Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке по 44 фз инструкция

Часть 19 ст. 95 44-ФЗ предусматривает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, если в его тексте было предусмотрено право заказчика принять решение о таком отказе от исполнения договора. Право на расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком в одностороннем порядке предусмотрено ч. 9 той же статьи.

Односторонний отказ от исполнения госконтракта: инструкция для заказчика

В связи со вступлением в силу с 01.07.2022 ч. 12.1 ст. 95 44-ФЗ алгоритм расторжения контракта для заказчика изменился. Рассмотрим порядок одностороннего отказа от исполнения контракта по 44-ФЗ заказчиком пошагово с 01.07.2022:

Шаг 1. Принимаем решение о расторжении. Такое решение принимается только в случае наличия двух взаимосвязанных факторов:

  • основания такого расторжения прямо предусмотрены Гражданским кодексом как основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств;
  • такое право заказчика закреплено в контракте.

Шаг 2. Составляем решение об одностороннем отказе. Его форма законодательно не закреплена, поэтому составьте его в произвольной форме, однако рекомендуем указать в нем:

  • реквизиты расторгаемого документа;
  • дату принятия решения;
  • основания отказа от исполнения контракта;
  • срок вступления решения в силу.

Вот образец, как оформить расторжение договора в одностороннем порядке по новым правилам. Форма решения об отказе выглядит так:

Решение заказчика об одностороннем отказе

ВАЖНО!

Обратите внимание. Если вы проводили экспертизу товаров/услуг с привлечением экспертных организаций, то решение о расторжении принимается только в том случае, если экспертиза подтвердила нарушение условий контракта.

Шаг 3. После оформления решения необходимо уведомить об этом подрядчика. Вступившая в силу часть 12.1 ст. 95 Закона о закупках говорит о том, каким образом заказчик уведомляет исполнителя государственного контракта о принятии решения об одностороннем расторжении контракта. По новому правилу заказчик с использованием Единой информационной системы формирует решение, подписывает его усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС. За неисполнение указанного порядка предусмотрены административные санкции в виде штрафа.

Не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС (автоматически с использованием ЕИС) решение направляется поставщику. Датой его поступления подрядчику является дата его размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик.

Чуть подробнее остановимся на том, как сформировать решение об одностороннем отказе в ЕИС в 2023 году:

  • сформируйте решение в ЕИС;
  • подпишите его усиленной квалифицированной электронной подписью и разместите его в системе;
  • не позднее одного часа оно автоматически направляется поставщику;
  • выполнение процедуры является надлежащим уведомлением поставщика.

Шаг 4. После того как процедура соблюдена, остается ждать момента расторжения договора. Сроки имеют принципиальное значение. Часть 13 ст. 95 44-ФЗ указывает, через какое время после надлежащего уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракт считают расторгнутым — через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщика.

Шаг 5. Направьте информацию о расторжении в реестр контрактов.

Шаг 6. Направьте в ФАС обращение о включении информации о таком поставщике в РНП. Это необходимо сделать в течение двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу вашего решения.

Шаг 7. Заключаем новый договор со вторым участником.

В том случае, если в течение 10 дней поставщик исправит выявленные нарушения, необходимо отменить принятое решение. Можете ориентироваться на приведенную ниже форму такого решения.

Решение заказчика об отмене решения об одностороннем отказе

Отменять решение нельзя, если расторжение связано с повторным нарушением.

Приведенная выше инструкция показывает, если контракт заключен по результатам электронной процедуры, как заказчику законно уведомить поставщика об одностороннем расторжении договора. Иной порядок уведомления предусмотрен для закупок, проведенных в неэлектронной форме.

В данном случае документ передается лицу, действующему от имени поставщика, лично под роспись или направляется последнему с соблюдением требований законодательства о гостайне по его адресу, указанному в тексте договора. Такой порядок является надлежащим уведомлением контрагента. Датой надлежащего уведомления считается:

  • дата, указанная лицом в расписке о получении документа;
  • получение подтверждения о вручении поставщику заказного письма;
  • дата получения информации об отсутствии поставщика по адресу, указанному в договоре;
  • информация о возврате такого письма по истечении срока хранения.

