Техника лабиринт в психологии инструкция

Любую проблему можно действительно ощутить на уровне физиологии.

Прежде чем непосредственно переходить к описанию технологии, я бы хотел вам напомнить про так называемую теорию ЭТРОПов.

Мы знаем принцип работы в нейрологическом коде (VAKD): у клиента есть проблема – поэтому первым делом мы говорим клиенту «вспомни проблему», «ощути, где она в теле» (где у тебя «екает, квакает, жмет и т.д.»?) – положи руку на это место, опиши ее размер, форму, цвет, консистенцию и т.д. После чего уже ведется стандартная работа с частью (трансформация части, ресурсирование и т.д.).

В данном случае необходимо отметить, что подобная работа с частями, это не просто игра воображения… Вообще сами понятия «массы/ вещи в теле/инклюды и интроекты» пришли к нам из квантовой биологии, согласно которой, любые психические или физические заболевания инициируются Эмоциональными травматическими опытами (ЭТРОПами), которые имели место в недавнем прошлом или даже в далеком детстве.

Техника «Лабиринт»: для решения любых проблем

Когда в вашей жизни случается ЭТРОП, то эмоции, связанные с ЭТРОПом «концентрируются» в определенной зоне мозга и, согласно Хамеру, образуют «замкнутый колебательный контур».

И поскольку почти каждая зона мозга связана с определенным органом или областью тела, то в результате, в определенном месте тела возникает повышенный (или пониженный) тонус мышц и кровеносных сосудов. Таким образом, получается, что любую проблему можно действительно ощутить на уровне физиологии. И должным образом отработав этот ЭТРОП (за счет известных психотехнологий), мы как бы «размыкаем» тот самый «замкнутый колебательный контур», в соответствующей ему зоне головного мозга.

Однако, так или иначе, получается, что кодировка проблем в первую очередь осуществляется у нас в голове, а уже затем находит свое отражение где-то «в теле». Иными словами, тело всегда вторично по отношению к разуму.

Таким образом, исходя из вышеупомянутого, мною была разработана психотехнология «Лабиринт», подразумевающая под собой непосредственно работу с зонами мозга, в которых закодированы ЭТРОПы. 

Техника «Лабиринт»: для решения любых проблем

Технология «Лабиринт»

1. Выявите проблемную область.

2. Репрезентируйте свой мозг в виде лабиринта.

3. Найдите вход в лабиринт (он же и выход). Получите разрешение на «вход» у хранителя лабиринта.

4. Получите у хранителя «волшебный клубок ниток», (сродни тому, что Дедал подарил Ариадне) для того, чтобы входить в лабиринт и выходить из него.

5. Отпустите клубок, который раскатится далеко вглубь лабиринта, в место решения проблемы/ получения ответа на запрос.

6. Пройдите путь созданный «клубочком» отрабатывая все возможные препятствия согласно уровням модели общей генерации замысла:

  • Масса: ямы, трещины, ловушки, мусор, препятствия и т.д.;
  • Пространство: животные, непонятные существа, тени, призраки и т.д. (каждого кого вы исцелите/накормите/спасете/добьетесь расположения, пригласите отправиться вслед за вами);

  • Энергия: темные места, которые надо осветить; затопленные секции лабиринта; завалы и т.д.;

  • Время: по мере продвижения к заветной цели вы можете наткнуться на образ самого себя, который когда-то принял негативное убеждение, которое привело вас к данной проблеме. Отресурсируйте себя прошлого и пригласите к себе в компаньоны;

  • Вакуум: по мере прохождения лабиринта вы можете встретить «оборотней» — негативные образы самого себя (раненые, стенающие, потерянные и т.д.). Отработайте каждый образ по известной технологии. Пригласите каждый из отработанных «образов я» составить вам компанию.

  • Поле сознания: пройдите «Испытание Орфея». Вам остался последний коридор, пройдя который вы выйдете на «солнечный свет» (поле замысла). На вашем пути будут попадаться все те, кто считает, что решение проблемы невозможно (репрезентации ваших негативных убеждений, касательно данной области), и потому будут всячески стараться вам помешать. Ощущая спиной поддержку всех тех, кого вы взяли с собой ранее, отработайте каждую репрезентацию вашего негативного убеждения. В случае если без применения силы пройти невозможно или если вы повернетесь назад, возвращайтесь в начало лабиринта и проходите заново, отрабатывая упущенные детали.

  • Замысел: пройдя «Испытания Орфея» вы попадете в точку вашего замысла (центр управления лабиринтом). Добейтесь у всех тех, кого вы взяли с собой, разрешения на окончательную трансформацию. Получив разрешение, репрезентируйте «пульт запуска изменений» и нажмите кнопку «старт».

7. Осуществив трансформацию, вам будет открыт доступ в место решения проблемы/ получите артефакт – «Крылья Икара», чтобы перенестись в соответствующую область.

8. Решив проблему, возвращайтесь тем же путем назад, забрав с собой всех тех/все то, кому/чему больше не место в Лабиринте.

9. Поблагодарите хранителя лабиринта и отдайте ему волшебный клубок.

10. Распрощайтесь со всеми/всем, кого/что вы вывели из Лабиринта. Попросите хранителя больше их не пускать.

11. Сверните лабиринт и введите его в себя.

При работе по данной психотехнологии, необходимо помнить про базовые принципы работы с символами, описанные во множестве книг по символдрамме:

  • Принцип конфронтации;

  • Принцип трансформации;

  • Принцип кормления;

  • Принцип примирения;

  • Принцип магической жидкости;

  • Принцип изнурения и убийства (крайне нежелательно).

Более того, опытным путем мною было получено подтверждение, что психотехнология «Лабиринт» может иметь достаточно широкое применение. Так, в частности, данная психотехнология подходит для решения проблем в сфере любви и взаимоотношений. Помимо вышеперечисленных возможных препятствий в лабиринте, встречаются также и те, кого можно было бы обозначить как «призраки бывших подружек». Образы «бывших», которые необходимо вывести за пределы Лабиринта (своего мозга), предварительно убрав созависимость.

Также встречаются весьма любопытные «зоны» лабиринта, к примеру: зона сновидений; зона здоровья; зона работы; зона талантов; зона незадействованных ресурсов и т.д. В каждой из зон существует «Хранитель» этой самой зоны.

И последнее, вполне возможно, что данная психотехнология подходит для тестирования человека на общее интеллектуальное развитие. В частности, можно обратить внимание на размер Лабиринта (большой или маленький); его сложность (сложный лабиринт или простой); его общее состояние (чистый и современный, или же грязный и разваливающийся) и т.д.

Собственно, на этом все, так что в случае если психотехнология «Лабиринт» вам понравилась, милости прошу, применяйте и пробуйте. опубликовано econet.ru

Автор: Владимир Посмыгаев 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание- мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Познакомься с техникой устранения проблем из своей жизни – простой, достаточно быстрой и очень эффективной.

Мне приходит много писем от читателей, желающих освоить технику «Лабиринт» и столкнувшихся с трудностями понимания. Это заставило искать пути упрощения и модернизации техники. Удачный вариант представлен в этой статье.

Что может эта техника?

1. Находить решения тупиковых ситуаций – финансовых, социальных и личных. Например, устранить препоны бюрократических проволочек или избавить от перманентного одиночества.

2. Снимать депрессивные состояния.

3. Избавлять от навязчивых мыслей.

4. Значительно повышать эмоциональный и физический тонус.

5. Поднимать самооценку и уверенность в себе. Причем исподволь, не требуя волевых и прочих усилий.

