Инструкция специалиста по охране труда в школе
Инструкция
по охране труда для специалиста по охране труда
1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая инструкция по охране труда для специалиста по охране труда школы разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», применяемым с 1 января 2023 года, Постановлениями Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28.01.2021г №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по охране труда.
1.2. Данная инструкция для специалиста по охране труда в школе составлена в целях обеспечения безопасности его труда и сохранения жизни и здоровья при выполнении им трудовых обязанностей. Инструкция устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании работы специалиста по ОТ, определяет безопасные методы и приемы выполнения работ на рабочем месте и иных помещениях общеобразовательной организации, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях.
1.3. К выполнению обязанностей специалиста по охране труда в общеобразовательной организации допускаются лица:
- имеющее образование и обучение, соответствующее требованиям к квалификации (профстандарта) по своей должности;
- соответствующие требованиям по прохождению предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, наличия личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
1.4. Специалист по охране труда при приеме на работу проходит в установленном порядке вводный инструктаж, в процессе работы внеплановые и целевые инструктажи в случаях, установленных Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Если его должность не входит в утвержденный директором Перечень освобожденных от прохождения инструктажа профессий и должностей, проходит первичный инструктаж на рабочем месте и повторные инструктажи не реже одного раза в шесть месяцев.
1.5. Сотрудник должен пройти обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пожарной безопасности и электробезопасности. При непрерывном стаже работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу специалист по охране труда школы может не проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
1.6. Специалист по охране труда, контролирующий электроустановки организации потребителя электроэнергии, должен пройти проверку знаний и иметь группу IV по электробезопасности, производственный стаж (не обязательно в электроустановках) должен быть не менее 3 лет. Специалист по охране труда, имеющий группу IV по электробезопасности, может проводить присвоение I группы по электробезопасности работникам общеобразовательной организации.
1.7. Специалист по охране труда в целях соблюдения требований охраны труда обязан:
- соблюдать требования охраны труда, пожарной и электробезопасности при выполнении работ;
- соблюдать требования производственной санитарии, правила личной гигиены;
- знать правила эксплуатации и требования безопасности при работе с персональным компьютером и иной оргтехникой;
- знать способы рациональной организации рабочего места;
- иметь четкое представление об опасных и вредных факторах, связанных с выполнением работ, знать основные способы защиты от их воздействия;
- заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ в общеобразовательной организации;
- пользоваться электроприборами согласно инструкциям по их эксплуатации;
- выполнять только ту работу, которая относится к должностным обязанностям специалиста по охране труда и поручена директором школы, при создании условий безопасного ее выполнения;
- знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
- соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав общеобразовательной организации;
- соблюдать установленные режимы труда и отдыха, трудовую дисциплину;
- соблюдать инструкции по охране труда, при работе с персональным компьютером и иной оргтехникой;
- соблюдать должностную инструкцию специалиста по охране труда школы.
1.8. Опасные и (или) вредные производственные факторы, которые могут воздействовать в процессе работы на специалиста по охране труда в школе, отсутствуют.
1.9. Перечень профессиональных рисков и опасностей:
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места;
- зрительное утомление при длительной работе с документами, на персональном компьютере (ноутбуке);
- поражение электрическим током при использовании неисправных электрических розеток, выключателей;
- поражение электрическим током при использовании неисправного персонального компьютера (ноутбука) и иной оргтехники, при отсутствии заземления / зануления электроприборов;
- поражение электрическим током при использовании кабелей питания с поврежденной изоляцией, несертифицированных и самодельных удлинителей;
- статические нагрузки при незначительной общей мышечной двигательной нагрузке;
- эмоциональные перегрузки.
1.10. В случае травмирования уведомить непосредственного руководителя любым доступным способом в ближайшее время. При неисправности оборудования, оргтехники и мебели сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до полного устранения всех недостатков и получения разрешения.
1.11. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм специалист по охране труда школы должен:
- оставлять верхнюю одежду, обувь в предназначенных для этого местах;
- мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы, после посещения туалета, перед приемом пищи;
- не допускать приема пищи в рабочем кабинете, проветривать кабинет;
- соблюдать требования СанПиН 1.2.3685-21, СП 2.4.3648-20, СП 3.1/2.4.3598-20.
1.12. Запрещается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.13. Специалист, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Специалист по охране труда общеобразовательной организации должен приходить на работу в чистой, опрятной одежде, перед началом работы вымыть руки. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и получения травмы.
2.2. Проверить окна в рабочем кабинете на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол.
