Таблица шульте для дошкольников инструкция

Дошкольникам и учащимся трудно концентрироваться, когда надо одновременно что-то слушать и записывать. Таблицы Шульте для детей 6-7 лет позволят уровень внимания малыша. Они также служат инструментом для развития когнитивных способностей.

Что представляет собой методика Шульте?

Таблицы Шульте — традиционная методика, применяемая для диагностики психической активности. Она оценивает устойчивость внимания, а также улучшает способность к чтению и восприятию получаемой информации.

Регулярные занятия с цифровыми таблицами развивают синхронную работу полушарий. Это поможет ребенку:

  • быстрее изучать и усваивать новый материал;
  • научиться использовать периферическое зрение;
  • концентрировать внимание на выделенных объектах или задачах.

Варианты таблиц Шульте

В основе методики лежат таблицы с буквами либо цифрами в произвольном порядке. Сложность определяет размер поля — 3×3, 5×5, 15×20 или др. Детям дошкольного возраста предлагают картинки, на которых изображено от 5 до 20 чисел. Суть в том, чтобы отыскать и назвать их по убыванию или возрастанию.

Пример таблицы Шульте для подростков

Тренажер для подростков будет содержать до 100 цифр. Дополнительно сложность можно регулировать, добавляя цвета или заменяя классические таблицы геометрическими фигурами.

Как применять таблицы для проверки и обучения детей?

Стандартный вариант подразумевает использование 5 картонных карточек размером 60×60 см. Каждая расчерчена на 25 ячеек, в которых проставлены числа от 1 до 25. Порядок случайный. Хотя таблица Шульте для детей 6-7 лет может быть меньше и включать не более 16 цифр

Задача — находить числа в прямом или обратном порядке. Для фиксации результатов во время тестирования просят:

  • указывать на правильную цифру;
  • записывать или произносить ее вслух;
  • подчеркивать нужный символ карандашом;
  • чертить линию по клеткам, продвигаясь в правильном порядке.

Выберите удобный способ и засеките время выполнения упражнения. Работать можно по купленным, распечатанным или самостоятельно подготовленным материалам. Не забывайте периодически обновлять таблицы, чтобы ребенок не успевал запомнить позиции чисел.

Таблица Шульте для детей 6-7 лет

Изображение необходимо располагать на расстоянии около 30см от глаз тестируемого. Если малыш только начинает изучать числа, то лучше начать с маленькой таблички.

Оценка итогов тестирования

Основные показатели — время выполнения задачи и количество допущенных ошибок. То есть, чем быстрее и правильнее ребенок делает упражнение, тем выше результат. Отсутствие затруднений говорит об успешном прохождении теста.

Для точной интерпретации придется пользоваться формулой ЭР=(T1+…+Tn.)/n, где:

  • ЭР — эффективность работы в секундах;
  • T1-Tn — скорость прохождения отдельных таблиц;
  • n — общее число таблиц в тесте.

Высший уровень для ребенка 6-7 лет — отработка 5 карточек в течение 2 минут. Если на выполнение потребовалось до 75 секунд, то это уже 3 балла. Минимальную оценку получают дети, потратившие на тест около 1,5 минуты и больше.

Вовлеченность узнают через формулу Вр=T1/ЭР. В норме этот показатель меньше единицы. Большие значения указывают на рассеянность.

Таблицы для повышения внимательности

Методики с таблицами Шульте используют как тренажеры для детей 6-7 лет. Упражнения не требует от родителей особых знаний или усилий. Вместе с тем они хорошо развивают внимание, а также эффективны при обучении грамоте, цифрам и скорочтению.

На первых занятиях лучше использовать таблицы с подсказками. Помочь могут цветные ячейки, выделение отдельных чисел или просто шрифт крупного размера. А чтобы задания не наскучили детям, их стоит дополнять игровыми элементами.

Тренинг «Покажи и назови правильно»

Упражнение представляет собой своеобразную игру для отработки методики Шульте. Ребенка просят указывать на числа, называя их по возрастанию. После этого ему нужно сориентироваться и произнести их в обратном порядке.

