Аккумулятор – важный компонент, без которого машина просто не поедет. Многие водители относятся к АКБ как к расходному материалу – заменяют новой, когда начинает барахлить. Источники питания «стареют», но это можно замедлить, если вовремя их обслуживать и соблюдать правила эксплуатации. Проверка аккумулятора мультиметром позволит оценить его работоспособность.
Содержание
- Что такое мультиметр и как он работает
- Порядок проверки аккумулятора
- Что можно проверить мультиметром
- Заряд
- Ток утечки
- Плотность
- Емкость
- Напряжение
- Внутреннее сопротивление
Что такое мультиметр и как он работает
Мультиметром называется прибор, которым в домашних условиях можно замерить напряжение аккумулятора. А отталкиваясь от значения напряжения легко определить, заряжен он или нуждается в подзарядке.
Обычно прибором выполняется замер напряжения, но с ним также можно узнать:
- о факте утечки тока;
- энергоемкость;
- внутреннее сопротивление;
- силу тока или ампераж.
К слову, необходимость померить вольтаж порой возникает не только при наличии авто аккумулятора, но и источника питания смартфона или любого другого устройства.
Конечно, продаются АКБ с индикатором, который отражает заряд. Но стоят такие модели на 20 – 30% дороже обычных. Обзаведясь мультиметром, и научившись с ним обращаться, реально продлить срок эксплуатации аккумулятора.
Порядок проверки аккумулятора
Прежде чем приступать к тестам, надо визуально оценить состояние источника питания. Например, поврежденный корпус может стать причиной его выхода из строя.
Для лучшей оценки лучше извлечь батарею из посадочного гнезда. Отсоединяют кабели в такой последовательности: сначала клемму заземления, то есть «минус», потом «плюс». Чтобы достать аккумулятор, достаточно открутить прижимной механизм. Есть еще удерживающий механизм, и он должен быть в рабочем состоянии, так как предотвращает тряску батареи.
Исправность или неисправность АКБ можно определить по внешним признакам. Если видны выпуклости сбоку или на крышке, трещины, повреждения клемм, вероятно, источник питания «отжил» свое. Если дело только в кабелях, они износились или треснули, их заменить куда проще.
Что можно проверить мультиметром
Этот измерительный прибор пригодится каждому автовладельцу. С ним можно оперативно, «в поле», определить ряд показателей. И уже по цифрам судят, аккумуляторная батарейка работает исправно или с ней что-то не так.
Заряд
Наиболее современные автомобильные аккумуляторы – литий-ионные (Li-Ion). С помощью мультиметра легко проверить, заряжена АКБ или нет. Делается это так:
- Отсоединяют батарею и дают ей «отдохнуть» 5 – 6 часов.
- Мультиметр переводят в режим «Вольтаж» (замер напряжения).
- Литиевые АКБ выдают ток в пределах 12.7 – 13.2 В, поэтому на приборе выставляют отметку 20 В. Замеряться будет напряжение от этого значения и ниже.
- Провода мультиметра подводят к аккумулятору: красный – на «плюс», черный – на «минус». Если кабеля одного цвета, ориентируются на маркировку.
Мультиметр должен показывать цифры на дисплее. По ним судят о состоянии АКБ:
- 12.7 – 13.2 В – источник питания исправен;
- 12.1 – 12.4 В – примерно половинная зарядка, то есть надо пополнить запас;
- 11.6 – 12 В – «истощенная» батарея, которая вряд ли уже послужит источником энергии;
- до 11 В – отработанный аккумулятор, который можно отправлять на утилизацию.
Проверить аккумулятор мультиметром, чтобы навскидку оценить его работоспособность, несложно, надо только немного времени.
Ток утечки
Утечка тока – показатель, отражающий сколько тратится энергии на поддержание работы подключенных к бортовой сети потребителей. Для каждой батареи предусмотрено конкретное значение минимальной утечки тока. В среднем это от 55 до 80 мА.
Это токи, которые «уходят» на поддержание функционирования магнитолы, системы впрыска топлива, сигнализации и т.д. В сумме утечка не должна превышать 70 мА. Если будет больше, батарея начнет сильней разряжаться, что быстрее сократит ее срок службы.
Проверка утечки тока:
- Отключают всех потребителей энергии.
- С батареи снимают клемму «минус».
- Мультиметр переводят в режим замера постоянного тока в диапазоне до 10 А.
- «Плюсовой» провод прибора соединяют с «плюсом» аккумулятора.
- К снятому «минусу» подводят «минус» тестера.
- Считывают показания.
Если утечек нет – покажет нули. При наличии утечки будет понятно, как быстро садится АКБ. Если значения выше нормы, надо определить прожорливого потребителя, поочередно отключая предохранители и возвращая их на место.
Плотность
Обычно уровень электролита проверяют специальной стеклянной трубкой, имеющей шкалу с делениями – ареометром. Но подойдет и мультиметр. Инструкция:
- Тестер переводят в режим «Вольтаж», подключают к нему провода с «крокодилами».
- Переключатель ставят на отметку 20 В – будет показывать все, что ниже.
- Черный провод соединяют с «минусом», красный – с «плюсом».
- Смотрят на значение напряжения и сравнивают с нормой. У полностью заряженной батареи 12.7 В. Если 12.1 – 12.4 – заряжена наполовину, плотность не соответствует норме.
Плотность электролита рекомендуется замерять каждые 15 – 20 тысяч км пробега.
Емкость
Измерить емкость можно путем контрольного разряда аккумулятора. Для начала полностью заряжают АКБ. Чтобы убедиться, что она полностью набрала заряд, проверяют напряжение и плотность электролита.
Затем подключается нагрузка, к примеру, лампочка на 24 В, и фиксируется время. Когда напряжение снизится до 50%, лампу накаливания отключают. Энергоемкость, измеряемая в Ампер-часах (Ач) замеряется так: умножают силу тока в цепи при подключенной нагрузке на кол-во часов, отведенных на контрольный разряд. Если полученное значение близко к номиналу, значит с батарей все в порядке.
Напряжение
Проверку можно выполнять при выключенном моторе. Нормой считается 13.5 – 14 В. АКБ с таким напряжением считается исправной.
Если на приборе пишет более 14.2 В, батарея полностью не заряжается. Генератор в это время работает усиленно, чтобы дать энергию всем потребителям. Зимой аккумулятор мерзнет и разряжается, поэтому тест не с первого раза может показать правильные значения.
Если проверять с запущенным двигателем и отключенными потребителями, и прибор показывает меньше 13 В, значит генератор работает с перебоями, то есть не способен полностью зарядить АКБ.
Внутреннее сопротивление
Замеры несложные, но понадобится нагрузка, например, галогеновая лампочка на 60 Вт с током потребления в 5 А. При ампераже в 100 А потеря напряжения не должна превышать 1 В. Соответственно, при 5 А – около 0.05 В. Инструкция:
- Подключают лампу к АКБ и ждут, когда она загорится.
- Проверяют напряжение мультиметром, записывают значение.
- Отключают лампу и сверяют новые показатели вольтажа.
Если разница – не больше 0.05 В, аккумулятор исправен. Большие значения свидетельствуют об износе.
Мультиметр – простой в освоении прибор, которым должен владеть каждый водитель. С ним можно оперативно оценить состояние источника питания, и предпринять вовремя действия для продления его срока службы. В то же время многие полагаются на сведения бортового компьютера, но он не настолько точен.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
В момент завершения отопительного сезона вышел из строя ИБП котла. Сразу пришла мысль, что вышла из строя АКБ, а после проверки тестером подозрения подтвердились – оказалось, что батарея просто села, пришлось ее заменить. В этом обзоре хочу поделиться опытом, как проверить аккумулятор мультиметром, что вообще представляет собой этот прибор и как им пользоваться, какие параметры им можно изменить, а также в чем заключаются особенности диагностики различных видов АКБ.
Мультиметром можно проверить аккумулятор пальчикового и любого другого типа
Мультиметр – что это такое и как им пользоваться
Универсальный измеритель параметров электрической цепи называется мультиметром. Прибор определяет напряжение, силу тока, сопротивление и другие характеристики. Причем работать он может как в сети постоянного, так и переменного тока.
В нашем случае тестер рассматриваемого типа позволяет определить следующие величины АКБ:
- Напряжение.
- Силу тока.
- Емкость.
- Ток утечки.
- Внутреннее сопротивление.
При этом с помощью универсального тестера можно продиагностировать не только стандартные автомобильные АКБ, но и любого другого типа – от модулей цифровой техники до пальчиковых батарей.
Однако если вы никогда не пользовались мультиметром, но вам уже нужно как можно скорее измерить емкость или заряд аккумулятора, предлагаю для начала разобраться в базовых представлениях его работы. Прежде всего, у каждой модели универсального тестера есть:
- Дисплей с отображением измеряемой величины.
- Механический переключатель. С его помощью прибор переводится в нужный рабочий режим, например, для определения силы тока или напряжения и проч.
Перед началом тестирования АКБ следует узнать устройство и правила пользования мультиметром
- Сектора характеристик. Это и есть измеряемые параметры.
- Гнезда для подключения контактных щупов.
В применении прибора нет ничего сложно. Нужно только правильно подобрать режим и воткнуть щупы в соответствующие гнезда, а затем прикоснуться их контактными частями к клеммам.
Перед началом тестирования важно не только правильно установить переключатель, но и выбрать нужный предел измерений. Иначе прибор можно испортить.
Проверяемые параметры
Для полноценной диагностики аккумуляторной батареи рекомендую применять комплексный подход – и определять не 1-2, а целый ряд параметров:
- Полнота зарядки.
- Ток утечки.
- Плотность.
- Емкость.
- Напряжение.
- Внутреннее сопротивление.
Разберем детально особенности определения каждой характеристики на примере автомобильной батареи на 12 В.
Полнота зарядки
Проще и быстрее всего проверить аккумулятор на исправность мультиметром или тестером по полноте заряда. Чаще всего процедура применяется для самых распространенных автомобильных литий-ионных батарей – и выглядит она следующим образом:
- АКБ демонтируется и оставляется в покое на 5-6 часов.
Уровень заряженности АКБ определяется путем измерения его напряжения в покое
- Для диагностики тестер переводится в режим замера напряжения – в вольтах.
- Выставляется предел измерения 20 В – так как батареи рассматриваемого типа (Li-Ion) выдают номинал не более 12-13 вольт.
- Далее проводники от прибора присоединяются на клеммы АКБ – красный к «+», черный к «-».
После этого на дисплее должен появиться один из вариантов:
- 12,7-13,2 вольт – батарея в полностью исправном состоянии.
- 12,1-12,4 В – зарядка истрачена наполовину, требуется подзарядка.
- 11,6-12 вольт – батарея истощена, ее следует заменить в ближайшее время.
- 11 В и ниже – источник питания полностью выработал ресурс и подлежит утилизации.
Если в ходе тестирования на экране перед значением появился знак «-», значит, порядок подсоединения щупов был перепутан. Искажений в работе прибора это не даст – однако лучше заранее проверять правильность подключений, чтобы избежать более серьезных ошибок.
Ток утечки
Параметр измеряется в амперах и показывает, какой ампераж потребляет подключенное к аккумулятору оборудование – проверить его также можно мультиметром. Алгоритм диагностики следующий:
- Выключаются все приборы, питаемые от АКБ.
Определение величины тока утечки аккумуляторной батареи с помощью тестера
- Демонтируется минусовая клемма.
- Тестер переводится в сегмент измерения постоянного тока до 10 А.
- Плюсовой контакт соединяется с «+» батареи.
- К «-» АКБ подводится минус измерителя.
- На дисплее отобразится значение.
При отсутствии утечек экран покажет 0. В противном случае будет отображаться величина тока в мА. Чем она выше, тем быстрее сядет батарея. Чаще всего явление связано с неисправностью проводки или каким-либо потребителем.
В нормальном состоянии ток утечки не превышает 70 мА. Если он больше, следует найти и устранить неисправный участок цепи. В большинстве случаев это замыкание в проводке.
Плотность
Для проверки плотности электролита в аккумуляторе применяется ареометр, но на практике работоспособность можно определить и мультиметром – таким же методом, как для емкости, только без разрядки. Суть его в следующем:
- Прибор переводится в режим измерения напряжения.
- К выводам подсоединяются проводники с крокодилами.
- Выбирается предел измерений до 20 В.
- Черный проводник подключается к «-», красный к – «+».
- На экране появляется значение.
Величина заряда аккумулятора с нормальной плотностью всегда выше 12,7 В
Если величина напряжения в рамках нормы – от 12,7 В, плотность в норме, если в рамках 12,1-12,4 – ниже нормы, что соответствует разрядке наполовину.
Емкость
Для того чтобы проверить емкость, аккумулятор сначала требуется полностью зарядить, затем определить изменение параметров под нагрузкой с помощью мультиметра. Делается это следующим образом:
- К полностью заряженной батарее подключается нагрузка известных характеристик, например, лампочка на 100 Вт, при этом сила тока составит 9 А.
- При этом одновременно к клеммам подсоединяется тестер в режиме замера напряжения.
- Момент начала эксперимента засекается на часах.
- Когда разряд АКБ достигнет такого уровня, что номинал снизится до 10,3 В, цепь размыкается.
- Вычисляется время, затраченное на достижение этого результата, например, 7 часов.
- Далее чтобы определить емкость, потребуется период разгрузки батареи умножить на силу тока в цепи. В нашем случае = 7 × 9 = 63 А ч.
Таким образом, полученное значение можно сравнить с технической информацией на корпусе АКБ. Как правило, для стандартных батарей это порядка 60-70 А ч.
Для определения емкости к АКБ требуется подключить нагрузку, например, лампочку или светильник
Напряжение
Чтобы проверить напряжение (вольтаж) аккумулятора с помощью мультиметра, потребуется выполнить следующий ряд действий:
- Подготовить тестер – подсоединить щупы, переключить в режим проверки напряжения с пределом до 20 вольт.
- Подвести края щупов к соответствующим клеммам – красный к плюсовой, черный к минусовой.
- После этого на дисплее появится значение измеряемой величины.
В отключенном состоянии исправная батарея должна показать 12,7 В. Если номинал окажется в рамках 12,1-12,4 В, потребуется подзарядка, так как АКБ уже разрядилась на 50-70 %. При показателе 11,7 В и ниже – происходит глубокий разряд с минимальной возможностью восстановления.
Если аккумуляторная батарея подключена в цепь с генератором, как например, в авто с работающим мотором, измеряемая величина напряжения будет выше, чем в отключенном состоянии – порядка 13,5-14 В.
Внутреннее сопротивление
Для того чтобы определить, соответствует ли внутреннее сопротивление норме, требуется померить заряд аккумулятора, а точнее его напряжение, с помощью мультиметра. Причем делать это нужно с нагрузкой и без.
Для определения сопротивления АКБ сначала тестируется под нагрузкой, а затем в покое
Сделать тест можно следующим образом:
- К АКБ подключается какая-нибудь нагрузка, например, лампочка.
- По истечении 10-15 сек., делается замер напряжения тестером.
- Далее нагрузка отключается, и производится повторный замер того же параметра.
- В итоге делается сравнение результатов.
Расчеты проводятся следующим образом:
- Высчитывается разница между 2 полученными показателями.
- Результат делится на номинал, указанный производителем.
- Далее значение умножается на 100 %.
Внутреннее сопротивление будет в норме, если полученная величина не более 0,4 %. В противном случае АКБ нуждается в скорейшей замене.
Особенности проверки различных типов АКБ
Для проверки аккумулятора, нужно научиться правильно пользоваться мультиметром, и знать алгоритм тестирования при определении конкретной характеристики. Однако в быту есть множество приборов, работающих от АКБ. Для их диагностики не всегда требуется тестер.
Видео-пример проверки аккумулятора мультиметром:
Выделю следующие нюансы проверки АКБ для самых распространенных видов бытовой техники:
- Телефон. Применяются специальные приложения, а также USB-тестер. С их помощью можно узнать состояние батареи и необходимость замены.
- Ноутбук. Есть ряд программ, показывающие фактическое состояние АКБ и заводские характеристики. При этом в операционной системе есть и встроенные ресурсы диагностики.
- Шуруповерт. Заряд определяется по периоду активности устройства. Полученные практические данные можно сравнить с заводскими и сделать вывод о работоспособности АКБ.
- Авто. Батареи питания машин проверяются по выше рассмотренным схемам.
- Пальчикового типа. Тестирование выполняется таким же способом, как для стандартных батарей – с нагрузкой, универсальным измерителем и проч.
Узнать о причинах снижения емкости аккумулятора можно, если подсоединить один щуп мультиметра к клемме, а другой к электролитному подтеку на корпусе. Поэтому устранять подтеки нужно при первом же обнаружении.
Видео-обзор тестирования АКБ ИБП с помощью мультиметра:
Коротко о главном
Мультиметр определяет напряжение, силу тока, емкость, сопротивление и ряд других параметров электроцепи. Чтобы правильно им воспользоваться, нужно знать устройство и алгоритм измерений.
С помощью мультиметра можно проверить следующий ряд рабочих характеристик АКБ:
- Степень заряда.
- Ток утечки.
- Емкость.
- Плотность.
- Напряжение.
- Внутреннее сопротивление.
Измерения должны проводиться строго по инструкции с соблюдением правил пользования тестера. Аккумуляторные батареи бытовых приборов можно проверять как программами, так и мультиметром.
Напишите в комментариях, попытаетесь ли вы восстановить севший аккумулятор, или лучше купите новый?
Информация о проверке автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра (тестера) поможет вам избежать проблем с запуском двигателя и питанием электрических систем автомобиля. С помощью простого мультиметра вы сможете провести несколько несложных тестов и диагностировать состояние аккумуляторной батареи. Мы расскажем и о том, как почистить батарею, чтобы избежать распространенных проблем.
Часто автовладельцы проверяют АКБ, так как она не хочет нормально заряжаться, быстро разряжается, или же вызывает проблемы с запуском мотора. Наша статья поможет вам узнать, как пользоваться цифровым мультиметром и другими простыми инструментами для поиска и устранения неисправностей.
В этой статье мы рассмотрим:
- как проверить напряжение аккумулятора;
- как проверить заряд АКБ;
- как проверить ток утечки;
- как очистить клеммы и др.
Как проверить, заряжен ли аккумулятор автомобиля?
Определить состояние батареи можно с помощью одного из двух (или обоих) простых методов:
- Первый метод покажет, достаточно ли у батареи энергии для запуска двигателя. Для этого способа нам понадобится цифровой мультиметр. Это быстрый метод проверки аккумулятора, особенно на необслуживаемых АКБ, у которых нет пробок.
- Второй метод предполагает применение ареометра. В отличие от мультиметра, ареометр поможет не только проверить заряд аккумулятора, но определить его общее состояние. С помощью него определяется критический износ АКБ. Но этот инструмент может использоваться лишь на аккумуляторах с откручивающимися пробками. Недорогой ареометр можно найти в любом магазине автозапчастей.
Проверка напряжения аккумулятора с помощью мультиметра
Цифровой мультиметр позволяет быстро определить заряд автомобильной АКБ. Некоторые необслуживаемые батареи оснащаются специальным индикатором заряда, расположенным на крышке. Если батарея полностью заряжена вы увидите зеленую точку, если её надо подзарядить точка будет прозрачной, а в случае неисправности цвет будет желтым.
Независимо от того, есть ли на вашем необслуживаемом аккумуляторе этот индикатор, вы сможете проверить уровень его заряда с помощью мультиметра.
- Установите мультиметр в режим постоянного тока (позиция — 20 вольт).
- Подключите черный щуп тестера к минусовой клемме.
- Подключите красный щуп к плюсовой клемме АКБ.
- Попросите ассистента включить фары, что обеспечит небольшую нагрузку на аккумулятор.
- Проверьте показатели вольтметра.
При температуре около 25°C они будут следующими:
- около 12,5 Вольт – заряд в норме;
- около 12,3 Вольт – батарея заряжена примерно на 75%;
- 11,8 Вольт или ниже – АКБ заряжена примерно на 25% или менее.
Если вы увидели низкие показатели, необходимо выполнить зарядку аккумулятора малым током и повторить проверку. Если уровень заряда не поднимается, АКБ необходимо заменить.
А вы знаете, как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор? Можно ли вообще это делать? Ответы в нашей статье — http://avtopub.com/zaryadka-neobsluzhivaemogo-akkumulyatora/
Проверка заряда аккумулятора и его общего состояния
Проверка плотности электролита покажет, насколько заряжена аккумуляторная батарея автомобиля. Также этот тест помогает определить состояние АКБ.
Для получения наиболее точных результатов используйте ареометр со встроенным термометром. Обычно ареометры поставляются со специальными табличками, которые помогут вам в ходе выполнения проверки при различных температурах окружающей среды.
Выполняя следующий тест, обязательно надевайте защитные перчатки и очки:
- Выкрутите пробки с крышки АКБ.
- Погрузите наконечник ареометра в первую банку (ячейку) и сожмите грушу ареометра.
- Отпустите грушу, чтобы электролит мог войти в наконечник ареометра.
- Проверьте удельный вес электролита, учитывая советы в инструкции к инструменту.
- Запишите полученные данные и проведите аналогичную проверку остальных банок АКБ.
- Сравните полученные результаты с информацией в инструкции производителя ареометра.
Обычно, если показатели составляют в пределах 1.265-1.299, аккумулятор вашего автомобиля заряжен. Если показатели падают ниже 1.265, это признак разряженной батареи. В большинстве случаев решить проблему можно с помощью медленного заряда. Разница в 25-50 пунктов (пункт равен 0.001) между показаниями указывает на то, что произошло сульфатирование пластин АКБ, поэтому её придётся заменить.
Как проверить клеммы аккумулятора
Это одна из основных причин проблем с питанием. Грязные, покрытые коррозией или ослабленные клеммы аккумуляторных батарей рано или поздно приведут к проблемам с запуском двигателя. Но иногда это сложно обнаружить простым визуальным осмотром.
Мы расскажем о проверке клемм на предмет падения напряжения с помощью мультиметра.
- Отключите систему зажигания. Для этого надо на время проверки отключить катушку зажигания или вытащить предохранитель либо реле топливного насоса (узнать о расположении этих элементов вы сможете с помощью руководства по ремонту автомобиля). Это предотвратит запуск двигателя.
- Подключите красный щуп мультиметра к плюсовому выводу батареи. А черный щуп приставьте к кабельной клемме, которая подключена к тому же выводу АКБ.
- Попросите ассистента прокрутить двигатель (он не заведётся, если вы сделали всё правильно в первом пункте). Если на мультиметре отображается более 0,5 вольт, необходимо очистить или проверить физическое состояние вывода аккумулятора и клеммы.
- Проверьте другую клемму аккумулятора. На этот раз черный щуп надо соединить с минусовым выводом АКБ, а красный – с клеммой, которая к нему подключена. Попросите ассистента запустить двигатель (он не должен завестись). Проверьте показатели мультиметра. Если напряжение превышает 0,5 вольт, необходимо очистить или проверить физическое состояние вывода батареи и клеммы.
Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром
Отложения на крышке аккумуляторов — одна из основных причин их «смерти». Грязь и кислота смешиваются и накапливаются, в результате чего постепенно формируется место утечки тока. Чтобы проверить утечку тока на аккумуляторе вашего автомобиля, воспользуйтесь мультиметром.
Установите вольтметр в режим измерения самого низкого напряжения. Включите прибор и коснитесь черным щупом минусовой клеммы АКБ, а красный щуп приставьте к грязной крышке АКБ. Если на дисплее прибора появляется даже минимальное напряжение, отложения дают утечку. Переходите к следующему разделу об очистке аккумулятора. Если во время этого теста утечка отсутствует, но вы подозреваете, что один из электрических потребителей расходует энергию, необходимо выполнить его поиск.
Проверка корпуса
Теперь пришло время проверить физическое состояние корпуса. Поврежденный корпус аккумулятора может не только помешать его работе, но и привести к полному выходу из строя детали. Для диагностики необходимо извлечь батарею из автомобиля.
- Отсоедините клеммы от аккумуляторной батареи (сначала минусовую). Открутите крепежные элементы (при необходимости), чтобы вытащить аккумулятор.
- Убедитесь в работоспособности крепежного механизма. Если крепёж пришёл в негодность, замените его. Это предотвратит вибрацию батареи и возможность её повреждения во время движения авто.
- Поместите АКБ на ровную поверхность. Внимательно осмотрите её корпус на предмет возможного повреждения. Проверьте наличие выпуклостей, трещин или повреждённых выводов.
- Перезаряд или короткое замыкание может привести к вздутию батареи. Поэтому, если вы обнаружите признаки вздутия, необходимо проверить систему зарядки.
- Проверьте провода от аккумулятора. При обнаружении трещин или признаков износа их надо заменить.
Как очистить аккумулятор
Очистка корпуса
Вы можете использовать простой метод очистки корпуса АКБ. Вам необходимо приготовить смесь из 250 мл теплой воды и 1 столовой ложки пищевой соды. Это поможет нейтрализовать и удалить кислоту и грязь с корпуса и клемм батареи.
Наденьте защитные очки и резиновые перчатки и с помощью мягкой кисти нанесите раствор на стенки и крышку корпуса. Если у вас обслуживаемый аккумулятор с пробками на крышке, не допускайте, чтобы смесь просачивалась внутрь батареи. Удалите остатки раствора с помощью чистой тряпки.
Очистка клемм аккумулятора
Как и в случае с корпусом, грязь и коррозию необходимо удалить с помощью раствора воды и пищевой соды.
Чтобы облегчить задачу, вылейте смесь в одноразовый стаканчик и окуните клемму в него на 1-2 минуты. Повторять процедуру рекомендуется до тех пор, пока обе клеммы не будут полностью чистыми.
Очистка полки
Проверьте состояние полки для аккумуляторной батареи в вашем автомобиле. Убедитесь, что там нет трещин, признаков коррозии, а все крепежные элементы расположены в предусмотренном производителем месте. При необходимости грязь и коррозию можно удалить уже известным вам способом.
Установка батареи на место
После очистки отсека для батареи, её клемм и корпуса установите АКБ обратно. Не забудьте надёжно зафиксировать аккумулятор с помощью соответствующего механизма. Подключите клеммы, начав с плюсовой. После подключения клемм нанесите на них тонкий слой вазелина, который препятствует формированию коррозии в этих местах.
Если вы решили купить новый аккумулятор, крайне важно понимать, как узнать год производства батареи. Подробности в нашей статье — http://avtopub.com/kak-uznat-datu-vypuska-akkumulyatora-markirovka-proizvoditelej/
Если проверка мультиметром показала, что аккумулятор автомобиля находится в хорошем состоянии, советуем своевременно обслуживать АКБ. Это продлит срок службы этого важного компонента автомобиля.
Без рабочего аккумулятора современный автомобиль превращается в груду железа, пусть даже дорогого и хорошо упакованного. А проверить работоспособность столь важной детали можно с помощью мультиметра. Главное — знать особенности его использования в разных ситуациях. Для этого мы расскажем вам, как проверить аккумулятор мультиметром.
Из этого материала вы узнаете, как измерить акб мультиметром разными способами: как измерить напряжение аккумулятора мультиметром, как замерить амперы и т.п.
Contents
- 1 Общие сведения
- 2 Как проверить заряд аккумулятора мультиметром
- 2.1 Как проверить заряд аккумулятора с помощью мультиметра, если движок включен, и можно ли это делать?
- 3 Как измерить автомобильный аккумулятор мультиметром на ёмкость
- 4 Как измерить силу тока мультиметром на аккумуляторе
- 5 Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром на внутреннее сопротивление
- 6 Как замерить мультиметром аккумулятор на ток утечки
- 6.1 Вопрос — ответ
Общие сведения
Мультиметр позволяет узнать реальное напряжение аккумуляторной батареи, причем показатели будут максимально точными. В свою очередь, по напряжению вы поймёте, заряжена автомобильная батарея или она нуждается в питании.
Кстати, мультиметром можно узнать напряжение зарядных устройств телефонов. Видео, как проверить 12в мультиметром на примере такого блока питания:
А ещё этот измеритель позволяет выявить утечку тока. При этом важно проверить утечку не только на корпус, но и в бортовой автомобильной сети.
В целом же проверка аккумулятора мультиметром возможна на:
- ёмкость;
- сопротивление;
- силу тока или ампераж;
- заряд (напряжение).
Благодаря такому спектру измерений вы сможете свести к минимум вероятность быстрого разряда батарейки и увеличить срок её эксплуатации. А если, например, вы знаете, как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром, то поймёте, почему не заводится движок.
В этой полезной статье мы вам расскажем о самом главном. Начнем с того, как измерить аккумулятор мультиметром на заряд.
Как проверить заряд аккумулятора мультиметром
И сразу полезное видео, как проверить аккумулятор мультиметром:
Этот пункт также показывает, как замерить напряжение на аккумуляторе мультиметром у автомобиля. По сути, напряжение АКБ = зарядка батарейки.
Как проверить зарядку мультиметром на автомобиле:
- Отсоединить АКБ от машины и подождать примерно пять часов.
- Поставить измерительное устройство на режим “вольтаж” (DC), который предназначен для проверки напряжения.
- Выбрать значение 20 вольт. Это верно, если напряжение аккумуляторной батареи не выше такого значения. Для обычных литиевых автоаккумуляторов 20 вольт хватает.
- Провода, подключенные к включенному тестеру-мультиметру, теперь необходимо присоединить к аккумулятору: красный кабель к плюсу, черный к минусу. Если у проводов единый цвет, смотрите на маркировку. Возможно, их нужно подключать к противоположным зарядам. Обязательно прочтите инструкцию по применению перед использованием мультиметра! Но есть приятный момент в том, как замерить зарядку аккумулятора мультиметром: если вы перепутаете цвета проводов, то цифра будет верной, но рядом с ней будет знак “-”.
Вот такая простая технология, как проверить зарядку аккумулятора мультиметром на автомобиле.
Когда провода прикасаются к батарейке, на дисплее появляются цифры, по которым можно понять степень заряда:
- От 12, 6 или 12,7 — будьте спокойны, с зарядом всё хорошо.
- Если значение хуже, но не опускается ниже 12,1, заряд примерно на 50% или чуть выше. В таком случае аккумулятор можно заряжать.
- Значение от 11,6 до 12 указывает на серьезное истощение. Время немного поволноваться и поставить АКБ на зарядку во избежание проблем.
- Если значение ещё ниже, дело, как говорят, » труба». Если продолжите использовать батарею в таком состоянии, она поломается.
Вот полезная картинка для проверки заряда аккумулятора мультиметром:
Как проверить заряд аккумулятора с помощью мультиметра, если движок включен, и можно ли это делать?
Если вы запустили движок, то мультиметром допустимо проанализировать функционирование АКБ. Но будет показано его функционирование наряду с генератором, а ещё работоспособность регулятора напряжения. Процесс, как измерить напряжение мультиметром на аккумуляторе автомобиля при включенном движке, обычный, но значения отличаются. Цифры, которые находятся в пределах нормы, чуть больше, где-то от 13 до 14. Если в ходе замеров появились другие значения:
- Сниженные говорят о том, что с зарядом есть проблемы. Также это может указывать на сбои в генераторной работе, что он не способен заполнять батарейку до нужного уровня.
- Если значения выше, АКБ заряжается не до конца, а генератор функционирует усиленно для снабжения энергией нужных автомобильных частей. Учитывайте обстановку. К примеру, в холоде АКБ утратила заряд, тогда генератор будет работать на повышенное напряжение, чтобы заполнить батарею. Можно подождать минут 15 и снова провести измерение.
Теперь вы знаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром.
Видео о том, как проверить напряжение аккумулятора мультиметром на автомобиле:
Как измерить автомобильный аккумулятор мультиметром на ёмкость
Как проверить акб мультиметром, чтобы узнать ёмкость? Благодаря ней можно понять, сколько зарядки батарея отдаёт за какой-то временной промежуток при определенном напряжении. Емкость обозначается в А·ч. Мерить её мультиметром можно под нагрузкой.
Если вы хотите узнать, как проверить аккумулятор с помощью мультиметра под нагрузкой, можете взять две лампы головного света. Они включаются параллельно. В нашем примере общая их мощность равняется 110 Вт. Через лампочки будем подавать ток около 9 А. Перед началом процесса убедитесь, что АКБ полностью заряжена.

Инструкция проверки аккумулятора мультиметром на автомобиле:
- Подключить к клеммам нагрузку и измерительный прибор. Выбрать функцию измерения напряжения.
- Засечь время и подождать, когда напряжение на клеммах аккумуляторной батареи понизится до 10,3 В.
- Посмотреть на часы и определить, за сколько батарея утратила заряд. Пусть в нашем примере это будет 7 часов.
- Вычислить ёмкость. Для этого умножить время (в часах) на разрядный ток (в нашем случае 9), то есть 7 * 9 = 63 А·ч. Затем открываем паспорт АКБ и смотрим, какая ёмкость указана в нём. Например, 65 А·ч. Как видно, разница очень маленькая, значит, всё в порядке. Если же полученная ёмкость сильно ниже паспортной, батарею нужно менять.
Помните, что АКБ нельзя полностью разряжать, поэтому не допускайте, чтобы в ходе измерения напряжение опустилось ниже 10,3 В. Свинцовые батареи нельзя хранить разряженными, поэтому после проверки сразу до конца зарядите её, иначе через несколько дней она будет пригодна лишь для мусора.
Вот так проходит проверка АКБ мультиметром.
Как измерить силу тока мультиметром на аккумуляторе
Это вопрос из разряда как проверить ампераж аккумулятора мультиметром. Обязательно нужна нагрузка.
Силу тока бессмысленно и даже опасно мерить на самой АКБ.
В роли нагрузочного элемента может выступить фарная лампа. Помните, что нагрузка не может быть выше 120 Вт.
Как замерить ток аккумулятора мультиметром:
- Вывести переключатель измерителя на измерение нужного тока.
- Выбрать предел Амперов (сначала лучше максимальный).
- Положительный щуп соединить с плюсом АКБ.
- В разрыв минуса подключить лампу. То есть минус от мультиметра должен быть направлен на лампу, от которой цепь замыкается на аккумуляторном минусе.
- Проверить значения на мультиметре. Сравните их с теми, что указаны на корпусе АКБ.
Проследите, чтобы контакт щупа с АКБ длился не дольше двух секунд!
Мы узнали, как мультиметром проверить аккумулятор автомобиля на амперы. Главное — всё сделать быстро и точно. И вы это сможете сделать, потому что знаете, как проверить силу тока мультиметром на аккумуляторе.
На видео рассказывается подробно, как проверить ток аккумулятора мультиметром:
Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром на внутреннее сопротивление
Важно знать и то, как замерить мультиметром аккумулятор автомобиля на внутреннее сопротивление. Для этого тоже нужна нагрузка. Возьмём галогеновую лампочку 60 Вт. Ток потребления будет 5 А. Если ампераж составляет 100 А, то потеря напряжения не должна превышать 1 В. Значит, при нашем значении в 5 А напряжение около 0,05 В.
Как правильно проверить аккумулятор мультиметром:
- Подключить лампу к АКБ.
- Подождать, когда лампа начнёт светить.
- Когда это произошло, посмотреть значение напряжения на выводах АКБ, то есть нужно использовать мультиметр.
- Записать замеры.
- Выключить лампу.
- Ещё раз проверить значения вольтажа на выводах.
Теперь нужно только определить разницу между двумя значениями. Если она не больше 0,05 В, с АКБ всё в порядке, то есть внутреннее сопротивление правильное. Если разница большая, значит, АКБ очень изношена, постарайтесь в ближайшее время заменить её.
Теперь в вашей копилке есть ответ на вопрос: можно ли проверить аккумулятор мультиметром на внутреннее сопротивление.
Если вы не хотите самостоятельно разбираться в том, как измерить амперы мультиметром в аккумуляторе, как померить заряд АКБ, как проверить мультиметром авто аккумулятор на другие параметры, не переживайте. Всегда найдутся специалисты, которые за деньги или по дружбе проведут все необходимые измерения аккумулятора мультиметром.
Как замерить мультиметром аккумулятор на ток утечки
У любой АКБ присутствует ток утечки. Важно следить за тем, чтобы значение не было выше примерно 80 мА. Дело в том, что энергия хоть немного, но расходуется даже при всех отключенных потребительных частей автомобиля. Также стоит учитывать, что за счет энергии поддерживает функционирование сигнализации.
Если утечка слишком большая, значит, требуется диагностика.
Как замерить акб мультиметром на предмет утечки тока:
- Заглушить мотор.
- Выключить зажигание.
- Подождать минут 15.
- Выключить абсолютно все потребители.
- Снять минус с АКБ.
- Поставить мультиметр на режим проверки постоянного тока.
- Выбрать диапазон до 10 А.
- Соединить положительный кабель мультиметра с плюсом аккумулятора.
- К снятому минусу подключить минус АКБ.
- Зафиксировать показатели.
Если утечки нет, вы увидите нули. Если же утечка есть, по значениям поймёте, насколько она велика. Можно узнать, где кроется проблема: нужно по очереди отключать и включать предохранители.
Вот так просто разобраться в том, как измерить аккумулятор мультиметром на автомобиле на предмет утечки тока.
Теперь вы знаете, как померить амперы мультиметром на аккумуляторе, как осуществить проверку зарядки мультиметром аккумулятора, как проверить мультиметром аккумулятор с нагрузкой и многое другое. И для такого тестирования вам понадобится обычный мультиметр, и не нужна нагрузочная вилка.
Желаем вам выполнить замер аккумулятора мультиметром правильно и безопасно!
Вопрос — ответ
Вопрос: Как проверить аккумулятор автомобиля с помощью обычного мультиметра?
