Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (например, общественные организации инвалидов, потребителей, автолюбителей и т.д, спортивные федерации, клубы). В настоящей статье мы представляем подробную инструкцию по регистрации общественных организаций с учетом новых правил, этапы создания и регистрации общественной организации, особенности создания НКО именно в данной форме, инструкции по регистрации региональных, межрегиональных, общероссийских общественных организаций.
Содержание:
- Шаг 1. Определяем структуру общественной организации, состав учредителей, определяем лицо, действующее без доверенности от имени общественной организации
- Шаг 2. Определяем место нахождения общественной организации
- Шаг 3. Разрабатываем учредительные документы будущей общественной организации и принимаем решение о ее создании
- Шаг 4. Готовим заявление по форме Р11001 о регистрации общественной организации, заверяем подпись заявителя (заявителей) на заявлении нотариально (при необходимости)
- Шаг 5. Оплачиваем госпошлину за регистрацию общественной организации
- Шаг 6. Формируем комплект документов и подаем на государственную регистрацию общественной организации
- Шаг 7. Получаем документы, подтверждающие регистрацию общественной организации
Пошаговая подробная инструкция “Регистрация общественной организации самостоятельно”
Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать общественную организацию в Минюсте самостоятельно? Процесс создания и регистрации общественной организации можно описать пошагово следующим образом:
Шаг 1. Определяем структуру общественной организации, состав учредителей, определяем лицо, действующее без доверенности от имени общественной организации
Процедура создания общественной организации должна включать в себя определение состава учредителей, выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущей общественной организации, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы общественной организации быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.
При определении состава учредителей общественной организации необходимо учитывать следующие положения закона:
Положениями ст. 123.5 ГК РФ и ст. 18 Федерального закона об общественных объединениях предусмотрено, что количество учредителей общественной организации не может быть менее 3.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица в форме общественных объединений. Корпоративные права и обязанности членов и участников общественных организаций закреплены в ст. 123.6 ГК РФ, а также в ст. 19 Федерального закона об общественных объединениях, данные права осуществляются в порядке, определенном уставом общественной организации.
При создании общественной организации необходимо учитывать, что членство в общественной организации неотчуждаемо, осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу. Также члены общественной организации утрачивают права на имущество, деньги, переданные в собственность общественной организации, в том числе членские взносы (в отличие, например, от ООО, в которой участники имеют долю в уставном капитале). Вместе с тем, участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.
При определении структуры органов управления общественной организации нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:
- Высший орган управления — общее собрание членов общественной организации или съезд (конференция) — принимает ключевые решения (компетенция определяется законом и уставом)
- Единоличный исполнительный орган (президент, председатель и т.д.) — осуществляет оперативное управление организацией
- Коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум и т.д.) — может создаваться по желанию учредителей и ему передается часть полномочий согласно уставу (за исключением тех, которые императивно относятся к компетенции общего собрания)
Срок полномочий и наименование должности исполнительных органов определяются уставом.
Исключительная компетенция общего собрания членов общественной организации:
- принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов
- определение приоритетных направлений деятельности общественной организации, принципов образования и использования ее имущества
- утверждение и изменение устава общественной организации
- определение порядка приема в состав участников общественной организации и исключения из числа ее участников
- образование других органов общественной организации и досрочное прекращение их полномочий (может быть уставом общественной организации отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общественной организации)
- утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации (может быть уставом общественной организации отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общественной организации)
- принятие решений о создании других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах (может быть уставом общественной организации отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общественной организации)
- принятие решений о реорганизации и ликвидации общественной организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса
- избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации
При выборе руководителя общественной организации необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации общественной организации. Указанную проверку можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.
При создании межрегиональной и общероссийской общественной организации необходимо провести учредительные съезды (конференции) или общие собрания структурных подразделений данной организации.
Шаг 2. Определяем место нахождения общественной организации
На практике место нахождения организации, указанное в государственном реестре, часто называется “юридическим адресом” организации, данный адрес в первое время существования НКО зачастую не соответствует фактическому месту нахождения. Так как регистрирующие органы при регистрации общественной организации менее щепетильны при проверке юр.адреса, то учредители часто использует не совсем “качественный” адрес, что в дальнейшем может привести к значительным рискам и убыткам. Мы советуем уже при создании общественной организации подойти серьезно к выбору места нахождения НКО. Подробнее о выборе юридического адреса компании читайте в статье: “Юридический адрес: как выбрать, риски недостоверности юридического адреса”.
После выбора адреса необходимо получить от собственника помещения документы, подтверждающие использование юридического адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации НКО, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации.
