Стиль речи определяется содержанием и целями сообщить информацию дать указание инструкции

СТИЛИСТИКА

Стилистика – раздел языкознания, изучающий различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Лексическая стилистика изучает правильное использование слов в устной и письменной речи.

Лексика – словарный состав языка.

Семантика – смысловое значение слова.

               ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ   СТИЛИ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Книжные  стили  :

Разговорный стиль

1.Научный

2.Художественный (литературно-художественный)

3.Официально – деловой

4.Публицистический

        1. НАУЧНЫЙ  СТИЛЬ – это  стиль  научных  статей, докладов, учебников.  Возникновение и развитие связано с расширением различных сфер деятельности людей. В России научный  стиль стал складываться  в начале 18 века при участии   М. Ломоносова  и его учеников.

        Цель: точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, сообщить информацию.    

Основные стилевые черты:

  1. Логическая последовательность изложения.
  2. Однозначность, точность, сжатость при информативной насыщенности.
  3. Конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.

Характерные  особенности  научного  стиля:                                              

  1. Насыщенность терминами (15-20%  всей лексики).
  2. Научная фразеология ( прямой угол…)
  3. Преобладание абстрактной лексики (развитие, движение, фактор,…)
  4. Употребление формы единственного числа в значении множественного

 ( волк – хищное животное из рода собак).

  1. Преимущественное употребление существительных вместо глаголов ( имеет  место повышение температуры / повышается температура).
  2. Распространение сложных предложений.

        2. ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ  СТИЛЬ – это стиль документов,            государственных актов, законов, деловых бумаг.

        Цель: сообщить информацию, дать указания, инструкции.

Основные стилевые черты:

  1. Сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств.
  2. Стандартное расположение материала, обязательность формы.
  3. Конкретность, бесстрастность, официальность высказывания.

Характерные  особенности  официально – делового  стиля:                                              

  1. Широкое использование терминологии.
  2. Наличие речевых стандартов – клише.
  3. Употребление отглагольных существительных ( на основании, в отношении, в силу).
  4. Использование предложений с перечислением.
  5. Сложные синтаксические конструкции.
  6. Отсутствие эмоционально – экспрессивных речевых средств.

3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ  СТИЛЬ – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т.д.

Цель: воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

Зарождение этого стиля относится к  16 веку ( переписка царя Ивана IV с князем Курбским.)

Основные стилевые черты:

  1. Лаконичность изложения при информативной насыщенности.
  2. Доходчивость изложения ( газеты, журналы и т.д.)
  3. Эмоциональность, обобщённость, а часто непринуждённость высказывания.

Характерные  особенности  публицистического  стиля:                                              

  1. Общественно – политическая лексика и фразеология.
  2. Использование речевых штампов(клише), их лёгкая  воспроизводимость (дружеская атмосфера, работники прилавка).
  3. Употребление коротких предложений – рубленая проза.
  4. Безглагольные фразы ( достойную зарплату – каждому!)
  5. Совмещение  черт публицистического стиля с чертами других стилей.
  6. Использование изобразительно – выразительных средств языка ( повторы, инверсии, риторические вопросы и восклицания и др.)

4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  СТИЛЬ – это стиль художественной литературы, который определяется её содержанием.

Цель: передать своё отношение к окружающему, к изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие и т.п.

Основные стилевые черты:

  1. Образность, эмоциональность.
  2. Единство коммуникативной и эстетической функций.

Характерные  особенности  художественного  стиля:  

  1. Широкое использование лексики и фразеологии других стилей.
  2. Использование изобразительно – выразительных средств.
  3. Проявление творческой индивидуальности автора (авторский стиль).   

5. РАЗГОВОРНЫЙ   СТИЛЬ   ПРОТИВОПОСТАВЛЕН    КНИЖНЫМ СТИЛЯМ,   ОН   ОДИН    ВЫПОЛНЯЕТ    ФУНКЦИЮ    ОБЩЕНИЯ.

Основные стилевые черты:

  1. Экспрессивность, отсутствие предварительного продумывания высказывания.
  2. Эмоциональность, непринуждённость, обобщённость.

Характерные  особенности  разговорного  стиля:  

  1. Широкое употребление обиходно – бытовой лексики и фразеологии.
  2. Использование внелексических средств (интонация, ударение, паузы, темп речи  и т.д.)
  3. Диалоговая форма высказывания, реже монолог.
  4. Включение в речь частиц, междометий, вводных слов, обращений.
  5. Преобладание простых предложений над сложными.
  6. Использование вставных и присоединительных конструкций.
  7. Лексические повторы, инверсии (обратный порядок слов).

Подборка по базе: 31 тема.docx, ГДЗС доп тема.doc, План-конспект урока Тема_ «Правонарушения и юридическая ответств, ПИС. Тема 2.docx, Календарно тематическое планирование 4 класс.doc, 1109-2 Феодальная раздробленность тема 7.doc, 4 тема Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников. гото, 6 тема.pptx, 3,3 тема.ppt, Задание тема 9 Социология.docx


Педагогическая риторика

Введение в курс

Тема 1. Педагогическая риторика как наука

Тема 2. Роль общения в социальной практике

Тема 3. Текст (высказывание) как единица общения, как продукт социального взаимодействия

Тема 4. Речевая деятельность как способ реализации общественно-коммуникативных
потребностей человека

Тема 5. Индивидуальный стиль речи учителя

Тема 6. Продуктивные виды речевой деятельности

Тема 7. Риторический канон как основа создания текста

Заключение

Итоговая аттестация
… это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация,
противостояние, противоборство сторон, идей и речей
Тип ответа: Текcтовый ответ
1
… это продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого
осуществляется устное общение
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Письмо

Чтение

Слушание

Говорение
… – это единица интонации, то есть любой интонационный признак, способный
выполнять смыслоразличительную функцию, имеющий какое бы то ни было
значение
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Звук

