Счет по крепелину методика инструкция

Счёт по Крепелину — метод патопсихологического исследования. Используется для качественной и количественной оценки работоспособности, упражняемости и утомляемости[1]. Метод применяется в клинической, школьной и профессиональной психодиагностике, начиная с подросткового возраста[2]. Предложен немецким психиатром Эмилем Крепелином в 1895 году[3]. Первоначально методика представляла собой таблицу, в большой столбец которой записывался длинный ряд однозначных чисел, которые нужно было сложить в уме. В модификации Г. Шульте  (нем.) (рус. методика заключается в исследовании способности испытуемого с максимальной скоростью и точностью складывать в уме пары однозначных чисел за 8 тридцатисекундных отрезков[1]. В модификации Н. И. Курочкина добавлена операция вычитания, таким образом появляется возможность измерять переключение внимания между арифметическими операциями[4]. Длительность эксперимента можно менять от 3 до 10 минут в зависимости от возраста испытуемого и целей исследования. Оценка результатов опыта проводится по скорости его выполнения и числу ошибок за исследуемые промежутки времени и весь эксперимент[3]. Можно также уточнить реакцию на монотонность работы, степень усталости и степень волевого усилия[5]. О степени утомляемости и упражняемости внимания можно судить при сравнении скорости выполнения задания за второй и последний интервал. Также анализ исследования можно проводить путём количественного сравнения результатов испытуемого со средними в группе и качественно, определяя их индивидуальные особенности. Определённые особенности выполнения данной методики присутствуют у больных невротическими расстройствами, органическими поражениями мозга и шизофренией[3].

Пример тестового материала[править | править код]

Образец бланка со сменой операций сложения и вычитания
+ 3 4 3 4 4 6 6 2 4 4 7 3 8 4 8 9 6 7 2 9 8 7 4
2 5 9 7 8 3 2 4 7 6 5 3 4 4 4 7 9 7 3 8 9 2 4
9 13 5 16 5 6 12 8 11 9 4 14 4 16 4 98 9 16 4 9 11 8 11
3 5 4 7 3 2 8 4 2 8 3 7 2 9 3 3 6 7 2 9 4 6 4
+ 9 5 4 5 2 9 6 7 3 7 6 3 2 9 6 5 9 4 7 4 7 9 3
2 9 8 7 2 9 4 8 4 4 5 4 4 8 7 2 5 9 2 2 6 7 4
9 6 11 4 9 12 7 17 9 12 9 7 12 9 7 10 6 15 5 7 17 6 7
7 2 5 3 4 8 3 9 7 3 2 3 4 9 2 6 4 8 3 4 9 4 3
+ 8 6 3 7 6 6 9 2 9 4 8 2 6 9 4 4 7 6 9 3 7 6 2
9 8 9 3 4 8 4 5 6 7 5 4 3 4 8 9 4 7 7 9 6 3 4
8 8 11 7 11 9 7 5 6 14 8 6 9 10 2 9 8 13 5 7 7 13 11
3 4 6 5 7 3 4 3 2 5 4 3 5 6 2 4 2 9 2 7 2 5 8
+ 5 2 3 9 3 4 5 3 2 8 2 9 8 9 4 2 8 7 8 5 4 3 5
3 4 9 2 4 7 8 5 2 9 6 4 4 7 6 7 5 6 9 8 6 4 7
8 9 13 8 9 13 9 13 8 7 11 7 4 9 7 3 4 15 11 9 17 3 12
4 4 7 3 4 4 3 9 3 2 5 5 2 4 3 2 4 8 7 3 9 2 4

См. также[править | править код]

  • Таблица Шульте

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Михайлов Б. В.; Сердюк А. И., Федосеев В. А.: Рекомендуемые методики экспериментально-психологического исследования соматических больных. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство. Новости украинской психиатрии (2002). Дата обращения: 10 марта 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  2. Методика «Счет по Крепелину». Другое. 5fan.info. Дата обращения: 10 марта 2015. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
  3. 1 2 3 Расстройства внимания. Диагностика. Методика счет по Крепелину. Методы диагностики. Детская психиатрия и психология. Дата обращения: 10 марта 2015. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
  4. О. А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. Счёт по Крепелину // Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. Ч.2. — Ставрополь: СГУ, 2003. — С. 74.
  5. Елисеев О.П. Оценка умственной работоспособности по Э.Крепелину. Практикум по психологии личности. vsetesti.ru (2003). Дата обращения: 18 марта 2015.

