Ребенок понимает простые инструкции дополняемые жестом


Под ограничениями жизнедеятельности у детей понимается отклонение от нормы деятельности ребенка в различные возрастные периоды вследствие нарушения функционального состояния организма, которое ограничивает его способность выполнять определенный комплекс интегрированной деятельности.

Развитие ребёнка на первом году жизни

Обучение и применение знаний

Процессы, определяющие развитие познавательной деятельности, поведения и личности ребёнка, интенсивно формируются уже в младенческом возрасте в условиях постоянного взаимодействия с окружающим миром. С момента рождения включаются нейрофизиологические механизмы восприятия, запечатления и анализа информации. Даже в самом раннем возрасте перцептивные системы дают младенцу достаточно информации, чтобы на её основе он мог попытаться решить реальную двигательную задачу. И только после многократных повторений различных движений, служащих решению определённой задачи, возникают стабильные двигательные навыки. А сформированность навыка – есть обучение. 

Одной из наиболее важных когнитивных функций является внимание. Умение концентрировать внимание оказывает большое влияние на развитие интеллекта. Внимание – когнитивная способность, заключающаяся в возможности сосредоточиться на определённом объекте, явлении, процессе, представляющихся наиболее интересными или важными. Оно даёт возможность концентрации восприятия или интеллектуальной деятельности и является важнейшей составляющей познавательной сферы. 

С рождения до 2-3 месячного возраста внимание обеспечивается наведением на перемещающийся объект и слежением за ним с помощью глазных движений. Поведенческим показателем восприятия объекта новорождённым являются глазные движения – слежение и фиксация взора. Ребёнком легче обнаруживаются движущиеся предметы. Глазные движения, благодаря наведению глаз на объект и его удержанию в поле зрения, являются основным проявлением зрительного внимания, способствующего восприятию. Дети с первых дней жизни поворачивают глаза в направлении движущегося предмета. Сначала это слежение осуществляется при плохой согласованности движений обоих глаз, но к месячному возрасту, фиксация становится бинокулярной.

Уже в периоде новорождённости ребёнок может реагировать не только на движущийся, но и на неподвижный объект. 

После 2-3 месяцев жизни внимание младенца в равной мере привлекают перемещение знакомого предмета и новые неподвижные предметы, то есть, появляется способность к выделению новизны, сравнению «нового» со «знакомым». Появляется способность к запечатлению эталонов увиденных предметов, способность к дифференцированному восприятию и когнитивному запоминанию, основанному на развитии селективного дифференцированного восприятия. В развитии когнитивных процессов в младенческом возрасте важная роль принадлежит формированию эмоциональной сферы.

Появляющийся на 3 месяце жизни комплекс положительных эмоциональных реакций («комплекс оживления») стимулирует развитие внимания и информационных процессов. Предпочтение нового объекта, отражающееся эмоциональной активацией ребёнка, сохраняется в течение всего периода раннего детства. Эмоциональная активация облегчает восприятие и анализ внешней информации, способствуя развитию когнитивных функций. Дефицит или отсутствие зрительной информации оказывает выраженное негативное влияние на концентрацию внимания и эмоциональную сферу.

Привлечение внимания к новым предметам способствует более быстрому и чёткому их восприятию, которое выражается в поведенческой реакции как двигательной (поворот глаз, головы, движения рук), так и эмоциональной (улыбка, вокализации) в виде «комплекса оживления». Восприятие и внимание тесно взаимодействуют. Внимание облегчает восприятие информации. Это обеспечивает развитие познавательной деятельности ребёнка.

Важным этапом функционального созревания коры больших полушарий, существенно сказывающимся на поведенческих реакциях и когнитивной деятельности ребёнка, является трёхмесячных возраст. Привлечение внимания к новым предметам способствует более быстрому и чёткому восприятию их, поскольку им адресованы все поведенческие реакции – двигательные (поворот глаз, головы, движения рук) и эмоциональные (улыбка, вокализации), объединяющиеся в «комплексе оживления».

В течение первых месяцев жизни у ребёнка возрастают возможности распознавания лица. На 4-5 месяце жизни возрастает способность дифференцировать выражение лица. Изменения в ориентации лица (анфас, профиль) ребёнок улавливает в 4-5 месяцев. В 5 месяцев дети реагируют на живое лицо и не реагируют на его фотографию. В 7 месяцев — отличают живое лицо от фотографии. 

С четырёхмесячного возраста появляются элементы «скрытого внимания», за счёт которого в шестимесячном возрасте облегчается восприятие новых объектов, получающие у ребёнка явное предпочтение.

Облегчению восприятия способствует также эмоциональная активация. Процессы восприятия и внимания тесно взаимодействуют друг с другом. Внимание облегчает восприятие информации, а возможность анализировать информацию внешнего мира создаёт условия для привлечения и поддержания внимания. Это обеспечивает нарастающее развитие познавательной деятельности ребёнка. 

Во втором полугодии жизни появляются элементы произвольности в поведении ребёнка, возникают проявления произвольного направленного внимания (ожидание появления исчезнувшего из поля зрения привлекательного предмета), появляется возможность начальных форм обобщения и абстрагирования.

На базе развивающихся механизмов восприятия, внимания, эмоциональной сферы формируется речевая функция. Речь как коммуникативная функция созревает в процессе общения ребёнка с взрослым. Уже на первой неделе жизни обращение к ребёнку, особенно с негромкой медленной речью, приводит к его успокоению и постепенному переходу к попыткам подражательных реакций, возникающих на фоне эмоционального возбуждения – гулению. При этом начинают развиваться соответствующие артикуляционные механизмы будущей речи. Подражание взрослому сочетается с повторениями собственных звуков. Максимальный период гуления приходится на 4-6 месяцев и плавно переходит в лепет, когда ребёнок начинает подолгу произносить различные слоги самопроизвольно и подражательно. 