Тембр голоса

Тон голоса

Интонема
1
Полемика

… – это обобщенная характеристика профессионализма специалиста вне
зависимости от его личностных качеств, то есть «профессионализм в человеке»
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Компетенция

Компетентность

Мастерство

Профессиональная пригодность
… – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий
собой изложение событий
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Повествование

Описание

Рассуждение
… – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий
собой формулировку и доказательство некоего тезиса
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Повествование

Описание

Рассуждение
… – это один из функционально-смысловых типов текста, раскрывающий
характерные свойства и качества предметов и явлений
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Повествование

Описание

Рассуждение

… – это персонифицированная компетенция, «человек в профессии»
Тип ответа: Текcтовый ответ
2
… – это разработанное софистами искусство ведения спора
Тип ответа: Текcтовый ответ
3
… – это связное высказывание, которое подчинено единой теме, создано с
определенной целевой установкой и обладает смысловой завершенностью
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Речь

Текст

Предложение

Фраза
… – это слово или словосочетание, используемое для обозначения строго
определенного понятия
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Эпитет

Термин

Концепт

Фразеологизм
… – это философское течение, существовавшее в Древней Греции с середины V
до первой половины IV века до новой эры и абсолютизировавшее
относительность знаний
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Риторика

Диалектика

Оратория

Софистика
3
Эристика
2
Компетентность

… в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор
коллективной деятельности и взаимоотношений, при этом он развивает детей,
обучает их и воспитывает
Тип ответа: Текcтовый ответ
4
… в споре называют всякий прием, с помощью которого участники спора хотят
облегчить его для себя и затруднить для оппонента
Тип ответа: Текcтовый ответ
5
… в трактате «Оратор» утверждал, что каждый оратор к достижению одной и той
же цели может прийти своим собственным путем
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Аристотель

Цицерон

Квинтилиан

Сократ
… вид речевой деятельности – это звуковое или графическое кодирование
информации
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Рецептивный

Продуктивный

Первичный

Вторичный
… вторичных текстов выражается в словах, словосочетаниях или предложениях,
при помощи которых раскрывается характер связи между «участниками»
текстовой коммуникации
Тип ответа: Текcтовый ответ
6 6
Модальность
5
Уловкой
4
Педагог

… логичность предполагает соответствие смысловых связей и отношений
единиц языка в речи связям и отношениям предметов и событий
действительности
Тип ответа: Текcтовый ответ
7
… метод изложения материала предполагает его расположение вокруг одной
главной проблемы, когда оратор переходит от общего рассмотрения
центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу
Тип ответа: Текcтовый ответ
8
… метод изложения материала предполагает изложение сначала общих
положений выступления, а затем раскрытие их на конкретных примерах
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Концентрический

Ступенчатый

Дедуктивный

Индуктивный
… нормы определяют систему защиты нравственных ценностей в каждой
культуре и регулируют формы проявления их в речи
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Языковые

Коммуникативные

Этические

Юридические
8
Концентрический
7
Предметная

… помехи могут быть трех видов: со стороны источника, со стороны адресата, со
стороны окружения
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Перцептивные

Коммуникативные

Слуховые

Визуальные
… помогают литературному языку сохранять свою целостность и
общепонятность
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Языковые нормы

Правила

Традиции

Речевые законы
… речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка
(правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики,
стилистики)
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Чистота

Уместность

Точность

Правильность
… речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка
(правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики,
стилистики)
Тип ответа: Текcтовый ответ
9 9
Правильность

… речи – это комплексный процесс, состоящий из набора методических приемов
и практик, оптимально сочетающих различные формы работы по овладению
средствами как устной, так и письменной речи, навыками коммуникации,
вербального мышления и литературного творчества
Тип ответа: Текcтовый ответ
10
… речи – это особенности, которые способствуют поддержанию внимания и
интереса слушателя: особенности произношения, интонация, акценты и т.д.
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Выразительность

Богатство

Логичность

Чистота
… речи – это раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации и
оптимизации общения
Тип ответа: Текcтовый ответ
11
… речи – это соответствие речи действительности, которое достигается за счет
знания предмета речи и умения его словесно изложить
Тип ответа: Текcтовый ответ
12
… речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение
говорить в соответствии с нормами литературного языка
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Связность

Культура

Уместность

Правильность
12
Точность
11
Культура
10
Развитие

… речь – это речь произносимая, звучащая, слышимая, передаваемая звуками
(акустическим кодом)
Тип ответа: Текcтовый ответ
13
… речь и общение осуществляются с помощью языковых средств,
воспринимаемых на слух
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Письменная

Прямая

Устная

Первичная
… речь обладает средствами звуковой выразительности: интонацией, темпом,
силой и тембром звучания, паузами и логическим ударением
Тип ответа: Текcтовый ответ
14
… риторика основывается на общих законах такого предмета, как риторика, а
также современных достижениях коммуникативной лингвистики, общей и
возрастной психологии, педагогики, социологии и других социальных наук
Тип ответа: Текcтовый ответ
15
… риторика почти без изменений была унаследована теориями словесности
Средних веков, Возрождения и Нового времени
Тип ответа: Текcтовый ответ
16 16
Античная
15
Педагогическая
14
Устная
13
Устная

… ситуация – это реальная коммуникативная ситуация общения в процессе
учебной деятельности
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Предметная

Учебно-речевая

Педагогическая

Дидактическая
… ситуация – это реальная коммуникативная ситуация общения в процессе
учебной деятельности
Тип ответа: Текcтовый ответ
17
… средства общения – это все способы общения, подразумевающие
использование речи (устной, письменной или какой-либо еще)
Тип ответа: Текcтовый ответ
18
… стиль – это основная категория функциональной стилистики, изучающей
системные отношения языковых средств в процессе их функционирования в
зависимости от сфер, условий и целей общения, а также соответствующие
условия выбора языковых единиц и их организацию в процессе речи
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Научный