Шаг 3. Разрабатываем учредительные документы будущей общественной организации и принимаем решение о ее создании
Учредительным документом для общественных организаций является устав. Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения (населенный пункт, к которому относится адрес организации), предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации, порядке реорганизации и (или) ликвидации. Учредителям нужно быть готовыми к тому, что регистраторы (сотрудники Минюста) очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации ООО налоговыми органами, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.
Для регистрации общественной организации необходимо принять решение о ее создании. Решение о создании общественной организации принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении общественной организации (если создается общероссийская или межрегиональная организации, необходимо также провести собрания и оформить протоколы о создании отделений такой общественной организации: для межрегиональной достаточно 2 отделений, для общероссийской — должны быть отделения в более чем половине субъектов РФ).
В любом случае протокол общего собрания о создании общественной организации должен содержать:
- дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания
- список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания
- сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) органов управления
- существо принятых решений и результаты голосования по ним
- сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов
- определение места нахождения организации
- утверждение устава
- фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола
Шаг 4. Готовим заявление по форме Р11001 о регистрации общественной организации, заверяем подпись заявителя (заявителей) на заявлении нотариально (при необходимости)
Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации общественной организации нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации общественной организации может быть отказано.
Как заполнить заявление по форме Р11001 при регистрации общественной организации?
-
разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование НКО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (вид НКО), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.
-
разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. НКО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.
- учредитель является российским юрлицом — лист А
- учредитель является иностранным юрлицом — лист Б
- учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) — лист В
- управляющая организация юрлица-учредителя, заполните разд. 2, 3 и 4
- управляющий юрлица-учредителя, заполните разд. 2 и 4
- лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом специально уполномоченного на то госоргана или актом органа местного самоуправления, заполните разд. 2 и 4
- при подаче документов лично или через нотариуса — в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно
- при его направлении в форме электронных документов — усиленной квалифицированной электронной подписью
1. Титульный лист заявления по форме Р11001
На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите
2. Сведения об учредителях
Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. Несмотря на нормы Закона о госрегистрации юрлиц, исходя из статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьи 21 Закона об общественных организациях, а также пунктов 28 и 29 Административного регламента Минюста, при регистрации любой формы НКО также подлежат заполнению данные листы заявления (Письмо Минюста России от 08.12.2016 № 11-141929/16).
На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:
3. Сведения о лице, действующем без доверенности от имени НКО
В отношении сведений о руководителе (лице, действующем от имени общественной организации без доверенности) в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа.
Если в соответствии с уставом НКО лиц, действующих без доверенности, предусмотрено несколько, то необходимо на каждое лицо заполнить лист заявления.
4. Сведения о заявителе
Эти сведения вносятся в лист Н. Заявителями при создании общественной организации являются все ее учредители, поэтому лист Н заполните на каждого из них. В разд. 1 листа «Н» проставьте цифровое значение в зависимости от того, кем является заявитель. Далее заполните разделы, относящиеся к соответствующему заявителю. Если заявителем является физлицо, то в разд. 1 проставьте значение 1 и заполните разд. 4. Если заявителем является руководитель НКО-учредителя, то в разд. 1 проставьте значение 2 и заполните разд. 2 и 4. Для остальных заявителей в разд. 1 проставьте значение 3. При этом, если заявителем является:
Последнюю страницу листа Н (разд. 5) каждый учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:
При нотариальном удостоверении заявления расходы на нотариуса составят 2000-3000 рублей.
Шаг 5. Оплачиваем госпошлину за регистрацию общественной организации
Размер госпошлины за регистрацию НКО при создании, за исключением политических партий и региональных отделений политических партий, общероссийских общественных организаций инвалидов и их отделений, составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Размер пошлины за регистрацию партии и ее регионального отделения — 3 500 рублей.
Размер пошлины за регистрацию общественных организаций инвалидов и их отделений — 1 400 рублей.
Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).
Шаг 6. Формируем комплект документов и подаем на государственную регистрацию общественной организации
Полный перечень документов, которые представляются на государственную регистрацию общественных организаций при создании:
- заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
- выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа (2 экз.)
- устав (3 экз.)
- квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
- документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
- если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
- нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
- паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
- разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
- протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений
- если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации общественной организации подать заявление о применении УСН
Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения общественной организации. Заявителями являются учредители общественной организации или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.
Место госрегистрации НКО — населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.
Регистрирующий орган (куда обращаться для регистрации общественной организации):
- для региональных, межрегиональных общественных организаций — территориальные подразделения Минюста
- для общероссийской, международной общественной организации — Минюст РФ (центральный аппарат)
Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:
- непосредственное обращение в регистрирующий орган
- через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации НКО следует уточнить в конкретном МФЦ
- почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
- через Единый портал госуслуг — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
- через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.
