Радиотехника 301 инструкция по эксплуатации

                    301
РУКОВОДСТВО по

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ При покупке электрофона требуйте проверки его работоспособности и 'качества звучания. Убедитесь в том, что в гарантийном и отрывных талонах имеются оттиск штампа магазина, разборчивая подпись или оттиск штампа продавца и дата продажи. Отрывные талоны на техническое обслуживание и гарантийные талоны отрезаются работниками обслуживающей организации только после того, как работа фактически выполнена. При этом за каждую работу отрезается только одни талон, соответствующий виду работы (техническое обслуживание или гарантийный ремонт). Помните, что при утере гарантийного талона Вы лишаетесь права на га- рантийный ремонт. Проверьте сохранность пломб на электрофоне под диском ЭПУ и на зад- ней, панели АС и его комплектность. После хранения электрофона в холодном помещении или после перевозки в зиминх условиях надо дать ему прогреться до комнатной температуры не менее 12 часов. Прежде, чем включить электрофон (ЭФ), внимательно ознакомьтесь с на- стоящим руководством по эксплуатации, со всеми элементами упраалеиня, гнездами для внешних соединений и надписями. Питание ЭФ осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц. Не рекомендуется самостоятельно вскрывать и ремонтировать ЭФ. Помните, что ЭФ нуждается в бережном обращении. 2. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ Электрофонное устройство «Радиотехника-301М-стерео» —у. Акустические системы (АС) «Радиотехника S _ чу О .. Шнур подключении AC Винты для подсоединения шнура к АС ( от к ? Скобы для крепления AC I Шурупы для крепления скоб \ ЮЗ J Шнур для подключения к сети Запасные предохранители 0,5 А или 1,0 А 3 А Защитная прозрачная крышка Головка звукоснимателя ГЗМ.-205Д Центр-щетка для проигрывания грампластинок с увеличенным центровым отверстием и снятия с грампластинок пыли Запасной фрикционный ролик Руководство по эксплуатации ЭФ с гарантийным и отрывными талонами Упаковочная тара 1 шт. 2 шт. 2 шт. 4 шт. 2 шт. 4 шт. 1 шт. 2 шт. 2 шт. 1 шт. 1 шт 1 шт. 1 шт. 1 экз. 2 компл. 3. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Номинальные частоты вращеинч грампластинок, об/мин. Диапазон воспроизводимых частот по звуковому давлению со входа УЗЧ при неравномерности 14 дБ, Гц, не уже Номинальная выходная электрическая мощность, Вт 33,33; 45,11 80—12 500 6 3
Отношение сигнал/фон, дБ, не менее Максимальная выходная мощность прн коэффициенте гар- моник 10%, Вт, ие менее Пределы регулирования тембра, дБ, не менее на нижней частоте 100 Гц на верхней частоте 10 000 Гц Минимальная ЭДС со входа для подключения магнитофона на воспроизведение на частоте 1000 Гц, В, не более Минимальная ЭДС со входа для подключения сети провод- ного вещания на частоте 1000 Гц, В Коэффициент гармоник по электрическому напряжению в диапазоне частот 63—14 000 Гц при номинальной мощно- сти, %, ие более Номинальное электрическое сопротивление АС, Ом Мощность, протребляемая ЭФ при работе двигателя и но- минальной выходной мощности, Вт, не более Прижимная сила головки звукоснимателя, мН Отношение сигпал/рокот ЭПУ, дБ, ие меиее Коэффициент детонации, %, ие более Напряжение питания от сети переменного тока частотой 50 Гц, В Масса ЭФ н АС, кг, не более: — без упаковки — с упаковкой Габаритные размеры электрофонного устройства, мм, не более Габаритные размеры выносной АС, мм, ие более Суммарная масса драгоценных материалов в ЭФ: золото — 0,057796 г серебро — 1,7565447 г 42 10 ±8 ±10 0,2 30—20 1.5 4 50 15±3 50 0,25 220±10% 21 23 431X337X165 365X215X201 4. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ Перед включением ЭФ необходимо изучить настоящий раздел, так как в ЭФ имеются опасные для жизни напряжения 127/220 В Необходимо заземлить ЭФ для обеспечения безопасности. При подготовке ЭФ к работе нужно соблюдать последовательность опе- раций, указанных в разделе 6 данного руководства, а именно: включение ЭФ осуществлять после его установки, заземления, подключения АС. Не оставляйте без необходимости включенный ЭФ на длительное время. При длительных перерывах в работе рекомендуется вилку шнура питания вынуть из розетки электросети. Перед заменой предохранителей в ЭФ не забудьте вынуть вилку питания из розетки электросети. Не применяйте самодельных предохранителей — это может привести к повреждению ЭФ. Ремонт ЭФ должны производить квати- фнцированные специалисты. 4
5. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭЛЕКТРОФОНА Электрофон третьей группы сложности «Радиотехника-301М-стерео» соот- ветствует требованиям ГОСТ 11157-80 и технических условий 3.832.057 ТУ и предназначен для электроакустического воспроизведения монофонических и стереофонических аналоговых фонограмм с грампластинок, изготовленных по ГОСТ 5289-80 при номинальных частотах вращения 33,33; 45,11 об/мин. В ЭФ вмонтировано электропроигрывающее устройство (ЭПУ) 2-ЭПУ-65СМ. ЭПУ комплектуется стереофонической магнитной головкой зву- коснимателя ГЗМ-205Д с алмазной иглой. Ресурс алмазной иглы — не менее 500 часов. В ЭФ имеется возможность записи на магнитофон, воспроизведения с магнитофона, прослушивания программ сети проводного вещания. Расположение и назначение органов управления ЭФ и ЭПУ показано иа рис. 5.1. и 5.2. Принципиальная электрическая схема ЭФ н электромонтажные чертежи печатных плат приведены в приложениях ВНИМАНИЕ! Так как завод непрерывно проводит усовершенствование конструкции н схемы изделия, в Вашем ЭФ возможны непринципиальные от- личия от приложенной схемы. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ (внд сверху) Рис. 5.1. 1. Звукосниматель. 2. Ручка регулятора тембра высоких частот « 2 » 3. Ручка мнкролифта. 4. Ручка регулятора тембра низких частот « Q: » 5. Ручка регулятора громкости левого канала « », 6. Ручка регулятора громкости правого канала « ». 7. Ручка включения-выключения ЭПУ. 8. Индикатор включения электрофона. 9. Кнопка включения электросети 5
« ©» 10 Кнопка выбора рода работ ». 11. Кнопка включения режима МОНО/СТЕРЕО « » (моно °- «V», стерео Л. * CD ») 12. CD Стойка звукоснимателя. 13. Диск с резиновой прокладкой. 14. Диск со стро- боскопическими метками. 15. Винт регулировки фрикционного ролика ио вы- соте. 16. Маслопровод электродвигателя. 17. Ручка точной подстройки час- тоты вращении диска. 18. Переключатель частоты вращения диска. 19. Винт. 20. Петля. 21. Винт регулировки автостопа (при наличии устройства под- стройки автостопа). РАСПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ (вид сзвди) Рис. |5.2. 1. Розетка подключения магнитофона. 2. Розетка подключения сети провод- ного вешания. 3. Розетка подключения акустической системы правого канала. 4. Розетка подключения акустической системы левого канала. 5. Клемма за- земления. 6. Держатель предохранителя и вилка сетевого разъема. 6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И ПОРЯДОК РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОФОНОМ 6.1. Установка изделия, размещение АС. После распаковки ЭФ снимите диск и прочистите внутреннюю поверх- ность от пыли. Удалите с осн диска кольцо-дистаицер (поз. 1 рис. 6.1). Снимите со стержня противовеса ограничительную резиновую шайбу (поз. 8 рис. 6.6). О Рис. 6.1. Установите АС так, как показано на рис. 6.2. Разместить АС Л (левую) и П (правую) желательно так, чтобы база Б находилась у более короткой стены комнаты и не превышала 3—4 м. АС должны располагаться по возможности симметрично осн симметрии КМ и быть повернуты так, чтобы между фронтальными осями ЛМ и ПМ АС обра- зовался угол примерно 40'. В зоне 1 при прослушивании воспринимается наи- лучший стереофонический эффект, а в зонах 2 — хороший. Во избежание возникновения акустической обратной связи не рекоменду- ется располагать электрофонное устройство на одной поверхности с АС, а также в непосредственной близости от АС (см. рисунок 6.2а). 6
Рис. 6.2. Рис. 6.2.а. Нарушение этого требования может вызвать искажение звука при про- игрывании грампластинок. 6.2. Подготовка ЭФ к включению и выключению: 1) дли подключения АС к источнику сигнала подсоедините шнур (име- ется в комплекте) к гайкам, размещенным на заглушке в нижней части зад- ней стенки АС, немаркированный конец шнура присоедините к зажиму «+». При подключении шнура к АС необходимо: вставить очищенные концы шнура в отверстия гаек и зажать винтами; 2) подключите шнуры с вилками АС в розетки (поз. 3, 4 рис. 5.2), при- чем АС, расположенную слева, подключите в гнездо « » (поз. 4 рис. 5.2), расположенную справа — в гнездо « * (П03- 3 Рис. 5.2); 3) один конец шиура питания подсоедините к вилке сетевого разъема (поз. 6 рис. 5.2), а второй — к розетке сети; 4) ручки регулиторов громкости (поз. 5 и 6 рис. 5.1) установите в на- чальное положение (на себя). ЭФ включите нажатием на кнопку « (7) » (поз. 9 рис. 5.1). При включении должен светиться индикатор включения « (D » (поз. 8 рис. 5.1); 5) выключение ЭФ производите повторным нажатием на кнопку « ф » (поз. 9 рис. 5.1). 6.3. Воспроизведение фонограмм с грампластинок. Кнопку выбора рода работ «СЮ © » (поз. 10 рис. 5.1) установите положение « » П • С1 7
