Тест равена для дошкольников инструкция

Методика «Матрица Равена»

Инструкция к тесту Равена.

Сейчас вам будет предложен ряд графических рисунков. Всего их 60, они объединены в 5 групп.

На каждом отдельном рисунке в верхней половине листа находится прямоугольник, имеющий определенный фон или составные элементы (фигуры), связанные между собой некоей зависимостью. В правом нижнем углу прямоугольника имеется вырез — свободное, пустое место.

Под прямоугольником находится 2 ряда фрагментов (шесть или восемь), которые по форме и величине точно подходят к вырезу прямоугольника. Каждый предложенный фрагмент имеет различный рисунок.

Вашей задачей является найти в ряде фрагментов тот, который точно вписался бы в свободное место. Предпосылкой правильного решения является логическое рассуждение о том, по какому закону составлен рисунок в прямоугольнике, пустое место в котором вы должны заполнить.

Время на решение 60 заданий ограничено 20 минутами. Не задерживайтесь на первых заданиях теста, так как сложность их все время увеличивается.

Тестовый материал к методике Равена.

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 1

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 2                    прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 3

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 4    прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 5

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 7           прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 8

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 9     прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 11        прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 12

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 1  прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 2

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 3     прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 4

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 5       прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 7      прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 8прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 9прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 11          прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 12

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 1прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 2

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 3

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 4

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 5

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 7

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 8

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 9

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 11

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 12

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 1

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 2

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 3

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 4

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 5

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 7

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 8

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 9

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 11

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 12

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 1 

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 2

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 3

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 4

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 5

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 7

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 8

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 9

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 11

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 12

Бланк ответов к тесту Равена.

№ задания

Серия A

Серия B

Серия C

Серия D

Серия E

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма
правильных
ответов

Нормативное
распределение
баллов

Обработка результатов методики Равена.

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.

Ключ (ответы) к тесту Равена.

Серия А

Серия В

Серия С

Серия D

Серия Е

1

4

2

8

3

7

2

5

6

2

4

6

3

1

1

3

3

8

4

2

2

8

7

2

5

6

1

7

8

1

6

3

3

4

6

5

7

6

5

5

5

1

8

2

6

1

4

6

9

1

4

7

1

3

10

3

3

6

2

2

11

4

4

1

5

4

12

5

5

2

6

5

Нормативное (ожидаемое) распределение баллов по сериям. Перевод полученных результатов в IQ показатель.

Количество правильных ответов/ Серия

А

В

С

D

E

IQ

Диагноз

15

16

17

18

19

20

21

8

8

8

8

8

8

8

4

4

5

5

6

6

6

2

3

3

3

3

4

4

1

1

1

2

2

2

2

0

0

0

0

0

0

1

62

65

65

66

67

69

70

Идиотия 0-20

Имбецильность 21-25

Дебильность средняя

51-70

1.

22

23

24

25

26

27

28

29

9

9

9

10

10

10

10

10

6

7

7

7

7

7

7

7

4

4

4

4

5

5

6

6

2

2

3

3

3

4

4

5

1

1

1

1

1

1

1

1

71

72

73

75

76

77

79

80

Легкая степень дебильности

71-80

2.

30

31

32

33

34

35

36

10

10

10

11

11

11

11

7

7

8

8

8

8

8

6

7

7

7

7

7

8

5

5

5

5

6

7

7

2

2

2

2

2

2

2

82

83

84

86

87

88

90

Ниже среднего

82-90

3.

37

38

39

40

41

42

43

44

11

11

11

11

11

11

12

12

9

9

10

10

10

10

10

10

8

8

8

8

9

9

9

9

7

8

8

8

8

9

9

9

2

2

3

3

3

3

3

4

91

92

94

95

96

98

99

100

Средний

91-100

4.

45

46

47

48

49

12

12

12

12

12

10

10

10

11

11

9

10

10

10

10

9

9

9

9

10

5

5

6

6

6

102

104

106

108

110

Нормальный

101-110

5.

50

51

52

53

54

12

12

12

12

12

11

11

11

11

12

10

11

11

11

11

10

10

10

11

11

7

7

8

8

8

112

114

116

118

120

Выше среднего

112- 120

6.

55

56

57

58

59

60

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

11

12

12

12

12

12

11

11

11

12

12

12

9

9

10

10

11

12

122

124

126

128

130

140

Высокий

Незаурядный

121-130

7.

