Умение следовать инструкции учителя примерное задание

Лист оценки

метапредметных результатов обучения в 1-м классе

Ф. И. ученика: ________________________________________________________.

Класс: _________________.

Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: «+» – «Я знаю и умею», «-» – «Пока не знаю, не умею», «?» – «Я знаю, но не уверен». 

Критерий оценивания

Примерное задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение принимать учебную цель

Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?

Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов

Умение следовать инструкции учителя

Выполни задание по указанию учителя: открой хрестоматию на странице ___, найди второе предложение, прочитай его и запиши в тетрадь. 

Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов

Умение осуществлять действия по образцу

Выполни задание так, как показано на рисунке

Умение оценить свой результат по одному критерию

Оцени свою работу на волшебной линеечке. Объясни, почему так себя оценил.

Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне

Познавательные УУД

Умение читать простые модели и схемы, дополнять их

1.Расскажи, что изображает модель?

2.В парке посадили еще 2 дерева. Дорисуй их на модели.

 Примечание: модель представляет собой символическое описание растений: их количества, расположения. Задание дается после прочтения текста о растениях

Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями

Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему?

Умение ориентироваться в пространстве

Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо

Умение сравнивать и группировать по одному критерию

Сравни объекты по величине, распредели их в группы.

Примечаниеобъекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке

Чтение: работа с информацией

Умение находить явнуюинформацию в тексте

Выпиши из текста имена главных героев

Умение ориентироваться в тексте учебной книги

1.Найди страницу ___.

2.Посмотри, что изображено в верхнем левом углу страницы?

3.Найди номер страницы, где начинается рассказ о Москве

Умение находить 1–2существенных признака явления (события,понятия) на основе прочтения текста

Расскажи (напиши) почему белочка не замерзает зимой?

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Сформулируй два вопроса к тексту

Умение работать в паре

Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя

Умение строить монологическое высказывание

Составь краткий рассказ по иллюстрации

Умение контролировать свои действия

Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?

                                      Оценочный лист учащегося по математике

                    Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____

Содержание модулей учебного предмета.

Образец задания

1

Умение вести счет до 10 и обратно

Выполни счет до 10 и обратно.

2

Умение находить место определенного числа в ряду чисел

1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.).

2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.).

3

Знание цифр и чисел до 10

Запиши количество предметов.

4

Знание состава чисел первого десятка

Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ?

5

Сложение и вычитание в пределах 10

Вычисли: 6+3       5+2     9-5

                  4+3       6+4     10-8

6

Умение сравнивать предметов по размеру, форме, цвету

Найди одинаковые предметы по форме, размеру, цвету.

7

Умение записывать словесные формулировки с помощью цифр и знаков

8

Работа с задачами

Выдели части задачи,

реши задачу.

9

Геометрический материал

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг). Начерти отрезок нужной длины, определи длину отрезка, обозначь отрезок.

10

Числа от 11 до 20. Нумерация

Образование чисел второго десятка.

11

Сложение и вычитание без перехода через разряд

Вычисли:   14+5

                    17-7

12

Сложение и вычитание с переходом через разряд

Вычисли:    9+5

                     15-7

Критерии оценки достижений: 

      Н —  базовый уровень не сформирован

      Б  — сформирован базовый уровень

      Ч   базовый уровень частично сформирован  

      П — сформирован повышенный уровень

Лист достижений учащегося по русскому языку

Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____

Содержание модулей учебного предмета.

Образец задания

1

Звуко – буквенный анализ слов

Последовательность звуков в слове.

Характеристика звуков.

Деление на слоги.

Ударение.

Составление схемы слова.

2

Каллиграфия

3

Списывание

Списать с печатного текста.

Списать с письменного текста.

4

Письмо под диктовку

5

Орфограммы

Пропуски, замены, искажения.

Большая буква в начале предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Пробелы между словами.

Большая буква в именах собственных.

Жи – ши, ча – ща, чу – щу

Обозначение мягкости согласных на письме.

Словарные слова.

Перенос слов.

6

«Опасные места»

При письме букв гласных звуков.

При письме букв согласных звуков

Критерии оценки достижений:

      Н —  базовый уровень не сформирован

     Б  — сформирован базовый уровень

     Ч   базовый уровень частично сформирован

     П — сформирован повышенный уровень

Лист достижений учащегося по математике

      Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс______

Критерии

Образец задания

Своя оценка

Оценка родителя

Умение вести счет до 10 и обратно

Выполни счет до 10 и обратно

Умение находить место определенного числа в ряду чисел

1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.).

