Руководство по соблюдению обязательных требований
в сфере надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки
Формирование единого понимания обязательных требований законодательства в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки — это залог успеха в достижении цели снижения количества нарушений.
Главным документом, содержащим обязательные требования к зерну, используемому на продовольственные и кормовые цели и выпускаемому в обращение на единой Таможенной территории Таможенного союза, является технический регламент Таможенного союза ТС ТР 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874 (далее – ТР ТС 015/2011).
В соответствии со статьей 2 ТР ТС 015/2011 выпуск в обращение определяется как купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.
Зерно выпускается в обращение при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия. Поставляемое зерно, соответствие которого не подтверждено, не допускается к выпуску в обращение.
Оценка соответствия поставляемого зерна требованиям ТС ТР 015/2011 проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна по единым правилам и схемам, установленным данным техническим регламентом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» документом, удостоверяющим соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, является декларация о соответствии.
Выпуск в обращение зерна на единой таможенной территории Таможенного союза без документов, подтверждающих соответствие зерна требованиям ТР ТС 015/2011 (деклараций о соответствии, протоколов испытаний, в которых отражены показатели безопасности, а также показателями качества в соответствии с применяемыми ГОСТами) запрещен.
Требования к процессам хранения и обработки зерна
Хранение зерна должно осуществляться в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства — члена Таможенного союза.
Поверхности стен, потолков, несущих конструкций, дверей, пола производственных помещений, а также силосов и бункеров должны быть доступными для их очистки и обеззараживания. Состояние кровли и стен зернохранилищ, конструкции входных отверстий каналов активной вентиляции должны обеспечить предотвращение попадания в них атмосферных осадков и посторонних предметов.
Технологический процесс обработки зерна в зернохранилищах должен обеспечивать сушку, очистку и обеззараживание зерна до уровня, обеспечивающего безопасное и стойкое для хранения состояние.
В зернохранилищах не допускается хранить совместно с зерном токсичные, горючие химические вещества, горюче-смазочные материалы и нефтепродукты, а также пищевую продукцию иного вида и непищевую продукцию в случае, если это может привести к загрязнению зерна.
В зернохранилище в течение всего периода хранения зерна должна быть организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха.
В зернохранилищах при хранении зерна должны обеспечиваться условия, позволяющие исключить возможность самовозгорания зерна, а также условия, обеспечивающие взрыво — и пожаробезопасность.
Требования к перевозке зерна
Перевозка зерна осуществляется транспортными средствами, обеспечивающими безопасность и сохранность зерна при его перевозке.
Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту зерна от загрязнения, препятствовать просыпанию зерна, проникновению животных, в том числе грызунов и насекомых, а также обеспечивать проведение очистки и (или) мойки, и (или) дезинфекции, и (или) дезинсекции, и (или) дератизации.
Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о:
1) виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт);
2) количестве зерна, в единицах массы;
3) наименовании и месте нахождения заявителя;
4) о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (далее — ГМО) в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента.
Для зерна, полученного с применением ГМО, должна быть приведена информация: «генетически модифицированное зерно» или «зерно, полученное с использованием генно-модифицированных организмов» или «зерно содержит компоненты генно-модифицированных организмов», с указанием уникального идентификатора трансформационного события.
Несоблюдение обязательных требований технических регламентов, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ (Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4,10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20000 до 30000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.
Недостоверное декларирование зерна
Задекларированное зерно, изготовленное с нарушениями требований к данному виду продукции, которое по результатам контрольно-надзорных мероприятий после испытаний в аккредитованной лаборатории признано не соответствующим требованиям безопасности, оговоренным статьей 4 ТР ТС 015/2011; зерно, прошедшее при декларировании не полный объем испытаний, а также зерно, прошедшее испытание в лаборатории либо задекларированное в органе по сертификации, области аккредитации которых не распространяются на продукцию, попадающую под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», считается зерном, прошедшим недостоверное декларирование соответствия продукции.
По разъяснению Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в случае, если орган государственного контроля (надзора) обнаружил несоответствие декларации о соответствии продукции требованиям к установленному кругу заявителей при её принятии, либо нарушение установленных форм декларации о соответствии или правил оформления декларации о соответствии, а также принятие изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом декларации о соответствии продукции без доказательственных материалов либо на основании доказательственных материалов, содержащих недостоверные результаты исследований (испытаний) и измерений, или содержащих не в полном объёме результаты исследований (испытаний и измерений или неподтверждённые сведения о соответствии продукции требованиям технических регламентов, орган государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписание о прекращении действия декларации о соответствии и информировать об этом Росаккредитацию.
Недостоверное декларирование соответствия продукции является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44 КоАП РФ (Недостоверное декларирование соответствия продукции) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.
Действия, предусмотренные настоящей статьёй, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ (Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.
Требования к маркировке зерна
Зерно, соответствующее требованиям безопасности согласно статье 4 ТР ТС 015/2011 и прошедшее процедуру подтверждения соответствия (декларирования), должно быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Маркировка зерна, помещенного в транспортную тару и (или) потребительскую упаковку, должна быть на русском языке. Допускается нанесение маркировки на государственном(ых) языке(ах) государства — члена Таможенного союза. Информация для приобретателя , указанная на маркировке, должна быть понятной, легко читаемой, достоверной и не вводить его в заблуждение. Маркировка зерна, упакованного в потребительскую упаковку (зерно на кормовые цели), должна наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.
Маркировка зерна, помещенного непосредственно в транспортную тару, должна наноситься на транспортную тару, и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную тару или прилагаемый к каждой транспортной таре, либо содержаться в товаросопроводительных документах.
Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.46 КоАП РФ:
— ч.1 ст. 14.46 Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.
— ч. 2 ст. 14.46 Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 700000 до 1000000 рублей.
Продовольственная пшеница и крупяные изделия относятся соответственно к продовольственному сырью и пищевым продуктам, поскольку в натуральном и переработанном виде употребляются в пищу человеком. Следовательно, на них распространяются требования Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – закон № 29-ФЗ).
Основные обязательные требования данного закона применительно к зерну и продуктам его переработки, изложены в следующих статьях.
Статьёй 3 закона № 29-ФЗ предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
— не соответствуют требованиям нормативных документов;
— имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов;
— не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
— не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
— не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать качество и безопасность производимой и закупленной пищевой продукции обусловлена статьёй 4 закона № 29-ФЗ, в которой, в частности, говорится, что качество и безопасность пищевых продуктов обеспечиваются посредством проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации.
Необходимость наличия программы производственного контроля при обороте пищевых продуктов предусмотрена пунктом 2 статьи 22 закона № 29-ФЗ. В нем сказано, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется в соответствии с программой производственного контроля, разрабатываемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании нормативных и технических документов.
Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ (Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна) и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.
Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ:
— ч.1. ст.19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.
Соблюдение вышеуказанных обязательных требований позволит обеспечить население Краснодарского края и Республики Адыгея качественным и безопасным зерном.
Административная ответственность за нарушение обязательных требований в сфере надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки
Несоблюдение обязательных требований технических регламентов, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ (Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4,10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20000 до 30000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.
Недостоверное декларирование соответствия продукции является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44 КоАП РФ (недостоверное декларирование соответствия продукции) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ (Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.
Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.46 КоАП РФ (ч.1 ст. 14.46 — маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.
Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ (Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна) и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.
Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ (ч.1. ст.19.5 -невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.
По возникающим вопросам обращаться по адресу: 350012, г. Краснодар, ул. академика Лукьяненко, 111, кабинет 22; тел./факс (861) 222-09-46, e-mail: zernootborotd@rsn.krasnodar.ru.
Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 28.04.2022 № 313 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в июне 2022 года» (Приложение)
Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 08.06.2022 № 438 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в июле 2022 года» (Приложение)
Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 11.07.2022 № 568 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в августе 2022 года» (Приложение)
Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 03.08.2022 № 671 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в сентябре 2022 года» (Приложение)
Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 09.09.2022 № 804 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в октябре 2022 года» (Приложение)
Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 09.09.2022 № 804 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в ноябре 2022 года» (Приложение)
Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 11.11.2022 № 1112 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в декабре 2022 года» (Приложение)
Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 15.12.2022 № 1190 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в январе 2023 года» (Приложение)
Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 13.01.2023 № 14 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в феврале 2023 года» (Приложение)
Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 10.02.2023 № 118 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в марте 2023 года» (Приложение)
Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 14.03.2023 № 228 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в апреле 2023 года» (Приложение)
Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 11.04.2023 № 326 «О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в мае 2023 года» (Приложение)
УТВЕРЖДЕН
Решением Комиссии
Таможенного союза
от 9 декабря 2011 г. № 874
Предисловие
1. Настоящий технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» (далее – технический регламент) разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.
2. Настоящий технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к зерну, обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
3. Если в отношении зерна приняты иные технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие требования к зерну, то зерно должно соответствовать требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на него распространяется.
Статья 1. Область применения
1. Настоящий технический регламент распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей.
Настоящий технический регламент не распространяется на зерно, предназначенное для семенных целей, продукты переработки зерна.
2. Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
3. Идентификация зерна осуществляется на основании информации, указанной в товаросопроводительных документах, по маркировке, визуальному осмотру ботанических признаков зерна, характерных для данного вида культуры, а также отличительных признаков, указанных в приложении 1 к настоящему техническому регламенту.
В случае если зерно невозможно идентифицировать на основании информации, указанной в товаросопроводительных документах, по маркировке, визуальному осмотру, идентификацию проводят аналитическим методом – путем проверки соответствия физико-химических показателей зерна в соответствии со стандартами, указанными в статье 5 настоящего технического регламента
Технический регламент Таможенного союза
«О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011)
Вступил в силу 1 июля 2013 года
Ответственный разработчик
Республика Казахстан
(Министерство сельского хозяйства)
Соразработчики
Республика Беларусь
(Министерство сельского хозяйства и продовольствия)
Российская Федерация
(Министерство сельского хозяйства)
Уполномоченные органы,
ответственные за осуществление государственного контроля (надзора)
Государственная служба безопасности пищевых продуктов Министерства сельского хозяйства Республики Армения
Министерство сельского хозяйства Республики Беларусь
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
Министерство национальной экономики Республики Казахстан
Местные исполнительные органы Республики Казахстан
Государственная инспекция ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Решение о принятии технического регламента
Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 874
Изменения в технический регламент
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2016 г. № 33
Вступили в силу
27 ноября 2016 г.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15 сентября 2017 г.
№ 101
Вступили в силу
16 июля 2018 г.
Перечни стандартов к техническому регламенту
Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 874 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 ноября 2012 г. № 227)
Изменения в Перечни стандартов к техническому регламенту
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 июля 2014 г. № 124
Программа разработки межгосударственных стандартов
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 291
Перечень продукции с кодами ТН ВЭД
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 февраля 2014 г. № 20
- Услуги
- Таможенный союз
- Декларация о соответствии по техническим регламентам ТС
- Зерновая продукция
ТР ТС 015/2011
Согласно техническому регламенту «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011, утв. Решением КТС от 09 декабря 2011г. № 874 на продукцию оформляется декларация о соответствии.
Зерно, выпускаемое в обращение на территорию Таможенного союза, направляемое на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, не подлежит подтверждению соответствия.
Действие ранее выданных деклараций о соответствии
до окончания срока действия, но не позднее 15 февраля 2015г.
Схемы декларирования на зерно (по ТР ТС 015/2011)
- на серию 1д , 3д — не более 3 лет;
- на партию 2д, 4д — по выбору заявителя;
- на серию 6д — не более 5 лет.
Заявитель может быть:
по схемам 1д, 3д, 6д юридическое лицо или физическое лицо, являющееся изготовителем, либо выполняющее функции иностранного изготовителя.
по схемам 2д, 4д юридическое лицо или физическое лицо, являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя.
Переоформление декларации на зерно
Декларация о соответствии подлежит переоформлению в следующих случаях:
- при изменении требований настоящего технического регламента;
- при изменении состава технической документации или технологического процесса производства и/или хранения, которые повлияли или могут повлиять на соответствие зерна установленным требованиям.
Переоформление декларации о соответствии осуществляется в порядке ее принятия.
Срок хранения пакета документов при декларирование
Техническая документация должна храниться:
- на зерно, выпускаемое серийно – у заявителя в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) производства зерна;
- на партию зерна – у заявителя в течение не менее 10 лет со дня реализации партии зерна.
Документы для оформления декларации о соответствии
При подаче документов для оформлениядекларации о соответствии по ТР ТС «О безопасности зерна» необходимо предоставить
При оформлении на партию:
- регистрационные документы (свидетельства ИНН, ОГРН, коды статистики);
- договор/контракт на поставку или договор на выполнение функции иностранного изготовителя;
- сертификат качества от производителя (при наличии).
При оформлении на производителя:
- регистрационные документы (свидетельства ИНН, ОГРН, коды статистики);
- договор аренды производственных площадей;
- сертификаты качества;
- нормативный документ, по которому производится (СТО, ТУ, ГОСТ).
Маркировка
Единый знак обращения продукции наносится на упаковку или на прилагаемые документы в случае перевозки зерна насыпью. Наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока годности зерна.
Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о:
1) виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт);
2) количестве зерна, в единицах массы;
3) наименовании и месте нахождения заявителя;
4) о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (далее – ГМО) в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента.
Для зерна, полученного с применением ГМО, должна быть приведена информация: «генетически модифицированное зерно» или «зерно, полученное с использованием генно-модифицированных организмов» или «зерно содержит компоненты генно-модифицированных организмов», с указанием уникального идентификатора трансформационного события.
Маркировка зерна, помещенного в потребительскую упаковку (зерно на кормовые цели), и зерна в транспортной таре должна содержать информацию, указанную в подпунктах 1 – 4 настоящего пункта, и информацию о сроке годности и условиях хранения зерна (для зерна, предназначенного на кормовые цели и упакованного в потребительскую упаковку).
Допускается маркировку зерна дополнять надписью: «Срок годности не ограничен при соблюдении условий хранения».
Маркировка зерна, помещенного в транспортную тару и (или) потребительскую упаковку, должна быть на русском языке. Допускается нанесение маркировки на государственном (ых) языке (ах) государства – члена Таможенного союза.
Информацию о наименовании места нахождения изготовителя зерна, расположенного за пределами единой таможенной территории Таможенного союза, допускается указывать буквами латинского алфавита и арабскими цифрами или на государственном (ых) языке (ах) страны по месту нахождения изготовителя зерна при условии ее указания на русском языке.
Маркировка зерна, упакованного в потребительскую упаковку (зерно на кормовые цели), должна наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.
Маркировка зерна, помещенного непосредственно в транспортную тару, должна наноситься на транспортную тару, и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную тару или прилагаемый к каждой транспортной таре, либо содержаться в товаросопроводительных документах.
Полезная информация
- головневое зерно – зерно, частично или полностью загрязненное спорами головни;
- загрязненность зерна вредителями – наличие в межзерновом пространстве мертвых вредителей или их частей, а также продуктов их жизнедеятельности;
- зараженность зерна вредителями – наличие в межзерновом пространстве или внутри отдельных зерен живых вредителей в любой стадии их развития;
- кормовые цели – использование зерна в качестве корма для животных и производства комбикормов;
- насекомые-вредители зерна – зерновой точильщик, хлебный точильщик, амбарный долгоносик, рисовый долгоносик, огневки, амбарная моль, трогодерма изменчивая, мавританская козявка, ковровый жук, капровый жук, мучные хрущаки, булавоусый малый хрущак, притворяшки, кожееды, мукоеды, грибоеды, блестянки, скрытники, скрытноеды, сеноеды, зерновки, листовертки;
- обеззараживание зерна – химическое, радиационное или физическое воздействие на зерно с целью уничтожения вредителей и микроорганизмов;
- обработка зерна – очистка и (или) сушка, и (или) обеззараживание зерна с целью обеспечения его безопасности;
- очистка зерна – удаление примесей с целью обеспечения безопасности зерна;
- партия зерна – количество зерна одного наименования (вида), однородного по качеству, предназначенное к одновременной приемке, отгрузке и (или) хранению;
- перевозка зерна – перемещение партий зерна при его обращении;
- пищевые цели – использование зерна для переработки в пищевую продукцию;
- поставляемое зерно – зерно, прошедшее обработку и направляемое на пищевые или кормовые цели;
- посторонний запах зерна – запах, не свойственный зерну данного наименования (вида), появляющийся в результате сорбции зерном пахучих посторонних веществ;
- производство зерна – комплекс агротехнологических мероприятий, направленных на выращивание зерна;
- розовоокрашенное зерно – зерно выполненное, блестящее, с розовой пигментацией оболочек преимущественно в области зародыша;
- спорынья – зерно, пораженное грибом Claviceps purpurea в виде удлиненных плотных образований в колосе темно-фиолетового цвета;
- сушка зерна – понижение влажности зерна с целью обеспечения его безопасности;
- утилизация зерна – использование зерна, не соответствующего требованиям настоящего технического регламента, в целях, отличных от целей, для которых зерно предназначено и в которых обычно используется, либо приведение зерна, не соответствующего требованиям настоящего технического регламента, в состояние, не пригодное для любого его использования и применения, а также исключающее неблагоприятное воздействие его на человека, животных, растения и окружающую среду;
- фузариозное зерно – зерно, пораженное при его созревании грибами рода фузариум (щуплое, легковесное, морщинистое, белесоватое, иногда с пятнами оранжево-розового цвета);
- хранение зерна – технологический процесс создания в зернохранилище условий для обеспечения безопасности зерна;
- экспертиза зерна – определение показателей безопасности зерна в целях принятия решения о возможности его утилизации.
Вам может быть интересно:
- ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»
- ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»
- ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»
Всю подробную информацию по оформлению декларации на зерно уточняйте у наших специалистов по тел. 8 (495) 781-34-34, или пишите на электронную почту info@gostest.com
Снять ограничение
ГОСТ 13586.3-2015
ГОСТ 13586.3-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЗЕРНО
Правила приемки и методы отбора проб
Grain. Acceptance rules and sampling methods
Дата введения 2016-07-01
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Минэкономразвития Украины |
(Поправка. ИУС N 6-2019), (Поправка. ИУС N 3-2020).
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Правила приемки
Таблица 1
Масса перемещаемой партии, т |
Состояние по засоренности |
|
Чистое и средней чистоты |
Сорное |
|
До 100 включ. |
От каждых 3 т |
От каждых 3 т |
Св. 100 до 200 включ. |
» 5 т |
» 5 т |
» 200 » 400 « |
» 10 т |
» 5 т |
» 400 |
» 20 т |
» 10 т |
Таблица 2
Количество мешков в партии, шт. |
Объем выборки (количество мешков, из которых отбирают точечные пробы) |
До 10 включ. |
Из каждого второго мешка |
Св. 10 до 100 включ. |
Из пяти мешков плюс 5% от количества мешков в партии |
» 100 |
Из 10 мешков плюс 5% от количества мешков в партии |
5 Методы отбора проб
5.1 Средства измерений и вспомогательное оборудование
5.2 Отбор точечных проб
|
|
5.3 Составление объединенной пробы
5.4 Формирование среднесуточной пробы при доставке зерна автомобильным транспортом
Рисунок 1 — Схема формирования среднесуточной пробы при доставке зерна автомобильным транспортом
5.5 Выделение средней пробы
5.6 Подготовка средней пробы и выделение навесок для анализов
5.7 Проведение лабораторного анализа средней пробы
|
Рисунок 2 — Схема проведения лабораторного анализа средней пробы
При необходимости в навеске основного зерна, выделенного из средней пробы, определяют показатели безопасности согласно [1].
5.8 Отбор точечных проб и составление объединенной, средней и среднесуточной проб кукурузы в початках
|
5.9 Порядок и сроки хранения проб
6 Требования к квалификации операторов
7 Требования безопасности
8 Акт отбора проб
Приложение А
(справочное)
Примеры оборудования, применяемого для ручного отбора проб зерна от неподвижных партий
|
Рисунок А.1 — Щуп автомобильный
|
|
|
Рисунок А.4 — Щуп мешочный
Приложение Б
(рекомендуемое)
Выделение средней пробы из объединенной или среднесуточной пробы
Таблица Б.1
Масса средней пробы или ее части, кг |
Отношение массы средней пробы, или ее части к массе объединенной, или части среднесуточной пробы при массе объединенной или части среднесуточной пробы зерна, % |
||||
2,0 кг |
2,5 кг |
3,0 кг |
3,5 кг |
4,0 кг |
|
0,5 |
25 |
20 |
16,5 |
14,5 |
12,5 |
1,0 |
50 |
40 |
33 |
29 |
25 |
2,0 |
100 |
80 |
66 |
58 |
50 |
Библиография
________________
УДК 633.1.001.4:006.354 |
МКС 67.060 |
Ключевые слова: отбор проб, приемка зерна, правила приемки, методы отбора проб, точечная проба, среднесуточная проба, средняя проба, формирование проб, хранение проб
|
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»