Различие (разница) между результатом тестирования по каждой серии и между ожидаемыми результатами по общей шкале выражается и записывается как «отклонение» (0, -1, +2, -2, +1 и т. д.).

Когда отклонение по отдельным сериям больше 2, то числовой показатель по данной серии нельзя считать надежным. Общий показатель надежен тогда, когда отклонение больше 2-х появляется только к концу испытания в последних сериях. Большее отклонение в начале теста может быть признаком дефекта интеллектуальной способности, или же свидетельствует о дефекте внимания и/или восприятия.

Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критических значений (7 и более) данные теста считаются недостоверными.

Интерпретация полученных результатов.

В соответствии с суммой полученных баллов уровень развития интеллекта испытуемого можно определить следующими способами:

1) на основании процентной шкалы (см. табл. 1);

2) с помощью перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.)

3) на основе оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)

Таблица №1. Процентная шкала степени развития интеллекта

Проценты

Степень

95 и выше

I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого

75-95

2 степень; незаурядный интеллект

25-74

3 степень: средний интеллект

5-24

4 степень: интеллект ниже среднего.

5 и менее

степень: дефектная интеллектуальная способность

В зависимости от возраста испытуемого IQ вычисляется по формуле:

IQ = (IQв / %) * 100

где % определяется по таблице №2 (Корректировка на возраст):

Возраст

14-30

35

40

45

50

55

60

%

100

97

93

88

82

76

70

Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.

Таблица №3. Градации уровней умственных способностей.

Показатели IQ

Уровень развития интеллекта

Свыше 140

незаурядный, выдающийся интеллект

121-140

высокий уровень интеллекта

111-120

интеллект выше среднего

91-110

средний уровень интеллекта

81-90

интеллект ниже среднего

71-80

низкий уровень интеллекта

51-70

лёгкая степень слабоумия

21-50

средняя степень слабоумия

0-20

тяжёлая степень слабоумия

Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.

 Пример. 

Общая сумма баллов

Серия А

СерияB

СерияC

СерияD

СерияE

IQ

Диагноз

Испытуемый

(возраст 35 лет)

53

12

12

12

9

8

118

Выше среднего

Испытуемый в первых трех сериях не допустил ни одной ошибки, т.е. все 12 ответов в сериях A, B, C верны. В четвертой серии D три ответа не совпали в правильным вариантом, в пятой серии E таких ответов было четыре. Отклонение результатов тестирования по каждой серии не превышает 2-х (см. таблицу Нормативное распределение баллов по сериям). Следовательно, числовой показатель по каждой серии можно считать надежным. Общий показатель также надежен. Тем самым, можно говорить о достоверности результата исследования. 

Уровень развития испытуемого на основании процентной шкалы: 53*100/60 = 88,33. Полученный результат означает 2 степень развития интеллекта, которую можно охарактеризовать как незаурядный интеллект (см. таблицу Процентная шкала степени развития интеллекта)

Общее количество баллов, полученных в результате диагностики по методике Равена, равно 53 и это соответствует значению коэффициента интеллекта IQ равному 118 (см. таблицу Перевод полученных результатов в IQ показатель).

Делаем поправку на возраст: (118 * 100) / 97  = 121,65 (см. таблицу №2). Таково фактическое значение IQ с учетом возраста испытуемого.

Согласно таблице №3 Градации уровней умственных способностей данное значение показателя IQ свидетельствует о высоком уровне интеллекта.

Качественный анализ результатов теста Равена. 

В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В  построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников с помощью Цветных Прогрессивных Матриц Равена.

Цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена предназначен для обследования детей от 5 до 9 лет.

Инструкции по проведению обследования дошкольников с помощью Цветных Прогрессивных Матриц Равена

Процедура индивидуального тестирования по Прогрессивным Матрицам Равена чрезвычайно проста. В отличие от многих других тестов, здесь нет необходимости жестко придерживаться какой-либо специальной словесной инструкции. Основные требования состоят в том, чтобы, во-первых, удостовериться, что испытуемые понимают, что и как они должны сделать. Во-вторых, следует обеспечить соответствие принятой в данном обследовании процедуры общепринятым стандартам, чтобы была возможность сравнивать полученные данные с нормативными.

