Таблица шульте для детей инструкция

Дошкольникам и учащимся трудно концентрироваться, когда надо одновременно что-то слушать и записывать. Таблицы Шульте для детей 6-7 лет позволят уровень внимания малыша. Они также служат инструментом для развития когнитивных способностей.

Что представляет собой методика Шульте?

Таблицы Шульте — традиционная методика, применяемая для диагностики психической активности. Она оценивает устойчивость внимания, а также улучшает способность к чтению и восприятию получаемой информации.

Регулярные занятия с цифровыми таблицами развивают синхронную работу полушарий. Это поможет ребенку:

  • быстрее изучать и усваивать новый материал;
  • научиться использовать периферическое зрение;
  • концентрировать внимание на выделенных объектах или задачах.

Варианты таблиц Шульте

В основе методики лежат таблицы с буквами либо цифрами в произвольном порядке. Сложность определяет размер поля — 3×3, 5×5, 15×20 или др. Детям дошкольного возраста предлагают картинки, на которых изображено от 5 до 20 чисел. Суть в том, чтобы отыскать и назвать их по убыванию или возрастанию.

Пример таблицы Шульте для подростков

Тренажер для подростков будет содержать до 100 цифр. Дополнительно сложность можно регулировать, добавляя цвета или заменяя классические таблицы геометрическими фигурами.

Как применять таблицы для проверки и обучения детей?

Стандартный вариант подразумевает использование 5 картонных карточек размером 60×60 см. Каждая расчерчена на 25 ячеек, в которых проставлены числа от 1 до 25. Порядок случайный. Хотя таблица Шульте для детей 6-7 лет может быть меньше и включать не более 16 цифр

Задача — находить числа в прямом или обратном порядке. Для фиксации результатов во время тестирования просят:

  • указывать на правильную цифру;
  • записывать или произносить ее вслух;
  • подчеркивать нужный символ карандашом;
  • чертить линию по клеткам, продвигаясь в правильном порядке.

Выберите удобный способ и засеките время выполнения упражнения. Работать можно по купленным, распечатанным или самостоятельно подготовленным материалам. Не забывайте периодически обновлять таблицы, чтобы ребенок не успевал запомнить позиции чисел.

Таблица Шульте для детей 6-7 лет

Изображение необходимо располагать на расстоянии около 30см от глаз тестируемого. Если малыш только начинает изучать числа, то лучше начать с маленькой таблички.

Оценка итогов тестирования

Основные показатели — время выполнения задачи и количество допущенных ошибок. То есть, чем быстрее и правильнее ребенок делает упражнение, тем выше результат. Отсутствие затруднений говорит об успешном прохождении теста.

Для точной интерпретации придется пользоваться формулой ЭР=(T1+…+Tn.)/n, где:

  • ЭР — эффективность работы в секундах;
  • T1-Tn — скорость прохождения отдельных таблиц;
  • n — общее число таблиц в тесте.

Высший уровень для ребенка 6-7 лет — отработка 5 карточек в течение 2 минут. Если на выполнение потребовалось до 75 секунд, то это уже 3 балла. Минимальную оценку получают дети, потратившие на тест около 1,5 минуты и больше.

Вовлеченность узнают через формулу Вр=T1/ЭР. В норме этот показатель меньше единицы. Большие значения указывают на рассеянность.

Таблицы для повышения внимательности

Методики с таблицами Шульте используют как тренажеры для детей 6-7 лет. Упражнения не требует от родителей особых знаний или усилий. Вместе с тем они хорошо развивают внимание, а также эффективны при обучении грамоте, цифрам и скорочтению.

На первых занятиях лучше использовать таблицы с подсказками. Помочь могут цветные ячейки, выделение отдельных чисел или просто шрифт крупного размера. А чтобы задания не наскучили детям, их стоит дополнять игровыми элементами.

Тренинг «Покажи и назови правильно»

Упражнение представляет собой своеобразную игру для отработки методики Шульте. Ребенка просят указывать на числа, называя их по возрастанию. После этого ему нужно сориентироваться и произнести их в обратном порядке.

Продвинутый вариант предлагает совместные действия. Школьник произносит цифры от меньшего к большему, а взрослый одновременно с ним — по убыванию. Потом роли сменяются.

Девочка

Упражнение универсально. Тренинг можно использовать в комбинации как с численными, так и с буквенными таблицами.

Упражнение «Чет-нечет»

Задание подходит для числовых таблиц любого формата. Суть в том, чтобы последовательно называть только четные или нечетные числа. При совместной работе используют чередование, где ребенок ищет одни цифры, а взрослый — другие.

Это упражнение довольно сложное для малышей. Но вместе с тем крайне полезно для школьников, т. к. способствует развитию концентрации. Особенно если взрослые создают «помехи», начиная произносить свои числа одновременно с ответом ребенка.

Упражнение «Красный-черный»

Для выполнения нужно использовать цветную таблицу формата 7×7. Вместимость — 49 чисел. Ячейки с цифрами делят на 2 категории:

  • красные — от 1 до 24;
  • черные — от 1 до 25.

Упражнение «Красный-черный»

Всего будет 2 набора чисел. Задача ребенка в том, чтобы сначала найти и назвать все «красные», а потом только «черные» цифры. Порядок можно менять, чередуя возрастание с убыванием.

