Восстановление резьбы с помощью пружинных вставок инструкция

многие думаю сталкивались с обломанными болтами и сорванной резьбой, может быть еще кто-то не видел существуют резьбовые вставки — пружинки — рассверливаете, с учетом диаметра будущей резьбы отверстие — это сильно не увеличивает диаметр и такая возможность практически всегда есть, другой вопрос что нужны сами вставки, минимум инструмента и — главное — возможность доступа к поврежденному отверстию, ну тут вы уже сами решите.

Целесообразность и экономическая выгода ремонта расчитывается исходя из стоимости поврежденной детали и стоимости работ по ее замене… ну то-же сами разберетесь.

в общем смотрите. как это делаю я. данным способом пользовался несколько раз, отремонтированные узлы. а это были КПП, причем некоторые из них, до этого уже ремонтировались в этих местах — эксплуатируются с успехом.

собственно лекарство
метчик M12 для ремонта резьбы М10
мертвая резьба 1
еще одна мертвая 2
живая резьба 3
сверлим
режем
нарезали
зарядил
фиксатор красный — не обязательно, но желательно
вкрутил

так-же при работе с анаэробными составами я использую активатор — позволяет псразу после ремонта (20 мин.) использовать отремонтированное изделие

активатор

Всем крепкой резьбы!

Никто не застрахован от того, что при ремонте автомобиля или в других рабочих ситуациях может произойти повреждение резьбового соединения. Как вернуть работоспособность, казалось бы, вышедшей из строя резьбе?

Многие мастера используют традиционный способ, суть которого сводится к рассверливанию отверстия сверлом большего диаметра и нарезанию метчиком новой резьбы. Однако после такого ремонта придется использовать и ответный элемент (болт, шпильку, свечу) большего диаметра, что не всегда представляется возможным. Этот способ не подойдет и в случае, если запас «тела» для рассверливания недостаточен.

Резьбовые вставки (футорки, ввертышы) для восстановления рпезьбы

Как отремонтировать резьбу с сохранением ее прежнего диаметра?

В настоящее время найден простой и надежный способ восстановления резьбы, который уже достаточно давно используют во всем мире. В нашей стране он, к сожалению, медленно набирает популярность, как по причине нашей неосведомленности, так и из-за невозможности приобрести в магазинах специальные пружинные вставки и вспомогательный установочный инструмент.

Набор инструментов для восстановления резьбы - фото

Комплект инструментов для восстановления резьбы

Разработкой и изготовлением вставок занимаются многие известные производители. Изделия разных фирм могут незначительно различаться по названию (ввертыши, футорки), конструктивному исполнению и материалу, но принцип действия и технология установки одинакова для всех. В продаже можно найти не только комплекты ввертышей различных длин, диаметров и шага резьбы, но и целые наборы для восстановления резьбы, в которые помимо вставок входят сверла, метчики, установочное приспособление и оправка для обламывания монтажного поводка. Такие решения предлагает немецкий производитель металлорежущего инструмента «Volkel» и российский «Дело  Техники». У некоторых брендов подобная технология и инструмент называется «системой», например:

  • система V-coil
  • система Recoil
  • система HeliCoil

Как это работает?

  1. Проволочные вставки для ремонта резьбовых отверстий представляет собой спирально свернутую проволоку из нержавеющей стали с ромбовидным поперечным сечением. Ромбовидный проволочный профиль позволяет внешней части витков ввинчиваться в приемную резьбу в корпусе во время установки. На внутренней части футорки витки образуют новую стандартную резьбу с углом 60°. Наружный диаметр футорки в свободном состоянии больше принимающей резьбы, поэтому витки спирали сжимаются, когда она ввинчивается в корпус. Подобно пружине сжатые витки пытаются разжаться относительно стенок резьбового отверстия корпуса. Возникающий в результате натяг в месте посадки помогает удерживать установленный вкладыш и предохраняет от вывинчивания.
  2. Вставки снабжены поводковым язычком, который используется для их ввинчивания в подготовленную приемную резьбу. Специальный установочный инструмент захватывает его и использует в качестве привода. После установки поводок будет не нужен и легко обламывается.
  3. В основании язычка сделана небольшая насечка, которая немного уменьшает площадь поперечного сечения проволоки. Когда нужно будет удалить язычок, насечка поможет легко обломить его в этом месте.

Процесс установки пружинной вставки:

Ремонт поврежденной резьбы выполняется в четыре простых шага.

Шаг 1. Просверлите старую резьбу, используя размер сверла, рекомендованный на упаковке комплекта для ремонта резьбы. На хвостовике метчика также указан рекомендуемый размер сверла под резьбу. Не забудьте очистить отверстие от частиц металла.

Сверление отверстия под резьбовую вставку

Шаг 2. В просверленном отверстии нарежьте резьбу специальным метчиком под проволочную вставку, который имеет некоторые отличия от стандартного метчика и обозначается буквами STI (система HeliCoil).

Нарезание резьбы метчиком для резьбовой вставки, восстановление резьбы

Шаг 3. Установите резьбовую вставку с помощью установочного инструмента.

Для резьбы с крупным (обычным) шагом:

Резьбовая вставка и специальный инструмент для вкручивания

  • Наденьте спиральную вставку на монтажный инструмент.
  • Поворачивайте вставку до тех пор, пока ее поводок не войдет в паз на конце стержня установочного инструмента.
  • Вкрутите ремонтную вставку в резьбовое отверстие, используя ручку поворотного установочного инструмента.
  • После того, как вставка будет установлена ​​на нужную глубину, выкрутите установочный шпиндель. 

Для резьбы с мелким шагом:

  • Используйте монтажный инструмент с патроном предварительного натяжения (сжатия), который входит в комплект для ремонта мелкой резьбы.
  • Поместите спиральный вкладыш в патрон предварительного натяжения.
  • Проденьте шпиндель установочного инструмента через спираль, пока поводковый язычок не войдет в его паз.
  • Поворачивайте инструмент, чтобы намотать вставку на резьбовой конец корпуса предварительной катушки.
  • Одной рукой удерживайте корпус под прямым углом к ​​поверхности заготовки над резьбовым отверстием. Вращайте установочный инструмент, чтобы установить вставку через корпус предварительной катушки в резьбовое отверстие в заготовке. После установки убедитесь, что корпус предварительной катушки может плавно перемещаться, значит, витки спирали совпали с резьбой в заготовке.
  • После того, как ремонтная вставка будет установлена ​​на нужную глубину, выкрутите установочный инструмент.