При использовании книжной формы теста нельзя увидеть, как будет выглядеть матрица с вставленным в ее вырез тем или иным фрагментом, следствием чего могут быть не очень ответственное отношение некоторых детей к заданию. Поэтому важно всякий раз удостовериться, что ребенок внимательно посмотрел на рисунок и что он убежден, что указанный им фрагмент является единственным, который правильно дополняет матрицу.

Тому, кто проводит тест, необходимо иметь следующие материалы: инструкции, экземпляр тестового буклета. Не допускается делать никаких пометок в тестовом буклете с ЦПМ. В процессе предварительной беседы занесите данные об испытуемом в бланк ответов, удостоверившись, что указанный возраст соответствует дате рождения.

Откройте буклет на первом задании А1.
— Посмотри сюда.
Укажите на верхнюю фигуру
— Ты видишь, что из этой картинки вырезан кусочек. Каждый из этих кусочков внизу…
Укажите на каждый из фрагментов по очереди
— …имеет подходящую форму, чтобы заполнить вырез, но только один из них подходит по рисунку. Номер 1 имеет правильную форму, но неправильный рисунок. Номер 2 вообще не имеет рисунка. Номер 3 совсем неправильный. Номер 6 почти правильный, но вот здесь не подходит.
Укажите на белое пятно на фрагменте номер 6.
— Только один из кусочков правильный. Покажи, какой из них подходит, чтобы дополнить рисунок.

Если испытуемый не показывает на правильный фрагмент, продолжайте объяснение, пока суть задания не будет им полностью уяснена.
Переходите к заданию A2.
— А теперь покажи кусочек, который подойдет сюда.
Если испытуемый не справляется, продемонстрируйте ему снова задание А1, а затем опять попросите решить задание А2. Если задание выполнено правильно, переходите к заданию A3, работая по той же схеме.
Перейдя к заданию А4, перед тем как предоставить испытуемому возможность подумать и указать на один из фрагментов скажите:
— Посмотри внимательно на эти кусочки.
Укажите пальцем поочередно на каждый из фрагментов.
— Только один из этих кусочков подходит для завершения рисунка. Будь внимателен. Сначала посмотри на каждый из этих шести кусочков.
Снова укажите на каждый из шести фрагментов.
— Теперь покажи на кусочек, который подойдет сюда.
Укажите на рисунке место, куда должен подойти фрагмент.
Когда испытуемый укажет на один из фрагментов, независимо от правильности его ответа, скажите…
— Этот кусочек действительно подходит сюда?
Если испытуемый скажет «да», примите его выбор с одобрением независимо от того, правильный он или неправильный. Если он захочет изменить свой выбор, скажите…
— Хорошо. Тогда покажи на правильный кусочек,
Независимо от правильности ответа снова спросите…
— Этот подходит?
Если испытуемый удовлетворен своим решением, примите его выбор независимо от правильности, но, если вам кажется, что он все еще сомневается, спросите…
— Ну так какой же из кусочков, по твоему мнению, действительно правильный?
Отметьте номер окончательного выбора в соответствующей части бланка.

Предъявите задание А5 тем же способом, что и задание А4.
На любой стадии тестирования в интервале между А1 и А5 задание А1 может быть использовано заново, чтобы еще раз показать испытуемому, что надо сделать, с последующей просьбой к нему попробовать снова выполнить соответствующее задание. Если испытуемый не справляется с заданиями А1A3, следует перейти к планшетной форме теста.

Если эти пять заданий решены, переходите к заданию А6.
— Посмотри внимательно на этот рисунок. Какой из этих кусочков…
Укажите на каждый фрагмент по очереди.
— …подходит сюда?
Покажите на свободное место, которое следует заполнить.
— Будь внимателен, подходящий кусочек только один. Какой? Если ты действительно уверен, что нашел правильный кусочек, укажи на него.
Запишите окончательный ответ.

По мере предъявления следующих заданий продолжайте использовать те же инструкции до тех пор, пока в них есть необходимость.
Если ребенок проявляет беспокойство по поводу небольших дефектов на рисунках, убедите его, что об этом не стоит беспокоиться.

Если ребенок «застрял» на конкретном задании, предложите ему двинуться дальше и посмотреть, не справится ли он со следующими заданиями, а затем вернитесь к заданию, вызвавшему трудности.
Если вы сочтете это нужным, то можно предложить ребенку просто угадать ответ, так как «догадки иногда бывают правильными».