Начиная со второго полугодия жизни под влиянием эмоционального общения ребёнка с взрослым, развиваются коммуникативные способности, понимание речи и познавательные функции. Ребёнок, показывая предмет, пытается его называть. Формируются первые речевые реакции. К году активный словарь ребёнка содержит от 10 до 15 слов. 

В конце первого года жизни у ребенка обнаруживается практическое мышление в форме решения им различных задач с использованием обходных путей и средств для достижения цели.

Мобильность

Движения, которые осваивает ребёнок сам или те, которым его учат взрослые – это произвольные движения. Учится ли он ходить или бегать, складывать кубики или завязывать шнурки, выводит первые каракули или осваивает сложность застегивания или расстегивания пуговиц – он осваивает произвольные движения. 

Произвольные движения – филогенетически самые молодые, но и самые сложные, отражающие способность человека формировать последовательность действий, предвидеть результат, вносить коррекцию по ходу действия.

Среди анализаторов центральной нервной системы (ЦНС), имеющих непосредственное отношение к регуляции движений, более зрелой и готовой к функционированию к моменту рождения ребёнка является система тактильного и двигательного анализаторов. У новорождённого двигательная активность выражается в хаотичных нескоординированных движениях, обусловленных преобладанием подкорковых реакций, общего и локального характера, обеспечивающих функции питания, защиты и т.д. Эти рефлекторные реакции протекают на фоне повышенной напряженности мышц и обладают большой вариабельностью.

Возрастающее участие коры больших полушарий в регуляции двигательной активности на первом году жизни ребенка способствует уменьшению общего тонического напряжения мышц, установлению баланса активности мышц-антагонистов верхних конечностей и увеличению с 3-4 месяцев жизни амплитуды движений рук. 

Первые крайне непрочные условные рефлексы на проприоцептивный раздражитель (пассивное сгибание ножки ребёнка в коленном суставе) появляются на 3-4 неделе жизни ребенка и приобретают относительное постоянство в возрасте 3-4 месяцев. 

Период от 1 до 4 месяцев характеризуется неспособностью к организации произвольных движений из-за высокого мышечного тонуса и несформированностью зрительно-двигательной функциональной системы.

От 5 месяцев до 1 года – период формирования зрительно-двигательной функциональной системы и принятия ребёнком вертикальной позы. Он характеризуется недостаточной координацией произвольных движений. Характерные для возраста 1,5-2 месяцев грубые формы анализа проприоцептивных сигналов постепенно совершенствуются к 7-8 месяцам жизни. В этот период у детей появляется способность выполнять изолированные движения одной рукой. 

К 7-му месяцу обнаруживается способность детей совершать (при их пассивной поддержке под руки) попеременные шагательные движения. Структура этих движений, включая закономерности изменений суставных углов, межконечностную и межсуставную координацию, сравнительно совершенна.

К возрасту 7 месяцев основной рисунок шагания сформирован, но не проявляется вследствие незрелости механизмов поддержания равновесия тела в вертикальном положении и недостаточной силы для перемещения ног. Период от 1 года до 2 лет характеризуется малой точностью произвольных движений из-за отсутствия баланса активности мышц-антагонистов и несовершенства нервно-мышечной регуляции. Сложно координированные движения типа ходьбы и бега в этот период примитивны.

Общение

При определении ограничений жизнедеятельности в категории «общение», основываясь на МКФ, рассматриваются следующие составляющие: восприятие сообщений при общении, передача сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения. При определении ограничений в общении у детей следует использовать как вербальные, так и невербальные методы восприятия и передачи информации, в том числе: снижение способности понимать речь, понимать письменный язык; отсутствие, задержку или нарушение развития речи или утрату способности разговаривать, видеть, слышать и т.д.

Поведенческим показателем восприятия объекта новорождённым являются глазные движения – слежение и фиксация взора. При этом ребёнком легче обнаруживаются движущиеся предметы.

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. В 1-2 месяца отмечается реакция сосредоточения на речевое общение с ребёнком, его ответная реакция — улыбка при общении. В 1,5 — 3 месяца у ребенка появляется специфическая для данного возраста голосовая реакция, называемая гулением (первая стадия лепета): «а-аа», «г-у», «ш-и», «бу-у», «эи» и др. Обычно гуление — это произнесение гласных звуков «а», «ы», «у», возможно в сочетании с согласными, например, «у-у-у-у» или «гу-у-у-у». При этом отмечается комплекс оживления (т.е. эмоционально-двигательная реакция) при общении с взрослыми.

После 2-3 месяцев жизни ребёнок способен воспринимать неподвижные объекты. На этом этапе развития объект воспринимается как недифференцированное целое.

В возрасте 3-х месяцев, ребёнок зрительно воспринимает объекты, находясь в вертикальном положении. Он ищет глазами источник звука. У него появляется ответная реакция в виде «комплекса оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним. В 4 месяца ребёнок поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. Различает красный и жёлтый цвета. Различает предметы по размеру. У него появляется повышенное внимание к новым предметам, он ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, тянется к нему. Ребенок проявляет радость, громко смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение, у него легко возникает «комплекс оживления» при бодрствовании.

Способность к общению у детей до 4-х месяцев обусловлена преимущественно общением с матерью, окружающими лицами и предъявляемыми объектами наблюдения. В 4 месяца можно наблюдать «свирель»: «аль-ле-е-лы», «аты-аы» и т.п. Отмечается дифференцированность комплекса оживления, т.е. разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребёнок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Появляется смех. 