Литература[править | править код]

  • Елисеев О. П. Оценка умственной работоспособности по Э.Крепелину // Практикум по психологии личности. — 2-е изд. — СПб. и др.: Питер, 2003. — С. 199-200. — 508 с. — ISBN 5-94723-288-X..
    Tags:

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психодиагностические методы
  • псмходиагностика

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

по курсу «Психодиагностика»

Раздел «Внимание»

Киров

2001

 Психодиагностические методы

1. Методика «Счет по Крепелину»

В 1895 году Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой длинными рядами напечатаны пары цифр, подлежащие сложению. Первоначально методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости. В настоящее время она приобрела более широкое применение.

Цель

Методику можно использовать для изучения устойчивости внимания, переключаемости внимания (с видоизменением инструкции), умственной работоспособности и психического темпа.

Диапазон применения методики

Методика применяется для изучения внимания взрослых испытуемых и детей, начиная с младшего подросткового возраста. Используется в клинической, школьной и профессиональной психодиагностике.

Оборудование

Один-два бланка методики (см.  Приложение N 1), ручка, секундомер.

Ход эксперимента

Обследуемому дают бланк таблицы Крепелина со следующей инструкцией: «На бланке напечатаны ряды цифр. Ваша задача – складывать пары цифр, напечатанных одна под другой. Результат сложения записывайте под ними. Старайтесь работать быстро и не допускать ошибок. Когда я скажу: «Черта!» — поставьте вертикальную черту после той пары цифр, которую вы в тот момент складывали и продолжайте работать. Когда дойдете до конца первого ряда, сразу переходите ко второму и т.д. Понятно?» Необходимо ответить на все вопросы испытуемого до начала эксперимента.

Время проведения эксперимента может колебаться от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста и целей исследования). Через каждые 30 секунд экспериментатор дает команду: «Черта!» Допускаются индивидуальная и групповая формы обследования.

Обработка результатов

1. Проверить правильность выполнения сложения.

2. Подсчитать количество правильных сложений и количество ошибок за каждые 30 секунд работы и в течение всего эксперимента в целом.

3. На основании полученных данных строится график устойчивости внимания. Иначе его можно назвать графиком работоспособности. На оси абсцисс отмечается порядковый номер временного интервала (продолжительность каждого интервала в 30 секунд), на оси ординат отмечается количество выполненных сложений. Ошибки отмечаются на графике в виде заштрихованных столбиков.

Образец графика устойчивости внимания

выполненных

сложений

N интервала

Краб = S2/S1, где

S2 – сумма правильно выполненных сложений в течение второй половины эксперимента;

S1 – сумма правильно выполненных сложений в течение первой половины эксперимента.

Если значение коэффициента работоспособности приближается к 1, то это означает, что утомления практически не происходит. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого. Коэффициент работоспособности, стремящийся к нулю, связан с истощаемостью внимания и снижением работоспособности.

Анализ результатов

Анализ результатов может проводиться в двух направлениях: а) проводится количественное сопоставление результатов отдельного испытуемого со среднегрупповыми результатами; б) проводится качественный анализ индивидуальных результатов испытуемого.

1. При количественном анализе мы принимаем во внимание два показателя – скорость и точность работы. Показателем скорости может служить, например, количество сложений, выполненных испытуемым в течение всего эксперимента. Таким образом, необходимо сравнить индивидуальные показатели скорости и точности работы со среднегрупповыми. Скорость работы в большей степени связана с темпом умственной деятельности испытуемого.

Если скорость работы испытуемого примерно равна среднегрупповой, то темп его умственной деятельности (или работоспособность) можно считать средним. Аналогично делается вывод о высоком и низком темпах деятельности.

