Типовая методическая инструкция по проведению экспертизы научно технических материалов

Типовая методическая инструкция по проведению экспертизы научно-технических материалов, подготовленных к открытому опубликованию и обладающих признаками контролируемых технологий

Оглавление

  • Типовая методическая инструкция
    • 1. Общие положения
    • 2. Организация работы по рассмотрению материалов, подготовленных для открытого опубликования
    • 3. Оформление, учет и хранение экспертных заключений о возможности опубликования материалов
  • Экспертное заключение комиссии внутреннего экспортного контроля

Одобрена
Комиссией по экспортному контролю
Российской Федерации
(3 апреля 2014 г.)

ТИПОВАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ,
ПОДГОТОВЛЕННЫХ К ОТКРЫТОМУ ОПУБЛИКОВАНИЮ И ОБЛАДАЮЩИХ
ПРИЗНАКАМИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Общие положения

1.1. Обеспечение реализации в (наименование ведомства) единой государственной политики в области экспортного контроля, в том числе предотвращения неконтролируемого открытого опубликования результатов научно-исследовательских, научно-экспериментальных и аналитических работ, содержащих информацию, подлежащую экспортному контролю, посредством проведения экспертизы подготовленных для опубликования материалов, возлагается на создаваемый в ведомстве (организации) координирующий орган (Комиссию).

1.2. Типовая методическая инструкция «Проведение экспертизы научно-технических материалов, предназначенных к открытому опубликованию и обладающих признаками контролируемых технологий» (далее — Методическая инструкция), является руководящим документом для вузов, научно-исследовательских институтов, научных центров, технопарков и прочих организаций, занимающихся научной деятельностью, находящихся в сфере ведения или подведомственных (наименование ведомства) (далее — организации). Методическая инструкция разработана в соответствии с поручением Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации (пункт 5 протокола N 4 от 7 декабря 2012 г.) и основывается на положениях статьи 24 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

1.3. Порядок, определяемый Методической инструкцией, разработан с целью предотвращения несанкционированного разглашения российскими учеными и специалистами в отечественных и зарубежных изданиях сведений, содержащих научно-техническую информацию, обладающую признаками контролируемых технологий, и исключения нанесения возможного ущерба интересам Российской Федерации и организациям, вызванного неправомерными или неосторожными действиями российских ученых и специалистов в отношении результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИОКР) финансируемых государством.

1.4. Под открытым опубликованием материалов понимается любое из перечисленных действий в отношении таких материалов: размещение в общественной сфере, публикация в средствах массовой информации (периодических печатных изданиях, радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, хроникальных и иных формах периодического распространения массовой информации, непериодических печатных изданиях) и в сети Интернет, оглашение на съездах, конференциях, совещаниях, симпозиумах, оформление заявок на изобретение, полезную модель, промышленный образец <1>, демонстрация в кинофильмах, видеофильмах, диафильмах, диапозитивах и слайдфильмах, экспонирование в музеях, на выставках, ярмарках, публичная защита диссертаций, депонирование рукописей и передача их иностранным гражданам.

———————————

<1> Контроль не распространяется на информацию, минимально необходимую для оформления патентной заявки.

1.5. Методическая инструкция является дополнением к основополагающим документам, определяющим функционирование системы внутрифирменного экспортного контроля, регламентирующая порядок обращения с материалами, подготовленными для открытого опубликования, и устанавливающая основные функции и права комиссии внутреннего экспортного контроля, создаваемой в организациях, указанных в подпункте 1.2 настоящей Методической инструкции (далее — КВЭК организации).

1.6. Требования Методической инструкции не распространяются на порядок обращения с материалами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну или служебную тайну.

2. Организация работы по рассмотрению материалов,
подготовленных для открытого опубликования

2.1. Материалы, подготовленные для открытого опубликования, должны пройти процедуру предварительной идентификационной экспертизы. Задачей экспертизы является предотвращение открытого опубликования результатов НИОКР финансируемых государством, содержащих сведения, подпадающие под действие списков (перечней) товаров и технологий, разрабатываемых в соответствии со статьей 6 указанного выше Федерального закона.

2.2. Идентификация материалов, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью исполнителя.