В возрасте 5 месяцев малыш отличает близких людей от чужих по внешнему виду. Узнает голос матери или близкого человека; различает интонацию голоса и по-разному на неё реагирует. Радуется общению с другим ребёнком, берет у него из рук игрушку. В 5 месяцев ребёнок дифференцирует направления звука, т.е. ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки.

Во втором полугодии жизни ребёнок уже дифференцирует выражение лица, понимает своё имя. Он по-разному реагирует как на различную мимику и жесты, так и на своё и чужое имя. Различает зелёный и синий цвета. Долго занимается игрушками. 

В 6 месяцев у ребёнка формируются целенаправленные движения, которые осуществляются под контролем зрения. Развивается произвольная регуляция движений глаз, что обеспечивает получение пространственной зрительной информации и определяет развитие и совершенствование движений.

В 6-7 месяцев гуление переходит в лепет, т.е. многократное повторение слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Появляется готовность к совместной игровой деятельности. В 7-8,5 месяцев лепет становится более отчётливым, ребёнок произносит слоги: «ба-ба», «да-да-да» и т.п. В 8,5-9,5 месяцев наблюдается модулированный лепет: повторяет слоги с разнообразными интонациями. Отмечается реакция на незнакомое лицо. Этот период является промежуточным этапом между лепетом и появлением первых слов. Лепет становится похожим на слова (так называемые «лепетные слова»), состоящие уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: «ба-ба», «па-па». Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами. Можно наблюдать общение с помощью жестов, игра в «ладушки».

В 8 месяцев ребёнок смотрит на действия другого ребенка и смеётся или лепечет. По вербальной просьбе взрослого без показа выполняет разученные ранее действия («ладушки», «дай ручку»). Созревание нервных элементов с более высокой разрешающей способностью создаёт условия для дальнейшего анализа изображений и различения отдельных признаков объекта. Формирование и взаимодействие различных механизмов анализа обеспечивает инвариантность опознания предметов к концу первого года жизни. Ребёнок различает целостные объекты и их отдельные признаки. Стремится передать собственное состояние взглядом и жестом. 

В 9 месяцев для ребёнка предпочтительным является восприятие формы объекта как интегрированного целого. Он дифференцированно реагирует на звуки — выполняет плясовые движения под музыку.

В 9,5-18 месяцев произносит слова: ма-ма, ба-ба, ам-ам и т.д. В речи имеются звукоподражательные слова-обозначения: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п. В этот период наблюдается ситуационное понимание обращенной к ребёнку речи, предметно-действенное общение с взрослыми, использование 4-5 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией. Ребёнок понимает простые инструкции, дополняемые жестами. 

В 10 месяцев ребёнок на вербальную просьбу «дай»: находит и дает знакомые предметы. По просьбе взрослых производит действия с предметами (открывание, закрывание и т.д.). При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-сорока», играет в прятки и т.д.). Действует рядом с другим ребенком или одной игрушкой с ним.

В 11 месяцев по словесной инструкции ребёнок выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.). Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все мячи, все машины, часы и пр.). 

В 12 месяцев ребёнок узнаёт близких по фотографии. По вербальной просьбе взрослого выполняет ранее разученные действия с игрушками. Легко подражает новым слогам. Знает названия нескольких предметов. Понимает значение слова «нельзя» (прекращает действие). Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. Ребёнок без показа понимает названия нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых, выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай кому-то, положи на место и пр.). По вербальной просьбе взрослого отличает предметы по форме (кирпичик от кубика). У него уже имеется избирательное отношение к окружающим. 

Ориентация

Все функции складываются и претерпевают изменения при тесном взаимодействии организма и окружающей среды. Даже в самом раннем возрасте перцептивные системы дают младенцу достаточно информации.

Формирование нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе развития психических процессов, обеспечивают взаимодействие процессов восприятия и внимания, а также представление внешней среды.

Под способностью к ориентации подразумевается способность определяться во времени и пространстве. 

Способность к ориентации осуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.

На раннем этапе постнатального развития, в связи с незрелостью механизмов сенсорного анализа, основной формой целостного реагирования организма во взаимодействии с внешней средой является ориентировочная реакция. 

Основным информационным каналом, создающим образ внешнего мира, у человека является зрение. Зрительное восприятие – это сложный системный акт, в котором участвуют периферические и центральные структуры, осуществляющие приём и переработку зрительной информации. Зрительный канал приёма и передачи информации начинает функционировать уже с момента открывания глаз, с первых часов жизни ребёнка в виде многообразных движений глаз, позволяющих ему пока еще не точно осуществлять ориентировку в основных свойствах пространства: локализовать объект в пространстве, осуществлять следящие движения за движущейся фигурой, прослеживать объекты на контрастном фоне. Глазные движения, благодаря наведению глаз на предмет и его удержанию в поле зрения, являются основным проявлением зрительного внимания, способствующего восприятию. После 2-3 месяцев жизни совершенствуется возможность обнаружения неподвижных объектов.

В возрасте 3-х месяцев, по мере развития сенсорных функций, у ребёнка отмечается зрительное сосредоточение в вертикальном положении. Он длительно рассматривает свои ручки, появляются первые ощупывающие движения рук, возникающие при случайном касании предметов. Ребёнок ищет глазами другого ребенка, издающего звуки. 

В течение первых месяцев жизни у ребёнка возрастают возможности распознавания лица. На 4-5 месяце жизни возрастает способность дифференцировать выражение лица. Изменения в ориентации лица (анфас, профиль) ребёнок улавливает в 4-5 месяцев. В 4 месяца ребёнок узнает мать или близкого человека. Активно ощупывает и захватывает предметы. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. Адекватно реагирует на спокойные и плясовые мелодии. Различает желтый и синий цвета. Различает предметы по размеру. У него появляется повышенное внимание к новым предметам. Ребёнок начинает гулить. В возрасте 5 месяцев малыш отличает близких людей от чужих по внешнему виду. Узнает голос матери или близкого человека; различает интонацию голоса. 