Контроль в сфере закупок

Достаточно распространенным является вопрос о том, вправе ли контролирующий орган в сфере закупок выдать предписание заказчику о досрочном расторжении контракта в одностороннем порядке. Функции контроля в сфере закупок помимо Антимонопольной службы вправе осуществлять прокуратура.

Предписание ФАС — это распоряжение Антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. УФАС вправе указать участникам закупки, какие действия необходимо совершить, чтобы устранить нарушения, направляет требование об устранении нарушений хозяйствующим субъектам при нарушениях антимонопольного законодательства. Такие указания являются обязательными для участников закупки, их неисполнение влечет административную ответственность.

Прокуратура — это орган власти, призванный следить за соблюдением Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России. В их число входит и 44-ФЗ. Задача проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения. В число обязанностей прокурорских работников в сфере закупок входит контроль заказчика за исполнением договорных обязательств поставщиком. Непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, влечет ответственность.

Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, отметим, что информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 44-ФЗ нередко исходит от контролирующих органов в сфере закупок.

Еще по теме:

  • как правильно внести поставщика в РНП;
  • кого и как проверяет прокуратура по 44-ФЗ;
  • что делать, если поставщик по 44-ФЗ поставил фальсификат или некачественный товар.

Об авторе этой статьи

Дмитрий Сидаев

Дмитрий Сидаев
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.

Другие публикации автора

Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 95

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

1.2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.4) если Правительством Российской Федерации принято решение о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренное пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне», и предметом контракта является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу. По предложению заказчиков, являющихся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, допускается увеличение предусмотренных таким контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги либо уменьшение предусмотренных таким контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги. При этом допускается изменение цены контракта с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и в пределах основных показателей государственного оборонного заказа пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги. При уменьшении предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

(п. 1.4 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 272-ФЗ)

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации;

(п. 7 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством Российской Федерации положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

(п. 8 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 04.11.2022 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

(п. 9 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 04.11.2022 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

(п. 10 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

11) если при исполнении контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов;

(п. 11 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

12) если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении;

(п. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

13) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.

(п. 13 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

1.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. В случае, если при исполнении контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, цена такого контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, цена такого контракта должна быть уменьшена с учетом указанной сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

1.3. Предусмотренные частью 1 настоящей статьи изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона. При этом:

1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, предусмотренных частями 7 — 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона;

2) обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено путем внесения соответствующих изменений в условия ранее предоставленной заказчику независимой гарантии;

3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой независимой гарантии, возврат заказчиком ранее предоставленной ему независимой гарантии предоставившему ее гаранту не осуществляется, взыскание по ней не производится, заказчик признается отказавшимся от своих прав по ранее предоставленной независимой гарантии, обязательство гаранта перед заказчиком по ранее предоставленной независимой гарантии прекращается с момента выдачи новой независимой гарантии;

4) если при увеличении в соответствии с настоящей статьей цены контракта обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

1.4. В случае уменьшения в соответствии с настоящей статьей цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта денежные средства в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта.

(часть 1.4 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5. В случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона по соглашению сторон устанавливается новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

(часть 1.5 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

1.6. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренные частью 1 настоящей статьи изменения могут быть осуществлены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

(часть 1.6 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2024 ст. 95 дополняется ч. 1.7 (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2024 ст. 95 дополняется ч. 8.1 (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(часть 12.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

12.2. В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

(часть 12.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

14.1. В случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.

(часть 14.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

14.2. В случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, заказчик не позднее трех рабочих дней, следующих за днем такой отмены, передает лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, уведомление об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(часть 14.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;

б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте «а» настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте «б» настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, расторгнут контракт со встречными инвестиционными обязательствами, заключенный в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) сторона контракта со встречными инвестиционными обязательствами, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении контракта со встречными инвестиционными обязательствами, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте «а» настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте «б» настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

(часть 15 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17.1. В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо если по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с установлением в данном решении факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

(часть 17.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 28.04.2023 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17.2. Контракт в случае, предусмотренном частью 17.1 настоящей статьи, заключается в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый контракт. При этом:

1) в случае расторжения контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры:

а) контракт заключается в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 части 2, частями 3 — 5 статьи 51 настоящего Федерального закона;

б) в случае, если участник закупки разместил на электронной площадке отказ от заключения контракта в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона либо если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, заказчик вправе заключить в порядке, установленном пунктами 1 и 2 части 2, частями 3 — 5 статьи 51 настоящего Федерального закона, контракт с участником закупки, заявке на участие в закупке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) в случае расторжения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, контракт заключается в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 73 настоящего Федерального закона.