2.3. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью освещение в кабинете и убедиться в исправности электрооборудования:
- осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
- уровень искусственной освещенности в кабинете специалиста по охране труда должен составлять 300 люкс;
- коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.4. Убедиться в свободности выхода из кабинета охраны труда, проходов.
2.5. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности.
2.6. Убедиться в безопасности своего рабочего места:
- проверить мебель на предмет ее устойчивости и исправности;
- проверить плотность подведения кабелей питания к системному блоку и монитору, оргтехнике, не допускать переплетения кабелей питания;
- проверить правильное расположение монитора, системного блока, клавиатуры, мыши;
- убедиться в отсутствии посторонних предметов на мониторе и системном блоке компьютера, иной оргтехнике;
- убедиться в устойчивости находящихся в сгруппированном положении рабочих документов, папок.
2.7. Провести осмотр санитарного состояния рабочего кабинета. Рационально организовать свое рабочее место, привести его в порядок. Достать из мест хранения документацию по охране труда и подготовить к работе, убрать посторонние предметы и все, что может препятствовать безопасному выполнению работы и создать дополнительную опасность.
2.8. Произвести сквозное проветривание кабинета специалиста по охране труда, открыв окна и двери. Окна в открытом положении фиксировать крючками или ограничителями.
2.9. Провести проверку работоспособности персонального компьютера (ноутбука), удостовериться в полной исправности принтера и иной оргтехники.
2.10. При необходимости провести регулировку монитора, протереть экран монитора с помощью специальных салфеток.
2.11. Составить план работы на день и равномерно распределить выполнение намеченной работы с обязательными перерывами на отдых и прием пищи.
2.12. Приступать к работе специалисту по охране труда школы разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Во время работы специалисту по охране труда необходимо соблюдать порядок в рабочем кабинете, не загромождать свое рабочее место, выходы из помещения и подходы к первичным средствам пожаротушения личными делами, документами, папками и любыми другими посторонними предметами.
3.2. В процессе работы соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила личной гигиены.
3.3. Не выполнять действий, которые потенциально способны привести к несчастному случаю.
3.4. Быть внимательным в работе, не отвлекаться посторонними делами и разговорами, выполнять только ту работу, которая относится к должностным обязанностям специалиста по охране труда и поручена непосредственно директором школы, при создании условий безопасного ее выполнения.
3.5. При посещении в рамках выполнения своих должностных обязанностей пищеблока, кабинета химии, физики, учебных мастерских соблюдать осторожность, правила безопасности в данных кабинетах, не включать электрооборудование, электроприборы.
3.6. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности кабинета специалиста по охране труда не ставить на подоконники цветы, не располагать документы и иные предметы.
3.7. Персональный компьютер (ноутбук) и иную оргтехнику использовать только в исправном состоянии и в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
3.8. Выполнять мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране монитора или ноутбука. Выключать компьютер (ноутбук) или переводить в режим ожидания, когда его использование приостановлено.
3.9. Клавиатуру и мышь ежедневно дезинфицировать в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.10. Не использовать в работе мониторы на основе электронно-лучевых трубок.
3.11. При недостаточной освещенности рабочего места для дополнительного его освещения использовать настольную лампу.
3.12. Не использовать в рабочем помещении переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники, плитки и не сертифицированные удлинители.
3.13. При длительной работе с документацией, за компьютером (ноутбуком) с целью снижения утомления зрительного анализатора, предотвращения развития познотонического утомления через час работы делать перерыв на 10-15 минут, во время которого выполнять комплекс упражнений для глаз, физкультурные паузы.
3.14. Для поддержания здорового микроклимата через каждые 2 ч работы проветривать кабинет специалиста по охране труда, при этом окна фиксировать в открытом положении крючками или ограничителями.
3.15. При использовании оргтехники и иных электроприборов специалисту по охране труда школы запрещается:
- включать в электросеть и отключать от неё персональный компьютер, принтер и иную оргтехнику и электроприборы мокрыми и влажными руками;
- нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
- допускать попадания влаги на поверхности используемых электроприборов;
- выполнять выключение аппаратуры рывком за шнур питания;
- размещать на электроприборах предметы (бумагу, документацию, вещи и т.п.);
- передвигать включенные в электрическую сеть электроприборы;
- разбирать включенные в электросеть электроприборы;
- прикасаться к кабелям питания с поврежденной изоляцией;
- сгибать и защемлять кабели питания;
- оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы.
3.16. Специалисту по охране труда необходимо придерживаться правил передвижения в помещениях и на территории школы:
- во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
- не ходить по мокрому полу;
- ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны, осторожно и не спеша;
- при передвижении по лестничным пролетам соблюдать осторожность и внимательность, не наклоняться за перила, не перешагивать и не перепрыгивать через ступеньки;
- обращать внимание на неровности и скользкие места в помещениях и на территории школы, обходить их и остерегаться падения;
- не проходить ближе 1,5 метра от стен здания общеобразовательной организации.
3.17. Соблюдать во время работы инструкцию по охране труда для специалиста по охране труда в школе, установленный режим рабочего времени (труда) и времени отдыха, при работе с использованием компьютера (ноутбука) руководствоваться «Инструкцией по охране труда при работе на персональном компьютере».
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. Не допускается специалисту по охране труда общеобразовательной организации приступать к работе при плохом самочувствии или внезапной болезни.
4.2. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, причины их вызывающие:
- пожар, возгорание, задымление, поражение электрическим током, вследствие неисправности электрооборудования, оргтехники и кабелей питания;
- неисправность оргтехники и иных электроприборов;
- прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
- террористический акт или угроза его совершения.
4.3. Специалист по охране труда обязан немедленно известить непосредственного руководителя или директора школы:
- о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью сотрудников и обучающихся;
- о каждом произошедшем несчастном случае;
- об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
4.4. При возникновении неисправности в оргтехнике или ином электроприборе (посторонний шум, дым, искрение и запах гари) необходимо прекратить с ним работу и обесточить, сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной работе и использовать только после выполнения ремонта (получения нового).
4.5. В случае получения травмы специалист по охране труда должен прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы иным сотрудником или обучающимся оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по номеру телефона 103 и сообщить о происшествии директору школы. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем фотографирования, составления протокола или иным методом.
4.6. В случае возникновения задымления или возгорания в рабочем кабинете, специалист по охране труда должен немедленно прекратить работу, вывести сотрудников и посетителей из кабинета – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по номеру телефона 101 (112), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения.
4.7. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения и канализации в кабинете специалиста по охране труда необходимо оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части (завхозу) общеобразовательной организации.
4.8. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.
5. Требования охраны труда после завершения работы
5.1. По окончании работы специалисту по охране труда общеобразовательной организации необходимо выключить все электроприборы и обесточить их отключением из электросети.
5.2. Внимательно осмотреть рабочее место и помещение рабочего кабинета, привести его в порядок. Убрать с рабочего стола документацию по охране труда, папки, носители информации в отведенные для хранения места.
5.3. Удостовериться, что помещение приведено в пожаробезопасное состояние, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить новый огнетушитель.
5.4. Проветрить кабинет специалиста по охране труда общеобразовательной организации, открыв и зафиксировав окна.
5.5. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос сгораемого мусора из помещения.
5.6. Закрыть окна, вымыть руки, перекрыть воду и выключить освещение.
5.7. При отсутствии недостатков закрыть кабинет специалиста по охране труда на ключ.
Инструкцию разработал: ______________ /____________________/
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____202__г. ______________ /____________________/
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Специалиста по охране труда в школе (профстандарт)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция специалиста по охране труда в школе разработана на основе Профессионального стандарта 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №524н от 04.08.2014 года (с изменениями от 12 декабря 2016 года); с учетом Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 сентября 2020 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Разработанная должностная инструкция специалиста по охране труда устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность работника, занимающего в школе должность специалиста по охране труда.
1.3. Специалист по охране труда принимается на работу и освобождается от должности директором школы.
1.4. Специалист по охране труда школы относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется директору школы.
1.5. На должность специалиста по охране труда школы может назначаться лицо:
- имеющее высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности, либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда;
- без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет;
- прошедшее обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.6. В своей профессиональной деятельности в школе специалист по охране труда руководствуется:
- настоящей должностной инструкцией;
- законодательными и нормативными актами Российской Федерации в сфере охраны труда;
- административным, трудовым и хозяйственным законодательством РФ;
- решениями органов управления образования всех уровней по вопросам организации охраны труда;
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- стандартами, регламентирующие систему управления охраной труда;
- правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
- Уставом школы;
- Правилами внутреннего трудового распорядка школы;
- локальными актами школы по охране труда (в том числе приказами и распоряжениями директора школы).
