Ремонт стартера ваз 2109 своими руками пошаговая инструкция

Стартер – неотъемлемая деталь в автомобиле, позволяющая машине заводиться. Иначе приходилось бы постоянно толкать авто для заводки. К сожалению, как и любая другая деталь, стартер рано или поздно выходит из строя. Кто то сразу бежит в автомагазин и покупает новый, но зачастую это лишняя трата денег, т.к. стартер не всегда изнашивается целиком, а частично. Например, большинство неполадок –  втягивающее реле, заменить которое не составит никакого труда, а денег сэкономите. Существует даже бесплатный вариант ремонта реле, понадобится шкурка и отвёртка. Разбираете реле, зачищаете  пятаки, собираете и ставите обратно. Данный способ помогает при окислении – вы их зачистили и дали возможность току нормально проводиться без перебоев. В сегодняшней статье мы подробно рассмотрим порядок действий для разборки, сборки стартера, поговорим о проверке, и обязательно разберемся насчет зачищения контактов и профилактики пригорания.

Примечание!
Произвести ремонт вам помогут следующие инструменты: накидные головки,  вороток (удлинитель), отвёртки, набор гаечных ключей, мелкозернистая шкурка.

Краткое содержание:

  • Ремонт стартера
  • Дефектовка деталей стартера
  • Дополнительный видеоролик

Месторасположение стартера

На большинстве русских переднеприводных автомобилях стартер располагается одинаково — вставлен в картер сцепления и входит в зацепления с маховиком. Картер находиться в нижней части автомобиля вместе с составляющей  – коробкой передач. Ниже прикреплено фото (вид сверху на автомобиль), стрелкой указан стартер – обратите внимание на цвет.

Стрелкой показано где располагается стартер на автомобиле, с правой стороны (Плохо видно) можно ещё аккумуляторную батарею разглядеть

Когда стартер нуждается в ремонте?

В случае возникновения проблем с заведением автомобиля:

  • поворачивая ключ слышно лишь щелчки, больше ничего не происходит – машина не заводится;
  • двигатель заводиться неохотно (ключ повернули, двигатель крутиться, крутиться и через секунд 5-10 заводит автомобиль)
  • слышен стук в двигателе автомобиля от поворачивания ключа, значит втулки у стартера изношены и вал немного перекосило, вал в маховик нормально не заходит, а ударяется.

В данном случае не рекомендуем вам эксплуатировать автомобиль: стартер убивается да и венец у маховика снашивается.

Примечание!
Для проверки вам понадобятся провода (на плюс нужен и на минус) и аккумулятор (подойдет установленный на автомобиле). Посмотрите видеоролик по ссылке ниже:

http://www.youtube.com/watch?v=mZu24DzhXns

В случае исправности стартера в результате проверки, обратите внимание на аккумулятор (зарядите обязательно), на замок зажигания, точнее контактную группу замка (подробно о снятии и проверке читайте в статье: «Замена замка зажигания на ВАЗ»), Не оставляйте без внимания реле включения стартера (не путайте с втягивающим реле не путайте). ,О проверке и замене читайте в руководстве: «Замена реле включения стартера на автомобиле»). Мы перечислили основные составляющие механизма стартера.

Примечание!
На автомобилях семейства Самара использовалось разные стартера в зависимости от времени и от года их существования. Первый носит маркировку «426.3708» (мы и разбираем в данной статье), второй «5712.3708», ну а третий «29.3708». Первый и третий стартер похожи между собой и разбираются они практически аналогично, у них только коллектора и рычаги привода отличаются. Второй стартер отличается: более компактный, состоит почти из тех же деталей, но ремонт по аналогии с 1-м и 2-м может не удастся, не понимая принципа работы данного механизма. 

Разборка

1) В начале операции снимите непосредственно с автомобиля, а без проблем справится с задачей вам поможет подготовленная нами инструкция из статьи: «Замена стартера на ВАЗ» – процесс подробно описан.

Примечание!
Стартеры снимаются идентично независимо от маркировки!

2) Возьмите гаечный ключ либо накидную головку с воротком и выкрутите гайку клеммы вывода обмотки статора (она находиться ближе к корпусу и указана красной стрелкой на первом фото ниже, а синей стрелкой показано бывшее местонахождение). После скиньте клемму вывода обмотки статора, затем с обратной стороны, повернув стартер, открутите два винта, крепящие втягивающее реле и потяните. Аккуратно извлеките из отверстия (фото 3) и отцепите конечную часть (называется якорем и красной стрелкой указана) от рычага, в который якорь входит. Якорь так же может у вас и не вынуться, потому что если он не выйдет из зацепления с рычагом, а вы за реле будете тянуть, реле само отсоединиться, а якорь останется внутри.  В подобной ситуации возьмите за него рукой и выньте, выведя из зацепления. Если якорь всё же вышел вместе с реле, то потяните за него рукой и отсоедините. Снимите пружину и уплотнительное кольцо (фото 4). В случае наличия деформаций и рваных частей, данное кольцо заменяется новым.

Снятие клеммы вывода обмотки статора, отворачивание винтов крепления втягивающего реле и его снятие

3) Найдите отрезок какой-нибудь трубы подходящего диаметра, чтобы сбить ограничительное кольцо со стопорного. Приставляйте трубу к ограничительному кольцу (фото 1) и ударами молотка сбейте (стрелкой на фото 2 указано сбитое, а под ним находится стопорное кольцо, обозначенное красной стрелкой). Снимайте стопорное и ограничительное кольца, пронеся вдоль вала (фото 3). Следом снимите защитную крышку вала, отвернув отвёрткой два винта крепления (фото 4).

Сбивание ограничительного кольца и снятие его и под ним находящегося стопорного кольца, а так же отворачивание винтов крепления крышки вала якоря

4) Снимите стопорное кольцо, подцепив с помощью отвёртки либо с помощью острых щипцов, как показано на фото 1. Теперь вы обнаружите шайбы, необходимые регулировочные, поэтому их сразу отложите и не потеряйте.  Отворачивайте две гайки крепления крышки (крышка синей стрелкой на фото 2, а гайки красными) и снимите её. Затем, взяв в руки отвёртку, отожмите ей пружины обеих изолированных щеток (одна из пружин указана стрелкой и наглядное её отжимание показано на фото 3) и выньте изолированные щётки из щёткодержателя. Снимите щёткодержатель со стартера (фото 4).

Снятие стопорного кольца, отворачивание гаек крепления крышки и снятие щёткодержателя с вала якоря

Примечание!
Существует 2 изолированные щётки, припаянные к выводам обмоток статора  (указаны буквой «А»), поэтому от них необходимо отжимать и отсоединять две пружины. В противном случае вы просто оторвёте щётки. На щёткодержатели также присутствуют неизолированные щётки, обозначенные буквой «Б».

Стрелками показаны изолированные и неизолированные щётки обмотки стартера

5) Далее возьмитесь за корпус статора рукой (фото 1 красным указателем) и выньте. Рукой снимите упор рычага (фото 2)  пластмассового типа (будьте бережны – довольно хрупкий). Вдоль крышки снимите якорь, вынув рукой как на фото 3. Снимите промежуточную опору с вала (фото 4), потянув за неё.

Вынимание корпуса статора, снятие пластмассовой опоры с рычага который она крепит и вынимание якоря после этого

6) Вместе с якорем снялся привод стартера – отложите в сторонку и возьмите привод отдельно.  Удалите щипцами верхнее стопорное кольцо (фото 1), затем тарельчатую шайбу (фото 2), упорную шайбу (см. фото 3) и муфту совместно с рычагом (фото 4) снимите с привода. Осталось снять упорное кольцо.

Разборка привода стартера и снятие с него в дальнейшем рычага который красной стрелкой указан

7) Переходим к разборке втягивающего реле. Если вы уверены, что оно у вас исправно, то разбирать не стоит. Однако в большинстве случаев неполадка кроется именно в нем (щёлкает стартер). ,Отверните в начале два винта (фото 1 красными стрелками) и две гайки (синей стрелкой). Берите паяльник и отсоедините им оба вывода обмоток от выводов реле (иначе не снимите крышку). Снимаем крышку (фото 3) и извлекаем контактную пластину (фото 4).

Выворачивание винтов и гаек и снятие после чего крышки втягивающего реле, где мы получаем доступ ко всем доступным для нас контактом реле

Примечание!
Болты на фото 3 называются пятаками, чтобы их вынуть достаточно открутить как на нижней фотографии.  На болтах и на пластине не должно присутствовать никаких окислений, признаков ржавчины и сильно въевшейся грязи – одним словом они должны находиться в чистоте. Если после зачистки пластины и болтов результата никакого не произошло, значит реле скорее всего нуждается в замене. 

Выворачивание контактных болтов и дальнейшие их снятие

8) Разбираем пластину: воспользовавшись отвёрткой подденьте пружину и снимите её (фото 1), щипцами снимите маленькое стопорное кольцо (фото 2) и за ним все остальное вплоть до изолирующей шайбы (фото 3).  Убираем пластину (фото 4) и все детали до тех пор, пока один шток не останется. Главное – запомните последовательность своих действий и порядок деталей. Рекомендуем снять процесс на видео, тогда вы не запутаетесь во время обратной установки.

Разборка штока контактной пластины

Сборка

1. Соберите реле, одев крышку и припаяв выводы обмоток к контактам (фото 1). После пайки смажьте моторным маслом детали в местах, обозначенных стрелками на фото которые. Смажьте втулки с фотографии номер 3.

Установка крышки на реле, проверка вала якоря и смазка крышки и втулок промежуточной опоры

2. Когда доберётесь до установки крышки и поставите её, закрепив гайками, переходите к установке регулировочных шайб. Осевой зазор у вала якоря стартера подбирается данными шайбами (он не должен составлять более 0.5 мм, проследите за этим и по мере необходимости уменьшите либо наоборот увеличьте количество регулировочных). Продолжайте сборку, а, дойдя до установки пластмассовой опоры (синей стрелкой на фото 3) на рычаг (красным), устанавливайте выступом к краю. Обязательно проверьте, чтобы обе шпильки проходили через изолирующие трубки (фото 4).

Смазка шлицов муфты и регулировка осевого зазор у вала якоря, а так же установка пластмассовой опоры на рычаг и проверка втулок

Примечание!
После установки якоря проследите за наконечником – должен направляться вниз и 
войти в зацепление с рычагом.

Якорь втягивающего реле и его наконечник, на котором язычок должен смотреть вниз при зацеплении с рычагом

Дефектовка деталей стартера

Примечание!
Дефектовка – народное название проверки деталей на наличие дефектов. 

1. Очистите от налипшей грязи снятые детали и проверьте статор на работоспособность контролькой (контрольная лампочка) на 220 вольт либо мегомметром. Подсоединяем контакты лампы: один на вывод обмотки статора (фото ниже), а второй на корпус. Лампочка горит? –   повреждена изоляция у проводки.  Данную процедуру проделайте со всеми выводами. Если вы используете мегомметр, то сопротивление не меньше 10 кОм. Поврежденная обмотка подлежит замене.

Проверка всех трёх обмоток статора на работоспособность

2. Переходим к проверке якоря: осмотрите якорь, сперва обратите внимание на коллектор (фото 1). При наличии загрязнений, рисок, различного рода царапин – зачищаем мелкозернистой шкуркой. А если же вы увидите, что между пластинами коллектора выступает слюда или он сильно шероховатый и шкурка не справляется, тогда проточите коллектор на токарном станке. Далее переходите к валу якоря (фото 2), на нём скорее всего вы обнаружите желтый налёт от подшипника. Зашкурьте и заодно проверьте шлицы и цапфы (стрелками указаны), на которых не должно присутствовать задиров, забоин и пр. В противном случае якорь подлежит замене. Проверьте пайку выводов обмотки якоря к пластинам коллектора (фото 3), всё должно держаться хорошо и не отслаиваться. Диаметр обмотки по торцам не должен превышать диаметр пакета железа якоря. По принципу, описанному выше, проверьте якорь контролькой: 1 контакт подсоединяется на пластину коллектора, а другой на сердечник.  Лампа горит? –  пластины либо бьют на массу, либо обмотка замыкает, якорь меняем. Схему подсоединения проводов смотрите на фото 4.

Проверка якоря стартера на его работоспособность

3.  Повращайте рукой в обе стороны шестерню привода –  должна вращаться свободно и без заедания только в одну (по часовой стрелке) сторону. Если вращается в обе стороны – меняйте привод. Проверив привод, оденьте на место (фото 2) и вдоль вала поперемещайте – без заеданий и задержек. Шлифуйте любые неровности.

Проверка вращения шестерни и проверка её перемещения на валу якоря

4. Осмотрите втулку в картере сцепления – достаётся с помощью метчика подходящего диаметра. Нарезаем резьбу и вынимаем её.  На фото 1 местонахождение втулки. ). Её необходимо вынимать лишь при наличии любого рода дефектов. Переходим к проверке щёткодержателя: щётки, изнашиваясь, теряют высоту и если она меньше 12 мм то данную щётку необходимо заменить (фото 2). Обязательно обратите внимание на перемещение щеток и держатели (фото 3) –  они должны прочно крепить щётки. Контрольной лампой проверьте, чтобы щётки у вас не замыкали на массу. На фото 4 схема подключения контрольки.

Осмотр втулки находящейся в картере сцепления и по необходимости её замена, а так же проверка всех щёток щёткодержателя и их опор

5. И в завершение проверим втягивающее реле и как пружинки прижимают щётки. Щёткодержатель установите на место (фото 1) и пружинками зафиксируйте щётки. Воспользуйтесь динамометром либо на ощупь определите силу, с которой отрываются пружинки от щёток (необходимо в районе 0.9-1.1 кг). К реле подсоедините омметр и замерьте сопротивление: один контакт на массу, а второй сперва на удерживающую обмотку (смотрите фото 2 и линию жёлтого цвета, прибор должен выдать 0.725-0.795 Ом), а затем на втягивающую обмотку (фото 2 и линию красного цвета, прибор же должен показать значение в районе 0.52–0.59 Ом). Проверку проводим в тепле ( +15 по +25 °С), иначе показания могут различаться.

Проверка втягивающего реле и того с какой силой пружины держат щётки

Примечание!
На пятаках не должно быть нагара, задиров и пр. – любые дефекты зачищаем шкуркой. Если не зачищается, то разверните болты на 180° можете другой стороной относительно пластины.

Осмотр пятаков они же контактные болты и контатакной пластины

Дополнительный видеоролик

Качественные советы и подробная информация о разборке стартера на примере ремонта бендикса в видеоролике ниже, приятного просмотра:

Примечание!
Прикрепляем ссылку на видео по зачистке пятаков от окисления:

http://www.youtube.com/watch?v=VXAgZh09YzE

Содержание:

  1. Конструкция и принцип работы
  2. Характерные неисправности
  3. Диагностика
  4. Снятие
  5. Ремонт

Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.

Внешний вид устройстваВнешний вид устройства

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля. 

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

Узел

Особенности

Электромотор

По нему через четыре щетки передается постоянный ток

Муфта свободного хода с шестеренкой

Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля

Тяговое реле

Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора

Втулки

Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.

Схема устройстваСхема устройства

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Принцип работы заключается в преобразовании электросигнала во вращательное движение шестерни привода. Через щетки на полюса электромотора передается ток. Одновременно с этим выдвигается муфта и шестерня соединяется с венцом маховика. Для запуска мотора нужно быстрое, но легкое вращение стартера. Когда двигатель завелся, муфта возвращается в начальное положение.

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

Проверка демонтированного узлаПроверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

Диагностика

Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
  2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

Снятие

Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
  2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
  3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
  4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
  6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
  7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.

Демонтажные работы

Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

Ремонт

Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

  • Щетки;
  • Якорь;
  • Обгонная муфта;
  • Тяговое реле;
  • Втулки. 

Теперь обо всем поочередно.

Щетки

Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
  2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
  5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.

ЩеткиЩетки

Якорь

Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус со стартером.
  2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
  3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
  4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.

 Якорь

Обгонная муфта

Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
  2. Снимите ограничительное кольцо.
  3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
  4. Достаньте промежуточную опору с вала.
  5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.

Бендикс или обгонная муфтаБендикс или обгонная муфта

Тяговое реле

Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

  • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
  • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
  • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.

РелеРеле

Втулки

При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.

ВтулкиВтулки

  1. В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
  2. Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
  3. Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
  4. Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
  5. Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
  6. Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.

Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.

Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.

Загрузка ... Загрузка …


Всем привет.

Ремонт машины затягивается, по разным причинам и идет медленными темпами. Вот получилось так, что стартеру пришло время сломаться. Крутил туго, потом через раз, потом вообще заклинил. Выехал я из гаража своим ходом, а в гараж пришлось закатывать руками). До этого никогда не разбирался в этих механизмах и понятия не имел что там да как. Попросил помочь папу, он раньше ремонтировал на своих машинах и уже знает что к чему. Выбрали мы свободный денек и занялись с моим стартером. Как оказалось, сложного там ничего нет.

Стартер у меня стоит обычный не редукторный. Был прикручен на двух верхних болтах (вернее, на одном болту и одной шпильке). Видно, что когда то он видимо менялся.

Фото в бортжурнале Lada 2109

.

Начинаем разбирать. Запоминаем, как все прикручено, делаем пометки или записываем. Главное потом при сборке, собрать все как было и ничего не перепутать.
В стартере, так то ломаться нечему. Изнашиваются втулки и щетки.
В закромах гаража были найдены щетки, наверно от жигулей, и разные втулки.

Фото в бортжурнале Lada 2109

.

Щетки подошли, втулку, которая в самом стартере стоит, нашли. а вот какая в коробке вставлена, пришлось ехать покупать в магазин.
Из инструмента нам понадобится, метчик на 14, для извлечения втулки из коробки, развертка на 12, для точного изготовления отверстия и обработки отверстия. Еще желательно найти, какую нибудь оправку для того чтобы вставить втулку в коробку.

Вот первая втулочка, выработка в ней была хорошая. Выбиваем ее.

Фото в бортжурнале Lada 2109

.

И забиваем новую втулку

Фото в бортжурнале Lada 2109

.

Затем берем развертку и развертываем отверстие во втулке. Делаем это аккуратно, чтобы не прослабить, несколько раз примеряя вал.

Фото в бортжурнале Lada 2109

.

Так, втулку вставили и обработали. Дальше меняем щетки. И поверхность где они прилегают к якорю, лучше почистить мелкой наждачной бумагой.

Фото в бортжурнале Lada 2109

Почистил, наждачкой 800

Вот так износились щетки

Фото в бортжурнале Lada 2109

Износ щеток. новая, старая

Вставляем щетки, собираем стартер, в обратной последовательности. Ничего не забывая. Проверяем работу бендикса. Но если он буксовал, то вы это поймете. Втягивающее реле также. если барахлило то меняем на новое. В моем случае, втягивающее и бендикс были исправны.

Итак, стартер готов. Далее нам нужно извлечь втулку из коробки передач, которая служит второй опорой вала стартера.
Для этого берем метчик на 14 и нарезаем резьбу во втулке. делал я это сверху. Конечно это не удобно, но все же получается. снизу может удобней. но я не полез в яму.

Фото в бортжурнале Lada 2109

.

Извлекаем втулку. И видим что она протерлась, вот это и является причиной что стартер перестал вообще крутить.

Фото в бортжурнале Lada 2109

.

Теперь нам нужно аккуратно забить новую втулку в отверстие в коробке. Для этого нужна какая нибудь оправка. Я взял у соседа, специально выточенную оправку под стартера.

Фото в бортжурнале Lada 2109

Оправка для замены втулок стартеров.

Вставляем новую втулку. В моем случае, она зашла легко. Развертывать отверстие не пришлось, так как на валу стартера уже есть выработка, и он легко вставился, Предварительно я помазал вал и зубья бендикса литолом. для лучшего скольжения.

После установки я даже не ожидал что так быстро он крутить будет. теперь работает стартер тихо и мягко. Прикрутил я его на 3 болта. Чтобы не было прогиба. Теперь надеюсь что он походит. Стартера эти вечные. главное менять втулки и щетки вовремя.

Всем удачи на дорогах!

Фото в бортжурнале Lada 2109

Print this article Font size 16

Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.

Внешний вид устройства

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

Узел Особенности
Электромотор По нему через четыре щетки передается постоянный ток
Муфта свободного хода с шестеренкой Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля
Тяговое реле Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора
Втулки Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Принцип работы заключается в преобразовании электросигнала во вращательное движение шестерни привода. Через щетки на полюса электромотора передается ток. Одновременно с этим выдвигается муфта и шестерня соединяется с венцом маховика. Для запуска мотора нужно быстрое, но легкое вращение стартера. Когда двигатель завелся, муфта возвращается в начальное положение.

Схема стартера и назначение

На всех авто без исключения, а значит, и на ВАЗ 2109 стартер отвечает за запуск двигателя, а точнее, раскрутку коленчатого вала. По сути, он является маленьким электродвигателем. Устройство стартера ВАЗ 2109 включает в себя подвижный ротор, две обмотки, а также бендикс с комплектом щеток. Как же все это работает? Вокруг стартерной и роторной обмотки создаются магнитные поля противоположного значения, что приводит в динамику подвижный элемент. Подать напряжение на стартер довольно легко, а вот для ротора нужен посредник – щетки, состоящие из графита и меди.

Что же насчет бендикса стартера ВАЗ 2109, то этот элемент передает движение на маховик. Состоит деталь из следующих частей: вилка, соединяющая механизм с втягивающим реле, обгонная муфта, обеспечивающая движение в одну сторону, и шестерня. Многие автомобилисты знакомы с ситуацией, когда эта деталь стирается. Пробуксовка бендикса хорошо слышна и свидетельствует о том, что установка нового комплекта неизбежна. И хотя причиной часто служит загрязнение механизма, чистить его не рекомендуется. Бендикс из-за пыли и сажи подвергается износу, часто неравномерному, и даже после промывки уже не будет выполнять свою функцию на должном уровне.

Существует редукторный стартер и простой. Отличной является схема передачи крутящего момента на маховик. Редукторный стартер имеет дополнительный элемент между якорем и бендиксом. Многие считают такую конструкцию более продуктивной и менее прожорливой. Правда, ремонтируется редукторный агрегат сложнее.

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

Ремонт стартера на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Стартер – неотъемлемая деталь в автомобиле, позволяющая машине заводиться. Иначе приходилось бы постоянно толкать авто для заводки. К сожалению, как и любая другая деталь, стартер рано или поздно выходит из строя. Кто то сразу бежит в автомагазин и покупает новый, но зачастую это лишняя трата денег, т.к. стартер не всегда изнашивается целиком, а частично. Например, большинство неполадок – втягивающее реле, заменить которое не составит никакого труда, а денег сэкономите. Существует даже бесплатный вариант ремонта реле, понадобится шкурка и отвёртка. Разбираете реле, зачищаете пятаки, собираете и ставите обратно. Данный способ помогает при окислении – вы их зачистили и дали возможность току нормально проводиться без перебоев. В сегодняшней статье мы подробно рассмотрим порядок действий для разборки, сборки стартера, поговорим о проверке, и обязательно разберемся насчет зачищения контактов и профилактики пригорания.

Примечание! Произвести ремонт вам помогут следующие инструменты: накидные головки, вороток (удлинитель), отвёртки, набор гаечных ключей, мелкозернистая шкурка.

Краткое содержание:

Месторасположение стартера

На большинстве русских переднеприводных автомобилях стартер располагается одинаково — вставлен в картер сцепления и входит в зацепления с маховиком. Картер находиться в нижней части автомобиля вместе с составляющей – коробкой передач. Ниже прикреплено фото (вид сверху на автомобиль), стрелкой указан стартер – обратите внимание на цвет.

Когда стартер нуждается в ремонте?

В случае возникновения проблем с заведением автомобиля:

В данном случае не рекомендуем вам эксплуатировать автомобиль: стартер убивается да и венец у маховика снашивается.

Примечание! Для проверки вам понадобятся провода (на плюс нужен и на минус) и аккумулятор (подойдет установленный на автомобиле). Посмотрите видеоролик по ссылке ниже:

Диагностика

Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
  2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

Самые распространенные поломки стартера

  1. Нехарактерный шум во время запуска двигателя.
  2. медленное вращение или его полное отсутствие.
  3. Устройство вращается, но шестерня с маховиком не сцепляется.
  4. Стартер вращается с маховиком, но впоследствии появляется разрыв зацепления.
  5. При повороте ключа не происходит никаких признаков «работоспособности» устройства.

В каждом из вышеизложенных случаев необходимо смотреть подкапотное пространство. Вполне вероятно, что проблема может скрываться в плохих соединениях контактов и разъемах электрической части. Дополнительно проверьте состояние АКБ, возможно, он разрядился.

Снятие

Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
  2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
  3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
  4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
  6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
  7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.

Демонтажные работы

Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

Как известно, стартер является одной из важнейших деталей автомобиля. Неисправность этого элемента легко обнаруживается, даже неопытными водителями. Такой ремонт можно сделать своими силами, стоит только под рукой иметь инструкцию, которая будет приведена ниже.В этой статье рассмотрим стартер популярного автомобиля золотой молодежи 90-ых Ваз 2109.

Данная машина стала родоначальником большого ряда автомобилей.

стартер ваз 2109 перед ремонтом

Но в результате эксплуатации данная модель начала сыпаться ровнотак, как и предыдущие жигули. Детали стали опять выходить из строя, как и на прежних «Жигулях». Особенно же страдал стартер, который являлся главной деталью системы пуска, и часто подвергался большим нагрузкам, особенно в зимнее время года.

Ремонт

Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

  • Щетки;
  • Якорь;
  • Обгонная муфта;
  • Тяговое реле;
  • Втулки.

Теперь обо всем поочередно.

Щетки

Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
  2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
  5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.

Якорь

Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус со стартером.
  2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
  3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
  4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.

Обгонная муфта

Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
  2. Снимите ограничительное кольцо.
  3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
  4. Достаньте промежуточную опору с вала.
  5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.

Тяговое реле

Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

  • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
  • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
  • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.

Ремонт стартера на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

Примечание! На автомобилях семейства Самара использовалось разные стартера в зависимости от времени и от года их существования. Первый носит маркировку «426.3708» (мы и разбираем в данной статье), второй «5712.3708», ну а третий «29.3708». Первый и третий стартер похожи между собой и разбираются они практически аналогично, у них только коллектора и рычаги привода отличаются. Второй стартер отличается: более компактный, состоит почти из тех же деталей, но ремонт по аналогии с 1-м и 2-м может не удастся, не понимая принципа работы данного механизма.

Разборка

1) В начале операции снимите непосредственно с автомобиля, а без проблем справится с задачей вам поможет подготовленная нами инструкция из статьи: «Замена стартера на ВАЗ» – процесс подробно описан.

Примечание! Стартеры снимаются идентично независимо от маркировки!

2) Возьмите гаечный ключ либо накидную головку с воротком и выкрутите гайку клеммы вывода обмотки статора (она находиться ближе к корпусу и указана красной стрелкой на первом фото ниже, а синей стрелкой показано бывшее местонахождение). После скиньте клемму вывода обмотки статора, затем с обратной стороны, повернув стартер, открутите два винта, крепящие втягивающее реле и потяните. Аккуратно извлеките из отверстия (фото 3) и отцепите конечную часть (называется якорем и красной стрелкой указана) от рычага, в который якорь входит. Якорь так же может у вас и не вынуться, потому что если он не выйдет из зацепления с рычагом, а вы за реле будете тянуть, реле само отсоединиться, а якорь останется внутри. В подобной ситуации возьмите за него рукой и выньте, выведя из зацепления. Если якорь всё же вышел вместе с реле, то потяните за него рукой и отсоедините. Снимите пружину и уплотнительное кольцо (фото 4). В случае наличия деформаций и рваных частей, данное кольцо заменяется новым.

Разборка стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099Для проведения ремонта, обслуживания или замены деталей стартер необходимо снимать с двигателя и разбирать.

Посмотрим как это сделать быстро — без лишних затрат времени и сил на примере разборки стартера 29.3708 широко применяемого на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Необходимые инструменты

— Отвертка шлицевая (крестовая)

— Молоток

— Ключи (рожковые или накидные) на 10, 13 и 17 мм

— Съемник стопорных колец (необязательно)

— Пассатижи

Подготовительные работы

— Снимаем стартер с двигателя автомобиля

Порядок разборки стартера 29.3708 ВАЗ 2108, 2109, 21099

1. Снимаем тяговое (втягивающее) реле.

Для этого ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления наконечника вывода обмоток стартера, и отсоединяем наконечник от контактного болта тягового реле. Шлицевой отверткой (так же могут применяться винты под крестовую отвертку или ключ на 10 мм) отворачиваем три винта крепления реле и отсоединяем его от корпуса стартера.

тяговое реле отсоединяем

Снимаем тяговое (втягивающее) реле стартера

При этом выводим из зацепления с наконечником рычага привода (бендикса) серьгу сердечника реле.

отсоединяем втягивающее

Снимаем сердечник втягивающего реле

Подробнее: «Снятие тягового (втягивающего) реле со стартера на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099».

2. Снимаем защитную крышку щеточного узла стартера.

Для этого шлицевой (крестовой) отверткой отворачиваем два винта ее крепления.

крепление крышки стартера

Снимаем заднюю защитную крышку стартера

Отсоединяем крышку от корпуса стартера. Под ней резиновое кольцо-прокладка.

крышка и корпус стартера

Снимаем уплотнительное кольцо защитной крышки
3. Извлекаем ось рычага привода стартера (бендикса).

Для этого плоскогубцами сжимаем усы ее фиксатора и ими же вынимаем фиксатор из отверстия на оси. Выбиваем ось из отверстия в корпусе стартера. Для выбивания оси  можно использовать гвоздь подходящего диаметра и молоток.

ось бендикса

Извлекаем ось бендикса (привода стартера)
4. Снимаем кольцо ограничителя хода бендикса.

Сбиваем его легкими ударами молотка (можно через рожковый ключ на 17 мм).

сбиваем ограничительное кольцо

Сбиваем ограничительное кольцо хода бендикса

Находящееся под ним стопорное кольцо снимаем съемником или просто поддеваем шлицевой отверткой.

стопорное кольцо бендикса

Снимаем стопорное кольцо ограничителя хода бендикса
5. Отворачиваем два длинных винта стягивающих две половинки корпуса стартера.

Для этого необходим ключ на 10 мм. Болты вынимаем, половинки разъединяем. Если не разъединяются, слегка стукаем молотком по передней половинке.

стяжные болты стартера

Отворачиваем стяжные болты корпуса стартера
6. Извлекаем привод стартера (бендикс).

Вынимаем резиновую заглушку из прорези в передней части корпуса стартера. При помощи отвертки отсоединяем ножки рычага привода от выступов на самом приводе.

бендикс

Снимаем привод стартера («бендикс»)

Выдвигаем бендикс вперед и вынимаем.

вынимаем бендикс

Детали привода («бендикса»)
7. Разъединяем якорь и корпус стартера.

Для этого поддеваем отверткой и снимаем стопорное полукольцо на хвостовике якоря. Так же снимаем находящуюся под ним шайбу.

стопорное кольцо якоря

Снимаем стопорное кольцо вала якоря

При необходимости снять обмотки статора отворачиваем винты их крепления на корпусе стартера.

детали стартера

Снимаем якорь и обмотки статора стартера
8. Снимаем щетки.

При необходимости снять щетки отворачиваем винты их крепления и извлекаем.

снимаем щетки стартера

Снимаем щетки стартера

Примечания и дополнения

— Как быстро и правильно собрать стартер — «Сборка стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

— Еще один стартер 5712.3708, устанавливаемый на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеет несколько иную конструкцию, и его разборка отличается от разборки стартера 29.3708.

Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

 — Как заменить щетки стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Датчик включения-выключения вентилятора системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Устройство стартера 5712.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Стартер 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Не работают «дворники» на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка обмоток стартера на короткое замыкание и обрыв

Подписывайтесь на нас!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ремонт старого фундамента деревянного дома своими руками пошаговая инструкция
  • Ремонт светодиодной люстры с пультом управления своими руками пошаговая инструкция
  • Ремонт старого деревянного дома в деревне своими руками пошаговая инструкция
  • Ремонт сварочного аппарата ресанта 220 своими руками пошаговая инструкция
  • Ремонт светодиодных лампочек с обычным цоколем своими руками пошаговая инструкция