Точность работы в большей степени связана с устойчивостью внимания. Если число ошибок испытуемого среднее или ниже среднего по группе, это свидетельствует об устойчивом внимании. Большое число допущенных ошибок связано с неустойчивым вниманием.

2. Проводится качественный анализ формы графика устойчивости внимания. Выделяются следующие типы графиков.

1-й ТИП. Характеризуется незначительными колебаниями в скорости и точности внимания на протяжении всех этапов эксперимента. В рамках этого типа можно выделить четыре подтипа.

– показатели скорости и точности работы высокие или средние. Это так называемый «нормальный тип» графика, который свидетельствует о хорошей устойчивости внимания испытуемого.

Все нижеописываемые подтипы и типы графиков характеризуются той или иной степенью неблагополучия. При их анализе следует иметь в виду, что причины разных видов нарушений могут быть одинаковыми. К таким «универсальным» причинам, которые могут проявиться в любом типе «неблагополучного» графика, можно отнести следующие: а) слабая заинтересованность испытуемого в результатах эксперимента; б) состояние усталости; в) слабая сформированность счетных операций.

Наряду с общими причинами, каждый отдельный тип графика может быть связан с более частными, индивидуальными особенностями испытуемого.

Продолжаем характеристику подтипов.

– при стабильно высокой скорости выполнения задания испытуемый на протяжении всего эксперимента допускает много ошибок. Возможные причины: а) испытуемый понимает важность, значимость испытания, боится неуспеха (личная тревожность), вследствие этого избыточно ориентирован на скорость в ущерб точности; б) слабость самоконтроля, самоорганизации, т.е. слабая сформированность произвольного внимания.

– испытуемый выполняет задание с высокой точностью, но с очень низкой скоростью. Возможные причины: а) испытуемый излишне ориентирован на точность выполнения в ущерб скорости (также может быть связан с высокой ситуативной или личностной тревожностью); б) общая замедленность темпа деятельности, связанная с типом темперамента.

– показатели скорости и точности работы стабильно низкие. Самый неблагоприятный из всех типов. Требует дополнительного обследования с помощью других методик.

2-й ТИП. Характеризуется либо постепенным увеличением числа ошибок, либо постепенным снижением продуктивности, либо двумя тенденциями одновременно. Это «истощающийся тип» внимания. Такой результат испытуемого может иметь разные причины: а) слабая сформированность произвольного внимания, неумение в течение длительного времени выполнять неинтересную деятельность; б) высокая астеничность испытуемого; в) органические заболевания головного мозга, например, травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы (если тенденция к истощению выражена ярко уже на начальных этапах эксперимента).

3-й ТИП. График имеет зигзагообразный характер. Продуктивность резко колеблется, неравномерна на разных этапах эксперимента. Это может быть связано с эмоциональной неуравновешенностью испытуемого, с невротическим состоянием (если неравномерность выполнения сочетается с тенденцией к истощению).

4-й ТИП. Характеризуется постепенным повышением продуктивности, снижением числа ошибок на протяжении эксперимента. Это «заторможенный тип» внимания. Свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого, трудностях на начальной стадии организации произвольного внимания. Может быть связан с типом темперамента.

Вывод

Необходимо охарактеризовать степень устойчивости внимания и темп умственной деятельности испытуемого, по возможности сформулировать причины обнаруженных индивидуальных особенностей внимания.

    Tags:

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психодиагностические методы
  • псмходиагностика

Расстройства
внимания. Диагностика. Методика счет
по Крепелину.

Методика
была предложена Е. Kraepelin в1895 г. для
исследования работоспособности —
упражняемости и утомляемости. В большой
столбец записывалось много однозначных
чисел, которые испытуемый должен
складывать в уме. Результаты оценивались
по количеству сложенных в определенный
промежуток времени чисел и допущенных
при этом ошибок.