Функциональный

Художественный

Публицистический
… стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической
печати, ораторской речи
Тип ответа: Текcтовый ответ
19 19
Публицистический
18
Вербальные
17
Учебно-речевая

… стиль речи определяется содержанием и целями сообщить информацию, дать
указание, инструкции
Тип ответа: Текcтовый ответ
20
… стиль речи противопоставлен книжным стилям: он один выполняет функцию
общения
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Художественный

Публицистический

Официально-деловой

Разговорный
… считается родиной красноречия
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Древняя Греция

Древний Рим

Древняя Русь

Древний Египет
… текст представляет собой некую целостность, единство всех элементов,
поскольку каждый его элемент несет на себе печать этого целого и в то же
время оказывает влияние на весь текст, во многом предопределяя выбор того
или иного слова, определяя именно такое, а не иное расположение всех его
частей
Тип ответа: Текcтовый ответ
21 21
Риторический
20
Официально-деловой

… текст представляет собой продукт речемыслительной деятельности, и его
построение – это умелая организация всех его структурных составляющих
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Письменный

Устный

Риторический

Научный
… текста – это существенные, обязательные, концептуальные характеристики
текста (информативность, связность и др.)
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Категории

Признаки

Элементы

Средства
… тексты (деловые записи, переписка, берестяные грамоты, летописи и пр.) –
материал, имеющий историческую значимость, это своеобразные документы
эпохи
Тип ответа: Текcтовый ответ
22
… тела включает разнообразные движения плечами, корпусом, животом,
бедрами, ногами (пожатие плечами, выпячивание груди, постукивание ногой по
полу и т.д.)
Тип ответа: Текcтовый ответ
23
… точность речи выражается в использовании слов в соответствии с их
языковыми значениями
Тип ответа: Текcтовый ответ
24 24
Понятийная
23
Кинетика
22
Письменные

… функция общения связана со взаимодействием между людьми на разных
уровнях (межличностном, групповом, общественном)
Тип ответа: Текcтовый ответ
25
… характеризует речь с точки зрения ее содержания, соотношения частей и
компонентов, последовательности изложения
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Точность

Правильность

Логичность

Чистота
… является любое по объему высказывание (от одного слова до целой книги),
если оно подчинено единой теме, эта тема излагается (раскрывается) в
соответствии с авторским замыслом, высказывание кому-либо адресовано
(другу, группе учащихся, читателям газеты и т.д.) и создано с определенной
целевой установкой
Тип ответа: Текcтовый ответ
26
Автор античного трактата «Поэтика», посвященного искусству поэзии и драмы,
речевым фигурам и тропам, – …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Протагор

Квинтилиан

Цицерон

Аристотель
26
Текстом
25
Коммуникативная

Автор знаменитого труда «Воспитание оратора» (Institutio oratoria) – …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Аристотель

Цицерон

Сократ

Квинтилиан
Автором античного трактата «Риторика» был …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Аристотель

Квинтилиан

Цицерон

Протагор
В … речи интонация подсказывается расположением слов, учетом их смысла,
использованием частиц
Тип ответа: Текcтовый ответ
27
В зависимости от коммуникативной цели возникают высказывания трех типов:
сообщения, побуждения, …
Тип ответа: Текcтовый ответ
28
В качестве синонима «педагогической риторики» используется термин «учебная
…» – учение о проповедовании, рассматривающее проповедь, обращенную к
народу
Тип ответа: Текcтовый ответ
29 29
гомилетика
28
вопросы
27
письменной

Научный стиль

Научный стиль
— это стиль научных статей, докладов,
монографий, учебников и т.д., который
определяется их содержанием и целями
— по возможности точно и полно объяснить
факты окружающей нас действительности,
показать причинно-следственные связи
между явлениями, выявить закономерности
исторического развития, сообщить
информацию и т.п.

Возникновение и
развитие научного стиля связано с
расширением различных сфер деятельности
людей. На первых порах он был близок к
стилю художественного повествования
и выделился в самостоятельный, когда
стала создаваться научная терминология.

В России научный
стиль начал складываться в первые
десятилетия XVIII века, значительную роль
в его формировании сыграли М.В. Ломоносов
и его ученики. Но окончательно научный
стиль сложился во второй половине XIX
века.

Основные стилевые
черты:

– логическая
последовательность изложения;

– однозначность,
точность, сжатость при информативной
насыщенности содержания;

– конкретность,
бесстрастность, объективность
высказывания.

Характерные
особенности научного стиля:

– насыщенность
терминами, которые составляют 15-20% всей
лексики;

– научная
фразеология (прямой
угол, точка пересечения
и
т.п.);

– преобладание
абстрактной лексики (развитие,
движение, фактор, деятельность

и т.п.);

– употребление
формы единственного числа в значении
множественного (волк

хищное животное из рода собак
);

– преимущественное
употребление существительных вместо
глаголов (имеет
место повышение температуры/повышается
температура
);

– распространение
сложных предложений.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой
стиль

это стиль документов, международных
договоров, государственных актов,
законов, деловых бумаг и т.п., который
определяется их содержанием и целями

сообщить информацию, имеющую практическое
значение, дать указания, инструкции.

Основные стилевые
черты:

– сжатость,
компактность изложения, экономное
использование языковых средств;

– стандартное
расположение материала, обязательность
формы;

– конкретность,
бесстрастность, официальность
высказывания.

Характерные
особенности официально-делового стиля:

– широкое
использование терминологии;

– наличие
особой фразеологии, а также многочисленных
речевых стандартов –
клише;

– употребление
отглагольных существительных (на
основании
,
в отношении,
в силу
и
т.п.);

– использование
номинативных предложений с перечислением;

– сложные
синтаксические конструкции;

– отсутствие
эмоционально-экспрессивных речевых
средств.