2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.)

Знание цифр и чисел до 10

Запиши количество предметов

Знание состава чисел первого десятка

Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ?

Умение сравнивать предметов по размеру, форме, цвету

Найди одинаковые предметы по форме, размеру, цвету

Умение определять взаимное расположение предметов в пространстве

Графический диктант:

От начальной точки 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 – вниз, 2 -влево

Временные представления

Ответь на вопрос что происходило раньше, позже

Умение сравнение групп предметов

Запиши количество кружков и количество квадратов. Сравни их количество, сделай запись используя знаки > < =

Умение прибавлять число 1, 2, 3,4-9

Запиши суммы и их значения:

5+1       5+2    1+9

4+3        2+4

Для оценки служат знаки  цвета :

зеленый — знает хорошо,

желтый— допускает ошибки,

красный — знает очень плохо или совсем не знает

нформационная карта урока

Учитель: Ярбилова Музират Магомедовна
(Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации РД
им.Муртузалиевой У.М.)

Предмет: Коррекционно-развивающее занятие .

Класс: 5(дети с умственной отсталостью )

Тема: Умение выполнять инструкции учителя

  Дети с нарушениями письменной речи
нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно
переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы
могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка,
недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с
несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевременно
реагировать на вопрос учителя, отличить новую задачу от старой, четко
представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.
Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков  в
процессе обучения.

Упражнения:

«Объясните Кузе».

      Дается ученикам какое-нибудь
задание. Чтобы проверить, как оно понятно детьми, попросить кого-нибудь из
учеников, испытывающих трудности в понимании инструкции, повторить его для
Кузи.

 (Кузя выдуманный детьми персонаж, который
хочет, но не умеет учиться.)

«Знакомый — незнакомый».

      Дети пишут в тетрадях цифры от 1 до
10. дается инструкция: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко
представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+), если нет
четкого представления, — (-). В конце работы  проводится выборочная проверка, например:
кто поставил (+) под цифрой 3? Это было понятие «гласные звуки» Объясните, что
это такое».

(это упражнение полезно проводить 3-4
занятия подряд)

«Светофор».

      У детей красный и зеленые сигналы.
Читаются быстро 10-12  утверждений, среди которых есть верные и неверные. Если
утверждение верно, учащиеся поднимают зеленые сигналы, если неверно  — 
красные. В конце игры разбираются утверждения, на которые были даны
противоречивые  ответы.

*Примеры утверждений: чтобы съесть
апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В
согласных звуках обязательно есть шум. Предложение может быть
повествовательным, вопросительным и утвердительным. 4.  «Письмо с пропусками».

      Учитель дает задание: «Я буду
диктовать предложение, а вы записывайте, но  вместо буквы О всегда ставьте
точку». Таким образом дети записывают 2-3 предложения. Затем задание меняется,
например: не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку.

 *Прием способствует развитию концентрации
и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция 
деятельности с учетом меняющейся инструкции.

5.   «Будь внимательным!»

      Учитель просит детей прослушать
инструкцию, повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они
запомнили и четко представляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики
начинают выполнять задание.                 

Примеры заданий:   В небольшом тексте все
буквы С подчеркнуть, а буквы З — вычеркнуть:  

 Полезла Оксана за красной розой,

А вернулась Оксана с занозой.

В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а  буквы
Ц – вычеркнуть. После команды  «Внимание!»,  наоборот,  вычеркиваются все Ч, а
подчеркиваются все Ц:

Черная цапля циркулем чертила.

   «Внимание!»

Цапля старательно циркулем водила.

   «Внимание!»

Получился очень чистенький чертеж.

 6. «Внимание счет».

      Перед каждым ребенком лежит набор
карточек с цифрами от 1 до 6. Учитель просит детей поднимать карточку с цифрой,
соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов.

      Например: борода – города, редкий –
резкий, икра – игра, попугай – поругай, барак – баран и т.д.

*Игра развивает быстроту реакции, фонематическое
восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания.

Умение осуществлять итоговый самоконтроль

      Ученики чаще всего не в состоянии
осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ, их
необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно,
тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает
возможность получить за письменную работу более высокую отметку («Лучше, если
учитель найдет в твоей работе исправления, хуже, если он найдет в ней
ошибки».).