Материалы, которые по результатам предварительной экспертизы подпадают под экспортный контроль должны быть направлены для лицензирования в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля.

2.3. Экспертизе подлежат материалы, содержащие результаты проведенных научными подразделениями организаций НИОКР, как по утвержденным научным темам, так и полученные ранее, выполненные с привлечением любых форм государственного финансирования (грантов, проектов, контрактов, целевых программ).

2.4. Процедура предварительной идентификационной экспертизы материалов, подготовленных для открытого опубликования, возлагается на КВЭК организации. КВЭК организации формирует экспертные группы и принимает порядок проведения экспертизы материалов с целью выявления в них информации, представляющей интерес для экспортного контроля.

Права и основные функции экспертных групп при проведении предварительной идентификационной экспертизы материалов, подготовленных для открытого опубликования, определяются Положением о КВЭК организации. Состав и Положение о КВЭК организации утверждаются директором (ректором) организации.

2.5. Исполнитель вправе поручить проведение идентификации материалов организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (далее — экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации материалов несет экспертная организация.

2.6. Открытое опубликование материалов осуществляется только после прохождения следующих этапов процедуры экспертизы.

2.6.1. Материалы, подготовленные для публикации, представляются в постоянно-действующую техническую комиссию (ПДТК) или иной коллегиальный орган, выполняющий в организации аналогичные функции, для определения наличия (либо отсутствия) в них сведений, составляющих государственную тайну, служебную или коммерческую тайну, с целью исключения их открытого опубликования.

По результатам рассмотрения материалов этим коллегиальным органом могут быть приняты следующие решения:

а) материалы не подлежат открытой публикации;

б) материалы не содержат сведений, составляющих государственную тайну, служебную или коммерческую тайну, препятствующих открытой публикации.

2.6.2. Материалы до публикации представляются в КВЭК организации для проведения экспертизы в целях недопущения их несанкционированного разглашения и использования для разработки и создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Материалы представляются в машинописном виде, а также на электронном носителе.

По результатам экспертизы КВЭК организации могут быть приняты следующие решения:

а) в материалах не содержится сведений, подпадающих под действие списков контролируемых товаров и технологий, утвержденных указами Президента Российской Федерации;

б) в материалах недостаточно сведений для принятия объективного решения и необходимо представление дополнительной информации;

в) в материалах содержатся сведения, требующие проведения независимой идентификационной экспертизы и получения соответствующего заключения в экспертной организации о необходимости выдачи разрешительных документов специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля;

г) в материалах содержатся сведения, подпадающие под действие списков контролируемых товаров и технологий, или они могут быть использованы для целей создания оружия массового поражения, средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов. Они должны быть направлены для получения лицензии ФСТЭК России или разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации;

д) в материалах содержатся (либо не содержатся) сведения, позволяющие отнести их к продукции военного назначения.

2.7. После рассмотрения подготовленных к опубликованию материалов, в зависимости от отсутствия или наличия признаков, представляющих интерес для экспортного контроля, КВЭК организации выдает экспертное заключение о возможности их открытой публикации (прилагается).

Персональную ответственность за выданное заключение несет председатель КВЭК организации.

При пересечении государственной границы Российской Федерации, наличие экспертного заключения КВЭК организации о возможной открытой публикации не является основанием для не предъявления требований со стороны таможенных органов о предоставлении исполнителем заявленного материала дополнительного заключения экспертной организации об отсутствии в материалах сведений, подпадающий под экспортный контроль.

2.8. Если в представленных к опубликованию материалах содержатся сведения, относящие их к продукции военного назначения, открытая публикация таких материалов допускается только в случаях, специально предусмотренных законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.

3. Оформление, учет и хранение экспертных заключений
о возможности опубликования материалов

3.1. Экспертное заключение о возможности опубликования материала утверждается председателем КВЭК организации.

3.2. Ведение в организации учета результатов идентификации материалов, подготовленных для открытого опубликования (разрешений или отказов на открытую публикацию материалов), в соответствии со статьей 23 указанного Федерального закона, осуществляется КВЭК организации. Выданные экспертные заключения установленного образца (прилагается) хранятся в КВЭК организации сроком не менее трех лет после опубликования материала.

