PS |
Общество с ограниченной ответственностью Прогресс Сефети 606100 РФ, Нижегородская область, г. Павлово, ул. Восточная, д.6, пом. 1 Тел.: +7 (831) 280-99-49 |
|
ПАСПОРТ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
СТРАХОВОЧНЫХ СИСТЕМ И ПРИВЯЗЕЙ
Общие сведения. Страховочные системы являются средствами индивидуальной защиты от падения с высоты и предназначены для снижения вероятности травмирования в случае падения рабочего при выполнении работ на высоте. Применяется при выполнении монтажных, строительных, восстановительных, спасательных и других видах работ на высоте. Эксплуатация в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -40?С до +50?С. 2. Компоненты страховочной системы: Страховочная привязь – состоит из наплечных и набедренных лямок, а также может включать в себя поясной ремень, для позиционирования.
Страховочный строп – фал из ленты, каната или цепи с одним или двумя карабинами, оснащенный амортизатором. Компоненты могут быть соединены между собой неразъемными элементами крепления или при помощи соединительных карабинов. Страховочная привязь может комплектоваться стропами, с амортизатором, образуя страховочную систему:
Основные технические характеристики:
|
Рис.1 |
||||||||||||||||||||
1 – наплечная лямка 2 — пряжка ремня 3 — ремень 4 – D-кольцо (элемент крепления) |
5 – набедренная лямка 6 – карабин 7 — фал стропа 8 – амортизатор 9 – кушак |
||||||||||||||||||||
Рис. 2 |
|||||||||||||||||||||
1 — наплечная лямка 2— пряжка 3— D-кольцо (элемент крепления) |
4 — нагрудный элемент крепления 5 — кушак 6 — ремень 7 – набедрен. лямка |
||||||||||||||||||||
Как правильно одеть страховочную привязь (систему) 1. Чтобы одеть привязь (систему) с наплечными и набедренными лямками, нужно расправить ленты, взять привязь (систему) за заднее D-кольцо, затем перехватить чуть выше (за наплечные лямки). Затем расстегните пояс и пропустите ноги в набедренные обхваты, потом проденьте руки в наплечные обхваты, застегните пояс и подтяните наплечные и набедренные лямки. |
|||||||||||||||||||||
2. На одетой привязи (системе) отрегулируйте длину лент таким образом, чтобы ремни и лямки плотно прилегали к телу, сначала пояс, потом набедренные и наплечные лямки. Проверьте правильно ли застегнуты пряжки (см.рис.3 с начала прямой, затем обратный ход, остаток свободного конца не должен превышать 5 см). |
Рис.3 |
||||||||||||||||||||
Правильное соединение стропа с амортизатором к страховочной привязи Строп с амортизатором присоединяется к элементам страховочной привязи за заднее D-кольцо 1. За D-кольцо винтовым карабином (класс Q) Кс; 2. За передний элемент крепления, путем продевания карабина через две петли привязи. Для этого раскройте карабин, присоедините строп к привязи и закройте карабин. |
|||||||||||||||||||||
Требования при использовании систем При использовании страховочной системы необходимо, чтобы анкерная точка крепления стропа находилась выше пользователя и имела прочность не менее 15 кН или 1500 кгс (Анкерная точка должна соответствовать стандарту EN 795). Под пользователем должно находиться не мене 6 м свободного пространства. Строп крепиться таким образом, чтобы свободное падение составляло не более 0,5 м. |
|||||||||||||||||||||
Допуск к работе К высотным работам не допускаются лица находящиеся под наркотическим, алкогольным опьянением или под действием сильнодействующих медицинских препаратов, а также лица не прошедшие медицинское освидетельствование. Применять страховочную систему могут только лица: достигшие 18 лет; прошедшие обучение и инструктаж по технике безопасности, и получившие допуск к самостоятельной работе. На месте проводимых высотных работ должен находиться план эвакуации на случай экстренных ситуаций. Ограничение применимое к материалам, опасность, которая может повлиять на работоспособность системы Соблюдать меры предосторожности, которые могут повлиять на работу системы или привязи, например, режущие, абразивные или климатические воздействия, электропроводность, химические реактивы, маятниковые падения, ультрафиолетовое излучение, острые кромки. Запрещается: — использовать страховочную систему для удержания и позиционирования. Для этого необходимо применять удерживающую систему; — использовать стропы из полиамидного каната и ленты для работ связанных с огнем, а также проводить и обводить эти стропы по острым краям или вокруг них; — внесение