Счет 109 60 в бюджетном учете инструкция

Рассмотрим  ситуацию на  конкретном примере:

Бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение госзадания (оказание дополнительных образовательных услуг). Приносящую доход деятельность организация не ведет. Как правильно относить расходы на счет 109 00 и какие? В целях выполнения госзадания в учреждении осуществляются расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, заработной платы, содержания имущества, прочих услуг, расходов,стоимости материальных запасов (ГСМ, канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря), основных средств.

Бухгалтер школы, Пензенская обл.

В соответствии с требованиями п. 134 Инструкции № 157н счет 109 00 “Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг” обязательно должен использоваться бюджетными учреждениями в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в т. ч. и в рамках выполнения государственного задания.

Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяется соответствующим соглашением, которое бюджетное учреждение заключает с учредителем. При этом размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат:

  • на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
  • на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду);
  • на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное в предыдущем пункте имущество, в т. ч. земельные участки.

Из содержания упоминаемого выше соглашения, а также правового акта, на основании которого определялись соответствующие нормативные затраты для бюджетного учреждения, необходимо выделить:

  • перечень государственных услуг, оказываемых учреждением (себестоимость каждой должна формироваться в учете обособленно);
  • перечни расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг;
  • перечни затрат, которые сразу могут учитываться в составе расходов текущего финансового года.

К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта”, прежде всего будут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества. Исходя из содержания абз. 4 п. 153 Инструкции № 174н, такие расходы могут отражаться, в частности, по кодам 223 “Коммунальные услуги”, 225 “Работы, услуги по содержанию имущества”, 226 “Прочие работы, услуги”, 290 “Прочие расходы” КОСГУ. То есть применительно к затратам, перечисленным в вопросе, непосредственно на расходы текущего финансового года можно списывать:

  • стоимость коммунальных услуг;
  • суммы расходов по содержанию имущества;
  • часть прочих расходов и стоимости прочих услуг, если они связаны с содержанием соответствующих видов имущества (в т. ч. расходы по уплате налога на имущество и земельного налога).

Могут ли еще какие либо расходы, осуществляемые за счет средств субсидии на выполнение госзадания, списываться непосредственно в дебет счета 4 401 20 200? Да, могут, если порядок формирования государственного задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость госуслуг.

Исходя из положений абз. 3 п. 153 Инструкции № 174н такие расходы,как правило, отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ. Кроме того, непосредственно в дебет счета  4 401 20 271 “Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов” могут списываться суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым при оказании госуслуг, ведь суммы амортизации и расходы по приобретению основных средств (кроме малоценных), как правило, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение госзадания.

Следующий этап работы – распределение расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг, на:

  • прямые;
  • накладные;
  • общехозяйственные;
  • издержки обращения.

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида госуслуг.

Накладные расходы также непосредственно связаны с оказанием госуслуг. Однако такие расходы не могут быть соотнесены с конкретным видом госуслуг и подлежат распределению по каждой услуге.

К общехозяйственным расходам относятся затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания госуслуг.

К издержкам обращения относятся затраты, произведенные в результате реализации услуг, в т. ч. в процессе их продвижения.

Как видим, определить перечни затрат в целях их распределения по конкретным видам расходов можно только исходя из специфики деятельности конкретного учреждения.

Применительно к рассматриваемой ситуации с большой долей вероятности можно сказать, что издержек обращения в учреждении не будет.

А вот иные расходы полностью или частично могут учитываться как в составе прямых, так и в составе накладных, общехозяйственных расходов. Допустим, учреждением оказывается несколько госуслуг.

В состав прямых расходов (относящихся только к какой-то одной услуге)могут войти, например, расходы по выплате заработной платы соответствующим сотрудникам, уплате страховых взносов. Начисление прямых расходов необходимо будет отражать следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 4 109 60 211, 4 109 60 213

Кредит 4 302 00 730, 4 303 00 730.

В состав накладных расходов могут быть, например, включены стоимость использованных при оказании услуг расходных материалов, а также некоторые прочие расходы. Начисление накладных расходов необходимо будет отражать такими записями:

Дебет 4 109 70 272, 4 109 70 290

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 208 00 660.

Часть материальных запасов (например, канцелярские принадлежности, используемые бухгалтерией) может учитываться при выдаче в составе общехозяйственных расходов. К таким расходам могут относиться связанные исключительно с нуждами управления расходы по оплате услуг связи, а также расходы по оплате прочих услуг (например, консультационных), расходы по оплате труда управленческого персонала.

Начисление общехозяйственных расходов необходимо будет отражать следующими записями:

Дебет 4 109 80 211, 4 109 80 213, 4 109 80 221, 4 109 80 226,4 109 80 272

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 303 00 730.