Установочный инструмент для вкручивания резьбовых вставок - фото

Монтажный инструмент для установки ввертыша

Закручивание резьбовой вставки (футорки) при помощи монтажного инструмента и держателя - фото

Вкручивание футорки

Совет по ремонту резьбы:

Одна из причин того, что данная резьбовая технология не работает, заключается в неправильной посадке резьбовой вставки.

Главное практическое правило – верх проволочного вкладыша должен находиться ниже поверхности заготовки на 1/4 — 1/2 шага резьбы. Один из простых способов определить глубину установки подробно описан ниже.

Перед тем, как начать процесс установки, внимательно посмотрите на входную резьбу, нарезанную метчиком STI в отверстии. Обратите внимание на то место, где нить начинает входить в отверстие.

Сделайте небольшую временную контрольную метку на поверхности корпуса, удаленную на 3/4 оборота от того места, где резьба входит в отверстие. Эта отметка будет использоваться для определения глубины установки ввертыша.

Установите резьбовую вставку заподлицо с поверхностью корпуса и совместите ее конец с контрольной меткой. После этого поверните ее еще на 1/4 оборота для погружения ниже поверхности корпуса на 1/4 шага (0,25 P).

Если требуется более глубокая посадка, поверните установочный инструмент еще на 1/4 оборота.

Поводковый язычок на резьбовой вставке - фото

Шаг 4. Удалите поводковый язычок

  • Используйте бородок или просто кусок круглого стержня, подходящего по диаметру к полученному резьбовому отверстию.
  • Уприте конец инструмента в язычок и удерживайте его прямо в отверстии.
  • Ударьте по хвостовику инструмента молотком. Поводок должен сломаться в месте надреза, который и предназначен для этой цели. На вставках большого диаметра (от М14) иногда легче отломить его с помощью длинногубцев движениями вверх-вниз.
  • Извлеките обломанный язычок из отверстия перед сборкой резьбового соединения.

Вопросы и ответы:

Почему данная технология требует использования специального метчика STI? Что такое метчик STI? Можно ли вместо него использовать стандартный метчик?

Метчик STI для футорок ввертышей - фото, маркировка

Маркировка метчика STI

Отремонтированная внутренняя резьба предназначена для крепежа стандартных размеров. После установки пружинной вставки ее витки устанавливаются с тем же шагом, что и у резьбы крепежа, для которого предназначено резьбовое отверстие.

Входная резьба под резьбовые вставки формируется специальными метчиками (также известными как STI), разработанными для использования с этими ремонтными системами.

Метчики под резьбовую вставку отличаются размерами от стандартных метчиков под винты. Но маркируются они по конечному результату, который будет получен после установки вкладыша.

Рассмотрим разницу между STI и стандартным метчиком на конкретном примере:

Стандартный метчик, используемый для нарезания резьбы для крепежа 1/2″NF, имеет основной диаметр 0,500 дюйма с шагом 20 витков на дюйм. Соответствующий метчик STI имеет такой же шаг резьбы 20 витков на дюйм, но немного больший основной диаметр, в этом примере он составляет 0,568 дюйма.

Есть ли какой-нибудь способ более надежно зафиксировать вставку на резьбе, а не полагаться только на посадку с натягом для удержания в резьбовом отверстии?

Чтобы надежнее закрепить вставку в корпусе детали рекомендуется использовать дополнительные способы фиксации:

Химическое стопорение. Нанесите тонкий слой резьбового фиксатора на внешнюю часть витков вставки перед тем, как ввинтить ее в отверстие. Не наносите слишком много этого состава, а после установки обязательно протрите полученную внутреннюю резьбу, чтобы ввинчиваемый в нее крепеж не приклеился.

Механическое стопорение. Используя пробойник и молоток, слегка развальцуйте один виток резьбы корпуса, в том месте, где находится резьбовой конец установленной футорки. Цель этого метода — слегка деформировать или сжать резьбу корпуса, чтобы затруднить выкручивание вставки при демонтаже крепежа.

Диапазон размеров:

Пружинные вставки предлагаются в дюймовых и метрических размерах. Согласно опубликованным данным доступны вкладыши для винтов от размера № 2 до 1 1/2 дюйма и от М3 до М42.

Их длина обозначается 1d, 1.5d, 2d и т.д., где d – диаметр спирали, причем это длина в смонтированном состоянии и без установочного язычка (в свободном состоянии они короче). Например, для футорки М6, 2d  длина будет составлять два диаметра, то есть 12 мм.

Типы резьбы:

Нержавеющая резьбовая вставка (ввертыш) - фото

Ремонтные футорки доступны с различными типами резьбы и конфигурациями шага, включая UNC, UNF, метрическую крупную и мелкую резьбу, UNEF, UNS и трубную резьбу.

Из какого металла изготавливают вставки?

На изготовление резьбовых вставок идет особо прочная высококачественная сталь, преимущественно нержавеющая твердостью 425 – 550 HV (по Виккерсу) марки А2 и А4. Для специальных целей производители выпускают их из таких материалов, как Nitronic 60, жаропрочный сплав Inconel X, титан и фосфорная бронза.

Преимущества использования ремонтных вставок:

  • Данный метод позволяет сформировать резьбу, которая по прочности и надежности не уступает оригинальной, а в случаях с металлами низкой прочности повышает несущую способность резьбы.
  • Прочная сталь, из которой изготовлены ввертыши, снижает риск быстрого износа резьбовой поверхности при частом закручивании и выкручивании крепежа.
  • Резьбовая вставка имеет жесткую посадку без зазоров в изготовленной резьбе, исключающую риск отвинчивания при динамических нагрузках или в момент выкручивания винта.
  • Посаженная с натягом пружинная футорка занимает устойчивое положение без дополнительной фиксации клеем и обеспечивает равномерное распределение усилие от болта по всей длине отверстия.
  • Описываемая система дает возможность создавать в мягких материалах (дерево, пластик) надежную стальную резьбу, а также сделать резьбовое соединение в хрупких и тонкостенных деталях.
  • С помощью резьбовых вставок можно осуществить легкий переход от одного вида резьбы на другой, например: с левой на правую, с метрической на дюймовую, с мелкой на крупную и наоборот.

