Пункты инструкции по проведению эксперимента подтверждающего дыхание семян

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян.

Kass Gloom



Ученик

(213),
на голосовании



9 лет назад

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой
2)поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли3)спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка) 4)плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место
на 2–3 дня5)прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней6)добавьте в банку немного воды

Голосование за лучший ответ

Как известно дыхание растений характеризуется потреблением углекислого газа и на выходе наличием кислорода, преимущественно днём, а в тёмное время суток, напротив, кислород растения потребляют, отдавая углекислый газ. Данный эксперимент иллюстрирует этот процесс, а значит последним в ответе должно находится именно это условие. Ничего сложно в этом задании нет, очень легко расставить правильную последовательность.

Первым делом нужно взять горсть семян и замочить их, для проращивания. Потом поместить их в банку и налить воды. Закрыть банку с семенами и оставить на 2-3 дня. Рядом поставить пустую банку. Через 3 дня открыть банку и опустить в нее зажженную лучину. Ответ 52413. Перемещение единицы вокруг 4 не будет считаться ошибкой.

На мой взгляд лучше иллюстрирует дыхание растений опыт с мышами. В банку с растением сажали мышь и точно такую же мышь в банку без растения. Мышь в банке с растением жила дольше, так как дышала кислородом, которое выделяло при своем дыхании растение.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по про­ве­де­нию экс­пе­ри­мен­та, до­ка­зы­ва­ю­ще­го по­треб­ле­ние кис­ло­ро­да се­ме­на­ми при ды­ха­нии. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1)  До­бавь­те не­мно­го воды на дно банки.

2)  Вне­си­те за­жжен­ную свечу в банку.

3)  На­крой­те банку пласт­мас­со­вой крыш­кой.

4)  По­ло­жи­те в стек­лян­ную банку се­ме­на.

5)  Оставь­те банку в таком со­сто­я­нии на 24 часа.

По­яс­не­ние.

Се­ме­на также как и все живые су­ще­ства, дышат, по­гло­щая кис­ло­род и вы­де­ляя уг­ле­кис­лый газ. Дышат се­ме­на и днем, и ночью. В пе­ри­од покоя ды­ха­ние семян очень сла­бое, но при про­рас­та­нии резко уве­ли­чи­ва­ет­ся. Уве­ли­чи­ва­ет­ся по­треб­ность в О2 и воз­рас­та­ет вы­де­ле­ние СО2.

В этом можно убе­дить­ся, про­де­лав не­слож­ный опыт: взять две бу­тыл­ки с про­зрач­ны­ми стек­ла­ми, в них на­сы­пать оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство семян. В одну  — сухих, в дру­гую  — про­рас­та­ю­щих. Обе бу­тыл­ки плот­но за­кро­ем. Через сутки  — двое суток от­кро­ем бу­тыл­ку с су­хи­ми се­ме­на­ми и вне­сем в нее го­ря­щую лу­чи­ну  — она будет про­дол­жать го­реть. Это го­во­рит о том, что в бу­тыл­ке с су­хи­ми се­ме­на­ми со­став воз­ду­ха почти не из­ме­нил­ся, т. к. не про­рас­та­ю­щие се­ме­на дышат очень слабо и запас О2 в бу­тыл­ке со­хра­нил­ся почти пол­но­стью. Затем от­кро­ем бу­тыл­ку с про­рас­та­ю­щи­ми се­ме­на­ми и опу­стим до дна го­ря­щую лу­чин­ку  — лу­чин­ка гас­нет, по­то­му что про­рас­та­ю­щие се­ме­на из­рас­хо­до­ва­ли для ды­ха­ния О2 и вы­де­ли­ли боль­шое ко­ли­че­ство СО2, а СО2 не под­дер­жи­ва­ет го­ре­ния.

Ответ: 41352.

Биология

Задача по теме: «Процессы, явления, последовательность»

Задание 5
Процессы, явления, последовательность

Рохлов В.С. Биология основной государственный экзамен. Москва: Издательство «Национальное образование», 2023. — 432 с. Материалы публикуются в учебных целях

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.

  1. для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой
  2. поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли и добавьте немного воды
  3. спустя 2-3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка)
  4. плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое тёмное место на 2-3 дня
  5. прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5-6 дней

loading

Решение

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.

