Загрузить PDF
Загрузить PDF
Устали подталкивать свой односкоростной велосипед на возвышенностях? Велосипед, оснащенный скоростями, сделает езду более приятной и эффективной, едете ли вы в гору или катаетесь по городским улицам. Понимание основ работы передач может полностью изменить способ езды на велосипеде, так что ознакомьтесь с этими простыми приемами и начните ездить, получая удовольствие!
Этот раздел научит вас определять, имеются ли на вашем велосипеде передачи, и если они есть, сколько их на нем. Нажмите сюда, чтобы перейти сразу к шагу о переключении.
-
1
Посчитайте количество передач у основания педалей. Если вы хотите научиться переключать передачи на своем велосипеде, вам понадобится велосипед, у которого, в первую очередь, есть звездочки. К счастью, это легко проверить. Посмотрите на педали. В центре педалей должно быть одно или несколько колец с зубчиками с внешней стороны, которые входят в цепь. Это передние звездочки. Посчитайте, сколько звездочек вы видите.[1]
- У большинства велосипедов бывает от одной до трех передних звездочек.
-
2
Посчитайте количество звездочек на заднем колесе. Теперь осмотрите заднее колесо. Вы должны увидеть цепь, проходящую от передних звездочек по ряду разных колец в центре колеса. Это задние звездочки.[2]
Посчитайте сколько их вы видите.- Если у вашего велосипеда имеются передачи, то, как правило, задних звездочек будет больше, чем передних. У некоторых велосипедов их десять и более.
-
3
Умножьте две цифры, чтобы понять, сколько передач у вашего велосипеда. Теперь, просто умножьте количество передних звездочек на количество задних. Это и будет общее количество передач вашего велосипеда. [3]
Некоторые называет его также количеством «скоростей».- Например, если у вас три звездочки впереди и шесть звездочек сзади, то у вашего велосипеда 3 × 6 = 18 передач (или «скоростей»). Если у вас одна звездочка впереди и семь сзади, ваш велосипед имеет 1 × 7 = 7 передач.
- Если у вашего велосипеда только одна звездочка впереди и одна сзади, то у него 1 × 1 = 1 передача. Этот вид велосипеда называется «с фиксированной передачей» или «односкоростным». К сожалению, вы не можете переключать передачи на односкоростных велосипедах.
Реклама
-
1
Чтобы переключать передачи, пользуйтесь левой рукой. Для переключения на рулях велосипедов с передачами почти всегда есть ручки. Когда вы используете левую ручку, металлическая петля, называемая переключателем («механизм переключения передач») сдвигает цепь из стороны в сторону, чтобы заставить ее поймать новую переднюю передачу. Существует несколько различных механизмов для переключения, распространенных в велосипедах. К ним относятся:
- Манетка мотоциклетного типа, которая включается поворотом запястья
- Небольшие рычаги выше или ниже руля, управляются большими пальцами рук
- Рычаги побольше рядом с ручными тормозами, управляются кончиками пальцев
- Реже, электронные переключатели скоростей или рычаги, установленные на раме велосипеда
-
2
Чтобы переключать заднюю передачу, пользуйтесь правой рукой. На задней передаче имеется свой переключатель. При помощи правой ручки задний переключатель двигается из стороны в сторону, заставляя цепь захватывать новую заднюю звездочку. Задние звездочки почти всегда используют тот же самый механизм, что и передние.
- Если у вас не получается во время езды держать ручки прямо, запомните: «правая = сзади».
-
3
Чтобы было легче, но эффективнее крутить педали, переключайтесь на низкую передачу. Вы можете менять передачи, чтобы велосипед ехал легче в определенных ситуациях. Например, при переключении на «низшую» передачу будет быстрее и легче крутить педали, но с каждым оборотом вы не будете продвигаться так далеко. Есть два способа переключения на нижнюю передачу:
- Переключить на меньшую звездочку впереди.
- Переключить на большую звездочку сзади.
-
4
Чтобы педали крутились эффективнее, но нажимать было сложнее, переходите на повышенную скорость. Противоположностью переключению на пониженную передачу является переключение на «повышенную» передачу. На этих передачах труднее нажимать на педали, но с каждым оборотом вы будете продвигаться дальше, и ехать быстрее. Также есть два способа перехода на повышенную передачу:
- Переключить на большую звездочку впереди.
- Переключить на меньшую звездочку сзади.
-
5
Учитесь переключать передачи на ровном участке. Хороший способ разобраться в переключениях – просто начать это делать! Поезжайте в какое-нибудь безопасное и ровное место (например, в парк) и начните крутить педали вперед. Попробуйте использовать одну из ручек для переключения передач. Вы должны слышать, как щелкает или гремит цепь, и чувствовать, что педали крутить легче или труднее, в зависимости от того, переходите вы на повышенную или пониженную передачу. Старайтесь использовать оба комплекта ручек для переключения в обоих направлениях до тех пор, пока вы не освоитесь с ними.
-
6
Переключайте только когда вы крутите педали вперед. Если вы привыкли к велосипеду, у которого для торможения нужно крутить педали назад, то понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть. Цепь может захватывать новые звездочки, только если она плотно натянута, а для этого нужно крутить педали вперед. Если вы переключаете при вращении педалей назад или вообще не крутите их, цепь не будет плотно натянута и не сможет зацепиться. Когда вы снова начинаете крутить педали, она будет греметь или может слететь со звездочки. Но вам не желательно, чтобы это случилось во время езды.
Реклама
-
1
Когда трогаетесь, выбирайте низкую передачу. Зачастую первые несколько оборотов педалей, которые вы делаете, являются самыми трудными, поскольку вам нужно выйти из состояния покоя и набрать скорость. Всякий раз, когда вы начинаете ехать, переходите на довольно низкую передачу, так будет быстрее и проще вернуться к скорости.
- Также вам следует это делать, когда нужно полностью остановиться и начать крутить педали снова (например, на красном сигнале светофора).
- Если вы знаете, что скоро остановитесь, хорошей идеей будет переключиться на нижнюю передачу, чтобы в следующий раз вам было легче тронуться. Это особенно верно, если вы знаете, что вам нужно выбраться из сложного места – например, если дорога к вашему дому поднимается в гору.
-
2
Постепенно переходите на повышенную передачу по мере увеличения скорости. Когда вы едете все быстрее и быстрее, вы обнаружите, что через некоторое время на нижних передачах начинается ощущение, что «слишком легко» крутить педали. Если вы хотите также набирать скорость, переходите на повышенную передачу. Вы заметите, что крутить педали стало труднее, и вы продолжаете ускоряться.
- Если вы катаетесь по пологой местности (например, городские улицы с немногочисленными и небольшими возвышенностями), «средние» передачи, как правило, хорошо подойдут для стандартной скорости движения. К примеру, если у вас 18-скоростной велосипед (три передачи впереди, шесть сзади), использование второй передачи впереди и третьей сзади должно дать вам хороший «умеренный» вариант.
-
3
Переходите на пониженную передачу на возвышенностях. Этому важно научиться – без этого вы застрянете, и придется пешком подниматься на более высокие холмы. Почти невозможно подняться на возвышенность на высокой передаче. Однако низкие передачи позволят вам медленно и неизменно увеличивать путь вверх без слишком больших дополнительных усилий.[4]
- Поначалу может показаться сложным медленно взбираться на возвышенность на низкой передаче. Поскольку вы двигаетесь с медленной скоростью, немногим более сложно сохранять равновесие, чем обычно. Тем не менее, двигаться медленно означает, что легко будет скинуть ногу на землю, если вдруг вы потеряете равновесие.
-
4
Переходите на повышенную передачу на ровных участках и на спусках. Если вы пытаетесь как можно сильнее разогнаться, то на этом типе местности надо использовать более высокие передачи. Постепенный переход на высшие передачи позволит вам продолжать ускорение с постоянной скоростью, пока вы не наберете максимальную скорость. Убедитесь, что едите особенно осторожно, когда двигаетесь так быстро – так можно легко получить травму.
- Быть на высокой передаче во время спуска является одним из немногих способов иметь возможность ускоряться. Во время спуска низкие передачи не позволят цепи достаточно быстро переходить, чтобы успевать за колесами, делая в принципе невозможным ускорение, кроме как с самой горы.
-
5
Переходите на повышенные передачи осторожно, чтобы не повредить суставы. Это приносит удовольствие «выжимать педали» вашего велосипеда на высоких передачах, но может оказаться вредным для организма в дальнейшей перспективе. Применение чрезмерных усилий для вращения педалей на слишком больших передачах означает большую нагрузку на суставы (особенно колени), что приводит к болезненности и со временем даже проблемам с суставами. Также это вредно в качестве нагрузки на сердце и легкие, как и крутить педали на пониженных передачах при более умеренном темпе. [5]
- Чтобы было понятно, вы можете использовать высокие передачи на велосипеде, но переходить на них вы должны постепенно, когда уже набрали скорость.
-
6
Не выбирайте передачи, при которых цепь «перекрещивается». При переключении передач, если вы посмотрите вниз на цепь, вы можете заметить, что иногда она направлена слегка в диагональном направлении. Это не является проблемой, если вы не выбираете передачи, которые заставляют проходить цепь под экстремально диагональными углами. Это приводит к износу цепи и со временем к ее поломке и является причиной того, что она гремит и соскальзывает в ближайшее время. В общем, вы не должны допускать, чтобы цепь проходила либо по самым большим, либо по самым маленьким звездочкам и спереди, и сзади. Другими словами:[6]
- Не используйте самую большую переднюю звездочку с большими задними.
- Не используйте самую маленькую переднюю звездочку с меньшими задними.
Реклама
Советы
- Разница в размере между передней и задней звездочкой определяет, насколько сильно вы должны нажимать педали, чтобы ехать, и как быстро вы поедете. Например, если обе звездочки почти одного размера, то при каждом обороте педалей задняя звездочка будет вращаться один раз. С другой стороны, если вы выбрали большую звездочку впереди и маленькую сзади, то заднее колесо может вращаться несколько раз при каждом нажатии на педаль. Это позволит вам набрать большую скорость, но потребует больше усилий для ускорения.
- При сильном ветре выбирайте на одну передачу ниже, чем обычно. Вы будете ехать немного медленнее, но вы сможете дольше ехать в размеренном темпе.
- Заранее меняйте передачу перед возвышенностью. Вам не следует в спешке снижать передачи, как только вы начали подниматься на гору.
- Многие считают, что проще всего поддерживать скорость длительное время, вращая педали с частотой от 75 до 90 оборотов в минуту. При этой скорости педаль должна делать полный оборот за меньшее время, чем это займет, чтобы сказать «раз раз тысяча».
- Когда поднимаетесь в гору, не рискуйте и езжайте на передаче, являющейся очень низкой. Крутить ногами быстро, но с меньшим усилием утомительно, но для вас лучше, чем преодолевать восхождение. Кроме того, это позволит вам дольше взбираться на возвышенности.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 184 390 раз.
Была ли эта статья полезной?
На чтение 20 мин Просмотров 32.6к. Обновлено 05.04.2021
Велосипед появился как быстрое средство передвижения, но был рассчитан на выносливых ездоков и был далек от комфорта. На первых «беговелах» ездок сидел на раме и отталкивался от дороги ногами, даже такие привычные вещи как педали и седло появились не сразу.
Современные модели, кроме прочих удобств, имеют трансмиссию, позволяющую при необходимости изменять усилие на педалях. Дальше мы рассмотрим конструкцию и объясним принцип переключения самого распространенного типа трансмиссий — цепной передачи.
Она популярна в силу относительной простоты устройства и нетребовательности к уходу.
Большинство новичков при выборе своего первого велосипеда акцентируют внимание на количестве скоростей, считая, что чем больше передач, тем быстрее едет велосипед.
Но скорость байка больше зависит от усилия на педалях, а не от количества передач. Обычный дорожный велосипед с единственной передачей по скорости не сильно уступает скоростному шоссейному.
Так зачем же нужно много передач на велосипеде? Мы собираемся ответить этот вопрос, а также выяснить важные сопутствующие моменты.
Зачем нужны скорости на велосипеде
В автомобилях переключение передач необходимо для уменьшения нагрузки на двигатель и экономии топлива при изменении условий езды.
Переключение передач в велосипедной трансмиссии преследует ту же цель: уменьшить усилие на педалях и снизить утомляемость велосипедиста.
Если вы неспешно катаетесь несколько раз в неделю по стандартному маршруту, то нагрузка на ваши мышцы более-менее равномерна и особой необходимости переключать передачи нет.
Однако если вы ездите по сложной пересеченной местности на высокой скорости или увлекаетесь длительными покатушками, то следить за выбором правильной передачи чрезвычайно важно. Для определения нужной передачи нужно знать о таком понятии как каденс.
Каденс – количество оборотов педалей, выполняемых велосипедистом за одну минуту. Например, говорят: «каденс 90». Подразумевают езду в темпе 90 оборотов педалей в минуту. Также существуют такие понятия как высокий, низкий и оптимальный каденс:
- Низкий каденс – вы делаете мало оборотов в минуту но при этом усилие на педалях большое. Долго ездить в таком темпе небезопасно из-за огромной нагрузки на сердце и суставы!
- Высокий каденс – вы крутите педали очень быстро. Нагрузка на ноги небольшая, но толку от такой езды мало – двигаться с черепашьей скоростью не очень приятно.
- Оптимальный каденс – удобный лично вам темп педалирования, позволяет не очень уставая ехать далеко и долго. Вы едете в свое удовольствие, но при этом ваши мышцы и суставы не перегружаются и тренируют выносливость. Для любителя считается оптимальным каденс 60-70 в начале сезона и спустя пару месяцев непрерывного катания можно педалировать с каденсом около 90-100. Спортсмены, выполняющие регулярные тренировки, способны поддерживать оптимальный каденс больше 100.
Переключая передачи, вам легче поддерживать постоянный каденс на всем пути, независимо от того, двигаетесь вы в гору, со встречным ветром или мчитесь по ровному асфальту. Велолюбитель должен постоянно следить за поддержанием каденса. Для этого удобно использовать велокомпьютер с возможностью подсчета каденса.
Устройство переключения скоростей велосипедов
Велосипедная трансмиссия — это, пожалуй, один из самых сложных механических узлов.
Ну и конечно же самый важный, ведь именно он приводит в движение велосипед, передавая усилия ног через педали, шатуны, звездочки и цепь к заднему колесу.
Не важно сколько скоростей на велосипеде, вы должны знать устройство их переключения, хотя бы для того, чтобы правильно произнести название нужной детали в веломагазине. Итак, системы переключения бывают двух видов:
- односкоростные
- многоскоростные
С первым пунктом все просто, мы имеем классический состав элементов: передняя + задняя звезда, а между ними цепь. От размера шестеренок (количества зубьев) будет зависеть то, с каким коэффициентом конвертируются усилия ваших ног чтобы передать их на заднее колесо.
Зачастую производители используют средние значения, чтобы велосипедист на односкоростном байке чувствовал себя уверенно по ровным участкам, ему хватало сил покорить небольшой подъем и немного разогнаться со спуска.
Если соотношение его не устраивает, можно увеличить или уменьшить количество зубъев на одной из звездочек, тем самым обеспечив оптимальную нагрузку.
Многоскоростные трансмиссии отличаются намного более широким диапазоном передач, доступным для наездника в одном или нескольких движениях пальцев рук. Наличие выбора скоростей дает возможность сделать езду динамичнее, быстрее и интереснее.
Да что там, скоростные велосипеды позволяют ехать там, где и пешком тяжело подниматься, а также разогнаться практически как автомобиль (пускай короткий промежуток времени).
Велосипеды со скоростями имеют намного более сложное строение и требуют особой подготовки к управлению.
Рассмотрим состав трансмиссии на велосипеде со скоростями: передние звезды, передний переключатель, цепь, задние звезды, задний переключатель и самое главное — ручки переключения передач велосипеда.
Кроме того, стоит упомянуть такие крошечные, но очень важные элементы как тросы и рубашки (провода в топовых версиях), с их помощью движения ваших пальцев передаются на переключатели скоростей.
Кроме количества скоростей, различают также и по устройству системы переключения: планетарная (шестерни разного диаметра находятся внутри задней втулки или кареточном узле велосипеда), или классический мультиспид, где все узлы видны наружу.
Виды переключателей скоростей
Существует два основных вида переключателей скоростей – внешнего и внутреннего переключения.
Механизм внутреннего переключения
На городских велосипедах часто используется механизм внутреннего переключения скоростей, который спрятан внутри задней планетарной втулки. У велосипедов с планетарной втулкой всего одна передняя звезда и одна задняя. Количество скоростей / передач у планетарных втулок чаще всего от 3 до 7. Планетарная втулка имеет достаточно сложное внутреннее устройство.
Плюсы планетарных втулок:
+ они хорошо выдерживают неблагоприятные погодные и дорожные условия, так как механизм и все его детали заключены в корпус и, как следствие, надежны и долговечны;
+ можно переключать скорости, не вращая педали.
Минусы планетарных втулок:
– большой вес;
– очень сложный ремонт, невозможный в походных условиях.
Механизм внешнего переключения
Этот тип переключателей скоростей используется на большинстве многоскоростных велосипедов – от городских до горных. Переключение передач осуществляется с помощью переднего и заднего переключателей.
Передний переключатель
Передний переключатель перебрасывает цепь между передними звездами. В конструкции переключателя есть перемещающаяся рамка, внутри которой проходит велосипедная цепь. При переключении скоростей шифтером рамка перемещается и становится над нужной звездой, что обеспечивает перемещение цепи на эту звезду.
Задний переключатель
Задний переключатель – это механизм с возвратной пружиной, который перемещает в рамках поперечной оси рамку (или лапку) с закрепленными между ними роликами.
В одном направлении переключатель перемещается с помощью тросика, а в противоположном – с помощью возвратной пружины.
При перемещении переключателя пропущенная через него цепь перекидывается с одной задней звезды на другую, а с помощью натяжителя цепи автоматически убирается провисание цепи.
Плюсы внешних переключателей:
+ простая конструкция
+ небольшой вес
+ невысокая цена
+ большое количество передач
Минусы внешних переключателей:
– сильно подвержены влиянию неблагоприятных внешних факторов
– необходимость в регулировке и обслуживании
– опасность поломки при падении велосипеда
– невозможно переключать передачи, если велосипед стоит на месте
Как правильно переключать скорости на велосипеде
Сколько бы скоростей не было у вашего байка, вам обязательно нужно знать как правильно ими пользоваться, чтобы продлить ресурс компонентов трансмиссии и езда не превратилась в ночной кошмар с тресками или проскоками цепи. Важно помнить несколько правил, которые помогут сделать переключение передач легким, а главное безопасным.
- Изучите трансмиссию своего велосипеда — вы должны знать сколько у вас всего передач; какое количество звездочек находится впереди, а какое сзади; куда нужно двигать ручки переключения чтобы происходило увеличение или понижение нагрузки.
- Вращение педалей — это обязательное условие для того чтобы скорость переключилась. Недостаточно просто нажать или повернуть рукоятку, важно сделать один полноценный оборот передних педалей, чтобы цепь заняла выбранную вами звезду впереди или сзади.
- Смена передач произойдет только в том случае, когда к педалям не прикладывается или подается минимальная нагрузка. Даже самый дорогой переключатель не способен сдвинуть цепь на соседнюю звездочку, если вы со всех сил давите не педали. Поэтому тренируйтесь делать это среди ровных участков, и со временем сможете менять передачи даже в самых сложных условиях.
- Следите за техническим состоянием системы переключения вашего велосипеда. Когда узлы не изношены, вовремя смазаны, а переключатели настроены, тогда смена передач происходит в одно мгновение.
- Помните, главное как можно больше ездить на велосипеде используя систему переключения передач. Выработанная мышечная память позволит менять передачи не смотря на трансмиссию или индикаторы на руле легкими движениями пальцев без скрипов и прочих неприятностей.
Расположение цепи на скоростном велосипеде
Положение велосипедной цепи на определенных шестеренках также имеет некоторые особенности, которые влияют на четкость переключение скоростей и долговечность деталей трансмиссии. Несколько очень полезных советов: никогда не используйте самую маленькую звезду спереди и самую маленькую сзади.
То же самое применимо к большой звезде впереди и большой звезде позади. Если вы пренебрегаете данным рекомендациями, в трансмиссии создается так называемый перекос цепи, который негативно скажется не только на ее долговечности, но и КПД велосипедиста.
Дело в том что при сильном перекосе цепи, звенья оказывают пагубное влияние на зубья передних/задних звезд, загибая или зализывая их в одну из сторон. Также при неправильно выбранном соотношении звезд будут разбалтываться соединения между пинами и звеньями цепи ускоряя ее износ.
Что касается КПД, то он снижается через увеличения трения между элементами трансмиссии, хоть и не существенно.
Оптимальный диапазон передач на велосипеде
В зависимости от подготовки велосипедиста или рельефа по которому ездит велосипед, вы используете какой-то определенный набор соотношений передних и задних звезд, что приводит к их ускоренному износу.
Если вы никогда не включаете хотя бы 50% из существующих на вашем велосипеде скоростей, стоит задуматься об оптимизации не только их количества, но и передаточного отношения. К примеру, ваш велосипед обладает передними звездами с расчетом 22/32/42, а сзади кассета 12-32.
При этом вы чаще всего включаете впереди шестерни 22 и 32, а сзади только средние звездочки. В таком случае стоит задуматься о смене кассеты на модель с меньшим количеством зубьев на большой стороне. К примеру, модификация 11-28 или 11-25.
В таком случае вместо 3х звездочек сзади, вы станете использовать как минимум 5-6, ведь нагрузка между соседними передачами будет не так ощутима как на версии 11-32.
То же самое можно сделать с передними звездами, но кроме уменьшения их размера, вы можете уменьшить количество скоростей, убрав 1 или даже 2 звезды.
Кроме оптимизации нагрузки и более рационального использования деталей трансмиссии, вы немного снизите вес велосипеда ;).
В случае с недостатком пониженных передач, стоит установить набор задних звезд с увеличенным количеством зубьев на большей стороне или уменьшить размер передних звезд.
Переключение при подъеме в гору
Начинающих велолюбителей часто пугают тем, что переключаться в гору категорически нельзя. Но это не так! Правила переключения в гору просты. Если вам необходимо сбросить скорость на передних звездах, то вам следует замедлить вращающий момент педалями, то есть сделать переключение максимально плавным.
Замедлять вращающий момент педалями при переключении передних скоростей следует потому что разница между звездами на передней трансмиссии как правило состовляет около 10 зубьев, и это требует плавного переключения. Поэтому, двигаясь в гору (да и просто по ровной местности), вам необходимо замедлить вращающий момент педалями, тогда произойдет плавное и корректное переключение.
Если же двигаясь в гору вам необходимо переключить скорость на задней трансмиссии, то вам необходимо наоборот увеличить вращающий момент педалями.
Единственное, чего точно не следует делать при подъеме в гору – это увеличивать скорость на передних звездах (переключать с 1 на 2, а также со 2 на 3) Увеличивать и уменьшать скорость на задних звездах при подъеме в гору вы можете абсолютно спокойно, не боясь, что с вашим велосипедом что-то случится.
Если после переключения скоростей вы слышите клацанье или другие посторонние звуки, это означает, что переключение не произошло, и вам необходимо дожать рукоятку переключения. Но также это может означать и то, что ваши переключатели нуждаются в настройке.
Если честно, то правильному переключению скоростей вас научит личный опыт, поэтому катайтесь, пробуйте, тренируйтесь, и тогда у вас все получится!
И помните, что правильное переключение скоростей – это не только залог исправности вашего велосипеда, но и максимальная продуктивность езды при любом рельефе местности!
Подготовительные операции настройке
Все руководства, написанные по вопросу о том, как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, первым пунктом содержат советы на тему, как правильно подготовить велосипед к данной операции.
Дело в том, что переключатель скоростей – это достаточно тонкое устройство, расположенное в относительно недоступном месте.
Перед тем как начать его регулировать, необходимо будет устранить все причины, мешающие правильности выполнения такой процедуры.
Следует обратить особое внимание на чистоту велосипеда и его отдельных конструктивных элементов — кассеты со звёздами и самого переключателя. Кроме того, необходимо будет смазать велосипедную цепь. Такие операции позволят вам не испачкаться и хорошо видеть те узлы, которые вам придётся регулировать.
Следующим этапом проведения подготовительных работ станет перевод велосипедной цепи так, чтобы она стала на звёзды самого малого диаметра как спереди, так и сзади.
Для этого нужно будет отыскать расположенные на переключателе регулировочные винты, имеющие надписи: H (high) и L (low). Их назначение – регулировка передач большого и малого диапазона.
Здесь нужно винт под литерой «L» выкрутить на максимальную величину.
Перед тем как начать регулировать велосипед, его нужно очистить и смазать
После того как винт будет выкручен, необходимо провернуть барабан до упора, двигаясь по часовой стрелке.
Данный барабан, предназначенный для натяжения троса, устанавливается далеко не на всех моделях современных велосипедов. Это стоит иметь в виду. Подобный же барабан обычно размещают и на манетке.
Он также проворачивается подобным образом, при этом нужно будет остановиться, не докрутив до упора где-то 4 оборота.
Одной из заключительных операций по подготовке переключателя скоростей велосипеда является отворачивание винта, крепящего тросик непосредственно к переключателю. Если он ржавый и грязный, то его придётся заменить. В том случае, когда он не слишком изношен, а именно, не видно, что он расплетается, почистить его и смазать.
Необходимо будет проверить лёгкость скольжения тросика через «рубашку», которая представляет собой трубки из пластика, установленные на раме велосипеда. Дело в том, что в большинстве случае передачи переключаются плохо именно из-за того, что они забиваются грязью. Чтобы этого не происходило, «рубашки» необходимо промыть.
В том случае, когда вы не имеете достаточного опыта эксплуатации велосипеда и не знаете, как настроить задний переключатель на велосипеде, вам нужно будет тщательно изучить инструкцию к вашему велосипеду.
Обычно она написана простым и понятным языком, и вы сможете разобраться во всём без посторонней помощи.
Если же вам трудно будет во всём разобраться, можно обратиться к мастеру, который имеет достаточный опыт регулировки данного узла.
Саму же процедуру регулировки необходимо начинать с проверки нахождения ролика, предназначенного для натяжения цепи, точно над маленькой звёздочкой.
Если же такое положение не установлено, его необходимо выставить при помощи регулировочного винта, помеченного литерой «H» Для того чтобы передвинуть ролик влево, необходимо винт вращать по часовой стрелке, если же вам нужно будет развернуть его вправо – против.
Схема выставления ограничения
После того как вы удостоверитесь в том, что большие передачи выставлены правильно, можно будет приступить к установке троса переключателя. Для этого необходимо заправить его в крепёжный винт.
Дальнейшая работа состоит в том, чтобы посильнее затянуть его одной рукой, другой зажать сам винт, воздействуя на шестигранник.
Если вы новичок в велоспорте и не знаете, как настроить задний переключатель на велосипеде, помните о том, что крепёжный винт нельзя затягивать на максимальную величину.
В после того как тросик будет установлен, необходимо настроить малые передачи. С этой целью цепь переводят на заднюю звезду самого большого диаметра. После этого проверяют нахождение ролика натяжителя над большой звездой, выставляя его в таком положении при помощи винта под литерой «L». Он настраивается по той же схеме, что указана выше.
Если ваш переключатель скоростей имеет возможность по настройке уровня натяжения цепи, отрегулируйте её. После того как вы закончите настраивать переключатель скоростей, попробуйте в движении переключать передачи на вашем велосипеде. Они должны меняться быстро и легко. Если же вы ощущаете некоторые трудности, то настройте устройство дополнительно при помощи барабана натяжения троса.
Настройка заднего переключателя велосипеда
Лучше всего будет, если вы подберёте для себя оптимальные настройки и запомните их. В дальнейшем вы сможете выставлять их, уже зная, какое положение регулировочных винтов или же барабана для вас оптимально. Это облегчит езду на велосипеде и позволит значительно продлить срок службы вашего велосипеда.
Правильное переключение скоростей
Разобравшись с тем, как настроить задний переключатель на велосипеде, стоит заняться изучением вопроса о правильности переключения скоростей на велобайке. Дело в том, что если вы не будете «щёлкать» ручкой переключения передач, а подойдёте к вопросу их выбора ответственно, то значительно продлите срок службы своему велосипеду.
Выбор правильной передачи
Если же попробовать переключить скорость в неподвижном положении транспортного средства, это может привести к выходу трансмиссии из строя. Перед тем как вы начнёте выполнять переключение, силу давления на педали необходимо будет ослабить.
Если вам необходимо быстро переключать передачи, старайтесь делать это последовательно, не перескакивая через них. Дело в том, что когда вы пропустите несколько передач, это может привести к поломке звёзд и самого переключателя. В том же случае, когда эта процедура будет выполняться последовательно, все узлы и детали трансмиссии повреждены не будут.
Если же вы плохо знаете, как настроить задний переключатель на велосипеде, старайтесь при езде в гору не «кидать» цепь между передними звёздами, так как этим самым вы просто собьёте настройку переключателя. Если же вы решите переключаться между задними звёздами подобным образом, то это не противоречит требованиям инструкции по эксплуатации велосипеда.
Положение перекидки относительно цепи
Стоит запомнить следующее правило: если вы хотите преодолеть горку, переключайте передачу на повышенную до начала подъёма на неё. Этим самым вы не только сбережёте свои силы, но и убережёте трансмиссию от поломки. То же самое правило действует и при спуске с возвышенности.
Подбор правильных сочетаний звёзд
Опытные велосипедисты подбирают удачные сочетания звёзд для комфортной езды в зависимости от той или иной модели велосипеда. Наиболее распространённым сочетанием для езды в условиях города или же асфальтированной трассы является тандем 4-й и 8-й задней звезды.
Если же вы собираетесь выехать на просёлок или же покататься по пересечённой местности, вам потребуется сочетание ведущей звезды с ведомыми, начиная с 3-й и заканчивая 6-й. Такое же сочетание пригодиться и в том случае, если вы хотите добавить себе нагрузку во время езды по трассе.
При этом езда в гору требует сочетания малой ведущей звезды с ведомыми с 1-й по 3-ю. В этом случае усилия, передаваемые на педали велосипедистом, будут минимальными, но придётся вращать их чаще.
Подбирайте передачу задним переключателем, чтобы не было сильной нагрузки на ноги
Кроме того, стоит запомнить ещё одно правило эксплуатации велосипеда, оснащённого переключателем скоростей: как только вы услышите при движении посторонние звуки, необходимо сразу же прекратить движение и проверить переключатель на предмет наличия неисправностей. При этом нужно уметь отличать звуки, сопровождающие переключение скоростей, от звуков, издаваемых при поломке.
Поделитесь этой статьей с друзьями, и пишите свои вопросы в комментариях, мы с радостью подскажем!
Часто задаваемые вопросы
Как считать скорости на велосипеде?
Количество скоростей определяется количественным сочетанием передних и задних звезд. Чтобы подсчитать, сколько скоростей на велосипеде, нужно умножить число передних звезд на число задних. Например, спереди 3 звезды, а сзади 8, итого 24 скорости.
Оптимальное количество скоростей на велосипеде?
Число скоростей определяется количеством передних и задних звезд. На современные горные велосипеды обычно ставят 3 звезды спереди и 6-10 сзади. Так велосипед с тремя передними и шестью задними звездами будет иметь 18 скоростей, с семью задними — 21, 8 – 24, 9 – 27 и 10 – 30. На сегодняшний день максимально возможное количество скоростей на велосипеде — 33.
На какой скорости ехать в гору и по прямой на велосипеде?
По-обывательски, наибольшая «передняя» звездочка предназначена для физически выносливых спортсменов на ровных трассах либо спусках, «средняя», а наименьшая — для горных подъемов. Выбрав режим, переключателем передач на ведомых звездочках выбирайте оптимальную для Вас нагрузку. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ВЕЛОСПОРТА — крутить педали в том режиме, чтоб нагрузку на бедро еле чувствовать (не относится к крутым подъемам) . Выставив ведущую среднюю звезду, регулируйте нагрузку ведомыми: при отсутствии ветра и по прямой — понижайте звезду (регулятор вперед) , при встречном ветре либо подъеме — тяните рычаг скорости на себя, подбирая нагрузку.
Как правильно переключать скорости на велосипеде?
1. Переключайте передачи только во время движения велосипеда, это предотвратит возможную поломку переключателей.
2. Переключать передачи старайтесь заблаговременно, до того, как велосипед потерял скорость на подъеме или на трудном участке. Когда цепь находится под нагрузкой переключение может не получиться либо слишком усердное нажатие на педали может привести к поломке переключателя или разрыву цепи.
3. Рекомендуем не повышать передачу при преодолении подъемов, переключайтесь перед горкой. Если перед горкой идет спуск, то можно как следует разогнаться с горки, чтобы по инерции заехать на следующую.
4. Избегайте перекосов цепи, когда цепь находится на самой большой передней звездочке и самой большой задней и наоборот.
5. Старайтесь не переключаться сразу на несколько передач, делайте переключение поэтапным, дождавшись четкой работы одной передачи переключайтесь на следующую. Некоторые виды оборудования предусматривают безопасное переключение сразу на несколько передач.
Как настроить передний переключатель?
1. Ставим переключатель скоростей в следующее соотношение: наименьшая звезда спереди и наибольшая сзади;
2. Откручиваем трос;
3. При помощи винта ограничителя для низких передач регулируем положение рамки, она должна находиться на расстоянии не более 3 миллиметров от цепи;
4. Слегка натягиваем трос переднего переключателя;
5. Переключаем скорость на среднюю звезду и проверяем, не задевает ли цепь внешнюю рамку. Если задевает, необходимо сильнее натянуть трос;
6. Ставим переключатель на наименьшую звезду и проверяем, насколько легко происходит переключение передач. Если переключатель не срабатывает, регулируем винт ограничителя для высоких передач.
Как настроить задний переключатель?
1. Настраиваем переключатель на наименьшую звезду.
2. Послабляем трос. Для этого необходимо открутить винт зажима, расположенный на заднем переключателе.
3. Ставим цепь переднего переключателя на среднюю звезду.
4. Проверяем работу цепи. Для этого нужно просто покрутить педали. Если цепь начинает падать, подрегулируйте винт ограничителя для высоких передач. В итоге ваш задний переключатель и самая маленькая звезда спереди должны стать на одну линию.
5. Сильно натяните трос и зажмите болт, который отвечает за фиксацию затяжки.
6. Начинаем проверять переключатель прощелкивая каждую скорость от самой маленькой до наибольшей. Если в определенном месте система дала сбой, дальше регулируем натяжку троса, пока все скорости не будут легко переключаться.
Сколько стоит настройка скоростей на велосипеде?
В среднем в России отрегулировать скорости на велосипеде стоит 100-250 рублей, по времени занимает — 5-15 минут. При активной езде в течение сезона вам может потребоваться настройка переключения передач — 3 -5 раз.
Какая скорость на велосипеде самая легкая?
Самая легкая передача, когда звезды находятся в позиции 1-1. В процессе езды следует стремится к большему числу, наращивайте мощность и скорость, однако прибегайте к максимальному усилению движения не часто, так как это дополнительная нагрузка как на механизм трансмиссии, так и на суставы ног.
Сколько передач на шоссейном велосипеде?
Обычно шоссейный велосипед будет иметь две или три передних передачи вместе с восемью или девятью передачами в кассете на заднем колесе, что позволяет иметь от 16 до 27 возможных комбинаций передач.
Отредактировано: 18.08.2020
В этой статье мы поговорим о переключении скоростей (передачах) на велосипеде. Для чего они нужны, как правильно выбрать передачу и как правильно переключать.
В нашем магазине продаются велосипеды с одной, 6-ю (у них одна передняя звезда и 6-ть задних звезд) и 21 передачей (3 передние звезды и 7 задних звезд).
Для чего вообще нужны передачи?
Передачи нужны для комфорта велосипедиста. Они позволяют экономить силы и подобрать наиболее удобный режим езды исходя из:
- Рельефа дороги (ровная трасса, подъем или спуск, разгон или плавное торможение)
- Качества дорожного покрытия (одно дело езда по ровному шоссе, а другое по городскому асфальту в буграх и впадинах или по грунтовой дороге)
- Требуемой скорости движения — необходимо поддерживать заданную скорость движения или разогнаться
- Погодных условий (например, попутный или встречный ветер)
- Физического состояния велосипедиста
При правильном использовании передач можно:
- быстрее, а главное более экономично (с точки зрения физических сил, при тех же прочих условиях), добраться из одной точки в другую, чем при поездке на односкоростном велосипеде.
- не маловажен и тот факт, что при правильном подборе передач, продлевается срок службы деталей байка.
- и последнее, при неправильной установке передач коленные суставы будут подвергаться гораздо более серьезной нагрузке.
Что значит «переключить передачу»
Фактически переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие на передних шестеренках и задней кассете или трещотке. Что это такое и где они располагаются на велосипеде можно посмотреть на схеме. В чем разница между кассетой и трещоткой более подробно описано в статье «В чем разница между трещотками и кассетами«
Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.
Как нумеруются звездочки в системе и кассете (трещотке) трансмиссии
Принята следующая нумерация звезд: все звезды имеют нумерацию от рамы. Только передние три звезды (в системе) идут на увеличение – 1-я самая маленькая, 2-я средняя и 3-я самая большая, а в задней кассете звезды расположены наоборот: 1-я самая большая, а последняя самая маленькая.
Здесь важно понять, что при выборе передачи цепь не должна быть сильно перекошена. Иначе она и звезды трансмиссии будут сильно тереться друг об друга и быстро изнашиваться.
На этом рисунке показаны те варианты включения передач, которые не рекомендуется использовать как раз из-за перекоса цепи.
Чем переключают передачи.
Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают вращательными – переключение скоростей происходит поворотом ручки или рычажковыми – передачи переключаются специальными рычажками.
У вращательных манеток (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.
У рычажковых переключателей имеются небольшие рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.
У нас можно купить велосипеды и с вращательными и с рычажковыми манетками известных японских производителей Shimano и Sypo.
Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.
Теперь важно понять, как подбирать передачи и правила их переключения.
Какие передачи и когда использовать
Самая маленькая передняя звезда (номер 1) используется при крутых подъемах, поездках по вязкому грунту или песку, густой траве, при сильном встречном ветре на грунтовке. То есть когда есть сильное сопротивление движению велосипеда. При этом на задней кассете используются самые большие звезды с номерами от 1 до 3 в зависимости от их количества в кассете.
Комбинация самой маленькой передней звезды и самой большой задней — дает максимальную мощность и используется для крутых подъемов.
Средняя передняя звезда (номер 2) это основная рабочая шестеренка. Используется чаще всего при езде по асфальту, грунтовым дорогам, при сильном встречном ветре, плотному песку и грунту, на небольших горках. При этом используются задние звезды с номерами от 2 до 5-6 в зависимости от звезд в кассетах – главное, чтобы не было сильного перекоса цепи, как показано на рисунке.
Самая большая звезда спереди (номер 3) используется при езде по ровному шоссе, асфальту, укатанной грунтовке, когда нет сильного встречного ветра, при спуске, для поддержания скорости при небольших физических нагрузках. При этом используются маленькие задние звезды на 6-7 звездных кассетах это 5,6,7 звезда. На 8-9 звездных кассетах это 5-8,9.
Комбинация самой большой передней звезды и самой маленькой задней — дает максимальную скорость.
Начинать езду рекомендуется со средней передней шестеренки. Задним переключателем подбирайте себе самую удобную нагрузку на ноги. Если дорога пошла под гору, и Вы чувствуете, что задних звезд уже не хватает, чтобы прибавить – переходите на большую звезду спереди. Как только темп вернется к обычному – вернитесь на среднюю переднюю шестеренку.
Аналогично и с нижними передачами. Поехали в гору и чувствуете, что задних звезд не хватает – переходите на переднюю малую звезду (номер 1), и потом возвращайтесь на среднюю, когда дорога станет ровной.
Считается, что на второй звезде спереди нужно ездить до 20-25 км/ч., а после этого переходить на третью звезду.
На первой звезде ездя до 10 км/ч, на очень крутых подъемах, по песку, грязи и т.п.
Трогаясь с места можно использовать передачи: 2-4, 2-5.
Что нужно еще понимать при выборе передачи. Есть у велосипедистов такое понятие – «каденс». Это частота вращения педалей в минуту. Оптимальная частота должна быть 80-110 оборотов с минуту. Это связано с физиологией коленного сустава. С выделением «смазки» в суставе для уменьшения трения костей. При слишком низком каденсе (менее 80) «смазка» более вязкая, а более 110 идет слишком сильная нагрузка на колено. Поэтому Ваша задача при выборе передачи как раз и заключается в том, чтобы держать этот оптимальный каденс (80-110 оборотов в минуту).
В общем, строгих правил нет – каждый байкер сам выбирает, как ему удобно ехать. Помня эти простые правила, не бойтесь — пробуйте. Тело само Вам подскажет, как и когда переключать передачи, а потом появится опыт и переключение передач будет происходить практически на автомате.
Правила переключения скоростей
Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают вращательными – переключение скоростей происходит поворотом ручки или рычажковыми – передачи переключаются специальными рычажками.
У вращательных манеток (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.
У рычажковых переключателей имеются небольшие рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.
У нас можно купить велосипеды и с вращательными и с рычажковыми манетками известных японских производителей Shimano и Sypo.
Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.
Теперь важно понять, как подбирать передачи и правила их переключения.
Какие передачи и когда использовать
Самая маленькая передняя звезда (номер 1) используется при крутых подъемах, поездках по вязкому грунту или песку, густой траве, при сильном встречном ветре на грунтовке. То есть когда есть сильное сопротивление движению велосипеда. При этом на задней кассете используются самые большие звезды с номерами от 1 до 3 в зависимости от их количества в кассете.
Комбинация самой маленькой передней звезды и самой большой задней — дает максимальную мощность и используется для крутых подъемов.
Средняя передняя звезда (номер 2) это основная рабочая шестеренка. Используется чаще всего при езде по асфальту, грунтовым дорогам, при сильном встречном ветре, плотному песку и грунту, на небольших горках. При этом используются задние звезды с номерами от 2 до 5-6 в зависимости от звезд в кассетах – главное, чтобы не было сильного перекоса цепи, как показано на рисунке.
Самая большая звезда спереди (номер 3) используется при езде по ровному шоссе, асфальту, укатанной грунтовке, когда нет сильного встречного ветра, при спуске, для поддержания скорости при небольших физических нагрузках. При этом используются маленькие задние звезды на 6-7 звездных кассетах это 5,6,7 звезда. На 8-9 звездных кассетах это 5-8,9.
Комбинация самой большой передней звезды и самой маленькой задней — дает максимальную скорость.
Начинать езду рекомендуется со средней передней шестеренки. Задним переключателем подбирайте себе самую удобную нагрузку на ноги. Если дорога пошла под гору, и Вы чувствуете, что задних звезд уже не хватает, чтобы прибавить – переходите на большую звезду спереди. Как только темп вернется к обычному – вернитесь на среднюю переднюю шестеренку.
Аналогично и с нижними передачами. Поехали в гору и чувствуете, что задних звезд не хватает – переходите на переднюю малую звезду (номер 1), и потом возвращайтесь на среднюю, когда дорога станет ровной.
Считается, что на второй звезде спереди нужно ездить до 20-25 км/ч., а после этого переходить на третью звезду.
На первой звезде ездя до 10 км/ч, на очень крутых подъемах, по песку, грязи и т.п.
Трогаясь с места можно использовать передачи: 2-4, 2-5.
Что нужно еще понимать при выборе передачи. Есть у велосипедистов такое понятие – «каденс». Это частота вращения педалей в минуту. Оптимальная частота должна быть 80-110 оборотов с минуту. Это связано с физиологией коленного сустава. С выделением «смазки» в суставе для уменьшения трения костей. При слишком низком каденсе (менее 80) «смазка» более вязкая, а более 110 идет слишком сильная нагрузка на колено. Поэтому Ваша задача при выборе передачи как раз и заключается в том, чтобы держать этот оптимальный каденс (80-110 оборотов в минуту).
В общем, строгих правил нет – каждый байкер сам выбирает, как ему удобно ехать. Помня эти простые правила, не бойтесь — пробуйте. Тело само Вам подскажет, как и когда переключать передачи, а потом появится опыт и переключение передач будет происходить практически на автомате.
Правила переключения скоростей
- Любое переключение скоростей должно происходить в движении, т.е. педали должны крутиться. Причем при переключении на передних шестеренках педали нужно крутить плавно, без усилия, чтобы цепь стала на соседнюю звезду с меньшим усилием. На них разница между зубьями соседних звезд более 10. На задних звездах кассеты перепад количества звезд не такой большой и поэтому там цепь перебрасывается спокойней.
- Переключение на новую передачу должно быть бесшумным. Если Вы слышите неприятный металлический скрежет, значит, Вы выбрали неправильное соотношение звезд и, в итоге, цепь перекосилась, или трансмиссия велосипеда настроена неправильно.
- Переключаться нужно заранее, не на самом подъеме или спуске, а перед ним.
- Если нужно переключиться на несколько передач сразу – то лучше это делать поэтапно, по одной
- Нельзя переключать одновременно передние и задние переключатели – может заклинить цепь.
- Не переключайте передачи при неподвижном велосипеде – так можно сломать рамку переднего или лапку заднего переключателя. Более подробно, почему этого нельзя делать описано в статье «Почему нельзя переключать передачи на велосипеде стоя на месте«
Придерживайтесь этих простых принципов и правил, держите цепь смазанной, переключатели чистыми и путешествуйте на велосипеде в свое удовольствие.
И в заключении, хочется сказать вот еще что.
Существует всего два типа систем для переключения передач. Систему, основанную на звездах мы рассмотрели в этой статье.
Второй вариант — это использование планетарной втулки на заднем колесе. Она обладает как рядом преимуществ, так и некоторыми недостатками, о которых описано в другой статье и почитать об этом можно в ней.
Видео по переключению скоростей
Дополнительно можно почитать
- Почему нельзя переключать передачи на велосипеде стоя на месте
- В чем разница между трещотками и кассетами
- Виды велосипедных кассет. Конструкции и материалы.
- Велосипедная цепь. Устройство, маркировка, ширина и правила подбора велоцепи
- Износ велосипедной цепи. Что это такое и как измерить износ велоцепи.
- Как уменьшить износ велосипедной цепи
Переключение передач является одной из основных механических функций вашего велосипеда. Правильный выбор передачи на том или ином участке пути не только повысит ваш КПД, но и сделает поездку более комфортной и сэкономит энергию на длинных маршрутах.
Рекомендации ниже не актуальны для планетарных систем переключения передач, с которыми можно переключаться и на месте.
Существует несколько простых правил, которых мы рекомендуем придерживаться:
1) Переключать передачи следует только во время движения, пока вы крутите педали и приводите в движение трансмиссию.
2) При переключении передачи цепь не должна быть натянута слишком сильно. В этом случае возможны поломки трансмиссии вплоть до разрыва цепи.
3) Не рекомендуем перескакивать сразу через несколько передач. Все зависит от уровня самого переключателя и общего состояния трансмиссии, но в любом случае советуем новичкам переключать передачи последовательно.
4) Старайтесь не допускать перекоса цепи, если на велосипеде установлен передний переключатель.
Ниже представлена схема, которой нужно руководствоваться при переключении скоростей, если на вашем велосипеде установлен передний переключатель.
Для удобства велосипедиста на некоторых задних манетках есть метки соответствия положения заднего переключателя относительно положения передних звезд во избежание перекоса цепи.
Перекос цепи может негативно сказаться на переключении скоростей, а также привести к быстрому износу трансмиссии велосипеда. Фактически, если велосипед имеет 3 звезды спереди и 9 сзади, это означает, что вы можете выбрать любую из 27 скоростей. Но пользоваться всеми подряд скоростями не рекомендуется. Помните фразу художника Чарльза Монро Шульца: «Жизнь похожа на велосипед с десятью передачами. У всех нас есть передачи, которые мы не используем». Более того, в современной велосипедной промышленности больше далеко не всегда означает лучше или быстрее.
У современных производителей велосипедного оборудования есть тенденция снабжать велосипед большим диапазоном передач при установке на него маленького количества звёзд. Так, например, современная трансмиссия с одной звездой спереди и 12 сзади полностью перекрывает диапазон с 3 звездами спереди и 9 сзади, не говоря уже об устаревших группах с 6-8 звездами на заднем колесе. Как правило, с меньшим количеством звёзд трансмиссия получается более удобной в эксплуатации, обслуживании и настройке, а также имеет меньший вес.
Наиболее эффективное переключение
Запомните одно правило: НЕ бывает идеальной передачи, переключайтесь! Мы очень часто видим, как люди тратят слишком много сил, взбираясь по крутому склону на маленькой задней звезде, будто пытаясь сломать шатуны. Или быстрое мелькание ног велосипедистов, едущих под горку на слишком лёгкой передаче. Ваша цель во время езды должна состоять в том, чтобы сохранить ритм (скорость, с которой ваши педали совершают полный оборот), насколько это возможно. Частота вращения педалей называется каденс. Нужно следить за ним и поддерживать в определенном диапазоне. Для профессионалов он начинается от 80 оборотов в минут. Нужно это не только для того, чтобы сохранить трансмиссию, но и для здоровья ваших собственных коленей. Мы рекомендуем часто переключаться для повышения эффективности во время езды.
Чтобы трансмиссия всегда работала чётко, цепь не слетала, а звёздочки были цепкими, следите за состоянием велосипеда: целостностью тросиков, чистотой механизмов, наличием смазки на цепи. Специалисты магазинов «ВелоДрайв» всегда с радостью готовы помочь в техническом обслуживании и ремонте велосипеда, чтобы привести в порядок все его элементы!
25.10.2017
Сегодня многие люди предпочитают многоскоростные велосипеды односкоростным. И это неудивительно, потому что они дают возможность проще проезжать различные возвышенности. И если Вы приобрели себе один из таких велосипедов, мы предлагаем прочитать нашу статью, которая поможет разобраться с передачами.
Как узнать количество передач
Для начала нужно разобраться с тем, какие передачи есть на Вашем велосипеде. С помощью наших советов Вы легко сможете это сделать:
- Посчитайте количество передач у основания педалей. Чтобы наловчиться переключать передачи на своем железном коне, нужно чтобы он был оснащен звездочками. Проверить их наличие очень просто. Достаточно посмотреть на педали, в центре которых будет одно или же несколько колец с зубчиками с внешней стороны, которые входят в цепь. Они называются передними звездочками. И именно их необходимо посчитать.
У большей части велосипедов бывает от 1 до 3 передних звездочек.
- Посмотрите, сколько звездочек на заднем колесе. После того, как Вы осмотрели педали, нужно глянуть на заднее колесо. Вы увидите цепь, проходящую от передних звездочек по одному ряду разных колец, расположенных в центре колеса. Эти кольца и будут задними звездочками.
Сосчитайте их число. И если у Вашего байка есть передачи, то задних звездочек будет больше, нежели передних. Некоторые велосипеды имеют до 10 штук.
- Наконец, чтобы понять, сколько же передач у Вашего велосипеда, необходимо помножить получившиеся 2 значения. То есть умножьте число передних звездочек на число задних. Итоговая цифра – это и есть количество передач на Вашем железном коне.
Для примера: Вы имеете 3 звездочки спереди и 6 сзади. Выходит, что у велосипеда 18 передач (3х18). По-другому их можно называть скоростями, ведь речь идет о том, что байк скоростной.
Еще один момент: если у Вашего велосипеда всего по одной звездочке по обеим сторонам, то у него только 1 передача (1х1). То есть он имеет так называемую фиксированную передачу. И если Ваш велосипед такой, то Вы не сможете переключать на нем скорость, потому что он односкоростной.
Как правильно пользоваться передачами
Чтобы освоить переключение передач, нужно немного потренироваться. Мы советуем прислушаться к нашим рекомендациям и делать все следующим образом:
- Запомните, за что отвечают правый и левый переключатели. Если Вы хотите переключить заднюю передачу, то используйте правый переключатель. И наоборот. Это очень удобно, и поможет быстрее довести процесс переключения до автоматизма. Знайте также, как работают эти механизмы. Переключатель сдвигает цепь из стороны в сторону, дабы она поймала новую передачу. Это относится к передней передаче. Что касается задней, то на ней есть свой переключатель, который благодаря ручке также движется из стороны в сторону.
- Если Вы хотите крутить педали легче, то переключайтесь на низкую передачу. Да, на своем велосипеде Вы можете менять передачи, чтобы он ехал то легче, то сложнее на самых разных участках. И если, например, Вам необходимо ехать и прилагать минимум усилий, то низкая передача поможет это сделать. Вы начнете быстро и легко крутить педали, но при этом байк станет ехать медленнее.
Существует 2 метода переключения на нижнюю передачу:
- переключить на меньшую звезду спереди;
- переключить на большую звезду сзади.
- Если Вы хотите ехать лучше, но при этом сложнее, переходите на повышенную скорость. Сделать это можно аналогично описанной ситуации выше, только наоборот. Вы переключаетесь на высокую передачу, а это значит, что ехать будете быстрее, крутить педали реже, но Вам делать это будет тяжелее.
Здесь тоже есть 2 метода переключения на высокую передачу:
- переключить на большую звезду спереди;
- переключить на меньшую звезду сзади.
- Научитесь переключать передачи на дороге. То есть, займитесь практикой. Она поможет досконально разобраться в данном вопросе. Вы просто начнете переключать передачи и за одну поездку научитесь все делать грамотно! При этом занимайтесь обучением на ровной дороге, где будет безопасно для Вас. Желательно выбрать парк или что-то подобное.
Помните, что в процессе переключения передач Вы будете слышать щелкающие звуки. И это не значит, что поломалась какая-то деталь. Это будет говорить о том, что Вы все делаете правильно. Характерные звуки сообщают Вам о том, что передача была переключена. И еще не забывайте о том, что переключать передачи нужно только в процессе езды. Потому что цепь может захватить новые звезды только тогда, когда она натянута. А пребывает она в таком положении только во время кручения педалей.
Учимся понимать, как и когда менять передачи
Сходу не так уж и просто понять, когда же нужно переключаться. Но со временем это знание придет. А пока продолжайте дальше читать наше руководство, которое точно поможет.
Если Вы только садитесь на байк и начинаете ехать, выбирайте низкую передачу. Часто первые обороты педалей, которые Вы совершаете, являются наиболее трудными, потому что необходимо набрать оптимальную скорость. Каждый раз, когда Вы начинаете ехать, меняйте передачу на одну из низких, чтобы быстрее и легче вернуться к скорости.
Еще делайте это, когда необходимо полностью остановить велосипед, а после начать крутить педали опять. Например, Вы остановились на светофоре, а потом нужно быстренько ехать дальше.
Когда Вы знаете, что остановитесь в ближайшее время, неплохо будет также перейти на нижнюю передачу, чтобы в другой раз Вам было проще начать движение. Тем более если требуется выехать из какого-то сложного места.
По мере увеличения скорости не бойтесь переходить на повышенную передачу. Ведь когда Вы будете ехать быстро, то поймете, что педали крутить становится слишком просто. А это значит, что нужно увеличить передачу – это поможет передвигаться эффективнее и быстрее. По факту процесс будет выглядеть следующим образом: Вы переключаете передачу и замечаете, что крутить педали стало сложнее, но Ваша скорость становится выше.
Если для своих поездок Вы выбрали пологую местность (к примеру, улицы города с небольшими холмами), то используйте так называемые средние передачи. То есть не давайте себе ехать слишком легко или сложно – пусть будет баланс. Это очень удобно, потому что позволяет развить необходимую скорость и хорошо справляться с бугристой дорогой. Например, Вы имеете велосипед с восемнадцатью скоростями. Используйте вторую спереди и третью сзади для комфортной и оптимальной езды.
Не забывайте переходить на пониженную передачу при встрече с высокими холмами. Это важно, потому что без подобного перехода, Вы просто можете застрять. Ведь почти нереально подняться на велосипеде на возвышенность на очень высокой передаче, если Вы не профессионал. Поэтому снижайте передачи до такого уровня, когда заметите, что подниматься на холм стало легко.
Примечание: вначале Вам может показаться подъем на холм очень странным и медленным. Да к тому же не слишком удобным. Но если Вы научитесь сохранять равновесие, все будет в порядке. Вы привыкните и сможете взбираться на возвышенности разной высоты без особых усилий.
Точно также переходите на высокие передачи, если собираетесь спускаться по ровной дороге. Если Вы хотите развить огромную скорость на спуске, то включите высокую передачу. Но помните, что при таком скоростном передвижении нужно быть очень аккуратным, так как при неверном движении можно что-то себе повредить.
При переходе с одной передачи на другую, делайте это осторожно, чтобы не повредить свои суставы. Конечно же, выжимать из велосипеда все возможное весело и интересно, но всегда заботьтесь о безопасности. Не нужно вращать педали слишком активно, если не хотите, чтобы суставы испытывали очень большую нагрузку. В противном случае со временем Вы будете получать болезненные ощущения, и даже самые настоящие проблемы с суставами.
И ни в коем случае не выбирайте передачи, при которых цепь может стать перекрещенной. Что же это значит? А то, что при смене передач, можно заметить, что цепь иногда расположена в диагональном положении. Это не проблема, если Вы переключаете передачи правильно. Но если Вы допустите случаи, когда цепь проходит или по самым большим или по самым малым звездам спереди и сзади, то можете не сомневаться, что она износится в самый короткий срок.
Дополнительные советы
№1. Когда в пути Вам встречается сильный ветер, выбирайте более низкую передачу. Да, Вы будете передвигаться чуть медленнее, однако, Вам будет легче преодолевать ветер на протяжении долгого времени.
№2. Разница в размере между звездочкой спереди и сзади определяет, насколько активно Вам нужно нажимать на педали, чтобы ехать. К примеру, если и та и та звездочка имеют схожие размеры, то при всяком обороте педалей задняя звезда будет вращаться 1 раз. С другой стороны, если Вы предпочли большую звезду спереди и малую сзади, то заднее колесо может вращаться несколько раз при любом давлении на педаль. Это даст возможность набрать отличную скорость, но потребует больше усилий.
№3. Если видите возвышение, всегда меняйте передачу заранее. Не нужно нажимать на передачи в спешке перед самым подъемом – так Вы повышаете риск травм.
№4. Когда Вы поднимаетесь в гору, не езжайте на самой низкой передаче.
И самое главное – не бойтесь осваивать велосипед со всеми его механизмами. Как только Вы научитесь разбираться в передачах, поездки на нем станут куда более приятными и удобными.