Переключатель частоты вращения диска (поз. 18 рис. 5.1) установите в положение, соответствующее частоте вращения, указанной на выбранной Вами грампластинке. Осторожно вставьте головку в звукосниматель (рнс. 6.3). Рис. 6.3. Рнс. 6.4. Рис. 6.5. Проверьте балансировку тонарма: 1) осторожно поверните предохранитель иглодержателя вверх; 2) опустите ручной микролифт, передвинув ручку (поз. 3 рнс. 5.1) на себя, включите ЭПУ, передвинув ручку «ПУСК-СТОП» (поз. 7 рнс. 5.1) от себя до упора, как показано на рнс. 6.4, осторожно выведите звукосниматель (поз. 1 рис. 5.1) из стойки (поз. 12 рис. 5.1); 3) в случае разбаланса, вращая противовес (поз. 1 рнс. 6.6), добейтесь полного равновесия звукоснимателя; 4) вращая кольцо с метками (поз. 2 рис. 6.6) на переднем конце отно- сительно противовеса, установите цифру «О» на кольце против метки на тонарме, придерживая противовес; 5) поставьте звукосниматель обратно на стойку. Установите прижимную силу звукоснимателя равной 15 мН (1,5 гс). Для этого навинтите иа 1/2 оборота противовес (поз. 1 рис. 6.6) на тонарм до совпадения метки «1,5» противовеса с меткой на тонарме (поз. 6 рис. 6.6). Произведите точную подстройку частоты вращения грампластинок. Вра- щением ручки (поз. 17 рис. 5.1) найдите положение, при котором метки иа стробоскопическом декоративном кольце (поз. 14 рис. 5.1) ие перемещаются влево или вправо. Внутренний ряд соответствует 45 об/мин., наружный ряд — 33 об/мни. Установите грампластинку на диск. При проигрывании грампластинок с отверстием диаметром 38,2 мм установите на выступающий конец оси диска центр-щетку. Поднимите звукосниматель над грампластинкой, передвинув ручку (поз. 3 рис. 5.1) от себя до упора. Переместите звукосниматель над грампластинкой и установите иглу го- ловки над вводной канавкой выбранной записи. Опустите ручной мнкролифт, медленно передвинув ручку (поз. 3 рис. 5.1) на себя до упора. Выключение ЭФ по окончаини воспроизведения с грампластинки происходит с автомати- ческим возвратом звукоснимателя иа стойку. Фиксатор стойки (поз. 1 рнс. 6.4) при этом должен быть откинут до упора вправо. Поворотом шлица винта (поз. 2, 1 рнс. 5.1) (при наличии в ЭФ) в преде- лах двух соседних меток можно произвести дополнительную регулировку автостопа. В случае раннего срабатывания автостопа винт необходимо вра- щать против часовой стрелки, а при позднем срабатывании (несрабатыва- нии) — ио часовой стрелке. 8
После каждого поворота винта, при включенном ЭПУ, предварительно звукосниматель необходимо отвести до центра диска и затем установить на стойку. После этого проверьте срабатывание автостопа. ЭПУ можно выключить в любом месте записи грампластинки, передвинув ручку «ПУСК-СТОП» па себя, как показано на рис. 6.5. Звукосниматель можно под- нять с грампластинки без выклю- чения ЭЙУ ручным микролнфтом, передвинув ручку (поз. 3 рис. 5.1) от себя вверх. Регулировку звукосниматели по высоте иад грампластинкой и для входа на стойку можно про- извести вращением гайки микро- лифта (поз. 7 рис. 6.6) с помо- щью пинцета. Регулировку высоты ручного микролифта можно произвести поворотом виита (поз. 3 рнс. 6.6) Рнс. 6.6. с помощью отвертки. 1. Противовес. 2. Кольцо противовеса с метками. 3. Винт регулировки ручного микролифта. 4. Стойка тонарма. 5. Тонарм. 6. Метка на тонарме. 7. Гайка для регулировки звукоснимателя по высоте над грампластинкой. 8. Ограничительная резиновая шайба. При воспроизведении стереофонических фонограмм кнопку « » (поз. 11 рис. 5.1) переведите в положение « Q) * Л Регулировку сте- реобаланса производите регуляторами громкости (поз. 5, 6 рис. 5.1). Регулировка тембра по высоким и низким частотам производится с помо- щью соответствующих регуляторов тембра (поз. 2, 4 рнс. 5.1). При воспроизведении монозаписей кнопку включения режима « V » (поз. 11 рис. 5.1) установите в положение «V» .о. . ВНИМАНИЕ! После транспортировки и длительного перерыва в работе автостоп ЭПУ может вначале иметь одно-три несрабатывании. Для устране- ния несрабатывания автостопа, поднив ручку мнкролнфта, включите ЭПУ, как показано на рис. 6.4 и переместите звукосниматель рукой к центру до срабатывания автостопа. После возврата звукосниматели на стойку повторите операцию 2—3 раза. Соблюдайте последовательность операций при воспроизведении грамза- писи. Перемещения звукоснимателя до включения ЭПУ могут привести к не- четкой работе механизма возврата звукоснимателя. Необходимо соблюдать осторожность в обращении со звукоснимателем, чтобы не привести к порче грампластинки н преждевременному износу нглы Не пользуйтесь грампластинками, имеющими трещины и выбоины, во избежание поломки иглы! Не допускайте переключение частоты вращении диска при включенном ЭПУ, так как это может привести к порче фрикцноиного ролика приводного механизма! Не останавливайте диск рукой! Не ставьте грампластинку иа вращающийся диск! Не пользуйтесь сильно изношенными иглами! 9
Действителен по заполнении РИЖСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД ПО <РАДИОТЕХНИКА> Цена (с акустическими системами) 154.00 руб. Прейскурант № 084. 1979 — 417 поз. А-1-2305. ГАРАНТИЙНЫЙ ТАЛОН Заполняет предприятне-нзготбвитель ЭЛЕКТРОФОН «РАДИОТЕХНИКА-301 М-СТЕРЕО» ----------1 1 - Дата выпуска ____________________________ИЮН 'ISy^aTK... Представитель ОТК завода-изготовителя V. (штамп ОГК) ' Адрес для предъявления претензий (ю качеству 226012. г. Рига ул. Кр Барона,.Ufa, РЭМЗ, ПО «Радиотехника» Поставлен на гарантийное обслуживание (наименование ремонтного предприятия. число, месяц, гоц) Гараитнйный номер___________________________________________________ 12
Действителен по заполнении nuptmur. vipnonviv id.iuna nd i dpn n i n nn n и pcmuni 1\ирсшил uipoitsHui'j la.iuna на idpaHiHHHWH ремонт в течение второго года гарантии в течение первого года гарантии при наличии Знака качества о> п V Рижский электромеханический завод ПО < Радиотехника» ОТРЫВНОЙ ТАЛОН НА ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ГАРАНТИИ Заполняет предприятие-изготовитель ЭЛЕКТРОФОН «РАДИОТЕХНИКА-301М-СТЕРЕО» „ ОЯМЧГЪ ИЮН 1988 Представитель ОТК завода___________ Дата выпуска Адрес для возврата талона на предприятие-изготовитель: 226012, г. Рига, ул. Кр: Барона, 130, РЭМЗ, ПО «Радиотех- Рижский электромеханический завод ПО <Радиотехника» ОТРЫВНОЙ ТАЛОН НА ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ В ТЕЧЕНИЕ ВТОРОГО ГОДА ГАРАНТИИ у^,/ Заполняет предприятие-изготовитель ЭЛЕКТРОФОН «РАДИОТЕХНИКА 301М-СТЕРЕО» Jtl J d t r I'sJl Дата выпуска -_________________________________________ Представитель ОТК завода_______________________________ Адрес для возврата талона иа предприятие-изготовитель: 226012, г. Рига, ул. Кр. Барона, 130, РЭМЗ, ПО «Радиотех- 13
Действителен по заполнении Заполняет ремонтное предприятие Гарантийной иомер изделия ____________________________ Содержание ремонта. Наименование и номер по схеме заме- ненной детали или узла. Место и характер дефектов: Дата ремонта______________________________________________ (число, месяц, год) Подпись лица, производившего ремонт Подпись владельца изделия, подтверждающего ремонт Штамп ремонтного предприятия с указанием города Лнння отреза Действителен по заполнении Заполняет ремонтное предприятие Гарантийный номер изделия____________ Содержание ремонта. Наименование и номер по схеме заме- ненной детали или узла. Место и характер дефектов; Дата ремонта_______________________________ (чнгло. месяц, год) Подпись лица, производившего ремонт______________________ Подпись владельца изделия, подтверждающего ремонт Линия отреза Линия отреза Штамп ремонтного предприятия с указанием города 14
ПАСПОРТ Сдано в набор 11.06.87. Подписано в печать 29.01.88. Формат 60X84/16. Бумага офсет- ная. Литературная гарнитура. Высокая печать. 0.69 усл. печ. л. Тираж €0.000 экз. Заказ № 3847. Бесплатно. РЭМЗ. 226012. г. Рига. ул. Кр. Барона 130. Отпечатано в Валмиерской типографии «Лиесма» Государственного комитета Латвий- ской ССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 228600, г. Валмиера, ул- А. У пита. 7.
«ЭЛЕКТРОФОН

