Министерство машиностроения СССР
Ордена Трудового Красного Знамени ПОДОЛЬСКИЙ механический завод им. М. И. Калинина
РУКОВОДСТВО К СЕМЕЙНОЙ ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ КЛАССА 1-А
г. Подольск, Московская область 1953 г.
НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ КЛАССА 1 А
1. Головочный винт для регулирования нажима.
2. Рычаг нитепритягателя.
3. Винт фронтовой доски.
4. Фронтовая доска.
5. Гайка для регулирования натяжения верхней нитки.
6. Регулятор нитепритягательной пружины.
7. Нитепритягательная пружина.
8. Шайба натяжения.
9. Нитенаправитель.
10. Нитеобрезатель.
11. Стержень нажимателя ткани.
12. Головочный винт нажимательной лапки.
13. Задвижная пластинка.
14. Двигатель ткани.
15. Игольная пластинка.
16. Платформа.
17. Катушечный стержень моталки.
18. Нижнее натяжение моталки.
19. Стержень игловодитеяя*
20. Иглодержатель.
21. Зажимный винт иглодержателя.
22. Нитенаправйтель игловодителя.
23. Нажимательная лапка.
24. Рукав.
25. Катушечный стержень рукава.
26. Защелка моталки.
27. Маховик.
28. Шкив моталки.
29. Шпиндель моталки,
30. Фрикционный винт.
31. Крышка регулятора строчки.
32. Рычаг регулятора для прямой и обратной строчки.
33. Головочный зикт регулятора строчки.
ПРИЛОЖЕНИЯ К МАШИНЕ
К каждой машине прикладывется
1. Отвертка большая.
2. Отвертка малая.
3. Масленка.
4. Набор иголок в количестве 5 шт. от № 14 до № 21.
5. 4 запасных шпульки.
6. Пластинка для вышивания.
7. Картонная коробка для принадлежностей.
8. Руководство.
НАЗНАЧЕНИЕ МАШИНЫ
Швейная машина 1-А класса предназначается для шитья в домашнем быту хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей обыкновенным двухниточным швом.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
1. Машна имеет центрально-шпульное челночное устройство.
2. Наибольшее число оборотов в минуту — 1200.
3. Шаг строчки наибольший — 4 мм.
4. Подала материала в прямом и обратном ншравлении.
5. Плоская платформа размером 371×178 М1.
6. Вес пловки машины (без ручного привода) — 11,5 кг.
7. Швейные машины 1-А класса выпускаются:
а) ручные — с ручным приводом на деревянной подставке с колпаком;
б) ножные — с закрытым столом на чугунных боковинах, с ножным приводом от подножки;
в) ножные — со столом-шкафом «Экстра».
ОБЩИЕ ПРАВИЛА
1. Маховик машины должен вращаться только в одном направлении — на работающего.
Нельзя вращать машину в противоположном направлении, от себя, так как неправильное вращение может вызвать запутывание ниток в челночном устройстве.
2. Когда машина не работает, нажи-мательная лапка должна быть поднята.
3. Не пускать машину в ход без подложенной под лапку ткани, чтобы не тупились зубцы двигателя ткани и не портилась нижняя опорная поверхность нажимательной лапки.
4. Нельзя тянуть или подталкивать материал руками во время шитья, чтобы не погнуть или не сломать иглы. Необходимая подача производится самой машиной.
5. Во время шитья передняя, задвижная пластинка над челночным устройством должна быть закрыта.
ВЫНИМАНИЕ ШПУЛЬНОГО КОЛПАЧКА И ШПУЛЬКИ
Шпульный колпачок вынимается из машины всякий раз, когда запас нижней нитки на шпульке израсходуется полностью.
Для того, чтобы вынуть пустую шпульку, нужно сначала отодвинуть переднюю задвижную пластинку, закрывающую челночное устройство, затем двумя пальцами, левой руки захватить защелку «А» шпульного колпачка и извлечь шпульный колпачок наружу (рис. 2). При открытой защелке шпулька не может выпасть из шпульного колпачка, так как ее задерживает крючок защелки. Для того, чтобы вынуть шпульку, нужно отпустить защелку на место, перевернуть шпульный колпачок открытой стороной вниз, и шпулька выпадет наружу.
НАМОТКА ШПУЛЬКИ
Для намотки шпулек служит особая моталка, прикрепленная к задней части рукава машины около маховика (рис. 3). Моталка работает совместно с нижним натяжным устройством для нитки на правом углу платформы.
При намотке шпульки механизм машины не должен работать. Поэтому, прежде чем приступить к намотке, нужно сначала освободить маховик так, чтобы он вращался совершенно свободно, не вызывая движения механизма. Для этого нужно только повернуть на себя круглую накатную головку большого фрикционного винта на конце машины (рис. 4).
Надевают затем подлежащую намотке шпульку на конец шпинделя моталки, продвигают шпульку до заплечика и поворачивают таким образом, чтобы маленькая остановочная шпилька у заплечика шпинделя вошла в соответствующую прорезь на правой стороне шпульки. Шпулька тем самым закрепляется на шпинделе и при намотке не может проворачиваться.
Надевают катушку ниток на катушечный стержень платформы слева от нижнего натяжного устройства.
Нитку с катушки протягивают вниз под шайбу натяжного устройства, как указано на рисунке «3», и затем вверх на шпульку через отверстие на левой ее стороне.
Рамку моталки, в которой вращается шпиндель с надетой шпулькой, отжимают рукою вниз так, чтобы резиновый обод шкива на другом конце шпинделя вошел в соприкосновение с поверхностью маховика машины. Вращая маховик, как при обыкновенном шитье, начинают намотку. Трения между резиновым ободом шкива моталки и поверхностью маховика вполне достаточно для вращения шпинделя моталки. Свободный конец нитки на шпульке некоторое время нужно придерживать рукой, пока на шпульку не намотается достаточное число витков для закрепления конца нитки, после чего этот конец обрывают.
Во время намотки язычок защелки находится между фланцами шпульки и по мере намотки все время приподнимается.
После того, как шпулька будет полностью намотана, рамка моталки под действием пружины автоматически выключается, отходя от маховика. Намотанная шпулька снимается со шпинделя.
Если по каким-либо причинам трение между резиновым ободом шкива и поверхностью маховика окажется недостаточным для вращения шпинделя моталки, то нужно отрегулировать силу нажатия. Для этого нужно отвинтить отверткой винт в прорези регуляторной пластинки моталки, отжать рамку моталки вниз к маховику и, удерживая ее в этом положении, закрепить винт на пластинке отверткой.
Для правильной работы шпульки в челночном устройстве намотка шпульки должна быть плотная и равномерная, без выпуклости посередине и без сдвига витков к краям шпульки.
В случае, если намотка получается неравномерная или неправильной формы, нужно отрегулировать положение нижнего натяжного устройства на платформе, несколько передвинув кронштейн натяжения по прорези платформы в ту или другую сторону. Для этого отверткой нужно предварительно освободить винт, прикрепляющий кронштейн к платформе. После нахождения правильного положения, удовлетворяющего нормальной намотке, винт снова закрепляют отверткой.
ЗАПРАВКА НИТКИ В ШПУЛЬНОМ КОЛПАЧКЕ
Намотанную шпульку нужно взять двумя пальцами правой руки, следя за тем, чтобы свободный конец нитки сбегал со шпульки справа налево, как указано на рисунке «5».
Шпульный колпачок держат левой рукой в таком положении, чтобы косая прорезь для нитки на краю колпачка оказалась сверху, и вставляют шпульку в колпачок.
Протягивают нитку правой рукой через прорезь на краю колпачка налево под пружину натяжения, затем в не» большую прорезь на конце пружины (рис. б). Свободный конец нитки должен свешиваться налево от установочного пальца шпульного колпачка (рис. 7)
ПОСТАНОВКА ШПУЛЬНОГО КОЛПАЧКА В МАШИНУ
Заправленный ниткой шпульный колпачок нужно поставить в машину. Для этого берут шпульный колпачок за защелку двумя пальцами левой руки, надевают его на центральный стержень «Н» челнока таким образом, чтобы установочный палец «К» шпульного колпачка вошел в прорезь накладной пластинки на корпусе хода (рис. 8). Отпускают по-щелку и нажимают на шпульный колпачок внутрь до тех пор, пока не произойдет запирание его на центральном стержне челнока. Оставляют свободный конец нитки висящим и закрывают челночное устройство, задвигая переднюю пластинку.
УСТАНОВКА ИГЛЫ
Иглу нужно вставлять при самом верхнем положении игловодителя, что достигается поворотом маховика. Плоская сторона колбы на игле должна быть при этом обращена налево, т. е. наружу, а длинный желобок на лезвии иглы — направо, т. е. внутрь к основанию рукава.
Обращать особое внимание на правильную установку иглы, так как при неверной установке машина не будет давать петлю.
В указанном положении игла заводится в иглодержатель «Е» и продвигается вверх до упора, а затем закрепляется головочным винтом «1» (рис. 9).
ЗАПРАВКА ВЕРХНЕЙ НИТКИ
Для обеспечения правильной работы машины верхняя нитка, идущая на иглу, должна быть заправлена соответствующим образом. Перед заправкой поворачивают от руки маховик машины на себя настолько, чтобы рычаг нитепритягателя с ушком для нитки пришел в верхнее положение. Ставят катушку ниток на катушечный стержень сверху рукава и нитку с катушки проводят в такой последовательности:
1. Вперед налево через задний (левый на рис. 10) вырез для нитки «1» на фронтовой доске и вниз к регулятору натяжения.
2. Между шайбами «2» регулятора натяжения и вверх за язычок «3».
3. В ушко нитепритягательной пружины «4».
4. Вверх через ушко рычага нитепритягателя «5».
5. Вниз в проволочный нитенаправи-тель «6» на фронтовой доске.
6. Вниз в нитенаправитель «7» из игловодителе и, наконец.
7. Справа налево через ушко иглы «8». Обращать особое внимание на заправку нитки в иглу только справа налево, т. е. наружу, так как при обратной заправке нитки машина шить не будет.
Оставляют свободный конец нитки длиной 8—10 сантиметров для начала шитья.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ШИТЬЮ
Прежде чем начать шитье, нужно вытянуть нижнюю нитку наружу. Для этого берут левой рукой за конец игольную нитку, не натягивая ее, затем поворачивают на себя маховик машины для того, чтобы игла опустилась сначала в отверстие игольной пластинки, захватила нижнюю, челночную нитку и затем опять поднялась в свое верхнее положение. После этого нужно потянуть за конец игольную нитку и через отверстие в игольной пластинке вытянуть нижнюю нитку наверх. Затем концы обеих ниток, верхней и нижней, оттягивают назад и кладут под нажимательную лапку. Нажимательная лапка опускается на подложенный материал, и машина готова к шитью.
РАБОТА НА РУЧНОЙ МАШИНЕ
Ручная машина приводится в действие от особого ручного привода.
Ручной привод устанавливается и закрепляется на заднем выступе рукава, расположенном под маховиком машины. Ручной привод состоит из корпуса «1» о двумя зубчатыми шестернями (большой и малой), приводного рычага с поводком «2» для сцепления с маховиком машины и откидной рукоятки «3» для вращения от руки.
После снятия деревянного колпака ручка ручного привода «3» бывает обычно откинута вниз, в нерабочее положение (рис. 13), а поводок «2» с кожаной ведущей пластинкой выведен из зацепления с маховиком.
Для приведения привода в рабочее положение рукоятку «3» нужно повернуть и завести в гнездо прилива «А» на большой шестерне, оттянув предварительно круглую головку защелки, без чего рукоятку нельзя довести до надлежащего положения. Установив рукоятку, отпускают защелку, которая и производит запирание. Поводок «2» нужно повернуть таким образом, чтобы кожаная ведущая пластинка вошла между спицами маховика. Специальная защелка удерживает поводок в рабочем положении .
Закрепив маховик машины на рабочий ход посредством фрикционного винта и опустив на. подложенную ткань нажимательную лапку, начинают правой рукой равномерно вращать ручку ручного привода всегда только в одном направлении — от себя. Маховик машины будет вращаться при этом в направлении к работающему.
РАБОТА НА НОЖНОЙ МАШИНЕ
Ножная машина приводится в движение попеременным нажатием то носками, то каблуками на подножку станка. При правильной работе обе ноги всей ступней должны лежать на подножке, причем левая нога должна быть расположена несколько сзади правой. Подножку станка нужно качать по возможности равномерно. Приводное колесо должно вращаться только в одном направлении — к работающему. Следует остерегаться неправильного направления вращения, так как это может привести к запутыванию ниток в челночном устройстве. Включение машины в ход производится фрикционным винтом таким же способом, как и для ручной машины.
ОКОНЧАНИЕ ШИТЬЯ
Останавливают машину в таком положении, когда рычаг нитепритягателя находится вверху и игла вышла из материала. Затем, поднимая рычаг «Р» (см. рис. 10), поднимают нажимательную лапку, отводят левой рукой от себя ткань и обрезают нитки у конца строчки о кромку нитеобрезателя, расположенного сверху от нажимательной лапки.
Для дальнейшего шитья оставляют концы ниток длиной 8—10 сантиметров.
НАТЯЖЕНИЕ НИТОК
Натяжение ниток имеет большое значение для качества шитья. Переплетение верхней и нижней ниток должно происходить в середине сшиваемых материалов (рис. 14). Строчка на лицевой и на нижней стороне имеет один и тот же вид.
Если натяжение верхней нитки слишком сильно или, наоборот, натяжение нижней нитки слишком слабо, то переплетение ниток получается на верхней стороне материала (рис. 15). Машина петляет сверху. Получается непрочный и некрасивый шов.
Чтобы устранить это явление, нужно ослабить натяжение верхней нитки или усилить натяжение нижней нитки.
Если натяжение верхней нитки слишком слабо или, наоборот, натяжение нижней нитки слишком сильно, то переплетение ниток получается на нижней стороне материала (рис. 16) — машина петляет снизу. Шов получается непрочный. В этом случае нужно усилить натяжение верхней нитки или ослабить натяжение нижней нитки.
РЕГУЛИРОВАНИЕ НАТЯЖЕНИЯ НИТОК
Одни материалы требуют для шитья более сильного, другие более слабого натяжения.
Регулирование натяжения верхней нитки нужно производить при опущенной нажимательной лапке.
Величина натяжения определяется положением указателя «П» на шкале регулятора.
Если натяжение требуется увеличить, то круглую накатную гайку «К» нужно повернуть направо, по часовой стрелке. Указатель «П» при этом будет перемещаться по шкале к знаку « + ». Если, наоборот, натяжение требуется ослабить, то круглую накатную гайку «К» нужно повернуть налево — против часовой стрелки. Указатель при этом будет перемещаться по шкале к знаку «—». Подметив подходящее положение указателя можно быстро ориентироваться в правильной установке натяжения.
Натяжение нижней нитки регулируется винтом «А» на пружине натяжения шпульного колпачка (рис. 5). При повороте винта (маленькой отверткой) направо, т. е. по часовой стрелке, натяжение нижней нитки увеличивается; при повороте винта налево, т. е. против часовой стрелки, натяжение уменьшается.
Если натяжение нижней нитки было установлено правильно, то его редко приходится изменять; в большинстве случаев хорошую строчку можно получить простым регулированием верхней нитки (рис. 17).
Слишком большое натяжение может вызвать обрыв нитки.
ВЫБОР НОМЕРА ИГЛЫ И НИТОК
Кроме правильно выбранного натяжения, качество строчки зависит также от соответствия номера иглы толщине сшиваемого материала.
Для швейной машины класса 1-А применяются иглы 15×1 (1-А ОСТ 23034-40) №№ 14, 16, 18, 19 и 21.
Чем толще и грубее материал, тем выше должен быть номер иглы и тем ниже номер применяемых ниток, т. е. игла и нитки должны быть толще.
Наоборот, чем тоньше материал, тем ниже должен быть номер иглы и выше номер ниток, т. е. игла и нитки должны быть тоньше (смотри таблицу).
ИЗМЕНЕНИЕ ДЛИНЫ СТЕЖКА
Длину стежка, т. е. расстояние между уколами иглы, для обычных материалов берут 1,5—2 мм. Для тонких материалов строчка должна быть чаще, для толстых материалов — реже. Наибольшая длина стежка, которую можно получить на машине, составляет 4 мм.
Необходимая длина стежка устанавливается регулятором «В» по цифрам шкалы, которые нанесены йа крышке регулятора и показывают примерную длину стежка в миллиметрах.
Когда рычаг регулятора поставлен на самое верхнее деление шкалы, проходящее посередине крышки и не имеющее цифр, то подачи ткани совсем не будет.
При работе машины рычаг «В» должен быть опущен вниз. Чем ниже опущен рычаг регулятора, тем реже будет строчка, т. е. длина стежка больше. Наоборот, чем выше поставлен рычаг регулятора, т. е. чем ближе к верхнему делению шкалы, тем строчка будет чаще или длана стежка меньше.
При подъеме рычага регулятора вверх от средней черты машина изменит направление подачи материала на обратное, т. е. при работе машины материал будет перемещаться на работающего.
Для того, чтобы изменить длину стежка, нужно перевести рычаг регулятора на новое деление шкалы, соответствующее желаемой длине стежка.
Перевод рычага регулятора на новое деление производится следующим образом.
Пусть рычаг регулятора «В» стоит на каком-либо делении шкалы и его нужно перевести вниз на более крупный шаг строчки. Опусканию . рычага регулятора вниз препятствует внутренняя ограничительная пластинка, расположенная под крышкой регулятора и зажимаемая левым головочным винтом «А» (рис, 18) в левой дуговой прорези крышки.
Для того, чтобы получить возможность опустить рычаг, нужно предварительно освободить указанный винт «А» и перевести его по прорези в крайнее нижнее положение.
После этого устанавливают рычаг регулятора на требуемое деление шкалы, переводят левый головочный винт «А» вверх по дуговой прорези до останова и закрепляют винт «А»,
Для получения более частой строчки рычаг регулятора «В» переводится вверх на соответствующее деление шкалц, после чего головочный винт «А» освобожу дается, переводится вверх до упора и затем опять закрепляется.
ОБРАТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА
Швейная машина класса 1-А может шить как в прямом, так и в обратном направлении. При обратном направлении подачи материал во время шитья будет перемещаться на работающего. Для того, чтобы переключить машину на обратный ход, нужно только перевести рычаг регулятора «В», находящийся в нижнем положении на определенном делении шкалы, вверх до останова. Длина стежка при этом остается без изменения.
Переключение машины на обратную подачу можно производить, даже не останавливая шитья и не удаляя ткани.
РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЖИМА ЛАПКИ НА МАТЕРИАЛ
Величину нажима лапки на материал редко приходится изменять. Но при шитье шелковых или легких тканей бывает необходимо несколько уменьшать силу нажима, для чего головочный винт «К» (рис. 10) поворачивают на два—три оборота налево, т. е. против часовой стрелки.
При шитье более толстых материалов, требующих более сильного нажима, головочный винт «К» поворачивают на два — три оборота направо, т. е. по часовой стрелке.
Нажим лапки на материал должен быть достаточен для обеспечения равномерной подачи материала и для предупреждения подъема материала вместе с иглой. Слишком большой нажим только затрудняет ход машины и портит материал.
ВЫНИМАНИЕ ЧЕЛНОКА ИЗ МАШИНЫ
Бывают случаи, когда челнок необходимо вынуть из машины, например, при запутывании ниток в челночном устройстве, что может произойти в результате неправильного поворота машины во время шитья, или для чистки.
Для того, чтобы вынуть челнок, поворачивают маховик машины на себя, пока игла не придет в самое высокое положение, а носик челнока «А» в положение, указанное на рис. 19.
Вынимают сначала шпульный колпачок со шпулькой, отвинчивают большой головочный винт пружины, снимают пружину и переднее кольцо. После этого челнок легко вынимается, и все детали подвергаются чистке. Чтобы снова собрать челночное устройство, нужно сначала поставить челнок с положением носика «А» согласно рис. 19, а затем в обратном порядке все остальные части: кольцо, пружину и винт. Винт нужно туго закрепить.
ВЫШИВАНИЕ И ШТОПКА
На швейной машине класса 1-А можно производить вышивание и штопку. Вышивание гораздо удобнее производить на ножной машине, чтобы обе руки оставались свободными. Для вышивания обязательно требуются круглые деревянные пяльцы, в которых и зажимается материал. При вышивании и штопке на игольную пластинку необходимо накладывать специальную вышивальную пластинку, чтобы зубцы двигателя ткани не мешали свободному передвижению материала. Вышивальная пластинка прилагается к каждой машине.
При вышивании и штопке нажимательную лапку с машины снимают. Рычаг для подъема лапки ставят в нижнее положение, как при обыкновенном шитье, для того, чтобы верхняя нитка, зажатая между шайбами регулятора, находилась под натяжением. Рычаг регулятора строчки «В» (рис. 18) нужно поставить в среднее, «нулевое» положение шкалы, соответствующее отсутствию подачи (верхняя черта).
Вышивание на машине требует некоторого предварительного навыка. Приступая к вышиванию или к штопке, отодвигают переднюю, задвижную пластинку, накладывают на игольную пластинку вышивальную и продвигают последнюю до упора так, чтобы ее лапки уперлись в край игольной пластинки. При правильной установке вышивальной пластинки игла должна точно проходить через игольное отверстие.
Процесс вышивания производится следующим образом. Берется ткань, на нее наносится карандашом желаемый рисунок, затем эта ткань очень туго натягивается в пяльцах. Пяльцы передвигаются взад и вперед от руки, игла с ниткой в это время производит уколы по рисунку. Передвижение пялец нужно производить только тогда, когда игла находится вверху, вне материала. Пока игла не вышла из материала, пялец нельзя передвигать, так как при этом можно поломать иглу или конец иглы отогнуть от носика челнока, что вызовет пропуск стежка. Игольную нитку также не следует натягивать. В крайнем случае, если при вышивании или штопке челнок все-таки не захватывает петли и машина дает пропуски, приходится иногда несколько опускать иглу. Для этого нужно предварительно снять фронтовую доску и поворотом маховика от руки опустить стержень игловодителя в самое нижнее положение. В это время винт «А» (рис. 21), закрепляющий стержень игловодителя «Б» в поводке «В», встанет против заднего служебного отверстия «Е» в рукаве.
Заводят через отверстие «Е» большую отвертку в шлиц винта и, поворачивая винт налево, против часовой стрелки, отпускают винт и ослабляют стержень игловодителя. Затем осторожно опускают стержень игловодителя «Б» вниз на небольшое расстояние (приблизительно на 1 мм) и затем винт «А» опять туго завертывают.
При опускании игловодителя его не нужно поворачивать, чтобы не изменилось правильное положение иглы — длинным желобком, направо.
После опускания игловодителя нужно опять попробовать вышивать и, если машина будет работать не вполне удовлетворительно, снова переставить игловоди-тель пониже или повыше указанным выше способом.
Слегка опускать игловодитель приходится иногда и при шитье тонких тканей.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫСОТЫ ПОДЪЕМА ЗУБЦОВ ДВИГАТЕЛЯ ТКАНИ
Продвижение материала производится зубцами двигателя ткани, которые во время подачи движутся над игольной пластинкой.
Машины юстируются на шитье материалов средней толщины, и зубцы двигателя ткани поднимаются над игольной пластинкой на среднюю величину 1,2 мм. Но при шитье особенно толстых материалов подъем зубцов нужно несколько увеличить, приблизительно до 1,5 мм, чтобы обеспечить продвижение.
При шитье очень тонких тканей зубцы двигателя должны подниматься приблизительно на 1 мм.
Для регулирования величины подъема нужно освободить отверткой зажимный винт «А» кривошипа с роликом и слегка повернуть кривошип на валу в ту или другую сторону до установки необходимого подъема зубцов.
После установки зажимный винт кривошипа обязательно туго закрепить отверткой.
СМАЗКА МАШИНЫ
Для обеспечения легкого хода машины и предупреждения износа трущихся деталей все места машины, указанные стрелками на рис. 23 и 24, должны смазываться ежедневно одной-двумя каплями чистого вазелинового масла в каждое место, если машина работает непрерывно.
Для смазки труднодоступных деталей в машине имеются смазочные отверстия. Для того, чтобы смазать шарнир игловодителя, нужно предварительно снять фронтовую доску, освободив винт крепления.
Направление для челнока в корпусе хода смазывается одной каплей масла Место, указанное на рис. 23 буквою «А» нужно смазывать, когда игла находится в самом нижнем положении.
НЕИСПРАВНОСТИ В ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ И ИХ УСТРАНЕНИЕ
1. Поломка иглы может происходить:
а) от неправильного положения нажимательной лапки,
б) от несоответствующего выбора номера иглы,
в) от изгибания иглы.
Необходимо следить за тем, чтобы головочный винт нажимательной лапки был хорошо закреплён и ланка занимала правильное положение.
Толстые швы и толстые материалы нельзя шить тонкой иглой. Нельзя шить погнутой иглой. Нельзя тянуть материал рукой во время шитья.
2. Обрыв верхней нитки может происходить:
а) от неправильной заправки верхней нитки,
б) от слишком большого натяжения верхней нитки,
в) от недоброкачественной иглы,
г) от неправильной установки иглы в игловодителе.
Заправку верхней нитки и установку иглы нужно производить в точном соответствии с указаниями руководства.
При слишком большом натяжении верхней нитки нужно ослабить натяжение, повернув на несколько оборотов налево круглую накатную гайку регулятора натяжения.
Нельзя ставить на машину недоброкачественную иглу.
3. Обрыв нижней нитки может происходить:
а) от неправильной заправки нитки в »пульном колпачке,
б) ОТ слишком дольШбго натйЖеНйЗ нижней нитки.
Заправку нитки в шпульном колпачке нужно производить в соответствии с указаниями руководства.
При слишком большом натяжении нижней нитки нужно ослабить натяжение, отпустив слегка регулировочный винт пружины натяжения шпульного колпачка.
4. Пропуск стежков. При правильно отрегулированной машине пропуск стежков может происходить только:
а) от тупой, погнутой иглы,
б) если игла слишком тонка для выбранной нитки,
в) от неправильной установки иглы.
Иглу нужно устанавливать в точном
соответствии с указаниями руководства — плоской стороной колбы (лыской) налево, а длинным желобком у лезвия — направо.
Нельзя применять недоброкачественную иглу. Слишком толстая для данного номера иглы нитка затрудняет петлеобразование. Номер нитки должен соответствовать номеру иглы.
5. Тяжелый ход машины. Если машина долгое время была без употребления и ход ее сделался тяжелым, ее необходимо предварительно очистить. Во все места, указанные для смазки, пускают по нескольку капель керосина и приводят машину в быстрое движение.
После этого керосин вытирают и всю машину смазывают чистым вазелиновым маслом.
6. Приводной ремень в ножных машинах не должен быть слишком туго натянут. Слишком слабый ремень также непригоден к работе, так как он будет проскальзывать.
Если ремень с течением времени вытянется, ослабнет и начнет проскальзывать, его укорачивают, обрезая конец и перенося скрепку.
7. Машина не включается на рабочий ход. При завинчивании фрикционного винта (рис. 4) — в направлении часовой стрелки — машина должна включаться на рабочий ход, т. е. маховик при вращении должен приводить механизм машины в движение. При повороте фрикционного винта в противоположном направлении—-в сторону отвинчивания—маховик будет вращаться свободно, не приводя машину в движение.
Невключение машины на рабочий ход может иметь место при неправильной постановке на место фрикционной шайбы (рис. 25) после случайной разборки фрикционного устройства. Фрикционная шайба посажена на конец втулки маховика и двумя своими рожками «1» вложена в прорези втулки. Для обеспечения надежного включения машины на рабочий ход рожки «1» фрикционной шайбы должны быть обращены своими приподнятыми концами только наружу, а не внутрь, так, чтобы фрикционный винт при завинчивании упирался задней своей стороной в эти выступающие наружу рожки. При постановке фрикционной шайбы рожками внутрь включение машины не всегда обеспечивается. Выступы «2» у фрикционной шайбы ограничивают поворот фрикционного винта, и при неправильной установке шайбы в отношении выступов поворот винта может оказаться Недостаточным для включения. Если при положении фрикционной шайбы рожками «2» наружу фрикцион все-таки не работает, нужно, сохраняя то же направление рожков, переставить шайбу в прорезях втулки, повернув ее на 180 градусов, как примерно показано на рисунке.
8. Машина не вышивает.
Вышивание является своего рода искусством и требует известного предварительного навыка. Машина только должна обеспечить петлеобразование и отсутствие пропусков. В некоторых случаях приходится опускать иглу (см. «Вышивание и штопка»).
9. Машина плохо продвигает материал.
Причины:
1. Слабый нажим лапки на материал.
2. Слишком малый подъем зубцов двигателя ткани над игольной пластинкой.
Необходимо подвернуть головочный винт, увеличив тем самым прижим лапки. Проверить высоту подъема зубцов двигателя ткани и, если потребуется, повернуть кривошип с роликом для увеличения подъема зубцов, согласно указаниям руководства.
КАК РАЗОБРАТЬ И СОБРАТЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ НАТЯЖЕНИЯ ВЕРХНЕЙ НИТКИ НА ФРОНТОВОЙ ДОСКЕ
Приспособление для регулирования верхней нитки может работать только тогда, когда все детали собраны в надлежащей последовательности.
Если потребуется разобрать приспособление, нужно отвинтить круглую гайку «1» и снимать детали одну за другой в указанном на рисунке «26» порядке.
Для того, чтобы собрать приспособление, поступают следующим образом: берут левой рукой нитенаправительную шайбу «8» плоской стороной к машине и надевают на центральную винтовую шпильку таким образом, чтобы язычок «А» шайбы вошел в узкий вырез «Б» на
нижней кромке наружной детали «9». Надевают шайбы натяжения «7» и «6» так, чтобы они соприкасались между собою своими выпуклыми сторонами. Затем надевают установочную шайбу «5» язычком «В» налево.
Ставят колпачок «4» со шкалой, повертывая его в такое положение, чтобы было удобно видеть и читать шкалу. Язычок шайбы «5» входит при этом в одно из отверстий в донышке колпачка.
Вкладывают в колпачок «4» пружину натяжения «3», затем вставляют колпачок «2» так, чтобы язычок указателя «Г» вошел в прорезь «Е» шкалы колпачка «4». Наконец, навинчивают гайку «1».
СТАНОК ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ
Станок к ножной машине состоит из двух чугунных боковин «1», скрепляющей крестовины «2», подножки «3», предохранителя платья «4», приводного колеса для ремня «5» и шарового дышла «6» с кривошипом «7».
Для скидывания и надевания ремня служит особый сбрасыватель, находящийся сверху над предохранителем платья.
Для того, чтобы скинуть ремень, нужно отклонить рукой сбрасыватель «8» налево, продолжая в то же время работать ногами и вращать приводное колесо в прежнем направлении.
Трущиеся части приводного механизма станка: конусные винты кривошипа, конусные винты подножки, нижнюю шаровую головку дышла и т. д. нужно периодически смазывать вазелиновым маслом для уменьшения трения и предупреждения износа.
Не допускать попадания масла в желобок приводного колеса, чтобы не было скольжения ремня.
УХОД ЗА ВНЕШНЕЙ ОТДЕЛКОЙ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ
Для поддержания внешнего вида машины окраска ее требует постоянного ухода. Отсутствие систематического ухода за окраской вызывает преждевременно е старение лакокрасочного покрытия и потерю глянца. Уход за внешней отделкой не имеет в виду восстановления окраски при наличии сколов лакового покрытия, так как в этом случае процесс восстановления покрытия требует определенного опыта и наличия материалов. Швейная машина отделана нитролаками, и использование масляных красок и лаков для исправления поверхности недопустимо.
ПОРЯДОК УХОДА
1. Антикоррозийная смазка, наносимая на машину при ее выпуске с завода для предохранения от ржавчины при транспортировке, удаляется протиркой сухим тампоном из гигроскопической ваты и мягкой марли. В случае, если сухим тампоном удалить смазку не представляется возможным, то снятие смазки нужно производить путем предварительной протирки тампоном из гигроскопической ваты и мягкой марли, слегка смоченным бензином, и последующей протиркой тампоном насухо.
2. Для освежения лаковой пленки и восстановления глянца лакированную поверхность машины протирать тампоном из гигроскопической ваты, смоченным 1-2 каплями велоситового или вазелинового масла и слегка увлажненным спиртом. Протирка машины тампоном производится до получения ровного блеска. После этого машина протирается сухой ватой для удаления следов спирта.
3. Освежение лаковой поверхности можно производить полировочной водой из пасты № 18, выпускаемой заводом «Победа рабочих» в городе Ярославле.
Освежение производится следующим образом: берут 5 весовых частей полировочной пасты, добавляют 1 весовую часть осветительного керосина и размешивают в однородную кашицу, затем добавляют 7 весовых частей воды, смесь взбалтывают в течение 5-10 минут до получения однородной эмульсии (полировочной воды), без крупинок и кусков пасты. На тампон из гигроскопической ваты и мягкой марли набирается полировочная вода, и производится натирание лакированной поверхности круговыми движениями до получения ровного блеска. Затем машина протирается насухо гигроскопической ватой.
При освежении машины полировочной водой нельзя допускать попадания воды на никелированные детали.
4. При значительной потере глянца, когда освежение тампоном не дает положительного результата, нужно применять полировочную пасту (типа пасты № 290), изготовляемую заводом «Победа рабочих».
Обработка лакированной поверхности машины производится следующим образом.
На тампон из гигроскопической ваты и мягкой марли набирается полировочная паста, затем паста наносится на поверхность и равномерно круговыми движениями растирается по лакированной пленке, не затрагивая никелированных
деталей. Натирание поверхности тампоном продолжается до получения необходимого глянца.
После полировки пастой поверхность протирается сухим тампоном из гигроскопической ваты и затем освежается тампоном из ваты с вазелиновым или велоситовым маслом и спиртом или полировочной водой (см. пункты 2 и 3).
5. При протирке лакированной поверхности запрещается употреблять мыло, соду, керосин и различные вещества, обладающие кислой и щелочной реакциями, а также растворители, способные растворять нитролаковую пленку.
Категорически не допускается протирать машину концами, ветошью и тряпками, во избежание царапин, ссадин и других повреждений на лакокрасочной пленке.
Бренды швейной машинки
Швейные машины ПМЗ: описание, виды и инструкция по применению
Содержание
- История создания
- Устройство и характеристики
- Настройка и регулировка
- Правила эксплуатации
- Основные неисправности и их устранение
Швейные машинки ПМЗ долгое время были основным рабочим инструментом советских швей. Когда-то завод был образован как филиал предприятия Zinger, а после национализации перешел на выпуск собственной продукции. Обзор подольских машин с ручным приводом позволяет получить достаточно полное представление о технических возможностях такого оборудования. Среди его очевидных достоинств можно отметить возможность настройки и регулировки своими руками, простоту и безотказность работы.
Инструкция по эксплуатации старых машинок механического завода им. Калинина позволяет и сегодня с легкостью использовать механическое оборудование для шитья. Конечно, по своим техническим данным они сильно уступают современным моделям. Но большая часть швейных машин ПМЗ и сегодня остается «в строю» – может вполне успешно стачивать детали одежды и использоваться для ее ремонта. Так что стоит узнать о них немного больше.
История создания
История швейных машин «Подольск» началась в начале XX века, когда фирма Singer решила открыть собственное предприятие на территории Российской империи. Завод строился под руководством немецкого управляющего Диксона и в 1902 году был запущен в работу. Спустя 11 лет, предприятие уже имело весьма солидный статус — в полностью ручном режиме из оригинальных немецких запчастей рабочие собирали по 600 000 швейных машинок ежегодно. Популяризации надомного шитья способствовало высокое качество реализуемой продукции, а также ее продажа в рассрочку, через сеть фирменных магазинов.
После революции 1917 года предприятие было национализировано. Из остатков деталей некоторое время выпускалась техника под маркой «Госшвеймашина». Продукцию с этим логотипом можно было приобрести с 1918 по 1931 год. В дальнейшем на базе предприятия был образован Подольский механический завод, с 1948 года он получил приставку «им. Калинина». Именно на нем стала выпускаться швейная машина ПМЗ, считающаяся полностью советской разработкой, но на базе все той же машинки Singer.
Традиционно считается, что вся техника завода имела более высокое качество в те времена, когда в ее комплектации использовались оригинальные детали «Зингер». То есть, если смотреть на годы выпуска — это 1902-1931 годы. Расшифровать время производства швейных машин ПМЗ можно по серийному номеру, если знать, как его читать, но единой базы данных не существует. Проще всего ориентироваться по стандартам ГОСТ — они соответствуют определенным периодам выпуска продукции.
В 1932 году предприятие получило собственный литейный цех. На ПМЗ стали выпускать отлитые в СССР детали корпусов бытовых машинок и первой промышленной швейной техники 31 класса. Объемы отливки чугуна достигали 36 000 тонн ежегодно. С 1935 года на заводе стали выпускать мотоциклетную технику. В годы Второй мировой войны предприятие перепрофилировали на изготовление корпусов боеприпасов.
Производство швейных машин на ПМЗ возобновилось уже в 1946 году — в июле с конвейера сошла партия в 100 единиц техники. Но к 1957 году спрос на эти изделия в бытовом сегменте заметно упал. Вместо плановой партии в 3 000 000 штук пришлось урезать объемы выпускаемых машинок до 1 200 000. Стало ясно, что без кардинальных перемен предприятию уже не обойтись. Была проведена большая работа, и спустя несколько лет, с конвейера сошла первая «Чайка» — новая швейная машина, соответствовавшая требованиям времени.
Устройство и характеристики
О том, как выглядит устройство швейных машин ПМЗ, известно благодаря руководствам по эксплуатации. В состав их конструкции обязательно входят:
- платформа с основанием и ножками;
- рукав с катушечным стержнем;
- маховик;
- игловодитель с нитенаправителем;
- рычаг регулировки строчки с головочным винтом;
- рычажный нитепритягиватель с пружиной и регулятором;
- шайба, необходимая для натяжения ниток;
- нитенаправляющий элемент;
- нитеобрезной элемент;
- лапка и примитивный транспортер ткани внизу;
- игольная пластина;
- стержневой иглодержатель с зажимным винтом;
- фронтальная панель с винтом-регулятором;
- головочные винты для контроля нажима лапки, регулировки строчки;
- моталка со шпинделем, шкивом, защелкой, катушечным стержнем, нижним натяжителем.
По типу конструкции можно выделить машинки, оснащенные разными типами привода: ножным, электрическим, ручным. В зависимости от стороны, куда смотрит челнок, выделяют правоходные и левоходные модели (вторые более позднего производства). Машинки с электроприводом оснащены специальной педалью и работают гораздо быстрее, чем с ручным приводом.
Во всех моделях установлено челночное устройство с центральной шпулей. Максимальная скорость шитья достигает 1200 об/мин, длина стежка достигает 4 мм. Швейное оборудование поддерживает создание прямого шва, обратной строчки, оснащено удобным переключателем хода. В комплектацию включена базовая рабочая платформа, имеющая габариты 37,1х17,8 см.
Модельный ряд включает следующие варианты.
«Подольск 2М»
Самая распространенная модель, практически полностью соответствующая швейной машинке Singer. Этот вариант широко использовался на школьных производственных комбинатах и сегодня можно найти оборудование в очень хорошем состоянии. По мощности и другим характеристикам машинка не уступает многим аналогам с электромотором. «Подольск 2М» подходит для шитья толстых материалов, многослойных изделий, натуральной кожи. Единственный недостаток — ограниченный перечень доступных операций.
«Подольск 132»
Электромеханическая машина с педалью, внешне похожая на современные варианты. Рассчитана на сшивание шерстяных, льняных, шелковых тканей, может осуществлять строчку по прямой, зигзагом, штопать и вышивать. Машинка поддерживает работу с двустержневыми иглами. Это первая модель полного зигзага, выпущенная ПМЗ.
«Подольск 142»
Усовершенствованная модель, функционально почти не отличающаяся от предыдущего варианта. Дизайн стал более совершенным, элементы управления – эргономичными, повысилось качество металла.
Настройка и регулировка
Даже если в наличии только старая машина, ее всегда можно настроить и применить по назначению. Для опытной швеи не составит труда открыть внутренние механизмы в подставке, заправить нить в челнок, наладить прижим лапки. Для новичка даже такая задача, как необходимость вставить иглу в держатель или наладить свободный ход маховика, может стать серьезной проблемой.
Отрегулировать работу техники поможет тщательное следование инструкциям.
Смазка
После долгого простоя, а также при интенсивной эксплуатации трущиеся детали швейной машинки «Подольск» нуждаются в смазке. Ежедневные манипуляции производятся во всех узлах механизма. Труднодоступные части имеют специальные отверстия для заливки машинного масла. Чтобы добиться правильной работы челнока, его направляющие элементы в корпусе механизма тоже смазывают, а для нанесения состава для снижения трения на шарнирную часть игловодителя понадобится снять фронтальную панель машинки.
Регулировка давления лапки
Интенсивность прижимания материала меняется достаточно редко. Но в некоторых случаях это оказывается необходимо. Изменить заводские параметры просто: необходимо лишь повернуть головочный винт. Делается это по направлению против часовой стрелки, если нужно уменьшить нажим, и по ее ходу, чтобы его увеличить. Обычно оказывается достаточно 2-3 оборотов.
Обратная строчка
Все машинки ПМЗ могут вести строчку в обратном направлении или против хода. Для того чтобы активировать режим, нужно передвинуть рычажок регулятора, определяющего длину стежка, на фронтальной панели справа до упора вверх. Чтобы вернуться к обычному режиму шитья, достаточно будет просто переместить его вниз.
Длина стежка не меняется – переключать строчку на прямую и обратную можно прямо в процессе работы.
Настройка длины стежка
Стандартная длина 1 стежка для механической швейной машины равна 1,5-2 мм. Этого будет достаточно для материалов средней плотности. Если ткань более тонкая, частоту строчки нужно уменьшить. Для толстых тканей рекомендуется увеличивать этот показатель до максимальных значений.
Настройка длины стежка на швейных машинах ПМЗ осуществляется в диапазоне от 1 до 4 мм. Регулятор находится на фронтальной панели и выглядит как рычажок, перемещающийся по шкале вверх и вниз. Шкала с цифрами, равными желаемым параметрам ширины, имеет градацию в 0,5 мм, обеспечивает точность контроля за шагом иглы.
Средняя черта, отделяющая нижнюю половину регулятора от верхней, разграничивает переключение обратного и прямого хода. Фиксация нужной ширины шага осуществляется при помощи специального головочного винта. Его ослабляют для перемещения регулятора и затягивают по достижению нужного положения.
Подбор номеров швейных принадлежностей
Правильное сочетание толщины ниток и иглы с типом ткани во многом влияет на качество формируемой строчки. Стандартно для работы на машинах ПМЗ используют иглы № 70, 80, 90, 100, 110. Чем выше номер, тем толще острие. У ниток нумерация идет в обратном направлении — самые толстые имеют № 10, тонкие – № 90-100. В инструкции к технике есть сводная таблица, определяющая соответствие параметров игл и шовного материала.
Натяжение нити
В случае с верхней ниткой оно регулируется при помощи винта на пружинном устройстве. Для проведения работ нужно обязательно опустить лапку на поверхность рабочей платформы. После этого можно при помощи отвертки усилить натяжение, повернув гайку вправо либо ослабить его, действуя в противоположном направлении.
Отрегулировать свободу хода нижней нити можно, вынув шпульный колпачок из крепления. На челноке есть специальный винт, вращая который вправо можно усилить натяжение, а влево — ослабить его. В большинстве случаев менять регулировку нижнего челнока не приходится.
Обычно добиться нужного качества строчки можно только при изменении натяжения верхней нити.
Правила эксплуатации
Инструкция, приложенная к швейным машинкам ПМЗ, достаточно подробно рассказывает о том, как правильно пользоваться этой техникой. Среди основных рекомендаций можно выделить следующие моменты.
- Вращение маховика при шитье должно производиться только по направлению к мастеру. При изменении направления нитки в челноке могут запутаться, создав массу дополнительных проблем.
- Когда машина прекращает шить, нужно обязательно поднять лапку и оставить ее в таком положении. Оставлять прижимное устройство в контакте с рабочей платформой запрещается.
- Нельзя допускать пуск машины без ткани, подложенной под поверхность лапки. Это приведет к тому, что зубцы двигателя просто затупятся. Кроме того, так возникает риск повреждения нижней части лапки.
- При шитье необходимо обеспечивать сохранение естественного продвижения ткани. Нельзя тянуть ее, дергать — игла будет сломана.
- Смещающая пластина, закрывающая челночный отсек, во время работы обязательно контролируется. Во избежание поломки механизма лучше проверить примыкание крышки.
- При подготовке к началу шитья необходимо совместить верхнюю и нижнюю нитки, а затем протянуть их в сторону, противоположную от швеи. Под лапку на рабочую платформу укладывается материал, затем лапка опускается и при вращении вала маховика игла протыкает ткань.
Это основные правила, которые рекомендуется соблюдать при работе со швейными машинами ПМЗ. Они обеспечивают выполнение базовых требований безопасности и продлевают срок службы техники.
Основные неисправности и их устранение
Механическая конструкция швейных машин ПМЗ позволяет делать их ремонт своими руками. Достаточно разобраться в особенностях конструкции, принципах работы оборудования и разобрать, а затем собрать технику окажется совсем несложно. Понять, с какими основными неисправностями приходится иметь дело чаще всего, помогает изучение основных жалоб владельцев швейных машинок.
Машина мнет материал
Особенно часто швейные машины ПМЗ с игольной пластиной под зигзаг заминают тонкие или эластичные материалы. Ткань затягивается в игольную пластину, повреждается.
Устранить проблему поможет использование специального водорастворимого стабилизатора или обычной тонкой бумаги.
Пропуски стежков
Среди дефектов строчки одной из самых серьезных проблем является пропуск стежков. Такой вид нарушений шва предусматривает наличие разных типов поломок. Большинство из них мастер способен решить самостоятельно, без посторонней помощи.
Машина пропускает стежки, если настройки взаимодействия, в которое вступают челночный механизм и игла, нарушены. Например, при увеличении зазора между этими элементами более 0,3 мм, носик иглы будет смещаться, не задевая петлю. Стежок окажется пропущен. Исправить проблему поможет регулировка, в ходе которой можно воспользоваться лупой. Порядок действий будет следующим:
- убедиться, что переключатель стоит на прямой строчке;
- снять игольную пластину;
- демонтировать лапку;
- прокрутить маховик так, чтобы игла перешла в нижнее положение;
- отрегулировать зазор до 0,15-0,25 мм.
Иногда пропуски стежков связаны с неправильным подбором иглы. Если ее колба имеет круглую промышленную форму или меньший диаметр, пропуски будут неизбежны. Устранить неисправность поможет установка правильной иглы.
Обрыв нити
Если в швейной машине ПМЗ постоянно рвется верхняя нить, способов решения проблемы, как и ее источников, может быть много. Первая и главная — чрезмерное затягивание регулятора натяжения. Если пружина сжата слишком сильно, нитка просто не сможет свободно перемещаться. Причиной неисправности может оказаться и неправильная сборка, особенно если натяжитель с пружиной разбирали. Достаточно просто снова выполнить демонтаж и проверить правильность установки всех элементов.
Распространенной причиной обрыва нити является и использование некачественных ниток. Если на них есть явные перепады толщины, при работе точно возникнут проблемы. Кроме того, игла и нить могут просто не соответствовать толщине и плотности ткани.
Обрывы могут спровоцировать зазубрины, образовавшиеся на игольной пластине или челноке из-за долгой эксплуатации.
Засорение механизма
За долгую эксплуатацию у любой швейной машины внутри скапливаются обрезки нитей, очесы ткани. Для их удаления нужно снять все детали, не требующие сложного демонтажа. Можно удалить лапку, иглу, игольную пластину, фронтальную панель и челнок. Для очистки механизма внутри подходит зубная щетка. Засоренный челнок не позволит машинке нормально шить, игла будет заедать.
Люфт ручного привода
Если конструкция ручного привода имеет люфт, болтается, ручка свободно ходит, нужно правильно отрегулировать механизм. Сначала подтягиваются винты-втулки. Это делают, тщательно смазав элементы через специальные отверстия.
Расшатанную рукоятку лучше ремонтировать специалистам. Нужно выполнить развальцовку верхнего края втулки, но самостоятельно сделать это довольно сложно.
Неверная установка иглы
В большинстве моделей швейного оборудования, аналогичного Singer, игла устанавливается так, чтобы длинная канавка для нитки смотрела вправо. Но опираться только на это правило не стоит — в ранних версиях практиковалась и обратная позиция. Проверить, какой вариант есть в наличии, можно, открыв челночный отсек: при повороте маховика носик челночного устройства всегда находится со стороны лезвия иглы.
Если установка выполнена неправильно, машинка просто не будет шить.
О настройке старой швейной машинки «Подольск» расскажет следующее видео.
We will keep fighting for all libraries — stand with us!
Internet Archive Audio
Live Music Archive
Librivox Free Audio
Featured
- All Audio
- This Just In
- Grateful Dead
- Netlabels
- Old Time Radio
- 78 RPMs and Cylinder Recordings
Top
- Audio Books & Poetry
- Computers, Technology and Science
- Music, Arts & Culture
- News & Public Affairs
- Spirituality & Religion
- Podcasts
- Radio News Archive
Images
Metropolitan Museum
Cleveland Museum of Art
Featured
- All Images
- This Just In
- Flickr Commons
- Occupy Wall Street Flickr
- Cover Art
- USGS Maps
Top
- NASA Images
- Solar System Collection
- Ames Research Center
Software
Internet Arcade
Console Living Room
Featured
- All Software
- This Just In
- Old School Emulation
- MS-DOS Games
- Historical Software
- Classic PC Games
- Software Library
Top
- Kodi Archive and Support File
- Vintage Software
- APK
- MS-DOS
- CD-ROM Software
- CD-ROM Software Library
- Software Sites
- Tucows Software Library
- Shareware CD-ROMs
- Software Capsules Compilation
- CD-ROM Images
- ZX Spectrum
- DOOM Level CD
Books
Books to Borrow
Open Library
Featured
- All Books
- All Texts
- This Just In
- Smithsonian Libraries
- FEDLINK (US)
- Genealogy
- Lincoln Collection
Top
- American Libraries
- Canadian Libraries
- Universal Library
- Project Gutenberg
- Children’s Library
- Biodiversity Heritage Library
- Books by Language
- Additional Collections
Video
TV News
Understanding 9/11
Featured
- All Video
- This Just In
- Prelinger Archives
- Democracy Now!
- Occupy Wall Street
- TV NSA Clip Library
Top
- Animation & Cartoons
- Arts & Music
- Computers & Technology
- Cultural & Academic Films
- Ephemeral Films
- Movies
- News & Public Affairs
- Spirituality & Religion
- Sports Videos
- Television
- Videogame Videos
- Vlogs
- Youth Media
Search the history of over 835 billion
web pages
on the Internet.
Search the Wayback Machine
Search icon
An illustration of a magnifying glass.
Mobile Apps
- Wayback Machine (iOS)
- Wayback Machine (Android)
Browser Extensions
- Chrome
- Firefox
- Safari
- Edge
Archive-It Subscription
- Explore the Collections
- Learn More
- Build Collections
Save Page Now
Capture a web page as it appears now for use as a trusted citation in the future.
Please enter a valid web address
- About
- Blog
- Projects
- Help
- Donate
- Contact
- Jobs
- Volunteer
- People
- About
- Blog
- Projects
- Help
-
Donate
Donate icon
An illustration of a heart shape - Contact
- Jobs
- Volunteer
- People
Bookreader Item Preview
Flag this item for
-
Graphic Violence
-
Explicit Sexual Content
-
Hate Speech
-
Misinformation/Disinformation
-
Marketing/Phishing/Advertising
-
Misleading/Inaccurate/Missing Metadata
texts
Руководство к семейной швейной машине класса 1-м
- Publication date
-
1961
- Topics
- A300, ПЛ
- Collection
- nicolai-woodenko-library; additional_collections
- Language
- Russian
Подольск
- Addeddate
- 2019-10-23 07:36:10
- Identifier
- B-001-031-992-ALL
- Identifier-ark
- ark:/13960/t48q40t78
- Ocr
- ABBYY FineReader 11.0 (Extended OCR)
- Scanner
- Internet Archive HTML5 Uploader 1.6.4
plus-circle Add Review
plus-circle Add Review
comment
Reviews
There are no reviews yet. Be the first one to
write a review.
448
Views
DOWNLOAD OPTIONS
download 2 files
ABBYY GZ
Uplevel BACK
775.6K
B-001-031-992-06-01_abbyy.gz download
784.8K
B-001-031-992-06-02-CW90_abbyy.gz download
download 2 files
DAISY
Uplevel BACK
—
B-001-031-992-06-01_daisy.zip download
—
B-001-031-992-06-02-CW90_daisy.zip download
For print-disabled users
download 2 files
EPUB
Uplevel BACK
—
B-001-031-992-06-01.epub download
—
B-001-031-992-06-02-CW90.epub download
download 1 file
EXCEL download
download 2 files
FULL TEXT
Uplevel BACK
83.1K
B-001-031-992-06-01_djvu.txt download
84.0K
B-001-031-992-06-02-CW90_djvu.txt download
download 2 files
GENERIC RAW BOOK ZIP
Uplevel BACK
28.5M
B-001-031-992-06-01_images.zip download
28.5M
B-001-031-992-06-02-CW90_images.zip download
download 1 file
ITEM TILE download
download 2 files
KINDLE
Uplevel BACK
—
B-001-031-992-06-01.mobi download
—
B-001-031-992-06-02-CW90.mobi download
download 2 files
Uplevel BACK
2.0M
B-001-031-992-06-01.pdf download
2.0M
B-001-031-992-06-02-CW90.pdf download
download 2 files
SINGLE PAGE PROCESSED JP2 ZIP
Uplevel BACK
16.7M
B-001-031-992-06-01_jp2.zip download
16.7M
B-001-031-992-06-02-CW90_jp2.zip download
download 1 file
TORRENT download
download 1 file
ZIP download
download 21 Files
download 9 Original
SHOW ALL
IN COLLECTIONS
Nicolai Woodenko Library
Additional Collections
Uploaded by
Nicolai Woodenko
on
SIMILAR ITEMS (based on metadata)
Terms of Service (last updated 12/31/2014)
При Советском Союзе во многих семьях можно было найти швейную машинку «Подольск 142», крайне популярную и продвинутую по тем временам. Найти ее можно и сегодня: несмотря на возраст, машинка отлично справляется с простым шитьем и хорошо служит. Работает она как с тонкими тканями, так и с толстыми.
История швейной машины «Подольск 142»
История швейной машинки «Подольск 142» тесно связана с американской компанией «Зингер». Продукция фирмы пользовалась огромным спросом, но в начале XX века цена на нее сильно выросла: доставлять за океан было недешево. Появились конкуренты, и владельцы «Зингер» решили открыть в Российский империи отдельный завод. Произведенные швейные машинки должны были покрыть потребности России, Турции, Китая, Японии, Персии и Балкан.
«Подольск 142» остается популярной и в наши дни
Завод начал работать в 1902 году, в 1918 его национализировали большевики, временно работа прекратилась. Фабрика вновь заработала только в 1923 году под именем «Госшвеймашина», а в 1931 году ее переименовали в Подольский механический завод («ПМЗ»). Он успешно пережил ВОВ и 90-е, но в начале 2000-х ПМЗ был закрыт, так как рынок оказался пресыщен иностранной продукцией, и российский производитель оказался невостребован.
Первые модели были копиями «Зингеров».
«Подольск 142» впервые была выпущена в 1980-х годах.
Швейная машинка «Подольск 142»
Главное отличие «Подольск 142» в возможности делать шов «зигзаг» и обрабатывать края ткани. Прошлые модели могли шить только прямо, а модель-предшественник «Подольск 132» хоть и обладал схожими возможностями, был несовершенен и требовал доработки.
Устройство
«Подольск 142» представляет собой улучшенную модификацию модели «Подольск 132». Основные технические характеристики следующие:
- Частота вращения основного вала: до 1 тысячи оборотов/минуту.
Шить можно и быстрее, но при более высокой скорости детали быстрее изнашиваются.
- Вес: 39 кг машинки с ножным приводом и 16 кг с электроприводом в чемодане-футляре.
- Максимальная длина прямого стежка: 4 мм.
- Максимальная ширина «зигзага»: 5 мм.
- Смещение иглы: до 2,5 мм от центра в сторону.
- Максимальная толщина ткани: 5 мм.
- Высота поднятия лапки: 8 мм.
Некоторые машинки работали от ножного привода
Комплектация
В комплект входили:
- Сама машинка.
- Ножной (с ремнем) или электрический привод.
- Набор из 5 обычных и 3 двухстержневых игл.
- Несколько разных лапок, в том числе для потайной молнии и пуговиц.
- 4 шпульки и штопательное приспособление.
- Вдеватель ниток.
- Лампа с электроприводом.
- Чехол в виде чемодана или шкаф-стол.
Многие швеи опасаются покупать модель с рук, поскольку производство и техники, и запчастей закрыто. Их опасения напрасны: сама техника достаточно прочная и может служить долго, регулировка несложная, а необходимые детали можно найти в специализированных мастерских.
Инструкция по эксплуатации машинки
Швеи отмечают, что инструкция к швейной машине «Подольск 142» по эксплуатации необязательна: работать с ней очень легко, действия запоминаются быстро.
Часть машинок производилась в специальном чемоданчике
Как подготовить к работе
Перед началом работы необходимо проверить, в порядке ли техника, верны ли настройки, при необходимости произвести наладку. Необходимо несколько раз прострочить кусок ткани, с которой планируется работать.
Как заправить нить
В машинке есть две нити – верхняя и нижняя. Заправить необходимо обе. Верхняя нить заправляется в несколько шагов. Необходимо:
- Поставить катушку ниток на катушечный стержень.
- Поднять иглу в верхнее положение.
- Продеть нитку через нитенаправитель, затем провести между шайбами, отвечающими за регулирование натяжения нити, продеть в ушко рычага и завести за крючок нитенаправителя, следом – за крючок иглодержателя.
- В конце продеть нить в ушко иголки.
Схему можно найти в инструкции
Нижняя нить также вставляется несложно. Потребуется:
- Поднять иглу.
- Убрать пластину, закрывающую отсек, и вытащить шпульку.
- Намотать на нее нить и поставить обратно.
- Медленно крутить колесо, чтобы вытащить нить наверх.
В инструкции к швейной машинке «Подольск 142» есть наглядная схема прохождения нити, которой можно воспользоваться.
Заправка нижней нити проста
Как намотать нить на шпульку
На швейной машинке есть специальное устройство, благодаря которому можно быстро намотать нить на шпульку.
- Сверху на корпусе есть специальная металлическая деталь, которую нужно передвинуть в нужный режим.
- Нить с катушки нужно провести через шайбы напряжения и вручную намотать несколько витков на шпульку. Это поможет закрепить нить.
- Нажать на педаль и проследить, чтобы нить намоталась ровно.
Как управляться с машинкой в работе
Управление зависит от конкретного материала и необходимых операций:
- Перед началом шитья необходимо установить длину стежка и высоту: для толстой ткани лучше выбрать «Н», для тонкой – «Ш», при штопке – «В».
- При выметывании петель и шитье молний потребуется установить маленький шаг.
Перед началом работы необходимо проверить шов на ткани
- При работе с тонким материалом нужно подтягивать его за лапку. Это поможет избежать затянутости швов.
- Положив ткань, швея должна опустить лапку и плотно прижать ее. Закончив шить, лапку нужно поднять и потянуть ткань на себя, отрезать нитку, оставив хвост в несколько сантиметров.
Уход за машинкой
Хоть «Подольск 142» и считается практически «неубиваемой» техникой, ухаживать за ним необходимо, иначе срок службы сократится в несколько раз.
Смазка
Смазывать машинку необходимо хотя бы раз в месяц, при частом использовании – дважды в месяц. Сделать это несложно: необходимо снять все доступные болты и подвижные детали, убрать грязь и нанести масло на узлы.
Рекомендуется использовать масло И-20А ГОСТ 20799-75.
После сборки машинки под ее лапку нужно положить кусок ненужной ткани и оставить ее на 1-2 дня. За это время излишки масла вытекут и впитаются в тряпку.
Чистка
Одновременно с нанесением смазки нужно почистить детали. Делается это после разборки при помощи щетки с упругой щетиной.
Тщательный уход важен для долгой службы машинки
Ремонт механизма
Ремонт лучше всего доверить профессионалам, но некоторые мелкие неполадки швея может исправить и самостоятельно, пользуясь руководством.
Как установить иглу швейной машины
При правильном расположении длинный желобок иглы для скольжения нити должен располагаться с правой стороны, где нитка заправляется в ушко.
Иглу необходимо вставить в иглодержатель до упора, затем зафиксировать головочным винтом.
На некоторых швейных машинах «Подольск» расположение иное – перед началом работы лучше уточнить в инструкции.
Как проверить крепления, соединения узлов
Фиксация осуществляется самораскручивающейся гайкой, поэтому для работы потребуется отвертка. Нужно осмотреть машинку, при обнаружении люфта ослабить гайку и подтянуть втулку. Натяжение при этом не должно быть плотным, нужно оставить небольшой зазор.
Иглу важно закрепить правильно
Проверка ручного привода
Самые частые проблемы – слабые узлы, незакрепленная ручка и отсутствие смазки. Необходимо подтянуть винты «М» и «К» отверткой и смазать все маслом, особенно сами винты.
Самым слабым узлом является устройство для намотки ниток. Чаще всего изнашивается резиновый ободок, который необходимо заменить.
Как удалить высохшую смазку
Это делается специальной щеткой с упругой и прочной щетиной. После разбора деталей смазка счищается с них.
Как отрегулировать игловодитель
Это делается при помощи специального винта, который расположен внутри корпуса. Поскольку винт полностью спрятан, его можно подкрутить только плоской отверткой наощупь.
Винт снаружи закрепляет иглу
Необходимо сделать оборот колесом-маховиком, подвести челнок к игле и затянуть винт.
Плюсы и минусы в швейной машинке «Подольск 142»
К достоинствам «Подольск 142» относятся надежность, долговечность, простота работы и ухода. Из-за малого количества операций переключение с одной на другую не вызывает сложностей, детали для управления имеют маркировки на корпусе. Упрощена заправка верхней и нижней нитей, что позволяет справиться с машинкой даже начинающим швеям. Также швеи отмечают, что модель работает практически с любыми нитками и иголками, при шитье не тянет и не зажевывает даже сложные ткани.
Швейные машинки «Подольск 142» можно встретить на уроках труда в школе: благодаря простоте использования на них легко научиться шить.
К недостаткам можно отнести:
- Отсутствие электронного управления в некоторых моделях;
- Малое количество доступных операций и ограниченная область применения из-за этого;
- Устаревший дизайн;
- Закрытие производства: купить новую машинку не получится, но купить хорошо сохранившуюся с рук можно.
Главный недостаток машинки – ее больше не выпускают
Подольская фабрика, производящая одноименные швейные машинки, закрылась более 10 лет назад, но ее продукция продолжает пользоваться спросом. Швейная машина «Подольск 142» – это крепкая, простая в сборке и работе машинка, которая легко справляется со многими работами.
В этой статье речь пойдёт о дешёвой и доступной швейной машинке “Подольск”. Каждая вторая семья в том или ином виде имела подобный аппарат.
История швейных машин Подольск
В 19 веке Георг Нейдлингер – европейский агент фирмы Зингер, предложил основать производство швейных машин в России. Завод под руководством Вальтера Франка Диксона строился быстро. Провинциальный Подольск имел много дешевой земли и рабочей силы. Немецкий концерн, расширяя производство швейного оборудования, в 1902 году открыл в Подольске завод.
К 1913 году Подольское предприятие выпускало 600 000 машинок в год. Это 2500 изделий в день. Они продавались по всей Российской Империи, не уступали по качеству импортным устройствам, для небогатых людей реализовывались в рассрочку. На территории страны была развернута сеть фирменных магазинов.
После революции предприятие было национализировано, но, несмотря на разрыв отношений с “головным офисом”, производство оборудования не прекратилось. Лишь 77 лет спустя, в 1994 году, “Зингер” возобновил сотрудничество с подольским представительством.
Модели
Швейная машина Подольск 2м
Наиболее распространённый в РФ аппарат – простая машина с ручным приводом, иногда с ножной педалью; долгое время была почти единственной ходовой машинкой в России. До сих пор в школьных мастерских можно увидеть такие экземпляры с ручным приводом.
Достоинства: по мощностным характеристикам она не уступает современным электронным аналогам. Толстые ткани сшивают аккуратно и надежно.
Недостатки: ограниченный ассортимент действий. Можно заниматься только самыми простыми операциями.
Швейная машина Подольск 132
Модель специализируется на работе с синтетикой, шёлком, льном и шерстью.
Строчки, которыми можно шить:
- Прямая
- Зигзаг
Также “Подольск-132” с ножным приводом может вышивать и штопать. Возможно использование как одностержневых, так и двустержневых игл.
Перечень разрешённых к использованию ниток:
- 1 текс х 3 (№30);
- 16,5 текс хЗ (№40);
- 13 текс х 3 (№ 50);
- 10 текс х 3 (№ 60);
- 7Т5 текс х 3 (№,80) ГОСТ 6309-73;
- Нитки из натурального крученого шелка № 65 по ГОСТ 22665-77
Достоинства: надёжная, долговечная, простая в освоении;
Недостатки: тяжёлая, занимает много места.
Швейная машина Подольск 142
Простой агрегат из стальных деталей – почти не ломается. Как и её предшественница (132-я), эта модель шьёт и прямой строкой, и зигзагом.
От предыдущей модели отличается несущественно:
- улучшенное качество металла, из которого произведены детали и
- улучшенный дизайн с эргономикой (удобство управления).
Подольск 142 требует лишь периодического ухода и смазки; в наличии устройство для наматывания нити.
Достоинства: надёжность, высокое качество сборки, долговечность.
Недостатки: масса, габариты
Инструкция для швейной машины Подольск (ПМЗ — Подольского Механического Завода)
Скачать инструкцию к швейной машине Подольск
Диагностика швейной машины Подольск
Ремонт и настройка швейной машины “Подольск” своими руками
Как узнать год выпуска
Год производства, с вероятностью больше 90 процентов – между 1960 и 1980 годами, поскольку в этом время была выпущена львиная доля единиц машинки ПМЗ. Все они типовые, и практически ничем не отличаются (все детали подходят друг к другу).
Проверка работоспособности швейной машины Подольск
Если в ваши руки попал экземпляр машинки (а других сейчас не найти – только если кто-то бережно хранил её несколько десятков лет в идеальных условиях), прежде всего нужно:
- Проверить челночный ход (чистка отсека от очёсов – просто необходимая мера);
- Снять все подвижные элементы, которые получается снять (включая игольную пластину и главную крышку);
- Ветошью или специальной щёточкой (со щетинками из мягкого металла) пройтись по зубчикам, пазам вращения (где копится больше всего грязи из-за масла/солидола) и по шпульному колпачку;
- Как бы анекдотично не звучало, но постарайтесь сделать так, чтобы после обратной сборки машинки у вас не осталось лишних деталей. Особенность продукции Подольской фабрики в том, что лишних деталей у неё просто не бывает.
Как ставится игла
Многие начинающие швеи могут “срезаться” на этом моменте, и посчитать, что машинка безвозвратно сломана и не подлежит ремонту – часто оказывается, что в неё просто неправильно поставлена игла.
На схематичном рисунке изображено, как всё должно выглядеть:
Смазка центральных узлов швейной машины Подольск
Важно соблюдать два правила:
- Не забывайте о труднодоступных местах – соединительные стыки, малозаметные пазы, шарниры. Основные узлы – вал, привод, почти всегда имеют отверстия, в которые можно капнуть специального масла. ГОСТ по маслам описан в инструкции;
- Внешняя, видимая часть устройства так же нуждается в смазке, как и внутренняя – это сильно облагораживает внешний вид машинки. Постарайтесь не замасливать места, на которых позже будет находиться ткань, чтобы не пришлось её выбрасывать из-за жирных пятен.
Регулировка машинки Подольск. Особенности игловодителя
Периодически, при работе с грубой тканью, происходит следующее – из-за специфики материала игловодитель сдвигается вверх и швейная строка начинает прерываться. Чтобы это предотвратить, нужно изменить положение иглы. Делается это следующим образом:
- Регулировочный винт крепления игловодителя находится внутри корпуса фронтального отсека, и доступ к нему возможен только через специальное отверстие. Вы не увидите винт, но в его пазы на ощупь можно ставить короткую плоскую отвертку. Винт находится с правой стороны машинки, и его нужно лишь ослабить, но ни в коем случае не выкручивать полностью! Вставить его обратно будет значительно сложнее.
- Поворотом маховика подведите носик челнока к игле и отрегулируйте положение иглы так, чтобы в момент встречи носика челнока и иглы, он проходил нижней кромкой выше ушка иглы на 1,5 – 1,8 мм. После установки этого положения, плотно затяните винт игловодителя.
Тест состояния привода
Как вы знаете, при ручном шитье, элементы привода крутятся в разные стороны – малый вал по часовой стрелке, большой – против. На каждом из них находятся винты – втулки, их нужно плотно зафиксировать, предварительно смазав спец. маслом. Сначала большой вал, затем малый.