Цель данного субтеста – проверить, как кандидат на получение гражданства РФ может общаться на русском языке в различных бытовых ситуациях. Кандидат должен уметь пользоваться русским литературным языком, знать его нормы и не употреблять бранных слов.
Примечание: старайтесь избегать слов-паразитов (как бы; вроде; значит и т.д.); моделируйте свои реплики чётко по ситуации, поэтому заранее внимательно прочитайте текст ситуации; в ходе беседы учитываются лексические и грамматические ошибки, которые мешают пониманию (за такие ошибки снимается 1 балл), а также учитываются ошибки в произношении: неправильное ударение, неверное использование окончаний падежей, иностранный акцент и т.д. (за такие ошибки снимается 0,5 балла).
Не забывайте соблюдать нормы речевого этикета в каждой ситуации:
— поздоровайтесь,
— попрощайтесь,
— поблагодарите,
— ответьте на благодарность (пожалуйста / не за что / не стоит благодарности и т.д.)
Субтест состоит из 2-х частей:
ситуации и беседа-интервью.
На подготовку Вам даётся 20 минут; беседа с тестором длится 15 минут.
Ситуация 1. Вам нужно ехать по работе на Дальний Восток. Вы звоните в авиакассу, чтобы купить билет на самолёт на ближайшие дни. Объясните оператору, что Вам нужно, и ответьте на его вопросы.
Примечание. Придерживайтесь следующей схемы:
— поздоровайтесь и спросите, та ли это служба, которая Вам нужна;
— объясните оператору, куда, когда, на какое время Вы хотите лететь;
— спросите, какую авиакомпанию может предложить Вам оператор;
— спросите, сколько будет стоить билет в эконом-классе и в бизнес-классе, а также обратный билет; выберите, каким классом Вы хотите лететь;
— решите все вопросы и закажите билет;
— поблагодарите и попрощайтесь.
Ситуация 2. Вы приехали в мебельный магазин, чтобы купить мебель в новую квартиру. Обратитесь к продавцу-консультанту.
Примечание. Придерживайтесь следующей схемы:
— поздоровайтесь и спросите, может ли продавец помочь Вам;
— объясните ему, в какую комнату / на кухню / Вы хотите купить мебель;
— объясните, какая мебель Вам нужна:
- страна-производитель (объясните, почему),
- материал, из которого изготовлена мебель (объясните, почему),
- стоимость мебели,
- предметы мебели;
— выберите мебель и договоритесь о доставке;
— поблагодарите и попрощайтесь.
Ситуация 3. Вы недавно приехали в Москву и хотите снять здесь квартиру. У вас семья: супруг(а) и 5-летний ребёнок. Также у Вас есть собака. Обратитесь в риэлторское агентство.
Примечание. Придерживайтесь следующей схемы:
— поздоровайтесь и опишите свою ситуацию;
— объясните, какая квартира Вам нужна:
- сколько комнат должно быть и почему;
- какой район Москвы / Подмосковья был бы предпочтителен, почему;
- близко или далеко от метро должен располагаться дом;
— назовите сумму, которую Вы готовы платить ежемесячно, объясните, почему именно такую сумму Вы можете платить;
— узнайте, далеко ли находится детский сад;
— уточните, что у Вас есть собака;
— выберите из предложенных вариантов квартиру, которая Вас устраивает, объясните, почему;
— поблагодарите и попрощайтесь.
Беседа-интервью. Вам нужна работа, и Вы узнали, что недалеко от Вашего дома есть компания, в которую требуются менеджеры, бухгалтеры, водители и секретари. Вы пришли на собеседование в компанию. Примите участие в беседе.
Примечание. Придерживайтесь следующей схемы:
— поздоровайтесь и объясните, зачем Вы обратились в компанию;
— назовите вакансию, на которую Вы претендуете;
— расскажите о себе: имя и фамилия / возраст / образование / опыт работы;
— узнайте об условиях работы, графике и заработной плате;
— спросите, какие документы нужны для оформления на работу;
— узнайте, когда вы можете начинать работать;
— поблагодарите и попрощайтесь.