                                                      УТВЕРЖДАЮ
                                                Председатель комиссии
                                           внутреннего экспортного контроля
                                           ________________________________
                                              (наименование организации)
                                           _________________ (____________)
                                              "__" _____________ 20__ г.
                           ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                 КОМИССИИ ВНУТРЕННЕГО ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

___________________________________________________________________________
                        (наименование организации)

Комиссия внутреннего экспортного контроля _________________________________
                                             (наименование организации)
рассмотрев ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
подтверждает,    что    в    материале,   включающем   результаты   научно-
исследовательских,    опытно-конструкторских   и   технологических   работ,
финансируемых  государством,  не содержатся/содержатся (нужное подчеркнуть)
сведения __________________________________________________________________
         (согласно вариантов а) - д) пункта 2.6.2 Методической инструкции)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Заключение   (в   соответствии   с   предшествующим  выводом  о  содержании
материалов,   например):   для   открытого   опубликования   подготовленных
материалов в (на) _________________________________________________________
оформление  лицензии  ФСТЭК  России  или разрешения Комиссии по экспортному
контролю Российской Федерации не требуется.

Руководитель экспертной группы                           (________________)
                                                         (________________)
                                                         (________________)

СОГЛАСОВАНО:
Руководитель структурного подразделения
организации                                              (________________)

Введена в действие с 1 июня 2018 г.
I. Общие положения

1.1. Инструкция о порядке проведения в СамГТУ экспертизы материалов, предназначенных к открытому опубликованию (далее — Инструкция), разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 27.07. 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральным законом РФ №183-ФЗ от 18.07.1999 № «Об экспортном контроле» (ред. от 13.07.2015г.).

1.2. Инструкция определяет обязательный для всех сотрудников порядок проведения экспертизы материалов, предназначенных к открытому опубликованию, с целью предотвращения публикации сведений, не подлежащих разглашению.

1.3. Под открытым опубликованием понимается публикация научно-технических материалов, связанных с деятельностью СамГТУ, их оглашение на съездах, конференциях, совещаниях, симпозиумах, демонстрация в кинофильмах, видеофильмах, диафильмах, диапозитивах и слайд фильмах, экспонирование на выставках, депонирование рукописей, размещение в Интернет, вывоз материалов за границу или передача их иностранным гражданам.

1.4. Научно-технические материалы, предназначенные для опубликования в средствах массовой информации (далее — СМИ), передаются в СМИ только по согласованию с ректором университета.

II. Организация работы по подготовке и рассмотрению материалов для открытого опубликования

2.1. Экспертиза материалов проводится на предмет отсутствия или присутствия в них сведений, составляющих государственную тайну, сведений, указанных в списках контролируемых товаров и технологий, а также служебной информации ограниченного распространения, с целью исключения их открытого опубликования.

2.2. Осуществление экспертизы материалов, предназначенных для опубликования, возлагается на комиссию по экспортному контролю и экспертные комиссии факультетов (академии, институтов).

2.3. Состав комиссии по экспортному контролю и экспертных комиссий факультетов (академии, институтов) определяется приказом ректора СамГТУ.

2.4. Эксперты (члены экспертных комиссий) назначаются из числа работников СамГТУ, допущенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, и хорошо осведомленные о данном направлении деятельности.

2.5. Автор, составитель и редактор подготовленного к публикации материала, в случае, если они являются членами экспертной комиссии или комиссии по экспортному контролю, не могут привлекаться к экспертизе и подписывать экспертное заключение.

2.6. При необходимости в экспертизе могут участвовать также представители подразделения по защите государственной тайны в части, их касающейся.

2.7. Если авторами материалов, подготовленных к опубликованию, являются только сотрудники и обучающиеся СамГТУ, то экспертиза рассматриваемых материалов находится в компетенции СамГТУ и экспертное заключение оформляется по форме, приведенной в
приложении 1.

2.8. Если соавторами материалов, подготовленных к опубликованию, также являются представители другой организации, и экспертиза рассматриваемых материалов находится как в компетенции СамГТУ, так и в компетенции другой организации, то экспертное заключение оформляется по форме, приведенной в
приложении 2. При этом необходимо получить от другой организации заключение о возможности открытого опубликования или разрешение на проведение экспертизы экспертной комиссии «СамГТУ».