Завершив серию А, предъявите первое задание Серии АB, снова указывая по очереди на каждую из трех фигур на матрице и на пространство, подлежащее заполнению.
— Ты видишь, как они расположены. Так. Так. Так. Что тут должно получиться? Какой из кусочков подходит сюда? Будь внимателен. Посмотри на каждый из них по очереди. Правильный — только один. Который?

При выполнении заданий от АB1до АB5, после того как ребенок указал на один из фрагментов, правильный или неправильный…
— Он действительно подходит, чтобы дополнить рисунок?
Укажите на рисунок на матрице и на вырез в ней.
Как и прежде, если испытуемый отвечает «да», примите (и запишите) его вы­бор с одобрением. Если ребенок хочет изменить свой выбор, действуйте так же, как в Серии А, и примите его окончательный выбор.
При выполнении шестого задания ребенка не следует спрашивать, правильный ли выбор он сделал. Просто скажите …
— Посмотри внимательно на картинку.
Укажите по очереди на каждую фигуру на матрице и на пространство, подлежащее заполнению.
— Будь внимателен, только один из этих кусочков правильно дополняет картинку.
Укажите по очереди на каждый из фрагментов.
— Какой из них?
Зафиксируйте окончательный выбор на бланке, либо записывая номер выбранного фрагмента рядом с номером задания, либо для бланка легкого подсчете зачеркивая номер выбранного ответа одной короткой линией.

Если была сделана ошибка или испытуемый хочет изменить свой ответ, зачеркните ранее записанный номер, а затем запишите номер окончательного выбора. При работе с бланком легкого подсчета зачеркните отмененный ответ еще одной чертой.
Не пытайтесь стирать неправильно отмеченные ответы. Те же указания можно использовать при работе с остальными заданиями Серий АB и В, пока это является целесообразным.

Планшетная форма тестового буклета . Серия А.

Cкачать буклеты Серии A, AB, B в PDF-формате

Оценка и интерпретация

Подсчет баллов

За каждый правильный ответ начисляется один балл. Будьте внимательны и старайтесь не допустить потери бланков — чистых или использованных, поскольку каждый из них содержит ключ для подсчета баллов по тесту.

Если обследуемый делает ошибки в первых пяти задачах Серии А , то нельзя считать, что он понял идею задачи. Полученные при этих условиях баллы, как правило, нужно признать недостоверными, несмотря на то, что общий балл при этом может оказаться и больше десяти за счет решения задач путем случайного угадывания правильного ответа среди шести альтернативных вариантов.

При использовании планшетной формы теста некоторые дети после того, как они положили правильный фрагмент теста на место, беспокоятся, что он не вполне хорошо совпал с вырезом, и хотят его заменить. По этой причине, а также потому, что «смышленые» дети хотят поиграть с тестовым материалом, желательно спросить ребенка, по какой причине он сдвигает или перемещает фрагмент. При необходимости задание теста может быть разъяснено еще раз, чтобы ребенок понял, что в первую очередь надо положить на место правильный фрагмент, а потом, попробовав другие, вернуть правильный на место и что мелкие несовпадения фрагмента с вырезом не имеют никакого значения.

Если дети не в состоянии выразить свои суждения словами, это не значит, что они не могут решить задачу интуитивно. Правильное решение никогда не следует фиксировать как «ошибку», если ребенок не может его объяснить. Напротив, неверные ответы, исправляемые в результате проб и ошибок, дают значимую психологическую информацию, хотя обычно они не включаются в общий балл по тесту из соображений строгости интерпретации процентильных результатов данного ребенка по таблице нормативов. В тех случаях, однако, когда ребенок осознанно обнаружил и исправил свою ошибку, окончательно вставленный фрагмент может быть учтен.

Когда тест проводится индивидуально по книжной форме , засчитывается как «верный» или «ошибочный» тот фрагмент, на который испытуемый указывает как на свой окончательный выбор.

Когда книжная форма используется для самотестирования или при групповом тестировании с использованием открытых бланков регистрации ответов, всякому, кто записывает больше, чем одну цифру против номера любого задания, необходимо сказать, чтобы он вычеркнул все, кроме одной. Если это обнаружено после завершения процедуры тестирования, рассматривается только последний номер справа независимо от того, верны или ошибочны другие ответы.

Когда используется бланк легкого подсчета, испытуемым необходимо показать, как исправлять ошибки, зачеркивая крестом (X) неправильные ответы и оставляя перечеркнутым одной короткой чертой номер своего окончательного выбора.

