Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, —
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Ответственность за административные правонарушения в области трудового законодательства
Статья КоАП РФ
Правонарушение
Штраф
Альтернативные виды ответственности
5.27
ч. 1
Нарушение норм трудового права и трудового законодательства (если иное не предусмотрено ч. 3, 4 и 6 данной статьи, а также ст. 5.27.1)
-
На должностных лиц — от 1 000 до 5 000 руб.
-
На ИП — от 1 000 до 5 000 руб.
-
На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
5.27
ч. 2
Повторное нарушение норм трудового права лицом, ранее привлеченным к ответственности за данное правонарушение
-
На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
-
На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
-
На юрлиц — от 50 000 до 70 000 руб.
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
5.27
ч. 3
Фактическое допущение сотрудника к работе лицом, на то не уполномоченным. При этом работодатель или уполномоченное лицо отказываются признать возникшие отношение трудовыми и заключить трудовой договор
-
На граждан — от 3 000 до 5 000 руб.
-
На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
—
5.27
ч. 4
-
Уклонение от оформления трудового договора.
-
Ненадлежащее оформление трудового договора.
-
Подмена трудового договора гражданско-правовым.
-
На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
-
На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
-
На юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
—
5.27
ч. 5
Повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение
-
На граждан — 5 000 руб.
-
На ИП — от 30 000 до 40 000 руб.
-
На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
5.27
ч. 6
-
Выдача зарплаты (иных выплат) с опозданием или невыплата ее вовсе.
-
Установление зарплаты в размере меньшем, чем установлено трудовым законодательством
-
На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
-
На ИП — от 1 000 до 5 000 руб.
-
На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
5.27
ч. 7
Повторное правонарушение, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение
-
На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
-
На ИП — от 10 000 до 30 000 руб.
-
На юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
5.27.1
ч. 1
Нарушение требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2-4 ст. 5.27.1)
-
На должностных лиц — от 2 000 до 5 000 руб.
-
На ИП — от 2 000 до 5 000 руб.
-
На юрлиц — от 50 000 до 80 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
5.27.1
ч. 2
Нарушение порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вовсе
-
На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
-
На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
-
На юрлиц — от 60 000 до 80 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
5.27.1
ч. 3
Допуск сотрудника к работе без:
-
обучения и проверки знаний требований охраны труда;
-
предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров;
-
обязательных медосмотров в начале смены;
-
обязательных психиатрических освидетельствований
-
На должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб.
-
На ИП — от 15 000 до 25 000 руб.
-
На юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.
—
5.27.1
ч. 4
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты
-
На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
-
На ИП — от 20 000 до 30 000 руб.
-
На юрлиц — от 130 000 до 150 000 руб.
—
5.27.1
ч. 5
Повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1-4 ст.5.27.1. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данные правонарушения
-
На должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб.
-
На ИП — от 30 000 до 40 000 руб.
-
На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
-
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
-
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
5.28
-
Уклонение работодателя от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения.
-
Нарушение срока проведения переговоров.
-
Необеспечение в срок работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения
От 1 000 до 3 000 руб.
Предупреждение
5.29
Непредоставление в установленный срок работодателем информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
От 1 000 до 3 000 руб.
Предупреждение
5.30
Необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора, соглашения
От 3 000 до 5 000 руб.
Предупреждение
5.31
Нарушение (невыполнение) работодателем обязательств по коллективному договору, соглашению
От 3 000 до 5 000 руб.
Предупреждение
5.32
-
Уклонение работодателя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах
-
Непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований.
-
Создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции)
От 1 000 до 3 000 руб.
—
5.33
Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры
От 2 000 до 4 000 руб.
—
5.34
Увольнение работников из-за забастовки
от 4 000 до 5 000 руб.
—
5.42
ч. 1
-
Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов (в соответствии с квотой).
-
Отказ в приеме на работу инвалида (в пределах квоты)
На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
—
11.23
Выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров:
-
без тахографа (если его установка предусмотрена законодательно);
-
с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным)тахографом;
-
с тахографом, не соответствующим установленным требованиям (за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства)
-
На граждан — от 1 000 до 3 000 руб.
-
На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
—
11.32
-
Нарушение порядка проведения медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств.
-
Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.
-
На граждан — от 1 000 до 1 500 руб.
-
На должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.
-
На ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
-
На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
—
13.11
ч. 1
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ
-
На граждан — от 1 000 до 3 000 руб.
-
На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
-
На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
На граждан — предупреждение
13.11
ч. 2
-
Обработка персональных данных без согласия работника, данного в письменной форме.
-
Обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие, данное работником в письменной форме
-
На граждан — от 3 000 до 5 000 руб.
-
На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
-
На юрлиц — от 15 000 до 75 000 руб.
—
13.11
ч. 3
Невыполнение оператором обязанности по опубликованию (отсутствию неограниченного доступа) к документу с политикой по обработке персональных данных или сведениям по их защите
-
На граждан — от 700 до 1 500 руб.
-
На должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.
-
На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
-
На юрлиц — от 15 000 до 30 000 руб.
На граждан — предупреждение
13.11
ч. 4
Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных
-
На граждан — от 1 000 до 2 000 руб.
-
На должностных лиц — от 4 000 до 6 000 руб.
-
На ИП — от 10 000 до 15 000 руб.
-
На юрлиц — от 20 000 до 40 000 руб.
На граждан — предупреждение
13.11
ч. 5
Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных:
-
об уточнении персональных данных;
-
их блокировании или уничтожении.
При этом персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки
-
На граждан — от 1 000 до 2 000 руб.
-
На должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб.
-
На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
-
На юрлиц — от 25 000 до 45 000 руб.
На граждан — предупреждение
13.11
ч. 6
Невыполнение оператором при обработке персональных данных (без использования средств автоматизации) обязанности по сохранению персональных данных при хранении их на материальных носителях, исключающих несанкционированный к ним доступ. При этом произошло уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо были совершены иные неправомерные действия в отношении персональных данных
-
На граждан — от 700 до 2 000 руб.
-
На должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб.
-
На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
-
На юрлиц — от 25 000 до 50 000 руб.
—
13.11
ч. 7
-
Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом обязанности по обезличиванию персональных данных.
-
Несоблюдение требований или методов по обезличиванию персональных данных
На должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
14.54
ч. 1
Нарушение организацией, проводившей спецоценку условий труда, порядка ее проведения
-
На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
-
На юрлиц — от 70 000 до 100 000 руб.
—
14.54
ч. 2
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение
-
На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
-
На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
-
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
-
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
15.34
Сокрытие несчастного случая на производстве
-
На граждан — от 300 до 500 руб.
-
На должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.
-
На юрлиц — от 5 000 до 10 000 руб.
—
18.9
ч. 4
Неисполнение работодателем обязанности по постановке иностранного сотрудника на миграционный учет, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
-
На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
-
На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
-
На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
—
18.9
ч. 5
Непринятие работодателем мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного сотрудника (лица без гражданства) в период его пребывания в РФ
-
На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
-
На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
—
18.9
ч. 6
Предоставление работодателем заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного сотрудника (лица без гражданства) при оформлении документов для въезда в РФ
-
На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
-
На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
—
18.15
ч. 1
-
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) без разрешения на работу либо патента.
-
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.
-
Привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание
-
На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
-
На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
-
На юрлиц — от 250 000 до 800 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.15
ч. 2
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) без разрешения на привлечение и использование иностранных работников (если это необходимо)
-
На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
-
На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
-
На юрлиц — от 250 000 до 800 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.15
ч. 3
Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом
-
На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
-
На должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.
-
На юрлиц — от 400 000 до 800 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.15
ч. 4
Совершение нарушений, предусмотренных ч. 1-3 ст. 18.15 в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области
-
На граждан — от 5 000 до 7 000 руб.
-
На должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.
-
На юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.15
ч. 5
Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления Главного управления по вопросам миграции МВД России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам
-
На должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.
-
На юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 руб.
—
18.16
ч. 1
Нарушение правил привлечения иностранных граждан (лиц без гражданства) к трудовой деятельности на торговых объектах
-
На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
-
На ИП — от 350 000 до 800 000 руб.
-
На юрлиц — от 450 000 до 800 000 руб.
На юрлиц и ИП — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.16
ч. 2
Предоставление организацией или ИП, управляющих торговым объектом, торгового места организации, использующей труд иностранных сотрудников без разрешения на работу или патента
-
На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
-
На ИП — от 350 000 до 800 000 руб.
-
На юрлиц — от 450 000 до 800 000 руб.
На юрлиц и ИП — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.16
ч. 3
Совершение нарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 18.16 ч. 2 в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области
-
На должностных лиц — от 45 000 до 70 000 руб.