2.9. Если соавторами материалов, подготовленных к опубликованию, также являются представители другой организации, и экспертиза рассматриваемых материалов не находится в компетенции СамГТУ, то экспертное заключение оформляется по форме, приведенной в
приложении 3. При этом заключение о возможности открытого опубликования необходимо получить от данной организации.

2.10. Организацию рассмотрения и обсуждения предназначенных для опубликования материалов осуществляет первый проректор — проректор по научной работе.

2.11. Руководство и контроль за соблюдением установленного порядка подготовки материалов к открытому опубликованию, качеством проведения экспертизы и обоснованностью выдаваемых заключений осуществляют первый проректор — проректор по научной работе и начальник управления по безопасности и режиму.

2.12. Эксперты при рассмотрении материалов, предназначенных для открытого опубликования, должны руководствоваться:

  • Федеральным законом РФ от 21.07.1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»;
  • Федеральным законом от 27.07. 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Федеральным законом РФ №183-ФЗ от 18.07.1999 № «Об экспортном контроле» (ред. от 13.07.2015г.);
  • перечнями сведений, составляющих государственную тайну;
  • списками контролируемых товаров и технологий, утвержденными Указами Президента РФ № 1661 от 17.12.2011 г., № 1082 от 28.08.2001 г., № 36 от 14.01.2003 г., № 1005 от 08.08.2001 г., № 202 от 14.02.1996 г. и № 1083 от 20.08.2007 г.;
  • Положением о внутривузовской комиссии по экспортному контролю П-207 от 04.08.2016г.;
  • настоящей инструкцией.

2.13. Для рассмотрения материалов и принятия решения о возможности их опубликования, необходимо оформить следующие документы:

  • Авторская справка – 1 экз. (приложение 4);

Подписывается автором (авторами) и заведующим кафедрой. В справке должно быть указано на основании чего выполнена работа (номер г/б, номер х/д, номер гранта, аспирантский план, инициативная НИР и т.п.), а также номер и дата протокола заседания кафедры, на котором получена рекомендация к опубликованию работы.

  • Экспертное заключение о возможности опубликования – 2 экз. (приложение 1 или приложение 2 или приложение 3, в соответствии с пунктами 2.7-2.9);

Подписывается секретарем и председателем экспертной комиссии факультета (академии, института) ( приложение 5), экспертом – членом комиссии по экспортному контролю и секретарем комиссии по экспортному контролю (приложение 6).

  • Текст научной работы, на которую оформляется заключение – 1 экз.;
  • Разрешение на вывоз материалов за рубеж (оформляется при выезде авторов за рубеж) – приложение 7.
  • Служебная записка о рассмотрении материалов на комиссии по экспортному контролю (оформляется при выезде авторов за рубеж) – приложение 8.
  • Служебная записка о рассмотрении на комиссии по экспортному контролю вопроса о приеме иностранной делегации и передаче материалов за границу (оформляется при приеме иностранной делегации) – приложение 9.

2.14. Перечисленные выше документы, направляются на утверждение начальнику управления научных исследований, после чего авторская справка, 1 экземпляр экспертного заключения, 1 экземпляр разрешения на вывоз материалов и текст работы сдаются секретарю экспертной комиссии, а 1 экземпляр экспертного заключения и 1 экземпляр разрешения на вывоз материалов за рубеж — выдаются автору.

2.15. Экспертное заключение и сопутствующие документы необходимы для:

  • защиты прав автора (в случаях, предусмотренных законом);
  • защиты прав работодателя (СамГТУ);
  • для учёта публикаций сотрудников и студентов СамГТУ.

2.16. При отсутствии единого мнения экспертов проводится дополнительная экспертиза с привлечением других экспертов.

2.17. Утвержденное экспертное заключение, оформленное в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции, хранится в течение года после его опубликования, после чего сдается в архив. При необходимости с экспертного заключения могут сниматься копии.

2.18. Эксперты несут персональную ответственность за данное ими заключение.

2.19. Первый проректор — проректор по научной работе обеспечивает подразделения нормативными документами, регламентирующими вопросы подготовки материалов к открытому опубликованию и разъясняющими требования нормативных документов, и осуществляет проверки выполнения требований настоящей Инструкции в структурных подразделениях СамГТУ.