(часть 17.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частями 17 и 17.1 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

20.1. В случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(часть 20.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

20.2. В случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку);

2) дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

(часть 20.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

22.1. В случае отмены поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 20.1 настоящей статьи, поставщик (подрядчик, исполнитель) не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.

(часть 22.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

22.2. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

(часть 22.2 введена Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

24. Утратил силу с 1 июля 2019 года. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

26. Утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Содержание

  • Когда можно расторгнуть госконтракт
  • Основания для отказа
  • Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке
  • Практика ФАС и судов

Наиболее простым способом разорвать госконтракт для заказчика является односторонний отказ от его исполнения. Для поставщика же это может повлечь негативные последствия. Однако контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке и по его инициативе. Но кто бы ни разорвал контрактные отношения, для этого нужны веские основания.

Когда можно расторгнуть госконтракт

Заказчик и поставщик имеют одинаковые права на расторжение госконтракта. Для этого нужно, чтобы одновременно наступили два условия:

  1. В тексте контракта содержались положения об одностороннем отказе от его исполнения.
  2. Наступили основания, предусмотренные гражданским законодательством для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

У заказчика существует обязанность расторгнуть госконтракт, если он выяснил, что исполнитель либо его товар не отвечает требованиям закупочной документации. Кроме того, такая обязанность у заказчика возникает, если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Основания для отказа

Закон № 44-ФЗ ссылается на гражданское законодательство, но не указывает, какие именно нормы Гражданского кодекса являются основанием для одностороннего отказа от исполнения госконтракта. В связи с этим Минэкономразвития и Антимонопольная служба рекомендуют заказчикам включить в госконтракты несколько таких оснований (письмо Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28И, ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2016). Перечень из письма не является закрытым — контролирующие органы лишь привели наиболее распространенные из них. Их наличие или отсутствие в тексте контракта никак не повлияет на возможность его расторжения. Эти основания рекомендуется включить в документ лишь для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах для одностороннего расторжения госконтракта.

Если проштудировать Гражданский кодекс, то в нем можно найти множество оснований для расторжения договоров разных типов в одностороннем порядке. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

Для расторжения договора купли-продажи существуют следующие основания:

  1. Продавец отказывается передать покупателю товар или его принадлежности (пункт 1 статьи 463 и абзац 2 статьи 464 ГК РФ).
  2. Товар содержит неустранимые недостатки либо недостатки, которые нельзя устранить без больших затрат (финансовых или временных), либо недостатки, выявленные неоднократно, в том числе после их устранения, а также иные недостатки подобного рода. Наличие таких недостатков является существенным нарушением поставщиком требований к качеству товара (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
  3. Продавец отказывается в разумный срок доукомплектовать поставленный товар (пункт 1 статьи 480 ГК РФ).

Договор поставки можно расторгнуть в одностороннем в порядке на основании статьи 523 Гражданского кодекса. Это следующие случаи:

  • поставщик поставил товар с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый срок;
  • поставщик неоднократно нарушил сроки поставки;
  • заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты;
  • заказчик неоднократно допустил невыборку товара.

Что касается договора возмездного оказания услуг, то в соответствии со статьей 782 ГК РФ, любая из сторон имеет право отказаться от исполнения своих обязательств. Но есть условие — издержки второй стороны должны быть возмещены. Заказчик может расторгнуть договор по своей инициативе, если оплатит фактически понесенные исполнителем расходы, а исполнитель — если возместит убытки заказчика.

Рекордсменом по количеству оснований для одностороннего расторжения является договор подряда. У заказчика они таковы:

  • если подрядчик своевременно не приступил к исполнению своих обязательств по договору либо скорость его работы говорит о том, что закончить в установленный срок он явно не успеет (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если подрядчик в назначенный срок не устранит недостатки, которые свидетельствуют о том, что работа будет выполнена ненадлежащим образом (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
  • если подрядчик отступил от условий договора или допустил при исполнении работы недостатки и не устранил их в разумный срок или же эти недостатки являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
  • если заказчик просто решил расторгнуть договор подряда до тех пор, пока ему не сданы результаты работы (статья 717 ГК РФ). При этом он должен уплатить подрядчику стоимость выполненной работы и возместить убытки, которые повлечет расторжение договора, в пределе разницы между ценой контракта и суммой, выплаченной за исполненную работу.