-
На юрлиц — от 450 000 до 1 000 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.17
ч. 1
Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства) ограничений на осуществление отдельных видов деятельности
-
На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
-
На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
-
На юрлиц — от 800 000 до 1 000 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
19.5
ч. 23
Невыполнение (ненадлежащее выполнение) в установленный срок предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
-
На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
-
На ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
-
На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
19.29
Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
-
На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
-
На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
-
На юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.
—
Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 5.27.1 КоАП РФ
1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Судебная практика по статье 5.27.1 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Постановление N 84-АД17-1, Судебная коллегия по административным делам, надзор
По части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ (норма введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ) административная ответственность наступает за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение…
-
Решение Верховного суда: Постановление N 7-АД17-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…
-
Решение Верховного суда: Постановление N 73-АД17-3, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Улан-Удэ от 27 октября 2016 г. указанные постановление и решение должностных лиц Государственной инспекции труда в Республике Бурятия отменены, производство по делу об < 2 административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБДОУ детский сад № 57 «Белочка» прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, учреждению объявлено устное замечание…
Ст. 5.27.1 “Нарушение государственных нормативных требований охраны труда” + наши комментарии.
Обязанность работодателя обеспечить условия труда, закреплена на государственном уровне.
Содержание
- 1 Пункт 1 статьи 5.27.1.
- 2 Пункт 2 статьи 5.27.1.
- 3 Пункт 3 статьи 5.27.1.
- 4 Пункт 4 статьи 5.27.1.
- 5 Пункт 5 статьи 5.27.1.
Несоблюдение законодательства в области охраны труда грозит работодателю штрафными санкциями. Они прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Статья 5.27.1. “Нарушение государственных нормативных требований охраны труда Российской Федерации”.
Данная статья содержит 5 пунктов. Рассмотрим их более подробно.
Пункт 1 статьи 5.27.1.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа
- на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2 000 до 5 000 рублей;
- на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 рублей.
КОММЕНТАРИИ:
Сюда, в том числе, относятся и нарушения, связанные с правильным оформлением и ведением документации по охране труда. Для того чтобы разобраться, кто и в каком случае может понести ответственность по данной статье, условно разделим законодательную базу, связанную с охраной труда на две части:
1) Обязательная для всех без исключения
2) Отраслевая
Обязательная – регулирует общие вопросы, связанные с соблюдением прав сотрудника и созданием условий работы без риска для его жизни и здоровья. В первую очередь базовым документом тут является Трудовой Кодекс Российской Федерации, в котором и охране труда посвящена целая глава (ТК РФ. Глава 10. Охрана труда).
Отраслевая – напрямую связана со сферой деятельности организации. Очевидно, что для офисов требования будут одни, а для крупных промышленных предприятий уже совсем другие. При их разработке рассматривалось огромное количество факторов, с учетом которых они и были составлены. Стоит отметить, что зачастую деятельность организации охватывает разные области, а, следовательно, требуется соблюдение требований для каждой из них.
Нарушение каждого такого требования, чревато штрафом. Теоретически, его размер не ограничен, так как суммы за каждое выявленное нарушение могут суммироваться. Таким образом, чем сильнее проигнорированы нормативы к сфере деятельности Вашей организации, и чем меньше внимания уделено вопросам охраны труда, тем выше сумма штрафа.
Пункт 2 статьи 5.27.1.
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа
- на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 рублей;
- на юридических лиц от 60 000 до 80 000 рублей.
КОММЕНТАРИИ:
Специальная оценка условий труда (далее СОУТ) — комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, воздействующих на сотрудника в процессе выполнения им своих трудовых обязанностей. Проводится она с целью оценки отклонения фактического значения этих факторов от нормативных государственных требований. Соответственно, чем больше это отклонение, тем хуже условия труда. Процедура проведения СОУТ регулируется Федеральным законом N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
1 класс условий труда (оптимальные) – воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека.
2 класс условий труда (допустимые) – воздействие вредных и (или) опасных факторов не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
3 класс условий труда (вредные) – уровни воздействия вредных и (или) опасных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
- подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют негативные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
- подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют негативные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
- подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют неблагоприятные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
- подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют неблагоприятные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
4 класс условий труда (опасные) – уровни воздействия неблагоприятных факторов в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Начиная с 3 класса, то есть “вредных” условий труда, работнику, согласно законодательству, полагаются дополнительные выплаты. Чем хуже условия труда, тем выше размер доплаты “за вредность”. Именно для установления размера этих выплат проводится СОУТ.
Главным заблуждением руководителей различных организаций является то, что они считают проведение СОУТ актуальным только для промышленных предприятий и крупных производств. В особенности это касается компаний, работа которых протекает по большей части в офисах. Рассуждают они по принципу “ну у нас ведь не завод, какая тут может быть вредность?”. Однако, суть в том, что отсутствие этих самых вредных условий труда необходимо документально обосновать. Материалы СОУТ как раз-таки и являются подтверждением отсутствия вредности на рабочих местах сотрудников.
Пункт 3 статьи 5.27.1.
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 15 000 до до 25 000 рублей;
- на юридических лиц – от 110 000 до 130 000 рублей.
КОММЕНТАРИИ:
Этот пункт охватывает три важных мероприятия по охране труда
1) Обучение руководящего состава организации и непосредственно самих сотрудников, выполняющих работы. Работник не может приступать к своим обязанностям, не ознакомившись с правилами техники безопасности по виду выполняемых им работ, а, также требованиями к использованию оборудования и материалов. Их незнание может привести к травме, смерти или развитию профессионального заболевания. Доведением этих требований до сотрудников и проверкой полученных знаний занимается человек, имеющий соответствующую квалификацию, которая подтверждается удостоверением по соответствующему направлению охраны труда.
Данное мероприятие регулируется Постановлением Правительства 2464 от 24.12.2021 г «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». В нем подробно расписаны все требования. Касающиеся данной процедуры.
2) Перед тем, как принять сотрудника в штат организации, работодатель должен убедиться, что состояние здоровья позволяет ему выполнять свои трудовые обязанности. Для этого организуется предварительный медосмотр. Если в ходе его проведения выявляются медицинские противопоказания, то сотрудник к работам не допускается. Если же, какие-либо ограничения отсутствуют, то он может приступить к работе. В дальнейшем состояние его здоровья отслеживается посредством проведения периодических медицинских осмотров. Для различных работ и профессий периодичность их проведения разная. В том числе, в некоторых случаях, помимо вышеуказанных, дополнительно требуется проведение медосмотров перед началом каждой смены. Данные процедуры контролируются Приказом Минздравсоцразвития России N 302н “Об утверждении перечней неблагоприятных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”.
3) Для определенного перечня профессий и видов работ помимо медосмотров дополнительно требуется психиатрическое освидетельствование. Данная процедура регулируется двумя документами:
- Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (ред. от 23.09.2002) “О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (вместе с “Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности”)
- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 (ред. от 25.03.2013) “О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности”
Пункт 4 статьи 5.27.1.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 000 до 30 000 рублей;
- на юридических лиц – от 130 000 до 150 000 рублей
КОММЕНТАРИИ:
При выполнении своих обязанностей, в зависимости от вида работ и условий труда на рабочем месте и оценки профессиональных рисков, сотрудники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ). Задача СИЗ снизить уровни воздействия вредных условий труда на состояние организма работника, а, также, предотвратить получение возможных травм или снизить их тяжесть в случае, если травма все-таки получена. Правила выдачи СИЗ регулируются двумя документами:
- Приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 г. 766н «Об утверждении правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами”
- Приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 г. 767н «Об утверждении единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств”
Пункт 5 статьи 5.27.1.
Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 – 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
КОММЕНТАРИИ:
По итогам любых выявленных нарушений, Государственная инспекция всегда труда выписывает постановление, обязывающее работодателя исправить недостатки в определенный срок и отчитаться об их выполнении. Если это не сделать, то помимо более высокого штрафа, в случае повторного нарушения, виновнику может грозить приостановка деятельности. Сюда же стоит добавить, что некоторые виды штрафов, указанных выше, могут суммироваться по каждому сотруднику.
В том числе, в зависимости от последствий, к которым привели нарушения требований охраны труда, возможно привлечение к ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации”. Статье 143. “Нарушение требований охраны труда”, согласно которой виновные лица могут понести наказание вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет, а также возможно лишение права занимать определенные должности.
Таким образом, невыполнение требований охраны труда ставит под угрозу не только жизни и здоровье сотрудников организации, но и грозит ей колоссальными убытками. Сумма штрафов зачастую в несколько раз выше расходов, которые требуются организации для проведения всех необходимых предприятий. Соответствие охраны труда всем нормативным требованиям и законодательным актам всегда.
Подробнее о государственных нормативных требованиях охраны труда читайте здесь: https://beltrud.ru/gosudarstvennye-normativnye-trebovaniya-ohrany-truda/
Оцените пожалуйста сайт или материал!
Соблюдение норм охраны труда, установленных действующим Трудовым кодексом и другими правовыми документам, обязательно для всех категорий работодателей. Невыполнение установленных нормативов влечет серьезную ответственность. Размер штрафа по охране труда устанавливает действующий Кодекс об административных правонарушениях. Основные меры такой ответственности зафиксированы в статье 5.27.1 КоАП РФ, которая полностью посвящена вопросу санкций за невыполнение правил охраны труда различными категориями виновников.
Типы нарушений
Согласно тексту статьи 5.27.1 основными типами проступков в области охраны труда сейчас считаются следующие:
— невыполнение правил проведения спецоценки условий работы сотрудников, установленных федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ и иными правовыми актами. При этом непроведениеспецоценки приравнивается к несоблюдению порядка ее организации и влечет аналогичное наказание;
— допуск сотрудников к выполнению ими своих должностных обязанностей без проведения обязательных мероприятий, обеспечивающих их готовность к такой работе. В зависимости от норм действующего законодательства для разных категорий специалистов такими мероприятиями могут стать проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, обучения по охране труда и проч.;
— невыдача сотрудникам предприятия индивидуальных защитных средств в составе и объемах, предусмотренных приказом Минтруда от 09.12.2014 N 997н и иными правовыми актами;
— другие проступки в сфере охраны труда.
За каждый из перечисленных типов событий полагаются разные административные штрафы за нарушение требований охраны труда. Они зависят от категории виновника, а также от того, было ли оно первичным или повторным. При этом другие наказания за первичные невыполнения правил различаются, а вот при повторных они будут одинаковыми.
Санкции за невыполнение правил спецоценки
Итак, санкции за невыполнение правил проведения спецоценки или ее непроведение, допущенное в первый раз, выглядят следующим образом:
- для должностных лиц – штраф 5-10 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – штраф 5-10 тысяч рублей;
- для юридических лиц – штраф 60-80 тысяч рублей.
2
В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия не исключено наложение контролирующим органом сразу двух типов санкций – например, на должностное лицо, ответственное за выполнение такой задачи, и на организацию в целом.
Санкции за непроведение медосмотров и обучения по ОТ
Штраф за отсутствие обучения по охране труда определяется так:
- для должностных лиц – 15-25 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – 15-25 тысяч рублей;
- для юридических лиц – 110-130 тысяч рублей.
Штраф за непроведение инструктажа по охране труда или обязательного медицинского осмотра будет одинаковым.
Санкции за непредоставление средств защиты
Выдача средств индивидуальной защиты (СИЗ) работникам вредных и опасных профессий становится обязанностью работодателя. Поэтому ее несоблюдение повлечет серьезные штрафы за нарушения правил охраны труда:
- для должностных лиц – 20-30 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – 20-30 тысяч рублей;
- для юридических лиц – 130-150 тысяч рублей.
При этом все защитные средства, выдаваемые сотрудникам, должны соответствовать нормативам технического регламента ТР ТС 019/2011.
Санкции за другие первичные проступки в сфере охраны труда
Приведенные выше события — это не исчерпывающий список несоблюдения требований законодательства, которые караются штрафами и другими санкциями. При невыполнении иных норм Трудового кодекса в области трудовых прав работников к виновникам применяются следующие штрафы по охране труда в 2021 году:
- для должностных лиц – 2-5 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – 2-5 тысяч рублей;
- для юридических лиц – 50-80 тысяч рублей.
3
Санкции за повторные проступки
Если виновник допустил то же несоблюдение требований трудового законодательства в области охраны труда во второй раз, применяемое к нему наказание будет куда более серьезным. В соответствии с частью 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ в этом случае используются следующие меры воздействия:
- для должностных лиц – штраф 30-40 тысяч рублей или дисквалификация продолжительностью от 1 года до 3 лет;
- для индивидуальных предпринимателей – штраф 30-40 тысяч рублей или административная остановка работы на срок до 90 суток;
- для юридических лиц – штраф 100-200 тысяч рублей или административная остановка работы на срок до 90 суток.
Отметим, что наказания за повторное несоблюдение норм законодательства применяются только в том случае, если виновное лицо уже было подвергнуто административным санкциям за то же нарушение не больше года назад. Такое условие определено статьей 4.6 КоАП РФ.