Различают две
разновидности:
стиль деловых бумаг (канцелярский)

и обиходно-деловой
стиль.

Публицистический стиль

Публицистический
стиль

это стиль общественно-политической
литературы, периодической печати,
ораторской речи и т.д., который определяется
содержанием текстов и основными целями

воздействовать на массы, призывать их
к действию, сообщать информацию и т.п.

Зарождение
публицистического стиля относится к
XVI веку, в России оно связано с памфлетами
Ивана Пересветова, перепиской царя
Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее
развитие он получил в XVIII веке в творчестве
И.А. Крылова, Н.И. Новикова, А.П. Сумарокова,
Д.И. Фонвизина и др. Окончательно
сформировался стиль в России в XIX веке,
и немалую роль
в этом
сыграли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г.
Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

Основные стилевые
черты публицистического стиля:

– лаконичность
изложения при информативной насыщенности;

– доходчивость
изложения (газета –
наиболее распространенный вид массовой
информации);

– эмоциональность,
обобщенность, непринужденность
высказывания.

Характерные
особенности публицистического стиля:

– общественно-политическая
лексика и фразеология;

– использование
речевых штампов, их легкая воспроизводимость
(труженики
полей, работники прилавка, дружеская
атмосфера
);

– употребление
коротких предложений –
рубленая проза;

– эллиптические
предложения (безглагольные фразы) –
(приватизационный
чек

каждому; банки

не только для банкиров
);

– совмещение
черт публицистического стиля с чертами
других стилей;

– использование
изобразительно-выразительных средств
языка (риторические вопросы, повторы,
инверсия и др.).

Широкое распространение
получила
газетно-журнальная разновидность
публицистического стиля.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Стили речи — это разновидности русского литературного языка, для которых характерна определенная сфера применения и особые языковые средства и жанры.

Рассмотрим, что такое стили речи в русском литературном языке, выявим цель употребления, стилевые особенности и характерные признаки.

Что такое стиль?

В русском языке слова, обороты речи, фразеологические единицы характеризуют как нейтральные, торжественные и сниженные.

Большинство языковых единиц принадлежат к нейтральным, общеупотребительным. Они являются базой для всех стилей русского языка. Стиль создается на основе сочетания нейтральных и специфичных языковых средств, характерных только для этого стиля речи. Практика употребления русского языка в процессе его использования в разных сферах общественной жизни отобрала определённый набор языковых средств и форм их реализации (жанров) в соответствии с функциями языка:

  • общение (коммуникация);
  • сообщение (информация);
  • воздействие.

В результате функционирования языка постепенно сложились его разновидности, принадлежащие к определенной сфере общественной жизни: политике, науке, культуре, деловым и бытовым отношениям и пр. Каждой разновидности присущи особые черты, языковые средства и жанры. С этой точки зрения определим, что такое стиль:

Определение

Стиль — это разновидность литературного языка, которая применяется в какой-либо сфере общественной жизни и имеет характерные для него черты, языковые средства и жанры.

В русском литературном языке различают следующие стили речи:

  • научный стиль;
  • публицистический стиль;
  • официально-деловой стиль;
  • художественный стиль;
  • разговорный стиль.

Стили речи

Каждому стилю речи принадлежат отличительные признаки:

  • сфера применения;
  • цель (задача речи);
  • стилевые черты;
  • языковые средства;
  • жанры.
Стиль Сфера использования Жанры Языковые средства
Научный Наука, техника, образование Научная статья,  монография, учебник, реферат, доклад и др. Абстрактные существительные, термины, усложненный синтаксис и др.
Публицистический Средства массовой информации Очерк, статья, заметка, интервью, эссе, репортаж, фельетон Общественно-политическая лексика, экспрессивная лексика, фразеологизмы, оценочная лексика
Официально-деловой Законодательство, делопроизводство Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, договор и др.) Официальная и канцелярская лексика, стандартные выражения, безличные предложения
Художественный  Художественная литература Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение, пьеса и др. Широкое применение образных средств, восклицательные, вопросительные предложения
Разговорный Повседневное общение Бытовая беседа, просьба, личное письмо, телефонный разговор, комплимент и др.  Разговорная и просторечная лексика, эмоционально-оценочные слова, побудительные предложения, обращения, прямая речь

С этой точки зрения рассмотрим каждый стиль речи русского литературного языка.

Научный стиль

Название этого стиля четко указывает на его сферу применения в общественной жизни. Если открыть любой учебник, справочник, энциклопедию или научный труд (монографию, диссертацию, доклад, реферат, аннотацию и пр.), то выясним, что текст изложен научным стилем литературного языка.

Научный стиль

С помощью научного стиля речи реализуется цель — сообщить сведения. Для этого стиля характерна подчёркнутая логичность. Важные стилевые черты — это точность и доказательность в сообщении сведений о предмете исследований или размышлений.

В текстах научного стиля невозможна неопределённость или двусмысленность. Для научного стиля присуще обилие терминов как слов, не обладающих многозначностью. Наряду с терминами широко используются абстрактные имена существительные, а также востребованы сложные предложения. Научные тексты лишены эмоциональности или экспрессивности.

Убедимся в этом, прочитав пример теста научного стиля:

Процесс слияния нескольких народов или отдельных значительных групп в один крупный народ и его дальнейшее этническое сплочение по мере экономического и культурного развития носит название консолидации. Другим очень распространенным в настоящее время этническим процессом является ассимиляция, заключающаяся в поглощении одним народом небольших, обычно разобщённых групп других народов; процессы ассимиляции наиболее характерны для развитых многонациональных стран массового оседания иммигрантов (США, Канада и другие страны Америки, Австралия, Франция и т. д.)

Справочник «Население земного шара»

Публицистический стиль

Публицистический стиль — это разновидность литературного языка, которая используется средствами массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и пр.) с целью сообщения важных сведений в мире политики, народного хозяйства, культуры, а также воздействия на читателей и слушателей с целью формирования у них определенной точки зрения.

Публицистический стиль

Этот стиль применяется в периодической печати, общественно-политической литературе, в выступлениях и речах на митингах, предвыборных кампаниях, съездах и пр. Укажем его характерные стилевые черты:

  • эмоциональность
  • актуальность
  • использование призывов
  • яркость

В текстах публицистического стиля наряду с нейтральной широко используется общественно-политическая лексика, речевые публицистические стереотипы, риторические вопросы, обращения, побудительные предложения.

Пример

По итогам последнего голосования на парламентских выборах претендентом в бундестаг стала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которая с небольшим перевесом обошла партию Ангелы Меркель ХДС/ХСС. Главным кандидатом на пост канцлера считают Олафа Шольца (из партии СДПГ).

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль востребован в письменном оформлении различных документов. Основная его задача — сообщить информацию. Этот стиль речи используется при написании законов, указов, приказов, справок, отчетов, заявлений, объявлений, инструкций, протоколов, доверенностей и пр.

Официально-деловой стиль

Для официально-делового стиля характерен предварительный отбор языковых средств, который состоит в использовании готовых стандартных выражений, клише, отглагольных существительных (предписание, постановление, нарушение, действие), слов со значением долженствования (необходимо, нужно, обязательно, следует, обязан и пр.).

В написании документов не используются экспрессивные языковые средства. В оформлении документации широко употребляются безличные или неопределенно-личные предложения. Это стиль речи довольно консервативен. Он характеризуется исторически сложившимися жанрами и оборотами речи, которые почти не меняются с течением времени.

Пример

Граждане обязаны:

выполнять требования санитарного закона, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей;

не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

(Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Художественный стиль

Художественный стиль реализуется в творчестве писателей и поэтов. Цель художественного стиля — воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью ярких образов, созданных мастером слова.

Художественный стиль

Так же, как и другие стили речи, он базируется на нейтральной лексике и вместе с тем сочетает языковые средства других стилей, и не только. Чтобы сделать восприятие читателя многоплановым и ярким, художник слова использует эмоционально окрашенную лексику, а также слова ограниченной сферы использования (диалектизмы, профессионализмы) и даже просторечия.

Образность и выразительность художественного стиля речи создают тропы и стилистические фигуры речи: метафоры, эпитеты, олицетворения, гиперболы, сравнения, аллегории, анафоры, эпифоры и пр. Эти языковые средства увеличивают возможность объективного отображения действительности, усиливают эмоциональный фон произведения и в то же время помогают образно и лаконично передать суть персонажа, явления, события.

Художественный стиль востребован в прозе, поэзии и драматургии, где существуют определенные жанры:

  • трагедия, комедия, драма, фарс;
  • роман, повесть, новелла, рассказ;
  • поэма, стихотворение, ода, басня, романс и пр.

Проиллюстрируем художественный стиль отрывком из произведения писателя А. Куприна:

В воздухе разлит крепкий и нежный, похожий на запах хорошего вина, аромат увядающих клёнов. Под ногами шуршат жёлтые, мертвые листья, покрывающие густым слоем дорожку. Деревья убрались пёстро и ярко, точно для предсмертного пира. Еще оставшиеся кое-где местами зелёные ветки причудливо перемешаны с осенними тонами, то светло-лимонными, то палевыми, то оранжевыми, то розовыми и кровавыми, переходящими изредка в цвета лиловый и пурпуровый. Небо пустое, холодное, но его безоблачная синева приятно ласкает взор.

Разговорный стиль

Разговорный стиль — это язык непринужденного общения. Он используется как средство коммуникации, установления непосредственного контакта между говорящими или пишущими.

Разговорный стиль

Разговорный стиль в основном принадлежит устной речи. Он используется в бытовых и непринужденных профессиональных отношениях.

Для этого стиля речи характерны неофициальность, отсутствие предварительного выбора языковых средств, а также широкое использование внеязыковых способов общения, как жесты и мимика.

Основным языковым средством является разговорная лексика, существительные с оценочными суффиксами (тётенька, малышка), слова со сниженной окраской (вляпаться, офигеть).

Для разговорного стиля характерно обилие вопросительных, побудительных и восклицательных предложений, усеченных оборотов речи, неполных предложений.

Разговорный стиль речи реализуется в неофициальной беседе, приватном разговоре,  в общении по телефону, личной переписке, в дневниковых записях.

Пример

Приветик, милая подружка Светочка!

Спешу сообщить, что  я быстро добралась к тётке в деревню. Здесь так классно! Наконец-то могу дрыхнуть, сколько хочется. Свежий воздух просто пьётся глотками, и рядом речка. В такую духотищу это просто спасение. Не представляю, как ты там живешь в этих каменных джунглях! Собирай свои манатки и приезжай отдохнуть в выходной день. Не пожалеешь!

Твоя Надя.

Хотя в разговорной речи допускается свобода выбора языковых средств, тем не менее этот стиль речи является несомненной составляющей русского литературного языка. Разговорная речь образованных людей вполне литературная, и в то же время она отличается от книжных стилей речи, связанных со строгими языковыми нормами.

Видео «Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический»

Тест

Функциональные стили русского языка. Их виды. Функциональные стили речи

 Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств. По своей сущности функциональные стили неоднородные, они отличаются друг от друга четко определенной жанровой разновидностью, терминологией и литературной подачей.

Виды функциональных стилей речи

В зависимости от сфер общественной жизни, в которой на сегодняшний день применяется язык, выделяют такие функциональные стили: официально-деловой, научный, публицистический, разговорно-обиходный и художественный.