Имя: Тагир
Ответ: Это зависит от цели измерения. С помощью мультиметра можно проверить напряжение, ёмкость и другие функции АКБ. В любом случае нужно выполнить правильное подключение щупов, а в некоторых случаях требуется дополнительная нагрузка, например, при измерении силы тока.
Вопрос: Как правильно измерить силу тока мультиметром на аккумуляторе?
Имя: Алексей
Ответ: Для этого нужна нагрузка, в качестве которой можно взять лампочку от фары. На мультиметре выбирается режим измерения нужного тока. Далее положительный кабель соединяется с плюсом АКБ, в разрыв минуса подключается лампа.
Вопрос: Как можно проверить заряд аккумулятора простым мультиметром?
Имя: Азат
Ответ: Аккумулятор должен быть отсоединён от авто около пяти часов. Мультиметр переводится в режим “вольтаж” (DC). Выбирается значение 20 вольт. Теперь остаётся подключить провода от мультиметра к АКБ и наблюдать за цифрами на дисплее.
Вопрос: Как лучше проверить ампераж аккумулятора с помощью мультиметра?
Имя: Даниил
Ответ: По сути, это то же самое, что измерить силу тока. Значит, нужно использовать нагрузку. Она не должна быть больше 120 Вт. Важно на мультиметре выбрать режим измерения нужного тока, а также максимальный предел Амперов.
Вопрос: Как проверить точное напряжение аккумулятора мультиметром?
Имя: Фёдор
Ответ: Измерив напряжение, вы узнаете состояние зарядки АКБ. Первое, что нужно сделать — отсоединить аккумулятор от машины и подождать несколько часов.
Что собой представляет мультиметр
Измерение емкости аккумулятора выполняется при помощи специального прибора. Он сочетает в себе функции амперметра, вольтметра и омметра. Поэтому мультиметр считается универсальным прибором.
При помощи представленного оборудования можно проверить провод на обрыв, напряжение в розетке, работоспособность бытовых электрических приборов, а также оценить уровень зарядки аккумуляторов различного типа (автомобильных, для ноутбука, телефона, бытовых приборов и т. д.).
Прибор позволяет замерять постоянный и переменный ток, его непрерывность в сети. Также он предоставляет информацию о сопротивлении элемента цепи. Это полезный прибор, который пригодится в быту каждому домашнему мастеру.
Типы мультиметров
Задаваясь вопросом, можно ли мультиметром измерить емкость аккумулятора автомобиля, смартфона, ноутбука или любой другой бытовой техники, необходимо рассмотреть типы представленных приборов.
Существуют аналоговые и цифровые мультиметры. В первом случае результат измерений показывает стрелка на особой шкале. Это один из самых дешевых типов устройств. Однако тем, кто никогда не пользовался подобными приборами, лучше отдать предпочтение цифровым разновидностям. Также аналоговые мультиметры имеют небольшую погрешность в измерениях.
Цифровые мультиметры выводят результат замера на дисплей. Это их отличает от предыдущей группы устройств. Информация на экране характеризуется высокой точностью и понятна для любого пользователя.
Функции мультиметра
Мультиметр – это переносной многофункциональный электроизмерительный прибор. Еще его называют тестером, он удобен в использовании и полезен в быту. Тестер можно встретить почти в каждом доме. Аппарат небольшого размера, легкий, портативный, работает от батарейки типа Крона. В минимальном наборе он включает функции вольтметра, амперметра и омметра.
Мультиметр поможет:
- проверить исправность любого электрооборудования;
- протестировать диод или транзистор;
- найти участок повреждения электрической проводки;
- измерить напряжение в сети;
- прозвонить – замерить величину сопротивления;
- узнать частоту напряжения;
- определить емкость аккумулятора;
- замерить напряжение в батарейке
и сделать многое другое.
Устройство прибора
Вникая в вопрос, как определить емкость аккумулятора мультиметром, требуется также понять, как работает устройство. Конструкция прибора имеет циферблат. На него выводится информация теста. Если применяется аналоговая разновидность устройства, перед применением необходимо изучить значение делений.
Также прибор имеет кнопку или переключатель функций. Этот элемент конструкции позволяет переключать режимы и масштаб счетчика. При хранении прибора ручку устанавливают в выключенное положение. Для начала работы с мультиметром рычаг включают в нужный режим.
В корпусе обязательно имеются отверстия для щупов. Зонд с красным проводом имеет положительную полярность, а с черным – отрицательную. Это основные моменты, которые должен знать начинающий пользователь.
Какие параметры можно проверить мультиметром
С помощью универсального измерительного устройства можно оценить такие параметры:
- Напряжение.
Прибор определяет этот показатель с высокой точностью. По характеру изменения напряжения определяют величину заряда батареи. Мультиметр может использоваться для проверки аккумуляторов любого типа, в т. ч. литий-ионных. В последнем случае прибор переводят в режим измерения тока до 20 В. Устройство выдает показание с точностью до сотых частей вольта. - Емкость АКБ.
Действие выполняется несколькими способами, позволяющими получать точные значения. - Утечка тока.
При определении этого параметра аккумулятора автомобиля нужно выявлять и необоснованные затраты энергии в бортовой сети транспортного средства. Это предотвращает потерю заряда и продлевает срок службы батареи.
Как проверить аккумулятор мультиметром? Необходимое оборудование
Мультиметр – прибор, которым должен обладать любой автовладелец. Он позволяет оперативно и в «полевых условиях» определять массу показателей:
- напряжение;
- емкость батареи;
- сопротивление;
- температуру.
На некоторых современных аккумуляторах устанавливается индикатор заряда, что сильно облегчает жизнь водителю, но такие батареи стоят на 20–30% дороже обычного оборудования. Имея мультиметр, можно легко, быстро и с достаточным уровнем точности определить массу важных параметров, касающихся АКБ.
Как проверить зарядку аккумулятора мультиметром
Определить, в каком состоянии находится литий-ионный (наиболее распространенный вид современных батарей) аккумулятор довольно просто, если следовать этим указаниям:
- Отсоединяете накопитель энергии от автомобиля и ждете 5–6 часов.
- Мультиметр должен работать в режиме «вольтаж» (проверка напряжения).
- Стандартный литиевый аккумулятор вырабатывает ток в диапазоне 12,7–13,2 вольта. Переключатель устанавливается на показатель 20 или наиболее близко к нему. Так замеряется напряжение от этого значения и ниже.
- Провода, идущие от прибора, подсоединяются к батарее: красный на положительную клемму, черный – на отрицательную. Если провода одного цвета, то ориентироваться следует на их маркировку и подключать к противоположным зарядам, минус к плюсу и наоборот.
В зависимости от показателей прибора, следует принимать решение насчет замены или дальнейшего использования аккумулятора.
- 12,7–13,2 вольта – батарея заряжена и готова к работе;
- 12,1–12,4 V показывает, что зарядка аккумулятора произведена примерно наполовину и желательно увеличить уровень энергии;
- 11,6–12 вольт – сильное истощение и в качестве источника электричества аккумулятор не годится;
- Ниже 11-и V – оборудование полностью выведено из строя и попытки его использования могут привести к поломке.
Чтобы понять, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром, не нужны особенные знания или специальное оборудование, достаточно немного времени и соблюдение перечисленных советов.
Как проверить емкость аккумулятора мультиметром
Емкостью аккумулятора называется количество накопленной энергии, которую способна отдать батарея за конкретный период времени. Величина измеряется в ампер-часах. Определить ее значение можно двумя способами: проверка под нагрузкой и метод контрольного разряда.
Замер емкости мультиметром
Изучая, как измерить емкость аккумулятора мультиметром, следует рассмотреть основные особенности этого процесса. Существует несколько способов его выполнения. Реже применяется подход замера емкости при помощи контрольного разряда. Замер емкости происходит при нагрузке, которая способна забрать половину тока аккумулятора.
При проведении этого процесса владелец транспортного средства должен учитывать плотность электролита. Если АКБ заряжена полностью, этот показатель составит 1,24 г/см³. Если аккумулятор разряжен на одну четвертую часть, показатель составит 1,2 г/см³. Соответственно, наполовину разряженный источник питания покажет 1,16 г/см³.
Проверка производится, если автомобиль плохо заводится. Емкость и заряд аккумулятора должны быть в установленных производителем рамках, иначе работа оборудования будет неполноценной.
Как проверить утечку аккумулятора мультиметром
Утечка тока – это показатель, который обозначает расход энергии на поддержание функционирования подключенных к неповрежденной электрической цепи сторонних приборов. Для каждой АКБ существует значение минимальной утечки тока, которое относительно автомобильной батареи в среднем составляет 55–80 мА.
В этот показатель входит обеспечение работы памяти магнитолы, системы впрыска топлива, сигнализации и ряда других вспомогательных систем. Совокупное значение не должно превышать 60–70 мА. Если утечка выше – то аккумулятор будет слишком быстро разряжаться и его придется менять. Это также важно, как знать, какую сигнализацию выбрать?
Чтобы знать, как проверить утечку аккумулятора мультиметром, следует сделать следующее:
- Подготовьте транспортное средство к замеру. Отключите все, расходующее электрический заряд системы, и подождите пару минут.
- Снимите положительную клемму с автомобильного АКБ.
- Щуп мультиметра с отрицательным значением подключаете к клемме машины.
- Провод с плюсом – к энергобатарее.
После этого необходимо снять показания с экрана прибора. Если они превышают норму, то вам надо по одному отключать и ставить обратно реле и предохранители, замеряя изменения тока утечки. После отсоединения одного из реле цифры придут в норму, следовательно оно и является слабым звеном цепи.
Классификация батареек
Портативные источники питания различают по форме, размеру, наполнению и принципу действия.
Первичные и вторичные элементы питания
Первичные батареи, или гальванические элементы, подлежат однократному использованию. Вторичные, аккумуляторные батареи, можно возвращать в работу многократно с помощью зарядного устройства. Они стоят, соответственно, дороже, но это с лихвой окупается количеством циклов перезарядки. На аккумуляторах присутствует надпись Rechargeable.
Виды батареек по наполнению
Батареи различают в зависимости от состава электролита и активного металла, применяющегося в конструкции:
- литиевые – это самые легкие, емкие и дорогие энергоносители, имеют самый большой срок годности;
- батарейки, выполненные с применением серебра, долго работают с большой нагрузкой, стоят дорого;
- самые популярные элементы — алкалиновые (щелочные), могут работать в широком диапазоне температур и при больших нагрузках, но достаточно быстро разряжаются;
- угольно-цинковые, «солевые» – самые доступные, быстро выходят из строя и плохо переносят холод;
- характеристики хлоридно-цинковых батареек аналогичны «солевым», но имеют большую емкость.
Аккумуляторные и обычные батарейки
Все современные батарейки подразделяются на 2 больших вида:
- Обычные (не заряжаемые) – одноразового использования элементы, имеющие емкость от 600-700 до 10 000-12 000 мАч и напряжение – от 1,5 до 9 В.
- Аккумуляторные (перезаряжаемые) – способны к многократной перезарядке. Обладают емкостью до 3000-4000 мАч и напряжением от 1,2-1,5 до 3,6-3,7 В. В зависимости от используемых при производстве материалов, они бывают никель-кадмиевые, литий-ионные, никель-цинковые, никель-металлгибридные.
Основная масса аккумуляторных батарей относится к типу АА.
Внешне аккумуляторный элемент питания можно отличить от обычного по следующим признакам:
- Наличие надписи ««rechargeable», обозначающей, что батарею можно зарядить после того, как она полностью села.
- Выделенная большими цифрами емкость в мАч.
На заметку. Несмотря на бытующее мнение о том, что и алкалиновые батарейки можно много раз подзаряжать, они являются одноразовыми и не предназначены для многоразового использования. Их зарядка может вызвать повреждение или выход из строя дорогого подзарядного устройства для аккумуляторов.
Также отличительной чертой аккумуляторных батарей является их более высокая, по сравнению с солевыми или алкалиновыми аналогами, цена – самый простой аккумулятор имеет стоимость в 5-6 раз больше, чем дорогая обычная солевая или алкалиновая батарея.
Типы элементов по внешнему виду
Самые распространенные накопители – цилиндрические. Они бывают нескольких видов по размеру: самые маленькие – мизинчиковые, самые популярные – пальчиковые, а также средние и большие. Все цилиндрические батарейки имеют напряжение 1.6 вольт.
Существуют плоские батареи с напряжением 4.5 вольта и элементы типа Крона, которые имеют форму параллелепипеда и рабочее напряжение в 9 вольт.
Работоспособность источников питания напрямую зависит от мощности, потребляемой устройством. Например, в электродвигателях и видеокамерах даже небольшое снижение вольтажа нарушит работу. В то время как в приборах с низким потреблением энергии, часах и фонариках, уменьшение напряжения можно долго не заметить.
Батарейки разряжаются неравномерно. Если оборудование работает плохо, не надо выбрасывать сразу все элементы питания. Их надо проверить тестером, выбрать рабочие и использовать.
Как проверить батарейки мультиметром
Существует несколько вариантов измерения заряда накопителя.
Проверка без нагрузки
Самый простой способ определить уровень заряда и отделить полностью неработающие элементы для утилизации – измерить напряжение энергоносителя без нагрузки.
Алгоритм тестирования следующий:
- Штекер черного провода необходимо вставить в отверстие с пометкой СОМ.
- Штекер красного провода красного вставить в отверстие с пометкой VΩmA.
- Выбрать предел измерения до 20В в режиме постоянного напряжения.
- Присоединить щупы прибора к клеммам батарейки. Полярность в данном измерении не важна. Заряд батарейки оценивается по модулю значения остаточного напряжения.
- Снять показания.
Если для цилиндрической батарейки полученное значение больше 1.35В, значит элемент питания полностью исправен. Если меньше 1.2В – батарейку необходимо утилизировать. Значение в промежутке от 1.2В до 1.35В означает возможность использования в устройствах с малым потреблением электроэнергии, например, в пультах дистанционного управления.
Проверка с нагрузкой
После первой отбраковки элементов питания можно применить более точный способ определения работоспособности. Чтобы проверить тестером напряжение необходимо:
- К батарейке параллельно подключить нагрузку. Можно подключить лампочку обычного карманного фонарика, она обеспечит необходимый объем 100 –200 mA.
- Соединить щупы тестера с контактами элемента.
- Значение измеряется через 30-40 секунд.
Если полученное значение будет больше 1.35В – это рабочая батарейка, ее можно использовать в любых устройствах. При значении меньше 1.1В – элемент не пригоден для работы. Напряжение в промежутке от 1.1В до 1.35В говорит о возможности применения в нетребовательных приборах.
Метод ампеража
Самый точный метод – проверка измерением силы тока.
Реализуется следующим образом:
- Черный провод надо присоединить к мультиметру через отверстие с пометкой СОМ.
- Красный провод вставить в отверстие с пометкой 10ADC.
- Выбрать предел измерения до 10А в режиме постоянного тока.
- Кратковременно подключить щупы к клеммам: черный провод к минусу, красный – к плюсу батарейки.
- Проверить ампераж мультиметром.
Нормальное значение силы тока от 4 до 6 ампер. На отрезке от 3 до 3.9 ампер ресурс батарейки немного снижен, ее можно использовать в портативных устройствах. При значениях силы тока от 1.3 до 2.9 ампер элемент пригоден для пультов дистанционного управления.
Внимание! Нельзя проводить измерения более 2 секунд. В процессе измерения уменьшается ресурс элемента, что приводит к его порче!
Как проверить батарейку без прибора
Определить работоспособность пальчиковой батарейки в домашних условиях можно эмпирическим путем. Проверить заряд батарейки без приборов довольно просто. Надо поднять батарею на двадцать сантиметров над уровнем ровной жесткой поверхности в вертикальном положении и отпустить. Можно использовать стол или подоконник. Заряженная батарейка упадет на бок, а разряженная – подпрыгнет от поверхности.
Дело в том, что гель, который находится внутри алкалиновой батареи, гасит кинетическую энергию при падении, и она заваливается на бок. В процессе разрядки гель высыхает, батарейка становится легче и подпрыгивает.
Этот метод не достаточно точен, но вполне может выручить в отсутствии устройства проверки заряда: тестера для проверки батареек, вольтметра или мультиметра.
Зачем проверять батарейки
Есть три причины, по которым еще работающая батарейка может оказаться в утиле:
1. «Померла» лишь одна бракованная батарейка в связке, из-за которой создается впечатление, что «выдохся» весь комплект.
Такое не редкость, особенно когда покупаются дешевые батарейки.
Вставляешь в устройство комплект из четырех, оно какое-то время работает, потом батарейки как будто садятся.
Но при проверке выясняется, что на самом деле «померла» лишь одна из-за заводского брака, а остальные выработали свой ресурс процентов на 15%.
2. Прожорливое устройство не расходует энергию батареек до конца.
Еще есть случаи, когда батарейки используются в весьма прожорливом электронном устройстве, которое может использовать их не до конца. Конкретный пример – игрушка Furby. Она начинает сбоить, когда в батарейках остается еще треть запаса энергии.
Соответственно, эти батарейки можно использовать в каком-то другом месте, которое не столь требовательно к остаточному ресурсу.
Почему так происходит?
По мере уменьшения заряда батарейки у нее уменьшается напряжение. Пальчиковая батарейка с полным зарядом дает напряжение около 1,55 В, а севшей можно считать батарейку, напряжение которой упало до 0,9 В.
Вот так выглядят графики разряда солевых и щелочных (алкалиновых) батареек:
Взято отсюда.
По моим наблюдениям большинство устройств перестанут работать или будут работать неудовлетворительно, когда напряжение опускается до 1,1 В.
3. Слегка окислившиеся контакты создают впечатление севшей батарейки.
Вы достаете как бы севшую батарейку, но при проверке оказывается, что она еще вполне рабочая. Причина, чаще всего, кроется в слегка окислившихся контактах, на которых увеличивается сопротивление, соответственно, начинает падать напряжение и ток.
Как узнать напряжение батарейки
Чтобы проверить напряжение батареи можно также использовать тестер. Он может показать какой имеется заряд в представленном источнике питания и выяснить можно ли его использовать в приборах в дальнейшем. Для этого, следует соединить контакты элемента питания со щупом самого мультиметра, а также необходимо сделать подключение с нагрузкой. Такой процесс должен длиться примерно 40 секунд.
По истечению этого времени буден виден результат, а именно, если на измерительном приборе показывает 1,1 Вольт, то батарейка уже не пригодна, поэтому ее нужно утилизировать.
Как узнать рабочая батарейка или нет
Ниже приведены несколько вариантов от самых безумных до самых практичных.
Как проверить батарейку с индикатором заряда
Относительно понятия батареек с индикатором заряда, то в основном они встречаются в дорогостоящих Duracell. Наличие такого индикатора предоставляет возможность проверить ее пригодность весьма просто. На элементе питания имеется специальная полоска с делениями, имеющие различные цвета.
Эти ячейки (деления) наполнены термической краской, которая в зависимости от температуры нагрева изменяет цвет. К примеру, красная ячейка наиболее чувствительная, а вот зеленное деление не очень, и соответственно требует наличия более высокой температуры.
В результате, когда происходит нагревание, то в зависимости от достигаемой температуры засвечиваются разные участки на этом индикаторе. То есть, такие показатели показывают наличие заряда в батарейке. Чтобы произвести проверку заряда все что потребуется, так это нажать на белые кружочки индикатора Powercheck.
Проверка заряда, напряжения батарейки имеет под собой основания, а именно. Произведенные исследования показывают, что в основном использованные батарейки, отправленные в утиль заряжены еще до 40%. Но поскольку прибор или инструмент не работает, то по незнанию люди выбрасывают такие элементы питания.
А ведь их можно еще использовать в приборах с менее требовательным показателем заряда. Поэтому рекомендуется проверять элементы питания перед тем, как выбросить их. Применяя такую батарейку в менее потребляемой энергию можно сэкономить денежные средства.
Проверка батареек способом измерения силы тока
Еще одним способом того, как проверить батарейку тестером, является измерение силы тока.
Производят подобное измерение следующим образом:
- Красный щуп прибора подключают к разъему для измерения постоянного тока (гнездо с маркировкой «COM»);
- Ручку регулятора прибора устанавливают на максимальное для данного мультиметра значение измеряемого постоянного тока – 5 или 10 А;
- Батарейку зажимают в руке и прикладывают черный щуп к отрицательному полюсу;
- Красным щупом касаются положительного полюса на несколько секунд, запоминая окончательное значение, которое покажет прибор.
Разряженные питания будут иметь результат подобного измерения меньше 1,7 А.
Другие способы проверки автомобиля мультиметром
Причиной выхода АКБ из строя, перепадов напряжения или некорректной работы приборной панели становится неисправность датчиков. Расположение деталей можно узнать, изучив инструкцию по эксплуатации автомобиля.
Датчик скорости
Перед началом измерения датчик осматривают на наличие следов окисления. После этого подключают мультиметр и замеряют напряжение. Датчик можно встряхнуть или покрутить. Если на экране тестера не появляется никакого значения, элемент неисправен.
Датчик детонации
Датчик используется для определения ударной волны, возникающей при сгорании топлива. Величина сопротивления зависит от модели автомобиля. Для измерения напряжения датчик демонтируют, плюсовой щуп мультиметра подключают с сигнальному проводу, минусовой – к массе. Деталь нужно ударить о стену или пол. Только так прибор может зафиксировать напряжение. Нормальным является значение 30-40 мВ.
Датчик кислорода
Это устройство выявляет остаточный кислород в выхлопных газах. Перед проверкой датчик осматривают, выявляя повреждения. Если видимые признаки неисправности отсутствуют, измеряют сопротивление и напряжение. Запустив двигатель, наблюдают за показаниями прибора.
В момент пуска на экране появляется число 0,1-0,2. После прогревания автомобиля напряжение повышается до 0,9 В. Если показатель отличается от нормального, датчик неисправен. Нормой считается сопротивление 10-40 Ом.
Датчик коленвала
Деталь срабатывает в момент, когда двигатель запускается. При ее неисправности автомобиль завестись не может. Если визуальные признаки поломки отсутствуют, используют мультиметр. Устройство переключают в режим измерения сопротивления и подсоединяют к датчику. Норма – 550-750 Ом.
Датчик ABS
В этом случае нужно проверить сопротивление и напряжение. Начинают работу с выбора подходящего режима. Нормальным является сопротивление 1,2-1,8 кОм. Мультиметр подключают к датчику, двигают идущие к детали провода. Если значение на экране тестера увеличивается или уменьшается, сенсор требует ремонта. Замерить напряжение сложнее. Для этого нужно раскрутить колесо машины, отслеживая показания мультиметра. Нормальное напряжение датчика – 2 В.