Обучение пациентов самоуходу
Цель обучениясамоуходу – научить
пациентов жить полноценной жизнью
Задачи обучениясамоуходу –
-
Дать общие знания по данному заболеванию
-
Научить способам доступной самодиагностики,
самоконтроля своего психического и
физического состояния, самопомощи и
самолечения -
Выработать практические навыки по
самоуходу -
Активизировать внутреннюю мотивацию
пациентов на выполнение врачебных и
сестринских рекомендаций -
Оказывать персональную психологическую
и медицинскую помощь
Методы обучения
-
Объяснительно-иллюстративный
-
Репродуктивный
Формы обучения
-
Лекционно-семинарские и практические
занятия -
Работа малыми группами
-
Деловые группы
-
Индивидуальное обучение с использованием
учебно-методических пособий, электронных
учебников и т.д.) -
Решение тестовых задач
-
Проведение конкурсов с элементами
обучения, викторин
Программы обучения
-
Для пациентов
-
Для МС
-
Для врачей
Алгоритм обучения самоуходу вводное занятие
-
Представиться пациентам, сформулировать
мотивы к обучению пациентов -
Объяснить пациентам цель и задачи
обучения, ознакомить с планом и
программой, содержанием обучения,
методами оценки усвоения материала -
Определить потребности пациентов в
обучении самоуходу -
Оценить образ жизни каждого обучающегося,
его социальное и культурное окружение,
влияние последнего на процесс обучения -
Выявить исходный уровень знаний
пациентов по данному заболеванию путем
компьютерного или ручного тестирования
(претест) -
Провести психологическое обследование
пациентов с помощью опросников
(Миннесотского многопрофильного
личностного опросника (MMPI)
для определения характериологических
особенностей личности, личностного
опросника Бехтеревского института
(ЛОБИ) для определения типа отношения
пациентов к своему заболеванию
Основной курс занятий
Теоретический курс изложить в следующей
последовательности
-
Определение болезни, ее этиология,
факторы риска возникновения болезни -
Клиническая симптоматика, особенности
течения данного заболевания -
Основные осложнения
-
Лечение и профилактика
На занятиях используются учебно-наглядные
материалы, учебно-методические пособия
и рекомендации, составленные в свете
принципов доказательной медицины
Практический курс
-
Выработка практических умений по
самоуходу при данном заболевании -
Корректировка образа жизни, изменение
привычек -
Самоконтроль своего физического и
психического состояния -
Обучение методам оказания само- и
взаимопомощи, в том числе приемам
психогигиенической и психотерапевтической
самопомощи
Примечание–обучение может быть
групповое и индивидуальное. При проведении
групповых занятий состав группы должен
формироваться с учетом нозологических
форм патологии
Заключительное занятие
-
Осуществить контроль знаний и умений
пациентов путем компьютерного или
ручного тестирования (посттест). Чем
выше разница результатов полученного
и исходного уровня знаний (посттеста
и претеста), тем выше эффективность
простой медицинской услуги обучения
самоуходу -
Провести анонимное анкетирование для
оценки качества простой медицинской
услуги и получения предложений по
дальнейшему улучшению обучения самоуходу -
Провести анонимное анкетирование для
оценки простой медицинской услуги и
получения предложений по дальнейшему
улучшению обучения самоуходу
А.А. Бельфер, процедурная медсестра неврологического отделения КГБУЗ «Городская больница №7», г. Комсомольск-на-Амуре
«Сестринская помощь в неврологии»
Эпиграф:
«Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство»
Франсуа Вольтер.
Актуальность программы
О том, что « В здоровом теле – здоровый дух» – говорил ещё знаменитый английский философ Джон Локк. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком «обеспечивает ему долгую и активную жизнь».
Болезни нервной системы (в частности инсульты) у населения России являются одной из наиболее распространенных и частых причин летальных исходов и инвалидизации. По-прежнему актуальным для медработников среднего звена является знание сестринского процесса. Работа в неврологическом отделении требует от медицинской сестры достижения профессиональной компетенции (ПК), разносторонних знаний и умений:
- осуществлять первичную и вторичную профилактику заболеваний нервной системы;
- оказывать доврачебную неотложную помощь;
- владеть разнообразными приемами реабилитации;
- знания этиопатогенеза определенных заболеваний нервной системы (клиническая картина, течение, прогноз, терапия распространенных неврологических заболеваний);
- профилактика;
- методы реабилитации пациентов;
- сестринский процесс оказания помощи.
Общие принципы ухода за неврологическими больными
Уход за неврологическими пациентами в стационаре процесс ответственный, требует правильной организации и тщательности выполнения.
Основные мероприятия по уходу включают:
- обеспечение и поддержание жизненно важных функций;
- адекватное питание;
- поддержание чистоты тела;
- обеспечение комфортного и безопасного положения пациента как в постели, так и вне ее;
- обеспечение нормального функционирования мочевого пузыря и кишечника;
- профилактику пролежней и контрактур.
Сложность организации ухода связана с наличием у пациента паралича, трофических нарушений, пролежней, контрактур, проблем, связанных с нарушениями питания, выделения, расстройствами речи (афазиями), когнитивными нарушениями, расстройствами пространственного восприятия и ряда других.
