Газовое реле РГТ-80 предназначены для защиты маслонаполненных аппаратов (трансформаторов, автотрансформаторов, реакторов) имеющих расширительный бак от внутренних повреждений, при которых выделяется газ, повышается давление в аппарате, в результате чего ускоренный поток масла направляется из аппарата в расширительный бак, также реле защищают аппарат от критического снижения уровня масла. Реле реагирует на повреждения токоведущих частей маслонаполненного аппарата, витковые замыкания, межобмоточные короткие замыкания, частичные электрические разряды, перегревы магнитопровода, разложение изоляционных слоев обмоток, утечку масла из аппарата.
Газовые реле РГТ80 и РГТ50 см. рис. 3.11.1 , а также струйное реле РСТ25 разработаны и выпускаются совместно ОАО «Фирма ОРГРЭС» и ОАО ВНИИР с 1996 г.
Рисунок 3.11.1 — Реле газовой защиты РГТ-80
ГР состоит из крышки и корпуса, выполненных из алюминиевого литейного сплава, на ней смонтирован реагирующий блок, состоящий из внутренних элементов. Цифры в маркировке реле обозначают диаметр проходного фланца корпуса ГР. Присоединительные размеры фланцев и конструктивное исполнение реле соответствуют немецким реле URF-24, BF-50 и BF-80, поэтому реле взаимозаменяемы. На крышке реле нанесена стрелка, которая при установке реле в трубопровод должна быть направлена в сторону расширительного бака. Разработчики унифицировали конструкцию реле РГТ80, РГТ50 и РСТ25. В реагирующем блоке реле РСТ-25 отсутствуют поплавки, при срабатывании пластины происходит ее фиксация в конечном положении с помощью фиксирующей скобы.
Основные отличительные особенности реагирующего блока реле:
а) контактный узел состоит из двух одинаковых пластмассовых монтажных колодок, в верхней части которых расположены колодки с зажимами для подключения внешних цепей и выводов герконов, а в нижней и средней частях установлены отключающие и сигнальные герконы. Нижняя и средняя часть колодок с герконами находятся в цилиндрическом корпусе контактного узла – 3, а колодки с зажимами располагаются в коробке зажимов – 6 (рис. 3.11.2). Контактный узел с герконами изолирован от масла, которое заполняет корпус реле. Вследствие этого, химические и механические воздействия масла на электрические цепи и герконы исключены.
Рисунок 3.11.2 — Реагирующий блок газового реле:
1 — Кнопка опробывания; 2 — вводный штуцер; 3 — корпус контактного узла; 4 — нижний поплавок; 5 — кран отбора газа; 6 — коробка зажимов; 7 — верхний поплавок; 8 — напорная пластина; 9 — магнит напорной пластины; 10 — шток винта регулировки уставки срабатывания реле по скорости потока масла; 11 — шток кнопки проверки напорной пластины
Колодки крепятся к коробке зажимов с помощью винтов. Коробка зажимов сверху закрывается крышкой, которая имеет уплотнительную прокладку;
б) нижний и верхний поплавки 4 и 7, в верхних частях поплавков запрессованы постоянные магниты. Поплавки реагируют на снижение уровня масла, верхний управляет сигнальными герконами, нижний – отключающими герконами. Поплавки свободно плавают в масле и имеют направляющие, в качестве которых служат стержень – 11 кнопки опробывания – 1, стержень – 10 винта регулировки уставки напорной пластины и цилиндр корпуса контактного узла;
в) к напорной пластине – 8 закреплен постоянный магнит – 9, который воздействует на тот же геркон, что и нижний поплавок. Пластина имеет уставку и реагирует на скорость потока масла. В нормальном состоянии, она удерживается силой притяжения в начальном положении с помощью магнита — 9 к стержню 10, при определенной скорости потока масла, пластина в ГР отклоняется, при прекращении потока масла, она возвращается в исходное положение под действием силы тяжести. В струйных реле РСТ-25 напорная пластина после срабатывания фиксируется в положении срабатывания фиксирующей скобой до ее ручной разблокировки и возвращается в исходное положение с помощью кнопки опробывания.
г) кнопка опробывания – 1 для ГР служит для проверки срабатывания поплавков и напорной пластины, в СР эта кнопка служит как для проверки срабатывания напорной пластины, так и для ее возврата в исходное положение после срабатывания. При нажатии кнопки сначала опускается верхний поплавок, потом нижний, при отпускании кнопки поплавки возвращаются в исходное положение. Работа пластины опробуется аналогично. На кнопку навинчен защитный колпачок для предотвращения случайного нажатия на кнопку;
д) винт регулировки скорости срабатывания напорной пластины при определенной уставке (рис. 3.11.1) фиксируется с помощью стопорной гайки и имеет шлиц под отвертку;
е) газоотборный кран – 5;
ж) вводный штуцер – 2 (с двух сторон коробки зажимов) для подключения монтажного кабеля и крепления металлорукава.
Поплавки реле неполые и изготавливаются сплошными. Они испытываются избыточным давлением масла 100 кПа и в процессе эксплуатации не нуждаются в периодических испытаниях. В реле используются герконы марки МКА-52141 ОДО.360.008ТУ отличающиеся повышенной электрической прочностью, что позволяет испытывать изоляцию цепей защиты без отключения цепей герконов. В реле РГТ-50 и РГТ-80 уставки срабатывания пластины по скорости потока масла такие же, как и в реле BF-50/10 и BF-80/Q: 0,65, 1,0, 1,5 м/сек. Минимальный объем газа, при котором срабатывает верхний поплавок, для реле РГТ-50 и РГТ-80 составляет 100-250 см3 , что соответствует делению шкалы смотрового стекла равному 2,5. При скорости потока масла превышающей 1.25 раза уставку, время срабатывания реле не превышает 0,1 секунды. Конструкции реагирующих блоков газовых (БКР2) и струйных (БКР1) реле рассмотрены на рис. 3.11.3 и 3.11.4.
На данных рисунках: 1 — корпус блока; 2 и 3 — монтажные колодки, содержащие герконы и винтовые зажимы под винт М4 для подсоединения внешних проводов; 4 — коробка зажимов; 5 — напорная пластина с постоянным магнитом; 6 — скоба, фиксирующая напорную пластину в конечном состоянии; 7 — кнопка проверки работы напорной пластины и возврата ее в исходное состояние; 8 — шток кнопки проверки напорной пластины; 9 – винт регулировки уставки срабатывания напорной пластины; 10 — корпус контактного узла; 11 — несущая скоба; 12 — крышка коробки зажимов; 13 — уплотнительная прокладка крышки коробки зажимов; 14 — кран для выпуска (отбора пробы) газа; 15 — крышка корпуса блока; 16 — колпачок, закрывающий кнопку проверки; 17 — гайка, стопорящая винт регулировки уставки; 18 — гайка, стопорящая кран отбора пробы газа; 19 — винт кропления крышки корпуса блока; 20 — шток винта регулировки уставки срабатывания реле по скорости потока масла; 21 и 22 — штуцера в корпусе блока для ввода монтажных проводов в коробку зажимов; Е — дренажный канал в корпусе блока для слива конденсата из коробки зажимов.
Рисунок 3.11.3 — Блок контактный реагирующий БКР1
Рисунок 3.11.4 — Блок контактный реагирующий БКР2
6.1 — верхний поплавок; 6.2 — нижний поплавок. (Остальные обозначения см. на рис. 3.11.3)
На внутренней части коробки зажимов и на боковой поверхности корпуса блока нанесены знаки «». Для безопасности обслуживающего персонала к корпусу реле подсоединяется заземляющий провод с помощью винта М5 (болт безопасности), головка которого окрашена в красный цвет и под ним имеется обычная или зубчатая шайба, что создает надежный контакт с крышкой при затягивании.
В одном из штуцеров установлена заглушка с уплотнительной и упорной шайбами. В другом установлена втулка с резьбой с комплектом уплотнительных и упорных шайб, предназначенная для подключения монтажного кабеля и присоединения металлорукава.
Обозначения элементов конструкций блоков БКР-1 и БКР-2 аналогичны, отличие заключается в том, что в БКР-2 содержатся поплавки с постоянными магнитами и пластина после срабатывания не фиксируется.
Принцип действия реле РГТ такой же, как и в реле BF: два поплавка, пластина, магниты и герконы.
2.6 Особенности газовых и струйных реле РГТ80, РГТ50 и РСТ25
Газовые реле РГТ80 и РГТ50, а также струйное реле РСТ25 разработаны и выпускаются совместно ОАО «Фирма ОРГРЭС» и ОАО ВНИИР с 1996 г. Реле состоят из корпуса и крышки из алюминиевого сплава, на которой смонтированы все внутренние элементы реле (реагирующий блок). Цифры в обозначении реле соответствуют диаметру проходного отверстия фланца корпусов реле. Конструктивное исполнение и присоединительные размеры фланцев перечисленных реле соответствуют широко распространенным в энергосистемах России и стран СНГ немецким реле 80/
,
50/10 и
25/10, поэтому замена последних на новые не требует каких-либо переделок.
На крышках реле имеются фирменные знаки ОРГРЭС и ВНИИР и стрелка, которая при установке реле в трубопровод, соединяющий бак трансформатора с расширителем, должна быть направлена в сторону расширителя. Фирменная табличка реле с указанием типа реле и его основных данных расположена с внутренней стороны крышки. Конструкция реле РГТ80, РГТ50 и РСТ25 унифицирована, основным конструктивным отличием реле РСТ25 является отсутствие в реагирующем блоке этого реле поплавков и наличие элемента фиксации напорной пластины в конечном положении после ее срабатывания.
