СОГЛАСОВАНО Председатель Профкома ГАУСО РЦДПОВ «Радость» («Шатлык») ______________Р.Х. Гиниятуллина |
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГАУСО РЦДПОВ «Радость» («Шатлык») _____________ З.Д. Ганеева «___» __________ 20____ года |
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Воспитателя
- Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность воспитателя.
1.2. Должность воспитателя относится к категории педагогического персонала.
1.3. Воспитатель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора центра в соответствии с действующим законодательством РФ.
1.4. Требования к образованию и обучению работника:
— Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»
— Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
1.5. Воспитатель подчиняется непосредственно директору учреждения и зав. отделением социальной адаптации.
Воспитатель должен знать:
— Конституцию Российской Федерации и Республики Татарстан;
— Декларацию прав человека.
-.Конвенцию о правах ребенка.
— Основные международные документы о социальной политике в отношении детей, в том числе детей-инвалидов.
— Законодательство в области социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны труда, медицинского страхования.
— Приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
— Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
— Психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков;
— Возрастную физиологию;
— Методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
— Педагогическую этику;
— Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;
— Методы управления образовательными системами;
— Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного и развивающего обучения;
— Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— Правила внутреннего трудового распорядка учреждения;
— Правила по охране труда и пожарной безопасности.
Воспитатель должен уметь:
— Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
— Объективно оценивать знания получателей социальных услуг на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
— Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
— Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.
— Организовывать различные виды деятельности: игровую, познавательную художественно-продуктивную, культурно-досуговую.
— Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
— Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
— Управлять группами с целью вовлечения получателей социальных услуг в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
— Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.
— Защищать достоинство и интересы получателей социальных услуг, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
— Владеть методами организации экскурсий, походов и т.п.
— Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
— Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
— Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
— Понимать документацию специалистов (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и т.д.).
2. ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИЯ
2.1.Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса.
2.2.Воспитательная деятельность.
2.3.Развивающая деятельность.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в учреждении;
3.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;
3.3. Осуществляет изучение личности ребенка, его склонностей, интересов, содействует росту познавательной мотивации, формированию компетентностей;
3.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка;
3.5. Способствует развитию общения детей;
3.6. Помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, родителями (лицами, их заменяющими);
3.7. Осуществляет помощь детям в образовательной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
3.8. Совершенствует жизнедеятельность коллектива детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными интересами;
3.9. Соблюдает права и свободы детей, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период прохождения реабилитации в учреждении;
3.10. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием детей;
3.11. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой детей;
3.12. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни;
3.13. Работает в тесном контакте с другими педагогическими работниками учреждения, родителями (лицами, их заменяющими);
3.14. На основе изучения индивидуальных особенностей, планирует и проводит с детьми с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающую работу (групповую, индивидуальную );
3.15. Координирует деятельность младшего воспитателя, няни;
3.16. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);
3.17. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса;
3.18. Обеспечивает охрану жизни и здоровья получателей социальных услуг во время прохождения реабилитации;
3.19. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
4. ПРАВА
Воспитатель имеет право:
4.1. Участвовать в управлении учреждения, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
4.2. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной учреждением, методы оценки знаний получателей социальных услуг;
4.3. Представлять на рассмотрение заведующего отделением предложения по вопросам своей деятельности;
4.4. Получать от заведующей отделением информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
4.5. Требовать от заведующего отделением оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;
4.6. Повышать свою профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.
4.7. Воспитатель также имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, и получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Воспитатель несет ответственность:
5.1. За жизнь и здоровье детей во время проведения воспитательно-образовательного процесса.
5.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За конфиденциальность, полученную при обследовании материалов и сведений, необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком.
5.4. За реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с планом и графиком.
5.5. За нарушение прав и свобод ребенка;
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
- За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов учреждения и законных распоряжений руководства.
5.8. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.9. За несоблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Последнее обновление: 30 апреля 2021 г., 09:21
Страница обновлена 20.12.2018
ГПОУ ЯО Ростовский педагогический колледж
Утверждаю: Директор ГПОУ ЯО Ростовского педагогического колледжа ___________Ромашёва Т.В. «___»_______20___г. |
Должностная инструкция социального педагога
- Общие положения
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
На должность социального педагога принимается лицо, имеющее среднее или высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.
Социальный педагог принимается и освобождается от должности директором учреждения.
Социальный педагог должен знать:
- Конституцию РФ;
- Основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
- Общую и социальную педагогику;
- Педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
- Основы валеологии и социальной гигиены;
- Социально педагогические и диагностические методики;
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
- Основные направления деятельности
- Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях учреждения и по месту жительства (в социуме) категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляемое как предупреждение возникновения проблем; обучение сопровождаемых методам решения проблемной ситуации, а так же экстренная помощь в кризисной ситуации;
- Реализация мер социальной помощи и защиты обучающихся и контроль за ними;
- Осуществление комплекса мероприятий по социализации личности из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательном учреждении и по месту жительства с целью оптимального развития и благополучия.
- Должностные обязанности
Социальный педагог осуществляет следующий комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в образовательном учреждении и по месту жительства обучающихся категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; с ограниченными физическими возможностями; противоправным и девиантным поведением, а так же попавшим в экстремальные и трудные жизненные ситуации:
- Изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни;
- Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
- Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы со студентами, способы решения личных и социальны проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные;
- Обеспечивает контроль за материальным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготавливает докладные о зачислении на полное государственное обеспечение обучающихся данной категории и осуществлении выплат, определенных законодательством Российской Федерации;
- Обеспечивает охрану жизни и здоровья студентов во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
- Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
- Проводит индивидуальные и групповые консультации по вопросам социальной защиты;
- Контролирует адаптацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Контролирует адаптацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к условиям обучения в учреждении;
- Выступает посредником между обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и учреждением, организацией, семьей, средой специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности студентов;
- Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лица их заменяющих) обучающихся;
- Планирует работу на учебный год с утверждением плана работы заместителя директора по воспитательной работе в течение 5 дней с начала планируемого периода;
- Предоставляет отчет о проделанной работе за учебный год до 30 июня каждого года;
- Права
Социальный педагог имеет права:
- Участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
- Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением;
- Представлять на рассмотрение директора учреждения предложения по вопросам своей деятельности;
- Получать от руководства и специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
- Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей;
- На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;
- Повышать профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.
V. Ответственность
Социальный педагог несет ответственность:
- За неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией – в соответствии с действующих трудовым законодательством;
- За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности – в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
- За причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством.
«_____»______________20___г.
С инструкцией ознакомлена ______________ (_______________)
(подпись) (расшифровка)
Воспитатель (включая старшего)
Должностные обязанности. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя <*>, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.
———————————
<*> За исключением обязанностей по непосредственному воспитанию детей в образовательных учреждениях, в которых штатными расписаниями предусмотрена самостоятельная должность старшего воспитателя.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.