  1. для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой
  2. поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли и добавьте немного воды
  3. спустя 2-3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка)
  4. плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое тёмное место на 2-3 дня
  5. прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5-6 дней

Решение:

Сначала необходимо прорастить на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5-6 дней (5), после поместить на дно небольшой банки проросшие семена фасоли и добавьте немного воды (2), далее необходимо плотно закрыть банку крышкой и поставить ее в тёплое тёмное место на 2-3 дня (4), после для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой (1), спустя 2-3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка) (3).

Ответ: 52413

На экзамене это задание принесло бы тебе 2/2 баллов.

Удалить курс из корзины?

Этот курс можно приобрести только с помощью менеджера или преподавателя. Уверен, что хочешь удалить его из корзины?

Нужно авторизоваться

Нужно авторизоваться

вконтакте

Введите больше 6 символов


На почту 12345@mail.ru отправлена ссылка для сброса пароля.

Пожалуйста, подтвердите ваш номер телефона

Пополнение
счёта

Курс заблокирован

К сожалению, данный курс заблокирован. Необходимо внести доплату

Вывод
средств

Ваше задание
подтверждено!

успешно

Теперь вы можете приступить
к следующему уроку
курса по математике

Перейти к уроку

Подтверждение
замены

Для смены номера телефона
мы отправили Вам код по СМС,
введите его в поле ниже.

Подтвердить

Ты включаешь автопродление — 25-го числа каждого месяца доступ к купленным курсам будет
автоматически продлеваться. Деньги будут списываться с одной из привязанных к учетной записи
банковских карт. Управлять автопродлением можно из раздела «Финансы»

Для активации регулярного платежа мы спишем небольшую сумму с карты и сразу её вернем

Вы дествительно хотите отменить автопродление?

Благодарим за покупку!

В ближайшее время курс будет доступен в разделе Моё обучение

Материалы будут доступны за сутки до начала урока

Чат будет доступен после выдачи домашнего задания

Укажите вашу электронную почту

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать
его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Для лучшей
работоспособности сайта просим вас отключить AdBlock.

OK

Балгинбаева
А.О.

Учитель
географии и биологии МКОУ

 «Ортолыкская
СОШ имени М.И.Лапшина»

«Формирование
естественнонаучной грамотности на уроках биологии»

Время
перед нами,педагогами, ставит всё более сложные задачи. От нас требуется, чтобы
мы воспитывали детей грамотными, творческими, конкурентоспособными в
современном мире, то есть личностями, обладающими функциональной грамотностью.

«Функциональная
грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение
жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Я, как учитель
биологии стремлюсь сформировать у своих учеников естественнонаучную грамотность
(одну из составляющих развития функциональной грамотности учащихся). А это
предполагает, что мои
учащиеся должны уметь использовать
естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех
проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека,
а также для принятия соответствующих решений.

Развивать
способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с
естественными науками и интересоваться естественнонаучными идеями.

Биологические знания – это компонент общечеловеческой культуры,
основа для формирования научной картины мира. Конечно, не каждый из наших
учеников станет биологом, но каждому придется принимать участие в решении
экологических проблем, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Наша задача – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их
применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие
разрозненные элементы знаний в целостную систему, найти такой подход, который
«зацепит» не только ум, но и душу ученика, поможет понять себя и окружающий
мир, осознать высочайшую ценность жизни.

    Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает
гораздо больше, чем тот, которому все объяснили, поэтому наша задача – не дать
знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать. Для этого надо
разбудить в каждом природную любознательность, сформировать общие учебные
умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную
активность и самостоятельность. Научить анализировать информацию, критически ее
оценивать, систематизировать, обобщать, творчески перерабатывать.

    Постоянное возникновение на уроках ситуаций, требующих
интеллектуального напряжения, когда ученикам приходится искать ответы на
необычные вопросы, решать проблемные задачи, выдвигать гипотезы, доказывать и
опровергать, способствует развитию творческого (дивергентного) мышления, столь
необходимого каждому в повседневной жизни.

    На своих уроках применяю разные технологии обучения:
информационно-коммуникативные, проблемное обучение, проектно-исследовательскую
деятельность, игровые, развивающие технологии, технологию критического
мышления, работу в группах и в парах.

 С1-го урока в 5-м классе мы начинаем активное формирование
естественнонаучной грамотности с позиции универсальных методов научного
познания. Формируем понятийный аппарат.

   Когда дети приходят в среднее звено, некоторые пятиклассники
испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и
четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста,
извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к
сожалению, далеко не всегда.