• Уход за неврологическими пациентами начинают с сестринского обследования, выявления проблем, определения приоритетности и планирования сестринского вмешательства. Данные обследования заносятся в сестринский оценочный лист. Определяется роль близких в уходе за пациентом, разъясняется цель и определение срока достижения тех или иных положительных сдвигов в состоянии пациента. В первые дни пациент находится на строгом постельном режиме, что обусловлено тяжестью его состояния и опасностью развития осложнений. Оценку независимости пациента проводят по шкале Бартел.
• Уход при риске развития пролежней. Наиболее эффективный способ профилактики пролежней:
- частая смена положения тела (каждые 2 часа);
- правильное обустройство спального места: функциональная кровать, чистая, расправленная простыня без швов;
- использование противопролежневых матрасов (водные, воздушные и т. д.);
- смена нательного и постельного белья (при недержании мочи – несколько раз в день);
- смена положения тела с использованием подушек и валиков для придания пациенту удобного положения в постели;
- ежедневное мытье пациента в душе или в постели с использованием моющего средства (геля, шампуня) со спиртом, с последующим обтиранием сухим мягким полотенцем, пеленкой, обращая особое внимание на области крестца, копчика, лопаток, пяток, локтей, плечевых суставов, а также естественных складок (подмышечной области, под молочными железами у женщин, паховых областей).
• Уход при риске развития контрактур. Уменьшить мышечный спазм можно следующим образом:
- поддерживать комфортную температуру в помещении;
- поддерживать комфортное и безопасное положение пациента;
- выполнять несколько раз в день медленные пассивные движения в суставах пораженных конечностей;
- дыхательная гимнастика для профилактики застойных явлений в легких и с целью влияния на мышечный тонус в конечностях (при вдохе тонус повышается, при выдохе – снижается).
- для восстановления двигательных функций, профилактики контрактур и других осложнений проводится ЛФК:
- способствует улучшению трофических функций конечностей; предупреждает развитие застойных явлений;
- стимулирует самостоятельность;
- повышает двигательную активность пациента;
- укрепляет мотивацию на выздоровление.
• Гигиенические мероприятия
- ежедневное умывание (не менее 2 раз в день, а при необходимости и чаще);
- мытье рук перед каждым приемом пищи;
- чистка зубов, полоскание полости рта, уход за зубными протезами;
- бритье для мужчин;
- причесывание волос (не реже 2 – 3 раз в день, а если необходимо – стрижку);
- стрижка ногтей;
- туалет глаз, ушей, носа;
- осуществление подмывания (не реже 2 раз в день, а при необходимости и чаще);
- смена постельного и нательного белья.
Все гигиенические мероприятия выполняются деликатно, в удобное для пациента время с соблюдением интимности.
• Организация кормления пациента с неврологическими расстройствами является ответственным и важным, поэтому его осуществляет медсестра. Кормление согласовано с лечащим врачом. Начинают:
- определение глотательного рефлекса, которое проводят в положении пациента сидя (во избежание аспирации).
- при сохранности глотательного рефлекса кормление осуществляют 5 – 6 раз в день малыми порциями.
- поить пациента следует достаточным количеством жидкости (не менее 1,5 л) для предотвращения обезвоживания и обеспечения нормальной работы почек и кишечника.
- в случае тяжелых расстройств функции глотания (дисфагия) для кормления используют различные питательные смеси, вводимые через постоянный назогастральный зонд. Если функция глотания не восстанавливается в течение нескольких дней, ставится вопрос о наложении гастростомы;
- при дисфагии логопед проводит гимнастику для глотки и гортани;
- применяется специальная методика кормления при приёме пищи при дисфагии.
• Уход при нарушении выделительных функций.
- у пациентов с тяжелой неврологической патологией (инсульт) наблюдаются нарушения функции мочеиспускания;
- могут наблюдаться расстройства дефекации в виде задержки стула или недержания. При задержке для нормализации стула врач рекомендует в рацион продукты, содержащие клетчатку (свекла, чернослив, хлеб с отрубями), молочнокислые продукты, употреблять достаточное количество жидкости. Если диетой не удается достигнуть желаемого эффекта, по назначению врача применяют слабительные средства растительного происхождения, лекарственные препараты.
• Уход за пациентами с нарушением сна.
- пациенты с неврологическими расстройствами жалуются на нарушение сна, которое проявляется в виде бессонницы или сонливости.
- нередко наблюдается извращение формулы сна, когда пациент днем спит, а ночью бодрствует, что создает дополнительные трудности при уходе.
Расстройства сна наиболее часты у пожилых пациентов, для них характерно позднее засыпание и раннее пробуждение. Для нормализации сна:
- проветривание помещения;
- калорийность и температура пищи;
- перестилание постели;
- прием пищи пациентом осуществлять не менее, чем за 4 ч. до отхода ко сну; пища не должна быть тяжелой, обильной;
Методы реабилитации Сестринское дело в реабилитации включает:
- изучение и коррекцию ответных реакций человека на существующую или потенциальную проблему со здоровьем, связанную со снижением функциональных возможностей и изменением образа жизни.
Цели сестринского дела в реабилитации:
• помочь пациенту справиться с инвалидностью или хронической болезнью путем поддержания функций;
• восстановить или улучшить утраченные функции в процессе предоставления самоухода;
• восстановить оптимальные социальные функции;
• способствовать психологической адаптации;
• предупредить осложнения, связанные с хроническими заболеваниями или инвалидностью.