III. Права и обязанности экспертов

3.1. Эксперты имеют право:

а) обращаться в установленном порядке за соответствующей консультацией в компетентные органы государственной власти и организации;
б) получать от авторов письменное подтверждение об источниках, использованных ими при подготовке материалов к опубликованию, а также другую информацию, необходимую для подготовки заключения;
в) требовать от автора письменного согласия организаций, неопубликованные результаты работы которых использованы в рассматриваемых материалах;
г) готовить мотивированное заключение по существу рассматриваемых материалов на запросы издающих органов и организаций;
д) вносить в установленном порядке предложения о совершенствовании нормативных документов по вопросам подготовки материалов к открытому опубликованию.

3.2. Эксперты обязаны:

а) знать и соблюдать требования документов указанных в п.1 настоящей Инструкции;
б) при обнаружении в рассматриваемых материалах сведений информации с ограниченным доступом, вынести заключение, запрещающее их открытое опубликование;
в) требовать письменного согласия организаций, неопубликованные результаты работ которых использованы в рассматриваемых материалах;
г) рассматривать материалы с учетом ранее опубликованных работ (в том числе и в зарубежной печати) по данной тематике с тем, чтобы эта публикация не смогла нанести ущерба интересам Российской Федерации;
д) при экспертизе тематических сборников рассматривать вопрос о возможности опубликования не только каждой статьи в отдельности, но и о целесообразности публикации сборника в целом;
е) проверять выполнение рекомендаций федеральных органов исполнительной власти и организаций, если они имеются в их заключении на рассматриваемую работу;
ж) давать мотивированное заключение по существу рассматриваемых материалов на запросы издающих организаций.

Экспортный контроль

Документы

  • Постановление Правительства РФ от 21.06.2001г. №477 — О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля
  • Федеральный закон от 18.06.1999г. — Об экспортном контроле
  • Постановление правительства РФ от 13.06.2012 №583 — О порядке учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля
  • Постановление Правительства РФ от 16.04.2001г. №294 — Об утверждении правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль
  • Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль. Утвержден Указом Президента РФ от 14.01.2003 г. №36 (в ред. Указов Президента РФ от 09.10.2006 г. №1114, от 14.10.2008 г. №1464)
  • Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, попадающих под экспортный контроль. Утвержден Указом Президента РФ от 14.02.1996 г. №202 (в ред. Указов Президента РФ от 12.05.1997 г. №468, от 21.06.2000 г. №1151, от 04.02.2004 г. №141, от 14.11.2005 г. №1318, от 14.10.2008 г. №1464)
  • Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль. Утвержден Указом Президента РФ от 17.12.2011 г. №1661
  • Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых осуществляется экспортный контроль. Утвержден Указом Президента РФ от 08.08.2001 г. №1005
  • Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых осуществляется экспортный контроль. Утвержден Указом Президента РФ от 28.08.2001 г. №1082
  • Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю. Утвержден Указом Президента РФ от 20.08.2007 г. №1083
  • Список соответствия кодов ТН ВЭД позициям контрольных списков 
  • Перечень товаров, в отношении которых ФСТЭК России принято идентификационное решение о неприменении запретов и ограничений, непредусмотренных законодательством РФ в области экспортного контроля.
  • Перечень химикатов, попадающих под действие раздела 2 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденного Указом Президента РФ от 28.08.2001 г. № 1082, а также Списка 2 Приложения по химикатам к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.
  • Типовая методическая инструкция по проведению экспертизы научно-технических материалов, подготовленных к открытому опубликованию и обладающих признаками контролируемых технологий. Одобрена Комиссией по экспортному контролю РФ от 03.04.2014 г.
  • Справочник по экспортному контролю товаров и технологий двойного назначения РФ. Том IV. Практическое руководство. Санкт-Петербург. 2011 г.

  • Вход

1. Экспертиза материалов, предназначенных к открытому опубликованию, проводится в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» на основании Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203, а также Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства образования и науки РФ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 10.11.2014, № 36с.

