Уведомление о контролируемых сделках инструкция по заполнению

Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ субъекты контролируемых сделок (или приравненных к таковым) должны направлять в ФНС уведомление, отражающее информацию по данным сделкам, до 20 мая года, следующего за отчетным.

В 2023 году 20 мая выпадает на субботу, поэтому крайним сроком подачи уведомления будет 22 мая.

Какова ответственность за несвоевременную подачу уведомления или недостоверные сведения в нем, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Какие сделки признаются контролируемыми, узнайте из публикации.

ВНИМАНИЕ! В 2023 году за 2022-й уведомление подается на бланке в редакции приказа ФНС России от 16.07.2020 № ММВ-7-2/448@. 

Скачать актуальный бланк уведомления можно по ссылке ниже:

Скачать бланк

Утвержденное ФНС уведомление о контролируемых сделках состоит из следующих основных элементов:

  • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
  • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
  • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

Современные бухгалтерские программы, такие как 1С, позволяют заполнить форму уведомления о контролируемых сделках посредством ввода указанных выше типов данных в специальные формы программного интерфейса. После внесения пользователем всех данных ПО автоматически переносит их в поля, соответствующие разделам 1А, 1Б, 2 и 3 и формирует документ, идентичный разработанной ФНС форме. Его можно распечатать, подписать и отправить в налоговую.

Рассматриваемое уведомление можно представить в ФНС и в электронном виде, но для этого у плательщика должна иметься квалифицированная электронная подпись (или КЭП) а также соответствующее ПО для отправки файла с КЭП через интернет.

Вне зависимости от способа формирования уведомления о контролируемых сделках (прямой ввод данных в форму или через 1С), сложности у налогоплательщиков вызывает заполнение разделов 1А, 1Б, 2 и 3 соответствующего документа. Сложности связаны прежде всего с определением конкретного перечня фактов, отражаемых в уведомлении.

Какие сделки признаются контролируемыми, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение.

Рассмотрим, какие именно сведения должны указываться в документе.

Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

  • наименования товаров, работ и сервисов;
  • даты и номера контрактов на их поставку;
  • места подписания договоров (отправки товара);
  • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
  • общая сумма контракта;
  • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи.

Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

В поле 2 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована цифра — порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в поле 1 раздела 2 или 3 фиксируется цифра, соответствующая порядковому номеру сделки, она также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

Однотипные сделки: каковы их критерии?

В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.

Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:

  • цены за единицу товара или услуги,
  • количество поставленных товаров и услуг,
  • место заключения сделки или отправки товара.

Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.

Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в полях 2.4.1 и 2.4.2 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:

  • отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
  • поставлены по одному договору.

Где можно скачать образец уведомления о контролируемых сделках

Скачать образец формы уведомления о контролируемых сделках вы можете на нашем портале. В нем отражена специфика отражения данных о субъектах соответствующих правоотношений в статусе юридических лиц. Образец доступен по ссылке ниже:

Скачать образец уведомления о контролируемых сделках

Итоги

Все фирмы, являющиеся субъектами контролируемых сделок, до 20 мая года, следующего за отчетным, должны направлять в ФНС уведомления о контролируемых сделках. В данном источнике отражаются данные о соответствующих сделках, а также информация о контрагентах участвовавшей в них фирмы.

Номер: ОА-4-13/6612@
Дата письма: 10.04.2013
Дата публикации: 10.04.2013

Категория (тематика) письма: Трансфертное ценообразование
Теги:
Статья 105.16 НК РФ

ФНС России в целях организации налоговыми органами Российской Федерации приема и ввода уведомлений о контролируемых сделках в соответствии со статьей 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) с учетом поступающих вопросов сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках (далее также Уведомление), а также порядок заполнения и порядок представления Уведомления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

В целях обеспечения сбора, хранения и анализа информации о совершении налогоплательщиком контролируемых сделок приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-13/298@ (в редакции приказа ФНС России от 16.11.2012 № ММВ-7-13/877@) утверждены состав реквизитов и порядок формирования информационного ресурса «Трансфертная цена» (далее – ИР «ТЦ»).

