В какие сроки эксплуатирующая организация обязана пересматривать инструкции на рабочих местах

Когда и как вносить изменения в инструкции по охране труда

Не все организации должны пересматривать инструкции по охране труда раз в пять лет. Для некоторых работодателей сроки сокращенные, а другие наоборот могут делать это реже. Узнайте, от чего зависит порядок пересмотра, как установить его для своей организации и кому нужно это делать чаще других. Кроме того, мы рассказали, в каких случаях все работодатели обязаны вносить изменения в инструкции, как правильно их оформить и согласовать с профсоюзом, чтобы это не закончилось внеплановой проверкой ГИТ.

Как часто нужно пересматривать и переутверждать инструкции

Минтруд рекомендует проверять и пересматривать инструкции по охране труда не реже одного раза в пять лет (п. 5.6 Методических рекомендаций, утв. постановлением Минтруда от 17.12.2002 № 80). Но работодатель вправе сам определить периодичность переутверждения локальных нормативных актов по охране труда для обучения персонала в зависимости от производственной необходимости. Поскольку законодательство в сфере безопасности динамично меняется и кроме планового пересмотра возникают другие причины, из-за которых нужно вносить изменения в инструкции.

Отраслевые и межотраслевые правила могут устанавливать более короткий срок планового пересмотра инструкций. Если такие нормативные правовые акты прошли регистрацию в Минюсте, работодатель обязан соблюдать эти сроки. Например, для электротехнического и электротехнологического персонала пересмотр инструкций проводят не реже одного раза в три года (п. 1.2.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6). При эксплуатации газового хозяйства работодатель обязан пересматривать инструкции по охране труда не реже одного раза в пять лет, а для работ с повышенной опасностью — не реже одного раза в три года (п. 1.4.4 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций, утв. постановлением Минтруда от 12.05.2003 № 27).


Письмо Минэнерго № 09-1017 <О рассмотрении обращения>


Чтобы установить срок пересмотра инструкций, руководствуйтесь не только правилами по охране труда, но и правилами технической эксплуатации. Например, при эксплуатации тепловых энергоустановок инструкции по охране труда пересматривают не реже одного раза в два года (п. 2.8.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Минэнерго от 24.03.2003 № 115).

Когда работодатель обязан внести изменения в инструкцию

Вне зависимости от установленной периодичности пересмотра инструкции, работодатель обязан внести изменения, когда поменяли условия, которые способны оказывать влияние на жизнь и здоровье сотрудников, а также на уровень производственных факторов в рабочей зоне. Персонал должен знать об изменениях, от которых зависит их безопасная работа. Поэтому инструкцию по охране труда обязательно нужно переработать, если изменили:


Обратите внимание

Проект изменений для инструкции составляет руководитель подразделения и согласовывает его со специалистом по охране труда


  • технологический процесс;
  • производственное оборудование;
  • состав применяемых материалов или сырья;
  • средства индивидуальной и коллективной защиты.

Инструкции также пересматривают, если в организации произошел несчастный случай, основной или сопутствующей причиной которого были недостатки в обучении по охране труда. Например, не подробно описали безопасные методы и приемы выполнения работ.

Работодатель должен организовать пересмотр инструкций, если поступило мотивированное предложение от самих сотрудников, от выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников. Также причиной досрочного пересмотра инструкции может стать переход предприятия из одной правовой формы в другую или структурная реорганизация. Так как в этом случае цех, рабочее место, а также организация могут поменять свое название. Например, работодатель решил переименовать должность пожарного техника в специалиста по противопожарной профилактике, как это указано в профстандарте, — значит, нужно переиздать инструкцию.

Как оформить изменения в инструкции


Обратите внимание

Рекомендуем после переиздания не менять номера инструкций, а лишь изменить год. Например, инструкцию № 45–2017 пересмотрели в 2019 году и присвоили № 45–2019


Оформить лист изменений. Для этого берут отдельный лист, в котором прописывают, что конкретно изменилось. Это могут быть дополнения, исправления или исключения из первоначальной редакции инструкции. Согласуйте лист изменений с представительным органом работников и сделайте его приложением к приказу о внесении изменений в инструкцию. После того как директор утвердит приказ, приложите копии листа изменений к каждой инструкции.

Способ удобен тем, что требует минимальных затрат по времени. Однако для работников такой вариант тяжелый для восприятия. Они могут запутаться, какие требования новые, а какие — отмененные.

Переиздать инструкцию. В этом случае предстоит более длительная процедура, так как нужно заново пройти весь процесс разработки, согласования и утверждения инструкции. Причем на каждом шаге представители будут изучать весь текст документа от начала до конца. Этот способ предпочитают при плановом пересмотре инструкций или при существенных изменениях в законодательстве по охране труда. Также выбирайте такой способ, если хотите избежать путаницы в требованиях инструкции у работников.

Как согласовать изменения в инструкции с представительным органом работников

Изменения в инструкции по охране труда необходимо согласовать с представительным органом работников при его наличии (ст. 212, 372 ТК). Для этого работодатель в лице руководителя организации направляет проект новой инструкции и обоснование по нему в виде пояснительной записки в профком или другой представительный орган работников, который представляет интересы работников.

Представительный орган работников за пять рабочих дней изучает проект изменений и направляет работодателю мотивированное мнение о нем в письменной форме. В случае если представительный орган не согласен или хочет внести дополнения и поправки, он сообщает об этом работодателю. В течение трех календарных дней работодатель должен провести переговоры с представительным органом и прийти к согласию (ст. 372 ТК). Если стороны не пришли к общему мнению, оформляют протокол разногласий. В этом случае работодатель утверждает инструкцию без согласования.

Рекомендуем в итоге договориться с представительным органом работников, так как он вправе обжаловать протокол разногласий в ГИТ или суде. Когда инспекция труда получает такую жалобу, она обязана провести внеплановую проверку у работодателя в течение месяца. Если инспектор подтвердит нарушения со стороны работодателя, он вынесет предписание об отмене приказа об утверждении инструкции.

Как издать приказ об утверждении изменений

Любые изменения в инструкции по охране труда работодатель утверждает приказом. Если инструкцию переиздают целиком, то приказ одновременно должен утверждать новую и отменять действие старой инструкции. Если для актуализации инструкции оформляют лист изменений, то его делают приложением к приказу. В случае когда изменения вносят сразу в несколько инструкций, то достаточно одного общего приказа.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Периодичность пересмотра инструкций по охране труда

Периодичность пересмотра инструкций по охране труда

Подборка наиболее важных документов по запросу Периодичность пересмотра инструкций по охране труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Тематический выпуск: Практическое руководство по охране труда в образовательных организациях
(«Управление образовательной организацией», 2020, N 8)Организует и координирует работу по охране труда в организации. Организует, участвует в разработке и контролирует функционирование системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда. Определяет и систематически корректирует направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации. Организует осуществление контроля за соблюдением в структурных подразделениях организации требований нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда. Организует информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Организует контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания. Организует контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты. Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, контролирует проведение инструктажей (вводных, первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда. Осуществляет контроль за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач. Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в организации в установленном порядке. Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Организует и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы. Организует работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, поставке средств индивидуальной и коллективной защиты, а также по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты предложений по их поставке. Организует и участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведении анализа причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению. Осуществляет разработку мероприятий по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда. Организует и участвует совместно с другими структурными подразделениями организации в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков. Организует проведение контроля за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и трудового обучения школьников. Организует и контролирует своевременное составление и представление отчетности по установленной форме. Руководит работниками службы охраны труда.

Нормативные акты

  • Главная


  • »

  • Б.2 (2022)


  • »

  • Б.2.9 (2022)

?


  • 1 раз в 3 года.

    Вы ответили верно


    Правильный ответ

    Ваш ответ


  • 1 раз в год.

    Вы ответили верно


    Правильный ответ

    Ваш ответ


  • 1 раз в 5 лет.

    Вы ответили верно


    Правильный ответ

    Ваш ответ


  • 1 раз в 2 года.

    Вы ответили верно


    Правильный ответ

    Ваш ответ

« Предыдущий

Пропустить
Следующий »

Показать пояснение

Сообщить об ошибке

Скачать PDF

Комментарии

На вопрос ещё не добавлено комментариев. Нашли ошибку или считаете, что вопрос некорректно составлен? — расскажите об этом.

Активируйте «полный доступ», чтобы убрать всю рекламу на сайте


В какие сроки эксплуатирующая организация обязана пересматривать инструкции на рабочих местах?

В какие сроки эксплуатирующая организация обязана пересматривать инструкции на рабочих местах?


  1. 1 раз в 3 года.

  2. 1 раз в год.

  3. 1 раз в 5 лет.

  4. 1 раз в 2 года.

Предыдущие Правила для потребителей действовали двадцать лет. За это время на розничном рынке электроэнергии после реформы РАО ЕЭС России появились новые участники, изменились правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. Минэнерго актуализировало ПТЭЭП с учетом действующих норм. Мы рассмотрим, как это отразится на работе с персоналом и ведении документации.

Электропроводка в квартире или промышленном здании, системы внутреннего и наружного освещения, электрораспределительные щиты, электронасосы, электротранспорт и электрические машины — это все примеры электроустановок по смыслу этого термина в ГОСТ 30331.1-2013. По условиям электробезопасности они делятся на два класса: до 1 000 В и выше 1 000 В. 

Первая группа — любое электрооборудование, которое питается от бытовой электросети, а также промышленные электроприемники, электротранспорт. Большинство потребителей электроэнергии владеют электроустановками до 1 000 В. 

Вторая группа ЭУ обеспечивает подачу постоянных токов от источника питания до конечного приемника. В грубом упрощении это линии электропередач. Они есть не у всех потребителей.

К технической эксплуатации электроустановок выше 1 000 В предъявляется больше требований по электробезопасности. Для работ в них нужна более высокая группа допуска персонала.

Правила технической эксплуатации обязательны для применения потребителями электрической энергии — владельцами электроустановок, за исключением физических лиц, которые владеют электроустановками напряжением ниже 1 000 В и используют их исключительно для личных или бытовых нужд (п. 1 Правил № 811). То есть их должны выполнять юрлица, ИП и все работающие из дома граждане-владельцы помещений с ЭУ.

Действовавшие до 2023 года ПТЭЭП не распространялись на физических лиц — владельцев электроустановок до 1 000 В. С 7 января 2023 года таких льгот нет. Это означает, что сетевая компания будет рассматривать работающих из дома как потребителей для производственных нужд и вправе требовать от них выполнения Правил технической эксплуатации. В зону пристального внимания могут попасть пекари, мыловары, швеи, «майнеры».

extern

Контролируйте сроки отчётности и платежей в Экстерне

Попробовать

В России действует объединенная энергосистема, главная задача которой — надежное и бесперебойное электроснабжение. И все участники этой системы обязаны стремиться к безаварийной работе. Электроустановки не должны создавать угрозу жизни людей или наносить ущерб охраняемым законом материальным ценностям. 

Отсюда следуют общие требования в ПТЭЭП к владельцам ЭУ, например:

  • обеспечить безопасную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии;
  • своевременно проводить техобслуживание и ремонт ЭУ;
  • обеспечить технологические режимы работы оборудования, которые не нарушают параметры работы энергосети;
  • допускать к работе на электроустановках только квалифицированный персонал, то есть прошедший обучение и проверку знаний в области электробезопасности;
  • проводить расследование и учет аварий.

Полный перечень общих требований приведен в разделе II Правил № 811, но не все из них применимы к ИП и гражданам. 

Дважды в месяц вам на почту будут приходить инструкции и разборы от наших экспертов. В первом письме — памятка с цифрами для расчётов.

Потребители-юридические лица обязаны выпустить ряд приказов. Причем сделать это нужно в первый рабочий день 2023 года — 9 января, поскольку новые ПТЭЭП действуют уже с 7 января.

Первый приказ — об определении организационной структуры управления энергоустановками, разграничении границ эксплуатационной ответственности и функций по обслуживанию, контролю за техническим состоянием электрооборудования. Это основной документ, в котором владелец ЭУ назначает структурные подразделения, непосредственно отвечающие за работу ВЛ, кабельных линий, средств связи. Функции по обслуживанию конкретного электрооборудования закрепляют также в положениях о соответствующих службах, отделах, если они издаются в компании.

Пример формулировок

Служба главного энергетика:

1.1. Несет ответственность за безопасную эксплуатацию и поддержание в исправном состоянии ВЛ 0,4/6/10 кВ.

1.2. С этой целью служба главного энергетика выполняет следующие функции:

1.2.1. Организует и выполняет ремонт ВЛ 0,4/6/10 кВ в соответствии с требованиями ПТЭЭП, ПУЭ.​

Также приказами утверждаются списки лиц, имеющих право выполнять определенные работы (п. 12 Правил № 811). Мы подготовили Памятку, в которой перечислили все необходимые организационно-распорядительные документы. В ней приведены названия списков работников.

Отдельным приказом назначается ответственный за электрохозяйство и его заместитель (заместители по структурным подразделениям). Новые Правила закрепляют обязанность потребителя передавать ежегодно, до 1 января, в сетевую организацию списки работников, имеющих право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров, подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния электрооборудования, а также сведения об ответственном за электрохозяйство (п. 13 Правил № 811).

Третья группа приказов касается ведения документации. Компания должна утвердить:

  • производственные инструкции (п. 33 Правил № 811);
  • перечни технической документации (п. 29);
  • инструкции по охране труда (п. 27);
  • формы журналов учета электрооборудования (п. 27);
  • перечни документов на рабочих местах оперативного, оперативно-ремонтного персонала и бланки для них (п. 34);
  • графики осмотров и обходов оборудования, зданий и сооружений электроустановок (п. 37).

Скачать Памятку по списку приказов для юридического лица — владельца ЭУ.

Совет. Большая часть документов у потребителей уже есть, поскольку они требовались и по старым Правилам. Например, инструкции по охране труда, некоторые журналы. Проведите инвентаризацию технической документации и определите список того, что нужно актуализировать. И не забудьте во всех документах давать ссылку уже на новые ПТЭЭП.

В Правилах № 811 изменились некоторые требования к сотруднику, который непосредственно организует все работы в электроустановках и отвечает за безопасную эксплуатацию электрооборудования.

Во-первых, уже конкретно указано, что ИП и граждане выполняют такие функции лично (п. 8 Правил № 811). Во-вторых, потребителям, у которых ответственным за электрохозяйство является единоличный исполнительный орган в соответствии с п. 8 ПТЭЭП, уже не нужно заполнять заявление-обязательство в Ростехнадзор.

Прочие требования к такому сотруднику остались почти без изменений. Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа административно-технического персонала. Напомним, что это руководящие и инженерно-технические работники, которые организуют работу оперативного и оперативно-ремонтного персонала в электроустановках.

До назначения ответственный за электрохозяйство и его заместитель должны пройти проверку знаний в Ростехнадзоре с присвоением соответствующей группы по электробезопасности:

  • V — в электроустановках напряжением выше 1 000 В;
  • IV — до 1 000 В.

Скачать образец приказа о назначении ответственного за электрохозяйство.

Функции по организации работ в ЭУ включают в должностную инструкцию сотрудника или трудовой договор (ст. 60 ТК РФ, п. 9 Правил № 811). Работника нужно предупредить об этом за два месяца (ст. 74 ТК РФ). Такой срок необходим, поскольку дополняется трудовая функция.

Новые Правила «отощали» по сравнению со старой редакцией, но только потому, что вместо конкретных положений в них появились ссылки на нормативные и отраслевые акты. Требований к ведению технической документации прибавилось:

  • появился конкретный список производственных инструкций, которые должны быть у потребителя (п. 33 Правил № 811);
  • установлено требование об утверждении перечней технической документации руководителем, а не техническим руководителем;
  • перечни должны быть и у ИП, физических лиц, а не только в компаниях;
  • список требуемых документов на рабочих местах стал больше.

Скачать перечень документов по ПТЭЭП.

Повторим, что обслуживать электроустановки могут только квалифицированные работники. По новым ПТЭЭП подготовка и аттестация сотрудников должна проходить в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики (Приказ Минэнерго России от 22.09.2020 № 796). И это логично, поскольку объем квалификационных требований к работнику должен зависеть от сложности обслуживаемого оборудования, а не от того, кому оно принадлежит — сетевой компании или потребителю.

Особенности установлены только для владельцев ЭУ, эксплуатирующих распредсети классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенные к электрическим сетям на уровне напряжения 0,4 кВ, и (или) электроприемники (п. 40-45 Правил № 811).

Например, им разрешается не проводить проверку знаний работника, принятого по совместительству для исполнения функций ответственного за электрохозяйство, если выполняются три условия:

  • прошло не больше полугода с даты аттестации по основному месту работы;
  • энергоемкость и сложность ЭУ у потребителя не выше, чем у первого работодателя;
  • по совместительству нет электроустановок выше 1 000 В.

Также такие потребители вправе не создавать комиссии по проверке знаний, если им не позволяет численность. В этом случае все работники аттестуются в Ростехнадзоре.

Скачать формы работы с персоналом по Приказу № 796. 

Новшество в новых Правилах — обходы (осмотры) рабочих мест оперативного, оперативно-ремонтного и диспетчерского персонала. В старых ПТЭЭП этого не было. Также появилось требование об участии потребителя в проводимых сетевой организацией специализированных противоаварийных тренировках по отработке действий оперативного персонала при вводе графиков аварийного ограничения (п. 19 Правил № 811).

extern

К технической эксплуатации электроустановок выше 1 000 В предъявляется больше требований по электробезопасности. Для работ в них нужна более высокая группа допуска персонала.

Правила технической эксплуатации обязательны для применения потребителями электрической энергии — владельцами электроустановок, за исключением физических лиц, которые владеют электроустановками напряжением ниже 1 000 В и используют их исключительно для личных или бытовых нужд (п. 1 Правил № 811). То есть их должны выполнять юрлица, ИП и все работающие из дома граждане-владельцы помещений с ЭУ.

Действовавшие до 2023 года ПТЭЭП не распространялись на физических лиц — владельцев электроустановок до 1 000 В. С 7 января 2023 года таких льгот нет. Это означает, что сетевая компания будет рассматривать работающих из дома как потребителей для производственных нужд и вправе требовать от них выполнения Правил технической эксплуатации. В зону пристального внимания могут попасть пекари, мыловары, швеи, «майнеры».

extern

Контролируйте сроки отчётности и платежей в Экстерне

Попробовать

В России действует объединенная энергосистема, главная задача которой — надежное и бесперебойное электроснабжение. И все участники этой системы обязаны стремиться к безаварийной работе. Электроустановки не должны создавать угрозу жизни людей или наносить ущерб охраняемым законом материальным ценностям. 

Отсюда следуют общие требования в ПТЭЭП к владельцам ЭУ, например:

  • обеспечить безопасную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии;
  • своевременно проводить техобслуживание и ремонт ЭУ;
  • обеспечить технологические режимы работы оборудования, которые не нарушают параметры работы энергосети;
  • допускать к работе на электроустановках только квалифицированный персонал, то есть прошедший обучение и проверку знаний в области электробезопасности;
  • проводить расследование и учет аварий.

Полный перечень общих требований приведен в разделе II Правил № 811, но не все из них применимы к ИП и гражданам. 

Дважды в месяц вам на почту будут приходить инструкции и разборы от наших экспертов. В первом письме — памятка с цифрами для расчётов.

Потребители-юридические лица обязаны выпустить ряд приказов. Причем сделать это нужно в первый рабочий день 2023 года — 9 января, поскольку новые ПТЭЭП действуют уже с 7 января.

Первый приказ — об определении организационной структуры управления энергоустановками, разграничении границ эксплуатационной ответственности и функций по обслуживанию, контролю за техническим состоянием электрооборудования. Это основной документ, в котором владелец ЭУ назначает структурные подразделения, непосредственно отвечающие за работу ВЛ, кабельных линий, средств связи. Функции по обслуживанию конкретного электрооборудования закрепляют также в положениях о соответствующих службах, отделах, если они издаются в компании.

Пример формулировок

Служба главного энергетика:

1.1. Несет ответственность за безопасную эксплуатацию и поддержание в исправном состоянии ВЛ 0,4/6/10 кВ.

1.2. С этой целью служба главного энергетика выполняет следующие функции:

1.2.1. Организует и выполняет ремонт ВЛ 0,4/6/10 кВ в соответствии с требованиями ПТЭЭП, ПУЭ.​

Также приказами утверждаются списки лиц, имеющих право выполнять определенные работы (п. 12 Правил № 811). Мы подготовили Памятку, в которой перечислили все необходимые организационно-распорядительные документы. В ней приведены названия списков работников.

Отдельным приказом назначается ответственный за электрохозяйство и его заместитель (заместители по структурным подразделениям). Новые Правила закрепляют обязанность потребителя передавать ежегодно, до 1 января, в сетевую организацию списки работников, имеющих право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров, подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния электрооборудования, а также сведения об ответственном за электрохозяйство (п. 13 Правил № 811).

Третья группа приказов касается ведения документации. Компания должна утвердить:

  • производственные инструкции (п. 33 Правил № 811);
  • перечни технической документации (п. 29);
  • инструкции по охране труда (п. 27);
  • формы журналов учета электрооборудования (п. 27);
  • перечни документов на рабочих местах оперативного, оперативно-ремонтного персонала и бланки для них (п. 34);
  • графики осмотров и обходов оборудования, зданий и сооружений электроустановок (п. 37).

Скачать Памятку по списку приказов для юридического лица — владельца ЭУ.

Совет. Большая часть документов у потребителей уже есть, поскольку они требовались и по старым Правилам. Например, инструкции по охране труда, некоторые журналы. Проведите инвентаризацию технической документации и определите список того, что нужно актуализировать. И не забудьте во всех документах давать ссылку уже на новые ПТЭЭП.

В Правилах № 811 изменились некоторые требования к сотруднику, который непосредственно организует все работы в электроустановках и отвечает за безопасную эксплуатацию электрооборудования.

Во-первых, уже конкретно указано, что ИП и граждане выполняют такие функции лично (п. 8 Правил № 811). Во-вторых, потребителям, у которых ответственным за электрохозяйство является единоличный исполнительный орган в соответствии с п. 8 ПТЭЭП, уже не нужно заполнять заявление-обязательство в Ростехнадзор.

Прочие требования к такому сотруднику остались почти без изменений. Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа административно-технического персонала. Напомним, что это руководящие и инженерно-технические работники, которые организуют работу оперативного и оперативно-ремонтного персонала в электроустановках.

До назначения ответственный за электрохозяйство и его заместитель должны пройти проверку знаний в Ростехнадзоре с присвоением соответствующей группы по электробезопасности:

  • V — в электроустановках напряжением выше 1 000 В;
  • IV — до 1 000 В.

Скачать образец приказа о назначении ответственного за электрохозяйство.

Функции по организации работ в ЭУ включают в должностную инструкцию сотрудника или трудовой договор (ст. 60 ТК РФ, п. 9 Правил № 811). Работника нужно предупредить об этом за два месяца (ст. 74 ТК РФ). Такой срок необходим, поскольку дополняется трудовая функция.

Новые Правила «отощали» по сравнению со старой редакцией, но только потому, что вместо конкретных положений в них появились ссылки на нормативные и отраслевые акты. Требований к ведению технической документации прибавилось:

  • появился конкретный список производственных инструкций, которые должны быть у потребителя (п. 33 Правил № 811);
  • установлено требование об утверждении перечней технической документации руководителем, а не техническим руководителем;
  • перечни должны быть и у ИП, физических лиц, а не только в компаниях;
  • список требуемых документов на рабочих местах стал больше.

Скачать перечень документов по ПТЭЭП.

Повторим, что обслуживать электроустановки могут только квалифицированные работники. По новым ПТЭЭП подготовка и аттестация сотрудников должна проходить в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики (Приказ Минэнерго России от 22.09.2020 № 796). И это логично, поскольку объем квалификационных требований к работнику должен зависеть от сложности обслуживаемого оборудования, а не от того, кому оно принадлежит — сетевой компании или потребителю.

Особенности установлены только для владельцев ЭУ, эксплуатирующих распредсети классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенные к электрическим сетям на уровне напряжения 0,4 кВ, и (или) электроприемники (п. 40-45 Правил № 811).

Например, им разрешается не проводить проверку знаний работника, принятого по совместительству для исполнения функций ответственного за электрохозяйство, если выполняются три условия:

  • прошло не больше полугода с даты аттестации по основному месту работы;
  • энергоемкость и сложность ЭУ у потребителя не выше, чем у первого работодателя;
  • по совместительству нет электроустановок выше 1 000 В.

Также такие потребители вправе не создавать комиссии по проверке знаний, если им не позволяет численность. В этом случае все работники аттестуются в Ростехнадзоре.

Скачать формы работы с персоналом по Приказу № 796. 

Новшество в новых Правилах — обходы (осмотры) рабочих мест оперативного, оперативно-ремонтного и диспетчерского персонала. В старых ПТЭЭП этого не было. Также появилось требование об участии потребителя в проводимых сетевой организацией специализированных противоаварийных тренировках по отработке действий оперативного персонала при вводе графиков аварийного ограничения (п. 19 Правил № 811).

extern

В Экстерне всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

Весь персонал владельца ЭУ делится на две группы — неэлектротехнический и электротехнический, включая электротехнологический. Первая категория относится к инструктируемому персоналу. Это сотрудники, которые имеют дело с электричеством только в бытовой, компьютерной и офисной технике — юристы, бухгалтерия, кадровики. Им проводят инструктаж и присваивают I группу по электробезопасности (п. 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок в ред. Приказа Минтруда России от 15.12.2020 № 903н).

Электротехнический персонал относится к квалифицированному — проходящему подготовку и аттестацию на допуск к работе в ЭУ. Он должен иметь группу по электробезопасности не ниже II. А она присваивается только после соответствующего обучения и проверки знаний.

II группа — минимальная для работы в ЭУ. В грубом упрощении она дает право только «вытирать пыль» рядом с электроустановками и подавать инструмент квалифицированному работнику. II группа нужна, например, уборщику, который работает с поломоечной электромашиной, или повару, поскольку он занят с жарочными электрошкафами и печками. Чем больше функций у работника в обслуживании ЭУ, тем выше должен быть уровень допуска. Максимальной является V группа.

Обучение по охране труда является частью подготовки работников у владельца электроустановки. Оно не заменяет, а дополняет другие формы работы с персоналом по ПТЭЭП, ПОТ № 903н и Приказу № 796. Поэтому руководитель не может, например, освободить вновь принятого работника от инструктажа для присвоения I группы из-за того, что тот уже прошел вводный инструктаж по охране труда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бэг 2000 генератор инструкция по применению
  • Бэбилисс для локонов как пользоваться инструкция на русском
  • Бэби дэта от клещей и комаров аэрозоль инструкция
  • Бэби док лактаза инструкция по применению для новорожденных
  • Бэби дез ультра инструкция по применению