Следующий важный этап учетной работы – распределение накладных и общехозяйственных расходов на основании Справки (ф. 0504833) и соответствующих расчетов. В соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения такое распределение может осуществляться, например, ежемесячно. При этом способ распределения также необходимо определить в учетной политике.

При распределении накладных и общехозяйственных расходов делаются записи по соответствующим аналитическим счетам:

Дебет 4 109 60 000

Кредит 4 109 70 000, 4 109 80 000.

Общехозяйственные расходы, которые в соответствии с положениями учетной политики не подлежат распределению, списываются бухгалтерской записью (например, могут не распределяться расходы по оплате консультационных услуг):

Дебет 4 401 20 200

Кредит 4 109 80 000.

Допустим, в учреждении в отношении накладных и общехозяйственных расходов выбран одинаковый способ распределения – пропорционально прямым затратам по оплате труда, ежемесячно. Прямые расходы по оплате труда на услугу № 1 равны 500 000 руб., а на услугу № 2 – 300 000 руб. В данном случае расходы, накопленные на счетах 4 109 70 000, 4 109 80 000, ежемесячно должны распределяться в следующих размерах по каждому коду КОСГУ:

  • на услугу № 1 – 62,5% (500 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.));
  • на услугу № 2 – 37,5% (300 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.)).

И наконец, накопленные на счете 4 109 60 000 суммы должны быть учтены при формировании финансового результата. В рамках деятельности по выполнению госзадания суммы, учтенные на данном счете, списываются в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта” на основании Справки (ф. 0504833) (абз. 7 п. 153 Инструкции № 174н).

Очевидно, что периодичность отражения в учете подобных операций зависит от специфики оказываемых учреждениями госуслуг. При этом Инструкция № 174н по данному вопросу содержит только одно требование – в дебет счета 4 401 20 200 должны списываться только суммы, относящиеся к уже оказанным услугам.

Если содержание государственного задания, соглашения о предоставлении субсидии и иных документов, имеющихся в распоряжении учреждения, не позволяет должным образом обосновать периодичность отражения в учете описанной выше операции, то решение о периодичности полного или частичного списания расходов, накопленных на счете 4 109 60 000, желательно согласовать с учредителем. Такая операция может осуществляться ежемесячно.

На вопросы отвечала Ю.А. Кошелеваэксперт Международного центра финансово-экономического развития

Опубликовано в журнале «Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах» №8, август  2012 г.

sebestoimost-produkczii-rabot-uslug-kak-uchest-i-raspredelit-zatraty-v-1sbgu-8

Счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» все чаще становится объектом проверки контролирующих органов, а его обороты включаются в показатели форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. От правильности формирования показателей на этом счете зависит достоверность стоимости продукции, работ, услуг и, соответственно, финансового результата учреждения по доходам и расходам. В данной статье мы рассмотрим, как правильно учесть затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг на счете 109 00 и настроить распределение накладных и общехозяйственных расходов в 1С:БГУ 8.

1. Себестоимость готовой продукции, работ, услуг: критерии для отнесения затрат на счет 109 00

Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначен счет 109 00 (п. 124 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

Группировка затрат осуществляется по следующим группам:

  • прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг – счет 109 60;
  • накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг – счет 109 70;
  • общехозяйственные расходы – счет 109 80.

1.1. Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги (счет 109 60). Это расходы, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида продукции, работы, услуги.

К прямым затратам могут быть отнесены:

  • заработная плата основного персонала;
  • начисления на оплату труда основного персонала;
  • стоимость полностью потребляемых в процессе изготовления единицы готовой продукции, работы, услуги материальных запасов;
  • амортизация основных средств, используемых в процессе изготовления готовой продукции, работы, услуги.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.

Пример. Бюджетное учреждение занимается изготовлением одного вида готовой продукции — творога жирностью 9%.

Все затраты, связанные с изготовлением этого вида готовой продукции (зарплата персонала, начисления на выплаты по оплате труда, коммунальные услуги, стоимость потребляемых материалов и т.п.) относятся в дебет счета 109 60.

1.2. Накладные расходы — расходы, которые не могут быть прямо отнесены на конкретные виды продукции, работ, услуг. Накладные расходы (счет 109 70) ежемесячно распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг (счет 109 60) пропорционально установленным базам через расчетные коэффициенты.

К накладным расходам могут быть отнесены:

  • оплата труда общеучрежденческого персонала;
  • начисления на оплату труда общеучрежденческого (административно-хозяйственного) персонала;
  • коммунальные и хозяйственные расходы (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт и т.д.);
  • затраты на командировки и служебные разъезды;
  • износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях;
  • амортизация (износ) основных средств, непосредственно не связанных с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Пример 1. Бюджетное учреждение занимается изготовлением двух видов готовой продукции — творога жирностью 9% и творога жирностью 18% (для производства этих видов готовой продукции используется один набор материальных запасов – молоко, закваска).