У подрядчика тоже есть основания расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке:

  • если заказчик не согласен повысить цену контракта из-за необходимости дополнительных работ (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если заказчик отказывается увеличить цену из-за того, что возросла стоимость материалов, оборудования либо услуг субподрядчиков и это нельзя было предвидеть при заключении договора (пункт 6 статьи 709 ГК РФ).

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке

В целом процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта одинаков и для заказчика, и для поставщика. Разница лишь в последствиях — если заказчик разрывает контракт по вине поставщика, то информация о последнем будет направлена в РНП. На практике большинство односторонних расторжений инициируется заказчиками.

На первом этапе принимается решение об отказе от госконтракта. У заказчика такому решению может предшествовать экспертиза предмета закупки. При этом в заключение эксперта должно быть указано, что имеет место нарушение условий контракта, из-за которых он может либо должен быть расторгнут.

Принятое решение следует в течение трех рабочих дней разместить в ЕИС и направить второй стороне любым способом, который позволяет зафиксировать факт его вручения — заказным письмом, по электронной почте, по факсу и так далее. Тот день, когда отправитель решения будет уведомлен о том, что вторая страна его получила (или отсутствует по указанному адресу), будет считаться датой надлежащего уведомления. Бывает, что подтверждение извещения второй стороны получить невозможно. Тогда дата уведомления наступает через 30 дней после размещения информация о расторжении контракта в ЕИС.

По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП. Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить. Но лишь при условии, что это нарушение не было повторным.

Практика ФАС и судов

Самым беспроблемным вариантом с точки зрения контролирующих органов является расторжение контракта из-за нарушения срока исполнения обязательств. Если исполнитель опоздал с поставкой партии товара, заказчику целесообразно это задокументировать — в адрес поставщика направляется соответствующая претензия. При повторении ситуации у заказчика будет основание расторгнуть контракт. То же самое справедливо и при затягивании подрядчиком срока начала работы и/или выполнении отдельных ее этапов с опозданием (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2016 № Ф05-4174/2016).

Расторгая контракт, заказчик должен быть уверен, что его вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств нет. Ведь иначе решение об одностороннем расторжении будет признано недействительным, как в определении Верховного Суда РФ от 15.03.2017 № 301-ЭС17-1010.

По условиям контракта исполнитель должен был разработать проектную документацию по ремонту дороги в установленный срок. По окончании этого срока исполнитель получил от заказчика решение о расторжении госконтракта, поскольку работу не закончил. Как выяснилось в ходе разбирательства, причиной тому были действия самого заказчика — несмотря на требование исполнителя предоставить необходимые для работы данные, заказчик этого своевременно не сделал. Суд признал одностороннее расторжение контракта недействительным, поскольку были препятствия, из-за которых подрядчик не мог исполнить свои обязательства в срок.

Немало вопросов возникает и относительно самой процедуры расторжения госконтракта. Заказчики иногда не выдерживают сроки, и зачастую это выходит им «боком» — в судебной практике есть подобные примеры.

В одном из них заказчик принял решение расторгнуть контракт, разместил информацию в ЕИС и направил сведения о поставщике в РНП, не выждав положенные 10 дней. Антимонопольная служба и суд поддержали поставщика и пришли к выводу, что заказчик нарушил порядок вступления решения об одностороннем отказе в силу (определение Верховного Суда РФ от 02.12.2016 № 305-КГ16-15701, от 12.09.2016 № 308-КГ16-11459).

Итак, гражданское законодательство предусматривает разные причины для отказа от госконтракта в одностороннем порядке. Однако специалисты рекомендуют прибегать к этому при наличии «железных» оснований, а также досконально исполнять процедуру расторжения, иначе у суда будут основания признать его недействительным.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Основания для расторжения контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ
  • Таблица причин для расторжения контракта в одностороннем порядке
  • Действия заказчика и поставщика при одностороннем расторжении контракта
  • Аванс и гарантийное обеспечение при расторжении контракта по 44-ФЗ
  • Судебная практика одностороннего расторжения контрактов по 44-ФЗ

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ – не такая уж и редкость в практике проведения электронных торгов. Причем таким правом обладает как заказчик, так и поставщик. Но просто так расторгнуть контракт, без причин и оснований, вам никто не даст.