      Целесообразен такой способ
самоконтроля, при котором проверка делится на три этапа. На каждом из них
внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в
письменной работе.  Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан
алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует
сосредоточиться.

Этапы самопроверки

      I этап – поиск специфических
(дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

      II этап – поиск орфографических
ошибок в слове.

      III этап – поиск пунктуационных,
грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно
использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить
слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением
может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в
половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны
«окошки» для выделения длинного и короткого слова.       Карточка — «проверялка   
ий олененок

Упражнения:

«Возвращение к началу».

      Учитель предлагает ученикам
объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет
учитель, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее
найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает
карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик
читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не
пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Учащиеся, раньше
всех обнаружившие слово с ошибкой, поднимают руки.

*Упражнение является подготовительным. Оно
приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению
текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к
послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение
неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание  и темп
деятельности детей.

  Целесообразно использовать это
упражнение на 3-4-х занятиях подряд.

Лист оценки

метапредметных результатов обучения в 5 классе

Ф. И. ученика: ________________________________________________________.

Класс: _________________.

Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: «+» – «Я знаю и умею», «-» – «Пока не знаю, не умею», «?» – «Я знаю, но не уверен». 

Критерий оценивания

Примерное задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение принимать учебную цель

Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?

Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов

Умение следовать инструкции учителя

Выполни задание по указанию учителя: например, найти средства выразительности языка на странице 45 учебника по литературе из произведения А.П. Чехова Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов

Умение осуществлять действия по образцу

Выполни задание так, как показано на рисунке

Умение оценить свой результат по одному критерию

Оцени свою работу на чудесной линеечке. Объясни, почему так себя оценил.

Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне

Познавательные УУД

Умение читать простые модели и схемы, дополнять их

1.Расскажи, что изображает модель?

2. Нарисуй схему предполагаемого передвижения мальчиков из произведения А.П. Чехова «Мальчики»

 Примечание: модель представляет собой символическую карту передвижения: количества остановок, расположения. Задание дается после прочтения текста

Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями

Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему?

Умение ориентироваться в пространстве

Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо

Умение сравнивать и группировать по одному критерию

Сравни объекты по величине, распредели их в группы.

Примечаниеобъекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке

Чтение: работа с информацией

Умение находить явную информацию в тексте

Выпиши из текста имена главных героев

Умение ориентироваться в тексте учебной книги

Найди номер страницы, где начинается описание драки мальчиков на примере текста «Уроки французского»

Умение находить 1–2существенных признака явления (события,понятия) на основе прочтения текста

Ответить на проблемный вопрос

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Сформулируй два вопроса к тексту

Умение работать в паре

Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя

Умение строить монологическое высказывание

Составь краткий рассказ по иллюстрации

Умение контролировать свои действия

Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?

Лист достижений учащегося по русскому языку

Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____

Содержание модулей учебного предмета.

Образец задания

1

Звуко – буквенный анализ слов

Морфемный, морфологический , синтаксический разбор слова

Последовательность звуков в слове.

Характеристика звуков.

Деление на слоги.

Ударение.

Составление схемы слова.

Умение делать разбор без ошибок

2

Каллиграфия

3

Списывание

Списать с печатного текста.

Списать с письменного текста.

4

Письмо под диктовку

5

Орфограммы

Пропуски, замены, искажения.

Большая буква в начале предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Пробелы между словами.

Большая буква в именах собственных.

Жи – ши, ча – ща, чу – щу

Обозначение мягкости согласных на письме.

Словарные слова.

Перенос слов.

Безударная гласная в корне слова(проверяемая и непроверяемая)

Непроизносимая согласная в корне слова

И т.д.

6

«Опасные места»

При письме букв гласных звуков.

При письме букв согласных звуков

Критерии оценки достижений:

Н базовый уровень не сформирован

Б — сформирован базовый уровень

Ч базовый уровень частично сформирован

П — сформирован повышенный уровень

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель,
планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.

Ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать ее.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, сообщений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.

Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Часть 1. «Перед вами три предложения, которые написаны с помощью схем и картинок. Я сейчас прочитаю фразу, а вы определите, какое из предложений, нарисованных в тетради, к ней подходит. “Мальчик дает собаке косточку”. Поставьте “га$
лочку” в квадратике возле предложения, которое соответствует этой фразе».
Часть 2. «Посмотрите на рисунок 2. Здесь показано, как не$
которые буквы можно изобразить с помощью флажковой азбу$
ки. Рассмотрите флажковую азбуку. Какую букву обозначает каждый знак?
Поместите эти буквы в соответствующие клеточки. Расшиф$
руйте слово».
Примерное время выполнения задания: 6–7 минут.
Необходимые материалы: простой карандаш.
Правильные ответы. Часть 1: третье предложение.
Часть 2: СОК.
Оценка
1
:
Методический комментарий.
Часть 1. Задание читается один раз. В случае возникнове$
ния вопросов задание может быть повторено еще раз.
Часть 2. Если у детей возникают вопросы, связанные с тем,
как вписывать буквы в клеточки, учитель может дать образец на доске, используя данный пример.
А –

М –
6 6

6

40
Количество
баллов
Критерии
2 балла
Правильно выполнены два задания
1 балл
Правильно выполнено одно из заданий
0 баллов
Не выполнено ни одно из заданий
1
Полученный балл фиксируется в сводной таблице, столбец 10.
Количество
баллов
Критерии
2 балла
Правильно продолжены оба узора
1 балл
Правильно продолжен один узор
0 баллов
Есть ошибки в обоих узорах или задание не выполнено
1
Полученный балл фиксируется в сводной таблице, столбец 11.

Работаем в сиреневой (шестой) строке. Это растет. Поставь$
те под этими рисунками “галочку”».
Примерное время выполнения задания: 6–7 минут.
Необходимые материалы: простой карандаш.
Правильные ответы: 1. Тренировочное задание не оценивает$
ся. 2. Яблоня, береза, ель. 3. Заяц. 4. Земляника, яблоня, бере$
за. 5. Земляника, яблоня. 6. Все изображения.
Оценка
1
:
Методический комментарий:
Первая (серая) строчка являет$
ся тренировочной. Важно убедиться в том, что все дети поня$
ли, как выполнять это задание. Правильность ответов детей в этой строчке не оценивается, и на конечный балл по этому заданию не влияет.
Если детям трудно удерживать строчку, можно предложить им использовать линейку.
Задание 13
Умение соотносить результат
с образцом и устанавливать несоответствия
Характеристика задания: В верхней части листа (с. 19 рабо$
чей тетради) нарисован домик$образец. В нижней части листа расположено 5 домиков, частично похожих на образец, и 3 до$
мика, точно совпадающих с ним. Ребенку необходимо отметить рисунки, отличные от образца.
Слово учителя: «
Посмотрите на домик$образец. Он изобра$
жен в рамке. Элю попросили нарисовать точно такие же доми$
ки, как на образце.
43
Методический комментарий: В процессе выполнения допус$
кается только стимулирующая помощь: «Проверь себя», «Не спеши», «Посмотри внимательнее», «У тебя обязательно полу$
чится» и пр.
При оценке задания графические навыки (аккуратность и точность линий) не учитываются. Номер выполненного вари$
анта не влияет на оценку задания (они идентичны). Мотиваци$
онная готовность (выбор 1$го или 2$го варианта задания) оце$
нивается отдельно (см. с. 48).
Задание 12
Умение анализировать объекты и обнаруживать
в них существенные признаки понятий
Характеристика задания: Задание (с. 18 рабочей тетради)
выполняется в таблице. В верхней строчке таблицы даны изоб$
ражения пяти объектов. Учитель последовательно зачитывает признаки, которые можно отнести к данным объектам (ко всем или только к некоторым). Услышав признаки, ребенок в строч$
ках таблицы отмечает, к каким объектам они подходят.
Слово учителя: «Рассмотрите картинки. Сейчас я буду назы$
вать разные признаки, которые есть у всех этих объектов или у некоторых из них. Вам нужно поставить “галочку” под кар$
тинкой с изображением предметов, у которых есть указанный признак.
Давайте потренируемся. Работаем в первой (серой) строчке.
У этого есть корни. Про что из нарисованного можно сказать,
что у него есть корни? (Учитель выслушивает ответы 3–4 уче$
ников.) Да, действительно, у клубники, яблони, березы и ели есть корни. Поставьте под этими рисунками “галочку”. Дальше вы работаете молча.
Работаем в желтой (второй) строке. Это дерево. (Про что из нарисованного можно сказать, что это дерево?) Поставьте под такими рисунками “галочку”.
Работаем в розовой (третьей) строке. Это животное. По$
ставьте под этими рисунками “галочку”.
Работаем в голубой (четвертой) строке. У этого есть листья.
Поставьте под этими рисунками “галочку”.
Работаем в зеленой (пятой) строке. У этого есть вкусные плоды. Поставьте под этими рисунками “галочку”.
42
1
Полученный балл фиксируется в сводной таблице, столбец 12.
Количество
баллов
Критерии
2 балла
Правильный ответ дан на 4–5 вопросов
1 балл
Правильный ответ дан на 2–3 вопроса
0 баллов
Правильный ответ дан на 1 вопрос или задание не выполнено

Примерное время выполнения задания: 5–6 минут.
Необходимые материалы: простой карандаш.
Правильные ответы: см. образец.
Оценка
1
:
Методический комментарий: В процессе выполнения допус$
кается только стимулирующая помощь: «Посмотри, как нари$
совано на образце», «Подумай еще», «Посмотри, куда идет стрелка на образце, у тебя так же?» и пр.
Если в задании 1 или 2 не все стрелки проведены правиль$
но, задание не засчитывается.
Задание 15
Умение использовать речь взрослого
как источник информации
при выполнении учебной задачи
Характеристика задания: Ученики слушают рассказ учителя и выполняют задание (с. 21 рабочей тетради), используя ин$
формацию, прозвучавшую в тексте. В рассказе учителя звучит информация, противоречащая тому, что представлено в сказках и мультфильмах (информация о том, что ежик питается гриба$
ми и яблоками).
Слово учителя: «
Послушайте рассказ про ежика. Обыкно$
венный еж — это животное, активное ночью. День еж проводит в гнезде или других укрытиях. А ночью он выходит на охоту.
Ежик – всеядное животное. Но больше всего он любит жуков,
гусениц, червей. А вот фрукты и ягоды он не любит, поэтому ест их редко.
Многие думают, что ежи могут накалывать яблоки и грибы на свои иглы. На самом деле, это не так.
Вот что она нарисовала. Какие домики отличаются от образ$
ца? Подчеркните домики, которые отличаются от образца (на$
рисованы неточно)».
Примерное время выполнения задания: 3–5 минут.
Необходимые материалы: простой карандаш.
Правильные ответы: Не соответствуют образцу пять доми$
ков из восьми.
Оценка
1
:
Методический комментарий: В этом задании 5 домиков от$
личаются от образца. Учитель не должен говорить детям, какое количество домиков они должны подчеркнуть. При возникно$
вении вопросов учитель повторяет инструкцию: «Подчеркни все домики, которые отличаются от образца».
Задание 14
Умение следовать инструкции
при выполнении учебных действий
Характеристика задания: В тетради (с. 20 рабочей тетради)
дан образец. В нем с помощью стрелок показано, как нужно со$
единять буквы. Ребенку нужно выполнить задание, используя последовательность, заложенную в образце.
Слово учителя: «
Посмотрите на образец. Он нарисован в квадрате. В нем с помощью стрелок показано, как нужно со$
единять буквы. Ниже в рамках нарисованы такие же буквы.
Вам нужно нарисовать стрелки, чтобы они соединяли буквы в каждой рамке в том же порядке, что и в образце».
44 45
Количество
баллов
Комментарий
2 балла
Правильно обведены 4–5 домиков
1 балл
Правильно обведены 2–3 домика
0 баллов
Правильно обведен 1 домик или задание не выполнено
Количество
баллов
Критерии
2 балла
Правильно выполнено 2 задания
1 балл
Правильно выполнено 1 задание
0 баллов
Задание не выполнено
1
Полученный балл фиксируется в сводной таблице, столбец 13.
1
Полученный балл фиксируется в сводной таблице, столбец 14.

ком. На третьей картинке – Зайка отвечает у доски. На чет$
вертой картинке – Зайка задает вопрос учителю. На пятой картинке – ребята на уроке все вместе обсуждают вопрос, за$
данный учителем.
Подумайте, что Зайке в школе нравится, а что нет? Какое настроение у Зайки на каждой картинке? Нарисуйте улыбку,
если настроение Зайки хорошее. Нарисуйте грустную мордоч$
ку, если Зайке не нравится делать то, что изображено на кар$
тинке.
Нравится ли Зайке слушать учителя?
Нравится ли Зайке работать с учебником?
Нравится ли Зайке отвечать у доски?
Нравится ли Зайке задавать учителю вопрос?
Нравится ли Зайке вместе с ребятами обсуждать новую ин$
формацию? Нарисуйте подходящую мордочку».
Примерное время выполнения задания: 6–7 минут.
Необходимые материалы: простой карандаш.
Оценка
1
:
Методический комментарий: На этапе знакомства детей с Зайкой необходимо создать ситуацию его эмоционального принятия учениками. Важно, чтобы дети почувствовали, что
Зайка во многом похож на них, он тоже первоклассник, в шко$
ле он занимается тем же, чем они.
Задав детям вопрос о том, что изображено на картинках,
учитель выслушивает 1–2 версии, предложенные детьми. Здесь не нужно организовывать долгого обсуждения. Если предполо$
жения детей не соответствуют теме рисунка, учитель сам сооб$
щает, что на нем изображено.
Для того, чтобы дети точно поняли инструкцию, учитель на доске схематично рисует две мордочки зайчика без рта. Во вре$
47
Посмотрите на картинки, нарисованные в тетради. Обведите две картинки, на которых нарисована любимая пища ежика».
Примерное время выполнения задания: 5–7 минут.
Необходимые материалы: простой карандаш.
Правильные ответы: обведены картинки, на которых нарисо$
ваны гусеница и жук.
Оценка
1
:
Методический комментарий: Учитель читает текст один раз.
При возникновении у детей вопросов оказывает поддерживаю$
щую и активизирующую помощь: «Вспомни, о чем говорилось в рассказе», «Отметь так, как ты запомнил(а)». Желательно пе$
ред выполнением задания продемонстрировать на доске, что в данном случае «обвести» – это значит очертить предмет ова$
лом.
Задание 16
Позитивное эмоционально=ценностное
отношение
к учебной деятельности
Характеристика задания: Задание (с. 22 рабочей тетради)
выполняется от имени ученика(цы) 1 класса Зайки. Дети зна$
комятся с Зайкой и от его имени дают эмоциональную оценку различным ситуациям урока.
Слово учителя: «
Познакомьтесь, это Зайка. Зайка, так же как и ты, учится в 1 классе. Посмотрите на картинки в тетра$
ди. На них нарисовано, чем занимается Зайка в школе. Что же делает Зайка?
На первой картинке – Зайка слушает учителя. Учитель объ$
ясняет урок. На второй картинке – Зайка работает с учебни$
46
Количество
баллов
Критерии
2 балла
Правильно обведены 2 картинки
1 балл
Правильно обведена 1 картинка
0 баллов
Задание не выполнено
Количество баллов
Критерии
2 балла
4–5 позитивных выбора
1 балл
3–2 позитивных выбора
0 баллов
Один позитивный выбор или задание не выполнено
1
Полученный балл фиксируется в сводной таблице, столбец 15.
1
Полученный балл фиксируется в сводной таблице, столбец 16.

ОБРАБОТКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ДАННЫХ ДИАГНОСТИКИ
Обработка результатов выполнения заданий осуществляется на основе таблиц «Оценка», которые содержатся в описании каждого задания. Баллы заносятся в сводную таблицу (см.
Приложение, с. 62).
При работе со сводной таблицей педагог заранее вносит список детей в столбец «ФИО ребенка» в алфавитном поряд$
ке. Далее вносятся результаты по всем заданиям. Баллы в каж$
дой строке (по каждому ребенку) суммируются. Важно, чтобы перед суммированием данные на каждого ребенка были внесе$
ны полностью.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
НА КОНКРЕТНОГО РЕБЕНКА
По каждому ребенку может быть получена следующая диаг$
ностическая информация:
1. Балльная оценка «0», «1» или «2» по каждому из 17 ди-
агностических показателей (столбцы 1–15, 16–17). Балльные оценки переносятся в таблицу из рабочих тетрадей.
2. Сумма баллов по инструментальной готовности (от 0 до
30 баллов). Оценка получается при суммировании баллов по показателям № 1–15 для конкретного ребенка и заносится в столбец
Σ
$1. Базовый уровень готовности присваивается сум$
ме выше 24 баллов, низкий – от 24 до 0.
3. Сумма баллов по личностной готовности (от 0 до 4 бал-
лов). Оценка получается при суммировании баллов по показа$
телям № 16–17 для конкретного ребенка и заносится в столбец
Σ
$2. Базовый уровень – 4–2 балла, низкий – 1–0 баллов.
49
мя объяснения задания учитель показывает детям, как рисовать веселую и грустную мордочки. Затем учитель называет ситуа$
цию, изображенную на картинке, делая паузу для того, чтобы дети сделали свой выбор и нарисовали нужный рот Зайке.
Оценка
мотивационной готовности ребенка
решать учебные задачи
высокого уровня сложности
(по результатам заданий 2 и 11)
Характеристика задания: Перед началом выполнения двух заданий (2 и 11) ребенку предлагается принять решение, ка$
кой вариант задания он будет выполнять – простой или слож$
ный.
Слово учителя: см. задания 2 и 11.
Обработка задания: оценивается выбор, осуществляемый ре$
бенком.
Оценка показателя № 17 по заданиям 2 и 11
1
Методический комментарий: Важно, чтобы дети не видели варианты заданий до того, как они их выберут. Выбор этот ус$
ловен, так как по сложности варианты не отличаются друг от друга. Но при возникновении вопросов необходимо подтвер$
дить, что второй вариант сложнее.
48
Количество
баллов
Критерии
2 балла
В заданиях 2 и 11 выбран «трудный» вариант (№ 2)
1 балл
В одном из заданий (2 и 11) выбран
«трудный» вариант (№ 2)
0 баллов
В заданиях 2 и 11 выбран «простой» вариант (№ 1)
1
Полученный балл фиксируется в сводной таблице, столбец 17.

Диагностические показатели
Базовый
уровень
Низкий
уровень
Для
конкретного
ребенка
Инструментальный компонент готовности
30–25 24–0
Личностный компонент готовности
4–2 1–0
уровней развития того или иного компонента готовности доми$
нирует в классе или у конкретного ребенка; 3) какие умения по уровню своей сформированности значительно отличаются от других. Однако для проведения качественного анализа дан$
ных целесообразно подготовить еще одну таблицу. В ней уче$
ники будут объединены в группы на основе уровня развития сразу двух обобщенных показателей: инструментального и лич$
ностного компонента готовности. В каждую ячейку вносятся фамилии учеников. В целом эта таблица имеет следующий вид:
Таблица 5. Качественный анализ диагностики
51
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
НА КЛАСС
По группе (классу) в целом может быть получена следую$
щая диагностическая информация:
1. По каждому показателю – процент детей, получивших за выполнение задания на диагностику данного умения 2 балла.
Процент высчитывается от общего числа учеников, прошедших диагностику (строка А).
2. По инструментальной готовности в целом – процент де$
тей, показавших базовый и низкий уровни (строки Б и В).
Процент высчитывается от общего числа учеников, прошед$
ших диагностику.
3. По личностной готовности в целом – процент детей, по$
казавших базовый и низкий уровни (строки Б и В). Процент высчитывается от общего числа учеников, прошедших диагнос$
тику.
Все способы перевода цифровых данных в уровни представ$
лены ниже в таблице 4.
Таблица 4. Способы перевода цифровых данных в уровни
Для удобства ячейки таблицы, содержащие суммированные баллы, могут маркироваться различными цветами, обозначаю$
щими тот или иной уровень инструментальной или личностной готовности. Например, ячейки с баллами базового уровня зак$
рашиваются зеленым, низкого – красным.
Сводная таблица в Приложении является образцом. Она нужна для хранения и представления результатов диагностики готовности по классу и отдельному ученику. Она содержит весь объем информации и позволяет определить: 1) какое задание вызвало наибольшие затруднения (строка А); 2) какой из двух
50
Инструментальная готовность
Базовый уровень
Низкий уровень
Базовый уровень
1.
ФИО
ФИО
3.
ФИО
ФИО
Низкий уровень
2.
ФИО
ФИО
4.
ФИО
ФИО
Личностная готовность

применять эти задания в условиях дефицита времени, а также для проверки степени усвоения предметных знаний. Оптималь$
ный вариант – в начале учебного года потратить некоторое время на то, чтобы развить данные умения, тренируя их на внеучебном материале. Например, на различных развивающих заданиях для дошкольников, занимательных логических задач$
ках и т. д. Затем, применяя задания такого типа для решения учебных задач, необходимо обращать внимание детей на то, что подобные действия им уже знакомы. Это поможет им перенес$
ти полученный ранее опыт в учебную ситуацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Умение действовать по образцу и словесной инструкции
  • Умд энзим инструкция по применению
  • Ультратон тнч 10 01 инструкция по применению
  • Ульфамид инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Ультратон для стирки инструкция по применению