изменений, дополнений в конструкцию системы или привязи, без предварительного письменного разрешения производителя. Любой ремонт должен выполняться только в соответствии с процедурами производителя; — использовать систему, если она была задействована для останова падения; — производить закрепление карабином непосредственно за фал стропа путем обхвата им опоры; — хранение изделий с термовыделяющими приборами, кислотами, щелочами, маслами, бензином, растворителями; — использовать систему или привязь вне пределах применимых к ним ограничений или не в соответствии с их прямым назначением. Транспортировка и хранение Транспортировка осуществляется в соответствии с правилами перевозок, действующими на транспорте, в условиях исключающими намокание или воздействия агрессивных сред и материалов. Хранить привязь, систему следует в сухом помещении (влажность не более 70%) в подвешенном состоянии или разложенном на полке. Помещение должно быть защищено от прямого попадания солнечных лучей. Перед хранением изделия должны быть просушены, а их металлические детали протерты. Гарантийные обязательства Гарантийный срок хранения и эксплуатации — два года со дня изготовления. Срок службы – пять лет. Изготовитель обязуется в течении гарантийного срока заменять и ремонтировать вышедшую из строя привязь, систему при условии соблюдения правил хранения и эксплуатации. Гарантия не распространяется на механические повреждения, естественный износ, изменение или переделка конструкции, неправильное хранение, использование не по назначению, плохой уход. Изготовитель не несет ответственности за последствия прямого, косвенного или другого ущерба наступившего вследствие не правильного использования своей продукции. |
|||||||||||||||||||||
Предэксплуатационная проверка Перед началом работы выполняется предэксплуатационная проверка оборудования с целью получения гарантии того, что перед началом эксплуатации оно находиться в рабочем состоянии. Производится тщательная визуальная проверка следующего: — наличие отметки о проведении эксплуатационных испытаний; — металлических деталей на предмет коррозии, ржавчины, деформации, трещин; — лента проверяется на отсутствие надрывов, масленых пятен, прожогов и других дефектов, снижающих прочность; — проверяется целостность шва пояса, наплечных и набедренных лямок; — проверяются монтажные карабины, чтобы они открывались и закрывались без заеданий. Предэксплуатационная проверка может не выполняться в том случае, когда требуется экстренное применение тех или иных компонентов, которые ранее были упакованы или запаяны в упаковку компетентным лицом. Периодическая проверка |
|||||||||||||||||||||
Перед вводом в эксплуатацию и в процессе эксплуатации через каждые 6 мес. потребитель должен подвергать систему или её компоненты, за исключением амортизатора, испытанию на статическую нагрузку, равную 4 кН, по следующей методике: Страховочную привязь одевают на манекен, имитирующий туловище человека, застегивают пряжку ремня, регулируют длину лямок, обеспечивая их плотную затяжку. Элемент крепления привязи (кольцо) закрепляют к неподвижной конструкции. К цилиндру или манекену плавно, без рывков прикладывают нагрузку F = 4 кН (400 кгс) в течение 5 минут. Испытания проводятся в отношении каждого элемента крепления привязи последовательно. В случае если в составе системы отсутствует амортизатор, можно проводить испытание системы в сборе. Систему или её компоненты считают выдержавшими испытания, если не произошло каких-либо разрушений, и они сохранили несущую способность. В паспорт привязи (системы) заносится дата проведения испытания. |
Рис.4 |
||||||||||||||||||||
Изъятие привязи, системы из эксплуатации Для обеспечения безопасности важно, чтобы оборудование было немедленно выведено из эксплуатации, если: — возникает любое сомнение по поводу условий его безопасного применения; — оборудование было задействовано для останова падения, после чего оно не может применяться до тех пор, пока не будет письменного подтверждения от компетентного лица, что его можно использовать далее в работе. |
|||||||||||||||||||||
Свидетельство о приемке
Продукция соответствует требованиям ГОСТ Р ЕН 361-2008, ГОСТ Р ЕН 363-2008, ГОСТ Р ЕН 355-2008 ГОСТ Р ЕН 362-2008 ГОСТ Р ЕН 354-2010, ГОСТ Р ЕН 358-2008 и ТУ 8786-001-92379177-2011. Сертификат № РОСС RU.АГ93.В02998 с 14.06.2012 по 13.06.2015 г.