Что необходимо для выполнения?

1. Немного свободного времени.

2. Желание решить одну из указанных выше проблем или просто стать чуточку здоровее, энергичней и счастливее.

На чем основана техника?

«Лабиринт удачи» – авторская разработка на стыке прикладной психологии и методов изменения судьбы. Техник, считающихся эзотерическими и элитарными. Смысл техники – косвенное, не волевое расширение зоны комфорта и рост креативности за счет создания новых нейральных связей в мозгу.

Биоэнергетики скажут, что это техника увеличивает энергетический каркас и расширяет диапазон его частот. Оккультисты говорят об иной идентификации.

Автор – не эзотерик, поэтому придерживается психологического описания таких явлений. Вся система Достижимых сказок построена на таком описании. Это необходимо и достаточно.

Побочные эффекты привычных техник самоорганизации

О том, что такое зона комфорта и каким образом ее границы формируют судьбу, написано достаточно. Я тоже внес свою лепту, рассказав о колесе жизни и в некоторых других статьях. Проблема в том, что обычно авторам не хватает наглядности и честности. Их примеры слишком обобщены, а советы сложны для выполнения. Уверен, что 99% «саморазвивающихся» блогеров никогда не пробовали то, о чем пишут. В большинстве своем люди слабовольны и ленивы. Поэтому рекомендации вставать ни свет ни заря и бегать или подходить к каждому второму прохожему знакомиться вызывают у меня улыбку. Те, для кого это выполнимо, не нуждаются в подобных советах.

К тому же есть одно очень важное соображение. Прочти его внимательно и искренне постарайся обдумать и прочувствовать. Это мой подарок, сумеешь ли забрать его – другой вопрос.

Почти все волевые действия делают нас сильнее за счет будущего. Они похожи на кредит с высокими процентами. Обычный человек, укрепляя волю и, соответственно, энергетику, потакает чувству собственной важности, ставя на первое место контроль и собственную исключительность.

Чувство собственной важности и волевые шаблоны сильно старят. Мы уже говорили о скорости внутреннего восприятия времени, я приводил пример соц. опросов и таблицу изменения скорости течения времени с возрастом. Вот она:

На сколько изменилась субъективная длительность времени по сравнению с детством? 

20–30 лет

В 1,5 раза

30–40 лет

В 2 раза

40–50 лет

В 3-4 раза

После 50 лет

В 10-15 раз!

Дело в том, что многие волевые практики даются без компенсаторных механизмов. Например, GTD и его аналоги. Люди, серьезно погружающиеся в них, значительно ускоряют свое время, сдвигая показатели. Парадокс – эти системы создаются, чтобы высвободить время, а на деле сжигают его. Я прочувствовал это на себе в полной мере и бросил подобные практики.

Такое же ускорение времени происходит, когда ты ничего не делаешь со своей жизнью, но очень хочешь другой. Постоянное подспудное чувство вины и вытесняемое чувство своей неполноценности. Это гремучая смесь запускает тот же алгоритм сдвига восприятия времени.

Техника, которую я предлагаю, лишена этих недостатков. Ломать себя не надо! Она действует намного тоньше и эффективнее. Ты с легкостью ее освоишь и убедишься в огромной результативности.

Для начала составим портрет твоей проблемы или беспокойства. Это может быть неустроенность в личной жизни или трудности в рабочем коллективе, стопор в бизнесе или препоны бюрократов.

Портрет проблемы

Пошаговое руководство

1. Возьми лист бумаги и ручку и нарисуй растение, олицетворяющее твою проблему. Это может быть чахлое дерево или зубастый вьюн. Никаких правил. Дай волю своей фантазии. Пусть бессознательная информация материализуется в этом рисунке.

По словам ученых, 15 минут, потраченных на рисование проблемы, у подавляющего большинства людей вызывает инсайт. Энергетика левого полушария восстанавливается за счет корреляции работы правого. Так что, возможно, уже на этом этапе придут интересные решения.

Торопыгам – мы не арт-терапией будем заниматься! Первый шаг необходим не для этого.

2. Выдели основные векторы – линии, на которые, как на каркас, садится фактура. Их будет немного. На рисунке все показано:

Дерево проблемы

Это дерево проблемы с векторами. И первый, и второй шаг являются обязательными.

Пояснение

На всякий случай повторю – рисуем любое растение, дерево я привел в пример для наглядности. Я специально нарисовал грубо, в стиле детского рисунка. Это сделано для того, чтобы ты понял – художественных изысков не требуется. Рисуй так, как умеешь.

Никуда не девай этот рисунок и не перерисовывай его. Важно первое впечатление. Последующие доработки – от лукавого.

Карта маршрута

Следующее действие требует хорошей зрительной памяти или наличия карты местности, в которой ты живешь. Советую воспользоваться сервисом Яндекс.Карты. Чтобы показать, как с ними работать, я возьму случайный город и, соответственно, случайный адрес.

Пошаговая инструкция

1. Открой Яндекс.Карты и введи название своего населенного пункта.

2. Выбери требуемый масштаб.

3. Найди свой дом и выбери часть карты, охватывающую привычный маршрут – прогулки в магазин, с ребенком и так далее.

4. Сделай скриншот или распечатай получившуюся карту.

5. На карте отметь свой привычный маршрут с таким условием: постоянный – одним цветом, вариации – другим.

Чтобы расставить точки над i, смотри пример:

Карта привычного маршрута

Красная линия – постоянный маршрут. Зигзаги – походы в магазины, прогулки в сквере и тому подобное. Оранжевая линия – менее частый маршрут.

6. Когда маркерами (также это можно сделать с помощью браузерного приложения для скриншотов или в графическом редакторе) ты все это проделаешь, перерисуй на лист обобщенную фигуру маршрута. Получится нечто вроде этого:

Преобразование карты привычного маршрута

На этом рисунке соединены два основных маршрута. Подойди к этому серьезно. Дел на пять минут, а последующих бонусов – не счесть.

Составляем карту решения проблемы

7. Теперь соедини векторы твоей злобной проблемы и рисунок маршрута. Один из концов подгони к началу – выходу из дома. Смотри:

Преобразование карты привычного маршрута 2

Пробуй разные варианты – не все можно будет реализовать на практике.

8. Доведи векторы до конца – их длина должна соответствовать диаметру области твоих прогулок.

9. Теперь бери карту и прикинь, как тебе надо идти, чтобы последовательно пройти векторы. Начинаешь обход слева.

На рисунке показана последовательность движения:

Преобразование карты привычного маршрута 3

Теперь у тебя есть карта маршрута решения проблемы. Осталось превратить этот маршрут в лабиринт.

Строим лабиринт решения проблемы

Пошаговая инструкция

1. Для начала выясни свои направления удачи и неудачи. Сделать это можно, прочтя статью о технике «Лабиринт».

2. Посмотри стыки с картой привычного маршрута. Если такие будут в направлении неудачи, ты должен будешь переходить их с защитником или даром.

3. Если такие будут в направлении удачи, ты должен совершить пробный шаг прямо в том месте и в то время.

4. Прежде чем пойдешь, очисть свою голову от хлама, а глаза – от привязок. Поможет тебе в этом техника прогулки. Походи вокруг да около до тех пор, пока не почувствуешь готовность.

5. Когда пойдешь по лабиринту, внимательно следи за знаками – фиксируй все необычное.

6. Пройдя лабиринт, необходимо очиститься. Вариантов несколько: принять душ, подержать ладони над открытым огнем, пройти через подземный переход в состоянии внутреннего молчания.