Все затраты, связанные с изготовлением этих видов готовой продукции (зарплата персонала, начисления на выплаты по оплате труда, коммунальные услуги, стоимость потребляемых материалов и т.п.) относятся в дебет счета 109 70.

В конце месяца показатели счета 109 70 распределяются на себестоимость каждого вида продукции (счет 109 60) пропорционально установленной базе.

Пример 2. Бюджетное учреждение занимается изготовлением двух видов готовой продукции — хлеба и конфет (для производства этих видов готовой продукции используются разные наборы материальных запасов).

Затраты, непосредственно связанные с изготовлением хлеба (стоимость потребляемых материальных запасов, зарплата пекарей, начисления на выплаты по оплате труда пекарей) относятся напрямую на себестоимость конкретного вида готовой продукции (хлеба) – в дебет счета 109 60.

Затраты, непосредственно связанные с изготовлением конфет (стоимость потребляемых материальных запасов, зарплата кондитеров, начисления на выплаты по оплате труда кондитеров) относятся напрямую на себестоимость конкретного вида готовой продукции (конфет) – в дебет счета 109 60.

Затраты, не связанные с изготовлением определенного вида готовой продукции (коммунальные услуги, зарплата общеучрежденческого персонала, начисления на выплаты по оплате труда общеучрежденческого персонала) относятся к накладным расходам – в дебет счета 109 70. В конце месяца показатели счета 109 70 распределяются на себестоимость каждого вида продукции (счет 109 60) пропорционально установленной базе.

1.3. Общехозяйственные расходы – расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом (процессом оказания услуг, выполнения работ).

Общехозяйственные расходы подразделяются на:

  • Распределяемые – подлежащие распределению на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг (счет 109 60);
  • Не распределяемые – подлежащие отнесению на увеличение расходов текущего финансового года (счет 401 20).

Пример 1. Бюджетное учреждение занимается изготовлением двух видов готовой продукции — творога жирностью 9% и творога жирностью 18%.

Затраты, не связанные непосредственно с изготовлением этих видов готовой продукции (зарплата управленческого персонала, начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала, коммунальные услуги по административному зданию, стоимость канцелярских принадлежностей управленческого персонала и т.п.) относятся к общехозяйственным расходам — в дебет счета 109 80.

В конце месяца показатели счета 109 80 распределяются на себестоимость каждого вида продукции (счет 109 60) пропорционально установленной базе.

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется самостоятельно учреждением или учредителем и является элементом учетной политики.

2. Настройка распределения накладных и общехозяйственных расходов в 1С:БГУ 8

Инструкция № 157н предусматривает следующие методы распределения накладных и общехозяйственных расходов:

  1. пропорционально прямым затратам по оплате труда;
  2. пропорционально материальным затратам;
  3. пропорционально иным прямым затратам;
  4. пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  5. пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

В программе 1С:БГУ 8 настройка распределения накладных и общехозяйственных расходов производится в разделе «Учетная политика» карточки учреждения.

Для распределения накладных и общехозяйственных расходов установите флажки «Распределять накладные расходы производства» и «Распределять общехозяйственные расходы» (рис.1).

sebestoimost-produkczii-rabot-uslug-kak-uchest-i-raspredelit-zatraty-v-1sbgu-8

Рис. 1

Выбор метода распределения накладных и общехозяйственных расходов производится по ссылке «Методы распределения общих затрат» (рис. 2).

Рис. 2

При необходимости можно настроить базы распределения накладных и общехозяйственных расходов для различных сочетаний КФО и ИФО.

3. Какие расходы не относятся на счет 109 00

Безусловно, не все расходы учреждения могут относиться на себестоимость готовой продукции, работ, услуг и отражаться по дебету соответствующих аналитических счетов бухгалтерского учета счета 109 00. Некоторые расходы, которые могут быть напрямую отнесены на финансовый результат – счет 401 20, предусмотрены нормативно-правовыми актами, некоторые исходят из экономического смысла хозяйственной операции.

Рассмотрим наиболее распространенные из них, например:

  1. К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (минуя счет 4 109 00 000), прежде всего, могут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества (п. 153 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 181 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н).
  2. Непосредственно в дебет счета 4 401 20 200 могут списываться и другие расходы, если порядок формирования государственного (муниципального) задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость услуг.
  3. В дебет счета 2 401 20 200 могут списываться расходы, осуществляемые учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, но не связанные с осуществлением такой деятельности.