Дата изготовления / Штамп ОТК
Наименование:
Дата первого применения___________________ Имя пользователя________________________
Хронология периодических проверок и ремонтов
Дата |
Причина внесения записи (периодическая проверка или ремонт) |
Обнаруженные дефекты, проведенные виды ремонта, прочая информация |
Фамилия и подпись компетентного лица |
Следующая запланированная дата периодической проверки |
Страховочный пояс инструкция
Одна из основных причин травматизма на производстве – это падение с высотных объектов. В рабочих зонах, где существует такой риск и где невозможно организовать иные способы защиты, используются страховочные системы. Элементами этих систем являются средства индивидуальной защиты: страховочные привязи и пояса. Грамотный выбор с учетом условий работы и правильное их использование обеспечат высокую степень безопасности работнику. Каждый производитель СИЗ прилагает к своим изделиям паспорт и инструкцию, которая содержит актуальную для пользователя информацию.
Страховочный пояс: инструкция
Для защиты и удержания рабочего на высоте в случае срыва применяется страховочный или предохранительный пояс. Чтобы обеспечить полную безопасность, в дополнение к поясам необходимо применять страховочные привязи и системы.
Назначение и состав страховочного пояса
Пояс является элементом личного снаряжения, предназначенный для работы в добывающей промышленности, для монтажных работ, в коммунальной сфере и других областях. Он может пригодиться для ремонтных и отделочных работ невысокого загородного дома. Применение пояса обязательно при работе на высоте не более пяти метров над уровнем земли.
Он состоит из следующих деталей:
- ремень для регулировки объема;
- кушак – подкладка от натирания, для комфортного обхвата тела;
- кольца, установленные на ремне и карабинах;
- страховочный фал из капроновой ленты, канат или металлическая цепь.
Некоторые модели поясов дополнены амортизирующими устройствами, для смягчения рывка при падении.
Подготовка к эксплуатации страховочного пояса
- Перед началом работы изделие проверяется на наличие маркировки о предыдущих испытаниях.
- Нужно проверить отсутствие дефектов, трещин, разрывов текстильных деталей и нитей, некомплектности.
- Необходимо убедиться в исправности крепежных элементов.
В случае несоответствия перечисленным требованиям средство защиты запрещено допускать к эксплуатации до проведения испытаний.
Нормы эксплуатации
- К работе со страховочным поясом по инструкции допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие специальную подготовку и не имеющие медицинских противопоказаний.
- Пояс выдается лично в руки без права передачи другому человеку, т.к. ремни и крепежи регулируются индивидуально.
- В процессе работы следует избегать попадания на детали пояса масел, кислот, щелочей и других химических составов, а так же не допускать контакта с острыми краями, абразивными поверхностями и источником огня.
- Если пояс оснащен амортизатором, то его использование допустимо на высоте не менее трех метров от земли.
Уход и хранение
После использования страховочный пояс по инструкции следует высушить в сухом помещении без использования искусственных источников тепла. Не следует допускать воздействия ультрафиолетовых лучей. Возможна только механическая чистка без химических чистящих средств.
Хранить страховочный пояс нужно отдельно от других материалов и инструментов, способных нанести механические повреждения деталям изделия.
Гарантия
При условии соблюдения рекомендаций по эксплуатации и уходу, страховочный пояс способен прослужить до пяти лет. Гарантийный срок эксплуатации производители устанавливают до двух лет. Гарантийными случаями считаются те, что произошли в процессе эксплуатации при условии правильного обращения с изделием. В этом случае изготовитель обязуется взять на себя ремонт товара или заменить его на новый.