Использование пружинных вставок открывает новые возможности для конструирования, дает свободу в выборе материала и размера крепежных элементов. Возможность быстро отремонтировать резьбовое отверстие избавит от необходимости замены дорогостоящей детали.  В случае необходимости ремонтные вставки можно демонтировать при помощи все тех же инструментов, входящих в «систему».

Видеодемонстрация установки ввертшей

Полезные советы

Поставить оценку

Нажмите, чтобы поставить
оценку

Старая реклама резьбовых вставок.

Старая реклама резьбовых вставок.

Прямым подтверждением давности
начала применения проволочных резьбовых вставок может послужить и реклама,
найденная мною на просторах интернета.

Не совсем понятно, то ли это год
размещения рекламы, то ли год основания фирмы, разместившей рекламу. Но по
стилю видно, что реклама
весьма старая.

Когда и кто придумал вставки?

Вопрос.
Когда и кто придумал пружинные резьбовые вставки?

Точно ответить на этот вопрос не могу. В иностранной
литературе  неоднократно встречал
упоминание, что вставки в таком виде как сейчас, стали применяться  до начала второй мировой войны. Кто-то
говорит о том, что в это время развивалось применении алюминия в авиастроении –
а этот материал плохо держит резьбу, что автоматически привело к изобретению и
применению вставок, кто-то о развитии танкостроения…  Кому и 
что больше нравится.

С другой стороны,  первый расчет распределения нагрузки между витками резьбы
выполнен проф. Н. Е. Жуковским в далёком 1902. Возникла ТЕОРИЯ! Вполне
возможно, что это тоже послужило толчком к изобретению резьбовых вставок. А
может и наоборот – в начале вставки, а потом теория.

Самый верный способ определиться
со временем возникновения резьбовых вставок – посмотреть патенты, провести
маленький патентный поиск. Сейчас это сделать очень просто – поможет вездесущий
Гугл.  

А вот и результат проведенного
мною  маленького поиска.

Обратите внимание на даты этих
патентов. Конечно, это не вставки привычного для нас вида, но суть та же.

Делаем вывод, что в конце 19
века проволочные вставки уже применялись. 
А дальше они только совершенствовались.

 

Обламывание технологического хвостовика вставки.

Обламывание
технологического хвостовика (наконечника, поводка, и так далее).

Сразу ещё раз отмечу. Если отверстие, в которое монтируется
вставка , глухое, и резьбовой канал имеет достаточную длину, чтобы не
мешать  вкручиваемому болту или шпильке,
а длина резьбовой вставки подобрана так, что она тоже не мешает вкручиваемому
болту, то хвостовик на вставке можно не обламывать – он просто не будет мешать
вкручиваемому болту или шпильке. Но нужно учесть, что экономя на операции (не
обламывать хвостовик, а оставить как есть) мы можем потерять на стоимости самих
вставок, ведь длинные вставки дороже.

 В сквозных отверстиях
приходится хвостовик обламывать. Обламывать, как правило,  нужно и тогда, когда вставка имеет малую
длину.

Для обламывания производители предлагают специальный
инструмент, представляющий из себя стерженёк с тупым кончиком. Такой инструмент
удобно применять при обламывании хвостовика вставок малого диаметра.  Например,  производитель системы VCoil комплектует свои наборы инструментом для обламывания
хвостовика до М12 включительно.  На
крупных резьбах можно использовать любой подручный инструмент.   

Установка вставок.

Установка вставки в
подготовленное для неё отверстие с входной резьбой.

Установка вставок в предварительно
подготовленное для них резьбовое отверстие 
может производиться как ручным инструментом, так и с помощью различных
электрических или пневматических шуруповёртов, электроотвёрток, другого
механизированного инструмента. Ручным инструментом чаще пользуются при ремонте
резьбовых отверстий, а при массовых работах при монтаже вставок на стадии
изготовления деталей – различный механизированный инструмент.

Но,  так или
иначе,  процесс установки —  это самое обычное вкручивание.

Существующие тонкости монтажа (вкручивания) , в том числе и
виды инструмента для монтажа, буду рассматривать в отдельных постах.

Нарезание резьбы под вставку.

Нарезание резьбы для
установки проволочной резьбовой вставки.

В стандарте DIN
8140 резьба для установки резьбовой вставки именуется внутренней (входной)
резьбой.

Акцентирую Ваше внимание, что метчик для нарезания резьбы
для установки резьбовой вставки СПЕЦИАЛЬНЫЙ. Эти специальные метчики
обозначаются буквами STI,
маркируются по конечному результату, полученному уже после установки резьбовых
вставок,  по своим размерам отличаются от
стандартных метчиков .

Например метчик с обозначением STI M8x1,25 имеет наружный размер 9,624 мм  (согласно DIN8140) .

А стандартный метчик с обозначением М8х1,25 – имеет наружный
диаметр 8,0 мм (допуски в этом посте мною не рассматриваются).

Как и стандартные, метчики STI выпускаются разных типов, могут быть
одиночными и комплектными, бесстружечными и так далее.

Практически все серьёзные мировые производители
резьбонарезного инструмента выпускают метчики STI, включают их в свои каталоги, что
показывает на широчайшее распространение этого метода усиления и восстановления
резьбы в мире.

Отмечу, что это обзорный пост (обзорная статья). Более
подробно STI метчики
будут рассмотрены в последующих статьях (постах).

Сверление отверстия (высверливание повреждённой резьбы).

Сверление отверстия
(высверливание повреждённой резьбы) .

Первый шаг рассмотренной ранее последовательности действий –
сверление отверстия. При ремонтных работах – высверливание старой, повреждённой
резьбы.

Вот в этой таблице указаны диаметры свёрл для подготовки
отверстия перед нарезанием резьбы для монтажа вставки. Значения этой таблицы –
это рекомендации стандарта DIN
8140 и, соответственно, производителей описываемых систем. Все производители в
своих каталогах приводят эти значения.