Мы пользуемся
этой методикой в модификации R. Shulte —
обследуемый производит сложение в
столбцах, состоящих лишь из двух цифр.
Чтобы уменьшить затрату времени на
выполнение задания, R. Shulte предложил при
получении в сумме двухзначного числа
записывать только единицы, отбрасывая
десяток. Например:

3                
7                
5                
8                
4                
6

2                
4                
2                
2                
3                
8

5                
17                
0                
7                
4

Однако это
затрудняет для некоторых больных
выполнение задания и поэтому не
обязательное условие.

Больному
дается инструкция— производить сложение
чисел в столбцах. Его предупреждают о
том, что исследующий будет делать свои
пометки. Каждые 30 с или каждую минуту
исследующий делает отметку в том месте,
где в это время остановился больной,
затем подсчитывает количество сложений
и допущенных ошибок для каждого отрезка
времени. В результате с помощью графической
интерпретации данных можно получить
кривые работоспособности, которые
отражают равномерность и темп выполнения
задания, выявляют наличие истощаемости,
врабатываемости, расстройства внимания.

Проведение
исследования с помощью этой методики
не требует особой грамотности испытуемого,
однако могут сказаться его профессиональные
навыки. Так, счетные работники при
исследовании с помощью таблиц Крепелина
могут демонстрировать неплохие
результаты, хотя в других методиках
(например, в корректурной пробе) у них
выступает явная истощаемость. М. А.
Докучаева (1967) указывает на роль некоторых
личностных особенностей, свойств
темперамента, влияющих на темп
работоспособности. Это должно учитываться
при проведении опыта. По первоначальному
темпу работоспособности выводы делать
нельзя, его следует сравнивать с
деятельностью обследуемого в дальнейшем.

Отсчитывание. Методика
была предложена Е. Kraepelin. При исследовании
ею обнаруживаются возможности
осуществления испытуемым счетных
операций, состояние внимания. Опыт
заключается в отсчитыванин от 100 или
200 все время одного и того же числа.
Испытуемого предупреждают, что считать
он должен про себя, а вслух только
называть полученное при очередном
вычитании число. В промежутках между
числами исследующий равномерно ставит
точки (приблизительный хронометраж).
Можно фиксировать длительность пауз
секундомером. Запись опыта приобретает
следующий вид:

(100—7)
..93…86…79…72…65…58.51 ..44..37.30.23.16.2.

При наличии
повышенной истощаемости длительность
пауз в конце, несмотря на то что задание
становится более легким, увеличивается.
Возможны два вида ошибок. Первый —
ошибки в единицах и главным образом при
переходе через десяток—свидетельствует
о некоторой интеллектуальной
недостаточности, например:

(100—7)..93…
85…. 78..71….64….58 и т. д.

Второй —
ошибки в десятках — характерен главным
образом для больных с неустойчивым
вниманием. Например:

93…86…69..62..
55…38ит.д.

При выраженном
слабоумии с недостаточностью критики
(например, при прогрессивном параличе)
отсчитывание ведется вопреки инструкции
и вместо 7 вычитается 10, вместо 17—20.
Причем эти ошибки не всегда удается
корригировать. При ошибочном выполнении
задания можно либо указать больному на
допущенную ошибку, либо, доведя опыт до
конца, повторить его сначала.

Обработка. Результаты
опыта оценивают по скорости (А, знаков
в с) выполнения задания  и по числу
допущенных ошибок, как за исследуемые
интервалы времени, так и за весь
эксперимент. По результатам опыта строят
графики.
Коэффициент работоспособности
(КR, усл. ед.) вычисляют
по формуле:

КR=S2/S1, где

S1 
количество правильных сложений первых
четырех строк, S2 — количество
правильных сложений четырех последних
строк.
Сравнение скорости выполнения
задания за второй и последний промежутки
времени позволяет судить о степени
утомляемости и упражняемости внимания.

