% от суммарного количества членов товарищества.
  2. Размер взносов определяют члены товарищества. Расходы и тарифы утверждаются на общем собрании собственников через голосование.
  3. Общее собрание: участие необязательно, вопросы решаются при голосовании большинством голосов, допускается очно-заочное голосование, протокол подписывают все присутствовавшие на собрании участники.

Обратите внимание! Согласно ст. 4 ФЗ № 217 теперь создают только СНТ либо ОНТ. При перерегистрации ранее действовавшей организационно-правовой формы товарищества в учредительные документы вносят изменения. При работе по старому уставу пункты, противоречащие новым нормам закона, не применяют.

Что включает типовой устав СНТ 2023 года по новому закону

Типовая форма устава по новому закону включает все составляющие, которые определяет ст. 8 закона № 217. А это порядка 16 пунктов, затрагивающих вопросы деятельности товарищества и содержащих следующие сведения:

  • название, форма, месторасположение, предмет, цели товарищества;
  • вопросы управления, полномочий действующих органов, изменения устава;
  • принятие, выход, исключение из товарищества;
  • полномочия, обязательства, ответственность членов;
  • порядок внесения взносов и санкции за неуплату;
  • заочное голосование при принятии решений;
  • взаимодействие с гражданами, занимающимися садоводством и огородничеством на территории товарищества, не являющихся его участниками;
  • образование, деятельность ревизионной комиссии;
  • приобретение, создание общего имущества;
  • реорганизация, ликвидация товарищества.

Обратите внимание! Перечисленные пункты являются обязательными и должны присутствовать в уставе каждого СНТ. Товарищество вправе использовать его типовую форму либо дополнять ее другими пунктами, которые отвечают его деятельности и нуждам. За помощью в разработке уставного документа можно обратиться к юристам.

При самостоятельной разработке документа рекомендуется использовать типовую форму устава СНТ — 2023, образец которой можно скачать в «КонсультантПлюс», предварительно получив бесплатный пробный демодоступ к системе.

Скачать бесплатно устав для СНТ 2023 в КонсультантПлюс

Как утвердить и зарегистрировать новый устав СНТ

Разработанный проект документа необходимо согласовать с членами товарищества, а затем утвердить. Для этого следует:

  1. Предварительно ознакомить с готовым проектом всех членов товарищества любым доступным способом. Например, через рассылку на электронную почту или путем размещения проекта на сайте СНТ.
  2. Зачитать, обсудить все пункты нового устава на общем собрании, а после обсуждения — принять и утвердить его через голосование.

Новая редакция устава должна быть готовой для обсуждения и утверждения за 7 дней до собрания, но не позже. При этом о дате его проведении уведомляют всех участников за 2 недели.

При наличии разногласий по пунктам документ дорабатывается, в него вносятся дополнительные изменения и правки. После этого вновь проводится собрание, где обсуждается и утверждается устав в новой редакции.

Обратите внимание! Все изменения, которые вносятся в устав, даже если они касаются только одного его пункта, нужно согласовывать и утверждать с членами товарищества так, как это описано выше.

После утверждения нового устава нужно подать в ИФНС пакет документов согласно ст. 17 ФЗ РФ № 129:

  • заявление о госрегистрации изменений по форме Р13014, по КНД 1111520 (приказ ФНС РФ № ЕД-7-14/617@ от 31.08.2020 с изменениями от 06.11.2020);
  • новый устав (2 экземпляра);
  • протокол собрания об утверждении устава;
  • квитанцию с уплаченной госпошлиной.

ИФНС рассмотрит поступившие документы и зарегистрирует изменения на протяжении 7 дней.

В каком порядке обжалуется устав СНТ

Члены товарищества могут оспорить устав, если на это имеются основания. Например, когда какие-то пункты документа противоречат нормам закона либо если проект утверждался на собрании, которое проводилось при отсутствии кворума (нужного количества членов СНТ).

Для обжалования нужно подать исковое заявление в районный суд, расположенный по месту нахождения ответчика. При оспаривании законности пунктов документа (заявление подают в срок до 3 лет) просят признать эти пункты недействительными. Оспаривая утверждение нового устава СНТ (заявление подают в срок до 6 месяцев), просят признать недействительным решение собрания.

Подать иск может:

  • участник собрания, но не член СНТ, голосовавший за проект нового устава либо воздержавшийся, если его права нарушены;
  • член СНТ, голосовавший против проекта либо не участвовавший в собрании;
  • собственник участка, не являющийся членом СНТ, если решение собрания ущемляет его законные интересы.

