Велосипед стелс переключение скоростей инструкция

Настройка переключения скоростей на велосипеде Стелс

Велосипед Стелс со скоростями пользуется особой популярностью, ведь он позволяет максимально быстро и с минимальным расходом энергии передвигаться по любой местности вне зависимости от погодных условий. При езде в горах и пересеченных зонах, на крутых поворотах трансмиссионный узел имеет колоссальное значение. Невзирая на помощь, которую он оказывает в ходе перемещения, он сложен в плане ухода, т. к. требует регулярного обслуживания. В первую очередь речь идет о механизме переключения, в составе которого передний и задний переключатель. Справиться с его ремонтом самостоятельно сложно, но можно.

Переключение скоростей

Причины плохого переключения скоростей

Стелс со скоростями дает сбои, когда цепь проблематично переключается между звездами, или же переход с одной передачи на другую вовсе не осуществляется. Если проблема настигла внезапно и требует незамедлительного решения, можно обратиться к мастеру, правда, работа обойдется в приличную сумму денег. Так что в ряде ситуаций логично и целесообразно действовать самостоятельно. Для начала стоит определиться, почему именно передачи переключаются недостаточно хорошо:

  • наличие повреждений, предполагающих полную замену узла;
  • деформирование петуха – защиты устройства переключения сзади;
  • чрезмерный износ пружины, что требует замены;
  • растянутость троса.

Зачастую все эти детали в порядке, но с переключением скоростей все равно возникают проблемы. В таком случае дело может быть в деталях с небольшой выработкой, приводящих к плохому ходу цепи по звездам.

Как осуществить настройку дома?

Несмотря на то, что с передачами придется повозиться, это лучшее решение, нежели Стелс без скоростей, так как во втором случае езда будет менее комфортной, и велосипедист не сможет перемещаться на внушительные расстояния.

Переключение скоростей

Сразу стоит отметить, что переключатели, если в трансмиссии много звезд, могут быть передними и задними. Последние элементы считаются максимально уязвимыми, особенно при езде в разных условиях. Так что риск их повреждения значительно возрастает. Что касается настройки, она должна быть организована на старте.

Порядок действий относительно заднего переключателя выглядит следующим образом:

  • найти винты категории L и H, регулятор троса, элемент натяжения и фиксации;
  • выровнять ролик с маленькой звездой сзади, используя винт H;
  • выставить его на прямую линию с задней звездой посредством винта L;
  • поставить максимальную передачу;
  • зафиксировать положение троса с использованием болта;
  • включение больших передач должно осуществляться без помех, если они есть – ослабить тросик регулятором;
  • при недостаточно качественном сбрасывании передать – дополнительно натянуть.

После этого проводятся работы по регулированию степени точности переключения, особенно, если велосипед Стелс переключение скоростей предполагает с внушительным количеством звезд.

Что касается переднего переключателя, он настраивается так:

  • проверка крепления;
  • сбрасывание тросов натяжного типа при минимальном скоростном режиме;
  • создание зазора между корпусной частью и цепью;
  • закрепление с помощью болта регулировки.

Аналогичные действия выполняются с винтом H. Важно поставить максимальную скорость. Зазор не должен составлять более 1 мм.

Скорости настраиваются до момента свободного перебрасывания цепи. Далее проводится практическая проверка всей системы, что предполагает непродолжительное тестовое катание. Своевременное решение проблемы с «узлом движения» способствует не только устранению текущих трудностей, но и преодолению возможных предстоящих неполадок.

Каким образом осуществляется настройка переключателя передач?

Чтобы переключение скоростей на велосипеде Стелс было легким и плавным, необходимо своевременно проводить техническое обслуживание транспорта. Начать делать это стоит как можно раньше. Например, в случае покупки не отрегулированного байка или наличия проблем с переключателем из-за нарушения норм транспортировки. Конечно же, принять меры придется и в случае внушительного пробега.

Переключение скоростей

Для решения поставленной задачи понадобятся следующие инструменты:

  • отвертка;
  • плоскогубцы;
  • тросики;
  • ключи.

Инструкция по настройке переднего переключателя:

  • малая звезда должна располагаться спереди, большая – сзади;
  • трос откручивается;
  • положение рамки регулируется, расстояние между ней и цепью – 3 мм максимум;
  • соответствующий трос натягивается;
  • скорость средней звезды переключается;
  • проводится проверка на предмет задевания внешней рамки цепью;
  • в случае помех – трос натягивается еще больше;
  • переключатель устанавливается на меньшую звезду, проверяется процесс переключения скоростей.

Регулировка скоростей на велосипеде Стелс в случае с задним переключателем выглядит следующим образом:

  • настройка на малую звезду;
  • ослабление троса путем откручивания зажимного винта;
  • установка цепи на среднюю звезду;
  • проверка ее функционирования;
  • сильное натяжение троса и зажим болта, отвечающего за фиксирование затяжки;
  • проверка переключателя посредством перехода по скоростям.

Все работы проводятся максимально плавно и последовательно. Данный момент крайне важен, т. к. от него зависит вся работа велосипедного транспорта. Овладев рассматриваемой техникой один раз, можно выполнять работы систематически.

Все о заднем переключателе передач

Он играет важную роль во всем механизме, так как позволяет легко и комфортно перемещаться в экстремальных условиях и не уставать даже на длинных дистанциях. Прежде чем рассматривать, как отрегулировать скорости на велосипеде Стелс, необходимо разобраться с важнейшими моментами заднего элемента. Если выставить велик в нужное положение, справиться с этой задачей будет намного проще.

Скорости могут плохо переключаться из-за дефектов физического, механического характера, попадания в детали грязи, износа троса и наличия повреждений петуха. Если подобных трудностей нет, стоит просто отрегулировать переключатель. Его составные детали можно описать так:

  • ручка, предназначенная для переключения передач, находящаяся на руле;
  • манетка, она находится рядок;
  • тросик, крепящийся к ней, для передачи импульса к звездам;
  • кассета;
  • крепление спереди для фиксирования деталей;
  • переключатель сзади.

Данная система работает так: пользователь включает нужную скорость, что приводит к натяжению троса и перебрасыванию рамки на звездочки более крупного размера. При его ослаблении, как можно догадаться, обратная картина не наблюдается. Настраивать транспортное средство можно именно с данного переключателя.

Если настройка по каким-то причинам становится невозможной, стоит снять цепь и тросик, осуществить перевод переключателя в определенное положение цепи, применять болты регулировки, установить их в крайнее положение или переместить элемент H в крайнее положение.

Все о переднем переключателе

Рассматривать, как переключать скорости на велосипеде Стелс спереди, можно лишь после налаживания заднего элемента. Цепь должна оставаться на звезде спереди. Что касается заднего блока, на нем ставится крупная звезда. Если цепь трется, применяется регулятор L. В целях настройки ограничителя H необходимо переместить цепь на самую крупную звезду спереди и наименьшую сзади.

Процесс настройки является максимально простым и понятным, если придерживаться определенной инструкции. Сначала идет подготовительный этап, затем осуществляется регулировка и, наконец, проверка. Для решения поставленной задачи не обойтись без отвертки фигурного типа, ключа на 9, тросика и его рубашки.

В процессе выполнения работ могут возникнуть определенные трудности:

  • передний переключатель несовместим с остальной системой, так что приобретать его нужно максимально грамотно;
  • невозможность регулирования элемента из-за чрезмерного трения цепи о рамку, для этого стоит проверить параллельность расположения деталей, а также ровность звездочек;
  • сильное трение цепи о раму при установке на 3-1, в данном случае может произойти перекос цепи, когда она располагается в диагональном направлении, ездить в таких условиях не рекомендуется.

Теперь понятно, как настроить скорости на велосипеде Стелс и сделать это быстро и комфортно. Справиться с поставленной задачей может каждый владелец, если следовать приведенной в статье инструкции.

Виктор Адаменя

Искусственный Интеллект

(127918)


8 лет назад

Ну не знаю попробуйте импирическим путем на ходу попробывать переключить а потом остановиться и посмотреть результат. Суть такая передняя звезда ведущая и на ней чем больше дидаметр тем быстрей а на задней наоборот чем меньше тем быстрее. Скорости по сути вобще не нужны может если только вгору ехать в очень крутую и без начального разгона тогда если передняя звезда маленькая усилие минимальное. Хотя с другой стороны если спуск и подъем чередуеться проще использовтаь энерцию.

Ярослав Южин

Мудрец

(11823)


8 лет назад

Я не спец, но, насколько помню, слева на рычаге регулируется цепь на «звёздах» на педалях. Справа — на задней «звёздочке». Понятно, что самая быстрая комбинация будет «самая большая на левой + самая маленькая на правой, но как раз такой комбинации надо избегать, чтоб не заклинило. Чисто из моего опыта владения велосипедом. Опять же, я не спец.

Eldgammel Vind

Просветленный

(29144)


8 лет назад

Не вы спрашивали уже?
По правилам хорошего тона для начинающих и обладателей трансмиссий низших уровней.
Передняя — задняя соответственно:

1 — 1,2
2 — 3,4
3 — 5,6

Подбираются передачи по ощущениям. В горку передачи скидываются ближе к начальным. На ровной дороге можно поднимать, на спусках, где есть желание разогнаться (чего не стоит делать при вашей подготовке), можно включать 3-6 и крутить педали.