Эффективность занятий

Польза тренировок с таблицами Шульте для детей 6-7 лет:

  • развивает внимание;
  • повышает скорость реакции;
  • улучшает память и когнитивные способности;
  • тренирует навыки чтения и восприятия информации.

Маленькие дети во время выполнения упражнений развивают работу обоих полушарий мозга. Таблицы также учат концентрироваться на отдельных задачах. Этот крайне полезный навык, который пригодится малышам в школе и на работе.

Тренируем внимание с помощью чиселНепроизвольность психических процессов, характерная для дошкольников, доставит младшим школьникам много трудностей в обучении, если вовремя не провести работу над совершенствованием внимания, памяти, мышления. Педагоги начальной школы сетуют на то, что зачастую ученики не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание, когда надо слушать учителя и одновременно писать, решать задачи и вспоминать правила. Вот поэтому надо помочь маленькому школьнику овладеть навыками, без которых невозможно успешное обучение. Одним из таких навыков является управление произвольным вниманием, для которого необходима постановка цели и прикладывание волевого усилия. Чтобы правильно обучить ребенка такому навыку, нужно знать, каков уровень сформированности его внимания, какие упражнения следует использовать для тренировки навыка. Возможно, они будут простые с небольшим количеством действий, или, наоборот, ученику можно предложить достаточно сложные решения, чтобы двигаться дальше. Для диагностики предполагаемого уровня внимания предназначены таблицы Шульте для детей. В школе психолог проводит диагностику психических свойств у младших школьников, но родители тоже могут при помощи несложных упражнений провести предварительное обследование своего любимого чада.

Что надо знать родителям о методике Шульте?

Таблицы Шульте – классическая, проверенная временем, психодиагностическая методика, предназначенная для исследования устойчивости внимания, его объема, распределения между объектами. С ее помощью можно также определить эффективность самостоятельной работы детей и проводить тренировку периферического зрения, что очень важно для овладения быстрым чтением. Можно сказать, что таблицы служат материалом не только для обследования детей, но и тренажером необходимого свойства, например, внимания. Ученикам младших классов систематические и постоянные тренинги при помощи таблиц помогут:

  • быстро и прочно освоить учебные задания;
  • адекватно оценить приобретенные знания;
  • продуктивно воспринимать учебный материал;
  • концентрировать внимание на любом объекте или действии.

В стимульный материал методики включены пять карточек размером 60 на 60 см, которые изготовлены из плотного картона. Карточка расчерчена на 25 квадратов, в каждом располагаются числа от 1 до 25 (для разных таблиц индивидуальный вариант). Школьнику требуется прочитать все числа в прямом или обратном порядке. При нахождении чисел можно опираться на вспомогательные средства: показывать указкой, подчеркивать карандашом.

таблица Шульте, 5 на 5Непроизвольность психических процессов, характерная для дошкольников, доставит младшим школьникам много трудностей в обучении, если вовремя не провести работу над совершенствованием внимания, памяти, мышления. Педагоги начальной школы сетуют на то, что зачастую ученики не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание, когда надо слушать учителя и одновременно писать, решать задачи и вспоминать правила. Вот поэтому надо помочь маленькому школьнику овладеть навыками, без которых невозможно успешное обучение. Одним из таких навыков является управление произвольным вниманием, для которого необходима постановка цели и прикладывание волевого усилия. Чтобы правильно обучить ребенка такому навыку, нужно знать, каков уровень сформированности его внимания, какие упражнения следует использовать для тренировки навыка. Возможно, они будут простые с небольшим количеством действий, или, наоборот, ученику можно предложить достаточно сложные решения, чтобы двигаться дальше. Для диагностики предполагаемого уровня внимания предназначены таблицы Шульте для детей. В школе психолог проводит диагностику психических свойств у младших школьников, но родители тоже могут при помощи несложных упражнений провести предварительное обследование своего любимого чада.

Что надо знать родителям о методике Шульте?

Таблицы Шульте – классическая, проверенная временем, психодиагностическая методика, предназначенная для исследования устойчивости внимания, его объема, распределения между объектами. С ее помощью можно также определить эффективность самостоятельной работы детей и проводить тренировку периферического зрения, что очень важно для овладения быстрым чтением. Можно сказать, что таблицы служат материалом не только для обследования детей, но и тренажером необходимого свойства, например, внимания. Ученикам младших классов систематические и постоянные тренинги при помощи таблиц помогут:

  • быстро и прочно освоить учебные задания;
  • адекватно оценить приобретенные знания;
  • продуктивно воспринимать учебный материал;
  • концентрировать внимание на любом объекте или действии.

В стимульный материал методики включены пять карточек размером 60 на 60 см, которые изготовлены из плотного картона. Карточка расчерчена на 25 квадратов, в каждом располагаются числа от 1 до 25 (для разных таблиц индивидуальный вариант). Школьнику требуется прочитать все числа в прямом или обратном порядке. При нахождении чисел можно опираться на вспомогательные средства: показывать указкой, подчеркивать карандашом.

таблица Шульте, 5 на 5

Уровень выполнения зависит от возраста и подготовленности школьника. Родители могут купить такие таблицы или начертить их сами, так как они довольно просты в изготовлении.

Важно: расположение цифр в таблицах нужно периодически менять, так как ребенок может довольно быстро выучить, где находится каждая из них.

Как использовать таблицы в работе с детьми?

Для того чтобы четко проводить проверку, а затем и тренировку внимания, необходимо правильно подготовить представленный выше стимульный материал. Психологи советуют расположить таблицы на расстоянии не более 35 см от обследуемого. Если это старший дошкольник или первоклассник, незнакомые с методикой, для первого тестирования нужно заготовить таблицы лишь из 16 клеток.

Таблица Шульте: как правильно с ней работать

В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается, так как чем их больше, тем сложнее задание. Затем взрослый дает ребенку инструкцию:

  1. внимательно посмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.);
  2. перевернуть ее, сосредоточиться на просмотренном материале;
  3. взять карандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе;
  4. не раздумывая, провести непрерывную линию для соединения цифр от 1 до 16 (25) по порядку;
  5. все числа нужно назвать вслух.

Важно: для тестирования необходимо подготовить сразу несколько таблиц, с которыми должен работать ребенок. Математические вычисления не требуются, поэтому тест выполняется быстро, и его результаты максимально объективны. Все показатели строго фиксируются.

Интерпретация результатов теста

Главное, при трактовке полученных результатов необходимо учитывать время, затраченное на выполнение теста, и количество допущенных ошибок. Даже не обладая специальными знаниями, любой родитель поймет, чем дольше ребенок будет выполнять задание и чем больше допустит ошибок при нахождении чисел, тем хуже полученные результаты. Тем более интенсивной следует сделать работу на тренажерах. И, наоборот, быстрое и безошибочное решение теста – хороший знак того, что младший школьник положительно прошел тестирование.

Для родителя важно знать, как правильно интерпретировать результаты обследования. В методике разработан специальный инструментарий, который поможет это сделать. К нему относятся средние показатели: формула расчета эффективности работы ЭР и формула врабатываемости (включенности в тест) Вр.

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5

т1…т5 ‒ количество времени на очередную карточку;

5 ‒ количество используемых таблиц.

Важно: в расчет берется общее время (в секундах), потраченное на работу со всеми таблицами.

Оценка эффективности работы ЭР соотносится с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл – хороший результат, низкий балл – плохой результат:

возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет от 60 до 56 61-70 71-80 81-90 больше 90
7 лет от 55 до 51 56-65 66-75 76-85 больше 86
8 лет от 50 до 46 51-60 61-70 71-80 больше 81
9 лет от 46 до 41 46-55 56-65 66-75 больше 76
10 лет от 40 до 36 41-50 51-60 61-70 больше 71

Высота уровня врабатываемости находится при помощи формулы:

Вр = т1 / ЭР

Важно: рассчитывается время именно по первой таблице.

Для того чтобы определить получившийся уровень Вр ребенка, надо рассмотреть показатель:

  • если он меньше единицы – уровень высокий,
  • больше единицы – уровень низкий, то есть младшему школьнику трудно будет включаться в работу.

Кроме указанных показателей, можно также рассмотреть устойчивость, способность школьника сконцентрироваться на задаче — ПУ, которая рассчитывается по формуле:

ПУ = т4 / ЭР

Важно: за отсчет берется время четвертой таблицы (т4). Показатель, характеризующий школьника с сильной устойчивостью психики, должен быть меньше единицы. Значительные данные говорят о низкой способности концентрировать свое внимание на поставленной задаче.

Таблицы в качестве тренажеров внимания

Методика Шульте оригинальна тем, что ее можно использовать, как тренажеры внимания в работе с младшими школьниками. Она также находка в домашнем обучении, так как ее стимульный материал прост в исполнении, для него не требуется специальная подготовка родителей. Однако необходимо знать о существенных моментах проведения таких тренингов.

Психологи советуют на первых занятиях с ребенком использовать, как тренировочный материал, таблицу с частично выделенными цифрами, например, все нечетные выделены жирным. Когда младший школьник научится быстро ориентироваться в карточках с цифрами, стимульный материал нужно усложнять. Например, увеличивать количество ячеек, делая квадрат большего размера.

Учитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.

Упражнение «Покажи и назови правильно»

Взрослый и ребенок совместно выполняют действия, но в разных направлениях. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а взрослый одновременно в обратном (по убыванию). Затем игроки меняются.

Упражнение «Чет-нечет»

Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия, один читает четные числа, другой – нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Это довольно сложно для ребенка, так как сосредоточенность и концентрация должна идти при внешних ярких помехах.

Упражнение«Красный-черный»

Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один — в красном цвете (например, от 1 до 25), другой — в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа, потом все черные.

Черно-красная таблица Шульте

В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается, так как чем их больше, тем сложнее задание. Затем взрослый дает ребенку инструкцию:

  1. внимательно посмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.);
  2. перевернуть ее, сосредоточиться на просмотренном материале;
  3. взять карандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе;
  4. не раздумывая, провести непрерывную линию для соединения цифр от 1 до 16 (25) по порядку;
  5. все числа нужно назвать вслух.

Важно: для тестирования необходимо подготовить сразу несколько таблиц, с которыми должен работать ребенок. Математические вычисления не требуются, поэтому тест выполняется быстро, и его результаты максимально объективны. Все показатели строго фиксируются.

