Составление инструкции по делопроизводству
-
Номер работы:
258495
-
Раздел:
-
Год добавления:
19.05.2013 г.
-
Объем работы:
22 стр.
-
Содержание:
Введение 2
1 Правила составления инструкции по делопроизводству 3
2 Особенности разработки инструкции по делопроизводству на примере муниципального дошкольного учреждения 8
Заключение 19
Список литературы 21
-
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Составление инструкции по делопроизводству
Типовые и примерные инструкции по делопроизводству могут разрабатываться для однородных по характеру деятельности организаций. Они используются этими организациями при разработке индивидуальных инструкций. …..
Типовые и примерные инструкции по делопроизводству, разрабатываемые организациями, являющимися источниками комплектования государственных архивов, утверждаются их руководителями после согласования с ЦЭК этих организаций и соответствующими государственными архивами……
Рационализации документационного обеспечения управления в предприятиях любой формы собственности необходимо уделить большое внимание, потому, что недостатки в постановке этой работы приводят к серьезным трудностям в работе руководителя и предприятия в целом. ….
Представленный учебный материал (по структуре — Теоретическая курсовая) разработан нашим экспертом в качестве примера — 19.05.2013 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии курсовой необходимо пройти по ссылке «скачать демо…», заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.
Если у Вас «ГОРЯТ СРОКИ» — заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.
Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям — возможно заказать помощь в разработке по представленной теме — Составление инструкции по делопроизводству … либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.
Составление инструкции по делопроизводству — похожая информация
Наименование работы
Тип работы
Дата сдачи
-
Контрольная работа
2005 г.
-
Дипломная
2012 г.
-
Вопросы
2010 г.
-
Вопросы
2008 г.
-
Вопросы
2006 г.
-
Реферат
2009 г.
Курсовые работы
Готовые курсовые работы. Более 6400 написанных с нашей помощью готовых работ. Множество дополнительного расчетного материала….
Рефераты
Помогли написать отличные рефераты различной тематики в том числе и по этой теме «Составление инструкции по делопроизводству….»
Дипломные работы
Дипломные экономической и гуманитарной направленности. С нами писались дипломные работы — проходящие антиплагиат….
Защитная речь и доклады
Для школы и института, более 5000 образцов нашего авторства. Также есть отзывы к дипломным работам….
Магистерские диссертации(ВКР)
Огромная подборка уже написанных с нашей помощью магистерских диссертаций по всем правилам и ГОСТАМ…
Отчеты по практике
Гарантируем уникальность и качество. Специальные предложения по подготовке бизнес отчетов.
1 июля 2018 года введен в действие новый государственный стандарт по оформлению документов ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» [1](далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016). Это отличный повод создать в организации локальный нормативный акт (ЛНА) по оформлению документов.В статье рассмотрим источники информации для создания инструкции, какие разделы можно в нее включить, а также как можно ее адаптировать для удобства использования.
Инструкция по делопроизводству – ЛНА, который не входит в список обязательных внутренних нормативных документов организации (исключение – государственные организации), но его значимость переоценить трудно. Если, конечно, организация следит за своим имиджем.
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНСТРУКЦИИ
При создании инструкции по делопроизводству целесообразно руководствоваться следующими документами:
• Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти[2] (далее – МР для ФОИВ);
• ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (далее – ГОСТ Р 7.0.8-2013);
• ГОСТ Р 7.0.97-2016.
В качестве образца рекомендуем использовать ведомственные инструкции. Например, Типовую инструкцию по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации[3]. Этот документ можно использовать как основу и по содержанию, и по способу изложения информации.
РАЗДЕЛЫ ИНСТРУКЦИИ
При создании инструкции многое зависит от того, по каким принципам организация ведет делопроизводство. Инструкции небольшой и крупной организации с широкой филиальной сетью и разработанной по специальному заказу системой электронного документооборота будут очень разными.
Перечислим разделы инструкции, которые можно включить в универсальную инструкцию (исходить будем из того, что электронные документы и их оборот условной организации не чужды):
1. Общие положения.
2. Термины и определения.
3. Требования к оформлению документов.
4. Организация работы с документами.
5. Особенности работы с электронными документами.
6. Прием, обработка, регистрация и распределение поступающей корреспонденции.
7. Оформление и отправка исходящих документов.
8. Организация выполнения документов и поручений.
9. Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов.
Список можно дополнить, например, разделами «Система электронного документооборота», «Особенности работы с обращениями граждан», «Протоколирование и выполнение решений собраний» и др. Что касается архивного дела, то для него лучше разработать собственный ЛНА, ведь, как правило, архивом в организациях занимаются только делопроизводители.
Приведем основные рекомендации к содержанию разделов в соответствии с МР для ФОИВ (Таблица).
ТЕКСТ ИНСТРУКЦИИ
Конечно, воспользоваться комбинацией «копировать – вставить» проще всего. Можно брать целые куски из ГОСТ, ведомственных ЛНА или даже из инструкций дружественных организаций. Только делать этого не нужно. Кто-кто, а разработчик документа должен знать текст своего творения до последней буквы. Мы рекомендуем пойти по длинному пути и набирать инструкцию вручную, раздел за разделом.
Попутно текст инструкции нужно снабжать примерами, объясняя, допустим, как оформлять реквизит «Наименование организации» – с наименованием именно своей организации, а не какой-то другой. В примерах к реквизитам «Подпись» или «Виза» надо показать фамилии тех должностных лиц, которые работают в организации.
Кроме того, набор инструкции вручную поможет избежать таких недоразумений, как слова «в государственном органе исполнительной власти» вместо слов «в Обществе», названий и фамилий явно из другого, неизвестно чьего, документа.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ИНСТРУКЦИЕЙ
Приведем алгоритм работы над инструкцией по делопроизводству (Схема).
Проект инструкции – это ее текст, который секретарь представляет на согласование должностным лицам организации. Конечно, в каждой организации свой состав согласующих лиц для разных видов документов, но инструкцию по делопроизводству, скорее всего, будут изучать все: это ЛНА, которым предстоит пользоваться в каждом структурном подразделении без исключения.
Согласованный текст инструкции по делопроизводству передается на утверждение генеральному директору.
Введение инструкции в действие – это не просто ее утверждение и даже не рассылка по структурным подразделениям. Важно сделать так, чтобы инструкцией пользовались ежедневно, чтобы она стала для коллег полезным справочником.
КАК АДАПТИРОВАТЬ ИНСТРУКЦИЮ ДЛЯ УДОБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Утвержденная директором инструкция по делопроизводству – результат огромной работы, но это еще не все. Теперь нужно адаптировать инструкцию для пользования. Для этого файл инструкции нужно доработать средствами MS Word.
Создаем навигацию
Если заголовки в тексте инструкции отмечать именно как заголовки (см. меню Стиль в MS Word), а не просто выделять жирным шрифтом или курсивом, то документом будет удобнее пользоваться. При нажатии сочетания клавиш Ctrl+F слева откроется меню Навигация, и пользователю достаточно одного клика по заголовку, чтобы перейти в нужный раздел.