Продвинутый вариант предлагает совместные действия. Школьник произносит цифры от меньшего к большему, а взрослый одновременно с ним — по убыванию. Потом роли сменяются.

Девочка

Упражнение универсально. Тренинг можно использовать в комбинации как с численными, так и с буквенными таблицами.

Упражнение «Чет-нечет»

Задание подходит для числовых таблиц любого формата. Суть в том, чтобы последовательно называть только четные или нечетные числа. При совместной работе используют чередование, где ребенок ищет одни цифры, а взрослый — другие.

Это упражнение довольно сложное для малышей. Но вместе с тем крайне полезно для школьников, т. к. способствует развитию концентрации. Особенно если взрослые создают «помехи», начиная произносить свои числа одновременно с ответом ребенка.

Упражнение «Красный-черный»

Для выполнения нужно использовать цветную таблицу формата 7×7. Вместимость — 49 чисел. Ячейки с цифрами делят на 2 категории:

  • красные — от 1 до 24;
  • черные — от 1 до 25.

Упражнение «Красный-черный»

Всего будет 2 набора чисел. Задача ребенка в том, чтобы сначала найти и назвать все «красные», а потом только «черные» цифры. Порядок можно менять, чередуя возрастание с убыванием.

Эффективность занятий

Польза тренировок с таблицами Шульте для детей 6-7 лет:

  • развивает внимание;
  • повышает скорость реакции;
  • улучшает память и когнитивные способности;
  • тренирует навыки чтения и восприятия информации.

Маленькие дети во время выполнения упражнений развивают работу обоих полушарий мозга. Таблицы также учат концентрироваться на отдельных задачах. Этот крайне полезный навык, который пригодится малышам в школе и на работе.

Тренируем внимание с помощью чиселНепроизвольность психических процессов, характерная для дошкольников, доставит младшим школьникам много трудностей в обучении, если вовремя не провести работу над совершенствованием внимания, памяти, мышления. Педагоги начальной школы сетуют на то, что зачастую ученики не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание, когда надо слушать учителя и одновременно писать, решать задачи и вспоминать правила. Вот поэтому надо помочь маленькому школьнику овладеть навыками, без которых невозможно успешное обучение. Одним из таких навыков является управление произвольным вниманием, для которого необходима постановка цели и прикладывание волевого усилия. Чтобы правильно обучить ребенка такому навыку, нужно знать, каков уровень сформированности его внимания, какие упражнения следует использовать для тренировки навыка. Возможно, они будут простые с небольшим количеством действий, или, наоборот, ученику можно предложить достаточно сложные решения, чтобы двигаться дальше. Для диагностики предполагаемого уровня внимания предназначены таблицы Шульте для детей. В школе психолог проводит диагностику психических свойств у младших школьников, но родители тоже могут при помощи несложных упражнений провести предварительное обследование своего любимого чада.

Что надо знать родителям о методике Шульте?

Таблицы Шульте – классическая, проверенная временем, психодиагностическая методика, предназначенная для исследования устойчивости внимания, его объема, распределения между объектами. С ее помощью можно также определить эффективность самостоятельной работы детей и проводить тренировку периферического зрения, что очень важно для овладения быстрым чтением. Можно сказать, что таблицы служат материалом не только для обследования детей, но и тренажером необходимого свойства, например, внимания. Ученикам младших классов систематические и постоянные тренинги при помощи таблиц помогут:

  • быстро и прочно освоить учебные задания;
  • адекватно оценить приобретенные знания;
  • продуктивно воспринимать учебный материал;
  • концентрировать внимание на любом объекте или действии.

В стимульный материал методики включены пять карточек размером 60 на 60 см, которые изготовлены из плотного картона. Карточка расчерчена на 25 квадратов, в каждом располагаются числа от 1 до 25 (для разных таблиц индивидуальный вариант). Школьнику требуется прочитать все числа в прямом или обратном порядке. При нахождении чисел можно опираться на вспомогательные средства: показывать указкой, подчеркивать карандашом.