К иску, который подает один заявитель, могут присоединиться другие члены СНТ. До его подачи заявитель должен уведомить о своих намерениях остальных членов товарищества. Рассмотрение иска и принятие решения по нему производятся общим порядком.

Без участия суда, через подачу жалобы в прокуратуру, решаются споры о самоуправстве, мошеннических действиях, растратах и в иных ситуациях.

С какими вопросами и спорами следует обращаться в органы земельного надзора, читайте в статье «Земельный надзор: новое с 1 июля 2021 года».

Итоги

Товарищества должны привести свои уставы в соответствие с действующим законодательством. Для этого нужно разработать устав СНТ по новому закону 217 либо внести изменения в его старую версию с учетом нововведений. Заниматься этим должны председатель и члены правления. С готовым проектом следует ознакомить всех членов СНТ. Затем его утверждают на общем собрании путем голосования.

Внесение изменений в документы Садоводческого некоммерческого товарищества

В СНТ (ОНТ), как и в любую другую организацию, можно внести изменения как в ЕГРЮЛ, так и в Учредительные документы (Устав).

Хотя и был принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, сам алгоритм внесения изменений практически не поменялся.

Но одним из глобальных изменений стало использование новых форм документов, вводимые с 25.11.2020 г. приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

Чаще всего на практике сталкиваемся с такими изменениями как:

  1. Смена председателя СНТ
  2. Смена юридического адреса СНТ
  3. Смена наименования СНТ
  4. Смена организационно-правовой формы СНТ

Рассмотрим подробнее каждое изменение и распишем алгоритм действий.

Смена председателя СНТ

Избрание органов товарищества относится к исключительной компетенции высшего органа управления общему собранию членов товарищества.

Для начала необходимо провести внеочередное либо принять решение на очередном общем собрание членов товарищества.

Согласно пп. 7-8 ст. 17 217-ФЗ данное собрание должно проводиться по требованию:

  1. Правления товарищества;
  2. Ревизионной комиссии (ревизора);
  3. Членов товарищества в количестве более чем одна пятая членов товарищества.

Внеочередное общее собрание членов товарищества может быть проведено также по требованию органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества.

Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:

  1. Направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);
  2. Размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при его наличии);
  3. Размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.

Решение о смене Председателя принимается квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов Товарищества.

Подробнее о проведении собрания можете ознакомиться в статье 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Данное решение общего собрания членов оформляется протоколом, которое подписывается Председательствующим и Секретарем общего собрания.

Для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в регистрирующий орган необходимо подать комплект документов:

  1. Нотариально заверенное заявление о внесении изменений по форме Р13014
  2. Оригинал протокола

При этом стоит отметить, что данные изменения нельзя подать в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи, так как заявителем выступает назначенный на должность Председатель, о котором еще не внесена запись в ЕГРЮЛ, а ЭЦП выпускается на основании данных, указанных в ЕГРЮЛ.

Поэтому в любом случае придется посетить нотариальную контору и заверить заявление. Стоимость нотариальных услуг варьируется от 1 500 до 3 000 в зависимости от Вашего региона и даже района населенного пункта.

Подать документы в Инспекцию Федеральной налоговой службы может либо лично заявитель, либо представитель по нотариальной доверенности.

Срок рассмотрения заявления 5 рабочих дней, не считая дней подачи и получения документов.

После внесения записи в ЕГРЮЛ на руки Вам выдадут лист записи, на основании которого уже можно менять электронную цифровую подпись организации и идти в банк для смены карточки с образцами подписей.

Если Вам требуется помощь в подготовке документов можете смело обращаться в нашу организацию у нас огромный опыт в подобных изменениях.

Стоимость смены Председателя — 10 000 рублей. Срок подготовки документов 1 рабочий день.

Смена юридического адреса СНТ

Со сменой места нахождения дела обстоят чуть сложнее.

Сразу оговорюсь, что в отличии от смены Председателя, документы по смене адреса можно подать в электронном виде с использованием электронной-цифровой подписи через сайт Налоговой nalog.ru.

В этом случае не надо заверять документы у нотариуса и подать документы на внесение изменения можно не выходя из дома.

У этого варианта есть несколько приятных бонусов:

  1. Заявление по форме Р13014 не требует нотариального заверения, а это экономия денег и времени;
  2. Контейнер с документами с ЭЦП налогового органа придут на электронную почту данные документы имеют такую же юридическую силу, как документы с живой синей печатью;
  3. При внесении изменений в Устав не оплачивается государственная пошлина 800 руб.

Из минусов если Вам потребуются оригиналы документов, необходимо будет посетить регистрирующую налоговую, либо подтвердить тождественность документов у нотариуса.

Но есть и еще несколько нюансов, которые необходимо учесть, чтобы зря не потерять время, силы и нервы.

Если в ЕГРЮЛ уже внесена запись о недостоверности сведений об адресе, то выпустить новую электронную цифровую подпись не получится. Удостоверяющие центры наотрез отказываются выпускать ЭЦП на такие организации.

Прошу обратить особое внимание на данный факт: при внесении записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адреса организации налоговым органом может быть принято решение о ликвидации организации в принудительном порядке, что повлечет наложение ограничений на дальнейшие регистрационные действия в отношении руководителя и учредителей сроком на 3 года.

Также при внесении недостоверности ИФНС передает сведения в банк, который блокирует счет и до устранения записи Ваш счет будет заморожен.

Также при смене адреса необходимо учитывать следующие данные:

  1. Текущий и новый адреса СНТ;
  2. Устав СНТ.

Если смена адреса будет происходить в пределах одного места нахождения (города, деревни и т.д.), например:

  1. С одной улицы на другую города Самары;
  2. С дома №6 на дом №15 одной улицы деревни Костино во Владимирской области;
  3. Смена офиса это тоже смена адреса.

Если в Уставе СНТ адрес указан полностью, то необходимо будет вносить изменения в Устав.

Смена адреса в данном случае будет происходить в один этап и в регистрирующий орган подается следующий комплект документов:

  1. Нотариально заверенное заявление по форме Р13014*;
  2. Протокол о внесении изменений в учредительные документы;
  3. Изменения в Устав, либо Устав СНТ в новой редакции (сразу можно оставить только место нахождения, чтобы при аналогичных изменениях не вносить изменения в Устав);
  4. Государственная пошлина в размере 800 рублей*;
  5. Документы на адрес — гарантийное письмо (необязательно) + копии правоустанавливающих документов и договор аренды (если договор субаренды, то необходимо приложить и его + согласие арендодателя, если требуется).

Документы также подаются в регистрирующий орган по месту нахождения СНТ.

Срок рассмотрения заявления 5 рабочих дней, не считая дней подачи и получения документов.

Если в Уставе полного адреса нет, то изменения проходят точно также: документы подаются в регистрирующую ИФНС по текущему месту нахождения и комплект документов лишь немного поменяется:

  1. Нотариально заверенное заявление по форме Р13014*;
  2. Протокол о внесении изменений в ЕГРЮЛ;
  3. Документы на адрес — гарантийное письмо (необязательно) + копии правоустанавливающих документов и договор аренды (если договор субаренды, то необходимо приложить и его + согласие арендодателя, если требуется).

Срок 5 рабочих дней, не учитывая день подачи и получения документов, то есть на практике это займет 9 календарных дней.

При смене места нахождения СНТ в другое муниципальное образование дела обстоят еще сложнее. Например, при таких изменениях как смена адреса:

  1. Из города федерального значения Санкт-Петербург в Ленинградскую область (смена субъекта Российской Федерации)
  2. Из города Геленджик Краснодарского края в город Сочи Краснодарского края (смена города в одном субъекте)
  3. Из города Кирова Кировской области в город Выборг Ленинградской области (смена субъекта Российской Федерации)

внесение изменений необходимо производить в два этапа:

  1. Этап уведомление налогового органа о предстоящей смене места нахождения СНТ.
  2. Этап непосредственная смена адреса.

На первом этапе документы подаются в регистрирующий орган по текущему месту нахождения СНТ. Подаются следующие документы:

  1. Нотариально заверенное заявление по форме Р13014*;
  2. Протокол о внесении изменений;
  3. Документы на адрес этот пункт необязательный, но, если приложите не будет основанием для отказа.

Срок регистрации 5 рабочих дней.

После внесения записи в ЕГРЮЛ отсчитываем 21 календарный день (некоторые считают, что 21 рабочий день, но в Письме ФНС № ГД-4-14/52@ о рабочих днях ничего не сказано), а затем можем переходить ко второму этапу смены адреса.

Здесь документы подаются уже в регистрирующий орган по будущему месту нахождения. То есть, если вы меняете адрес из Тольятти в Москву, то документы необходимо будет подать в Межрайонную ИФНС №46 по Москве.