Для более наглядного представления об отличиях конструкции новых реле от описанных выше на рисунке 7 представлен общий вид реагирующего блока газовых реле РГТ80 (РГТ50). Основными элементами конструкции этого блока являются:
а) контактный узел, состоящий из двух одинаковых пластмассовых монтажных колодок (на рисунке не видны), в средней и нижней частях которых установлены соответственно сигнальный и отключающий герконы, а в верхней — зажимы для подключения выводов герконов и внешних цепей реле. Верхняя часть колодок с зажимами находится в коробке зажимов 1, а средняя и нижняя с герконами — в цилиндрическом корпусе контактного узла 2; внутренняя полость коробки зажимов и корпуса контактного узла изолирована от заполняемого маслом объема корпуса реле, вследствие чего механические и химические воздействия масла на герконы и электрические цепи реле исключены; каждая колодка закреплена винтом к основанию коробки зажимов; сверху коробка зажимов имеет свою крышку с уплотнительной прокладкой, которая крепится к коробке шестью винтами;
Рисунок 7 — Реагирующий блок газового реле РГТ80 (РГТ50)
б) верхний 3 и нижний 4 поплавки реле, реагирующие на уровень масла в корпусе реле; в верхней части каждого поплавка запрессованы магниты, управляющие верхним — сигнальным и нижним — отключающим герконами; поплавки реле свободно плавают в масле, используя в качестве направляющих цилиндр корпуса контактного узла и стержень 5 кнопки опробования 6 (нижний поплавок) и стержень 7 винта регулировки уставки напорной пластины (верхний поплавок);
в) напорная пластина 8, реагирующая на скорость потока масла, с установленным на ней магнитом 9, который при срабатывании напорной пластины действует на тот же геркон, что и нижний поплавок; напорная пластина удерживается в начальном положении силой притяжения магнита 9 к стержню 7 (см. ниже); после прекращения потока масла напорная пластина газового реле автоматически возвращается в начальное положение; напорная пластина струйного реле после срабатывания фиксируется в положении срабатывания и может быть возвращена в начальное положение с помощью кнопки опробования;
г) кнопка опробования 6, предназначенная в газовых реле для проверки срабатывания герконов либо при нажатии на поплавки, либо при нажатии на хвостовик напорной пластины; в струйном реле эта кнопка служит как для проверки срабатывания герконов при нажатии на хвостовик напорной пластины, так и для возврата ее в исходное положение после срабатывания; для предотвращения случайного нажатия на кнопку опробования на верхнюю часть кнопки навинчен защитный колпачок;
д) винт регулировки уставки срабатывания напорной пластины по скорости потока масла (на рисунке верхняя часть винта закрыта корпусом коробки зажимов) имеет шлиц под отвертку и фиксирующую его положение стопорную гайку;
е) кран для отбора газа 10;
ж) вводной штуцер 11 (с каждой стороны коробки зажимов) для ввода монтажного кабеля и закрепления металлорукава.
Поплавки реле выполнены сплошными, в процессе изготовления испытываются избыточным давлением масла 100 кПа и во время последующей эксплуатации не требуют периодических испытаний. В реле применены герконы повышенной электрической прочности типа МКА-52141 OДO.360.008ТУ, что позволяет проводить испытание изоляции цепей защиты без отключения цепей герконов.
Типы реле, диаметр проходного сечения, форма фланцев, а также уставки реле по скорости потока масла приведены в таблице 1, а типоисполнения контактов реле — в таблице 2. Состояние контактов реле соответствует эксплуатационному состоянию — реле заполнено маслом, а скоростной элемент (напорная пластина) — в начальном положении.
Таблица 1 — Типы и уставки реле
Тип реле | Диаметр проходного сечения, мм | Форма фланца | Уставки по скорости потока масла, м/с |
РГТ50 | 50 | Круглый | 0,65; 1,0; 1,5 |
РГТ80 | 80 | Квадратный | 0,65; 1,0; 1,5 |
РСТ25 | 25 | Круглый | 0,9; 1,2; 1,5; 2,0; 2,5 |
Таблица 2 — Типоисполнения контактов реле
Контактные элементы реле | |||
Номер типоисполнения контактов |
РГТ50, РГТ80 |
РСТ25 |
|
Сигнальный | Отключающий | Отключающий | |
1 | 1 замыкающий | 1 замыкающий | 1 замыкающий |
2 | 2 замыкающих | 2 замыкающих | 2 замыкающих |
3 | 1 размыкающий | 1 размыкающий | 1 размыкающий |
4 | 2 размыкающих | 2 размыкающих | 2 размыкающих |
5 | 1 замыкающий,
1 размыкающий |
1 замыкающий,
1 размыкающий |
1 замыкающий,
1 размыкающий |
Срабатывание сигнального элемента реле РГТ80 (РГТ50) происходит при снижении уровня масла в реле примерно до риски 2,5 деления шкалы на смотровом стекле реле.
Обозначение типоисполнения контактов по таблице 2 входит в полное обозначение типоисполнений реле и их реагирующих блоков, так например, РГТ80-2О1 — газовое реле с исполнением контактов 2 и климатическим исполнением О1 по ГОСТ 15150-69 имеет реагирующий блок БКР2-2.
Более детально конструкции реагирующих блоков струйного реле (БКР1) и газовых реле (БКР2) представлены соответственно на рисунках 8 и 9.
1 — корпус блока; 2 и 3 — монтажные колодки, содержащие герконы и винтовые зажимы под винт М4
для подсоединения внешних проводов; 4 — коробка зажимов; 5 — напорная пластина с постоянным
магнитом; 6 — скоба, фиксирующая напорную пластину в конечном состоянии; 7 — кнопка проверки работы
напорной пластины и возврата ее в исходное состояние; 8 — шток кнопки проверки напорной пластины;
9 — винт регулировки уставки срабатывания напорной пластины; 10 — корпус контактного узла;
11 — несущая скоба; 12 — крышка коробки зажимов; 13 — уплотнительная прокладка крышки коробки
зажимов; 14 — кран для выпуска (отбора пробы) газа; 15 — крышка корпуса блока; 16 — колпачок,
закрывающий кнопку проверки; 17 — гайка, стопорящая винт регулировки уставки; 18 — гайка, стопорящая
кран отбора пробы газа; 19 — винт крепления крышки корпуса блока; 20 — шток винта регулировки уставки
срабатывания реле по скорости потока масла; 21 и 22 — штуцера в корпусе блока для ввода монтажных
проводов в коробку зажимов; Е — дренажный канал в корпусе блока
для слива конденсата из коробки зажимов
Рисунок 8 — Блок контактный реагирующий БКР1
6.1 — верхний поплавок; 6.2 — нижний поплавок.
Остальные обозначения см. на рисунке 8.
Рисунок 9 — Блок контактный реагирующий БКР2
На наружной поверхности крышки коробки зажимов нанесены оперативные надписи, поясняющие порядок работы с элементами управления и контроля блока.
На внешней боковой поверхности корпуса блока и внутри коробки зажимов имеются знаки заземления «» и винты М5 для подсоединения заземляющего провода.
В один из штуцеров устанавливается резьбовая втулка с комплектом упорных и уплотнительных шайб, служащая для установки монтажного кабеля и закрепления металлорукава. В другой штуцер устанавливается заглушка с упорной и уплотнительной шайбами.
Обозначение элементов конструкции блока БКР2 (см. рисунок 9) в основном соответствует обозначениям аналогичных элементов блока БКР1. В отличие от блока БКР1 блок БКР2 имеет два поплавка — верхний 6.1 и нижний 6.2 с постоянными магнитами, управляющими герконами; фиксирующая скоба 6 в блоке БКР2 отсутствует.
Кнопка проверки 7 служит для проверки работы поплавков 6.1 и 6.2 и напорной пластины 5.
Для безопасности обслуживающего персонала корпус реле соединяется с заземленной крышкой с помощью одного из болтов, крепящих крышку к корпусу реле. Головка этого болта (болт безопасности) окрашена в красный цвет и под него подложена зубчатая или обычная пружинная шайба, что при затягивании болта создает надежный контакт с крышкой.
Проверка работы струйного реле от действия напорной пластины, а также снятие пластины с фиксации после проверки или после срабатывания в процессе эксплуатации производится кнопкой проверки 7 в следующем порядке (предварительно с кнопки 7 должен быть снят колпачок 16): кнопка 7 устанавливается ее небольшим нажатием и поворотом в положение, когда символ «» на торце кнопки совпадает с символом «
» на крышке коробки зажимов 12. Затем нажатием на кнопку 7 до упора осуществляется проверка срабатывания реле. После снятия нажатия с кнопки 7 она возвращается в начальное положение, а напорная пластина остается в конечном положении.
Для снятия с фиксатора 6 напорной пластины после ее проверки или срабатывания от потока масла кнопка 7 устанавливается в положение, когда символ «» на торце кнопки совпадает с символом «
» на крышке коробки зажимов 12. Затем нажатием на кнопку до упора откидывается скоба фиксатора 6 и напорная пластина возвращается в исходное положение.
Описание и спецификация газового реле РГТ-80-201
Реле состоит из корпуса и крышки из алюминиевого сплава, на которой смонтированы все внутренние элементы реле (реагирующий блок). Цифры в обозначении реле соответствуют диаметру проходного отверстия фланца корпусов реле. Конструктивное исполнение и присоединительные размеры фланцев реле соответствуют широко распространенным в энергосистемах России, а также стран СНГ, реле BF-80 и РЗТ-80. Поэтому замена оборудования на новое не требует каких-либо переделок.