Первая ступень – понимание каждого слова, каждого словосочетания,
входящего в текст. Несмотря на то, что многие сложные по смыслу фразы в
учебнике поясняются, конкретизируются, разъясняются на знакомых детям примерах,
все-таки остаются отдельные слова и выражения, которые кажутся ученикам
трудными и не совсем понятными. Наличие такого материала способствует развитию
критического мышления и формирует дотошного (в хорошем смысле слова) читателя.

Я предлагаю учащимся найти и подчеркнуть в тексте слова и
выражения, смысл которых им не совсем понятен. Наверняка потребуются
разъяснения и комментарии.Выделив непонятные слова и выражения, мы попробуем их
пояснить другими словами, зрительно представить (показать или нарисовать) или
заглянем в словарь, расширяя свой кругозор.Выражение, требующее разъяснения,
может стать отправной точкой для изучения нового материала.

НАПРИМЕР:  Так в 9
классе на теме: «Место человека в системе органического мира» когда мы
доказываем почему Человека относят к типу Хордовые, классу Млекопитающие,
отряду Приматы, а также ищем различия, которые отличают Человека от других
представителей отряда Приматы. Внимание детей привлёк рисунок, где у гориллы
нет коленных чашечек. Это вылилось в поиск новой информации, и мы выяснили
больше того, что есть в учебнике (например, дети выяснили, что у новорожденных
коленные чашечки ещё не сформированы). 

   В дальнейшем хочу перейти к использованию такого приёма как «Инсёрт»- прием технологии развития критического мышления
через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой
информацией.

Учащиеся читают
текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая
информация для меня;

— — я думал
по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне
непонятно, нужны объяснения, уточнения.

  
Для привлечения внимания и активизации познавательных процессов использую такие
приёмы как «Загадки». Например, для определения темы перед
изучением класса «Паукообразные» 8 класс.

Нашел
укрытие в цветке

И
восемь глаз глядит,

Заметив
муху на листке,

К
ней восемь ног спешит.

Его
собратья сети ткут-

Тончайшая
работа

А
он, как волк: то там, то тут-

На
мух идет охота!

    Или в 9 классе для определения темы: «Кожа»

— Этот орган является показателем здоровья
и состояния внутренних органов.

– Этот орган
в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.

 – Это самый
тяжёлый орган человеческого тела.

– Этот орган
не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха –
бледнеет.

На
этой теме использую такой приём как «Верю-не верю»

1.     … кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».

2.   … в коже человека выделяют три слоя.

3.   … кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

4.   … кожа – сложный орган со многими функциями.

5.   … этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

6.   … кожа тесно связана с нервной системой.

7.   … в коже происходит образование витамина Д.

8.   … 2% кислорода в организм поступает через кожу.

 «Четвертый
лишний».
Всем известный прием педагогической техники. Исключить лишнее
понятие. Обосновать выбор лишнего понятия, указать признак классификации
оставшихся 3-х понятий.

Смородина
– груша- баклажан – малина (лишнее баклажан, т.к. это Семейство Паслёновые) и
т.д.

Приём
«Найди ошибку»:

«Сказать хочу вам
по секрету, что лучше времени и нету,

Когда растёт всё
и цветёт, и сердце радостно поёт.

Увеличение
размеров нам говорит лишь о развитье,

И это главное,
поймите.

Начало жизни – от
плода, легко запомнить можно, да?

А для чего же
яйцеклетки в толк взять я не могу уж, детки.

Быть может для
распространенья, забавы или развлеченья?

Запуталась
совсем, простите и разобраться помогите –

Вот жёлудь по
небу летает, взбешённый огурец стреляет,

Костянку скушал
муравей – ошибки ищем поскорей!

Проанализировать
схему в учебнике или ответить на вопросы по предложенному тексту
(стихотворению).

Использую
на уроках кластер, как один из приёмов критического мышления.

 На
развитие мышления и логики
я применяю решение биологических задач
(исследовательских, проблемных).

Пример
«Решение биологических задач»:

«Поставь
диагноз»

В
клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного мозга опухоль.
Человек хочет стоять, но не может сохранить равновесие. Поражение какого отдела
головного мозга привело к такому результату? (граница среднего мозга и
мозжечка)

8
класс тема «Паукообразные»

Исследовательская
задача: 

Долгое время энтомологам казались загадочными действия некоторых
видов пауков. Вроде бы, чем незаметнее соткана паутина, тем лучше для ее
хозяина — чаще будут попадаться насекомые. Но есть странные утолщения на
некоторых паутинах, явно демаскирующие их. Утолщенные места паутины имеют
различную форму: то в виде кругов, то в виде крестов или линий. Зачем же пауку
понадобилось это художество? 