И документы подаются такие же, как при внесении изменений в Устав:

  1. Нотариально заверенное заявление по форме Р13014*;
  2. Протокол о внесении изменений в учредительные документы;
  3. Устав Товарищества в новой редакции;
  4. Государственная пошлина в размере 800 рублей*;
  5. Документы на адрес — гарантийное письмо (необязательно) + копии правоустанавливающих документов и договор аренды (если договор субаренды, то необходимо приложить и его + согласие арендодателя, если требуется).

Срок рассмотрения документов 5 рабочих дня.

Затем ИФНС присылает, либо выдает на руки следующие документы:

  1. Свидетельство о постановке на учет с присвоением нового КПП;
  2. Устав с отметкой налогового органа;
  3. Лист записи о внесении изменений.

Как и везде есть исключение: при смене адреса на домашний адрес Председателя (адрес регистрации по паспорту), причем неважно в пределах одного места нахождения или нет, смена адреса происходит всегда в один этап и документы подаются сразу в налоговую по новому месту нахождения организации.

По смене адреса у нас также большой опыт, так что обращайтесь будем рады помочь.

Стоимость внесения изменений в Устав СНТ 17 500 рублей, внесение изменений в ЕГРЮЛ 10 000 рублей. При смене адреса в два этапа стоимость регистрации 24 000 рублей.

Смена наименования СНТ

Со сменой наименования все банально и просто.

В регистрирующую ИФНС по месту нахождения подаются практически такие же документы, как при внесении изменений в Устав при смене адреса:

  1. Нотариально заверенное заявление по форме Р13014*;
  2. Протокол о внесении изменений в учредительные документы;
  3. Устав Товарищества в новой редакции;
  4. Государственная пошлина в размере 800 рублей*.

Документы опять же можно подать с помощью ЭЦП.

Срок регистрации в ИФНС 9 календарных дней.

После внесения записи в ЕГРЮЛ и получения документов необходимо:

  1. Поменять ЭЦП на юр лицо, чтобы сдавать отчетность;
  2. Поменять печать организации;
  3. При необходимости уведомить всех контрагентов.

Стоимость внесения изменений в Устав 17 500 рублей.

*- при электронной подаче с помощью ЭЦП госпошлина не оплачивается и не требуется нотариальное заверение заявления

Смена организационно-правовой формы СНТ

Намного интереснее дела обстоят со сменой организационно-правовой формы Товарищества и приведением документов в соответствие 217-ФЗ.

Итак, разберемся в каких случаях требуется проводить процедуру реорганизации.

Согласно статье 54 Переходные положения Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации реорганизация должна быть произведена в одном единственном случае:

Созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости (пункт 4 статьи 54).

В случае же принятия членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке или сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках, должны при первом внесении изменений привести свои уставы в соответствие с Федеральным законом О сельскохозяйственной кооперации от 08.12.1995 № 193-ФЗ.

В остальных случаях также требуется только приведение наименования и устава в соответствие:

Садоводческие или дачные некоммерческие партнерства, а также огороднические некоммерческие партнерства должны привести наименование организации и устав партнерства в соответствие со статьями 1-28 217-ФЗ это пункты 2 и 3 статьи 54.

В статье 54 существует еще два очень занимательных пункта 12 и 13:

Некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму товарищество собственников недвижимости и вид товарищество собственников жилья в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:

  1. Земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта;
  2. На всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома.

13. Указанное в части 12 настоящей статьи изменение устава некоммерческой организации допускается после изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство.

Нам на практике посчастливилось столкнуться с данными изменениями. Опираясь на данные статьи и соблюдя все требования, подали документы на регистрацию в Межрегиональную Федеральную Налоговую службу №46 по Москве. В итоге дважды получили отказ. Сотрудники налоговой службы утверждали, что требуется проводить процедуру реорганизации, с чем мы категорически были не согласны. А вот написав жалобу в вышестоящий орган Управление Федеральной Налоговой службы, получили положительное решение и внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Поэтому чтобы не тратить время, нервы и деньги зря обращайтесь к профессионалам своего дела.

Процедура реорганизации занимает достаточно много времени порядка 4-6 месяцев.

Стоимость реорганизации у нас 45 000 рублей.

При приведении наименовании и устава в соответствие в налоговый орган подается тот же перечень документов, что и при смене наименования:

  1. Нотариально заверенное заявление по форме Р13014;
  2. Протокол о внесении изменений в учредительные документы;
  3. Устав Товарищества в новой редакции;
  4. Государственная пошлина в размере 800 рублей.

Документы можно подать с помощью ЭЦП и в этом случае не потребуется нотариальное заверения заявления и оплаты госпошлины.

Срок регистрации в ИФНС 9 календарных дней.

Внесение изменений в учредительные документы 17 500 рублей.