В 6 месяцев у ребёнка развивается произвольная регуляция движений глаз, что обеспечивает получение пространственной зрительной информации и определяет развитие и совершенствование движений. Ребёнок различает целостные объекты и их отдельные признаки, различает красный и зелёный цвета. Ребёнок способен дифференцировать выражение лица, различает мимику и жесты. Бимануальная коррекция над зрительным контролем. Произносит отдельные слоги без смыслового значения. По-разному реагирует на свое и чужое имя. Понимает собственное имя.

Во втором полугодии жизни создаются условия для дальнейшего анализа изображений и различения отдельных признаков объекта. В 7 месяцев на вопрос «где?» — находит взглядом предмет, находящийся на постоянном определенном месте (часы, кукла и т.д.), находит несколько предметов на постоянных местах. 

В 9 месяцев у ребёнка отмечаются первые проявления произвольности внимания (внимание к исчезнувшему объекту). Ребёнок откликается на свое имя; реагирует на вопрос «где?». Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете. 

В 10 месяцев ребёнок реагирует на просьбу «дай»: находит и дает знакомые предметы. Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. Выполняет действия с предметами по просьбе взрослых (открывание, закрывание и т.д.). Находит предмет под чашкой. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все мячи, все машины, часы и пр.). Произносит первые слова-обозначения («дай», «мама», «би-би»). Знает 2-3 слова из 2 слогов. Радуется приходу других детей. Отмечается изобретательное отношение к другим детям. 

В 12 месяцев у ребенка отмечается константность восприятия формы предмета и активное зрительное обследование обстановки. Он узнаёт близких по фотографии. Ребёнок без показа понимает названия нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых, выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай кому-то, положи на место и пр.). По вербальной просьбе взрослого отличает предметы по форме (кирпичик от кубика). Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ребёнок начинает ориентироваться в пространстве: показывает указательным пальцем в указанное направление.

Самообслуживание

Способность к самообслуживанию – важнейшая категория жизнедеятельности человека, предполагающая его физическую независимость в окружающей среде. Этот раздел жизнедеятельности относится к осуществлению заботы о себе, способности мытья и вытирания, ухода за своим телом и его частями, одеванию и раздеванию, приёму пищи и питья, заботе о своём здоровье, выполнению повседневной бытовой деятельности.

Ограничение способности к самообслуживанию у ребенка может выражаться в ограничении заниматься обычной деятельностью, т.е. занимать свое время общепринятыми способами, обычными для ребенка данного пола, возраста и культуры, а также в ограничении участия во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками, в частности, уборке постели, комнаты, пользовании бытовыми приборами, туалетом, умывании, одевании, чистке зубов, хождении в магазин, в детский сад, школу, занятии спортом, приёме пищи и питья, управлении физиологическими отправлениями, соблюдении личной гигиены, пользовании общественным транспортом.

Способность к самообслуживанию у детей различного возраста во многом зависит от развития у него двигательных навыков, а также развития его психической сферы. Из навыков самообслуживания ребёнок первых трёх месяцев жизни должен самостоятельно хорошо сосать и не иметь нарушений физиологических отправлений. 

В 4 месяца появляются первые навыки самообслуживания, когда во время кормления ребёнок придерживает ручками грудь матери или бутылочку. 

В 5 месяцев ребенок уже держит бутылочку в руках и способен есть с ложки густую или полу густую пищу. По мере развития двигательных навыков, к 6 месяцам появляется способность есть густую или полу густую пищу с ложки, снимая её губами и пить из чашки или блюдца небольшое количество жидкой пищи.

В 7 месяцев ребёнок пытается, а в 8 месяцев — пьёт из чашки, которую держит взрослый, и ест корочку хлеба, которую держит сам. В этом же возрасте появляются первые навыки одевания – ребёнок стягивает шапку с головы. 

В 9 месяцев ребёнок учится пить из чашки, слегка придерживая её ручками. У него формируется навык опрятности: он высаживается взрослым на горшок.

С 10 месяцев при одевании пробует помочь собственными движениями, а к 17 месяцам – активно помогает в процессе одевания и раздевания. 

С 11 месяцев ребёнок пытается снимать расстегнутые туфли и хорошо это делает к 15 месяцам. 

В 12 месяцев ребёнок самостоятельно берет чашку, держит её ручками и пьёт жидкость. С этого же возраста он подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию и активно участвует в этом к 16 месяцам [24-26].

Способность контролировать своё поведение

Под ограничением контроля над своим поведением понимается нарушение способности человека контролировать в своих действиях, поступках соответствие правовым, нравственным, эстетическим правилам и нормам, официально установленным или сложившимся в данном обществе.

На основе МКФ при определении ограничений жизнедеятельности в категории «Способность контролировать своё поведение» необходимо рассматривать такие составляющие, как «Общие межличностные взаимодействия» и «Специфические межличностные отношения».

Поведенческим показателем восприятия объекта новорождённым являются глазные движения – слежение и фиксация взора. Легче обнаруживаются движущиеся предметы. Глазные движения, благодаря наведению глаз на объект и его удержанию в поле зрения, являются основным проявлением зрительного внимания, способствующего восприятию. Дети с первых дней жизни поворачивают глаза в направлении движущегося предмета. Сначала это слежение осуществляется при плохой согласованности движений обоих глаз, но к месячному возрасту фиксация становится бинокулярной.