Несогласованности и ошибки.

Когда используется книжная форма теста, несогласованность в распределении баллов испытуемого можно оценить вычитанием его балла по каждой серии из баллов, ожидаемых при таком же общем балле.

Представление результатов

Наиболее адекватным способом интерпретации значимости полученной индивидом общей оценки является ее соотнесение с выраженной в процентах относительной частотой, с которой эту оценку получают испытуемые той же возрастной группы. Преимущество этого способа над другими состоит в том, что он не использует никаких априорных допущений о развитии интеллектуальных способностей в детстве вроде идей о его равномерном или симметричном распределении. В практических целях удобно рассматривать определенные процентные доли населения и в соответствии с этим группировать баллы респондентов. Это позволяет отнести респондента в соответствии с полученным баллом к той или иной группе.

УРОВЕНЬ I. «Супер-интеллектуал», если оценка равна или больше 95% для данной возрастной группы.
УРОВЕНЬ II. «Интеллектуальные возможности явно выше среднего», если оценка равна или больше 75%; II+ , если оценка равна или больше 90%.
УРОВЕНЬ III. «Средний интеллект», если оценка лежит между 25% и 75%; III+, если оценка выше, чем медиана или 50%; III-, если оценка ниже , чем медиана.
УРОВЕНЬ IV. «Интеллектуальные возможности явно ниже среднего», если оценка равна или меньше 25%; IV-, если оценка равна или меньше 10%.
УРОВЕНЬ V. «Существенное снижение интеллекта», если оценка равна или меньше 5% для соответствующей возрастной группы.

Общий балл, согласованность оценки и достигнутый уровень развития удобно представлять в следующем виде:
Общий балл 24
Несогласованности -1,0,+1
Уровень II +
Количество ошибок: Нормальное.

Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (вся серия — А + АВ + В)

Возраст ребёнка Среднее значение
(баллы)
Разброс (в баллах)
4,5 — 5,5 лет 14 8-22
5,5 — 6 лет 17 12-24
6 — 6,5 лет 18 13-27
6,5 — 7 лет 20 14-29
7 — 7,5 лет 22 15-30
7,5 — 8 лет 23 16-31
8 — 8,5 лет 24 17-32
8,5 — 9 лет 26 18-34
9 — 10 лет 29 20-35
10 — 11 лет 32 21-35

Методика РавенаМетодика Равена — это методика, которая предназначена для оценки наглядно-образного мышления у дошкольников и школьников начальных классов (чаще всего оценивают способности детей в возрасте от 5 до 10 лет). Кроме того, тест Равена может быть использован при работе с пожилыми людьми и людьми с нарушениями интеллектуального развития.

  • Тест Равена
    • История создания методики
    • Структура теста
    • Проведение теста для школьников и дошкольников

Тест Равена

История создания методики

Особенности прохлждения тестаМетодика «Прогрессивные матрицы Равена» была предложена еще в 1936 году Дж. Равеном и его коллегой Л. Пенроузом и впоследствии стала одной из самых рaспространенных методик для изучения невербального интеллекта.

Дж. Равен был категорически не согласен со специалистами, которые заявляли, что интеллект – это врожденное и неизменное явление. В ходе своих исследований он пришел к заключению о необходимости создания тестов, которые помогут оценить причины (и генетические, и средовые) интеллектуальной недостаточности. Принципиально важным, по его мнению, для подобных тестов была ограниченность во времени и отсутствие дискриминации в оценивании вне зависимости от образования, происхождения, уровня жизни и опыта тестируемых.

Тест Дж. Равена был создан для оценки способностей восприятия абстрактных форм, их индивидуальных особенностей и взаимосвязей, именно поэтому он требует применения метода логических рассуждений. Иначе говоря, матрицы позволяют оценить процесс принятия логического решения в таких условиях, при которых принятие данного решения связано с выбором наилучшего варианта в кратчайший срок. Получаемые результаты не определяются эрудицией испытуемых и никак не зависят от уровня их образования. Результат зависит только от способности к логическому анализу, от пространственного воображения и особенностей целостного восприятия человеком образа.

Отличительной чертой матриц Равена является то, что на протяжении почти 50 лет они используются в своем стандартном виде. И это несмотря на то что с течением времени появилось большое количество интерпретаций и модификаций самих матриц (в том числе и цветные прогрессивные матрицы Рaвена, а также электронный вариант теста).