На крышках реле имеется стрелка, которая при установке реле в трубопровод, соединяющий бак трансформатора с расширителем, должна быть направлена в сторону расширителя. Фирменная табличка реле с указанием типа реле и его основных данных расположена с внутренней стороны крышки.
Поплавки газового реле со встроенными в них управляющими магнитами выполнены сплошными, без механических связей с другими элементами реле. В процессе изготовления поплавки испытываются избыточным давлением масла 100кПа, поэтому при последующей эксплуатации они не подвергаются испытаниям.
В реле применяются герконы повышенной электрической прочности, которые вместе с соединительными проводами размещаются в корпусе контактного узла. Они неподвижны, полностью изолированы от масла и имеют усиленную защиту от механических воздействий и атмосферной влаги. Конструкция реле позволяет производить осмотр и замену контактного узла на месте установки реле без спуска масла и вскрытия реле.
Реле РГТ-80 устойчиво к вибрациям в трех взаимно перпендикулярных направлениях с ускорением 5g при частотах 5-150 Гц, к одиночным ударам в вертикальном направлении с ускорением 5g, к землетрясению с амплитудой ускорения 0,5g.
Преимущество газового реле РГТ-80-201
- Цельнолитые поплавки со встроенными управляющими магнитами;
- Отсутствие механических связей поплавков с другими элементами реле;
- Наличие единственного (кроме поплавков) подвижного элемента — напорной пластины, реагирующей на поток масла;
- Магнитоуправляемые контакты (герконы) повышенной электрической прочности размещены вместе с соединительными проводами в корпусе контактного узла и полностью изолированы от масла;
- Конструкция реле позволяет произвести осмотр и замену контактного узла без спуска масла и вскрытия реле;
- Кнопка опробования обеспечивает проверку работы реле при действии поплавков и отдельно — при действии напорной пластины;
- Реле обеспечивают возможность выполнения двух независимых отключающих и двух независимых сигнальных цепей;
- Установочные и присоединительные размеры реле позволяют использовать их для замены реле, находящихся в эксплуатации.
Характеристики газового реле РГТ-80-201
Основные размеры корпуса и масса реле: | длина 200 мм | |
ширина 148 мм | ||
высота 237 мм | ||
масса 6 кг | ||
Оцифрованные риски смотрового стекла: | от 1 до 6 | |
Объем газа, вызывающий срабатывание сигнального элемента: | 150 – 225 см3 (до риски 2,5 дел.) | |
Уставки по скорости потока масла: | 0,65; 1,0 и 1,5 м/с | |
допустимая погрешность уставок – от 0 до минус 25 %. | ||
Основные параметры контактов реле: | номинальное напряжение постоянного и переменного тока | 220 В |
диапазон коммутируемых напряжений | от 1 до 300 В | |
минимальный ток контактирования | 1 мА | |
коммутируемый ток | 0,1 А при напряжении постоянного тока 230 В и t = 15 мс | |
– – – | 0,2 А при переменном напряжении 50 – 60 Гц и cosj = 0,3 | |
номинальная коммутируемая мощность при работе на активную нагрузку | 50 Вт | |
переходное сопротивление контактов не более | 0,3 Ом | |
электрическая прочность изоляции разомкнутых контактов при переменном напряжении частоты | 50 – 60 Гц – 2000 В | |
Рабочий диапазон температур: | от -60 °С до +55 °С при кинематической вязкости масла не более 1100 сСт | |
Предельная рабочая температура масла: | до 100 °С и до 120 °С в течение часа |
1 2016-04-01 08:33:01
- FANCIER
- Пользователь
- Неактивен
- Откуда: Москва
- Зарегистрирован: 2012-11-21
- Сообщений: 52
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Тема: Газовое реле
На трансформаторе 220 кВ стоит газовое реле РГТ-80-201. При его опробовании отключающие контакты замыкаются одновременно с сигнальными. Подскажите как настроить. Есть мысль, что нужно как-то подрегулировать поплавки, но должной методики я не нашёл.
2 Ответ от gorynnn 2016-04-01 20:44:31
- gorynnn
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2014-06-04
- Сообщений: 107
Re: Газовое реле
У нас на ПС 110/35/10кВ тоже такие же реле стоят и точно также проверяются, т.е., одновременно срабатывают и на сигнал и на отключение при нажатии кнопки.
Вот выписка из инструкции по проверке реле газовых:
3.3.3. Реле РГТ-80, РГТ-50 имеют устройства для проверки работоспособности.
Опробуются все элементы реле. Проверка выполняется следующим образом:
• установить с небольшим нажатием и поворотом кнопку в такое положение, когда символ «•» на торце кнопки совпадает с меткой «<» на крышке коробки;
• нажать кнопку до упора, при этом опробуются сигнальный и отключающий элементы газового реле; (одновременно)
• установить кнопку в положение, когда символ « : » на торце кнопки совпадает с меткой «<» на крышке реле;
• нажать до упора, при этом опробуется отключающая пластина.
3 Ответ от boris221 2016-04-05 00:17:56
- boris221
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2014-10-06
- Сообщений: 67
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Газовое реле
Я извиняюсь за флуд, но человек же просит пояснить возможность разведения сигнальной уставки и отключающей. Конечно, на удалённой подстанции без оперативного персонала реле данного типа могут быть настроены, когда сигнализация и отключение срабатывают одновременно, потому что некому сигналить, а делалась цепь на сигнал с наработками на ТМ, к примеру. Но это лирика.
А теперь единственный правильный ответ на первое сообщение: FANCIER! Не надо боятся. Позвоните на ЧЭАЗ и объясните свою проблему. А лучше пусть завод вам методику вышлет или официальное письмо. Заводчане всегда идут на встречу, у вас же в руках «Лицензия», их продукт.
А будете тут советов спрашивать про такие вещи, не дай бог что случится с оборудованием после ваших модернизаций, головы не сностить.
4 Ответ от pozdas 2016-04-05 03:46:28
- pozdas
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2013-05-14
- Сообщений: 9
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Газовое реле
Попробуйте реле сливом масла, если сигнальный сработает раньше отключающего, значит всё Ок, регулировать ничего не надо. Просто устройство опробования так устроено, что позволяет проверить либо оба контакта одновременно, либо отдельно отключающий.
gorynnn пишет:
• установить кнопку в положение, когда символ « : » на торце кнопки совпадает с меткой «<» на крышке реле;
• нажать до упора, при этом опробуется отключающая пластина.
5 Ответ от doro 2016-04-05 07:03:27
- doro
- свободный художник
- Неактивен
- Откуда: г. Краснодар
- Зарегистрирован: 2011-01-08
- Сообщений: 9,926
Re: Газовое реле
boris221 пишет:
Позвоните на ЧЭАЗ и объясните свою проблему
Что, ЧЭАЗ еще и консультации по газовым реле выдает? Это — не его номенклатура. Кто изготавливает — великая государственная тайна. Передо мной лежит мануал, из которого следует, что изготовитель вроде бы ОРГРЭС.
pozdas пишет:
Попробуйте реле сливом масла
Служба подстанций будет в восторге. Мы в свое время РГЧЗ-66 проверяли закачкой воздуха через краник для отбора масла. Велосипедный насос слабоват будет, а автомобильный — в самый раз.
Тип реле | Диаметр проходного сечения, мм | Форма фланца | Уставки по скорости потока масла, м/с |
РГТ50 | 50 | Круглый | 0,65; 1,0; 1,5 |
РГТ80 | 80 | Квадратный | 0,65; 1,0; 1,5 |
РСТ25 | 25 | Круглый | 0,9; 1,2; 1,5; 2,0; 2,5 |
Номер типоисполнения контактов | Контактные элементы реле | ||
РГТ50, РГТ80 | РСТ25 | ||
сигнальный | отключающий | отключающий | |
1 | 1 замыкающий | 1 замыкающий | 1 замыкающий |
2 | 2 замыкающих | 2 замыкающих | 2 замыкающих |
3 | 1 размыкающий | 1 размыкающий | 1 размыкающий |
4 | 2 размыкающих | 2 размыкающих | 2 размыкающих |
5 | 1 замыкающий, 1 размыкающий | 1 замыкающий, 1 размыкающий | 1 замыкающий, 1 размыкающий |
3. Краткое описание конструкции отсечного клапана и реле уровня масла
3.1. Отсечной клапан
3.2. Реле уровня масла
Содержание
- Отечественные газовые и струйные реле
- Газовое реле РГТ-80-201
- Описание и спецификация газового реле РГТ-80-201
- 1 НАЗНАЧЕНИЕ ГАЗОВОЙ ЗАЩИТЫ
- 2 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ГАЗОВЫХ И СТРУЙНЫХ РЕЛЕ
- 2.1 Основы конструкции и принцип работы
- 2.2 Общие указания по монтажу реле
- 2.3 Особенности газового реле РГЧЗ-66
- 2.4 Особенности газового реле BF 80/ Q ( BF 50/10)
- 2.5 Особенности струйных реле Ü RF 25/10 и RS -1000
- 2.6 Особенности газовых и струйных реле РГТ80, РГТ50 и РСТ25
Отечественные газовые и струйные реле
Реле газовые серии РГТ и реле струйные серии РСТ представляют собой отечественный аналог реле Бухгольца, широко применявшихся во времена Советского Союза. Новые реле обладают улучшенными характеристиками, разработаны и выпускаются на территории РФ и дают возможность обновлять устаревший приборный парк без каких-либо переделок.
ООО «ЕССО-Технолоджи», г. Чебоксары
В Советском Союзе начиная с 1930‑х годов последовательно использовались три основных типа газовых реле, в целом имевших сходный принцип действия, но различавшихся некоторыми конструктивными особенностями. В первое время масляные трансформаторы с расширителями были защищены от взрыва и пожара с помощью реле советского производства ПГ‑22, ПГЗ‑22, ПГ‑54 и РГЗ‑61, затем – РГЧЗ‑66. Последними на советских трансформаторах были установлены реле Бухгольца, выпущенные в ГДР Магдебургским заводом электротехники и приборостроения (EGEM) и поставляемые в СССР с 1970 года. Они включали два элемента: верхний (сигнальный) и нижний (отключающий), которые приходили в движение, когда масло вытеснялось газом из реле. Сигнальный и отключающий элементы представляли собой поплавки, к которым были прикреплены магниты. При вытеснении масла из реле магниты начинали взаимодействовать с магнитоуправляющими контактами, замыкая цепь сигнализации или опрокидывая напорный клапан (заслонку).
Реле Бухгольца были установлены в большинстве энергопредприятий, но к середине 1990‑х годов приборный парк уже требовал обновления, и тогда была выработана концепция: создать продукцию, которая была бы практически идентична западным аналогам, но при этом обладала бы лучшими техническими характеристиками и выпускалась бы в России.
Эта задача была выполнена в 1995 году. При поддержке РАО «ЕЭС России» два предприятия – ОАО «Фирма ОРГРЭС», крупная компания, работающая в сфере электроэнергетики с 1933 года, и ОАО «ВНИИР» – в соответствии с ТУ3425-002-00113483-96 совместно создали газовые реле РГТ‑50, РГТ‑80 и струйные реле РСТ‑25. В настоящее время основным партнером ОАО «Фирма ОРГРЭС» по продвижению и реализации данной продукции является «ЕССО-Технолоджи» из г. Чебоксары.
Реле газовые серии РГТ (рис. 1) предназначены для защиты маслонаполненных трансформаторов, автотрансформаторов и реакторов, имеющих расширитель, от повреждений внутри бака. При повреждениях масло нагревается, выделяется газ, уровень масла понижается или оно проливается из бака в расширитель. РГТ‑50 разработано как аналог реле BF‑50/10 и РЗТ‑50. Исходными образцами реле РГТ‑80 являются BF‑80/Q, РЗТ‑80 и РГЧЗ‑66.
Типы реле устанавливаются в зависимости от диаметра проходного сечения и уставки по скорости потока масла. Таким образом, проходные сечения реле РГТ‑50 и РГТ‑80 имеют диаметр соответственно 50 и 80 мм и рассчитаны на скорость потока масла 0,65; 1,0; 1,5 м/с.
Одним из основных элементов газового реле являются блоки контактов регулирующих (БКР1 и БКР2). Блок БКР2 имеет два поплавка – верхний и нижний, на которых установлены постоянные магниты, управляющие герконами. В реле РГТ‑50 и РГТ‑80 верхняя (сигнальная) контактная система срабатывает при понижении уровня масла на 100–250 см³. Нижняя (отключающая) контактная система срабатывает раньше, чем уровень масла достигнет нижнего уровня входного отверстия фланца на корпусе реле. Когда в трубопроводе скорость потока масла из бака в расширитель превышает значения уставки срабатывания реле, срабатывает отключающая система напорной пластины.
Реле струйное РСТ‑25 (рис. 2) защищает маслонаполненные трансформаторы и автотрансформаторы от повреждений, при которых масло проливается из бака переключателя в расширитель. Реле является аналогом URF‑25 и РЗТ‑25.
Рис. 2. Реле струйное РСТ‑25
Проходное сечение РСТ‑25 имеет диаметр 25 мм и рассчитано на скорость потока масла 0,9; 1,2; 1,5; 2,0; 2,5 м/с.
Контактная система реле РСТ‑25 срабатывает только от потока масла.
Скорость срабатывания реле РГТ и РСТ – 0,1 с.
Установочные и присоединительные размеры всех перечисленных реле позволяют использовать их для замены находящихся в эксплуатации РЗТ‑25, РЗТ‑50, РЗТ‑80, РГЧ3–66, BF 80/Q, BF 50/10 и URF 25/10 без каких-либо переделок.
Особенности и преимущества струйных и газовых реле РСТ‑25, РГТ‑50 и РГТ‑80:
— имеют более совершенные, чем у «предшественников», поплавковую и контактную системы;
— обеспечивают возможность выполнения двух независимых отключающих и двух независимых сигнальных цепей;
— позволяют изменять уставки по скорости потока масла;
— позволяют заменять контактные системы в случае их неисправности без демонтажа реле с трансформатора.
В 2004 году компания «ЕССО-Технолоджи» (г. Чебоксары) в партнерстве с ОАО «Фирма ОРГРЭС» начала работу по продвижению и реализации реле РСТ‑25, РГТ‑50 и РГТ‑80. ООО «ЕССО-Технолоджи» – одно из предприятий электротехнической промышленности России, специализирующееся на выпуске современной низковольтной и высоковольтной аппаратуры. Эта компания всегда работала на ниве импортозамещения, а потому провозглашенную правительством концепцию «Переходи на отечественное» встретила с одобрением и энтузиазмом. ООО «ЕССО-Технолоджи» имеет сертификат качества ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008), что является доказательством построения эффективной и современной системы управления.
Вместо послесловия. Блиц-интервью с исполнительным директором ООО «ЕССО-Технолоджи» Николаем Валериевичем Мясниковым
ИСУП: Реле РГТ и РСТ являются в прямом смысле аналогами старой продукции или всё же их конструкция претерпела какие-то изменения, была усовершенствована?
Н. В. Мясников: Конечно, конструкция была изменена к лучшему. Реле Бухгольца скорее можно назвать «прародителями» новых реле. Над разработкой серий РГТ и РСТ трудились как научные сотрудники Института релестроения, так и специалисты из ОРГРЭС, работавшие в энергетических сетях РАО «ЕЭС России», а они хорошо знали, какие сложности возникают при эксплуатации реле Бухгольца. Информация, которой они располагали, была учтена для того, чтобы сделать реле РГТ и РСТ более современными устройствами.
Это первое, а второе, сами понимаете, – со временем меняются материалы и технологии. Благодаря их совершенствованию чаще всего удается добиться более высокого качества при такой же либо меньшей себестоимости изделия.
ИСУП: Статья посвящена производству струйных и газовых реле. А что вы могли бы рассказать о других направлениях деятельности вашей компании?
Н. В. Мясников: Разумеется, наша работа производством реле не ограничивается. У нас достаточно широкая номенклатура изделий, с которыми можно ознакомиться на сайте компании. Основное направление деятельности «ЕССО-Технолоджи» – это производство и поставка изделий для ремонта высоковольтных выключателей, масляных трансформаторов, разъединителей и другого оборудования, стоящего на подстанциях. Надо сказать, что изготовление запасных частей для ремонта старых подстанций – это большая и важная работа. В эксплуатации на данный момент очень много оборудования, срок службы которого на исходе. Его необходимо поддерживать в рабочем состоянии, пока ведется замена на новые, более современные изделия. Просто взять и заменить всё одновременно невозможно в связи с тем, что это предполагает очень большие финансовые затраты. Не все эксплуатирующие организации располагают такими средствами. А ведь подстанции необходимо содержать в рабочем состоянии. Поэтому на них меняют запчасти, параллельно и постепенно внедряя более современное оборудование.
ИСУП: Что позволяет вам оставаться вне конкуренции?
Н. В. Мясников: Конечно, у нас есть конкуренты. Но имеется и богатый опыт, который дает большие преимущества при работе с заказчиками. К нам неоднократно обращались по рекомендациям наших старых клиентов, обращались потому, что столкнулись с проблемой: либо не могут найти необходимого оборудования, либо не в состоянии идентифицировать какую-то старую деталь, чтобы заменить. Просто не знают ее названия! И тогда рекомендуют нас, и мы решаем все задачи.
Материал опубликован в журнале «ИСУП», № 2(68)_2017
ООО «ЕССО-Технолоджи», г. Чебоксары,
тел.: +7 (8352) 62-5848,
e‑mail: esso@esso.su,
сайт:esso.inc.ru
Журнал «ИСУП», г. Москва,
Бодрышев С.В., Главный редактор
Источник
Газовое реле РГТ-80-201
Реле газовое серии РГТ предназначено для защиты маслонаполненных трансформаторов, автотрансформаторов и реакторов, имеющих расширитель, от повреждений внутри бака. РГТ‑80 разработано как аналог реле BF‑80/Q, РЗТ‑80 и РГЧЗ‑66. Рекомендовано по программе импортозамещения.
◌ реле – 1 шт;
◌ уплотнительные кольца фланцев – 2 шт;
◌ паспорт – 1 шт;
◌ техническое описание и инструкция по эксплуатации – 1шт;
◌ упаковочный комплект – 1 шт.
3 года от производителя.
Продавец гарантирует упаковку заказанного товара, которая обеспечит целостность и сохранность его товарного вида.
Описание и спецификация газового реле РГТ-80-201
Реле состоит из корпуса и крышки из алюминиевого сплава, на которой смонтированы все внутренние элементы реле (реагирующий блок). Цифры в обозначении реле соответствуют диаметру проходного отверстия фланца корпусов реле. Конструктивное исполнение и присоединительные размеры фланцев реле соответствуют широко распространенным в энергосистемах России, а также стран СНГ, реле BF-80 и РЗТ-80. Поэтому замена оборудования на новое не требует каких-либо переделок.
На крышках реле имеется стрелка, которая при установке реле в трубопровод, соединяющий бак трансформатора с расширителем, должна быть направлена в сторону расширителя. Фирменная табличка реле с указанием типа реле и его основных данных расположена с внутренней стороны крышки.
Поплавки газового реле со встроенными в них управляющими магнитами выполнены сплошными, без механических связей с другими элементами реле. В процессе изготовления поплавки испытываются избыточным давлением масла 100кПа, поэтому при последующей эксплуатации они не подвергаются испытаниям.
В реле применяются герконы повышенной электрической прочности, которые вместе с соединительными проводами размещаются в корпусе контактного узла. Они неподвижны, полностью изолированы от масла и имеют усиленную защиту от механических воздействий и атмосферной влаги. Конструкция реле позволяет производить осмотр и замену контактного узла на месте установки реле без спуска масла и вскрытия реле.
Более наглядное представление о конструкции газового реле РГТ-80-201, а конкретнее о его контактном реагирующем блоке и основных элементах, можно получить в следующем описании:
1 – корпус блока; 2, 3 – монтажные колодки, содержащие герконы и винтовые зажимы под винт М4 для подсоединения внешних проводов; 4 – коробка зажимов; 5 – напорная пластина с постоянным магнитом; 6 – скоба, фиксирующая напорную пластину в конечном состоянии; 6.1 – верхний поплавок; 6.2 – нижний поплавок; 7 – кнопка проверки работы напорной пластины и возврата ее в исходное состояние; 8 – шток кнопки проверки напорной пластины; 9 – винт регулировки уставки срабатывания напорной пластины; 10 – корпус контактного узла; 11 – несущая скоба; 12 – крышка коробки зажимов; 13 – уплотнительная прокладка крышки коробки зажимов; 14 – кран для выпуска (отбора пробы) газа; 15 – крышка корпуса блока; 16 – колпачок, закрывающий кнопку проверки; 17 – гайка, стопорящая винт регулировки уставки; 18 – гайка, стопорящая кран отбора пробы газа; 19 – винт крепления крышки корпуса блока; 20 – шток винта регулировки уставки срабатывания реле по скорости потока масла; 21, 22 – штуцера в корпусе блока для ввода монтажных проводов в коробку зажимов; Е – дренажный канал в корпусе блока для слива конденсата из коробки зажимов.
Типоисполнение блока | |||||
БКР 2-1 | БКР 2-2 | БКР 2-3 | БКР 2-4 | БКР 2-5 | |
В | 2-1 | 2-2 | 2-3 | 2-4 | 2-5 |
Г | 1.1 1.2 2.1 2.2 | 1.1 1.2 2.1 2.2 | 1.1 1.2 2.1 2.2 | 1.1 1.2 2.1 2.2 | 1.1 1.2 2.1 2.2 |
Д | 2.3 2.4 1.3 1.4 | 2.3 2.4 1.3 1.4 | 2.3 2.4 1.3 1.4 |
Реле РГТ-80 устойчиво к вибрациям в трех взаимно перпендикулярных направлениях с ускорением 5g при частотах 5-150 Гц, к одиночным ударам в вертикальном направлении с ускорением 5g, к землетрясению с амплитудой ускорения 0,5g.
Источник
1 НАЗНАЧЕНИЕ ГАЗОВОЙ ЗАЩИТЫ
К характерным повреждениям маслонаполненного электрического аппарата — трансформатора, автотрансформатора, реактора (далее — трансформатора) относятся короткие замыкания (КЗ) между обмотками, витковые замыкания, «пожар» стали магнитопровода, утечка масла из бака, неисправности маслонаполненного контактора переключателя ответвлений устройства регулирования напряжения под нагрузкой (РПН) и др.
Практически все повреждения внутри бака маслонаполненного электрического аппарата сопровождаются выделением газа в результате разложения масла или других изоляционных материалов под действием частичных электрических разрядов, повышенного нагрева, электрической дуги. При КЗ происходит ускоренное протекание масла или его смеси с газом из бака аппарата в расширитель. В процессе эксплуатации возможно также снижение уровня масла или выделение газа по разным причинам.
Нарушение нормальной работы контактора может быть вызвано повреждением изоляции, ослаблением пружин механизма, старением керамических силовых контактов, что ведет к замедлению и нечеткости переключения. Затянувшаяся дуга сопровождается (с учетом небольшого объема масла в баке контактора) бурным разложением масла. Струя масла в смеси с газом направляется из бака контактора в расширитель.
Защита, реагирующая на указанные повреждения, получила название «газовой». Эта защита осуществляется с помощью так называемых газовых и струйных реле.
Газовые реле предназначены для защиты трансформаторов, имеющих расширитель, от повреждений внутри бака, при которых происходит выделение газа, снижение уровня масла или возникновение ускоренного потока масла из бака трансформатора в расширитель.
Струйные реле предназначены для защиты контакторов маслонаполненных переключателей ответвлений трансформаторов от повреждений, сопровождающихся возникновением ускоренного потока масла из бака контактора в расширитель.
При внутренних повреждениях в трансформаторе, даже самых незначительных, выделяются газообразные продукты разложения масла или органической изоляции, чем обеспечивается действие газовой защиты в самом начале возникновения постепенно развивающегося повреждения. В некоторых случаях опасных внутренних повреждений трансформаторов («пожар» стали, межвитковые замыкания и т.п.) действует только газовая защита, а электрические защиты трансформатора не работают из-за недостаточной чувствительности.
2 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ГАЗОВЫХ И СТРУЙНЫХ РЕЛЕ
2.1 Основы конструкции и принцип работы
Газовые реле имеют герметически закрытый корпус, устанавливаемый в маслопроводе между баком трансформатора и расширителем. На рисунке 1 показан упрощенный эскиз варианта конструкции такого реле. Реагирующий блок реле имеет три основных элемента: сигнальный 1 и отключающие 2, 3 (элементы 1 и 3 — поплавки, 2 — напорная пластина), каждый из которых срабатывает при определенных условиях.
В нормальных условиях работы корпус реле заполнен маслом, и элементы занимают положение, при котором управляемые ими контакты (на рисунке не показаны) разомкнуты. При незначительном газообразовании в баке трансформатора газ по маслопроводу проходит в расширитель, скапливаясь в верхней части корпуса реле, где расположен сигнальный элемент 1.
При скоплении в реле определенного количества газа уровень масла в нем снижается, поплавок сигнального элемента 1 опускается под действием силы тяжести и сигнальный контакт замыкается; аналогично срабатывает сигнальный элемент реле при снижении уровня масла в реле по другим причинам.
При дальнейшем снижении уровня масла, когда корпус реле опорожняется более чем наполовину, поплавок отключающего элемента 3 также опускается под действием силы тяжести и замыкается отключающий контакт.
При КЗ внутри бака трансформатора под действием электрической дуги происходит бурное разложение масла и поток масла или смеси масла с газом устремляется с большой скоростью из бака в расширитель (стрелка на рисунке 1 ). Под воздействием этого потока пластина 2, которая имеет регулируемую уставку срабатывания по скорости потока масла, отклоняется на определенный угол и отключающий контакт замыкается. В зависимости от вида и развития повреждения трансформатора возможна последовательная или одновременная работа сигнального и отключающего элементов реле.
При бурном газообразовании и резких толчках масла возможен отскок контактов после срабатывания, поэтому газовое реле должно действовать на отключение через промежуточное реле по схеме с самоудерживанием.
Струйные реле в отличие от газовых не имеют поплавков и контакты их срабатывают на отключение трансформатора при действии напорной пластины, которая аналогично газовому реле имеет регулируемую уставку по скорости потока масла. В конструкции струйного реле обычно предусматривается фиксация напорной пластины после срабатывания в конечном положении до ее ручной деблокировки, что повышает надежность работы реле в условиях менее стационарного потока смеси масла с газом по сравнению с потоком в газовом реле.
Использование не имеющих поплавков струйных реле обусловлено особенностью работы контакторов устройств РПН. В нормальной работе контактора под воздействием электрической дуги в момент переключения происходит разложение незначительного количества масла и выделение из него газа, который по трубопроводу проходит в свой расширитель или в отсек общего расширителя и далее через его дыхательные пути выходит в атмосферу. Небольшое количество горючего газа, выделяющегося из масла в процессе работы контактора, является нормальным явлением.
2.2 Общие указания по монтажу реле
Для обеспечения правильной работы газовой защиты необходимо выполнять правила установки и монтажа трансформатора и реле.
Диаметр проходного отверстия присоединительного фланца газового реле должен соответствовать внутреннему диаметру трубопровода от бака к расширителю. Струйное реле должно устанавливаться в маслопроводе с внутренним диаметром 25 мм и по возможности ближе к контактору. Несоответствие диаметров может привести к отказу срабатывания, например, к несрабатыванию нижнего поплавка при уходе масла или к изменению значения скорости потока масла срабатывания напорной пластины по сравнению с уставкой.
Газовое реле должно устанавливаться в трубопровод между баком и краном для перекрытия масла в трубопроводе. Стрелка на крышке реле должна быть направлена от бака к расширителю.
Крышка трансформатора (реактора) должна иметь подъем по направлению к расширителю и, следовательно, к газовому реле не менее 1 %, а маслопровод к расширителю — не менее 2 % [ 1 ]. Для подъема крышки трансформатора со стороны расширителя применяют металлические подкладки под катки трансформатора.
Указанный подъем выполняется для того, чтобы выделяющийся из масла газ не скапливался под крышкой бака, а, оказавшись в наиболее высоком месте бака, проходил по маслопроводу в газовое реле. После заполнения верхней части корпуса реле продолжающий поступать газ проходит в расширитель и далее через дыхательную трубку в атмосферу.