таблица Шульте, 5 на 5Непроизвольность психических процессов, характерная для дошкольников, доставит младшим школьникам много трудностей в обучении, если вовремя не провести работу над совершенствованием внимания, памяти, мышления. Педагоги начальной школы сетуют на то, что зачастую ученики не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание, когда надо слушать учителя и одновременно писать, решать задачи и вспоминать правила. Вот поэтому надо помочь маленькому школьнику овладеть навыками, без которых невозможно успешное обучение. Одним из таких навыков является управление произвольным вниманием, для которого необходима постановка цели и прикладывание волевого усилия. Чтобы правильно обучить ребенка такому навыку, нужно знать, каков уровень сформированности его внимания, какие упражнения следует использовать для тренировки навыка. Возможно, они будут простые с небольшим количеством действий, или, наоборот, ученику можно предложить достаточно сложные решения, чтобы двигаться дальше. Для диагностики предполагаемого уровня внимания предназначены таблицы Шульте для детей. В школе психолог проводит диагностику психических свойств у младших школьников, но родители тоже могут при помощи несложных упражнений провести предварительное обследование своего любимого чада.

Что надо знать родителям о методике Шульте?

Таблицы Шульте – классическая, проверенная временем, психодиагностическая методика, предназначенная для исследования устойчивости внимания, его объема, распределения между объектами. С ее помощью можно также определить эффективность самостоятельной работы детей и проводить тренировку периферического зрения, что очень важно для овладения быстрым чтением. Можно сказать, что таблицы служат материалом не только для обследования детей, но и тренажером необходимого свойства, например, внимания. Ученикам младших классов систематические и постоянные тренинги при помощи таблиц помогут:

  • быстро и прочно освоить учебные задания;
  • адекватно оценить приобретенные знания;
  • продуктивно воспринимать учебный материал;
  • концентрировать внимание на любом объекте или действии.

В стимульный материал методики включены пять карточек размером 60 на 60 см, которые изготовлены из плотного картона. Карточка расчерчена на 25 квадратов, в каждом располагаются числа от 1 до 25 (для разных таблиц индивидуальный вариант). Школьнику требуется прочитать все числа в прямом или обратном порядке. При нахождении чисел можно опираться на вспомогательные средства: показывать указкой, подчеркивать карандашом.

таблица Шульте, 5 на 5

Уровень выполнения зависит от возраста и подготовленности школьника. Родители могут купить такие таблицы или начертить их сами, так как они довольно просты в изготовлении.

Важно: расположение цифр в таблицах нужно периодически менять, так как ребенок может довольно быстро выучить, где находится каждая из них.

Как использовать таблицы в работе с детьми?

Для того чтобы четко проводить проверку, а затем и тренировку внимания, необходимо правильно подготовить представленный выше стимульный материал. Психологи советуют расположить таблицы на расстоянии не более 35 см от обследуемого. Если это старший дошкольник или первоклассник, незнакомые с методикой, для первого тестирования нужно заготовить таблицы лишь из 16 клеток.

Таблица Шульте: как правильно с ней работать

В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается, так как чем их больше, тем сложнее задание. Затем взрослый дает ребенку инструкцию:

  1. внимательно посмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.);
  2. перевернуть ее, сосредоточиться на просмотренном материале;
  3. взять карандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе;
  4. не раздумывая, провести непрерывную линию для соединения цифр от 1 до 16 (25) по порядку;
  5. все числа нужно назвать вслух.

Важно: для тестирования необходимо подготовить сразу несколько таблиц, с которыми должен работать ребенок. Математические вычисления не требуются, поэтому тест выполняется быстро, и его результаты максимально объективны. Все показатели строго фиксируются.

Интерпретация результатов теста

Главное, при трактовке полученных результатов необходимо учитывать время, затраченное на выполнение теста, и количество допущенных ошибок. Даже не обладая специальными знаниями, любой родитель поймет, чем дольше ребенок будет выполнять задание и чем больше допустит ошибок при нахождении чисел, тем хуже полученные результаты. Тем более интенсивной следует сделать работу на тренажерах. И, наоборот, быстрое и безошибочное решение теста – хороший знак того, что младший школьник положительно прошел тестирование.

