Реорганизация муп путем присоединения к другому муп пошаговая инструкция

Унитарные предприятия на конкурентных рынках, созданные до 08.01.2020, подлежат ликвидации или реорганизации до 01.01.2025 (ст. 3 ФЗ от 27.12.2019 N 485-ФЗ).

1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

2. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.

3. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

4. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

5. В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.

При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

6. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.

7. Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

8. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.

9. Не допускается реорганизация унитарного предприятия, если в результате реорганизации одно или несколько создаваемых унитарных предприятий не будут соответствовать условиям, предусмотренным пунктами 2 и 4 статьи 8 настоящего Федерального закона.

(п. 9 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 485-ФЗ)

Муниципальные унитарные предприятия, которые были созданы до 8 января 2020 года и работают на конкурентных рынках, придется реорганизовать или ликвидировать. Срок — до 1 января 2025 года. До этой даты деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках допускается, но с ограничением. Доход от такой деятельности не должен превышать 10 процентов совокупной выручки МУПа за последний календарный год.

Решение о судьбе МУПа должен принять его учредитель. Если он этого не сделает до конца 2024 года, предприятие могут ликвидировать в судебном порядке по иску судебного органа (п. 6 ст. 23 Закона № 135-ФЗ). Чтобы этого не допустить, проанализируйте деятельность ваших МУПов и решите, как поступить с каждым из них. Статья поможет сделать оптимальный выбор.

В какие организационно-правовые формы можно реорганизовать МУПы

Документ: Новации, о которых идет речь в этой статье, предусмотрены Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ. Он внес изменения в федеральные законы от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Муниципальное унитарное предприятие можно реорганизовать в другое МУП — то, которому можно будет продолжить работу после 1 января 2025 года. Законодатель разрешил муниципальным образованиям сохранить унитарные предприятия, которые:

— осуществляют деятельность в сфере естественных монополий;
— работают в сферах культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
— обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Этот вариант подойдет только для МУПов, которые функционируют в смежных отраслях. Остальные предприятия вы можете реорганизовать:

— в муниципальные бюджетные учреждения;
— акционерные общества;
— общества с ограниченной ответственностью.

Реорганизация затронет прежде всего ресурсоснабжающие и другие социально значимые предприятия.

На заметку: Какую пользу принесет муниципалитетам реорганизация и ликвидация МУПов

По данным ФАС, на 1 апреля 2019 года в России было более 12,2 тыс. унитарных предприятий муниципального уровня. Значительная их часть работает в сферах с развитой конкуренцией: теплоснабжении, водоснабжении, управлении жилым фондом, торговле, строительстве и предоставлении услуг. Нередко заказчики уклоняются от применения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям. Результат — неэффективные закупки.

Часто МУПы имеют в хозяйственном ведении значительное количество разнородных, не связанных объектов. Сдают эти объекты в аренду и при этом не осуществляют какой-либо профильной деятельности.

По замыслу инициаторов реформы, она поможет уменьшить расходы местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Муниципальные образования избавятся от МУПов, деятельность которых не соответствует изначальным целям. Вместо них могут возникнуть частные предприятия, что будет способствовать росту конкуренции.

Как сделать выбор между АО, ООО и бюджетным учреждением

АО и ООО — хозяйственные общества. Уставный капитал акционерного общества разделен на акции, общества с ограниченной ответственностью — на доли. В обоих случаях реорганизация МУПа произойдет путем приватизации.

Реорганизация МУПа в ООО возможна, если его показатели соответствуют требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ:

— cуммарный трехлетний доход — не более 800 млн руб.;
— среднесписочная численность персонала за три года — не более 100 человек в год.

Если хотя бы одно из этих требований не выполняется, МУП лучше преобразовать в публичное акционерное общество или муниципальное учреждение. Акционерному обществу проще привлечь инвестиции через дополнительную эмиссию ценных бумаг для их продажи новым акционерам. Акционеру не обязательно быть предпринимателем или участвовать в собраниях. К тому же многие инвесторы расценивают покупку акций как одну из форм вложения капитала. Для общества с ограниченной ответственностью процедура более трудоемкая и дорогостоящая: придется подписать кредитный или инвестиционный договор. Другие различия между АО и ООО посмотрите в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика ООО и АО+

Ключевые показатели и параметры ООО АО
публичное
непубличное
Количество участников
Не более 50
Не ограничено
Не более 50
Размер уставного капитала
От 10 тыс. руб.
От 100 тыс. руб.
От 10 тыс. руб.
Увеличение уставного капитала
Стандартные процедуры с внесением денежных средств и их регистрацией в уставе и госорганах
Стандартные процедуры + дополнительный выпуск акций
Влияние органов управления
Могут предоставлять дополнительные права отдельным участникам
Права акционеров заранее определены и не подлежат изменению
Принятие решений
В ходе голосования решающее слово — за владельцем наибольшей доли в уставном капитале
В ходе голосования решающее слово — за владельцем контрольного пакета акций
Распределение прибыли
Прибыль распределяют с учетом веса доли или так, как предписано уставом общества
Прибыль распределяют с учетом количества акций, которые принадлежат акционерам
Доступность информации об акционерах/участниках
Сведения о фамилиях владельцев и их долях находятся в открытом доступе
Данные об акционерах закрыты для третьих лиц
Продажа долей/акций
Продажа долей происходит через нотариуса с внесением изменений в регистрирующем органе
Продажа акций ведется с внесением данных в реестр акционеров
Возможность зафиксировать цену доли или акции в уставе
Есть
Нет
Наследование долей и акций
Уставом может быть предусмотрена необходимость согласия участников на передачу доли умершего по наследству третьему лицу
Нет ограничений на наследование акций
Имущественные вклады
Можно вносить без увеличения уставного капитала
Внести в общество без изменения уставного капитала невозможно
Надзорный орган
Можно не создавать ревизионную комиссию
Создание ревизионной комиссии обязательно
Резервные фонды
Создавать ли резервные фонды, решают учредители
Обязательны
Распределение имущества
Общество может лишиться своего имущества при выходе участника из его состава
Только при ликвидации АО имущество будет распределено среди акционеров
Публикация отчетности
Не обязательна
Обязательна, вне зависимости от количества акционеров
Обязательна при количестве акционеров более 50 человек
Выход из состава общества
Возможен в любой момент без обязательной продажи своей доли
Закон предписывает продавать акции при выходе из АО
Исключение участника/акционера
По решению суда участник, препятствующий успешному функционированию общества, может быть исключен из его рядов
Акционера невозможно исключить из АО, пока он владеет хотя бы одной акцией

Если нужен более тщательный контроль финансовых потоков, то МУП лучше преобразовать в муниципальное бюджетное учреждение. При этом может потребоваться дополнительное финансирование из местного бюджета. Также возникает риск субсидиарной ответственности собственника муниципального имущества по обязательствам учреждения, которому это имущество передали на праве оперативного управления. Характеристики МБУ — в таблице 2.

Таблица 2. Характеристики муниципального бюджетного учреждения

Ключевые показатели и параметры ООО
Признак
Что разрешает закон
Учредитель
Муниципальное образование
Сфера деятельности
Услуги в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры,
социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах
Имущество учреждения
Закрепляется на праве оперативного управления
Распоряжение имуществом
Вправе распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого
имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника
Заключение крупных сделок
С согласия органа, наделенного функциями и полномочиями учредителя
Ответственность по обязательствам
Отвечает имуществом (кроме недвижимого и особо ценного), собственник не 
отвечает по обязательствам учреждения
Органы управления
Руководитель, назначенный учредителем
Финансовое обеспечение
Субсидии из бюджета муниципального образования
Основные средства
Категории:
– недвижимое имущество;
– особо ценное движимое имущество;
– иное движимое имущество
Финансовые вложения
Не вправе размещать денежные средства на депозитах
в кредитных организациях, а  также совершать сделки с ценными бумагами,
если иное не предусмотрено федеральными законами
Оказание платных услуг
Вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку,
поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.
Приносящая доход деятельность должна соответствовать этим целям и быть
указана в учредительных документах данного учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности, и 
приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в распоряжение учреждения

Какие МУПы лучше ликвидировать

Возможно, часть МУПов в вашем муниципальном образовании несет убытки и не соответствует требованиям, установленным для реорганизации в ООО или АО. Такие унитарные предприятия рекомендуем ликвидировать. Первые кандидаты на ликвидацию — МУПы, которые не осуществляют какой-либо профильной деятельности кроме сдачи разнородного имущества в аренду.

На заметку: Минфин прогнозирует, что к 1 января 2025 года в стране останется менее тысячи унитарных предприятий — федеральных, региональных и муниципальных

После ликвидации МУПа его имущество поступит в казну муниципального образования. Придется нести издержки на его содержание. Если это слишком накладно, имущество можно приватизировать. Другой вариант — предоставить его бизнесменам в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства. Объекты можно передать в аренду, в том числе на долгосрочной основе с преимущественным правом выкупа, по льготным ставкам.

Кто оплатит реорганизацию и ликвидацию

На реорганизацию и ликвидацию МУПов, а также постановку на кадастровый учет земельных участков после ликвидации предприятий регионы получат деньги из федерального бюджета. Порядок распределения этих межбюджетных трансфертов примет Правительство. Каждый регион распределит финансирование между муниципальными образованиями в соответствии со своим законом.

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 8 июля 2019 г.

Содержание журнала № 14 за 2019 г.

Присоединение — это одна из форм реорганизации бизнеса, которая приводит к его укрупнению. В каком порядке оно проводится? Какие сроки важно не пропустить? Как правильно оформить передачу имущества и обязательств? Кого и как известить? С этими вопросами будем разбираться.

Реорганизация в форме присоединения: на что обратить внимание

Общие аспекты

Любой процесс реорганизации предполагает передачу имущества и обязательств в порядке правопреемства — присоединяющая организация является правопреемником присоединяемойп. 2 ст. 58 ГК РФ. Передаваемые в процессе присоединения имущество и обязательства указываются в передаточном акте на основании результатов проведенной инвентаризациист. 59 ГК РФ.

Начинается этот процесс с принятия участниками обществ решения о реорганизации, а завершается внесением в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединяемых обществст. 57 ГК РФ.

Но от начала реорганизации до ее окончания предстоит решить еще много вопросов: провести инвентаризацию имущества и обязательств, уведомить работников, известить государственные органы и контрагентов. Рассмотрим этот процесс поэтапно.

Принимаем решение о присоединении

Если участники обществ с ограниченной ответственностью хотят присоединить одно общество к другому, первое, что надо сделать, — каждому обществу созвать и провести общее собрание участников. Ведь принятие решения о реорганизации относится к его компетенцииподп. 11 п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 53 Закона от 08.02.98 № 14-ФЗ (далее — Закон № 14-ФЗ).

На общем собрании участники выносят решение о реорганизации, устанавливают порядок и условия ее проведения, утверждают проекты договора о присоединении и передаточного акта. По результатам оформляется протокол с принятым решением или решение единственного участника (если собственник один).

Реорганизация ООО в форме присоединения — многоступенчатый процесс, и к каждому его этапу надо подходить максимально ответственно

Реорганизация ООО в форме присоединения — многоступенчатый процесс, и к каждому его этапу надо подходить максимально ответственно

В решении о присоединении важно предусмотретьпп. 3, 7 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 20.05.2003 № 44н (далее — Методические указания):

по какой стоимости (остаточной, текущей рыночной или иной) имущество будет отражено в передаточном акте и его примет на баланс присоединяющая организация;

порядок правопреемства имущества и обязательств, передаваемых в переходный период — после утверждения передаточного акта до завершения присоединения;

особый порядок проведения отдельных операций (например, получение или предоставление займов, финансовые вложения);

порядок формирования уставного капитала и его величину;

порядок распределения чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет присоединяемой организации.

Чтобы собрание участников могло рассмотреть все эти вопросы и принять решение, к нему необходимо подготовиться. Ведь участники каждого из обществ на своем собрании должны рассмотреть:

проект договора о присоединении;

проект передаточного акта присоединяемого общества;

акты инвентаризации, описи и расшифровки имущества и обязательств присоединяемого общества;

иные материалы, предусмотренные уставом.

Забегая немного вперед, скажем, что необходимо позаботиться о дополнительном экземпляре протокола общего собрания участников с принятым решением для уведомления регистрирующего органа о начатой процедуре присоединения.

Общества, участвующие в присоединении, заключают договор о присоединении, который подлежит утверждению на общих собраниях их участников.

Готовим проект договора о присоединении

Закон об ООО не содержит подробных требований к содержанию такого договора. Их можно позаимствовать из Закона об АО. Договор о присоединении должен содержатьст. 59 ГК РФ; пп. 2, 3, 3.1 ст. 53 Закона № 14-ФЗ; пп. 3, 3.1 ст. 17 Закона от 26.12.95 № 208-ФЗ:

сроки проведения совместного собрания участников реорганизуемых обществ;

наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в присоединении;

порядок и условия присоединения;

порядок руководства и координации процессом реорганизации, подготовки проектов решений и прочих документов;

порядок погашения долей в уставных капиталах, принадлежащих участвующим в присоединении обществам;

порядок распределения долей в уставном капитале реорганизуемого общества;

размер уставного капитала образованной в результате присоединения организации. При этом он не может быть меньше 10 000 руб. и больше величины чистых активов создаваемого общества (то есть суммы чистых активов реорганизуемых обществ)п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 20, подп. 1 п. 4 ст. 30 Закона № 14-ФЗ.

Кроме того, для бухучета важно, чтобы в договоре были определены следующие моменты:

дата и форма передаточного акта;

размер и структура уставного капитала общества, образованного в результате присоединения;

порядок распределения чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет реорганизуемой организации;

стоимость передаваемого имущества, по которой присоединяющая организация будет отражать его на своем балансе.

Проводим инвентаризацию

При реорганизации необходимо провести инвентаризациюп. 27 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н. Она производится в общем порядке, специальные требования к ее проведению и оформлению отсутствуют.

Документы об инвентаризации имущества и обязательств присоединяемой организации будут являться подтверждением данных передаточного акта (наличия, состояния и оценки).

Поскольку конкретные сроки для такой инвентаризации тоже не предусмотрены, их нужно установить самостоятельно. А так как на основании результатов инвентаризации присоединяемое общество формирует передаточный акт, то сроки ее проведения и оформления целесообразно привязать к дате актапп. 3—5 Методических указаний.

Сверяем расчеты с налоговыми органами

С 2019 г. отменена обязанность сверки расчетов с ИФНС при реорганизации. Но ее можно провести по инициативе присоединяемой организациип. 3 Регламента, утв. Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@; п. 2.1 Приказа ФНС от 20.12.2018 № ММВ-7-19/822@.

Это важно для бухгалтерии присоединяющего общества, поскольку позволит избежать возможных недоразумений с налоговой инспекцией в будущем. Ведь после присоединения все расхождения по расчетам с бюджетом присоединяемого общества придется урегулировать ей.

Но, запрашивая сверку, учитывайте сроки ее проведения, так как результаты должны быть отражены в передаточном акте.

Формируем передаточный акт

Присоединяемое общество составляет передаточный акт — перечень имущества, прав и обязанностей, переходящих к правопреемникуст. 59 ГК РФ; п. 2 ст. 53 Закона № 14-ФЗ. Информация в передаточном акте формируется, в частности, на основаниип. 4 Методических указаний:

бухгалтерской отчетности, определяющей состав имущества и обязательств, на последнюю отчетную дату;

актов и ведомостей инвентаризации имущества и обязательств;

первичных учетных документов по материальным ценностям (товарных накладных, актов и пр.);

расшифровок кредиторской и дебиторской задолженностей, расчетов с бюджетом.

Для бухгалтера присоединяющей компании передаточный акт — это первичный документ, подтверждающий переход имущества и обязательств от присоединяемого общества, и основание для отражения в учете операций по присоединению.

Форма передаточного акта законодательно не определена, его проект утверждают участники обществ. Обратим внимание на такие моменты.

1. Для сведений об имуществе и обязательствах удобно за основу взять форму бухгалтерского баланса и приложить подробные расшифровки по каждой из строк. Расшифровками могут послужить инвентаризационные описи и ведомости, а если их недостаточно, то самостоятельно разработанные регистры.

Но некоторые позиции в акте могут указываться не так, как в бухотчетности и инвентаризационных описях. Например, имущество стоимостью менее 40 000 руб., которое уже списано в расходы и отражено за балансом, указать в передаточном акте придется.

2. Стоимость передаваемого имущества должна совпадать с указанной в приложениях к акту: перечнях, описях, расшифровках, инвентаризационных ведомостяхп. 7 Методических указаний. Если собственники приняли решение передавать имущество по рыночной стоимости, то перед составлением передаточного акта необходимо произвести переоценку имущества и приложить подтверждающие документы (например, отчет независимого оценщика, бухгалтерскую справку-расчет).

Оценка важна для бухучета присоединяющей организации. У нее имущество будет учитываться именно по той стоимости, которая зафиксирована в передаточном акте. Однако для налога на прибыль переоценка по текущей рыночной стоимости не принимается. Правопреемник отразит имущество по данным и документам налогового учета передающей сторонып. 2.1 ст. 252 НК РФ; Письма Минфина от 05.06.2006 № 07-05-06/138; УФНС по г. Москве от 07.06.2008 № 19-14/054957.

3. При присоединении в передаточный акт не нужно включать информацию о взаимных долях участия в уставных капиталах друг друга, они погашаютсяп. 25 Методических указаний.

Взаимные задолженности реорганизуемых организаций друг перед другом нужно закрыть до проведения реорганизации. После присоединения такие задолженности все равно будут считаться погашенными.

4. Кредиторская и дебиторская задолженность с контрагентами показывается на основании актов сверки.

Дебиторская задолженность отражается в акте, включая сомнительную, но при этом не уменьшается на сумму резервов сомнительных долгов.

5. Помимо имущества и обязательств, правопреемнику передается и вся имеющаяся у предшественника документация: учредительные, реорганизационные, кадровые, бухгалтерские, налоговые и прочие документы. Поэтому их также необходимо перечислить в передаточном акте. Сделать это можно укрупненно, подробно расшифровав в приложенных к акту описях.

6. Составление передаточного акта лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной (месячной или квартальной) бухгалтерской отчетностип. 6 Методических указаний. Это значительно облегчит работу всех подразделений присоединяемой компании, в том числе и бухгалтерии. Не придется проводить дополнительные расчеты показателей, например определять суммы амортизации, размер заработной платы и арендных платежей за неполный месяц.

После того как передаточный акт будет составлен и подписан представителями реорганизуемых обществ, его утверждает общее собрание участников каждого из них.

Уведомляем о начале реорганизации налоговую

О том, что в ООО началась реорганизация, обязательно надо известить регистрирующую налоговую инспекцию

О том, что в ООО началась реорганизация, обязательно надо известить регистрирующую налоговую инспекцию

В течение 3 рабочих дней после общего собрания участников последнего принявшего решение о реорганизации общества в регистрирующий орган нужно представитьст. 13.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ); пп. 1, 4 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506; п. 14 Административного регламента, утв. Приказом Минфина от 30.09.2016 № 169н (далее — Административный регламент); Письмо ФНС от 23.01.2009 № МН-22-6/64@ (пп. 3, 5); Приказ ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@:

уведомление о начале процедуры реорганизации юридического лица по форме Р12003;

протокол собрания участников с решением о реорганизации (решение единственного участника).

Документы может подать:

или руководитель общества, которое последним приняло решение о присоединении;

или лицо, определенное решением о реорганизации. В этом случае к уведомлению необходимо приложить протоколы с решением о присоединении всех обществ, участвующих в реорганизации.

Документы направляются в инспекцию ФНС по месту нахождения общества или в межрайонную инспекцию ФНС (если ей переданы полномочия по регистрации юридических лиц).

В течение 3 рабочих дней с даты представления документов регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Дата представления документов — день их получения ИФНСп. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ; п. 16 Административного регламента.

Справка

Налоговый орган, получив уведомление о начале реорганизации, имеет право провести выездную налоговую проверку. Проверка, связанная с реорганизацией, может проводиться независимо от времени и предмета проведения предыдущей проверкип. 11 ст. 89 НК РФ.

Извещаем кредиторов

После того как решение о присоединении принято, необходимо уведомить об этом кредиторовп. 1 ст. 60 ГК РФ; п. 5 ст. 51 Закона № 14-ФЗ; п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ. Уведомление размещается дважды с периодичностью один раз в месяц в издании для опубликования данных о государственной регистрации юридических лиц — в журнале «Вестник государственной регистрации»п. 1 Приказа ФНС № САЭ-3-09/355@. Точный срок не установлен. Первое уведомление публикуется сразу после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации. Второе должно быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца с момента размещения первого уведомленияп. 3 ст. 192 ГК РФ. Например, если первое уведомление публикуется 25 июня, то второе — не раньше 26 июля.

Со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества считается, что оно кануло в Лету

Со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества считается, что оно кануло в Лету

Сделать это необходимо от имени всех участвующих в реорганизации юрлиц обществуп. 1 ст. 60 ГК РФ:

или которое последним приняло решение о присоединении;

или на которое такая обязанность возложена в соответствии с решением о реорганизации.

А в течение 5 рабочих дней после даты уведомления регистрирующего органа надо письменно известить каждого кредиторап. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ. Уведомлять их можно в свободной форме. Например, отправить извещение по почте письмом с описью и уведомлением о вручении либо доставить лично и взять у уполномоченного сотрудника кредитора номер входящей корреспонденции и подпись о получении.

Сообщаем работникам о реорганизации

Трудовые договоры в связи с реорганизацией не прекращаются. В них после завершения присоединения должны быть внесены изменения, касающиеся работодателя.

Но у работника в этом случае есть право отказаться от продолжения работыст. 75 ТК РФ. Чтобы узнать, готовы ли работники продолжить работу после присоединения, необходимо сообщить им о его проведении. Уведомить надо работников и присоединяемого общества, и общества, к которому оно присоединяется.

Срок для такого уведомления не установлен. Но лучше сделать это как можно раньше. Для этого можно составить уведомление в произвольной форме, включить в него сведения о предстоящей реорганизации, информацию о праве работника отказаться от продолжения работы в связи с присоединением и просьбу сообщить о принятом им решении. С уведомлением работника нужно ознакомить под подпись. О завершении процедуры присоединения также необходимо известить работников.

Уволить работников при реорганизации можно, только если они сами отказались от продолжения работы в реорганизованной организациип. 6 ст. 77 ТК РФ.

Если при присоединении происходит смена собственника имущества организации, то новый собственник не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности на имущество вправе уволить руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтерап. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Представляем сведения в Пенсионный фонд

При реорганизации присоединяемое общество обязано представить в территориальный орган ПФР сведения персонифицированного учета на всех своих работников: сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), сведения о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) вместе с описью (форма ОДВ-1) и реестром (форма ДСВ-3)пп. 2, 2.1, 3 ст. 11 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ; Постановление Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п; Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.

Срок подачи сведений — в течение месяца со дня утверждения передаточного акта, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для внесения записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Подача таких сведений в указанные сроки является дополнительной и не отменяет общий порядок представления сведений персонифицированного учета.

Регистрация присоединения

После того как истекли 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации общества в журнале «Вестник государственной регистрации» и 3 месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (это срок для возможного обжалования решения о реорганизации), в ИФНС представляются следующие документып. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ; п. 3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ; п. 24 Административного регламента; Приказ ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@; Письмо ФНС от 14.08.2015 № ГД-4-14/14410:

заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003;

договор о присоединении;

протокол совместного собрания участников реорганизуемых обществ с решением о внесении изменений в устав основного общества (при изменении размера или структуры уставного капитала).

Представлять ли в регистрирующий орган передаточный акт — лучше уточнить в ИФНС, поскольку представление передаточного акта для регистрации не является обязательнымп. 2 ст. 58 ГК РФ; п. 24 Административного регламента; п. 26 Постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25; Письмо ФНС от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@ (п. 2.1).

Присоединение считается завершенным с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого общества — со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Срок — не более 5 рабочих дней со дня представления полного комплекта документовп. 1 ст. 8, п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 15 Закона № 129-ФЗ; п. 16 Административного регламента.

* * *

После завершения процедуры присоединения переоформлять договоры с контрагентами присоединяемого общества не требуется. Можно подписать дополнительные соглашения к ним и представить контрагентам доказательства произошедших изменений (например, копию листа записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007).

Также правопреемнику важно позаботиться о получении из Росреестра документов с изменениями в записи о правах на недвижимое имущество. И переоформить в Госавтоинспекции ПТС на транспортные средства присоединяемого общества. Ведь организация, которой они принадлежали до присоединения, больше не существует.

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Комментарии (0)

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала по теме:

Реорганизация

2022 г.

2019 г.

Реорганизация муниципальных предприятий — процесс, который должен завершиться к началу 2025 года. Он коснется только тех унитарных структур, которые работают на конкурентных рынках.

Основания для реорганизации или ликвидации

Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности. Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий. Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.

Чтобы провести реформу, принят федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2019, в котором описан порядок ликвидации унитарного предприятия и сроки для этой процедуры. В этом же нормативном акте оговорены правила, которые обязаны соблюдать унитарные предприятия, чтобы оставаться на рынке.

Как объясняли авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой — дать частному бизнесу развиваться.

В какие сроки надо провести процедуру

На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится. Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию. Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.

Кого не изменения коснутся

Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2017), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:

  • субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
  • организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
  • предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
  • ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
  • ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
  • структуры, которые работают за пределами РФ.

Этот перечень правительство вправе дополнять.

Помимо этого, есть общее правило, когда реорганизация или ликвидация муниципального предприятия (государственного) не предусмотрена: ее выручка от деятельности на конкурентном рынке не превышает 10% всей выручки в течение года.

Как провести реорганизацию

Власти решили, что пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО должна соответствовать правилам ГК РФ, действующим для юридических лиц. Дополнительно этот вопрос регулирует федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002, который позволяет провести реорганизацию путем слияния, присоединения, выделения, разделения либо преобразования в иную форму. Вместе с тем статьей 34 закона №161-ФЗ наложено ограничение: из МУП или ГУП нельзя сделать ООО или АО, унитарное предприятие разрешено трансформировать либо в государственное, либо в муниципальное учреждение. ФГУП допустимо реорганизовать в автономную некоммерческую структуру.

Перейдем к пошаговому алгоритму, как реорганизовать унитарное предприятие.

Шаг 1

Собственник имущества (учредитель) принимает решение о реорганизации МУП (ГУП). В документе на основании ст. 34 закона №161-ФЗ необходимо указать цели деятельности нового учреждения, наименование учредителя, перечень мероприятий по преобразованию.

Шаг 2

Подать уведомление о начале процедуры реорганизации в ФНС по форме №Р12003. Документ подписывает руководитель унитарного предприятия. Срок подачи уведомления — 3 дня с момента принятия решения.

Шаг 3

В течение 30 дней о реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов. Эту информацию передают в письменной форме каждому из известных лиц и дополнительно публикуют в специализированном журнале «Вестник государственной регистрации».

Шаг 4

Собственник утверждает устав нового учреждения и передаточный акт. Хотя в ГК РФ и законе №161-ФЗ не указано, что этот акт нужен при реорганизации путем преобразования, при выделении и разделении он обязателен.

Шаг 5

Последний этап — передать все документы в ФНС на регистрацию не ранее 30 дней со дня уведомления всех кредиторов. Понадобятся:

  • заявление по форме №Р12001;
  • учредительные документы;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Останется только дождаться документов, и процедура завершена.

Реорганизация унитарных предприятий

Процесс реорганизации — не повод для расторжения трудовых договоров с сотрудниками, как заявлено в законе №161-ФЗ. Но сами работники вправе отказаться продолжить трудиться, если изменились условия работы.

Последствия отказа от проведения процедуры

Если собственники унитарного предприятия не начали процесс в установленные сроки, после 1 января 2025 года ФАС подаст иск, и в судебном порядке учреждение ликвидируют. Отдельная пошаговая инструкция по ликвидации МУП (ГУП) не предусмотрена, ориентироваться следует на общие нормы гражданского законодательства.

Мотрой Алена

Мотрой Алена
Журналист

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности «Журналистика и наука общения». В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой

Все статьи автора

  • Главная
  • Вопросы
  • 11 ноября 2015

Алгоритм действий по реорганизации одного МУП путем присоединения к другому МУП.

Ответы на вопрос (1):

11.11.2015, 22:22,

г. Ялта

Здравствуйте! Вряд ли кто-то Вам здесь поможет. Это не простое дело, которое требует времени, знаний и опыта в данных делах. Этим вопросом нужно заниматься. Онлайн консультацией не обойтись. Мы можем Вам помочь. Обращайтесь лично. Телефон: +79780717371 Спросить Алексея.

Спросить

Помощь юристов и адвокатов

Спроси юриста!
Ответ за5минут

спросить

Администратор печатает сообщение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Реорганизация муп в форме присоединения пошаговая инструкция 2022
  • Реорганизация муп в ооо пошаговая инструкция 2022
  • Реорганизация муп в мку в форме преобразования пошаговая инструкция
  • Реорганизация муп в мбу в форме преобразования пошаговая инструкция
  • Реорганизация казенного учреждения путем присоединения пошаговая инструкция