(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Закрытый электронный аукцион проводится в порядке, установленном частями 1 — 6 статьи 75 настоящего Федерального закона и настоящей статьей.
2. Участник закупки, в отношении которого комиссией по осуществлению закупок принято решение о предоставлении документации о закупке, вправе в соответствии с настоящим Федеральным законом подать заявку на участие в закупке, которая должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» — «п» пункта 1, пунктами 2 и 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
3. Участники закупки, подавшие заявки на участие в закупке, вправе во время проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) принять участие в такой процедуре путем подачи ценовых предложений, предусматривающих снижение начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). Такая процедура проводится через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке в порядке, установленном частью 3 статьи 49 настоящего Федерального закона.
4. Не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор специализированной электронной площадки:
1) присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, присваиваются в порядке убывания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). В случае, если несколькими участниками закупки поданы одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, поданной участником закупки, подавшим ценовое предложение ранее других таких участников закупки. При присвоении порядковых номеров заявкам на участие в закупке, поданным участниками закупки без ценовых предложений, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок на участие в закупке;
2) формирует протокол подачи ценовых предложений, содержащий:
а) дату, время начала и окончания проведения процедуры подачи ценовых предложений;
б) минимальное ценовое предложение либо максимальное ценовое предложение (в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона), поданное каждым участником закупки, с указанием идентификационного номера заявки такого участника, времени подачи таких предложений, даты и времени подачи заявок на участие в закупке, поданных участниками закупки без ценовых предложений;
в) порядковые номера, присвоенные заявкам в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, поданные заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктом 2 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки;
4) направляет уведомление каждому участнику закупки, подавшему заявку на участие в закупке, о минимальном ценовом предложении этого участника закупки, а также о минимальном ценовом предложении, поданном при проведении процедуры подачи ценовых предложений, без указания информации об участнике закупки, подавшем такое ценовое предложение.
5. Не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в документации о закупке:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают поступившие заявки на участие в закупке, направленные оператором специализированной электронной площадки информацию и документы, предусмотренные пунктом 3 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей документации о закупке или об отклонении заявки на участие в закупке в случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части 10 статьи 75 настоящего Федерального закона, а также в случае непредставления информации и документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, несоответствия таких информации и документов документации о закупке;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе, предусмотренном пунктом 2 части 4 настоящей статьи, а также на основании результатов рассмотрения поступивших заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей документации о закупке, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик с использованием специализированной электронной площадки формирует протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и:
а) направляет уведомление, содержащее информацию, предусмотренную пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, в отношении заявки на участие в закупке участника закупки, каждому участнику закупки, подавшему заявку на участие в закупке;
б) размещает протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.
6. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), информацию, указанную в подпунктах «а» и «е» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, и номера реестровых записей в едином реестре участников закупок в отношении участников закупок, подавших заявки на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании заявки на участие в закупке соответствующей документации о закупке или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, документации о закупке, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют документации о закупке;
3) порядковые номера, присвоенные в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 5 настоящей статьи;
4) информацию о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
5) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении заявок на участие в закупке, в отношении каждой заявки на участие в закупке;
6) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 77 настоящего Федерального закона.
7. Участник закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений результатов рассмотрения заявки этого участника закупки в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 75 настоящего Федерального закона.
8. Заключение контракта по результатам проведения закрытого электронного аукциона осуществляется в порядке, установленном частью 13 статьи 75 настоящего Федерального закона.
9. Если закрытый электронный аукцион признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 77 настоящего Федерального закона, такой аукцион проводится с учетом особенностей, установленных частями 3 и 4 статьи 77 настоящего Федерального закона.
Содержание
1. Особенности проведения закрытого аукциона
2. Действия заказчика при проведении закрытого аукциона по 44-ФЗ. Пошаговая инструкция
3. Видео инструкция «ГОСОБОРОНЗАКАЗ: Кто может участвовать? (АСТ ГОЗ)»
Проведение и организация закрытого аукциона по 44-ФЗ – это вид торговой процедуры определения поставщика, подрядчика или исполнителя государственного контракта в форме, не предполагающей открытого конкурентного соревнования. Победитель данного вида торгов – это участник, предложивший минимальную стоимость контракта.
Хотите заключать прямые контракты без тендера?
Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!
Получить бесплатную подборку прямых коммерческих контрактов
1. Особенности проведения закрытого аукциона
1) Закрытый аукцион проводится с целью осуществить закупку ТРУ, информация о которых составляет государственную тайну: сведения, имеющие отношение к военной сферы, внешней политике, экономике государства, деятельности внутренних и внешних разведывательных служб, состоящие под охраной государства. Разглашение подобной информации представляет угрозу безопасности России.
2) Объектом ЗА могут стать услуги по страхованию, перевозка и охрана разного рода ценных предметов, в том числе экспонатов и собраний музеев, печатных и рукописных книг, архивных бумаг, имеющих культурное значение; клининговые услуги, услуги перевозчиков, необходимые, чтобы обеспечить деятельность сотрудников органов судопроизводства и судебных приставов. Публиковать в средствах массовой информации документы о закрытом аукционе, вносимые в них изменения, а также разъяснять эти документы не допускается, как и размещать данные сведения в ЕИС. Проведение закрытых аукционов должно осуществляться без аудио- и видеозаписи. Нельзя также использовать документы в электронной форме. Документация, касающаяся проведения закрытого аукциона, распространяется исключительно среди субъектов, допущенных к участию в процедуре. Соответственно, последние должны, помимо соответствия требованиям заказчика, иметь допуск к закрытым сведениям, составляющим государственную тайну.
Хотите выиграть в запросе котировок?
Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
Выиграть котировку
2. Действия заказчика при проведении закрытого аукциона по 44-ФЗ. Пошаговая инструкция
Шаг 1. Заказчик согласовывает проведение закрытого аукциона с уполномоченным органом государственной власти. Данное действие подчиняется регламенту федеральной исполнительной власти, в компетенцию которой входит обеспечение механизма контрактных закупок. Согласовать проведение закрытого аукциона по 44-ФЗ уполномоченная инстанция должна не позднее чем через 10 рабочих дней после того, как получит соответствующее обращение от организатора процедуры (ч. 3 ст. 84 44-ФЗ). Решение по проведению закрытого аукциона действительно не более 90 дней с момента принятия. В течение этого срока должны быть направлены приглашения предполагаемым участникам аукциона.
В соответствии с ПП РФ от 30.06.2014 № 331, органом, который согласовывает организацию закрытого отбора исполнителей в сфере государственных закупок, является Федеральная антимонопольная служба России (ФАС).
Шаг 2. Подготовительные мероприятия: заказчик решает организационные моменты и проводит подготовительные операции, к которым относятся: формирование комиссии, которая будет проводить закупку (определение, кто в нее войдет, и как она будет работать); разработка и утверждение положения о комиссии.
Шаг 3. Оформление пакета документов: общих положений; информационной карты; образцов форм, которые будут заполняться участниками; обоснования НМЦК; технического задания; проекта договора и др.
Шаг 4. Публикация извещения или рассылка приглашений. ЗА делятся на два типа в зависимости от способа оповещения потенциальных участников о процедуре. К первому относят закрытые аукционы, для которых является обязательным размещение извещения в Единой информационной системе. Данные должны быть опубликованы не менее чем за 30 дней до того, как будут вскрыты конверты с заявками участников аукциона. При проведении второго типа процедур организатор отправляет приглашения заранее определенным компаниям. При этом их отбор осуществляется среди предприятий, по роду своей деятельности имеющих возможность осуществить поставку или выполнить работы в соответствии с объектом закупки. Требования к потенциальным исполнителям изложены в 44-ФЗ. Крайний срок направления приглашений к участию в закрытом аукционе – 10 дней до вскрытия конвертов с заявками. В соответствии с ч. 6 ст. 86 44-ФЗ, приглашения стать участником закрытого отбора поставщиков должны содержать следующие сведения: наименование организации-заказчика; ее почтовый адрес; объект закупки; каким способом будут передаваться документы по закрытому аукциону; в какие сроки, где и в каком порядке будут предоставляться документы по закрытому аукциону.
Шаг 5. Заказчик предоставляет документы о закрытом аукционе. Когда процедура проводится по первому варианту (с публикацией извещения в ЕИС), все организации, заинтересовавшиеся участием в аукционе и соответствующие требованиям законодательства, в трехдневный срок после публикации направляют заказчику запрос. Документация по аукциону передается потенциальным участникам на основании этого запроса, содержащего сведения о том, что претендент удовлетворяет условиям положений законодательства и допущен к государственной тайне (ч. 4 ст. 86 44-ФЗ). Если же заказчик направлял приглашения, то потенциальные участники извещают заказчика о своем согласии и на протяжении двух рабочих дней получают доступ к документации по аукциону. Законом предусмотрено, что заказчик должен передать участникам документацию на бумажном носителе.
Шаг 6. Заказчик передает информацию в ФАС. В соответствии с ч. 7 ст. 86 44-ФЗ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен получить список всех лиц, которым организатор проведения закрытого аукциона направил документы о закупке по запросам, а также копии всех приглашений к участию в процедуре. Данную информацию заказчик отправляет в ФАС минимум за 5 дней до назначенной даты вскрытия заявок.
Шаг 7. Заявки принимаются и регистрируются. Заказчик обязан принять все поступающие заявки, зарегистрировать их надлежащим образом. Участнику при этом выдается соответствующий документ-расписка.
Шаг 8. Организатор закупки вскрывает конверты и рассматривает заявки. Для проведения этих операций установлен определенный срок – максимум 10 дней с момента, когда заканчивается срок подачи документов. Заявки рассматриваются аукционной комиссией, которая в итоге выносит решение: допускать к участию в закрытом аукционе заявителей или отказать им. Все результаты отбора фиксируются в протоколе, который оформляется в последний день рассмотрения заявок. Этот документ подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании (в соответствии с ч. 4 ст. 89 44-ФЗ).
Шаг 9. Организатор закупки уведомляет ФАС и участников закрытого аукциона. В 44-ФЗ установлен крайний срок направления в соответствующий уполномоченный орган государственной власти (ФАС) копии протокола, в котором изложены итоги работы комиссии: не позднее следующего рабочего дня после того, как будет подписан протокол. Ч. 6 ст. 89 44-ФЗ обязывает заказчика уведомлять всех заявителей (как отобранных в качестве участников, так и тех, заявки которых были отклонены) о том, какое решение приняла аукционная комиссия по результатам заседания. Крайний срок направления таких уведомлений – следующий рабочий день после подписания протокола по итогам рассмотрения предложений претендентов. Также обязанностью организатора закупки является вернуть денежные средства, которыми заявители, не прошедшие отбор, обеспечили свои заявки на участие в конкурсной процедуре. Срок возврата – 5 рабочих дней с момента, когда был подписан протокол рассмотрения заявок.
Шаг 10. Закрытый отбор поставщиков. Конкурсная процедура начинается с регистрации его участников или их уполномоченных и выдача им пронумерованных карточек. В самих торгах, помимо главных действующих лиц – заказчика и потенциальных поставщиков – должны принимать участие члены аукционной комиссии. В ходе проведения закрытого определения поставщиков снижают НМЦК, установленную в аукционных документах, на шаг аукциона, который равен 5 % НМЦК. Каждое предложение выдвигается путем поднятия полученной при регистрации карточки и объявляется три раза. Если после третьего объявления от участников не поступает очередное предложение с более низкой стоимостью поставки, то шаг аукциона уменьшают на полпроцента от начальной минимальной цены контракта. При этом минимальное допустимое значение шага – 0,5 % НМЦК. Проведение закрытого аукциона завершается, если после третьего объявления стоимости контракта никто из участников больше не снижает цену. Победителем признают того, кто предложил поставку по наиболее низкой стоимости.
Шаг 11. Заказчик направляет в ФАС копию протокола по итогам торгов. Проведение закрытых торгов сопровождается оформлением протокола. В этот документ необходимо включать сведения об аукционе, его участниках, НМЦК, двух предложениях, содержащих самую низкую цену, а также о сделавших их участниках. Последний из них, объявивший минимальную стоимость контракта, становится победителем. Под протоколом закрытого аукциона должны поставить подпись заказчик и все присутствующие на процедуре члены аукционной комиссии. Крайний срок направления копии этого протокола в соответствующий орган государственной власти (ФАС России) – следующий за датой подписания указанного документа рабочий день.
Шаг 12. Организатор закупки заключает с победителем контракт. Заказчик направляет выигравшему закрытый аукцион исполнителю один экземпляр протокола в течение трех рабочих дней после его подписания, а также проект договора, содержащий цену, которую предложил победитель. Заключение контракта возможно не ранее чем через 10 дней после того, как подписан протокол закрытого аукциона. При этом выбранный поставщик должен предоставить обеспечение исполнения обязательств по договору (в размере от 5 % до 30 % НМЦК). Это обязательное условие.
Срок хранения протокола рассмотрения заявок, протокола закрытого аукциона, заявок участников, документов и внесенных в них изменений, а также разъяснений документации составляет 3 года.
Хотите участвовать в тендерах с авансом от заказчика?
Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!
Заключить контракт с авансированием
3. Видео инструкция «ГОСОБОРОНЗАКАЗ: Кто может участвовать? (АСТ ГОЗ)»
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Содержание
- Когда можно поводить закрытые процедуры
- Проведение закрытых конкурсов
- Особенности других видов закрытого конкурса
- Закрытый аукцион
- Подача заявок
- Подача заявки
- Аукционные торги
Когда можно поводить закрытые процедуры
Суть закрытой закупки в том, что круг участников ограничен. Подать заявку вправе только поставщики, которые смогут исполнить условия контракта и соответствуют определенным требованиям. В том числе имеют допуск к государственной тайне, если закупка содержит секретную информацию.
Закрытым способом можно проводить лишь некоторые закупки, а именно:
- Закупки для нужд федеральных заказчиков, если информация о них содержит гостайну.
- Любые закупки, если в документации или проекте содержится гостайна.
- Закупки услуг по страхованию, перевозке и охране ценностей государственного фонда драгоценных металлов и камней, архивных документов, рукописей и редких коллекций.
- Закупки услуг водители и уборки помещений для судей и судебных приставов.
- Закупки органов исполнительной власти и входящих в их систему структур, которые связаны с безопасностью и обороной (перечень заказчиков утвержден Правительством).
Если закрытая закупка проводится по основаниям из пунктов 1-4, то ее нужно предварительно согласовать в ФАС. Заказчик направляет запрос и в течение 10 рабочих дней получает на него ответ. Разрешение проводить закрытую закупку действует 90 дней.
Аккредитация на АСТ ГОЗ
Хотите участвоать в торгах на закрытой электронной площадке Гособоронзаказа, но не получается настроить доступ или нет времени заниматься этим самостоятельно?
Мы оказываем услугу по аккредитации на АСТ ГОЗ и помогаем:
- Настроить рабочее место для работы с VipNet и КриптоПро;
- Подготовить документы для аккредитации, чтобы пройти процедуру с первого раза;
- Настроить доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ: www.astgoz.ru, 44.astgoz.ru, 223.astgoz.ru;
- Получить доступ к процедурам торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Способы закупки, которыми проводятся закрытые процедуры, таковы:
- Аукцион.
- Конкурс — обычный, с ограниченным участием и двухэтапный.
Если в закупке нет государственной тайны, она может проводиться в электронном виде на площадке АСТ ГОЗ.
Проведение закрытых конкурсов
Секретные сведения, из-за которых закупку нельзя публиковать в открытом доступе, могут содержаться либо в ее документах, либо в объекте закупки. В зависимости от этого правила проведения закрытого конкурса будут разными. Их сравнение — в следующей таблице.
Если секретные сведения в документах | Если секретные сведения в информации о закупке |
Извещение |
|
Извещение о закупке публикуется в ЕИС. Оно видно всем участникам, но заявки подавать могут лишь поставщики, соответствующие требованиям. Например, имеющие лицензию ФСБ | Извещение не публикуется в ЕИС. Заказчик сам выбирает подходящих поставщиков, в том числе с нужной квалификацией, и рассылает им приглашения |
Сроки |
|
Извещение нужно опубликовать в ЕИС не менее, чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов | Заказчик должен письменно уведомить потенциальных участников о проведении конкурса не менее, чем за 20 дней до вскрытия конвертов |
Ознакомление с документацией |
|
Получивший приглашение поставщик (при желании поучаствовать в закупке) направляет заказчику запрос. К нему прикладываются документы, подтверждающие соответствие требованиям закона и допуск к государственной тайне. В ответ заказчик направляет поставщику документацию для ознакомления.
Документация направляется в течение 3 дней с даты получения запроса в бумажном виде |
Заказчик должен обеспечить возможность ознакомиться с документацией всем участникам, которые направили запрос, соответствуют требованиям и получили приглашение.
Документация предоставляется в течение 2 рабочих дней с даты получения такого требования |
Проведение процедуры |
|
Вскрытие конвертов проводится в день, который указан в документации | Вскрытие конвертов можно произвести раньше указанного в документации дня, если все участники с этим согласны |
В любом случае нельзя размещать в ЕИС или СМИ информацию, которая была получена в ходе таких процедур. Это касается не только протоколов и иных документов, но и любых сведений. Закрытость закупки подразумевает и то, что нельзя делать видео- или аудиозапись процесса вскрытия конвертов.
Заказчик может взимать плату за предоставление документов, но есть 2 условия:
- об этом должно быть упомянуто в документации к закупке;
- плата не должна превышать затрат заказчика на подготовку копии документов.
Заказчик должен информировать ФАС об этапах проведения закрытого конкурса. Во-первых, за 20 дней до вскрытия конвертов или ранее он должен отправить в антимонопольный орган копии приглашений, разосланных поставщикам, а также перечень лиц, кому он направил конкурсную документацию. Во-вторых, протоколы вскрытия конвертов и оценки заявок составляются в двух экземплярах. Один из них не позднее следующего рабочего дня после подписания должен быть отправлен в ФАС. Также следует направить копии протоколов всем участникам, которые подали заявки.
Когда закрытый конкурс проводится на бумаге, то в электронном виде нельзя не только подавать заявку, но и направлять прочие документы:
- предоставить поставщику конкурсную документацию;
- направить заказчику запрос на ее разъяснение;
- ответить на этот запрос.
Что касается разъяснения запросов, то правила такие:
- ответ нужно донести до всех участников, кому предоставлена документация;
- предмет запроса указать можно, а участника, от которого он поступил — нет.
Особенности других видов закрытого конкурса
При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием существуют предквалификационный отбор. Правила те же, что и в аналогичном виде открытого конкурса. По результатам отбора составляется протокол, в котором заказчик должен указать перечень лиц, соответствующих требованиям. Экземпляр этого протокола также направляется ФАС, а копия — участникам.
Особенность двухэтапного закрытого конкурса, как следует из его названия, заключается в наличии дополнительного этапа. Побеждает тот поставщик, который на втором этапе предлагает лучшие условия исполнения контракта.
Закрытый аукцион
Информация о закрытом аукционе распространяется исходя из тех же принципов, что и о закрытом конкурсе. Если секретные сведения содержатся только в документах и проекте контракта, то извещение о закупке публикуется в ЕИС не менее, чем за 30 дней до вскрытия конвертов. Заинтересованные поставщики направляют заказчику запрос на документацию. Ее нужно предоставить в течение 3 дней в письменной форме. Заказчик вправе взимать за это плату (это условие должно быть прописано в документации), но не более, чем стоит создание копий документов.
Если же секретные сведения содержатся в объекте закупки, то публиковать извещение в открытом доступе запрещено. Заказчик должен разослать приглашение к аукциону поставщикам, имеющим нужную квалификацию, не менее, чем за 10 дней до вскрытия конвертов. В приглашении, помимо данных о себе, заказчик должен описать что, в каком объеме и в какие сроки нужно поставить (или какие работы выполнить). А также указать, каким способом поставщик может ознакомиться с аукционной документацией.
В части документооборота правила такие же, как в закрытом конкурсе — все должно предоставляться в виде бумажных документов.
Заказчик должен уведомить ФАС за 5 дней до проведения процедуры вскрытия конвертов о том, кому он направил аукционную документацию, а также передать копии всех отправленных им приглашений.
О том, какая информация должна содержаться в документации закрытого аукциона, подробно насписано в статье 87 закон 44-ФЗ.
Подача заявок
Заявка на закрытый аукцион должна содержать:
- информацию об участнике, включая учредительные и прочие документы;
- его предложение относительно объекта закупки;
- документы, которые подтверждают:
- его соответствие требованиям закрытого аукциона;
- внесение обеспечения заявки;
- право на получение преимуществ;
- происхождения товара (в рамках национального режима).
Полный перечень возможных документов указан в части 2 статьи 88 закона. Требовать что-то сверх этого заказчик не должен.
Подача заявки
Заявки за закрытый аукцион подаются в запечатанном конверте. От одного участника принимается только одна заявка. Если будет больше, то отклонят все. Подавать заявки можно вплоть до момента вскрытия конвертов. Пока этого не произошло, заявку можно отозвать. Обеспечение в этом случае вернется в течение 5 рабочих дней.
Заявки рассматриваются не более 10 дней. В итоге комиссия составляет список участников аукциона и оформляет протокол. Его копию необходимо направить не позже следующего дня в ФАС. Также необходимо уведомить всех участников, подавших заявку, о принятых решениях комиссии.
Всем, кого не допустили к проведению аукциона, в течение 5 рабочих дней после подписания протокола возвращают обеспечение.
Аукционные торги
Аукцион проходит в классическом виде. Все участники собираются, регистрируются и получают нумерованные карточки. Ведущий аукциона (аукционист, выбранный из состава комиссии) объявляет начало торгов, номер лота, объект закупки, начальную максимальную цену контракта, шаг аукциона, а также отсутствующих участников.
Затем аукционист объявляет цену, снижаясь на шаг аукцион, а участники, согласные заключить контракт по этой цене, поднимают карточки. Ведущий называет того, кто первым поднял карточку при объявлении цены.
Если никто из участников карточку не поднимает при троекратном объявлении цены, аукцион считается завершенным. Побеждает тот участник, который предложил самую низкую цену контракта. Ведущий объявляет о завершении аукциона, озвучивает последнее и предпоследнее предложение цены, а также номера карточек и участников, предложивших наименьшую и идущую перед ней цену.
В течение всей процедуры аукциона ведется протокол. Не позднее следующего дня один экземпляр нужно направить в ФАС. Еще один экземпляр должен быть направлен победителю вместе с проектом контракта. Это нужно сделать не позднее трех рабочих дней с даты подписания протокола. Заключение контракта происходит не ранее, чем через 10 дней с этой же даты.
Аукцион не состоялся, если:
- До него был допущен только один участник. В этом случае с ним заключается контракт как с единственным поставщиком, но это нужно предварительно согласовать с ФАС.
- До него не был допущен ни один участник. Тогда можно внести изменения в документацию и провести новую процедуру.
В 2022 году власти изменили правила проведения аукционов. Теперь участвовать в торгах проще и победителя выбирают быстрее. Разбираем подробно пошаговую инструкцию по аукциону в электронной форме по 44-ФЗ для заказчиков и поставщиков.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Особенности проведения электронного аукциона
Участники процедуры подают ценовые предложения не напрямую заказчику, а через площадку, которая обеспечивает этот процесс. Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р утвержден перечень операторов электронных площадок, на которых организуют проведение электронного аукциона по 44-ФЗ с 2021 года госзаказчики:
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- АО «Единая электронная торговая площадка»;
- АО «Российский аукционный дом»;
- АО «ТЭК-Торг»;
- АО «Электронные торговые системы»;
- ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
- ООО «РТС-тендер»;
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
Недавно правительство расширило перечень площадок для нужд обороны. Теперь закупки в рамках гособоронзаказа и закрытые тендеры проводятся на площадках: ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа», ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» и ООО «ЭТП» (Распоряжение Правительства № 3574-р от 23.11.2022).
Когда проводится
Заказчик вправе выбрать электронный аукцион для определения контрагента по любому контракту, вне зависимости от его предмета, кроме тех случаев, когда для конкретного предмета законом предусмотрена другая процедура. То есть заказчик вправе проводить аукцион в большинстве случаев.
Если закупается товар, работа или услуга, включенная в аукционный перечень, заказчик обязан проводить электронный аукцион, обоснование выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя выражено в ссылке на Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, которым утвержден аукционный перечень.
На уровне субъекта Российской Федерации в дополнение к федеральному перечню принимается еще и региональный аукционный перечень. Тогда заказчики субъекта обязаны проводить в аукционном порядке закупки ТРУ, перечисленные в дополнительном перечне.
ВАЖНО!
Если НМЦК не превышает 3 млн рублей, заказчик вправе проводить и запрос котировок, даже если предмет закупки включен в федеральный или региональный аукционный перечень.
При закупке ТРУ из перечня разрешено не проводить аукцион, если у заказчика имеются основания заключить контракт с единственным поставщиком в порядке ст. 93 44-ФЗ или провести процедуру по 223-ФЗ.
Вот пошаговая инструкция по электронному аукциону по 44-ФЗ для заказчика в 2023 году:
Шаг 1. Подготовка документации.
Шаг 2. Расчет дат процедуры.
Шаг 3. Размещение извещения и документации в ЕИС.
Шаг 4. Проведение процедуры выбора поставщика.
Инструкция по проведению аукциона
Аукционная процедура состоит из нескольких этапов. Рассказываем, как заказчику провести электронный аукцион по 44-ФЗ в 2023 году:
Шаг 1. Прием заявок на участие от потенциальных контрагентов.
Шаг 2. Процедура, в ходе которой допущенные компании предлагают цены исполнения контракта ниже изначально заявленной НМЦК. Если в ходе процедуры цена снижена до нуля, участники начинают бороться за контракт путем увеличения той суммы, которую уже они готовы заплатить заказчику за предоставление им контракта.
Шаг 3. Оценка заявок компаний и принятие решения о победителе.
Шаг 4. Заключение и исполнение контракта.
Все взаимодействие на каждом из этапов обеспечивает электронная торговая площадка. Через нее заказчик получает документы участников, на ней публикует решения в виде протоколов, тут же происходит непосредственно процедура.
Как вычислить день аукциона
Власти упростили закупки: проведение электронного аукциона по 44-ФЗ в 2023 году содержит меньше этапов. На рассмотрение заявок отводят два рабочих дня (ч. 5 ст. 49 44-ФЗ) вне зависимости от суммы торгов. Регулирует электронный аукцион по 44-ФЗ статья 49 закона о госзакупках. Вот пошаговая инструкция и порядок подготовки к проведению электронного аукциона по 44-ФЗ — точная дата, когда состоится процедура, зависит от предмета закупки и ее НМЦК:
- если НМЦК не превышает или равно 300 млн рублей, срок подачи заявок равен семи полным дням (п. 2 ч. 3 ст. 42 44-ФЗ). Примерная схема проведения электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика в днях: если извещение о проведении аукциона опубликовано 19.01.2023, с 20.01.2023 по 26.01.2023 включительно идет срок подачи заявок, 27.01.2023 — срок окончания подачи и день аукциона, 31.01.2023 заказчик вынесет свое итоговое решение;
- если НМЦК превышает 300 млн рублей, извещение должно провисеть не менее 15 дней. Например, извещение опубликовано 19.01.2023. С 20.01.2023 по 26.01.2023 включительно — окончание срока подачи и день торгов, 06.02.2023 — окончание срока подачи. Рассмотрение заявок продлится до 08.02.2023.
Как долго проходят торги
Торги начинаются через два часа с момента окончания срока подачи заявок (п. 23 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Предугадать однозначно, сколько продлится торг, сложно: это зависит от НМЦК, количества участников и стратегии их поведения. Минимальная продолжительность — 4 минуты — будет, если никто не заявит никакого снижения. Максимальная продолжительность торга — 5 часов (п. 5 ч. 3 ст. 49 44-ФЗ). После окончания времени на подачу ценовых предложений отводится 10 минут на подачу окончательных ценовых предложений, но не ниже победителя.
Как проходят основной и завершающий этапы
В ходе процедуры участники предлагают цены исполнения контракта заказчика, постепенно снижая НМЦК. Снижать цену следует не произвольно, а в пределах: шаг аукциона по 44-ФЗ составляет от 0,5% до 5% от НМЦК. То есть при НМЦК в 1 000 000 рублей каждый участник вправе за один раз снизить ее на любую сумму в диапазоне от 5000 до 50 000.
Каждое следующее предложение меньше предыдущего, повышать нельзя.
Подать два предложения подряд, то есть снизить собственное предложение, нельзя.
Подать очередное предложение необходимо в течение 4 минут с момента подачи предыдущего. Если за 4 минуты не подано ни одного предложения, торг завершается.
Вот пошаговая инструкция, как участвовать в электронном аукционе для поставщиков:
Шаг 1. Анализ извещения и аукционной документации.
Шаг 2. Подготовка первой и второй частей заявки.
Шаг 3. Подача заявки и обеспечения.
Шаг 4. Участие в торгах. Вот когда начинается процедура подачи ценовых предложений в случае проведения электронного аукциона: с начала открытия торгов.
Шаг 5. Обеспечение и заключение контракта.
В таблицах рассмотрим на примерах этапы электронного аукциона по 44-ФЗ в схеме для поставщиков:
Время | Ценовое предложение, ЦП | Цена, руб. | Комментарий |
---|---|---|---|
12.00 | 1 000 000 | Начало торгов | |
12.03 | ЦП1 | 990 000 | Засчитывается: время и шаг соблюдены |
12.08 | ЦП2 | 950 000 | Не засчитывается: шаг соблюден, но прошло более 4 минут, торг завершен |
Итог: наименьшая поданная цена — ЦП1.
Время | Ценовое предложение, ЦП | Цена, руб. | Комментарий |
---|---|---|---|
12.00 | 1 000 000 | Начало торгов | |
12.03 | ЦП1 | 990 000 | Засчитывается: время и шаг соблюдены |
12.06 | ЦП2 | 900 000 | Не засчитывается: время соблюдено, но превышен шаг. Вот как рассчитать шаг аукциона по 44-ФЗ: снижаться не больше чем от 0,5% до 5% от НМЦК |
12.09 | ЦП3 | 950 000 | Засчитывается: соблюден шаг и время — 3 минуты от последнего засчитанного |
Итог: процедура завершена в 12.13, лучшая цена — ЦП3.
Время | Ценовое предложение, ЦП | Цена, руб. | Комментарий |
---|---|---|---|
12.00 | 1 000 000 | Начало торгов | |
12.03 | ЦП1 | 990 000 | Засчитывается: время и шаг соблюдены |
12.06 | ЦП2 | 991 000 | Не засчитывается: время соблюдено, но цена повышена, что недопустимо |
12.09 | ЦП3 | 990 000 | Не засчитывается: время соблюдено, но последнее предложение не уменьшено |
12.12 | ЦП4 | 980 000 | Засчитывается: время — 3 минуты от последнего засчитанного предложения — и шаг соблюдены |
Итог: процедура завершена в 12.17, наилучшее предложение — ЦП4.
Время | Ценовое предложение, ЦП | Цена, руб. | Комментарий |
---|---|---|---|
12.00 | 1 000 000 | Начало торгов | |
12.03 | ЦП1 | 990 000 | Засчитывается: время и шаг соблюдены |
12.05 | ЦП2 (тот же участник) | 980 000 | Не засчитывается: время соблюдено, но тот же участник предлагает цену два раза подряд |
Итог: процедура завершена в 12.19, лучшая цена — ЦП1.
По тому или иному сценарию участники завершают непосредственный торг. После завершения всем участникам предлагается последняя возможность понизить свое предложение, но не ниже, чем полученная в ходе понижающего аукциона в электронной форме минимальная цена.
В течение часа после окончания торгов электронная площадка формирует протокол проведения аукциона, публикует его и направляет заказчику вместе с заявками участников, их документами и сведениями, которые предусмотрены пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 44-ФЗ.
Как вести себя в ходе торгов
Каждому участнику следует заранее определиться со своей стратегией во время его проведения. Есть несколько вариантов стратегий:
- Партизанская: компания не участвует активно в торгах, следит за поведением соперников, делает предложение, только если цена ему выгодна, и отмалчивается, если она для него уже неприемлемо низкая.
- Умеренная: участник активен в торге, но снижает цену постепенно, предлагая минимальное снижение в 0,5% от НМЦК. Самая распространенная стратегия, которая позволяет удерживать высокую ценовую планку достаточно долго.
- Агрессивная: участник снижает цену резко, например, сразу на 5% от НМЦК, то есть на максимальный шаг. Такая стратегия быстро исключит конкурентов и поможет получить контракт. Но, с другой стороны, она станет убыточной, если другие участники не планировали сильно снижать цену.
- Выматывающая: участник делает очередное предложение на последних секундах отведенного для этого времени. Это затягивает процедуру, изматывает соперников и притупляет их внимательность.
- Дистанционная: участник участвует в процедуре не в ручном режиме, а через специальное программное обеспечение.
В ходе проведения торгов недопустимы заранее согласованные действия участников, направленные на намеренное необоснованное снижение цены или организацию победы для определенного лица. Процедура тендера приветствует свободную и честную конкуренцию. Любые согласованные действия участников, направленные на ее ограничение, незаконны.
Еще по теме:
- что делать заказчику, если в аукционе участвует одна заявка;
- можно ли узнать, кто подал заявку на электронный аукцион;
- как отменить аукцион в электронной форме.
Об авторе этой статьи
- Полина ГольцоваЮрист
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.