Для обеспечения правильной работы струйных реле подъем маслопровода от контактора к расширителю должен составлять 2 — 4 % к горизонтали.
При монтаже реле прокладки между фланцами маслопровода и реле и под крышкой реле не должны выступать внутрь маслопровода и корпуса реле. Все болты должны быть надежно затянуты. Под болт безопасности (один из болтов, соединяющих крышку с корпусом реле, обычно головка его окрашивается в красный цвет) должна быть проложена зубчатая шайба зубцами в сторону крышки реле. После установки газовых реле, имеющих кнопку контроля (опробования), на трубопровод необходимо удалить транспортную прокладку из-под защитного колпачка кнопки.
Для обеспечения надежной работы газовой защиты при повреждениях в трансформаторе кабели от газовых и струйных реле следует прокладывать на трансформаторе в защитном металлорукаве. В целях уменьшения мест возможного снижения сопротивления изоляции прокладывать кабели следует непосредственно от выводов реле к зажимам панели защиты трансформатора. Изоляция применяемых кабелей должна быть маслостойкой.
2.3 Особенности газового реле РГЧЗ-66
Основной особенностью конструкции газового реле РГЧЗ-66 является использование вместо поплавков металлических чашек. Как и все газовые реле, оно (рисунок 2 ) имеет герметически закрытый корпус, в котором расположено три реагирующих элемента: верхний — чашка 1 — сигнальный и два нижних отключающих — чашка 2 и отключающая пластина 11. Когда реле заполнено маслом, контакты, расположенные внутри чашек, остаются разомкнутыми, так как каждая чашка спиральной пружиной 5 подтянута вверх до упора. Три выделении из бака трансформатора небольшого количества газа он скапливается в верхней части реле, вытесняя масло. При этом масло в чашке сигнального элемента реле остается, и под действием массы этого масла чашка поворачивается вокруг своей оси 12 вниз до замыкания контактов.
Отключающие элементы (чашка и пластина) расположены в нижней части корпуса реле, пластина установлена против входного отверстия маслопровода со стороны трансформатора. Она является элементом, реагирующим на скорость потока масла в маслопроводе, а чашка — элементом, реагирующим на почти полное опорожнение корпуса реле от масла. Оба эти элемента действуют на один контакт, причем пластина работает независимо от чашки. При повреждении трансформатора, сопровождающемся бурным газообразованием, давление в баке повышается, и масло вытесняется из бака в расширитель. При скорости потока масла, равной или большей уставки реле, усилием, возникающим на пластине 11, последняя поворачивается вокруг оси 13 вместе со стойкой 16 и подвижными контактами до их замыкания с неподвижными контактами. При этом чашка отключающего элемента может оставаться в покое. Несколько позже может сработать и сигнальный элемент, если выделившийся газ поднимется из бака трансформатора и заполнит верхнюю часть корпуса газового реле.
1, 2 — чашки; 3 — контакт; 4, 9, 16 — стойки; 5 — спиральная пружина; 6 — сборочное кольцо; 7, 8 — держатели; 10 — скобообразная стойка; 11 — отключающая пластана; 12, 13 — оси; 14 — прокладка; 15 — выступ; 17 — рычаг; 18 — пластина; 19, 20, 21, 22 — экраны; 23 — кран; 24 — смотровое стекло; 25 — пробка; 26 — коробка выводов
Рисунок 2 — Газовое реле РГЧЗ-66
При аварийном уходе масла, когда нижняя часть корпуса реле опорожнится, отключающий элемент (чашка) будет работать так же, как и чашка сигнального — с замыканием контактов. В этом случае отклоняется и пластина, так как стенка чашки при движении нажимает на выступ 15 стойки 16, к которой крепится пластина.
В верхней части корпуса реле врезаны сквозные смотровые стекла 24 с делениями (в кубических сантиметрах), позволяющими определять объем скопившегося газа.
На крышке корпуса реле установлен кран 23 для отбора пробы газа и выпуска воздуха из реле; коробка выводов 26 служит для подключения контрольного кабеля. На крышке реле нанесена стрелка, указывающая направление к расширителю. В дне коробки зажимов предусмотрено отверстие для стока собирающейся в ней влаги. В нижней части корпуса реле предусмотрена пробка 25 для спуска загрязненного масла. Реагирующий блок реле крепится к крышке корпуса с помощью стоек, на которых смонтированы все элементы реле.
Каждая чашка со стороны входа потока масла закрыта цилиндрическими полуэкранами 19, 21. Сверху над чашками установлены экраны 20 и 22 для уменьшения выпадения на дно чашек шлама из масла. В экране 22 предусмотрена прорезь для перемещения пластины 11.
Реле может иметь одну из трех фиксированных уставок по скорости масла: 0,6; 0,9; 1,2 м/с. Необходимая уставка обеспечивается установкой одной из трех калиброванных пластин 11.
Время срабатывания скоростного элемента при скорости потока масла 1,25 уставки не превышает по техническим условиям 0,2 с (практически — около 0,1 с).
Сигнальный элемент реле срабатывает при заполнении верхней части реле газом объемом примерно 400 см 3 .
Контакты реле рассчитаны на замыкание и размыкание цепи переменного и постоянного тока до 0,2 А при напряжении 220 В.
Изоляция реле выдерживает испытательное напряжение 2000 В частоты 50 Гц в течение одной минуты.
Рабочий диапазон температуры окружающей среды от -40 до +40 °С. Предельная температура масла +100 °С.
Масса реле около 12 кг, диаметр проходного отверстия фланца 80 мм.
2.4 Особенности газового реле BF 80/ Q ( BF 50/10)
Газовые реле В F 80/ Q (В F 50/10) производства Германии (рисунок 3 ) состоят из корпуса и крышки, к которой крепится реагирующий блок реле. Реле В F 80/ Q имеет квадратный фланец с проходным отверстием 80 мм, реле В F 50/10 — круглый фланец с проходным отверстием 50 мм. На крышке закреплена табличка с указанием типа реле и его данных. На крышке и корпусе изображены стрелки, указывающие направление в сторону расширителя. Стальная сборочная скоба 8 крепится двумя винтами к крышке реле; к этой скобе крепятся сигнальный и отключающие элементы, постоянный магнит 10 и ряд других деталей реле.
Сигнальный элемент состоит из пластмассового полого шарообразного поплавка 2 с держателем, который крепится к сборочной скобе 8. С поплавком жестко связан круглый магнит 3, служащий для управления сигнальными контактами 4.
В качестве сигнальных и отключающих контактов 4 и 5 реле применены магнитоуправляемые герконы, замыкание которых происходит от приближения круглого магнита к концу стеклянной колбы, в которой заключен контакт. При понижении уровня масла в реле опускается поплавок 2 сигнального элемента и при объеме газа в реле 250 — 300 см 3 управляющий магнит 3 приводит к замыканию сигнальных контактов 4.
Отключающий элемент помещен в нижней части корпуса реле под пластиной, служащей для закрепления магнита 10 в одном из трех положений и одновременно выполняющей функцию экрана, защищающего элемент от оседающего из масла шлама.
Отключающий элемент (как и сигнальный) крепится к сборочной скобе 8 и состоит также из пластмассового поплавка 6, круглого магнита 7 и отключающих контактов 5. Напорная пластина 9 отключающего элемента удерживается в нормальном положении с помощью постоянного магнита 10. Она предназначена для срабатывания от потока масла; при определенной скорости потока преодолевается сила притяжения магнита 10 и пластина отклоняется на некоторый угол, поворачиваясь вокруг своей оси. Для достижения требуемого быстродействия пластина помещена против входного отверстия реле и при своем движении не связана с поплавком 6 отключающего элемента; только в конце хода пластина нажимает на поплавок, который опускается, что приводит к замыканию отключающих контактов 5 реле.
Изменение скорости срабатывания реле достигается выбором расстояния между пластиной 9 и магнитом 10 путем изменения положения магнита. Трем положениям магнита соответствуют уставки скорости срабатывания 0,65 м/с, 1,0 м/с и 1,5 м/с. Магнит передвигается после отвинчивания винта магнитодержателя и перемещения последнего до появления в окне магнитодержателя цифры требуемой уставки. Время срабатывания отключающего элемента реле при скорости потока масла, равной 1,25 значения уставки, составляет 0,15 с; при скорости потока масла, равной 1,5 значения уставки, — не более 0,1 с. Выводы сигнального и отключающего контактов реле размещены в коробке зажимов 12. На внутренней стороне откидной крышки 13 этой коробки имеется табличка с маркировкой выводов. Крышка коробки зажимов имеет надежное уплотнение. Кабель цепей защиты может быть подведен в любое из двух отверстий коробки, неиспользуемое отверстие остается закрытым заглушкой с винтовой резьбой.
Реле серии В F снабжено устройством 11 для контроля работоспособности обоих элементов и контактов реле. Оно состоит из кнопки, рейки с выступами, возвратной пружины и рамки. В условиях эксплуатации кнопка закрыта колпачком с винтовой резьбой. На табличке около кнопки устройства контроля изображены два положения кнопки с надписями «Сигнал» и «Отключение». При нажатии на кнопку рейка перемещается вниз в направляющей рамке, и верхний выступ нажимает на держатель верхнего поплавка, который опускается и обеспечивает замыкание сигнального контакта реле. При дальнейшем нажатии на кнопку опускается нижний поплавок под действием нижнего выступа и отключающий контакт реле также замыкается. Пластина от устройства контроля не опробуется. Отпускание кнопки приводит к возврату устройства контроля под действием возвратной пружины, при этом поплавки реле всплывают, и оба контакта размыкаются. В крышке реле имеется кран для отбора газа. В нижней части корпуса имеется отверстие для слива загрязненного масла, закрытое пробкой с винтовой резьбой (в поздних выпусках реле это отверстие отсутствует).
Верхние смотровые стекла имеют риски от 250 до 450 см 3 , обозначающие объем газа в корпусе реле. Для безопасности обслуживающего персонала корпус реле соединяется с заземленной крышкой с помощью одного из болтов, крепящих крышку к корпусу реле. Головка этого болта (болт безопасности) окрашена в красный цвет и под него подложена зубчатая пружинная шайба зубцами в сторону крышки, что при затягивании болта создает надежный контакт с крышкой.
Для ввода кабеля предусмотрены штуцера 1.
Более подробные технические данные реле В F 80/ Q , В F 50/10 и Ü RF 25/10 приведены в приложении А .
2.5 Особенности струйных реле Ü RF 25/10 и RS -1000
Для защиты контакторов РПН в отечественной практике широко применяются струйные реле Ü RF 25/10 производства Германии и RS -1000 производства Болгарии. Реле Ü RF 25/10 (рисунок 4 ) состоит из корпуса и крышки, к которой крепится реагирующий блок реле. На верхней части крышки реле закреплена табличка с указанием типа и данных реле, а на корпусе реле и на крышке изображены стрелки, указывающие направление в сторону расширителя. Струйное реле Ü RF 25/10 имеет только один реагирующий элемент — отключающий — напорную пластину 9.
Рисунок 4 — Струйное реле Ü RF 25/10
Стальная фигурная скоба 1, крепящаяся винтами к крышке реле, служит основой для крепления напорной пластины, которая расположена со стороны бака контактора и в нормальных условиях удерживается в начальном положении грузом 6. При скорости потока масла, превышающей заданную уставку, пластина поворачивается, груз 6 при этом поднимается и круглый магнит (на рисунке 4 не виден) приближается к управляемому им геркону 8, который замыкается.
По окончании движения пластина оказывается зафиксированной в положении срабатывания с помощью защелки 4, поэтому контакт реле остается замкнутым до возврата вручную. Для возврата реле в нормальное положение в нем имеется устройство контроля-возврата, которое служит также и для контроля работоспособности реле.
Устройство контроля-возврата струйного реле конструктивно похоже на устройство контроля газового реле BF 80 / Q , описанное выше, и состоит из подвижной рейки с возвратной пружиной и выступом. Устройство контроля-возврата управляется, как и у газового реле, кнопкой на крышке струйного реле. На табличке около кнопки изображены два ее положения с надписями «Возврат» и «Контроль».
При медленном нажатии кнопки рейка, двигаясь в направляющей рамке, опускается примерно на половину своего хода и отводит пружинную защелку из прорези установочной скобы 1, что приводит под действием силы тяжести груза 6 к возврату пластины 9 в нормальное положение и к размыканию контакта реле (сквозь смотровое стекло видно, как груз возвращается в горизонтальное положение). При дальнейшем нажатии кнопки вниз до упора выступ 3 рейки 2 нажимает на закругленный край держателя груза 10 и последний поднимается, как при давлении струи масла на пластину реле (сквозь смотровое стекло видно, когда реле переходит в положение срабатывания), что вызывает действие реле на отключение.
Реле Ü RF 25/10 выпускается двух исполнений по набору уставок по скорости потока масла:
1-е исполнение — 0,9; 1,2 и 1,5 м/с;
2-е исполнение — 1,5; 2,0 и 2,5 м/с.
Выбор одной из трех уставок скорости масла в реле каждого исполнения выполняется отвинчиванием винта 5 и перемещением груза 6 в держателе до положения, при котором в окне 7 держателя груза появится цифра выбранной скорости срабатывания.
Конструктивное выполнение коробки и крышки выводов реле уплотнения крышки, выводов контактов, отверстий для контрольного кабеля, болта безопасности и крепление крышки к корпусу реле аналогичны выполнению их в газовом реле В F 80/ Q .
Струйные реле RS -1000 устанавливаются на трансформаторах с устройствами РПН, изготовленных в Болгарии, Внешний вид реле RS -1000 показан на рисунке 5 , функциональная схема, поясняющая принцип работы реле, — на рисунке 6 . Как и реле Ü RF 25/10, реле RS -1000 реагирует только на скорость потока масла, однако имеет только одну уставку по скорости потока — 0,9 м/с.
Конструкция реле RS -1000 в основном аналогична конструкции реле Ü RF 25/10. Реагирующий элемент (пластина) расположен со стороны бака контактора и нормально удерживается в начальном положении. При возникновении повреждения струя масла создает давление на пластину, что приводит к ее повороту и срабатыванию (замыканию) ртутных контактов 1 — 3 реле (рисунок 6 , б). После срабатывания пластина фиксируется в конечном положении с помощью защелки, поэтому контакты 1 — 3 остаются замкнутыми до возврата реле вручную.
Для возврата реле в начальное положение необходимо нажать на кнопку «Включено», находящуюся под верхней крышкой (см. рисунок 5 ). В отличие от реле Ü RF 25/10 реле RS -1000 имеет отдельную кнопку для проверки работоспособности — «Выключено». При нажатии на кнопку «Выключено» тяги отключающая пластина переходит в конечное положение и контакты 1 — 3 замыкаются. Возврат реле выполняется нажатием на кнопку «Включено». У струйных реле Ü RF 25/10 и RS -1000 кран для отбора проб газа отсутствует и нет делений на смотровых стеклах, поскольку в процессе эксплуатации нет надобности выпускать газ из реле или контролировать его наличие. Технические данные струйных реле приведены в приложении А .
а — общий вид; б — вид сверху на кнопки при открытой крышке
Рисунок 5 — Струйное реле RS -1000
а — в нормальном режиме; б — в режиме срабатывания
Рисунок 6 — Функциональная схема реле RS -1000
2.6 Особенности газовых и струйных реле РГТ80, РГТ50 и РСТ25
Газовые реле РГТ80 и РГТ50, а также струйное реле РСТ25 разработаны и выпускаются совместно ОАО «Фирма ОРГРЭС» и ОАО ВНИИР с 1996 г. Реле состоят из корпуса и крышки из алюминиевого сплава, на которой смонтированы все внутренние элементы реле (реагирующий блок). Цифры в обозначении реле соответствуют диаметру проходного отверстия фланца корпусов реле. Конструктивное исполнение и присоединительные размеры фланцев перечисленных реле соответствуют широко распространенным в энергосистемах России и стран СНГ немецким реле В F 80/ Q , В F 50/10 и Ü RF 25/10, поэтому замена последних на новые не требует каких-либо переделок.
На крышках реле имеются фирменные знаки ОРГРЭС и ВНИИР и стрелка, которая при установке реле в трубопровод, соединяющий бак трансформатора с расширителем, должна быть направлена в сторону расширителя. Фирменная табличка реле с указанием типа реле и его основных данных расположена с внутренней стороны крышки. Конструкция реле РГТ80, РГТ50 и РСТ25 унифицирована, основным конструктивным отличием реле РСТ25 является отсутствие в реагирующем блоке этого реле поплавков и наличие элемента фиксации напорной пластины в конечном положении после ее срабатывания.
Для более наглядного представления об отличиях конструкции новых реле от описанных выше на рисунке 7 представлен общий вид реагирующего блока газовых реле РГТ80 (РГТ50). Основными элементами конструкции этого блока являются:
а) контактный узел, состоящий из двух одинаковых пластмассовых монтажных колодок (на рисунке не видны), в средней и нижней частях которых установлены соответственно сигнальный и отключающий герконы, а в верхней — зажимы для подключения выводов герконов и внешних цепей реле. Верхняя часть колодок с зажимами находится в коробке зажимов 1, а средняя и нижняя с герконами — в цилиндрическом корпусе контактного узла 2; внутренняя полость коробки зажимов и корпуса контактного узла изолирована от заполняемого маслом объема корпуса реле, вследствие чего механические и химические воздействия масла на герконы и электрические цепи реле исключены; каждая колодка закреплена винтом к основанию коробки зажимов; сверху коробка зажимов имеет свою крышку с уплотнительной прокладкой, которая крепится к коробке шестью винтами;
Рисунок 7 — Реагирующий блок газового реле РГТ80 (РГТ50)
б) верхний 3 и нижний 4 поплавки реле, реагирующие на уровень масла в корпусе реле; в верхней части каждого поплавка запрессованы магниты, управляющие верхним — сигнальным и нижним — отключающим герконами; поплавки реле свободно плавают в масле, используя в качестве направляющих цилиндр корпуса контактного узла и стержень 5 кнопки опробования 6 (нижний поплавок) и стержень 7 винта регулировки уставки напорной пластины (верхний поплавок);
в) напорная пластина 8, реагирующая на скорость потока масла, с установленным на ней магнитом 9, который при срабатывании напорной пластины действует на тот же геркон, что и нижний поплавок; напорная пластина удерживается в начальном положении силой притяжения магнита 9 к стержню 7 (см. ниже); после прекращения потока масла напорная пластина газового реле автоматически возвращается в начальное положение; напорная пластина струйного реле после срабатывания фиксируется в положении срабатывания и может быть возвращена в начальное положение с помощью кнопки опробования;
г) кнопка опробования 6, предназначенная в газовых реле для проверки срабатывания герконов либо при нажатии на поплавки, либо при нажатии на хвостовик напорной пластины; в струйном реле эта кнопка служит как для проверки срабатывания герконов при нажатии на хвостовик напорной пластины, так и для возврата ее в исходное положение после срабатывания; для предотвращения случайного нажатия на кнопку опробования на верхнюю часть кнопки навинчен защитный колпачок;
д) винт регулировки уставки срабатывания напорной пластины по скорости потока масла (на рисунке верхняя часть винта закрыта корпусом коробки зажимов) имеет шлиц под отвертку и фиксирующую его положение стопорную гайку;
е) кран для отбора газа 10;
ж) вводной штуцер 11 (с каждой стороны коробки зажимов) для ввода монтажного кабеля и закрепления металлорукава.
Поплавки реле выполнены сплошными, в процессе изготовления испытываются избыточным давлением масла 100 кПа и во время последующей эксплуатации не требуют периодических испытаний. В реле применены герконы повышенной электрической прочности типа МКА-52141 ОДО.360.008ТУ, что позволяет проводить испытание изоляции цепей защиты без отключения цепей герконов.
Типы реле, диаметр проходного сечения, форма фланцев, а также уставки реле по скорости потока масла приведены в таблице 1 , а типоисполнения контактов реле — в таблице 2 . Состояние контактов реле соответствует эксплуатационному состоянию — реле заполнено маслом, а скоростной элемент (напорная пластина) — в начальном положении.
Источник
Газовое реле РГТ-80 предназначены для защиты маслонаполненных аппаратов (трансформаторов, автотрансформаторов, реакторов) имеющих расширительный бак от внутренних повреждений, при которых выделяется газ, повышается давление в аппарате, в результате чего ускоренный поток масла направляется из аппарата в расширительный бак, также реле защищают аппарат от критического снижения уровня масла. Реле реагирует на повреждения токоведущих частей маслонаполненного аппарата, витковые замыкания, межобмоточные короткие замыкания, частичные электрические разряды, перегревы магнитопровода, разложение изоляционных слоев обмоток, утечку масла из аппарата.
Газовые реле РГТ80 и РГТ50 см. рис. 3.11.1 , а также струйное реле РСТ25 разработаны и выпускаются совместно ОАО «Фирма ОРГРЭС» и ОАО ВНИИР с 1996 г.
Рисунок 3.11.1 — Реле газовой защиты РГТ-80
ГР состоит из крышки и корпуса, выполненных из алюминиевого литейного сплава, на ней смонтирован реагирующий блок, состоящий из внутренних элементов. Цифры в маркировке реле обозначают диаметр проходного фланца корпуса ГР. Присоединительные размеры фланцев и конструктивное исполнение реле соответствуют немецким реле URF-24, BF-50 и BF-80, поэтому реле взаимозаменяемы. На крышке реле нанесена стрелка, которая при установке реле в трубопровод должна быть направлена в сторону расширительного бака. Разработчики унифицировали конструкцию реле РГТ80, РГТ50 и РСТ25. В реагирующем блоке реле РСТ-25 отсутствуют поплавки, при срабатывании пластины происходит ее фиксация в конечном положении с помощью фиксирующей скобы.
Основные отличительные особенности реагирующего блока реле:
а) контактный узел состоит из двух одинаковых пластмассовых монтажных колодок, в верхней части которых расположены колодки с зажимами для подключения внешних цепей и выводов герконов, а в нижней и средней частях установлены отключающие и сигнальные герконы. Нижняя и средняя часть колодок с герконами находятся в цилиндрическом корпусе контактного узла – 3, а колодки с зажимами располагаются в коробке зажимов – 6 (рис. 3.11.2). Контактный узел с герконами изолирован от масла, которое заполняет корпус реле. Вследствие этого, химические и механические воздействия масла на электрические цепи и герконы исключены.
Рисунок 3.11.2 — Реагирующий блок газового реле:
1 — Кнопка опробывания; 2 — вводный штуцер; 3 — корпус контактного узла; 4 — нижний поплавок; 5 — кран отбора газа; 6 — коробка зажимов; 7 — верхний поплавок; 8 — напорная пластина; 9 — магнит напорной пластины; 10 — шток винта регулировки уставки срабатывания реле по скорости потока масла; 11 — шток кнопки проверки напорной пластины
Колодки крепятся к коробке зажимов с помощью винтов. Коробка зажимов сверху закрывается крышкой, которая имеет уплотнительную прокладку;
б) нижний и верхний поплавки 4 и 7, в верхних частях поплавков запрессованы постоянные магниты. Поплавки реагируют на снижение уровня масла, верхний управляет сигнальными герконами, нижний – отключающими герконами. Поплавки свободно плавают в масле и имеют направляющие, в качестве которых служат стержень – 11 кнопки опробывания – 1, стержень – 10 винта регулировки уставки напорной пластины и цилиндр корпуса контактного узла;
в) к напорной пластине – 8 закреплен постоянный магнит – 9, который воздействует на тот же геркон, что и нижний поплавок. Пластина имеет уставку и реагирует на скорость потока масла. В нормальном состоянии, она удерживается силой притяжения в начальном положении с помощью магнита — 9 к стержню 10, при определенной скорости потока масла, пластина в ГР отклоняется, при прекращении потока масла, она возвращается в исходное положение под действием силы тяжести. В струйных реле РСТ-25 напорная пластина после срабатывания фиксируется в положении срабатывания фиксирующей скобой до ее ручной разблокировки и возвращается в исходное положение с помощью кнопки опробывания.
г) кнопка опробывания – 1 для ГР служит для проверки срабатывания поплавков и напорной пластины, в СР эта кнопка служит как для проверки срабатывания напорной пластины, так и для ее возврата в исходное положение после срабатывания. При нажатии кнопки сначала опускается верхний поплавок, потом нижний, при отпускании кнопки поплавки возвращаются в исходное положение. Работа пластины опробуется аналогично. На кнопку навинчен защитный колпачок для предотвращения случайного нажатия на кнопку;
д) винт регулировки скорости срабатывания напорной пластины при определенной уставке (рис. 3.11.1) фиксируется с помощью стопорной гайки и имеет шлиц под отвертку;
е) газоотборный кран – 5;
ж) вводный штуцер – 2 (с двух сторон коробки зажимов) для подключения монтажного кабеля и крепления металлорукава.
Поплавки реле неполые и изготавливаются сплошными. Они испытываются избыточным давлением масла 100 кПа и в процессе эксплуатации не нуждаются в периодических испытаниях. В реле используются герконы марки МКА-52141 ОДО.360.008ТУ отличающиеся повышенной электрической прочностью, что позволяет испытывать изоляцию цепей защиты без отключения цепей герконов. В реле РГТ-50 и РГТ-80 уставки срабатывания пластины по скорости потока масла такие же, как и в реле BF-50/10 и BF-80/Q: 0,65, 1,0, 1,5 м/сек. Минимальный объем газа, при котором срабатывает верхний поплавок, для реле РГТ-50 и РГТ-80 составляет 100-250 см3 , что соответствует делению шкалы смотрового стекла равному 2,5. При скорости потока масла превышающей 1.25 раза уставку, время срабатывания реле не превышает 0,1 секунды. Конструкции реагирующих блоков газовых (БКР2) и струйных (БКР1) реле рассмотрены на рис. 3.11.3 и 3.11.4.
На данных рисунках: 1 — корпус блока; 2 и 3 — монтажные колодки, содержащие герконы и винтовые зажимы под винт М4 для подсоединения внешних проводов; 4 — коробка зажимов; 5 — напорная пластина с постоянным магнитом; 6 — скоба, фиксирующая напорную пластину в конечном состоянии; 7 — кнопка проверки работы напорной пластины и возврата ее в исходное состояние; 8 — шток кнопки проверки напорной пластины; 9 – винт регулировки уставки срабатывания напорной пластины; 10 — корпус контактного узла; 11 — несущая скоба; 12 — крышка коробки зажимов; 13 — уплотнительная прокладка крышки коробки зажимов; 14 — кран для выпуска (отбора пробы) газа; 15 — крышка корпуса блока; 16 — колпачок, закрывающий кнопку проверки; 17 — гайка, стопорящая винт регулировки уставки; 18 — гайка, стопорящая кран отбора пробы газа; 19 — винт кропления крышки корпуса блока; 20 — шток винта регулировки уставки срабатывания реле по скорости потока масла; 21 и 22 — штуцера в корпусе блока для ввода монтажных проводов в коробку зажимов; Е — дренажный канал в корпусе блока для слива конденсата из коробки зажимов.
Рисунок 3.11.3 — Блок контактный реагирующий БКР1
Рисунок 3.11.4 — Блок контактный реагирующий БКР2
6.1 — верхний поплавок; 6.2 — нижний поплавок. (Остальные обозначения см. на рис. 3.11.3)
На внутренней части коробки зажимов и на боковой поверхности корпуса блока нанесены знаки «». Для безопасности обслуживающего персонала к корпусу реле подсоединяется заземляющий провод с помощью винта М5 (болт безопасности), головка которого окрашена в красный цвет и под ним имеется обычная или зубчатая шайба, что создает надежный контакт с крышкой при затягивании.
В одном из штуцеров установлена заглушка с уплотнительной и упорной шайбами. В другом установлена втулка с резьбой с комплектом уплотнительных и упорных шайб, предназначенная для подключения монтажного кабеля и присоединения металлорукава.
Обозначения элементов конструкций блоков БКР-1 и БКР-2 аналогичны, отличие заключается в том, что в БКР-2 содержатся поплавки с постоянными магнитами и пластина после срабатывания не фиксируется.
Принцип действия реле РГТ такой же, как и в реле BF: два поплавка, пластина, магниты и герконы.