Экспертизу материалов, предназначенных к открытому опубликованию, осуществляют экспертные комиссии (приказ ректора АлтГУ от 16 января 2020 г. № 030/п), входящие в состав Постоянно действующей технической комиссии университета по защите государственной тайны (приказ ректора АлтГУ от 16 января 2020 г. № 029/п). Экспертиза материалов осуществляется в соответствии с Рекомендациями по проведению экспертизы материалов, предназначенных для открытого опубликования, одобренными решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 30 октября 2014 г. № 293, а также в соответствии с «Положением о проведении экспертизы материалов, предназначенных к открытому опубликованию» (утверждено приказом ректора АлтГУ от 16 января 2020 г. № 028/п).

Экспертизе подлежат материалы, подготавливаемые для открытого опубликования работниками университета и содержащие сведения:

  • в военной области;
  • в области экономики, науки и техники;
  • в области внешней политики и экономики;
  • в области разведывательной, контрразведывательной и оперативноразыскной деятельности;
  • в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Под открытым опубликованием понимается публикация материалов в средствах массовой информации (периодических печатных изданиях, радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, хроникальных и иных формах периодического распространения массовой информации), в открытых непериодических печатных изданиях (монографиях и авторефератах, материалах научных конференций, сборниках научных трудов, научных, научно-методических сборниках, учебниках, учебных, учебно-методических и наглядных пособиях, справочных и информационных изданиях и других непериодических печатных изданиях), оглашение на открытых съездах, конференциях, совещаниях, симпозиумах, оформление материалов заявок на изобретение, полезную модель, промышленный образец, демонстрация в открытых кинофильмах, видеофильмах, диафильмах, диапозитивах и слайдфильмах, экспонирование на открытых выставках, ярмарках, в музеях и в других местах обозрения, распространение рекламы, публичная защита диссертаций, депонирование рукописей, вывоз материалов за границу или передача их иностранным государствам, организациям и гражданам, а также размещение материалов в открытых информационных системах и информационно-телекоммуникационных сетях.

2. Экспортный контроль — комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законами и иными нормативными правовыми актами порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Объекты экспортного контроля — товары, информация, работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых законодательством РФ установлен экспортный контроль, включая продукцию, подлежащую экспортному контролю в рамках «всеобъемлющего контроля».

Экспертиза научно-исследовательских результатов проводится только по научно-техническим и естественнонаучным специальностям и направлениям до передачи материалов иностранному лицу или публикации в открытом источнике.

2.1 Подготовка участия в международных выставках и конференциях, проводимых как за рубежом, так и на территории РФ (публикаций, докладов, статей, тезисов и других форм открытого опубликования научно-исследовательских результатов в области техники и технологий):

Экспертиза научно-исследовательских результатов проводится экспертной комиссией по экспортному контролю (далее КЭК), в компетенции которой лежат вопросы научно-исследовательских результатов.

Заказчик экспертизы обязан предоставить в КЭК материалы опубликования (статьи, доклады, презентации и др.) и перевод аннотации на русский язык. В случае если КЭК определит, что характер материалов опубликования (публикаций, докладов, статей, тезисов, монографий и пр.), является фундаментальным, проведение процедур экспортного контроля не требуется. В остальных случаях требуется проведение заключение комиссии. Без положительного заключения комиссии передача научно-исследовательских результатов иностранному лицу запрещается.

2.2 Заключение договоров, контрактов, соглашений с иностранными заказчиками, предусматривающих экспорт продукции в области техники и технологии (научно-технические и естественнонаучные договоры), а также планово-технической и отчетной документации на выполнение НИР, ОКР или НИОКТР по заказам иностранных организаций:

Необходимо обратиться к секретарю КЭК Широкову Ивану Михайловичу, тел. 298-123 (вн. 1190).

Контрольные списки — утвержденные указами Президента списки контролируемых товаров и технологий:

  • Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661;
  • Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 № 202;
  • Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14 января 2003 г. № 36;
  • Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента от 8 августа 2001 г. № 1005;
  • Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типовая инструкция частного охранника на объекте охраны образец
  • Типовая инструкция рабочий люльки подъемника вышки
  • Типовая инструкция по эксплуатации электролизных установок для получения водорода и кислорода
  • Типовая инструкция при проведении массовых мероприятий
  • Типовая инструкция по эксплуатации электродвигателей в установках собственных нужд электростанций