Установка распашных ворот с электроприводом своими руками пошаговая инструкция

Выбор и установка распашных ворот являются ответственными этапами организации доступа на приусадебный участок, территорию предприятия, в гараж. Ведь именно от этого зависит надежность, функциональность въездной группы. Согласны?

Но как правильно выбрать и установить ворота? Именно об этом мы поговорим в нашей статье. Рассмотрим важные критерии, влияющие на выбор, а также приведем инструктаж по установке ворот и настройке автоматики. Изложенный материал снабдим наглядными фото и подробными видеорекомендациями.

Содержание статьи:

  • Что учитывать при выборе ворот?
    • Критерий #1 — место монтажа ворот
    • Критерий #2 — размеры конструкции
    • Критерий #3 — вид и ветровая нагрузка
    • Критерий #4 — количество створок и калитка
    • Критерий #5 — эффективность автоматики
    • Критерий #6 — дизайн конструкции
    • Критерий #7 — материал изготовления
    • Критерий #8 — стоимость ворот
  • Этапы установки распашных ворот
    • Установка опорных столбов
    • Монтаж петель и навеска ворот
  • Особенности установки и настройки автоматики
    • Требования к размещению электропривода
    • Нюансы подключения и настройки
  • Выводы и полезное видео по теме

Что учитывать при выборе ворот?

Чтобы распашные ворота стали оптимальным решением, а также служили долго и без поломок, необходимо учесть ряд важных особенностей. Причем еще до начала выбора, а тем более до покупки и установки ворот.

В противном случае игнорирование указанного правила может привести к денежным потерям. К примеру,  так может случиться, когда характеристики опорных столбов и электроприводов окажутся несовместимыми.

Современные распашные ворота

Современные распашные ворота представляют собой надежную, долговечную конструкцию. Но она достаточно дорогостоящая, поэтому к выбору и установке следует подходить ответственно.  Избежать ошибок поможет проект, созданный в первую очередь

Чтобы избежать проблем следует обратить внимание на:

  • местоположение;
  • размеры;
  • пространство для открытия;
  • ветровую нагрузку;
  • вид ворот;
  • количество створок;
  • наличие калитки;
  • подбор автоматики;
  • архитектурный замысел;
  • материал изготовления;
  • стоимость.

Перечисленные особенности напрямую влияют на функциональность ворот, их долговечность и удобство эксплуатации.

Критерий #1 — место монтажа ворот

Проектирование въездной группы следует начинать именно с осмотра места будущего расположения ворот — на этом этапе выясняется сможет ли конструкция обладать нужной функциональностью.

Для чего на местности определяется:

  • удобство подъезда/отъезда транспортных средств — сможет ли автомобиль вообще подъехать к воротам, въехать в них, а потом припарковаться на территории гаража, участка;
  • стоимость устранения недостатков, которые мешают осуществлять подъезд;
  • юридические основания.

Последний пункт говорит о том, что наличие каких-либо ограничений сделает установку ворот в конкретном месте невозможной. К примеру, нельзя ухудшать условия проживания соседей, преграждать путь пожарным автомобилям, использовать чужую территорию.

Местоположение распашных ворот

Определение месторасположения распашных ворот позволит понять удобно ли будет пользоваться ими, а также подсчитать расходы на оборудование подъездных путей и разобраться со многими другими сопутствующими вопросами

Во время выполнения проектирования следует убедиться, что створки возможно открыть на нужный угол (90-120°) и закрыть после парковки автомобиля.

А также следует учитывать, что зимой нужно будет куда-то удалять снег, значительное количество которого обычно мешает створкам открываться. То есть рядом с воротами должен быть дополнительный запас пространства.

Критерий #2 — размеры конструкции

Во время проектирования конструкции распашных ворот следует обратить внимание на целый ряд параметров, чтобы правильно организовать планируемый пропускной режим, комфортность въезда/выезда на территорию.

Поэтому следует точно рассчитать размеры:

  • всей конструкции ворот;
  • проезжей части;
  • створок;
  • колон.

При этом следует учитывать, что въездная группа должна позволять проезжать не только имеющемуся транспортному средству, но и более габаритным. К примеру, пожарной машине или автомобилю с большими габаритами (купленному в будущем).

Решетчатые распашные ворота

На фото изображены решетчатые распашные ворота. Которые сегодня становятся все более востребованными, так как они обладают высокими эстетичными свойствами. И при правильном подходе могут подчеркнуть красоту дома, участка. Кроме того, решетчатым воротам присуща невысокая парусность, что продлевает долговечность дорогостоящих электроприводов

Критерий #3 — вид и ветровая нагрузка

Что касается вида, то существуют две основные разновидности створок въездной группы: глухие и решетчатые.

В первом случае вся площадь ворот покрывается обшивкой из различных материалов. Такой вариант является наиболее востребованным, если владельцы желают исключить обзор своей территории сторонними людьми.

Решетчатые ворота — это конструкция с отдельно расположенными створками, поэтому пространство за ними просматривается.

Глухие ворота, из-за особенностей своей конструкции, обладают высокой парусностью. Что является существенным недостатком при сильном ветре. К примеру, если электроприводы выбраны неправильно, тогда они не смогут закрыть ворота или значительно ускорится их износ. А это приведет к досрочной поломке указанного дорогостоящего оборудования.

Чтобы избежать перечисленных проблем, еще на этапе проектирования ворот, следует выполнить расчет ветровой нагрузки. Этот шаг поможет выбрать оптимальный вариант электропривода.

Глухие распашные ворота

Игнорировать ветровую нагрузку не стоит, так как это приводит к досрочной поломке электроприводов, скручиванию ворот, а бывает так, что створки при сильных порывах просто не закрываются

Для выполнения расчета площадь глухих ворот следует умножить на ветровое давление, актуальное для нужного региона. Указанный параметр можно узнать у специалистов организаций, занимающихся установкой ворот. Но во многих случаях давление ветра может достигать 60 кг/м².

Рассмотрим пример расчет нагрузки для ворот площадью 5 м²: 5м² х на 60 = 300 кг.

Затем полученное значение нужно разделить на количество створок.

Так, например, если их 2, тогда получим: 300 / 2 = 150 кг — именно такая нагрузка будет воздействовать на каждую половину ворот, при равенстве их площади.

В результате выполненных вычислений узнаем, что для автоматизированного управления каждой створкой следует приобрести электропривод, способный справиться с нагрузкой в 150 кг. Но практичнее добавить 15% запаса по мощности, а еще лучше 50%. В последнем случае мотор привода не будет подвергаться максимальным нагрузкам, что продлит его долговечность, причем существенно (в 2 раза).

Критерий #4 — количество створок и калитка

Потребители чаще всего останавливаются на одно- и двустворчатой конструкции въездной группы. При этом створки могут быть складывающимися, причем пополам или гармошкой. Такие особенности являются востребованными при ограниченном пространстве.

Складывающиеся створки распашных ворот

Складывающиеся створки распашных ворот повышают их функциональность, делают более удобными, практичными в условиях недостатка места. Ими также удобно управлять, как и обычными. Единственным недостатком можно считать только более высокую стоимость

Такое приспособление как калитка нередко является элементом конструкции ворот — она может быть частью дизайнерского решения. Или же ее используют как отдельную конструкцию.

Критерий #5 — эффективность автоматики

На этапе проектирования ворот следует определиться с тем, как будет происходить управление ими. То есть вручную или автоматизировано (с помощью электроприводов). Конструкция въездной группы в обоих случаях отличается.

Если на момент установки ворот денег недостаточно, но в будущем планируется установить автоматику, тогда следует принять промежуточное решение. То есть установить въездную группу, конструкция которой позволит в дальнейшем без каких-то переделок, дополнительных расходов установить электроприводы.

Критерий #6 — дизайн конструкции

Для современных распашных ворот недостаточно, чтобы они были надежными, долговечными. Потребители все чаще обращают внимание на эстетические характеристики. Особенно дизайн важен для владельцев частных домов.

В результате архитектурный план должен быть комплексным, что позволит создать гармоничный жилой комплекс.

Критерий #7 — материал изготовления

Каркас распашных ворот чаще всего изготавливается из стальных труб различного сечения. Профиль которых может быть круглым или квадратным. В редких случаях каркас делают из дерева. Это красиво, экологично, но долговечность и прочностные качества указанного материала уступают стальным аналогам.

Материалом изготовления распашных ворот чаще всего являются металлопрофиль, листовая сталь, а также различные кованные элементы, пластик разных видов, включая прозрачный, непрозрачный, сэндвич-панели. Но все более востребованными опять становится обшивка из дерева (изображена на фото ниже).

Деревянные распашные ворота

Ворота с обшивкой из дерева. На изображении показано, как не надо устанавливать электроприводы. Они размещены слишком низко, поэтому их работу будут затруднять снег, осадки, что снизит долговечность электроприводов

При выборе материала изготовления следует обращать внимание на его вес. Так как от него зависит мощность электроприводов, которые нужно будет установить, удобство при ручном открытии.

Критерий #8 — стоимость ворот

Ассортимент въездных групп богат в разных ценовых категориях. Поэтому приобрести ворота, по приемлемой для покупателя стоимости, будет несложно.

Также следует учитывать, что дорогие ворота обычно имеют немалые эксплуатационные, ремонтные расходы.

Этапы установки распашных ворот

Основным этапом является монтаж опорных столбов. К которым впоследствии крепятся створки ворот.

Материалом изготовления опорных столбов могут быть:

  • стальные трубы — обычно используются изделия поперечное сечение которых составляет 60Х60 мм или же 80Х80 мм;
  • бетон;
  • кирпич;
  • камень.

Для обеспечения достаточных прочностных характеристик конструкции все разновидности столбов, кроме изготовленных из стальных труб, оснащаются металлической основой — сердечником.

Установка опорных столбов

Для установки опорного столба нужно пробурить скважину (можно выкопать вручную). Затем на дне создается песчаная подушка, которая предотвращает смещение столба в ходе эксплуатации. Далее нижняя часть столба заливается бетонным раствором. Если есть желание удешевить процедуру, тогда можно использовать метод забивания, но в таком случае надежность конструкции будет ниже

Установка опорных столбов

Материал изготовления влияет на объем работ при установке. Так стальные трубы достаточно вбить или забетонировать. При необходимости их можно устанавливать комбинированным способом.

Вбивание труб производится на глубину 1,5 м. Для чего необходимо предварительно подготовить скважину. Процедура забивки может осуществляться с помощью кувалды и деревянной прокладки. Но это самый трудоемкий способ. Поэтому чаще всего используют специальные приспособления, к примеру, коперы.

Затем выполняется выравнивание с помощью гидравлического уровня. Далее опорные столбы связывают с забором и между собой. Для чего используются специальные съемные планки.

Конструкция распашных ворот

Конструкция распашных ворот должна обладать достаточной жесткостью, что исключит вероятность скручивания их створок, возникновения других дефектов, приводящих к дополнительным тратам (ремонта, замена отдельных элементов)

Бетонирование столбов — более надежный способ, ведь вся конструкция въездной группы будет устойчивее. Оно не сложнее, чем вбивание.

Так бетонирование состоит из нескольких этапов:

  • бурение скважины;
  • установка и выравнивание;
  • заливка бетонным раствором.

При этом глубина скважины обычно составляет не более 1,5 м. Установка опорных труб осуществляется в армированный стакан или без него. А для выравнивания применяется гидравлический уровень.

Раствором заливают не всю скважину, а только ее часть. К примеру, если глубина составляет 1,5 м, тогда бетонируют только нижние 50 см. Остальное пространство засыпают щебнем, грунтом.

Монтаж петель и навеска ворот

Независимо от способа установки опорных столбов далее следует приварить навесные петли. После чего осуществляется навеска створок распашных ворот.

Опорные столбы, имеющие стальной сердечник, до момента обкладывания кирпичом или другим востребованным материалом устанавливаются также, как и стальные аналоги.

Но следует помнить о том, что к каждому сердечнику следует приварить навесные петли и накладную пластину. Это необходимо для крепления створки и электропривода.

Украшение распашных работ

К декоративным качествам распашных ворот предъявляются все большие требования. Поэтому в перечень работ по установке входят и операции по декорированию. Но сделать ворота оригинальными сегодня несложно. К примеру, на фото изображены створки с недорогой наклейкой

Когда ворота не планируется автоматизировать, то необходимость в накладных пластинах отпадает. Если обстоятельства поменяются, то их можно будет прикрепить к опорным столбам с помощью химических анкеров или сварки. Последний способ является более надежным.

Рекомендуем ознакомиться с пособием по электросварке для начинающих.

В любом из случаев пластина не должна крепиться ниже 50 см от уровня земли — чем ниже, тем больше на него воздействует влага. Так, зимой электропривод занесет снегом, что может обернуться досрочной поломкой.

Открытие створок ворот может осуществляться в любую сторону, но практичнее, если наружу. Это позволит сэкономить место на своей территории.

Особенности установки и настройки автоматики

В комплект систем управления воротами входит значительное количество элементов, обеспечивающих их эффективную и безопасную эксплуатацию:

  • Электроприводы различных видов (рычажные, линейные). Каждая створка оборудуется одним таким приспособлением.
  • Блок управления.
  • Фотоэлементы. Они не являются обязательным элементом конструкции, то есть автоматика и без них легко справится с закрыванием/открыванием ворот. Фотоэлементы позволяют моментально выявить препятствие — ребенка, животное, неудачно подъехавший автомобиль. Затем отдать команду на прекращение перемещения створок.
  • Провода.
  • Пульты управления.
  • Распределительные коробки.

Автоматика ворот работает от напряжения 220 В.

Электропривод распашных ворот

На фото изображен электропривод линейный. В его верхней части виден ключ с помощью которого происходит разблокирование створок при отсутствии электричества. При этом кронштейн привода приварен к накладной пластине, а она таким же образом прикреплена к стальному сердечнику столба

Если владелец планирует самостоятельно осуществить установку автоматики, то следует выбрать модель электропривода, на которую не будет утеряна гарантия после монтажа своими руками.

Автоматика распашных ворот

Автоматика распашных ворот не должна быть дешевой, так как малоизвестные производители нередко экономят на качестве. К примеру, стальные шестерни электропривода (изображены на фото) часто заменяются на пластиковые

Требования к размещению электропривода

Важным моментом при настройке элементов конструкции системы управления створками ворот является их правильное размещение:

  • Фотоэлементы должны располагаться строго друг напротив друга. Это необходимо, чтобы ничего не мешало приемнику получать командный сигнал от передатчика.
  • Во время монтажа электроприводов следует учитывать требования и рекомендации производителя. Практически всегда следует строго соблюдать требования в отношении расстояния между петлями и углом опорного столба. Критично важно, чтобы кронштейн электропривода находился на нужном удалении (значение указывается в инструкции) от угла столба.

Если перечисленные требования игнорировать, то ворота просто не будут открываться.

При креплении кронштейна электропривода к закладной пластине с помощью сварки изначально выполняется прихватывание. После чего производится измерения, а также пробное открытие/закрытие створки и только потом осуществляется обваривание. В таком случае, если выявлены какие-то недочеты, то кронштейн можно перенести на новое место без особых сложностей и потерь.

Размещение электропривода ворот

На фото изображен электропривод, размещенный в верхней части створки, а это может привести к его досрочной поломке. Причина: когда створка уже упрется в фиксатор, мотор еще будет пытаться перемещать ее. В результате при недостаточной жесткости возникнет скручивание

Шток электропривода должен крепиться к каркасу створки, а не к полотну, даже, если оно жесткое. Блок управления размещается на вертикальной поверхности, причем не ниже, чем в полуметре от грунта, а желательно выше. Этот элемент системы является герметичным, но правильно, если резиновая прокладка периодически будет заменяться. Что позволит снизить вероятность поломки дорогостоящей платы, аккумуляторов, трансформатора, находящихся внутри.

Нюансы подключения и настройки

Подключение автоматики к питанию осуществляется после того, как все элементы системы установлены. Изначально провода подводятся к блоку управления. А далее на мотор привода и остальные устройства.

Для подключения автоматики желательно использовать медные ПВС-провода. Их следует защищать с помощью гофротруб. Если кабель будет проходить под проезжей частью дороги, тогда лучше взять пластиковые водопроводные трубы, что исключит повреждение даже при существенной нагрузке.

Прокладка проводов должна осуществляться скрыто, то есть их следует прятать внутри опорных труб, в заборе и т.д. Если такой возможности нет, то для изоляции нужно применять материалы, устойчивые к воздействию ультрафиолета.

Схема размещения автоматики

На схеме изображено то, как должна быть размещена автоматика, управляющая створками распашных ворот. Для обеспечения достаточного уровня безопасности необходимо использовать 2 комплекта фотоэлементов

Для уменьшения нагрузки на электропривод следует использовать фиксаторы крайних положений створок. Они снижают негативное воздействие на мотор-редуктор во время ветра, раскачивания створок людьми. Что значительно увеличивает срок их службы.

Разблокировать ворота при отсутствии электричества можно с помощью специального ключа. Он прилагается к каждому электроприводу.

Выводы и полезное видео по теме

Ролик поможет разобраться с тем, как осуществляется монтаж автоматики:

Современные распашные ворота могут эффективно предотвращать несанкционированное проникновение на территорию. А также существенно повысить комфортность и безопасность проезда въездной группы. Но для этого необходимо правильно выбрать и установить ворота и автоматику.

У вас есть опыт самостоятельного монтажа ворот, установки и подключения автоматики? Расскажите об этом нашим читателям — блок-форма для комментариев расположена ниже. Также здесь вы можете загрузить оригинальные фото своих ворот, задать вопросы или оставить рекомендации по выбору.

Ворота на въезде во двор или участок изготавливают в разных модификациях. Распашным воротным панелям любой величины можно придать благородный и привлекательный вид. Обшивку можно сделать из любого материала, это может быть металл, дерево, сэндвич-панели, профлисты и современные виды пластика. Для большего соответствия современности, распахивающиеся ворота оснащают автоматикой. Проведя самостоятельно монтаж автоматики для распашных ворот, любой владелец значительно повышает комфортность своей жизни, а также сохранность своего имущества за счет работы электроники, из которой и состоит автоматика распашных ворот.

Ворота с электроприводом

Распахивающиеся ворота, оснащённые автоматикой

Разводка электрических проводов и кабелей

Практически монтаж автоматики начинается ещё при установке или кладке боковых опорных столбов. Провода для электропитания и управления приводной системы движения практичнее прокладывать внутри столбов, и в нужных для монтажа местах иметь выводы наружу.

Кроме того, под дорогой следует проложить трубу, в которой протянуть все провода и кабеля для работы воротной панели, находящейся на противоположной стороне от блока управления. Это рекомендуется делать до того, как прокладывается асфальт или укладывается дорожная плитка, чтобы потом, при монтаже, не нарушать целостность дорожного покрытия.

Провода желательно брать указанных маркировок и соблюдать все размеры для прокладки, которые требуются по инструкции. Для автоматики, собранной по своей схеме и собственными руками, следует тоже конкретно прописывать используемые материалы и размеры.

Установка приводов распашных ворот

Существует два варианта распахивания створ ворот, это открывание внутрь двора, и на улицу.

Открывание створ внутрь двора

Приводы рекомендуется крепить на среднем ребре жесткости воротной рамы, но при необходимости можно крепление сделать и выше, и ниже середины, главное, чтобы кронштейн на створе крепился к жесткой трубе, принадлежащей каркасу ворот, при этом следует стремиться к тому, чтобы створки останавливались жестко, без вибраций.

Монтаж автоматики

Крепление привода к полотну ворот

Начнем с распашных ворот, которые открываются внутрь двора. Существует важная особенность, на которую следует обратить внимание. При открывании створ внутрь есть ограничение по размерам при установке привода.

От края столба до центра кронштейна должно быть не более 6 см. Особенность состоит в том, что многие кладут столбы из кирпича или природного камня (размером 38х38 см и даже более), и размещают закладную посередине столба. Расстояние от края столба до центра закладной получается гораздо больше 6 см. Установленная таким образом линейная автоматика работать не сможет.

При открывании створ вовнутрь крепление должно быть установлено ближе ко двору. Если опорным столбом служит металлический столб 100х100мм, то крепление может находиться посередине, и всё будет отлично функционировать.

При монтаже специальный стальной кронштейн привода, который входит в комплектацию, приваривается к закладной. К металлическому столбу кронштейн приваривают непосредственно к профилированной опоре, соблюдая все размеры, указанные в инструкции. Второй кронштейн для крепления приваривается к воротным створам, на расстоянии 910 мм от первого. При этом, закрепляя двигатели на кронштейне на столбе, не забывайте установить специальную втулку, она входит в набор автоматики.

Внимание! Крепежные части на приводах имеют определенный люфт, это делается специально для удлинения срока службы в различных условиях.

Соблюдая все условия монтажа, оборудование устанавливают строго в вертикальном и горизонтальном направлениях, электропривод будет работать без проблем и технических неприятностей.

Выемка в кирпичном столбе

Ниша в столбе для установки линейной автоматики

Для установки линейного привода на кирпичном столбе крепление устанавливают в середине столба, для этого в месте крепежа делают выемку или нишу, и когда условия установки совпадут с условиями, описанными выше, производят монтаж привода.

Распахивание створ ворот на улицу

Распахивание ворот наружу обычно не составляет проблем для монтажа линейных приводов. Вообще-то это тоже самое распахивание внутрь, только повёрнутое на 90°.

Стоит обратить внимание, что оборудование линейных приводов займёт в проеме ворот по 15 см с каждой стороны, и если размер ворот невелик, то устанавливать их имеет смысл повыше, чтобы не занимать проезд.

Привод в выемке опоры

Установка автоматики в нише столба

Кронштейны для крепления в этом варианте тоже находятся на расстоянии 910мм. Второй кронштейн желательно приваривать к трубе каркаса створа.

Автоматизация процесса управления движением створ

Предполагая установку автоматики, следует изначально строить распашные ворота с учетом монтажа того или иного привода согласно сопутствующим комплектацию схемам.

При подборе автоматики к готовым распашным воротам стоит обратить внимание:

  • На ширину створок, их вес, парусность под действием ветра, и другие обстоятельства.
  • Воротные панели выставляют четко в горизонтальном и вертикальном направлениях. Кроме того, регулируют легкость хода. При выполнении этих условий автоматика будет работать без сбоев долгие годы.
  • Определяются с направлением открывания воротных панелей – во двор или на улицу.

Элементы электропитания

Многофункциональный блок

Закрепление коробки блока управления на вертикальную поверхность происходит при отключенных внешних проводах питания и коммуникаций. Это положение касается всех элементов монтируемой автоматики.

Внимание! Подключение электропитания при монтаже элементов автоматики производится в последнюю очередь.

Установка приемника, программирование пультов

Приемник, обеспечивающий прохождение сигналов управления, устанавливается в специальном разъеме на плате управления. Также там устанавливают несколько перемычек, дающих возможность впоследствии тестировать приводы:

  • Перемычка 2-1 ставится, когда не пользуются кнопкой «Стоп»;
  • Перемычка 2-С1 ставится, когда не пользуются фотоэлементами.

Кстати, подключение фотоэлементов происходит в последнюю очередь, потому на этих контактах должна стоять перемычка. После подсоединения приёмника программируется пульт ДУ по этапам, указанным в инструкции.

Подключение фотоэлементов и сигнальной лампы

Фотоэлементы устанавливаются на специальных столбиках или в местах, предусмотренных при планировке распашных ворот. После этого они подключаются по схеме, сопровождающей оборудование, к плате управления. То же самое проделывается и с сигнальной лампой.

Элементы автоматики

Блок подключения фотоэлементов

Фотоэлементы, как правило, устанавливаются на высоте от 50 до 70 см. Главное назначение фотоэлементов — уберечь от повреждения автомобиль в том неожиданном случае, когда автомобиль остановился в проеме ворот, и нужно избежать ситуации, чтобы ворота при закрытии не ударили его.

Комплектующие

Стойки для фотоэлементов

Иногда устанавливают две пары фотоэлементов – одна работает в момент открывания, а другая — при закрывании, чтобы гарантировать защиту от движущихся створок.

Внешний вид специальных электронных устройств

Фотоэлементы

Программирование автоматического закрывания ворот

Функция автоматического закрытия ворот состоит в том, чтобы после 20 секундной паузы в открытом положении, закрыться без дополнительной команды. При этом владельцу ворот хочется, чтобы они двигались по нажатию кнопки, то есть следует перейти в полуавтоматический режим. В инструкции есть описание действий для перепрограммирования, или существует переключение в нужный режим.

Монтаж элементов безопасности автоматических ворот

Источник: http://rusograda.ru/vorota/montazh-avtomatiki-dlya-raspashnyx-vorot

Управление автомобилем предоставляет комфорт передвижения, поэтому автовладельцы стараются максимально автоматизировать процессы, связанные с движением и обслуживанием транспортного средства. Одной из приятных опций, позволяющей не выходя из машины заехать во двор или гараж, является автоматизация открытия ворот. И если процесс изготовления самой конструкции не представляет большой сложности, то система управления реализуется далеко не каждым автовладельцем. Поэтому мы рассмотрим основные принципы  и детали, которые позволят вам сделать автоматические ворота своими руками.

Виды ворот

Автоматизировать процесс открытия и закрытия можно в воротах любого типа, но принцип реализации и необходимые элементы будут кардинально отличаться. Всего существуют три основных типа:

  • Распашные ворота – наиболее простой и распространенный вид, представляющий собой одну или две створки, которые могут открываться внутрь или наружу;
  • Откатные ворота – представляют собой сплошную панель, отодвигающуюся в сторону вдоль стены или забора;
  • Подъемные и подъемно-поворотные ворота (роллетные) — представляют собой секционную конструкцию из пластика или металла, набираемую в замок, поднимаясь вверх, секции складываются или поворачивают под потолок.

Откатные, в свою очередь подразделяются еще на три категории (подвесные, рельсовые и консольные). Подвесные используются в промышленных помещениях или в местах, где верхний габарит ограничен конструктивными элементами. Рельсовые используют рельсовый путь для перемещения по нем въездных ворот, но этот тип использует редко из-за сложности эксплуатации и необходимости высокой точности подстройки.

Подъемные в качестве автоматических гаражных ворот требуют разработки проекта и высокой точности работ, из-за чего процесс их самостоятельной реализации без наличия соответствующего опыта не представляется возможным. Поэтому в рамках статьи мы рассмотрим более практичные и простые в изготовлении варианты – распашные и консольные откатные ворота.

Автоматические распашные ворота

Наиболее простой вариант для дома, если данная модель уже установлена на участке, можете сразу переходить к их автоматизации. Для изготовления распашных ворот вам понадобиться:

Схема изготовления распашных ворот

Рис. 1: схема изготовления распашных ворот
  • Изготовьте раму, для этого подойдет металлическая труба или профиль;
  • Установите столбы – это основной опорный элемент, поэтому надежности и устойчивости конструкции потребуется уделить особое внимание, также в них нужно установить закладные детали для крепления навесов и оборудования;
    Изготовление столбов
    Рис. 2: изготовление столбов
  • Произведите крепление петель к столбам и раме при помощи сварки или ботового соединения, если масса конструкции ожидается приличная, вам понадобятся специальные петли;
    Приварите петли
    Рис. 3: приварите петли
  • Закрепите на раму обшивочный материал (профнастил, поликарбонат, элементы ковки, листовое железо, брус и т.д.);
  • Обработайте швы, заусеницы, острые и выступающие углы при помощи болгарки, напильника или другого обрезного инструмента;
  • Установите ворота на навесы и проверьте ход створок, их расположение в крайнем открытом и закрытом положении, плотность прилегания, при необходимости отрегулируйте эти параметры;
  • Закрепите задвижку и фиксирующий крюк (эти элементы в автоматических системах не обязательны, поэтому можете обойтись и без них);
  • Покройте грунтовкой и покрасьте поверхность или отдельные элементы.

Преимущества и недостатки.

На этапе проектирования следует взвесить все за и против, к преимуществам распашных моделей относятся:

  • Относительно простая конструкция, которую каждый может изготовить самостоятельно;
  • Неприхотливая в эксплуатации, отсутствуют сбои в работе из-за перекосов, заклинивания и прочих неисправностей;
  • Нет необходимости приобретать специфическую фурнитуру, можно собрать из подручных материалов;
  • Не требуется заливать фундамент под рабочий механизм, заливаются только опорные столбы;
  • Достаточно легко ремонтируются, при необходимости можно заменить какой-либо элемент;
  • Сравнительно меньшая себестоимость.

К недостаткам распашных ворот относятся:

  • Для свободного движения требуют достаточного пространства равного ширине створок;
  • Необходимость установки электрического привода для каждой половины, поэтому в двухстворчатых моделях эта опция обходиться вдвое дороже;
  • Воспринимают ветровую нагрузку, поэтому требуют дополнительной фиксации.
  • Создает значительную нагрузку на опорные конструкции из-за чего прочность и высота столбов должна выбираться в соответствии с массой металлического каркаса и обшивки;

Выбор и установка привода

По способу управления приводы могут быть линейные, рычажные и подземной установки. Привода подземной установки достаточно сложные и дорогие, так как весь механизм скрывается ниже уровня грунта и должен обеспечивать достаточно большое усилие. Такие приводы используются для перемещения ворот, где внешний вид нельзя портить какими-либо техническими элементами. Из-за подземного размещения они подвержены воздействию сточных вод, поэтому для системы необходимо сооружать эффективную ливневую канализацию.

Скрытый привод подземной установки

Рис. 4: скрытый привод подземной установки

Линейный привод

Привода с линейным раздвижным механизмом устанавливаются на столбах и крепятся к створкам распашных ворот. Принцип действия заключается в движении штока посредством планетарного, кривошипного механизма или шестерней. Важным параметром при проектировании и установке линейной модели является его местоположения по отношению к самим воротам и точке крепления. Всего выделяют три способа крепления:

Устройство, установленное на боковой поверхности, требует куда большей мощности для выполнения операций со створками ворот, в сравнении с тем же устройством, установленным на торцевой поверхности. Также далеко не всегда возможно устанавливать привод ворот на боковую поверхность, так как он будет скрадывать пространство в открытом положении и просвета ворот может оказаться недостаточно для комфортного проезда авто.

Установка на торцевую поверхность также имеет свои особенности из-за расстояния от точки поворота линейного привода до рамы ворот. Для такой конструкции этот параметр должен быть не более 10 см, но из-за большого веса ворот столбы и опорные конструкции имеют большие габариты. Поэтому расстояние может достигать 15 – 20 см, что делает такой тип установки малоэффективным. На помощь в такой ситуации приходит способ установки в нишу, специфические модели с удлиненным штоком или рычажные приводы.

Установка в нишу не всегда оправдана, поскольку удаление части опорной конструкции негативно сказывается на ее прочности. Такой метод оправдан лишь в том случае, когда у столба имеется несущий стержень или удаляется незначительный фрагмент.

Рычажный привод

Рычажный привод представляет рычаг локтевого типа с подвижным шарниром, приводимый в действие электрическим двигателем. Пример такого устройства в действии приведен на рисунке ниже.

Привод рычажного типа

Рис. 8: привод рычажного типа

Такие приводы могут управлять автоматическим открытием и закрытием ворот вне зависимости от габаритов столбов и положения створок, но рычажная автоматика требует куда большего ресурса мощности, в сравнении с линейной. Стоимость рычажных механизмов также значительно больше и выходят со строя они  куда быстрее. Поэтому линейные приводы для ворот устанавливаются чаще, даже, несмотря на ущерб конструкции.

Блок и пульт управления

Схема управления через брелок

Рис. 9: схема управления через брелок

Блок управления представляет собой комплект автоматики, способной открывать и закрывать ворота, устанавливать время задержки до автоматического закрытия, подавать звуковые или световые сигналы о положении ворот и т.д. Следует отметить, что механизм автоматизации ворот необходимо размещать на высоте не менее 50см от уровня грунта, чтобы в зимнее время года при выпадении  осадков он не оказался под снегом. Так как в нерабочем состоянии некоторые сборки электропривода переходят в режим самоблокировки, и при необходимости открытия вручную вам придется их разблокировать. Пульт управления, как и линейный привод, при установке должен учитывать габариты открытых створок.

Пульт управления напрямую подвязывается к блоку управления и может функционировать:

  • По каналам радиосвязи;
  • По проводным каналам;
  • Через Wi-Fi или мобильные каналы связи.

Через эти каналы автоматическими воротами можно управлять с брелка, через встроенный в автомобиле Home-Link, при помощи клавиатуры, картридера, мобильного телефона, обычного ключа, жетона и т.д. Выбирать нужно наиболее подходящий вариант, к примеру, для семьи из четырех и более человек приобретать брелки куда дороже, чем установить GSM модуль, запрограммированный на несколько мобильных телефонов. Модуль оснащается собственной SIM картой, а в память заводятся нужные номера мобильных, на которые будет реагировать устройство и производить автоматическое открывание.

Откатные ворота

Конструктивно автоматические откатные ворота представляют собой закрепленное на раме полотно, которое перемещается вдоль забора на ширину проема. Для изготовления таких ворот вам понадобится:

Пример схемы откатных ворот

Рис. 10: пример схемы откатных ворот
Роликовые направляющие
Рис. 15: роликовые направляющие

Готовая конструкция должна свободно перемещаться в пролете. Такие ворота обладают рядом особенностей в эксплуатации.

Преимущества и недостатки

Несмотря на то, что автоматические секционные ворота не так широко применяются для ограждения въездов, как распашные варианты, они обладают рядом весомых преимуществ. А их малая популярность обуславливается тем, что такая модель относительно недавно появилась в обиходе. К преимуществам откатных ворот относятся:

  • Относительно простая конструкция;
  • Линейные размеры самих ворот и элементов привода не занимают лишнего пространства в проезде;
  • Опорные столбы практически не воспринимают нагрузку от конструкции;
  • Обладают высокой механической прочностью, не бояться порывов ветра в открытом положении.
  • Куда более дешевый автоматический привод.

Но, помимо преимуществ, раздвижные ворота имеют и определенные недостатки:

  • Вдоль забора требуется обеспечить свободное пространство для движения;
  • Более дорогостоящая фурнитура и комплектующие;
  • Поверхность грунта на всей протяженности пути следования ворот должна быть ровной;
  • Необходимость заливки фундамента и установки металлических деталей для закрепления роликов;
  • Более сложный и трудоемкий ремонт, в случае выхода ворот со строя.

Привод для откатных ворот

Чтобы привести в действие автоматические ворота откатного типа используется линейная автоматика, включающая в себя электропривод для создания вращающего эффекта, зубчатая рейка для реализации механической передачи, магнитный или электрический механизм фиксации крайних положений.

Электропривод представляет собой отдельный блок с зубчатой передачей

Электропривод для откатных ворот

Рис. 18: электропривод для откатных ворот

Посмотрите на рисунок, зубчатая передача реализована посредством колесика. При выборе модели лучше отдавать предпочтение изделиям с металлическим колесиком, так как полимерные довольно быстро выходят со строя. Данный элемент должен становиться в зацепление с зубчатой рейкой.

Крепление зубчатой рейки

Рис. 19: крепление зубчатой рейки

Зубчатая рейка крепиться к воротам метровыми отрезками, обязательно крепите ее к каркасу, но, ни в коем разе не к рельсу, предназначенному для движения роликов. Общую длину рейки необходимо выбрать не по габаритам ворот, а исходя из ширины проема плюс один метр.

В первую очередь электропривод устанавливается на заранее смонтированный фундамент, затем, по отношению к его колесику монтируют зубчатую рейку.

Установка рейки на электропривод

Рис. 20: установка рейки на электропривод

Следует отметить, что  электропитание к месту установки подводится заранее, поэтому после монтажа автоматики к ней подключается питающий кабель, который уже скрыт в земле. Практически каждая модель привода для автоматических ворот оснащена замком разблокировки. Он применяется в тех ситуациях, когда вам нужно открыть ворота вручную, так как большинство моделей блокируют положение, поэтому сдвинуть их крайне проблематично.

Для остановки вращения колесика в крайних положениях устанавливаются магнитные или механические механизмы. Механические модели нежелательно применять в климатических условиях с низкими температурами, так как при замерзании они часто дают сбой, и вам придется открывать ворота вручную.

Установка магнитного датчика крайнего положения

Рис. 21: установка магнитного датчика крайнего положения

Магнитные модели куда менее капризны, их устанавливают на зубчатую рейку ворот и при прохождении напротив электропривода магниты воздействуют на активное устройство, подающее команду на прекращение вращения.

Блок управления

Как и для автоматических ворот распашного типа, блок управления может контролироваться  с проводного или дистанционного пульта, с клавиатуры, кодового замка или от GSM модуля. Он позволяет задавать различные режимы работы (устанавливать задержку закрытия или открытия, оставлять проем для прохода, выбирать время для перемещения, управлять световой сигнализацией и т.д.). Для предотвращения попадания влаги блок управления автоматическими воротами должен размещаться на высоте не менее 5 м от поверхности грунта.

Видео инструкции в помощь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Установка спидометра на велосипед инструкция
  • Установка раковины над стиральной машиной своими руками инструкция видео
  • Установка подъемных ворот дорхан своими руками пошаговая инструкция
  • Установка стеклоподъемников на ниву 2131 своими руками пошаговая инструкция
  • Установка софитов под крышу своими руками пошаговая инструкция