В каждой ситуации необходимо руководствоваться конкретными инструкциями к действию. В нашем материале они будут описаны. Также мы подробно рассмотрим примеры из судебной практики подобных дел.

Основания для расторжения контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ

Основания для расторжения контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ

В ходе исполнения контракта могут возникнуть обстоятельства, в результате которых одна из сторон пожелает прервать отношения. Это вполне законно, и расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ не будет проблемой, если такая возможность изначально была прописана и в конкурсной документации, и в самом договоре. И напротив, отсутствие данного пункта в тексте контракта вынудит сторону, желающую прервать отношения, обращаться в суд.

Безусловно, для такого шага должны быть серьезные основания и соответствующие доказательства. Поставщик может отстаивать свои права в суде в ситуациях, когда заказчик не выполняет свои обязательства:

  • по приемке готового продукта без объяснений;
  • по существенным условиям договора, в частности, не перечислил аванс или задерживает оплату;
  • по обеспечению условий для работы исполнителя (или даже препятствует работам по договору – в данном случае такой факт подтверждается независимыми экспертами);
  • по пересмотру цены контракта, когда изменение рыночной ситуации вызвало существенное повышение стоимости сырья и материалов, необходимых для реализации контракта. В данном случае вина поставщика отсутствует. Но это обстоятельство может быть учтено только в долгосрочных контрактах (более 3) лет и дороже 500 млн рублей.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ по инициативе заказчика возможно при следующих нарушениях со стороны исполнителя:

  • осуществление поставки (выполнение работы) товара, параметры которого не соответствуют требуемым;
  • обязательства по контракту выполняются с нарушениями, например поставка производится с сильным опозданием;
  • работы по контракту не начаты в срок;
  • работы по контракту затягиваются, и уложиться к требуемой дате не представляется возможным.

Как видим, при ненадлежащем исполнении своих обязательств одним из контрагентов у второго есть все основания для расторжения контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ. Ниже рассмотрим, как нужно действовать в таком случае.

Таблица причин для расторжения контракта в одностороннем порядке

Поставщик, желающий прервать отношения без согласия другой стороны, имеет право сделать это на следующих основаниях:

Причина

Норма закона

Заказчик неоднократно (не менее двух раз) не вовремя произвел оплату за поставленный товар или выполненную работу.

Пункт 3 статья 523 Гражданского кодекса РФ

Заказчик отказывается принимать товар (работу, услугу) и при этом не выставляет никаких претензий. Факт должен быть задокументирован не менее 2 раз.

Пункт 3 статья 523 Гражданского кодекса РФ

Заказчик создает препятствия, из-за которых исполнитель не может выполнить свою работу (в частности, не передал нужный для работы материал).

Пункт 1 статья 719 Гражданского кодекса РФ

Возникли независящие от исполнителя обстоятельства, которые привели к существенному удорожанию объекта контракта. На предложение подрядчика об увеличении стоимости заказчик ответил отказом.

Пункт 6 статья 709 Гражданского кодекса РФ

К расторжению контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ заказчик может прибегнуть при следующих обстоятельствах:

Причина 

 Норма закона

Подрядчик поставил товар (выполнил работу), но его качество не соответствует требованиям контракта. Для подтверждения данного обстоятельства проводится независимая экспертиза.

Пункт 2 статья 523 Гражданского кодекса РФ

Подрядчик недопоставил товар и отказывается выполнить свои обязательства в полной мере.

Пункт 2 статья 480 Гражданского кодекса РФ

По вине подрядчика не менее 2 раз не соблюдены сроки поставки

Пункт 2 статья 523 Гражданского кодекса РФ

Исполнитель нарушил график работ по контракту, не приступил к их реализации в назначенный срок и не предоставил объяснений.

Пункты 2,3 статья 715 Гражданского кодекса РФ

Исполнитель отказывается устранять недоработки, которые он допустил в ходе исполнения обязательств, либо нарушения настолько значительны, что исправить их просто невозможно или нецелесообразно.