Ещё раз хочу обратить Ваше внимание на то, что производители
систем для усиления и восстановления резьбовых отверстий рекомендуют вполне определённые диаметры отверстий
, выполняемых перед нарезанием резьбы для монтажа вставки.   Не ленитесь лишний раз обратиться к
приведенной таблице перед сверлением. Большее отверстие приведёт к ослаблению
будущей резьбы, а меньшее – может привести к поломке метчика.

Примечание.

Специально для ремонта резьбы свечных отверстий, там , где
требуется очень точная центровка отверстия, предлагаем ступенчатые метчики,
которые сами срезают старую резьбу и нарезают новую под вставки. Об этих
метчиках будет  отдельный пост.

Общее описание процесса установки вставок.

Общее описание
процесса установки резьбовых вставок

Чтобы подготовить внутреннюю резьбу, усиленную с помощью
резьбовой вставки , нужно просверлить в детали отверстие  (диаметр этого отверстия регламентируется уже
упомянутым стандартом DIN
8140), нарезать с помощью специального метчика 
с вполне определёнными размерами (смотрите DIN 8140) резьбу для монтажа резьбовой
вставки, установить (вкрутить) в подготовленное отверстие с резьбой вставку.
Вот, собственно, и всё.  Дополнительное
действие – обломить и удалить технологический хвостовик. Но это действие нужно
делать не всегда. Если отверстие глухое, то вполне может получиться при
правильно  подобранной длине вставки, что
этот хвостовик никому мешать не будет.

В случаях установки резьбовых вставок для ремонта резьбовых
отверстий, сверлом просто убирается старая, повреждённая резьба.

И для наглядности – рисунок из одного из каталогов.

Вот и
вся последовательность действий. Каждое из этих действий и инструмент для его
проведения рассмотрим отдельно в последующих постах.

Длина (высота) вставок.

Длина выпускаемых
вставок.

Длину вставок (часто в машиностроительной литературе для
деталей в виде цилиндра этот параметр называют высотой) в каталогах
производителей ( и в стандарте DIN
8140) принято обозначать через их диаметр. Причём эта длина уже в
смонтированном (установленном) состоянии. 
Например, обозначение вставки М8 2D означает, что в установленном состоянии и с обломленным
хвостовиком , вставка будет длиной равной двум диаметрам. Получается длина   16
миллиметров. Соответственно  М8 3D – длиной 24 миллиметра. М10
1D – длиной 10 мм. И
так далее.

Кстати, обратите внимание, что в свободном состоянии,
визуально,  вставки значительно короче ,
чем если посчитать, например, в миллиметрах, или сравнить длину (высоту) с
диаметром.

Специально для тех, кто уже забыл (или ещё не выучил)
таблицу умножения, в упомянутом мною стандарте есть большущая, на несколько
листов, таблица размеров вставок  и
отверстий с резьбой под вставку. Там приведены размеры вставок в миллиметрах и
в значениях через диаметр – 1D,
1,5D, 2D и
так далее.. 

Этот же размер можно посчитать через количество витков при
определённом шаге резьбы. Тоже всё приведено в упомянутой таблице.

Для хорошей фиксации в подготовленном под вставку резьбовом
отверстии, вставки выпускаются немного большего диаметра. И при их установке
сжимаются. А, как мы знаем из школьной физики, ничего никуда просто так не
девается. Соответственно: сжалась – растянулась.  Кроме того, могут дополнительно растягиваться
и за счёт шага.

За счёт разницы диаметров в свободном состоянии и в
установленном, пружинных свойств самих вставок,  и обеспечивается необходимый натяг в месте
посадки резьбовой вставки, который и не даёт ей самостоятельно выкручиваться. Поэтому
и не требуется при установке вставок никаких мастик, клеев. Всё держится очень
надёжно. А для большей надёжности фиксации там, где это необходимо, есть
вставки  типа В.

Номинальная
длина резьбовой вставки зависит от материала заготовки (детали) и от класса прочности
винта.  Но об этом сделаем специальный
пост, или даже несколько, а сейчас просто обзорная информация

Из какой проволоки изготовлены вставки?

Из какой проволоки
изготовлены резьбовые вставки?

Стандарт DIN
8140-1 в разделе технических условий гласит, что материалы, из которых
изготавливаются пружинные резьбовые вставки, это :

— Коррозионностойкая сталь аустенитного класса марки А2 и А4
по  ISO 3506-2 ( ГОСТ Р ИСО 3506-2 – 2009 ) , закалённая, твёрдостью
425 – 550 HV (твёрдость
по Виккерсу) . 

— Медно-оловянный сплав (бронза) , холоднодеформированная ,
твёрдостью не менее 260 HV.

Примечание 1. Сталям
А2 и А4  будет посвящён отдельный пост.

Примечание 2. Естественно,
описываемый стандарт говорит о вставках общепромышленного применения, наиболее
распространённых.

Но ряд производителей
выпускает резьбовые вставки для специальных целей, специального применения.
Например,  для резьбовых соединений в
открытом космосе, для резьбовых соединений, используемых в чрезвычайно агрессивных
средах и так далее. И материалы, из которых вставки изготавливаются, могут быть
совершенно уникальными.

Вставки изготавливаются 
из проволоки ромбовидного сечения. Причём, в зависимости от
характеристик резьбы, под которую изготавливаются вставки, ромбик в сечении
проволоки вставки имеет соответствующий угол при вершине этого ромбика.

Сечение вставки под метрическую резьбу.

   К сожалению, повреждение резьбы в отверстиях различных деталей – явление достаточно распространенное. Повреждение может произойти как при изготовлении детали, так и во время ее эксплуатации. Восстановление поврежденной резьбы обычно сводится к рассверливанию отверстия с сорванной резьбой и последующее нарезание новой резьбы большего диаметра. Но это не всегда возможно, и далеко не всегда оправданно. На помощь приходит простой и эффективный метод восстановления резьбы с помощью проволочных резьбовых вставок.

  Этот метод совсем не новый. Сохранившиеся зарубежные рекламные буклеты датированы далеким 1938 годом.

Резьбовые вставки British made.jpg

Когда и кто придумал вставки?

Вопрос.
Когда и кто придумал пружинные резьбовые вставки?

Точно ответить на этот вопрос не могу. В иностранной
литературе  неоднократно встречал
упоминание, что вставки в таком виде как сейчас, стали применяться  до начала второй мировой войны. Кто-то
говорит о том, что в это время развивалось применении алюминия в авиастроении –
а этот материал плохо держит резьбу, что автоматически привело к изобретению и
применению вставок, кто-то о развитии танкостроения…  Кому и 
что больше нравится.

С другой стороны,  первый расчет распределения нагрузки между витками резьбы
выполнен проф. Н. Е. Жуковским в далёком 1902. Возникла ТЕОРИЯ! Вполне
возможно, что это тоже послужило толчком к изобретению резьбовых вставок. А
может и наоборот – в начале вставки, а потом теория.

Самый верный способ определиться
со временем возникновения резьбовых вставок – посмотреть патенты, провести
маленький патентный поиск. Сейчас это сделать очень просто – поможет вездесущий
Гугл.  

А вот и результат проведенного
мною  маленького поиска.

Обратите внимание на даты этих
патентов. Конечно, это не вставки привычного для нас вида, но суть та же.

Делаем вывод, что в конце 19
века проволочные вставки уже применялись. 
А дальше они только совершенствовались.

 

Обламывание технологического хвостовика вставки.

Обламывание
технологического хвостовика (наконечника, поводка, и так далее).

Сразу ещё раз отмечу. Если отверстие, в которое монтируется
вставка , глухое, и резьбовой канал имеет достаточную длину, чтобы не
мешать  вкручиваемому болту или шпильке,
а длина резьбовой вставки подобрана так, что она тоже не мешает вкручиваемому
болту, то хвостовик на вставке можно не обламывать – он просто не будет мешать
вкручиваемому болту или шпильке. Но нужно учесть, что экономя на операции (не
обламывать хвостовик, а оставить как есть) мы можем потерять на стоимости самих
вставок, ведь длинные вставки дороже.

 В сквозных отверстиях
приходится хвостовик обламывать. Обламывать, как правило,  нужно и тогда, когда вставка имеет малую
длину.

Для обламывания производители предлагают специальный
инструмент, представляющий из себя стерженёк с тупым кончиком. Такой инструмент
удобно применять при обламывании хвостовика вставок малого диаметра.  Например,  производитель системы VCoil комплектует свои наборы инструментом для обламывания
хвостовика до М12 включительно.  На
крупных резьбах можно использовать любой подручный инструмент.   

Установка вставок.

Установка вставки в
подготовленное для неё отверстие с входной резьбой.

Установка вставок в предварительно
подготовленное для них резьбовое отверстие 
может производиться как ручным инструментом, так и с помощью различных
электрических или пневматических шуруповёртов, электроотвёрток, другого
механизированного инструмента. Ручным инструментом чаще пользуются при ремонте
резьбовых отверстий, а при массовых работах при монтаже вставок на стадии
изготовления деталей – различный механизированный инструмент.

Но,  так или
иначе,  процесс установки —  это самое обычное вкручивание.

Существующие тонкости монтажа (вкручивания) , в том числе и
виды инструмента для монтажа, буду рассматривать в отдельных постах.

Нарезание резьбы под вставку.

Нарезание резьбы для
установки проволочной резьбовой вставки.

В стандарте DIN
8140 резьба для установки резьбовой вставки именуется внутренней (входной)
резьбой.

Акцентирую Ваше внимание, что метчик для нарезания резьбы
для установки резьбовой вставки СПЕЦИАЛЬНЫЙ. Эти специальные метчики
обозначаются буквами STI,
маркируются по конечному результату, полученному уже после установки резьбовых
вставок,  по своим размерам отличаются от
стандартных метчиков .

Например метчик с обозначением STI M8x1,25 имеет наружный размер 9,624 мм  (согласно DIN8140) .

А стандартный метчик с обозначением М8х1,25 – имеет наружный
диаметр 8,0 мм (допуски в этом посте мною не рассматриваются).

Как и стандартные, метчики STI выпускаются разных типов, могут быть
одиночными и комплектными, бесстружечными и так далее.

Практически все серьёзные мировые производители
резьбонарезного инструмента выпускают метчики STI, включают их в свои каталоги, что
показывает на широчайшее распространение этого метода усиления и восстановления
резьбы в мире.

Отмечу, что это обзорный пост (обзорная статья). Более
подробно STI метчики
будут рассмотрены в последующих статьях (постах).

Сверление отверстия (высверливание повреждённой резьбы).

Сверление отверстия
(высверливание повреждённой резьбы) .

Первый шаг рассмотренной ранее последовательности действий –
сверление отверстия. При ремонтных работах – высверливание старой, повреждённой
резьбы.

Вот в этой таблице указаны диаметры свёрл для подготовки
отверстия перед нарезанием резьбы для монтажа вставки. Значения этой таблицы –
это рекомендации стандарта DIN
8140 и, соответственно, производителей описываемых систем. Все производители в
своих каталогах приводят эти значения.

Ещё раз хочу обратить Ваше внимание на то, что производители
систем для усиления и восстановления резьбовых отверстий рекомендуют вполне определённые диаметры отверстий
, выполняемых перед нарезанием резьбы для монтажа вставки.   Не ленитесь лишний раз обратиться к
приведенной таблице перед сверлением. Большее отверстие приведёт к ослаблению
будущей резьбы, а меньшее – может привести к поломке метчика.

Примечание.

Специально для ремонта резьбы свечных отверстий, там , где
требуется очень точная центровка отверстия, предлагаем ступенчатые метчики,
которые сами срезают старую резьбу и нарезают новую под вставки. Об этих
метчиках будет  отдельный пост.

Общее описание процесса установки вставок.

Общее описание
процесса установки резьбовых вставок

Чтобы подготовить внутреннюю резьбу, усиленную с помощью
резьбовой вставки , нужно просверлить в детали отверстие  (диаметр этого отверстия регламентируется уже
упомянутым стандартом DIN
8140), нарезать с помощью специального метчика 
с вполне определёнными размерами (смотрите DIN 8140) резьбу для монтажа резьбовой
вставки, установить (вкрутить) в подготовленное отверстие с резьбой вставку.
Вот, собственно, и всё.  Дополнительное
действие – обломить и удалить технологический хвостовик. Но это действие нужно
делать не всегда. Если отверстие глухое, то вполне может получиться при
правильно  подобранной длине вставки, что
этот хвостовик никому мешать не будет.