Официально–деловой стиль

Официально-деловой стиль речи применяется для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). С помощью этого стиля создаются нормативно-правовые акты, протоколы, справки, расписки и т.д.

Официально–деловой стиль имеет ряд особенностей, которые отличают его от остальных стилей речи: императивность, точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом стиле широко используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные.

Научный стиль

Главной функцией этого стиля является передача и распространение научной информации, а также доказательства ее истинности. Основными свойствами научного стиля является употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких – либо открытий либо прецедентов. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные.

 Наиболее часто научный стиль встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе.

Публицистический стиль

Данный функциональный стиль речи используется для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторства. Публицистический стиль чаще всего встречается в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью. От других речевых стилистик, научный стиль отличается присущей только ему повышенной эмоциональностью и употреблению общественно-политической лексики.

Разговорный стиль

Этот стиль выступает в роли инструмента непосредственной передачи и обмена информации, касающийся бытовых вопросов и не требующей официальной обстановки. В нем используется преимущественно простая лексика, которая несет в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Наиболее распространенный жанр – диалог. Большое значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В нем также допустимы повторы, неполные предложения и вводные слова.

Художественный стиль

Художественный стиль используется при создании художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. В художественном стиле присущее богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, в этом состоит его главное отличие от разговорного и публицистического стилей.

Особенности художественного стиля

Художественный стиль речи, как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. Что бы понять особенности художественного способа познания действительности, определяющего специфику художественной речи, надо сравнить его с научным способом познания, определяющем характерные черты научной речи.

Художественной литературе присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, объективного, логико-понятийного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и пере воссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, своё понимание или осмысление того или иного явления. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и тому подобное. С этим связана эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию. В число слов, составляющих основу этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте своё значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определённых сторон жизни.

В художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а так же синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

На первый план в художественном тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как чётко определённые абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи — как социально-обобщённые понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует своё прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной — образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова, или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А.Ахматовой «Всё мне видится Павловск холмистый…» Варианты авторского порядка слов — разнообразны, подчинены общему замыслу. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.

Характеристика публицистического стиля.

Публицистический стиль — это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) — журналах, газетах, на радио и телевидении.

Главная функция публицистического стиля — сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.

Публицистические тексты имеют ряд общих черт:

  • все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;

  • пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;

  • отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;

  • обладают ярко выраженным субъективным началом;

  • воспринимаются читателями (зрителями) ка определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).

Воздействующая функция текстов в публицистике реализуется через систему оценочных средств, главным из которых является метафора, а также и другие средства эмоционального воздействия. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность.

Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах — жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам: заметке, репортажу, интервью, отчёту. Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор. Если вы хотите получить образное, конкретно-чувственное представление о факте или проблеме, вам подойдут тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Коротко охарактеризуем каждую группу жанров.

Для информационных жанров в целом характерна объективность в изложении информации.

Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром — информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью — полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр — проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждние — от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное — от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель — воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

Художественно-публицистические жанры дают читателю возможность воспринимать проблему в образной форме. Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого (Я-форма) или от третьего (Он-форма) лица. Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя очерка, повествователь также может выступать как закадровый наблюдатель или комментатор. Образ повествователя вносит в очерк особое эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Повествования и рассуждения в очерке окрашено эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка — изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья. Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, «круглые столы», беседы, экспресс—интервью, позволяющие узнать информацию и мнение «из первых рук».

Разговорный стиль.

Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме — записками, частными письмами.

Сфера разговорного стиля речи — сфера бытовых отношений, профессиональных (устная форма).

Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи, ее автоматизм; преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен монолог. Эмоциональность, жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников — все это влияет на особенности речи, позволяет экономить собственно языковые средства, сокращать языковой объем высказывания, упрощать его форму.

Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать); междометием (а он бац об землю); повторением сказуемого (и делать не делает).

Безличные предложения широко распространены в разговорной речи. В устной речи большое значение приобретают паузы, выделение голосом тех или иных слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.

6. Особенности научного стиля. Его подтипы.

Научный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

7. История формирования делового стиля.

Поскольку деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль речи, совершенно необходимо рассмотреть ряд его специфических черт.

Официально-деловой стиль выделился прежде других письменных стилей благодаря тому, что обслуживал важнейшие сферы государственной жизни:

внешние отношения, закрепление частной собственности и торговлю. Необходимость письменного закрепления договоров, законов, записей долгов, оформления передачи наследства начала формировать особый «язык», который, претерпев множество изменений, сохраняет свои основные отличительные черты.

Деловые документы появились на Руси после введения в Х в. письменности. Первыми письменными документами, зафиксированными в летописи, являются тексты договоров русских с греками 907, 911, 944 и 971 гг. А в XI в. появляется первый свод законов Киевской Руси «Русская правда» – оригинальный памятник письменности, позволяющий судить о развитости системы юридической и общественно-политической терминологии в то время. После «Русской правды» древнейшим документом считается «Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода 1130 года».

Заканчиваются грамоты специальной формулой, в которой указывается, кто был свидетелем сделки и кто скрепляет грамоту своей подписью.

С XV в. сведение о том, кто писал текст, становится нормой, а с ХУП–ХУШ вв. – обязательным реквизитом делового письма. Государственно-приказный язык ХУ–ХУП вв. при всей лексической пестроте – это более нормированный, эталонный язык, чем живая разговорная речь. Он вводит в обиход ряд приказных формул, становящихся штампами и канцеляризмами (взять на поруки, сия дана в том, дать очную ставку, отдать под суд, учинить расправу и т.п.).

Документов становилось все больше. Обширное делопроизводство допетровской Руси потребовало выработки единых подходов к оформлению и обработке документов. Процесс унификации языка документов, начавшийся еще в Киевской Руси, получил свое дальнейшее развитие.

А в «Генеральном регламенте» петровских Коллегий была дана уже законченная система норм документирования. «Генеральные формуляры», т.е. формы документов, предусматривали нормы оформления, этикетные нормы обращения к адресату с указанием чина, титула, звания, единые нормы наименования и самонаименования. Лексика делового языка все больше отдаляется от разговорной, живой речи, в нее проникает огромное количество иностранных слов (губерния, акт, баллотировать, апелляция и т.п.) и терминов.

В XIX в., когда формирование кодифицированного литературного языка в основном завершается, начинают активно формироваться функциональные его разновидности – стили. Документы служебной переписки получили в XIX в. широчайшее распространение и в количественном отношении значительно превзошли другие типы деловых текстов. Они писались на служебных бланках, включали определенный набор реквизитов,

Принятие в 1811 г. «Общего учреждения министерств» закрепляет в качестве государственной формы процесс унификации языка деловых бумаг. Активно формируются характерные черты канцелярского стиля: формально–логическая организация текста, неличный характер высказывания, синтаксическая громоздкость, именной характер речи, морфологическое и лексическое однообразие (превалирование именительного и родительного падежей), стандартизация.

В результате реформы делопроизводства (правил оформления документации) возникла необходимость реформы канцелярского стиля, что стало осмысляться как задача государственной важности.

В XX в. унификация документов принимает необратимый характер. Были разработаны новые правила ведения служебной документации: в 1918 г. введена единая форма бланков делового письма. В 20-е годы началась работа по созданию новых стандартов делового письма, появляются трафаретные тексты.

Новую эпоху в процессе стандартизации открыла машинная обработка и компьютеризация делопроизводства.

Выбор и закрепление в практике одного языкового варианта из нескольких возможных оправдано экономически, диктуется требованиями все усложняющейся экономической и социально–политической жизни общества, техническим прогрессом. Использование устойчивых формул, принятых сокращений, единообразного расположения материала, оформления документа характерно для типовых и трафаретных писем, анкет, таблиц, текстов–аналогов и т.п., позволяет кодировать информацию, закрепляя определенные языковые средства за типовой ситуацией. Особой стандартизации подвергаются так называемые тексты–ана­логи, бланки, формуляры, в которых трафарет имеет вид формализованного текста.

Процесс создания трафаретных текстов заключается в выделении для группы однотипных текстов постоянных частей, содержащих заранее известную информацию, и пробелов для вписывания меняющихся сведений.

«Бланк – это своего рода идеальная основа деловой бумаги, в заполненном виде это тот эталон, к которому она стремится и которого достигает. В бланке жесткость формы сводит к нулю все возможности нескольких толкований», – справедливо замечает П.В. Веселов, один из крупнейших специалистов в области документной лингвистики.

Стандартизация языка документов выработала особые типы текстовой организации: трафарет, анкета, таблица.

Анкета представляет собой свернутый текст в виде номинаций родовидового соответствия. Таблица представляет собой еще более емкую организацию документа: постоянная информация размещена в заголовках граф и боковика (заголовков строк), а переменная – в ячейках таблицы.

Основные черты официально-делового стиля.

Официально-деловой стиль – это стиль документов разных жанров: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д. Но, несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется общими и самыми важными чертами. К ним относятся: 1) точность, исключающая возможность инотолкований; 2) языковой стандарт. Эти черты находят свое выражение а) в отборе языковых средств (лексических, морфологических и синтаксических); б) в оформлении деловых документов.

9. Классификация документов личного характера.

Личные документы— это официальные документы, удостоверяющие личность их владельца, его права, обязанности и общественное положение, содержащие биографические и другие сведения о нем. Документы личного происхождения включают личную переписку, воспоминания личного характера, дневники. Они создаются в частной жизни человека, вне сферы служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей.

Виды личных документов

В случае персонального обращения с просьбами, жалобами, ходатайствами и т.п. к руководству предприятия или организации составляются документы личного характера, автором документа является его составитель. К таким документам относятся:

  • резюме;

  • автобиография;

  • заявление;

  • расписка;

  • доверенность (личная).

Текст их может быть произвольным и составляется самим автором, но реквизиты: наименование вида документа, дата, подпись должны быть обязательно в любом из этих документов.

10. Заявление. Составить заявление

Заявление — это официальное сообщение в письменной (иногда в устной) форме.      Заявление содержит чаще всего предложение, жалобу или просьбу какого-либо человека, адресованные или организации, или должностному лицу.      Заявление включает:      1. Наименование адресата, которому направляется заявление.      2. Фамилию, имя, отчество, должность или адрес автора заявления.      3. Наименование документа.      4. Точное изложение просьбы, предложения.      5. Опись прилагаемых к заявлению документов.      6. Дата, подпись.      В заявлении используется, как правило, официально-деловая лексика, в некоторых заявлениях допускается употребление и публицистической лексики (например, заявление о приеме в ряды партии).

Вариант написания заявления.

Директору педагогического училища

учащегося III курса Петрова Николая Ивановича

Заявление.

 В связи с переездом на новое местожительство прошу Вас освободить меня от занятий на 5 дней.

21.01.2019 _______________Н.И. Петров

Контрольная работа по теме: «Функциональные разновидности языка »

Задание 1.Перечислите основные функции языка- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 2. Закончите предложения, указывая стиль(стили) речи

Неофициальная, непринуждённая обстановка характерна для __________________________________

Художественная образность, эмоциональность, экспрессивность- основные особенности ______________________________________________________________________________________

Речевые штампы и клише используются в  ______________________________________________________________________________________

Широкое применение тропов , фигур речи характерно для ____________________________________

Преобладание именных частей речи над глагольными(использование отглагольных существительных)- признак______________________________________________________________

Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов(инверсии),предложений с рядами однородных членов характерно ______________________________________________________________________________________

Общественно-политическая ,книжная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, точность конкретность, отсутствие образности- основные особенности _______________________________________________________

Сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции – задача ______________________________________________________________________________________

Эмоционально-оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Употребление единственного числа в значении множественного является одним из признаков ______________________________________________________________________________________

Воздействие на читателя, формирование определённого отношения к тем или иным проблемам жизни, побуждение к действию – задача ___________________________________________________

Задание 2.

Распределите данные ниже слова в соответствии с  их принадлежностью к той или иной разновидности языка : постановление, заметка, учебник, повесть, законы, расписка, справочное пособие, интервью, драма, роман, репортаж, научная  монография, заявление, автобиография, энциклопедическая статья, отзыв, басня, пословица, характеристика, объявление загадка, публичное выступление, научный доклад.

Официально-деловой

Научный

Публицистический

Язык художественной литературы

-1

Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.( 1 вариант)

  Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба…                                                                                                                                                                                                      Н.В. Гоголь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(2 вариант)

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки…

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, — будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь — это не одномоментность существования.

Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

  …Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то , что делает нашу жизнь осмысленной и одухотворённой.    / Д.С.Лихачёв/

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Напишите мини-сочинение по одному из высказываний, приведённых ниже. Объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания. Свою точку зрения аргументируйте.

Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык — это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. — С. Довлатов

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн

По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай что говоришь. Клавдий

Говорить не думая — все равно что стрелять не целясь. Сервантес.

План стилистического анализа текста

Экстралингвистический анализ текста.

Автор и адресат речи; предмет речи; тема текста; цель автора.

Вид речи (монолог, диалог, полилог).

Форма речи (устная или письменная).

Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Сфера применения функциональной разновидности языка.

Лингвистический анализ текста.

Стилистические функции и особенности лексико-фразеологических средств текста.

Особенности и стилистические функции словообразовательных средств текста.

Особенности синтаксических средств  и их стилистическая роль.

Средства создания образности и экспрессивности текста.

Индивидуальность слога (приемы, отступления от норм и т.п.)

III. Вывод: функциональный стиль текста, подстиль, жанр.

Контрольная работа по теме «Стили речи»

1.Перечислите функциональные стили речи:

2.Найдите соответствия между столбцами таблицы, озаглавьте столбец, впишите недостающие понятия.

Общение, обычно на бытовые темы

Научный

Закон, указ, справка, характеристика

Воздействие на читателей или слушателей по общественно значимой теме

3.Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия, характеризующие основные особенности стиля речи, запишите его название, найдите лишнее понятие, подчеркните его.

  • Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, точность –

  • Соответствие строгой форме, сжатость, образность, стандартность –

  • Смысловая точность, объективность изложения, непоследовательность изложения, использование терминов –

  • Логичность, оценочность, призывность, отсутствие эмоций –

  • Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи, официальность –

4.Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.

1. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках.

(Н.Сладков)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Многие из нас говорят «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учебой, жизнью.

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное- беречь Родину. Беречь, как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день.

Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В 1909 году С.Аррениус впервые подчеркнул огромную роль углекислого газа как регулятора температуры приповерхностных слоев воздуха. Углекислота свободно пропускает солнечные лучи к земной поверхности, но поглощает большую часть теплового излучения Земли. Она является колоссальным экраном, препятствующим охлаждению нашей планеты. Сейчас содержание в атмосфере углекислого газа не превышает 0,03%. Если эта цифра уменьшится вдвое, то средние годовые температуры в умеренных поясах снизятся на 4-5 градусов по Цельсию, что может привести к началу ледникового периода.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Директору музыкальной школы №10

Петрову С.И. ученика 5 класса

Смирнова Петра, проживающего по

адресу: г.Ковров, ул.Зеленая,5-6

заявление.

Прошу разрешить мне, Смирнову Петру, ученику 5 класса, перенести занятия с первой смены на вторую половину дня со второй четверти 2011 г.

24.10.2011 г. Смирнов Петр.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Стили речи»

Задание: определите стили текстов

ТЕКСТ 1

1.Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 2

1. Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. 2. Скорость ветра достигла 30–35 метров в секунду. 3. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. 4. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 3

1.Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь. 2. Повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. 3. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

4. Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

5. Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту.

(В.Сухомлинский)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 4

1.На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. 2.Как он был хорош! 3.Длинная горбоносая морда была высоко поднята. 4.Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. 5. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю.Яковлев.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 5

1. Понятие – это форма мышления, отражение в сознании общих и существенных признаков, явлений действительности. 2. Эти признаки и помогают отличить одно явление от другого. 3. Характерным признаком предмета или явления может быть его форма, цвет, функция, размер. 4. Например, клубника названа по форме ягод, лисичка (гриб) – по цвету, мыло – по функции, мизинец – по размеру, озимь – по времени посева.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 6

(1) «Земля – колыбель человечества», – говорил К.Э. Циолковский. (2) Земля – родина человечества. (3) А что для человека может быть дороже Родины! (4) Ведь Родина – это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. (5) Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность. (Г.Титов)

ТЕКСТ 7

1.Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! 2. И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. 3. А потом разверзлись хляби небесные. 4. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КЛЮЧ

1.Публицистический

2.Официально-деловой

3.Публицистический

4.Художественный

5.Научный

6.Публицистический

7.Разговорный

Это тоже интересно:

  • Стилнокс инструкция по применению цена отзывы
  • Стиллавит мазь инструкция по применению и цена
  • Стиллавит глазные капли инструкция цена отзывы врачей
  • Стиллавит глазные капли инструкция цена в спб взрослым
  • Стиллавит глазные капли инструкция купить

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии