Типовая должностная инструкция учителя в соответствии с профстандартом

Должностная инструкция учителя по профстандарту

Должностная инструкция учителя

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция учителя в школе разработана в соответствии с Профессиональным стандартом 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в редакции от 5 августа 2016г, на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями от 24 июля 2023 года); с учетом требований ФГОС ООО, утвержденного соответственно Приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года (с изменениями от 8 ноября 2022 года) и ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012г (с изменениями от 12 августа 2022 года); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; а также в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция по профстандарту определяет перечень трудовых функций и обязанностей учителя в школе, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе общеобразовательной организации.
1.3. На должность учителя принимается лицо:

  • имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в общеобразовательной организации;
  • без предъявления требований к стажу работы;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты (для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
1.5. Учитель назначается и освобождается от должности приказом директора образовательного учреждения. На время отпуска и временной нетрудоспособности педагога его обязанности могут быть возложены на другого учителя. Временное исполнение обязанностей в данных случаях осуществляется согласно приказу директора школы, изданного с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.
1.6. Учитель относится к категории специалистов, непосредственно подчиняется заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.7. В своей деятельности учитель руководствуется должностной инструкцией, составленной в соответствии с профстандартом, Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся образования и воспитания обучающихся. Также, педагог руководствуется:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
  • нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации;
  • основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены;
  • Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора общеобразовательной организации;
  • требованиями ФГОС основного общего образования и среднего общего образования, рекомендациями по их применению в школе;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • трудовым договором между работником и работодателем;
  • инструкцией по охране труда для учителя;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка.

1.8. Учитель должен знать:

  • приоритетные направления и перспективы развития педагогической науки и образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, законодательство о правах ребенка;
  • требования ФГОС основного общего образования и среднего общего образования к преподаванию своего предмета, рекомендации по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной организации;
  • преподаваемый предмет в пределах требований Федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ основного и среднего общего образования, их истории и места в мировой культуре и науке;
  • современные формы и методы обучения и воспитания школьников;
  • историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии поликультурного, продуктивного, дифференцированного и развивающего обучения, реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся образовательного учреждения;
  • методы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разных возрастных категорий, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • рабочую программу и методику обучения предмету;
  • программы и учебники по предмету, отвечающие положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
  • основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
  • педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • теорию и методику преподавания своего предмета;
  • основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности;
  • законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
  • теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;
  • закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
  • основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
  • основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
  • социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ;
  • основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
  • пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • основы работы с персональным компьютером, мультимедийным проектором, текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;
  • средства обучения, используемые учителем в процессе преподавания предмета, и их дидактические возможности;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов;
  • правила внутреннего распорядка общеобразовательной организации, правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды;
  • инструкции по охране труда и пожарной безопасности, при выполнении работ с учебным, демонстрационным, компьютерным оборудованием и оргтехникой.

1.9. Учитель должен уметь:

  • владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: исследовательская и проектная деятельность и т.п.;
  • объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
  • разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
  • проводить учебные занятия по учебной дисциплине, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
  • планировать и осуществлять учебную деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой;
  • разрабатывать рабочие программы по преподаваемому предмету, курсу на основе федеральных основных образовательных программ и обеспечивать их выполнение;
  • применять современные образовательные технологии при осуществлении учебно-воспитательной деятельности, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • организовать самостоятельную деятельность детей, в том числе проектную и исследовательскую;
  • использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательную деятельность всех учеников, в том числе с особыми потребностями в образовании: учащихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с учениками актуальные события современности;
  • осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательных отношениях;
  • использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников школьников);
  • использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования;
  • владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
  • организовывать различные виды внеурочной деятельности: конкурсы по предмету, тематические вечера с учетом историко-культурного своеобразия региона;
  • обеспечивать помощь детям, не освоившим необходимый материал (из всего курса учебной дисциплины), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов;
  • обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся класса в образовательную деятельность;
  • находить ценностный аспект учебного знания, обеспечивать его понимание обучающимися;
  • управлять классом с целью вовлечения детей в процесс обучения, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
  • защищать достоинство и интересы школьников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
  • сотрудничать с классным руководителем и другими специалистами в решении воспитательных задач;
  • владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому учащемуся школы вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
  • использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками общеобразовательной организации;
  • владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • общаться со школьниками, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
  • поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности детей в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека;
  • владеть общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностями.

1.10. Педагог должен быть ознакомлен с должностной инструкцией учителя школы, разработанной с учетом профстандарта, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда в образовательном учреждении.
1.11. Педагогический работник должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.
1.12. Учителю запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

2. Трудовые функции

Основными трудовыми функциями учителя являются:
2.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательной деятельности в общеобразовательной организации:
2.1.1. Общепедагогическая функция. Обучение.
2.1.2. Воспитательная деятельность.
2.1.3. Развивающая деятельность.
2.2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ:
2.2.1. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.
2.2.2. Предметное обучение.

3. Должностные обязанности учителя

3.1. В рамках трудовой общепедагогической функции обучения:

  • осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
  • разрабатывает и реализует программы по учебной дисциплине в рамках основных общеобразовательных программ;
  • участвует в разработке и реализации программы развития общеобразовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
  • осуществляет планирование и проведение учебных занятий;
  • проводит систематический анализ эффективности уроков и подходов к обучению;
  • осуществляет организацию, контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
  • формирует универсальные учебные действия;
  • формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ);
  • формирует у детей мотивацию к обучению;
  • осуществляет объективную оценку знаний и умений учащихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями школьников, применяя при этом компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы;
  • проводит контрольно-оценочную работу при обучении с применением новейших методов оценки в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронной документации, в том числе электронного журнала и дневников).

3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:

  • осуществляет регулирование поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды на уроках, поддерживает режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию детей;
  • реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
  • ставит воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
  • контролирует выполнение учениками правил поведения в учебном кабинете в соответствии с Уставом школы и Правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации;
  • способствует реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности школьника (учебной, исследовательской, проектной, творческой);
  • способствует развитию у учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы и творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни.

3.3. В рамках трудовой функции развивающей деятельности:

  • осуществляет проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды на занятиях по предмету;
  • развивает у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативу, способности к исследованию и проектированию;
  • осваивает и применяет в работе психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учеников: одаренные и социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты и дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья и девиациями поведения, дети с зависимостью;
  • оказывает адресную помощь учащимся образовательного учреждения;
  • как учитель-предметник участвует в психолого-медико-педагогических консилиумах;
  • разрабатывает и реализует индивидуальные учебные планы (программы) по своему предмету в рамках индивидуальных программ развития ребенка;
  • формирует и реализует программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

3.4. В рамках трудовой функции педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования:

  • формирует общекультурные компетенции и понимание места предмета в общей картине мира;
  • определяет на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные (в том или ином предметном образовательном контексте) способы его обучения и развития;
  • определяет совместно с учеником, его родителями (законными представителями) и другими участниками образовательных отношений (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разрабатывает и реализует (при необходимости) индивидуальный образовательный маршрут по предмету;
  • планирует специализированную образовательную деятельность для класса и/или отдельных контингентов учащихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся школы, уточняет и модифицирует планирование;
  • использует совместно со школьниками иноязычные источники информации, инструменты перевода и произношения;
  • осуществляет организацию олимпиад, конференций, предметных конкурсов и игр в школе, тематических вечеров и др.

3.5. В рамках трудовой функции обучения предмету:

  • формирует конкретные знания, умения и навыки в области преподаваемого предмета;
  • формирует образовательную среду, содействующую развитию способностей по предмету каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики;
  • содействует развитию инициативы обучающихся по использованию знаний по предмету;
  • осуществляет профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в общеобразовательной организации;
  • использует в работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, осуществляет помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;
  • содействует в подготовке обучающихся к участию в олимпиадах по предмету, конкурсах, исследовательских проектах и ученических конференциях;
  • формирует и поддерживает высокую мотивацию, развивает способности обучающихся к занятиям по предмету, ведет кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них учащихся школы;
  • предоставляет информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения предмета в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
  • консультирует обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания преподаваемого предмета;
  • содействует формированию у обучающихся позитивных эмоций от учебной деятельности на занятиях по предмету, выявляет совместно с обучающимися недостоверные и малоправдоподобные данные;
  • формирует позитивное отношение со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;
  • формирует представления обучающихся о полезности знаний по предмету вне зависимости от избранной профессии или специальности;
  • ведет диалог с учащимися или группой обучающихся в процессе решения проблемы (задачи) по теме урока, выявляет сомнительные места, подтверждает правильность суждений;
  • сотрудничает с другими учителями-предметниками, осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания учебной дисциплины.

3.6. Осуществляет образовательную деятельность, ориентированную на достижение планируемых результатов освоения обучающимися учебного предмета в соответствии с программой, на развитие личности и ее способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов, на самореализацию и формирование самостоятельности и самосовершенствования.
3.7. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости учащихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации школы необходимые отчётные данные.
3.8. Контролирует наличие у обучающихся рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных (лабораторных) работ, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. Хранит тетради для контрольных работ школьников в течение всего учебного года.
3.9. Учитель обязан иметь рабочую образовательную программу, календарно-тематическое планирование на год по предмету в каждой параллели классов и рабочий план на каждый урок.
3.10. Готовит и использует в обучении различный дидактический материал, наглядные пособия, раздаточный учебный материал.
3.11. Своевременно по указанию заместителя директора по учебно-воспитательной работе заполняет и предоставляет для согласования график проведения контрольных работ по учебной дисциплине.
3.12. Принимает участие в ГВЭ и ЕГЭ.
3.13. Организует совместно с коллегами проведение школьного этапа олимпиады по своему предмету. Формирует сборные команды школы для участия в следующих этапах олимпиад по предмету.
3.14. Организует участие обучающихся в конкурсах, во внеклассных предметных мероприятиях, в предметных неделях, защитах исследовательских работ и творческих проектов, соревнованиях, эстафетах, в оформлении предметных стенгазет и, по возможности, организует внеклассную работу по своему предмету.
3.15. Учителю школы запрещается:

  • менять на свое усмотрение расписание занятий;
  • отменять занятия, увеличивать или сокращать длительность уроков (занятий) и перемен;
  • удалять учеников с занятий;
  • использовать неисправную мебель, электрооборудование, технические средства обучения, электроприборы, компьютерную и иную оргтехнику или оборудование и мебель с явными признаками повреждения;
  • курить в помещениях и на территории образовательного учреждения.

3.16. Рассаживает детей с учетом их роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. Для профилактики нарушений осанки во время занятий проводит соответствующие физические упражнения — физкультминутки. При использовании ЭСО во время занятий и перемен проводит гимнастику для глаз, а при использовании книжных учебных изданий — гимнастику для глаз во время перемен.
3.17. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, не превышает продолжительность непрерывного использования экрана для учащихся 5-9-х классов — 15 минут, а также общую продолжительность использования интерактивной доски на уроке для детей старше 10 лет — 30 минут.
3.18. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время проведения уроков, факультативов и курсов, дополнительных и иных проводимых учителем занятий, а также во время проведения школьного этапа олимпиады по предмету, предметных конкурсов, различных внеклассных предметных мероприятий.
3.19. Информирует директора школы, а при его отсутствии – дежурного администратора образовательной организации о несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
3.20. Согласно годовому плану работы общеобразовательной организации принимает участие в педагогических советах, производственных совещаниях, совещаниях при директоре, семинарах, круглых столах, внеклассных предметных мероприятиях, предметных неделях, а также в предметных школьных МО и методических объединениях, которые проводятся вышестоящей организацией.
3.21. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими), посещает по просьбе классных руководителей родительские собрания, оказывает консультативную помощь родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).
3.22. В соответствии с утвержденным директором графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Приходит на дежурство за 20 минут до начала первого своего урока и уходит через 20 минут после их окончания.
3.23. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка, соблюдает этические нормы и правила поведения, является примером для школьников.
3.24. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом:

  • проводит паспортизацию своего кабинета;
  • постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для осуществления учебной программы по предмету, приборами, техническими средствами обучения, дидактическими материалами и наглядными пособиями;
  • организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
  • в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
  • разрабатывает инструкции по охране труда для кабинета с консультативной помощью специалиста по охране труда;
  • осуществляет постоянный контроль соблюдения учащимися инструкций по безопасности труда в учебном кабинете, а также правил поведения в кабинете;
  • проводит вводный инструктаж учащихся по правилам поведения в учебном кабинете, первичные инструктажи при изучении новых тем и работы с учебным оборудованием с обязательной регистрацией в журнале инструктажа.
  • принимает участие в смотре-конкурсе учебных кабинетов, готовит кабинет к приемке на начало нового учебного года.

3.25. Учитель школы соблюдает положения данной должностной инструкции, разработанной на основе профстандарта, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка, коллективный и трудовой договор, а также локальные акты образовательной организации, приказы директора.
3.26. Педагог периодически проходит бесплатные медицинские обследования, аттестацию, повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.
3.27. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в общеобразовательной организации.

4. Права

Учитель имеет право:
4.1. Участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определенном Уставом.
4.2. На материально-технические условия, требуемые для выполнения образовательной программы по учебной дисциплине и Федерального образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором.
4.3. Выбирать и использовать в образовательной деятельности образовательные программы, различные эффективные методики обучения обучающихся своему предмету, учебные пособия и учебники по учебной дисциплине, методы оценки знаний и умений школьников, рекомендуемые Министерством просвещения Российской Федерации или разработанные самим педагогом и прошедшие необходимую экспертизу.
4.4. Участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.
4.5. Давать обучающимся во время уроков, а также перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать учеников к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся.
4.6. Знакомиться с проектами решений директора, относящихся к его профессиональной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним правдивые объяснения.
4.7. Предоставлять на рассмотрение администрации школы предложения по улучшению деятельности общеобразовательной организации и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции педагогического работника.
4.8. На получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования, в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе.
4.9. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.10. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением учителем норм профессиональной этики.
4.12. На поощрения, награждения по результатам педагогической деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.13. Педагогический работник имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность

5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке учитель несет ответственность:

  • за реализацию не в полном объеме образовательных программ по преподаваемому предмету согласно учебному плану, расписанию и графику учебной деятельности;
  • за жизнь и здоровье учащихся во время урока, во время сопровождения учеников на предметные конкурсы и олимпиады по учебной дисциплине, на внеклассных мероприятиях, проводимых преподавателем;
  • за несвоевременную проверку рабочих тетрадей и контрольных работ;
  • за нарушение прав и свобод несовершеннолетних, установленных законом Российской Федерации, Уставом и локальными актами общеобразовательной организации;
  • за непринятие или несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшим и несвоевременное сообщение администрации школы о несчастном случае;
  • за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
  • за отсутствие должного контроля соблюдения школьниками правил и требований охраны труда и пожарной безопасности во время нахождения в учебном кабинете, на внеклассных предметных мероприятиях;
  • за несвоевременное проведение инструктажей учащихся по охране труда, необходимых при проведении уроков, внеклассных мероприятий, при проведении или выезде на олимпиады с обязательной фиксацией в Журнале регистрации инструктажей по охране труда.

5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией по профстандарту, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, учитель подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм учитель образовательной организации привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение общеобразовательной организации или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для учителя устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Норма часов учебной (преподавательской) работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы и является нормируемой частью его педагогической работы. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагога включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с учащимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями.
6.2. Учитель самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. Учебные планы работы педагога согласовываются заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются непосредственно директором образовательного учреждения.
6.3. Во время каникул, не приходящихся на отпуск, учитель привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной деятельности в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы педагога во время каникул утверждается приказом директора.
6.4. Заменяет уроки временно отсутствующих преподавателей на условиях почасовой оплаты на основании распоряжения администрации школы, в соответствии с положениями Трудового Кодекса Российской Федерации. Учителя заменяют в период временного отсутствия учителя той же специальности или преподаватели, имеющие отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе.
6.5. Получает от директора и заместителей директора информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под подпись с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.
6.6. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации, по вопросам успеваемости обучающихся – с родителями (лицами, их заменяющими).
6.7. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.8. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в учебном кабинете в случае, если является заведующим учебным кабинетом.
6.9. Информирует директора (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, заместителя директора по административно-хозяйственной части – об аварийных ситуациях в работе систем электроосвещения, отопления и водопровода.
6.10. Информирует администрацию общеобразовательной организации о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление учителя с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора общеобразовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки
«___»_____________202__г. _____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции для школы по Профстандартам

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Должностная инструкция учителя, с учетом требований профстандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

  http://vip.1kadry.ru/system/content/feature/image/-511724/

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________ 

Должностная
инструкция № _______

учителя,
(воспитателя)

1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.
Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и
ответственность
учителя,.

1.2. Решение
о назначении на должность и об освобождении от должности принимает директор по
представлению непосредственного руководителя.

1.3.
Требования к образованию и обучению работника:

·        
Высшее
образование или среднее профессиональное образование по направлениям
подготовки
«Образование и педагогика» или в области, соответствующей
преподаваемому предмету (с
последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической
деятельности),
либо высшее образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной
организации.

1.4.
Требования к опыту практической работы:

·        
Требования
к опыту практической работы не предъявляются.

1.5. Особые
условия допуска к работе:

·        
К
педагогической деятельности не допускаются лица:;

·        
лишенные
права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в
законную силу приговором суда;;

·        
имеющие
или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены
законодательством Российской Федерации;;

·        
признанные
недееспособными в установленном федеральным законом порядке;;

·        
имеющие
заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

1.6. Другие
характеристики для занятия должности:

·        
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

1.7. Работник
в своей деятельности руководствуется:

·        
действующими
нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

·        
уставом
организации, Правилами внутреннего трудового распорядка и локальными
нормативными актами организации;

·        
трудовым
договором и настоящей должностной инструкцией.

1.8. Работник
должен знать:

·        
Правила
внутреннего трудового распорядка;

·        
правила
и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

·        
информацию,
необходимую для выполнения своих должностных обязанностей. См.
подробнее в разделе 2.

1.9. Работник
подчиняется непосредственному руководителю.

1.10. На
время отсутствия работника (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет
лицо,
назначенное в установленном порядке.

2.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ, А ТАКЖЕ НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ДЛЯ ИХ
ВЫПОЛНЕНИЯ

В обязанности
работника входит:

2.1.
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования:

·        
Участие
в разработке основной общеобразовательной программы образовательной
организации
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного
образования;

·        
Участие
в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды
образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей,
поддержание
эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;

·        
Планирование
и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или
дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными
образовательными
стандартами и основными образовательными программами;

·        
Организация
и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной
программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или
дошкольного
возраста;

·        
Участие
в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом
и
другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных
особенностей
развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;

·        
Реализация
педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и
др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также
с детьми с
особыми образовательными потребностями;

·        
Развитие
профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных

задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей
возрастных и
индивидуальных особенностей их развития;

·        
Формирование
психологической готовности к школьному обучению;

·        
Создание
позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных
отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным
национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе
ограниченными) возможностями здоровья;

·        
Организация
видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте:
предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с
правилом),
продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития
свободной игры
детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

·        
Организация
конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание
условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности,
материалов;

·        
Активное
использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности;

·        
Организация
образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым
ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

Необходимые
умения:

·        
Организовывать
виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте:
предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с
правилом),
продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития
свободной игры
детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства;

·        
Применять
методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и
дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;

·        
Использовать
методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга,
позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ,
степень
сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и
развития на
следующих уровнях обучения;

·        
Владеть
всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной,
познавательно-исследовательской);

·        
Выстраивать
партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей
раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач,
использовать методы и
средства для их психолого-педагогического просвещения;

·        
Владеть
ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования,
реализации и
оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Необходимые
знания:

·        
Специфика
дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и
дошкольного возраста;

·        
Основные
психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный;

основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного
воспитания;

·        
Общие
закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;

·        
Особенности
становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

·        
Основы
теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и
дошкольного возраста;

·        
Современные
тенденции развития дошкольного образования.

Другие
характеристики:

·        
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

2.2.
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего
образования:

·        
Проектирование
образовательного процесса на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования с учетом
особенностей
социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей
деятельности от
игровой к учебной;

·        
Формирование
у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в
начальной школе;

·        
Формирование
метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий
до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного
общего
образования;

·        
Объективная
оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности
индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а
также
своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек;

·        
Организация
учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития
первоклассника;

·        
Корректировка
учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных
результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития
детей
младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий
дошкольного
обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и
девочек;

·        
Проведение
в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом)
мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к
учебно-воспитательному процессу в основной школе.

Необходимые
умения:

·        
Реагировать
на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за
ними серьезные личные проблемы;

·        
Ставить
различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических,
учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой
форме) в
соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего
возраста,
сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их
содержания;

·        
Во
взаимодействии с родителями (законными представителями), другими
педагогическими
работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную
образовательную
траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов
образовательных
результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки
программы
начального общего образования.

Необходимые
знания:

·        
Основные
и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания
и
развития детей младшего школьного возрастов;

·        
Федеральные
государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных
образовательных программ;

·        
Дидактические
основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных
технологий;

·        
Существо
заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных

способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке,
технологиях;

·        
Особенности
региональных условий, в которых реализуется используемая основная
образовательная программа начального общего образования.

Другие
характеристики:

·        
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

2.3.
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего
общего
образования:

·        
Формирование
общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира;

·        
Определение
на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или
ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития;

·        
Определение
совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими
участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог,
методист и
т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при
необходимости)
индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития

обучающихся;

·        
Планирование
специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или
отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми
образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и
собственных
разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация
планирования;

·        
Применение
специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного),
программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного
общения;

·        
Совместное
с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов
перевода, произношения;

·        
Организация
олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе
и др..

Необходимые
умения:

·        
Применять
современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы;

·        
Проводить
учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и
психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также
современных
информационных технологий и методик обучения;

·        
Планировать
и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной
программой;

·        
Разрабатывать
рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных
общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;

·        
Организовать
самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую;

·        
Разрабатывать
и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по
предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные
события
современности;

·        
Осуществлять
контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;

·        
Использовать
современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных
технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного
журнала и
дневников обучающихся);

·        
Использовать
разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по
индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных
государственных
образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего
образования;

·        
Владеть
основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной

почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

·        
Владеть
методами убеждения, аргументации своей позиции;

·        
Устанавливать
контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными
представителями), другими педагогическими и иными работниками;

·        
Владеть
технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения.

Необходимые
знания:

·        
Основы
общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических,

научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика,
психология,
возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета);

·        
Программы
и учебники по преподаваемому предмету;

·        
Теория
и методы управления образовательными системами, методика учебной и
воспитательной
работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных
помещений к
ним, средства обучения и их дидактические возможности;

·        
Современные
педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

·        
Методы
и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения;

·        
Основы
экологии, экономики, социологии;

·        
Правила
внутреннего распорядка;

·        
Правила
по охране труда и требования к безопасности образовательной среды.

Другие
характеристики:

·        
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

2.4. Модуль
«Предметное обучение. Математика»:

·        
Формирование
способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на
использование этой способности, на ее ценность;

·        
Формирование
способности к постижению основ математических моделей реального объекта или
процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и
процессов,
определения или предсказания их свойств;

·        
Формирование
конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики;

·        
Формирование
внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая
пространственный образ);

·        
Формирование
у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить
опровергающий пример;

·        
Формирование
у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные
варианты объектов и действий;

·        
Формирование
у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в
частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать
возможный
результат моделирования (например — вычисления);

·        
Формирование
материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию
математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы
современной
педагогики;

·        
Формирование
у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных
технологий в решении задачи там, где это эффективно;

·        
Формирование
способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально
новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам;

·        
Сотрудничество
с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и
др.;

·        
Развитие
инициативы обучающихся по использованию математики;

·        
Профессиональное
использование элементов информационной образовательной среды с учетом
возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в
конкретной
образовательной организации;

·        
Использование
в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов
дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном
использовании этих
ресурсов;

·        
Содействие
в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах,
исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и
ученических
конференциях;

·        
Формирование
и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к
занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков,
факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них

обучающихся;

·        
Предоставление
информации о дополнительном образовании, возможности углубленного
изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе
с
применением дистанционных образовательных технологий;

·        
Консультирование
обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы
знания математики;

·        
Содействие
формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности,
в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения
и нового
понимания;

·        
Выявление
совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных;

·        
Формирование
позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным
достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;

·        
Формирование
представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от
избранной профессии или специальности;

·        
Ведение
диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи,
выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.

Необходимые
умения:

·        
Совместно
с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в
математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся;

·        
Анализировать
предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его
правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь
обучающимся
в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в
улучшении
(обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения;

·        
Формировать
у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и
математического доказательства, предотвращать формирование модели
поверхностной имитации
действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор
различных путей
в решении поставленной задачи;

·        
Решать
задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том
числе
те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад
(включая новые
задачи регионального этапа всероссийской олимпиады);

·        
Совместно
с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста,
его
анализа, структуризации, реорганизации, трансформации;

·        
Совместно
с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно

применить математический аппарат и математические инструменты (например,
динамические
таблицы), то же — для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных
текстом;

·        
Совместно
с обучающимися создавать и использовать наглядные представления
математических
объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с
помощью
компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на
компьютере (с
помощью 3D-принтера);

·        
Организовывать
исследования — эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в
частных и общем случаях;

·        
Проводить
различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в
частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.;

·        
Поддерживать
баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической
тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого
обучающегося,
характера осваиваемого материала;

·        
Владеть
основными математическими компьютерными;

·        
инструментами:;

·        
визуализации
данных, зависимостей, отношений, процессов,;

·        
геометрических
объектов;;

·        
вычислений
— численных и символьных;;

·        
обработки
данных (статистики);;

·        
экспериментальных
лабораторий (вероятность, информатика);

·        
Квалифицированно
набирать математический текст;

·        
Использовать
информационные источники, следить за последними открытиями в области
математики и знакомить с ними обучающихся;

·        
Обеспечивать
помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса
математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных
консультаций (в том
числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения
соответствующих
заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических
работников, в
частности тьюторов;

·        
Обеспечивать
коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в
образовательный
процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии,
общего
смысла идущего в классе обсуждения);

·        
Работать
с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике

математической культуры.

Необходимые
знания:

·        
Основы
математической теории и перспективных направлений развития современной
математики;

·        
Представление
о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся
математических элементов этих приложений;

·        
Теория
и методика преподавания математики;

·        
Специальные
подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых
русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и
ближайшем
окружении.

Другие
характеристики:

·        
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

2.5. Модуль
«Предметное обучение. Русский язык»:

·        
Обучение
методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация,
трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для

анализирующего информации;

·        
Осуществление
совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой
реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства
меняющегося
языка»;

·        
Использование
совместно с обучающимися источников языковой информации для решения
практических или познавательных задач, в частности, этимологической
информации,
подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого
«бытового» подхода
(«народной лингвистики»);

·        
Формирование
культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по
проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций;

·        
Организация
публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на
школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и
интернет-конференции;

·        
Формирование
установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в
том числе в гипермедиа-формате;

·        
Стимулирование
сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии
семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые
языковые и
изобразительные средства;

·        
Обсуждение
с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы,
журналистики, рекламы и т.п.;

·        
Поощрение
индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся;

·        
Поощрение
участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими
анимационных и других видеопродуктов;

·        
Моделирование
видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность
является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных
обучающихся
(издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация
школьного
радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или
видеофильма и т.д.);

·        
Формирование
у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм
современного литературного русского языка;

·        
Формирование
у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования,
сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав.

Необходимые
умения:

·        
Владеть
методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному;

·        
Использовать
специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными
возможностями здоровья;

·        
Вести
постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию

речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы;

·        
Проявлять
позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим
культурно-исторические особенности развития региона;

·        
Проявлять
позитивное отношение к родным языкам обучающихся;

·        
Давать
этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни:
интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики;

·        
Поощрять
формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в
коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека.

Необходимые
знания:

·        
Основы
лингвистической теории и перспективных направлений развития современной
лингвистики;

·        
Представление
о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся
лингвистических элементов этих приложений;

·        
Теория
и методика преподавания русского языка;

·        
Контекстная
языковая норма;

·        
Стандартное
общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды.

Другие
характеристики:

·        
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

3.
ПРАВА

Работник
вправе:

3.1.
Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить
предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными
настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах
своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках,
выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить
предложения по их
устранению.

3.4.
Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных
обязанностей и
прав.

3.5.
Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и
документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Работник
несет ответственность:

4.1. За
ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных
действующим
трудовым законодательством Российской Федерации, и заключенным трудовым
договором.

4.2. За
нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в
пределах,
определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством
Российской Федерации, и заключенным трудовым договором.

4.3. За
причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим
трудовым и
гражданским законодательством Российской Федерации, и заключенным трудовым
договором.

5.
ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

5.1.
Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере
необходимости,
но не реже одного раза в пять
лет
.

5.2. С
приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию
знакомятся под
расписку все работники организации, на которых распространяется действие этой
инструкции.

Должностная
инструкция разработана в соответствии с приказом директора от 12 февраля 2017 г. № 
67 и профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного,

начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)»
,
утвержденным приказом Минтруда России от 18 октября
2013 года № 544н
.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель
отдела кадров

С настоящей
инструкцией ознакомлен.
Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Учитель,

Дата
______________

Должностная инструкция учителя

Должностную инструкцию учителя составляют в свободной форме. В документе указывают требования к специалисту, что он должен знать и уметь, какие у него есть права и обязанности.

Инструкция учителя помогает директору образовательного учреждения защитить свои интересы. Например, избежать административной и уголовной ответственности за нарушения, допущенные учителем.

1. Общие положения

1.1. Учитель относится к категории специалистов и подчиняется заместителю директора образовательного учреждения (далее — ОУ) по учебно-воспитательной работе, назначается на должность и освобождается от нее приказом директора ОУ.

1.2. Для работы учителем нужно высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Образование и педагогические науки» или по направлению, соответствующему преподаваемому предмету.

1.3. Учитель должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в РФ, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, законодательство РФ и Конвенцию ООН о правах ребенка, устав и локальные нормативные акты ОУ;
  • требования федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) основного и среднего общего образования к преподаванию своего предмета, рекомендации по их применению в ОУ;
  • основы педагогики, психологии, возрастной физиологии и гигиены;
  • преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и образовательных программ основного и среднего общего образования, его историю и место в мировой культуре и науке;
  • современные формы и методы обучения и воспитания школьников;
  • историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии обучения, реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся ОУ;
  • методы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разных возрастных категорий, их родителями и коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • рабочую программу и методику обучения предмету;
  • программы и учебники по предмету, отвечающие положениям ФГОС;
  • пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.

1.4. Учитель должен уметь:

  • использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам и ускоренным курсам в рамках ФГОС;
  • объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля;
  • применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения;
  • проводить занятия по учебной дисциплине, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии, современных информационных технологий и методик обучения;
  • разрабатывать рабочие программы по преподаваемому предмету на основе федеральных образовательных программ и контролировать их выполнение;
  • организовать самостоятельную деятельность детей, в том числе проектную и исследовательскую;
  • использовать современные способы оценивания — вести электронный журнал и электронные дневники обучающихся;
  • владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
  • организовывать внеурочную деятельность — конкурсы по предмету, тематические вечера с учетом историко-культурного своеобразия региона;
  • помогать детям, не освоившим необходимый материал — предлагать специальные задания и индивидуальные консультации, подключать других педагогов и тьюторов;
  • владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

2. Трудовые функции

2.1. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и общего образования в рамках ФГОС.

2.2. Обучение, воспитательная и развивающая деятельность.

3. Должностные обязанности

3.1. Учитель обязан:

  • выполнять свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего образования;
  • разрабатывать и реализовывать программы по учебной дисциплине в рамках основных общеобразовательных программ;
  • планировать и проводить учебные занятия;
  • проводить анализ эффективности уроков и подходов к обучению;
  • контролировать и оценивать учебные достижения, текущие и итоговые результаты освоения образовательной программы обучающимися;
  • объективно оценивать знания и умения учащихся;
  • проводить контрольно-оценочную работу при обучении с применением электронного журнала и дневников;
  • регулировать поведение учащихся на уроках, поддерживать посещаемость занятий;
  • использовать на уроках и во внеурочной деятельности современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы;
  • помогать в реализации учебной, исследовательской, проектной, творческой деятельности обучающихся;
  • развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, инициативность и творческие способности;
  • разрабатывать и реализовывать учебные планы по своему предмету в рамках индивидуальных программ развития ребенка;
  • организовывать олимпиады, конференции, предметные конкурсы и игры в школе, а также тематические вечера;
  • подготавливать учащихся к участию в олимпиадах по предмету, конкурсах, исследовательских проектах и ученических конференциях;
  • консультировать обучающихся по выбору профессий и специальностей, где необходимы знания преподаваемого предмета;
  • формировать представления обучающихся о полезности знаний по предмету вне зависимости от выбранной профессии или специальности.

4. Права

4.1. Учитель вправе:

  • требовать материально-технических условий, необходимых для выполнения образовательной программы по учебной дисциплине и ФГОС;
  • выбирать и использовать образовательные программы, различные эффективные методики обучения своему предмету, учебные пособия и учебники по учебной дисциплине, методы оценки знаний и умений школьников, рекомендуемые Минпросвещения РФ или разработанные самим педагогом и прошедшие необходимую экспертизу;
  • участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для профессиональной деятельности;
  • давать обучающимся во время уроков, а также перемен задания, которые относятся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать учеников к дисциплинарной ответственности;
  • получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования;
  • получать поощрения и награждения по результатам педагогической деятельности;
  • запрашивать у директора и других работников ОУ документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
  • разрабатывать и вносить на рассмотрение директора предложения по улучшению деятельности ОУ и организации труда в рамках своих должностных обязанностей;
  • знакомиться с решениями директора, касающимися его должностных обязанностей, и документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним обратную связь.

5. Заключительные положения

5.1. Учитель знакомится с должностной инструкцией под подпись при приеме на работу до подписания трудового договора.

5.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у генерального директора, другой — у учителя.

5.3. Учитель знакомится под подпись с изменениями в должностной инструкции, принятыми распоряжением генерального директора и касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав и ответственности.

С должностной инструкцией ознакомлен(а):
________ /Ковальчук Ирина Сергеевна
(подпись) / (расшифровка подписи)

Дата:
______________________

Должностная инструкция учителя

Чтобы сохранить шаблон, сделайте копию в свой гугл-док: Файл → Создать копию. Или скопируйте текст и вставьте в текстовый редактор.

docx, 15 KB

Чек-листы для предпринимателей

Пошаговые инструкции по самым частым вопросам предпринимателей

Подробнее

Еще документы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типовая должностная инструкция составителя поездов
  • Типовая должностная инструкция специалиста по охране труда
  • Типовая должностная инструкция советника директора школы по воспитанию
  • Типовая должностная инструкция специалиста по закупкам
  • Типовая должностная инструкция системного администратора