Интерпретация результатов теста

Главное, при трактовке полученных результатов необходимо учитывать время, затраченное на выполнение теста, и количество допущенных ошибок. Даже не обладая специальными знаниями, любой родитель поймет, чем дольше ребенок будет выполнять задание и чем больше допустит ошибок при нахождении чисел, тем хуже полученные результаты. Тем более интенсивной следует сделать работу на тренажерах. И, наоборот, быстрое и безошибочное решение теста – хороший знак того, что младший школьник положительно прошел тестирование.

Для родителя важно знать, как правильно интерпретировать результаты обследования. В методике разработан специальный инструментарий, который поможет это сделать. К нему относятся средние показатели: формула расчета эффективности работы ЭР и формула врабатываемости (включенности в тест) Вр.

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5

т1…т5 ‒ количество времени на очередную карточку;

5 ‒ количество используемых таблиц.

Важно: в расчет берется общее время (в секундах), потраченное на работу со всеми таблицами.

Оценка эффективности работы ЭР соотносится с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл – хороший результат, низкий балл – плохой результат:

возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет от 60 до 56 61-70 71-80 81-90 больше 90
7 лет от 55 до 51 56-65 66-75 76-85 больше 86
8 лет от 50 до 46 51-60 61-70 71-80 больше 81
9 лет от 46 до 41 46-55 56-65 66-75 больше 76
10 лет от 40 до 36 41-50 51-60 61-70 больше 71

Высота уровня врабатываемости находится при помощи формулы:

Вр = т1 / ЭР

Важно: рассчитывается время именно по первой таблице.

Для того чтобы определить получившийся уровень Вр ребенка, надо рассмотреть показатель:

  • если он меньше единицы – уровень высокий,
  • больше единицы – уровень низкий, то есть младшему школьнику трудно будет включаться в работу.

Кроме указанных показателей, можно также рассмотреть устойчивость, способность школьника сконцентрироваться на задаче — ПУ, которая рассчитывается по формуле:

ПУ = т4 / ЭР

Важно: за отсчет берется время четвертой таблицы (т4). Показатель, характеризующий школьника с сильной устойчивостью психики, должен быть меньше единицы. Значительные данные говорят о низкой способности концентрировать свое внимание на поставленной задаче.

Таблицы в качестве тренажеров внимания

Методика Шульте оригинальна тем, что ее можно использовать, как тренажеры внимания в работе с младшими школьниками. Она также находка в домашнем обучении, так как ее стимульный материал прост в исполнении, для него не требуется специальная подготовка родителей. Однако необходимо знать о существенных моментах проведения таких тренингов.

Психологи советуют на первых занятиях с ребенком использовать, как тренировочный материал, таблицу с частично выделенными цифрами, например, все нечетные выделены жирным. Когда младший школьник научится быстро ориентироваться в карточках с цифрами, стимульный материал нужно усложнять. Например, увеличивать количество ячеек, делая квадрат большего размера.

Учитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.

Упражнение «Покажи и назови правильно»

Взрослый и ребенок совместно выполняют действия, но в разных направлениях. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а взрослый одновременно в обратном (по убыванию). Затем игроки меняются.

Упражнение «Чет-нечет»

Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия, один читает четные числа, другой – нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Это довольно сложно для ребенка, так как сосредоточенность и концентрация должна идти при внешних ярких помехах.

Упражнение«Красный-черный»

Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один — в красном цвете (например, от 1 до 25), другой — в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа, потом все черные.

Черно-красная таблица Шульте

Как вариант, называя все красные числа, использовать прямой счет, называя все черные, — обратный.

Поскольку игровых вариаций можно придумать множество, тренажеры не утомляют ребятишек. Родителя можно использовать также соревновательные элементы, призы и награды, чтобы поддерживать интерес школьников к занятиям на тренажерах.

версия
для печати

Методика «Таблицы Шульте»

Определение устойчивости внимания
и динамики работоспособности. А также эффективность работы, степень
врабатываемости внимания.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в
произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый
отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба
повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой
таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем
таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по
порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без
ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом
выполнения задания включают секундомер. Последующие
таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал
Таблицы Шульте Таблицы Шульте Таблицы Шульте
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте

Таблицы Шульте

Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель — время выполнения, а так же количество
ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой
таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)»,
отражающая устойчивость внимания и
работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели,
как :

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР)
вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2
+ Т3 + Т4 + Т5)
/ 5
, где
Тi
время работы с i-той таблицей.
То есть: Эффективность
работы (ЭР) равна
суммарному времени работы с таблицами, деленному на
количество таблиц.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста
испытуемого.

Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет 60 и меньше 61-70 71-80 81-90 91 и больше
7 лет 55 и меньше 56-65 66-75 76-85 86 и больше
8 лет 50 и меньше 51-60 61-70 71-80 81 и больше
9 лет 45 и меньше 46-55 56-65 66-75 76 и больше
10 лет 40 и меньше 41-50 51-60 61-70 71 и больше
11 лет 35 и меньше 36-45 46-55 56-65 66 и больше
12 лет 30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше

Степень врабатываемости (ВР)
вычисляется по формуле: ВР= Т1 /
ЭР

Результат меньше 1,0 — показатель хорошей врабатываемости,
соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому
требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость
(выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4
/ ЭР


Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической
устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже
психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Тэги :

#

Тэги :
#

У вашего ребенка проблемы с концентрацией внимания? Он медленно читает и плохо запоминает прочитанное? А может, вы сами хотите повысить свою продуктивность, улучшить память и качественнее сосредотачиваться на рабочих задачах? Во всех этих случаях помогут несложные упражнения с таблицами Шульте.

Что такое таблицы Шульте?

Таблица Шульте – это таблица, в ячейках которой в случайном порядке расположена некоторая информация (в основном, последовательно идущие числа, иногда буквы). Самый часто встречающийся вид – таблица 5 на 5 квадратов с числами от 1 до 25. Суть работы в том, чтобы быстро и последовательно, не пропуская, найти в таблице все числа.

А теперь подробнее: для чего нужны таблицы Шульте?

1. Упражнения с такими таблицами полезны при тренировке скорочтения. Благодаря регулярной работе с ними улучшается периферийное зрение, увеличивается скорость восприятия информации, а также объем текста, который мы можем единоразово захватить взглядом, а следовательно, растет скорость чтения.

2. Работа с таблицами Шульте развивает скорость мышления и зрительную память. Кроме того, если вы научились читать быстрее, то у вас возможность изучать больше необходимой вам литературы и «прокачивать» интеллект.

3. Таблица Шульте изначально разрабатывалась немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте в 1960–70-е годы как психодиагностическая проба для исследования внимания. И до сих пор такие таблицы часто используются в психологии, чтобы определить наличие либо отсутствие расстройств внимания, оценить уровень работоспособности. В этом случае специалисты анализируют число пропущенных цифр, потраченное время.

4. Периодически таблицы Шульте применяют на тренингах по нейролингвистическому программированию с целью достижения высокопродуктивного состояния, когда сознание переключается от критического мышления к выполнению логичных и последовательных операций.

Как работать с таблицами Шульте?

Если цель – научиться скорочтению, то важно считать не просто быстро, но и беззвучно, поскольку артикуляция замедляет чтение.

При тренировках на таблице Шульте эксперты советуют сфокусировать взгляд на ее центре, чтобы видеть ее полностью. Нужный эффект от таблицы достигается, когда движений глаз становится меньше. Чем дальше вы расположите от себя таблицу, тем удобнее. Наиболее подходящим будет расстояние, которое вы обычно держите до книги либо монитора во время чтения. Как правило, это от 40 до 50 см. Некоторые рекомендуют расстояние 30–35 см. Слишком далеко отодвигаться от таблицы тоже не стоит.

Специалисты советуют при работе с таблицами Шульте сосредотачиваться не на том, чтобы закончить с цифрами побыстрее, а на главной цели – тренировке зрительных навыков при соблюдении методики. Для начала научитесь не «скакать» взглядом с одной ячейки на другую и не проговаривать цифры или буквы вслух. Чем больше тренируетесь, тем быстрее сможете находить последовательно все числа.

Казалось бы, все элементарно, но подавить артикуляцию без практики бывает довольно сложно. Эксперты советуют выполнить несколько упражнений. Для начала одновременно с чтением текста попытайтесь проговаривать про себя не этот текст, а какие-либо сочетания звуков, потом перейдите на слова, скороговорки, счет. Важно, чтобы параллельно у вас выходило воспринимать смысл прочитанного.

Как только начало получаться, переходите к новому упражнению: приложите палец к губам во время чтения и постарайтесь контролировать губы и язык – они не должны двигаться. Скользите по тексту взором, постепенно ускоряясь. Вместо того, чтобы держать у губ палец, можно зажать в зубах карандаш.

Включите музыку и настукивайте ее ритм, параллельно читая текст.

Наконец, попробуйте водить по строке пальцем и читать, поспевая за ним. Так у вас просто не останется времени на проговаривание текста.

Виды таблиц Шульте

Существуют таблицы разных видов и уровней сложности.

Самые легкие – таблицы для детей и начинающих – размером от 3х3, с крупными цифрами. Тренировка будет полезна для детей, которые учатся считать, а также развивают скорость чтения (оптимальной скоростью считается от 130 слов в минуту).

таблица шульте 3 на 3

Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель — время выполнения, а так же количество
ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой
таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)»,
отражающая устойчивость внимания и
работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели,
как :

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР)
вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2
+ Т3 + Т4 + Т5)
/ 5
, где
Тi
время работы с i-той таблицей.
То есть: Эффективность
работы (ЭР) равна
суммарному времени работы с таблицами, деленному на
количество таблиц.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста
испытуемого.

Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет 60 и меньше 61-70 71-80 81-90 91 и больше
7 лет 55 и меньше 56-65 66-75 76-85 86 и больше
8 лет 50 и меньше 51-60 61-70 71-80 81 и больше
9 лет 45 и меньше 46-55 56-65 66-75 76 и больше
10 лет 40 и меньше 41-50 51-60 61-70 71 и больше
11 лет 35 и меньше 36-45 46-55 56-65 66 и больше
12 лет 30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше

Степень врабатываемости (ВР)
вычисляется по формуле: ВР= Т1 /
ЭР

Результат меньше 1,0 — показатель хорошей врабатываемости,
соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому
требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость
(выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4
/ ЭР


Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической
устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже
психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Тэги :

#

Тэги :
#

У вашего ребенка проблемы с концентрацией внимания? Он медленно читает и плохо запоминает прочитанное? А может, вы сами хотите повысить свою продуктивность, улучшить память и качественнее сосредотачиваться на рабочих задачах? Во всех этих случаях помогут несложные упражнения с таблицами Шульте.

Что такое таблицы Шульте?

Таблица Шульте – это таблица, в ячейках которой в случайном порядке расположена некоторая информация (в основном, последовательно идущие числа, иногда буквы). Самый часто встречающийся вид – таблица 5 на 5 квадратов с числами от 1 до 25. Суть работы в том, чтобы быстро и последовательно, не пропуская, найти в таблице все числа.

А теперь подробнее: для чего нужны таблицы Шульте?

1. Упражнения с такими таблицами полезны при тренировке скорочтения. Благодаря регулярной работе с ними улучшается периферийное зрение, увеличивается скорость восприятия информации, а также объем текста, который мы можем единоразово захватить взглядом, а следовательно, растет скорость чтения.

2. Работа с таблицами Шульте развивает скорость мышления и зрительную память. Кроме того, если вы научились читать быстрее, то у вас возможность изучать больше необходимой вам литературы и «прокачивать» интеллект.

3. Таблица Шульте изначально разрабатывалась немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте в 1960–70-е годы как психодиагностическая проба для исследования внимания. И до сих пор такие таблицы часто используются в психологии, чтобы определить наличие либо отсутствие расстройств внимания, оценить уровень работоспособности. В этом случае специалисты анализируют число пропущенных цифр, потраченное время.

4. Периодически таблицы Шульте применяют на тренингах по нейролингвистическому программированию с целью достижения высокопродуктивного состояния, когда сознание переключается от критического мышления к выполнению логичных и последовательных операций.

Как работать с таблицами Шульте?

Если цель – научиться скорочтению, то важно считать не просто быстро, но и беззвучно, поскольку артикуляция замедляет чтение.

При тренировках на таблице Шульте эксперты советуют сфокусировать взгляд на ее центре, чтобы видеть ее полностью. Нужный эффект от таблицы достигается, когда движений глаз становится меньше. Чем дальше вы расположите от себя таблицу, тем удобнее. Наиболее подходящим будет расстояние, которое вы обычно держите до книги либо монитора во время чтения. Как правило, это от 40 до 50 см. Некоторые рекомендуют расстояние 30–35 см. Слишком далеко отодвигаться от таблицы тоже не стоит.

Специалисты советуют при работе с таблицами Шульте сосредотачиваться не на том, чтобы закончить с цифрами побыстрее, а на главной цели – тренировке зрительных навыков при соблюдении методики. Для начала научитесь не «скакать» взглядом с одной ячейки на другую и не проговаривать цифры или буквы вслух. Чем больше тренируетесь, тем быстрее сможете находить последовательно все числа.

Казалось бы, все элементарно, но подавить артикуляцию без практики бывает довольно сложно. Эксперты советуют выполнить несколько упражнений. Для начала одновременно с чтением текста попытайтесь проговаривать про себя не этот текст, а какие-либо сочетания звуков, потом перейдите на слова, скороговорки, счет. Важно, чтобы параллельно у вас выходило воспринимать смысл прочитанного.

Как только начало получаться, переходите к новому упражнению: приложите палец к губам во время чтения и постарайтесь контролировать губы и язык – они не должны двигаться. Скользите по тексту взором, постепенно ускоряясь. Вместо того, чтобы держать у губ палец, можно зажать в зубах карандаш.

Включите музыку и настукивайте ее ритм, параллельно читая текст.

Наконец, попробуйте водить по строке пальцем и читать, поспевая за ним. Так у вас просто не останется времени на проговаривание текста.

Виды таблиц Шульте

Существуют таблицы разных видов и уровней сложности.

Самые легкие – таблицы для детей и начинающих – размером от 3х3, с крупными цифрами. Тренировка будет полезна для детей, которые учатся считать, а также развивают скорость чтения (оптимальной скоростью считается от 130 слов в минуту).

таблица шульте 3 на 3

Расширение охвата зрения, которому способствуют упражнения с таблицами Шульте, поможет ребенку освоить навыки быстрого чтения. Да и развитие памяти, концентрации внимания и быстроты реакции лишними не будут, ведь младшекласснику в школе нужно слушать учителя и писать, решать задачи и вспоминать правила. А еще – усваивать много материала по разным предметам.

Предложите ребенку прочитать цифры в прямом и обратном порядке. Первоначально можно помогать ему, показывая на нужные цифры указкой, подчеркивая их карандашом. Постепенно увеличивайте количество ячеек.

Попросите внимательно изучить таблицу в течение 10 секунд, затем перевернуть и снова рассмотреть, а потом, повернув лицевой стороной к себе, быстро провести непрерывную линию, соединяющую все цифры в таблице по порядку. Пусть малыш назовет цифры вслух.

Если для вас важно оценить эффективность выполнения этого упражнения, имейте в виду: для ребенка шести лет около минуты на таблицу с цифрами до 16 – блестящий результат (на «пятерку»), 61–70 секунд – оптимальный («четверка»), 71–80 – на «троечку». В семь лет задание усложняется: чтобы справиться на «отлично», нужно затратить 51–55 секунды, на «четверку» – 56–65. Для восьмилетнего школьника задача на «5» – уложиться в 46–50 секунд, на «4» – в 51–60. В девять лет ученик способен потратить в идеале 41–46 секунд, на «четверку» – 46–55. Ну а в десять лет результат на «отлично» – уже 36–40 секунд, на «хорошо» – 41–50.

Периодически следует менять таблицы: ребенок со временем может просто запомнить, где находится та или иная цифра.

Переходить на второй уровень пора, когда легко даются таблицы первого. Обычно под таблицами Шульте второго уровня понимают традиционные, с 25 ячейками (5х5 клеток).

распечатать таблицу шульте

талица шульте 5 на 5

Кстати, британский психолог Тони Бьюзен отмечал, что на нарисованных от руки таблицах тренироваться чуть легче: на экране компьютера взгляд непроизвольно «отвлекается» на курсор.

Третий, усложненный уровень – большие таблицы (до 10х10) и таблицы Горбова-Шульте (красно-черные).

Таблицы Горбова-Шульте

Таблица Горбова-Шульте – это квадрат 7 на 7, где беспорядочно разбросаны числа до 25 в клеточках черного цвета и до 24 – красного. Иногда могут различаться цвета не ячеек, а непосредственно чисел. Задача здесь усложняется: находить черные числа по возрастающей, а красные – в убывающем порядке, причем поочередно: 1-е черное и 24-е красное, 2-е черное и 23-е красное и так далее.

таблица горбова-шульте

Работа с этим видом таблиц помогает оценить скорость переключения внимания. При желании можно и здесь зафиксировать результаты работы: произносите цифры вслух и попросите кого-нибудь зафиксировать время и ошибки (замена порядка цифр или цвета). На таблицу 7х7 должно уйти около полутора минут. Чем больше ошибок, тем хуже обстоят дела с переключением внимания.

Тренируясь, вы развиваете как скорочтение, так и умение быстро воспринимать вместе с текстовой графическую информацию. Этот навык пригодится при изучении сайтов, журналов.

Буквенные таблицы Шульте

Еще одна модификация классических таблиц – буквенные. Смысл работы тот же, что и с обычной таблицей, только вместо цифр – буквы. По мнению экспертов, такие таблицы еще лучше развивают навыки скорочтения. В данном случае важно помнить последовательность букв в алфавите. В интернете есть даже буквенные таблицы Шульте на латинице.

буквенная таблица шульте

Как часто нужно заниматься?

Упражняться необходимо систематически – несколько раз в неделю минут по 20-30. Но если глаза устали раньше, лучше отложить тренировку до следующего дня. Если уверены в своих силах, передохните минут 20, но в этот период не смотрите телевизор и не читайте – нужно полностью отключиться от умственной работы. Оптимальное общее время тренировок – две-три недели. В день достаточно «просчитывать» 10 таблиц.

По мнению некоторых экспертов, регулярное использование таблиц может помочь повысить скорость чтения чуть ли не втрое.

Кроме того, улучшатся:

  • наблюдательность;
  • зрительная память, в первую очередь кратковременная;
  • скорость восприятия информации;
  • усидчивость и трудоспособность;
  • внимательность;
  • психическая устойчивость, или способность концентрироваться на той или иной задаче.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Тренажеры на внимание
для учеников 1-4 классов

Развиваем у детей умение сосредотачиваться и удерживать внимание на объектах или действиях

узнать подробнее

Таблица Шульте: упражнения для детей младшего школьного возраста

Для успешного обучения в начальной школе дети должны уметь концентрировать свое внимание и анализировать полученную от педагога информацию. Эти способности следует постоянно тренировать и совершенствовать. А для того, чтобы педагог мог понять, нужна ли ученику коррекция этих аспектов, он может провести простой тест, именуемый «Таблица Шульте». Упражнения для детей из этой методики несложные, но очень эффективные.

таблица Шульте

В чем суть таблиц Шульте?

Таблица Шульте, а точнее, их комплекс, — это психодиагностика, с помощью которой психолог, педагог или родитель может исследовать устойчивость внимания ребенка, его объема и умения распределять это внимание между объектами. Методика также позволяет понять, насколько эффективна самостоятельная работа школьника. Более того, упражнение способствует развитию периферического (другими словами, бокового) зрения, что крайне важно для овладения скорочтением.

Каждая таблица этой методики – разработка немецкого психиатра Вальтера Шульте. Миру эта система известна со второй половины ХХ века. Таблица представляет собой карточку с изображением квадрата, в котором вразброс написаны цифры. Стандартная картинка – плотный лист размером 60х60 см, разделенный на 25 квадратиков, в каждом из которых вписана цифра от 1 до 25. Исходя из задачи теста, младший школьник должен назвать и показать (если удобно – зачеркнуть карандашом) все цифры в правильном порядке. Выполнять упражнение можно в онлайн-режиме, а можно скачать и распечатать готовые таблицы в необходимом количестве для регулярных занятий дома.

Методика помогает:

  • понять, насколько устойчиво внимание ребенка;
  • удостовериться в эффективности самостоятельной роботы;
  • исследовать психическую устойчивость школьника;
  • увеличить объем внимания;
  • улучшить скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
  • адекватно оценивать полученные знания;
  • быстро, прочно, а главное продуктивно освоить учебный материал.

Таблица Шульте помогает в тренировке, расширении и развитии периферического зрения. Регулярное использование теста положительно сказывается на скорости чтения: ребенок сможет быстро находить необходимые информационные части текста, следовательно, читать он будет быстрее.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте?

Первое правило – таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом. Далее дошкольник или младший школьник должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект. Дальнейшая диагностика проводится так:

  1. Ребенок держит таблицу, смотрит на нее в течение 10 секунд, после чего должен перевернуть ее лицевой стороной вниз.
  2. Школьник должен сосредоточиться на просмотренном материале.
  3. Далее таблицу следует перевернуть обратно и карандашом соединить цифры от 1 до 25 по порядку, не раздумывая долго над своими действиями.
  4. Каждую цифру нужно назвать вслух.
  5. Тест можно повторить несколько раз, используя новые карточки.

Пока ребенок соединяет цифры в прямом порядке, учитель должен засечь секундомер и зафиксировать время, за которое школьник справится с каждой отдельной карточкой. Не рекомендуется использовать более 10 карточек за одну тренировку. Каждое занятие должно длиться порядка получаса. Заниматься желательно 3-4 раза в неделю. При регулярном тестировании уже спустя 21 день будут видны первые результаты.

Следует также понимать, что дошкольник не сможет сразу справиться с таблицей 5х5. Поэтому допускаются упрощенные варианты 3х3 или 4х4. Для младших школьников идеальным вариантом считаются таблицы размером 5х5. Как только  будут заметны первые успехи в улучшении ориентации в изображенных элементах, размер таблиц можно увеличить до 6х6, 7х7 и 8х8.

Как проводить тестирование таблицами Шульте у младших школьников: особенности

Для детей 1-4 классов использовать таблицы, в которых более 25 ячеек, нерационально. Следует начать с малого: квадрат 3х3 или прямоугольник 3х5 вполне подойдут. При этом задачу можно усложнить: попросить назвать цифры не только в прямом, но и в обратном порядке, какие из них четные, а какие нечетные.  

Для усиления эффективности таблиц их можно немного видоизменить. Так, допускается окрашивание части цифр в красный цвет, а другой части – в черный. Тогда задача школьнику будет меняться:

  1. Следует показать все красные цифры.
  2. Показать все черные цифры.
  3. Назвать красные цифры, используя прямой счет.
  4. Назвать черные цифры, используя обратный счет.

Таким образом, школьник будет играть, а не заниматься скучным делом. Можно использовать другие вариации таблиц, тогда ребенку будет легче приобщиться к регулярным занятиям на тренажерах.

Интерпретация результатов тестов с таблицами Шульте и их обработка

Чтобы вычислить эффективность работы с таблицами Шульте, используют следующую формулу:

ЭР = (т1+…т5)/5.

Т1, т2, т3, т4, т5 – время обработки таблиц №1, №2, №3, №4 и №5 соответственно. Цифра 5 – количество обработанных таблиц. ЭР вычисляется с учетом возраста младшего школьника. Результат зависит от балла: чем он выше, тем результат лучше).

Возраст (года) 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 60-56 61-70 71-80 81-90 От 91
7 55-51 56-65 66-75 76-85 От 86
8 50-46 51-60 61-70 71-80 От 81
9 46-41 46-55 56-65 66-75 От 76
10 40-36 41-50 51-60 61-70 От 71
11 35-31 36-45 46-55 56-65 От 66
От 12 30-1 31-35 36-45 46-55 От 56

Степень врабатываемости в процесс (то, насколько быстро ребенок включается в работу) вычисляют так:

Вр = т1/ЭР.

Важно: для этого вычисления берется время, потраченное на вычисление именно первой таблицы. Результат определения Вр может быть выше единицы (младший школьник очень трудно вникает в процесс и долго в него включается) и меньше единицы (что говорит о высоком уровне Вр).

Не лишним будет определить показатель психической устойчивости, то есть способность школьника концентрироваться на конкретной задаче – ПУ:

ПУ = т4/ЭР.

Для расчётов берется время, потраченное именно на занятие с четвертой таблицей. Если показатель в результате меньше единицы, значит, школьник характеризуется сильной устойчивостью психики. Если он выше единицы, значит, ребенок плохо концентрируется на поставленных задачах.

Вам могут быть интересны темы:

Достоинством методики Шульте является простота теста и легкость обработки данных. Тем не менее, с помощью этого тренажера можно научить ребенка быстро читать и хорошо ориентироваться в информационном поле. Благодаря регулярным занятиям с таблицами Шульте у ребенка улучшается внимание, умение концентрироваться на определенном задании, улучшается память и мышление, развивается боковое зрение. Главное для взрослых – четко следовать методике проведения теста и правильно интерпретировать результаты. И помнить, что положение цифр на карточке нужно постоянно менять, ведь дети очень быстро запоминают их местоположение в таблице.

Другие материалы рубрики

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Таблетки янтарная кислота инструкция при похудении
  • Таблетки янумет инструкция по применению взрослым
  • Таблетки янтарная кислота квадрат с инструкция
  • Таблица разведения ника хлор таблетки инструкция по применению
  • Таблетки янтарная кислота для чего их применяют инструкция по применению