7. Если после прохождения лабиринта сильно захочется сделать что-то необычное, сделай это. Скорее всего, это будет забавная выходка или странная, ничем не мотивированная покупка.

Что такое защитник?

Защитник – это фетиш, предмет приносящий своему владельцу удачу. Я не буду утверждать, что такие предметы обладают особыми физическими свойствами. Однако и не уверен в обратном. В любом случае их сила – в фиксации внимания на позитивной стороне наших выборов. Проще говоря, их сила в нашей вере.

Если у тебя нет защитника, жди статьи с инструкцией, как его найти или иди с дарами.

Что такое дары?

Это предметы, которые тебе дороги. Любимая рубашка или что-то в этом роде. Понимаю, что выбросить дорогие духи или галстук жаба душит. Что ж, выбирай. Решить проблему или потакать своим страстям.

Коли надумал идти с дарами, делать надо так. Приближаясь к перекрестку, оставляешь дар на скамейке или любом месте. Совсем хорошо – отдать бомжу или ребенку. Выбрасывать дар в урну нельзя!

Для трудоголиков

Что делать, если ты почти все время проводишь на работе? Точкой отсчета сделать здание, в котором ты работаешь. Ты же выходишь на перерыв?

Интересующимся

Меня порой спрашивают, являются ли эти техники просто психотерапией или все-таки это практическая магия. Отвечаю – это не магия! Магия – это изменение мира в соответствии с волей. Но это и не просто психотерапия, далеко не просто.

Магия опирается на волю, психотерапия играет с разумом. Достижимые сказки позволяют общаться с Миром на его языке и по его правилам. Одно из них гласит: все в этом мире равновелико. Другое: если ты есть, значит, Миру это нужно.

По поводу возникающих вопросов

Все техники Достижимых будут разбираться в рассылке. Она бесплатна, подписаться можно с любой страницы сайта – блок наверху в правом сайдбаре. К тому же, начиная с этого месяца, в рассылке буду выкладывать материалы закрытого раздела.

Желаю избавиться от докучающих проблем и обрести гармонию!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

У нас есть залежи уникальных материалов. Мы ждём Вас в Пещере Платона! Какие блюда в меню: Что происходит — аналитика, прогностика (предсказания раз от раза сбываются), конспирология. Фундаментальные знания — что такое мир и что такое мы. Пища для ума — от природных феноменов до разбора псалмов. Нелинейные практики и квесты (широкий диапазон приёмов). Многое иное от теорики сновидений до практик выживания.

Пещера Платона

Техника «Лабиринт». В какой точке своей жизни вы находитесь?

Периодически очень полезно бывает подводить итоги за определенный период времени: что мы сделали, каких целей добились, какие желания исполнились, в каком направлении по своей жизни мы движемся.

Без такой ревизии нам будет очень сложно понять: Куда двигаться дальше?  Как и какие цели поставить на следующий год и главное как их реализовать?

Внимательно слушайте и выполняйте все, что рекомендует тренер.

Интерпретация данной техники здесь: https://asgradia.ru/interpretaciya-texniki-labirint/

Обязательно ждем от вас комментарии о проделанной вами технике и полученных результатах!

«В лабиринте живет сама тайна».

Папюс

ВНИМАНИЕ! Данная публикация сопровождается практическим упражнением! Для перехода к упражнениею щелкните ЗДЕСЬ .

Лабиринт — это пример того, что Гурджиев называл объективной магией, символ, взывающий непосредственно к подсознанию. Его происхождение покрыто тайной. О лабиринтах уже было известно более чем 3500 лет назад. Символическая непрерывность появления лабиринтов на земле — самое сильное доказательство ее духовной последовательности и мистической эффективности. Это один из самых мощных инструментов сакральной геометрии. Лабиринт — тернистый путь к таинствам Духа, одновременно служащий препятствием, закрывающим доступ непосвященным (более подробно о лабиринтах на нашей планете можно прочитать в статье «Лабиринты Земли »).

Само слово лабиринт выводится из греческого лабрис — «двойная секира». Этот священный образ чрезвычайно богат. Традиционный лабиринт изображается в виде диска и семантически связывается с подземным миром и небом. Лабиринты были символом иллюзорности низшего мира, в котором душа скитается в поисках истины. Это были местом посвящения во многих древних мистериях. Существовало множество самых различных лабиринтов: переплетенные дорожки, обложенные камнями, бесконечные подземные пещеры под храмами, горные лабиринты и так далее.

Во всем мире проводятся исследования лабиринтов и их использования — особенно в области целительства. Обнаружено, что постоянная прогулка по лабиринтам смягчает проявления некоторых заболеваний. Лабиринты часто имеют «специальность» в аспекте целительства и заживлении ран. Именно поэтому их важно строить в таких областях, чтобы совокупность окружающих условий и мистических состояний, вызываемых воздействием лабиринтов на человека, оказывали бы на него направленное воздействие. Самое важное заключается в том, что лабиринты используются в качестве вспомогательного средства теми, кто встал на путь духовного развития и желает ускорить по нему продвижение.

В трактате «Египетские Мистерии», приписываемом Ямвлиху, описывается инициация ученика в запутанном лабиринте Сфинкса. Неофиту завязывали глаза и тайным подземным коридором вели от Сфинкса к пирамиде. В разных местах лабиринта встречались запертые двери, которые открывались лишь тогда, когда старший произносил правильные слова и подавал специальные знаки. В мистериях зороастризма кандидата проводили по лабиринту, состоящему из семи обширных сводов, соединенных галереями, где он подвергался семи инициатическим опасностям. Геродот описывает его как состоящего из 3 000 помещений, половина из которых находилось под землей. Он нашел этот лабиринт уже в развалинах, но тем не менее считал его и в полуразрушенном состоянии гораздо более чудесным, чем пирамиды.

В соборе в Шартре во времена Крестовых походов те, кто не мог совершить паломничество в Святую Землю, проходили по лабиринту на ногах или часто на коленях, знаменуя тем самым путь к Святой Земле — совершая его духовным способом.

Многие адепты используют лабиринт как инструмент для приближения к Богу или Духу. Другие видят в нем способ установления близкой связи с Матерью Землей, ее существами и энергиями. Третьи рассматривают прогулку по лабиринту как способ выразить Творцу благодарности. Девятиступенчатый спиралевидный лабиринт символизирует у многих народов смерть. Изображение лабиринта на домах является древним апотропеем — знаком защиты.

Круговой тип несколько отличается по дизайну и значению. Он олицетворяет универсальный план создателя, которому человек должен следовать всю жизнь. Тому, кто следует этому плану Творца, гарантируется двойная защита, или возрождение после очередного апокалипсиса. Крест в центре кругового лабиринта символизирует Источник жизни, а также Мировое Дерево — ось вселенной, связывающую воедино все материальные и тонкоматериальные миры.

Прохождение лабиринта понимается в сакральной геометрии как путешествие от смерти к рождению. Сам лабиринт охраняется управителем, который живет в центре, сердце сооружения, являясь его владыкой и судьбой. Достичь центра могут лишь избранные герои. Но главное — не только добраться до сердцевины, но и выбраться, вернуться обратно к своему возрождению.

Построение лабиринта является очень полезным медитативным опытом, которым нельзя пренебрегать. Начните упражнения по построению лабиринта на бумаге, постепенно переходя к чисто мыслительному «черчению». Для того, чтобы добиться хороших результатов, каждый новый лабиринт следует прочерчивать как минимум 10 раз! Обращайте внимание на то, какие чувства вас охватывают во время этой медитативной практики; не допускайте никаких посторонних мыслей. Постепенно вы научитесь сознательно использовать возможности левого (аналитического) и правого (интуитивного) полушарий головного мозга, координируя и балансируя их работу.

Схема медитации на лабиринт

Начните с прорисовки следующих эскизов:

Всегда начинайте с вершины креста, затем двигайтесь по часовой или против часовой стрелки. Начните медитативное путешествие у входа. Сделайте несколько глубоких вдохов, пробудите в себе энергию, освободите ум и сосредоточьтесь. Мысленно идите к самому центру лабиринта. Оставайтесь в нем так долго, как   захотите, а потом медленно идите назад.

Лабиринт заключает в себе глубокие сакральные связи с основными элементами бытия. Обратите внимание на то, что классический лабиринт содержит 7 различных троп (центр образует 8-ю):

Семь троп символизируют семь чакр, семь энергетических центров. Они также связаны с семью основными цветами спектра. Проследите за маршрутом медитативного путешествия, которое описывалось выше, с помощью карандаша, проведя им по изображению лабиринта. С точки зрения нумерации троп, оно совершалось непоследовательно, однако здесь заключен глубокий смысл. Путешествие состоит из двух частей: 3-2-1-4 и 7-6-5-8. Свяжем с числами ноты музыкального ряда (в правом столбце приведено традиционное обозначение нот в музыкальной литературе):

НОМЕР ТРОПЫ ЛАБИРИНТА НОТА ОБОЗНАЧЕНИЕ
1 до C
2 ре D
3 ми E
4 фа F
5 соль G
6 ля A
7 си В (иногда Н)
8 до (2-й октавы)  

Итак, теперь можно услышать музыку лабиринта, его сокровенную песнь: Е, D, С, F / В, A, G, С.

Общая таблица энергетических соответствий лабиринта:

ТРОПА ЛАБИРИНТА ЧАКРА НОТА ЦВЕТ
8 до 2-й октавы
7 сахасрара си фиолетовый
6 аджна ля синий
5 вишуддха соль голубой
4 анахата фа зеленый
3 манипура ми желтый
2 свадхиcтхана ре оранжевый
1 муладхара до красны

На связи лабиринта с чакрами стоит остановиться подробнее. В аспекте лабиринта эти энергетические центры понимаются как семичастное деление Вселенной. Муладхара здесь — это вибрациональная секция, связанная с элементом земли. Вибрации такого  порядка испускают кристаллы алмаза. Это самые «земные», физические вибрации; на другом конце спектра находятся вибрации коронарной чакры, сахасрары.

Чакра свадхистхана связана здесь с элементом воды, это область пребывания эмоций и чувств. Противоположная ей по вибрациям — чакра солнечного сплетения, манипура, связанная с миром ума: мыслями и логическими заключениями.

Выше находится чакра сердца, анахата. В аспекте лабиринта она мыслится как центр личного духовного опыта. Над ней расположена горловая чакра, вишуддха. В сакральной геометрии лабиринта это чакра имянаречения. Первое слово, произнесенное Адамом, — это имя. Именно наречением имен занялся сначала созданный Богом человек: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.  И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (2:19-20). После того, как человек определил имена для животных и птиц, он получил свое имя. Знать имя означает обрести власть над нарекаемым. Связать что-то с именем — первый шаг к овладению этим, сделать это реальностью. Таким образом, эта чакра — место проявления.

Аджна, третий глаз, — очень важный орган духовного видения. Закройте глаза, очистите ум и совершите несложную визуализацию. Развивая таким образом третий глаз, можно добиться удивительных результатов. Обращайте внимание на то, чтобы к визуализируемому не примешивались никакие мысленные, фантастические образы, связанные с нерешенными проблемами. Изображение должно поступать на «экран» вашего разума без малейших искажений. В Библии описаны видения пророков и святых, которые не всегда видели описываемое физическими глазами: большинство образов представало перед их третьим глазом.

Лабиринт можно использовать таким же образом, как четки; это удивительный мнемонический инструмент духовного роста. В таблице представлены ключевые слова, знаменующие собой темы, о которых следует размышлять во время работы с лабиринтом.

Доверяя решение своих проблем лабиринту, можно получить быстрое и четкое решение. Начните с самых обычных проблем мирского характера.

ТРОПА ЛАБИРИНТА КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО
8
7 Бог
6 видение, решение
5 проявление, первый шаг
4 личность, духовность, духовная жизнь
3 ум, мысли
2 эмоции, чувства
1 материальный мир, здоровье

Находясь у входа в лабиринт, сделайте несколько глубоких вдохов и ясно представьте себе проблему. Например: «Я женат, детей у нас нет. Моя жена имеет хорошую работу здесь, но я только что получил предложение о работе в другом городе. Эта работа оплачивается почти втрое выше. Нужно ли мне за нее браться?»

Начните медленно, но уверенно двигаться к центру лабиринта. Не останавливайтесь до тех пор, пока не достигнете цели. Вы начнете свое путешествие с 3-й тропы, так что Вашей ключевой фразой будет «Я думаю». Что Вы думаете относительно переезда в другой город? Например, следующее: «Я думаю, что мне предоставляется большая возможность. Я думаю, что жена не захочет оставить свою работу. Я думаю. Я думаю, что в другом городе хороший климат. Я думаю, что хотел бы работать лучше там, чем здесь». И так далее, пока не достигнете конца тропы №3.

После этого Вы переходите к тропе №2 и начинаете исследовать, что чувствуете относительно этого потенциального хода. «Я чувствую. Я чувствую, что моя жена не захочет оставить свою работу, чтобы куда-то переезжать. У нас не очень хорошие отношения, и она бы решила остаться здесь. Это печалит меня, но во мне живет уверенность относительно новой работы!»

Теперь переходим к наиболее удаленной тропе, тропе №1. Как бы переезд повлиял на материальное состояние и физическое здоровье? «У меня могло бы быть больше денег! Я получил бы способность приобрести некоторые вещи, которые всегда хотел, но не мог позволить себе. Говорят, что на новом месте имеются все возможности для профессионального роста, но здесь также есть хорошие возможности». И так далее, пока Вы не достигаете тропы №4. Это уровень персонального духовного развития. «Моя жена и я отличаемся в плане духовной жизни. Я хожу в церковь, а ей не нравится мой духовник. Она начинает действовать мне на нервы».

Тропа №7. «Да поможет мне в принятии решения сам Господь Бог». Теперь вы подошли к критическому повороту от тропы №7 к тропе №6.

Именно в этой точке вы должны положиться на волю Божью. Ваше левое, аналитическое/рациональное полушарие мозга оказывало на вас вплоть до этой точки решающее влияние. Оно даже пронумеровало тропы лабиринта. Теперь пришло время ограничить влияние левого полушария и обратиться к интуиции.

Тропа №6. Видение. Ваш ум должен быть ничем не заполнен. Обратите внимание на первую вещь, которая придет в голову. Не позволяйте уму делать какие-либо заключения или как-то ограничивать поступающие мысли, сравнивая их со свойственным вам образом мышления, социальными нормами, личностными предпочтениями и так далее

Тропа №5. Первый шаг. «Если я собираюсь оставаться здесь, что будет первой вещью, которую я должен делать?» Нормализовать духовную жизнь своей семьи, чтобы эти важные вещи не служили причиной для раздора.