Добавляем гиперссылки
Гиперссылки в тексте, особенно на термины и на приложения к пунктам, существенно упростят пользователю работу над инструкцией. Насколько проще кликнуть, например, по ссылке «Приложение № 4» и попасть в приложение № 4 (и обратно – тоже с помощью гиперссылки), чем искать его по всему тексту.
Вводим полнотекстовый поиск
Готовую и утвержденную инструкцию по делопроизводству нужно сохранить в неизменяемом формате. Например, файл MS Word сохранить как PDF. Тогда в нем будет доступен полнотекстовый поиск, будут работать гиперссылки и заголовки.
«ПИАР» БУДУЩЕЙ ИНСТРУКЦИИ
Впервые вводимую инструкцию по делопроизводству почти наверняка работники воспримут в штыки: еще бы, ведь раньше не было никаких правил, а теперь целый том, который еще нужно изучить каждому. Что ж, это совершенно нормальное явление: на языке менеджмента принятие любого нового корпоративного закона называется организационным изменением. Организационное изменение не проходит в организации без сопротивления со стороны работников. Главное – сохранять терпение, и спустя некоторое время к инструкции привыкнут и начнут ею пользоваться. А чтобы это «некоторое время» наступило побыстрее, можно пойти на небольшие хитрости, например:
• не скрывать ни от кого, что разрабатывается такой ЛНА, при любом удобном случае подчеркивать его необходимость;
• акцентировать внимание коллег на случаях, когда отсутствие утвержденных правил оформления документов привело к негативным последствиям: директор не подписал документ, письмо не приняли на регистрацию в канцелярии госучреждения, из-за неправильного учета потерялся важный договор;
• интересоваться мнением коллег об оформлении документов. Если у кого-то есть предложения – отлично, их нужно выслушать с особым вниманием. Воплощать идею необязательно, главное, чтобы автор ощутил, что он тоже участник работы над инструкцией – о своей работе плохо не говорят. Кстати, часто работники подбрасывают «со стороны» очень дельные мысли.
РЕЗЮМЕ
1. За основу при разработке инструкции лучше взять МР для ФОИВ, опираясь также на государственные стандарты по делопроизводству и ведомственные инструкции.
2. Сначала проект инструкции согласовывают во всех структурных подразделениях, потом его утверждает генеральный директор.
3. Файл с инструкцией необходимо адаптировать для удобства использования: в нем создаются навигация и гиперссылки, благодаря формату PDF возможен полнотекстовый поиск.
[1] Утв. приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст.
[2] Утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76.
[3] Утв. приказом ФТС России от 09.07.2014 № 1331.
Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2018.
51
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ 7
1.1. Нормативное
правовое и методическое регулирование
делопроизводства в образовательном
учреждении итернатного типа 7
1.2. Делопроизводство
в образовательном учреждении интернатного
типа 18
2.
НОРМАТИВНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА 29
2.1. Требования к
инструкции по делопроизводству в
учреждении 29
2.2. Алгоритм
разработки инструкции по делопроизводству
для образовательного учреждения
интернатного типа. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 48
Введение
Документ
рассматривается сегодня как один из
важнейших инструментов управления. От
качества содержащейся в документе
информации, рационального расположения
информационных элементов (реквизитов),
грамотной организации документопотоков
как внутри организации, так и за ее
пределами, а также других факторов в
значительной степени зависит эффективность
управления. Не случайно в последние
десятилетия вместо традиционного
термина «делопроизводство»,
обозначающего деятельность, обеспечивающую
документирование и организацию работы
с официальными документами, все чаще
используется термин «документационное
обеспечение управления», акцентирующий
внимание, прежде всего, на управленческой
составляющей документационных работ.
Вопросы
документационного обеспечения
деятельности отражаются в различных
локальных нормативных правовых актах
организации — уставе, регламентах,
положениях о структурных подразделениях,
должностных инструкциях работникам и
др. Однако, в организациях могут
разрабатываться и специальные правовые
акты для таких участков работы, которые
играют ведущую или достаточно
самостоятельную роль в деятельности
учреждения.
Основным
нормативным правовым актом, комплексно
регламентирующим вопросы организации
работы с документами, которым
руководствуются все структурные
подразделения и работники учреждения,
является инструкция по делопроизводству.
Необходимость
разработки инструкции по делопроизводству
для образовательного учреждения
интернатного типа обусловлена тем,
чтобы определить культуру работы с
документами, выявить недостатки при
подготовке и оформлении документов и
унифицировать процесс работы с
документами.
В
настоящее время одна
из важных задач документационного
обеспечения управления – правильная
организация работы с документами, что
предполагает их обязательную
систематизацию, сохранность документов,
быстрый поиск, для решения самых разных
управленческих проблем, что достигается
путем разработки инструкции по
делопроизводству и является актуальным
на сегодняшний день.
Объектом
исследования является организация
делопроизводства в образовательном
учреждении интернатного типа.
Предметом
исследования – локальные документы по
делопроизводству
в ГБОУ «Школа-интернат
№15 VIII
вида».
Целью
данной курсовой работы является
определение алгоритма разработки
инструкции по делопроизводству для
образовательного учреждения интернатного
типа. Для реализации заявленной цели
решались следующие задачи:
1)
рассмотреть нормативную и методическую
базу по делопроизводству;
2)
проанализировать организацию
делопроизводства в образовательном
учреждении интернатного типа;
3)
выявить требования к инструкции по
делопроизводству;
4)
определить алгоритм разработки инструкции
по делопроизводству образовательного
учреждения интернатного типа.
При
написании курсовой работы использовалась
научная и специализированная литература.
Так,
В.Ф. Янковая в статье «Инструкция или
инструкции по делопроизводству?»
раскрывает вопросы документирования
делопроизводства либо в одном (общем)
документе — инструкции по делопроизводству,
либо с разделением на отдельные инструкции
для конкретного вида деятельности,
конкретного подразделения с целью
доступности информации для исполнителей,
пользователей инструкций.
Практическую
значимость для нашей работы имеет статья
B.C. Иритиковой «Разрабатываем инструкцию
по делопроизводству на основе новых
Правил делопроизводства и Методических
рекомендаций», в которой описывается
алгоритм разработки и утверждения
инструкции по делопроизводству. Статью
отличает системность подхода. При этом
даны и конкретные рекомендации (например,
объясняется, почему в Правилах
делопроизводства отсутствует раздел
о контроле исполнения документов и в
какой части этот аспект стоит
регламентировать в разрабатываемой
инструкции). Актуальной оказалась также
статья B.C. Иритиковой «Организационные
основы процедуры согласования документов».
Безусловно,
высокую практическую значимость имеют
статьи Т.В. Кузнецовой. Например, статья
«Методы предпроектного обследования
при рационализации делопроизводства»
в которой охарактеризован комплекс
методов, используемых на этапе сбора
данных для проектирования: изучение
документов, метод наблюдения, фотографии
и самофотографии рабочего дня, хронометраж,
опрос, анкетирование. В работе «Методы
анализа результатов обследования
организации делопроизводства» автором
рассмотрен комплекс методов, используемых
в процессе анализа результатов
обследования структуры и штатов службы
ДОУ, документооборота организации.
Здесь же содержится описание методов
систематизации и сравнения, графического
метода; дано наглядное представление
особенностей оформления таблиц, диаграмм,
графиков, чертежей, оперограмм. В статье
«Проектирование рациональной организации
делопроизводства» Т.В. Кузнецова даёт
характеристику основных разделов
комплексного проекта по рациональной
организации делопроизводства в
учреждении.
Укажем
полезную для нашей работы статью Л.H.
Гайдуковой «Проблемы традиционных
технологий документационного обеспечения».
Здесь раскрываются проблемы при
использовании традиционных форм
обработки документов и даются рекомендации
по переходу на автоматизированные
системы делопроизводства.
Итак,
обзор привлеченных нами научной и
специализированной литературы, позволяет
провести наше исследование, выполнив
все поставленные задачи.
В
структурном отношении работа делится
на введение, две главы
и заключение.
В первой главе даётся общее представление
о нормативно-правовом и методическом
регулировании делопроизводства
образовательного учреждения итернатного
типа, а также рассматривается организация
работы с документами в ГБОУ «Школа-интернат
№15 VIII
вида».
Во
второй главе дается общая характеристика
инструкции по делопроизводству, а также
приводится методика разработки инструкции
для ГБОУ «Школа-интернат №15 VIIIвида».
В
заключении излагаются выводы, сделанные
в процессе исследования.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Анализ инструкции по делопроизводству конкретного учреждения
Анализ инструкции по делопроизводству
конкретного учреждения
ВВЕДЕНИЕ
делопроизводство инструкция налоговый
В процессе исследования темы курсовой работы «Анализ Инструкции по
делопроизводству на примере конкретного учреждения» автор выбрал объектом
исследования Налоговую инспекцию №16 по г. Щелково». В основе научного
исследования лежит теоретическое обоснование важности и необходимости
использования в организациях Инструкции по делопроизводству.
Объектом исследования является ИФНС №16 по г.Щелково Московской области.
Предметом исследования — Инструкция по делопроизводству данного учреждения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что
вопросы нормативно-правового обеспечения организации и ведения делопроизводства
остаются одними из наиболее актуальных в настоящее время. Организация работы с
документами является важной составной частью процессов управления и принятия
управленческих решений существенно влияющей на оперативность и качество
управления.
Цель работы — проанализировать Инструкцию по делопроизводству в
организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретическое описание процессов делопроизводства.
. Провести анализ деятельности Налоговой инспекции №16.
. Проанализировать технологию работы с документами в Налоговой
инспекции.
. Изучить практику составления Инструкции по делопроизводству в
Инспекции.
. Выявить недостатки в организации делопроизводства Инспекции.
. Разработать и внедрить усовершенствованный вариант Инструкции по
делопроизводству в деятельность Инспекции.
Степень изученности проблемы исследования. На сегодняшний день
наблюдается большое количество работ по различным аспектам выбранной темы.
Документооборот Инспекции ФНС №16 по г. Щелково до нынешнего момента не
анализировался.
Особое внимание при написании работы уделялось рассмотрению и изучению
учебных пособий: Н.П. Крюкова «Документирование управленческой деятельности»,
С.Ю. Кабашов и И.Г. Асфандиярова «Делопроизводство и архивное дело в терминах и
определениях», а также нормативно-методическая базы делопроизводства.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что собранная,
обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет
получить целостное представление как о типовой Инструкции по делопроизводству,
так и о конкретной — Инструкции ИФНС №16 г.Щелково.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений.
В первой главе делопроизводство рассматривается как с теоретической, так
и с практической точки зрения, выделяются основные факторы в работе
делопроизводителя, сущность и начальный этап курсовой работы — анализ
инструкции конкретного учреждения.
Вторая глава является основной частью работы, в ней будет подробно рассмотрена
инструкция Налоговой инспекции ИФНС №16 г. Щелково, ее
организационно-экономическая характеристика.
В третьей главе будет сделана попытка усовершенствовать изученную
инструкцию, так же к ней будут разработаны дополнения. На основе данной
инструкции будут рассмотрены проблемы делопроизводства в ИФНС №16 г. Щелково.
ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты анализа инструкции по делопроизводству
делопроизводство инструкция налоговый
1.1 Сущность понятия
«делопроизводство»
Делопроизводство (документационное обеспечение управления) — это отрасль
деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с
официальными документами.
Термин «документационное обеспечение управления» (ДОУ) вошел в научный
оборот примерно с середины 1970-х гг. в связи с изменением
организационно-технической основы делопроизводства и методологических подходов
к его совершенствованию благодаря активному внедрению в сферу работы с
документами средств вычислительной техники и появлению новых информационных
технологий. Однако, новый термин менее удобен в употреблении, так как он
является словосочетанием из трех слов. Скорее всего, из-за сложности его
употребления не произошла замена терминов («делопроизводства» на
«документационное обеспечение управления»), которые употребляются сегодня как
синонимы.
Тем не менее, между данными терминами все-таки существуют некоторые
различия. Термин «документационное обеспечение управления» подчеркивает
информационно-технологическую составляющую в современной организации
делопроизводства и его лучше употреблять, когда речь идет о компьютерных
технологиях работы с документами. Термин «делопроизводство» преимущественно
используется при описании организационной стороны и традиционных приемов работы
с документами.
Несмотря на то, что документационное обеспечение (делопроизводство) —
достаточно консервативная область деятельности, в настоящее время мы являемся
свидетелями весьма серьезных изменений, которые происходят в документационном
обеспечении. Эти изменения вызваны рядом факторов, среди которых наиболее
значимыми являются:
— изменение законодательства в сфере информации и документации;
— изменение технологии создания, обработки, хранения и
использования документов (применение в процессах управления документами
компьютерной техники, автоматизация делопроизводственных процессов, внедрение и
применение систем электронного документооборота и электронных документов);
— изменения в организации управленческих процессов, которые
могут быть вызваны различными причинами — как изменением
организационно-правовой формы организации, или ее подведомственности, так и
внедрением системы менеджмента качества в соответствии со стандартами СМК, или
иными причинами.
В целях регламентации правил работы с документами, установления единых
требований к документам в организациях разрабатываются инструкции по
делопроизводству. В нормативной базе документационного обеспечения управления в
настоящее время имеется только один нормативный документ, обязывающий
федеральные органы исполнительной власти разрабатывать инструкции по делопроизводству.
Это постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30,
которым утвержден Типовой регламент взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти.
В статье 11 Типового регламента устанавливается, что делопроизводство в
федеральных органах исполнительной власти организуется в соответствии с типовой
инструкцией по делопроизводству, утверждаемой Министерством культуры Российской
Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают свои инструкции по
делопроизводству, согласованные с Федеральным архивным агентством. И хотя это
положение касается только федеральных органов исполнительной власти и остальные
организации вправе регулировать вопросы организации делопроизводства так, как
считают необходимым, в нашей стране давно сложилась устойчивая практика
разработки и применения инструкций по делопроизводству.
Традиционно в инструкциях по делопроизводству описывается порядок работы
с организационно-распорядительной документацией, другие системы документации
при этом не затрагиваются. Представляется более целесообразным при разработке
названных инструкций показывать порядок работы со всеми системами документации,
применяемыми в организации, или дополнительно к Инструкции по делопроизводству
составлять, например, Инструкцию по кадровому делопроизводству.
1.2
Особенности организации делопроизводства
Функция управления документами в организации выполняется службой
документационного обеспечения управления, или службой делопроизводства. Служба
ДОУ — это структурное подразделение организации, на которое возложены функции
по ведению делопроизводства. В любой организации в каждом структурном
подразделении или на каждом участке деятельности должен быть работник,
ответственный за организацию делопроизводства. Это может быть самостоятельная
штатная единица — секретарь подразделения, делопроизводитель — или работник,
совмещающий выполнение делопроизводственных обязанностей с функциональными
обязанностями по основной должности. В последнем случае поручить работнику
подразделения выполнение обязанностей по ведению делопроизводства можно только
на основании приказа (распоряжения) руководителя организации.
Чаще всего подразделение имеет какое-то конкретное название: отдел
делопроизводства, канцелярия, общий отдел, отдел ДОУ и др. В организациях с
большой численностью работников и сложной структурой это может быть департамент
или управление соответственно делопроизводства, документационного обеспечения
или управления документами.
При определении места канцелярии в структуре организации
следует исходить из того, что канцелярия управляет документацией и
документационными потоками всей организации, следовательно, она должна быть
самостоятельным подразделением, пусть и с небольшой штатной численностью (если
объем документооборота не велик), с подчинением непосредственно руководителю
организации или одному из заместителей руководителя, в ведении которого
находятся вопросы информации, документации, архива. Это принципиально важно еще
и потому, что канцелярия непосредственно работает с руководством, решает
вопросы рассмотрения документов, их согласования, контролирует исполнение
документов, ведет справочную работу по документам, в т. ч. по заданиям
руководства, выполняет другие поручения руководства.
Существует три формы организации делопроизводства: централизованная,
децентрализованная и смешанная.
При централизованной форме организации делопроизводства все
операции по обработке документов сосредоточиваются (централизуются) в едином
для всего учреждения центре — канцелярии, общем отделе или у секретаря. Децентрализованная
форма предполагает рассредоточение делопроизводственных операций между
структурными подразделениями учреждения; при этом в каждом из них выполняется
относительно однородный набор делопроизводственных операций. При смешанной
форме операции выполняют централизованно (прием, регистрация, контроль,
размножение документов) и децентрализовано (справочно-информационное
обслуживание, хранение документов, формирование дел).
Система делопроизводства охватывает всю последовательность перемещений
документов в аппарате управления, в ходе которых осуществляются операции по их
приему, передаче, рассмотрению, подготовке, оформлению и отправке. Рационально
организованная система делопроизводства обеспечивает оперативное прохождение
документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени.
Важнейшая составляющая делопроизводства — организация документооборота в
организации. Документооборот — это движение документов в учреждении с момента
их поступления или создания до завершения исполнения или отправки
Основные этапы грамотно построенной системы делопроизводства:
. Централизация операций по приему и отправке документов. Согласно
этому правилу все документы организации, как поступающие (независимо от способа
доставки), так и отправляемые (за исключением поступающих и передаваемых по
факсу и электронной почте и касающихся исключительно компетенции
подразделений), должны обрабатываться в одном подразделении — службе
делопроизводства.
. Исключение необоснованных возвратных движений при прохождении документа.
В процессе документооборота документы могут возвращаться в инстанцию, через
которую они уже проходили, только если это обусловлено деловой необходимостью.
. Организация предварительного рассмотрения поступивших документов
(до передачи их на рассмотрение руководителя). Соблюдение данного правила
позволяет выделить из всей массы документов, поступивших в организацию, те из
них, которые в силу своей важности и значимости для организации должны быть
рассмотрены руководителем.
. Однократность регистрации документов, поступивших в организацию
и отправляемых из организации.
. Вынесение конкретных резолюций, по возможности точно
определяющих исполнителя, поручение, срок исполнения.
. Устранение необоснованных согласований, организация параллельного согласования,
сокращение времени на согласование документа.
. Выполнение технических операций по обработке и передаче документов
техническим персоналом.
. Разделение документов, включенных в документооборот организации, на
документопотоки. Под документопотоком понимается совокупность документов одного
наименования или назначения, движущихся в организации по одному маршруту. Для
каждого документопотока устанавливается определенный маршрут. Как правило, в
документообороте выделяется три документопотока: поступающие (входящие),
отправляемые (исходящие) и внутренние документы. Внутри каждого из них
существуют документопотоки 2-го уровня. Входящие документы включают:
— поступающие из вышестоящих организаций.
— Как правило, они поступают на рассмотрение (и резолюцию) руководителю
организации;
— поступающие из подведомственных организаций (филиалов,
представительств);
— поступающие из организаций, связанных договорными
обязательствами;
— обращения граждан и др.
Аналогично выделяются документопотоки в массиве исходящих и внутренних
документов. Как правило, отдельный документопоток представляют собой документы
ограниченного доступа (с грифом “Конфиденциально”, “Коммерческая тайна” и др.),
работа с которыми ведется по особым правилам, под контролем службы безопасности
организации.
. Выделение среди других так называемых «нерегистрируемых документов».
В данной главе углубленно рассмотрены исторические и теоретические
сведения о сущности понятия «делопроизводство», особенности делопроизводства в
наши дни, выделены такие аспекты как — централизованная, децентрализованная и
смешанная форма организации делопроизводства. Приведен пример этапов грамотно
построенной системы делопроизводства, на основании которого все документы
должны обрабатываться в одном подразделении — службе делопроизводства.
ГЛАВА 2. Анализ инструкции по делопроизводству Налоговой инспекции ИФНС №16 г.
Щелково
2.1
Организационно-экономическая характеристика ИФНС №16
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов,
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и
за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах
компетенции налоговых органов.
Межрайонная инспекция ФНС № 16 по Московской области обслуживает
Щелковский район, а также городские округа Фрязино и Лосино-Петровский.
Управление Федеральной налоговой службы по г. Щелково создано и
функционирует на основании Приказа ФНС России от 19 ноября 2004 года №
САЭ-3-15/99 «О структуре Управления ФНС России» и Положения об Управлении
Федеральной налоговой службы по РФ, утвержденного руководителем ФНС России
А.Э.Сердюковым 23.12.2004 г.
Категории: «Государственное управление общего характера»,
«Управление финансовой и фискальной деятельностью».
Организационно-правовая форма: Бюджетные учреждения.
Тип собственности: Федеральная собственность.
Руководитель: И.О. начальника Смердова Валентина Юзефовна.
Юридический и фактический адрес: 141100, г. Щелково, ул. Советская, 4.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность Инспекции ФНС №16:
Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях, принят
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 30.12.2001
№195-ФЗ, Федеральный закон №128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных
видов деятельности», Федеральный закон № 943-1 от 21.03.1991 «О налоговых
органах Российской Федерации».а также постановлениями Правительства РФ,
внутренними приказами.
Локальные нормативные акты (правила, положения, инструкции) определяют
общие принципы работы организации, устанавливают режим труда и отдыха
работников, должностные функции работников, систему оплаты труда и оценки
персонала, основные права и обязанности сторон трудового договора.
Основным документом Межрайонной инспекции ФНС № 16 является
его Положение. Положение содержит: общие положения; официальное наименование
учреждения; указание на местонахождение учреждения; указание на учредителя;
указание на законодательные и нормативно — правовые акты, в соответствии с
которыми действует учреждение; основные задачи и функции; виды деятельности;
имущество и финансы учреждения; права и обязанности; управление учреждением;
реорганизация и ликвидация учреждения; основные правила работы с документами.
Штатная численность Инспекции ФНС по г.Щелково — 110
человек (таблица 1).
Таблица 1. Структура и численность работников Инспекции ФНС
№16
№ п/п |
Штатная |
|
1 |
Руководитель, |
3 |
2 |
Отдел |
6 |
3 |
Отдел общего и |
7 (начальник, |
4 |
Отдел |
3 |
5 |
Отдел кадров и |
4 |
6 |
Аналитический |
4 |
7 |
Отдел |
6 |
8 |
Отдел работы с |
12 |
9 |
Отдел урегулирования |
12 |
10 |
Отдел |
10 |
11 |
Отдел |
8 |
12 |
Отдел |
10 |
13 |
Отдел |
12 |
14 |
Отдел выездных |
10 |
15 |
Правовой отдел |
3 |
Всего |
110 |
Круг обязанностей, прав, установление взаимоотношений,
должностные обязанности работников Инспекции и квалификационные требования к
ним закреплены и регламентированы должностными инструкциями. Это позволяет
равномерно распределить обязанности и установить подчиненность работников. Все
сотрудники осуществляют свою деятельность в соответствии с разработанными
индивидуальными должностными функциональными инструкциями (ИДФИ).
Штатное расписание — как правовой акт, устанавливает штатную численность
организации, состав должностей и размеры оплаты труда работников. Штатное расписание Инспекции утверждено в год его
создания приказом руководителя.
2.2 Организация делопроизводства и практика составления инструкции по
делопроизводству в ИФНС №16
В Инспекции ФНС №16 мы наблюдаем централизованную форму организации
делопроизводства. Первый заместитель руководителя построил систему
делопроизводства таким образом, что все основные главные функции по организации
документооборота выполняет отдел общего обеспечения. Отдел подчиняется
непосредственно первому заместителю руководителя по общим вопросам. В отделе
работают семь человек: начальник отдела, 3 секретаря (в приемной руководителя и
в приемной заместителей), 2 ведущих специалиста отдела общего обеспечения, 1
специалист АХО. Соответственно, ответственность за организацию и правильную
постановку делопроизводства возлагается на ведущих специалистов и начальника
отдела, что, в свою очередь, закреплено их должностной инструкцией. Секретари
выполняют поручения только своих непосредственных руководителей, и отношения к
делопроизводству не имеют.
Рассмотрим подробно организацию процесса работы с документами в
Инспекции.
. Прием, обработка и распределение поступающих документов.
Документы, поступающие в Инспекцию на бумажных носителях, проходят
первичную обработку: предварительное рассмотрение, регистрацию, рассмотрение
руководством и представление исполнителям. Прием и первичная обработка
документов осуществляется работниками отдела общего обеспечения. Регистрация
входящих документов производится одним из ведущих специалистов отдела в системе
электронного документооборота Lotus Notes, на документе в правом нижнем углу
проставляется дата поступления и номер по порядку. Регистрация входящих
документов осуществляется путем занесения данных в Журнал регистрации входящих
документов в системе Lotus Notes и сканирования документа в карточку. В
Инспекции предусмотрена раздельная система регистрации документов: Входящие
документы на бумажных носителях и по электронной почте; Факсограммы; Обращения,
предложения, жалобы граждан; Запросы на проверку. Регистрация входящих
документов и факсограмм в карточке документа в системе Lotus Notes производится
по следующей форме:
Рис.1. Карточка регистрации входящего документа в системе Lotus Notes
В карточке указывается порядковый номер документа и дата получения,
адресат, адресант, исходящий номер и дата организации, направившей документ,
количество листов и приложений к документу, краткое содержание, ссылки на
предыдущие документы, в приложении прикрепляется сканированный вариант
пришедшего документа.
Номер документа состоит из двух частей — приставка 01, 02, 03 и 04 (01 —
руководитель, 02 — первый заместитель, 03 — заместитель, 04 — заместитель по
общим вопросам) и собственно порядкового номера и выглядит следующим образом:
01/576-вх. При регистрации обращений граждан прибавляется приставка ОГ:
02/344-ОГ. Запросы на проверку регистрируются в отдельной вкладке, к ним
прибавляется приставка ЗП: 01/456-ЗП.
После регистрации документ вкладывается в папку на рассмотрение
руководителю. После наложения резолюции документ копируется ведущим
специалистом в количестве, соответствующем количеству исполнителей (в основном
это заместители руководителя, передающие дела со своей визой в работу).
Бумажный вариант резолюции перепечатывается в систему Lotus Notes.
Сам документ с резолюцией и со штампом Инспекции и входящим номером
подшивается в папку «Входящие документы».
. Регистрация и отправление исходящих документов.
Перед регистрацией проверяется правильность адресации, наличие подписей,
приложений, фамилия, инициалы и номера служебного телефона исполнителя. При
регистрации исходящей корреспонденции специалистом на исходящем документе
ставится индивидуальный порядковый номер (регистрационный номер документа), при
ответе на поступивший в Инспекцию документ, ставится ссылка. Регистрация
исходящих и внутренних документов в системе Lotus Notes производится по той же
схеме, что и входящая документация.
Номер документа состоит из двух частей — приставка 01, 02, 03 и 04 (01 —
руководитель, 02 — первый заместитель, 03 — заместитель, 04 — заместитель по
общим вопросам) и собственно порядкового номера и выглядит следующим образом:
01/576-исх. При регистрации ответов на обращения граждан прибавляется приставка
ОГ: 02/344-исх/ОГ.
Рис.3.
Диаграмма наиболее распространенных исходящих документов
Как
видно из диаграммы, основной объем исходящих писем составляют ответы на
заявления граждан и письма по профильной деятельности Инспекции.
3. Порядок прохождения внутренних документов.
Внутренняя документация проходит следующие этапы: подготовка проекта
документа, перепечатка, регистрация, согласование, визирование, подписание,
исполнение.
Приказы по общей деятельности регистрируются ведущим специалистом отдела
общего обеспечения, размножаются и рассылаются исполнителям, которые в свою
очередь на оригинале документа ставят подпись о получении. Оригинал документа
подшивается в папку «Приказы».
Регистрационный номер документа (приказа, распоряжения) заносится в
журнал регистрации приказов. Копии подписанных руководителями распорядительных
документов (приказов) в обязательном порядке копии приказа рассылаются в
структурные подразделения, в ведении которых находятся рассматриваемые вопросы
или доводятся до сведения всех сотрудников Инспекции.
Приказы по личному составу регистрируются сотрудниками отдела кадровой
политики по следующему принципу:
1. Приказы о приеме и увольнении регистрируются под литерой «Л».
2. Приказы по отпускам и переводам — под литерой «К».
. Приказы об учебах и командировках — под литерой «У».
Журнал регистрации распоряжений идентичен журналу регистрации
распоряжений.
Приказы и распоряжения хранятся в отдельной папке в отделе общего
обеспечения под ответственностью начальника отдела.
Докладные записки на имя руководителя и аналогичные внутренние документы
после рассмотрения должностным лицом передаются в структурное подразделение или
помещаются дело.
. Организация хранения документов.
Хранение документов в Инспекции осуществляется следующим образом: папки,
в которые подшиваются приказы по личному составу, хранятся в специальном шкафу
в отделе кадровой политики, поскольку данные документы очень часто
используются. Все приказы подшиты в дело, каждый листок пронумерован, в конце
дела помещается итоговая внутренняя опись о количестве подшитых листов,
проставлена подпись директора и печать учреждения. Однако отсутствует
внутренняя опись в начале дела, неправильно оформлена обложка, нет сводной
описи. Остальные документы без заведения дел и составления описей складываются
в коробки и спускаются в специальное помещение для хранения документации.
Документы, составленные и полученные в ходе работы отдела общих технологий
систематизированы специалистами ООО «Архивист» по хронологии, по номинальному,
по предметно — вопросному признакам.
Выше нами были выявлены все процессы делопроизводства,
актуальные для Инспекции ФНС №16, теперь нужно определиться с объемом
документов относительно каждого из них.
В качестве отчетного периода мы возьмем один год. Далее,
подсчитаем объем документооборота не только за прошедший, но и за два
предыдущих года, чтобы определить динамику роста/спада количества документов.
Таблица 2. Объем документооборота Инспекции за 2011-2013 гг.
Вид документа |
Количество |
2011 год |
|
Входящие письма |
823 |
Исходящие |
659 |
Служебные |
80 |
ОРД |
204 |
Проверки |
1101 |
Общее |
2867 |
2012 |
|
Входящие письма |
1001 |
Исходящие |
841 |
Служебные |
94 |
ОРД |
250 |
Проверки |
1125 |
Общее |
3311 |
2013 |
|
Входящие письма |
1427 |
Исходящие |
905 |
Служебные |
97 |
ОРД |
257 |
Проверки |
1131 |
Общее |
3817 |
Рис.4. Объем документооборота Инспекции за 2011-2013 гг.
Как видно из графика, в Инспекции наблюдается значительное
повышение объема документооборота в условиях общей компьютеризации, возрастание
количества заявок от граждан, в следствие чего увеличению писем относительно
профессиональной деятельности.
Организационно-распорядительные документы (включая приказы по
кадрам) также идут практически вровень — предоставление отпусков, приказы о
поощрении, по личному составу, по основной деятельности.
Инструкция
по делопроизводству разрабатывается в целях совершенствования документационного
обеспечения управления и повышения его эффективности путем унификации состава и
форм управленческих документов, технологий работы с ними и обеспечения контроля
исполнения документов.
Инструкция
устанавливает общие требования к функционированию служб документационного
обеспечения управления, документированию управленческой деятельности и
организации работы с документами в организации.
Организация,
ведение и совершенствование системы документационного обеспечения управления на
основе единой технической политики и применения современных технических средств
в работе с документами, методическое руководство и контроль за соблюдением
установленного порядка работы с документами в подразделениях организаций
выполняются отделом документационного обеспечения. Инструкция по
делопроизводству Инспекции ФНС №16 г. Щелково была разработана в 2005 году, она
небольшая, обновлялась в 2012 году, содержит следующие основные разделы:
общая
часть,
правила
составления и оформления документов,
порядок
работы с документами,
обеспечение
сохранности документов.
Инструкция
по делопроизводству утверждена приказом руководителя Инспекции.
В
главе 2 рассмотрено определение ИНФС №16, структура работы инспекции,
нормативные акты, регулирующие ее деятельность. Автор приводит пример таблицы
штатной численности в количестве ста десяти человек, так же в инспекции
присутствует централизованная форма документооборота.
Приведены
диаграммы изменения в течение времени работы организации по документации.
Указан
порядок составления документов до дальнейшего рассмотрения руководителем или
отправки в иные отделы, прием и обработку входящих документов, составление
исходящих, порядок прохождения внутренних документов и особенности работы в
системе Lotus Notes.
Особое
внимание уделено Инструкции по делопроизводству в ИНФС №16 и ее структуре.
ГЛАВА 3.
Совершенствование инструкции по делопроизводству Налоговой инспекции ИФНС №16
г. Щелково
.1 Проблемы
делопроизводства в ИФНС №16, разработка дополнений к инструкции по
делопроизводству
Одним из главных недостатков в организации делопроизводства ИФНС №16
является отсутствие новой Инструкции по делопроизводству.
Соответственно, необходимо внести коррективы в существующую Инструкцию по
делопроизводству ИФНС №16 для официального документального закрепления правил
оформления писем. Также в Инструкции отсутствует раздел, характеризующий
основные понятия, которые используются в тексте данного нормативного документа.
Инструкция не содержит раздела, где бы отражались основные правила учета,
хранения и уничтожения бланков организации, где были бы прописаны лица,
ответственные за этот процесс.
Рекомендуется также создать шаблоны документов в электронной форме, а
также внести изменения в Инструкцию по делопроизводству относительно оформления
деловых писем, которые необходимо направить всем сотрудникам ИФНС №16.
Итак, основным недостатком в работе отдела общего обеспечения автор
назвал отсутствие новой усовершенствованной Инструкции по делопроизводству.
были разработаны дополнения к Инструкции по делопроизводству Инспекции.
Следующие пункты мы предлагаем включить в соответствующие разделы.
Включить в Инструкцию необходимый раздел II.. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В Инструкции используются следующие основные понятия:
автор документа — физическое или юридическое лицо, создавшее документ;
. Словарь инструкции по делопроизводству в ЮУрГУ
бланк документа — набор реквизитов, идентифицирующих автора официального
письменного документа;
2. Словарь инструкции по делопроизводству в ЮУрГУ
вид документа — принадлежность документа к определенной группе документов
по признакам содержания и целевого назначения;
3. Словарь инструкции по делопроизводству в ЮУрГУ
документ — официальный документ, созданный государственным органом,
органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный
в установленном порядке и включенный в документооборот Инспекции;
. Словарь инструкции по делопроизводству в ЮУрГУ
документирование — фиксация информации на материальных носителях в
установленном порядке;
. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти от
15 июня 2009 года №477
документооборот — движение документов с момента их создания или получения
до завершения исполнения, помещения в дело и (или) отправки;
. Словарь инструкции по делопроизводству в ЮУрГУ
дело — совокупность документов или отдельный документ, относящиеся к
одному вопросу или участку деятельности Инспекции;
. Словарь инструкции по делопроизводству в ЮУрГУ
копия документа — документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника
документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы;
. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти от
15 июня 2009 года №477
номенклатура дел — систематизированный перечень наименований дел,
формируемых в Инспекции, с указанием сроков их хранения;
. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти от
15 июня 2009 года №477
обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление
или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган
местного самоуправления;
. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ
оформление документа — проставление необходимых реквизитов, установленных
правилами документирования;
. Словарь инструкции по делопроизводству в ЮУрГУ
регистрация документа — присвоение документу регистрационного номера и
запись в установленном порядке сведений о документе;
. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти от
15 июня 2009 года №477
реквизит документа — обязательный элемент оформления документа;
. Словарь инструкции по делопроизводству в ЮУрГУ
система электронного документооборота — информационная система,
обеспечивающая сбор документов (включение документов в систему), их обработку,
управление документами и доступ к ним);
. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти от
15 июня 2009 года №477
сканирование документа — получение электронного образа документа;
. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти от
15 июня 2009 года №477
служебный документ — официальный документ, используемый в текущей
деятельности Инспекции;
. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти от
15 июня 2009 года №477
формирование дела — группировка исполненных документов в дело в
соответствии с номенклатурой дел;
. Энциклопедия делопроизводства Раздел 3. Организация работы с
документами. Часть 3.2. Оперативное хранение документов
шаблон бланка (унифицированной формы документа) — бланк документа
(унифицированная форма документа), представленный в электронной форме;
. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти от
15 июня 2009 года №477
экспертиза ценности документов — изучение документов на основании
критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора
их для включения в состав национального фонда;
. Энциклопедия делопроизводства Раздел 3. Организация работы с
документами. Часть 3.2. Оперативное хранение документов
электронный документ — документированная информация, представленная в
электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с
использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по
информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных
системах;
. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от
27 июля 2006 года ст. 2 Основные понятия
электронный документооборот — документооборот с применением
информационной системы;
. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от
27 июля 2006 года ст. 2 Основные понятия
электронный образ документа — электронная копия документа, изготовленного
на бумажном носителе;
. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от
27 июля 2006 года ст. 2 Основные понятия
электронная цифровая подпись — информация в электронной форме, которая
присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации)
или иным образом связана с такой информацией и которая используется для
определения лица, подписывающего информацию.
. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от
27 июля 2006 года ст. 2 Основные понятия
юридическая сила документа — свойство официального документа, сообщаемое
ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и
установленным порядком оформления.
. Словарь инструкции по делопроизводству в ЮУрГУ
Соответственно, имеющийся раздел 2 будет разделом №3.
В подраздел 3.4. Общие требования к составлению и оформлению документов
раздела III ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ добавить:
.1.4. Документы печатаются согласно ГОСТу Р 6.30-2003.
При подготовке документов используется шрифт Times New Roman размером № 12 (для оформления табличных материалов),
13, 14 (для остальных документов в зависимости от объема текста) через 1-1,5
интервала, с абзацным отступом 1.25 см., выравнивается по ширине листа,
начертание шрифта — обычный, при этом документ должен иметь поля:
левое — 20 мм, правое — 10 мм, нижнее — 20 мм, верхнее — 20 мм
(Приложение 1).
Также рекомендуется добавить пункт Учет бланков документов, поскольку это
нигде не оговорено.
. Организация работы по заказу на изготовление и учету бланков документов
Инспекции возлагается на отдел общего обеспечения, который составляет заявки на
изготовление бланков документов, а также, при необходимости, их образцы
(макеты); оформляет заказы на изготовление печатно-бланочной продукции в типографии;
осуществляет получение изготовленных бланков документов.
. Гербовые бланки изготавливаются на стандартных листах бумаги формата А4
(210 х 297 мм), а также должностные бланки для оформления резолюций и иных
поручений на бумаге формата А6 (105 х 148 мм).
. Изготовление гербовых бланков производится типографским способом либо
иным способом, в том числе с помощью компьютерной техники, в соответствии с
требованиями ГОСТ Р 6.30 — 2003 «Унифицированные системы документации…».
. Бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации
изготавливаются полиграфическими предприятиями, имеющими выданные
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти лицензии на
соответствующий вид деятельности, по заказу Инспекции.
. Бланки документов Инспекции подлежат учету. Учет бланков ведется
раздельно по видам бланков в журнале учета выдачи бланков. Бланки выдаются
работникам структурных подразделений Инспекции под роспись в журнале учета
выдачи бланков (журнал учета бланков в Инспекции имеется).
. Бланки документов используются строго по назначению и хранятся в
надежно запираемых шкафах.
. Допускается использование только пронумерованных бланков. Номера на
бланках проставляются в отделе общего обеспечения с помощью специального
штампа.
. Ответственность за обеспечение сохранности бланков и правильность их
использования несут работники отдела общего обеспечения Инспекции.
. Образцы бланков и электронные шаблоны бланков документов Инспекции
утверждаются руководителем Инспекции.
. Порядок изготовления, использования, учета, хранения и уничтожения в
Инспекции устанавливается руководителем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе информация стала полноценным ресурсом
производства, важным элементом социальной и политической жизни общества.
Качество ДОУ определяет качество управления. Для повышения эффективности
управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с
документами, так как всякое управленческое решение документируется. В целях
регламентации правил работы с документами, установления единых требований к
документам в организациях разрабатываются инструкции по делопроизводству. В
нормативной базе документационного обеспечения управления в настоящее время
имеется только один нормативный документ, обязывающий федеральные органы исполнительной
власти разрабатывать инструкции по делопроизводству. В рамках исследования мы
проанализировали деятельность ИФНС №16 по г.Щелково в рамках организации
делопроизводства. В Инспекции ФНС №16 мы наблюдаем централизованную форму
организации делопроизводства. В Инспекции прослеживается смешанное
делопроизводство с использованием как бумажных, так и электронных носителей.
Ежегодно в Инспекции наблюдается значительное повышение объема документооборота
за счет условий общей компьютеризации, возрастания количества заявок от
граждан, в следствие чего увеличения писем относительно профессиональной
деятельности.
Проанализировав деятельность отдела общего обеспечения, мы
выявили большой недостаток: в Инспекции используется устаревшая Инструкция по
делопроизводству.
Автором работы добавлены новые пункты для
включения в основные разделы Инструкции по делопроизводству Инспекции. Был
произведен углубленный анализ инструкции по делопроизводству и ее возможная
корректировка, цели и задачи курсовой работы были достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Перечень типовых управленческих документов,
образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв.
Росархивом 06.10.2000 (в ред. от 27.10.2003).
2. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных
органах исполнительной власти. — М.: Росархив, ВНИИДАД, 2001.
. ГОСТ Р 6.30-2003. «Унифицированные системы
документации. Унифицированная система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению документов». — М.: Изд-во стандартов,
2003. — 16 с.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
С 2010 года
1. Андреева В.И. Делопроизводство: практ. пособ./
В.И.Андреева.- 9-е издание, перераб. и доп., — М.: ЗАО «Бизнес-школа»
Интел-Синтез, 2010. — 192 с.
. Кирсанова Н.В. Современное делопроизводство: уч. пособ.- М:
ИНФРА — М; Новосибирск, 2010. — 288 с.
. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (Организации и технологии
документационного обеспечения управления).- М:ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез,
2010. — 341 с.
. Кушнаренко Н.Н. Документоведение:учеб.-К.
:Знание,КОО,2011.-460с.
. Лихачев М.Т. Документы и делопроизводство: справ. пособ.
-М.: ИНФРА -М, 2011.-212 с.
. О системах СЭД. Краткий обзор // Делопроизводство и
документооборот на предприятии, 2011. — №5. — с.30-34.
. Организация работы с документами: учеб./ Под общ. ред.
проф. В.А. Кудряева. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2012. — 592
с.
. Современные технологии делопроизводства и
документооборота// Делопроизводство, 2012. — №4. — с.17-25.
. Кабашов С.Ю. Организация общего и специального
делопроизводства в органах местного самоуправления: учеб. пособ. Гриф УМО по
историко-архивоведению. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 421 с.
. Технологии работы с документами в современных условиях //
Секретарь-референт, 2013. — №2. — с.5-9.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
До 2009 включительно
1.Янковая, В.Ф. Как организовать делопроизводство.- М.:
МЦФЭР, 2004.-298 с.
.Рогожин, М.Ю. Документационное обеспечение управления:
Практ. пособ.- М.: Высшая школа, 2008. -192 с.
.Делопроизводство: учеб. для ВУЗов/ Т.А.Быкова, Л.М. Вялова,
Г.Ю.Максимович, Л.В.Санкина; под общ. ред. проф. Т.В.Кузнецовой.- М.: МЦФЭР,
2009. — 544 с.
.Кабашов С.Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и
определениях: учеб. Пособие / С. Ю. Кабашов, И. Г. Асфандиярова. — М.: Флинта. —
2009. — 292 с.
.Кабашов С.Ю., Асфандиярова И.Г. Делопроизводство и архивное
дело в терминах и определениях. Гриф УМО по историко-архивоведению. -М.:Наука;
Флинта, 2009.- 296 с.
.Кабашов С.Ю. Организация делопроизводства в органах местного
самоуправления. Гриф УМО по историко-архивоведению. — Уфа: БАГСУ, 2009. — 305
с.
НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Положение ГУЧ Инспекция ФНС по г.Щелково №16,
принято Приказом руководителя №2-п от 27.12.2004.
. Штатное расписание N 1-ШР от 27декабря 2004 г,
утвержденное Приказом руководителя №3-п от 27.12.2004.
Приложение
Основные правила, соблюдаемые при оформлении текста документа
Образец оформления текста ответа на поступившее письмо от граждан
→→→→→→→Иванову И.И.
Никольский п.,
д.1, кв.1, г.Москва,
Российская Федерация,119045
(либо адрес электронной почты)
abcd12345@mail.ru
Уважаемый Иван Иванович!
Текст письма текст письма текст письма текст письма текст письма текст
письма текст письма текст письма текст письма текст письма текст письма текст
письма текст письма текст письма текст письма текст письма текст письма текст
письма текст письма текст письма текст письма текст письма текст письма текст
письма текст письма текст письма.
Первый заместитель
руководителя→→→→→→→→Н.А.Ставридов

Ольга Глухова
Эксперт по предмету «Документоведение и архивоведение»
Предложить статью
Понятие и структура инструкции по делопроизводству
Для того чтобы грамотно организовать службу документационного обеспечения управлением и целостной системы делопроизводства необходимо организовать нормативно-методическую базу делопроизводства, позволяющую правильно создавать и оформлять документы, придавать им юридическую силу, а также организовывать документооборот, обеспечивать сохранность документов, а также их использование в процессах текущей деятельности организации.
В процессе работы с документами, которые образуются в процессах деятельности любого предприятия, необходимо соблюдение правил документирования, существенно облегчающих работу целостной организации, а также ее отдельных структурных подразделений и должностных лиц. Один из важных нормативных документов – это инструкция по делопроизводству.
Определение 1
Инструкция по делопроизводству, то есть документационному обеспечению управления – это основной локальный нормативный акт, которым регламентируется процесс документирования и организации работы с документами в конкретной организации, учитывая ее специфику.
Замечание 1
Цель инструкции – отразить весь процесс работы с документами, все технологические операции в их логической последовательности.
Правовое основание для разработки инструкции по делопроизводству базируется на:
- законодательных и иных нормативных правовых актах РФ в области информации, документации и архивного дела;
- правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти;
- методических рекомендациях, касающихся разработки инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.
«Разработка инструкции по делопроизводству» 👇
Структура инструкции по делопроизводству не обладает четкой регламентации нормативно-методическими документами. Обычно инструкция состоит из общих положений, тематических разделов и приложений.
Основные разделы инструкции
Разделом «Общие положения» устанавливается сфера распространения инструкции, цель разрабатываемой инструкции, нормативно-методическая база, сфера ее действия и ответственность сотрудников за соблюдение правил, которые устанавливаются инструкцией, а также подразделение или должностное лицо, которое отвечает за единый порядок и организацию работы с документами внутри организации.
Тематические разделы – важнейшие, содержат прописанные особенности работы с документацией. Как правило, они начинаются разделом «Правила составления и оформления документов», в котором определяются:
- типы и разновидности документов, которые используются с целью задокументировать распорядительную, организационную, информационную деятельность;
- ряд общих правил подготовки отдельных типов распорядительных документов, в том числе порядок визирования, согласование, утверждение и подписание.
Раздел «Организация документооборота и исполнение документов» состоит из нескольких подразделов, включая первичную обработку поступающих, то есть входящих документов, обработку и передачу отправляемых документов, порядок прохождения внутренних документов, а также контроль исполнения документации, порядок учета общего объема документооборота и пр.
В отдельный раздел выделена регистрация документов, в которой представлен порядок регистрации всех документопотоков, сроки, а также формы и методы регистрации и правила индексации документов.
Разделом инструкции «Контроль за исполнением документов» устанавливаются категории документов, которые подлежат обязательному контролю, порядку их постановки на контроль, технологии контроля, обязанности исполнителей, типовые сроки исполнения, а также порядок обобщения данных по контролю за исполнение документов, порядке информирования руководителей об исполнительской дисциплине.
Раздел «Оперативное хранение документов» состоит из:
- правил хранения документов в службе делопроизводства, а также в структурных подразделениях предприятия;
- установления ответственности определенных должностных лиц за сохранность документации;
- правил формирования отдельных категорий документации в дела;
- порядка систематизации и индексации дел.
Раздел «Подготовка документов к сдаче в архив» состоит из:
- порядка проведения экспертизы ценности документов;
- правил подготовки дел к передаче на хранение;
- требований к описанию и оформлению дел и порядка передачи дел в архивы.
Состав тематических разделов может быть изменен и дополнен, в зависимости от условий работы и принятых технологий делопроизводства. В инструкции по делопроизводству могут содержаться разделы по работе с обращениями граждан, а также с документацией, имеющей ограниченную сферу распространения (ДСП), по техническому обеспечению подготовки документации и пр.
К инструкциям по делопроизводству обычно составляются приложения, в которых должен содержаться максимум справочно-иллюстративного материала, систематизированного в порядке расположения разделов. В приложения могут помещать схемы документопотоков, оттиски печатей и штампов, а также образцы бланков, образцы заполнения форм документов, примеры оформления отдельных типов документации, перечень контролируемых документов, формы их учета и формы номенклатуры дел.
Иными словами, можно сказать, что инструкция по делопроизводству играет важную роль в работе любого предприятия, выступает в качестве инструмента совершенствования работы с документацией, так как в ней содержатся правила подготовки и оформления документов, устанавливается рациональных порядок прохождения и обработки документов, регламентируется процедура прохождения экспертизы ценности документов и пр. Правильно составленная и доведенная до каждого сотрудника инструкция по делопроизводству дает возможность сводить к минимуму ошибки в работе, а также унифицирует процессы, чем повышается их результативность.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме