Реорганизация оао в ооо пошаговая инструкция

Процедура реорганизации акционерного общества — это совокупность юридических действий, в результате которых происходит переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц к другому или другим юридическим лицам, а также прекращается деятельность правопредшественников и (или) возникают правопреемники. 

Основания для проведения процедуры реорганизации АО

Реорганизацию можно классифицировать на добровольную и принудительную.

Основанием принудительной реорганизации является решение антимонопольного органа о принудительном разделении юридического лица, в случае систематического осуществления монополистической деятельности, занимающей доминирующее положение коммерческой организацией.

Суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение как о принудительном разделении таких организаций, так и решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Следовательно, принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения и выделения.

Формальным основанием добровольной реорганизации является решение общего собрания акционеров по представлению совета директоров (при их наличии). Существует множество факторов, под влиянием которых общество принимает в добровольном порядке решение о реорганизации, в частности:

  • необходимость в разделении бизнеса между несколькими собственниками;

  • быстрое достижение стратегических целей организации;

  • наблюдается низкая рентабельность, необходимость ее повышения;

  • экономия на масштабах производства, снижение трансакционных издержек;

  • налоговая оптимизация, переход на другую форму налогообложения;

  • поглощение организацией конкурентов и т.д.

Формы реорганизации АО

Реорганизация акционерных обществ может быть осуществлена в следующих формах:

  1. Слияние — это процедура, в результате которой возникает новое общество путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних (ст. 16 закона об АО);

  2. Присоединение — это процедура, в результате которой происходит прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу (ст. 17 закона об АО);

  3. Разделение — это процедура, в результате которой АО прекращает свою деятельность с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам (ст. 18 закона об АО);

  4. Выделение — это процедура, в результате которой происходит создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого АО без его прекращения (ст. 19 закона об АО);

  5. Преобразование — это процедура, в результате которой АО производит смену организационно-правовой формы (в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также при единогласном решении всех акционеров в некоммерческое общество), права и обязанности реорганизованного лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении акционеров (ст. 20 закона об АО). 

Кроме того, законодательно допускается одновременное сочетание нескольких форм реорганизации (например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием).

Общий порядок реорганизации АО

Процедура реорганизации АО, вне зависимости от выбранной формы, имеет практически общий порядок реорганизации и включает в себя необходимость совершения следующих действий:

  1. Утверждение решения об инициировании процедуры реорганизации и иных решений, связанных с ее подготовкой.

  2. Проведение инвентаризации активов и пассивов обществ, участвующих в реорганизации;

  3. Получение предварительного согласия антимонопольного органа в случае необходимости;

  4. Составление передаточного акта (разделительного баланса);

  5. Подготовка проекта договора о слиянии, договора о присоединении;

  6. Подготовка проектов учредительных документов обществ, создаваемых при реорганизации;

  7. Выдвижение кандидатов в органы управления и контроля АО, создаваемого в результате реорганизации;

  8. Принятие решения о реорганизации на общем собрании акционеров каждого общества;

  9. Уведомление регистрирующего органа о принятии решения о реорганизации с указанием выбранной формы;

  10. Публикация сообщений о реорганизации общества в Федресурс и журнале «Вестник государственной регистрации»;

  11. Представление сведений в Социальный фонд.

  12. Принятие решения о выпуске ценных бумаг и последующая государственная регистрация.

  13. Уведомление регистратора о подаче документов на государственную регистрацию.

  14. Государственная регистрация организации, создаваемой в результате реорганизации;

  15. Уведомление регистратора о государственной регистрации.

Далее рассмотрим пошаговую инструкцию по реорганизации АО

Утверждение решения об инициировании процедуры реорганизации и иных решений, связанных с ее подготовкой

Решение по вопросу реорганизации АО принимается общим собранием акционеров, но только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом общества (п. 3 ст. 49 закона об АО).  

Так, функции совета директоров (наблюдательного совета) может осуществлять и само общее собрание акционеров или иной орган (например, руководитель АО), но в случае, если число акционеров — владельцев голосующих акций в обществе составляет менее 50, и такая возможность закрепляется уставом.  

Органу, к компетенции которого отнесен вопрос об инициировании процедуры реорганизации, рекомендуется разработать и утвердить план мероприятий, смету возможных расходов, а также определить порядок проведения инвентаризации активов и обязательств АО и порядок проведения оценки рыночной стоимости акций АО для целей их выкупа. 

Проведение инвентаризации активов и пассивов обществ, участвующих в реорганизации

Осуществление инвентаризации является обязательным действием при реорганизации АО, поскольку по результатам такой инвентаризации будет определен перечень активов и обязательств, которые реорганизуемое общество передаст основному юридическому лицу после реорганизации.

Для проведения инвентаризации и составления инвентаризационных описей и иных документов следует руководствоваться общими принципами инвентаризации, которые приведены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 г. №49).

Получение предварительного согласия антимонопольного органа

При реорганизации в форме слияния или присоединения реорганизуемым юридическим лицам следует получить предварительное согласие антимонопольного органа. Например, если суммарная стоимость активов обществ превышает 7 млрд. руб., или их суммарная выручка от реализации товаров за предшествующий реорганизации год превысила 10 млрд. руб. (п. 1 ст. 27 закона о защите конкуренции).

Составление передаточного акта (разделительного баланса)

Нынешнее законодательство имеет некоторые проблемы правового регулирования порядка составления передаточного акта (разделительного баланса) при реорганизации АО. Ранее в редакции ГК до 2014 года определяющим документом правопреемства был: 

  • разделительный баланс, который составлялся при выделении и разделении;

  • и передаточный акт, который составлялся при слиянии, присоединении и преобразовании. 

В редакции ГК, действующей с 2014 года, стал обязательным только передаточный акт, и только для реорганизации в форме разделения и выделения.

Это связано с тем, что в случае слияния и присоединения права и обязанности присоединенного АО переходят в порядке универсального правопреемства, а при преобразовании права и обязанности реорганизованного общества в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении акционеров (участников) (письмо ФНС от 14.03.2016 № ГД-4-14/4182@, п. 26 постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25). 

Однако, до настоящего момента, соответствующие поправки в ст. 16, 17, 20 закона об АО в отношении составления передаточного акта при слиянии, присоединении, преобразовании не внесены. 

Аналогичная ситуация в отношении разделительного баланса в ст. 18, 19 закона об АО, где его утверждение при реорганизации в форме разделения и выделения — обязательно, но в связи с внесением изменений в нормы ГК составляется в обязательном порядке только передаточный акт при указанных формах реорганизации. 

Поскольку на законодательном уровне до конца не решен вопрос об использовании разделительного баланса и передаточного акта, рекомендуется оформлять перечисленные документы в зависимости от формы реорганизации.

Подготовка проекта договора о слиянии, договора о присоединении

Акционерные общества, участвующие в реорганизации в форме слияния / присоединения, в обязательном порядке составляют и заключают договор о слиянии / договор о присоединении. Сам договор утверждается на общем собрании акционеров каждого общества в рамках решения ими вопроса о реорганизации АО (п. 2 ст. 16 закона об АО, п. 2 ст. 17 закона об АО). 

Закон об АО детально регламентирует какие положения о порядке и условиях слияния / присоединения должны закрепляться в соответствующем договоре.

Если в договоре отсутствуют обязательные условия, предусмотренные п. 7 ст. 15, п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 17 закона об АО, он может быть признан в судебном порядке незаключенным либо недействительным.

Подготовка проектов учредительных документов обществ, создаваемых при реорганизации

Особенностей при подготовке проектов учредительных документов обществ, создаваемых при реорганизации АО не наблюдается, поскольку закон об АО не предъявляет каких-либо специальных требований к уставам. 

Соответственно порядок составления точно такой же, как и при создании АО. Перечень обязательной для уставов АО информации предусмотрен, в частности, п. 4 ст. 52, п. 3 ст. 98 ГК, п. 3 и п. 3.2 ст. 11, п. 2 ст. 32 закона об АО.

Выдвижение кандидатов в органы управления и контроля АО, создаваемого в результате реорганизации

Пунктом 8 ст. 53 закона об АО предусмотрено право акционеров — владельцев не менее чем 2% голосующих акций каждого реорганизуемого АО выдвинуть кандидатов в органы управления и контроля АО, создаваемого в результате реорганизации.

Предложения о выдвижении кандидатов должны поступить в реорганизуемое общество не позднее чем за 45 дней до дня проведения в нем общего собрания акционеров.

При этом законом об АО не устанавливает перечень документов, которые следует представить вместе с предложением.

Поступившие от акционеров предложения рассматриваются не позднее 5 дней по истечении срока, установленного абз. 3 п. 8 ст. 53 закона об АО для внесения предложений о выдвижении кандидатов (п. 5 ст. 53 закона об АО).

Принятие решения о реорганизации на общем собрании акционеров каждого общества. Уведомление регистрирующего органа о принятии решения о реорганизации

До проведения общего собрания акционеров по вопросу реорганизации АО необходимо определиться со списком лиц, имеющих право участия на таком собрании.

Список подготавливает регистратор по запросу общества не ранее чем через 10 дней с момента принятия решения о проведении общего собрания акционеров, но и не более чем за 35 дней до его проведения (п. 1 ст. 51 закона об АО).

Лица установленные, согласно списку, извещаются о проведении собрания способом, как правило, закрепленным уставом АО. Такое уведомления рассылается не менее чем за 30 дней до даты проведения собрания.

Непосредственно на общем собрании акционеров каждого общества принимается решение о реорганизации в одной из 5 форм, в нем устанавливается порядок и условия реорганизации, утверждается договор о присоединении (для присоединения) / договор о слиянии (для слияния), утверждается проект учредительного документа, передаточный акт, а также иные обязательные вопросы предусмотренные законодательством об акционерных обществах (п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19, п. 3 ст. 20 закона об АО). 

Решение о реорганизации АО считается принятым, если за него проголосовало ¾ голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. (п. 4 ст. 49 закона об АО).

Обращаем внимание, что акционеры, которые проголосовали против принятия решения о реорганизации АО или не принимавшие участия в голосовании по вопросу реорганизации общества, имеют право требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций. Требования акционеров о выкупе акций должны быть предъявлены в течение 45 дней с даты принятия решения о реорганизации.

Принятое решение о реорганизации оформляется в виде протокола в письменной форме и подлежит обязательному заверению нотариусом, если уставом или решением общего собрания не предусмотрен альтернативный способ подтверждения (без участия нотариуса).

Кроме того, аналогично подготавливается протокол и отчет об итогах голосования на общем собрании акционеров по вопросу о реорганизации АО.

После принятия решения о реорганизации обществ возникает обязанность незамедлительно в течении 3 рабочих дней письменно уведомить об этом уполномоченный орган государственной регистрации по форме № Р12003 (форма установлена приказом ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@), с приложением протокола (решения) юридического лица.

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК).

Рекомендуется в целях упрощения процедуры реорганизации, а также минимизации временных и финансовых затрат на общем собрании акционеров обществ определить общество, которое будет обязанным от имени всех юридических лиц участвующих в реорганизации, уведомлять регистрирующий орган, опубликовать уведомление о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации», а также вносить такие сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Федресурс).

Как правило в качестве заявителя на уведомительном этапе выступает руководитель реорганизуемого АО.

Само заявление должно быть засвидетельствовано в нотариальном порядке, за исключением случая, когда документы подаются в форме электронных документов, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП) заявителя. 

Таким образом, на уведомительном этапе о начале процедуры реорганизации подаются в регистрирующий орган следующие документы:

  • заявление (уведомление) по форме № Р12003 о принятии решения о реорганизации;

  • протокол (решение) юридических лиц, принявших решение о реорганизации.

После принятия регистрирующим органом положительного решения в ЕГРЮЛ вносится запись о начале процедуры реорганизации юридического лица.  

Публикация сообщения о реорганизации общества в Федресурс и журнале «Вестник государственной регистрации»

В обязательном порядке в течение 3 рабочих дней с момента решения о реорганизации публикуется уведомление об этом в Федресурс (пп. «н.6» п. 7 ст. 7.1 закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). 

Повторное размещение информации в Федресурс осуществляется через месяц после опубликования первого сообщения. 

После получения листа записи ЕГРЮЛ от регистрирующего органа о нахождении юридического лица в процессе реорганизации следующий шаг — публикация сообщения о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 60 ГК, приказ ФНС от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355).

Вторая публикация в указанном журнале осуществляется не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца с момента размещения первого уведомления. Без указанных публикации в государственной регистрации реорганизации будет отказано.

Обращаем внимание, если реорганизуемому лицу известны его кредиторы, то необходимо их уведомить также в письменном виде в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган (п. 2 ст. 13.1 закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

В случае не публикации сведений о реорганизации юридического лица возникают следующие последствия:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 до 50 тыс. рублей и дисквалификация на срок от 1 года при повторном нарушении в соответствии с п. 7, 8 ст. 14.25 КоАП;

  • отказ инспекции ФНС в государственной регистрации процедуры реорганизации общества.

Представление сведений в Социальный фонд

Необходимо представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета в органы Социального фонда (далее — СФР) в течение 1 месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня подачи в регистрирующий налоговый орган документов для госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации.

Рекомендуется получить соответствующий документ, подтверждающий представление сведений в указанный орган, который впоследствии подается в комплекте с документами на регистрацию создаваемого АО. 

Однако такой документ подавать в регистрирующий налоговый орган не обязательно, поскольку нужную информацию у территориального органа СФР налоговый орган запросит самостоятельно.

Принятие решения о выпуске ценных бумаг и последующая государственная регистрация

Принимается решения о выпуске ценных бумаг советом директоров (наблюдательный совет) общества либо общим собранием акционеров, если функции совета директоров возложены на него (п. 1 ст. 64, пп. 7.1 п. 1 ст. 65 закона об АО).

Решение составляется в соответствии с Приложением 16 к Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – Стандарты эмиссии) (п. п. 5.5, 43.4 Стандартов эмиссии) и оформляется протоколом. 

Документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации, представляются в Банк России до внесения в ЕГРЮЛ записи о госрегистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (п. 2 ст. 27.5-5 закона о рынке ценных бумаг).

Лицо, выступающее заявителем при государственной регистрации выпуска ценных бумаг, является лицо, которое последним приняло решение о реорганизации, или лицо, определенное в решении о реорганизации. 

Документы, представляемые для госрегистрации выпуска ценных бумаг, устанавливаются Стандартами эмиссии.

Банк России обязан осуществить госрегистрацию или принять мотивированное решение об отказе в ней (п. 5 ст. 20 закона о рынке ценных бумаг, п. п. 5.16, 5.16.2, 5.16.3 Стандартов эмиссии):

  • в течение 15 рабочих дней — с даты получения документов;

  • в течение 10 рабочих дней — с даты получения документов, представленных для госрегистрации после их предварительного рассмотрения, если Банк России принял решение об их соответствии требованиям законодательства либо эмитент устранил все несоответствия, выявленные Банком России по результатам предварительного рассмотрения. При этом документы для госрегистрации должны быть представлены в Банк России не позднее трех месяцев с даты их предварительного рассмотрения.

Регистрирующий орган выдаст уведомление о госрегистрации выпуска ценных бумаг, 2 экземпляра решения о выпуске акций с отметкой о его регистрации и 2 экземпляра документа, содержащего условия размещения акций при реорганизации АО. 

Государственная регистрация организации, создаваемой в результате реорганизации

После истечения 30 дней с даты второго сообщения о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации», а также истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации необходимо подготовить и представить в регистрирующий орган (по месту нахождения директора (слияние, выделение, преобразование), по месту нахождения основного АО (присоединение, разделение)) следующие документы: 

  • заявление (уведомление) по форме № Р12016 в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц);

  • учредительный документ (представляется в одном подлинном экземпляре, за исключением, если юридическое лицо действует на основании типового устава (слияние, разделение, выделение, преобразование));

  • договор о присоединении (присоединение);

  • договор о слиянии (слияние);

  • передаточный акт (разделение, выделение); 

  • квитанция об уплате госпошлины (при направлении документов для госрегистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать госпошлину не требуется);

  • документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган СФР (рекомендуется представить, но не является обязательным);

  • документ, подтверждающий присвоение выпуску акций государственного регистрационного номера;

  • документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент указанных эмиссионных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, создаваемому путем такой реорганизации.

Подача документов на всех этапах реорганизация возможна следующими способами: путем непосредственного обращения в инспекцию, через МФЦ, почтовым отправлением, через Единый портал госуслуг, интернет-сервис на сайте ФНС, мобильное приложение (при наличии УКЭП), через нотариуса при личном обращении к нему за отдельную плату (п. 1 ст. 9 закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Кроме того, в день подачи документов на госрегистрацию юрлица, нужно уведомить регистратора о факте их подачи (п. 45.7 Стандартов эмиссии).

После рассмотрения представленных документов и при положительном решении уполномоченного органа процедура реорганизации АО считается завершенной только после государственной регистрации новых или обновленных юридических лиц или по факту внесения записи в ЕГРЮЛ (при присоединении). 

При выборе формы реорганизации АО следует учитывать не только финансовые, правовые и организационные аспекты, но также интересы акционеров и работников. В связи с чем процесс реорганизации является достаточно сложным, требующим строго соблюдения всех законодательных нормы и правил при проведении процедуры.

Если вам нужна бесплатная консультация с профильным юристом по вопросам реорганизации акционерного общества, переходите на сайт компании «Консалтинг Онлайн» и оставляйте заявку на публикацию. На этой же странице вы сможете скачать несколько полезных материалов по реорганизации АО, которые помогут вам без нарушений провести процедуру.

Онлайн-сервис для комплексного юридического сопровождения деятельности компаний от создания до ликвидации

Доступный консалтинг от команды экспертов в удобном онлайн-формате для компании с любой организационно-правовой формой и любым уровнем сложности задач

Реклама: АО «КОНСАЛТИНГ ОНЛАЙН», ИНН: 2310203967, erid: LjN8KWs8q

Акционерное общество может сменить свою организационно правовую форму и стать обществом с ограниченной ответственностью. Данная процедура несет под собой реорганизацию путем преобразования, порядок перехода от одной формы к другой закреплен в Гражданском кодексе и Законе об акционерных обществах. В ходе процедуры акционерное общество перестает существовать, а вместо него создается общество с ограниченной ответственностью.  Однако все права и обязанности полностью переходят новому обществу. Преобразование АО в ООО может осуществляться по многому ряду причин, далее в статье будет рассмотрено как провести данную процедуру.

  1. Подготовка и инвентаризация активов
  2. Решение о преобразовании АО в ООО
  3. Уведомление регистрирующего органа о преобразовании АО в ООО
  4. Регистрация ООО
  5. Уведомление после регистрации

Подготовка и инвентаризация активов

Подготовительный этап по преобразованию АО в ООО может быть одним из самых важных. На данном этапе происходит принятие решения, урегулируются разногласия между держателями акции, осуществляется подготовка документации для реализации данного вида изменений в обществе.

Инвентаризация — это проверка наличия имущества и состояния финансовых обязательств общества на определённую дату. Осуществляется инвентаризация юридического лица по месту его нахождения, а конечной целью является составление передаточного акта и оценка стоимости акций.

Этой процедурой занимается комиссия, в состав которой могут входить бухгалтеры, экономисты и другие ответственные лица. Всю информацию об имуществе организации вносят в акты или описи. Проведение данной процедуры требуется на основании статьи 12 закона «О бухгалтерском учете» № 402 — ФЗ от 06.12.2011 года.

Во время заполнения актов не разрешаются какие-либо помарки, все допущенные опечатки исправляются зачеркиванием с указанием верных сведений над опечаткой. Данный акт должен быть подписан всеми членами комиссии. Подробное описание проведения инвентаризации закреплено приказом Минфина РФ №49 от 13.06.1995 года.

Важно учесть, что несмотря на то ,что на сегодняшний день в ГК РФ нет упоминания о необходимости передаточного акта при реорганизации путем преобразования, статьей 20 закона «Об акционерных обществах» закреплено требование о его составлении. Основываясь на этом мы рекомендуем оформить данный акт, даже исходя из того, что он вообще может не понадобиться в данном процессе, так как данный акт не подлежит передаче в ИФНС.

Решение о преобразовании АО в ООО

Решение о преобразовании общества принимает общее собрание акционеров, но зачастую в АО существует Совет директоров (Наблюдательный совет). При функционировании Совета директоров (Наблюдательного совета) он принимает первичное решение о преобразовании общества, а затем предоставляет на обсуждение общего собрания. Все решения формируются в протоколе, в нем содержатся сведения о вынесении вопроса о реорганизации на рассмотрение общего собрания Акционеров, утверждение плана проведения данной процедуры, инвентаризация и составление передаточного акта, подготовка проекта устава для будущего ООО, а также проведение рыночной оценки акций.

Совет директоров (Наблюдательный совет) устанавливает порядок извещения о запланированном собрании. Сведения о проведении общего собрания должны быть получены участниками в срок не позднее тридцати дней до непосредственно самого собрания. Участники могут быть оповещены с помощью заказных писем, вручения уведомлений под роспись либо иными способами, определенными уставом. Сообщение обязано содержать день, адрес проведения, повестку мероприятия, правила и место ознакомления с документами, а также другие данные.

Если количество акционеров составляет менее пятидесяти, то в данном случае Уставом возможно предусмотреть осуществление функций Совета директоров (Наблюдательного совета) общим собранием. При отсутствии в организации Совета директоров (Наблюдательного совета) Устав общества должен определять лицо или орган осуществляющий решение вопроса о проведении собрания и утверждающий повестку дня.

В обществе, состоящим из одного единственного акционера, решение вопроса о реорганизации принимается им единолично.

Решение о реорганизации АО в ООО должно содержать наименование и место нахождения будущего ООО, также в решении должен быть отражен порядок и условия преобразования, порядок обмена акций на доли в уставном капитале, указание о единоличном исполнительном органе, утверждение Устава, дополнительно указываются такие пункты как список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре, список членов коллегиального исполнительного органа.

Закон устанавливает проведение голосования по правилу, которое предусматривает что одна акция дает один голос на голосовании.

При проведении собрания необходимо наличие кворума, который должен составлять не менее чем 3⁄4 голосов от голосующих акций. Важно помнить, что Устав АО предусматривает иное количество голосов, необходимое для принятия решения, но оно не может быть меньше количества голосов, установленного законодательством.

Результаты голосования по вопросам реорганизации фиксируются в протоколе. Помимо сведений, установленных в пункте 3 статьи 20 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в протоколе необходимо отразить ответственных лиц, на плечи которых будет возложено оформление и подача документов для государственной регистрации.

На голосовании некоторые акционеры могут проголосовать против преобразования общества или вовсе не участвовать в голосовании. В данном случае эти лица имеют право потребовать выкуп обществом принадлежащих им акций в случае положительного решения по преобразованию АО в ООО (п. 1 ст. 75 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Порядок выкупа регулирует статья 76 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Требование о выкупе акций может быть подано не позже по прошествии 45 дней, как решение было принято общим собранием. Также с момента получения обществом данного требования и до момента внесения в реестр акционеров записи о переходе прав собственности к обществу или до момента отзыва данного требования акционер лишается права на совершение сделок, связанных с отчуждением или обременением этих акций с третьими лицами.

В свою очередь акционер может отозвать свое требование в течение 45 дней с даты принятия решения о реорганизации.

Уведомление регистрирующего органа о преобразовании АО в ООО

Лицо, назначенное обществом, в течение 3 рабочих дней обязано оповестить регистрирующий орган о том, что в обществе принято решение о реорганизации путем преобразования. Для этого ему необходимо оформить уведомление по форме Р12003 и предоставить его в уполномоченный орган вместе с протоколом собрания, в котором зафиксировано решение о преобразовании.

Важно знать, что данное уведомление должно быть нотариально удостоверено.

В свою очередь, на основании полученных документов регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) пометку о том, что организация находится в стадии реорганизации в форме преобразования.

Важно понимать, что в ходе данной процедуры нет необходимости публиковать об этом уведомление в «Вестнике государственной регистрации». Однако, основываясь на статье 60.1 ГК РФ, документы о регистрации ООО могут быть направлены не раньше, чем через 3 месяца после появления записи о начале процедуры реорганизации в ЕГРЮЛ. Данный срок дается для обжалования решения о реорганизации недовольными данной процедурой лицами.

Регистрация ООО

Как было оговорено выше, по истечении трех месяцев со дня внесения записи о реорганизации общества в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган необходимо предоставить пакет документов на регистрацию ООО. В данный пакет входят следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации по форме № Р12001;
  • протокол общего собрания акционеров АО, на котором принято решение о реорганизации;
  • устав создаваемого ООО (за исключением случаев, когда общество будет действовать в рамках типового устава);
  • документ об уплате государственной пошлины, на сегодняшний день ее размер составляет 4000 тысячи рублей.

Важно помнить, что заявление по форме Р12001 обязательно необходимо нотариально заверить.

Дополнительно может быть предоставлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховых взносах и страховом стаже. Однако отсутствие данного документа не является основанием для вынесения отказа, так как он может быть предоставлен по межведомственному запросу регистрирующего органа.

Нужно понимать, что в зависимости от региона регистрирующим органом могут быть запрошены дополнительные документы, в связи с чем перед подачей комплекта документов настоятельно рекомендуем уточнить у регистрирующего органа полный список необходимых документов.

Данный пакет документов может быть предоставлен лично, представителем (в этом случае необходимо будет предоставить нотариальную доверенность), по почте и другими разрешенными способами.

Уведомление после регистрации 

В момент внесения записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ общество обязано сообщить об этом регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг, в связи с чем ему необходимо передать документ, подтверждающий это. Данным документом является «Лист записи ЕГРЮЛ».

По факту регистрации общество также должно уведомить Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ), эту процедуру необходимо сделать в течение 30 дней с момента внесения записи в ЕГРЮЛ, для чего предоставляется уведомление о погашении всех размещенных акций, копия о том, что АО прекратило деятельность, копия протокола собрания АО.

На этом процедуру преобразования можно считать завершенной, однако нужно помнить, что все обязанности по уплате налогов, которые лежали на АО, впредь переходят к ООО. 

Остались вопросы?

Звоните или пишите в наш чат!

Необходимо подумать, каким Вы хотите видеть будущее ООО.

Оно может быть полностью идентичным акционерному обществу, а может иметь различия, в т.ч. в части наименования, адреса, видов деятельности, руководителя и прочие.

Для начала определяемся с тем:

  • Каким будет наименование ООО (полное, сокращенное, на иностранном языке).
  • Где будет находиться ООО — адрес (место нахождение).
  • Какой будет система налогообложения (ОСНО или УСН).
  • Каким будет размер уставного капитала ООО. Размер Уставного капитала образуемого ООО может отличаться от размера Уставного капитала АО, как в большую сторону, так и в меньшую, но не менее установленного минимума.
  • Какими будут виды деятельности ООО по ОКВЭД.
  • Кто будет Генеральным директором ООО.

При проведении преобразования АО в ООО является обязательным проведение инвентаризации (ч. 3 ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителем АО (пп. 2.2, 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Может возникнуть ситуация, когда некоторые акционеры проголосуют против принятия решения о реорганизации или не примут участие в голосовании. В этом случае, такие акционеры будут вправе предъявить требование о выкупе принадлежащих им акций. Т.к. выкуп акций производится по цене определенной советом директоров АО, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком, при подготовке к собранию необходимо произвести независимую оценку стоимости акций.

Решение о реорганизации в форме преобразования АО в ООО относится к компетенции общего собрания акционеров. Как правило, Совет директоров АО созывает общее собрание акционеров, а в случае его отсутствия лицо, наделенное такими полномочиями, указанное в Уставе АО. Обычно это руководитель (Генеральный директор) АО.

Т.к. акционеры имеют право знакомиться с документами до проведения собрания, необходимо подготовить следующие проекты:

  • Решение о реорганизации в форме преобразования. Оно должно содержать:
    1. наименование создаваемого ООО.
    2. сведения о месте нахождения создаваемого ООО.
    3. порядок и условия преобразования.
    4. порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале ООО.
    5. указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа ООО (Генеральный директор).
    6. указание об утверждении Передаточного акта.
    7. указание об утверждении Устава ООО.
    8. список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре ООО (если в ООО свыше 15 Участников ООО или Уставом ООО предусмотрено её образование).
    9. список членов коллегиального органа ООО (если в соответствии с Уставом ООО предусмотрено его образование).
  • Устав ООО.
  • Передаточный акт.

    Важно Передаточный акт составляется и утверждается на дату принятия решения о реорганизации в форме преобразования. Несмотря на то, что к моменту государственной регистрации ООО эти цифры изменяться, никаких дополнительных или обновленных актов делать не нужно. Для это в силу ГК Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

  • Информация о кандидатах на должности управления ООО.
  • Годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, последняя квартальная бухгалтерская отчетность АО.
  • Отчет независимого оценщика рыночной стоимости акций.

Прежде, чем сообщить акционерам о проведении общего собрания акционеров, необходимо получить у регистратора Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Такой список должен быть составлен не ранее чем через 10 дней с момента принятия решения о проведении общего собрания акционеров, но и не более чем за 35 дней до его проведения.

После составления Списка лиц, имеющих право на участие в собрании, всех указанных в нем акционеров необходимо известить о проведении собрания. Способ уведомления акционеров как правило указан в Уставе АО. Если не предусмотрен какой-либо иной способ, то сообщение о проведении собрания направляется акционерам заказным письмом или вручается под роспись. Такое сообщение необходимо разослать не менее чем за 30 дней до даты проведения собрания.

Сообщение о проведении общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать:

  1. Полное фирменное наименование АО.
  2. Место нахождения АО.
  3. Форма собрания.
  4. Дата, время, место проведения общего собрания.
  5. Дата определения лиц, имеющих право на участие в собрании.
  6. Повестка дня.
  7. Порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению акционерам АО при подготовке к общему собранию, и адрес, по которому с ней можно ознакомиться.
  8. Время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании.
  9. Информация о наличии у акционеров права требовать выкупа акций, сведения о цене и порядке осуществления выкупа.
  10. Категории (типы) акций, владельцы которых имеют право голоса по всем или некоторым вопросам повестки дня общего собрания акционеров.

С 01 октября 2014 г. принятие решения общим собранием акционеров и состав лиц, участвующих в собрании АО, должно быть подтверждено нотариусом или специализированным регистратором. Исключением из данного правила является акционерное общество, состоящее из единственного акционера. В таком случае решение о реорганизации акционер принимает и подписывает в простой письменной форме.

Поэтому для проведения общего собрания акционеров с составом акционеров два и более, необходимо заблаговременно договориться с нотариусом или специализированным регистратором о дате, времени и месте проведения общего собрания акционеров, а также о перечне документов, которые им необходимы.

В назначенный день проводится общее собрание акционеров, на котором принимается (или не принимается) решение о реорганизации в форме преобразования АО в ООО. Общее собрание акционеров правомочно, если на нем присутствуют акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций АО.

Для принятия решения о реорганизации достаточно, если за него отдали три четверти голосов акционеров – принимающих участие в собрании.

По итогу проведения собрания составляется два Протокола, подписываемые Председательствующим и Секретарем:

  1. Протокол об итогах голосования.
  2. Протокол общего собрания акционеров.

В случае подтверждения принятых решений и состава лиц, участвующих в собрании АО нотариусом – нотариус оформляет Свидетельство об удостоверении этих фактов.

Протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней и в срок не более 7 рабочих дней с даты его составления, предоставляется регистратору в виде копии или выписки из протокола.

Важно В случае если АО состоит из единственного акционера, нет надобности в соблюдении процедур созыва, проведения общего собрания акционеров, а также удостоверении решения АО, принятого единственным акционером, нотариусом или регистратором.

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации в форме преобразования АО в ООО необходимо уведомить регистрирующий орган (ФНС). Для этого руководитель АО заверяет у нотариуса форму Р12003 (Уведомление о начале процедуры реорганизации) и предоставляет её в регистрирующий орган вместе с Протоколом о реорганизации.

В случае подтверждения принятых решений и состава лиц, участвующих в собрании АО нотариусом — Свидетельство об удостоверении этих фактов предоставляется к Протоколу в виде нотариальной копии.

При правильном оформлении документов через три рабочих дня регистрирующий орган внесет в ЕГРЮЛ запись о том, что АО находится в стадии реорганизации и выдаст об этом соответствующий Лист записи.

АО в течение пяти рабочих дней после даты направления в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации.

А после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц публикует в «Вестнике государственной регистрации» уведомление о своей реорганизации.

Акционеры вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае, если они голосовали против принятия решения о реорганизации или не принимали участие в голосовании. Требования акционеров о выкупе акций должны быть предъявлены в течение 45 дней с даты принятия решения о реорганизации.

АО должно выкупить акции у акционеров, предъявивших требование о выкупе в течение 30 дней.

Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров АО, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком.

В течение одного месяца со дня утверждения Передаточного акта (даты решения о реорганизации) в ПФР необходимо подать сведения о застрахованных лицах. Желательно провести сверку с ПФР об отсутствии каких-либо задолженностей в части сданных отчетов и получить соответствующую Справку, которую предоставить в комплекте с документами на регистрацию ООО.

Регистрирующий орган в процессе рассмотрения документов о регистрации реорганизации в форме преобразования АО в ООО в любом случае будет запрашивать ПФР о наличии задолженности по персонифицированному учету и в случае отрицательного ответа ПФР – выдаст отказ в государственной регистрации реорганизации.

Документы для государственной регистрации ООО могут быть поданы в регистрирующий орган (ФНС) не ранее чем через 3 месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

В регистрирующий орган подаются:

  • Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма Р12001), заверенное руководителем АО.
  • Устав создаваемого ООО – 2 экз.
  • Передаточный акт.
  • Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с п.п. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 ФЗ от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ от 30 апреля 2008г. № 56-ФЗ (можно не представлять, регистрирующий орган может получить его по межведомственному запросу).
  • Квитанция (платежное поручение) об оплате госпошлины в размере 4 000 руб.
  • Уведомление о переходе на УСН, если ООО собирается применять данный вид системы налогообложения (можно подавать не сразу, а в течение 30 дней после регистрации нового ООО).

Представлять в регистрирующий орган Решение о реорганизации не требуется.

Срок государственной регистрации ООО, создаваемого в результате преобразования АО, составляет 5 рабочих дней.

По итогам положительной государственной регистрации ООО, регистрирующий орган выдает:

  • Лист записи о государственной регистрации ООО.
  • Лист записи о прекращении деятельности АО в результате реорганизации.
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет ООО.
  • Уведомление о снятии с налогового учета АО.
  • Устав.

После получения документов о регистрации ООО можно изготовить печать ООО (Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе ООО).

Регистрация ООО во внебюджетных органах – Пенсионном Фонде РФ и Фонде социального страхования РФ – происходит автоматически. После постановки на учет в этих фондах Уведомление как правило направляется почтовым отправлением по адресу (место нахождению) ООО. Так бывает не всегда, поэтому чтобы не ждать, можно самостоятельно или по доверенности получить эти Уведомления в соответствующем территориальном отделении, также как и Уведомления о снятии с учета АО.

Коды статистики также присваиваются автоматически и распечатываются с сайта Росстата.

О преобразовании АО в ООО необходимо также уведомить банк, в котором был открыт р/с АО и контрагентов об изменении организационно-правовой формы и реквизитов.

Если реорганизуемое АО имеет лицензии, а также, если на балансе находятся транспортные средства, недвижимое имущество — после реорганизации в ООО потребуется переоформление на правопреемника.

Все находящиеся на хранении и подлежащие хранению подлинники документов АО передаются созданному в результате реорганизации ООО.

ООО, созданное в результате реорганизации АО, обязано сообщить регистратору о факте своей государственной регистрации (о внесении записи о прекращении деятельности реорганизованного АО) в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Ценные бумаги АО при реорганизации в форме преобразования погашаются. О чем выдается регистратором соответствующий документ.

В течение 30 дней с даты государственной регистрации реорганизации в форме преобразования необходимо направить в Центральный банк РФ Уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, которое должно быть составлено в соответствии с Приложением 26 к Положению, утвержденному Банком России № 428-П и подписано руководителем ООО.

К Уведомлению в ЦБ РФ должны быть приложены:

  • копия Листа записи о прекращении деятельности АО.
  • копия Решения о реорганизации АО.
  • выписка из реестра акционеров о погашении акций.

О преобразовании АО в ООО необходимо также уведомить банк, в котором был открыт р/с АО и контрагентов об изменении организационно-правовой формы и реквизитов.

Все находящиеся на хранении и подлежащие хранению подлинники документов АО передаются созданному в результате реорганизации ООО.

Луцук Елена Владимировна, директор Департамента корпоративного права юридической фирмы «АВЕНТА»

Lutcuk 2

В сентябре 2014 года вступили в силу поправки в Гражданский кодекс РФ, следствием которых стало существенное изменение процесса реорганизации юридического лица в форме преобразования. 

Преобразование – это форма реорганизации юридического лица, в результате которой возникает юридическое лицо с иной организационно-правовой формой. При преобразовании юридического лица права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

В соответствии с п.2 ст.104 Гражданского кодекса РФ акционерное общество (АО) вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью (ООО), хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В силу последних изменений законодательства акционерные общества обязаны проводить ежегодный аудит, кроме того принятие общим собранием акционеров решения и состав акционеров, присутствовавших при его принятии, должны подтверждаться лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров, или нотариусом. Все это значительно усложняет текущую деятельность акционерных обществ в отличие от обществ с ограниченной ответственностью, в которых порядок принятия решений общим собранием участников и состав участников может быть определен уставом, а также отсутствует обязанность по проведению ежегодного аудита.

Остановимся на наиболее распространенном способе преобразования акционерного общества – в общество с ограниченной ответственностью.

Процедура реорганизации АО в ООО состоит из следующих этапов:

1. Подготовка к проведению реорганизации АО в форме преобразования

Решение по вопросу о реорганизации АО принимается общим собранием акционеров по предложению совета директоров (наблюдательного совета). 

Однако устав в обществе с числом акционеров менее 50 может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание. В этом случае в уставе должны быть определены лицо или орган общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении повестки дня.

Кроме того, в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решение вопроса о реорганизации принимается акционером единолично.

Пунктом 1 ст. 68 Закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или внутренним документом общества.

Совет директоров (наблюдательный совет) принимает решение по следующим вопросам повестки дня:

  • О вынесении вопроса о реорганизации АО в форме преобразования в ООО на внеочередное общее собрание акционеров.
  • Об утверждении плана мероприятий по реорганизации АО в форме преобразования.
  • Об инвентаризации активов и обязательств АО, составлении передаточного акта.
  • О подготовке проекта устава ООО, создаваемого при реорганизации АО.
  • О проведении рыночной оценки стоимости одной акции АО для целей выкупа акций (при необходимости).

2. Инвентаризация активов и обязательств АО, составление передаточного акта

Осуществление инвентаризации является обязательным этапом при реорганизации АО. Кроме того, находящиеся на хранении подлинники документов АО передаются создаваемому в результате реорганизации ООО по передаточному акту.

3. Подготовка проекта устава ООО, создаваемого при реорганизации ООО

 Единственным учредительным документом ООО является устав, который составляется в простой письменной форме. В него включается следующая информация:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества.

Общество обязано иметь полное фирменное наименование и может иметь сокращенное фирменное наименование.

К фирменному наименованию предъявляются следующие требования:

— полное фирменное наименование на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью»,  

— сокращенное фирменное наименование на русском языке должно содержать полное или сокращенное фирменное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру «ООО».

  • сведения о месте нахождения общества.

Указываемое место нахождения общества должно соответствовать месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа и определяется путем указания наименования населенного пункта. 

  • сведения о размере уставного капитала общества.

Уставный капитал составляется из номинальной стоимости долей участников общества. Размер уставного капитала определяется в рублях и не может быть менее 10 000 рублей.

  • сведения об общем собрании участников общества.

Общее собрание участников является высшим органом общества. Определение порядка его деятельности имеет важнейшее значение для обеспечения нормального функционирования общества.

Пунктом 2 ст. 33 Закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» императивно определен ряд вопросов, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участников и не могут быть переданы иным органам общества. 

Рекомендуется определить в уставе способ, которым подтверждается принятие общим собранием решения и состав присутствовавших при этом участников. По общему правилу такие факты должны подтверждаться нотариально. Таким образом, если в уставе не предусмотреть иное, каждое общее собрание участников должно будет проходить при участии нотариуса.

  • сведения о единоличном исполнительном органе.

Единоличный исполнительный орган руководит текущей деятельностью общества и его образование является обязательным. 

По общему правилу единоличный исполнительный орган:

— действует от имени общества и совершает сделки без доверенности;

— выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; 

— издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

— осуществляет полномочия, не отнесенные законом или уставом к компетенции иных органов общества.

Уставом полномочия единоличного исполнительного органа могут быть предоставлены нескольким лицам, действующим совместно. Можно также предусмотреть образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.  Если полномочия единоличного исполнительного органа предоставляются нескольким лицам, следует особенное внимание уделить вопросам разграничения их компетенций. Предполагается, что такие лица осуществляют полномочия самостоятельно по всем вопросам. Если планируется закрепить за каждым из директоров определенный круг вопросов, это распределение полномочий необходимо тщательно зафиксировать в уставе во избежание корпоративных конфликтов.

Кроме того, осуществление полномочий единоличного исполнительного органа общества может быть передано управляющему.

  • сведения о коллегиальном исполнительном органе.

В обществе может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа, к компетенции которого, как правило, относят существенные вопросы текущей деятельности общества.

Целесообразно определить в уставе порядок формирования коллегиального исполнительного органа, его численный состав и срок на который он избирается.

По общему правилу коллегиальный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества. Уставом формирование коллегиального исполнительного органа может быть отнесено к компетенции совета директоров.

Функции председателя коллегиального исполнительного органа выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества. Исключение составляет случай, когда полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющему.

  • сведения о совете директоров.

В обществе может быть предусмотрено образование совета директоров. Как правило, в его ведении находится принятие решений, имеющих стратегическое значение для общества, однако не отнесенных к компетенции общего собрания участников.

Следует определить в уставе компетенцию совета директоров, порядок образования, его численный состав и порядок прекращения полномочий его членов. Кроме того, члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров. 

По закону председателем совета директоров не может быть лицо, одновременно осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества.

  • сведения о ревизионной комиссии (ревизоре) общества.

По общему правилу образование ревизионной комиссии является обязательным в случае, если в обществе более 15 участников. 

Таким образом, при учреждении общества ревизионную комиссию можно не образовывать, если учредителей общества менее 15 и (или) если учредителями единогласно принято решение об отсутствии в обществе ревизионной комиссии.

  • сведения о правах и обязанностях участников общества.
  • сведения о порядке и последствиях выхода участника из общества.
  • сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу.

По общему правилу участники пользуются преимущественным правом покупки доли (части доли) участника общества по цене, за которую продавец предлагал купить эту долю третьему лицу, либо по иной цене, определенной уставом.

Таким образом, в уставе можно предусмотреть цену, по которой участники общества будут вправе выкупить долю, если она предложена третьему лицу.

Кроме того, уставом может быть закреплено:

— преимущественное право самого общества выкупить отчуждаемую долю, если другие участники не использовали преимущественное право покупки доли или части доли, 

— право участников выкупить в порядке преимущественного права не всю долю (часть доли), предлагаемую для продажи,

— непропорциональное использование преимущественного права участниками общества,

— ограничение максимальной доли участия одного лица в уставном капитале.

  • сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам и другим лицам.
  • иные сведения.

4. Проведение внеочередного общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО

Согласно п.3 ст.20 Закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» решение о реорганизации АО в форме преобразования в ООО должно содержать следующую информацию:

  • наименование и сведения о месте нахождения ООО;
  • порядок и условия преобразования АО;
  • порядок обмена акций АО на доли участников в уставном капитале ООО;
  • список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре ООО, если уставом ООО предусмотрено наличие ревизионной комиссии/ревизора; 
  • список членов коллегиального исполнительного органа ООО, если уставом ООО предусмотрено его наличие; 
  • указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа ООО;
  • указание об утверждении устава ООО.

В соответствии со ст.59 Закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу «одна голосующая акция — один голос». 

Акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации.

Решение по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования должно быть принято большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Уставом непубличного общества может быть предусмотрено иное количество голосов, необходимое для принятия решения, но не менее числа голосов, установленного законом.

Решение о реорганизации может быть признано недействительным по требованию акционеров реорганизуемого АО, а также иных лиц, которым такое право предоставлено в силу закона. Указанное требование предъявляется в суд в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом (п.1 ст.60.1 Гражданского кодекса РФ).

В Гражданском кодексе РФ не предусмотрено приостановление регистрационных действий в период рассмотрения предъявленного требования. Вследствие этого к моменту вынесения решения, ООО, образовавшееся в результате реорганизации, может быть зарегистрировано. В таком случае признание решения о реорганизации юридического лица недействительным не влечет ликвидации нового юридического лица и не является основанием для признания недействительными совершенных им сделок (п.2 ст.60.1 Гражданского кодекса РФ).

Лицо, направившее требование, может избежать такой ситуации, если обратится к суду с заявлением об обеспечительных мерах в виде запрета осуществлять регистрационные действия.

5. Предъявление акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации акционерного общества

Согласно п.1 ст.75 Закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае принятия решения о реорганизации АО, если:

  • они голосовали против принятия решения о реорганизации общества
  • -они не принимали участия в голосовании по этому вопросу. 

Акции акционеров должны быть выкуплены обществом в порядке, установленном ст.76 Закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах», привлечение оценщика для определения рыночной цены одной акции является обязательным.

В требование о выкупе акций следует включить:

  • сведения, позволяющие идентифицировать акционера, предъявляющего требование. Как правило, приводятся паспортные данные физического лица или наименование и ОГРН юридического лица;
  • указание на количество акций каждой категории (типа), выкупа которых требует акционер.

Требование о выкупе должно поступить к регистратору общества не позднее 45 дней с даты принятия решения общим собранием акционеров.

С момента получения АО требования акционера о выкупе принадлежащих ему акций до момента внесения в реестр акционеров записи о переходе права собственности на выкупаемые акции к обществу или до момента отзыва акционером требования о выкупе этих акций акционер не вправе совершать связанные с отчуждением или обременением этих акций сделки с третьими лицами. Об этом держатель реестра вносит соответствующую запись в реестр акционеров общества.

Отзыв акционером требования о выкупе принадлежащих ему акций должен поступить в общество в течение 45 дней с даты принятия решения о реорганизации АО в форме преобразования.

6. Направление в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации АО

АО в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить регистрирующий орган о начале реорганизации.

Согласно п.1 ст.13.1 Закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган представляются:

  • уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@,
  • протокол общего собрания акционеров АО, на котором принято решение о реорганизации.

На основании вышеуказанного уведомления регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о начале процедуры реорганизации АО в форме преобразования.

7. Государственная регистрация ООО, создаваемого в результате реорганизации АО

Обязанность по размещению публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации» о реорганизации в форме преобразования отсутствует. 

Государственная регистрация ООО допускается не ранее истечения срока обжалования решения о реорганизации. Указанный срок составляет три месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации. 

Для государственной регистрации ООО в регистрирующий орган предоставляются следующие документы: 

  • заявление о государственной регистрации по форме N Р12001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;
  • протокол общего собрания акционеров АО, на котором принято решение о реорганизации;
  • устав ООО, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховых взносах и страховом стаже. В случае если данный документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме. Непредставление заявителем указанного документа не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

8. Осуществление операций в реестре акционеров, связанных с реорганизацией АО

Ценные бумаги АО при реорганизации в форме преобразования погашаются.

ООО обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного АО, о факте своей государственной регистрации в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. С этой целью регистратору представляется документ, подтверждающий факт государственной регистрации ООО. 

С 1 января 2017 года документом, подтверждающим внесение записи в ЕГРЮЛ, является форма N Р50007 «Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц» (п. 1 Приказа ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@).

9. Уведомления Банка России об изменении сведений, связанных с выпуском акций

ООО в течение 30 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности АО обязано уведомить Банк России о погашении акций. Вместе с уведомлением представляются следующие документы:

  • копия протокола общего собрания акционеров АО, на котором принято решение о реорганизации;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ о прекращении деятельности АО;
  • справка, выданная регистратором, об операции погашения всех размещенных акций АО.

Оплата налогов реорганизованного АО

Обязанность по уплате налогов реорганизованного АО исполняется его правопреемником (ООО) в порядке, установленном ст. 50 Налогового кодекса РФ

Исполнение обязанностей по уплате налогов АО возлагается на ООО независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным АО указанных обязанностей. При этом ООО должно уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

Выделение ООО из акционерного общества довольно редко встречается на практике. Это связано с тем, что подзаконные акты почти не регулируют данную процедуру. Кроме того, процесс конвертации акций в доли до сих пор вызывает большие затруднения. Наша новая статья расскажет читателям об основных стадиях этой формы реорганизации юрлица и осветит её некоторые проблемные вопросы.

Предварительный этап

Многие предприниматели, решившие реорганизовать юрлицо, считают подготовительный этап пустой формальностью. А зря. Именно на этой стадии решаются главные вопросы, сопровождающие выделение новой компании.

И если всё сделать правильно, то дальнейшие шаги станут простыми и ясными. На предварительном этапе акционерам следует договориться о самой возможности создания новой фирмы, определить ее наименование и адрес регистрации, размер и порядок формирования уставного капитала, согласовать кандидатуру директора, виды деятельности, систему налогообложения, дату проведения собрания и другие технические вопросы. Как правило на это уходит от 1 месяца до полугода.

Подготовка документов

После согласования всех вопросов, следует подготовить шаблоны документов. Часто приходится сталкиваться с тем, что юристы, оформляющие процесс выделения нового юрлица, готовят материалы уже после проведения собрания. На наш взгляд — это ошибка. Ст. 52 закона об АО (208 — ФЗ от 26.12.1995 года) требует, чтобы участники ознакомились с бумагами еще до начала собрания.      Следовательно, все материалы (а среди них и заявления или хотя бы проекты) требуется напечатать еще до начала мероприятия. Какие же документы понадобятся? Перечислим некоторые из них. Это акт (или отчет) об инвентаризации, шаблон протокола о реорганизации в виде выделения, план конвертации акций в доли (п.55.4 Положения о стандарте эмиссии ценных бумаг, утвержденного Указанием ЦБ РФ № 428 — П от 11.08.2014 года), передаточный акт/разделительный баланс, лист изменений в Устав АО или Устав в новой редакции, вариант Устава ООО, реестр участников ревизионной комиссии нового юрлица или данные о ревизоре, список Совета Директоров ООО (когда он предусмотрен Уставом), шаблоны заявлений в регистрирующую структуру, данные о директоре и руководящих сотрудниках ООО и другие документы.

Важно: передаточный акт формируется на дату одобрения решения о реорганизации. И пусть даже на момент внесения информации в госреестр юрлиц о создании ООО цифры, зафиксированные в акте, изменятся — его не надо переделывать. Достаточно просто уточнить документ.

Основная функция передаточного акта состоит в обозначении правопреемства по всем обязательствам и правам вновь создаваемого юрлица, которые могут возникнуть после даты составления этого акта.

Дополнительно, необходимо заказать ещё и отчет независимой оценочной фирмы о цене акций. Он понадобится при переоформлении акций в доли.

Важно: закон об АО нигде напрямую не запрещает формировать капитал вновь создаваемого ООО с помощью собственных средств. В то же время из контекста статей 15 и 20 данного закона можно сделать вывод, что уставной капитал нового юрлица формируется только за счет конвертации акций в доли.

О нюансах такой конвертации вы можете прочитать в статье (Порядок определения стоимости акций в ходе присоединения ООО к АО: позиция Минфина), размещенной на нашем сайте. Что же касается отчета об оценке, то он может пригодиться и в случае, когда часть акционеров не согласится с реорганизацией и потребует выкупить свои ценные бумаги.

Ну и наконец, необходимо провести инвентаризацию и составить соответствующий акт (ст.11. закона о бухгалтерском учете № 402 — ФЗ от 06.12.2011 года). Составление данного документа — задача инвентаризационной комиссии. Она должна сопоставить реальное наличие имущества, прав и обязательств юрлица с данными бухгалтерского учета.

Извещение участников

Многие юристы не считают извещение акционеров отдельным этапом. Однако от его правильной подготовки зависит законность принятых решений. Поэтому, лучше всего выделить данную процедуру в отдельную стадию.

Важно: при намерении создать ООО, инициаторы должны известить владельцев ценных бумаг о мероприятии не позже, чем за 30 дней до его проведения. А если одновременно с выделением Общества будет рассматриваться ещё и вопрос о формировании Совета Директоров нового юрлица, то собственники акций извещаются вообще за 50 дней до его проведения.

Как правило, ответственные лица направляют участникам компании заказные письма о намерении провести собрание, либо через курьеров вручают им извещения под роспись. Впрочем, Устав может предусматривать иные способы информирования. Например, рассылка SMS, направление электронных писем или публикация в СМИ. Уточним — извещение «просто по телефону» не считается надлежащим. В этом случае судья признает решение собрания недействительным (постановление Шестнадцатого ААС по делу №А77 — 16/2014 от 22.04.2015 года).

Закон не выдвигает требований к форме сообщения, но указывает на данные, которые оно обязано содержать. Это дата, адрес и время мероприятия, расширенное название АО, форма проведения, повестка дня, способы ознакомления с информацией, место, где можно прочитать документы так далее.

Уже за 30 суток до проведения собрания, все сведения, касающиеся реорганизации компании должны быть доступны для изучения акционерами. Процесс ознакомления может проходить, как в офисе АО, так и в других местах, указанных в сообщении, а также на сайте фирмы в интернете. Участник собрания вправе потребовать ксерокопии данных документов.

Важно: граждане, владеющие 2 и более процентами голосующих акций, имеют полное право выдвинуть кандидатуру директора нового ООО, а также членов Совета Директоров и участников ревизионной комиссии создаваемого юрлица.

Полная версия статьи на нашем сайте
https://www.gestion.ru/news/articles/kratkiy-algoritm-vydeleniya-ooo-iz-aktsionernogo-obshchestva/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Реорганизация ооо путем присоединения пошаговая инструкция
  • Реорганизация муп путем присоединения к другому муп пошаговая инструкция
  • Реорганизация муп в форме присоединения пошаговая инструкция 2022
  • Реорганизация муп в ооо пошаговая инструкция 2022
  • Реорганизация муп в мку в форме преобразования пошаговая инструкция