В случаях установки резьбовых вставок для ремонта резьбовых
отверстий, сверлом просто убирается старая, повреждённая резьба.

И для наглядности – рисунок из одного из каталогов.

Вот и
вся последовательность действий. Каждое из этих действий и инструмент для его
проведения рассмотрим отдельно в последующих постах.

Длина (высота) вставок.

Длина выпускаемых
вставок.

Длину вставок (часто в машиностроительной литературе для
деталей в виде цилиндра этот параметр называют высотой) в каталогах
производителей ( и в стандарте DIN
8140) принято обозначать через их диаметр. Причём эта длина уже в
смонтированном (установленном) состоянии. 
Например, обозначение вставки М8 2D означает, что в установленном состоянии и с обломленным
хвостовиком , вставка будет длиной равной двум диаметрам. Получается длина   16
миллиметров. Соответственно  М8 3D – длиной 24 миллиметра. М10
1D – длиной 10 мм. И
так далее.

Кстати, обратите внимание, что в свободном состоянии,
визуально,  вставки значительно короче ,
чем если посчитать, например, в миллиметрах, или сравнить длину (высоту) с
диаметром.

Специально для тех, кто уже забыл (или ещё не выучил)
таблицу умножения, в упомянутом мною стандарте есть большущая, на несколько
листов, таблица размеров вставок  и
отверстий с резьбой под вставку. Там приведены размеры вставок в миллиметрах и
в значениях через диаметр – 1D,
1,5D, 2D и
так далее.. 

Этот же размер можно посчитать через количество витков при
определённом шаге резьбы. Тоже всё приведено в упомянутой таблице.

Для хорошей фиксации в подготовленном под вставку резьбовом
отверстии, вставки выпускаются немного большего диаметра. И при их установке
сжимаются. А, как мы знаем из школьной физики, ничего никуда просто так не
девается. Соответственно: сжалась – растянулась.  Кроме того, могут дополнительно растягиваться
и за счёт шага.

За счёт разницы диаметров в свободном состоянии и в
установленном, пружинных свойств самих вставок,  и обеспечивается необходимый натяг в месте
посадки резьбовой вставки, который и не даёт ей самостоятельно выкручиваться. Поэтому
и не требуется при установке вставок никаких мастик, клеев. Всё держится очень
надёжно. А для большей надёжности фиксации там, где это необходимо, есть
вставки  типа В.

Номинальная
длина резьбовой вставки зависит от материала заготовки (детали) и от класса прочности
винта.  Но об этом сделаем специальный
пост, или даже несколько, а сейчас просто обзорная информация

Из какой проволоки изготовлены вставки?

Из какой проволоки
изготовлены резьбовые вставки?

Стандарт DIN
8140-1 в разделе технических условий гласит, что материалы, из которых
изготавливаются пружинные резьбовые вставки, это :

— Коррозионностойкая сталь аустенитного класса марки А2 и А4
по  ISO 3506-2 ( ГОСТ Р ИСО 3506-2 – 2009 ) , закалённая, твёрдостью
425 – 550 HV (твёрдость
по Виккерсу) . 

— Медно-оловянный сплав (бронза) , холоднодеформированная ,
твёрдостью не менее 260 HV.

Примечание 1. Сталям
А2 и А4  будет посвящён отдельный пост.

Примечание 2. Естественно,
описываемый стандарт говорит о вставках общепромышленного применения, наиболее
распространённых.

Но ряд производителей
выпускает резьбовые вставки для специальных целей, специального применения.
Например,  для резьбовых соединений в
открытом космосе, для резьбовых соединений, используемых в чрезвычайно агрессивных
средах и так далее. И материалы, из которых вставки изготавливаются, могут быть
совершенно уникальными.

Вставки изготавливаются 
из проволоки ромбовидного сечения. Причём, в зависимости от
характеристик резьбы, под которую изготавливаются вставки, ромбик в сечении
проволоки вставки имеет соответствующий угол при вершине этого ромбика.

Сечение вставки под метрическую резьбу.

   К сожалению, повреждение резьбы в отверстиях различных деталей – явление достаточно распространенное. Повреждение может произойти как при изготовлении детали, так и во время ее эксплуатации. Восстановление поврежденной резьбы обычно сводится к рассверливанию отверстия с сорванной резьбой и последующее нарезание новой резьбы большего диаметра. Но это не всегда возможно, и далеко не всегда оправданно. На помощь приходит простой и эффективный метод восстановления резьбы с помощью проволочных резьбовых вставок.

  Этот метод совсем не новый. Сохранившиеся зарубежные рекламные буклеты датированы далеким 1938 годом.

Резьбовые вставки British made.jpg Резьбовые вставки Wire Thread Inserts1.jpg

Таким образом, из приведенных образцов рекламы видно, что уже 80 лет назад данный метод имел практическое и коммерческое применение.

По другим источникам, применению данного метода дало толчок активное использование алюминия в самолетостроении, что приблизительно указывает на указанный временной период.

Можно копнуть еще глубже. Что, если покопаться в очень старых патентах?

Резьбовые вставки патент.jpgРезьбовые вставки патент1.jpg

Только представьте! Конец XIX века! Конечно же это еще не совсем привычные нам резьбовые вставки. Однако важно понимать, что данная теория возникла более ста лет назад, а дальше только совершенствовалась.

Данный метод широко распространился по всему миру. Также он применялся и в СССР. Серийно выпускались резьбовые вставки, комплектовались наборы, распространялась технология его применения.

Резьбовые вставки в СССР ГОСНИТИ.jpg
Резьбовые вставки советские наборы.jpg

   В связи с тем, что метод восстановления резьбы с помощью резьбовых вставок в мире очень популярен, возникло большое количество фирм-производителей данных вставок. Отметим, что в настоящее время вставки всеми производителями выпускаются по единому стандарту DIN 8140, первое издание которого было выпущено в 1988 году. А вот инструмент и технология монтажа у разных производителей могут отличаться, однако общие принципы данного метода остаются неизменными на протяжении многих лет. Комплексное предложение из вставок, инструмента и технологии применения обычно именуется как «система» с добавлением отличительного фирменного названия изготовителя. В поисках резьбовых вставок вы можете наткнуться на предложение «система BaerCoil», или же «система HeliCoil».