-
Субтест
№ 5 «Словарный». Предполагает свободное
оперирование словами родного языка.
Успешность ответов зависит от образования
и культуры мышления испытуемого и
предполагает достаточно большой
словесный запас, хорошее чувство меры
и адекватность при определении
необходимого и достаточного при
раскрытии смысла слова. По характеру
актуализируемых интеллектуальных
процессов этот субтест наиболее близок
к «Осведомленности».
Для детей младше 8 лет и старше,
подозреваемых в умственном снижении.
Начинать с задания № 1, прекратить при
5 неудачах подряд.
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых
в умственном снижении.
Начинать с задания № 10. Если за задания
№ № 10 — 14 испытуемый имеет 10 баллов, то
авансировать задания № № 1 — 9 (18 баллов)
и перейти к заданию № 15. В противном
случае вернуться к заданию № 9 и следовать
в обратном порядке, пока 5 заданий подряд
не будут оценены в 2 балла. В этом случае
авансировать оставшиеся задания по
(2 балла) и перейти к заданию №
15. Прекратить при 5 неудачах подряд.
Оценки за задания № № 1 — 5: 2 — 0
за задания № № 6 — 40: 2 — 1- 0.
Оценку ответов рекомендуется проводить
по следующим этапам:
1 этап. Выяснить, возможно ли оценить
ответ испытуемого как (+), т.е. слово-задание
ему знакомо, или как (-), т.е. слово-задание
ему не знакомо. Если из ответа это не
очевидно, испытуемому задается
дополнительный вопрос, с тем, чтобы
можно было оценить ответ или как (+), или
как (-).
2 этап. Если ответ испытуемого
оценивается как (-), он получает 0 баллов.
Если ответ оценивается как (+), то для
задания № № 1 — 5 выводится по 2 балла, за
задания 6 — 40 по 2 или по 1 баллу. При этом
в 2 балла оцениваются ответы, в которых
дается точное, развернутое определение
(«припев» – часть песни, повторяющаяся
после каждого куплета), либо дается
близкий синоним («храбрый» – «смелый»).
Ответы оцениваются в 1 балл, если они
содержат либо неполное, но правильное
определение («припев» – слова в песне,
повторяемые несколько раз), либо описание
отдельных признаков («азартная игра»
– в которой трудно остановиться), либо
испытуемый показывает понимание на
примере («храбрый» — который не побоялся
броситься в холодную воду, чтобы спасти
другого).
Оценивая качество ответа, следует
отличать изящество, которым можно
пренебречь, от полноты ответа, от которой
во многих случаях зависит уровень
оценки.
№ |
Задания и контрольные ответы |
Оценка |
1 |
Велосипед. |
|
2: Вид транспорта. На нем катаются (или |
||
0: У меня такой есть. Такой большой. |
||
?: Трехколесный. Для детей. |
||
2 |
Нож. |
|
2: Инструмент для резания. Режущая |
||
0: У меня есть. Железный. |
||
?: Острый. |
||
3 |
Шапка. |
|
2: Головной убор. Носят на голове. |
||
0: Фуражка. |
||
?: Ее носят. Зимой носят. (?: «Как это |
||
4 |
Письмо. |
|
2: Написанный текст с сообщением, |
||
0: Написано на бумаге. Бумага. Конверт. |
||
?: То, что пишут. |
||
5 |
Зонтик. |
|
2: Приспособление для защиты от дождя |
||
0: Его носят. |
||
?: Раскрывают. |
||
6 |
Подушка. |
|
2: Постельная принадлежность. Мешок, |
||
1: Его кладут под голову. Мешок, в нем |
||
0: Мягкая. Спит мальчик. Белье. |
||
?: Четырехугольный мешок. На котором |
||
7 |
Гвоздь. |
|
2: Металлический (или железный) стержень |
||
1: Предмет для скрепления чего-нибудь. |
||
0: Им ударяют. Острый. Железный. Орудие |
||
?: Которым крепят. Строительный |
||
8 |
Осел. |
|
2: Животное, родственное лошади, но |
||
1: На нем возят грузы (или людей) в горах |
||
0: Животное в лесу бегает (или дикое, |
||
?: Травоядное животное. Животное. |
||
9 |
Мех. |
|
2: Шкура животного. Пушнина. Волосяной |
||
1: Волосы у лисы (или кошки, или др. |
||
0: Мягкий, пушистый предмет. У кошки |
||
?: Покров животного. Добывают у животных. |
||
Для детей 8 |
||
10 |
Алмаз. |
|
2: Драгоценный камень. Самый прочный |
||
1: Камень очень твердый (или красивый, |
||
0: Украшение. |
||
?: Полезное ископаемое. Кристалл. |
||
11 |
Соединить (не соединять!) |
|
2: Составить из нескольких одно целое. |
||
1: Делать что-то вместе (или целое). |
||
0: Сблизить. Приблизить. |
||
?: Приложить. Смешивать. Соединять |
||
12 |
Лезвие. |
|
2: Острый край (или часть) режущего |
||
1: То, чем режут у ножа (или др.) Острая |
||
0: Конец острого предмета. Острый конец |
||
?: Вещь для резания. Режущий предмет. |
||
13 |
Меч. |
|
2: Холодное оружие с обоюдоострым |
||
1: Оружие холодное (или древнее, или |
||
0: Битва на мечах. Колющее оружие. |
||
?: Оружие, полоска металла. Как сабля. |
||
14 |
Неприятность. |
|
2: Факт (или сообщение, или случай), |
||
1: Когда у человека наступает (или |
||
0: Чувство ненависти (или презрения). |
||
?: Когда человеку плохо (или не по |
||
15 |
Храбрый. |
|
2: Смелый. Бесстрашный. Отважный. |
||
1: Человек, который не обращает внимание |
||
0: Сильный. Делает добро (или полезное). |
||
?: Свойство (или черта) человека. храбрый |
||
16 |
Чепуха. |
|
2: Не имеющее значения. Не существенное. |
||
1: Что-нибудь легко сделать. Что-то |
||
0: Неправильно решил задачу. Бред. |
||
?: Ненужное занятие. То, чего не может |
||
17 |
Герой. |
|
2: Человек, совершивший подвиг (или |
||
1: Кто-то сделал что-то полезное, чего |
||
0: Кто сделал хорошее дело (или может |
||
?: Отличился чем-то (или каким-то |
||
18 |
Азартная игра. |
|
2: Игра, в которой выигрыш зависит от |
||
1: Игра, увлекающая (или страстная, или |
||
0: Игра запрещенная (или веселая, или |
||
?: Нехорошая игра. |
||
19 |
Нитроглицерин. |
|
2: Маслянистая, тяжелая, взрывчатая |
||
1: Химическое (или органическое) |
||
0: Жидкость (или лекарство, или средство) |
||
?: Жидкость. Опасная жидкость. |
||
20 |
Микроскоп. |
|
2: Прибор с увеличительными стеклами |
||
1: Прибор (или предмет), чтобы увидеть |
||
0: Дается полное определение с указанием |
||
?: (Полное определение без названия |
||
21 |
Доллар. |
|
2: Денежная единица в США (или Канаде, |
||
1: Американский рубль. Американская |
||
0: Деньги в Англии. Рубль. |
||
22 |
Басня. |
|
2: Литературное произведение (или |
||
1: Литературное произведение (или |
||
0: В котором высмеиваются звери. |
||
?: Стихотворение. Где под зверьми |
||
23 |
Купол. |
|
2: Крыша в форме полушария (или |
||
1: Крыша в цирке (или у церкви). Верх у |
||
0: Дом. Круглый. Шар. |
||
?: Крыша куполообразная. У цирка (или |
||
24 |
Шпионаж. |
|
2: Преступная деятельность (или действия |
||
1: Когда у другой стороны узнают тайны. |
||
0: Предательство. Махинации. Нечестное. |
||
?: Когда шпионят. Когда шпионы |
||
25 |
Припев. |
|
2: Часть песни, повторяющаяся после |
||
1: Часть песни (или слова в песне), |
||
0: В песне мотив (или дополнительный |
||
?: часть песни. Отрывок из песни. В |
||
26 |
Уединиться (четко произнести окончание). |
|
2: Оградиться (или отдалиться, или |
||
1: Отделиться от людей. Одному жить |
||
0: Куда-нибудь убежать (или уехать, или |
||
?: Отделиться. Отходить от всех. Чтоб |
||
27 |
Блеск. |
|
2: Свойство гладкой поверхности |
||
1: Отражение падающего света (или |
||
0: Что-то светится. Вещество излучает |
||
?: Что-то яркое. Блеск в настроении. |
||
28 |
Харакири. |
|
2: Самоубийство путем вспарывания |
||
1: Вид самоубийства. Способ умервщления |
||
0: Это казнь у японцев. Удар в живот. |
||
?: когда разрезают живот. |
||
29 |
Ретироваться. |
|
2: отступить. Отойти. Скрыться. |
||
1: Отступить в споре. Идти (или вернуться) |
||
0: Сдаться. Уйти в себя. Избегать |
||
?: Уйти. Покинуть поле битвы. Горькое |
||
30 |
Скорбь. |
|
2: Состояние человека в (или после) |
||
1: Когда у человека большое горе (или |
||
0: Огорчение. Сожаление. Грусть. Тоска. |
||
?: Что-то случилось, о чем скорбят. |
||
31 |
Балласт. |
|
2: Специальный груз для обеспечения |
||
1: сбрасывают с воздушного шара, что |
||
0: В цирке, чем балансирует человек. |
||
?: Груз для сохранения устойчивости |
||
32 |
Катакомбы. |
|
2: Подземные галереи (или лабиринты, |
||
1: Подземные галереи (или лабиринты, |
||
0: Убежище для людей. Ямы. |
||
?: В Одессе такие пещеры (или под землей, |
||
33 |
Неизбежный. |
|
2: Неотвратимый. Неминуемый. То, что |
||
1: То, от чего никуда не денешься (или |
||
0: Когда можно чего-то не избежать. |
||
?: Не избежать своей судьбы. Так будет. |
||
34 |
Термиты. |
|
2: Отряд (или семейство) перепончатокрылых. |
||
1: Насекомые. Насекомые общественные. |
||
0: Мухи. Животные. Пауки в тропиках. |
||
?: Живут в Африке. Строят термитники. |
||
35 |
Аврора. |
|
2: Богиня утренней зари (или заря у |
||
1: Богиня зари (или утра у древних, или |
||
0: Богиня красоты (или солнца, или |
||
?: Богиня. Название крейсера (?: Верно. |
||
36 |
Стерильный. |
|
2: Обезжиренный. Продезинфицированный. |
||
1: Когда убиты все микробы. Что-то (или |
||
0: Чистый. Очищенный от грязи. Лишенный |
||
?: Используется при операциях. Очень |
||
37 |
Контейнер. |
|
2: Вид упаковки (или вместилище, или |
||
1: Предмет (или ящик, или металлический |
||
0: Для хранения бензина (или нефти, или |
||
?: Приспособление для перевозки грузов. |
||
38 |
Пассивный. |
|
2: Безучастный. Безынициативный. |
||
1: Не заинтересованный. Не интересуется |
||
0: Старается остаться в стороне. |
||
?: Не участвующий. Отступает перед |
||
39 |
Ирония. |
|
2: Насмешка тонкая, выраженная в скрытой |
||
1: Насмешка. Подтрунивание. Что-то |
||
0: Шутка. Когда смеются. Усмешка. |
||
?: Что-то в иносказательной форме. |
||
40 |
Наговор. |
|
2: Обвинение со злым умыслом. Ложное |
||
1: Ложь. Обман. Сплетни. Говорят на |
||
0: Заговор. Донос. Пустословие. Говорит |
||
?: Наговорили на человека… Говорят, |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тест. УСТНАЯ РЕЧЬ
Инструкция.
Говорение — это устный экзамен, который состоит из двух частей:
Часть 1. Решение практических задач (их 4).
Часть 2. Беседа-интервью.
Время на подготовку к ответу- 15 минут. Ответ-20 минут.
Часть 1. Решение практических задач
Ситуация 1. Вы едете в автобусе и не знаете, когда вам выходить.
Узнайте у другого пассажира.
— Обратитесь к пассажиру. Сообщите, куда вы едете, и узнайте, когда вам выходить.
— Узнайте, как называется ваша остановка.
— Узнайте, сколько времени вам нужно ехать.
— Узнайте, как можно оплатить проезд.
— Поблагодарите.
Ситуация 2.
Вы покупаете авиабилеты на международную линию, рейс Москва-Берлин. К Вам обращается кассир. Примите участие в диалоге.
Ситуация 3.
Вы договорились о встрече с коллегой. Но сейчас вас не устраивает прежнее время встречи. Вы звоните и просите поменять время встречи.
— Узнайте, тот ли это человек, который вам нужен.
— Сообщите о своей просьбе.
— Объясните, почему вас больше не устраивает прежнее время.
— У знайте, возможен ли предлагаемый вами вариант.
— Поблагодарите и попрощайтесь.
Ситуация 4.
Вы идете по улице. К Вам обращается прохожий. Ответьте на его вопросы.
Часть 2. Беседа-интервью
Ситуация 5.
Вы прочитали сообщение о том, что строительной фирме требуются рабочие и обратились туда, потому что ищете работу. Примите участие в собеседовании с сотрудником фирмы.
Варианты сценария ответа
Часть I.
Ситуация 2.
Слушаю вас. Что вы хотите?
… .
А на какой рейс?
… .
На этот рейс все билеты уже проданы. Смотреть Люфтганзу?
… .
Но это дороже почти на 7 тысяч.
… .
Дата вылета из Берлина?
… .
Так, вы летите …. рейс №….. Вылет … Регистрация в аэропорту Шереметьево-2 за два часа до вылета.
Ситуация 4.
– Извините, мне нужно в центр. Это далеко отсюда?
– … .
А как лучше – пешком или на автобусе?
– … .
Знаете, я впервые в Вашем городе, у меня только один день сегодня, что Вы посоветуете мне посмотреть в центре?
– … .
Часть 2. Беседа
Ситуация 5.
(Ответные реплики взяты в скобки, поскольку они гипотетичны, а беседа может пойти по другому сценарию)
Добрый день. Чем могу Вам помочь?
(Здравствуйте. Я по объявлению. Хочу устроиться к вам на работу.)
А почему Вы обратились именно к нам?
— (У вас работают мои земляки и им здесь очень нравится.)
Кто Вы по специальности?
(Я хочу работать водителем.)
— А есть стаж работы у вас большой?
(Да, я почти пять лет работал водителем грузовика.)
Мне очень жаль, но на место водителя мы только вчера взяли человека, но нам нужны разнорабочие. Это Вас устроит?
(Делать нечего. Мне очень нужна работа. Думаю , что на первое время мне подойдет и это. )
Думаю, мы можем Вас взять, но с испытательным сроком. Зарплата 4 000 рублей и работа через день. Но, надеюсь, Вы понимаете, что испытательный срок – это серьезно. Может случиться так, что после него мы не заключим с Вами контракт.
(Да, конечно. За это время я пойму: подходит ли мне эта работа, а вы — подхожу ли я вам.)
Хорошо. Если Вы согласны с нашими условиями, тогда оформляйте документы и приступайте к работе.
(Спасибо, до свидания.)
Устный экзамен записывается на плёнку.