Шаг 7. Получаем документы, подтверждающие регистрацию общественной организации
Если регистрирующий орган не выявит оснований для отказа в регистрации, то он принимает решение о госрегистрации и направляет в ФНС документы для внесения записи в ЕГРЮЛ.
По окончании регистрации общественной организации вам выдадут:
- документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ — лист записи по форме № Р50007
- устав с отметкой регистрирующего органа
- свидетельство о государственной регистрации общественной организации, выданное Минюстом
- документ о постановке на учет в налоговом органе
Получением данных документов процедуру регистрации общественной организации в Минюсте можно считать завершенной, однако для нормального функционирования НКО руководителю (учредителю) необходимо предпринять также ряд действий после регистрации. О том, что делать после регистрации компании читайте в статье по ссылке.
В случае принятия решения об отказе в госрегистрации регистрирующий орган в тот же срок направляет вам свое решение об этом.
Регистрация общественной организации состоит из 2 этапов, поэтому срок регистрации устанавливается для каждого из этапов:
- принятие решения регистрирующим органом (Минюстом) относительно регистрации общественной организации: 33 календарных дня
- внесение налоговым органом записи о регистрации: 3 рабочих дня (+ 4 рабочих дня на взаимодействие между органами и выдачу документов)
Не у всех предпринимателей конечная цель деятельности – извлечение прибыли. Существует и социальное предпринимательство, занимающееся явлениями, не имеющими отношения к купле и продаже. Чтобы такая организация получила статус юридического лица, нужно правильно определить ее организационно-правовую форму, и наиболее приемлемым вариантом будет НКО – некоммерческая организация.
Сегодня деятельность некоммерческих структур достаточно подробно регламентирована государством. Прежде чем зарегистрировать НКО, учредителям следует убедиться, что их цели и задачи не противоречат установленным со стороны державы требованиям.
Определим особенности функционирования НКО и обоснованные законом условия для их существования. После этого можно будет шаг за шагом осуществить путь государственной регистрации этой формы юрлица.
Что такое НКО
НКО расшифровывается как «некоммерческая организация». Это значит, что ее первоочередной задачей не является материальный заработок и его распределение между учредителями, хотя закон не запрещает заниматься коммерцией для достижения плановых целей. НКО отличает от коммерческих структур именно их основная цель – достижение того или иного общественного блага.
К задачам НКО могут относиться вопросы:
- социального характера;
- благотворительности;
- культурной сферы;
- природоохранения;
- здравоохранения населения;
- обучения и научной деятельности;
- спортивной отрасли;
- духовных потребностей людей;
- защиты интересов и прав разных категорий населения, в том числе и юридических;
- посредничества в конфликтах.
К СВЕДЕНИЮ! Государство регламентирует деятельность НКО в Федеральном законе № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».
Определяющие признаки НКО:
- прибыль не является целью деятельности юрлица;
- средства не распределяются между учредителями;
- сформулированная в Уставе сфера деятельности относится к области социальной защиты, культуры, науки спорта и других общественных благ.
Нюансы функционирования НКО
НКО отличается от коммерческих структур не только своей «неденежной» направленностью, но и подчиненностью – их регистрацией ведает Министерство юстиции, а не налоговые инспекции. И оно гораздо более требовательное и суровое в отношении рассмотрения заявлений и прохождения регистрации.
- Некоммерческая организация считается созданной, как только она прошла процедуру государственной регистрации. С этого момента она имеет право функционировать бессрочно, если иного не предполагает ее учредительная документация.
- Юридические лица-НКО могут заниматься как одним, так и несколькими видами деятельности из регламентированных, что должно быть отражено в Уставе.
- Хотя данный тип юрлица и не относится к коммерции, но на добрые дела также нужны финансы, поэтому у НКО должен быть свой капитал, составляется смета.
- Некоторые разновидности деятельности НКО требуют получения лицензии.
- На такого рода организации, к сожалению, может осуществляться давление, против возможности которого государство разработало ряд мер предосторожности. Эти меры направлены, прежде всего, на прозрачность денежных потоков НКО, поскольку воспользоваться ими могут и недобросовестные инвесторы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если подобную организацию решит создать иностранная структура, государство должно проверить ее на возможную угрозу национальной безопасности и Конституции РФ: так гласят «Закон об иностранных агентах» от 18 июня 2016 года №121-ФЗ и «Закон о реестре нежелательных организаций» от 23 мая 2015 года № 129-ФЗ.
Разновидности некоммерческих организаций
Минюст Российской Федерации разделяет некоммерческие структуры на 4 основные группы:
- Общественные объединения – добровольные консолидации граждан (не менее 3 человек или юрлиц) на основании общих целей, интересов и потребностей.
- Политические партии – объединения, ставящие целью принять участие в осуществлении власти в государстве через своих полномочных представителей.
- Религиозные организации – то же, что и общественные объединения, но с другими задекларированными целями – проповедование. Воспитание в соответсвующем духе, совместное проведение обрядов. С этой целью создать НКО могут не менее 10 человек, объединенных территориально. Для таких организаций государство предусматривает налоговые льготы.
- Другие НКО:
- фонды – организации, собирающие и распределяющие добровольно переданные средства на определенные цели;
- кооперативы – это объединения, призванные решать потребности своих членов в товарах и услугах за счет добровольных взносов на паях;
- АНО – автономные некоммерческие организации (их учредители не имеют права на имущество юрлица и не ответственны по его обязательствам);
- учреждения – собственник (физлицо, юрлицо, субъект РФ или сама федерация) финансирует организацию и управляет ее имуществом полностью или в какой-то части;
- товарищества, союзы, ассоциации и другие организационно-правовые формы (ОПФ).
Главная трудность при регистрации НКО состоит как раз в определении сферы деятельности. При выборе ОПФ нужно учесть множество важных моментов относительно:
- регулирования отношений между участниками и учредителями;
- взаимной ответственности;
- собственности имущества НКО;
- возможности и правил ведения предпринимательской деятельности;
- необходимости получения лицензии;
- подчиненности федеральным законам первого порядка (например, частное учебное учреждение своим Уставом не должно противоречить Закону об образовании).
ВАЖНО! На этапе регистрации нужно очень серьезно отнестись к выбору ОПФ, поскольку перерегистрация может обойтись дороже по финансам и времени, нежели регистрация оптимальной формы деятельности НКО.
Как назвать НКО
Закон обязывает именовать НКО с помощью двух компонентов:
- имени собственного;
- указания на его ОПФ.
Например: потребительское общество «Гидростроитель», благотворительный фонд «Спасая сердца», религиозная организация «Адвентисты седьмого дня» и др. Некорректная формулировка может сослужить плохую службу при регистрации.
Если в процессе функционирования решено будет переименовать НКО или сменить его ОПФ, нужно будет зарегистрировать эти изменения государственным порядком. Это довольно трудоемкий процесс, предусматривающий внесение изменений во все учредительные документы, уничтожение печати и изготовление новой, уведомление всех контрагентов, банка, органов статистики, социальных фондов.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Формулируя наименование НКО, проверьте, не зарегистрирована ли уже организация с таким названием – это также будет основанием для отказа в регистрации.
Поскольку в названии НКО нужно четко прописывать вид деятельности, исключены совпадения с названиями коммерческих организаций.
После регистрации у НКО будет исключительное право на применение названия.
Кто вправе и не вправе становиться участником НКО
Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.
Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО таким категориям юридических или физических лиц:
- иностранные персоны нон грата;
- лица из перечня противодействия финансированию терроризма или отмыванию денег (п.2. ст. 6 ФЗ № 134);
- объединения, чью деятельность приостановили на основании противодействия экстремизму;
- лица, осужденные за признаки экстремистской деятельности;
- недееспособные граждане.
Все о регистрации НКО
Прежде чем приступить к подготовке к этой процедуре, стоит тщательно изучить все требования государства к формулировкам Устава и перечню необходимой документации. В отличие от регистрации коммерческих организаций, к НКО приковано более пристальное внимание державы в лице Минюста. Любая неточность может стать поводом к отказу в регистрации, а значит, все придется начинать с нуля, при этом даже госпошлина не будет возвращена.
К СВЕДЕНИЮ! Многие учредители предпочитают обратиться в специализированные юридические компании, доверяя им сложную и ответственную процедуру регистрации НКО. Если принято решение заниматься этим самостоятельно, следует тщательно контролировать каждый этап.
Шаг 1. Подготовка уставной документации
Прежде чем регистрировать некоммерческое объединение, его сначала нужно формально создать. Для этого учредители собираются на общем собрании и формулируют и принимают Устав. Это может сделать единственный учредитель самостоятельно. Решение о создании оформляется протоколом собрания. Необходимо соблюдать требования к Уставу, прописанные в законодательстве, которые говорят об обязательном наличии в нем таких данных:
- полное наименование НКО;
- характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
- юридический адрес организации;
- цель и задачи;
- особенности управленческой политики;
- права и обязанности учредителей и членов;
- данные о представительствах и филиалах (если они есть);
- правила приема и выхода из объединения;
- особенности изменения учредительной документации;
- регулирование вопросов собственности НКО.
Шаг 2. Составление заявления на регистрацию
Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:
- личные данные заявителя;
- его контактные данные;
- место жительства.
Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.
Шаг 3. Уплата госпошлины за регистрацию
Недавно размеры этой пошлины были изменены Минюстом на основании внесения изменений в федеральное законодательство. Актуальные суммы пошлин следует уточнять в п. 25.3 части второй действующей редакции Налогового кодекса РФ.
Перечислить эти средства можно в любом отделении банка проведением безналичного платежа. Реквизиты следует узнать в Минюсте РФ (на его официальном сайте). Квитанцию о платеже нужно скопировать и при подаче документов предъявить оба экземпляра.
ВАЖНО! Проводить платеж и значиться в квитанции должен исключительно заявитель.
ШАГ 4. Сбор пакета документов
Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:
- учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах;
- решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра;
- паспортные данные учредителей – 2 шт.;
- данные о территориальной принадлежности организации, подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.;
- квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия);
- заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.
К СВЕДЕНИЮ! Некоторые формы НКО потребуют дополнительных документов, например, если в названии используется копирайт, нужно предоставить подтверждение правообладания. А иностранный организатор должен будет предъявить еще и выписку из ЕГРЮЛ своего государства о своем юридическом статусе. Потому при подготовке следует еще раз уточнить в регистрирующем органе перечень необходимой документации: никаких документов сверх перечисленных Минюст требовать не вправе.
ШАГ 5. Подача заявления в регистрирующий орган
Этот шаг должен быть сделан не позднее 90 дней после первого шага. То есть даты, стоящей на протоколе решения общего собрания о создании НКО. Просроченные протоколы к регистрации не принимаются.
Пакет документов нужно подать в территориальный орган Министерства юстиции РФ лично или почтовым отправлением с описью вложений. Допустимо доверить это дело юридической фирме, специализирующейся на государственной регистрации.
Шаг 6. Ожидание принятия решения
Сроки рассмотрения заявления Минюстом отличаются от аналогичной регистрации коммерческих объединений. Обычный срок рассмотрения для большинства форм НКО составляет 2 недели. Однако принятие решения о регистрации политических партий составляет 30 дней, а для религиозных организаций может растянуться и на полгода, если потребуется религиоведческая экспертиза.
Шаг 7. Постановка на налоговый учет
Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.
Шаг 8. Получение свидетельства
В течение 3 дней после получения подтверждения от ФНС Министерство юстиции обязано выдать заявителю документ о прохождении госрегистрации, содержащий:
- наименование НКО;
- юридический адрес объединения;
- индивидуальный номер государственной регистрации.
Выдача этой бумаги означает, что с этого момента НКО официально признана существующей.
Возможные причины отказа в регистрации НКО
- Поданные документы в какой-то части противоречат Конституции и/или законодательству РФ.
- Лицо-заявитель не имеет права быть учредителем НКО в соответствии с ФЗ «О коммерческих организациях».
- Организация с таким наименованием уже была зарегистрирована.
- Наименование, данное НКО, является оскорбительным для нравственных, национальных, религиозных чувств.
- Неполный пакет документов.
- Документы, составленные с нарушением законодательных требований.
- Недостоверные сведения в предоставленной документации.
Устранив причину, можно подать документы повторно, при этом потребуется еще раз уплатить государственную пошлину либо обжаловать решение об отказе в регистрации в вышестоящем органе или в судебном порядке.
Общественных объединений
Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.
Согласно ст. 47 того же Федерального закона общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство.
Для государственной регистрации общественного объединения, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», представляются следующие документы:
— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись уполномоченного лица – заявителя свидетельствует нотариус) – 2 экземпляра;
— устав общественного объединения — 3 экземпляра. Два экземпляра устава должны быть прошиты и заверены подписью заявителя, листы всех экземпляров устава должны быть пронумерованы;
— выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионного органов – 2 экземпляра. Указанная выписка должна содержать: дату, время и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания; список учредителей – участников учредительного съезда (конференции), общего собрания; сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.); сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионных органов; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения и потребовавших внести запись об этом в протокол; фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, ответственных за составление протокола, сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества общественного объединения, о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения общественного объединения, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию общественного объединения;
— сведения об учредителях — 2 экземпляра;
— документ об уплате государственной пошлины;
— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
— протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
— при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;
— заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента — для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Для отделения общественного объединения:
документы, указанные в подпункте 1 пункта 29 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, заверенные центральным руководящим органом общественного объединения
В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах.
Для государственной регистрации профессиональных союзов, их объединений, на основании ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представляются следующие документы:
— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов – два экземпляра (подпись заявителя на одном из экземпляров заверяется нотариально);
— подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях;
— заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников — соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций);
— сведения об учредителях;
— документ об уплате государственной пошлины.
Для государственной регистрации общественных объединений, создаваемых путем реорганизации, на основании ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимо представить:
— заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации — 2 экземпляра;
— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
— выписка из протокола съезда (конференции) или общего собрания о реорганизации юридического лица;
— договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
— передаточный акт;
— документ об уплате государственной пошлины;
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (в случае, если указанный документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу Минюста России (его территориального органа) соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации).
(Справка: форма Уведомления о начале процедуры реорганизации Р12003 утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»).
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общественного объединения, представляются:
— заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись уполномоченного лица удостоверяется нотариально) — 2 экземпляра;
— выписка из протокола съезда (конференции) или общего собрания о внесении изменений в учредительные документы — 2 экземпляра;
— устав в новой редакции — 3 экземпляра;
— документ об уплате государственной пошлины;
— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
— протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.
Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, представляются: заявление по форме Р14001, утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, и иные документы, указанные в пункте 36 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455.
Для государственной регистрации ликвидации общественного объединения, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представляются:
— заявление о государственной регистрации ликвидации, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (подпись уполномоченного лица – заявителя свидетельствует нотариус) – 2 экземпляра;
— ликвидационный баланс — 2 экземпляра;
— документ об уплате государственной пошлины;
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»(данный документ заявителем не предоставляется, а запрашивается Минюстом России (его территориальными органами) самостоятельно).
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:
1) если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;
4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;
6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Повторная подача заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном законом.
Размер государственной пошлины за предоставление государственной услуги
За государственную регистрацию некоммерческих организаций взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе статьей 333.33), а именно:
за государственную регистрацию создания юридического лица, — 4 000 руб.;
за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 1 400 рублей;
за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 100 рублей;
за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, — 800 руб.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее — федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.
Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) устав общественного объединения в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 21.07.2014 N 236-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) утратил силу. — Федеральный закон от 05.12.2022 N 498-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане.
Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.
Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Содержание
-
Специфика деятельности общественных организаций
-
Вопросы, которые нужно решить перед регистрацией общественного объединения
-
Документы для оформления НКО
-
Отчетные документы для общественных организаций
-
Можно ли официально заниматься общественными делами, если финансов недостаточно
В России зарегистрировано больше 200 тысяч общественных организаций. При этом меньше половины ведут фактическую деятельность. Работа некоммерческих общественных объединений довольно специфична и требует полной вовлеченности.
Поговорим о регистрации общественной организации и рисках, которые за этим следуют.
Специфика деятельности общественных организаций
Общественные организации — это юридические лица, которые работают на некоммерческой основе. В отличие от коммерческих компаний, цели НКО связаны не с получением дохода, а общественно значимой идеей.
Форм общественных объединений много. Например:
- союз архитекторов, писателей, актеров;
- политические партии;
- общественные движения;
- органы общественной самодеятельности и т.д.
Общественные организации могут быть:
- региональными — действуют в рамках одного субъекта РФ;
- межрегиональными — работают в нескольких субъектах России;
- общероссийскими — действуют на территории более чем половины субъектов страны.
Общественные организации тоже зарабатывают, но не распределяют деньги между учредителями. Полученная прибыль уходит на деятельность организации и достижение общественных целей.
Основные источники финансирования НКО в России — пожертвования, членские взносы, субсидии. Некоторые общественные объединения могут получить гранты — их выдают организациям из перечня реестра социально ориентированных НКО, утвержденном Минэкономразвития.
Работать при минимальной прибыли (или вообще без нее) такие компании в России могут годами. Ни участники, ни налоговые органы не могут требовать от них доходов, потому что результаты общественных инициатив предугадать сложно.
Однако в работе общественной организации есть своя специфика. Участникам нужно вести подробный бухгалтерский учет, чтобы оправдать целевое использование средств, учитывать их в сметах, подавать дополнительные отчеты в Минюст. И хотя доходы от НКО не требуются, ей нужно оплачивать работу участников, штатных сотрудников, перечислять налоги и взносы.
Если организация имеет финансовый потенциал, стоит задуматься о регистрации ООО. С ней тоже можно достигать общественно полезных целей, например, отдавать часть прибыли на благотворительность.
Вопросы, которые нужно решить перед регистрацией общественного объединения
Перед регистрацией участникам нужно решить ряд организационных вопросов. Учредители региональных НКО созывают общее собрание, члены межрегиональных и общероссийских компаний проводят съезды и собрания структурных объединений.
На начальных этапах нужно определить:
- состав учредителей;
- режим налогообложения;
- структуру общественной организации;
- направления деятельности;
- название;
- адрес.
К каждому пункту нужно подойти ответственно — неправильные решения приведут к лишним затратам. Например, придется платить за внесение изменений в госреестр и переезд или нести расходы из-за неоптимального налогового режима. Для большинства организаций, работающих на некоммерческой основе, такие издержки — роскошь.
Ключевые нюансы нужно продумать до регистрации. С самого начала обрисовать организационную структуру общественного объединения. Определиться с количеством и назначением центров ответственности, выстроить порядок взаимодействия между руководителями и подчиненными, маршрут движения документов и прочее.
Затем можно переходить к более детальной проработке.
Состав учредителей
hidden>
Согласно 123.5 статье Гражданского кодекса и 18 статье 82-ФЗ, в общественной организации должно быть минимум 3 учредителя.
Органы управления в общественной организации следующие:
- высший (собрание участников общественной организации или конференция) — принимает ключевые управленческие решения в соответствии с нормами закона и положениями устава;
- единоличный исполнительный (президент, председатель общественной организации) — отвечает за оперативное управление организацией;
- коллегиальный исполнительный (президиум, совет) — по закону не обязательный, но может назначаться по решению участников общественной организации для передачи отдельных задач.
Участники самостоятельно определяют наименования должностей исполнительных органов и сроки их работы, зафиксировав это в уставе.
Коллегиальному органу нельзя делегировать решения, которые относятся к исключительным полномочиям собрания общественной организации. Например:
- определение размера зарплат и порядка уплаты членских взносов;
- выбор ключевых направлений деятельности общественного объединения;
- утверждение и корректировки устава;
- составление порядка, в котором участники общественной организации принимают в свой состав и исключают других лиц;
- прочие организационные вопросы.
Адрес общественного объединения
hidden>
Как показывает практика, адреса общественных организаций при оформлении проверяют не так тщательно, как у коммерческих юрлиц. Учредители часто выбирают местоположения, с которыми в дальнейшем могут быть проблемы. Например, покупают массовые адреса или указывают участок с полным отсутствием условий для работы общественного объединения.
Проблема в том, что органы могут обнаружить это при проверке, и организация понесет убытки. Перед регистрацией стоит выбрать легальный адрес и подготовить подтверждающие документы:
- гарантийное письмо от собственника помещения;
- выписку из ЕГРН или свидетельство о праве собственности;
- договор аренды.
Это не входит в список обязательных документов, но регистрирующий орган вправе их потребовать. Чтобы не задерживать процесс регистрации, лучше предоставить подтверждение адреса сразу.
Направления деятельности и налогообложение
hidden>
Участники объединения должны определиться с общественно полезными целями и подобрать коды ОКВЭД. От этого будет зависеть форма общественной организации.
При выборе направлений деятельности стоит отталкиваться не только от планов на ближайшее время, но и подумать на перспективу. Хотя организация в будущем сможет ввести новые коды, это займет время. Потребуется скорректировать и утвердить новый устав и подать заявление в Минюст.
По налоговому режиму специальных рекомендаций нет. Просчитать доходы и нагрузку общественных организаций заранее сложнее, чем для коммерческой компании.
Большинство НКО выбирает упрощенный режим: меньше отчетности, проще порядок налогообложения.
Название общественной организации
hidden>
Наименование общественного объединения должно отражать форму и ключевую цель. Например, Фонд помощи бездомным животным «Хвост» или «Союз писателей России». Можно указать на территориальную форму: Региональное сообщество тренеров кунг-фу «Мастер» или Всероссийская организация танцоров «Ритм сердца».
При этом название должно быть на русском языке, а слово «партия» можно использовать только при регистрации непосредственно политической партии.
Чтобы включить в наименование общественной организации слова Москва и Россия в любой форме, нужно получить специальное разрешение в Минюсте. Название НКО должно быть оригинальным — если организация с похожим наименованием уже есть в государственном реестре, в регистрации откажут.
К кандидатуре руководителя общественной организации нужно подойти с особым вниманием. Если у него в прошлом были проблемы с налоговой, в регистрации НКО откажут. Как минимум, стоит проверить, нет ли его в реестре дисквалифицированных лиц — таким гражданам по закону какое-то время нельзя занимать руководящие должности (от 6 месяцев до 3 лет).
Документы для оформления НКО
Оформление начинается с подготовки учредительного документа для общественной организации — устава. В него нужно включить ключевую информацию:
- название общественного объединения;
- место нахождения (город, поселок, село и другое муниципальное образование, в котором будет располагаться организация);
- направления деятельности будущей НКО;
- порядок, в котором участники будут вступать в организацию и выходить из ее состава;
- состав организации (названия исполнительных органов и других сотрудников, описание их компетенций);
- порядок, в котором участники будут принимать организационные решения;
- положения о распоряжении имуществом компании;
- порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения.
При регистрации устав НКО проверяют тщательнее, чем у коммерческих организаций. Срок оформления может затянуться. Иногда учредителям приходится несколько раз переписывать устав, чтобы его приняли.
Другой важный документ — протокол решения о создании НКО. Учредители должны единогласно проголосовать за создание общественного объединения. В протокол нужно внести:
- место проведения собрания;
- список участников, их данные;
- перечень вопросов, которые поднимались на собрании;
- результаты голосований;
- информацию о назначенных исполнительных органах общественного объединения;
- место нахождения будущей НКО;
- ФИО и подписи секретаря и председателя собрания,
- дату проведения собрания.
Когда учредительные документы готовы, можно приступать к заявлению о регистрации. Его заполняют по форме Р11001, как для коммерческих организаций.
За регистрацию общественного объединения нужно уплатить пошлину. Стоимость зависит от формы НКО:
- для организаций инвалидов — 1 400 р.;
- для политических партий — 3 500 р.;
- для всех остальных общественных объединений — 4 000 р.
Реквизиты для оплаты нужно узнать у сотрудников регистрирующего отделения или на сайте органа.
После уплаты госпошлины можно подавать документы на оформление НКО. Полный список выглядит так:
- заявление о регистрации общественной организации;
- выписка из протокола общественного собрания;
- устав в трех экземплярах;
- квитанция об уплате пошлины. Это необязательный пункт, но иногда сведения о платеже поступают в систему позже, а платежный документ избавит от дополнительных вопросов;
- копия паспорта заявителя или всех учредителей, если заявление оформляют от лица всех участников;
- документы, подтверждающие юрадрес;
- разрешительный документ на использование слов «Россия» и «Москва» в любых формах;
- протокол собрания;
- сведения об учредителях в двух экземплярах;
- заявление на выбор системы налогообложения, если организация не планирует работать на ОСНО.
Органы регистрации зависят от формы будущей НКО:
- Учредители потребительских кооперативов и товариществ собственников подают документы в налоговую по месту нахождения.
- Участники остальных общественных объединений должны обращаться в Минюст. Учредители региональных и межрегиональных НКО подают документы в территориальные отделения, общероссийских — в центральный аппарат.
Обратиться в регистрирующий орган можно лично, через представителя (приложив доверенность к пакету документов), по почте, через нотариуса или МФЦ. Услуга регистрации общественной организации также доступна на Госуслугах.
Минюст рассматривает пакет документов в течение 33 дней. Еще 7 дней потребуется на внесение сведений о регистрации.
Если у департамента не возникнет вопросов к документам, адресу, деятельности будущей НКО и другим нюансам, общественное объединение зарегистрируют. Заявители получат:
- выписку из госреестра;
- устав с отметкой Минюста;
- свидетельство о госрегистрации;
- свидетельство о постановке на государственный учет.
С этого момента регистрацию можно считать пройденной.
Отчетные документы для общественных организаций
Отчетность НКО во многом та же, что у коммерческих организаций. Разница в том, что общественным объединениям нужно отчитываться о расходовании целевых средств.
Тратить бюджет по своему усмотрению запрещено — средствами распоряжаются так, как прописано в уставе и внутренних положениях объединения. Для расчета необходимых сумм составляют сметы. Их же требуют для получения грантов.
Если общественное объединение предлагает населению платные услуги и тратит доходы на основную деятельность, учет по этим средствам ведут почти так же, как в коммерческой компании. Членские взносы требуют отдельного учета в специальном порядке.
Кроме прочего, некоммерческим компаниям нужно отчитываются в Минюст:
- по форме ОН0001 — о деятельности НКО и руководящем составе;
- по форме ОН0002 — о распоряжении целевыми средствами и имуществом;
- по форме ОН0003 — о средствах и имуществе, полученных от разных источников, в том числе, других государств, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Можно ли официально заниматься общественными делами, если финансов недостаточно
Как мы уже заметили, для старта работы НКО требуются вложения: оплата пошлины, аренда, зарплата руководителю и сотрудникам и т.д. Но прибыли при этом у нее долгое время может не быть.
Что делать, если хочется заниматься общественно полезными делами, но средств на открытие собственной организации недостаточно? Предложить уже существующим НКО открыть филиал или представительное отделение в другом населенном пункте. У многих организаций есть ресурсы и возможности для расширения.
Первоочередная цель любой НКО — общественная польза. Сотрудничать с опытными организациями гораздо эффективнее, чем регистрировать собственную без достаточных стартовых средств.