Для родителя важно знать, как правильно интерпретировать результаты обследования. В методике разработан специальный инструментарий, который поможет это сделать. К нему относятся средние показатели: формула расчета эффективности работы ЭР и формула врабатываемости (включенности в тест) Вр.

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5

т1…т5 ‒ количество времени на очередную карточку;

5 ‒ количество используемых таблиц.

Важно: в расчет берется общее время (в секундах), потраченное на работу со всеми таблицами.

Оценка эффективности работы ЭР соотносится с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл – хороший результат, низкий балл – плохой результат:

возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет от 60 до 56 61-70 71-80 81-90 больше 90
7 лет от 55 до 51 56-65 66-75 76-85 больше 86
8 лет от 50 до 46 51-60 61-70 71-80 больше 81
9 лет от 46 до 41 46-55 56-65 66-75 больше 76
10 лет от 40 до 36 41-50 51-60 61-70 больше 71

Высота уровня врабатываемости находится при помощи формулы:

Вр = т1 / ЭР

Важно: рассчитывается время именно по первой таблице.

Для того чтобы определить получившийся уровень Вр ребенка, надо рассмотреть показатель:

  • если он меньше единицы – уровень высокий,
  • больше единицы – уровень низкий, то есть младшему школьнику трудно будет включаться в работу.

Кроме указанных показателей, можно также рассмотреть устойчивость, способность школьника сконцентрироваться на задаче — ПУ, которая рассчитывается по формуле:

ПУ = т4 / ЭР

Важно: за отсчет берется время четвертой таблицы (т4). Показатель, характеризующий школьника с сильной устойчивостью психики, должен быть меньше единицы. Значительные данные говорят о низкой способности концентрировать свое внимание на поставленной задаче.

Таблицы в качестве тренажеров внимания

Методика Шульте оригинальна тем, что ее можно использовать, как тренажеры внимания в работе с младшими школьниками. Она также находка в домашнем обучении, так как ее стимульный материал прост в исполнении, для него не требуется специальная подготовка родителей. Однако необходимо знать о существенных моментах проведения таких тренингов.

Психологи советуют на первых занятиях с ребенком использовать, как тренировочный материал, таблицу с частично выделенными цифрами, например, все нечетные выделены жирным. Когда младший школьник научится быстро ориентироваться в карточках с цифрами, стимульный материал нужно усложнять. Например, увеличивать количество ячеек, делая квадрат большего размера.

Учитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.

Упражнение «Покажи и назови правильно»

Взрослый и ребенок совместно выполняют действия, но в разных направлениях. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а взрослый одновременно в обратном (по убыванию). Затем игроки меняются.

Упражнение «Чет-нечет»

Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия, один читает четные числа, другой – нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Это довольно сложно для ребенка, так как сосредоточенность и концентрация должна идти при внешних ярких помехах.

Упражнение«Красный-черный»

Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один — в красном цвете (например, от 1 до 25), другой — в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа, потом все черные.

Черно-красная таблица Шульте

В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается, так как чем их больше, тем сложнее задание. Затем взрослый дает ребенку инструкцию:

  1. внимательно посмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.);
  2. перевернуть ее, сосредоточиться на просмотренном материале;
  3. взять карандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе;
  4. не раздумывая, провести непрерывную линию для соединения цифр от 1 до 16 (25) по порядку;
  5. все числа нужно назвать вслух.

Важно: для тестирования необходимо подготовить сразу несколько таблиц, с которыми должен работать ребенок. Математические вычисления не требуются, поэтому тест выполняется быстро, и его результаты максимально объективны. Все показатели строго фиксируются.

Интерпретация результатов теста

Главное, при трактовке полученных результатов необходимо учитывать время, затраченное на выполнение теста, и количество допущенных ошибок. Даже не обладая специальными знаниями, любой родитель поймет, чем дольше ребенок будет выполнять задание и чем больше допустит ошибок при нахождении чисел, тем хуже полученные результаты. Тем более интенсивной следует сделать работу на тренажерах. И, наоборот, быстрое и безошибочное решение теста – хороший знак того, что младший школьник положительно прошел тестирование.

Для родителя важно знать, как правильно интерпретировать результаты обследования. В методике разработан специальный инструментарий, который поможет это сделать. К нему относятся средние показатели: формула расчета эффективности работы ЭР и формула врабатываемости (включенности в тест) Вр.

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5

т1…т5 ‒ количество времени на очередную карточку;

5 ‒ количество используемых таблиц.

Важно: в расчет берется общее время (в секундах), потраченное на работу со всеми таблицами.

Оценка эффективности работы ЭР соотносится с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл – хороший результат, низкий балл – плохой результат:

возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет от 60 до 56 61-70 71-80 81-90 больше 90
7 лет от 55 до 51 56-65 66-75 76-85 больше 86
8 лет от 50 до 46 51-60 61-70 71-80 больше 81
9 лет от 46 до 41 46-55 56-65 66-75 больше 76
10 лет от 40 до 36 41-50 51-60 61-70 больше 71

Высота уровня врабатываемости находится при помощи формулы:

Вр = т1 / ЭР

Важно: рассчитывается время именно по первой таблице.

Для того чтобы определить получившийся уровень Вр ребенка, надо рассмотреть показатель:

  • если он меньше единицы – уровень высокий,
  • больше единицы – уровень низкий, то есть младшему школьнику трудно будет включаться в работу.

Кроме указанных показателей, можно также рассмотреть устойчивость, способность школьника сконцентрироваться на задаче — ПУ, которая рассчитывается по формуле:

ПУ = т4 / ЭР

Важно: за отсчет берется время четвертой таблицы (т4). Показатель, характеризующий школьника с сильной устойчивостью психики, должен быть меньше единицы. Значительные данные говорят о низкой способности концентрировать свое внимание на поставленной задаче.

Таблицы в качестве тренажеров внимания

Методика Шульте оригинальна тем, что ее можно использовать, как тренажеры внимания в работе с младшими школьниками. Она также находка в домашнем обучении, так как ее стимульный материал прост в исполнении, для него не требуется специальная подготовка родителей. Однако необходимо знать о существенных моментах проведения таких тренингов.

Психологи советуют на первых занятиях с ребенком использовать, как тренировочный материал, таблицу с частично выделенными цифрами, например, все нечетные выделены жирным. Когда младший школьник научится быстро ориентироваться в карточках с цифрами, стимульный материал нужно усложнять. Например, увеличивать количество ячеек, делая квадрат большего размера.

Учитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.

Упражнение «Покажи и назови правильно»

Взрослый и ребенок совместно выполняют действия, но в разных направлениях. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а взрослый одновременно в обратном (по убыванию). Затем игроки меняются.

Упражнение «Чет-нечет»

Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия, один читает четные числа, другой – нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Это довольно сложно для ребенка, так как сосредоточенность и концентрация должна идти при внешних ярких помехах.

Упражнение«Красный-черный»

Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один — в красном цвете (например, от 1 до 25), другой — в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа, потом все черные.

Черно-красная таблица Шульте

Как вариант, называя все красные числа, использовать прямой счет, называя все черные, — обратный.

Поскольку игровых вариаций можно придумать множество, тренажеры не утомляют ребятишек. Родителя можно использовать также соревновательные элементы, призы и награды, чтобы поддерживать интерес школьников к занятиям на тренажерах.

Ментальная арифметика. Учимся играя.

Ментальная Арифметика

добавлена 28 апреля в 08:55

Ментальная Арифметика

добавлена 8 апреля в 17:40

Ментальная Арифметика

добавлена 6 апреля в 16:05

Ментальная Арифметика

добавлена 18 марта в 17:53

Ментальная Арифметика

добавлена 17 марта в 22:27

Ментальная Арифметика

добавлена 17 марта в 22:27

Ментальная арифметика. Учимся играя.

добавлена 13 декабря 2022 в 13:10

Ментальная Арифметика

добавлена 23 июля 2022 в 10:16

Ментальная Арифметика

добавлена 22 июля 2022 в 10:42

Ментальная Арифметика

добавлена 8 июня 2022 в 18:51

Ментальная Арифметика

добавлена 4 июня 2022 в 08:53

Ментальная Арифметика

добавлена 4 июня 2022 в 08:52

Ментальная Арифметика

добавлена 19 мая 2022 в 06:36

Ментальная Арифметика

добавлена 19 мая 2022 в 06:35

Ментальная Арифметика

добавлена 14 апреля 2022 в 20:49

Ментальная Арифметика

добавлена 30 марта 2022 в 07:42

Ментальная Арифметика

добавлена 27 марта 2022 в 10:09

Ментальная Арифметика

добавлена 18 марта 2022 в 19:28

Ментальная Арифметика

добавлена 18 марта 2022 в 19:28

я, развитие и воспитание детей.

  • Главная
  • Статьи
  • Игры
  • Тесты
  • Книги
  • Вопросы и Ответы

версия
для печати

Методика «Таблицы Шульте»

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. А также эффективность работы, степень врабатываемости внимания. Описание теста 
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Инструкция к тесту 
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал

Таблицы Шульте Таблицы Шульте
Таблицы Шульте Таблицы Шульте
Таблицы ШультеОбработка и интерпретация результатов теста 
Основной показатель — время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. 

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как :

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле: 

ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где Тi — время работы с i-той таблицей.
То есть: 
Эффективность работы (ЭР) равна суммарному времени работы с таблицами, деленному на количество таблиц.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого. 

Возраст

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

6 лет

60 и меньше

61-70

71-80

81-90

91 и больше

7 лет

55 и меньше

56-65

66-75

76-85

86 и больше

8 лет

50 и меньше

51-60

61-70

71-80

81 и больше

9 лет

45 и меньше

46-55

56-65

66-75

76 и больше

10 лет

40 и меньше

41-50

51-60

61-70

71 и больше

11 лет

35 и меньше

36-45

46-55

56-65

66 и больше

12 лет

30 и меньше

31-35

36-45

46-55

56 и больше


Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР= Т1 / ЭР 
Результат меньше 1,0 — показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4 / ЭР 
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

версия
для печати

Методика «Таблицы Шульте»

Определение устойчивости внимания
и динамики работоспособности. А также эффективность работы, степень
врабатываемости внимания.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в
произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый
отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба
повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой
таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем
таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по
порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без
ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом
выполнения задания включают секундомер. Последующие
таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал
Таблицы Шульте Таблицы Шульте Таблицы Шульте
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте

Таблицы Шульте

Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель — время выполнения, а так же количество
ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой
таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)»,
отражающая устойчивость внимания и
работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели,
как :

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР)
вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2
+ Т3 + Т4 + Т5)
/ 5
, где
Тi
время работы с i-той таблицей.
То есть: Эффективность
работы (ЭР) равна
суммарному времени работы с таблицами, деленному на
количество таблиц.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста
испытуемого.

Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет 60 и меньше 61-70 71-80 81-90 91 и больше
7 лет 55 и меньше 56-65 66-75 76-85 86 и больше
8 лет 50 и меньше 51-60 61-70 71-80 81 и больше
9 лет 45 и меньше 46-55 56-65 66-75 76 и больше
10 лет 40 и меньше 41-50 51-60 61-70 71 и больше
11 лет 35 и меньше 36-45 46-55 56-65 66 и больше
12 лет 30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше

Степень врабатываемости (ВР)
вычисляется по формуле: ВР= Т1 /
ЭР

Результат меньше 1,0 — показатель хорошей врабатываемости,
соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому
требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость
(выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4
/ ЭР


Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической
устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже
психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Тэги :

#

Тэги :
#

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Таблетки ярина инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Таблетки янувия от диабета инструкция по применению цена отзывы
  • Таблица шульте для детей инструкция
  • Таблетки янтарная кислота инструкция при похудении
  • Таблетки янумет инструкция по применению взрослым