Педагогическое представление на учащегося
с ограниченными возможностями здоровья
Фамилия, имя ребенка Смирнова Ольга
Возраст 11 лет
Школа №8 Класс
5а
Общее развитие ребенка:
— осведомленность о себе и своей семье
Знает свое полное имя, имена своих родителей, сестры. Знает свой
домашний адрес, но затрудняется назвать место работы и сферу деятельности
родителей.
— знания и
представления об окружающем мире _ запас
знаний и представлений об окружающем не соответствует возрастной норме –
ребенок затрудняется в назывании по порядку времен и месяцев года, представления
о знакомых предметах и явлениях неполные и недифференцированные, ограничены
лишь отдельно воспринятыми признаками, не знает названия своей страны, сведения о родном городе
ограничены средой проживания
(не знает названия других улиц, не может назвать никаких достопримечательностей
родного города), слабо ориентируется в основных временных понятиях. Знания о профессиональной сфере ограниченные, специфичные, недифференцированные;
— моторное развитие недостаточное (грубая моторика характеризуется плохой переключаемостъю, не развиты тонкие дифференцированные
движения пальцев рук, ребенок не способен
рисовать плавные линии)
— отношение к школе и учебной деятельности в целом положительное
Сформированность учебных навыков:
— по математике слабые вычислительные навыки, отсутствие
практических навыков измерения, склонность к формальному заучиванию правил,
списыванию готовых решений. Не понимает взаимообратимости арифметических действий, не сформированы общие приёмы работы
над арифметической задачей.
— по чтению владеет слоговым чтением; темп чтения вслух -25
слов в минуту; допускает ошибки в окончаниях, преобладает формализованное чтение, не осмысливает прочитанное, чтение монотонное, невыразительное;
—
по письму допускает большое количество орфографических ошибок как при письме на слух, так и при
списывании; плохая
каллиграфия: не соблюдает строку, буквы разного размера и разного уровня; практически не владеет техникой
письма.
Сформированность
школьно-значимых умений: не владеет в должной мере аппаратом познавательной деятельности — обобщением, сравнением; не способен отделять
существенные свойства от несущественных;
— умение
планировать свою деятельность и сосредоточенно работать затрудняется
в постановке конкретной цели и выборе
путей решения определённой задачи (как практической,
так и учебной), не способна
сосредоточиться на задании, отвлекается в процессе выполнения;
— способность понять и принять инструкцию понимает требования учителя и старается их выполнять.
Способна хорошо
работать лишь при наличии пошаговой инструкции. Способна понять и принять
способ действия (при демонстрации учителем) и перенести его на другой
предмет.
Отношение к неудаче при
возникновении трудностей склонна к отказным реакциям, но после перерыва в
работе готова принять помощь и прилагает усилия для преодоления трудностей.
Темп работы снижен: не способна работать в одном темпе в течение урока, темп работы резко падает к
концу занятия, требуется длительный перерыв или смена вида деятельности на более
доступный и интересный для восстановления работоспособности
Заключение и
рекомендации по обучению
1. При проведении всех уроков и особенно занятий по ознакомлению
с окружающим миром, развитию речи и дифференциации словаря опираться на
наличный уровень развития и жизненный опыт
ребёнка, постепенно расширяя и обогащая его; использовать методы и приёмы с
ориентацией на «зону ближайшего
развития «.
2. Для
предупреждения и преодоления трудностей в усвоении языка как учебной дисциплины переключить внимание с речи как средства общения и передачи информации на язык
как систему, существующую по
определённым законам и правилам;
формировать умение анализировать слово с лексической, фонетической, грамматической сторон, развивать
фонематическое восприятие.
3. Постоянно вести работу по уточнению словаря с опорой на
практическую деятельность ребёнка. Учить построению развёрнутого высказывания, полного ответа на поставленный вопрос с использованием конструкций с союзными словами поэтому, потому что, значит. Формировать умение
давать словесный отчёт о
проделанной работе, работать по плану, инструкции, алгоритму.
4. Уделять внимание развитию анализирующего наблюдения,
накоплению опыта практических обобщений; формированию операций сравнения, анализа, синтеза и обобщения,
пространственной и временной
последовательности.
5. На
уроках конструирования, изо, технологии вести работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики и зрительно-моторных координаций (графические диктанты, штриховка, обводка лекал и трафаретов, закрашивание, рисование
бордюров и орнаментов, работа с пластилином, бумагой, конструктором, танграм, мозаика, паззлы.
6. В динамические паузы и уроки физкультуры и ритмики ввести упражнения, развивающие переключаемостъ и координацию движений, пальчиковую гимнастику; задания для развития восприятия, зрительно-моторных и слухомоторных координаций.
7. Вести работу по восполнению пробелов предшествующего обучения и развития, формированию готовности к восприятию наиболее сложных разделов и тем в соответствии с комплексной Программой развития.
Дата обследования _________________ Подпись педагога _________________
Педагогическое представление
Фамилия, имя ребенка
____________________________
Дата рождения 13. 08. 2005 г., возраст 12 лет
Школа — МБУ «Школа №…» , класс
5 «Б»
Программа обучения: адаптированная основная общеобразовательная
программа VII вида
Общее развитие ребенка
Учебная мотивация сформирована
не в полном объеме. Преобладает игровая деятельность. На уроках низкая
активность внимания. Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней
самостоятельно не может. Не может найти и исправить самостоятельно ошибку в
своей работе. На уроках спокоен. Наблюдается несформированность моторных
навыков графической деятельности. Тетради и дневник ведёт небрежно. Испытывает
трудности при осмыслении учебного материала по обществознанию, истории,
биологии, географии, русскому языку, математике, литературе.
Осведомленность о своей семье
Мальчик
знает, что он из полной многодетной семьи. В семье он аккуратен, ухожен, спокоен.
(Имя) всегда имеет все необходимые школьные принадлежности. Уроки без
уважительных причин не пропускает. Ребёнок-инвалид.
Знания и представления об окружающем мире -вполне
соответствуют возрасту.
Сформированность учебных навыков:
математика — логическое мышление
развито слабо, плохо усвоил таблицу умножения, задачи решает с помощью
учителя;
русский язык — при списывании и
диктовке допускает большое количество ошибок, при письме не использует
изученных правил;
чтение (литература) — темп чтения не
соответствует норме, смысл прочитанного осознает недостаточно глубоко,
при пересказе текста отсутствует эмоциональный окрас.
Сформированность школьно-значимых умений:
умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать
Сохранение
информации затруднено, преобладает механическая память. При
воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих
вопросах, не может изложить основной смысл материала, допускает многочисленные
ошибки в последовательности воспроизведения; не улавливает главную мысль
содержания.
способность понять и принять инструкцию
Не устанавливает
причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной
опоре на образец, помощь учителя; последовательность действий при выполнении
задания не устанавливает или устанавливает с помощью взрослого.
речевое развитие
Недостаточный
уровень лексического запаса. Предложения, употребляемые ребенком,
нераспространенные, неполные; строит высказывания с помощью
педагога.
Темп работы
Наблюдается несформированность моторных навыков графической
деятельности. Темп работы низкий.
Отношение к неудаче
Сразу реагирует на
замечания, старается исправиться. Не обидчив, не замыкается в себе. Открыт для
психолого-педагогической помощи. Соблюдает дистанцию в общении с взрослыми.
Мальчик добрый, адекватно реагирует на неудачи.
Выводы:
— при устных и письменных ответах на
уроке — часто с трудом овладевает учебными навыками, испытывает
трудности при формулировке ответов на вопросы;
— в процессе усвоения нового или
повторения старого материала — стимулирующая помощь малоэффективна, требуется
многократное повторение материала;
— при подготовке домашних заданий-
деятельность хаотична, не продумана,
прерывает работу из-за возникших трудностей;
— причины возникающих трудностей —
быстрая утомляемость, неустойчивое
внимание, страх перед возникающими трудностями (уровень сложности заданий).
Заключение:
эмоционально-волевая
сфера неустойчива, наблюдается быстрая утомляемость, неустойчивое
внимание, страх перед возникающими трудностями (уровень сложности
заданий), но несмотря на трудности, любит уроки математики и литературного
чтения.
Программу усваивает удовлетворительно,
познавательная активность средняя.
Дата ______________ Специалист
_______________________________________________________
Логопедическое представление на учащегося
Фамилия, имя ребенка Гураль Алексей
Дата рождения возраст 13. 08. 2005 г., возраст 12 лет |
Школа класс — МБУ «Школа №74» |
Программа обучения — адаптированная |
Устная речь: Состояние словаря Словарь качественно Грамматический |
Грамматический строй речи достаточно сформирован, но невозможно услышать распространенные |
Фонематическое восприятие речи При обследовании фонематических процессов |
Звукопроизношение |
Связная речь : фраза развернутая, с |
Письменная речь: Чтение словесное, понимание прочитанного |
Письмо — пропуски мягкого знака, добавление элементов |
Заключение и рекомендации по обучению
Остаточные явления недостаточной
сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.
Нарушения чтения и письма,
обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием
неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.
Рекомендации:
занятия с логопедом,
направленные на формирование фонетико-фонематический процессов и
грамматического строя речи, активизирование и обогащение словарного
запаса, развитие связного высказывания, совершенствование интонационной
выразительности речи.
Дата ______________ Специалист ___________________________________
Представление медицинского работника
1. Фамилия, имя
ребенка__________________________________________________________________
2. Дата рождения
________________________________________________________________________
3. Заключение ПМПК
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Опорно-двигательный аппарат
___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
5.Зрение________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Слух
_________________________________________________________________________________
7. Общее
состояние_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
8. Физическое
развитие___________________________________________________________________
9. Неврология
___________________________________________________________________________
10. Психиатрический диагноз______________________________________________________________
11. Данные о текущем
лечении_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
12. Заключение и рекомендации
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ______________ Специалист
________________________________________________________
«Согласовано» Родители (законные представители) _____________________ «__»________20___ г. |
«Согласовано» на заседании ПМПк МОУ «СОШ №44» протокол № ___ от «__»________20___ г. Председатель ПМПк МОУ «СОШ №44» ______________________ |
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №44» Г.М.Вавилина _____________________ « » _________ 20__ г |
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №44» Ленинского района г.Саратова
Индивидуальный образовательный маршрут
ребенка с ОВЗ
на 2020-2021 учебный год
Ф.И. ребенка: Иванов Иван Иванович
Дата рождения: 16.12.2009
Класс: 4 «В»
Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ
-
Фамилия, имя, отчество: Дата рождения 16.12.2009
-
Место жительства
-
Контактные телефоны
-
Категория «ребёнок – с ОВЗ» Заключение №355 от 22.09.2020
-
Фамилия, имя, отчество матери –
-
Фамилия, имя, отчество отца —
-
Статус ребенка – ребенок с ОВЗ, вариант 7.2 в 2020 -2025г.
-
Дата прохождения
-
Рекомендованная образовательная программа — АООП ОО для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2
-
Фактически реализуемая образовательная программа — АООП ОО для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2
-
Форма обучения — очная
Пояснительная записка
Иванов Иван по заключению ОГКУ «КО ПМПК» имеет ограниченные возможности здоровья, обусловленные задержкой психического развития. Обучается в очной форме по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования в объеме 100% учебной нагрузки, инклюзивно, с использованием методов коррекционно-развивающего обучения. По рекомендации ОГКУ «КО ПМПК» с мальчиком организованы подгрупповые коррекционные занятия с педагогом-психологом.
В данный период развития ученика происходит его физическое и психическое становление, формирование личности, социализация и интеграция в общество. Обучение и воспитание являются основными путями развития ребенка, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Цель:
-
Развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации и социализации.
Задачи программы:
-
Расширять образовательное пространство ученика посредством применения адекватных технологий обучения
-
Развивать потребность в непрерывном образовании
-
Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.
-
Организовывать творческую и досуговую деятельность ученика.
-
Расширять социализирующее пространство через совместную с классом внеурочную деятельность,
-
Оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.
Компоненты сопровождения |
Задачи |
Формы |
Ответственный |
Социальная адаптация |
Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть её потенциал для обучения. |
Интеграция в совместную деятельность с детьми, не имеющих статус ОВЗ. Использование возможностей школьного обучения для создания равных возможностей в получении образования. |
заместитель директора по УВР |
Психолого-педагогическая сопровождение |
Вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка; Своевременно оказывать педагогическую и психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям. |
Поддержка и психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-подростка. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. |
учителя-предметники педагог-психолог |
Формирование и становление ребенка как творческой личности. |
Постигать механизмы творческого процесса. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм |
Посещение концертов, школьных праздников, участие в мероприятиях различной направленности, в конкурсах и соревнованиях. Организация и проведение свободного времени. |
классный руководитель родители |
Предполагаемый результат:
В процессе реализации ИОМ у ребенка разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащейся, родителей, педагогов, психолога) и определяется:
— уровнем готовности школьника к обучению по данному образовательному маршруту;
— здоровьем и психическим состоянием ученика, его потребностями;
— социальным запросом (пожеланиями мамы в выборе направления обучения).
Коррекция индивидуального образовательного маршрута осуществляется педагогическим консилиумом на основе рекомендаций педагогов и психолога с согласия родителей и ребенка
План индивидуальной работы классного руководителя с учащимся с ОВЗ
№ |
Содержание работы |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Изучение состояния здоровья, возможностей учащегося с ОВЗ по карте ИПР |
Классный руководитель, медработник, педагог психолог |
сентябрь |
2 |
Изучение личности учащегося с ОВЗ |
Классный руководитель, педагог психолог |
сентябрь — октябрь |
3 |
Изучение семьи и семейных отношений учащегося с ОВЗ |
Классный руководитель |
сентябрь |
4 |
Изучение интересов и способностей учащегося с ОВЗ |
Классный руководитель, педагог психолог |
сентябрь — октябрь |
5 |
Вовлечение учащегося с ОВЗ во внеурочную деятельность |
Классный руководитель, педагог — организатор |
в течение года |
6 |
Изучение микроклимата в классном коллективе, в котором обучается учащийся |
Классный руководитель, педагог психолог |
сентябрь — октябрь |
7 |
Контроль за успеваемостью |
Классный руководитель, учителя предметники |
в течение года |
8 |
Оказание своевременной помощи в обучении |
Классный руководитель, учителя предметники |
в течение года |
Индивидуальный план воспитательной работы классного руководителя с обучающимся с ОВЗ
Классный руководитель:
Направления социализации
Направление работы |
Мероприятия |
Методы и формы (индивидуальные, групповые) |
Оценка результата |
Художественное (организовать участие ребенка в концертах, выставках, конкурсах творческих работ и проектов) |
Обеспечение присутствия учащихся ребенка с ОВЗ на праздничных школьных мероприятиях посвящённых «Первому звонку». |
индивидуальные, групповые |
положительный |
Участие в мероприятии «Прощание с начальной школой» |
индивидуальная работа, групповые – участие в представлении класса |
положительный, принимала активное участие в мероприятии |
|
Участие в мероприятии «Азбука дорожных наук» |
индивидуальные, групповые |
положительный, принимала активное участие в подготовке и проведении мероприятия |
|
Праздничный концерт «Тепло наших сердец», посвященный Дню 8 марта |
индивидуальные, групповые |
положительный |
|
Интеллектуальное (организовать участие в предметных конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предметам, посещение элективных курсов и факультативов) |
Участие в конкурсах, олимпиадах, проводимых в течение учебного года. |
индивидуальные |
призер школьной олимпиады по английскому языку, участник школьной олимпиады по истории |
Занятие в кружке «Словечко» |
индивидуальные, групповые |
||
Социальное (вовлечение в общественную жизнь школы, класса, профориентация; развитие ответственности за порученное дело; работа с родителями и т.п.) |
Посещение ребенка на дому классным руководителем (определение условий проживания и готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.). |
индивидуальная |
условия проживания и готовность и готовность к учебному году хорошие |
Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ |
индивидуальные, групповые |
толерантное отношение одноклассников к обучающимся с ОВЗ |
|
Выполнение поручений в классе ( ответственный за порядок в столовой) |
индивидуальные |
поручения выполняются вовремя и с ответственностью |
|
Досуговое (привлекать к прогулкам, объединениям дополнительного образования, посещению секций, кружков) |
Прогулка по городу с классом |
групповые |
положительный |
Посещение мероприятий в районной библиотеке |
индивидуальные, групповые |
положительный |
|
Культпоход в кино |
групповые |
положительный |
|
Кружок «Умники и умницы» |
индивидуальные, групповые |
||
Спортивное (организовать участие в спортивных праздниках и соревнованиях, посещение спортивных секций). |
Секция плавания в ФОК «Рекорд» |
Элементы системы работы с родителями по социально-педагогической поддержке семей
Направления:
создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития ребёнка с ОВЗ;
систематическая социально-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;
организация жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в группе с учетом его психических и физических возможностей.
систематическую социально-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки;
Взаимодействие с родителями
Цель: организация работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Организация индивидуальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ
Изучение семей учащихся
Включение родителей во взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса
Формы: беседы, консультации, патронаж, родительские собрания, анкетирование, изучение документов
Формы: индивидуальные беседы, консультации
Формы: беседы, консультации, патронаж, родительские
Результатом работы социально-педагогической поддержки с родителями должны стать:
-
Комфортное положение ребёнка с ОВЗ в коллективе сверстников;
-
Увеличение числа обращений родителей по вопросам социально-педагогической поддержки семьи;
-
Положительные отзывы родителей о системе социально-педагогической поддержки семь, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.
План организации работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Месяц |
Мероприятие (тема, форма) |
Направление |
Планируемый результат |
Сентябрь |
1.Индивидуальные беседы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья «Возможности и способности ребенка». |
создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития; |
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях |
2.Анкетирование родителей «Наклонности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития; |
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях |
|
Октябрь |
3.Индивидуальное консультирование — «Как организовать взаимодействия с детьми с ОВЗ» |
систематическая социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; |
взаимодействие с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи |
1.Беседа «Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни |
Систематическая социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; |
Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями |
|
2.Консультационные беседы «Встреча с родителями» |
Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей. |
Родители получили знания и умения, необходимые им для конструктивного взаимодействия с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи в целом, умеют применять их на практике |
|
Ноябрь |
1.Индивидуальные беседы «Усвоение образовательных программ детьми с ОВЗ» |
Систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки и т.п.; |
Родители получили индивидуальную поддержку в зависимости от проблем семьи |
2.Детско-родительский тренинг. |
Создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития; |
Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы |
|
Декабрь |
1.Консультационные беседы «Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ» |
Систематическая и психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки и т.п.; |
взаимодействие с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи |
2.Индивидуальные консультации |
Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; |
Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы |
|
Январь |
1.Консультационные беседы «Самооценка ребёнка» |
Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития; |
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей |
2.Проведение индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам «Оказания оптимальной помощи детям с трудностями в развитии» |
Систематическая и психолого-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; |
Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы |
|
Февраль |
1. Консультационные беседы «Родительские встречи» |
Систематическая и психолого-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; |
Основные темы занятий группы определены в зависимости от потребностей родителей |
2.Консультационная беседа с родителями «Выявление отставания в прохождении учебных программ» |
Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития; |
Пропаганда возможностей и достижений детей с ОВЗ например, выставки художественного творчества; |
|
Март |
1.Консультационные беседы «Предварительная заявка на организацию летнего — оздоровительного отдыха» |
Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; |
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей |
2.Патронаж. Заполнение с получателями услуги анкеты — опросника, обобщение результатов анкетирования |
Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; |
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях |
|
Апрель |
1.Беседа с родителями «Подготовка к итоговой аттестации и учащихся с ОВЗ» |
Создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития; |
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей |
2.Индивидуальная работа «Отслеживание динамики состояния здоровья детей данной категории» |
Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития; |
Родители получили индивидуальную поддержку в зависимости от проблем семьи |
|
Май |
1.Мониторинг уровня «здоровье» |
Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде бесед, обсуждений; |
Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы |
2.Проведение итогового занятия |
Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде бесед, обсуждений; |
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей |
Карта формирования УУД у учащегося _______ В класса МОУ «СОШ № 44»
Классный руководитель __________
№ |
Показатели |
Сроки мониторинга |
|||
Стартовый |
Промежуточный |
Итоговый |
итог |
||
2. Метапредметные результаты |
|||||
Регулятивные УУД |
|||||
1 |
умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя. |
||||
2 |
умение использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. |
||||
3 |
умение оценивать результаты своей работы. |
||||
ОБЩИЙ ИТОГ |
|||||
Познавательные УУД |
|||||
1 |
умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. |
||||
2 |
умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. |
||||
3 |
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. |
||||
ОБЩИЙ ИТОГ |
|||||
Коммуникативные УУД |
|||||
1 |
умение отвечать на вопросы учителя. |
||||
2 |
умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. |
||||
3 |
умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. |
||||
ОБЩИЙ ИТОГ |
3 б – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ за учащимся с ОВЗ на уроках _____________
Учитель _______________________ Класс___________ Ученик _________________________
Наблюдения |
Сформированность предметных навыков |
Способность понять и принять инструкцию |
Способность работать по образцу |
Способность планировать свою деятельность |
Умение делать выводы и анализировать |
Умение работать в группе |
Владение устной речью |
Входной мониторинг |
|||||||
Направление коррекции |
|||||||
Промежуточный мониторинг |
|||||||
Направления коррекции |
|||||||
Итоговый мониторинг |
|||||||
Анализ |
|||||||
Рекомендации на 2017-2018уч.г. |
3 б. – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОСТОЧНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА
Специальные методы и формы работы педагога для обучения детей в инклюзивном пространстве.
Подготовила: учитель начальных классов
Гончарова Насима Муллануровна,
высшая квалификационная категория
2020 год
«Мы такие разные, но все-таки мы вместе.
Мы все такие разные, но в чём-то мы похожи».
Инклюзивное образование – это совместное обучение детей, где каждому, независимо от имеющих физических, интеллектуальных, социальных и других особенностей, даётся возможность учиться в общеобразовательной школе. Это дает возможность всем обучающимся в полном объеме участвовать в школьной жизни, и направлено на развитие у всех способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В инклюзивном образовании существует восемь принципов:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В моем 4 классе обучение по нескольким вариантам образовательных программ:
— обучение детей по ООП (основная группа);
— обучение ребенка с ОВЗ по АООП для детей с задержкой психического развития по образовательному маршруту 7.2.
— обучение ребенка с ОВЗ по АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) по образовательному маршруту 7.1.
— обучение ребенка — инвалида по индивидуальному учебному плану АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (обучение на дому).
Учитель — основное действующее лицо, которое проводит с детьми большую часть времени. В его работу входит проведение учебных занятий, праздников, экскурсий. Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:
— Образовательная должна решать задачи отработки программного материала.
— Воспитательная должна решать задачи отработки модели поведения и социализацию.
— Коррекционно-развивающая — должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Методы и приемы, используемые учителем — это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. При использовании их следует умело отбирать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов — слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика.
Прежде всего, моя работа на начальном этапе направлена:
— Изучение состояния здоровья, возможностей обучающегося.
— Изучение личности обучающегося.
— Изучение семьи и семейных отношений.
— Изучение интересов и способностей
— Вовлечение во внеурочную деятельность.
-Изучение микроклимата в классном коллективе, в котором обучается учащийся.
— Контроль за успеваемостью.
— Индивидуальная работа по развитию обучающегося.
Основной метод работы — это педагогическое наблюдение, в ходе которого выявляются:
— сформированность предметных навыков;
— способность понять и принять инструкцию;
— способность работать по образцу;
— способность планировать свою деятельность;
— умение делать выводы и анализировать;
— умение работать самостоятельно.
В каждом классе проводятся мониторинги.
1. «Лесенка» (1- 4 класс)
2. Оценка школьной мотивации (1-2-3-4 класс) Лусканова
3. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс)
4. «Незаконченные предложения» (3-4 класс)
Составляются карта сформированности УУД каждого обучающегося
Сроки мониторинга |
Стартовый |
Промежуточный |
Итоговый |
Составляются индивидуальные учебные маршруты для одаренных детей, для детей, имеющими затруднения в обучении и развитии и для детей
с ограниченными возможностями здоровья.
План индивидуальной работы по сопровождению одаренного ребенка
Участники процесса выявления одаренности ребенка: Учитель. Родители. Педагог-психолог.
План работы с обучающимися, имеющими затруднения
в обучении и развитии
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1. |
Стартовая диагностика. Коррекция результатов. |
Сентябрь октябрь |
2. |
Выявление причин неуспеваемости. Индивидуальные беседы. Анкетирование родителей и обучающихся. |
Сентябрь-октябрь |
3. |
Беседы со школьными специалистами, родителями и самими обучающихся для установления причин отставания |
В течение учебного года |
4. |
Дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке с фиксированием в плане урока. |
В течение учебного года |
5. |
Дополнительные занятия во внеурочное время |
По расписанию занятий |
6. |
Промежуточная диагностика. Различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата. Анализ и самоанализ результатов. Коррекция знаний. |
В течение учебного года |
7. |
Систематическое определение уровня знаний по каждой теме ( тесты, диагностика, карточки) со своевременным анализом и самоанализом результата. |
В течение учебного года |
8. |
Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости |
В течение учебного года |
9. |
Активизация детей при работе в парах, в группе |
В течение учебного года |
10. |
Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса (тематический учет знаний по предмету обучающихся всего класса). |
В течение учебного года |
11. |
Дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся с обучением навыкам самостоятельной работы. |
В течение учебного года |
12. |
Участие детей во всех мероприятиях класса. Работа по расширению словарного запаса детей. |
В течение учебного года |
13. |
Ведение портфолио. Самоанализ своих достижений |
В течение года |
14. |
Итоговая диагностика. Анализ и самоанализ достижений |
Апрель-май |
План индивидуальной работы классного руководителя
с обучающимся с ОВЗ
№ |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Изучение состояния здоровья, возможностей учащегося с ОВЗ по карте ИПР |
сентябрь |
2 |
Изучение личности учащегося с ОВЗ |
сентябрь — октябрь |
3 |
Изучение семьи и семейных отношений учащегося с ОВЗ |
сентябрь |
4 |
Изучение интересов и способностей учащегося с ОВЗ |
сентябрь — октябрь |
5 |
Вовлечение учащегося с ОВЗ во внеурочную деятельность |
в течение года |
6 |
Изучение микроклимата в классном коллективе, в котором обучается учащийся |
сентябрь — октябрь |
7 |
Контроль за успеваемостью |
в течение года |
8 |
Оказание своевременной помощи в обучении |
в течение года |
Индивидуальный план
воспитательной работы с обучающимся с ОВЗ
Направления социализации:
Художественное. Обеспечение присутствия и участия обучающегося с ОВЗ на праздничных школьных и классных мероприятиях. Участие в конкурсе рисунков, плакатов, памяток.
Интеллектуальное. Организация участия всех детей, в том числе с ОВЗ в выставках, конкурсах творческих работ
Социальное. Вовлечение в общественную жизнь школы, класса, профориентация; развитие ответственности за порученное дело; работа с родителями и т.п.)
Посещение ребенка на дому классным руководителем (определение условий проживания и готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.).
Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ
Досуговое (привлекать к прогулкам, объединениям дополнительного образования, посещению секций, кружков). Прогулки и экскурсии по поселку с классом.
В основе моей работы лежат профессионально-педагогические знания в сфере основ развития личности; педагогических и психологических основ обучения и воспитания; анатомо-физиологических, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей, учащихся в норме и учащихся с различными нарушениями в развитии. Основ педагогического управления процессом саморазвития воспитанников; основных закономерностей взаимодействия общества и человека с нарушениями в развитии.
Эффективный метод, которым пользуюсь в своей работе — системно — деятельностный подход в обучении, обеспечивающий включение всех детей в учебно-познавательную деятельность. Этот метод позволяет:
— применять активные формы познания мира: наблюдение, опыты, учебный диалог, поиск информации и др.;
— соотносить результат деятельности с поставленной целью;
— развивать рефлексию – способность осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.
Системно-деятельностный метод обучения может применяться при изучении любого предмета русского языка, окружающего мира, математики и т.д. Главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока: постановки учебной задачи; «открытия» нового знания; самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.
Кроме этого не обойтись в педагогической работе без методов обучения по классификации К.Ю.Бабанского.
— методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя;
— методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении, а именно «создание ситуаций успеха»;
—методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Немаловажную роль играет технология индивидуализированного обучения, при котором на первый план в обучении выходят индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения. Индивидуальный подход дает возможность учесть особенности учеников с ОВЗ и реализовать образовательный маршрут, который подходит конкретному учащемуся. Индивидуализация обучения основывается на способах, приемах, темпе обучения, которые выстраиваются с учетом индивидуальных особенностей учеников.
При индивидуальной форме обучения каждый ребенок самостоятельно выполняет работу на уроке. Сложность самостоятельных работ варьирует в зависимости от уровня обучения.
Виды уровней:
1-й уровень: дети с ОВЗ могут работать на одном уровне с другими учащимися.
2-й уровень: ученики могут работать над тем же заданием, но с адаптированными ожиданиями (например, стоит уменьшить количество задач).
3-й уровень: ученики могут работать над тем же заданием, но с адаптированными ожиданиями и материалами (дополнительные схемы, фотографии).
4-й уровень: детям с особыми образовательными потребностями необходимо дать другое упражнения, которое имеет упрощения.
5-й уровень: ученики с ОВЗ могут справиться с практическими/функциональными заданиями. Это могут быть ребусы, карточки, которые связаны с изучаемой темой.
Технология индивидуализированного обучения дает возможность каждому ребенку заниматься на своем уровне, что очень комфортно. Кроме этого, дети могут переходить с одного уровня на другой, выбрав более сложные упражнения. Все учащиеся при таком подходе будут заняты активной деятельностью. Так как работа каждого ученика происходит индивидуально, педагог поможет помогать тем, кому это необходимо, не отвлекая других. Но эта технология имеет существенный минус — отсутствие взаимопомощи и общения между учениками, что крайне важно в инклюзивных классах. Поэтому данную методику необходимо сочетать с другими педагогическими технологиями.
Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.
Для работы с детьми ограниченными возможностями здоровья использую такие приемы и формы:
Во-первых, дифференцированный подход с элементами группового обучения. «Пусть дети учат друг друга». Взаимное обучение сверстников — это когда один учащийся учит другого под руководством учителя. Взаимное обучение — мощный инструмент повышения эффективности обучения. Его можно использовать не только для преподавания чтения, но и математики, естественных и социальных наук, физкультуры, — практически во всех предметных областях школьной программы. Разбивайте учащихся на пары случайным образом, просите их меняться ролями «обучающий» — «обучаемый». Раз в неделю можно формировать новые пары.
Запланируйте обучение таким образом, чтобы оно, например, проходило по 15–20 минут три или четыре дня в неделю в течение, скажем, двух недель.
Подбирайте учебные материалы, позволяющие самостоятельно исправлять ошибки (например, карточки с ответами, которые можно использовать в упражнениях на повторение и тренировку).
Обучайте и тщательно наблюдайте за учениками (особенно на начальных стадиях внедрения данной формы обучения), которые выступают в роли обучающего и обучаемого.
Во-вторых, использование игровых методик. Игровые технологии позволяют повысить познавательный интерес и мотивацию учащихся, создают благоприятный эмоциональный фон на уроке. С помощью игры можно ускорить усвоение учебного материала.
Этапы проведения игры
1. Выбор игры. Учитывайте особенности инклюзивного класса, возраст детей, их уровень общения и т. д. Не забывайте о педагогических целях урока: игра должна способствовать активизации мыслительной деятельности.
2. Подготовка. Подумайте о грамотной организации пространства класса (может, пары лучше расположить кругом или группами). Учитывайте возможности размещения детей с ОВЗ. Место для игры выбирайте, исходя из ее содержания и количества играющих. Заранее подготовьте дидактический материал: он должен быть таким, чтобы его могли использовать все дети в классе. Предусмотрите возможные сценарии развития игры (они не всегда могут быть благоприятны). Можно подготовить небольшие подсказки, если у учащихся возникнут трудности.
3. Введение в игру. Перед началом игры объясните всем правила. Они должны быть простые, четко сформулированные. Пусть каждый ознакомится с раздаточным материалом. Обязательно убедитесь, что все учащиеся поняли правила: задайте наводящие вопросы, чтобы проверить их готовность. Если необходимо — продемонстрируйте игровые действия.
4. Разбивка на команды, распределение ролей. Все должны активно принимать участие в игре и чувствовать свою значимость. Любая игра требует определенного уровня готовности и может вызывать трудности у детей с ОВЗ. Тщательно пропишите их роли. В инклюзивных классах учителю лучше самому распределить учеников в группы. Капитан может быть выбран жребием, голосованием или назначен учителем.
5. Развитие игровой ситуации. Следите за четким соблюдением правил (за их нарушение можно придумать «штрафы») и темпом игры: он должен соответствовать среднему уровню подготовки учеников. При неправильном ответе тактично поправьте ученика, не нарушая темп. Дети должны чувствовать себя свободно и испытывать удовольствие от того, что делают, поэтому, лучше не наказывать за нарушение дисциплины (в пределах разумного). Дети с ОВЗ не должны быть объектом для негативных эмоций учеников — следите за этим. Если необходимо, смените роли в игре, усложните ее, введите новые лица.
6. Завершение игры. Если в игре присутствовал соревновательный момент, определите победителей. Результаты должны быть открытыми и справедливыми. Подведите итог, обсудите причину поражений, создайте мотивацию для дальнейшего развития. Обсуждать итоги должен весь класс — это развивает навыки самоконтроля, самооценки. Обратите внимание на деятельность учеников с ОВЗ, отметьте их прогресс относительно самих себя.
В-третьих, ориентация на индивидуальный прогресс. В классах, где обучаются дети с разными познавательными возможностями, необходимо вести мониторинг достижений по каждому ребенку.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в стимулирующей, направляющей, обучающей помощи.
1)индивидуально дозированная стимулирующая помощь: необходимость дозированной помощи в решении конкретных учебных заданий с нацеленностью на последующие самостоятельные действия. При необходимости, учитель конкретизирует задания, вновь обращается к некоторым примерам учебных заданий;
2) направляющая помощь: ведет детей от неправильного ответа к правильному с помощью наводящих вопросов;
3) обучающая помощь: состоит в разъяснении детям нового или непонятого.
Используются следующие методические приемы для работы с детьми с ОВЗ:
— Поэтапное разъяснение заданий.
— Последовательное выполнение заданий.
— Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
-Возвращение к теме, в случае непонимания ребенком.
— Близость к ученику во время объяснения задания.
-Перемена видов деятельности. Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
— Чередование занятий и физкультурных пауз.
— Предоставление дополнительного времени для завершения задания. Также предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
— Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
— Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
— Так как дети в моем классе оба с проблемами зрения, обеспечение печатными копиями заданий, написанных на доске (обучающегося с ЗПР).
— Ежедневная оценка работ.
— Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
— Оценка переделанных работ учащихся.
— Просветительско-воспитательная работа с родителями, направленная на проведение учебного и вне учебного времени, формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, правильного отношения учащихся к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье
— Сотрудничество с психологом
-Динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с учителем физкультуры с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий для обратной связи. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий. Направления: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, вводится элемент соревнования; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3.Дифференциация заданий.
4.Задания на развитие психических процессов.
— Задания с палочками;
— «Четвертый лишний»;
— «Поиск аналогов»;
— «Способы применения предметов»;
— «Продолжи логический ряд»
— «Дорисуй и раскрась обеими руками»
— «Дорисуй девятое»
— «Найди пару», «Найди отличия»
5. Задания на развитие мелкой моторики:
-штриховка;
-конструирование из геометрических фигур;
— лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
— раскрашивание;
— работа с моделями (наждачные буквы)
6. Здоровье сберегающие технологии:
— пальчиковые гимнастики;
-массаж биологически активных зон;
— дыхательные гимнастики;
— физкультминутки и динамические паузы.
Использую в своей работе с детьми информационные технологии.
Данная технология позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. На слайдах презентаций можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
Учитель должен ставить перед собой задачи социализации детей. Перемены и внеклассные занятия предназначены не только для того, чтобы дети могли восстановить силы и пообщаться, но и приобретали навыки взаимодействия, учились правильно вести себя по отношению друг к другу.
Социальным навыкам можно обучать при помощи таких методов, как:
— поощрение интереса учащихся к анализу собственных социальных навыков; (дежурство, уборка рабочего места)
— прямое обучение социальным навыкам; (как покупать хлеб, пришивать пуговицу, благодарить людей)
— объяснение и моделирование применения социальных навыков; (Например, вы можете продемонстрировать навык при помощи: живой модели (ПДД), ролевой игры, мимики, используя видео (например, останавливая запись на критических моментах, чтобы обсудить поведение и способы реагирования);
— поощрение соответствующего поведения (не следует сосредотачиваться исключительно на стремлении устранить «плохое» поведение);
— подсказка и напоминание учащимся о необходимости вести себя в соответствии с каждой конкретной ситуацией;
-использование литературы для воспроизведения жизненных ситуаций и проблем, имеющих отношение к социальным навыкам;
-строить занятия в классе таким образом, чтобы усиливать атмосферу доверия, принятия других, желания поделиться и взаимной поддержки, и подчеркивать ценность разных знаний и навыков.
Работа с родителями: родители детей с ОВЗ стесняются ходить на общие родительские собрания, поэтому в основном проводятся индивидуальные беседы, приглашения в школу, посещение семей на дому. Родители не смотрят в дневник, поэтому при необходимости нужно информацию отправлять по телефону.
В педагогической практике для себя я использую следующие правила работы с детьми, имеющими проблемы в развитии: всегда и во всем до конца доводить начатую с детьми работу, проявлять настойчивость; не смеяться ни над какими слабостями и ошибками детей, быть терпеливыми, когда дети проявляют неумение; иметь ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми; говорить отчетливо, неторопливо; говорить меньше слов, помнить, что слишком много объяснять – значит думать за детей; детей надо учить учиться, а начинать надо с элементарных вещей: Педагогам нельзя рассчитывать на то, что дети многое знают. Их задача научить, и не следует отчаиваться, когда у детей что – то не получается.
У детей с ОВЗ замедлены приём и переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний давать нужно предельно развёрнуто и небольшими порциями, объяснение нового материала обязательно детализировать новый материал. При каждом затруднении возвращаемся к подробному объяснению. Необходимо объяснение строить через рассуждение.
Сообщение знаний должно иметь наглядно-образную опору. Ею могут быть схемы, чертежи, рисунки. Введение таблиц, обобщений, памяток облегчает усвоение знаний. При введении условных обозначений любая таблица начинает говорить.
Важна практическая деятельность самих детей на уроке. Практическую деятельность организую на самых разных уровнях. Работа с алгоритмами, памятками очень важна. Поэтому они должны быть предельно чёткими, лаконичными, конкретными руководствами к действию. На всех уроках должно быть достаточное количество тренировочных упражнений.
Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:
признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения;
направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата;
осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;
понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.
Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья — готовность к оказанию помощи. Готовность к оказанию помощи — личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать. Способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом) для оптимизации педагогической работы. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.
Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.
Отдельно стоит отметить, что использование инклюзивного образования не может полностью решить проблемы при обучении детей с ОВЗ в классах, где уровень умственного развития не однороден, поскольку зачастую детям с ОВЗ нужна помощь специалистов: психолога, дефектолога, социального педагога.
В инклюзивном пространстве дети с ОВЗ имеют возможность получать образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность.
Список литературы
Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. — (Качественное образование).
http://fgos.ru
http://gmpmpk.ru
Демичева О. Г. Неспециальные проблемы инклюзивного образования / О. Г. Демичева //Социальная педагогика. — 2012
Обучение и воспитание детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, как следует из части 4 статьи 79, части 5 статьи 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, организуют:
- в отдельных общеобразовательных организациях (бывшие специальные коррекционные школы с 1 по 8 вид), осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам;
- в общеобразовательных организациях, имеющих в своей структуре отдельные классы для детей с ОВЗ, в которых реализуются адаптированные основные образовательные программы (далее – АООП);
- в дошкольных образовательных организациях – в группах компенсирующей или комбинированной направленности, осуществляющих образовательную деятельность по АООП;
- в общеобразовательных организациях (школах и детских садах), в которых ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без нарушений здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе (далее – АОП);
- на дому или в медицинских организациях – для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.
Содержание образования и условия обучения и воспитания согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются:
- для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой соответствующего уровня образования (при обучении в отдельном классе или в отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками;
- для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации.
АООП разрабатывается на уровень образования для конкретной категории детей с ОВЗ. Например, для класса, в котором обучаются только дети с нарушением слуха.
В том случае, если ребенок с конкретным заболеванием обучается в классе с нормативно развивающимися детьми (инклюзия) или если ребенок с глухотой и умственной отсталостью обучается в классе, где остальные дети глухие с сохранным интеллектом, разрабатывается АОП. АОП корректируется в процессе обучения в соответствии с образовательными достижениями ребенка.
Пример регионального регулирования: организация инклюзивного образования
Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом
Обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
По результатам обследования любого ребенка в возрасте от 0 до 18 лет специалистами ПМПК родителю (законному представителю) выдается заключение, содержащее описание состояния высших психических функций (речи, мышления, восприятия, воображения, памяти) ребенка и рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.
Предоставление заключения ПМПК в образовательные организации является добровольным решением родителя.
К обучающимся с ОВЗ могут быть отнесены дети:
- с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
- с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с расстройствами аутистического спектра;
- со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности и заключение ПМПК (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).
Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95). Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка. Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК.
Внимание: обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидность может не нуждаться в создании специальных условий обучения.
Какие условия создать для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, образовательная организация:
- разрабатывает адаптированные программы;
- создает специальные условия обучения;
- утверждает необходимое штатное расписание.
АООП начального общего образования для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) разрабатываются в соответствии с ФГОС, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599.
При совместном образовании ученика с ОВЗ с нормально развивающимися одноклассниками образовательная организация разрабатывает АОП по указанным ФГОС на один год.
Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат:
- нормативные требования;
- заключение ПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082);
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов (приложение 3 к приказу Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н).
Условия для детей с ОВЗ и с инвалидностью, которые образовательная организация обеспечивает в соответствии с частью 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ:
- специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальные технические средства обучения;
- услуги ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь;
- групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
- доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию и т. д.);
- сокращенное количество детей в учебной группе (классе).
Условия, которые образовательная организация создает для обучающихся с определенными видами ОВЗ
Вид ОВЗ |
Школа |
Детский сад |
---|---|---|
Нарушение зрения |
Адаптировать сайт школы с учетом потребностей инвалидов по зрению. Привести сайт к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); разместить расписание занятий в доступных для слепых или слабовидящих местах в адаптированной форме. Текст составляют крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и дублируют шрифтом Брайля); организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся необходимую помощь; выпустить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; обеспечить доступ слепого учащегося с собакой-поводырем к зданию школы и место для собаки-поводыря в часы обучения ребенка |
Если рекомендовано ПМПК – организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся необходимую помощь; подготовить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы |
Нарушение слуха |
Воспроизводить информацию звуковыми средствами; дублировать звуковую информацию о расписании занятий визуальной – установить мониторы для трансляции субтитров. Мониторы, их размеры и количество определяют с учетом размеров помещения; передавать информацию с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) |
Воспроизводить информацию звуковыми средствами |
Нарушение опорно-двигательного аппарата |
Обеспечить беспрепятственный доступ учащихся в учебные помещения, столовую, туалетные и другие помещения школы; организовать: – пандусы; – поручни; – расширенные дверные проемы; – лифты; – локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; – специальные кресла и другие приспособления |
Пример регионального регулировании: организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся
За счет каких средств создают условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях
Образовательная организация создает условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов за счет средств, которые выделены для:
- выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными или автономными учреждениями;
- обеспечения деятельности казенного учреждения на основании бюджетной сметы;
- реализации государственной программы «Доступная среда» учреждениями, которые включены в перечни Минобрнауки России от 22 апреля 2016 г., от 1 сентября 2016 г.
Так следует из пункта 5 части 1 статьи 8, пункта 5 части 1 статьи 9, части 2 статьи 99 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, постановления Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297.
Как получить заключение ПМПК
Решение о прохождении ПМПК с целью выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка принимают родители (законные представители).
Внимание: медицинское обследование детей, которым исполнилось 15 лет, проводится с их согласия.
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или центральную комиссию:
- заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
- копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
- направление образовательной организации или другой организации, в том числе медицинской;
- заключение психолого-медико-педагогического консилиума или специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной организации (при наличии);
- заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
- подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации);
- характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии);
- письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Такой порядок установлен в пунктах 12, 14, 15 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Протокол и заключение комиссия оформляет в день проведения обследования. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссия продлевает, но не более чем на пять рабочих дней. Копия заключения комиссии (заверенная печатью ПМПК) и копии особых мнений специалистов (при их наличии) согласуют с родителями (законными представителями) детей и выдают им под подпись или направляют по почте с уведомлением о вручении. Если родители не согласны с заключением территориальной комиссии, они могут обжаловать его в центральной ПМПК (п. 25 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).
Заключение ПМПК содержит выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении.
Такие сведения, согласно части 1 статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, являются персональными данными ребенка.
Внимание: не допускается передавать третьим лицам информацию из заключения ПМПК без письменного согласия родителей ребенка (п. 8 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).
Заключение ПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082). Они самостоятельно принимают решение о том, предоставлять ли его в ОО или нет.
Если родители предоставили в образовательную организацию заключение ПМПК о наличии отклонений в развитии и необходимости специальных условий для образования, образовательная организация обязана такие условия создать.
Заключение комиссии действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново. Так предусмотрено в пункте 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Минимальный срок, на который ПМПК может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий, определяется членами ПМПК и варьируется от 3–6 месяцев до года. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня образования. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы.
Если ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных образовательных условий, необходимо повторное посещение ПМПК (для уточнения или новых рекомендаций согласно уровню).
Какие штатные единицы необходимы для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Обучение и воспитание детей с ОВЗ и с инвалидностью в образовательной организации обеспечивает работа педагогического коллектива – учителей и специалистов сопровождения – педагогов-психологов, учителей-дефектологов (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), учителей-логопедов, тьюторов, ассистентов, медицинских работников.
Ситуация: какое образование должны иметь педагоги и специалисты сопровождения
Ситуация: должен ли руководитель иметь специальное образование, если образовательная организация реализует АООП
Руководящие работники (административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введения ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
Как распределяются обязанности специалистов при обучении детей с ОВЗ
Учителя и специалисты сопровождения разрабатывают и реализуют адаптированные программы. При этом содержание предмета адаптирует учитель, а специалисты сопровождения ему помогают в части выявления особых образовательных потребностей и проводят коррекционно-развивающие занятия.
Тьютор находится рядом с учеником и помогает ребенку осваивать содержание программы.
Тьютор может выполнять следующие функции:
1) педагога сопровождения, воспитателя, который:
- оказывает помощь;
- выполняет рекомендации ПМПК;
- ведет педагогическую и воспитательную работу;
- обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса;
- включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив на переменах;
- организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ;
- помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать;
2) специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога).
Объем работы тьютора с ребенком определяет ПМПК – от нескольких часов до полной занятости в день.
Например, для учащихся с расстройствами аутистического спектра тьютор может быть рекомендован на полный день. В этом случае он будет присутствовать на всех уроках (п. 29 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).
Ассистенты (помощники) оказывают техническую помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам:
- переносят инвалидные коляски;
- оказывают обучающимся помощь при посещении туалетных помещений, столовой;
- ориентируют ребенка в здании образовательной организации.
О необходимости организовать техническую помощь детям с ОВЗ и с инвалидностью говорится в части 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, пункте 23 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, пунктах 18–19 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014.
Минобрнауки России в письме от 11 марта 2016 г. рекомендует введение персонального ассистента в расчете одной единицы на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента.
Учащихся с расстройствами аутистического спектра сопровождают педагоги-психологи. Они проводят индивидуальные занятия по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей. На одну ставку должности педагога-психолога приходится пять–восемь учащихся с расстройствами аутистического спектра.
Включение в штатное расписание специалистов сопровождения зависит от рекомендаций ПМПК, которые образовательная организация обязана выполнить.
Объем нагрузки специалиста сопровождения зависит от числа обучающихся с ОВЗ в организации.
Для реализации адаптированных общеобразовательных программ в пункте 32 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, приведены штатные единицы для школы:
- учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог) на каждые 6–12 учащихся с ОВЗ;
- учитель-логопед на каждые 6–12 учащихся с ОВЗ;
- педагог-психолог на каждые 20 учащихся с ОВЗ;
- тьютор, ассистент (помощник) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.
Эти нагрузочные соотношения являются желательными, но окончательное решение принимает учредитель образовательной организации. Его решение зависит от финансовых, организационных и других возможностей.
Вопрос обеспечения специалистами сопровождения может быть решен:
- введением должности в штатное расписание;
- расширением должностных обязанностей педагогических работников – учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога и других;
- использованием ресурсов других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии (ст. 15 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Какой режим дня установить для обучающихся с ОВЗ
На уровне дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ требования к режиму отсутствуют, поэтому применяются СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного санитарного врача России от 15 мая 2013 г. № 26.
ПМПК может рекомендовать сокращение режима пребывания, например, только в группе кратковременного пребывания – не более 4 часов. И эта рекомендация должна быть выполнена как педагогами дошкольной образовательной организации, так и родителями ребенка.
Режим дня обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ, определен приложением 2 к СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденным постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26.
Обычные школы, которые обучают по АООП и АОП, используют рекомендации к режиму дня в части:
- учебных занятий;
- приема пищи;
- прогулок;
- физкультурных пауз;
- дневного сна (для детей первого года обучения, которые посещают группы продленного дня).
Школа осуществляет присмотр и уход в группах продленного дня, если организует согласно пункту 8.2 СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26:
- питание (полдник);
- прогулки;
- дневной сон – для детей первого года обучения.
Внимание: продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок дня обучающихся с ОВЗ должен учитывать их повышенную утомляемость, быть здоровьесберегающим.
Обучение учащихся с ОВЗ осуществляется только в первую смену.
Временной режим обучения детей с ОВЗ определяется учебным планом класса (группы) или индивидуальным учебным планом. В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована как урочная, так и внеурочная деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Во второй половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована внеурочная деятельность, направленная как на реализацию программы коррекционной работы, так и на реализацию программ дополнительного образования.
В середине урока в обязательном порядке проводится физкультурная минутка для снятия мышечного напряжения. Для детей с нарушениями зрения в содержание физкультурных минуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.
Какую установить учебную нагрузку для детей с ОВЗ в школе
Учебную нагрузку для обучающихся с ОВЗ в неделю определяют требования ФГОС для детей с ОВЗ и раздел VIII СанПиН 2.4.2.3286-15.
Независимо от уровня образования недельная образовательная нагрузка включает:
- урочную деятельность;
- внеурочную деятельность;
- реабилитационно-коррекционные мероприятия, которые проводят во время внеурочной или урочной деятельности.
Классы |
Урочная деятельность |
|
---|---|---|
аудиторная недельная нагрузка |
количество и продолжительность уроков в день |
|
Начальное общее образование |
||
1 (1 дополнительный) класс |
21 час |
В сентябре, октябре – до 3 уроков в день по 35 минут каждый; в ноябре–декабре – до 4 уроков по 35 минут каждый; в январе–мае – до 4 уроков по 40 минут каждый, один день в неделю – до 5 уроков – за счет урока физической культуры |
2–4 классы; 5 класс – для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых и слабовидящих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра; 6 класс – для глухих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра |
23 часа |
До 5 уроков по 40 минут каждый |
Основное общее образование |
||
5 класс |
29 часов |
До 6 уроков по 40 минут каждый |
6 класс |
30 часов |
До 6 уроков по 40 минут каждый |
7 класс |
32 часа |
До 7 уроков по 40 минут каждый |
8–9 классы |
33 часа |
До 7 уроков по 40 минут каждый |
Среднее общее образование |
||
10–11 (12) классы |
34 часа |
До 7 уроков по 40 минут каждый |
В школе занятия для детей с ОВЗ проводите в первую смену – с 8 часов или позднее. Учебная неделя составляет пять дней. Проводите облегченный учебный день в среду или четверг.
Внеурочная деятельность составляет до 10 часов в неделю в каждом классе. Из них:
- 5 и более часов занятий коррекционной направленности;
- остальные – на развивающие области.
Продолжительность перерывов:
- перемен между уроками – от 10 минут;
- большой перемены (после второго или третьего уроков) – 20–30 минут. Можете установить две большие перемены (после второго или третьего уроков) по 20 минут каждая;
- перемены между урочной и внеурочной деятельностью – от 30 минут;
- динамической паузы – до 45 минут.
«Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов». Е.Н. Кутепова
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/16/21889/bssPhr1/?of=copy-02919c05bb