Интерпретация. При
исследовании темпа интеллектуальной
работоспособности увеличение количества
выполненных сложений или вычитаний за
единицу времени свидетельствует о
врабатываемости, автоматизации
интеллектуального навыка, отсутствии
истощаемости внимания. Сокращение
количества выполненных заданий,
увеличение временных пауз говорит о
явлениях неустойчивости активного
внимания, его колебаниях, склонности к
психической истощаемости.
Указанные
тенденции могут обнаруживать себя в
процессе учебной деятельности. Их
моделирование в экспериментальной и
естественной ситуациях позволит педагогу
изменять динамику сенсомоторных
процессов и интеллектуальной деятельности
школьника с учетом обстоятельств и
индивидуальной программы обучения.
Выполнение школьником данного задания
поможет педагогу выяснить, какие операции
более автоматизированы и выполняются
быстрее, а какие — менее и с ошибками.
Если
значение показателя КR приближается к
единице, то это означает, что утомления
практически не происходит.
Больные,
имеющие различные психические заболевания,
имеют свои особенности выполнения
методики Крепелина.
— При
органических заболеваниях головного
мозга
 (травмы, сосудистые
заболевания, воспалительные процессы,
опухоли) наблюдается невысокая
продуктивность внимания, снижение
работоспособности при небольших
нагрузках, наличие ошибок.
— При
неврозах
 выполнение имеет
неравномерный, пикообразный характер,
ошибок допускается мало, продуктивность
может быть достаточно высокой (т. е.
приближающейся к норме), но с тенденцией
к истощению. Об истощаемости и снижении
работоспособности свидетельствует
неравномерный темп выполнения, но
тенденция к истощаемости не столь резко
выражена, как у больных органическими
заболеваниями головного мозга.
— При
шизофрении
  больные показывают
крайне низкую работоспособность (2–4
сложения в каждой строке). Возможно
наличие ошибок без тенденции к
истощаемости. При выполнении таблицы
Э. Крепелина больные этой группы нуждаются
в побуждении, так как никакого интереса
к работе не проявляют.

Анализ
результатов может также проводиться
по следующим двум направлениям:

1)
количественное сопоставление результатов
испытуемого со среднегрупповыми
результатами;
2) качественный анализ
индивидуальных результатов испытуемого.

1)
Количественное сопоставление результатов
испытуемого со среднегрупповыми
результатами

При количественном
анализе принимается во внимание два
показателя – скорость (производительность,
А, зн/с) и точность (Т) работы.
Скорость
работы в большей степени связана с
темпом умственной деятельности
испытуемого. Точность работы в большей
степени связана с устойчивостью
внимания.
Необходимо сравнить
индивидуальные показатели скорости и
точности работы со среднегрупповыми.
Если
скорость работы испытуемого примерно
равна среднегрупповой, то темп его
умственной деятельности (или
работоспособность) можно считать
средним. Аналогично делается вывод о
высоком и низком темпах деятельности.
Если
число ошибок испытуемого среднее или
ниже среднего по группе, это свидетельствует
об устойчивом внимании. Большое число
допущенных ошибок связано с неустойчивым
вниманием.
2) Качественный анализ
индивидуальных результатов испытуемого.

При
качественном анализе анализируют форму
графика устойчивости (производительности,
А, зн/с) внимания. Выделяются следующие
четыре типа графиков.
1-й
тип.

Характеризуется незначительными
колебаниями в скорости и точности
внимания на протяжении всех этапов
эксперимента. В рамках этого типа можно
выделить четыре подтипа.
Подтип
 – показатели скорости и
точности работы высокие или средние.
Это так называемый «нормальный тип»
графика, который свидетельствует о
хорошей устойчивости внимания
испытуемого.
Все нижеописываемые
подтипы и типы графиков характеризуются
той или иной степенью неблагополучия.
При их анализе следует иметь в виду, что
причины разных видов нарушений могут
быть одинаковыми. К таким «универсальным»
причинам, которые могут проявиться в
любом типе «неблагополучного» графика,
можно отнести следующие:
— слабая
заинтересованность испытуемого в
результатах эксперимента;
— состояние
усталости;
— слабая сформированность
счетных операций.
Наряду с общими
причинами, каждый отдельный тип графика
может быть связан с более частными,
индивидуальными особенностями
испытуемого.
Подтип 1б –
при стабильно высокой скорости выполнения
задания испытуемый на протяжении всего
эксперимента допускает много ошибок.
Возможные причины:
— испытуемый
понимает важность, значимость испытания,
боится неуспеха (личная тревожность),
вследствие этого избыточно ориентирован
на скорость в ущерб точности;
— слабость
самоконтроля, самоорганизации, т.е.
слабая сформированность произвольного
внимания.
Подтип 1в 
испытуемый выполняет задание с высокой
точностью, но с очень низкой скоростью.
Возможные причины:
— испытуемый
излишне ориентирован на точность
выполнения в ущерб скорости (также может
быть связан с высокой ситуативной или
личностной тревожностью);
— общая
замедленность темпа деятельности,
связанная с типом темперамента.
Подтип
1г – показатели скорости и точности
работы стабильно низкие. Самый
неблагоприятный из всех типов. Требует
дополнительного обследования с помощью
других методик.
2-й тип.
Характеризуется
либо постепенным увеличением числа
ошибок, либо постепенным снижением
продуктивности, либо двумя тенденциями
одновременно. Это «истощающийся тип»
внимания. Такой результат испытуемого
может иметь разные причины:
— слабая
сформированность произвольного внимания,
неумение в течение длительного времени
выполнять неинтересную деятельность;