В соответствии с письмом ФНС России от 27.12.2012№ ПА-4-6/22359@ проведены работы по подготовке баз данных к введению с 21.01.2013 в промышленную эксплуатацию программного обеспечения формирования ИР «ТЦ» согласно приказу ФНС России от 27.12.2012 № ММВ-7-6/1009@.

Согласно положениям статьи 105.16 Кодекса налогоплательщик направляет Уведомление в тот налоговый орган, в котором он состоит на налоговом учете, то есть либо по месту своего нахождения (налогоплательщики-организации), либо по месту жительства (налогоплательщики-физические лица). Организации, отнесенные в соответствии со статьей 83 Кодекса к крупнейшим налогоплательщикам, представляют Уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Если в состав организации входят обособленные подразделения, то Уведомление сделках следует подавать только в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации.

По выбору налогоплательщика Уведомление можно представлять на бумажном носителе в виде утвержденной машинно-ориентированной формы, заполненной от руки или распечатанной на принтере, или в электронной форме по установленным форматам.

Порядок и сроки действий территориального налогового органа при обработке Уведомлений, направленных налогоплательщиком в бумажном виде, и их перевод в электронную форму с дальнейшей передачей в МИ ФНС России по ЦОД, а также передача Уведомлений налогоплательщика, поступивших в электронной форме, утверждены приложением № 2 к приказу ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-13/298@ «Об утверждении информационного ресурса «Трансфертная цена».

Рекомендации по приему и обработке Уведомлений, представленных налогоплательщиками в соответствии со статьей 105.16 Кодекса на бумажном носителе, а также в электронной форме, даны в приложении № 1 к письму ФНС России от 10.12.2012 № ОА-5-13/1484дсп@ «О взаимодействии налоговых органов при выявлении сделок между взаимозависимыми лицами».

1. О переносе сроков представления уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году.

Федеральным законом от 05.04.2013 №39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с  совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» предусмотрены переходные положения, в частности в отношении предоставления уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 39-ФЗ уведомление о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса в 2012 году, направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 ноября 2013 года.

Кроме того, согласно части 3 указанной статьи решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса в 2012 году, указанное решение может быть принято, не позднее 30 июня 2014 года.

В свою очередь документация в целях налогового контроля, указанная в пункте 1 статьи 105.15 Кодекса, относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), доходы и (или) расходы по которой (которым) признаются в соответствии с главой 25 Кодекса в 2012 году, может быть истребована ФНС России не ранее 1 декабря 2013 года.

Рекомендации по подготовке и представлению документации в целях налогового контроля изложены в письме ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@.

2. О представлении Уведомления за реорганизованную организацию.

Согласно пункту 3.3. Порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@, (далее – Порядок заполнения Уведомления) при представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником Уведомления за последний год деятельности организации и уточненных Уведомлений за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) на титульном листе в верхней его части указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В поле «налогоплательщик» указывается наименование реорганизованной организации.

В поле «ИНН/КПП реорганизованной организации» указываются соответственно ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения (по налогоплательщикам, отнесенным к категории крупнейших, — налоговым органом по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика). На титульном листе уведомления о контролируемых сделках указывается код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация. Коды форм реорганизации указаны в Приложении №1 к вышеуказанному Порядку заполнения Уведомления.

Таким образом, если юридическое лицо реорганизовано до конца календарного года, в котором этим лицом были совершены контролируемые сделки, представление уведомления о контролируемых сделках осуществляется только организацией-правопреемником в срок до 20 мая календарного года, следующего за календарным годом, в котором были совершены контролируемые сделки реорганизованным юридическим лицом.

Если юридическое лицо реорганизовано после начала календарного года, следующего за календарным годом, в котором были совершены контролируемые сделки, и до завершения реорганизации не представило в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, предшествующем году реорганизации этого лица, представление уведомления о контролируемых сделках за реорганизованное юридическое лицо также осуществляется организацией-правопреемником.

При этом организация-правопреемник представляет в налоговый орган отдельное уведомление о контролируемых сделках в срок до 20 мая календарного года, следующего за календарным годом, в котором были совершенны контролируемые сделки непосредственно этой организацией-правопреемником.

Обращаем внимание, что с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 № 39-ФЗ в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса в 2012 году, срок представления Уведомления переносится до 20 ноября 2013 года.

3. О принятии и отказе в принятии Уведомления.

Основанием для приема Уведомления является представление в соответствии со статьей 105.16 Кодекса Уведомления по установленной форме (установленному формату) налогоплательщиком (его представителем) в территориальный налоговый орган. В случае, если налогоплательщик (его представитель) представляет Уведомление на бумажном носителе в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства), территориальный налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии Уведомления.

При представлении налогоплательщиком (его представителем) Уведомления на бумажном носителе в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием Уведомления от этого налогоплательщика, должностное лицо территориального налогового органа, ответственное за прием Уведомлений, направляет в адрес налогоплательщика информационное письмо об отсутствии оснований для принятия Уведомления в силу положений пункта 2 статьи 105.16 Кодекса с приложением представленного Уведомления.
Должностное лицо территориального налогового органа, ответственное за прием уведомлений, проверяет наличие следующих реквизитов:
1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);
    для организации: полного наименования организации;
2) ИНН, если иное не предусмотрено Кодексом (налогоплательщик – физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, вправе не указывать ИНН);
3) вида документа: первичный, корректирующий;
4) кода территориального налогового органа;
5) подписи лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в Уведомлении.

В случае выявления факта отсутствия в представленном Уведомлении вышеуказанных реквизитов должностное лицо территориального налогового органа, ответственное за прием Уведомлений, информирует об этом налогоплательщика (его представителя) и предлагает устранить выявленные недостатки.

Если налогоплательщик (его представитель) отказывается устранить указанные недостатки, Уведомление подлежит приему. При этом должностное лицо территориального налогового органа, ответственное за прием уведомлений, проставляет на титульном листе отметку о дате получения Уведомления.

Согласно пункту 12 Порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@, (далее – Порядок представления Уведомления) Уведомление не считается принятым налоговым органом:
1) в случае представления налогоплательщиком (его представителем) Уведомления в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этого Уведомления;
2) в случае если Уведомление не соответствует утвержденному формату;
3) в случае отсутствия в Уведомлении усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика или несоответствия усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — ЭП) подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика.

При получении Уведомления в электронном виде по ТКС должностное лицо территориального налогового органа, ответственное за прием Уведомлений в электронном виде, с использованием программных средств территориального налогового органа не позднее следующего рабочего дня за днем получения Уведомления выполняет следующие действия:
1) проверяет наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 12 Порядка представления Уведомления;
2) при наличии оснований, предусмотренных пунктом 12 Порядка представления Уведомления, формирует уведомление об отказе в приеме, с указанием причины;
3) заверяет указанное уведомление личной ЭП и отправляет его налогоплательщику (его представителю);
4) в случае представления Уведомления в соответствии с установленным форматом и соответствия ЭП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме уведомления;
5) заверяет указанную квитанцию личной ЭП и отправляет налогоплательщику (его представителю);
6) регистрирует принятое Уведомление в информационном ресурсе территориального налогового органа.

При получении уведомления об отказе в приеме налогоплательщик устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру представления Уведомления.
Должностное лицо, ответственное за прием Уведомлений, обязано сохранить в электронном виде в архиве территориального налогового органа все принятые Уведомления и технологические электронные документы.

4. О невозможности отзыва налогоплательщиком Уведомлений.

Согласно статье 105.16 Кодекса в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного Уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное Уведомление.

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка заполнения Уведомления при представлении в налоговый орган первичного Уведомления по полю показателя «номер корректировки» проставляется «0—«, при представлении уточненного Уведомления — указывается соответствующий номер корректировки (например, «1—«, «2—» и т.д.).

Каждое вновь уточненное Уведомление подается взамен ранее представленного документа.

Территориальный налоговый орган обрабатывает Уведомления налогоплательщика и направляет их в электронной форме в ЦА ФНС России путем передачи информации в МИ ФНС России по ЦОД.

Не допускается удаление файла передачи данных Уведомления из базы федерального информационного ресурса «Трансфертная цена» (далее – ИР ТЦ). Любые файлы, даже содержащие сведения только титульного листа, поступившие от налогоплательщиков, при отсутствии случаев поименованных в пункте 12 Порядка представления Уведомления, считаются принятыми в ИР ТЦ. При этом процедуры отзыва ранее представленного Уведомления и его удаления из ИР ТЦ не предусмотрено.

В случае направления налогоплательщиком файла, заведомо содержащего недостоверные сведения, территориальные налоговые органы должны проинформировать налогоплательщика об ответственности за неправомерное непредставление в установленный срок в налоговый орган Уведомления или представление налогоплательщиком в налоговый орган Уведомления, содержащего недостоверные сведения, которая установлена статьей 129.4 Кодекса.

5. Об информировании налогоплательщиков и специализированных операторов связи.

Территориальным органам необходимо регулярно информировать налогоплательщиков о разработанном программном обеспечении (далее также ПО) программного комплекса «Налогоплательщик ЮЛ» и программного комплекса «Tester», позволяющем формировать файл в формате передачи данных Уведомления и машинно-ориентированной формы с двумерным штрих-кодом, а также проводить проверку файлов Уведомления на соответствие форматам представления в электронной форме в соответствии с приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Актуальные версии указанного программного обеспечения регулярно выкладываются в Фонде алгоритмов и программ ФНС России и размещаются на Интернет-сайте ФНС России в разделе «Электронные услуги» подраздел «Программные средства для юридических и физических лиц».

Приказ ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@, а также файл XSD (приложение №1), в электронном виде размещены на Интернет-сайте ФНС России в разделе «Трансфертное ценообразование» подраздел «Документы».

6. О доработке ПО приема Уведомлением большого объема.

В соответствии с приказом ФНС России от 13.03.2013 № ММВ-7-6/120@  внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи, утвержденный приказом ФНС России от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@. Определено, что размер любого файла в контейнере не должен превышать 15 мегабайт. Исходный объем файла, zip-архив которого содержится в контейнере, не должен превышать 256 мегабайт.

Для приема и обработки файла с Уведомлением в размере, превышающем указанные ограничения ФГУП ГНИВЦ ФНС России разработано ПО, обеспечивающее деление файла утвержденного формата, содержащего Уведомление большого объема, на несколько файлов. Разработанное ПО реализовано в рамках ПК «Tester» (версия 2.52 и выше) и ПК «Налогоплательщик-ЮЛ» (версия 4.34 и выше). Указанное программное обеспечение размещено 01.04.2013 на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России в разделе «Бесплатное программное обеспечение» подраздел «Программные средства для юридических и физических лиц».

Стоит отметить, что в ПК «Налогоплательщик ЮЛ» режим «Деление Уведомления по контролируемым сделкам» не включен, данный режим доступен только после выполнения определенных действий по его включению. Инструкция по включению режима деления Уведомления в версии 4.34 ПК «Налогоплательщик ЮЛ», а также формат и XSD схема представления Уведомления в виде нескольких файлов, размещены на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России.

7. Контактная информация

Во исполнении пункта 1 статьи 32 Кодекса на Интернет-сайте ФНС России по адресу http://www.nalog.ru/mnsrus/transfer/transf_cont/ размещена контактная информация:
Телефон: (495) 913-05-34
Телефакс: (495) 913-04-58
Электронная почта: transferpricing@nalog.ru
Почтовый адрес: 127381, Москва, Неглинная ул., 23.

Налогоплательщик вправе обратиться в ФНС России по указанному адресу с целью получения необходимых разъяснений по порядку заполнения и представления Уведомления, ответы на которые не смогли дать территориальные налоговые органы.

Обо всех жалобах налогоплательщиков, а также самостоятельно выявленных фактах ненадлежащей работы программного обеспечения по приему и передаче Уведомлений по ТКС, территориальные налоговые органы должны незамедлительно информировать ФГУП ГНИВЦ ФНС России (в копии Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества) с целью оперативной доработки и устранения ошибок в ПО.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
А.Л. Оверчук

Расширение бизнеса всегда радует его владельца, но приносит и новые отчеты в жизнь бухгалтера. Таким отчетом может стать уведомление о контролируемых сделках, необходимость сдать которое не всегда связана с размером годовой выручки. Расскажем, кто должен подавать это заявление и порядок его заполнения в программе «1С:Бухгалтерия 8», версия КОРП.

  • Кто подает уведомление о контролируемых сделках
  • Заполнение помощника подготовки уведомления в «1С:Бухгалтерия 8»

Кто подает уведомление о контролируемых сделках

Заполняем уведомление о контролируемых сделках

Пережив март, апрель – годовую и квартальную отчетность, мы с нетерпением ждем мая – долгожданного отдыха, праздников, тепла. Но в конце месяца некоторые бухгалтеры должны встрепенуться и подать уведомление о контролируемых сделках. Срок его сдачи в этом году – 21 мая.

Как понять, относитесь ли вы к организациям, которые должны подавать данное уведомление? Сразу оговорюсь, подача уведомления обязанность обоюдная – его отправляют в ИФНС оба участника сделки.

Начнем с истоков: критерии отнесения сделок к контролируемым описаны в статье 105.14. НК РФ. Список критериев несколько больше, чем мы рассмотрим в нашем выпуске, в котором сделан упор на самые часто встречающиеся варианты. Опустим такие специфические виды деятельности, как работа со Сколково, добыча нефти в новом морском месторождении и другие.

Основными критериями являются:

  • сделки между взаимозависимыми лицами (кого к ним причисляют, опишем ниже);
  • реализация товара взаимозависимыми лицами через посредника, который не вкладывает какие-либо значительные трудозатраты в перепродажу товара (сделано для того, чтобы связанные лица не уходили от контроля при помощи третьего участника);
  • внешнеторговые сделки более 60 млн руб. по продаже нефти, ее производных, а также еще некоторых специфических товаров, описанных в п. 5 той же статьи (сделки с представительствами этих фирм, находящимися на территории РФ, также относятся к контролируемым);
  • сделки на сумму более 60 млн руб. с участие резидентов офшорных зон.

Признаки взаимозависимости описаны в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, основные среди которых:

  • доля участия юридического или физлица в уставном капитале организации более 25% (список участников можно посмотреть, сформировав ОСВ по 80 счету);
  • между физлицами существуют близкородственные связи.

Но даже если ваши организации взаимозависимы, это не означает, что вам однозначно придется отчитываться перед контролирующими органами. Это обязанность возникнет в следующих случаях (полный перечень указан в п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • сумма выручки за год превысила 1 млрд руб.;
  • сделки суммой более 60 млн руб., где одна из сторон является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых;
  • сделки суммой более 100 млн руб., где одна из сторон применяет режимы ЕСХН и ЕНВД.

Заполнение помощника подготовки уведомления

Перейдем к практической части и рассмотрим, как заполнить уведомление с помощью «1С:Бухгалтерии 8».

Во вкладке «Отчеты» есть графа «Контролируемые сделки», в ней два пункта: «Помощник подготовки уведомления» и, собственно, само «Уведомление о контролируемых сделках».

Открыв помощник, мы сразу разбираемся с наличием взаимозависимости. Для этого кликаем «Создать», в появившемся окошке выбираем контрагента и дату начала свершения сделок. Это будет начало года, если на 31.12. ваш годовой оборот с поставщиком/покупателем превысил 1 млрд; или дата, отличная от 01.01, – указывается в том случае, если работать с поставщиком/покупателем вы начали не с начала года. Например, вы подписали договор и поставили товар 05.04.2017, значит, датой начала свершения сделок будет именно этот день.

Далее выбираем тип взаимозависимости или же показываем, что ее нет. Сразу ниже этого пункта находятся критерии, характеризующие деятельность нашего контрагента: выбираем те, которые относятся к нашему поставщику/покупателю. Все заполнили – «Записать и закрыть». Во вкладке появятся данные о вашем деловом партнере.

Взаимозависимые лица

Если у вас были покупки/продажи по договоры комиссии, то вам следует выбрать номенклатуру эту номенклатуру в поле «Предмет сделки для комиссии», если же вы не работаете по такому договору, то не заполняйте это поле.

Далее формируем список сделок, кликнув по одноименному полю. Если у вас были какие-либо прочие сделки, подходящие под критерии контролируемых, то их нужно внести в графу «Включение прочих сделок в состав контролируемых»: заходим в него, кликаем «Создать» и вносим данные по сделке в появившееся окошко. У кого прочих сделок не было – игнорируем эту графу. После этого мы можем просмотреть список контролируемых сделок. Если у вас было несколько тысяч сделок за год, то будьте готовы к тому, что формироваться он будет несколько минут.

После этого мы можем приступить к проверке данных для подготовки уведомления. Открываем ссылку «Сведения об организации», в ней отражаются наши уже внесенные ранее данные, проверяем их правильность, если что-то осталось не заполненным (дата, сведения о НДПИ или ОЭЗ), то заполняем и нажимаем «Записать и закрыть».

Далее просматриваем сведения о взаимозависимых лицах (если таковые имеются), открываем пункт, жмем «Сформировать» и проверяем данные на правильность. Затем переходим к сведениям о контрагентах контролируемых сделок, формируем отчет, и в поле «Договор» появятся все наши договоры. В них нужно установить «Код наименования сделки», «Способ определения цены сделки», «Код условий поставки» для участников ВЭД, также, если требуется, отметить галочкой пункт о ЕСХН и ЕНВД.

Если у вас в контролируемой сделке принимает участие большая группа номенклатуры, то следующий пункт «Сведения о предметах контролируемых сделок» будет для вас несколько затруднительным, так как в каждой товарной позиции нужно указать некоторые реквизиты. Остановимся на этом более подробно. Переходим по ссылке в указанный пункт и формируем отчет для удобства фильтрации позиций, участвующей в контролируемых сделках. Заходим в карточку номенклатуры, в ней разворачиваем ссылку «Классификация» и заполняем поля ОКВЭД2, ТН ВЭД, ОКПО.

Классификация

Также требуется отметить, если применяется НДПИ. Для этого щелкаем напротив номенклатуры по полю «Облагается НДПИ по процентной ставке» и отмечаем галочкой этот пункт.

Сведение о предмете

Пункт «Контролируемые сделки для включения в уведомление» сформирует вам список сделок, заполнять отдельно в нем ничего не требуется.  Следующий – «Границы включения сделок в уведомление» покажет вам именно ту причину, по которой вы попали под контроль. Следом идет пункт «Один лист 1Б для…» продолжение его названия будет зависеть от того, что вы выберете во вкладке. Щелкнув ссылку, вы попадете в настройки заполнения, где вам будет предложено выбрать принцип формирования листа 1Б. В этом листе отражаются данные о товаре: страна происхождения, цена, место продажи и проч., если у вас по нескольким сделка одни и те же условия, то можно объединить их, выбрав соответствующий пункт. Далее выбирается место предоставления декларации. После этого заполняем уведомление и проверяем его на наличие ошибок.

Переходим к пункту «Состав уведомления (листы 1А и 1Б)», открываем его и в каждой сделке нужно указать некоторые данные о ней. Открываем сделку, во вкладке «Информация о сделке» проверяем, чтобы в полях «Основание отнесения сделки к контролируемым» и «Особенности отнесения сделки к контролируемым» была установлена галочка (подтягивается из данных, внесенных вначале заполнения), далее указываем «Тип сделки» и «Код наименования сделки», после этого «Код стороны сделки» заполнится автоматически; указываем «Способ определения цены сделки». Если есть какие-либо комментарии к 7 пункту (количество участников сделки), то заполняем его. Но обычно участников двое и заполнять его не надо.

Поле «Суммы по сделке» заполняется автоматически, также, как и предмет сделки. В поле «Лист 1Б» открываем строку и заполняем «Адрес отправки товара» и «Адрес совершения сделки», выбираем код региона в пункте отправки и свершения сделки. Эти данные должны быть прописаны в вашем договоре с контрагентом. Если вы сомневаетесь на счет кода региона, то лучше уточнить его у поставщика/покупателя. Все данные внесли, записываем и закрываем. Проводим анализ уведомления.

Переходим к завершению, ошибок нет, уведомление готово. Выгружаем его для отправки. Вот тут следует быть внимательными, если у вас очень большое количество сделок (несколько тысяч), то помните, что на каждую сделку идет 2 листа: А и Б, и, соответственно, размер файла уведомления будет большим. Возможно, для отправки отчетности вы используете услуги сторонней организации и большой файл будет их головной болью, но если вы отправляете отчетность со своего компьютера, то проверьте, чтобы отправка «тяжелого» файла была возможна с вашего компьютера.

О контролируемых сделках уведомляйте по-новому

Что случилось?

Федеральная налоговая служба России выпустила Приказ от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@». Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2019.

В чём суть изменений?

Поправками обновлена форма уведомления о контролируемых сделках, его формат, правила заполнения и порядок представления.

Зачем поменяли форму уведомления?

Корректировки связаны с внесением в НК РФ поправок, уточняющих виды контролируемых сделок. Были изменены некоторые признаки, по которым сделки относят к контролируемым. В результате под контроль цен теперь попадает меньше сделок.

Что поменяли в форме?

Изменяются штрих-коды в приложении № 1 «Уведомления о контролируемых сделках», а также в новой редакции излагаются:

  • раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» (исключены поля 139 и 140 для отражения кода основания отнесения сделки к контролируемой в связи с новой редакцией таких кодов);
  • таблица «Код основания отнесения сделки к контролируемой» приложение № 1 (некоторые коды перераспределены и обозначают не те признаки, что в действующем бланке);
  • приложение 2 «Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме».

К примеру, код 131 нужно будет отметить, если сделка является контролируемой из-за того, что контрагенты применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности в рамках такой сделки (это не касается ряда ставок, например, для дивидендов). По действующему порядку заполнения данным кодом обозначают случай, когда сумма доходов по сделкам превысила суммовой порог для признания сделки контролируемой.

Кто представляет уведомление о контролируемых сделках?

Уведомление обязаны представить налогоплательщики (юридические и физлица), которые совершили в календарном году контролируемые сделки.

По одной и той же сделке уведомление подает каждая её сторона. Исключение составляет комиссионер (агент), совершивший сделку от своего имени, но по поручению и за счёт комитента (принципала). Обязанность отчитаться по такой сделке возникает у комитента (принципала) и лица, с которым заключил договор посредник.

Какие сделки являются контролируемыми?

Перечень таких сделок указан в ст. 105.14 Налогового кодекса. В частности, к таким сделкам относятся:

  • сделки с взаимозависимой российской организацией из п. 2 ст. 105.14 НК РФ при годовом доходе больше 1 млрд рублей. Например, сделки с организациями, применяющими нулевую ставку налога на прибыль, или плательщиками ЕСХН.
  • сделки с взаимозависимым нерезидентом при годовом доходе более 60 млн рублей.
  • сделки с офшорной компанией при годовом доходе более 60 млн рублей.

В какой форме представляется уведомление о контролируемых сделках?

Уведомление представляется по выбору налогоплательщика на бумаге или в электронной форме. При использовании электронной формы нужно руководствоваться обновлённым форматом и порядком представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме.

В какой срок представляется уведомление?

Уведомление о контролируемых сделках за 2019 год надо подать в ИФНС не позднее 20 мая 2020 года.

Предусмотрена ли ответственность за несвоевременную подачу уведомления или недостоверные сведения в нём?

Да, за непредставление уведомления в установленный срок или недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей.

Когда Приказ вступает в силу?

Документ вступает в силу 26 ноября 2019 года и за 2019 год о контролируемых сделках нужно будет отчитаться уже по новой форме.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уведомление о втором гражданстве через сайт госуслуги инструкция по применению
  • Увеличение ук за счет нераспределенной прибыли пошаговая инструкция
  • Уведомление о изменении должностной инструкции по профстандарту образец
  • Увеличение должностных обязанностей в должностной инструкции
  • Уведомление о внесении изменений в должностную инструкцию за 2 месяца