Противоречие:Паутина должна быть незаметной для насекомых, а она
заметная. Для кого же паук делает паутину заметной и зачем? 

Ответ: По мнению ученых, пауки таким образом дают возможность
птицам вовремя заметить паутину и облететь ее, не повредив. Разумеется,
уплотнения в паутине замечают и некоторые насекомые и тоже стараются облететь.
Но для паука лучше потерять несколько насекомых, чем сооруженную не без труда
паутину.

8 класс,
тема: «Поведение и психика».

Известный литературный герой Маугли вырос среди
зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами
диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми
человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли
с позиций современной науки.

 8 класс, тема: «Значение
пищи и её состав».

В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство,
то есть употребление в пищу только растительных продуктов.

Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему?

Проблемные задачи:

1)    7 класс, тема: «Лишайники»

Долгое время ученые
принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г.
русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые
клетки из лишайника ксанории и установить, что они не только могут жить вне
тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые
клетки лишайника — самостоятельные растения, водоросли.

Формулируется
проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно
было отнести?

2)          
Можно ли утверждать, что чем больше мозг,
тем умнее человек?

3)          
«Наследование групп крови» (Биология 10
класс, тема урока «Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование»)

    Перед судебно
– медицинской экспертизой поставлена задача: выяснить, является ли мальчик,
имеющийся в семье супругов родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и
ребенка показало: жена – IV группа крови, муж – I группа
крови, ребенок – I первая группа крови.

— Какое
заключение должен дать эксперт и на чем оно будет основано?

— Можно ли узнать
вашу группу крови, не сдавая анализа крови?

— Можно ли
предположить, какие группы крови будут у ваших детей? Рассмотрите все варианты.

    
Конечно, одним из главных элементов уроков биологии является практическая
или лабораторная работа,
 которая
требует от обучающихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти
знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует
познавательную деятельность обучающихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью
ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются
легче и охотнее. Обучение школьников биологии включает обязательное выполнение лабораторных
и практических работ. Использование лабораторных работ в учебном процессе
делает его более интенсивным, повышает качество обучения, усиливает
практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной
активности обучающихся.  

Все эти приёмы
можно использовать, применяя ещё одну очень эффективную игровую технологию:
квест.

Квест(англ.quest)
-интерактивная история. Важнейшими элементами квеста являются собственно
повествование и исследование мира, а ключевую роль в процессе играет решение
головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Образовательный квест — педагогическая
технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой
игры, для выполнения которых требуются какие — либо ресурсы. Они могут
охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и
межпредметными.

Квест
— это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию
умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных
вариантов через реализацию определенного сюжета.

   
В ходе урока-квеста у детей происходит развитие по всем образовательным
областям и реализуются разные виды деятельности: игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная и т. д.

Квест — технология, которая имеет четко
поставленную дидактическую задачу и игровой замысел, реализуется с целью
повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога-наставника в квест-игре
организационная, т.е. учитель определяет образовательные цели квеста,
составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный
результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Структура
квест-технологии сводится к следующему: введение, задания, порядок выполнения,
оценка.

На
этапе введения в квест важно вступительное слово учителя с целью переключения
внимания детей на предстоящую деятельность, повышения интереса, создания
соответствующего эмоционального настроя. Так же на этом этапе происходит:

— деление детей на группы;

— обсуждение правил квеста;

— раздача карт или путеводителей, на
которых представлен порядок прохождения заданий (этапов).

На этапе выполнения заданий могут
быть использованы различные методы обучения и формы работы: работа в парах, в
группах, проектирование, работа с дополнительными источниками информации
(справочными материалами, интернет-ресурсами), наглядные(показ презентаций и
видеофрагментов, муляжи, работа с микроскопами), словесные (беседа, лекция,
рассказ), практические (лабораторные работы).В результате прохождения этапов
ребята могут получить ответ на проблемный вопрос,либо они могут сформулировать
тему следующего урока.

Естественно,
выбор методов обучения и форм работы в преподавании биологии зависит от темы
предстоящего урока и от возрастных особенностей обучающихся.

Возвращаясь к 5-му классу, хочется привести ещё один пример.

