Установка тахографа на грузовой автомобиль своими руками пошаговая инструкция

Как установить тахограф

Российское законодательство обязывает владельцев всех автотранспортных средств, которые попадают под категории, зафиксированные в профильных нормативных актах, и выполняют рейсы в сфере коммерческих перевозок пассажиров и грузов, устанавливать специальные технические устройства – тахографы.

Указанные средства измерения предоставляют возможность осуществления удаленного контроля за перемещениями автомобиля и отслеживания основных показателей движения – соблюдения скоростного режима во время следования по маршруту, графика труда и отдыха управляющего ТС, километража пробега. Данные фиксируются в памяти устройства непрерывно. Остановить регистрацию показаний или фальсифицировать итоговый отчет без уведомления контролирующей службы невозможно – попытки изменения информации отразятся в памяти устройства. Между тем признаки вскрытия на корпусе, нарушение целостности пломбы или другие следы повреждений грозят административной ответственностью – денежным взысканием как для водителя, так и владельца ТС.

Требования к установке тахографа

Процесс монтажа прибора с блоком криптографической защиты данных строго регламентирован соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и его профильными органами во главе с Минтрансом. Принципиально важно следовать нормативным предписаниям, регламентирующим процесс монтажа устройства контроля. В противном случае велика вероятность убытков не только в виде штрафных санкций, но и потери коммерческой репутации среди клиентов, увеличения финансовых издержек.

Полный список документов, необходимых для оформления карты.

Крупногабаритные транспортные средства и многоместные автомобили, относящиеся к категориям M2, M3, N2, N3 и соответствующие другим требованиям закона, в обязательном порядке должны быть оборудованы бортовыми регистраторами характеристик движения до ввода автомобиля в эксплуатацию. Без функционирующего тахографа выпускать ТС в рейс запрещается.

В правилах есть только одно исключение: лица, установившие приборы старого типа до апреля 2014 года, имеют право выполнять рейсовые маршруты в прежнем порядке. При этом они должны переоборудовать свои автомобили до 2018 года, оснастив салон устройствами с навигационным криптографическим модулем или приборами ЕСТР для выполнения трансграничных перевозок.

Кто должен устанавливать тахограф? Заниматься монтажом и обслуживанием бортовых самописцев имеют право исключительно сертифицированные агентства. Самоуправство или обращение к услугам нелицензированных фирм повлечет за собой наступление административной ответственности за неправильно установленный прибор и дополнительные финансовые траты, связанные с заменой испорченного оборудования. Предоставленные такой техникой данные не имеют юридической силы.

Лицензии, дающие возможность оказывать услуги в сфере оснащения ТС, выдает ведомственное подразделение Минтранса – ФБУ «Росавтотранс», а также ФСБ, поскольку блок криптографической защиты информации находится под юрисдикцией этого органа. Никакие иные центры и службы, кроме входящих в перечень лицензиатов, поверять и активировать приборы не могут.

Как установить тахограф на автомобиль?

Соблюдая все правила и требования закона.

Приступая к монтажу устройства, прежде всего, необходимо выбрать место для его размещения. Важно, чтобы средство измерения было в пределах доступа управляющего ТС – ежедневно ему придется вставлять в слот индивидуальную карту водителя, вводить данные о маршруте и повторять те же действия в обратном порядке по окончании смены. Поэтому необходимо расположить регистратор таким образом, чтобы слот для пластикового носителя был в пределах доступа водителя, как и экран с отображающимися на нем сведениями.

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!

Проблем с выбором ниши, максимально удобной для считывания показаний, не возникнет в случае оборудования транспортных средств, выпущенных после 2006 года – в автомобилях нового типа предусмотрены специальные углубления. В таких случаях монтаж занимает минимальное количество времени.

Если машина была выпущена ранее, специалисты подберут оптимальное место для размещения и проведут необходимые операции по подключению.

Правила установки тахографа четко прописаны и предусматривают несколько стадий фиксации регистратора:

  1. Оценка совместимости
    В первую очередь мастер проверяет документы и осматривает ТС. На этом этапе важно понять, есть ли необходимость замены наличествующих ДСА и спидометра новыми, адаптированными под актуальные стандарты.
  2. Замена датчиков
    Если анализ показал, что технические элементы не подлежат использованию, их меняют на новые.
  3. Интеграция
    Соединение проводов бортового самописца с ДСА и спидометром.
  4. Верификация
    Проверка работы устройства. В случае ошибки, оценка действий и поиск причины проблем.
  5. Поверка и активация
    Все соединения и разъемы пломбируются сертифицированным агентством, блок СКЗИ активируется картой мастерской. На этом этапе происходит настройка первоначальных данных.

Как установить тахограф самому?

Обращение к услугам сертифицированных профессионалов – это траты. Придется оплатить стоимость прибора и его установку, а после осуществлять регулярное обслуживание. К сожалению, сократить расходы за счет самостоятельного монтажа не получится – привлечение лицензированного центра обязательно по закону.

Однако, при желании, установить тахограф самостоятельно можно. В таком случае вы возьмете на себя функцию по размещению устройства в салоне автомобиля, соединение проводов и тестирование работоспособности. Пломбированием и калибровкой будет заниматься сертифицированная мастерская. При этом нужно понимать, что далеко не каждая фирма возьмет на себя ответственность за выдачу разрешения на эксплуатацию прибора, монтажом которого она не занималась. Заблаговременно согласуйте порядок действий с лицензиатом Росавтотранса.

Оформить заказ на карту для тахографа

Помните, экономия на самостоятельной адаптации устройства к салону автомобиля будет минимальной, в то время как последствия нарушения закона в области регламента установки и эксплуатации обернуться серьезными расходами и привлечением к административной ответственности. Не преступайте закон!

У вас остались еще вопросы?

Звоните прямо сейчас 8-800-511-81-93
или пишите нам: cart@rctahograf.ru

вернуться к оглавлению


Узнать про тахографы еще больше

Кто должен установить

Тахографами называют электронные устройства, которыми оснащают коммерческие автомобили для отслеживания режимов труда/ отдыха водителей и сбора информации о дорожных событиях.

Современные контрольные приборы позволяют фиксировать:

  • скорость транспортного средства на всех промежутках пути;
  • пройденное расстояние;
  • положение на маршруте и отклонение от него;
  • затраты топлива;
  • техническое состояние ТС.
     

В таблице приведены нормативные акты, которые регулируют деятельность, связанную с тахографами.

Наименование документа

Регламентация

Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.

Устанавливает необходимость обязательной фиксации информации о маршрутах движения коммерческого транспорта, рабочих сменах и перерывах водителей

Постановление Правительства РФ № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» от 10.09.2009 г.

Содержит порядок монтажа тахографа и подключения прибора к автомобильным датчикам для считывания информации

Приказ Министерства транспорта РФ № 36 от 13.02.2013 г.

Утверждает необходимость защиты собираемых данных криптографическими методами.

Введено понятие «СКЗИ» – средство криптографической защиты информации.

Приказ Министерства транспорта РФ № 440 от 28.10.2020 г.

Документ содержит:

  • требования к тахографам (Прил. 1) и передвижению только с водительскими картами;
  • перечень автомобилей, подлежащих и не подлежащих оснащению бортовыми самописцами (Прил. 2);
  • правила эксплуатации (Прил. 3) и обслуживания (Прил. 4) контрольных приборов.

Приказ Министерства транспорта РФ № 438 от 26.10.2020 г.

Устанавливает правила и сроки оборудования автомобилей тахографами


Для чего нужен

Требование об обязательности оснащения бортовыми самописцами коммерческого транспорта было введено, в первую очередь, для обеспечения безопасности водителей за счет принудительного ограничения периода нахождения работника за рулем.

Контрольный прибор подает сигнал о необходимости сделать перерыв на отдых. Если водитель проигнорирует требование, нарушение будет зафиксировано в памяти тахографического оборудования. Благодаря такому подходу снижается риск возникновения переработок, расстройства внимания и скорости реакции на дорожные события.

Еще одна причина необходимости установки бортовых самописцев – контроль водителя. Директор получает гарантию того, что работник не будет сливать топливо, использовать авто в личных целях, накручивать километраж. В свою очередь наемный водитель в конце месяца будет иметь на личной карточке сводку отработанных нормо-часов – основание для получения справедливой оплаты труда.

Наличие тахографического оборудования поможет также решить спорные ситуации между водителями и инспекторами ГИБДД. Сотруднику правопорядка не удастся навязать шоферу штраф, например, за нарушение скоростного режима, если фактического превышения не было, и эта информация сохранена тахографом.


На какие ТС нужно устанавливать

Тахографы устанавливаются на технику, которая выполняет коммерческие перевозки пассажиров и грузов по территории РФ и стран Евросоюза. ТС этих категорий должны соответствовать определенным требованиям по грузоподъемности.

Полный перечень автомобилей, подлежащих оснащению контрольными приборами, приведен в п. 1 Приложения № 2 к приказу Минтранса РФ № 440.


Легковые

На легковой личный транспорт устанавливать тахограф не нужно. Точнее, эта процедура не является обязательной, но может выполняться по желанию владельца ТС.

Обратите внимание! Водитель такого авто обязуется выполнять требования по эксплуатации контрольных устройств так же, как и работники, управляющие грузовым или пассажирским транспортом. Инспектор ГИБДД при остановке может проверить данные на карте водителя, соблюдение правил ПДД и обращения с бортовыми самописцами.


Грузовые

Установка тахографов на грузовые автомобили выполняется, если транспорт имеет полную снаряженную массу более 3,5 т и эксплуатируется частными предпринимателями, физическими или юридическими лицами. То есть форма собственности автомобиля не играет роли.

Например, ГАЗ 3302 имеет заводскую снаряженную массу 1840 кг. Это вес автомобиля с пустым багажным отделением. Максимальный вес груза, который автомобиль может перевозить – 1660 кг. В сумме получаем 3500 кг, которые и составляют РММ (разрешенную максимальную массу).


Спецтехника

Спецтехника включена в перечень транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами (приведен в п. 2 Приложения № 2 к приказу Минтранса № 440).

Техника из списка не оснащается контрольно-измерительными устройствами, если в техпаспорте автомобиля стоит отметка, например, «спецтехника» или «эвакуатор». То есть конфигурация и техническое оснащение специальными приспособлениями произведено заводом-изготовителем. Если же переоборудование выполнялось владельцем самостоятельно, в техпаспорте будет отмечено «грузовой» или «пассажирский». Такой автомобиль уже нужно будет оборудовать бортовым самописцем.


Для физических или юридических лиц

Утверждение приказа Минтранса № 440 стерло границу между физическими и юридическими лицами в плане оснащения тахографами автотехники. До октября 2020 года водители-одиночки еще могли пользоваться собственным грузовым или пассажирским транспортом в личных целях, не устанавливая контрольные приборы. В 2022 году эта обязанность вменяется всем без исключений.

Есть единственное исключение для физлиц ездить без бортового самописца – каждый раз при перевозке грузов доказывать инспекторам ГИБДД, что в багажном отделении находится личный груз водителя, который перевозится не для сторонних лиц. Таким образом, в кабине не должно быть путевых листов на груз, а в накладной на товар получателем должен быть указан сам шофер.


Для грузовых или пассажирских перевозок

Грузовики и автобусы, если они относятся к категориям N2, N3, или M2, M3, должны оснащаться контрольными приборами.

Справка. До марта 2024 года действует отсрочка на монтаж бортовых самописцев для автобусов на городских маршрутах, если они передвигаются в пределах одного населенного пункта.


Кому не нужно устанавливать

В п. 2 Приложения № 2 к приказу Министерства транспорта РФ № 440 приведен полный перечень категорий транспортных средств, на которые не требуется ставить тахографы.

В частности, не подлежат установке контрольных приборов:

  • автомобили государственных и военных ведомств;
  • дорожная и строительная техника, автокраны, автовышки;
  • транспорт экстренных служб (кареты скорой помощи, пожарные машины);
  • автоэвакуаторы, передвижные торговые павильоны, ритуальный транспорт, ассенизационная техника;
  • машины с установленными емкостями для перевозки определенного вида пищевой продукции (молоковозы, медовозы, водовозы, автомобили для перевозки живой рыбы);
  • транспорт коммунальных предприятий (мусоровозы, манипуляторы, ассенизаторские ТС, самосвалы);
  • автомобили, не покидающие пределов предприятий и не выезжающие на дороги общего пользования (автобусы для перевозки рабочих в пределах заводов).


Какое устройство устанавливать

Основное требование, предъявляемое к тахографу – прибор должен находиться в списке допущенных к оснащению, размещенном на сайте Росавтотранспорта.

Осуществление монтажа в профильной мастерской, имеющей сертификацию ФСБ, гарантирует установку проверенного прибора.

Новое тахографическое оборудование, которое будет установлено в автомобиль, должно отвечать следующим требованиям:

  • наличие заводских пломб на упаковке, которые срываются инженерами мастерской непосредственно перед установкой;
  • корпус устройства опломбирован;
  • наличие полного комплекта сопроводительной документации в коробке, технического паспорта на тахограф;
  • электроника запускается и работает на тестовом стенде;
  • в корпус бортового самописца с завода уже установлен криптографический блок СКЗИ либо ЕСТР;
  • все элементы устройства должны быть целыми, не поврежденными в процессе транспортировки, находиться на своих местах.
     

Тахографы выбираются в зависимости от географии планируемых поездок. Для передвижения по территории РФ устанавливаются отечественные контрольные приборы с модулями СКЗИ. После оснащения автомобиля таким бортовым самописцем транспорт не сможет пересекать российские границы, так как выезд с блоками СКЗИ за пределы страны запрещен.

Если планируется осуществлять международные перевозки грузов/ пассажиров, на автомобиль ставится европейский тахограф с блоком ЕСТР. Этот вид контрольных приборов позволяет совершать коммерческие рейсы по странам Евросоюза, для передвижения же по дорогам РФ нужно будет дополнительно оформить карту МАП (удостоверение о международных автомобильных перевозках).


Срок

По состоянию на 2022 год весь автомобильный коммерческий транспорт, который подлежит оснащению тахографами, уже должен передвигаться с контрольными приборами.

Требование установлено приказом Минтранса № 339 от 15.10.2019 г. В таблице представлены предельные даты монтажа бортовых самописцев.


Отсрочка для некоторых ТС

В 2022 году отсрочка на установку тахографов уже не действует. Но некоторые нюансы все же есть:

  1. До 01.03.2024 года действует освобождение от оснащения контрольными приборами городских автобусов, которые передвигаются в режиме маршрутного такси по дорогам одного населенного пункта (Постановление Правительства РФ № 1998 с поправками от 31.03.2022 г.). На транспорт, который перевозит население, например, из центра города в села на периферии, отсрочка не распространяется. Городские автобусы временно освобождены от процедуры из-за пандемии CoVid-19, которая значительно снизила пассажиропотоки. Владельцам автобусных парков невыгодно оснащать всю свою технику контрольными приборами до тех пор, пока ежедневное количество перевозимых пассажиров не достигнет уровня 2018 года.
  2. В Постановление Правительства РФ № 1998 последними поправками добавлен еще один пункт исключений, который касается пассажирского и грузового транспорта. Теперь отменяется требование оснащать ТС тахографами с СКЗИ, если на них уже установлены европейские контрольные приборы (если транспорт куплен в Европе и завезен на территорию РФ). Достаточно просто систематически проводить калибровочные работы.
    Исключение применяется для автобусов и грузовиков, которые имеют оформленные карты МАП и выполняют только международные рейсы. Однако, если в автомобиле установлен старый стрелочный прибор вроде Kienzle, его нужно будет заменить на современный отечественный или европейский.
  3. Раритетные автомобили возрастом более 50 лет освобождены от установки тахографов при условии, что ТС не задействуются в коммерческих перевозках. То есть старый транспорт, выпущенный до 1978 года, может использоваться водителями в личных целях беспрепятственно.


Что будет при езде без тахографа

Если автомобиль относится к категории транспортных средств, подлежащих оснащению тахографом, он не может передвигаться по дорогам общего пользования без контрольного прибора. Это будет классифицироваться как игнорирование требований приказа № 440 Минтранса РФ. Сотрудники ГИБДД, которые остановят такое транспортное средство для внеплановой проверки, выпишут штраф в соответствии со ст. 11.23 Кодекса об административных правонарушениях (в рублях):

  • водитель на личном транспорте либо наемный работник на автомобиле компании – 3–5 тыс.;
  • ответственный механик, выпускающий транспорт на линию после предрейсового ТО – 7–10 тыс.;
  • частный предприниматель – 15–20 тыс.;
  • директор транспортной компании, чья техника нарушает требования приказов – 20–50 тыс.

Таким образом, если водитель на личном грузовом автомобиле выполняет заказы по перевозкам, но не оснастил транспорт тахографом, размер штрафа составит от 3 до 5 тыс. рублей. На само ТС, вероятнее всего, будет наложен арест с требованием установить контрольное устройство. На это понадобится еще около 40 тыс. рублей.

Если же при проверке окажется, что техника без бортового самописца принадлежит транспортному предприятию, оштрафованы будут все ответственные лица, включая директора. В таком случае суммарный размер штрафа может составить от 30 до 65 тыс. рублей за каждый автомобиль. Также необходимо будет оплатить процедуру установки тахографа.


Процесс установки

Вся процедура оснащения ТС тахографом делится на несколько этапов:

  • подготовка автомобиля к установке, ремонт неисправностей, уборка в салоне, накачка шин до давления, рекомендованного заводом-изготовителем;
  • доставка транспорта на территорию мастерской;
  • монтажные работы, подготовка места для контрольного прибора, прокладка кабелей и установка датчиков;
  • установка, настройка и проверка работы бортового самописца;
  • калибровка собираемых данных;
  • пломбировка разъемов, корпуса прибора;
  • выдача сертификата мастерской о выполненном монтаже, пакета документации на устройство.


Требования к ТС

Автомобиль подается на территорию мастерской подготовленным к процедуре:

  • салон очищен от посторонних предметов, личных вещей водителя, мусора, пыли и грязи;
  • все ниши дверных карт, приборной панели освобождены от посторонних предметов;
  • ниша для тахографа также должна быть свободна (помещенная в нее магнитола должна быть перенесена в другое место);
  • автомобиль вымыт, в т. ч. зоны проведения монтажа;
  • при необходимости проведены ремонтные работы и устранены все неисправности, о которых сигнализировала приборная панель авто;
  • шины заменены на новые, так как от их состояния зависит точность калибровки тахографа;
  • колеса подкачаны до паспортного давления (например, для ГАЗ 3302 это 3,0 Бар).

На заметку. Некоторые неполадки могут быть устранены непосредственно в процессе установки тахографа, но за это будет взиматься дополнительная плата.


Требования к водителю

Чтобы оформить личную карточку тахографа, водитель должен соответствовать таким требованиям:

  • иметь стаж вождения грузовых иди пассажирских автомобилей от года;
  • быть гражданином РФ или проживать на территории России более 185 дней с даты прибытия;
  • иметь водительское удостоверение с открытыми категориями C, D и E.
     

С 18 лет шоферы допускаются только к управлению грузовым транспортом с разрешенной максимальной массой не более 7,5 т. С 21 года снимается ограничение по РММ автомобиля для водителя и появляется допуск на управление пассажирским транспортом.

До 21 года гражданам РФ и представителям других государств на территории России запрещается управлять автобусами.


Документы для оформления

Чтобы начать процедуру оформления личной карточки, водителю требуется подготовить пакет документов, который включает:

  • паспорт гражданина РФ;
  • ИНН;
  • страховой полис;
  • водительские права;
  • заполненный бланк заявления в установленной форме на выдачу пластикового документа, заверенный подписью заказчика;
  • черно-белая фотография заявителя;
  • заполненное согласие на обработку персональных данных;
  • чек, подтверждающий оплату услуг (прикладывается непосредственно при подаче заявки).
     

Справка. На изготовление карточки подаются не оригиналы документов, а их копии, снять которые можно прямо в сервисном центре перед подачей.

В тексте заявления для оформления водительской карточки нужно указать:

  • ФИО заказчика, его гражданство;
  • паспортные данные;
  • номер ИНН;
  • место жительства, адрес прописки;
  • число, месяц, год рождения в формате «19 октября 1988 г.»;
  • номер страхового свидетельства;
  • номер и дату выдачи водительских прав;
  • полное название организации, которая будет заниматься изготовлением пластика.
     

Отдельными строчками в заявлении указывается информация о том, что водитель:

  • ознакомлен с правилами эксплуатации личных карточек для тахографов;
  • обязуется не передавать документ посторонним лицам, не оставлять без присмотра, использовать по назначению;
  • вернет пластик в организацию, если сменит место работы.

Заявление должно быть заверено аккуратно поставленной подписью заказчика в специально отведенном поле. Выходить за пределы рамки запрещается, так как именно эта зона сканируется для последующего нанесения подписи на лицевую поверхность карточки.
Для оптимального результата подпись ставится ручкой с черными чернилами.

Некоторые сервисы вместо бумажных подписей берут у водителя цифровой образец. То есть заявитель расписывается на электронной сенсорной поверхности специальным стилусом, что гарантирует получение четкого результата в высоком разрешении.

Пример заполненной заявки.

Образец заявление

Если у водителя возникнут проблемы с заполнением документов, оформить бумаги поможет консультант сервиса.


Цены в сервисном центре

Установка тахографов с блоками СКЗИ и ЕСТР выполняется на территории специализированных мастерских, имеющих аккредитацию ФСБ, так как работы проводятся с криптографическими модулями. Помимо самой процедуры монтажа, нужно еще активировать блок СКЗИ, настроить и откалибровать бортовой самописец.

Профильные сервисные центры распространены на территории РФ, найти подходящий вариант не составит труда. Список всех аккредитованных организаций, предоставляющих услуги по монтажу тахографов и ведущих свою деятельность законно, размещен на портале Росавтотранспорта (с удобным делением по регионам).

Базовый пакет услуг по установке тахографа в специализированной мастерской стоит от 32 тыс. рублей.

В эту сумму входит стоимость:

  • самого прибора;
  • монтажа комплектной проводки;
  • подключения к датчикам;
  • установки оборудования в салон автомобиля.
     

Однако, очень часто приходится оплачивать еще дополнительные услуги или расходные компоненты:

  • новый электронный датчик скорости вместо цифрового;
  • спидометр, который может работать с электронным датчиком скорости;
  • сторонний карман для бортового самописца, так как не все автомобили оснащаются ими на заводе;
     

Таким образом, к стоимости прибавляется еще 5–7 тыс. рублей.

Наладка и калибровка прибора, генерация уникального цифрового ключа – 5–10 тыс. рублей.

В результате итоговая стоимость всех работ по установке тахографа, его компонентов, наладке и запуску составит около 45–50 тыс. рублей.

Обратите внимание! Блок СКЗИ требует замены каждые три года с даты активации после того, как истечет срок его годности.

Поскольку тахограф не функционирует без личной карточки водителя, то ее изготовление также предполагает расходы.

В таблице приведено, сколько будет стоить получение пластика в Москве и области.

Наименование предприятия

Цена изготовления карты, руб.

ЕСТР

СКЗИ

ФБУ «Росавтотранс»

3700

3400

ООО «ТахоЦентр»

4700

3900

ООО «РЦТ»

4300

3700

ООО «Транзит-ДВ»

6200

4300

ООО «Тахо-Сервис»

4300

3800

Весь комплекс услуг под ключ обойдется водителю в сумму от 50 тыс. рублей.


Как установить самостоятельно

Учитывая то, что оплатить работы по установке тахографического оборудования не всем по карману, у некоторых водителей появляется желание сэкономить и выполнить часть монтажа своими руками.

Стоит отметить, что к услугам мастерской прибегнуть все равно придется, но шофер может самостоятельно выполнить такие действия:

  • изучить на сайте Росавтотранспорта список тахографов, разрешенных для установки, и выбрать наиболее подходящий;
  • подготовить место для установки прибора, приобрести пластиковую нишу-накладку стороннего производителя и собственноручно ее установить в удобном месте рядом с водительским местом;
  • если контрольное устройство будет устанавливаться на старый транспорт с базовым оснащением, потребуется купить электронный спидометр с цифровым датчиком скорости, чтобы заменить устаревший прибор, и механический привод к нему от карданного вала;
  • проложить жгуты проводов от датчиков, аккумулятора к зоне установки тахографа;
  • выполнить подключение проводки к универсальным соединительным колодкам согласно распиновке, которая также должна приводиться в инструкции к прибору.
     

Можно выполнить первичную проверку работоспособности собранной системы, но устройство желательно извлечь из посадочного места перед посещением профильной мастерской, так как мастерам нужен будет доступ к блоку СКЗИ.

После выполнения перечисленных операций нужно будет записаться на прием в сервисный центр, где специалисты проведут проверку правильности монтажа и прокладки кабелей, настроят прибор, сгенерируют цифровой ключ и активируют внутренний криптографический модуль.

За проверкой и настройкой последует процедура калибровки собираемых данных, сертифицирование, установка клемм и калибровочных табличек, установка тахографа на место.

Без помощи мастерской обойтись не получится, так как прибор не будет работать без активации защитного блока. Этот факт будет выявлен на первом же посту ГИБДД, а водитель – оштрафован согласно ст.11.23 КоАП РФ.

Внимание! Тахограф с ЕСТР установить гораздо сложнее, так как этот вид контрольных устройств интегрируется глубоко в сети автомобиля, подключается к бортовому компьютеру и множеству датчиков. То есть водитель сможет самостоятельно только приобрести бортовой самописец и подготовить место для него. Выполнение остальных процедур лучше доверить профильной мастерской.

Таким образом, самостоятельный монтаж тахографа возможен (это позволит сэкономить), но без услуг сервиса все равно не обойтись.


Какой выбрать

Некоторые модели тахографов получили популярность и множество положительных отзывов за простоту, удобство эксплуатации и надежность работы.

К рекомендуемым сообществом водителей контрольным приборам относятся:

Кстати! Не рекомендуется рассматривать к установке б/у устройства, продающиеся на площадках объявлений. Эти устройства уже не смогут обслуживаться по гарантии, которая часто покрывает большую долю затрат на обслуживание тахографов, калибровку, замену в случае заводского брака.

Кроме того, неизвестна причина, по которой бывший владелец продает бортовой самописец.


Необходимые инструменты

Чтобы выполнить монтаж тахографа своими руками, потребуются инструменты, которые найдутся у любого водителя:

  • универсальный набор накидных ключей и торцевых головок – они пригодятся для снятия элементов салона и декоративных накладок обшивки, чтобы проложить жгуты проводов;
  • кусачки, щипцы, нож или клещи для снятия изоляции и обжатия наконечников клемм, чтобы собрать все провода в соединительные колодки для соединения между собой и подключения к тахографу;
  • изоляционный материал (изолента либо термоусадочная трубка);
  • тестер для проводки, сигнальная лампа или мультиметр для проверки соединений на обрывы или короткие замыкания.

Перечисленный набор инструментов будет актуален для оснащения контрольным прибором автомобиля старого образца (КамАЗ, Маз, Газ, Газель 3307, Зил бычок, Jac 130), где выполняются только простые электротехнические операции и не требуется подключение к сложным электронным блокам (как в случае с ЕСТР-тахографами).

В противном случае, лучше доверить монтажные работы специалистам профильной мастерской, у которых есть специализированное оборудование для выполнения подобных подключений к бортовым сетям автомобиля.


Инструкция

Работы по самостоятельному монтажу тахографа рекомендуется выполнять на эстакаде или подъемнике, так как добираться к датчику скорости автомобиля придется, скорее всего, со стороны днища авто.

Пошаговый план по установке контрольного прибора:

  1. Автомобиль обесточивается, отключаются клеммы питания от аккумулятора.
  2. Определяется место установки тахографа, если оно не предусмотрено заводом-изготовителем транспортного средства.
  3. В зоне установки снимается обшивка и декоративные элементы салона, разбирается приборная панель, чтобы обеспечить свободный доступ для проведения работ и прокладки проводов.
  4. Датчик скорости извлекается из посадочного места и заменяется на цифровой. Сигнальный кабель протягивается в салон, провода питания – к плюсу аккумулятора и на ноль кузова.
  5. Заменяется спидометр на цифровой аналог.
  6. На сигнальном кабеле частично снимается изоляция и в разрыв подключается кабель, идущий к тахографу для считывания скорости движения транспортного средства.
  7. Тахограф перед установкой осматривается на предмет возможных повреждений, которые он мог получить в процессе транспортировки. Если устройство целое, пломбы на месте – можно продолжать процедуру.
  8. В салон к месту установки контрольного прибора протягивается жгут проводов, подключенных по инструкции к бортовой сети автомобиля (замку зажигания, датчику уровня топлива и т. д.).
  9. Концы проводов зачищаются, на них обжимаются клеммы для вставки в подготовленные соединительные колодки. Все соединения изолируются.
  10.  Колодки собираются по схемам, которые приводятся в инструкциях к тахографам.
  11. Собранные колодки подключаются к тахографическому оборудованию для проверки работоспособности. Прибор пока не устанавливается в подготовленную нишу.
  12.  На автомобиль кратковременно подается питание, чтобы убедиться, что бортовой самописец включается, видит все датчики.
  13.  Бортовая сеть снова обесточивается, прибор вставляется в подготовленный карман.
  14.  Снятые накладки салона и приборная панель ставятся на свои места и собираются в обратной последовательности.

Провода не должны проходить рядом с источниками электромагнитного излучения, которыми являются:

  • автомобильный генератор;
  • электродвигатели печки, обдува стекол, стеклоочистителей;
  • катушка зажигания;
  • динамики акустической системы;
  • высоковольтные провода, идущие от некоторых блоков (отличаются большим сечением по сравнению с соседними кабелями);
  • навигационные датчики и антенны.

Нюансы установки тахографа показаны в видео.


Техника безопасности

Некоторые водители полагают, что бортовая сеть автомобиля не несет никакой угрозы для человека и можно спокойно работать с оголенными проводами при подключенном аккумуляторе.

На самом деле сила тока в 0,06 А является опасной для здоровья, а 0,1 А – смертельной. Для сравнения: пусковой ток аккумулятора легкового автомобиля – 60 А. Батареи грузового транспорта имеют больший размер и обеспечивают еще большие пусковые токи.  Поэтому есть риск удара током во время подсоединения тахографа к автомобильной проводке.

Необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности:

  • сбросить клеммы с аккумулятора перед любыми работами (либо повернуть ручку прерывателя массы) и не подключать до их окончания процедуры;
  • все работы выполнять только в защитных перчатках, очках;
  • качественно изолировать все соединения проводов, не экономить изоленту или термоусадочную изоляцию;
  • при работе с проводкой использовать инструмент с изолированными ручками;
  • перепроверять все соединения тестером или мультиметром во избежание возникновения коротких замыканий или обрывов цепи.


Эксплуатация

Контроль работ по самостоятельному подключению бортового самописца будет выполнен специалистом профильного сервиса.

Проверяются:

  • правильность подключения проводки;
  • зоны прокладки жгутов кабелей;
  • качество изолирования соединений;
  • надежность фиксации тахографа в посадочном месте.
     

Если с точки зрения подключения вопросов нет, тестируется функционал прибора, видимость датчиков и нормальное взаимодействие с ними.

Сервис выносит заключение о том, что монтаж выполнен правильно, если показания бортовым самописцем снимаются корректно, а сводный отчет о техническом состоянии не содержит ошибок.

Остается только провести калибровку тахографа, которая выполняется двумя способами:

  1. Автомобиль проезжает заранее заданный отрезок свободного пространства. Контрольный прибор в это время фиксирует пройденное расстояние. На основании реальных данных и собранных показаний вычисляется поправочный W-коэффициент, который вносится в раздел настроек устройства. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет получено соответствие реального пройденного пути и зафиксированного.
  2. Проводится замер давления в шинах и длина окружности колес транспортного средства. На одном из колес мелом ставится вертикальная черта, перпендикулярная поверхности, по которой перемещается машина. Автомобиль двигается на малой скорости вперед так, чтобы колесо совершило целое число оборотов, и отметка встала в то же положение. Замеряется пройденный отрезок пути, сверяется с показаниями тахографа, вычисляется поправочный коэффициент.

    Процесс повторяется несколько раз до получения точного результата.

Таким образом, без тахографов на коммерческом транспорте ездить нельзя, если тип авто не входит в список исключений. Для поездок по России нужен контрольный прибор с СКЗИ, для международных рейсов – с ЕСТР. Установить тахограф на автомобиль самостоятельно можно, но потребуется калибровка и настройка в сервисном центре.

Всех приветствую!
В общем добрались и до нас ( 5-ти тонников)… Ездить стало ни возможно на каждом посту поднимается вопрос о тахографе… Пару протоколов уже написали (надо оплатить)…
Начал я поиски тахографа еще около месяца назад, у нас в КЧР их ни устанавливают, в соседнем регионе находил от 41 т.р. под ключ…
Порыв просторы инета вышел на человека vk.com/botanikym (контору по установке тахографов)… ОН говорит давай вышлю, сделаю карту или сам закажи карту через сайт… Я не поверил ему откровенно говоря, думал развод будет, придет мне кирпич или поломанный прибор в лучшем случае… Но потом пообщавшись понял, что человек серьезный, дело иметь можно с ним… Но все ровно перестраховался еще один раз и тахограф с картой они передали моему доверенному человеку, после чего я перевел деньги (доверенный человек узнав про них сказал, что их знает сам ставил тахограф у них)…
Но все усугублял еще один фактор — я вообще ни шарю в проводке ни потому, что «тупой» просто ни мое это сидеть и ковыряться… но жизнь заставила…
В итоге результат работы на видео… (я не видеоблогер но попытался донести то так сделал)… Если у кого есть вопросы пишите подскажу, расскажу что да как…
Да еще я никого НИ ПРИЗЫВАЮ УСТАНАВЛИВАТЬ ТАХОГРАФ САМОСТОЯТЕЛЬНО, делайте это все в специализированных сервисах, платите 41 т.р. (лично в соседнем со мной регионе где устанавливают именно такие цены) и ездите радуйтесь, я все го лишь делюсь тем как это все сделано у меня…
Всем удачи и приятного просмотра!)

смешная картинка, девушка чинит камаз и не хочет самостоятельно установить тахограф

Указанные средства измерения предоставляют возможность осуществления удаленного контроля за перемещениями автомобиля и отслеживания основных показателей движения – соблюдения скоростного режима во время следования по маршруту, графика труда и отдыха управляющего ТС, километража пробега. Данные фиксируются в памяти устройства непрерывно. Остановить регистрацию показаний или фальсифицировать итоговый отчет без уведомления контролирующей службы невозможно – попытки изменения информации отразятся в памяти устройства. Между тем признаки вскрытия на корпусе, нарушение целостности пломбы или другие следы повреждений грозят административной ответственностью – денежным взысканием как для водителя, так и владельца ТС.

Требования к установке тахографа

Процесс монтажа прибора с блоком криптографической защиты данных строго регламентирован соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и его профильными органами во главе с Минтрансом. Принципиально важно следовать нормативным предписаниям, регламентирующим процесс монтажа устройства контроля. В противном случае велика вероятность убытков не только в виде штрафных санкций, но и потери коммерческой репутации среди клиентов, увеличения финансовых издержек.

Полный список документов, необходимых для оформления карты.

Крупногабаритные транспортные средства и многоместные автомобили, относящиеся к категориям M2, M3, N2, N3 и соответствующие другим требованиям закона, в обязательном порядке должны быть оборудованы бортовыми регистраторами характеристик движения до ввода автомобиля в эксплуатацию. Без функционирующего тахографа выпускать ТС в рейс запрещается.

В правилах есть только одно исключение: лица, установившие приборы старого типа до апреля 2014 года, имеют право выполнять рейсовые маршруты в прежнем порядке. При этом они должны переоборудовать свои автомобили до 2018 года, оснастив салон устройствами с навигационным криптографическим модулем или приборами ЕСТР для выполнения трансграничных перевозок.

Кто должен устанавливать тахограф? Заниматься монтажом и обслуживанием бортовых самописцев имеют право исключительно сертифицированные агентства. Самоуправство или обращение к услугам нелицензированных фирм повлечет за собой наступление административной ответственности за неправильно установленный прибор и дополнительные финансовые траты, связанные с заменой испорченного оборудования. Предоставленные такой техникой данные не имеют юридической силы.

Лицензии, дающие возможность оказывать услуги в сфере оснащения ТС, выдает ведомственное подразделение Минтранса – ФБУ «Росавтотранс», а также ФСБ, поскольку блок криптографической защиты информации находится под юрисдикцией этого органа. Никакие иные центры и службы, кроме входящих в перечень лицензиатов, поверять и активировать приборы не могут.

Как установить тахограф на автомобиль?

Соблюдая все правила и требования закона.

Приступая к монтажу устройства, прежде всего, необходимо выбрать место для его размещения. Важно, чтобы средство измерения было в пределах доступа управляющего ТС – ежедневно ему придется вставлять в слот индивидуальную карту водителя, вводить данные о маршруте и повторять те же действия в обратном порядке по окончании смены. Поэтому необходимо расположить регистратор таким образом, чтобы слот для пластикового носителя был в пределах доступа водителя, как и экран с отображающимися на нем сведениями.

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!

Проблем с выбором ниши, максимально удобной для считывания показаний, не возникнет в случае оборудования транспортных средств, выпущенных после 2006 года – в автомобилях нового типа предусмотрены специальные углубления. В таких случаях монтаж занимает минимальное количество времени.

Если машина была выпущена ранее, специалисты подберут оптимальное место для размещения и проведут необходимые операции по подключению.

Правила установки тахографа четко прописаны и предусматривают несколько стадий фиксации регистратора:

  1. Оценка совместимости
    В первую очередь мастер проверяет документы и осматривает ТС. На этом этапе важно понять, есть ли необходимость замены наличествующих ДСА и спидометра новыми, адаптированными под актуальные стандарты.
  2. Замена датчиков
    Если анализ показал, что технические элементы не подлежат использованию, их меняют на новые.
  3. Интеграция
    Соединение проводов бортового самописца с ДСА и спидометром.
  4. Верификация
    Проверка работы устройства. В случае ошибки, оценка действий и поиск причины проблем.
  5. Поверка и активация
    Все соединения и разъемы пломбируются сертифицированным агентством, блок СКЗИ активируется картой мастерской. На этом этапе происходит настройка первоначальных данных.

Как установить тахограф самому?

Обращение к услугам сертифицированных профессионалов – это траты. Придется оплатить стоимость прибора и его установку, а после осуществлять регулярное обслуживание. К сожалению, сократить расходы за счет самостоятельного монтажа не получится – привлечение лицензированного центра обязательно по закону.

Однако, при желании, установить тахограф самостоятельно можно. В таком случае вы возьмете на себя функцию по размещению устройства в салоне автомобиля, соединение проводов и тестирование работоспособности. Пломбированием и калибровкой будет заниматься сертифицированная мастерская. При этом нужно понимать, что далеко не каждая фирма возьмет на себя ответственность за выдачу разрешения на эксплуатацию прибора, монтажом которого она не занималась. Заблаговременно согласуйте порядок действий с лицензиатом Росавтотранса.

Оформить заказ на карту для тахографа

Помните, экономия на самостоятельной адаптации устройства к салону автомобиля будет минимальной, в то время как последствия нарушения закона в области регламента установки и эксплуатации обернуться серьезными расходами и привлечением к административной ответственности. Не преступайте закон!

У вас остались еще вопросы?

Звоните прямо сейчас 8-800-511-81-93
или пишите нам: cart@rctahograf.ru

вернуться к оглавлению


Узнать про тахографы еще больше

Кто должен установить

Тахографами называют электронные устройства, которыми оснащают коммерческие автомобили для отслеживания режимов труда/ отдыха водителей и сбора информации о дорожных событиях.

Современные контрольные приборы позволяют фиксировать:

  • скорость транспортного средства на всех промежутках пути;
  • пройденное расстояние;
  • положение на маршруте и отклонение от него;
  • затраты топлива;
  • техническое состояние ТС.
     

В таблице приведены нормативные акты, которые регулируют деятельность, связанную с тахографами.

Наименование документа

Регламентация

Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.

Устанавливает необходимость обязательной фиксации информации о маршрутах движения коммерческого транспорта, рабочих сменах и перерывах водителей

Постановление Правительства РФ № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» от 10.09.2009 г.

Содержит порядок монтажа тахографа и подключения прибора к автомобильным датчикам для считывания информации

Приказ Министерства транспорта РФ № 36 от 13.02.2013 г.

Утверждает необходимость защиты собираемых данных криптографическими методами.

Введено понятие «СКЗИ» – средство криптографической защиты информации.

Приказ Министерства транспорта РФ № 440 от 28.10.2020 г.

Документ содержит:

  • требования к тахографам (Прил. 1) и передвижению только с водительскими картами;
  • перечень автомобилей, подлежащих и не подлежащих оснащению бортовыми самописцами (Прил. 2);
  • правила эксплуатации (Прил. 3) и обслуживания (Прил. 4) контрольных приборов.

Приказ Министерства транспорта РФ № 438 от 26.10.2020 г.

Устанавливает правила и сроки оборудования автомобилей тахографами


Для чего нужен

Требование об обязательности оснащения бортовыми самописцами коммерческого транспорта было введено, в первую очередь, для обеспечения безопасности водителей за счет принудительного ограничения периода нахождения работника за рулем.

Контрольный прибор подает сигнал о необходимости сделать перерыв на отдых. Если водитель проигнорирует требование, нарушение будет зафиксировано в памяти тахографического оборудования. Благодаря такому подходу снижается риск возникновения переработок, расстройства внимания и скорости реакции на дорожные события.

Еще одна причина необходимости установки бортовых самописцев – контроль водителя. Директор получает гарантию того, что работник не будет сливать топливо, использовать авто в личных целях, накручивать километраж. В свою очередь наемный водитель в конце месяца будет иметь на личной карточке сводку отработанных нормо-часов – основание для получения справедливой оплаты труда.

Наличие тахографического оборудования поможет также решить спорные ситуации между водителями и инспекторами ГИБДД. Сотруднику правопорядка не удастся навязать шоферу штраф, например, за нарушение скоростного режима, если фактического превышения не было, и эта информация сохранена тахографом.


На какие ТС нужно устанавливать

Тахографы устанавливаются на технику, которая выполняет коммерческие перевозки пассажиров и грузов по территории РФ и стран Евросоюза. ТС этих категорий должны соответствовать определенным требованиям по грузоподъемности.

Полный перечень автомобилей, подлежащих оснащению контрольными приборами, приведен в п. 1 Приложения № 2 к приказу Минтранса РФ № 440.


Легковые

На легковой личный транспорт устанавливать тахограф не нужно. Точнее, эта процедура не является обязательной, но может выполняться по желанию владельца ТС.

Обратите внимание! Водитель такого авто обязуется выполнять требования по эксплуатации контрольных устройств так же, как и работники, управляющие грузовым или пассажирским транспортом. Инспектор ГИБДД при остановке может проверить данные на карте водителя, соблюдение правил ПДД и обращения с бортовыми самописцами.


Грузовые

Установка тахографов на грузовые автомобили выполняется, если транспорт имеет полную снаряженную массу более 3,5 т и эксплуатируется частными предпринимателями, физическими или юридическими лицами. То есть форма собственности автомобиля не играет роли.

Например, ГАЗ 3302 имеет заводскую снаряженную массу 1840 кг. Это вес автомобиля с пустым багажным отделением. Максимальный вес груза, который автомобиль может перевозить – 1660 кг. В сумме получаем 3500 кг, которые и составляют РММ (разрешенную максимальную массу).


Спецтехника

Спецтехника включена в перечень транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами (приведен в п. 2 Приложения № 2 к приказу Минтранса № 440).

Техника из списка не оснащается контрольно-измерительными устройствами, если в техпаспорте автомобиля стоит отметка, например, «спецтехника» или «эвакуатор». То есть конфигурация и техническое оснащение специальными приспособлениями произведено заводом-изготовителем. Если же переоборудование выполнялось владельцем самостоятельно, в техпаспорте будет отмечено «грузовой» или «пассажирский». Такой автомобиль уже нужно будет оборудовать бортовым самописцем.


Для физических или юридических лиц

Утверждение приказа Минтранса № 440 стерло границу между физическими и юридическими лицами в плане оснащения тахографами автотехники. До октября 2020 года водители-одиночки еще могли пользоваться собственным грузовым или пассажирским транспортом в личных целях, не устанавливая контрольные приборы. В 2022 году эта обязанность вменяется всем без исключений.

Есть единственное исключение для физлиц ездить без бортового самописца – каждый раз при перевозке грузов доказывать инспекторам ГИБДД, что в багажном отделении находится личный груз водителя, который перевозится не для сторонних лиц. Таким образом, в кабине не должно быть путевых листов на груз, а в накладной на товар получателем должен быть указан сам шофер.


Для грузовых или пассажирских перевозок

Грузовики и автобусы, если они относятся к категориям N2, N3, или M2, M3, должны оснащаться контрольными приборами.

Справка. До марта 2024 года действует отсрочка на монтаж бортовых самописцев для автобусов на городских маршрутах, если они передвигаются в пределах одного населенного пункта.


Кому не нужно устанавливать

В п. 2 Приложения № 2 к приказу Министерства транспорта РФ № 440 приведен полный перечень категорий транспортных средств, на которые не требуется ставить тахографы.

В частности, не подлежат установке контрольных приборов:

  • автомобили государственных и военных ведомств;
  • дорожная и строительная техника, автокраны, автовышки;
  • транспорт экстренных служб (кареты скорой помощи, пожарные машины);
  • автоэвакуаторы, передвижные торговые павильоны, ритуальный транспорт, ассенизационная техника;
  • машины с установленными емкостями для перевозки определенного вида пищевой продукции (молоковозы, медовозы, водовозы, автомобили для перевозки живой рыбы);
  • транспорт коммунальных предприятий (мусоровозы, манипуляторы, ассенизаторские ТС, самосвалы);
  • автомобили, не покидающие пределов предприятий и не выезжающие на дороги общего пользования (автобусы для перевозки рабочих в пределах заводов).


Какое устройство устанавливать

Основное требование, предъявляемое к тахографу – прибор должен находиться в списке допущенных к оснащению, размещенном на сайте Росавтотранспорта.

Осуществление монтажа в профильной мастерской, имеющей сертификацию ФСБ, гарантирует установку проверенного прибора.

Новое тахографическое оборудование, которое будет установлено в автомобиль, должно отвечать следующим требованиям:

  • наличие заводских пломб на упаковке, которые срываются инженерами мастерской непосредственно перед установкой;
  • корпус устройства опломбирован;
  • наличие полного комплекта сопроводительной документации в коробке, технического паспорта на тахограф;
  • электроника запускается и работает на тестовом стенде;
  • в корпус бортового самописца с завода уже установлен криптографический блок СКЗИ либо ЕСТР;
  • все элементы устройства должны быть целыми, не поврежденными в процессе транспортировки, находиться на своих местах.
     

Тахографы выбираются в зависимости от географии планируемых поездок. Для передвижения по территории РФ устанавливаются отечественные контрольные приборы с модулями СКЗИ. После оснащения автомобиля таким бортовым самописцем транспорт не сможет пересекать российские границы, так как выезд с блоками СКЗИ за пределы страны запрещен.

Если планируется осуществлять международные перевозки грузов/ пассажиров, на автомобиль ставится европейский тахограф с блоком ЕСТР. Этот вид контрольных приборов позволяет совершать коммерческие рейсы по странам Евросоюза, для передвижения же по дорогам РФ нужно будет дополнительно оформить карту МАП (удостоверение о международных автомобильных перевозках).


Срок

По состоянию на 2022 год весь автомобильный коммерческий транспорт, который подлежит оснащению тахографами, уже должен передвигаться с контрольными приборами.

Требование установлено приказом Минтранса № 339 от 15.10.2019 г. В таблице представлены предельные даты монтажа бортовых самописцев.


Отсрочка для некоторых ТС

В 2022 году отсрочка на установку тахографов уже не действует. Но некоторые нюансы все же есть:

  1. До 01.03.2024 года действует освобождение от оснащения контрольными приборами городских автобусов, которые передвигаются в режиме маршрутного такси по дорогам одного населенного пункта (Постановление Правительства РФ № 1998 с поправками от 31.03.2022 г.). На транспорт, который перевозит население, например, из центра города в села на периферии, отсрочка не распространяется. Городские автобусы временно освобождены от процедуры из-за пандемии CoVid-19, которая значительно снизила пассажиропотоки. Владельцам автобусных парков невыгодно оснащать всю свою технику контрольными приборами до тех пор, пока ежедневное количество перевозимых пассажиров не достигнет уровня 2018 года.
  2. В Постановление Правительства РФ № 1998 последними поправками добавлен еще один пункт исключений, который касается пассажирского и грузового транспорта. Теперь отменяется требование оснащать ТС тахографами с СКЗИ, если на них уже установлены европейские контрольные приборы (если транспорт куплен в Европе и завезен на территорию РФ). Достаточно просто систематически проводить калибровочные работы.
    Исключение применяется для автобусов и грузовиков, которые имеют оформленные карты МАП и выполняют только международные рейсы. Однако, если в автомобиле установлен старый стрелочный прибор вроде Kienzle, его нужно будет заменить на современный отечественный или европейский.
  3. Раритетные автомобили возрастом более 50 лет освобождены от установки тахографов при условии, что ТС не задействуются в коммерческих перевозках. То есть старый транспорт, выпущенный до 1978 года, может использоваться водителями в личных целях беспрепятственно.


Что будет при езде без тахографа

Если автомобиль относится к категории транспортных средств, подлежащих оснащению тахографом, он не может передвигаться по дорогам общего пользования без контрольного прибора. Это будет классифицироваться как игнорирование требований приказа № 440 Минтранса РФ. Сотрудники ГИБДД, которые остановят такое транспортное средство для внеплановой проверки, выпишут штраф в соответствии со ст. 11.23 Кодекса об административных правонарушениях (в рублях):

  • водитель на личном транспорте либо наемный работник на автомобиле компании – 3–5 тыс.;
  • ответственный механик, выпускающий транспорт на линию после предрейсового ТО – 7–10 тыс.;
  • частный предприниматель – 15–20 тыс.;
  • директор транспортной компании, чья техника нарушает требования приказов – 20–50 тыс.

Таким образом, если водитель на личном грузовом автомобиле выполняет заказы по перевозкам, но не оснастил транспорт тахографом, размер штрафа составит от 3 до 5 тыс. рублей. На само ТС, вероятнее всего, будет наложен арест с требованием установить контрольное устройство. На это понадобится еще около 40 тыс. рублей.

Если же при проверке окажется, что техника без бортового самописца принадлежит транспортному предприятию, оштрафованы будут все ответственные лица, включая директора. В таком случае суммарный размер штрафа может составить от 30 до 65 тыс. рублей за каждый автомобиль. Также необходимо будет оплатить процедуру установки тахографа.


Процесс установки

Вся процедура оснащения ТС тахографом делится на несколько этапов:

  • подготовка автомобиля к установке, ремонт неисправностей, уборка в салоне, накачка шин до давления, рекомендованного заводом-изготовителем;
  • доставка транспорта на территорию мастерской;
  • монтажные работы, подготовка места для контрольного прибора, прокладка кабелей и установка датчиков;
  • установка, настройка и проверка работы бортового самописца;
  • калибровка собираемых данных;
  • пломбировка разъемов, корпуса прибора;
  • выдача сертификата мастерской о выполненном монтаже, пакета документации на устройство.


Требования к ТС

Автомобиль подается на территорию мастерской подготовленным к процедуре:

  • салон очищен от посторонних предметов, личных вещей водителя, мусора, пыли и грязи;
  • все ниши дверных карт, приборной панели освобождены от посторонних предметов;
  • ниша для тахографа также должна быть свободна (помещенная в нее магнитола должна быть перенесена в другое место);
  • автомобиль вымыт, в т. ч. зоны проведения монтажа;
  • при необходимости проведены ремонтные работы и устранены все неисправности, о которых сигнализировала приборная панель авто;
  • шины заменены на новые, так как от их состояния зависит точность калибровки тахографа;
  • колеса подкачаны до паспортного давления (например, для ГАЗ 3302 это 3,0 Бар).

На заметку. Некоторые неполадки могут быть устранены непосредственно в процессе установки тахографа, но за это будет взиматься дополнительная плата.


Требования к водителю

Чтобы оформить личную карточку тахографа, водитель должен соответствовать таким требованиям:

  • иметь стаж вождения грузовых иди пассажирских автомобилей от года;
  • быть гражданином РФ или проживать на территории России более 185 дней с даты прибытия;
  • иметь водительское удостоверение с открытыми категориями C, D и E.
     

С 18 лет шоферы допускаются только к управлению грузовым транспортом с разрешенной максимальной массой не более 7,5 т. С 21 года снимается ограничение по РММ автомобиля для водителя и появляется допуск на управление пассажирским транспортом.

До 21 года гражданам РФ и представителям других государств на территории России запрещается управлять автобусами.


Документы для оформления

Чтобы начать процедуру оформления личной карточки, водителю требуется подготовить пакет документов, который включает:

  • паспорт гражданина РФ;
  • ИНН;
  • страховой полис;
  • водительские права;
  • заполненный бланк заявления в установленной форме на выдачу пластикового документа, заверенный подписью заказчика;
  • черно-белая фотография заявителя;
  • заполненное согласие на обработку персональных данных;
  • чек, подтверждающий оплату услуг (прикладывается непосредственно при подаче заявки).
     

Справка. На изготовление карточки подаются не оригиналы документов, а их копии, снять которые можно прямо в сервисном центре перед подачей.

В тексте заявления для оформления водительской карточки нужно указать:

  • ФИО заказчика, его гражданство;
  • паспортные данные;
  • номер ИНН;
  • место жительства, адрес прописки;
  • число, месяц, год рождения в формате «19 октября 1988 г.»;
  • номер страхового свидетельства;
  • номер и дату выдачи водительских прав;
  • полное название организации, которая будет заниматься изготовлением пластика.
     

Отдельными строчками в заявлении указывается информация о том, что водитель:

  • ознакомлен с правилами эксплуатации личных карточек для тахографов;
  • обязуется не передавать документ посторонним лицам, не оставлять без присмотра, использовать по назначению;
  • вернет пластик в организацию, если сменит место работы.

Заявление должно быть заверено аккуратно поставленной подписью заказчика в специально отведенном поле. Выходить за пределы рамки запрещается, так как именно эта зона сканируется для последующего нанесения подписи на лицевую поверхность карточки.
Для оптимального результата подпись ставится ручкой с черными чернилами.

Некоторые сервисы вместо бумажных подписей берут у водителя цифровой образец. То есть заявитель расписывается на электронной сенсорной поверхности специальным стилусом, что гарантирует получение четкого результата в высоком разрешении.

Пример заполненной заявки.

Образец заявление

Если у водителя возникнут проблемы с заполнением документов, оформить бумаги поможет консультант сервиса.


Цены в сервисном центре

Установка тахографов с блоками СКЗИ и ЕСТР выполняется на территории специализированных мастерских, имеющих аккредитацию ФСБ, так как работы проводятся с криптографическими модулями. Помимо самой процедуры монтажа, нужно еще активировать блок СКЗИ, настроить и откалибровать бортовой самописец.

Профильные сервисные центры распространены на территории РФ, найти подходящий вариант не составит труда. Список всех аккредитованных организаций, предоставляющих услуги по монтажу тахографов и ведущих свою деятельность законно, размещен на портале Росавтотранспорта (с удобным делением по регионам).

Базовый пакет услуг по установке тахографа в специализированной мастерской стоит от 32 тыс. рублей.

В эту сумму входит стоимость:

  • самого прибора;
  • монтажа комплектной проводки;
  • подключения к датчикам;
  • установки оборудования в салон автомобиля.
     

Однако, очень часто приходится оплачивать еще дополнительные услуги или расходные компоненты:

  • новый электронный датчик скорости вместо цифрового;
  • спидометр, который может работать с электронным датчиком скорости;
  • сторонний карман для бортового самописца, так как не все автомобили оснащаются ими на заводе;
     

Таким образом, к стоимости прибавляется еще 5–7 тыс. рублей.

Наладка и калибровка прибора, генерация уникального цифрового ключа – 5–10 тыс. рублей.

В результате итоговая стоимость всех работ по установке тахографа, его компонентов, наладке и запуску составит около 45–50 тыс. рублей.

Обратите внимание! Блок СКЗИ требует замены каждые три года с даты активации после того, как истечет срок его годности.

Поскольку тахограф не функционирует без личной карточки водителя, то ее изготовление также предполагает расходы.

В таблице приведено, сколько будет стоить получение пластика в Москве и области.

Наименование предприятия

Цена изготовления карты, руб.

ЕСТР

СКЗИ

ФБУ «Росавтотранс»

3700

3400

ООО «ТахоЦентр»

4700

3900

ООО «РЦТ»

4300

3700

ООО «Транзит-ДВ»

6200

4300

ООО «Тахо-Сервис»

4300

3800

Весь комплекс услуг под ключ обойдется водителю в сумму от 50 тыс. рублей.


Как установить самостоятельно

Учитывая то, что оплатить работы по установке тахографического оборудования не всем по карману, у некоторых водителей появляется желание сэкономить и выполнить часть монтажа своими руками.

Стоит отметить, что к услугам мастерской прибегнуть все равно придется, но шофер может самостоятельно выполнить такие действия:

  • изучить на сайте Росавтотранспорта список тахографов, разрешенных для установки, и выбрать наиболее подходящий;
  • подготовить место для установки прибора, приобрести пластиковую нишу-накладку стороннего производителя и собственноручно ее установить в удобном месте рядом с водительским местом;
  • если контрольное устройство будет устанавливаться на старый транспорт с базовым оснащением, потребуется купить электронный спидометр с цифровым датчиком скорости, чтобы заменить устаревший прибор, и механический привод к нему от карданного вала;
  • проложить жгуты проводов от датчиков, аккумулятора к зоне установки тахографа;
  • выполнить подключение проводки к универсальным соединительным колодкам согласно распиновке, которая также должна приводиться в инструкции к прибору.
     

Можно выполнить первичную проверку работоспособности собранной системы, но устройство желательно извлечь из посадочного места перед посещением профильной мастерской, так как мастерам нужен будет доступ к блоку СКЗИ.

После выполнения перечисленных операций нужно будет записаться на прием в сервисный центр, где специалисты проведут проверку правильности монтажа и прокладки кабелей, настроят прибор, сгенерируют цифровой ключ и активируют внутренний криптографический модуль.

За проверкой и настройкой последует процедура калибровки собираемых данных, сертифицирование, установка клемм и калибровочных табличек, установка тахографа на место.

Без помощи мастерской обойтись не получится, так как прибор не будет работать без активации защитного блока. Этот факт будет выявлен на первом же посту ГИБДД, а водитель – оштрафован согласно ст.11.23 КоАП РФ.

Внимание! Тахограф с ЕСТР установить гораздо сложнее, так как этот вид контрольных устройств интегрируется глубоко в сети автомобиля, подключается к бортовому компьютеру и множеству датчиков. То есть водитель сможет самостоятельно только приобрести бортовой самописец и подготовить место для него. Выполнение остальных процедур лучше доверить профильной мастерской.

Таким образом, самостоятельный монтаж тахографа возможен (это позволит сэкономить), но без услуг сервиса все равно не обойтись.


Какой выбрать

Некоторые модели тахографов получили популярность и множество положительных отзывов за простоту, удобство эксплуатации и надежность работы.

К рекомендуемым сообществом водителей контрольным приборам относятся:

Кстати! Не рекомендуется рассматривать к установке б/у устройства, продающиеся на площадках объявлений. Эти устройства уже не смогут обслуживаться по гарантии, которая часто покрывает большую долю затрат на обслуживание тахографов, калибровку, замену в случае заводского брака.

Кроме того, неизвестна причина, по которой бывший владелец продает бортовой самописец.


Необходимые инструменты

Чтобы выполнить монтаж тахографа своими руками, потребуются инструменты, которые найдутся у любого водителя:

  • универсальный набор накидных ключей и торцевых головок – они пригодятся для снятия элементов салона и декоративных накладок обшивки, чтобы проложить жгуты проводов;
  • кусачки, щипцы, нож или клещи для снятия изоляции и обжатия наконечников клемм, чтобы собрать все провода в соединительные колодки для соединения между собой и подключения к тахографу;
  • изоляционный материал (изолента либо термоусадочная трубка);
  • тестер для проводки, сигнальная лампа или мультиметр для проверки соединений на обрывы или короткие замыкания.

Перечисленный набор инструментов будет актуален для оснащения контрольным прибором автомобиля старого образца (КамАЗ, Маз, Газ, Газель 3307, Зил бычок, Jac 130), где выполняются только простые электротехнические операции и не требуется подключение к сложным электронным блокам (как в случае с ЕСТР-тахографами).

В противном случае, лучше доверить монтажные работы специалистам профильной мастерской, у которых есть специализированное оборудование для выполнения подобных подключений к бортовым сетям автомобиля.


Инструкция

Работы по самостоятельному монтажу тахографа рекомендуется выполнять на эстакаде или подъемнике, так как добираться к датчику скорости автомобиля придется, скорее всего, со стороны днища авто.

Пошаговый план по установке контрольного прибора:

  1. Автомобиль обесточивается, отключаются клеммы питания от аккумулятора.
  2. Определяется место установки тахографа, если оно не предусмотрено заводом-изготовителем транспортного средства.
  3. В зоне установки снимается обшивка и декоративные элементы салона, разбирается приборная панель, чтобы обеспечить свободный доступ для проведения работ и прокладки проводов.
  4. Датчик скорости извлекается из посадочного места и заменяется на цифровой. Сигнальный кабель протягивается в салон, провода питания – к плюсу аккумулятора и на ноль кузова.
  5. Заменяется спидометр на цифровой аналог.
  6. На сигнальном кабеле частично снимается изоляция и в разрыв подключается кабель, идущий к тахографу для считывания скорости движения транспортного средства.
  7. Тахограф перед установкой осматривается на предмет возможных повреждений, которые он мог получить в процессе транспортировки. Если устройство целое, пломбы на месте – можно продолжать процедуру.
  8. В салон к месту установки контрольного прибора протягивается жгут проводов, подключенных по инструкции к бортовой сети автомобиля (замку зажигания, датчику уровня топлива и т. д.).
  9. Концы проводов зачищаются, на них обжимаются клеммы для вставки в подготовленные соединительные колодки. Все соединения изолируются.
  10.  Колодки собираются по схемам, которые приводятся в инструкциях к тахографам.
  11. Собранные колодки подключаются к тахографическому оборудованию для проверки работоспособности. Прибор пока не устанавливается в подготовленную нишу.
  12.  На автомобиль кратковременно подается питание, чтобы убедиться, что бортовой самописец включается, видит все датчики.
  13.  Бортовая сеть снова обесточивается, прибор вставляется в подготовленный карман.
  14.  Снятые накладки салона и приборная панель ставятся на свои места и собираются в обратной последовательности.

Провода не должны проходить рядом с источниками электромагнитного излучения, которыми являются:

  • автомобильный генератор;
  • электродвигатели печки, обдува стекол, стеклоочистителей;
  • катушка зажигания;
  • динамики акустической системы;
  • высоковольтные провода, идущие от некоторых блоков (отличаются большим сечением по сравнению с соседними кабелями);
  • навигационные датчики и антенны.

Нюансы установки тахографа показаны в видео.


Техника безопасности

Некоторые водители полагают, что бортовая сеть автомобиля не несет никакой угрозы для человека и можно спокойно работать с оголенными проводами при подключенном аккумуляторе.

На самом деле сила тока в 0,06 А является опасной для здоровья, а 0,1 А – смертельной. Для сравнения: пусковой ток аккумулятора легкового автомобиля – 60 А. Батареи грузового транспорта имеют больший размер и обеспечивают еще большие пусковые токи.  Поэтому есть риск удара током во время подсоединения тахографа к автомобильной проводке.

Необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности:

  • сбросить клеммы с аккумулятора перед любыми работами (либо повернуть ручку прерывателя массы) и не подключать до их окончания процедуры;
  • все работы выполнять только в защитных перчатках, очках;
  • качественно изолировать все соединения проводов, не экономить изоленту или термоусадочную изоляцию;
  • при работе с проводкой использовать инструмент с изолированными ручками;
  • перепроверять все соединения тестером или мультиметром во избежание возникновения коротких замыканий или обрывов цепи.


Эксплуатация

Контроль работ по самостоятельному подключению бортового самописца будет выполнен специалистом профильного сервиса.

Проверяются:

  • правильность подключения проводки;
  • зоны прокладки жгутов кабелей;
  • качество изолирования соединений;
  • надежность фиксации тахографа в посадочном месте.
     

Если с точки зрения подключения вопросов нет, тестируется функционал прибора, видимость датчиков и нормальное взаимодействие с ними.

Сервис выносит заключение о том, что монтаж выполнен правильно, если показания бортовым самописцем снимаются корректно, а сводный отчет о техническом состоянии не содержит ошибок.

Остается только провести калибровку тахографа, которая выполняется двумя способами:

  1. Автомобиль проезжает заранее заданный отрезок свободного пространства. Контрольный прибор в это время фиксирует пройденное расстояние. На основании реальных данных и собранных показаний вычисляется поправочный W-коэффициент, который вносится в раздел настроек устройства. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет получено соответствие реального пройденного пути и зафиксированного.
  2. Проводится замер давления в шинах и длина окружности колес транспортного средства. На одном из колес мелом ставится вертикальная черта, перпендикулярная поверхности, по которой перемещается машина. Автомобиль двигается на малой скорости вперед так, чтобы колесо совершило целое число оборотов, и отметка встала в то же положение. Замеряется пройденный отрезок пути, сверяется с показаниями тахографа, вычисляется поправочный коэффициент.

    Процесс повторяется несколько раз до получения точного результата.

Таким образом, без тахографов на коммерческом транспорте ездить нельзя, если тип авто не входит в список исключений. Для поездок по России нужен контрольный прибор с СКЗИ, для международных рейсов – с ЕСТР. Установить тахограф на автомобиль самостоятельно можно, но потребуется калибровка и настройка в сервисном центре.

Всех приветствую!
В общем добрались и до нас ( 5-ти тонников)… Ездить стало ни возможно на каждом посту поднимается вопрос о тахографе… Пару протоколов уже написали (надо оплатить)…
Начал я поиски тахографа еще около месяца назад, у нас в КЧР их ни устанавливают, в соседнем регионе находил от 41 т.р. под ключ…
Порыв просторы инета вышел на человека vk.com/botanikym (контору по установке тахографов)… ОН говорит давай вышлю, сделаю карту или сам закажи карту через сайт… Я не поверил ему откровенно говоря, думал развод будет, придет мне кирпич или поломанный прибор в лучшем случае… Но потом пообщавшись понял, что человек серьезный, дело иметь можно с ним… Но все ровно перестраховался еще один раз и тахограф с картой они передали моему доверенному человеку, после чего я перевел деньги (доверенный человек узнав про них сказал, что их знает сам ставил тахограф у них)…
Но все усугублял еще один фактор — я вообще ни шарю в проводке ни потому, что «тупой» просто ни мое это сидеть и ковыряться… но жизнь заставила…
В итоге результат работы на видео… (я не видеоблогер но попытался донести то так сделал)… Если у кого есть вопросы пишите подскажу, расскажу что да как…
Да еще я никого НИ ПРИЗЫВАЮ УСТАНАВЛИВАТЬ ТАХОГРАФ САМОСТОЯТЕЛЬНО, делайте это все в специализированных сервисах, платите 41 т.р. (лично в соседнем со мной регионе где устанавливают именно такие цены) и ездите радуйтесь, я все го лишь делюсь тем как это все сделано у меня…
Всем удачи и приятного просмотра!)

Установить тахограф там, где этим занимаются регулярно — не самая плохая мысль! )

Тахограф довольно несложное электронное устройство, которое многие хотят установить самостоятельно и тем самым сэкономить деньги на его покупке. В принципе это реально, рассказываем на что обратить внимание.

Полностью запустить его в работу на получится, для проведения активации блока СКЗИ и калибровке нужна специальная карта мастера, так что приехать к нам в мастерскую всё-таки будет нужно, но можно сэкономить время и деньги приехав с уже подключенным и настроенным.

На верхней крышке есть схема подключения, в комплекте обычно присутствуют все необходимые разъемы. Не забывайте про крышки, мастер после проверки правильности установки их обязательно опломбирует.

Располагать тахограф нужно так, чтобы он находился в зоне видимости водителя, никаких установок “экраном вверх”, под сиденье или в бардачек. Плюс самостоятельной установки в том, что можно сделать очень красивый монтаж, купить рамочку или полочку под конкретный автомобиль, если в нем изначально не было предусмотрено место под установку.

На новых автомобилях как правило уже есть подготовка под установку тахографа — достаточно только подключить его к свободно лежащим клеммам. Если речь идет о старых машинах то нужен импульсный датчик скорости. На машинах с тросиком или трёхфазных КАМАЗах устанавливается новый импульсный датчик скорости и электронный спидометр. Кроме импульсов скорости тахографу нужен сигнальный провод с зажигания и постоянное питание, желательно протянутое напрямую с аккумулятора. Не забывайте про предохранители!

Самостоятельно установить тахограф будет сложно на новых машинах без датчика скорости (там где скорость рассчитывается по датчикам АБС), подключение идет или к дополнительно установленному датчику скорости, например в европейских версиях микроавтобусов всегда есть под него место. Либо считывается с CAN шины, схема подключения также нарисована на шильдике. 

Здесь есть два важных момента. Подключение не заработает пока мастер не настроит параметры КЭН шины тахографа под конкретный автомобиль, и тахограф надо подбирать под конкретную машину. Грубо говоря с какими-то марками лучше дружит Меркурий, с какими-то Атол, с какими-то DTCO. Производители регулярно дорабатывают прошивки, ситуация меняется, так что рекомендаций писать не будем, лучше уточнять перед покупкой.
Стандартные карманы для установки (пластик и металл) и недостающие разъемы (например если вы купили бу тахограф и хотите его поставить) можно докупить в нас в офисе.


Как установить тахограф в грузовой автомобиль: шаг за шагом руководство

Установка тахографа в грузовой автомобиль может быть сложной задачей, но с помощью шаг за шагом руководства это можно сделать без проблем. Вот некоторые шаги, которые необходимо выполнить при установке тахографа в грузовой автомобиль:
1. Подготовьте необходимые инструменты и материалы, такие как отвертки, кабели и крепежные элементы.
2. Определите место установки тахографа в грузовом автомобиле. Обычно он устанавливается на панели приборов или на центральной консоли.
3. Подготовьте место для установки тахографа, убедившись, что оно чистое и сухое.
4. Установите крепежные элементы для тахографа в выбранном месте.
5. Подключите кабели тахографа к соответствующим разъемам в грузовом автомобиле.
6. Установите датчики скорости и привода на колесах грузового автомобиля.
7. Подключите датчики скорости и привода к тахографу.
8. Проверьте работу тахографа, убедившись, что он правильно записывает данные.
9. Закрепите тахограф на крепежных элементах и закройте панель приборов или центральную консоль.

Подробную информацию о каталоге тахографов смотрите на главной странице сайта

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Установка столбов под забор своими руками пошаговая инструкция
  • Установка печи везувий в баню с выносной топкой пошаговая инструкция
  • Установка стеклопакетов в деревянном доме своими руками инструкция пошаговая
  • Установка терморегулятора на теплый пол своими руками пошаговая инструкция
  • Установка термопанелей с клинкерной плиткой своими руками пошаговая инструкция