Электрофон
«Радиотехника-301-стерео» с 1984 года выпускал Рижский ЭМЗ. ЭФ предназначен
для воспроизведения стереофонических записей с грампластинок. В нём установлено
III-ЭПУ-62СП. Имеются регуляторы тембра ВЧ, НЧ, громкости, баланса. Диапазон
рабочих частот 80…12500 Гц. Номинальная выходная мощность 2х6 Вт. Потребляемая
мощность 50 Вт. Габариты ЭФ 430х355х160 мм. Габариты АС 215х365х185 мм.
Вес 21 и 8 кг. С 1986 года завод выпускал электрофон »Радиотехника-301М-стерео»
по оформлению, конструкции и схеме, кроме нового двухскоростного 2-ЭПУ-65СМ
и расширенных воспроизводимых частот до 63…14000 Гц, аналогичный описанному.

Инструкция
по эксплуатации ЭФ «Радиотехника-301-стерео».      

Инструкция по эксплуатации ЭФ «Радиотехника-301М-стерео».      

Инструкция по ремонту ЭФ.      
Описание ЭФ «Радиотехника-301-стерео» в справочнике
Алексеева.     Фото Раймонда Раймондовича Аустерса,
Рига.
Видео 1.

Видео 2.

Электрофон
«Радиотехника-301-стерео» с 1984 года выпускал Рижский ЭМЗ. ЭФ предназначен
для воспроизведения стереофонических записей с грампластинок. В нём установлено
III-ЭПУ-62СП. Имеются регуляторы тембра ВЧ, НЧ, громкости, баланса. Диапазон
рабочих частот 80…12500 Гц. Номинальная выходная мощность 2х6 Вт. Потребляемая
мощность 50 Вт. Габариты ЭФ 430х355х160 мм. Габариты АС 215х365х185 мм.
Вес 21 и 8 кг. С 1986 года завод выпускал электрофон »Радиотехника-301М-стерео»
по оформлению, конструкции и схеме, кроме нового двухскоростного 2-ЭПУ-65СМ
и расширенных воспроизводимых частот до 63…14000 Гц, аналогичный описанному.

Инструкция
по эксплуатации ЭФ «Радиотехника-301-стерео».      

Инструкция по эксплуатации ЭФ «Радиотехника-301М-стерео».      

Инструкция по ремонту ЭФ.      
Описание ЭФ «Радиотехника-301-стерео» в справочнике
Алексеева.     Фото Раймонда Раймондовича Аустерса,
Рига.
Видео 1.

Видео 2.

Радиотехника-301

Электрофон «Радиотехника-301-стерео» с 1984 года выпускал Рижский ЭМЗ. ЭФ предназначен для воспроизведения стереофонических записей с грампластинок. В нём установлено III-ЭПУ-62СП. Имеются регуляторы тембра ВЧ, НЧ, громкости, баланса. 

Диапазон рабочих частот: 80 — 12500 Гц.
Номинальная выходная мощность 2х6 Вт.
Потребляемая мощность 50 Вт.
Габариты ЭФ: 430х355х160 мм, АС: 215х365х185 мм.
Вес ЭФ: 21 кг, АС: 8 кг. 

Ценные радиодетали в электрофоне Радиотехника 301

Конденсаторы:
Конденсаторы КТ трубчатые — 1,3 г.
Конденсаторы К10-7В — 2,7 г.

Транзисторы:
Транзисторы КТ315 — 5 шт.
Транзисторы КТ814 — 7 шт.

Микросхема 155 серия черный платсик — 1 шт
Контакты не магнитные серебро — 0,5 г

Металлы:
Посеребренка — 3,5 г.
Медь — 0,1 кг.
Алюминий — 0,1 кг.
Сталь — 0,8 кг.
Платы — 0,12 кг.

Содержание драгоценных металлов в электрофоне Радиотехника 301

Золото : 0,057796 г.
Серебро : 1,7565447 г.
Платина : 0,0 г.
МПГ : 0,0 г.
Примечание : Из справочника по содержанию ДМ в оборудовании — издательство Русская оценка.\

Схема, паспорт, техническое описание, инструкция по эксплуатации электрофона Радиотехника 301

Фотографии разборки электрофона Радиотехника 301

  • Радиотехника-301

Радиотехника-301

Электрофон «Радиотехника-301-стерео» с 1984 года выпускал Рижский ЭМЗ. ЭФ предназначен для воспроизведения стереофонических записей с грампластинок. В нём установлено III-ЭПУ-62СП. Имеются регуляторы тембра ВЧ, НЧ, громкости, баланса. 