Типовая «система» состоит из проволочных резьбовых вставок, произведенных по DIN 8140, и инструмента для установки этих вставок в подготовленное отверстие. Что касается метчиков, то они специальные, их размеры не соответствуют размерам стандартной линейки метчиков для метрических, конических и других типов резьб. Отсюда и специальная маркировка метчиков – по конечному результату после монтажа соответствующей вставки в подготовленное с помощью этого метчика отверстие. То есть, если на метчике написано М10х1.5, то это означает, что именно такая внутренняя резьба будет получена после монтажа соответствующей вставки – то есть конечный результат.

Резьбовые вставки профиль резьбы рисунок.jpg   Проволочные вставки представляют из себя спираль с ромбическим профилем, соответствующим профиль резьбы. В уже упомянутом стандарте DIN 8140 приведены все технические данные, в том числе требуемые размеры отверстия под установку вставки. Также можно встретить такие термины как «входная резьба» и «резьба под винт». Согласно DIN 8140, резьба, образованная специальным метчиком системы для дальнейшего монтажа вставки называется входной (внутренней) резьбой. А та резьба, которая образовывается после установки вставки – резьба под винт (внешняя). После установки резьбовой вставки значение допуская внешней резьбы под винт должно соответствовать значению 6H.

Резьбовые вставки профиль резьбы чертеж.jpg

  Стандарт оговаривает и материал, из которого изготавливаются вставки – коррозионностойкая, закаленная, термостойкая сталь или бронза. Некоторые производители выпускают вставки и из других материалов, но эти вставки относятся к вставкам специального назначения. Например, для аэрокосмической отрасли. Вставки, выпускаемые серийно, имеют определенное количество витков. Стандартно выпускаятся вставки длиной 1D, 1.5D, 2D, 2.5D, 3D. Это означает, что длина вставки равна одному диаметру, двум диаметрам и так далее. Также нужно учитывать, что длина вставки в свободном состоянии и в смонтированном состоянии отличается. Это происходит в связи с тем, что в процессе установки вставка удлиняется. Поэтому нужно помнить, что длина вставки обозначается в смонтированном виде.

Резьбовые вставки разной длины.jpg

Более длинную вставку всегда можно укоротить откусыванием лишних витков.

  Рассматриваемый в данной статье метод восстановления резьбы в отверстии признан наиболее эффективным и дешевым из всех существующих. К тому же он чрезвычайно прост; нужно выполнить всего три действия:

  • Сверление

  • Отверстие с поврежденной резьбой засверливается для удаления остатков поврежденной резьбы. Рекомендуемый диаметр сверла обычно приводится каждым производителем в специальных таблицах-рекомендациях. Как правило, все производители предлагают к поставке все необходимые размеры сверл, однако ничто не мешает использовать для этой операции сверла нужного диаметра других производителей.

  • Нарезание резьбы специальным метчиком

  • В подготовленном отверстии необходимо нарезать резьбу соответствующим метчиком. Использовать метчик, идущий в комплекте (рекомендованный производителем) обязательно! Только при выполнении этого условия, будет получен правильный результат.

  • Установка резьбовой вставки

  • С помощью специального приспособления, также всходящего в комплект поставки каждой «системы», произвести установку резьбовой вставки в отверстие с нарезанной специальным метчиком резьбой. Для ремонта целесообразно использовать ручные приспособления. Механизированные приспособления применяются при серийном изготовлении деталей. И последнее дополнительное действие – обломить установочную цапфу (хвостик) по специальному технологическому надрезу. Если вставка устанавливается в глухое отверстие и ее длина соответствует длине болта, то цапфу можно и не обламывать – она не будет препятствовать правильной установке болта.

Кстати, в стандарте DIN 8140 установочная цапфа обозначается как «нажимной упорный наконечник».

Резьбовые вставки упорный наконечник.jpg

В результате описанных действий мы получаем новую резьбу, не только не уступающую по своим прочностным характеристикам оригинальной резьбе, но и значительно ее превосходящую.

  Наружный диаметр каждой резьбовой вставки в свободном состоянии больше принимающей резьбы на точно рассчитанную величину. Это разница обеспечивает необходимый натяг в месте посадки резьбовой вставки и не дает ей самостоятельно выкручиваться. Резьбовые вставки устойчиво и практически без зазора располагаются в принимающей резьбе. При такой очень прочной посадке отпадает необходимость использовать клей для фиксации, который рекомендуется в случае с классической переходной втулкой.

Резьбовые вставки установка.jpg

    Упругие свойства резьбовых вставок позволяют равномерно распределить нагрузки и напряжения. Угловая и шаговая погрешность компенсируются по всей длине резьбовой вставки, в результате чего достигаются идеальные условия для передачи усилия между болтом и приемной резьбой и, как следствие, увеличение срока службы резьбового соединения при любых статических и динамических нагрузках.

Резьбовые вставки распределение нагрузки.jpg

   Для еще более прочной посадки и, соответственно, еще более надежного резьбового соединения, выпускаются специальные блокирующие резьбовые вставки с шестигранными стопорящими витками в середине вставки. Такие вставки окрашивают в другой, обычно красный, цвет. По стандарту они обозначаются, как вставки типа B. Действие стопорного элемента основано на силе трения, которая противодействует ослаблению и самоотвинчиванию резьбового соединения.

Резьбовые вставки самозажимные1.jpg Резьбовые вставки самозажимные.jpg

Резьбовые вставки самозажимные2.jpg

Отметим, что, несмотря на то, что речь идет о ремонте и восстановлении поврежденной резьбы, наиболее интересное их применение – это усиление несущей способности резьбы в корпусных деталях, деталях сложной формы, больших размеров или высокой стоимости. Все производители акцентируют внимание потребителей на свойство усиления несущей способности резьбы при использовании резьбовых вставок. А ремонт резьбы – это уже вытекающее отсюда применение.

  Описываемые системы позволяют создать сверхпрочные резьбовые соединения, допускающие большую нагрузку в металлах низкой прочности (алюминий и сплавы на основе алюминия и магния), а также в пластике и дереве. Появляется возможность изготовления и восстановления резьбовых отверстий в тонкостенных деталях, уменьшается износ резьбы при частых завинчиваниях и отвинчиваниях. Применение пружинных вставок предоставляет конструктору свободу в выборе материала и его толщины.