высокая астеничность испытуемого;

органические заболевания головного
мозга, например, травмы, сосудистые
заболевания, воспалительные процессы
(если тенденция к истощению выражена
ярко уже на начальных этапах
эксперимента).
3-й тип.
График
имеет зигзагообразный характер.
Продуктивность резко колеблется,
неравномерна на разных этапах эксперимента.
Это может быть связано с эмоциональной
неуравновешенностью испытуемого, с
невротическим состоянием (если
неравномерность выполнения сочетается
с тенденцией к истощению).
4-й
тип.

Характеризуется постепенным
повышением продуктивности, снижением
числа ошибок на протяжении эксперимента.
Это «заторможенный тип» внимания.
Свидетельствует о медленной врабатываемости
испытуемого, трудностях на начальной
стадии организации произвольного
внимания. Данный тип может быть связан
с типом темперамента.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Доклад на тему

«Исследование переключаемости внимания

Счет по Е. Крепелину в модификации Р. Шульте»

Докладчик: слушатель курса профессиональной

переподготовки «Коррекционная педагогика»

 Котлярова И.В.

Проверил:

Санкт-Петербург, 2022 г.

Исследование переключаемости внимания

Счет по Е. Крепелину в модификации Р. Шульте

Цель методики: исследование переключаемости, устойчивости внимания, работоспособности, упражняемости, выявление параметров утомляемости и «врабатываемости». Рекомендуется для детей с 7,5 лет, при условии автоматизированного владения счетными операциями в пределах двадцати.

Оборудование: бланк в модификации Р. Шульте (приложение 1), секундомер.

Процедура проведения: ребенку предлагается произвести сложение (или вычитание – в зависимости от знака перед строкой) двух чисел. Предварительно его предупреждают, что специалист будет делать свои пометки на листе. Каждые 30 секунд (или 1 мин.) делается отметка на листе, в том месте, где остановился ребенок. Счет производится в уме, ребенок дает лишь устные ответы. По результатам деятельности ребенка могут быть построены различные кривые, отражающие характеристики работоспособности, указывающие на наличие истощаемости или пресыщаемости, особенности внимания.

Инструкция. «Перед тобой бланк, на котором напечатаны примеры. Тебе необходимо выполнить математическое действие в уме, а результат произносить вслух. Я буду делать некоторые пометки на бланке, не обращай на них внимание. Готов? Начали!».

Возрастные особенности использования и нормативы выполнения. Для детей любых возрастов большее количество ошибок делается при выполнении заданий на вычитание.

Безошибочно за 1 минуту ребенок 8-9 лет может выполнить

от 10 до 17-18 математических действий со знаком «+»,

от 8 до 15-16 математических действий со знаком «–».