Диапазон рабочих частот: 80 — 12500 Гц.
Номинальная выходная мощность 2х6 Вт.
Потребляемая мощность 50 Вт.
Габариты ЭФ: 430х355х160 мм, АС: 215х365х185 мм.
Вес ЭФ: 21 кг, АС: 8 кг. 

Ценные радиодетали в электрофоне Радиотехника 301

Конденсаторы:
Конденсаторы КТ трубчатые — 1,3 г.
Конденсаторы К10-7В — 2,7 г.

Транзисторы:
Транзисторы КТ315 — 5 шт.
Транзисторы КТ814 — 7 шт.

Микросхема 155 серия черный платсик — 1 шт
Контакты не магнитные серебро — 0,5 г

Металлы:
Посеребренка — 3,5 г.
Медь — 0,1 кг.
Алюминий — 0,1 кг.
Сталь — 0,8 кг.
Платы — 0,12 кг.

Содержание драгоценных металлов в электрофоне Радиотехника 301

Золото : 0,057796 г.
Серебро : 1,7565447 г.
Платина : 0,0 г.
МПГ : 0,0 г.
Примечание : Из справочника по содержанию ДМ в оборудовании — издательство Русская оценка.\

Схема, паспорт, техническое описание, инструкция по эксплуатации электрофона Радиотехника 301

Фотографии разборки электрофона Радиотехника 301

  • Радиотехника-301
  • Радиотехника-301
    Радиотехника-301
  • Радиотехника-301
    Радиотехника-301
  • Радиотехника-301
    Радиотехника-301
  • Радиотехника-301
    Радиотехника-301
  • Радиотехника-301
    Радиотехника-301
  • Радиотехника-301
    Радиотехника-301
  • Радиотехника-301 схема электрическая принципиальная
    Радиотехника-301 схема электрическая принципиальная

Привет всем любителям экономить на аналоговом звуке! В этом обзоре я расскажу о таком интересном «вертаке» как электрофон Радиотехника 301-стерео, который кстати был когда-то 3 группой сложности. Электрофон имеет транзисторное усиление, выпускали его с 1984 года в г.Рига ЭМЗ.

Левчук Александр Николаевич

Левчук Александр Николаевич ©

Внешний вид

В этом советском электрофоне установлено 3х скоростное ЭПУ типа III-ЭПУ-62СП. Как на большом усилителе находятся регуляторы тембра НЧ и ВЧ, а также самый обычный регулятор громкости и баланса.

Вес огромнейший примерно 21кг. Электрофон также комплектуется акустикой Radiotehnika S-20A (она же акустика 6АС-221), в каждой колонке установлены динамик 1ш. 10ГД-34 и 1шт. 3ГД-2.

недорого фонокорректор ЗМ № 4

недорого фонокорректор ЗМ № 4

Также в родном исполнении устанавливалась игла ГЗМ-205Д.

Огромный вес, лакированные боковинки, чёрная верхняя панель, у меня как-то очень давно был случай, ко мне пришли поклонники жанра тяжёлого металла меняться пластинками (двойниками) и увидев всё это чёрное тяжёлое, были потрясены увиденным комплектом: Радиотехника 301 + акустика Радиотехника С-20, спустя некоторое время они уговорили продать, а я был рад избавиться от него, а то он мне порядком поднадоел. И через 3 дня я смог купить проигрыватель Радиотехника Ария 102.

С 1986 г. выпускали также модернизированный электрофон под немного изменённым названием Радиотехника-301М похожим оформлению, а также конструкции и схеме, кроме обновлённого и 2х скоростного ЭПУ почти аналогичный Радиотехника-301.

Радиотехника_301_стерео

Радиотехника 301 стерео

Я не буду расписывать звук этого проигрывателя винила, нет смысла. Скажу одно, что этот проигрыватель Радиотехника может считаться одним из лучших электрофонов СССР как по звуку, внешнему виду, так и по качеству сборки.

Radiotehnika-301

Radiotehnika-301

Совет! Радиотехника-301

в родном исполнении хорош для прослушивания ваших старых любимых, но уже изрядно поцарапанных виниловых пластинок. Хорошую и дорогую виниловую пластинку на проигрывателе Радиотехника слушать мне было бы жалко.

Radiotehnika_301

Radiotehnika 301

Из плюсов

ремонтируется проигрыватель винила Радиотехника 301-Стерео очень просто, а на инет-барахолках полно доноров за сущие копейки кстати, ЭПУ, да и большинство деталей и комплектующих привода самого диска — ролик, тяги, а также двигатель, подходят от электрофонов Аккорд, Россия, Мелодия и Романтика которых было выпущено очень много.

Ария 5303

Ария 5303

Много металлических частей у этого проигрывателя Radiotehnika 301, в отличие от пластмассовых «братьев» — Ария 5301 и Ария 5202, Ария 5303.

Радиотехника_301

Стоит купить проигрыватель Радиотехника 301 с головкой и рабочей иглой, а если нет, то вся покупка теряет смысл, потому что новая голова с иглой вам выйдет от 800-3000 рублей. Также электролиты надо будет менять. Необходимо произвести смазку- настройку всего ЭПУ.

Радиотехника 301

Радиотехника 301

Итоги

Проигрыватель винила Радиотехника 301 довольно неплох для прослушивания «запиленных» пластинок типа Мелодия. Можно конечно этот проигрыватель пластинок переделать, чтобы добиться лучшего звука, но это совсем другая история.

Radiotehnika 301

Radiotehnika 301

Инструкция, схема на Радиотехника 301 можно скачать ЗДЕСЬ 1,45мб

Если вам нужен хороший усилитель для наушников или ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией  приобрести звуковую технику известных брендов… 

Если нужна консультация по звуку пишите мне в ВК, помогу чем смогу.

Ламповый фонокорректор дешево купить

Ламповый фонокорректор дешево купить

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/id104002989 или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2

Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники, FK

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт 



На чтение 23 мин Просмотров 85 Опубликовано Обновлено

Содержание

  1. Радиотехника 301М-стерео
  2. 22 комментария: Радиотехника 301М-стерео
  3. Проигрыватель радиотехника 301 стерео схема
  4. Электрофон радиотехника 301 стерео схема электрическая

Радиотехника 301М-стерео

Изготовитель: Рижский ЭМЗ, выпуск с 1984 года.

Назначение: для воспроизведения стереофонических записей с грампластинок. Данная модернизированная версия от первого варианта “Радиотехника 301” отличается наличием двухскоростного ЭПУ, снабженного магнитной головкой звукоснимателя ГЗМ-205Д с алмазной иглой.

Диапазон воспроизводимых частот: 80 – 12500 Гц

Среднее звуковое давление в диапазоне 100-4000 Гц: 75 дБ

Номинальная мощность на канал: 6 Вт/4 Ом

Коэффициент гармоник в диапазоне 63-14000 Гц: 1,5%

Отношение сигнал/рокот: 30 дБ

Коэффициент детонации: 0,25%

Мощность потребляемая от сети: 50 Вт

Габаритные размеры (ШхВхГ): 431х165х337 мм

Электрофон состоит из 3 блоков: электрофонного устройства и пары акустических систем S-20A или S-30A. Рама проигрывателя деревянная, отделана шпоном. Верхняя часть закрывается прозрачной полистирольной крышкой. На верхней панели размещены органы управления с соответствующими надписями и обозначениями. На задней стенке находятся розетки для подключения АС, магнитофона, сети проводного вещания, держатели предохранителя, вилка сетевого разъема, клемма заземления. Внутри расположен поддон с печатными платами и другими узлами электрофона. Электрофон имеет механизм автоматического возврата звукоснимателя в исходное состояние и подъем в любом месте записи. Оконечные усилители выполнены по схеме с безтрансформаторным выходом.

Электрические схемы Радиотехника 301М-стерео:

Фото прислал Игорь (L.I.N.)

22 комментария: Радиотехника 301М-стерео

Это каким надо быть садистом, чтобы поставить в эту фонящую рухлядь картридж ГЗМ. Поженили жабу с розой. В качестве бонуса идёт регулятор подстройки частоты вращения.

Вот так тончайше троллили граждан советские инженегры.

Уменьшенная в размерах Мелодия 103, лишенная тонкомпенсации и индикации перегрузки.

Тонкомпенсации и там не водилось, а усилители совершенно разные…

Откройте ссылочку и сравните https://ldsound.club/index.php?threads/melodija-103-stereo.876/
Ну и естественно в 301 отсутствуют германиевые транзисторы, для 86г. это норма.

Ну если на германии и кремнии то же самое… А где в схеме корректор на к548, что на фото?

плата У3. являлась отдельным устройством,поставляемым смежным предприятием. Имело собственную схему и паспорт.

Была Мелодию 103(В)М с магнитной головкой . А в корректоре была 553УД1, для нее специально предусматривали стабилизатор отрицательного напряжения для двух полярного питания. Если память не изменяет то и Радиотехника 301 встречалась с керамическим звукоснимателем.

Да, есть у меня пара таких мелодий, корректоры как в уку020.

Источник

Проигрыватель радиотехника 301 стерео схема

Инструкция по эксплуатации ЭФ «Радиотехника-301-стерео». Инструкция по эксплуатации ЭФ «Радиотехника-301М-стерео». Инструкция по ремонту ЭФ. Описание ЭФ «Радиотехника-301-стерео» в справочнике Алексеева. Фото Раймонда Раймондовича Аустерса, Рига. Видео №1. Видео №2. Видео №3.

Немного ретро в этом чате. Будем восстанавливать Радиотехнику-301М-стерео.

В целом, ремонт такой техники сводится к замене электролитов, так что ничего мудреного нет, однако я бы просто хотел поделиться информацией, которую мне пришлось собирать по уголкам интернета. Надеюсь, кому-нибудь еще пригодится.

Итак, при осмотре выявлены следующие проблемы, не удивительные для аппарата такого возраста:

— нет звука в одном из каналов,

— вообще недостаточно громкое воспроизведение ни в режиме проигрывателя ни в режиме усилителя.

Первым делом лезем в интернет за схемой ииии. её нет. Та схема (и инструкция по ремонту, кстати, тоже), которую предлагает поиск, оказывается от электрофона Радиотехника-301, который нифига не «М» (скачать можно тут http://rw6ase.народ.ru/00/el_p/radiotehnika301.html ). В интернете вам расскажут, что разницы на самом деле никакой, но это не совсем так. Да, они весьма похожи, но есть одно существенное различие, о котором ниже.

Аккуратно снимаем вертушку и находим под ней 2 болта, вывернув которые, можно снять шасси с двигателем. На этом же шасси находим это самое отличие от Радиотехники-301 — коробочку прикрытую кожухом, которая оказалась RIAA-корректором, собранном на предусилителе К548УН1Б. Голова на этом электрофоне магнитная ГЗМ-205Д в отличие от пьезоголового электрофона без литеры «М». Поскольку пьезоголова имеет гораздо большую чувствительность в отличие от магнитной, то на 301-ом сигнал с головы шел прямо на предварительный УЗЧ, что мы и наблюдаем на схеме из интернета.

Но сначала разберемся почему нет звука в правом канале в режиме усилителя.

Начнем с электролитов на платах предварительного и оконечного УЗЧ. Тут, кстати, можно использовать схему из интернета в полный рост.

После замены слышим, что звук стал насыщенный и громкий. Если раньше надо было выкручивать потенциометры на полную, то сейчас тот же самый уровень звука получается при трети положения. Но к сожалению замена кондюков не решила проблему глухого правого канала. Ладно, следующий шаг проверим режимы транзисторов. В руководстве по ремонту есть таблица напряжений на выводах каждого транзистора, но нафига она нужна при наличие рабочего левого 🙂 Будем сравнивать. Начнем с выхода оконечного УЗЧ. С первого попадания обнаруживаем аномалии на Т7. Выпаиваем и убеждаемся в пробое между базой и эмиттером. В наших краях найти российские детали трудно, так что заменим сгоревший КТ806БМ транзистором BF471, который полный его аналог. Едем в магазин ииии. его нет 🙁 А что есть? О! BD239C. Пойдет, только у него база с эмиттером местами поменяны. Придется колхозить.

Включаем, работает! Но, блин, че-то тихо. Так, а это что такое?! Кондюк на предварительном УЗЧ забыл поменять. Маленький засранец притаился между потенциометров, и я его не заметил. Смотрим схему: C21 на 5мкФ — разделительный конденсатор после эмиттерного повторителя правого, мать его, канала. 4.7 мкФ остались только для RIAA-корректора, в магаз опять ехать лень, ладно, есть ещё на 10 мкФ сойдет для разделителя.

Включаем и слышим сочный правый канал 🙂

Теперь возвращаемся к RIAA-корректору. На нем же тоже электролиты есть 🙂 На фото ниже они уже поменяны.

Включаем пластинку и не слышим левый канал.

Для уверенности прозваниваем все проводки идущие от головы до входа корректора, а также от выхода корректора на блок предварительного УЗЧ. Кстати, тут пригодиласть схема от 301-го, из которого я узнал, что в положении вертушки «Стоп» оба канала головки замкнуты на землю, так что первая прозвонка для меня была сюрпризом. Прозвонка не выявила проблем, а значит пора браться за электролиты, которых у нас на плате корректора аж четыре штуки. Для замены кондюков схема впринципе не нужна, но для порядка поищем. Похожие корректоры использовались и в других проигрывателях рижского завода, например в Ария ЭФ-5303-стерео. К тому же название самого блока написано на плате — УП32-3. После непродолжительного гуглинга находим это

А вот и наши четыре электролита — два на 20 мкФ / 16 В и два на 5 мкФ / 25 В. Меняем их на ближайшие 22 и 4.7 мкФ, которые были в магазине. Включаем и, ура, есть звук в левом канале.

Вообще, я бы поменял еще микросхему предусилителя на LM831 ну или хотя бы на К548УН1А с меньшим уровнем шумов, но ее в магазине не было, а российскими аналогами у нас как я сказал не торгуют.

Я кончил, закурил и пошел слушать замечательную композицию «Блеск твоего сумасшедшего алмаза» ВИА Пинк Флойд

Электрофон «Радиотехника-301/М-стерео» выпускал Рижский Электромеханический Завод с 1984 года.

Электрофон предназначен для воспроизведения моно или стереофонических записей с грампластинок всех форматов. В электрофоне установлено двухскоростное ЭПУ типа »III-ЭПУ-62СП». С начала 1986 го да завод выпускал модернизированный ЭФ »Радиотехника-301М-стерео», практически аналог базового.

Источник

Электрофон радиотехника 301 стерео схема электрическая

11. Электрофон «Юность-301»
Электрофоны сетевые ламповые «Юность» и «Юность-301» соответственно с 1967 и 1970 года выпускали Ленинградское объединение «Спутник» и Ярославский радиозавод. Электрофон «Юность» предназначен для проигрывания грампластинок любых форматов на скоростях 33, 45 и 78 об/мин. В электрофоне применено ЭПУ-III-ЭПУ-28, которое позднее заменено на III-ЭПУ-28М (38М). Электрическая схема электрофона собрана на двух радиолампах 6Н2П и 6П14П. В акустике применён громкоговоритель 1ГД-28. С 1970 года электрофон »Юность-301» заменил собой электрофон «Юность», практически его повторяя. Была доработана электрическая схема, установлено два громкоговорителя, расширена цветовая гамма. Электрофон »Юность-301» собран так же на лампах 6Н2П и 6П14П.
Номинальная выходная мощность усилителя 1 Вт на двух громкоговорителях типа 1ГД-28, в более поздних выпусках 1ГД-40 (2ГД-40).
Диапазон воспроизводимых частот звука 150. 7000 Гц.
Электрофон собран в футляре чемоданного типа, питается от сети, потребляя мощность 50 Вт.
Габариты модели — 390х285х160 мм, масса 7 кг.
Электрофон «Юность-301» выпускался до 1980 года.
Это информация с сайта «Отечественная Радиотехника ХХ века»

Теперь конкретно о музейных экспонатах, которые нам (почти) подарил Поздняков Андрей Васильевич.
Выражаю искреннюю благодарность!
Итак:

Два аппарата в неплохом, на первый взгляд, состоянии.


1-4: Открываю 1-й. Чётко видно название «Юность-301». На диске ЭПУ даже лежит какая-то пластинка.
Снмаю диск и вижу сохранившуюся бумажную наклейку со штампом ОТК. К сожалению, год не виден.


5-8: Вытаскиваю и переворачиваю ЭПУ. С обратной стороны прекрасно виден год выпуска — «III 82». Кстати,
ЭПУ имеет регулировку скорости вращения. Она выполнена по простой схеме, которую я видел в журнале
«РАДИО», и сам применял в своём ЭПУ когда-то. Далее: ламповый УНЧ с блоком питания. Всё выполнено навесным монтажом, даже диоды моста запаяны непосредственно на выводах силовика! Акустика состоит из 2-х динамиков «1ГД-40» (цена 3р), соединённых параллельно.


9-12: Когда я полностью извлёк шасси из чемодана, то обнаружил отвалившийся резистор. Но детальный осмотр
показал, что все компоненты на месте. И тогда я рискнул включить аппарат в сеть.


13-14: Никаких искрений, возгораний, задымлений и прочего. Лампы накалились, при вращении регулятора громкости
послышались шорохи (это нормально) и возник слабый фон переменного тока. Касание контактов на тонарме
дало совсем уж мощное гудение. Я установил на место проигрыватель, установил 33 об/мин, вставил
звукосниматель и. услышал звук! Аппарат работает!


15-18: Второй аппарат, на вид, показался мне несколько более древним. На лицевой панели акустики пропечатана
надпись «Юность-301». Здесь же видны остатки наклейки с ликом закордонной девицы. Была такая
мода лепить подобные мордашки, которые привозили из-за границы. Акустика состоит из таких же динамиков
«1ГД-40», включенных параллельно.


19-22: ЭПУ более древнего типа на три скорости. Какая же это была убогая механика! На обратной стороне
на штампе ОТК видна дата «V 78». Тот же ламповый усилитель с блоком питания. Навесной монтаж.


23-25: Видимых дефектов не найдено. Включаю в сеть. Лампы нагреваются, слышен фон. Вставляю звукосниматель,
запускаю и снова слышу звук! Аппарат исправен!!

Инструкцию со схемой можно глянуть здесь.

12. Электропроигрыватели 50-х годов. Аппараты предназначались, как понятно из конструкции, для подключения к радиоприёмникам, в которых не были встроены собственные ЭПУ. Судя по тому, что проигрыватели имеют сетевое питание (110/127/220 В), они были выпущены уже в постбатарейную эпоху. Думаю, не совсем рационально было использовать для усиления батарейные приёмники, ежели проигрыватель питался от сети. А ежели глянуть «в историческом разрезе», то оказывается, действительно, было достаточно много как промышленных, так и любительских радиоприёмников без ЭПУ. К сожалению, мне не удалось найти информацию именно об имеющихся у меня моделях.
На сайте «Отечественная Радиотехника ХХ века» есть несколько аналогичных аппаратов, например:

Универсальный проигрыватель малогабаритный «УПМ-1» с 1954 года выпускал Лобненский электротехнический завод и Московский опытный завод «Агрегат». Универсальный проигрыватель малогабаритный типа »УПМ -1» предназначен для проигрывания обычных и долгоиграющих грампластинок. Конструкция электропроигрывателя состоит из асинхронного двигателя типа »ДАГ-1» и пьезоэлектрического звукоснимателя типа »УЗ-2» c поворотной головкой и соответственно иглами для проигрывания обычных или долгоиграющих грампластинок. На выходе протгрывателя для усилителя полоса воспроизводимых звуковых частот составляет 75. 6000 Гц. Потребляемая от сети мощность 15 Вт. Габариты модели 320х260х130 мм, масса 4 кг.


Электропроигрыватель «Эльфа-7» с 1957 года выпускал Вильнюсский электротехнический завод «Эльфа». А свой первый электропроигрыватель »Эльфа» под наименованием «УП-1″ завод выпустил ещё в 1952 году. Электропроигрыватель»Эльфа-7» — универсальный и предназначен для прослушивания грампластинок на скорости вращения диска 78 и 33 об/мин. Прослушать грамзапись можно через приёмник, телевизор или усилитель НЧ. Звукосниматель пьезокерамический с 2-мя корундовыми иглами. ЭП оформлен в переносном футляре из бакелита. Его вес 6 кг.
Это была информация с сайта «Отечественная Радиотехника ХХ века».

Представляю музейные аппараты:

1, 2 — вот они, раритеты середины 20-го века; 3,4 — при более близком знакомстве оказывается, что один из аппаратов находится во вполне сносном состоянии: в звукоснимателе цела игла, провода сетевой и «звуковой» родные, скорости вращения пластинки 33 и 78; второй аппарат в несколько худшем состоянии, звукосниматель повреждён, провода — тоже, зато кинематика рассчинана на 4 скорости : 16, 33, 45 и 78 об/мин! Такого аппарата даже на вышеупомянутом сайте нет. 5- снимаю диски и обозреваю ЭПУ с лицевой стороны;


6 — на одном из устройстве хорошо заметна дата «31 мар 195. «, но последняя цифра, как назло, настолько смазана, что может быть любой от 2 до 9, у которой закруглена верхняя часть; буду считать датой «31 мар 1959»; 7 — электродвигатели имеют отводы обмотки; переключение напряжения питания происходит с комощью стандартной колодки на основе октальной ламповой панели; 8 — на звукоснимателе чётко видно «ММЗ», значит он произведён на Московском заводе; 9, 10 — во втором ЭПУ двигатель установлен аналогичный;


11 — звукосниматель с поворотной иглой крупно; 12 — ЭПУ работает! 13 — на внутренней стороне крышки такде выдавлено «ММЗ».

Кое-какую информацию о подобных аппаратах я нешёл в журнале РАДИО №4, 1953 г и №12, 1954 г.

13. «Радиотехника-301-стерео» сетевой транзисторный электрофон с 1984 года выпускал Рижский ЭМЗ. Электрофон предназначен для воспроизведения моно и стереофонических записей с грампластинок всех форматов. В нём установлено трёхскоростное ЭПУ типа III-ЭПУ-62СП. Имеются регуляторы тембра НЧ и ВЧ, регулятор громкости и баланса.
Основные технические характеристики:
номинальные частоты вращения грампластинок, об/мин 33,33; 45,11; 78,92;
диапазон частот по звуковому давлению со входа УНЧ при неравномерности 14 дБ, не уже 80. 12500 Гц:;
номинальная выходная мощность, Вт, не менее 6;
потребляемая мощность от сети, Вт, не более 50;
габариты электрофона, мм 430х355х160;
габариты АС, мм 215х365х18;
масса электрофона и АС, кг, не более 21.
Более подробно см. в инструкции по эксплуатации —> СМОТРИ

С 1986 года завод стал выпускать модернизированный электрофон «Радиотехника-301М-стерео» по оформлению, конструкции и электрической схеме, кроме нового двухскоростного ЭПУ, практически аналогичный предыдущей модели.

«Радиотехника-301-стерео» — выпуска ноября 1985 года – таких аппаратов у меня два. Один мне передал Анатолий Георгиевич Строганов, другой я сам спас от уничтожения после списания. Второй экземпляр довольно хорошо сохранился, но АС, конечно же, в комплекте не было. В инструкции по эксплуатации 1985 года

изображено нечто, напоминающее колонки S30, хотя там же на схеме электрофона

приведены явно не они.

Вот S30 (10АС-222):

Вот фильтр:

и его схема из родного паспорта:

Как видно, здесь не только конденсатор и резистор, но и ещё конденсаторчики (в т.ч. электролитики), катушечки, ещё резисторчики (в т.ч. подстроечники), диодик, светодиодик и даже тиристорчик!
На фото с сайта «Отечественная радиотехника ХХ века» рядом с электрофоном показаны S30 (10АС-222),а я верю этому источнику.
S30 есть в нашем музее, так что электрофон будет полностью укомплектован.

В сети вы можете найти довольно много сайтов, где помещены совершенно одинаковые фотографии одних и тех же радиоаппаратов. Зачем? Оставлю вопрос открытым. У меня вы не найдёте повзаимствованных фото. Я размещаю только свои фотографии и только тех РАДИОаппаратов, которые есть в нашем реальном РАДИОмузее. Иногда я обнаруживаю свои фото на других сайтах без всякого упоминания первоисточника. Ну и пусть, если им это так необходимо. Я не в претензии.

Фото электрофона:

1- общий вид двух электрофонов; 2 – второй в лучшем состоянии; 3 – вид на ЭПУ «III-ЭПУ-62СП»; 4 – вид сзади; 5 – диск ЭПУ снят;


6 – крупно дата «НОЯ 1985»; 7 – ЭПУ снято; 8 – вид на ЭПУ с обратной стороны; 9 – вид на электронику электрофона; 10 – блок питания крупно, он примитивно прост;

11 – снимаю верхнюю фальшпанель, которая привинчена несколько хитромудро; 12 – кнопочки тоже установлены весьма оригинально; 13 – усилитель мощности крупным планом; 14 – предварительный усилитель и темброблок крупно; 15 – общий вид на шасси;


16 – в обоих аппаратах сохранились целиком и полностью головки звукоснимателя ГЗКУ-631Р, самые дешёвые и качественные из пьезоэлектрических стереофонических; у меня где-то даже есть запасные иглы к ним в специальных круглых коробочках;


17 – подсоединил АС, включил – аппарат заработал, возможно, не так громко и каественно, как хотелось бы, но вполне нормально для 3-ей группы сложности; слегка ощутим фон переменного тока, но рокота двигателя я не раасслышал; не горит индикаторная лампочка (именно – лампочка, а не светодиод!) сети, но эт мелочь.

Таким образом, второй экземпляр «Радиотехники-301-стерео» оказался не только в хорошем (внешне) состоянии, но и в рабочем! Он займёт достойное место в музее «РАДИО и ВТ» без всякой реставрации и ремонта. Для моего музея это очень ценно.

Инструкция по эксплуатации —> см. ЗДЕСЬ; описание из справочника —> см. ЗДЕСЬ; инструкция по ремонту —> см. ЗДЕСЬ.

14. Электрофон «Вега-101-стерео» – легенда СССР – займёт достойное место в музее «РАДИО и ВТ». Дата выпуска – 1975 год.

В 1972 году Бердский радиозавод приступил к серийному выпуску электрофона «Вега-101-стерео». Это был первый отечественный настольный стереофонический электрофон 1 класса.

Далее цитата из журнала «РАДИО», №6, 1972 год:
Электрофон состоит из стереофонического электропроигрывающего устройства II-ЭПУ-52С и двухканального УНЧ. «Вега-101» обеспечивает высококачественное воспроизведение записи с монофонических и стереофонических граммофонных пластинок всех форматов при скорости 78, 45 и 33 об/мин, позволяет прослушивать передачи радиотрансляционной сети, записи с монофонического и стереофонического магнитофонов, и производить запись на эти магнитофоны с проигрываемой пластинки.
Номинальная выходная мощность каждого канала 6 Вт при коэф. нелин. искажений не более 2,5 %. Максимальная выходная мощность каждого канала 10 Вт при коэф. нелин. искажений 10 %.
Диапазон рабочих частот по звуковому давлению 80 – 12 000 Гц при неравномерности частотных характеристик не более 14 дБ.
Среднее (номинальное) звуковое давление каждого канала не менее 0,6 Н/м2. Уровень фона по электрическому напряжению со входа усилительного тракта не хуже — 54 дБ. Пределы регулировки тембра на частоте 80 Гц: +15 дБ -5дБ, на частоте 12 000 Гц: +10 дБ -14 дБ. Предел регулировки стереобаланса тракта усиления в каждом канале не менее -8 дБ.
Рассогласование стереофонических каналов по чувствительности и по частотным характеристикам не более 2 дБ. Переходное затухание между стереофоническими каналами на частоте 200 Гц не менее 20 дБ, на частоте 1000 Гц – 35 дБ, на частоте 5000 Гц – 30 дБ, на частоте 10 0000 Гц – 25 дБ.
Питается электрофон от сети переменного тока напряжением 220 или 127 В. Мощность, потребляемая от сети, не более 60 Вт. «Вега-101» рассчитана на работу с малогабаритными акустическими колонками 10МАС-1, в каждой из которых установлен один низкочастотный громкоговоритель 10ГД-30 и один высокочастотный 3ГД-15М. Размеры электрофона 183х460х310 мм. Размеры каждой колонки 430х270х230 мм. Вес электрофона с колонками 32 кг.
Конец цитаты.

Полностью статья из данного журнала имеется ЗДЕСЬ (МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ).

От себя добавлю: я подправил обозначения единиц измерения; масса электрофона с колонками без упаковки – 25 кг; масса собственно электрофона – 8,8 кг, поскольку масса каждой колонки – 8,2 кг.

К сожалению, мне достался экземпляр в нерабочем состоянии. Ни времени, ни возможности его ремонтировать у меня пока нет.
Фотосерия №1 : в том виде, в каком он ко мне попал


Обозрев аппарат, я пришёл к выводу, что пытаться запустить его весьма чревато. Поэтому я взял в руки тряпочку, кисточку и очистил его от наслоений пыли и грязи. Полированный корпус сохранился совсем неплохо – царапин и потёртостей совсем немного, сколов и выломанных элементов нет. ЭПУ в плачевном состоянии, головка отсутствует. Ручки регулировок отсутствуют или заменены, сами регуляторы не все вращаются, некоторые перекошены. Задней стенки нет. На выходных транзисторах чётко просматривается дата «П214А 2-75».


Я извлёк из хранилища колонки «10МАС-1» и заснял электрофон вместе с ними. Приятно, что колонки теперь будут не просто стоять особняком, а войдут в полный комплект именно к тому аапарату, для которого они и предназначены.

Фотосерия №2 : вскрытие, взгляд внутрь


Разборка электрофона. Конечно, есть схема (например, см. журнал «РАДИО» №6, 1972 год, с.17-18 плюс вкладка), и так всё понятно. Но обозреть реальный ретромонтаж, конкретные компоненты, их соединение – это совсем другое. Этапы вскрытия: корпус с ЭПУ отделён от шасси, вид на ЭПУ снизу, вид на монтаж электронных компонентов на шасси, общий план, вид на предварительный и усилитель мощности, отдельно УМ, отдельно ПУ, вид на выходные транзисторы, отдельно БП.
Что бросилось в глаза? 1) хотелось бы видеть «чистый» Ge, но… транзисторы эмиттерных повторителей – КТ315; 2) в обоих каналах УМ полностью «сгорели» проволочные эмиттерные резисторы одного из выходных транзисторов, следовательно, велика вероятность того, что и сами транзисторы вышли из строя; 3) уж очень примитивен БП – почти как в электрофонах 2-го и даже 3-го класса.
«А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо!»


Вскрытие штекера, которым электрофон подключался к сети переменного тока, выявило интересную деталь. Вместо плавких стеклянных предохранителей кто-то умудрился (голь на выдумки хитра!) вставить туда кусочки спичек с намотанной на них медной проволокой. Классические «жучки» в том смысле, в каком это понимали в давешние времена электрики. Понятно, что прежде чем перегорит медная проволока энтих «жучков», вся электроника (и не только!) вполне может «накрыться медным тазом». Выражаясь образно. Я поставил нормальные предохранители, собрал, закрыл и в таком виде пока оставил электрофон в покое. Во избежание.


Здесь «Вега-101-стерео» в окружении раритетов тех же, примерно, лет: «VEF-201», «VEF-202» и «VEF-206».
Один «VEF-201» у меня есть в идеальном состоянии и с сетевым блоком питания.
Один «VEF-202» (их у меня штук 6) – на стадии ремонта.
Один «VEF-206» в проекте (в смысле ремонта).

Описание «Вега-101-стерео» в журнале «РАДИО» №6, 1972 год, с.17-18, в справочниках Белова и Анисимова.

Кстати, для УНЧ «Веги-101-стерео» прототипом послужил УНЧ «Аккорда-стерео», а для него прототипом был УНЧ «Аккорда».

15. Электрофон «Вега-108-стерео» нашему музею подарила студентка Павлеева Алина. Колонки к этому времени (2020г) без вести пропали. Но…

На сайте «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РАДИОТЕХНИКА ХХ века» я обнаружил такую картину:

Да и на других фотографиях электрофон показан именно колонками «15АС-208». А они у меня имеются с 1985 года! Не помню только, у какого аппарата я их изъял. Наверное, у аналогичного. Значит, восстановлен исходный комплект электрофона «Вега-108-стерео»!

Информация с сайта «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РАДИОТЕХНИКА ХХ века», цитирую:

Сетевой транзисторный электрофон «Вега-108-стерео» с 1979 года выпускал Бердский радиозавод. Стереофонический электрофон 1-го класса «Вега-108-стерео» предназначен для воспроизведения моно- и стереофонических грампластинок. Он может быть использован для записи фонограмм с моно- и стереофонических грампластинок на магнитофон, как усилитель для прослушивания программ с внешних источников, имеющих менее качественную систему воспроизведения. В модели применена электронная защита выходных транзисторов от перегрузок. При срабатывании защиты звук в АС отсутствует. Выключается защита сразу после устранения перегрузки. АС закрытого типа, имеющие сопротивление 4 Ом и номинальный диапазон частот 63. 18000 Гц при неравномерности частотной характеристики 15 дБ. Полоса воспроизводимых звуковых частот по звуковому давлению — 63. 18000 Гц. Номинальная выходная мощность — 2х10 Вт. КНИ 0,7%. Уровень фона -50 дБ. Чувствительность с входа магнитофона и универсального 250 мВ; приёмника 25 мВ. Имеются раздельные регуляторы тембра НЧ и ВЧ. Мощность, потребляемая от сети 20 Вт. Габариты блока электрофона — 465x420x210 мм. Масса 15 кг. Габариты АС 420x250x190 мм. Масса АС 8 кг.

Конец цитаты. Конечно, я бы мог всё это взять из паспорта, но это долго, нудно и т.п.

Внешний осмотр:
Спереди, справа и слева почти нормально. Местами слегка потрескалась и отслоилась полировка.


Сзади, на первый взгляд, всё в порядке. Жаль, что нигде нет года выпуска. А вот вид снизу меня не порадовал. ДВП несколько покоробилась. В одном месте на ней образовалось тёмное пятно, а это – результат воздействия влаги. Значит, внутри следует ожидать ржавчины.


Под крышкой находится ЭПУ «Unitra G602 Hi-Fi», головка «Mf-100». Как и ожидалось, также имеет место быть ржавчина. Где-то поменьше, где-то побольше. Но не слишком, значит есть надежда! Опять же, под диском проигрывателя отсутствует пассик привода. Это не есть сюрприз. Не удалены винты жесткого крепления ЭПУ к корпусу. Я их, конечно, вывинтил.


Приподняв ЭПУ, получаю доступ к электронным блокам электрофона. Ржавчина здесь также есть, но её немного и, как мне кажется, критичных повреждений нет.
ЭПУ соединяется с другими блоками разными разъёмами.


Отключаю разъёмы и вытаскиваю ЭПУ. Вот теперь открывается свободный доступ ко всем блокам электрофона.


Впереди слева – словичок, на котором даже заметна надпись «ВЕГА 108»; немного правее него на заднем плане вижу выходные транзисторы на радиаторах; леве и ближе к нам – два больших электролита БП (блока питания); на центральной плате (условно именно её назову БП) стоят четыре силовых диода, несколько конденсаторов, два предохранителя, а также через специальные разъёмы вставлены две одинаковых платы. Если взглянуть с противоположной стороны, то вижу плату коммутации и плату предварительного усилителя с темброблоком.


Аккуратненько извлекаю две идентичные платы. Судя по всему, это платы усилителей мощности (УМ). Никаких дефектов на них я не наблюдаю.


Следующее фото – для лучшего обозрения выходных транзисторов УМ. Кстати, посмотрев схему электрофона, я понял, что немного ошибся: имеется блок регуляторов, а блок предварительного усилителя закрыт экраном (на первом фото сверху справа). Блок питания, действительно, очень простой, но на плате имеется отдельный простенький стабилизатор на КТ315-ом, наверное, для питания предварительного усилителя.
Далее: отвинчиваю «ножки» и снимаю нижнюю ДВП-крышку. Видно, что следы коррозии имеются, но фатальных повреждений нет, все платы, места пайки, проводники в нормальном состоянии.


Проверяю 2 предохранителя на плате БП и 1 сетевой – все исправны. Неужели можно попробовать включить?

Собираю всё в обратном порядке:

Вдвое сложенный пассик (ненатянутый) имеет длину ≈ 212 мм. Когда я ставил его в проигрыватель, ощутил значительное натяжение. Это мне не понравилось. Включил аппарат. Лампочка датчика включилась, а неонка стробоскопа – нет. Запустил двигатель проигрывателя: он еле-еле, со скрипом стал набирать обороты, но так и не набрал нужных.


Я снял пассик с вала двигателя и дал ему возможность покрутиться без нагрузки. Результат меня не впечатлил: посторонние звуки, как будто в нём развалились подшипники или совершенно усохла смазка, плюс вибрация. Наверное, в двигатель всёж-таки попала влага.

Я не буду пока и пытаться восстановить нормальную работу ЭПУ этой «Веги». Возможно, в будущем, когда появится свободное время… У меня есть в деревне проигрыватель «Вега-ЭП-110-стерео» (ещё один, кроме того, что я описывал и использую как источник аналогового сигнала), но в нерабочем состоянии. Я его даже не вскрывал, но, может быть, его ЭПУ и движок в лучшем состоянии. Будем посмотреть…

P.S. По датам на некоторых РАДИОдеталях принимаю год аппарата — 1981 — самый поздний.

Паспорт электрофона «Вега-108-стерео» смотрите — — — > ЗДЕСЬ

Описание из справочника Белова смотрите — — — > ЗДЕСЬ

©SEkorp, 29-октябрь-2021

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Радиотелефон гигасет а415 инструкция по применению
  • Радиотелефон gigaset a415 инструкция по применению
  • Радиостанция р 842 техническое описание и инструкция по эксплуатации
  • Радиостанция рвс 1 07 инструкция
  • Раствор чистотела от папиллом инструкция по применению цена