Страховочная привязь является элементом анкерной линии и используется в качестве средства индивидуальной защиты при работе на высоте. Её конструкция включает в себя стропы, лямки, фитинги, пряжки и другие устройства, предназначенные для фиксации тела и удержания его от падения.
Как должна выглядеть инструкция страховочной привязи?
В инструкции по эксплуатации страховочной привязи указано, что данное изделие должно соответствовать требованиям следующих документов:
- Техническому регламенту ТС «О безопасности СИЗ»;
- ГОСТ Р ЕН 361;
- Производитель, занимающийся изготовлением привязей для работы на высоте должен иметь соответствующую лицензию.
Компоненты изделия
Страховочные привязи используются при проведении строительно-монтажных работ, спасательных операций и т.п. Они изготавливаются из материалов, устойчивых к механическим нагрузкам, истиранию, коррозии, негативному воздействию УФ и других внешних факторов.
В инструкции по эксплуатации страховочной привязи указана комплектация изделия. Непосредственно привязь состоит из лямок, закрепляемых за тело. А некоторые модели комплектуются поясным ремнем (кушаком). Кроме того, в состав привязи входит страховочный строп или фал. Он представляет собой ленту, цепь, трос или канат, концы которого оборудованы карабинами, которые могут быть как одинаковыми, так и различной конструкции. Модель и тип карабина зависит от области применения, рабочего места и анкерного устройства, к которому будет прикреплён карабин. В некоторых случаях строп имеет амортизатор.
Основные разделы инструкции по эксплуатации страховочной привязи
Как правильно одевать страховочную привязь?
Перед тем, как надеть привязь, необходимо расправить ее ленты и расстегнуть пояс. Затем пропустить ноги и руки в обхваты, застегнуть пояс и другие фиксаторы, подтянуть ремни. Все лямки должны плотно прилегать к телу.
Стропы с амортизатором необходимо соединить за специальное кольцо (анкерную точку) привязи или закрепить карабином за 2-е петли страховки. Эти петли, как правило, имеют обозначение «А/2». Данная маркировка говорит о том, что за одну петлю цеплять карабин запрещено. Обязательно использовать обе петли для закрепления карабина соединительно-амортизирующей подсистемы.
Как использовать:
- Строп, который закреплён на привязи, закрепляют за каретку или просто за трос анкерной линии в точке, установленной выше уровня, на котором расположен работник. Крепление должно выдерживать нагрузку не менее 1500 кгс по стандарту EN 795;
- зафиксированный строп должен обеспечивать свободное падение пользователя на расстояние не более 50 см.
Допуск к работе на высоте
Выполнение работ на высоте разрешается лицам старше 18 лет, прошедшим обучение и сдавшим экзамен. Кроме этого, работник должен иметь медицинский допуск. На случай ЧС на месте проведения работ вывешивается план эвакуации, с которым должны быть знакомы все рабочие и специалисты-высотники.
При использовании страховочной привязи запрещается:
- работать с СИЗ, не прошедшими испытание или с изменением конструкции;
- использовать полиамидные изделия с применением открытого огня или, если работы связаны со сваркой;
- хранить изделия совместно с горюче-смазочными материалами, кислотами, а также другими агрессивными жидкостями и веществами;
- использовать привязи не по назначению.
В соответствии с инструкцией по эксплуатации страховочной привязи, данное изделие должно пройти предэксплуатационную проверку. В ходе осмотра проверяют наличие на изделии отметки о предыдущем испытании. На металлических деталях не должно быть коррозии, деформации и других дефектов. Дополнительно проверяют ленты, швы, карабины, стропы. Если есть сомнения относительно состояния привязи, её исключают из эксплуатации до проведения лабораторных испытаний.
Привязь страховочная – это целая система лямок и ремней, соединенных фиксирующими элементами. Она должна быть надежной, чтобы рабочий, использующий такую страховку, мог безопасно осуществлять все высотные работы. Использование этого снаряжения требует определенного опыта, поэтому к любым мероприятиям, превышающим 1,7 метра, допускаются только квалифицированные высотники. Каждый из них знает, как правильно надеть страховочную привязь. Тем не менее, такое умение необходимо любому человеку, решившему в силу различных причин использовать страховку.
Надеваем страховочную привязь
Привязь изготавливается производителями на основании госстандарта, она должна полностью соответствовать всем требованиям безопасности. Разумеется, снаряжение проходит строгую эксплуатационную проверку еще на стадии производства. Однако перед тем как одеть страховочную привязь, необходимо еще раз тщательно проверить надежность креплений и швов. Сам процесс надевания выглядит следующим образом:
- из карманов нужно убрать все лишнее;
- взяться за кольцо привязи в форме буквы D (чаще всего оно находится на задней части снаряжения);
- расправить все ремни;
- надеть лямки для плеч, пропустив сквозь них руки (следите, чтобы лямки не перекрутились);
- надеть ремни набедренные, фиксируя каждый на соответствующее крепление;
- убедиться в том, что набедренные ремни натянуты;
- застегнуть нагрудные ремни (они крепятся пониже плеч на 15 см).
Серьезное внимание требуется уделить тому, чтобы все лямки прилегали ровно, не перекрещиваясь. Прежде как надевать страховочную привязь, предметы из карманов убирают для того, чтобы они, будучи нечаянно прижатыми на высоте, не доставляли дискомфорта и травм.
Проверьте регулировку!
После того как привязь надета по всем правилам, требуется ее отрегулировать. Снаряжение должно плотно обхватывать плечи, грудь и бедра высотника, но при этом не стягивать. Поэтому стоит проверить плотность с помощью руки. Если кулак свободно проходит между телом и ремнями, их нужно подтянуть. Если же не проходит даже ладонь, ремни стоит немного ослабить.
Если вы знаете, как правильно надевать страховочную привязь, то должны знать и о том, что пояс ее должен находиться точно на линии талии. При слишком сильном натяжении набедренных лямок пояс может спуститься немного вниз – а это противоречит технике безопасности.
Обязательно проверьте и ключевые точки перевязи. Передняя из них должна располагаться по центру, а боковые – точно по бокам. Если эти точки сдвинуты, есть повод забеспокоиться – возможно, привязь не вашего размера.
Если вы точно следуете указаниям инструктора и знаете правила, у вас не возникнет проблем с тем, как надеть страховочную привязь. Чувствуете себя комфортно в снаряжении? Значит, вы все сделали правильно!
Все о монтажных поясах
Содержание
- Описание и требования
-
Обзор видов
- Безлямочный предохранительный пояс (удерживающая привязь)
- Лямочный предохранительный пояс (страховочная привязь)
- С амортизатором
- Без амортизатора
- Назначение
- Как испытывают пояса
- Советы по выбору
- Хранение и эксплуатация
Монтажный (предохранительный) пояс – важнейший элемент системы защиты при высотных работах. Существуют разные виды таких ремней, каждый из которых рассчитан на определенные виды работ и условия эксплуатации. В статье рассмотрим, каким требованиям они должны отвечать, на что следует обратить внимание при выборе, а также как хранить и использовать пояс монтажника, чтобы работа в нем была комфортной и безопасной.
Описание и требования
Монтажный пояс выглядит как широкий поясной ремень, наружная часть которого выполнена из жесткого синтетического материала, а внутренняя – снабжена мягкой эластичной подкладкой (кушаком).
При этом спинная часть пояса обычно делается более широкой, чтобы спина меньше уставала при длительных нагрузках.
Обязательные элементы монтажного пояса:
- пряжка – для плотного застегивания по размеру;
- кушак – широкая мягкая подкладка на внутренней стороне, нужная для большего комфорта во время длительных работ, а также чтобы жесткий ремень пояса не врезался в кожу;
- крепления (кольца) – для присоединения элементов привязи, страховки;
- страховочный фал – лента или канат из полимерного материала, стали (в зависимости от условий среды), может быть съемным или встроенным.
Некоторые ремни для удобства снабжаются кармашками и гнездами под инструмент, индикатором падения.
От качества монтажного ремня зависит жизнь и безопасность работника, поэтому такие изделия строго стандартизируются и сертифицируются. Все характеристики должны точно соответствовать обозначенным в нормативах ГОСТ Р ЕН 361-2008, ГОСТ Р ЕН 358-2008.
ГОСТ определяет размеры поясов и их элементов:
- Спинная опора делается шириной не менее 100 мм на участке, соответствующем пояснице, передняя часть такого ремня – не менее 43 мм. Монтажный пояс без спинной опоры делается от 80 мм толщиной.
- Монтажный пояс производится стандартно с обхватом талии от 640 до 1500 мм в трех вариантах размера. По запросу должны изготавливаться пояса по индивидуальным размерам для точной подгонки – для особо малых или больших размеров.
- Вес безлямочного пояса – до 2,1 кг, лямочного – до 3 кг.
А также изделия должны отвечать следующим требованиям:
- ремни и лямки должны предусматривать возможность точной регулировки, при этом должны быть комфортными, не мешать движениям;
- тканевые элементы выполняются из прочных синтетических материалов, прошиваются синтетическими нитками, использование кожи как менее прочного материала не допускается;
- стандартно ремни рассчитаны на эксплуатацию при температурах от -40 до +50 градусов Цельсия;
- металлические элементы и крепления должны иметь антикоррозийное покрытие, должны быть надежными, без риска самопроизвольного открытия и расстегивания;
- каждый пояс должен выдерживать высокие разрывные и статические нагрузки, превосходящие вес человека, обеспечивая запас прочности в любой экстремальной ситуации;
- шов делается яркой, контрастной нитью, чтобы легко было контролировать его целостность.
Обзор видов
Предохранительные пояса бывают нескольких разновидностей. По ГОСТу используется такая классификация:
- безлямочные;
- лямочные;
- с амортизатором;
- без амортизатора.
Безлямочный предохранительный пояс (удерживающая привязь)
Это наиболее простой вид предохранительной привязи (1-й класс защиты). Состоит из предохранительного (монтажного) ремня и фиксирующего фала или ловителя для закрепления к опорам. Другое название – удерживающая привязь, в обиходе такую привязь называют просто монтажным поясом.
Удерживающая привязь подходит для работы на относительно безопасной поверхности, где можно опираться ногами, и нет опасности падения (например, строительные леса, крыша). Длина фала регулируется таким образом, чтобы не дать специалисту покинуть безопасную зону и подойти слишком близко к краю, откуда можно сорваться.
Но при самом падении монтажный пояс, в отличие от полной страховочной привязи, не гарантирует безопасности:
- из-за сильного рывка может травмироваться позвоночник, в особенности поясница;
- пояс не обеспечит нормальное положение тела при рывке, падении – высок риск опрокинуться вниз головой;
- при очень сильном рывке человек может выскользнуть из пояса.
Поэтому нормативами запрещено использовать безлямочные пояса там, где есть риск падения, или специалист должен находиться без опоры (в подвешенном состоянии).
Лямочный предохранительный пояс (страховочная привязь)
Это страховочная система 2-го, более высокого класса надежности, состоящая из монтажного ремня и специальной системы лямок, тяг, крепежных элементов. Лямки фиксируются к монтажному поясу в точках крепления на нагрудных и наспинных узлах. То есть монтажный пояс здесь выступает не автономно, а как элемент более сложной системы. Такая система называется страховочной привязью (не путать с удерживающей привязью) или в обиходе – просто привязью.
Лямки привязи бывают:
- наплечные;
- набедренные;
- совместные;
- седельная.
Крепление лямок должно быть максимально надежным, способным выдерживать высокие разрывные нагрузки, ширина несущих лямок не может быть тоньше 4-х см, а общий вес привязи не должен быть больше 3-х кг.
Конструкция страховочной привязи позволяет закрепить ее к опоре в нескольких точках – от 1 до 5. Самый надежный вид конструкции – пятиточечный.
Страховочная привязь не только позволяет удерживать человека на высоте в безопасном состоянии, но и защищает при падении – позволяет правильно распределить ударную нагрузку, не дает перевернуться.
Поэтому она может применяться при выполнении опасных работ, в том числе на безопорных конструкциях.
С амортизатором
Амортизатор – встроенное или присоединяемое к монтажному ремню устройство (обычно в виде особой эластичной ленты), которое уменьшает силу рывка при падении (по нормативу до значения менее 6000 Н), чтобы предотвратить риск травмирования. При этом для эффективного поглощения рывка должен быть «запас» по высоте свободного полета не менее 3-х метров.
Без амортизатора
Стропы, которые используются совместно с поясом, подбираются в зависимости от условий и нагрузки: они могут выполняться из синтетической ленты, веревки, каната или стального троса, цепи.
Назначение
Основное назначение предохранительных поясов – фиксировать положение человека, а в составе страховочной привязи – защищать при падении.
Использование таких средств индивидуальной защиты (СИЗ) обязательно при нахождении более 1,8 м над опорной поверхностью или при работах в опасных условиях.
Поэтому предохранительная привязь применяется:
- для профессиональных высотных работ – на линиях связи, электропередач, на деревьях, на высотных промышленных конструкциях (трубах, вышках), различных зданиях, при спуске в колодцы, траншеи, цистерны;
- для спасательных работ – пожаротушения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, эвакуации из опасных зон;
- для спортивных занятий, альпинизма.
Для высотных и опасных работ в привязь всегда входит монтажный пояс в отличие от спортивного снаряжения. Для профессиональных работ самым распространенным является вариант с плечевыми и набедренными лямками – это наиболее универсальный вид, безопасный, подходящий и для большинства работ, и для быстрого спасения работника из опасной зоны в случае падения, обрушения конструкции, взрыва и тому подобного. Такие ремни снабжаются амортизатором, а материал пояса, лямок, фала выбирается исходя из условий. Например, если возможен контакт с огнем, искрами (например, снаряжение для пожаротушения, работы в сталеплавильном цехе), пояс и лямки делаются из огнеупорных материалов, фал – из стальной цепи или каната. Для работы на опорах ЛЭП используется монтерский пояс из синтетических материалов со специальным «ловителем» для закрепления на опоре.
Если работник должен длительное время (в течение всего рабочего дня) находиться на высоте в подвешенном состоянии, применяют 5-точечную страховочную привязь, имеющую пояс с удобной спинной опорой и седельную лямку. Например, такое снаряжение применяется промышленными альпинистами при работе на фасаде здания – мытье окон, реставрационные работы.
Лямочный страховочный пояс без амортизатора используется в основном при работе в колодцах, цистернах, траншеях. Безлямочный пояс используется только на безопасной поверхности, где нет риска падения, а у работника под ногами есть надежная опора, способная выдержать его вес.
Как испытывают пояса
От качества снаряжения зависит жизнь и здоровье работников, поэтому оно строго контролируется.
Испытания проводят:
- перед вводом в эксплуатацию;
- регулярно в установленном порядке.
В ходе таких испытаний пояса тестируют на статическую и динамическую нагрузку.
Для проверки на статическую нагрузку используют один из тестов:
- к привязи с помощью креплений подвешивают груз нужной массы на 5 минут;
- привязь закрепляют на манекене или испытательной балке, фиксируют ее крепление к неподвижной опоре, затем манекен или балка подвергается воздействию заданной нагрузки в течение 5 мин.
Ремень без амортизатора считается прошедшим проверку, если не рвется, швы не разъезжаются и не надрываются, металлические крепления не деформируются при статической нагрузке 1000 кгс, с амортизатором – 700 кгс. Измерения должны осуществляться надежным оборудованием с высокой точностью – погрешность не более 2%.
При динамических испытаниях имитируют падение человека с высоты. Для этого используется манекен или жесткий груз весом 100 кг с высоты, равной двум длинам стропы. Если пояс при этом не рвется, его элементы также не рвутся и не деформируются, манекен не падает – то снаряжение считается успешно прошедшим испытания. На него ставится соответствующая маркировка.
Если изделие не проходит проверку – оно выбраковывается.
Кроме приемосдаточных и типовых испытаний, предохранительные пояса должны подвергаться еще и периодическим проверкам. По новым правилам (от 2015 года) периодичность таких проверок и их методику устанавливает производитель, но они должны проводиться не реже 1 раза год.
Периодические испытания должны проводиться заводом-изготовителем или сертифицированной лабораторией. Компания, эксплуатирующая средства защиты, сама не может проводить их испытания, но ее обязанность – вовремя отправлять СИЗ на проверку.
Советы по выбору
Выбирать предохранительный пояс необходимо исходя из особенностей профессии и условий работы. Хотя в каждом случае существует своя специфика, есть ряд общих рекомендаций, которые следует соблюдать:
- Размер изделия должен быть подходящим, чтобы пояс и лямки можно было точно подогнать по фигуре. Они не должны затруднять движения, давить, врезаться в кожу или, наоборот, болтаться, создавая риск выпасть из снаряжения. Снаряжение подбирают так, чтобы застегнутые пряжки оставляли не менее 10 см свободной стропы. Если в стандартной линейке выпуска не предусмотрено подходящего размера, необходимо заказать снаряжение по индивидуальным параметрам.
- Для занятий спортом следует выбирать специальные, адаптированные для этого модели.
- Для профессионального альпинизма, в том числе промышленного, должно использоваться только снаряжение, соответствующее особым стандартам, – оно маркируется UIAA или EN.
- Все средства индивидуальной защиты для работы на высоте должны соответствовать ГОСТам и согласно новым правилам должны быть сертифицированы в рамках Таможенного союза. На СИЗ должно быть клеймо с положенной по стандарту ГОСТа информацией и знаками соответствия, к нему должен прилагаться техпаспорт и подробная инструкция.
- Тип предохранительной привязи должен соответствовать условиям труда, чтобы работа была комфортной и безопасной.
- Для использования в экстремальных условиях (например, в условиях экстремально низких или высоких температур, возможного контакта с огнем, искрами, агрессивными химическими веществами) должно приобретаться снаряжение из подходящих материалов или изготавливаться на заказ.
- Элементы соединительно-амортизирующей подсистемы (ловители, фалы, карабины, ролики и прочее), вспомогательные устройства и комплектующие должны отвечать стандартам ГОСТов и быть совместимыми с предохранительным поясом. Для максимального соответствия всех элементов страховочной системы их лучше приобретать у того же производителя.
- При покупке следует убедиться в целостности упаковки. А перед использованием – проверить комплектацию и соответствие снаряжения нужным характеристикам, убедиться в отсутствии дефектов, качестве швов, легкости и надежности регулирования.
Хранение и эксплуатация
Чтобы страховочная привязь не повреждалась при хранении, необходимо соблюдать следующие условия:
- привязь хранят в расправленном виде на полках или специальных вешалках;
- помещение должно иметь комнатную температуру и быть сухим, проветриваемым;
- запрещено хранить экипировку рядом с нагревательными приборами, источниками открытого огня, ядовитым и опасными веществами;
- для чистки снаряжения запрещено использовать агрессивные химические средства;
- перевозят и транспортируют снаряжение по правилам, указанным производителем;
- если снаряжение подвергается воздействию температуры выше уровня, для которого оно предназначено (стандартно от -40 до +50 градусов), его срок службы и надежность снижаются, поэтому лучше не допускать его перегрева, переохлаждения (например, при транспортировке в самолете), беречь от попадания солнечных лучей;
- при стирке и чистке привязи необходимо соблюдать все рекомендации производителя;
- мокрое или загрязненное снаряжение необходимо сначала просушить и очистить, а только потом убирать в защитный чехол или шкаф;
- допустима только естественная сушка в хорошо проветриваемом месте с подходящей температурой (в помещении или на открытом воздухе).
Соблюдение всех правил – это гарантия безопасности. При любых повреждениях, деформации всего защитного снаряжения или каких-то элементов его применение запрещено.
Привязь нельзя использовать дольше срока эксплуатации, указанного производителем. В случае нарушения этой нормы для работодателя предусмотрена ответственность.
О том, как правильно надевать страховочную привязь, вы сможете узнать из следующего видео.