Нормативно возможна смена знака арифметического действия (не более 2-3 раз за всю работу) на фоне пресыщения или утомления и единичная «потеря» знака при переходе к новой строке.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Прежде чем приступить непосредственно к работе с ребенком любого возраста, к оценке особенностей его психического развития, исследователь должен ознакомиться с имеющимися записями и заключениями специалистов (педагогическим, логопедическим и медицинским). Следует обратить особое внимание на описание поведения ребенка как на уроке (в группе), так и в свободное время, особенности его двигательной активности, работоспособности, отношений со сверстниками, педагогами, воспитателями и родителями. Необходимо получить у педагога (воспитателя) или родителей дополнительную информацию о семье и специфике внутрисемейных отношений, собрать дополнительные сведения об особенностях раннего развития. Все сведения, полученные психологом от родителей или других лиц, пришедших с ребенком на консультацию, кратко записываются в виде психологического анамнеза (истории развития). Одним из наиболее важных его разделов являются сведения о раннем психомоторном (от 0 до 2 лет) и речевом развитии ребенка.

Психолог должен владеть диагностическим материалом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, а при необходимости иметь возможность дублировать, проверять некоторые результаты с помощью их близких по содержанию методик. Это удобно делать, например, при сравнении результатов выполнения вербального исключения понятий и стандартного варианта исключения предметов.

При проведении обследования необязательно жестко следовать конкретной последовательности предъявления тех или иных методик, достаточно придерживаться общей логики обследования. Так, например, оценка особенностей слухоречевого запоминания (как один из первых ключевых моментов диагностики) обязательно должна предшествовать оценке специфики сформированности познавательной деятельности. Сама познавательная деятельность, в свою очередь, может быть оценена как сформированность когнитивной сферы, с одной стороны, и произвольной регуляции деятельности (возможности удержания инструкций к сложным вербальным заданиям, типа простых аналогий, подбора парных аналогий, выполнения корректурных проб и др.) с другой стороны.

Нагрузочная, с точки зрения ресурсных затрат, методика — Счет по Крепелину, модификация Шулъте) должна использоваться до наступления выраженного утомления ребенка, в особенности в тех случаях, когда необходимо получение не только качественной, но и количественной оценки выполнения.

Предлагаемая методика позволяет использовать ее в процессе проведения углубленной психологической диагностики или проведения краткого исследования (оценки) всего спектра высших психических функций детей младшего школьного возраста, оценки специфики формирования такой базовой составляющей познавательной деятельности, как пространственные представления.

Необходимыми условиями для проведения психологического обследования являются:

— помещение, оборудованное для индивидуальной работы;

— обязательное «освоение» ребенка в комнате, где проводится обследование;

— установление достаточного контакта ребенка с психологом перед проведением обследования;

— адекватность поощрения и адекватность стимуляции ребенка;

— относительность оценочных характеристик в процессе самой работы;

— присутствие (или письменное согласие) родителей на проведение обследования.

Перед проведением диагностической работы желательно выяснить, как ребенку хочется, чтобы его называл психолог, как его зовут дома, как он привык. Это дополнительно создает атмосферу доверия и теплоты. Ни в коем случае нельзя называть ребенка по фамилии.

В случаях, когда ребенок особенно непоседлив, «гипердинамичен», отказывается от взаимодействия, не вступает в контакт со специалистом, не следует заставлять его делать что-либо насильно. Лучше предоставить ему 10-15 минут для самостоятельной игры. С некоторыми детьми, особенно трудно входящими в контакт, может помочь совместная игра (например, игра в мяч или другая подвижная игра).

При непосредственной работе психолога с ребенком лучше, если ребенок сидит рядом со специалистом, а не напротив него (избегание позиции «глаза в глаза»). В этом случае контакт устанавливается быстрее, а общение становится более естественным и продуктивным. Для установления и поддержания продуктивного контакта с детьми дошкольного возраста или детьми, трудно вступающими в контакт, психологу имеет смысл сесть так, чтобы его лицо находились на одном уровне с лицом ребенка. При проведении обследования ребенок должен хорошо видеть предъявляемые ему бланки.

В процессе работы с ребенком не допускаются небрежные комментарии или оценки со стороны психолога, обращенные не только к родителям, но и к коллегам, присутствующим на обследовании. Более того, психолог должен корректно пресекать все оценочные характеристики родителей, обращенные к ребенку. Необходимо попросить родителей не высказывать критические замечания по поводу неуспеха ребенка или отказа от работы после окончания диагностической процедуры, по дороге домой и т.п.

В процессе диагностического взаимодействия необходимо поддерживать положительный контакт с ребенком. Выполнение любого задания следует подкреплять короткими фразами: «Молодец», «У тебя получается». Подобные поощрения допускаются и со стороны родителей.

В случае расторможенного поведения ребенка нельзя резко одергивать его, запрещать перебирать листы рабочих материалов, трогать что-либо на столе. Лучше заранее или в ходе работы убрать со стола посторонние вещи, другие методики, которые в ближайшее время не будут использоваться, чтобы они не отвлекали ребенка. Не следует пресекать попытки обращения ребенка к взрослому.

Следует помнить, что все выделяющиеся особенности внешнего вида и поведения, отношения к заданиям и их непосредственного выполнения, а также особенности взаимоотношений с родителями или другими взрослыми в процессе обследования являются сами по себе диагностичными и обязательно отмечаются в протоколе обследования.

Для начала совместной деятельности необходимо дать ребенку заведомо доступное и интересное для него задание, позволив при этом расположиться в удобном для него месте и позе (например, на ковре на коленях). Только через некоторое время (при уже установленном контакте) возможно усаживание ребенка за стол в более удобную для специалиста позицию.

К 7 годам при норме развития ребенку не требуются специальные приемы при работе с предлагаемым диагностическим материалом, но часто он еще нуждается в стимулирующей помощи, особенно это касается детей, недостаточно уверенных в своих силах. На фоне утомления детям даже этого возраста в определенной степени нужна организующая помощь в небольшом объеме.

Ребенку с 8 — 9 лет можно предложить самостоятельно выбрать стиль и меру сложности заданий (с более трудного или, наоборот, легкого задания он хочет начать работу, будет ли он «доделывать» задание до конца или прервется на трудном этапе и т.п.), а также учесть его желание работать наедине со специалистом или, наоборот, в присутствии родителей. Такая мера доверия со стороны специалиста позволяет быстрее и надежнее сформировать необходимые эмпатийные отношения.

Характеристики внимания и сформированности произвольной регуляции собственной деятельности анализируются (исследуются) фактически на протяжении всего обследования, в основном путем анализа возможности удержания инструкций и программы выполнения того или иного задания.

Такая последовательность психологического обследования позволяет провести диагностику максимально и эффективно использовать имеющийся потенциал ребенка, в том числе и энергетический.

Приложение 1

Образец бланка.

C:UsersUserDesktopбланк.jpg

Приложение 2

Бланк записи результатов

Показатели

Результат

Общее время, мин.

Количество правильных вычислений в строке

Количество ошибочных вычислений в строке

Смена знака

Потеря знака

Методика «Счет по Крепелину».

Цель: исследование волевых усилий, утомляемости,
переключаемости, психического темпа.

Оборудование: бланк с длинными рядами, строчками, где
напечатаны пары цифр, подлежащие сложению.

Инструкция: «Ты должен складывать числа, напечатанные
одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток». Можно предложить
записывать результат полностью.

Обработка
результатов
: при анализе
результатов следует подсчитывать, как менялась по минутам скорость работы
обследуемого (число сложений в минуту), и точность (число ошибок в минуты).
Скорость и точность свидетельствуют об утомляемости, о его отношении к заданию,
о периодах подъема и падения работоспособности, о волевых усилиях, которые
прилагает обследуемый.  

                                         
Протокол №

Результаты
обследования по методике «Счет по Крепелину».

Данные

Результаты

1.

Фамилия, имя, отчество.

2.

Возраст.

3.

Дата.

4.

Число сложений в минуту.

5.

Количество ошибок.

6.

Время обследования.

7.

Примечания.

Вывод:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Счет 113 в бюджетном учете инструкция по применению
  • Счет 109 60 в бюджетном учете инструкция
  • Счастье для волос констант делайт инструкция
  • Счастье для волос lebel инструкция по применению пошагово с фото
  • Счастье для волос инструкция по применению 10 ступеней