Цель — тропа №8. Пустота. Пребывайте с очищенным умом в центре лабиринта. Когда почувствуете, что пора двигаться обратно, начните свой путь.

Тропа №5. Без всякой предвзятости рассмотрите первый шаг. «Выбрать другую церковь».

Тропа №6. Посмотрите на свое решение еще раз. «Не идти!»

Тропа №7. Поблагодарите Господа за то, что Он пребывает с вами.

Тропа №4. Теперь снова включите левое полушарие. Как принимаемое решение повлияет на вашу духовную жизнь? «Оно могло бы сблизить меня с женой. Она что-то говорила о церкви «Единство». Возможно, мы оба должны попробовать это».

Тропа №1. На физическом плане: «Работа на старом месте не принесла бы таких денег, как работа на новом, но, возможно, способствовала бы нормализации нашей духовной жизни и взаимоотношений».

Тропа №2. «Я бы ужасно расстроился, пропустив шанс обрести больше денег, но я также чувствую, что если бы мы наладили наши отношения, никакая другая работа уже не была бы столь важна».

Тропа №3. «Я думаю, что если бы нам снова стало хорошо вместе, это было бы лучше всего».

У входа в лабиринт обернитесь и снова поблагодарите Бога за то, что Он был вместе с вами.

Лабиринт работает не всегда. Для безотказной работы нужно полностью очистить свой ум от пагубных наслоений. Проверяя интуитивно полученное видение решения, вы с удивлением обнаружите, насколько права сакральная геометрия. Часто интуитивно открытые закономерности значительно опережают их осознанно-логическое постижение. С помощью лабиринта можно рассматривать любую проблему, учитывая множество различных перспектив и уровней принятия решения..

Всегда лучше советоваться с большим лабиринтом, буквально шагая по тропам. Начертите лабиринт на земле; это несколько трудоемко — но эффективность от использования большого инструмента намного выше. Постройте свой первый лабиринт!

Прохождение лабиринта можно связать с развитием человека. Сама структуру лабиринта в своей основе сопрягается со структурой ДНК.

Важно подчеркнуть, что лабиринт представляет собой не просто архитектурную форму, а выступает в роли прибора, инструмента, активно взаимодействующего с планетарными энергиями и информационными полями, с психикой и энергией работающего с ним человека. При этом сам характер такого взаимодействия и его эффективность в значительной степени зависят от правильной инициации лабиринта.

Исследования показали, что лабиринт может выполнять следующие функции:

— как уже говорилось, инициированный лабиринт выступает в роли своеобразного «зародыша» упорядоченности, многократно повторяя свою архетипическую форму и распространяя ее в окружающем пространстве. Это происходит благодаря модуляции энергетических и информационных потоков места силы, на котором он построен.

— ряд лабиринтов может функционировать в качестве гиперпространственного тоннеля, соединяющего нашу реальность с другими тонкоматериальными мирами. В древних источниках говорится о возможности использования лабиринтов для получения информации из прошлого и будущего, связи с другими местами Земли. Именно в этом качестве использовалось большинство лабиринтов в древности.

наконец, лабиринт может выступать в качестве своеобразного «дренажного» отверстия, как бы выбрасывая, выкачивая энтропийные частицы из нашей реальности в другие миры, одновременно доставляя новые — в наш. В этом качестве он также работает как экологический прибор.

В работе с лабиринтами большое значение имеет обряд инициации, или первого прохождения, которое всегда производится с чтением специальных мантр. В процессе инициации вы должны мысленно соединить лабиринт с силами Неба и Земли, выстроить в его центре мировое дерево. Одновременно центр лабиринта олицетворяет Высший Божественный принцип и первозданный Хаос, из которого возникает Вселенная. Будучи настроен на высшие силы Космоса, лабиринт начинает работать как своеобразный приемник-ретранслятор, излучающий энергии гармонии и порядка.

Вот один из возможных сценариев инициации. Вы медленно входите в лабиринт, держа в руке благовония, и идете к его центру, представляя, как все негативное, нежелательное в вас растворяется в первозданном хаосе. При этом можно читать молитву или мантру, например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. В центре лабиринта вы ставите благовония и концентрируетесь на бесконечной оси, Древе Мира, с триграммой Небо вверху и Земля внизу. Возвращаясь из центра обратно, вы как бы рождаетесь заново, воссоздаете себя в новом качестве. При этом следует концентрироваться на том, что бы вы хотели в себе пробудить или усилить. Такая работа с лабиринтом помогает как гармонизировать энергии места, так вашу энергетику. Использование лабиринтов, построенных на планетарных местах силы, для индивидуальных духовных практик, работы с личностными проблемами дают особо эффектные результаты. Те, кто получил экспириенс лабиринтного прохождения, говорят о том, что во время прохождения в их сознании возникала ясная оценка какой-либо их жизненной проблемы или новое понимание какого-то явления. Часто можно услышать, что лабиринт заставил столкнуться лицом к лицу со своими собственными слабостями и недостатками. У одних вдруг открываются ранее дремлющие таланты. Другие открывают для себя новое направление деятельности.

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

  1. Неаполитанский С.М., Матвеев С. А. Сакральная геометрия. — СПб.: Издательство института метафизики, 2004. — 632 с, илл.

  2. Савард Дж. Лабиринты. М.: Изд. дом «Ниола 21 век», 2005.

  3. Кудряшов Н. Магия движения. М.: Велигор, 1997.

  4. Стародубцева Л.В. Метафизика лабиринта, или Лабиринт как метафора сознания// Мир психологии. № 1, 1999.

  5. Горнева О., Прохоров А. Flash-лабиринт своими руками

http://blog.meditaid.com

Методика «Лабиринт»

Методика направлена на выявление
уровня сформированности

наглядно-схематического
мышления (умения пользоваться схемами
и
условными изображениями
при ориентировке в ситуации). Оценка
производится
в «сырых»
баллах без перевода в нормализованную
шкалу.

Материал
представляет собой комплект листов,
на которых изображены полянки
с
разветвленными дорожками и домиками
на их концах, а также «письма»,
условно
указывающие путь к одному из домиков
(приложение П
Первые
два листа
(А и Б) соответствуют вводным задачам.

Детям
вначале даются
две вводные задачи, затем по порядку
задачи 1-10

(листа 1-Ю).

Инструкция
даётся
после того, как дети открыли первый
листок тетради

вводной
задачей.
«Перед вами полянка, на ней нарисованы
дорожки и домики
в конце каждой
из них. Нужно правильно найти один домик
и зачеркнуть
его.
Чтобы найти этот домик, надо смотреть
на письмо. (Проверяющий
указывает
на нижнюю часть страницы, где оно
помещено). В письме
нарисовано, что
надо идти от травки мимо ёлочки, а потом
мимо грибка,
тогда найдёте
правильный домик. Все найдите этот
домик, а я посмотрю,
не ошиблись
ли
вы».

Проверяющий
смотрит,
как решил задачу каждый ребенок, и, если
нужно,
объясняет и исправляет
ошибки.

Переходя
ко второй
вводной задаче, проверяющий предлагает
детям перевернуть
листок
и говорит: «Здесь тоже два домика, и
опять надо найти нужный
домик. Но
письмо тут другое: в нём нарисовано,
как идти и куда поворачивать.
Нужно
опять идти от травки прямо, а потом
повернуть в сторону».
Проверяющий
при этих словах проводит рукой по
чертежу в «письме».
Решение задачи
снова проверяется ошибки объясняются
и исправляются.

Затем
идет решение основных
задач. К каждой из них даётся краткая
дополнительная
инструкция.

К
задачам 1-2:
«В письме нарисовано, как надо идти,
в какую сторону поворачивать,
начинать
двигаться от травки. Найдите нужный
домик и зачеркните».

К
задаче 3:
«Смотрите на письмо. Надо идти от
травки, мимо цветочка, потом
мимо грибка,
потом мимо берёзки, потом ёлочки. Найдите
нужный домик
и зачеркните его».

К
задаче 4: «Смотрите
на письмо. Надо пройти от травки, сначала
мимо березки,
потом мимо грибка,
ёлочки, потом стульчика. Отметьте
домик».

К
задачам 5-6:
«Будьте очень внимательны. Смотрите
на письмо, отыскивайте
нужный
домик и зачеркните его».

К
задачам 7-10:
«Смотрите на письмо, в нём нарисовано,
как нужно идти,
около какого
предмета поворачивать и в какую сторону.
Будьте внимательны,
отыщите
нужный домик и зачеркните его»,

Оценка результатов

При
обработке
результатов по каждой из задач 1-6 за
каждый правильный
поворот
начисляется I
очко. Поскольку в задачах 1-6

20

необходимо
сделать четыре поворота, максимальное
количество очков за каждую
из задач — 4. В задачах 7-10 за каждый
правильный поворот начисляется
2 очка; в задачах 7-8 (два поворота)
максимальное количество очков равно
4; в задачах 9, 10 (три поворота -6 очков.).

Все оценки,
полученные ребенком в отдельных задачах,
суммируются. Максимальное количество
очков — 44.

Итоговая оценка
результатов обследования

По
каждой из трех методик, входящих в
настоящей комплекс, на основе суммарного
балла (СБ) определяется уровень выполнения
ребенком задания. Выделены
5 уровней выполнения каждого задания
(см. табл. I).

Таблица
I

Значения СБ,
соответствующие разным уровня выполнения
заданий

уровень

Условные очки

методика

Графический
диктант

Образец
и правило

Лабиринт

I

0

0-1

0-2

0-13

II

6

2-4

3

14-22

III

9

5-10

4-6

23-28

IV

11

11-13

7

28-36

V

12

14-16

8-12

37-44

Итоговая
оценка выполнения ребёнком комплекса
диагностических заданий
представляет собой сумму условных
очков, полученных за выполнение
методик. Она может колебаться в пределах
от 0 до 36 очков. С помощью
табл. 2 по итоговой оценке определяется
уровень сформированное™
компонентов учебной работы.

Приведём
пример работы с таблицами. Предположим,
«ребёнок шести лет
получил по методике «Графический
диктант» СБ=7, по методике «Образец
и
правило»
— СБ=3 и по методике «Лабиринт» —
СБ=14.

По
табл. I
определяем соответствующие уровни и
условные очки. Для «Графического
диктанта» это III
уровень, 9 очков (т.к. число 7 попадает в
соответствующий интервал 5-10). Для
«Образца и правила» (СБ=3 — это II
уровень, 6 очков. Для «Лабиринта»
число 14 попадает также в интервал,
соответствующий II
уровню, 6 очков. Итоговая оценка составляет
9+6+6=21. По
табл. 2 устанавливаем, что 21 очко
характеризует уровень сформированное™
компонентов учебной работы ниже среднего
(попадая в интервал
19-23 очка).

Таблица 2

Значения
итоговой оценки, соответствующие разным
уровням
сформированности
компонентов учебной работы детей
6,7,
8
лет

Возраст
ребенка 6
лет | 7
лет 8
лет

Итоговая оценка

поступление
в школу

конец
1 кл -начало
2 кл.

конец
2 кл. особо
низкий

0
— 12

особо низкий

особо низкий

особо низкий

13 — 18

низкий

особо низкий

особо низкий

19 — 23

ниже среднего

низкий

особо низкий

24 — 30_____

средний

ниже среднего

низкий

31-35

выше среднего

средний

ниже среднего

34-35

высокий

выше среднего

средний

36

особо высокий

высокий

выше среднего

Оценивая
уровень сформированности компонентов
учебной работы 7-8-летних
детей,
нужно спускаться на одну или две градации
вниз: уровень, который
для
шестилетки является особо
высоким,

для семилетки Оценивается
просто
как высокий;
тот, который для шестилетки является
,для семилетки становится особо
низким

и т.п. (см. табл. 2).

Пользуясь
настоящим комплексом диагностических
методик, следует помнить,
что
надёжность групповых тестов никогда
не бывает стопроцентной
(см.
Анастази А. Психологическое тестирование:
Кн. I.
— М: (Педагогогика,
1982,
с. 40-47). Существует много причин, приводящих
к неадекватному
снижению
тестовых показателей: неблагоприятное
нервно-психическое
состояние
ребёнка в момент обследования
(беспокойство или возбуждение,
связанное
с обследованием или вызванное
предшествующими случайными
впечатлениями
и т.п.); случайные отвлечения внимания,
вызванные
поведением
других детей, поломкой карандаша и
т.п., а также многие
другие.
Поэтому на основе результатов тестирования
не должны делаться
окончательные
выводы, отрицательно характеризующие
оцениваемый
уровень.

Дети
с
низким
и особо
низким

уровнем сформированности компонентов
учебной
работы
по данным комплекса методик нуждаются
в дополнительном индивидуальном
психологическом
обследовании, благодаря ему должна
быть
дана
подробная качественная характеристика
особенностей психического
развития
ребенка, необходимая как для уточнения
выводов, сделанных
на
основе фронтального обследования, так
и для выбора направлений
коррекционной
работы

В
обследовании детей с особо
низким

уровнем желательно участие дефектолога
или психоневролога (психиатра).

При
высоком и, тем более, особо
высоком

уровне сформированности компонентов
учебной работы существует опасность,
что общий темп продвижения
класса окажется для ребенка слишком
медленным, а это может

привести
к
тому, что занятия в школе скоро наскучат
ребенку. Необходимо заранее
предусмотреть
такую возможность и наметить пути её
предупреждения (в частности, обеспечив
ребенку возможность самореализации
во внеклассной и внешкольной деятельности).

«Ориентиров очный тест школьной
зрелости. /Вербальное мышление/»

разработанный
И.Йиарасек. Ребенку задаются последовательно
вопросы, ответы
протоколируются, затем обрабатываются,
и в соответствии с проведенной
ниже шкалой определяются результаты.

В этом
разделе предлагается также собрать
дополнительные данные об общей
осведомленности ребенка, предложив
ему следующие небольшие задания:

  1. Перечислить
    дни недели. /Инструкция: «Ты знаешь,
    конечно, дни
    недели?
    Назови-ка их. Какой день перед вторником?
    Перед пятницей?/.
    Хорошо,
    если за 15 секунд все дни недели названы
    правильно, на один из
    двух
    дополнительных ребенок ответил
    правильно.

  2. Отличать
    правую руку от левой. /»Покажи правую
    руку, правое ухо,
    левый
    глаз»/.

  3. Времена
    года. Выяснить, знает ли ребенок времена
    года. Проверить,
    знает
    ли, что вдет после весны, лета и т.д.

  4. Знание
    основных цветов. Проверить, знает ли
    основные цвета и какие
    именно.

Ответы ребенка запротоколировать.

Анализ
данных.

Проанализировать ответ ученика с точки
зрения его правильности,
полноты. При правильном и полной ответе
поставить I
балл, при
частичном отсутствии этих показателей
— 0,5 , при неправильных ответах —
0 баллов. Сопоставить количественные
показатели с уровнями: 0-1 — низкий
уровень,
2-3 — средний , 4 — высокий.

Сопоставить
данные, полученные в этом эксперименте,
с результатами по тесту И. Йирасек.
Сделать вывод об уровне общей
осведомленности изучаемого
школьнике.

Ориентировочный
гест школьной зрелости. /Вербальное
мышление/

/И.Йирасек/.

  1. Какое
    животное больше — лошадь или собака?
    Лошадь
    -0, неправильный ответ — -5.

  2. Утром мы завтракаем, а в полдень … ?

Обедаем,
мы едим суп, кашу и мясо — 0; ужинаем, спим
и другие ошибки -3.

3. Днем
светло, а ночью … ?

Темно — 0, невравддьный ответ — -4*

4. Небо
голубое, а трава … ?

Зеленая -0, неправильный ответ — -4Т

  1. Черешни, груди, сливы, яблоки — это что?

  1. Фрукты
    — 0, неправильный ответ -I.

  2. Почему
    раньше, чем проедет поезд, вдоль пути
    опускается шлагбаум?
    Чтобы
    поезд не столкнулся о автомобилем,
    чтобы никто не попал под

поезд
и т.п. — 0, неправильный ответ — -I.

7. Что
такое Москва, Ленинград, Киев?

Города
-1. Станции — 0, неправильный ответ — -I.

8.
Который час?
/Показать на бумажных часах четверть
седьмого, без пяти минут восемь,
четверть и пять минут двенадцатого/.

Хорошо
показано
— 4, показаны только четверть, целый чае
— 3, не знает

часов

0.

9.
Маленькая корова
— это теленок, маленькая собака -… ?
маленькая овечка — …?

Щенок, ягненок
— 4, только одно из двух — 0, неправильный
ответ — -I.

10.
Собака больше
похожа на кошку или на курицу? Чем? Что
у них

одинакового?

На
кошку, потому
что у них четыре ноги, шерсть, хвост,
когти /достаточно одного
подобия/
— 1; на кошку /без приведения знаков
подобия/ — 0; на

курицу
-3.

11. Почему
у всех
автомобилей есть тормоза?

Две
причины /
тормозить с горы, затормозить на
повороте, остановиться в случат
опасности столкновения,
вообще остановиться после окончания
езды/ -1,
одна причина —
0, неправильный ответ – 1.

12. Чем
похожи друг
на друга молоток и топор?

Два
общих признака
/они из дерева и железа, у них рукоятки,
ими можно забивать
гвозди,
это инструменты, с задней стороны они
плоские/ — 3, одно подобие

2, неправильный ответ — 0.

13.
Чем похожи друг
на друга белка и кошка?

Определение,
что
это млекопитающие или приведение двух
общих признаков
/по
4 ноги, хвост, шерсть, шкуре, это звери,
умеют лазить по деревьям/

3, одно подобие — 2, неправильна ответ —
0.

14.
Чем отличается
гвоздь
от винта? Как бы ты их узнал, если бы они
лежали тут рядом на
столе?

У
винта нарезка /резьба,
такая линия вокруг зарубки/ — 3;
винт ввинчивается,
а гвоздь
вбивается, у винта гайка. -2; неправильный
ответ -0. 15.
Футбол, прыжки
в высоту, плавание — это … ?

Спорт/
физкультура/
— 3; игры /упражнения, гимнастика,
состязание/ — 2; неправильный
ответ — 0.

16.
Какие
ты знаешь
транспортные средства?

Три
наземных транспортных
средства, самолет или корабль — 4; только
три
наземных транспортных
средства или полный перечень с самолетом
или кораблем,
но только после
объяснения, что транспортное средство
— это то, на
чем мы ездим, передвигаемся
— 2; неправильный ответ — 0.

17.
Чем
отличается
старый человек от молодого? Какая между
ними
разница?

Три
признака /седые
волосы или отсутствие волос, морщины,
уже не может
так работать,
плохо видит, плохо слышит, чаще болеет,
умрет раньше, чем
молодой/ —
4; одно или два различия — 2; неправильный
ответ / он
курит и т.п./
— 0.

  1. Почему люди
    занимаются спортом?

Две
причины / что бы
быть здоровыми, закаленными, сильными,

чтобы

не болели, чтобы
они держались прямо, чтобы не были
толстыми, это для
них развлечение, они хотят добиться
рекорда, победить/ -4, одна причина

— 2;
неправильный ответ — 0.

19. Почему
это аморально /неправильно, плохо/,
когда кто-то уклоняется
от
работы?

Остальные
должны на него работать /или другое
выражение того, и что кто-то
другой несет ущерб/ — 4. Он ленивый, он
мало зарабатывает и не может
ничего себе купить — 2. Неправильный
ответ — 0.

20. Почему
на письмо нужно наклеивать марку?

Так
платят за перевозку /пересылку/ письма
— 5; тот другой должен был бы
уплатить штраф — 2; неправильный ответ
— 0.

Результат тесть
— это сумма баллов /+ и -/, достигнутых по
отдельным вопросам. Классификация
результатов:

а/ 24 и больше —
высокий;

б/ от 14 до 23 — средний;

в/ от 0 до 13 — ниже
среднего;

г/ от 1 до -10 — низкий;

д/ -11 и меньше —
очень низкие.

II
Определение степени владения ребенком
мыслительными операциями.

Для
изучения операции сравнения
проанализировать ответы ребенка по
тесту
Йирасек№10, 12, 13, 14, 17.

Анализ
данных.

Может ли ребенок выделить линии
/основания/ для сравнения.
Если да, то сколько в среднем /1,2,3, больше
3/. С какими вопросами
он справился легче /при установлении
сходства или различия. Все ли
основания выделены на основе чувственно
воспринимаемых признаков или
имеются основания по абстрактным
признакам?

Для
изучения операции обобщения
проанализировать ответь, на вопросы
№ 5, 7, 15.

Анализ
данных.

Проанализировать ответы ученика и
определить правильность выполнения.
Определить, по каким основаниям делается
обобщение
признаков /например, по цвету, форме и
т.д./.

Дополнительный
эксперимент проводится студентом по
желанию или в том
случае, когда трудно решить вопрос на
основе анализа ответов ребенка по
тесту Йирасек.

Заготавливаются
карточки с изображением животных, птиц,
насекомых и
раскладываются по рядам: I
ряд — воробей, голубь, дятел; 2 ряд — оса,
лиса, стрекоза;
3 ряд — волк, бабочка, снегирь. Ребенку
задаются вопросы: Как можно
назвать всех, кто нарисован в I
ряду? На сколько групп можно разделить
всех, кто нарисован в таблице? Посмотри
на рисунки в третьей столбике
/не пугать столбик с рядом/: что общего
у всех, кто там нарисован? /Все
летают/. Сравните животных первого и
второго столбика. Что вы заметили
общего? /В каждом столбике изображены
птица, насекомое, зверь./

— Задание
взято из книги. Г.С. Швайко «Игровые
упражнения для развития
речи»
/М., 1988/

Анализ
данных:

провести аналогично тому, как
делался по тесту

Йирасек

Ill
Определение развития отдельных
познавательных процессов.

Изучение процессов мышления.

Эксперимент

1.
Противоположные
понятия.

Инструкция
«Я
буду говорить тебе слова, а ты будешь
говорит слова, означающие
что-нибудь
обратное, противоположное. Если я говорю
«большой»,
что
ты скажешь?» Дождаться ответа, если
не ответит, то сказать «маленький».

Слова
для предъявления: высокий, чистый,
широкий, острый, сильный, толстый,
твердый,
грустный, медленный, добрый.

За
ошибку считать, если ребенок будет
давать ответ с не-. Например: высокий

невысокий и т.п.

Анализ
данных.

Подсчитать в процентах правильность
выполнения здания.
Проанализировать,
что делал, ребенок в случае затруднения
/давал ответ
или просто
молчал/. Проанализировать слова,
вызвавшие наибольшие затруднения
и
высказать свои предположения, почему?

Эксперимент

2. «4-й лишний» /на обобщение/.

Студент заготавливает карточки, на
которых изображены следующие
предметы:
а/
карандаш, портфель, тетрадь, шляпа;

б/
стол, стул, книжный шкаф, чайник.

Перед
ребенком
выкладывается сначала один набор
карточек, после дополнения

другой. Задача — убрать лишний предмет.
Необходимо спросить ребенка,
почему
он убрал именно этот предает, ответ
записать.

Анализ
данных.
Проанализировать ответы ученика и
определить Правильность
выполнения,
обращая особое внимание на то, по какому
основанию
делается
обобщение признаков.

Субтест
на
осведомленность — 5 проб.

I.
Месяц зимы… /сентябрь, октябрь, февраль,
ноябрь, март/. 2. В году … /24
мес.,
3
мес,
12
мес, 4 мес, 7 мес/. 3. Отец старше сыне …
/часто, всегда, никогда,
редко,
иногда/. 4. У дерева всегда есть … /листья,
цветы, плоды, корень,
тень/.
5. Пассажирский транспорт … /комбайн,
самосвал, автобус, экскаватор,
тепловоз/.

Инструкция
Для
первой пробы после первого прочтения:
«Какое слово

больше
подходит?»
При правильном ответе -1 балл. Если ответ
ошибочный:

Неправильно,
думай
еще». При правильном ответе после
второй попытки (перед
второй
попыткой экспериментатор читает пробу
еще раз) — 0,5 балла.

При
неправильном ответе
во второй попытки — 0 баллов.

Аналогичным
образом предъявляются и оцениваются
остальные 4пробы субтеста.

II.
Субтест на классификацию, сформировенность
понятий — 10 проб.

I.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост пруд. 3. Кукла,
скакалка, песок, мяч, юла. 4. Стол, ковер,
кресло, кровать, табурет.
5. Тополь, береза, крыжовник, липа, осина.
6. Курица, утка, орел, гусь,
индюк. 7. Окружность, треугольник, указка,
квадрат. 8. Саша, Витя, Стасик, Петров,
Коля. 9. Число, деление, сложение,
вычитание, умножение. 10.
Веселый, быстрый, грустный, осторожный.

Инструкция.
Для первой пробы после первого прочтения:
«Одно слово из
пяти лишнее, не подходит. Его надо
исключить». Второе прочтение: «Какое
слово лишнее?» При правильном ответе
задается вопрос: «Почему? /для
1-6 проб/. При правильном объяснении — I
балл, при неправильном — 0,5 балла. При
ошибочном ответе предлагается додумать
еще. При правильном ответе — 0,5 балла,
при неправильном ответе — 0 баллов.

III.
Субтест на словесно-логическое мышление,
аналогию — 5 проб.

1

Огурец

Гвоздика

овощ

сорняк, роса,
садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

морковь

забор, грибы,
яблоня, колодец, скамейка

3

Часы

Градусник

время
стекло,
больной, кровать, температура, врач

4

Машина

Лодка

мотор

река, маяк, парус,
волна, берег

5

Стол

Пол

скатерть мебель,
ковер, пыль, доски, гвозди

Инструкция.
Для первой пробы после первого прочтения:
«Надо подобрать
к «гвоздике» такое слово, которое
подходило бы к ней так же, как «овощ»
к «огурцу». Второе прочтение:
«Огурец /пауза/ — овощ, гвоздика /пауза/
—… /последовательно читается весь рад
слов из знаменателя/. Какое слово
подходит?» Дополнительные вопросы
не задаются.

1У.Субтест на обобщающее слово,
сформированность понятий -5 проб.

I.
Окунь, карась — … . 2. Огурец, помидор —
… . 3. Шкаф, диван — …. 4. Июнь,
июль -…. 5. Слон, муравей -….

Инструкция.
После первого прочтения: Каким обобщающим
словом их можно
назвать?» Второе прочтение — пауза —
ответ.

Оценка
решений проб III
-IV
субтестов такая же, как для 1 субтеста.

Критерии оценки успешности решения
проб:

а/ наивысшие — 25-20 баллов;

б/средний- 19- 16 баллов;

в/
низкий – 15-13
баллов;

г/ очень
низкий -12 б.

После
проведения исследования по изучению
интеллектуальной
готовности 7-летнего ребенка рекомендуется
дать качественный и количественный
анализ
полученных данных. Количественный
анализ заключается в определении уровня
в соответствии с набранными баллами.
Качественный
анализ
предполагает уточнение того, как ребенок
справляется с
тем или иным видом
задания, что вызвало наибольшие
трудности.

28

Рекомендуемая литература

  1. А.Л. Венгер. Психологическая
    готовность детей к обучена в школе
    //
    Развитие
    мышления к умственное воспитание
    дошкольников — М., 1985.

  2. Венгер
    А.Л., Поливанова л.Н. Особенности
    отношения шестилетних
    детей
    к заданиям взрослого. «Вопросы
    психологии». 1988, №4.

  3. Диагностика
    умственного развития дошкольников
    /Под ред. А.Л.
    Венгера, В.В. Холмовской.
    — М., Педагогика, J978.

  4. Диагностика
    учебной деятельности и интеллектуального
    развития детей.
    /Под
    ред. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.

  5. Запорожец
    А. В. Интеллектуальная подготовка
    детей к школе
    (содержание,
    формы и методы) //Дошкольное воспитание,
    1977, № 8.

  6. Запорожец
    А.В. Основные проблемы онтогенеза
    психики. В кн.: Избр.
    психолог,
    труды: в 2-х т. — Т. I.
    — М., 1986.

  7. Коломинский
    Я.Л., Панько Е.А.. Учителю о
    психологии детей
    шестилетнего
    возраста. — М.: «Просвещение», 1988.
    -190 с.

  8. Кравцов
    Г.Г., Кравцова Е.Е.. Шестилетний ребенок.
    Психологическая
    готовность
    к школе. М.: «Знание», 1987, № 5.

  9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.
    — М, 1986.

  10. Мухина
    B.C.
    Шестилетний ребенок в школе. — М, 1986.

  11. Особенности психического
    развития детей 6-7-летнего возраста
    ред.
    Д.Б.
    Эльконина, А.Л. Венгера. К„ 1988.

  12. Развитие
    познавательных способностей в
    процессе дошкольного
    воспитания.
    М, 1986.

  13. Салмина Н.Г.. Знак и символ в обучении.
    М.: МГУ, 1988.

  14. Ульенкова.
    У.В. Исследование психологической
    готовности
    шестилетних детей к
    школе. — «Вопросы психологии». —
    1983, № 4, с. 62-
    69.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Техника запястья на мужчину инструкция по применению
  • Техника дпдг самостоятельное применение инструкция
  • Техника безопасности при работе на высоте электромонтера инструкция
  • Техника горячий стул в психологии инструкция
  • Техника граттаж пошаговая инструкция для дошкольников