Также помогаем в подготовке внутренних документов, например, по смене органов управления, заявлений о приеме в члены Организации и другие документы.

Внесение изменений в устав СНТ

По состоянию на 1 апреля 2021 года Правительством Российской Федерации вносится Федеральный закон О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования общественных отношений в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества.

На данный момент проект данного Федерального закона от 26.03 находится в стадии рассмотрения. С текстом проекта вы можете ознакомиться на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru/Projects#

Положения законопроекта направлены на совершенствование регулирования корпоративных и земельно-имущественных отношений, возникающих при ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, в целях устранения проблем, выявленных в результате мониторинга правоприменения 217-ФЗ.

Данный Федеральный закон немного упростит управление СНТ и ОНТ. Рассмотрим наиболее интересные изменения для нас:

  1. Согласно пункту 34 действующего ФЗ №217: Решение общего собрания членов товарищества в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.. Но это было в 2020 году спасибо пандемии за это.Сейчас же продвигают инициативу разрешить проведение собраний и принятие решений в форме очно-заочного или заочного голосования, а также с применением электронных и иных технических средств. Но данные статьи, а именно: перечень вопросов и порядок принятие решений, должен быть отражен в Уставе Товарищества.Данное предложение поддержало 71 субъект Российской Федерации, а также многочисленные общественные организации в сфере ведения садоводства и огородничества.
  2. Принятие решений о принятии в члены Товарищества отнесут к компетенции Правления, а не общего собрания членов.
  3. Ряд проблем, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью садоводческих и огороднических товариществ, наиболее острыми из которых являются ограничения подходов к определению размеров взносов, а также обеспечение кворума при проведении общих собраний членов Товарищества, также хотят устранить в данном законопроекте. А именно: После принятия нового ФЗ в Уставе Товарищества должен быть отражен порядок расчета размера членского взноса в виде текстового описания и (или) формулы расчета. При этом такой порядок может учитывать характеристики объектов недвижимости, принадлежащих членам Товарищества и (или) объем использования такими членами имущества общего пользования.
  4. Также в целях повышения эффективности управления деятельностью СНТ и ОНТ законопроектом уточняются важные детали: требования к количеству членов правления; расширяется перечень вопросов, рассматриваемых высшим органом управления общим собранием членов.

Это не весь список изменений, но уже понятно, что данные поправки помогут закрыть некоторые пробелы в действующем законодательстве.

Будем продолжать следить за судьбой данного законопроекта, а в случае принятия оперативно ознакомимся и внесем все изменения в Уставы, а затем поможем в этом и вам.

Если у вас возникли вопросы после прочтения стать — с радостью ответим.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

  • Регистрация СНТ
  • Реорганизация НКО

16 обязательных положений  Устава СНТ  с 2019 года.

С 01 января 2019 г. вступает в силу ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он приходит на смену ФЗ от 15.04.1998 366-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Устав ранее созданных садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан нужно привести в соответствие новому закону.

Какие обязательные статьи (разделы) должны содержаться в уставе СНТ с 2019 года указано в статье 8 Закона 217-ФЗ

Наименование товарищества.

Как мы уже выяснили ранее,  согласно п.1 ст.54 ГК РФ   в название  СНТ можно не включать указание на организационно-правовую форму: «Товарищество собственников недвижимости» или «ТСН». По закону достаточно, чтобы в вашем новом уставе  в наименовании товарищества было указание на разновидность товарищества – «Садоводческое некоммерческое товарищество» (СНТ) и его наименование «Василек».

Но все-таки для доступности понимания членами товарищества и особенно «не членами» цели создания юридического лица и его законных полномочий, рекомендую включить в название указание на организационно-правовую форму, например:

– полное название «Товарищество собственников недвижимости « Садоводческое некоммерческое товарищество « Василек»;

–  краткое название « ТСН « СНТ « Василек».

 Организационно-правовая форма товарищества.

Согласно новому закону СНТ является разновидностью такой организационно-правовой формы как «Товарищество собственников недвижимости» (ТСН). Необходимо в общих положениях вашего устава указать такую фразу: «Организационно-правовая форма – Товарищество собственников недвижимости, разновидность – Садоводческое некоммерческое товарищество.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приватизация кооперативной квартиры пошаговая инструкция
  • Приватизация квартиры пошаговая инструкция через мфц в 2023 году
  • Приватизация квартиры по договору социального найма пошаговая инструкция
  • Приватизация квартиры в твери пошаговая инструкция
  • Приватизация квартиры по доверенности пошаговая инструкция