Сегодня реабилитация – это неотъемлемая часть практики в рамках профессиональной сестринской деятельности.
Реабилитация – это динамический процесс, в ходе которого пациенту-инвалиду оказывают помощь в достижении оптимального физического, эмоционального, психологического и социального статуса в общественной и личной жизни с тем, чтобы поддерживать чувство достоинства и самоутверждения в его жизни, которая должна быть максимально независимой и успешной.
Основными задачами реабилитации являются:
1. достижение максимально функционального уровня и независимости в пределах, ограниченных индивидуальностью; Это охватывает все сферы жизни:
- физическую;
- умственную;
- социальную;
- экономическую;
- образовательную;
- сексуальную.
2. помощь пациенту в приобретении и восстановлении навыков;
3. помощь пациенту в обеспечении самообслуживания;
4. помощь в достижении оптимального уровня здоровья и предотвращении осложнений;
5. помощь пациенту в достижении приемлемого качества жизни, что включает в себя:
- поддержание достоинства;
- поддержание уважения и самооценки;
- поддержание личностных ценностей.
6. помощь пациенту реинтегрироваться в общество и функционировать в нем.
Медицинская сестра:
- устанавливает с пациентом и его семьей доверительные отношения, которые способствуют улучшению его состояния;
- определяет проблемы, находящиеся в компетенции сестринского ухода;
- обеспечивает соответственный сестринский уход;
- обучает пациента самоуходу, а членов семьи уходу за ним;
- помогает пациенту достигнуть наибольшей независимости;
- свою деятельность направляет на восстановление и поддержание функций, а также профилактику осложнений и дальнейших функциональных потерь;
- взаимодействует с другими специалистами из системы здравоохранения в обслуживании, планировании, оценке ухода за пациентом в реабилитационной программе.
Обязательными условиями адекватного ухода являются уважительное отношение к пациенту, внимание к его духовным потребностям. От правильно организованного ухода зависят степень восстановления утраченных функций и снижение процента инвалидизации.
Здоровый образ жизни — это единство и согласованность трёх уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического. Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля.
Список использованной литературы:
- Ш. Б. Иргашев Формирование здорового образа жизни или санитарно просветительная работа. Журнал «Организация и управление здравоохранением № 1»
- И. И. Соковня-Семенова Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие.
- Т.П. Обуховец « Основы сестринского дела». Практикум. Серия «Медицина для Вас»– Ростов н/Д: «Феникс», 2002.- 480 с.
- Е.И. Гусев и др. Нервные болезни. –М.: «Медицина», 1988.- 640 с
Цели ухода за тяжелобольным пациентом:
- создание физического, социального, психологического комфорта;
- уменьшение выраженности клинических проявлений заболевания;
- улучшение качества жизни;
- профилактика возможных осложнений;
- установление психологического контакта, выявление нарушенных потребностей.
- Поместите, если возможно, пациента в отдельную комнату, если этого сделать невозможно, то выделите ему место у окна.
- Постель не должна быть мягкой. Постарайтесь не пользоваться клеенкой, так как она может вызвать мацерацию (раздражение) кожи и являться фактором развития пролежней.
- Желательно использовать несколько легких шерстяных одеял, чем одно тяжелое ватное.
- Рядом с постелью поставьте тумбочку (табуретку, стул) для лекарств, питья, книг и др. Если пациенту необходимо принимать лекарства строго по часам, а вы не можете это обеспечить, приготовьте необходимое количество небольших стаканчиков и укажите на них часы приема.
- В изголовье постели разместите бра, настольную лампу, торшер.
- Для того чтобы пациент мог в любую минуту вызвать Вас, приобретите колокольчик или мягкую резиновую игрушку со звуком (либо поставьте рядом с пациентом пустой стеклянный стакан с чайной ложкой внутри).
- Если пациенту трудно пить из чашки, то приобретите поильник или используйте соломку для коктейлей.
- Если пациент не удерживает мочу и кал, можно приобрести памперсы для взрослых или взрослые пеленки. Без необходимости не используйте памперсы, так как они не дают дышать коже и могут вызвать раздражение и пролежни.
- Используйте для пациента только тонкое хлопчатобумажное белье: застежки и завязки должны быть спереди. Приготовьте несколько таких рубашек для смены.
- Проветривайте комнату пациента 5-6 раз в день в любую погоду по 15-20 минут, укрыв его потеплей, если на улице холодно. Протирайте пыль и делайте влажную уборку, по возможности, как можно чаще.
- Если пациент любит смотреть телевизор, слушать приемник, читать обеспечьте ему это.
- Всегда спрашивайте, что хочет пациент, и делайте то, о чем он просит. Он знает лучше Вас, что ему удобно и что ему необходимо. Не навязывайте свою волю, всегда уважайте желание пациента.
- Если пациенту становится хуже, не оставляйте его одного, особенно ночью. Включите ночник, чтобы в комнате не было темно.
- Спрашивайте пациента, кого бы он хотел ВИДЕТЬ, и зовите к нему именно этих людей, но не утомляйте его частыми визитами друзей и знакомых.
- Пристальный уход требует кожа тяжелобольного человека, так как она больше, чем у здорового, нуждается в чистоте. Регулярно осматривайте кожу в области крестца, пяток, лодыжек, локтей, затылка, ушей, большого вертела бедренной кости, внутренней поверхности коленных суставов. Пациента, находящегося на длительном постельном режиме, необходимо обтирать влажным теплым полотенцем с последующим промоканием насухо. Лучше смочить полотенце лосьоном для тела, разбавленным водой. На участках кожи, подверженных длительному сдавлению, более 2-х часов, могут образоваться пролежни в связи с нарушением кровообращения и снижением иммунитета. Для профилактики пролежней необхоцимо менять положение больного в постели до 10 раз в сутки, поворачивать его. Простыня должна быть натянута, без складок. Швы нижнего белья не должны приходиться на участки, наиболее плотно соприкасающиеся с кроватью. Необходимо немедленно менять мокрое, грязное белье. Постоянно поддерживать комфортное состояние кожи: сухую кожу смазывать увлажняющими кремами, влажную — присыпками без талька. При появлении покраснений необходимо массировать кожу вокруг участка гиперемии, отступив пять сантиметров (УЧАСТОК ГИПЕРЕМИИ НЕ МАССИРОВАТЬ!). Если пролежень стал влажным, необходима консультация врача.
- Волосы следует ежедневно причесывать, а 1 раз в неделю обязательно проводить осмотр на педикулез и мыть голову. Ногти на руках и ногах подстригать по мере их отрастания. Мужчин необходимо брить аккуратно, избегая порезов.
- Глаза промывать ежедневно настоями ромашки, шалфея или чайной заваркой, используя пипетку и ватный шарик, по направлению от наружного угла глаза к внутреннему.
- Ротовую полость (язык, десны, зубы) ежедневно обрабатывать раствором фурацилина, ромашки, шалфея. После каждого приема пищи необходимо прополоскать рот. По возможности можно использовать мягкую зубную щетку.
- Осуществлять контроль за стулом и мочеиспусканием. При запорах, использовать слабительные, различные очистительные клизмы (по назначению врача)
- Питание должно быть легкоусваиваемым, полноценным. Желательно кормить пациента небольшими порциями 5-6 раз в день. Пищу готовьте так, чтобы она была удобна для жевания и проглатывания: мясо в виде котлет или суфле, овощи в виде салатов или пюре. В рацион питания целесообразно включать супы, бульоны, каши, творог, яйца. Важно ежедневное употребление овощей и фруктов, а также ржаного хлеба и кисломолочных продуктов. Не давайте всю пищу только в протертом виде, иначе кишечник будет работать хуже. Во время кормления желательно, чтобы пациент находился B положении полусидя (чтобы не поперхнулся). Не укладывайте его сразу после еды. Не забывайте поить пациента соками, минеральной водой.
- У пациентов из-за длительного пребывания в одном положении и нарушения нормального дыхания и вентиляции легких возможно развитие пневмонии. Необходимо сажать пациента, поворачивать его с боку на бок, проводить массаж грудной клетки (включающий в себя переворачивание больного на живот и легкое постукивание снизу вверх по всей поверхности спины), проводить дыхательную гимнастику.
- Создание атмосферы оптимизма для обеспечения максимально возможного комфорта. Необходимо скрывать при разговоре тяжелые симптомы болезни, а иногда и диагноз. Приходится использовать ложь во благо. Досуг таким больным необходимо занять приемлемым занятием. Такие люди особенно чувствительны к одиночеству. Помните, тепло Ваших рук и слов куда важнее, чем телевизор.
- Для поощрения, мотивации к действию постарайтесь обучить элементарным приёмам самоухода. Не теряйте никогда надежду на улучшение и выздоровление. Необходимо поставить цель для больного: каждая победа в приемах самоухода — движение к независимости от других.
- Зарядка. Ежедневная для сохранивших движение органов. Реабилитационные мероприятия не смотря ни на что! Массаж, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика и др. Интересуйтесь новыми технологиями, медицина не стоит на месте, появляются новые приборы и методики для восстановления функций организма. Целью для родственников таких больных должно стать улучшение качества жизни пациента, а также продлить жизнь родного человека. Столкнувшись с уходом за тяжелобольным, не оставайтесь наедине с проблемой. Обратиться за помощью к друзьям, соседям необходимо заранее, пока не исчерпались Ваши силы. Переживания в подобной ситуации естественны. Не стесняйтесь попросить помощи B решении конкретной небольшой задачи, Вы ее заслуживаете. Кто-то поможет транспортом, советом, деньгами, купит лекарство, приготовит обед. Найдется наверняка помощник, способный хотя бы на несколько часов в неделю подменить Вас. В первые недели особенно тяжело, потом все станет привычным и не таким трудным. Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь.
И помните, ни одно современное медицинское учреждение не способно заменить больному домашний уют, заботу и любовь близких.
УДК:
616-083-053.9 (035)
Карасева Л. А. директор Института сестринского образования, главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью, Министерства здравоохранения Самарской области доктор медицинских наук, профессор, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: karaseva_larisa@mail.ru
Захарова Н. О. профессор кафедры гериатрии и возрастной эндокринологии, главный внештатный специалист по гериатрии Министерства здравоохранения Самарской области, доктор медицинских наук, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Булгакова С. В. заведующая кафедрой гериатрии и возрастной эндокринологии, доктор медицинских наук, доцент, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: osteoporosis63@gmail.com
Антюшко Т. Д. старший преподаватель кафедры управления сестринской деятельностью, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, E-mail: tamara.antjushko@hartmann.info
Мунтян И. А. ассистент кафедры сестринского дела, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: muntyan.i@yandex.ru
Архипова С. В. доцент кафедры сестринского дела, кандидат медицинских наук, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: filka4@mail.ru
Ключевые слова:
пациенты гериатрического профиля, сестринский уход, алгоритмы манипуляций
Руководство по самоуходу для пациентов гериатрического профиля и лиц, осуществляющих уход за больными пожилого и старческого возраста, включает теоретические и практические вопросы организации и осуществления ухода за гериатрическими больными на дому. В названном руководстве особое внимание уделено алгоритмам основных манипуляций по уходу за пациентами пожилого и старческого возраста, сформулированным в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации: ГОСТ Р 52623.2–2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Десмургия, иммобилизация, бандажи, ортопедические пособия» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ от 31.03.2015 № 198-ст); ГОСТ Р 52623.3–2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ от 31.03.2015 № 199-ст).
Литература:
1. Журавлева Т. П. Основы гериатрии: учебное пособие / Т. П. Журавлева. — 3-е изд. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. — 288 с.
2. Калюжный В. В. Справочник по оказанию доврачебной неотложной медицинской помощи / В. В. Калюжный. — Ростов н/Д.: Феникс, 2011. — 443 с.
3. Кулешова Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: учебник / Л. И. Кулешова. — 4-е изд. — М.: ФЕНИКС, 2019. — 716 с.
Осуществление ухода за больным человеком пожилого и старческого возраста — дело довольно сложное и ответственное, требующее специальных навыков, а также большого внимания и терпения. Важнейшим принципом такого ухода является уважение к личности больного человека, соблюдение этики в процессе общения и взаимодействия. Пожилого человека следует принимать таким, какой он есть, со всеми его физическими и психическими недостатками, индивидуальными особенностями характера. Правильно организованный и грамотно осуществляемый постоянный уход способен значительно улучшить общее состояние больного человека. Общение с пожилым человеком особенное — это спокойный и приветливый голос, четкие и хорошо проговариваемые слова (нередко у пожилых и старых людей снижен слух), медленная разговорная речь. Лицо человека, который ведет разговор с больным, должно быть достаточно освещенным, так как движение губ при разговоре в определенной степени помогает больному понять обращенную к нему речь. Готовность выслушать, уделить внимание, поддержать больного человека помогут настроиться на одну волну с ним. Нельзя эмоционально реагировать на попытки больного человека задеть или разозлить других. Важно помнить, что пожилой человек часто не в силах справиться с собственными эмоциями. В таких ситуациях ему можно помочь, переключая внимание на другие темы, при этом сохраняя спокойствие и уверенность в процессе своего разговора.
Поместите, если возможно, больного в отдельную комнату; если этого сделать невозможно, то выделите ему место у окна. Постель не должна быть мягкой. Кровать должна быть не выше 60 см от пола, чтобы, сидя на ней, больной чуть касался ногами пола. Для больных, частично или полностью обездвиженных, если есть возможность, лучше всего использовать функциональную кровать.
Если кровать может превращаться в кресло, тогда важно вертикализировать больного — голова располагается на небольшую подушку или свернутое полотенце, поперек ягодиц и под ноги кладется небольшая подушка. Соблюдение данных правил позволяет избежать «сползание» больного человека, что, в свою очередь, исключает у него образование пролежня силой сдвига и трением. Преимуществом приведения кровати в положение «приседания» (голова вверх, ноги вниз) является отсутствие давления на кожу пяток, так как в данном случае ноги свисают свободно.
Для Цитирования:
Карасева Л. А., Захарова Н. О., Булгакова С. В., Антюшко Т. Д., Мунтян И. А., Архипова С. В., Руководство по самоуходу для пациентов гериатрического профиля и лиц, осуществляющих уход за больными пожилого и старческого возраста (часть 1). Медсестра. 2019;5.
УДК 616.8-082:614.253.52
© 2012 В.В. Масляков, В.А. Левина, Н.М. Нехотящая
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА У БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
С помощью оценочных таблиц индекса Бартела, оценочных листов по шкале Ватерлоу (риск возникновения пролежней) на примере неврологического отделения рассмотрены вопросы сестринского процесса у больных в постинсультном периоде.
Для улучшения качества сестринского ухода за пациентами при инсульте необходимо: укомплектованность штатами медицинских сестер и младшего медицинского персонала, обучение медицинских сестер приемам координации действий родственников по уходу за близкими, проведение специальной подготовки медицинских сестер по психологии общения.
Ключевые слова: сестринский процесс, заболевания нервной системы, уход.
Введение. В мире ежегодно первичный или повторный инсульт переносят 15 млн человек. За рубежом инсульт называют «катастрофой мира», говорят о «глобальной» эпидемии инсульта. По прогнозам экспертов ВОЗ, к 2015 году число умерших от инсульта превысит 6 млн человек. В России ежегодно заболевают инсультом свыше 450 тыс. человек, в течение одного месяца умирают около 25 % этих больных, а к концу года этого заболевания — еще около 25 % [2,3]. К труду могут вернуться не более 15 % переболевших, остальные остаются инвалидами и до конца жизни нуждаются в медико-социальной поддержке [1,4]. Инсульт занимает 2-е место среди причин смерти и 1-е место среди причин инвалидности. У большинства пациентов с последствиями инсульта в той или иной мере наблюдается психологическая и социальная дезадаптация, чему способствуют выраженный двигательный и речевой дефицит, болевой синдром, когнитивные и эмоционально-волевые нарушения, утрата прежнего социального статуса [5]. Правильно организованный сестринский процесс в постинсультном периоде имеет огромное значение, так как позволяет предупредить осложнения, которые могут ухудшить состояние больного, способствует благоприятному исходу заболевания, и, соответственно, повышает качество жизни таких пациентов.
Цель исследования — разработать методику поддержания и восстановления независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.
Материалы и методы. Работа основана на проведении анализа работы неврологического отделения ММУ «Городская больница № 2 г. Энгельса». Неврологическое отделение развернуто на 70 коек. В отделении имеется 8 палат на 6 коек и 6 палат на 4 койки, два манипуляционных кабинета, сестринская, ординаторская, кабинет заведующего отделением, кабинет старшей сестры, 2 клизменные, санитарная комната, два санузла, две душевые комнаты, столовая. В каждой палате централизованное холодное и горячее водоснабжение.
За 2009 год пролечено 1912 больных, из них 1151(60,2 %) были госпитализированы по экстренным показаниям и 721(39,8 %) человек был госпитализирован в плановом порядке (рис. 1).
70%^ 60,2%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
□ Экстренная госпитализация
I Плановая госпитализация
Рис. 1. Госпитализация больных неврологического отделения
Распределение больных по нозологическим формам представлено на рис. 2.
Как видно из рисунка 2, из общего количества госпитализированных больных были поставлены следующие диагнозы: 657 (43,4 %) человек с острым нарушением мозгового кровообращения; 518 (27,1 %) — хроническое нарушение мозгового кровообращения; заболевания периферической нервной системы — 509 (26,6 %) больных; травмы ЦНС — 50 (2,6 %) больных; эпилепсия — 61 (3,2 %) человек; прочие заболевания — 117 (6,1 %). Следует отметить, что большинство пациентов (61,5 %) находились на лечении с инсультами.
□ ОНМК ШХНМК ШЗаболевания ПНС ШТравмы ЦНС □ Эпилепсия □ Прочие
Рис.2. Распределение больных по нозологическим формам
Уход за больными с инсультом является весьма сложным по ряду причин: высокая физическая нагрузка, большая ответственность перед пациентом и его родственниками — сначала за спасение жизни, а затем за возможность утраченных функций. Укомплектованность кадрами отделения представлена на рисунке 3.
66,7%
□ Укомплектованность медицинскими сестрами
□ Укомплектованность младшим медперсоналом
82,4%
Рис. 3. Укомплектованность средним и младшим медперсоналом
Из данных, представленных на рисунке 3, видно, что медицинскими сестрами отделение укомплектовано на 82,4 %, младшим медперсоналом — всего на 66,7 %. При такой укомплектованности медицинским сестрам приходится работать сверх ставки, выполняя при этом несвойственную для себя работу (работу младшего медперсонала).
Для осуществления сестринского процесса при инсульте очень важна подготовка медицинских сестер, способность грамотно организовать уход.
В неврологическом отделении 5 (35,7 %) медицинских сестер имеют высшую категорию,
2 (14,3 %) — первую, 5 (35,7 %) — вторую. 2 (14,3 %)медицинских сестры не имеют категории, так как стаж работы у них менее 3-х лет (рис. 4).
40°%/’ 35,7% 35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
35,7%
14,3%
14,3%
□ Высшая
□ Первая
□ Вторая
□ Не имеют
Рис. 4. Квалификационные категории медицинских сестер
На рисунке 4 показано, что сестринский персонал отделения высококвалифицированный. С целью организации более качественного ухода за пациентами в смене с медицинскими сестрами, не имеющими категории (молодые специалисты), работает более опытная сестра, которая является наставником.
Неврологические и эмоциональные нарушения негативно влияют на качество жизни человека и его составляющие: физическую и социальную независимость. Ограничения нормального существования для пациентов важнее самой болезни. Грамотно организованная реабилитационная программа и уход за пациентами с инсультами значительно повышает качество жизни.
В связи с этим, основные задачи медицинской сестры заключаются наряду с выполнением врачебных назначений в следующем:
определении нарушенных потребностей и проблем пациентов;
привлечении пациентов к самоуходу;
^ организации ухода за пациентом; обучении родственников;
контроле навыков ухода у членов семьи пациента.
В наше исследование было включено 20 пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения. Пациентов в острейшем периоде инсульта, с нарушением сознания, с выраженными изменениями личности в исследование не включали.
В ходе анкетирования пациентов были выявлены следующие проблемы: практически всех беспокоили головные боли, головокружения, снижение остроты зрения (рис. 5).
19%
I □Головокружения
/ □ Головные боли
□ Снижение остроты зрения
Рис. 5. Наиболее частые жалобы пациентов при инсульте
У большинства обследованных имелись нарушения речи и когнитивные расстройства (рис.6). Трудности при глотании испытывали 11 человек: преимущественно выявлялись по-перхивания (42 % больных), затруднения при глотании жидкой пищи (40 %), слюнотечение (38,5 %). Отмечалось снижение чувствительности конечностей (69 %).
□ Смазанность речи
□ Нарушение способности к письму
□ Затруднения при поиске нужных слов
13%
□ Затруднение понимания
□ Нечеткость речи
□ Нарушение способности к чтению
Рис. 6. Частота (в %) наиболее выраженных когнитивных проблем пациентов
Среди проблем, связанных с физиологическими отправлениями, в большинстве случаев наблюдалось недержание мочи (29 %), задержка стула (47 %), полностью контролировали физиологические отправления — 75 % пациентов, частично — 15 %, не контролировали — 10 % (рис. 7).
□ Недержание мочи □ Задержка мочи
□ Недержание кала □ Задержка стула
□ Физиологические отправления в норме
Рис. 7. Частота проблем, связанных с физиологическими отправлениями
При обследовании пациентов обнаруживались нарушения координации у 19 %, устойчивости — у 21 %, непроизвольные движения — у 13 %, нарушение ходьбы — у 27 %. 19 % опрошенных не имели возможности передвигаться (рис. 8).
□ Нарушение координации □ Нарушение устойчивости □ Непроизвольные движен
□ Нарушение ходьбы □ Не передвигаются
Рис. 8. Частота проблем с передвижением
В ходе исследования оценивалась информированность родственников о принципах ухода при инсульте. По результатам опроса информированы об особенностях диеты и питьевом режиме 10 респондентов. Отмечен дефицит знаний о том, как правильно сменить нательное и постельное белье (не знают 15 респондентов), около половины опрошенных (8 человек) знают о мерах, снижающих риск развития пролежней, 7 человек владеют навыками проведения гигиенических процедур (уход за кожей, глазами, полостью рта), 5 человек владеют навыками кормления, 16 человек оказывают помощь при физиологических отправлениях (рис. 9).
По данным анкетирования можно сделать вывод, что члены семьи пациентов с ОНМК недостаточно владеют навыками ухода. При проведении исследования выявлена существенная зависимость качества жизни от степени тяжести функциональных нарушений, определяемых неврологическим дефицитом. У 78 % пациентов существуют ограничения свободного передвижения, 83 % нуждаются в постороннем уходе.
□ Информация об особенностях диеты
□ Навыки смены белья
□ Навыки профилактики пролежней
□ Навыки проведения гигиенических процедур
□ Навыки кормления
□ Навыки помощи при физиологических отправлениях
Рис. 9. Информированность родственников по организации ухода
Правильно организованный уход за пациентами при инсульте позволяет снизить риск развития осложнений и повышает качество жизни пациентов. Сестринский процесс представляет собой системный научный подход к организации работы медсестры и решению проблем пациента.
1-й этап — оценка состояния пациента, определение его потребности в уходе. В качестве источников информации выступает сам пациент, его семья, медицинский персонал, медицинская документация.
2-й этап — анализ полученной информации и выявление проблемы пациента. Проведя анализ основных проблем пациента при инсульте, чаще всего медсестры сталкиваются со следующими проблемами.
1. Уход за кожей.
2. Профилактика пролежней.
3. Риск развития пневмонии и аспирации.
4. Питание и гидратация.
5. Нарушение функции тазовых органов.
6. Дефицит самоухода.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
7. Риск травматизации.
8. Дезориентация и психомоторное возбуждение.
9. Дефицит знаний по уходу у родственников пациента.
3-й этап — планирование комплексных мероприятий по уходу за пациентом. Совместно с пациентом и его родственниками составляется план ухода, в который включается уход за кожей.
Профилактика пролежней проводится согласно требованиям приказа [6]. Медицинская сестра ежедневно проводит туалет всей поверхности кожи (поочередное обтирание губкой всех частей тела). Растирание кожи камфорным спиртом в нашем отделении не проводится, так как это ведет к пересушиванию кожных покровов и нарушению их целостности. В соответствии со степенью риска развития пролежней (подсчитывается по шкале Ватерлоу) устанавливается частота смены положений пациента.
Кормление пациента осуществляется медицинской сестрой. При затруднении глотания больного кормят только в сидячем положении с опорой под спину. Прежде всего, медицинская сестра проводит оценку функции глотания; подбирает позы для наиболее эффективного
и безопасного глотания (наклон головы вперед, поворот в пораженную сторону в момент проглатывания; подбирает консистенцию пищи (мягкая пища, густое пюре, жидкое пюре) и жидкости (йогурт, густой кисель, вода). Чем жиже пища или питье, тем труднее сделать безопасный (без аспирации) глоток. Для родственников больного составлены рекомендации по кормлению. При грубых нарушениях функции глотания, коматозных и сопорозных состояниях осуществляется зондовое питание. Для кормления используются питательные смеси («Берламин», «Нутрен», «Пентамен» и так далее).
При нарушении функции тазовых органов планируется профилактика запоров: обеспечивается адекватное количество получаемой жидкости, питание с большим содержанием клетчатки (овощи и фрукты даются в виде пюре), включаются кисломолочные продукты. Во время дефекации обеспечивается физиологическая поза (сидя, больной отгораживается ширмой). В случае неэффективности вышеперечисленных методов используются слабительные средства (форлакс, гутталакс, препараты сены). Клизмы ставятся в крайних случаях.
При недержании мочи у мужчин используют кондомные мочеприемники, у женщин -памперсы. При тщательном уходе за кожей мочеприемник меняют каждые 24 часа; мешок для сбора мочи ежедневно промывается проточной водой, после чего его снова используют (не более 5 суток). Во избежание быстрого развития восходящей инфекции мочевыводящих путей осуществляется тщательная гигиена генитальной области — подмывание пациента (не реже 2 раз в сутки).
Зависимость от окружающих является серьезной проблемой для пациента с инсультом. Для оценки дефицита самоухода используется индекс Бартела (табл.1). Используя пункты шкалы, медицинская сестра строит таблицу и отмечает в графах действительные умения больного. «Самостоятельно» — отсутствие какой-либо помощи со стороны других людей, но предполагается использование приспособлений.
Таблица 1
Оценка дефицита самоухода с помощью индекса Бартела
Индекс Бартела ФИО пациента Палата № Дата
1. Стул 0 — нарушение 1 — периодическое недержание 2 — норма 6.Переход в положение сидя 0 — не удерживает равновесие сидя 1 — может сесть со значительной помощью 2 — небольшая помощь 3 — самостоятельно
2. Мочеиспускание 0 — нарушение 1 — периодическое 2 — нет нарушений (в течение 7 дней) 7. Передвижение 0 — отсутствие возможности перемещаться 1 — самостоятельно в кресле 2 — ходит с помощью 1 человека 3 — самостоятельно
3. Уход за собой 0 — нуждается в помощи 1 — самостоятельно 8. Одевание 0 — полностью зависим 1 — нуждается в помощи 2 — самостоятельно
4. Пользование туалетом 0 — полностью зависим 1 — нуждается в помощи 2 — самостоятельно 9. Ходьба по ступеням 0 — не может 1 — нуждается в помощи 2 — самостоятельно вниз и вверх
5. Прием пищи 0 — не может есть 1 — нуждается в помощи 2 — самостоятельно 10. Прием ванны 0 — с помощью 1 — самостоятельно
Так как нет двух абсолютно одинаковых пациентов с точки зрения степени их инвалиди-зации, общее количество баллов является ориентировочным показателем и используется больше при наблюдении больного в динамике, чем для сравнения пациентов. Больной с 10 баллами может быть выписан домой при обеспечении максимального ухода за ним; 14 баллов свидетельствует о возможности частичного ухода. Еженедельная повторная оценка пациента по шкале Бартела позволяет оценить эффективность ухода и реабилитации. Таблицы с индексом Бартела медсестра заводит на каждого пациента.
Учитывая большую физическую нагрузку на медицинских сестер, ограничение времени, целесообразно часть ухода (отдельные элементы) делегировать родственникам. Проведенное нами анкетирование выявило дефицит знаний по уходу у родственников пациентов. В связи с этим медицинские сестры проводят обучение родственников. Обучение — одна из функций медицинской сестры. Для лучшего усвоения знаний и умений по уходу для родственников составляются письменные рекомендации.
Правильно организованный сестринский процесс у пациентов при инсульте позволяет снизить риск развития осложнений и повышает качество жизни пациентов. С целью определения эффективности организации сестринского процесса при инсульте нами проведен анализ развития пролежней.
Рис. 10. Случаи развития пролежней у пациентов с инсультом (по годам)
На представленной диаграмме наблюдается явное снижение случаев возникновения пролежней у больных с данной нозологией.
Нами были проанкетированы 20 родственников пациентов, принимавших участие в уходе. При анализе анкет мы получили следующие данные: 18 (90 %) респондентов дали высокую оценку работе медицинских сестер по их обучению, 2(1 %) респондента удовлетворены обучением не в полном объеме; внимательное отношение сестер отметили 15 (75 %) респондентов, 5 (25 %) человек отметили безразличие; объем сестринской помощи посчитали достаточным 16 (80 %) человек, 3 (1,5 %) выразили мнение, что совместная забота была бы более эффективной, 1 (0,5 %) затруднился ответить.
На рисунке 11 можно видеть, что абсолютное большинство родственников, принимавших участие в уходе, высоко оценили работу медицинских сестер неврологического отделения. Ободрение, информирование, советы, участие очень важны для пациентов и их близких. Медицинские сестры нашего отделения работают в самом тесном контакте с ними.
□ Удовлетворены обучением по уходу
□ Внимательное отношение медицинских сестер
□ Достаточный объем сестринской помощи
Рис. 11. Мнение родственников, принимавших участие в уходе
Выводы.
Для улучшения качества сестринского ухода за пациентами при инсульте необходимо:
1. Укомплектовать штат медицинских сестер и младшего медицинского персонала.
2. Обучить медицинских сестер приемам координации действий родственников по уходу за близкими.
3. Провести специальную подготовку медицинских сестер по психологии общения.
1. Баландина И.И. Организация сестринского ухода по профилактике пролежней //Сестринское дело. 2010. № 6. С. 12-15.
2. Бережкова Л.В. Инсульт. Профилактика, лечение, реабилитация. Спб.: Нева, 2003. С. 23-25.
3. Гехт А.Б. Качество жизни и лечение больных, перенесших инсульт. М.: Эхо, 2002. 34 с.
4. Епифанов В.А. Реабилитация больных, перенесших инсульт. М.: МЕДпресс-информ, 2006. С. 21-25.
5. Масютина С.М. Качество жизни и реабилитация больных, перенесших инсульт в молодом возрасте // Тезисы докл. К Всероссийской конференции неврологов. Ярославль, 2006. С.10.
6. Приказ Минздрава РФ № 123 от 17 апреля 2002г. «Об утверждении отраслевого стандарта «Протокол ведения больных. Пролежни»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