С учащимся 5 класса при рассмотрении темы «Методы изучения
природы» мы формируем регулятивные метапредметные действия: рассматриваем план,
который может помочь нам при использовании методов эксперимента и наблюдения.
Что учит ребят анализировать информацию, ставить перед собой цель, поэтапно
выполнять действия, делать выводы. И ребята довольно хорошо справляются с этим
заданием. Приводят примеры опытов и наблюдений, используя план.

Такие умения помогают в
дальнейшем при решении заданий на ВПР и ОГЭ расположить в правильном порядке
пункты инструкции выполнения лабораторного исследования.

1)Пример: Установите
последовательность действий в эксперименте по доказательству образования
крахмала в листьях на свету. В ответе запишите соответствующую
последовательность цифр
.

1)на обе стороны листа наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы
они плотно облегали лист

2)опустите лист в раствор йода

3)прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин.

4)прокипятите лист в спирте (40–70%)

5)расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки

Биология 6 класс Опыт «Условия
прорастания семян»

 2)Расположите
в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента,
подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую
последовательность цифр.

1)для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой
крышкой

2)поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли

3)спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в
каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка)

4)плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное
место 
на 2–3 дня

5)прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6
дней

6)добавьте в банку немного воды

3)Рассмотрите
фотографию листа берёзы. Выберите характеристики, соответствующие его строению,
по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по
соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При
выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

ВПР−2021, биология–6: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия  Гущина.

   
Подобные задания позволяют диагностировать уровень сформированности следующих
умений: использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях, выявлять
вопросы, на которые может ответить естествознание, делать выводы на основе
полученных данных, позволяют учащимся лучше подготовиться к результативной сдаче
ЕГЭ и ОГЭ.

    Подводя
итог выше сказанному хочется отметить, что какие бы технологии и методы мы не
применяли в своей работе, главное, чтобы наши дети не просто получили бы знания
об окружающем их мире, но и смогли ориентироваться в нём, анализировать свои
действия, найти своё предназначение, тогда и профессия «учитель» вернёт
уважение и почёт.

Тренинг ОГЭ Раздел «Биология как наука. Методы биологии»

Составитель: Самарцева В.Н., учитель биологии МБОУ «СОШ №9» Свердловская область, Артемовский район, п.Буланаш

1.В инструкции к лабораторной работе перепутан порядок действий. Восстановите последовательность хода работы и запишите правильный порядок пунктов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Как работать с микроскопом
Цель: изучить приёмы работы с микроскопом.
Оборудование: а) микроскоп, б) салфетки, в) готовый микропрепарат, г) тетрадь, д) учебник.
Ход работы
1) Открыть диафрагму.
2) Определить увеличение окуляра и объектива микроскопа.
3) Установить микроскоп в удобное положение перед собой на расстояние ширины ладони от края парты.
4) Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от линзы до предметного столика было не более 1 см.
5) Чистой салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в специальный футляр.
6) Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.
7) Медленно поворачивая макровинт, добиться резкого изображения объекта
Глядя в окуляр, поворачивать зеркало, чтобы добиться равномерного максимального освещения поля зрения.

2.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло
2) рассмотрите препарат с помощью лупы
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом
5) пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло

3.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека
6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола

4.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды
2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды
5) рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив – ×20, окуляр – ×15)

5.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба
2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет
3) положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик
4) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
5) зажмите препарат лапками-держателями
6) максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте

6.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4) через сутки обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу
6) поставьте тарелку в тёплое место

7.Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

8.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.1) закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.
2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп
3) в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое) давление
4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её
5) в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению
6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе

9.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой
2) поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли
3) спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка)
4) плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место
на 2–3 дня
5) прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней
6) добавьте в банку немного воды

10.Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю
2) опустите лист хлорофитума в раствор йода
3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.
4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки
5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

11.Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на обе стороны листа наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали лист
2) опустите лист в раствор йода
3) прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин.
4) прокипятите лист в спирте (40–70%)
5) расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки

12.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой
2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло
4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода
5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз
(объектив – ×8, окуляр – ×7)
6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

13.Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

Изменение скорости размножения бактерий за определённое время
hello_html_27bc2c59.jpg
1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?
2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?
3) Чем можно объяснить полученные результаты?

14.Прочитайте текст и выполните задание «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.

Задание

Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.
1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?
2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?

Задание

Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.
1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?
2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?
3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?

15.Прочитайте текст и выполните задание МЕХАНИЗМ ИММУНИТЕТА
Иммунология — это наука о механизмах защитных реакций организма. У её истоков стояли Л. Пастер, И.И. Мечников, П. Эрлих. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И. Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ — антител.

В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический. Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови чужеродные элементы — бактериальные клетки, белковые молекулы и другие мельчайшие частицы.

Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях участвуют Т и В- лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма, то есть участвуют в выработке специальных белков — антител. Именно они создают специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны нейтрализовать определенные антигены, растворяя или склеивая их. Специфический иммунитет бывает врождённый и приобретённый. При приобрётенном иммунитете антитела образуются в течение жизни, а при врождённом иммунитете они имеются в крови от рождения.

Задание Пользуясь текстом «Механизм иммунитета» и собственными знаниями, перечислите три важнейших научных и практических проблемы, которые помогла решить теория иммунитета.

16.Прочитайте текст и выполните задание
ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?
Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности.
И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.

Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного
из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».

Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

Задание
Используя содержание текста «Что такое система?», ответьте на вопросы и выполните задание.

1) Что является главным условием возникновения системы?

2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?

3) На примере строения цветка докажите, что это система.

17.Прочитайте текст и выполните задание

РАЗВИТИЕ ИММУНОЛОГИИ

История иммунологии – науки об иммунитете – началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже подвержены похожей болезни.

Сельский врач заметил, что доярки, как правило, не болели тяжёлым инфекционным заболеванием – натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже, заполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа – легкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки с жидкостью. Они лопались во время дойки, так как доярки интенсивно массировали вымя. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в лёгкой форме. Э. Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.

Открытие Дженнера основывалось не на знании причин возникновения оспы, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено, что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы, которых исследователи научились выделять. В 1879 г. Л. Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а, наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л. Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Ученый получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.

Задание

Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой научный метод применял в своих исследованиях Л. Пастер?
2) Что являлось объектом изучения в работах Э. Дженнера?
3) Что служило основой для получения вакцины Л. Пастером?

Задание

Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой научный метод применял в своем исследовании Э. Дженнер?
2) Что являлось объектом изучения в работах Л. Пастера?
3) Что служило основой для получения вакцины Э. Дженнером?

Ключ ответов Тренинг ОГЭ Раздел «Биология как наука. Методы биологии» (2018 год)

1.32184675

2. 35142

3. 643251

4. 31425

5. 623514

6. 531264

7. 326514

8. 421653

9. 562413

10. 14352

11. 15342

12. 136425

13.1)в первую колбу было помещено 9, а во вторую – 10 бактерий

2)скорость размножения сначала в обеих пробирках была одинакова, а затем замедлилась в первой пробирке

3)это может объясняться тем, что питательная среда в первой пробирке была менее пригодной для размножения и истощилась быстрее.

14.1)продолжительность эксперимента в 19 веке – около 1-8 суток

2)версия гибели ребенка от недостатка воздуха при кожном дыхании несостоятельна, так как мальчик погиб сразу же. Кроме того, кожное дыхание не играет главной жизненной роли при газообмене

1)в помещении с благоприятной температурой воздуха

2)последствий для организма не наступило

3)причина смерти в переохлаждении. В замке было холодно на бетонных плитах, а золотая краска из-за хорошей теплопроводности дополнительно способствовала потере тепла организма

15) 1)причины возникновения инф. Заболевания

2)меры борьбы с инф. Заболеваниями

3)создание вакцины и сыворотки для промышленного производства

16)1)главное условие существования системы – взаимодействие элементов (частей)

2)рука – система, мышцы – составляющий элемент системы «рука»

3)цветок- система, состоящая из элементов, лепестки (венчик), тычинки, пестик, чашечка. Каждый элемент выполняет свою функцию, например, в тычинках формируются спермии, участвующие в оплодотворении

17)1)Пастер применил для исследования метод эксперимента

2)объектом изучения Э.Дженнера были оспа (заболевание оспой)

3)ослабленные возбудители сибирской язвы

1)Э.Дженнер применил для исследования метод наблюдения

2)объектом изучения Пастера были микроорганизмы, в частности, бактерии, вызывающие куриную холеру, разработка прививок

3)жидкость, которая вытекала из пузырьков вымени больных оспой коров

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пункт в должностной инструкции о материальной ответственности
  • Пункт 69 инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе мвд
  • Пункт в должностной инструкции о выполнении поручений руководителя
  • Пункт в должностной инструкции о взаимозаменяемости
  • Пумпан инструкция по применению цена отзывы кардиологов