Рассказываем, как компании попадают в РНП и как этого избежать. Разбираем частые ситуации
Правила включения в реестр недобросовестных поставщиков
Закон обязывает заказчика включить участника в РНП, если тот уклоняется от заключения контракта или не исполняет свои обязательства. Это обязанность, а не право заказчика! И за неисполнение этой обязанности существует строгая ответственность.
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба. Это касается как включения, так и исключения из РНП информации о проштрафившемся поставщике. Вся информация общедоступна и размещена в ЕИС.
В конце статьи вы найдете список обязательной информации, которая нужна для включения участника закупки в РНП.
В конце статьи есть шпаргалка
Документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в контролирующий орган для принятия решения.
И только после рассмотрения материалов ФАС принимает решение и включает или не включает информацию о поставщике в реестр.
Случаи, когда следует подавать информацию в РПН
Ситуация 1. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен с кем-то из следующих участников
Победитель торгов уклоняется от заключения контракта. Если в этом случае есть иные претенденты (второй и последующие участники), то с кем-то из них и будет заключен контракт. Действия заказчика: направить в ФАС обращение о включении информации об уклонившемся участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в день размещения в ЕИС протокола об уклонении.
Ситуация 2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта
От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в день размещения в ЕИС протокола об уклонении направляет в ФАС обращение о включении информации об этом участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Ситуация 3. Заказчик расторгает действующий контракт в одностороннем порядке
Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен направить обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Ситуация 4. Заказчик расторгает действующий контракт в судебном порядке
В этом случае заказчик должен подать информацию в ФАС не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления ему решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.
Ситуация 5. Поставщик расторгает действующий контракт в одностороннем порядке
Если так произошло, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от контракта, направляет обращение о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков. Порядок обращения регламентирует п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона № 44-ФЗ.
Условия подачи и проверки документов
Если проводится открытая электронная процедура, то заказчик формирует, подписывает и направляет обращение только с использованием функционала ЕИС. Для этого необходимо сформировать в системе обращение по форме приложения № 1 с учетом некоторых особенностей. Приложите к нему необходимые документы, их перечень находится в п. 8 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078.
Далее следует подписать документы электронной подписью уполномоченного лица. Обращение направляется в контрольный орган автоматически не позднее часа с момента его подписания.
Обращение не будет направлено, если оно сформировано с нарушениями пп. 4–7 Правил № 1078. Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.
Если же проводится закрытая процедура, то обращение направляется в орган контроля на бумажном носителе в одном экземпляре и при наличии технической возможности — на съемном машинном носителе информации.
Если обращение на бумажном и съемном машинном носителях, в них должна быть одна и та же информация. Обращение на бумаге подписывается лицом, имеющим право действовать от имени заказчика.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Документы и информация для включения в РНП
В реестр вносится следующая информация об участниках закупок, поставщиках:
- Полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица или Ф.И.О., если участник закупки — физическое лицо или ИП.
- Ф.И.О., ИНН членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа.
- Наименования, Ф.И.О., ИНН:
- участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица — участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя);
- учредителей унитарного юридического лица.
4. Номер реестровой записи в едином реестре участников закупок (при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур).
5. Идентификационный код закупки.
6. Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
Не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, ФАС рассматривает обращение, проводит проверку фактов уклонения участника закупки от заключения контракта или фактов о расторжении контракта по решению суда, или фактов об одностороннем отказе заказчика в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта. Также антимонопольный орган проводит внеплановую проверку в порядке ч. 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
Обратите внимание: заказчик, участник закупки или поставщик вправе участвовать в заседании комиссии.
При этом заказчик вправе представлять на заседание комиссии информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты, например, существенного нарушения поставщиком условий контракта.
Участник закупки или поставщик также вправе представлять любую информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие недобросовестности при заключении или исполнении контракта.
Отказ от включения информации о поставщике в РНП
Если участника признали уклонившимся от заключения контракта, ФАС все же может принять решение об отказе во включении информации об участнике закупки. Но при этом должны быть выявлены:
- нарушения заказчиком установленных законодательством требований, например, к определению участника, с которым заключается контракт; к направлению участнику проекта контракта и пр.;
- отсутствие у участника намерения уклониться от заключения контракта.
Исключение информации из реестра недобросовестных поставщиков
Информация о поставщике автоматически исключается из реестра по истечении двух лет со дня, следующего за датой, когда такая информация должна быть размещена в реестре.
Сведения могут быть исключены раньше, если:
- ФАС получит решение суда о признании недействительным решения органа контроля о включении информации об участнике закупки или поставщике в реестр или признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
- станет известно, что на момент признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта лица, указанные в п. 2 и 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, никак не влияли на деятельность поставщика, например были уволены ранее.
Основные положения, связанные с РНП:
- Сведения, содержащиеся в РНП, должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
- Реестр ведется в электронном виде при помощи формирования или изменения реестровых записей.
- Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, или о поставщике, с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП можно обжаловать в судебном порядке в течение трех месяцев с момента, как заявителю стало известно о нарушении его прав (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
- Заказчики вправе предусматривать в извещении требование об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
- По Закону № 44-ФЗ заказчик обязан указать требование о том, чтобы о поставщике не было информации в РНП, включенной туда в связи с отказом исполнять контракт из-за того, что к заказчику применены политические или экономические санкции иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ, российских граждан или юридических лиц (пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571).
- Если заказчик вовремя не направил или направил недостоверную информацию для включения в реестр недобросовестных поставщиков, то для должностного лица предусмотрен штраф 20 000 руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).
Советуем придерживаться установленного алгоритма участия в закупках, а также условий контракта, чтобы не оказаться в РНП. Если все же это произошло, вы можете попытаться защитить свои права.
Даже если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ, он сможет участвовать в процедурах по Закону № 223-ФЗ, если заказчик не установил запрет, а также в коммерческих закупках.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Список обязательной информации об участнике закупки для внесения в РНП
712.2 КБ
На чтение 13 мин Просмотров 5.4к. Обновлено
В этой статье объясняем все причины, по которым вы можете вносить данные в РНП по новыми правилам, вступившим в силу с 1 июля.
Содержание
- Измения в порядке внесения сведений в РНП с 1 июля
- В каких случаях можно направить сведения в РНП?
- Как подготовить и направить в ФАС обращение и документы для внесения в РНП?
- Сроки внесения сведений в РНП
- Когда контрольные органы включат или откажут во включении в РНП?
- Последствия включения в РНП или отказа от включения
Измения в порядке внесения сведений в РНП с 1 июля
С 1 июля 2021 года в процесс внесения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков («РНП») были внесены изменения в соответствии с Федеральным законом № 539-ФЗ от 30 декабря 2020 года.
Справочник изменений в порядке внесения сведений в РНП
Новые правила РНП вступили с 1 июля.
Правительство утвердило формат и порядок передачи данных РНП в соответствии с постановлении от 30.06.2021 № 1078.
Новая процедура для постановления Правительства от 30.06.2021 № 1078 года включает в себя типовую документацию, содержащию информацию, которую получатель отправляет в РНП. А также, эта информация отправляется оператору РНП.
В каких случаях можно направить сведения в РНП?
Информацию и документы контрольному органу для включения сведений в РНП можно направить по одному из трех оснований:
Основание 1. Победитель или единственный участник уклонился от заключения контракта.
Основание 2. Контрагент нарушил условия контракта, в связи с чем заказчик расторг контракт по решению суда.
Основание 3. Контрагент нарушил условия контракта, в связи с чем заказчик расторг контракт в одностороннем порядке.
Смотрите образцы, которые пригодятся по каждому основанию, чтобы направить сведения в ФАС:
1. Протокол о признании участника уклонившимся
2. Исковое заявление о расторжении контракта
3. Решение об одностороннем отказе
Заказчики обязаны предоставлять информацию РНП о злонамеренных поставщиках. Если заказчик не выполнит это обязательство или не уложится в срок, комиссия оштрафует на 20 000 рублей. Такой же штраф применяется к клиентам, которые предоставляют ложную информацию (Кодекс об административных правонарушениях, часть 2, статья 7.31).
Информация должна быть предоставлена в бумажном или электронном виде. Формат заявки зависит от процедуры. В случае электронных закупок рабочие процессы между участниками, ФАС и местными органами власти осуществляются в электронном виде через ЕИС. В соответствии с постановлением Правительства от 30.06.2021 года данное решение вступает в силу с 1 апреля 2022 года.
Вы должны заполнить заявку, чтобы предоставить информацию в орган по сертификации.
Можно ли отправить информацию в ФАС, если заявка не заполнена?
Нет, вам не нужно предоставлять информацию об участниках ФАС, потому что данные могут быть недостоверны. В этом случае участник торгов может отклонить заявку на любом этапе процесса закупки. (ст. 31.9 и 104.2 44-ФЗ)
Есть ли возможность отклонить предложение об участии в конкурсе индивидуальных предпринимателей, внесенных в РНП в качестве учредителей юридической фирмы?
Да, предложение может быть отклонено. Не имеет значения, являетесь ли вы зарегистрированным поставщиком недорогих услуг, например, основателем юридической фирмы или независимым предпринимателем. Об этом говорится в решении Верховного суда в определении от 18.04.2017 № 307-КГ17-3978.
Должен ли РНП иметь доступ к информации о естественной монополии, отказавшейся подписать контракт?
Нет, не должно. РНП не включает информацию о поставщике, который отказался от контракта без проведения торгов в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Единственным исключением является ситуация, когда заказчик заключает договор с одним поставщиком на основании последствий обязательства о недопущении конкуренции (статьи 104.2 и 5 Закона 44-ФЗ).
Нужно ли мне отправлять информацию о поставщиках, которые не выполняют свои контракты в соответствии со статьей 93.1.4 Особых условий?
Да. В Законе № 44-ФЗ нет исключений для отдельных поставщиков, контракты которых были расторгнуты в одностороннем порядке или по решению суда. Этот вывод основан на статьях 95 и 104 Закона 44-ФЗ.
Должны ли тендерные документы включать информацию о претендентах, которым был предложен контракт, но которые его не получили, потому что они не соответствуют требованиям?
Нет, тендерный документ должен содержать информацию о поставщике, который не получил контракт. Это определение не включает исключение или отказ от контрактов с победителем торгов. Этот вывод основан на статьях 31.9 и 104.2 Закона 44-ФЗ.
Если участник торгов не вернет аннулированный контракт, контракт будет недействителен?
ФАС оставляет за собой право приостановить действия в связи с заключением контракта, потребовав от заинтересованных сторон приостановить действие контракта. В этом случае срок заключения договора будет продлен до истечения срока разрешения претензии (ч. 7 ст. 106 Закона № 44-ФЗ) Например, срок заключения контракта истек на момент подачи заявки в ФАС, заявитель не превышает 10-дневный срок заключения контракта, но контракт аннулируется.
Как подготовить и направить в ФАС обращение и документы для внесения в РНП?
Чтобы получить бесплатную консультацию юриста, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
В таблице собрана информация, в какой орган заказчики направляют сведения о включении в РНП:
№ | Заказчик | Орган |
1. | Все заказчики, за исключением заказчиков из пунктов 2, 3 и 4 | Территориальный орган |
2. | Федеральный суд, за исключением федеральных судов из пунктов 3 и 4 | Территориальный орган, который координирует деятельность остальных органов в федеральном округе |
3. | Заказчики при проведении закупок по ГОЗ с НМЦК или максимальным значением цены контракта менее 300 млн руб. | Территориальный орган, который координирует деятельность остальных органов в федеральном округе (кроме центрального федерального округа) |
4. | — Заказчики центрального федерального округа при проведении закупок по ГОЗ — Заказчики при проведении закупок по ГОЗ с НМЦК или максимальным значением цены контракта менее 300 млн руб. — Заказчики с НМЦК или максимальным значением цены контракта 1 млрд руб. и более — Администрация Президента; — Аппарат Государственной думы; — Аппарат Совета Федерации ; — Счетная палата; — Конституционный суд; — Верховный суд; — Судебный департамент при Верховном суде; — Федеральный суд апелляционной, кассационной и надзорной инстанций; — Федеральный суд, расположенный в центре федерального округа; — Генеральная прокуратура; — Центральный аппарат федерального органа исполнительной власти; — Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства |
Центральный аппарат |
Формат заявления будет определен законодателем, постановлением № 1078 от 30 июня 2021 года.
Содержание обращения и документы, которые необходимо к нему приложить, зависят от причины направления сведений в реестр. Смотрите в специальных чек-листах, какие данные указать в обращении и какие документы необходимо к нему приложить.
Контрольный список : если включаете участника, который уклонился от заключения контракта

Этот протокол автоматически применяется приложением при использовании подписей ЕИС.
Контрольный список: серьезное нарушение контракта, ведущее к расторжению договора в суде
Контрольный список: одностороннее расторжение договора из-за серьезного нарушения контракта
Решение об одностороннем отказе будет прилагаться к обращению автоматически в случае его размещения в ЕИС.
Сроки внесения сведений в РНП
В течение трех рабочих дней после получения информации о том, что участник торгов не выполнил свои обязательства или срок контракта истек, клиент должен запросить публикацию соглашения. Срок установлен в части 4 статьи 104 Закона № 44-ФЗ.
Если заявка не содержит необходимых документов, менеджер уведомит заявителя в течение одного рабочего дня о том, что заявка не соответствует требованиям и что документы необходимо подать. Это уведомление необходимо отправить через систему ЕИС в течение 1 часа.
Форма уведомления уточнена в постановлении Правительства от 30.06.2021 № 1078.
Уведомление о несоответствии обращения о включении информации в РНП
Заказчик должен отправить недостающий документ в течение 2 рабочих дней с момента получения уведомления.
Вся информация или документация, предоставленная вами, будут рассмотрены сотрудниками ФАС в течение 5 рабочих дней с момента получения вашего уведомления. Компетентный орган должен изучить информацию и документацию, чтобы определить, действовал ли поставщик по закону и должна ли эта информация быть включена в РНП. При обнаружении мошенничества ФАС фиксирует информацию и отправляет решение заказчикам и поставщикам в течение 3 рабочих дней.
Если ФАС не регистрирует информацию о злоумышленнике в течение указанного срока, ФАС может передать дело в прокуратуру.
Прокуратура является органом, регулирующим применение закона (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1).
Если в реестре обнаруживается техническая ошибка, надзорный орган исправляет запись в реестре в течение 3 рабочих дней.
Закупающие органы и участники государственных контрактов могут направлять в гос. органы бумажные жалобы для исправления технических ошибок. Инспектор зарегистрирует полученную жалобу и рассмотрит информацию в течение 5 рабочих дней. Если в результате подачи жалобы будет обнаружена ошибка, гос. орган зарегистрирует исправление в течение 3 рабочих дней и уведомит заявителя о том, что ошибка исправлена.
Форма заявления и уведомления об исправлении технических ошибок была установлена законодателями в соответствии с постановлении Правительства от 30.06.2021 № 1078.
Обращение об исправлении технической ошибки в РНП
Уведомление об исправлении технической ошибки в РНП
Соответствующая информация будет автоматически удалена из РНП через два года после того, как надзорному органу будет предложено зарегистрировать соответствующую информацию.
Информация сначала удаляется из РНП, если:
- Есть решение суда, отменяющее надзорное решение о включении участников в РНП;
- Нарушение договора участниками считается незаконным;
- Нет никаких доказательств того, что участники имеют какое-либо влияние на деятельность корпорации.
Чтобы предварительно исключить данные из РНП, заказчик или поставщик может подать в заявку, к которой необходимо приложить следующую информацию:
- Решение суда о признании недействительным отказа от исполнения договора или его копии;
- Информация, подтверждающая, что никто не может повлиять на другую сторону (например, информация о том, что участник не владеет акциями или не владеет 25% или более акций).
Если заявка подана из-за недействительности одностороннего освобождения от налогов, надзорный орган оценит само заявление и удалит данные участника из РНП в течение 5 рабочих дней.
Обращение об исключении информации из РНП
Когда контрольные органы включат или откажут во включении в РНП?
Руководящий орган может снять подрядчика с регистрации, если будет доказано, что поставщик непреднамеренно нарушил условия.
Чтобы получить бесплатную консультацию юриста, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Включат в РНП
Решение суда/ФАС | Аргументы суда/ФАС | Комментарий эксперта |
Участника закупки, который предоставил ненадлежащую банковскую гарантию по вине третьих лиц, включат в РНП | Победитель закупки в качестве обеспечения заявки предоставил банковскую гарантию. При проверке было установлено, что гарантия отсутствует в реестре банковских гарантий. Организация пояснила, что оформляла гарантию через посредника. Однако антимонопольный орган такие доводы признал несостоятельными ввиду того, что организации, которые занимаются предпринимательской деятельностью, свободны в выборе контрагента по сделке. Приняв решение участвовать в закупке, участник должен осознавать все связанные с таким участием риски, в том числе ответственность за подлинность представляемых заказчику документов, их соответствие действующему законодательству | Чтобы избежать включения в РНП, участнику необходимо доказать, что он принял достаточные меры для проверки надлежащего оформления и подлинности полученной от посредника банковской гарантии |
Победителя закупки, который не подписал вовремя контракт из-за поломки ЭЦП, внесут в РНП | Позиция суда основана на недобросовестном поведении победителя закупки, а именно:победитель не проявил должную осмотрительность. Об обязанности подписать и обеспечить контракт победитель знал в день итогов закупки, но откладывал заключение контракта до последнего момента;не доказал, что по независящим от него причинам не мог выполнить обязанность;не обеспечил исполнение контракта;представил накладную о закупке товара только в суд, но не в контрольный орган.Такое поведение суд расценил как недобросовестное и внес сведения о победителе закупки в РНП | Чтобы избежать включения в РНП, победитель должен доказать, что проявил должную осмотрительность. Должная осмотрительность – это, например, оставлять запас по времени, чтобы успеть обеспечить и подписать контракт, а не откладывать все на последний день |
Откажут во включении в РНП
Решение суда/ФАС | Аргументы суда/ФАС | Комментарий эксперта |
Нельзя включать исполнителя в РНП без вызова на заседание комиссии | Суд признал решение УФАС о включении исполнителя в РНП незаконным: о времени и месте заседания комиссии исполнителя не известили, что не позволило антимонопольному органу принять объективное решение с учетом всех обстоятельств | Нельзя рассматривать дело в отсутствие исполнителя, если невозможно сделать однозначный вывод о наличии в его действиях недобросовестности и уклонения от исполнения контракта |
Участника, который не заключил вовремя контракт из-за поломки электронной подписи, могут не включить в РНП | Суд, изучив все документы, сделал вывод, что намерений уклониться от заключения контракта у победителя не было, поэтому включать в РНП его в данном случае нельзя | Участника могут включить в РНП из-за неисправности ЭП, если он не докажет, что принял надлежащие меры для своевременного получения новой электронной подписи и у него не было намерения уклониться от заключения контракта |
Участника не включат в РНП, если заказчик нарушит процедуру расторжения контракта | ФАС не включила сведения в РНП, потому что заказчик нарушил процедуру расторжения контракта | Даже если заказчик вовремя разместил решение об одностороннем расторжении в ЕИС, но уведомил контрагента с опозданием, ФАС не включит сведения о таком исполнителе в РНП |
Сведения о победителе не включат в РНП, если заказчик не учел все замечания по протоколу разногласий | Если заказчик дорабатывает контракт, но без объективных причин учитывает не все ошибки, победитель закупки может не подписывать такой контракт. ФАС и суды поддержат сторону добросовестного победителя, а заказчика признают нарушившим часть 5 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ | Заказчик должен доработать проект контракта с учетом всех разногласий победителя либо мотивированно отказать в их принятии. Игнорировать одно из замечаний нельзя (ч. 5 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ) |
Последствия включения в РНП или отказа от включения
Какие будут последствия для заказчика, если контрагента включили в РНП?
Включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в ходе исполнения контракта не является основанием для одностороннего отказа от его исполнения со стороны заказчика.
Нахождение в РНП не означает, что ваш контракт будет расторгнут.
Поставщик, однажды включенный в РНП и имеющий контракт, не может в одностороннем порядке отменить этот контракт. Даже если поставщик включен в РНП на момент подписания контракта, это не влияет на права и обязанности, вытекающие из контракта, который уже был подписан и выполнен. Об этом говорится в решении Верховного суда № 310-ЕС21-7923 от 3 июня 2021 года и письме ФАС № AC / 4048 3/15 от 6 августа 2015 года.
Какие будут последствия для заказчика, если контрагента отказались включать в РНП?
Правительство может отказать в включении участников или поставщиков в РНП, если оно определит, что:
- Есть нарушения требований Закона № 44-ФЗ. В таких случаях могут быть наложены штрафы.
- Участники, поставщики, подрядчики и исполнители невиновны.
Эти последствия могут возникнуть, если регулирующий орган откажется публиковать в соответствии с правилами, поскольку не было односторонней причины для прекращения (Письмо ФАС № IA / 18794/19, 12.03.2019).
- Производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 7.32 (6) КОап.;
- Передайте файл во внутреннее агентство по управлению государственными финансами (местное самоуправление).
Имеют ли закупающие органы право отстранять участников, которые обманным путем участвовали в процессе РНП?
Нет, не могут. Даже если вам незаконно разрешено участвовать, это не мешает вам участвовать в конкурсе. Этот вывод был подтвержден Верховным судом в решении от 8 апреля 2021 года (№ 301-ЕС21-12177).
Аукционная комиссия признала, что вторая часть заявки участника не соответствовала требованиям к документации, поскольку участник был в РНП во время аукциона. Однако участник предоставил суду информацию, согласно которой участие его организации в РНП является незаконным. Суд вынес решение в пользу победителя аукциона и признал аукцион недействительным.
Как вам статья?
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Готовые решения. Вопросы применения ст. 104
1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также — реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:
а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица — участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
б) учредителей унитарного юридического лица;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) номер реестровой записи в едином реестре участников закупок (при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур);
(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) идентификационный код закупки. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, не размещается на официальном сайте;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
4. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5 — 6. Утратили силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 539-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания должны в том числе предусматривать отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
(в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе), содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Направлять обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков сейчас необходимо с помощью ЕИС.
Алгоритм действий заказчика:
-
Сформируйте обращение в контрольный орган. Формирование информации об участнике закупки происходит автоматически.
-
Выберите контрольный орган вручную по ИНН или по наименованию.
-
При расторжении контракта в одностороннем порядке сформировать обращение о включении участника закупки или исполнителя по контракту в РНП можно из реестра контрактов. Раздел “Информация о расторжении контракта”.
-
ЕИС автоматически переводит обращение в реестр обращений контрольного органа. Выберите тип обращения: расторжение по решению суда или расторжение контракта в одностороннем порядке.
-
Вручную укажите реестровый номер контракта и приложите скан-копию решения суда или решение об одностороннем отказе от контракта.
-
После заполнения всех блоков в обращении направьте сведения в контрольный орган, нажав “Завершить формирование обращения”.
Если принято решение о включении сведений в РНП, то в реестровую запись автоматически добавляются данные из обращения.
Основные положения порядка обращения и рассмотрения сведений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 утверждены «Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».
Настоящее постановление вступило в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных положений, в частности, положений о взаимодействии органа контроля, заказчика, участника закупки при помощи функционала ЕИС, которые вступят в силу с 01.04.2022.
Важно:
Хоть с июля и вступило в силу, но до сих пор обращения возвращаются, с первого раза не принимаются и не рассматриваются, а также допускаются нарушения при осуществлении процедуры одностороннего отказа.
В связи с чем в УФАС попадают обращения
-если участник закупки уклонился от заключения контракта;
-если контракт расторгнут по решению суда;
-если расторгнут по одностороннему отказу в связи с существенным нарушением условий поставщиком.
По уклонению
Изменения в порядок заключения контракта, регулируются статьей 51 Закона о контрактной системе.
Что важно по РНП:
сроки направления
дан один рабочий день после дня истечения срока выполнения участником закупки требований, т.е. действий для подписания и размещения проекта контракта с необходимыми документами
т.е. получаем уведомление об уклонении участника, либо видим, что чего-то не хватает, формируем протокол, сразу формируем и направляем обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей.
Обращаем внимание
Есть еще статья 104 44-ФЗ, согласно которой направление в ФАС обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта.
В целях избегания сомнений, вопросов, рекомендация использовать срок, который будет являться соблюдением обеих норм – укладываться в направление в 1 рабочий день
По расторжению:
Изменения в 44-ФЗ:
функционал должен позволять формировать, подписывать решение об отказе с использованием единой информационной системы
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Поступление решения об одностороннем отказе в ЕИС (то есть дата размещения) считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из этого следует, не будет проблем с высчитыванием даты надлежащего уведомления, она есть.
Решение вступает в силу через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (то есть дата размещения), дата расторжения контракта – 10 дней с даты размещения
Однако, до 01.07.2022 данные положения не применяются, опираемся на ФЗ о внесении изменений в 44-ФЗ.
То есть пока что:
в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик направляет/ передает такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю):
Как?
— решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте.
Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная в расписке о получении решения (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью; либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения(в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Т.е. если не расписка, то предполагается направление заказным письмом по адресу поставщика из контракта.
Как направили решение, так и разместили в ЕИС (в соответствии с нормой: не позднее дня направления решения размещаем в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта;
Решение вступает в силу и контракт считается расторгнутым также через десять дней с даты надлежащего уведомления.
Проблемы при расчете:
Принцип – найти две даты – дату надлежащего уведомления и дату расторжения
с даты надлежащего уведомления считаем 10 дней получаем дату расторжения
— если отдали под расписку начинаем считать 10 дней с той даты, что в расписке, посчитали 10 дней, 11-й день дата расторжения;
— если отправили заказным письмом начинаем считать с даты получения подтверждения о вручении заказного письма (получить подтверждение можно, например, получить квиточек-уведомление, получить подтверждение по системе отслеживания отправлений);
со дня, когда стало известно, что письмо получено (либо по адресу отсутствует, либо письмо возвращено), начинаем считать 10 дней, 11-й день дата расторжения;
— параллельно текут 15 дней с даты размещения – если ничего не получаем в течение 15 дней считая с даты размещения, проверяем: берем дату размещения решения в ЕИС, отсчитываем 15 дней, 16-й – дата надлежащего уведомления
с 16-го дня отсчитываем 10 дней для расчета даты расторжения, 11-й день –дата расторжения.
В день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
То есть день в день!
Та же ситуация с несостыковкой по статье 104, согласно которой направление в ФАС обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта.
Принцип такой же, что и по уклонению.
До устранения несоответствий в целях избегания сомнений, вопросов, рекомендация использовать срок, который будет являться соблюдением обеих норм – укладываться в направление день в день
Расчет сроков в большую, меньшую сторону может повлечь признание прав поставщика нарушенными, признания нарушения порядка одностороннего отказа от контракта, нарушения сроков направления в ФАС
(см. ч. 6 ст. 7.32 – 50 000 руб., ч. 2 ст. 7.31 – 20 000 руб.)
Зачастую заказчикам необходимо включение участника в РНП для возможности заключения контракта. При этом одним из оснований невключения являются нарушения:
По уклонению:
нарушение требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
По расторжению:
нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
(Постановление Правительства № 1078)
Помимо прочего, в рамках рассмотрения обращения о включении в РНП проводится внеплановая проверка, анализируется процедура, действия субъектов контроля. По результатам рассмотрения ФАС может установить нарушения на любом этапе проведения закупки, может выдать (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По самому обращению:
Новые правила формирования РНП предусматривают направление обращения в соответствии с установленной формой: в нв по электронным процедурам в привычной форме на бумажном носителе до 01.04.2022. То есть заказчики самостоятельно берут форму, заполняют ее соответствующими сведениями.
Обратить внимание:
Предусмотрена обязанность для ФАС вернуть обращение при несоответствии его установленным требованиям. Возврат сейчас возможен до сих пор в связи с направлением не по форме, в связи с отсутствием сведений, приложенных документов, в особенности часто отсутствуют в форме сведения по подпункту «г» пункта 7 Постановления № 1078:
г) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщиков (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, или лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), также указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица).
Лица, подлежащие указанию, их ИНН, нам известны, указаны в выписке из ЕГРЮЛ: директор, генеральный директор, имеющие отношение к уклонению, заключению, исполнению контракта.
После возврата обращения заказчик не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения уведомления, предусмотренного подпунктом «д» настоящего пункта, направляет в орган контроля информацию и документы, которые явились основанием для направления такого уведомления
Непредставление повторно – ответственность!
С 01.04.2022 предусмотрено формирование обращения с использованием ЕИС при проведении электронных процедур. Предусмотрено, что обращение в ФАС будет формироваться заказчиком с использованием единой информационной системы одновременно с формированием с использованием единой информационной системы протокола о признании такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Почти вся информация вбивается, прилагается автоматически, после подписания направляется в ФАС, если все сведения есть и все корректно.
Круг оснований для возврата обращения сужается – это отсутствие документов – решения суда либо решения об одностороннем отказе.
С использованием ЕИС будет отправляться уведомление о принятии обращения и проведении по нему внеплановой проверки заказчику, участнику закупки.