Итак, мы рассмотрели порядок учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг на счете 109 00 и настройку распределения накладных и общехозяйственных расходов в 1С:БГУ 8.


Опубликовано 27.05.2020

      Бюджетные учреждения в рамках своей деятельности занимаются оказанием услуг населению (выполнение муниципального госзаказа). В связи с этим в единый План счетов был введён счёт № 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и соответствующие аналитические счёта 109.60, 109.70, 109.80 и 109.90.

     109.60 Себестоимость готовой продукции, работ, услуг 

     Здесь отражаются прямые расходы, влияющие на себестоимость конкретной услуги (работы, товара). К прямым можно отнести: начисление заработной платы, оплату страховых взносов, оплату материалов, аренду помещения, оплату транспорта и т.д. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.61. Учёт прямых расходов осуществляется следующими проводками: 

  • Дебет 109.61.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290). 
  • Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410. 

     Обращаем ваше внимание, что счёт 109.61 в бюджетных учреждениях учитывает только затраты, которые необходимы для формирования себестоимости конкретной услуги. Если финансы идут на разные услуги, то они учитываются как накладные. 

     Счёт 109.60 в рамках деятельности по выполнению муниципального задания списывается в дебет счёта 401.20.200. Сформированную на счёте 109.60 себестоимость, оказанную за счёт собственных доходов, можно списывать в дебет счёта 401.10.130 (п. 296 Инструкции № 157н, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 26 декабря 2013 года №№ 02-07-007/57698, 42-7.4-05/2.3-870). Выбранный порядок закрепите в учётной политике. 

     109.70 Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг 

     Накладные расходы в 109 счёт в бюджетном учреждении вписываются в тех случаях, когда определённая затрата покрывает сразу несколько оказываемых услуг. К накладным затратам можно отнести те же затраты, что и в случае с прямыми: выплату заработной платы, оплату аренды, транспорта, услуги связи т.д. Ключевое отличие – траты нельзя отнести к конкретному виду деятельности, они применимы сразу к нескольким услугам. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.71. Учёт накладных расходов осуществляется следующими проводками: 

  • Дебет 109.71.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290). 
  • Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410. 

     Закрытие счёта 109.70: 

  • Дебет: 109.60.000
  • Кредит: 109.70.000. 

     109.80 Общехозяйственные расходы 

     Общехозяйственные расходы в счёте 109 в бюджетном учреждении могут учитывать различные траты, направленные на оплату управленческой деятельности (заработная плата руководящего состава, обеспечение транспортных услуг для управления предприятия и т.д.), а также часть материальной базы (канцелярия и т.д.). В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.81. Учёт в счёте 109 в бюджетных учреждениях общехозяйственных расходов осуществляется следующими проводками:  

  • Дебет 109.81.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290). 
  • Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410. 

     К общехозяйственным расходам относятся общие затраты на функционирование предприятия, не направленные на покрытие затрат по конкретной услуге. Для закрытия счёта при распределении общехозяйственных расходов осуществляется проводка: 

  • Дебет: 109.60.000 
  • Кредит: 109.80.000. 

     Не распределяемые расходы отнесите на уменьшение финансового результата учреждения, проводка: 

  • Дебет: 401.20.000 
  • Кредит: 109.80.200

     109.90 Издержки обращения

     Проводки по 109 счёту в бюджетном учреждении должны учитывать и расходы, относящиеся к группе «издержки обращения». Это прежде всего затраты, произведённые в результате реализации товара. Издержки обращения не влияют на себестоимость. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.91. Учёт расходов на издержки обращения осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.91.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).
  • Кредит 302.00.730.

     В деятельности муниципальных бюджетных учреждений может и вовсе не быть затрат на издержки обращения, в таком случае отражать их нет необходимости. При формировании проводок по счёту 109 в бюджетном учреждении будьте предельно внимательны. Бюджетное учреждение, получающее субсидии от государства, должно максимально полно и точно отражать все категории расходов – это необходимо для формирования будущего бюджета и размера субсидий. Закрытие счёта 109.90 происходит списанием издержек на финансовый результат – счёт 401.20, проводка:

  • Дебет: 401.20.000
  • Кредит: 109.90.000.

     Таким образом, мы рассмотрели, как ведётся учёт на производственных счетах в бухгалтерском учёте и как отражается учёт в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

     Важно!

     Закрытие производственных счетов производить необходимо ежемесячно!

     Относить расходы на финансовый результат согласно инструкциям!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Счастье для волос констант делайт инструкция
  • Счастье для волос lebel инструкция по применению пошагово с фото
  • Счастье для волос инструкция по применению 10 ступеней
  • Счастье для волос lebel инструкция по применению в салонах красоты
  • Счастье для волос 11 этапов инструкция