Пункт 3 статья 723 Гражданского кодекса РФ

В ходе реализации контракта в распоряжение заказчика попала информация о том, что исполнитель не соответствует критериям, установленным в закупочной документации и законе 44-ФЗ.

Пункт 15 статья 95 Федерального закона № 44

Другие причины, являющиеся достаточными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации

Действия заказчика и поставщика при одностороннем расторжении контракта

Действия заказчика и поставщика при одностороннем расторжении контракта

Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ со стороны заказчика:

  • оформить решение с изложением существенных обстоятельств по факту расторжения контракта;
  • опубликовать данный документ в ЕИС;
  • направить поставщику уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ. Для этого необходимо использовать два канала одновременно: заказное письмо с уведомлением плюс на выбор сообщение по электронной почте / телеграмма / факс. У заказчика должно остаться подтверждение, что исполнитель получил письмо. На отправку уведомления дается три дня после размещения решения в ЕИС;
  • получить подтверждение, что письмо дошло до адресата. Если в течение 30 дней после публикации в ЕИС такого подтверждения у заказчика нет, то уведомление считается принятым автоматически;
  • у исполнителя есть 10 дней после получения решения о прекращении действия контракта на ликвидацию нарушений. Если поводы для претензий заказчика устранены, он должен отозвать решение;
  • закончить процедуру расторжения контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ, если исполнитель не предпринял никаких действий по устранению нарушений. Для этого информация о прекращении действия договора публикуется в ЕИС;
  • направить в трехдневный срок в ФАС сведения об исполнителе. На основании этих данных контрагент заносится в Реестр недобросовестных поставщиков. Информирование антимонопольной службы в данном случае вменяется в обязанность заказчику.

Важно! Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ по инициативе заказчика вовсе не значит, что контрагент обязательно попадет в РНП. Данное решение принимается ФАС после соответствующего разбирательства.

Если заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке, а поставщик не согласен с этим, потому что не видит своей вины в нарушении договора либо не соблюдена процедура разрыва отношений, то исполнитель имеет право отстаивать свои интересы, обратившись в ФАС. Специалисты антимонопольной службы проведут разбирательство и при выявлении неправомерных действий со стороны заказчика обяжут его отменить решение.

Составляя жалобу в ФАС, подрядчику следует внимательно относиться к ее содержанию, чтобы не допустить ошибок, которые станут формальным поводом не принять обращение. Подобные риски сводятся к нулю, если прибегнуть к помощи профессионалов. Также участники закупок могут получить юридическую консультацию на специально созданном сайте «ПРОФИ».

Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ со стороны поставщика:

  • оформить решение с изложением существенных обстоятельств по факту расторжения контракта, документально подтвердить свои претензии;
  • направить заказчику уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ. Для этого необходимо использовать все доступные каналы связи одновременно: заказное письмо с уведомлением, электронную почту, телеграмму, факс и пр. У исполнителя должно остаться подтверждение, что заказчик получил письмо. Направлять сообщения следует по тем адресам, которые указаны в контракте;
  • у заказчика есть 10 дней после получения решения о прекращении действия контракта на ликвидацию нарушений. Если поводы для претензий исполнителя устранены, он должен отозвать решение;
  • при отсутствии реакции заказчика по окончании десятидневного срока договор является расторгнутым.

Аванс и гарантийное обеспечение при расторжении контракта по 44-ФЗ

Аванс и гарантийное обеспечение при расторжении контракта по 44-ФЗ

  1. Если договор расторгнут в одностороннем порядке, куда девается сумма обеспечения исполнения контракта?

    Порядок удержания и возврата денег, перечисленных исполнителем на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта, регламентируется самим договором. Как правило, эта сумма остается в распоряжении заказчика. Если же исполнитель предоставил банковскую гарантию, то банк должен выплатить соответствующую сумму заказчику по его требованию. А поставщик обязан компенсировать расходы гаранту по условиям заключенного между ними договора.

  2. Если договор расторгнут в одностороннем порядке, надо ли возвращать аванс?

    По данному вопросу однозначного ответа быть не может. В законе нет конкретных указаний о возврате аванса, поэтому проблема обычно решается в суде. При этом суд обращает внимание на объем работ, фактически выполненных по контракту до момента его расторжения, а также на степень соответствия реализованной поставки требованиям заказчика.