При выполнении заданий теста у человека активизируются процессы восприятия, внимания и образного мышления. Выполнения теста цветных матриц требует максимальной сосредоточенности и внимания, так как снижение этих показателей непременно приводит к ошибкам. Кроме этого, большое значение имеют сила воли и эмоции. Матрицы Равена обычно применяются при работе с людьми, принадлежащими к разным языковым структурам, в том числе и с немыми, так как данная методика не требует вербализации и в этом ее главное удобство.

Тест базируется на использовании устных инструкций, а также применении невербальных заданий, то есть для его выполнения необязательно уметь писать или читать (что может быть очень удобно при работе с детьми младшего возраста).

В настоящее время тест прогрессивных цветных матриц Равена является одним из самых известных и часто употребляемых среди психологов тестов, применяемых при работе с различными группами населения. Тест может быть использован при проведении крупномасштабных исследований, связанных с областью психологии и педагогики.

Структура теста

Прогрессивные матрицы по методике РавенаТекстовый сборник включает в себя 60 заданий, разделенных на 5 серий (А, В, С, Д, Е), каждая серия, в свою очередь, состоит из 12 заданий. Каждое задание состоит из матриц, которые содержат различные фигуры и их совокупности, составленные так, что они образуют логическое целое, элементы которого расставлены в определенной закономерности согласно конкретным правилам.

Одной фигуры не хватает, но она расположена внизу в окружении других, не подходящих сюда, фигур. Главная задача тестируемого – выявить закономерность, которая связывает фигуры на рисунке и фигуры, данные ниже, и выбрать из предлагаемых вариантов номер той фигуры, которая отсутствует на рисунке и логически подходит туда.

  • Серия А

Задание заключается в необходимости дополнить основное изображение одним из приведенных, подходящих к конкретному изображению, фрагментов. Для успешного выполнения задания требуется тщательный анализ составных частей основного изображения и обнаружение сходных деталей в одном из нескольких фрагментов.

Значение: оценка уровня внимательности, а также статистического представления, воображения и визуального различения.

  • Серия В

Задания серии В построены на принципе поиска схожести в парах фигур. Необходимо понять принцип, в соответствии с которым построена фигура и, на основе умозаключения, подобрать недостающий фрагмент. Важным здесь является определение оси симметрии, в соответствии с которой в главном образце располагаются фигуры.

Значение: оценивается способность к линейной дифференциации и поиск умозаключения, которое должно быть построено на основе линейных взаимосвязей.

  • Серия C

Зaдания серии С основываются на принципе «прогрессивных» изменений в фигурaх матриц. Матрицы в фигуре постепенно становятся сложней, происходит их непрекращающееся «обрастание» новыми элементами. Существует четкий принцип приобретения фигурой новых элементов, и только поняв его можно выбрать недостающую фигуру.

Значение: выявление способностей к динамической наблюдаемости и прослеживание непрерывных изменений, динамической внимательности и воображению, способности представлять.

  • Серия D

В серии D задания построены по принципу перегруппировки фигур в пределах одной конкретной матрицы. Перегруппировка происходит в вертикальном и горизонтальном положении, и задача испытуемого заключается в ее поиске.

Значение: решение зависит в первую очередь от способности определять как количественные, так и качественные изменения в фигурах, согласно закономерностям изменений, использованных при построении фигур.

  • Сeрия E

В серии Е принцип заключается в разложении главного изображения на составные элементы. Возможность найти недостающие фигуры появится, когда тестируемый обнаружит и поймет принцип синтеза и анализа фигур.

Значение: способность обнаружить сложное количественное и качественное развитие кинетических, а также динамических рядов.

Проведение теста для школьников и дошкольников

Тест для школьниковВремя теста строго ограничено: 20 минут.

До начала теста принципиально важным является его секретность и невозможность подсмотреть. Во время теста необходимо исключить возможность списывания.

Проведение теста возможно как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Каждому тестируемому раздается бланк ответов, который необходимо будет заполнить. В бланке необходимо указать дату проведения тестирования, фамилию и имя тестируемого, его пол и возраст, а также место работы (учебы).

Кроме этого, в этот бланк заносят ответы на задания теста, общее время, затраченное на выполнения теста, и общее количество набранных баллов.

Полученные в результате тестирования ответы сравнивают с ключом. За каждый верный отвeт начисляется один первичный балл, затем эти баллы сверяют с таблицей и, согласно конечному результату, выносят свои замечания.

Тест Равена для детей
от 4-х до 12-ти лет

Как определить уровень интеллекта ребёнка? Очень легко. Пройти тест Равена, специально адаптированный опытными психологами для детей.

В результате тестирования вы сможете понять, стоит ли уделять больше внимания интеллектуальному развитию ребёнка, а также получите
рекомендации по улучшению его способностей.

Имя

Возраст

Начало теста

Номер цифры

Гибкий график занятий

Расписание уроков вы устанавливаете сами

Номер цифры

Уроки в игровой форме

Обучение+развлечение, яркие интерактивные задания

Номер цифры

Занятия 1 на 1 с педагогом

Индивидуальный подход к каждому ребёнку

Номер цифры

Собственная онлайн-платформа

Интуитивна и понятна детям любого возраста

Где найти бесплатные развивающие материалы для детей?

Простые методики запоминания, идеи для детского творчества, игры на развитие памяти,
внимания, логики и многое другое вы найдёте в нашем
Telegram-канале

telegram

img img

Часто задаваемые вопросы

cat

cat cat

Пробное занятие

Познакомим с нашей платформой, подберём курс, покажем, как проходят занятия, а вы
получите бесплатные учебные материалы для вашего ребёнка

Выберите предмет, на который хотите записаться

Выберите предмет

Обучение чтению

Математика

Русский язык с нуля «Билингвята»

Русский язык для школьников

Письмо прописью

Разговорные занятия

Программа для билингвов

Подготовка к школе

Разговорный клуб

Soft skills

Книжный клуб

Русский язык. Письмо и грамота

Нажимая кнопку “Записаться на пробный урок”, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и принимаете публичную оферту

Вы не заполнили обязательные поля!

bubble

bubble

Ответим на любые вопросы 24/7

Инструкция

Посмотри внимательно на картинку. Нужно помочь починить испор­ченный коврик, и для этого тебе надо найти такую заплатку, которая не отличалась бы по рисунку от этого коврика. Внизу даны разные варианты, выбери правильный.

Прежде всего подсчитывают количество правильных ответов (каждое верное решение опоминается в 1 балл), затем сумму полученных баллов и их Процент от общего количества ответов. В соответствии с процентом правиль­ных ответов различают пять уровней интеллектуального развития детей:

1-й уровень (свыше 95%) — особо высокоразвитый интеллект;

2-й уровень (75-94%) — интеллект выше среднего;

3-й уровень (25-74%) — средний интеллект;

4-й уровень (5-24%) — интеллект ниже среднего;

5-й уровень (ниже 5%) — интеллектуальный дефект.    

Скорость ответа ребенка (время реакции) позволяет выделить импуль­сивных детей, то есть детей, которые отвечают не подумав, практически сра­зу после того, как они услышали инструкцию. Время реакции у таких детей -15-20 секунд. Большое количество неправильных ответов (до 50%) у них свя­зано не с интеллектуальными трудностями, а с нарушением внимания, его низкой концентрацией, а также с неумением спланировать свою деятель­ность. Эти дефекты, не будучи собственно дефектами мышления, могут су­щественно снизить успеваемость ребенка в школе, а потому очень важно вовремя их выявить и, по возможности, скорректировать. Уменьшение поля обзора помогает снизить разброс внимания, а поэтому количество правиль­ных ответов возрастает, когда мы закрываем три из шести предлагаемых для анализа вариантов. При занятиях с такими детьми необходимо специально выделять основные этапы ориентировки и последовательность операций, необходимых для правильного решения задачи. Возможно прилагать специ­ально вычерченные схемы деятельности, которые также помогут ребенку ее организовать.

     Анализ процесса решения заданий помогает выя­вить обучаемость детей, которая часто соответствует их способностям. Так, детям, которым трудно выполнять первые, достаточно легкие задания, необ­ходимо объяснить путь их решения. Иногда дети хорошо справляются с первыми заданиями, а более труд­ные не решают, несмотря на помощь взрослого.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тест полоски на овуляцию инструкция по применению
  • Тест полоски на кетоны в моче инструкция
  • Тест полоски на белок в моче для беременных инструкция
  • Тест полоски на ацетон в моче инструкция по применению
  • Тест полоски для дезинфицирующих растворов инструкция