Вообще, у вас мало задних звезд (6), поэтому возможны сочетания

1 — 1,2,3
2 — 2,3,4
3 — 4,5,6

Дима

Ученик

(205)


8 лет назад

Главное стараться чтобы цепь не перетягивалась по диагонали. Чтобы не растягивалась цепь. Как происходит весь процесс вы можете посмотреть если попросите своего друга подержать заднее колесо и покрутить педали, а сами будете крутить переключения скоростей на руле.

Как устроен переключатель скоростей

Чтобы научиться переключать скорости, надо немного разобраться в устройстве переключателя скоростей. Он состоит из стальных шестерней разного диаметра. Они называются звезды. Звезды собраны в блоки. Блок, расположенный ближе к переднему колесу называется «система», блок, расположенный ближе к заднему колесу называется «кассета». Цепь натянута на звезды.

На руле (слева и справа) находится устройство, для переключения скоростей. Оно называется «манетки». Вы переключаете скорость, т. е. поворачиваете манетку, — цепь смещается на нужную вам звезду.

«Кассета» или задний блок отвечает за часть цепи, расположенной снизу. Ею управляет правая манетка. «Система» или передний блок отвечает за верхнюю часть цепи. Ею управляет левая манетка.

Переключение передач и все нюансы

У самого простого байка в наличии есть до трех звездочек на переднем колесе и до десяти на заднем.

Для наглядности можно рассмотреть стандартный привод 3х8:

  1. Наибольшая звезда, которая находится спереди, предназначена для езды по ровной поверхности с минимальным сопротивлением ветра. При классической езде, как правило, она работает в паре с несколькими звездочками (от восьмой до четвертой);
  2. Вторая по величине звездочка, которая находится спереди, предназначена для поездок по грунтовой или неровной дороге. Идет в сочетании с седьмой по вторую задними звездами. Не исключено сочетание со всеми задними звездами. На такой скорости велосипед маневреннее, хорошо преодолевает сопротивление ветра;
  3. Наименьшая звездочка, находящаяся спереди, комбинируется с четвертой по первую задними звездами. Данную передачу используют при езде по пересеченной местности, на сильных спусках и подъемах, на песчаных и заболоченных местностях.

Как работают переключатели

На большинстве современных велосипедах установлены системы переключения передач (дерайлеры). Принцип переключения основан на перекидывании цепи с одной шестерёнки на другую.

На первый взгляд конструкция переключателей скоростей кажется сложной, но в действительности всё очень просто, и основано по большей части на физическом усилии. Особенно это относится к переднему переключателю.

Передний переключатель скоростей состоит из стальной рамки, которая перемещается в поперечной плоскости. Раньше, в старых переключателях рамку двигал специальный поршневой механизм. В современных конструкциях для уменьшения трения используется параллелограмм.

Процесс переключения основан на боковом смещении цепи. Рамка толкает цепь в бок, в результате чего она начинает двигаться под углом к ведущей звезде. В тот момент, когда угол становится чрезмерно острым, цепь больше не может удерживаться на шестерёнке и соскакивает вниз на соседнюю меньшую звезду.

Когда требуется переключение с меньшей звезды на большую, процесс проистекает немного иначе. Цепь прижимается рамкой к соседней звезде и возникает трение. Затем цепь подхватывается зубцом большей звезды и переходит на неё окончательно.

Современные ведущие звёзды оборудованы специальными штырьками, скосами и бортиками по бокам, чтобы подхват цепи происходил заметно быстрее при переключении на большие шестерёнки.

Формируем навык: как правильно переключать скорости на примере велосипеда Стелс с 21 передачей

  • Оптимальная частота вращения шатунов гарантирует сохранность суставов.
  • Приемлемый каденс – залог эффективной работы мышц.
  • Образцово выбранная скорость способствует сохранению заложенного заводом ресурса компонентов.

Узнать и научиться, как правильно переключать передачи на горном велосипеде, можно лишь после освоения его скоростной конструкции. Итак, на любой модели Stels Navigator стоимостью до 30 000 рублей установлены:

  • 3 звезды спереди и 7 звездочек сзади.
  • Манетки, расположенные на руле.
  • Тыльный и фронтальный переключатели, представляющие собой обычные металлические рамки, закрепленные на раме.
  • 2 троса, связывающие рулевые механизмы управления скоростями и рамные перебрасыватели.

Процесс регулирования положения цепи между звездами с помощью рамок и называется переключением. Осуществляется он посредством работы с шифтерами. Последние бывают двух видов: триггерные (с рычагами) и штифтерные (вращаются). Устанавливаются они на руль в двух экземплярах:

  1. Левый отвечает за работу передней трасмиссии.
  2. Правый передвигает задний перебрасыватель цепи.

На манетках нанесены цифры, отображающие номер текущей звезды. Звездочки нумеруются слева направо. Сам процесс переключения заключается в нажатии или вращении рычагов. При нажимании (триггерные shifters):

  • Верхний левый рычажок – сбрасывает на меньшую переднюю звезду в последовательности 3-1.
  • Нижний левый рычаг – перекидывает на большую переднюю звездочку (1-3).
  • Верхняя правая рукоятка – перебрасывает на детали с меньшим количеством зубьев, расположенные сзади (1-7).
  • Нижний правый рычажок – передвигает заднюю рамку в сторону больших звезд (7-1).

Практика

Если аппарат распакован и собран, методика по регулировке тормозов выполнена, алгоритм, как переключать скорости на велосипеде Стелс, уяснен – можно ехать. При передвижении стоит грамотно выбирать передаточное отношение, исключая перекосы цепи:

  • Большая звезда. Используется при езде со склонов и отсутствии ветра. Кооперируется с задним набором 5, 6, 7.
  • Средняя звездочка. Юзается при старте, перемещении по ровной дороге и укатанной пересеченке. Взаимодействует с задним блоком 3,4,5.
  • Малая звезда. Задействуется при катании по склонам, грубой пересеченной местности, заболоченным участкам, вязкой грязи, песку, густой траве. Оптимально крутится с задними звездочками с первой по третью.

Как переключать скорости на автомобиле

Прежде чем узнать, как переключать скорости на машине, необходимо уяснить принцип действия механической коробки переключения передач. В ее состав входят: первичный вал, соединяющийся через сцепление с выходным валом двигателя, промежуточный с набором шестерен, имеющих разные передаточные числа оборотов и, наконец – вторичный, жестко соединенный с ведомым (карданным) валом авто. Размещается весь это набор в корпусе – картере. Смазка шестерен происходит разбрызгиванием. Сорт масла относится к типу трансмиссионных и бывает обычно класса SAE30/85-90W.

Затем нужно набрать скорость примерно 15-20 км/час, быстро и плавно выжать сцепление левой ногой, рукоятку коробки правой рукой перевести во 2-ое положение, одновременно немного сбрасывая газ правой ногой, отпустить сцепление и добавить газ. При необходимости переключиться со второй на третью скорость в пределах 40 км/час, мотор начинает слегка «подвывать». В этом случае необходимо повторить описанные выше манипуляции. Вкратце это выглядит так: по очереди: выжимается сцепление, затем немного сбрасывается газ, переводится рукоятка МКПП в 3-е положение и плавно отпускается сцепление и добавляется газ. Переход на 4-ую и 5-ую скорости идентичен предыдущим.

Выбор передачи

Нет однозначного ответа на вопрос: «Какую передачу выбрать?». Он зависит от многих факторов: рельефа местности, вашего личного удобства, особенностей велосипеда. Но для начала можно воспользоваться таблицей, которая составлена для велосипеда с 24 скоростями (у него на левой манетке три позиции, а на правой – восемь). Для велосипеда с 18 скоростями (на левой манетке три позиции, а на правой – шесть) таблица будет выглядеть по-другому.

Эти таблицы дают приблизительное представление о том, какие передачи можно выбирать.(В скобках указан диапазон передач для 18 скоростного велосипеда) Точную таблицу, идеально подходящую вам, предстоит нарисовать самому.

Рельеф местности Левая манетка Правая манетка
Подъем в гору 1-2 (1) 1-4 (1-3)
Езда по ровной дороге 1-2 2-5 (2-4)
Спуск с горы 2-3 4-8 (3-6)

Принципы работы и обслуживания

В финале – немного о процедуре работы переключателя.

Работа переключателя

При натяжении тросика рамка вытягивается под цепью таким образом, чтобы звенья входили в другую звезду, переключая скорость. В обратном направлении велосипедист ослабляет тросик, позволяя пружине переключателя вернуть рамку в положение над соседней звездой.

Вторая функция переключателя – поддержание провисающей части цепи, которая освобождается при работе на меньших, чем максимальные, звёздах.

От рамок и параллелограммного механизма требуется лишь чёткость движения и достаточная износоустойчивость.

Настройка

Настраиваются в данных устройствах несколько вещей:

  1. Натяжение тросика и его ход – с помощью манеток и специального винта подтяжки.
  2. Крайние положения рамки с обозначениями High и Low – для ограничения движения.
  3. Ход и пропорциональность сдвига с помощью винта настройки.

Есть определённые правила по измерениям и положению рамки, цепи и звёзд, но подробнее о них лучше прочитать в нашем материале о настройке переключателей велосипеда.

Ремонт и монтаж

Ремонт может понадобиться переключателю в нескольких случаях:

  1. Ремонт петуха – если повреждение пришлось на него, а не на сам переключатель – демонтируем и исправляем.
  2. Если разболтались или были повреждены ролики.
  3. Когда была погнута рамка.

Всё исправляется либо заменой элемента (ролика), либо выправлением погнутых частей, ну а иногда – просто заменой изделия. Самое главное – это корректно установить задний переключатель, об этой процедуре наша отдельная статья.

Регулировка переключателя скоростей

Настройка переднего переключателя достаточно проста.

Однако есть свои особенности:

  • Сначала необходимо отрегулировать положение переднего переключателя относительно рамки. Вам нужно немного ослабить так называемый регулировочный винт и установите рамку в горизонтальной плоскости. Эта рамка должна быть параллельно цепи.
  • Следующий шаг — установка необходимой высоты переднего переключателя. Рекомендуется устанавливать зазор между грани рамки и зубьями не более 2 мм. Этот показатель во многом отвечает за качество переключения скоростей.
  • Разместив рамку переднего переключателя правильно в обеих плоскостях, зафиксируйте винт.
  • После этого, нужно установить цепь на самую большую звезду сзади и самую меленькую спереди.
  • При помощи винта необходимо освободить трос. Крутите до упора, а затем выкрутите на один оборот так называемый регулировочный барабан.
  • Теперь нужно установить рамку в такое положение относительно цепи, чтобы внутренняя сторона рамки была удалена на 1–2 мм.
  • Слегка натяните трос и зафиксируйте винт.
  • Теперь большую звезду системы необходимо установить цепь.
  • Для регулировки используйте специальный винт H.
  • Проверьте качество настройки.

Задний переключатель

Вам понадобится шестигранник и отвёртка. Перекинем цепь на самую большую звёздочку спереди. Сзади цепь накидываем на самую маленькую звезду. Делается это при помощи переключателя скоростей, даже если настройки сбиты.

Трос на переключателе фиксируется винтам, который нужно максимально ослабить. На монетки есть «барабанчик». Его нужно закрутить до упора. А затем отвернуть на несколько оборотов. Вращение подтягивает или опускает трос. Таким образом, совершаются микрорегулировки переключателя. Но сейчас мы нечего нерегулируем, а создаём нужный диапазон для будущих настроек.

Находим винт H на переключателе. Он должен быть подписан. Вращением этого винта регулируется положение роликов натяжителя переключателя относительно маленькой звёздочки.

Ваша задача сопоставить ролик натяжителя чётко напротив маленькой звёздочки.

Теперь подтяните трос и зафиксируйте винт. Очень сильно тянуть необязательно. Нужно чтобы трос просто расправился и был упругим. А вот зафиксировать лучше, как следует.

Теперь перекидываем цепь на самую большую звезду сзади. Пока передачи могут переключаться неправильно, потому что настройки полностью не окончены. Не стоит пугаться.

Спереди цепь должна быть на самой маленькой звезде. И последовательность действий повторяется. Только в это раз нужно настроить положение роликов натяжителя относительно большой звёздочки с помощью винта L. Его ход может быть менее заметным, так что будьте внимательны.

Теперь проверьте качество настроек. Может быть, нечёткость. Чтобы её устранить нужно сделать несколько щелчков барабанчиком. Теперь проверим ещё раз те же положения, где были нечёткости.

И также нужно проверить велосипед на ходу. А нечёткости скорректировать щелчками барабана. Практика вам поможет.

Передний переключатель

Для настройки вам потребуется шестигранник и крестовая отвёртка.

  • Ставим цепь на большую звезду сзади. На маленькую спереди.
  • Ослабляем крепёжный винт. Положение рамки регулируется винтом с маркировкой LOW. Наша задача установить зазор между цепью и левой стенкой рамки примерно в 0,5 мм.
  • Теперь фиксируем тросик. Сильно натягивать не нужно. Переключаемся на меленькую звезду сзади и на большую спереди. Могут быть перебои. Пока это нормально.
  • При помощи винта устанавливаем зазор меду цепью и правой стороной рамки переключателя в 0,5 мм.
  • Проверяем качество настройки. Если цепь перекидывается с натягом, тогда проведите микронастройки. Сделайте не более 1–2 оборотов, чтобы не сбить настройки. Готово.

Инструкция по регулировке

В процессе активной эксплуатации велосипеда могут проявиться проблемы с переключением скоростей. Бывают случаи, когда цепь не перекидывается на нужную звездочку или, наоборот, соскакивает с выставленной передачи. Пользоваться велосипедом становится опасно. Решить такую проблему возможно в домашних условиях, главное, четко следовать этапам инструкции.

Этапы настройки заднего переключателя:

  1. Перемещение цепи на меньшую звезду.
  2. Ослабление троса методом откручивания винта фиксации.
  3. Поиск винта с пометкой в виде буквы «H».
  4. Регулировка до положения, когда меньшая звезда находится напротив рамки с роликами.
  5. Затягивание троса.
  6. Выполнение перемещения цепи на большую звезду кассеты.
  7. Поиск винта с пометкой в виде буквы «L».
  8. Регулировка до положения, когда звезда находится напротив рамки.

Этапы настройки переднего переключателя:

  1. Перемещение цепи на меньшую звезду.
  2. Ослабление троса откручиванием винта фиксации.
  3. Поиск винта с пометкой в виде буквы «L».
  4. Регулировка до положения, когда цепь находится между пластинами рамы, но не касается их.
  5. Затягивание троса.
  6. Выполнение перемещения цепи на большую звезду кассеты.
  7. Если цепь все равно касается стенок рамки, повтор шага 4 с использованием винта с пометкой «H».

Особые рекомендации и правила переключения скоростей от самих производителей:

  1. Скорость должна переключаться во время движения, при вращении педалей надо ослабить нагрузку. Так перемещение цепи произойдет плавнее.
  2. Не все переключения скоростей на велосипеде безопасны. Нельзя менять скорости левой манеткой во время подъема куда-либо. При этом крутить педали станет очень тяжело или, наоборот, слишком легко, и байк перестанет ехать вверх. Оба исхода приведут к падению.
  3. Катаясь по холмистой местности, велосипедист должен выставить скорости перед тем как заедет на возвышенность, чтобы взгляд во время спуска лишний раз не отводился от дороги.
  4. Выставить значения переключателей желательно перед началом движения.
  5. Нельзя перебрасывать цепь через несколько звезд сразу, она может слететь.

Следует регулярно проводить оценку состояния двухколесного транспорта. Перед поездкой на горном велосипеде обязательно нужно проверять наличие всех креплений, при необходимости подтянуть их и смазать

Также важно убедиться, что исправно работает система тормозов. Проверка надежности рулевой вилки, седла и амортизаторов тоже должна войти в привычку

После каждого заезда рекомендуется проводить осмотр спиц, звездочек и ободьев. Протирать втулки колес нужно даже в том случае, если все остальные части на скоростном велосипеде чисты. Для ухода за цепью рекомендуется приобрести цепомойку, но можно обойтись без нее и использовать щетки. После мытья деталь обязательно нужно смазать. Каждая звездочка после дождливой погоды должна быть очищена. При соблюдении этих простых рекомендаций велосипеды со скоростями прослужат верой и правдой не один год.

Нюансы настройки заднего переключателяСхема регулировки переднего переключателяВыставить все нужные значения требуется перед началом движенияСкорость правильно переключать уже во время езды

Причины поломок

Если на велосипеде не переключаются скорости, необходимо выяснить причину неисправности. Такого рода проблема может быть связана с различными факторами:

  1. Ненадлежащее состояние тросиков и рубашек. Для эффективного переключения передач эти детали должны быть целыми и чистыми. При наличии загрязнений их нужно устранить. Если тросик испорчен из-за износа (распушился или надорвался), его нужно заменить новым.
  2. Недостаток смазки. Если грязи и дефектов не обнаружилось, но на велосипеде плохо переключаются передачи, тросик можно обработать тефлоновой смазкой. Это обеспечит должное скольжение. Смазывать детали густыми составами (наподобие солидола) категорически запрещается.
  3. Деформация велосипедного петуха. Устройство заднего переключателя может давать сбои из-за проблем с кронштейном. Он мог элементарно погнуться в ходе транспортировки велосипеда. Особенно актуальна данная неприятность в случае приобретения нового велотранспорта.
  4. Люфт между деталями. В ходе длительной эксплуатации у заднего переключателя скоростей могут возникнуть большие зазоры между тросом и другими элементами конструкции. Свободный ход — это не всегда плохо, но если скорость переключается не сразу или водителю сложно настроить нужный ему режим, значит, люфт существенно увеличился и переключатель необходимо перенастроить.

Чтобы избежать поломки, важно проводить своевременное техническое обслуживание велосипеда. Любые изменения в его работе могут сигнализировать о возможных проблемах

Это необязательно свидетельствует о дефектах или износе. Механизм переключения передач может работать некорректно из-за банальных ошибок новичков — неправильной настройки трансмиссии или несвоевременной чистки деталей.

Чтобы не сломался переключатель скорости на велосипеде, важно также уметь корректно им пользоваться. Во-первых, менять скоростной режим можно только во время езды — если педали не вращаются, то попытка сдвинуть цепь может привести к поломке всей конструкции

Во-вторых, делать это нужно только при движении по ровной поверхности и не в гору. Если впереди подъем, необходимо сменить скорость заранее. В-третьих, для плавного переключения следует ослабить нагрузку на педаль (особенно если на велосипеде передний переключатель скоростей).

Деформация велосипедного петухаИспорченный тросикЛюфт между деталямиНедостаток смазки

Эффективные варианты: как отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде любого уровня

Высокопроизводительные замедляющие узлы включают ротор, смонтированный на втулке колеса, и машинку, установленную на раме или передней вилке. Приступая к целенаправленной тренировке, как правильно переключать скорости на велосипеде с дисковыми тормозами, или запланировав простую покатушку, владелец обязан обязательно проверить:

  • форму и усилие затяжки ротора;
  • оси, на предмет наличия изгибов;
  • качество установки колес на дропаутах и усилие зажатия эксцентриков;
  • отсутствие люфта во втулках.

Процедура настройки дисковых тормозов производится с целью:

  • достижения оптимального расположения колодок – они должны равномерно отстоять от тормозного диска на расстоянии безопасного зазора (0,5-1 мм), что исключает вероятность задевания ротора при повороте колеса в процессе движения;
  • обеспечения строгой параллельности между колодками и ротором, что позволит сохранить форму диска плоской;подбора оптимального момента срабатывания тормозов.

Методика вопроса, как отрегулировать дисковые тормоза с тросовым приводом на велосипеде, основывается на следующих принципах:

  • отсоединить трос от тормозного узла;
  • ослабить калипер;
  • завернуть винт, регулирующий вылет неподвижной колодки, до упора;
  • прижать машинку к тормозному диску проконтролировав, чтобы внутренняя фрикционная деталь полностью прилегала к ротору;
  • затянуть винты крепления машинки;
  • выставить зазор в 0,5-1 мм между тормозным диском и неподвижной колодкой;
  • зафиксировать трос;
  • вращая специальный барабан или перемещая трос в прорези калипера с последующим фиксированием винтом, подобрать оптимальный момент блокирования колеса.

Настроить дисковый тормоз с механическим приводом можно и другим способом: отвернув винты крепления машинки, найти положение, при котором колодки отстоят от диска на одинаковом расстоянии, и зафиксировать ее.

«Гидравлика» работает по более благоприятной силовой схеме – под воздействием давления жидкости обе колодки приближаются к ротору. Поэтому и технология, как отрегулировать гидравлические тормоза на велосипеде, проще:

  • ослабить винты, фиксирующие тормозную машинку;
  • зажать ручку тормоза;
  • поочередно с малым шагом (по пол-оборота) затянуть крепежные элементы калипера.

Если при вращении ротор касается одной из фрикционных деталей, необходимо слегка ослабить тормозную машинку и сдвинуть ее, сохранив при этом параллельность расположения колодок и ротора.

Правильная установка переднего переключателя

Начинать настройку переднего переключателя можно только после регулировки заднего переключателя. Установка является начальным этапом регулировки переключателя скоростей

Очень важно сделать это правильно

  • перед тем, как устанавливать переключатель, необходимо провести инспекцию состояния составляющих деталей и при необходимости очистить их от загрязнений и смазать.
  • Далее следует настроить расположение переднего переключателя скоростей. На раме он должен быть расположен вдоль под трубы под седлом.
  • Выставить угол поворота параллельно ведущей звезде на передней кассете трансмиссионного узла.
  • Далее нужно отрегулировать зазор между нижней стороной рамки переключателя и верхней линии зубцов большой шестеренки. Зазор должен быть минимальным.
  • Отрегулировать степень натяжения троса.
  • Расположить цепь близко к внутренней стороне рамки.

Также стоит уделить внимание настройке цепи. Велосипедная цепь — это очень важный элемент, с помощью которого передается импульс с одной звезды на другую и происходит процесс регулировки. Техническое состояние цепи имеет огромное значение для работы всей системы

Если по какой-то причине велосипедная цепь растягивается либо деформируется, это не может не сказаться отрицательно на работе всего трансмиссионного узла. Чтобы этого не произошло, цепь нужно периодически снимать и чистить, а после устанавливать правильное положение. Существуют замковые и беззамковые модели велосипедных цепей. Они различаются между собой способами разъема. Чтобы снять замковую цепь достаточно найти звено с замочком и разъединить его с помощью отвертки. Беззамковую велосипедную цепь разъединяют с помощью выжимки. Этот инструмент помогает вытолкнуть ось звена и произвести разъём. Если она по какой-то причине перекашивается, это может отрицательно повлиять на процесс переключения скоростей

Техническое состояние цепи имеет огромное значение для работы всей системы. Если по какой-то причине велосипедная цепь растягивается либо деформируется, это не может не сказаться отрицательно на работе всего трансмиссионного узла. Чтобы этого не произошло, цепь нужно периодически снимать и чистить, а после устанавливать правильное положение. Существуют замковые и беззамковые модели велосипедных цепей. Они различаются между собой способами разъема. Чтобы снять замковую цепь достаточно найти звено с замочком и разъединить его с помощью отвертки. Беззамковую велосипедную цепь разъединяют с помощью выжимки. Этот инструмент помогает вытолкнуть ось звена и произвести разъём. Если она по какой-то причине перекашивается, это может отрицательно повлиять на процесс переключения скоростей.

Одним из лучших производителей велосипедных деталей, в том числе и переключателей скоростей, является японская компания Shimano, зарекомендовавшая себя выпуском продукции, в которой японское качество сочетается бюджетной с ценой. Переключатели скоростей, выпущенные компанией Shimano (рис. 3) подходит для любых видов велосипедов. Переключатели скоростей компании Shimano устанавливают, как на обычных велосипедах прогулочного типа, так на горных и трековых до 33 скоростей.

Ещё одним признанным лидером на рынке является компания Sram. Продукцию этой фирмы применяют на велосипедах категории сити байк, а также на спортивных велосипедах. Продукция Sram имеет хорошее качество и доступную цену для любителей велоспорта.

Каждый владелец велосипеда, предпочитающий этот вид транспорта остальным, обязан разбираться переключении его скоростей. Считается что чем больше скоростей у велосипеда, тем этот велосипед лучше. Но на самом деле скорость только позволяет повысить качество маневрирования и выжать из возможностей велосипеда максимум, так тогда всё зависит от динамических усилий человека, едущего на велосипеде. Обычные велосипеды имеют по сравнению со скоростными, более простое устройство. С таким велосипедом меньше мороки, но возможности у него также меньше. В трансмиссионном узле таких велосипедов находится всего две звезды: одна большая и одна маленькая. Многоскоростные велосипеды, которые обрели популярность в последнее время, имеют в своих трансмиссионных блоках два комплекта звёзд: передний и задний. Каждая кассета состоит из звезд разной величины. Чтобы правильно переключать передачи, нужно запомнить несколько основных правил:

  • Если ваш , переключать скорости на нём нужно только во время движения, иначе существует опасность повредить велосипед.
  • Во время переключения передач не стоит применять значительное динамические усилия, чтобы исключить опасность порыва цветы желательно переключать передачи последовательно, не делая резких рывков.

Правила переключения скоростей

Существует ряд определённых правил по переключению скоростей. Их соблюдение – обязательно!

Только в движении

Переключать скорости необходимо при движении велосипеда, то есть во время оборотов педалей. Все вращательные движения должны быть мягкими, тогда цепь перейдет на соседнюю звезду с незначительным усилием. Задние звезды кассеты имеют небольшой перепад, переход цепи более спокойный.

Следить за перекосом цепи

Во время переключения передач, необходимо следить, чтобы не было значительного перекоса цепи. Если в велосипеде расположены три передние звезды и 7-8 задних, не рекомендуется использовать переключение типа 1-8, 3-1, 3-4. Это приведет к выводу механизма из строя и возникнет клин.

Не давить на педали

Это правило особенно важно по отношению к передним звездам. Эта группа отвечает за верхнюю часть цепи, которая максимально натягивается при движении

Если не снизить давление на педали и менять положение скоростей, цепь может порваться.

Подъем

Если предстоит путь в гору, следует переключить скорость перед подъемом. Для этого, нужно перекинуть цепь на переднюю большую звезду. Этот принцип осуществим на низких передачах. Если включена передняя средняя звезда, то осуществляется переход на малую.

Переход на новую передачу должен быть бесшумным. Если слышен неприятный металлический звук, значит, выбрано неверное соотношение звезд. Как следствие, цепь будет перекошена. Если необходимо переключение на несколько передач одновременно, то делается это в очередной последовательности.

Формируем навык: как правильно переключать скорости на примере велосипеда Стелс с 21 передачей

  • Оптимальная частота вращения шатунов гарантирует сохранность суставов.
  • Приемлемый каденс – залог эффективной работы мышц.
  • Образцово выбранная скорость способствует сохранению заложенного заводом ресурса компонентов.

Узнать и научиться, как правильно переключать передачи на горном велосипеде, можно лишь после освоения его скоростной конструкции. Итак, на любой модели Stels Navigator стоимостью до 30 000 рублей установлены:

  • 3 звезды спереди и 7 звездочек сзади.
  • Манетки, расположенные на руле.
  • Тыльный и фронтальный переключатели, представляющие собой обычные металлические рамки, закрепленные на раме.
  • 2 троса, связывающие рулевые механизмы управления скоростями и рамные перебрасыватели.

Процесс регулирования положения цепи между звездами с помощью рамок и называется переключением. Осуществляется он посредством работы с шифтерами. Последние бывают двух видов: триггерные (с рычагами) и штифтерные (вращаются). Устанавливаются они на руль в двух экземплярах:

  1. Левый отвечает за работу передней трасмиссии.
  2. Правый передвигает задний перебрасыватель цепи.

На манетках нанесены цифры, отображающие номер текущей звезды. Звездочки нумеруются слева направо. Сам процесс переключения заключается в нажатии или вращении рычагов. При нажимании (триггерные shifters):

  • Верхний левый рычажок – сбрасывает на меньшую переднюю звезду в последовательности 3-1.
  • Нижний левый рычаг – перекидывает на большую переднюю звездочку (1-3).
  • Верхняя правая рукоятка – перебрасывает на детали с меньшим количеством зубьев, расположенные сзади (1-7).
  • Нижний правый рычажок – передвигает заднюю рамку в сторону больших звезд (7-1).

Практика

Если аппарат распакован и собран, методика по регулировке тормозов выполнена, алгоритм, как переключать скорости на велосипеде Стелс, уяснен – можно ехать. При передвижении стоит грамотно выбирать передаточное отношение, исключая перекосы цепи:

  • Большая звезда. Используется при езде со склонов и отсутствии ветра. Кооперируется с задним набором 5, 6, 7.
  • Средняя звездочка. Юзается при старте, перемещении по ровной дороге и укатанной пересеченке. Взаимодействует с задним блоком 3,4,5.
  • Малая звезда. Задействуется при катании по склонам, грубой пересеченной местности, заболоченным участкам, вязкой грязи, песку, густой траве. Оптимально крутится с задними звездочками с первой по третью.

Как правильно пользоваться переключателем?

Чтобы избежать повышенного износа кассеты на заднем колесе, системы звезд на переднем, поломки цепи и не повредить систему переключения передач своего байка в целом, вам необходимо знать несколько основных правил переключения скоростей. Итак:

1. При переключении скоростей на велосипеде следует не допускать максимального перекоса цепи, например, недопустима такая позиция как впереди 1 — сзади 8, и наоборот.

На примере 24 (3*8) скоростной трансмиссии покажем, как стоит сочетать передачи:

Впереди Сзади
1 (малая) 1-4
2 (средняя) 3-7
3 (большая) 6-8

Самая легкая передача, когда звезды находятся в позиции 1-1. В процессе езды следует стремится к большему числу, наращивайте мощность и скорость, однако прибегайте к максимальному усилению движения не часто, так как это дополнительная нагрузка как на механизм трансмиссии, так и на суставы ног.

Основной ориентир такой – крутить педали вам должно быть не сложно, но и не очень легко, усилие должно быть комфортным.

2

Когда решите переключать передачи, особенно это важно для передних звезд, вам обязательно нужно немного снизить усилия и не давить сильно на педали. Почему? Дело в том, что передняя группа звезд работает с верхней частью цепи, которая в момент движения испытывает максимальное натяжение, поэтому и может порваться если вы будете изменять положение скоростей, не прекращая крутить педали с усилием

3. Переключаться следует только когда вы находитесь в движении!

4. Нужно переключить сразу несколько скоростей? Делайте это поэтапно, не перескакивайте.

Также при переключении вам нужно максимально сильно выжать рычаг манетки, которая отвечает за переднюю группу звезд.

Как узнать сделали ли вы все правильно? Отличный способ узнать, верно ли вы научились переключать передачи — это прислушаться, в случае если цепь легла правильно, то никаких посторонних звуков в виде лязга или треска вы не услышите – конечно, при условии, что у вас в надлежащем состоянии цепь, она смазана, не старая и так далее. Единственное, что может уловить велосипедист — так это небольшой щелчок.

Как поймать и почувствовать момент, когда требуется переключение скоростей на велосипеде? Важное условие для этого — научиться ориентироваться на собственные ощущения, если не хватает сил и вы начали крутить педали вхолостую, значит, пора переключать на следующую скорость. Итак, когда ответ на вопрос о том, как переключать скорости на велосипеде, стал понятным, требуется получить в этом как можно больше собственного опыта, чтобы начать чувствовать момент, когда и как вам нужно сменить передачу

Для этого поездите в разных условиях, к примеру, на шоссе, поднимитесь и спуститесь с горы,ощутите, как меняются обороты каждого колеса при изменении скоростей на велосипеде. Исключительно таким способом вы наездите свой опыт работы с трансмиссией байка, научитесь крутить педали с оптимальным каденсом для вас

Итак, когда ответ на вопрос о том, как переключать скорости на велосипеде, стал понятным, требуется получить в этом как можно больше собственного опыта, чтобы начать чувствовать момент, когда и как вам нужно сменить передачу. Для этого поездите в разных условиях, к примеру, на шоссе, поднимитесь и спуститесь с горы,ощутите, как меняются обороты каждого колеса при изменении скоростей на велосипеде. Исключительно таким способом вы наездите свой опыт работы с трансмиссией байка, научитесь крутить педали с оптимальным каденсом для вас.

Заключение

В заключение можно составить небольшой список тезисов, в соответствии с которыми, ещё до набора должного опыта, можно вполне аккуратно и правильно переключать, используя следующие правила переключения скоростей:

  • переключаться только во время движения и без серьёзной нагрузки;
  • управлять велосипедом с помощью трансмиссии, а не мышечным усилием;
  • переключаться заранее, а не в последний момент, или когда «стало слишком тяжело»;
  • переключать передачи по одной и по очереди спереди и сзади;
  • не отклоняться от нормальных комбинаций звёздочек;
  • содержать велосипед в чистоте и не допускать сильного износа деталей.

  • Оптимальная частота вращения шатунов гарантирует сохранность суставов.
  • Приемлемый каденс – залог эффективной работы мышц.
  • Образцово выбранная скорость способствует сохранению заложенного заводом ресурса компонентов.

Узнать и научиться, как правильно переключать передачи на горном велосипеде, можно лишь после освоения его скоростной конструкции. Итак, на любой модели Stels Navigator стоимостью до 30 000 рублей установлены:

  • 3 звезды спереди и 7 звездочек сзади.
  • Манетки, расположенные на руле.
  • Тыльный и фронтальный переключатели, представляющие собой обычные металлические рамки, закрепленные на раме.
  • 2 троса, связывающие рулевые механизмы управления скоростями и рамные перебрасыватели.

Процесс регулирования положения цепи между звездами с помощью рамок и называется переключением. Осуществляется он посредством работы с шифтерами. Последние бывают двух видов: триггерные (с рычагами) и штифтерные (вращаются). Устанавливаются они на руль в двух экземплярах:

  1. Левый отвечает за работу передней трасмиссии.
  2. Правый передвигает задний перебрасыватель цепи.

На манетках нанесены цифры, отображающие номер текущей звезды. Звездочки нумеруются слева направо. Сам процесс переключения заключается в нажатии или вращении рычагов. При нажимании (триггерные shifters):

  • Верхний левый рычажок – сбрасывает на меньшую переднюю звезду в последовательности 3-1.
  • Нижний левый рычаг – перекидывает на большую переднюю звездочку (1-3).
  • Верхняя правая рукоятка – перебрасывает на детали с меньшим количеством зубьев, расположенные сзади (1-7).
  • Нижний правый рычажок – передвигает заднюю рамку в сторону больших звезд (7-1).

Практика

Если аппарат распакован и собран, методика по регулировке тормозов выполнена, алгоритм, как переключать скорости на велосипеде Стелс, уяснен – можно ехать. При передвижении стоит грамотно выбирать передаточное отношение, исключая перекосы цепи:

  • Большая звезда. Используется при езде со склонов и отсутствии ветра. Кооперируется с задним набором 5, 6, 7.
  • Средняя звездочка. Юзается при старте, перемещении по ровной дороге и укатанной пересеченке. Взаимодействует с задним блоком 3,4,5.
  • Малая звезда. Задействуется при катании по склонам, грубой пересеченной местности, заболоченным участкам, вязкой грязи, песку, густой траве. Оптимально крутится с задними звездочками с первой по третью.

Настройка задней системы передач

Следующий этап – отрегулировать ход цепи по задним звездам. Чаще всего именно там наблюдаются проблемы, и не случайно: звезд больше, плюс натяжитель. Для начала аккуратно очищаем механизм от грязи.

Процесс настройки заднего переключателя:

  1. Проверка петуха и болтовых креплений.
  2. Регулировка ограничений по передачам, подтяжка тросика.
  3. Подбор оптимального натяжения цепи.

Согнутый петух требует обязательной замены. Одновременно проверяется, не разболтан ли переключатель.

Настройка ограничений по L и H:

  1. Ослабить оба винта.
  2. Перекинуть цепь на высшую (самую маленькую) звезду (спереди на максимум).
  3. Затягивать болт «H», пока направляющий ролик переключателя не совпадет со звездой в одной плоскости.
  4. Включить первую передачу (самую большую, а спереди – первую).
  5. Вращением винта «L» добиться совпадения ролика со звездой.
  6. Проверить точность переключения.
  7. Подтянуть или ослабить трос привода. Определяем по тому же принципу, как и с передним дерейлером.

Схема выставления крайнего ограничения по L

Передачи не переключаются быстро, ограничения выставлены правильно, а трос хорошо затянут? Тогда самое время поработать с натяжителем цепи. Находим специальные винты «A» и «B». Первый настраивает положение рамки относительно самой маленькой, а второй – самой большой звездочки.

Настройка проводится по принципу: переход на соответствующую передачу и затягивание винта. Вращением регулятора «A» увеличивается сила натяга за счет подъема рамки к высшей звездочке. Наоборот, винт «B» опускает ее к большой звездочке. Неправильно выставленное натяжение не дает возможности легко выбирать нужную передачу: слишком ослабленная цепь может повиснуть в пространстве между звездочками, а перетянутая разорваться из-за чрезмерного напряжения.

Периодическая регулировка переключателей скоростного велосипеда считается нормой. Она принесет неоценимую пользу во время, когда цепь и кассеты в исправном состоянии. Настройка системы переключения скоростей в сочетании с правилами использования при движении на велосипеде позволит значительно увеличить ресурс всех составных частей трансмиссии, а также использовать ее ресурсы по максимуму.

Операция №1: как отрегулировать задние скорости на велосипеде любого типа

Приступая к процессу наладки заднего переключателя, следует ознакомиться с его конфигурацией. Стандартный модуль имеет пять регулировочных элементов:

  • гайка, фиксирующая трос;
  • барабан натяжения троса;
  • ограничительный винт для самой низкой передачи (Low);
  • ограничительный винт для самой высокой передачи (High);
  • винт, регулирующий натяжение цепи.

Методика «как отрегулировать задние скорости на велосипеде» состоит из трех этапов.

Настройка ограничителей

Выполняется, как правило, один раз – при установке нового переключателя и с целью предотвратить цепь от соскакивания на крайних звездах кассеты. Последовательность действий такова:

  • спереди устанавливается самая большая звезда, сзади – самая маленькая;
  • высвобождается трос;
  • наладка выполняется вращением винта H по или против направления движения часовой стрелки (рамка дерейлера движется соответственно к спицам или к перу рамы) до момента, когда ролики с самой маленькой звездой кассеты будут лежать в одной плоскости;
  • после осуществляется натяжка и закрепление троса, перевод переключателя на самую большую звезду сзади и самую маленькую спереди;
  • вращением винта L добиваются аналогичного положения роликов по отношению к звездочке.

Регулировка качества переброса

Является ключевой операцией в процессе, как настроить задний ряд скоростей на велосипеде как шоссейного, так и горного типа. Технология процесса проста: спереди и сзади устанавливаются самые маленькие звездочки; вращением регулировочного барабана добиваются, чтобы переброс срабатывал четко и мгновенно:

  • при недостаточном натяжении троса переключатель плохо (медленно) переходит на низшие передачи (большие звездочки) – необходимо повернуть барабан против часовой стрелки;
  • при излишнем натяжении – дерейлер задерживается на прежней позиции (плохо переходит на верхние передачи – маленькие звездочки), издавая цокот (металлические лязги) при работе (барабан необходимо завернуть по часовой стрелке).

Регулировка натяжителя (высоты направляющего ролика или угла наклона цепи)

В технологии «как отрегулировать сзади скорости на велосипеде» данная наладка имеет целью при прочих равных условиях улучшить качество переключения скоростей.

Спереди устанавливается самая маленькая звездочка, сзади – самая большая. Вращая винт, направляющий ролик приближается или удаляется от звездочки. Задача – добиться зазора между роликом и звездочкой в 3-5 мм.

Принцип действия переключателей

С помощью ручки и манетки велосипедист включает необходимую скорость. В определенном положении ручки трос натягивается. В результате этого натяжения, рамка перебрасывается на звездочки большего размера, при ослаблении троса не перебрасывается на маленькие звездочки. Как уже было сказано выше, настройку велосипеда можно начинать с заднего переключателя. Порядок действий по регулировке заднего переключателя:

  • выбираем в переднем блоке вторую звезду, а в заднем самую маленькую и выставляем на них цепь переключателя;
  • в системе заднего переключателя на велосипеде имеются два болта, выполняющие функцию ограничителей. На одной стоит аббревиатура Н, а на другом — L. С помощью этих двух болтов регулируются высокие и низкие передачи на звездах. Если в процессе регулировки возникают какие-либо посторонние звуки, с помощью фиксатора от них можно избавиться;
  • проверьте натяжение троса и в том случае, если натяжение не соответствует необходимому, примените регулятор, расположенный на манетке;
  • Протестируйте качество переключения. Если переключение происходит плавно, посторонних звуков не слышно значит вы всё сделали правильно.

Правильное положение цепи

Главное правило положения цепи – ее параллельное расположение относительно плоскости звездочек, без перегибов и перекосов. Если сидя на велосипеде, посмотреть сверху на цепь в трансмиссии, то можно увидеть ее расположение:

  • Передняя и задняя части цепи лежат параллельно или под чуть заметным изгибом – это правильно выставленные скорости;
  • Между передней и задней частью цепи ощутим резкий изгиб – это перекос. Он будет виден при установке первой скорости спереди (левая манетка) и наивысшей сзади (правая манетка). Это неправильное соотношение, оно может повредить цепь и механизмы велосипеда.

Как исправить дефекты

Идеально работать переключатель скоростей и собственно велосипед  будет при новом (или не очень старым) тросе, с абсолютно целыми рубашками (и не пересохшими!) и не деформированными (или в малом объеме) звездами и цепью.

Если трос всего лишь растянулся, то нужно его будет просто подтянуть. Но если трос порвался, то без замены этого элемента не обойтись. Процесс замены троса не сложен, главное четко придерживаться рекомендаций специалистов:

  • раскрутить фиксационный винт троса, который располагается на перекидке;
  • вытянуть из рубашек трос;
  • если необходимо, то разобрать манетку и вытянуть трос из нее;
  • в специальный паз в манетке нужно вставить новый трос, причем, в паз должен войти именно металлический наконечник троса;
  • весь трос смазать специальной смазкой, жалеть расходный материал не нужно;
  • трос пропустить через рубашки;
  • на раме имеются специальные пазы, в которые заправляются рубашки;
  • на передке трос закрепить винтом.

При плохом переключении скоростей обратите внимание на возвратную пружину – она должна быть чистой и смазанной. Чтобы этого добиться, нужно всего лишь промыть пружину под проточной водой, полностью высушить и тщательно смазать

Если рамка заднего переключателя скоростей стоит криво, то это может означать только одно – петух погнулся. Если это не критично, то поправить петух можно руками – нужно взять в руку задний переключать, который закреплен на петухе, а другой рукой – придерживать раму. Медленно вытягиваем проблемный элемент трансмиссии (петух) до относительно ровной постановки.

Обратите внимание: такой «ремонт»  петуха является временным решением проблемы переключения скоростей. Дело в том, что петух – это расходный материал, который нужно вовремя менять, а не постоянно ремонтировать/вытягивать

В некоторых случаях владелец велосипеда обращает внимание на деформированный задний переключатель (передний крайне редко страдает при ударе) – его также можно вернуть в исходное положение с помощью рук. Но если задний переключатель деформирован слишком сильно, то его целесообразно заменить

Обратите внимание: выполнив специфические манипуляции по ремонту погнувшихся/деформированных деталей, не стоит слишком долго пользоваться велосипедом – это может закончиться падением, очередной поломкой в самые неподходящие моменты. А в некоторых случаях такая безалаберность может привести и к дорожно-транспортному происшествию!

Назначение переключателя скоростей

Переключать передачи во время движения необходимо для максимального комфорта и экономии энергии. Вы можете выбрать тот режим, который подходит к определенным условиям. Менять передачи необходимо в том случае, если:

  • Вы меняете трассу. Например, с ровного асфальта начинаете езду по бездорожью;
  • Вы изменяете характер езды. Если вы ускоряетесь или разгоняетесь, хотите плавно затормозить или не тратить много сил на подъем в гору, без переключателя скоростей на велосипеде не обойтись;
  • Вы поддерживаете определенный темп езды. Переключатель скоростей помогает поддерживать райдеру определенный скоростной режим. Особенно актуально это во время поездок на дальние дистанции, а также соревнований;
  • Вы катаетесь в сложных погодных условиях. Сильный встречный или попутный ветер, скользкая трасса – все это влияет на качество поездки на велосипеде;
  • Вы используете велосипед в качестве эффективных кардионагрузок. Для улучшения физической формы, можно использовать привычный велосипед в качестве тренажера. Вы будете затрачивать больше энергии во время тренировки, используя переключатель скоростей.

Переключатель скоростей, или же по другому названию дерайлер, появился в 1950 году благодаря итальянскому велосипедисту Туллио Кампаньоло. Механизм представляет собой систему звезд (передняя «система» и задняя «кассета»), на которые направляется цепь путем переключения передачи. Во время переключения цепь смещается в бок на нужную звездочку. Передняя система насчитывает обычно не более трех звезд. Кассета же – до 10 звездочек.

Переключение между передачами происходит, когда вы выбираете нужный скоростной режим с помощью ручки на руле. Она называется манетка. Обычно на руле есть две такие ручки, передняя и задняя. К манеткам подсоединены тросы, которые и осуществляют изменение типа езды на велосипеде.

Почему произвольно переключаются передачи

Причиной такого явления может быть состояние тросика, который проходит под кареткой рамы велосипеда. При педалировании, рама под нагрузкой изгибается в разные стороны. Эти деформации влияют на натяжение или ослабление тросика при каждом следующем обороте педалей.

При большом трении тросика на определенном участке происходят односторонние рывки — натяжение тросика, при котором он не возвращается назад во время противоположного движения педалей. Лучшее средство решить такую проблему — смазать тросик.

Если все-таки вышеперечисленные способы не могут помочь, то необходимо применять более решительные меры. Например, чтобы движения тросика сделать предсказуемыми и правильными можно устанавливать дополнительные ролики, по которым будет проходит тросик. Это поможет устранить проблему.

Шелдон Браун

Еще посмотреть на эту тему:

Заедание звеньев цепи велосипеда. Бывает, что вы при езде на велосипеде регулярно чувствуете, что педали проскакивают или делают рывки через каждые три или четыре оборота. Это говорит о том, что возможно, в цепи вашего велосипеда имеются звенья, которые зажаты и плохо сгибаются. Чаще всего это происходит…

Проскакивание цепи велосипеда. Проскакивание цепи вызывает одно из двух не связанных между собой явлений – непосредственно проскакивание и самопроизвольное переключение передач. Главное, чтобы решить проблему, необходимо определить, что именно происходит из двух случаев…

Шаг горного велосипеда. На горных велосипедах распространенным является привод на 24 передачи. Система с набором передних звезд 42,32 и 22 зуба и кассета со звездами на 11,13,15,17, 20, 23, 26 и 30 зубьев. Такую систему с кассетой в качестве примера и рассмотрим…

Переключение передач на велосипеде. 1. Вариант. Подбор звёзд трансмиссии при езде по грязи, песку, рыхлому грунту, высокой траве, камням и при подъёме на гору – использование самой маленькой передней звезды с самыми большими задними звёздами…

Выбор передачи на велосипеде. От опытных велосипедистов очень часто можно слышать советы как выбирать передачи на велосипеде, в зависимости от условий езды. Например, в городе рекомендуется выбирать соотношение 1,6. Откуда берется это число…

Регулировка переключателя ведущих звезд

Cо временем переброс цепи ухудшается, передачи плохо переключаются, а то и отказывают вовсе. Так как спереди звезд устанавливается немного, то не заметить неисправность просто невозможно.

Если проблема тугого перескока цепи или его отсутствия вызвана лишь расстроенным переключателем, то спасти положение вполне реально самостоятельно. Почему переключатель работает неправильно? К основным причинам относятся:

  • несовпадение шестеренки с плоскостями звезд;
  • плохое натяжение приводного троса;
  • переключатель закреплен неплотно.

Как показывает практика, эти проблемы не приходят по одной, поэтому настроить придется сразу все, а не только, допустим, натяжение троса.

На первом этапе протираем корпус устройства, а также звездочки и цепь от налипшей грязи и пыли. Проверяем болты крепления корпуса переключающего устройства, подтягиваем до упора по необходимости

Важно: настраивать разболтанный переключатель не имеет смысла!

Далее находим винты «L» и «H» – регуляторы положения манеточной шестеренки. Ослабляем их, но не выкручиваем полностью. Наша задача – подтянуть их таким образом, чтобы добиться совпадения шестерни с плоскостями крайних звезд.

Регулировка по L:

  1. Переключаем цепь в положение «1» спереди и «максимум» сзади. Если система работает совсем плохо, цепь устанавливается вручную.
  2. Затяжкой регулировочного винта добиться полного совпадения шестеренки манетки с плоскостью первой передней звезды. Отклонение до 1,5 мм некритично.
  3. Ослабить гайку крепления троса, немного подтянуть его.

Настройка переднего переключателя по H:

  1. Задать цепи обратное положение: «максимум» спереди, «1» – сзади. Для системы 3*8 это будет «3» и «1», соответственно.
  2. Подтягивать винт H до совпадения манетки с большой звездой.
  3. Подтянуть трос в этом положении.

Сверху вниз: болт закрепления троса, L и H-регуляторы

Когда выставлены ограничения, переброс цепи должен восстановиться

Если винты выставлены четко, а система работает неважно, пробуем подтянуть или ослабить трос. Как определить? Передачи туго идут от высшей к низшей – натянуть, наоборот – ослабить натяжение

Есть несколько простых рекомендаций:

Переключать передачи можно только во время движения велосипеда. В неподвижном состоянии манетка тоже сработает, но цепь положения не изменит. Затем, после начала движения, произойдет резкий скачок с одной звезды на другую. Это может привести к соскакиванию цепи или ее застреванию между звездочками.

Переключать скорости можно только при отсутствии нагрузки на педали. При подъеме вверх, преодолении неровностей или быстром вкручивании нагрузка максимальна, и скидывать передачи уже поздно. Об этом всегда нужно заботиться заранее. Например, если вы видите перед собой подъем, то переключиться нужно как минимум за несколько метров до него. В противном случае, механизм попросту может не сработать. Кроме того, появляется вероятность повреждения звезд и разрыва цепи. Однако, и на горе можно переключаться. Высококачественное оборудование позволяет это делать. Но как с дорогим качественным обвесом, так и с самым простым переключателем есть способ переключения на горе. Достаточно разогнать велосипед до появления инерции, потом ослабить нажатие на педали и, вращая педали, пока велосипед едет по инерции (или находится в точке равновесия), сменить передачу. В этом случае, переключение не вызовет сложностей.

По этой же причине на недорогих переключателях нельзя одновременно скидывать или поднимать передачу сразу на несколько значений. Это нужно делать поэтапно: щелчок -> перемещение цепи -> несколько оборотов педалей -> щелчок-> и так далее.  В случае, если вы пытаетесь перекинуть через несколько звезд, нужно будет удостовериться, что цепь заняла нужное положение и только после этого прилагать усилия.

Есть такое понятие, как запрещенные передачи. Переключая скорости во время катания, следите за тем, чтобы не было сильных перекосов цепи. Если спереди цепь находится на крайней внешней звезде, а сзади – на крайней внутренней (или наоборот), то, помимо вероятности соскальзывания цепи, возникает опасность её преждевременного износа и повреждения механизма.  Чем более параллельно она будет расположена по отношению к раме, тем лучше. Оптимальные сочетания переднего и заднего положения цепи можно обозначить так:

  • 3 — большая передняя – 4-8 задняя
  • 2 — средняя передняя – 3-6 задняя
  • 1 — малая передняя – 1-3 задняя.

Настройка ограничений и качества перескока цепи на переднем переключателе

Следующая часть настройки трансмиссии – это регулировка переднего переключателя. Работа включает в себя отладку точности ограничений хода цепи с помощью H и L-винтов, а также скорости перехода цепи при включении передач.

Если сзади правильно было начинать с ограничителя высоких передач, то здесь сперва настраивается положение ролика со стороны низших передач:

  1. Цепь переводится в положение «низшая спереди, высшая сзади».
  2. Отцепляется трос от переключателя.
  3. Вращением винта L достигается минимально возможное расстояние цепи от внутренней рамки.
  4. Трос одевается и натягивается барабанным регулятором.

Настройка правильного ограничения винтом H отличается от L-настройки обратным положением цепи на звездах (самая маленькая спереди и наибольшая сзади) и приближением цепи к внешней рамке переключателя.

Как регулировать точность и скорость срабатывания переднего дерейлера:

  1. Спереди включаем высшую передачу.
  2. Последовательно переводим на более низкие передачи.
  3. Подтягиваем трос, если цепь идет туго и медленно.
  4. Доходим до низшей звезды и переключаем в обратном порядке.
  5. Ослабляем натяжение поворотом барабана, если цепь не переходит к высшим передачам.

Подтягивание и ослабление троса барабанным регулятором

При настройке следует добиваться быстрого срабатывания переключателя на всех звездах. Изначальное положение цепи сзади: при проверке на недостаточное натяжение – самая маленькая, а на чрезмерное – самая большая звезда.

Вот по такому простому принципу отлаживаются передняя и задняя части трасмиссии. Качественные запчасти, такие, как shimano, редко нуждаются в регулировке и долго ходят после нее. В любом случае, исправить проблему разбалансировки вполне реально своими руками без похода в мастерскую.

Настройка переключателей в домашних условиях

А сейчас разберемся, как самому настроить скоростную систему. Переключатели на велосипедах с многозвездочной трансмиссией делятся на передние и задние. Последние наиболее уязвимы при катании в разнообразных дорожных условиях, риск их повреждения выше по сравнению с передними, а вот настройку надо проводить в самом начале. Очевидно, что задний переключатель обслуживает больше звезд, поэтому и настраивать его дольше.

Настройка заднего переключателя:

Для начала понадобятся винты L и H – они видны хорошо, искать не надо. Также присутствуют тросовый регулятор, натяжной и фиксирующий винты.

  1. При помощи H ролик выравнивается с маленькой задней звездочкой. Закручиванием винта L выставляем ролик на одну прямую с большой задней звездой.
  2. Выставить самую высокую скорость на манетке.
  3. Натянуть и зафиксировать трос при помощи болта-фиксатора.
  4. Большие передачи должны включаться без помех, в противном случае с помощью регулятора тросик немного ослабляется. Дополнительная натяжка понадобится, если передачи плохо сбрасываются.

Собственно, сама настройка произведена, осталось отрегулировать точность переключения. Особенно это касается систем с большим количеством звезд. Для этого цепь устанавливается на большую звезду сзади и маленькую – спереди. Подкручиванием натяжного винта добиваемся оптимального положения ролика – максимально близко от кассеты. То же самое надо проделать и наоборот: установить цепь на максимальную звезду спереди и минимальную – сзади. Ролик не должен тереться о кассету, просто располагаться рядом с ней.

Переключалка сзади: 1 – фиксатор, 2 – тросовый регулятор, 3 – натяжной болт, L, H – винты

Как правильно настроить переключатель спереди:

  1. Проверить крепление устройства.
  2. На минимальной скорости сбросить натяжение троса.
  3. Винтом L создать зазор между корпусом переключателя и цепью (1 мм).
  4. Закрепить трос регулировочным болтом.

Аналогичное следует проделать и с H-винтом. Должна быть выставлена максимальная скорость, а величина зазора с цепью не должна превышать одного миллиметра.

«Шимановский» переключатель передний

Настройка скоростей на обоих велосипедных переключателях проводится до тех пор, пока цепь не будет свободно перебрасываться с одной звезды на другую. Если она идет трудно, необходимо отрегулировать правильное положение троса с помощью настроечного болта.

После всех манипуляций проверяется вся система. Для этого надо прокатиться на велике и попробовать все рекомендуемые соотношения передач. Отметим, что на горных велосипедах регулировка трансмисии – это обычная периодическая процедура, и если вдруг передача пошла туго, не спешим делать выводы о поломке, а делаем то, что описано выше.

Не стоит думать, что качественная трансмиссия не нуждается в настройке системы переключения. Да, возможно, для комплектующих от shimano это надо будет делать реже, но рано или поздно все равно придется столкнуться.

На чтение 5 мин Просмотров 5.7к. Опубликовано 14.07.2018 Обновлено 03.11.2022

Обычная городская веломашина оснащена одной звездочкой спереди и одной – сзади. Одной передачи недостаточно для того, чтобы комфортно передвигаться по любому рельефу и держать правильную частоту вращения педалей. Данные недостатки устраняет многоскоростная трансмиссия, которой оснащены современные горные и шоссейные экземпляры. Правильно выбранное передаточное отношение позволяет проходить заболоченные, песчаные и прочие участки повышенной сложности, которые не по силам односкоростному «велику».

Содержание

  1. Формируем навык: как правильно переключать скорости на примере велосипеда Стелс с 21 передачей
  2. Практика
  3. Закрепляем знания или как правильно переключать передачи на любом горном велосипеде без вреда человеку и технике
  4. Коротко говоря

Формируем навык: как правильно переключать скорости на примере велосипеда Стелс с 21 передачей

как переключать скорости на велосипеде стелс

Грамотно переключится – это выбрать подходящий темп езды, при котором велосипедист будет расходовать минимальное количество сил. Насколько это действительно важно, понятно из следующих тезисов:

  • Оптимальная частота вращения шатунов гарантирует сохранность суставов.
  • Приемлемый каденс – залог эффективной работы мышц.
  • Образцово выбранная скорость способствует сохранению заложенного заводом ресурса компонентов.

Узнать и научиться, как правильно переключать передачи на горном велосипеде, можно лишь после освоения его скоростной конструкции. Итак, на любой модели Stels Navigator стоимостью до 30 000 рублей установлены:
как правильно переключать передачи на горном велосипеде

  • 3 звезды спереди и 7 звездочек сзади.
  • Манетки, расположенные на руле.
  • Тыльный и фронтальный переключатели, представляющие собой обычные металлические рамки, закрепленные на раме.
  • 2 троса, связывающие рулевые механизмы управления скоростями и рамные перебрасыватели.

Процесс регулирования положения цепи между звездами с помощью рамок и называется переключением. Осуществляется он посредством работы с шифтерами. Последние бывают двух видов: триггерные (с рычагами) и штифтерные (вращаются). Устанавливаются они на руль в двух экземплярах:

  1. Левый отвечает за работу передней трасмиссии.
  2. Правый передвигает задний перебрасыватель цепи.

На манетках нанесены цифры, отображающие номер текущей звезды. Звездочки нумеруются слева направо. Сам процесс переключения заключается в нажатии или вращении рычагов. При нажимании (триггерные shifters):

  • Верхний левый рычажок – сбрасывает на меньшую переднюю звезду в последовательности 3-1.
  • Нижний левый рычаг – перекидывает на большую переднюю звездочку (1-3).
  • Верхняя правая рукоятка – перебрасывает на детали с меньшим количеством зубьев, расположенные сзади (1-7).
  • Нижний правый рычажок – передвигает заднюю рамку в сторону больших звезд (7-1).

На штифтерных переключателях механизм выбора передачи подобный. Путем вращения трос либо ослабевает, либо натягивается, тягая за собой рамки.

Практика

Если аппарат распакован и собран, методика по регулировке тормозов выполнена, алгоритм, как переключать скорости на велосипеде Стелс, уяснен – можно ехать. При передвижении стоит грамотно выбирать передаточное отношение, исключая перекосы цепи:
как правильно переключать передачи на горном велосипеде

  • Большая звезда. Используется при езде со склонов и отсутствии ветра. Кооперируется с задним набором 5, 6, 7.
  • Средняя звездочка. Юзается при старте, перемещении по ровной дороге и укатанной пересеченке. Взаимодействует с задним блоком 3,4,5.
  • Малая звезда. Задействуется при катании по склонам, грубой пересеченной местности, заболоченным участкам, вязкой грязи, песку, густой траве. Оптимально крутится с задними звездочками с первой по третью.

Закрепляем знания или как правильно переключать передачи на любом горном велосипеде без вреда человеку и технике

Осведомленности о механизме переключения скоростей недостаточно для того, чтобы уверенно и безопасно эксплуатировать веломашину. Стоит еще ознакомиться с советами по этому поводу:

  • Перебрасывать цепь можно только в процессе движения. Если же положение рамок было изменено на стационарном велосипеде, необходимо прокрутить педали на холостом ходу (поднять заднее колесо).
  • Пользоваться трансмиссией только на ненагруженной цепке. Иными словами перемещать звенья цепной передачи исключительно при быстром вращении шатунов, но никак не на старте или под нагрузкой. Это чревато тем, что могут поломаться исполнительные механизмы и порваться цепь. Да и вовсе, при большом усилии на педалях велик риск вовсе не переключится при подаче соответствующей команды.
  • Не перебрасывать на несколько звезд сразу. Изменять положение рамок стоит только на один щелчок. В этом случае обеспечивается четкость работы трансмиссии.

О том, что необходимо избегать перекоса цепи, сказано немало. Почему это необходимо делать? Все просто: когда цепочка находится в положении, к примеру, большая звезда спереди и большая – сзади имеем явный износ, выражающийся в дополнительном протачивании гибких звеньев. Кстати, типичная ошибка драйверов, игнорирующих технологию, как правильно переключать передачи на скоростном горном велосипеде с 18 и большим количеством скоростей – использовать во всю задние звездочки, а спереди ставить только большую.
как переключать скорости на велосипеде Стелс

К сведению. Цепь необходимо мыть, скажем, минимойкой высокого давления и смазывать. Если она проскакивает на кассете – ее необходимо менять вместе с задними звездами.

Еще один важный аспект – выбирать скорость трансмиссии так, чтобы крутить педали было легко. Выверенный велотуристам оптимальный каденс равняется 80-90 об/мин. Для его измерения можно пользоваться велокомпьютерами, например, CatEye Strada Cadence. Во время покатушек обязательно пить. Именно эти два правила сохранят Вам коленные суставы.

Коротко говоря

  • Основная цель трансмиссии – обеспечить легкий ход педалей (80-90 об/мин) в любой дорожной ситуации.
  • Переключение осуществляется путем нажатия или вращения (триггерные или штифтерные манетки соответственно).
  • Выбранная передача отображается на механизме управления переключателями, расположенном на руле.
  • При передвижении по городу на 21 скоростном велосипеде оптимально использовать среднюю переднюю звезду и одну из трех задних: 3, 4, 5.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Велотренажер torneo amulet b 515 инструкция
  • Велосипед коляска kreiss инструкция по сборке
  • Велотренажер svensson body labs crossline bma инструкция
  • Велосипед капелла трехколесный с ручкой инструкция
  • Велотренажер proteus инструкция на русском языке