1.7. Специалист по охране труда школы должен знать:
- нормативную правовую базу в сфере охраны труда, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области охраны труда, пожарной и конструкционной безопасности, санитарно-гигиеническое законодательство;
- стандарты, регламентирующие систему управления охраной труда;
- виды локальных нормативных актов в сфере охраны труда;
- порядок разработки, согласования, утверждения и хранения локальной документации в школе;
- основы технологических процессов на пищеблоке школы и в учебных мастерских, работы устройств, оборудования и приборов, используемых в школе;
- нормативные требования по вопросам обучения и проверки знаний требований охраны труда;
- технологии, формы, средства и методы проведения инструктажей по охране труда, обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда в школе;
- методы выявления потребностей в обучении сотрудников школы по вопросам охраны труда;
- основы психологии, педагогики, информационных технологий;
- пути (каналы) доведения информации по вопросам условий и охраны труда до работников школы;
- полномочия трудового коллектива в решении вопросов охраны труда и полномочия органов исполнительной власти по мониторингу и контролю состояния условий и охраны труда в общеобразовательных учреждениях;
- механизмы взаимодействия с заинтересованными органами и организациями по вопросам условий и охраны труда;
- состав и порядок оформления отчетной (статистической) документации по вопросам условий и охраны труда;
- методы и порядок оценки опасностей и профессиональных рисков сотрудников школы;
- источники и характеристики вредных и опасных факторов в школе, трудового процесса, их классификации;
- порядок проведения предварительных при поступлении на работу, периодических и внеочередных медицинских осмотров работников, иных медицинских осмотров и освидетельствований работников;
- типовой перечень ежегодно реализуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
- требования санитарно-гигиенического законодательства по отношению к общеобразовательному учреждению с массовым пребыванием детей;
- виды и размеры (объем) компенсаций сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, условия и порядок их предоставления;
- методы мотивации и стимулирования сотрудников школы к безопасному труду;
- основные требования нормативных правовых актов к зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию, установкам, технологическим процессам в части обеспечения безопасных условий и охраны труда;
- классы и виды средств коллективной и индивидуальной защиты, общие требования, установленные к средствам коллективной защиты, применения, принципы защиты и основные характеристики средств коллективной и индивидуальной защиты;
- правила и нормы охраны труда, пожарной и электробезопасности.
1.8. Специалист по охране труда школы должен уметь:
- применять государственные нормативные требования охраны труда при разработке локальных нормативных актов;
- применять нормативные правовые акты в части выделения в них требований, процедур, регламентов, рекомендаций для адаптации и внедрения в локальную нормативную документацию школы;
- анализировать и оценивать предложения и замечания к проектам локальных нормативных актов по охране труда;
- анализировать изменения законодательства в сфере охраны труда;
- пользоваться справочными информационными базами данных, содержащими документы и материалы по охране труда;
- разрабатывать (подбирать) программы обучения по вопросам охраны труда, методические материалы для работников школы;
- проводить вводный инструктаж по охране труда;
- консультировать по вопросам разработки программ инструктажей, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
- пользоваться современными техническими средствами обучения (мультимедийным проектором, персональным компьютером);
- оценивать эффективность обучения работников школы по вопросам охраны труда;
- формировать отчетные документы о проведении обучения, инструктажей по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
- готовить документы, содержащие полную и объективную информацию по вопросам охраны труда;
- формировать, представлять и обосновывать позицию по вопросам функционирования системы управления охраной труда и контроля соблюдения требований охраны труда в школе;
- применять методы идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
- координировать проведение специальной оценки условий труда, анализировать результаты оценки условий труда на рабочих местах работников школы;
- оценивать приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда с точки зрения их эффективности;
- формировать требования к средствам индивидуальной защиты и средствам коллективной защиты с учетом условий труда на рабочих местах, оценивать их характеристики, а также соответствие нормативным требованиям;
- анализировать и оценивать состояние санитарно-бытового обслуживания работников школы;
- оформлять необходимую документацию для заключения договора между школой и медицинским учреждением на проведение медосмотров и медицинских освидетельствований;
- оформлять документы, связанные с обеспечением сотрудников школы средствами индивидуальной защиты, проведением обязательных медицинских осмотров и освидетельствований.
1.9. Специалист по охране труда школы должен соблюдать данную должностную инструкцию, требования Конвенции ООН о правах ребенка, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.
1.10. Специалист по охране труда школы должен строго соблюдать требования охраны труда, пожарной безопасности и личной гигиены на рабочем месте, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе.
2. Трудовые функции
Основными трудовыми функциями специалиста по охране труда школы являются:
2.1. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда в образовательном учреждении.
- Нормативное обеспечение системы управления охраной труда в школе.
- Обеспечение подготовки работников школы в области охраны труда.
- Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда в школе.
- Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда в школе.
3. Должностные обязанности
Специалист по охране труда школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции нормативного обеспечения системы управления охраной труда:
- обеспечивает наличие, хранение и доступ к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда для общеобразовательных учреждений;
- разрабатывает проекты локальных нормативных актов, обеспечивающих создание и функционирование системы управления охраной труда в школе;
- осуществляет подготовку предложений в разделы коллективного договора, соглашения по охране труда и трудовых договоров с работниками школы по вопросам охраны труда;
- взаимодействует с представительными органами работников школы по вопросам условий и охраны труда, и согласование локальной документации по вопросам охраны труда;
- осуществляет подготовку локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
3.2. В рамках трудовой функции обеспечения подготовки сотрудников школы в области охраны труда:
- выявляет потребности в обучении и планировании обучения работников школы по вопросам охраны труда;
- проводит вводный инструктаж по охране труда, осуществляет координацию проведения первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа, обучение работников школы методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим;
- оказывает методическую помощь заместителям директора школы, руководителям методических объединений по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности обучающихся, в разработке инструкций по охране труда;
- принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в школе в установленном порядке;
- участвует и выступает на совещаниях, заседаниях методических объединений учителей, педагогических советах по вопросам организации охраны труда;
- контролирует использование работниками школы безопасных методов и приемов труда, инструктажей по охране труда в соответствии с нормативными требованиями;
- осуществляет проверку знания требований охраны труда среди работников школы;
- осуществляет контроль соблюдения работниками школы законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда;
- проводит профилактическую работу по предупреждению производственного и детского травматизма.
3.3. В рамках трудовой функции сбора, обработки и передачи информации по вопросам условий и охраны труда:
- информирует сотрудников школы об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- осуществляет сбор информации и предложений от работников школы, их представительных органов, методических объединений по вопросам условий и охраны труда;
- осуществляет подготовку для представления директором школы органам исполнительной власти, органам профсоюзного контроля информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- осуществляет сбор и обработку информации, характеризующей состояние условий и охраны труда в школе;
- осуществляет подготовку отчетной (статистической) документации директора школы по вопросам условий и охраны труда в школе.
3.4. В рамках трудовой функции обеспечения снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда:
- выявляет, анализирует и оценивает профессиональные риски;
- разрабатывает планы (программы) мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда, улучшению условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками;
- разрабатывает мероприятия по повышению уровня мотивации сотрудников школы к безопасному труду, заинтересованности работников в улучшении условий труда, вовлечению их в решение вопросов, связанных с охраной труда;
- осуществляет подготовку предложений по обеспечению режима труда и отдыха работников школы, перечню полагающихся им компенсаций в соответствии с нормативными требованиями;
- осуществляет организацию проведения предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований);
- осуществляет выработку мер по лечебно-профилактическому обслуживанию и поддержанию требований по санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с требованиями нормативных документов;
- осуществляет контроль своевременности и полноты обеспечения обслуживающего персонала школы специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
- участвует в расследовании несчастных случаев, произошедшими с работниками и учащимися школы, анализе причин травматизма, в разработке мероприятий по их предотвращению;
- осуществляет контроль соблюдения требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов педагогических учреждений и уроков технологии.
- осуществляет контроль состояния и исправности средств индивидуальной и коллективной защиты.
3.5. Специалист по охране труда в школе составляет перспективный план работы на год (четверть), предоставляет анализ работы за год директору школы.
3.6. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, а также в общественных местах.
3.7. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует пополнению кабинета охраны труда нормативными и методическими материалами.
3.8. Выполняет положения должностной инструкции специалиста по охране труда в школе, разработанной по профстандарту, правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы и требования на рабочем месте, а также трудовую дисциплину, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка, установленные в школе.
3.9. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.
4. Права
Специалист по охране труда школы имеет право:
4.1. Вносить конкретные предложения администрации школы по вопросам организации охраны труда и условий труда, по развитию и совершенствованию деятельности школы с учетом вопросов охраны труда.
4.2. Запрашивать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей, получать поступающие в школа документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе.
4.3. Вносить предложения директору школы по поощрению и наложению взысканий на работников школы по своей деятельности.
4.4. Запрашивать и получать от заместителей директора, руководителей методических объединений школы информацию, необходимую для выполнения возложенных на него должностных обязанностей.
4.5. Осуществлять в пределах своей компетенции проверку деятельности педагогических работников школы по охране труда, о результатах проверок докладывать директору школы.
4.6. Участвовать в совещаниях, педагогических советах при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции службы охраны труда.
4.7. Предъявлять работникам школы обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
4.8. Требовать отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.
4.9. Требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, допустившие травмирование работников и учащихся школы.
4.10. Повышать свою квалификацию, пользоваться правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4.11. Принимать участие в управлении школой в порядке, определяемом Уставом.
4.12. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.13. Знакомиться с проектами решений администрации школы, касающимися его рабочей деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.14. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором между администрацией и работниками школы.
5. Ответственность
5.1. Специалист по охране труда несет школы персональную ответственность за:
- ведение документации, предусмотренной должностными обязанностями и действующими нормативно-правовыми актами, предоставление в установленном порядке достоверной статистической и иной информации о своей деятельности.
- оперативное принятие мер, включая своевременное информирование администрации школы, по пресечению выявленных нарушений правил охраны труда, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности школы, его работникам и учащимся.
- своевременное проведение расследований несчастных случаев с работниками и обучающимися школы.
За нарушение законодательных и нормативных актов специалист по охране труда может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством РФ в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, приказов директора школы и иных локальных нормативных актов, специалист по охране труда несет дисциплинарную ответственность в порядке, утвержденном трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка специалист по охране труда школы может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За причинение школе и участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (нарушением) своих прямых должностных обязанностей специалист по охране труда несет материальную ответственность в размере, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За несоблюдение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил специалист по охране труда привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Специалист по охране труда в школе выполняет работу согласно утвержденному директором школы графику работы, составленному исходя из 40 часовой рабочей недели на ставку заработной платы, участвует в совещаниях, выступает на педагогических советах, заседаниях методических объединений учителей по вопросам организации работы по охране труда.
6.2. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы специалиста по охране труда утверждается непосредственно директором школы.
6.3. Получает от директора школы информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под расписку с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.
6.4. Информирует администрацию школы о несчастных случаях, произошедших в учреждении, и о проведенном расследовании обстоятельств, а также о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности в школе.
6.5. Регулярно обменивается информацией по вопросам и задачам, входящим в компетенцию специалиста по охране труда с администрацией, педагогами и иными работниками школы.
6.6. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в кабинете охраны труда школы.
6.7. Представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц по окончании каждого учебного года.
6.8. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления специалиста по охране труда в школе с настоящей должностной инструкцией, подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»
Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность специалиста по охране труда в школе.
1. Общие положения
1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность специалиста по охране труда.
2. На должность специалиста по охране труда I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет.
На должность специалиста по охране труда II категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года.
На должность специалиста по охране труда назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.
Примечание. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н), но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
3. Специалист по охране труда должен знать: законы и иные нормативные правовые акты в сфере охраны труда; государственные нормативные требования охраны труда; международные договоры в области охраны труда, ратифицированные Российской Федерацией; национальные и межгосударственные стандарты в области безопасности и охраны труда; требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда; делопроизводство и методические документы по вопросам охраны труда; методы выявления, оценки и управления профессиональными рисками; производственную и организационную структуру организации, основные технологические процессы и режимы производства; виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации; методы изучения условий труда на рабочих местах; психофизиологические требования к работникам; правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ; порядок проведения расследования несчастных случаев; передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда; порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда.
4. Специалист по охране труда назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения (предприятия, организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Специалист по охране труда непосредственно подчиняется руководителю службы охраны труда.
2. Должностные обязанности
Участвует в организации и координации работ по охране труда в организации. Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда. Участвует в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации. Осуществляет контроль за соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда. Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания. Осуществляет контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты. Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проводит вводный инструктаж, контролирует проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда. Участвует в проведении контроля за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач. Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в организации в установленном порядке. Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Организовывает и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы. Организует работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, поставке средств индивидуальной и коллективной защиты, а также по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты предложений по их поставке. Проводит анализ организационной структуры, технического оснащения организации, государственных нормативных требований охраны труда, передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда. Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению. Участвует в разработке мероприятий по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда. Совместно с другими структурными подразделениями организации участвует в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков. Осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и трудового обучения школьников. Составляет и предоставляет отчет по установленной форме.
3. Права
Специалист по охране труда имеет право:
— вносить предложения руководству по вопросам организации и условий труда;
— запрашивать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей, получать поступающие в организацию документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе;
— вносить предложения руководству по поощрению и наложению взысканий на работников организации (предприятия, учреждения) по своей деятельности;
— вносить предложения по развитию и совершенствованию деятельности организации (предприятия, учреждения) с учетом вопросов охраны труда;
— запрашивать и получать от руководителей организации (предприятия, учреждения) и ее структурных подразделений информацию, необходимую для выполнения возложенных на него должностных обязанностей;
— проверять соблюдение законодательства и нормативно-правовых актов по охране труда в организации (предприятия, учреждения);
— осуществлять в пределах своей компетенции проверку и координацию деятельности структурных подразделений организации (предприятия, учреждения) по охране труда, о результатах проверок докладывать руководству организации (предприятия, учреждения);
— участвовать в совещаниях при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции службы охраны труда;
— беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации (предприятия, учреждения), знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
— предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации (предприятия, учреждения) обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
— требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
— направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;
— запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
— привлекать по согласованию с руководителем организации (предприятия, учреждения) и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда;
— представительствовать по поручению руководителя организации (предприятия, учреждения) в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда;
— проходить в установленном порядке аттестацию с правом на получение соответствующей квалификационной категории;
— повышать свою квалификацию.
Специалист по охране труда пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4. Ответственность
Специалист по охране труда несет персональную ответственность за:
— осуществление возложенных на него должностных обязанностей;
— организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
— ведение документации, предусмотренной должностными обязанностями и действующими нормативно-правовыми актами, предоставление в установленном порядке достоверной статистической и иной информации о своей деятельности;
— соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;
— оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения (предприятия, организации), его работникам и иным лицам.
За нарушение законодательных и нормативных актов специалист по охране труда может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Опубликовано в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 2/2017.
Другие статьи по теме
Государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Михайловская школа – интернат»
Утверждаю:
Директор
ГКОУ
«Михайловская школа — интернат»
_______________ И.Ю. Акимова
«____» ________________ 2017
г.
Должностная
инструкция
специалиста в
области охраны труда.
№
1. Общие
положения.
1. Настоящая
должностная инструкция разработана на основании Трудового кодекса
РФ, Приказа
Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа
2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта
«Специалист в области охраны труда».
2. Настоящая
должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и
ответственность специалиста
в области охраны труда.
3. Требования
к образованию и обучению: высшее образование по направлению
подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям
подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной
деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное
образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, либо
среднее образование и дополнительное профессиональное образование
(профессиональная переподготовка) в области охраны труда.
4.Требования к опыту
практической работы: без предъявления требований к опыту практической работы, а при
наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны
труда не менее 3 лет.
5.
К работе специалистом
в области охраны труда не допускаются лица:
— имеющие
или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством
Российской Федерации;
—
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие
заболевания, утвержденные перечнем, утверждаемым федеральным органом
исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
здравоохранения.
6. Специалист в области охраны труда должен знать:
— стандарты,
регламентирующие систему управления охраной труда, виды
локальных нормативных актов в сфере охраны труда, порядок
разработки, согласования, утверждения и хранения локальной документации;
— методы
изучения условий труда на рабочих местах, организацию
работы по охране труда;
— психофизиологические
требования к работникам исходя из категории тяжести работ, ограничения
применения труда женщин, рабочих, переведенных на легкий труд;
— особенности
эксплуатации оборудования, правила и средства контроля соответствия
технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ;
— методы и
формы пропаганды и информации по охране труда;
— порядок и
сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда;
— основы
трудового законодательства.
7. Должен
уметь:
— применять
государственные нормативные требования охраны труда при разработке локальных
нормативных актов,
нормативные
правовые акты и нормативно-техническую документацию в части выделения в них
требований, процедур, регламентов, рекомендаций для адаптации и внедрения в
локальную нормативную документацию;
— анализировать
и оценивать предложения и замечания к проектам локальных нормативных актов по
охране труда;
— анализировать
изменения законодательства в сфере охраны труда;
— пользоваться
справочными информационными базами данных, содержащими документы и материалы по
охране труда.
8. Специалист в области охраны труда назначается
на должность и освобождается от должности приказом руководителя в соответствии
с действующим законодательством Российской Федерации.
9. Специалист в области охраны труда непосредственно
подчиняется директору школы — интерната.
2. Должностные
обязанности.
1. Осуществляет
контроль за соблюдением в школе законодательных и иных нормативных правовых
актов по охране труда, за предоставлением работникам установленных льгот и
компенсаций по условиям труда.
2. Изучает
условия труда на рабочих местах, подготавливает и вносит предложения о средствах защиты от
воздействия опасных и вредных производственных факторов.
3. Участвует
в проведении проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений,
оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния
санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств
коллективной и индивидуальной защиты работников, определении их соответствия
требованиям нормативных правовых актов по охране труда и при выявлении
нарушений, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут
привести к аварии, принимает меры по прекращению эксплуатации машин,
оборудования и производства работ в цехах, на участках, на рабочих местах.
4. Проводит
работу по аттестации и сертификации рабочих мест и производственного
оборудования на соответствие требованиям охраны труда.
5. Участвует
в разработке мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и
несчастных случаев на производстве, по улучшению условий труда и доведению их
до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказывает
организационную помощь по выполнению разработанных мероприятий.
6. Контролирует
своевременность проведения соответствующими службами необходимых испытаний
состояния оборудования, соблюдение графиков замеров параметров опасных и
вредных производственных факторов, выполнение предписаний органов
государственного надзора и контроля за соблюдением действующих норм, правил и
инструкций по охране труда, стандартов безопасности труда в процессе
производства, а также в проектах новых и реконструируемых производственных
объектов, участвует в приемке их в эксплуатацию.
7. Участвует
в рассмотрении вопроса о возмещении работодателем вреда, причиненного
работникам увечьем, профессиональным заболеванием или другим повреждением
здоровья, связанными с выполнением ими трудовых обязанностей.
8. Оказывает
мед работникам методическую помощь в составлении списков профессий и
должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные
медицинские осмотры.
9.Составляет
списки профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании
действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы
за тяжелые, вредные или опасные условия труда.
10.
Разрабатывает инструкции по охране труда; проводит инструктажи, обучение и
проверку знаний работников по охране труда. Проводит вводные инструктажи по
охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, контролирует своевременное
проведение инструктажей педагогами с учащимися.
11. Участвует
в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, в
расследовании случаев производственного травматизма, профессиональных и
производственно обусловленных заболеваний, изучает их причины, анализирует
эффективность проводимых мероприятий по их предупреждению.
12.
Осуществляет контроль за использованием выделенных на выполнение мероприятий по
охране труда средств.
13. Составляет
отчетность по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.
14. Взаимодействует с
представительными органами работников по вопросам условий и охраны труда и
согласование локальной документации по вопросам охраны труда.
15. Контролирует и проводит
обучение
работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и
стажировок в соответствии с нормативными требованиями
16. Осуществляет обучение работников школы
– интерната по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
17. Подготавливает предложения по
обеспечению режима труда и отдыха работников, перечню полагающихся им
компенсаций в соответствии с нормативными требованиями.
18. Анализирует документы по
приемке и вводу в эксплуатацию производственных объектов и оценку их
соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.
19. Контролирует
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранение, оценку состояния
и исправности.
20. Вырабатывает меры по
лечебно-профилактическому обслуживанию и поддержанию требований по
санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с требованиями
нормативных документов.
21. Оказывает при необходимости помощь в
сопровождении при перемещении по школе – интернату инвалидам колясочникам, инвалидам
с поражением опорно-двигательного аппарата,
инвалидам по зрению.
3.
Права.
Специалист в
области охраны труда имеет право:
1. Вносить
предложения руководству по вопросам организации и условий труда.
2. Пользоваться
информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми
для исполнения своих должностных обязанностей.
3. Проходить в
установленном порядке аттестацию с правом на получение соответствующего
квалификационного разряда.
4. Знакомиться с жалобами и другими
документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
5. Защищать
свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката,
в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением норм
профессиональной этики.
6. Имеет
право
на конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев,
предусмотренных законом.
7. Имеет
право на премии и доплаты согласно Положения об оплате труда в школе –
интернате.
4. Ответственность.
Специалист в
области охраны несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих
должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За ведение
документации, предусмотренной должностными обязанностями.
3.
За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах,
установленных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
4.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и
правил внутреннего трудового распорядка школы-интерната, законных распоряжений
директора школы-интерната и иных локальных нормативных актов, должностных
обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не
использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, а также принятие
управленческих решений, повлекших дезорганизацию образовательного процесса
и(или) процесса материально-технического обеспечения, несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.
За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-
гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса привлекается к
административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных
административным законодательством.
6.
За виновное причинение школе-интернату или участникам образовательного процесса
ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих
должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных
настоящей инструкцией, несет материальную ответственность в порядке и в
пределах, установленных трудовым и(или) гражданским законодательством.
5.
Взаимоотношения. Связи по должности.
1.
Специалист
в области охраны работает по графику, составленному исходя из 40-часовой
рабочей недели и утвержденному директором школы-интерната.
2.
Получает от директора школы-интерната и его заместителей информацию
нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под
расписку с соответствующими документами.
3.
Заменяется на период временного отсутствия работником той же специальности.
4.
Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его
компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
Разработал:
специалист в области охраны труда
_______________ С.А. Ткачева
Ознакомлен, инструкцию получил:
_________________________
__________ «_______»________________________ 2016 г.
_________________________
__________ «_______»________________________ ____ г.
_________________________
__________ «_______»________________________ ____ г.