Уже в периоде новорождённости ребёнок может реагировать не только на движущийся, но и на неподвижный объект. С рождения до 2-3 месячного возраста внимание обеспечивается наведением на перемещающийся объект и слежением за ним с помощью глазных движений. После 2-3 месяцев жизни у ребёнка появляется способность к запечатлению эталонов увиденных предметов, выделению новизны, сравнению нового со знакомым, появляется способность к дифференцированному восприятию и когнитивному запоминанию. В развитии когнитивных способностей в младенческом возрасте важная роль принадлежит формированию эмоциональной сферы. Появляющийся на 2-3 месяце жизни комплекс положительных эмоциональных реакций («комплекс оживления») стимулирует развитие внимания и информационных процессов. 

Важным этапом функционального созревания коры больших полушарий, мозжечка, существенно сказывающимся на поведенческих реакциях и когнитивной деятельности ребёнка, является трёхмесячных возраст. Привлечение внимания к новым предметам способствует более быстрому и чёткому восприятию их, поскольку им адресованы все поведенческие реакции – двигательные (поворот глаз, головы, движения рук) и эмоциональные (улыбка, вокализации), объединяющиеся в «комплексе оживления». 

С четырёхмесячного возраста появляются элементы «скрытого внимания», за счёт которого в шестимесячном возрасте облегчается восприятие новых объектов. Облегчению восприятия способствует также эмоциональная активация. Процессы восприятия и внимания тесно взаимодействуют друг с другом. Внимание облегчает восприятие информации, а возможность анализировать информацию внешнего мира создаёт условия для привлечения и поддержания внимания. Это обеспечивает нарастающее развитие познавательной деятельности ребёнка.

Во втором полугодии жизни появляются элементы произвольности в поведении ребёнка, возникают проявления произвольного направленного внимания (ожидание появления исчезнувшего из поля зрения привлекательного предмета), появляется возможность начальных форм обобщения и абстрагирования.

На базе развивающихся механизмов восприятия, внимания, эмоциональной сферы формируется речевая функция. Речь как коммуникативная функция созревает в процессе общения ребёнка с взрослым. Уже на первой неделе жизни обращение к ребёнку, особенно с негромкой медленной речью, приводит к успокоению и постепенному переходу к попыткам подражательных реакций, возникающих на фоне эмоционального возбуждения – гулению. При этом начинают развиваться соответствующие артикуляционные механизмы будущей речи. Подражание взрослому сочетается с повторениями собственных звуков. Максимальный период гуления приходится на 4-6 месяцев и плавно переходит в лепет, когда ребёнок начинает подолгу произносить различные слоги самопроизвольно и подражательно. Начиная со второго полугодия жизни под влиянием эмоционального общения ребёнка с взрослым, развиваются коммуникативные способности, понимание речи и познавательные функции. Ребёнок, показывая предмет, пытается его называть. Формируются первые речевые реакции. К году активный словарь ребёнка содержит от 10 до 15 слов.

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Мастюкова Коррекция.КАФdoc.doc

Скачиваний:

182

Добавлен:

19.05.2015

Размер:

5.03 Mб

Скачать

Возраст

Стадии
развития

I

От рождения до 8 нед.

Рефлекторный
крик и рефлекторные зву­ки,
сопровождающие, в основном, сома­тические
реакции ребенка. В крике пре­обладают
гласноподобные звуки, имею­щие
носовой оттенок

II

От 8 до 20 нед. (2-5 мес.)

Качественное
изменение крика, появле­ние
гуления и смеха. С 3 мес. развитие
интонационной
характеристики крика. С
12 нед. появление начального гуления
(«гуканье»).
6-8 нед. — улыбка при обще­нии.
С 15-16 нед. — смех при общении

III

От 1
6-20
нед. до 30 нед. (4-7,5
мес.)

Интенсивное
развитие гуления и появле­ние
лепета. С 5-6 мес. произнесение пер­вых
слогов (сочетания губных и язычных
согласных
с гласными)

IV

От
20-30 нед. до 48 нед. (5-12
мес.)

«Расцвет»
лепета, каноническая вокали­зация.
Голосовые реакции выделяются из
общего
«комплекса оживления»

V

9-1 8 мес.

Произнесение
слогов разных типов и «псевдослов»,
не имеющих еще четкого значения

II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития

Возраст

Основные показатели

1 мес.

Реакция сосредоточения
на речевое общение с ребенком

2 мес.

Улыбка при общении

3 мес.

Комплекс оживления при
общении со взрослым, гуление

4 мес.

Дифференцированность
комплекса оживления, смех

5 мес.

Дифференциация направления
звука, певучее гуление

301

Окончание
табл.

Возраст

Основные
показатели

6 мес.

Лепет

7 мес.

Готовность
к совместной игровой деятельности,
ориентация на колокольчик

8
мес.

Реакция
на незнакомое лицо, повторение
одинаковых сло­гов
ба-ба, ма-ма

9
мес.

Общение
с помощью жестов, игра в «ладушки»

10 мес.

Ситуационное
понимание обращенной речи, использование
1-2 «лепетных слов», понятных при
соотнесении с ситуа­цией

1 1
мес.

Использование
3 «лепетных слов» с соотнесением

12
мес.

Использование
3—4 «лепетных слов» с соотнесением;
пони­мание простой инструкции,
дополняемой жестом

15 мес.

Словарный
запас увеличивается до 6 слов, ребенок
понима­ет простую инструкцию без
жеста

18
мес.

Показывает одну
из частей тела, словарный запас 7—20
слов

21 мес.

Показывает три
части тела, начало фразы из 2 слов.
Сло­варный запас — около 20 слов

24 мес.

Показывает 5
частей тела, словарный запас — минимум
50 слов, понимает двухэтапную инструкцию,
начинает исполь­зовать предложение
из 2 слов

30 мес.

Адекватно
использует местоимения я,
ты, мне’,
использует
предложение из 2 слов

36 мес.

Словарный
запас до 250 слов и выше, общается
предложе­нием из 3 и более слов,
использует множественное число
существительных и глаголов. Называет
свое имя, пол и воз­раст, понимает
значение простых предлогов, выполняет
задания
типа Положи
кубик под чашку, Положи кубик в коробку

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с
ребенком является чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи и
общения с помощью осмысленных слов.

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на обращение: перестает
плакать, сосредотачивается на взрослом. В 3 месяца при общении с взрослым малыш
оживляется, «гукает». Преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н. В 5
месяцев малыш реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса. К
6 месяцам появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание
обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые
голоса. В 8 месяцев возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба,
да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. К 10 месяцам
малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба).

В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова,
соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции,
сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).
Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Период
от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у
детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и
разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает
простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность
понимать обобщенное значение слов, развита еще недостаточно.

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает
простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов
(«Мама, ди!», «Дай ляля»). Словарный запас 20 слов.

2 года. Ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50
слов; понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и
принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребёнок
уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц),
шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Ребёнок понимает обозначение действий в разных ситуациях
(«покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной
ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л, повторяет
две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребенком является чисто
эмоциональным, закладываются основы будущей речи и общения с помощью осмысленных
слов.

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на обращение: перестает
плакать, сосредотачивается на взрослом. В 3 месяца при общении с взрослым малыш
оживляется, «гукает». Преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н. В 5
месяцев малыш реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса. К
6 месяцам появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание
обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые
голоса. В 8 месяцев возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба,
да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. К 10 месяцам
малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба).

В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова,
соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции,
сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).
Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Период
от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у
детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и
разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает
простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность
понимать обобщенное значение слов, развита еще недостаточно.

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает
простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов
(«Мама, ди!», «Дай ляля»). Словарный запас 20 слов.

2 года. Ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50
слов; понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и
принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребёнок
уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц),
шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Ребёнок понимает обозначение действий в разных ситуациях
(«покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной
ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л, повторяет
две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

3 года. Словарный запас 250-700 слов, ребёнок использует предложения из
пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и
возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи
кубик под чашку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что,
если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки.

4 года. В речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по,
до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов.
Ребёнок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает
смягченное произношение согласных.

5 лет. Словарный запас увеличивается до 2500-3000. В словах уже не встречаются
пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части
речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их
в речи; активно употребляет обобщающие слова («одежда», «животные»).

7 лет. Словарь увеличивается до 3500 слов, в нём активно накапливаются образные
слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и
др.) Усваиваются грамматические правила. Ребёнок активно пытается объяснить
значение слов, размышляет о роде существительных. Таким образом, развивается
языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие
психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его
успешного обучения в школе.

medportal.ru

Добрый день, подружки-бебирушки! Прошу прощения за такой долгий перерыв, только добрались мои руки до статьи)

Итак, как и было обещано, сегодня мы поговорим о начальном вербальном этапе. Этот этап многие логопеды условно делят от 1 года до 2,5 лет, кто-то от 9 месяцев до 2-3 лет. Я считаю, что идеально от 1 года до 3 лет. От появления первых слов до появления развернутой, грамматически правильно построенной связной речи.

Если в довербальном этапе преобладало эмоциональное общение с ребенком, то в данном этапе прибавляется еще и правильная речь окружающих ребенка людей.

Что это значит? Мы любим искажать слова, коверкать, сюсюкать, подражать малышу, не задумываясь о том, что малыш перенимает наше речевое поведение… Об этом подробнее в конце, а пока посмотрим как же развивается в норме речь ребенка от 1 года до 3 лет.

Итак. 1 год. Переломный момент. Малыш все лучше понимает инструкции, обогащает свой пассивный словарь. В его активе имеется 3-4 лепетных слова с соотнесением. Ребенок в этом возрасте понимает простую инструкцию взрослого, дополненную жестом. «Подай мяч», «Принеси куклу», «Выкинь бумажку» — это может быть игрой для него и Вас.

В 1 год 3 месяца активный словарь ребенка возрастает до 6 слов. Теперь малыш может понять инструкцию и без помощи жеста. Ребенок понимает названия отдельных предметов, может легко узнать их на сюжетных картинках.

1 год 6 месяцев. Ребенок может показать хотя бы одну часть тела, словарный запас колеблется от 7 до 20 слов. Ребенок изображает животных, подражает их звукам, узнает на картинках.

1 год 9 месяцев. Малыш может показать 3 части тела, появляются первые фразы из двух слов «Дай пить», «Хочу есть», «Мяч упал». Словарный запас минимум 20 слов. Словарный запас пополняется постоянно, поэтому обратите внимание на свою речь. Говорите правильно, не «бибика», а «машина»; не «куп-куп», а «купаться». Ребенок и без того упрощает сложные для него слова и, если при этом он еще и от вас-родителей слышит подобное, у него создается впечатление, что так и есть правильно.

2 года. Ребенок показывается минимум 5 частей тела, словарный запас 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию: «Подними куклу и принеси ее мне», неправильно применяет местоимения «я», «ты», «мне», строит предложения из двух слов, как минимум.

2 года 6 месяцев. Начинает адекватно использовать местоимения Я, Ты, Мне. Повторяет две цифры в правильной последовательности, появляется понятие «Один».

3 года. В три года мы с вами имеем дело с вполне себе сформировавшейся личностью, со свои характером и причудами. В этом возрасте словарный запас ребенка составляет как минимум 250 слов (какой качественный скачок в развитии речи за один год!). Ребенок овладел множественным числом существительных и глаголов. Малыш может назвать свое имя, пол и возраст, правильно употребляет простые предлоги (НА стол, В коробку и т.д.). В этом возрасте ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее.

1-3 года невероятно важный период становления речи вашего ребенка. Он подражает вам, учится чему-то новому самостоятельно, умеет самостоятельно играть, учится придумывать сюжеты для игр, истории, фантазирует. Вот поэтому я всегда говорю родителям: Будьте хорошим и правильным примером своим детям! Так они быстрее и лучше научатся всему тому, что должны уметь. Чем важен начальный вербальный этап? Именно здесь происходит становление почти всех звуков, именно на этом этапе происходит интуитивное освоение родного языка, именно здесь происходит такой невероятно качественный скачок в развитие ребенка в целом и речи, в частности.

Играйте вместе с ним, фантазируйте, выдумывайте, любите и поддерживайте! Это все, что ему нужно от вас!

Следующая статья будет посвященасвязной речи ребенка и нормам в произношении тех или иных звуков.

Спасибо за внимание и терпение!

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с
ребенком является чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи и
общения с помощью осмысленных слов.

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на обращение: перестает
плакать, сосредотачивается на взрослом. В 3 месяца при общении с взрослым малыш
оживляется, «гукает». Преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н. В 5
месяцев малыш реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса. К
6 месяцам появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание
обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые
голоса. В 8 месяцев возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба,
да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. К 10 месяцам
малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба).

В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова,
соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции,
сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).
Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Период
от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у
детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и
разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает
простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность
понимать обобщенное значение слов, развита еще недостаточно.

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает
простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов
(«Мама, ди!», «Дай ляля»). Словарный запас 20 слов.

2 года. Ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50
слов; понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и
принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребёнок
уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц),
шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Ребёнок понимает обозначение действий в разных ситуациях
(«покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной
ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л, повторяет
две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребенком является чисто
эмоциональным, закладываются основы будущей речи и общения с помощью осмысленных
слов.

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на обращение: перестает
плакать, сосредотачивается на взрослом. В 3 месяца при общении с взрослым малыш
оживляется, «гукает». Преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н. В 5
месяцев малыш реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса. К
6 месяцам появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание
обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые
голоса. В 8 месяцев возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба,
да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. К 10 месяцам
малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба).

В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова,
соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции,
сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).
Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Период
от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у
детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и
разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает
простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность
понимать обобщенное значение слов, развита еще недостаточно.

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает
простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов
(«Мама, ди!», «Дай ляля»). Словарный запас 20 слов.

2 года. Ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50
слов; понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и
принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребёнок
уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц),
шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Ребёнок понимает обозначение действий в разных ситуациях
(«покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной
ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л, повторяет
две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

3 года. Словарный запас 250-700 слов, ребёнок использует предложения из
пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и
возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи
кубик под чашку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что,
если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки.

4 года. В речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по,
до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов.
Ребёнок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает
смягченное произношение согласных.

5 лет. Словарный запас увеличивается до 2500-3000. В словах уже не встречаются
пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части
речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их
в речи; активно употребляет обобщающие слова («одежда», «животные»).

7 лет. Словарь увеличивается до 3500 слов, в нём активно накапливаются образные
слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и
др.) Усваиваются грамматические правила. Ребёнок активно пытается объяснить
значение слов, размышляет о роде существительных. Таким образом, развивается
языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие
психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его
успешного обучения в школе.

medportal.ru

Добрый день, подружки-бебирушки! Прошу прощения за такой долгий перерыв, только добрались мои руки до статьи)

Итак, как и было обещано, сегодня мы поговорим о начальном вербальном этапе. Этот этап многие логопеды условно делят от 1 года до 2,5 лет, кто-то от 9 месяцев до 2-3 лет. Я считаю, что идеально от 1 года до 3 лет. От появления первых слов до появления развернутой, грамматически правильно построенной связной речи.

Если в довербальном этапе преобладало эмоциональное общение с ребенком, то в данном этапе прибавляется еще и правильная речь окружающих ребенка людей.

Что это значит? Мы любим искажать слова, коверкать, сюсюкать, подражать малышу, не задумываясь о том, что малыш перенимает наше речевое поведение… Об этом подробнее в конце, а пока посмотрим как же развивается в норме речь ребенка от 1 года до 3 лет.

Итак. 1 год. Переломный момент. Малыш все лучше понимает инструкции, обогащает свой пассивный словарь. В его активе имеется 3-4 лепетных слова с соотнесением. Ребенок в этом возрасте понимает простую инструкцию взрослого, дополненную жестом. «Подай мяч», «Принеси куклу», «Выкинь бумажку» — это может быть игрой для него и Вас.

В 1 год 3 месяца активный словарь ребенка возрастает до 6 слов. Теперь малыш может понять инструкцию и без помощи жеста. Ребенок понимает названия отдельных предметов, может легко узнать их на сюжетных картинках.

1 год 6 месяцев. Ребенок может показать хотя бы одну часть тела, словарный запас колеблется от 7 до 20 слов. Ребенок изображает животных, подражает их звукам, узнает на картинках.

1 год 9 месяцев. Малыш может показать 3 части тела, появляются первые фразы из двух слов «Дай пить», «Хочу есть», «Мяч упал». Словарный запас минимум 20 слов. Словарный запас пополняется постоянно, поэтому обратите внимание на свою речь. Говорите правильно, не «бибика», а «машина»; не «куп-куп», а «купаться». Ребенок и без того упрощает сложные для него слова и, если при этом он еще и от вас-родителей слышит подобное, у него создается впечатление, что так и есть правильно.

2 года. Ребенок показывается минимум 5 частей тела, словарный запас 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию: «Подними куклу и принеси ее мне», неправильно применяет местоимения «я», «ты», «мне», строит предложения из двух слов, как минимум.

2 года 6 месяцев. Начинает адекватно использовать местоимения Я, Ты, Мне. Повторяет две цифры в правильной последовательности, появляется понятие «Один».

3 года. В три года мы с вами имеем дело с вполне себе сформировавшейся личностью, со свои характером и причудами. В этом возрасте словарный запас ребенка составляет как минимум 250 слов (какой качественный скачок в развитии речи за один год!). Ребенок овладел множественным числом существительных и глаголов. Малыш может назвать свое имя, пол и возраст, правильно употребляет простые предлоги (НА стол, В коробку и т.д.). В этом возрасте ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее.

1-3 года невероятно важный период становления речи вашего ребенка. Он подражает вам, учится чему-то новому самостоятельно, умеет самостоятельно играть, учится придумывать сюжеты для игр, истории, фантазирует. Вот поэтому я всегда говорю родителям: Будьте хорошим и правильным примером своим детям! Так они быстрее и лучше научатся всему тому, что должны уметь. Чем важен начальный вербальный этап? Именно здесь происходит становление почти всех звуков, именно на этом этапе происходит интуитивное освоение родного языка, именно здесь происходит такой невероятно качественный скачок в развитие ребенка в целом и речи, в частности.

Играйте вместе с ним, фантазируйте, выдумывайте, любите и поддерживайте! Это все, что ему нужно от вас!

Следующая статья будет посвященасвязной речи ребенка и нормам в произношении тех или иных звуков.

Спасибо за внимание и терпение!

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

Развитие речи в игреДиагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.

Цель этой работы — обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений.

Как проверить уровень речевого развития ребенка от 1 до 3 лет.

При оценке звукового развития ребенка необходимо знать, в чем конкретно заключается отставание в речевом развитии в каждый возрастной период жизни ребенка.

Ниже приведена диагностическая шкала, с помощью которой можно определить, развивается ребенок нормально или отстает в речевом развитии.

Таблица 1. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.

Возраст (месяцы)

Основные показатели довербального и вербального развития

1

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком.

2

Улыбка при общении.

3

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление.

4

Дифференцированность комплекса оживления, смех.

5

Дифференциация направления звука, певучее гуление.

6

Лепет.

7

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик — вызванная реакция.

8

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов (ба-ба и т. д.).

9

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».

10

Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.

11

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.

12

Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.

15

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста.

18

Показывает одну из частей тела, словарный запас до 7-20 слов.

21

Показывает 3 части тела, использует фразу из двух слов, словарный запас — 20 слов.

24

Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; предложения строит из двух слов.

30

Адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

36

Словарный запас 250 слов, использует предложение из трех слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».К группе риска относят детей, отстающих на один возрастной период!

Рекомендуем вам также следующую шкалу оценки понимания речи.

Таблица 2. Шкала оценки понимания речи.

1 уровень Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. (Этот уровень характерен для здорового ребенка 3-6 месяцев)
2 уровень Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам: «поцелуй маму», «где папа», «дай ручку», «нельзя» и т. д. (6-10 месяцев)
3 уровень Ребенок понимает название отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает их изображение (12-14 месяцев), узнает их по сюжетным картинкам (15-18 месяцев).
4 уровень Ребенок понимает название обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), значения предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь»).Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).
5 уровень Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев — 3 года).
6 уровень Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).

При выявленном отставании ребенка необходимо дополнительно проверить, как он воспринимает жесты и мимику.

Если вы обнаружили отставание в развитии своего малыша, вам необходимо обратиться в специальные коррекционные детские учреждения, где подберут специальные упражнения для вашего ребенка.

Об особенностях психо – речевого развития всегда можно судить сравнив достижения малыша с показателями развития детей этого возраста. Важно понять на сколько эпикризных сроков отстает малыш в развитии.

Эпикризный срок у детей до года — каждый месяц, от года до 3 лет — каждый квартал.

Нормальное развитие и группа внимания(отставание на один эпикризный срок) — развитие в пределах физиологической нормы. Развитие с отставанием на два эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией, нижняя граница физиологической нормы — группа риска,так как ребенок рискует ухудшить свое развитие. Отставание на три эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией; и патология, как и отставание на четыре — пять эпикризных сроков.

Отставание на пять и более эпикризных сроков всегда коррелирует с патологией центральной нервной системы.

Эти дети отнесены к диспансерной группе, которая сигнализирует о вероятности сочетанного неблагополучия.

Эти дети должны быть взяты на диспансерный учет даже в том случае, если, кроме глубокого отставания в развитии, врачам пока не удалось выявить каких-либо отклонений в состоянии здоровья детей.

Чрезмерное опережение выделено в группу внимания, поскольку оно может быть прогнозом психического заболевания.

Зайнулина И.В.,
учитель-логопед

Loading ... Loading …

Это тоже интересно:

  • Ребатит инструкция по применению цена отзывы
  • Ребастен таблетки инструкция по применению взрослым
  • Ребенок начинает понимать объяснения взрослого инструкции относительно совместных действий
  • Ребенок инструкция по применению складчина
  • Ребенок без прививок инструкция по выживанию

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии