Сколько лет действует инструкция по охране труда

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Периодичность пересмотра инструкций по охране труда

Периодичность пересмотра инструкций по охране труда

Подборка наиболее важных документов по запросу Периодичность пересмотра инструкций по охране труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Тематический выпуск: Практическое руководство по охране труда в образовательных организациях
(«Управление образовательной организацией», 2020, N 8)Организует и координирует работу по охране труда в организации. Организует, участвует в разработке и контролирует функционирование системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда. Определяет и систематически корректирует направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации. Организует осуществление контроля за соблюдением в структурных подразделениях организации требований нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда. Организует информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Организует контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания. Организует контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты. Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, контролирует проведение инструктажей (вводных, первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда. Осуществляет контроль за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач. Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в организации в установленном порядке. Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Организует и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы. Организует работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, поставке средств индивидуальной и коллективной защиты, а также по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты предложений по их поставке. Организует и участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведении анализа причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению. Осуществляет разработку мероприятий по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда. Организует и участвует совместно с другими структурными подразделениями организации в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков. Организует проведение контроля за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и трудового обучения школьников. Организует и контролирует своевременное составление и представление отчетности по установленной форме. Руководит работниками службы охраны труда.

Нормативные акты

Когда и как вносить изменения в инструкции по охране труда

Не все организации должны пересматривать инструкции по охране труда раз в пять лет. Для некоторых работодателей сроки сокращенные, а другие наоборот могут делать это реже. Узнайте, от чего зависит порядок пересмотра, как установить его для своей организации и кому нужно это делать чаще других. Кроме того, мы рассказали, в каких случаях все работодатели обязаны вносить изменения в инструкции, как правильно их оформить и согласовать с профсоюзом, чтобы это не закончилось внеплановой проверкой ГИТ.

Как часто нужно пересматривать и переутверждать инструкции

Минтруд рекомендует проверять и пересматривать инструкции по охране труда не реже одного раза в пять лет (п. 5.6 Методических рекомендаций, утв. постановлением Минтруда от 17.12.2002 № 80). Но работодатель вправе сам определить периодичность переутверждения локальных нормативных актов по охране труда для обучения персонала в зависимости от производственной необходимости. Поскольку законодательство в сфере безопасности динамично меняется и кроме планового пересмотра возникают другие причины, из-за которых нужно вносить изменения в инструкции.

Отраслевые и межотраслевые правила могут устанавливать более короткий срок планового пересмотра инструкций. Если такие нормативные правовые акты прошли регистрацию в Минюсте, работодатель обязан соблюдать эти сроки. Например, для электротехнического и электротехнологического персонала пересмотр инструкций проводят не реже одного раза в три года (п. 1.2.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6). При эксплуатации газового хозяйства работодатель обязан пересматривать инструкции по охране труда не реже одного раза в пять лет, а для работ с повышенной опасностью — не реже одного раза в три года (п. 1.4.4 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций, утв. постановлением Минтруда от 12.05.2003 № 27).


Письмо Минэнерго № 09-1017 <О рассмотрении обращения>


Чтобы установить срок пересмотра инструкций, руководствуйтесь не только правилами по охране труда, но и правилами технической эксплуатации. Например, при эксплуатации тепловых энергоустановок инструкции по охране труда пересматривают не реже одного раза в два года (п. 2.8.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Минэнерго от 24.03.2003 № 115).

Когда работодатель обязан внести изменения в инструкцию

Вне зависимости от установленной периодичности пересмотра инструкции, работодатель обязан внести изменения, когда поменяли условия, которые способны оказывать влияние на жизнь и здоровье сотрудников, а также на уровень производственных факторов в рабочей зоне. Персонал должен знать об изменениях, от которых зависит их безопасная работа. Поэтому инструкцию по охране труда обязательно нужно переработать, если изменили:


Обратите внимание

Проект изменений для инструкции составляет руководитель подразделения и согласовывает его со специалистом по охране труда


  • технологический процесс;
  • производственное оборудование;
  • состав применяемых материалов или сырья;
  • средства индивидуальной и коллективной защиты.

Инструкции также пересматривают, если в организации произошел несчастный случай, основной или сопутствующей причиной которого были недостатки в обучении по охране труда. Например, не подробно описали безопасные методы и приемы выполнения работ.

Работодатель должен организовать пересмотр инструкций, если поступило мотивированное предложение от самих сотрудников, от выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников. Также причиной досрочного пересмотра инструкции может стать переход предприятия из одной правовой формы в другую или структурная реорганизация. Так как в этом случае цех, рабочее место, а также организация могут поменять свое название. Например, работодатель решил переименовать должность пожарного техника в специалиста по противопожарной профилактике, как это указано в профстандарте, — значит, нужно переиздать инструкцию.

Как оформить изменения в инструкции


Обратите внимание

Рекомендуем после переиздания не менять номера инструкций, а лишь изменить год. Например, инструкцию № 45–2017 пересмотрели в 2019 году и присвоили № 45–2019


Оформить лист изменений. Для этого берут отдельный лист, в котором прописывают, что конкретно изменилось. Это могут быть дополнения, исправления или исключения из первоначальной редакции инструкции. Согласуйте лист изменений с представительным органом работников и сделайте его приложением к приказу о внесении изменений в инструкцию. После того как директор утвердит приказ, приложите копии листа изменений к каждой инструкции.

Способ удобен тем, что требует минимальных затрат по времени. Однако для работников такой вариант тяжелый для восприятия. Они могут запутаться, какие требования новые, а какие — отмененные.

Переиздать инструкцию. В этом случае предстоит более длительная процедура, так как нужно заново пройти весь процесс разработки, согласования и утверждения инструкции. Причем на каждом шаге представители будут изучать весь текст документа от начала до конца. Этот способ предпочитают при плановом пересмотре инструкций или при существенных изменениях в законодательстве по охране труда. Также выбирайте такой способ, если хотите избежать путаницы в требованиях инструкции у работников.

Как согласовать изменения в инструкции с представительным органом работников

Изменения в инструкции по охране труда необходимо согласовать с представительным органом работников при его наличии (ст. 212, 372 ТК). Для этого работодатель в лице руководителя организации направляет проект новой инструкции и обоснование по нему в виде пояснительной записки в профком или другой представительный орган работников, который представляет интересы работников.

Представительный орган работников за пять рабочих дней изучает проект изменений и направляет работодателю мотивированное мнение о нем в письменной форме. В случае если представительный орган не согласен или хочет внести дополнения и поправки, он сообщает об этом работодателю. В течение трех календарных дней работодатель должен провести переговоры с представительным органом и прийти к согласию (ст. 372 ТК). Если стороны не пришли к общему мнению, оформляют протокол разногласий. В этом случае работодатель утверждает инструкцию без согласования.

Рекомендуем в итоге договориться с представительным органом работников, так как он вправе обжаловать протокол разногласий в ГИТ или суде. Когда инспекция труда получает такую жалобу, она обязана провести внеплановую проверку у работодателя в течение месяца. Если инспектор подтвердит нарушения со стороны работодателя, он вынесет предписание об отмене приказа об утверждении инструкции.

Как издать приказ об утверждении изменений

Любые изменения в инструкции по охране труда работодатель утверждает приказом. Если инструкцию переиздают целиком, то приказ одновременно должен утверждать новую и отменять действие старой инструкции. Если для актуализации инструкции оформляют лист изменений, то его делают приложением к приказу. В случае когда изменения вносят сразу в несколько инструкций, то достаточно одного общего приказа.

В соответствии с положениями, изложенными в статье 212 ТК РФ, работодатели обязаны обеспечивать безопасность труда своих сотрудников. Чтобы установить правила работы, призванные защитить персонал от возможного причинения вреда здоровью, службой охраны труда разрабатывается инструкция по охране труда. Новые сотрудники должны быть ознакомлены с ней под роспись. А вот на какой период должен устанавливаться срок действия инструкции по охране труда и когда он пересматривается, знает далеко не каждый руководитель компании, поскольку в ТК об этом не говорится.

Содержание инструкции

Прежде чем допустить работника к выполнению трудовых обязанностей, с ним нужно провести инструктаж, затем ознакомить человека с утвержденной инструкцией. Разрабатывается она с учетом информации и положений, изложенных в следующих документах:

  • межотраслевые, отраслевые типовые инструкции по охране труда:

  • если типовых актов нет, то применяются межотраслевые и отраслевые правила;

  • инструкции по эксплуатации и ремонту оборудования, предлагаемые производителями;

  • документация на технологическую линию, используемую в производстве, с условиями, рекомендуемыми разработчиками, с учетом конкретного рабочего места и т.п.

Каждый пункт должен быть изложен максимально доступным языком. Основная цель – чтобы сотрудник знал, что нужно делать и какие требования следует соблюдать, чтобы не нарушать технику безопасности в процессе работы.

Читайте также: Охрана труда на предприятии: с чего начать?

Для каких сотрудников нужно ввести инструкции

На любом производственном месте, каждый человек должен знать требования инструкции. Поэтому они вводятся и применяются:

  • ко всем должностям, профессиям – для сотрудников с одинаковыми должностями и условиями труда действует одна форма;

  • к фактическому виду работ.

Если вводится новая штатная единица – нужно подготовить инструкцию по охране труда. Иначе вся тяжесть ответственности в случае несчастного случая будет полностью возложена на руководство, нарушившего требования ТК РФ.

Есть установленные правила, а работник не стал им следовать, нарушая технику безопасности – значит, возможно привлечь его к дисциплинарной ответственности по ст. 192 ТК, и даже уволить при угрозе или наступлении тяжких последствий (пп. «д» п.6 ст.81 ТК РФ). Выполнять требования инструкции — обязанность работника (ст. 214 ТК).

Срок инструкций по охране труда

Организовать работу по охране труда на новом рабочем месте нужно до приема персонала на эту должность.

Новые инструкции по охране труда 2019 можно использовать после утверждения их приказами руководства. Старые инструкции продолжают действовать до замены их новыми.

Общий срок действия инструкций указан в «Методических рекомендациях по разработке инструкций по охране труда» (утв. Минтрудом РФ 13.05.2004) — он составляет 5 лет.

Пересмотр инструкций по охране труда

Работодатели проверяют, пересматривают инструкции не реже, чем один раз в 5 лет (п. 6 Методических рекомендаций от 13.05.2004). При желании или необходимости можно делать это чаще. Срок пересмотра можно закрепить в отдельном положении или другом документе организации.

Есть случаи, когда инструкции по охране труда пересматриваются в обязательном порядке досрочно:

  • при изменении межотраслевых, отраслевых правил ОТ;

  • когда меняются условия труда отдельного работника;

  • используется новая техника, вводится другая технология;

  • после произошедшего несчастного случая, выявления профзаболевания, производственной аварии;

  • по предписанию инспекторов ГИТ.

Если пересмотр документа влечет за собой его изменение с целью повышения безопасности и устранения недочетов по выявленным случаям – в этом случае необходимо подготовить новую форму инструкции.

Кроме того, пунктом 2.4 ч. II приложения к Постановлению Минтруда от 17.12.2002 г. N 80 «Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» оговаривается, что федеральные органы могут продлевать действие уже действующих актов — инструкций, не более двух раз, а учитывая пятилетний срок, общий период действия одной инструкции не превышает 15 лет. Такой же срок пересмотра инструкций по охране труда должны соблюдать работодатели.

Таким образом, если никакие условия труда не изменились, сотрудник продолжает выполнять те же обязанности, и не было изменений в соответствующих государственных документах – инструкцию можно не обновлять, а продлить ее на следующий пятилетний период.

Оформление документов

Разработкой формы обычно занимается служба охраны труда – при численности штата более 50 человек организовать отдельную службу руководство фирмы обязано. Если персонал состоит из меньшего количества сотрудников, приказом руководителя назначается ответственный за охрану труда сотрудник – им может стать и сам руководитель. Принимать участие в разработке может и профсоюзный орган. Утверждение каждой инструкции и перечня действующих актов следует подтверждать приказом. Положения, перечисленные в форме, могут входить в коллективный договор.

Сами инструкции распечатываются в количестве не менее 3 штук – это не требование законодательства, а производственная необходимость, так как основной документ (оригинал) хранится у руководства, второй экземпляр выдается начальнику структурного подразделения, а третий получает работник – он либо вручается ему лично, либо размещается где-нибудь на стенде около рабочего места.

То есть, инструкция по охране труда – документ, положения которого обязательны и для работника, и для руководства фирмы. Невыполнение любых пунктов формы может в дальнейшем повлечь несчастные случаи, поэтому их несоблюдение наказуемо административными штрафами для должностных лиц или взысканиями, налагаемыми на работника.

Сроки действия проверяются уполномоченными государственными органами. Отсутствие актуальных инструкций по ОТ может повлечь штраф для ИП и должностных лиц 2-5 тыс. руб., а для предприятий – 50-80 тыс. руб. (п. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Читайте также: Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

Вниманию работодателей: новые требования Минтруда к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда

13.07.2021 23:29:00

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru представлен  Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем». В настоящее время проводится общественное обсуждение Проекта документа и его независимая антикоррупционная экспертиза.  

Вниманию работодателей: новые требования Минтруда к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда

 

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru представлен  Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем».

В настоящее время проводится 

общественное обсуждение Проекта документа и его независимая антикоррупционная экспертиза.  

 

ПРОЕКТ ПРИКАЗА МИНТРУДА РОССИИ
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ И СОДЕРЖАНИЮ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ»

 

В соответствии со статьей 2112Трудового Кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2021, №_ ‎ст._) и подпунктом 5.2.16(6) пункта 5.2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2014, № 32, ст. 4499; 2021, № , ст. )

 
приказываю:

 
1. Утвердить требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 года.

Министр
А.О. КОТЯКОВ

 

Утверждено
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от «___»________ 2021 г. №_

ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ И СОДЕРЖАНИЮ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ

 

I.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Правила (стандарты) и инструкции по охране труда разрабатываются работодателем в целях обеспечения безопасности и сохранения здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

 
2. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе:

 
1) устанавливать в локальных нормативных актах работодателя, в том числе в правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям;

 
2) при отсутствии обязательных требований по охране труда по отдельным видам или условиям работ в нормативно правовых актах Российской Федерации устанавливать в правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда, разрабатываемых работодателем, необходимые требования охраны труда.

 
3. Работодатель при разработке и утверждении правил (стандартов) и инструкций по охране труда для работников обязан обеспечить учет изложенного в письменном виде мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

 
4. Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель, в соответствии со спецификой своей деятельности.

 
5. Правила (стандарты) и инструкции по охране труда являются частью документированной информации системы управления охраной труда работодателя и должны поддерживаться в актуальном состоянии. В тех случаях, когда законодательством допустимо отсутствие системы управления охраной труда в организации, требования в правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда дает возможность работодателю минимизировать уровень профессиональных рисков, создавать безопасные рабочие места, предотвращать связанные с работой травмы и ухудшение состояния здоровья работников, формировать культуру безопасного труда, тем самым обеспечивая для работников безопасную и благополучную рабочую среду.

 
6. В разрабатываемых работодателем правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда должны использоваться термины, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере охраны труда.

 
7. В тексте правил (стандартов) и инструкций по охране труда должно быть исключено дублирование (цитирование) других нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов работодателя.

 
8. В правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда не допускается применение определений, подчеркивающих особое значение отдельных требований (например, «категорически», «особенно», «обязательно», «строго», «безусловно» и т.п.), а также терминов и понятий, не отвечающих принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ И СОДЕРЖАНИЮ ПРАВИЛ
(СТАНДАРТОВ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА

9. Правила по охране труда (далее  Правила) могут быть разработаны работодателем в формате стандарта организации.

 
10. Правила должны:

 
1) не противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

 
2) не дублировать требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

3) не содержать норм, которые могут ухудшить положение работников;

 
4) действовать в пределах только данной организации.

 
11. Разработка Правил осуществляется работодателем на основе исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, и результатов специальной оценки условий труда, производственного контроля.

 
12. В Правила работодателю рекомендуется включать следующие главы:
1) общие требования;
2) требования охраны труда работников при организации и проведении работ;
3) требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников;
4) требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников;
5) требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.

 
13. В главе «Общие требования» предусматриваются:

 
1) определение сферы действия Правил;

 
2) описание опасных и вредных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил.

 
14. Глава «Требования охраны труда работников при организации и проведении работ» содержит:

 
1) требования охраны труда, предъявляемые к работникам;

 
2) требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе при назначении должностных лиц, ответственным за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий;

 
3) требования при организации работ по наряду-допуску;

 
4) меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием опасностей, возможного причинения вреда здоровью работника и перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от конкретных опасностей;

 
5) способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования;

 
6) способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов, реализации профессиональных рисков при проведении работ;

 
7) меры по защите работников, возникающих в аварийных случаях.

15. В главе «Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников» приводятся допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях (на площадках  для процессов, выполняемых вне производственных помещений) и на рабочих местах на основании результатов специальной оценки условий труда, производственного контроля и иных проведенных на рабочих местах лабораторных измерений в соответствии с нормативными правовыми актами, а также параметры освещенности, температурного режима, влажности и других факторов (со ссылками на нормативные требования, устанавливающие эти допустимые уровни). Если требования к производственным помещениям и площадкам при выполнении данного вида работ не установлены, раздел в Правила не включается

 
16. В главе «Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников» приводятся:

 
1) требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению;

 
2) требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков);

 
3) требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников;

 
4) методы и приемы безопасной работы на опасном технологическом оборудовании.

 
17. В главе «Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников» отражаются:

 
1) особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения;

 
2) требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющих на обеспечение охраны труда работников;

 
3) меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны;

 
4) меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов.

 
18. Приказом работодателя из числа работников организации назначается должностное лицо, ответственное за разработку правил, и разработчики правил из числа работников организации, в том числе специалистов по охране труда (службы охраны труда), руководителей структурных подразделений, в которых выполняются виды работ, в отношении которых разрабатываются Правила, представители работников, непосредственно участвующих в выполнении этих видов работ, иные заинтересованные стороны (подрядные организации, поставщики, производители оборудования).

 
19. По решению работодателя допускается разработка Правил сторонней организацией или иными физическими лицами. Приемка работ в этом случае проводится при участии лица, ответственного за разработку Правил.

 
20. Правила должны иметь лист согласования, который подписывается разработчиком (представителями участников разработки), руководителем юридической службы предприятия (при наличии), руководителем службы охраны труда (при наличии), лицом, ответственным за разработку Правил.

 
21. Правила утверждаются работодателем (руководителем организации).

 
22. Правила при необходимости могут содержать требования или ссылку на требования стандартов безопасности труда, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, правил и норм безопасности и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

 
23. Правила пересматриваются при изменении государственных нормативных требований, производственных процессов работодателя.

 
24. Работодатель обязан под роспись ознакомить и проверить знание требований по охране труда, содержащихся в разработанных и утвержденных Правилах, у работников организации, у которых трудовая деятельность непосредственно связанна со сферой данных Правил. Порядок проверки знания требований по охране труда, содержащихся в Правилах, устанавливает работодатель.

III. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ И СОДЕРЖАНИЮ
‎ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

25. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы.

26. Разработка инструкций по охране труда работодателем осуществляется на основе установленных обязательных требований по охране труда в Российской Федерации, а также:

1) изучения вида работ, для которого инструкция по охране труда разрабатывается;
2) результатов специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии (вида работ), в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
3) анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;
4) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
5) анализа результатов расследования имевшихся несчастных случаев, а также типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ;
6) определения безопасных методов и приемов выполнения работ.

27. Инструкция по охране труда для работника учитывает, но не должна дублировать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

28. Инструкция по охране труда должна содержать:

1) общие требования охраны труда;
2) требования охраны труда перед началом работы;
3) требования охраны труда во время работы;
4) требования охраны труда в аварийных ситуациях;
5) требования охраны труда по окончании работы.

29. В разделе «Общие требования охраны труда» необходимо отражать:

1) указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;
2) требования по выполнению режимов труда и отдыха при выполнении соответствующих работ;
3) перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей;
4) перечень (ссылка на локальный нормативный документ работодателя) специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами;
5) порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;
6) правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

30. В раздел «Требования охраны труда перед началом работы» следует включать:

1) порядок подготовки рабочего места;
2) порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);
3) порядок осмотра средств индивидуальной защиты до использования;
4) порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).

31. В разделе «Требования охраны труда во время работы» необходимо предусматривать:

1) способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;
2) требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
3) указания по безопасному содержанию рабочего места;
4) действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;
5) требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников.

32. В разделе «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» следует излагать:

1) перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;
2) действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;
3) действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.

33. В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» необходимо отражать:

1) порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования;
2) порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;
3) порядок осмотра средств индивидуальной защиты после использования;
4) порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности;
5) требования соблюдения личной гигиены;
6) порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

34. Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.

35. Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

36. Разработчик инструкций по охране труда назначается приказом работодателя.

37. Инструкции по охране труда утверждаются работодателем (руководителем организации).

38. Пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

39. Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

1) при изменении условий труда работников;
2) при внедрении новой техники и технологии;
3) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4) по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

40. Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается еще на 5 лет.

41. Требования охраны труда, содержащиеся в соответствующих инструкциях по охране труда, доводятся до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа по охране труда.

42. Действующие инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, а также перечень этих инструкций хранится у руководителя структурного подразделения.

43. Местонахождение инструкций по охране труда для работников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

44. Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при инструктаже по охране труда на рабочем месте либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранятся в ином месте, доступном для работников.

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА

 
В настоящее время текст Проекта Приказа Минтруда России «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»  проходит 

публичное обсуждение.

До 19 июля 2021 года у вас есть возможность сформулировать и направить свои замечания разработчикам Проекта документа. Для этого необходимо заполнить простую форму. Также вы можете прикрепить текстовый файл со своими письменными замечаниями и предложениями.

БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 

Оперативная и актуальная информация на электронную почту

Все публикации

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сколько инструкций по пожарной безопасности должно быть в организации
  • Сколько инструкций может выполнить цикл за одну итерацию
  • Сколько инструкций должно быть в учреждении
  • Сколько должны храниться инструкции по охране труда
  • Сколько должностных инструкций должно быть по одной должности