Судебная практика одностороннего расторжения контрактов по 44-ФЗ

  1. Нарушение сроков подрядчиком

    Нарушение сроков подрядчиком

    Предметом контракта являлись проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы. В техническом задании в том числе был установлен график их производства. Работы по плану должны быть начаты 18.06.2012 и закончены через полтора года с момента подписания договора. Цикл производства работ включал подготовку рабочей и сметной документации, возведение многоквартирных домов и сдачу их в эксплуатацию.

    Контрактом было предусмотрено, что исполнитель оформляет рабочую документацию, позволяющую получить разрешение на застройку, согласовывает ее с заказчиком и контролирующими службами, после чего передает заказчику.

    Подрядчик к указанному в контракте сроку не выполнил данные работы, поэтому заказчик подал иск в Арбитражный суд по вопросу расторжения контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ. Свои требования он основал также на п. 1 ч. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ.

    При выполнении подрядных работ в рамках муниципального или государственного контракта несоблюдение оговоренных сроков является существенным нарушением. Суд установил, что рабочая и сметная документация была оформлена частично и передана заказчику позже той даты, которая обозначена в контракте.

    Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде подрядчик не выполнил весь требуемый объем работ по изготовлению рабочей документации.

    Основываясь на вышеизложенных фактах, суд установил, что ответчик не обеспечил исполнения работ по договору в установленные сроки, что признано существенным нарушением его условий (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

    Также суд отметил, что заказчик предпринял шаги для досудебного урегулирования конфликта, то есть он направил подрядчику предложение о прекращении действия контракта.

    Требование истца о расторжении контракта судом было удовлетворено.

  2. Отказ от приемки заказчиком

    Контракт был заключен на поставку расходных материалов для копировально-множительной техники. В обязанности поставщика входило предоставление необходимой документации: счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара.

    Контракт содержал требования относительно упаковки товара: она должна обеспечивать сохранность при производстве погрузо-разгрузочных работ, при транспортировке; иметь маркировку, содержащую информацию об индексе, количестве, весе, стране и названии фирмы-производителя, модели оборудования, для которого предназначен данный расходный материал.

    Также в договоре содержалось условие относительно срока поставки – не позже 5-го дня после подписания контракта, то есть к 11.04.2014.

    Поставщик был готов сдать товар 10.04.2014, но заказчик отказался его принимать, предъявив претензии относительно недокомплекта, а также имеющихся ошибок в документации, а именно указал, что неправильно обозначено количество товара, его наименование, в актах приема-передачи не прописаны серийные номера изделий и дата выпуска.

    После этого продавец привез недостающий товар, но ошибки в документах не исправил (хотя на них указал заказчик, а также все условия относительно содержания бумаг были изложены в контракте).

    Заказчик потребовал от исполнителя выплатить неустойку за срыв сроков поставки в полном объеме и по своей инициативе расторг контракт, сославшись на неправильное оформление документации.

    В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ недопоставка товара к оговоренному сроку не является основанием не принимать партию и расторгать контракт в одностороннем порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 520 Гражданского кодекса РФ покупатель имеет право требовать от исполнителя выполнения его обязательств по поставке в полном объеме.

    В ходе судебного разбирательства было установлено, что у заказчика на момент доставки товара не было претензий к его качеству. А это значит, что у покупателя отсутствовали достаточные основания отказаться от приемки.

    Ошибки, допущенные поставщиком при оформлении бумаг, сопровождающих партию товара, не могут являться причиной не принимать поставку – это не предусмотрено условиями контракта. Тем более расторжение договора в одностороннем порядке на данном основании неправомерно.

    Суд учел, что исполнитель нарушил сроки поставки (так как не вся партия товара на оговоренную дату была доставлена заказчику), и частично удовлетворил требования покупателя о выплате неустойки (ст. 333 Гражданского кодекса РФ). Также аннулировано решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014), так как покупатель в качестве причины указал обстоятельства, не предусмотренные законом и договором.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Процедура смены генерального директора в ооо пошаговая инструкция
  • Процедура продажи квартиры шаг за шагом без риэлтора пошаговая инструкция
  • Процедура оформления земли в собственность пошаговая инструкция
  • Процедура получения паспорта в 45 лет через госуслуги пошаговая инструкция
  • Процедура открытия ооо пошаговая инструкция