Резьбовые вставки использование.jpg

  Еще одно применение резьбовых вставок – легкий переход с одной резьбы на другую, например с дюймовой на метрическую. Все просто: высверливается старая резьба, с помощью соответствующего метчика нарезается резьба под вставку и устанавливается резьбовая вставка под метрическую резьбу. В результате получаем новую необходимую нам резьбу повышенной прочности.

Возвращаясь к вопросу ремонта, нужно отметить, что резьбовые вставки хорошо зарекомендовали себя в самых разных отраслях, таких, как ремонт авто и мототехники, при ремонтах узлов, выполненных из сплавов алюминия – головки блока цилиндров, коробки передач и т.д. Резьбовые вставки очень надежны при ремонте резьбы свечных колодцев и форсунок.

Резьбовые вставки порядок установки.jpg

Содержание

  • 1 Восстановление резьбы свечного отверстия
    • 1.1 Заплавление свечного отверстия
    • 1.2 Установка вставки с опорным фланцем
    • 1.3 Установка спиральной вставки
    • 1.4 Установка самонарезной вставки
    • 1.5 Установка вставки с фиксирующим пояском
  • 2 Вставки проволочные резьбовые. Ремонт и создание резьбы. Статьи компании «ООО «ТАНТАЛ»»
    • 2.1 Система восстановления резьбы
    • 2.2 Проволочная резьбовая вставка
    • 2.3 Установка резьбовой вставки
    • 2.4 Преимущества применения резьбовых вставок

Восстановление резьбы свечного отверстия

Восстановление резьбы с помощью пружинных вставок

Повреждение резьбы свечного отверстия не позволит уплотнительному кольцу или конусу свечи надежно герметизировать цилиндр. Существует несколько способов ремонта, и некоторые из них позволяют не снимать головку блока цилиндров с двигателя.

Большинство операций технического обслуживания автомобиля производится с отворачиванием и затягиванием различных резьбовых элементов крепления. Если при этом повреждается болт, гайка или шпилька, то их заменяют новыми. В случае нарушения резьбы в корпусной детали — головке и блоке цилиндров двигателя, картере коробки передач и т.д. — чаще всего целесообразней провести ремонт.

Свечи зажигания не относятся к элементам крепления, но имеют присоединительную резьбу, основными причинами повреждения которой являются:

  • использование свечного ключа, конструкция которого не обеспечивает правильной фиксации свечи, что может привести к ее перекосу при заворачивании;
  • попадание в резьбу загрязнений. Чтобы этого избежать на двигателях с незакрытым свечным углублением (колодцем), необходимо перед демонтажем свечи отвернуть ее на один-два оборота и удалить грязь продувкой сжатым воздухом или кистью;
  • затяжка свечи с усилием, превышающим допустимое. Отраслевой стандарт 37.003.081.98 предусматривает затягивание свечи c усилием от 30 до 45 Н·м (примерно 3,0 — 4,5 кгс·м) при толщине уплотнительного кольца от 1,4 до 2,0 мм. Свечи с коническим уплотнением необходимо затягивать усилием 20-25 Н·м (примерно 2 — 2,5 кгс·м), а точная его величина указана в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля.

Восстановление резьбы в отверстии производится разными способами, которые имеют свои особенности. В каждом отдельном случае из них выбирают наиболее подходящий по конструкции детали, технологическим возможностям мастерской, трудоемкости и стоимости. При всех способах ремонта обязательными требованиями являются:

  • обеспечение соосности старого и нового резьбовых отверстий;
  • соблюдение допусков всех размеров.

Для ремонта головки используют заплавление свечного отверстия или установку резьбовой вставки — фланцевой, спиральной, самонарезной, а также с фиксирующим пояском. Вставки не должны выступать в камеру сгорания, а окончательной операцией их установки является калибровка свечной резьбы метчиком для устранения деформаций, появившихся в процессе монтажа.

Заплавление свечного отверстия

Головку блока цилиндров снимают с двигателя и сваркой заплавляют дефектное свечное отверстие.

На координатно-расточном станке (как минимум, фрезерном) производят механическую обработку углубления под свечу и восстановление привалочных плоскостей.

Затем под определенным углом сверлят новое отверстие и нарезают резьбу. Если резьба имеет наиболее распространенную размерность М14х1,25 (рис. 1), то диаметр отверстия составляет 12,7 мм.

Окончательной операцией является опрессовка головки блока — проверка ее герметичности избыточным давлением воздуха в водяной ванне с подогревом.

Интенсивный нагрев в зоне сварки может привести к образованию трещин в месте ремонта. Поэтому металл наплавляют только в крайнем случае, когда нельзя использовать другие способы или предполагается замена этой дорогостоящей детали. Например, невозможно установить резьбовую вставку из-за трещины или небольшой толщины стенки между свечным отверстием и каналом охлаждения у двигателей с четырьмя и пятью клапанами на один цилиндр.

Установка вставки с опорным фланцем

Головку блока цилиндров устанавливают на расточной или фрезерный станок. Рассверливанием свечного отверстия удаляют сорванную резьбу и нарезают новую для установки ремонтной резьбовой вставки.

Вставку изготавливают (как правило, из бронзы) на токарном станке. Внутри нарезают свечную резьбу, а если ее размерность М14х1,25, то наружную делают М18х1,25, но чаще используют наиболее распространенную М18х1,5. Технология изготовления фланцевых вставок из бронзы не может обеспечить их прочность при меньшем наружном диаметре.

Для отвода тепла от свечи вставка должна плотно «сидеть» в отверстии, поэтому ее наружная резьба имеет диаметр несколько больше номинального. На нее наносят бакелитовый лак и заворачивают в головку блока (рис. 2) с помощью свечи. Фиксируют деталь развальцовкой тонкого края вставки со стороны камеры сгорания.

При сверлении и нарезании резьбы вручную, без снятия головки блока с двигателя, невозможно обеспечить соосность нового и старого отверстий. В результате свечное отверстие может стать не пригодным к ремонту. К тому же трудно избежать попадания стружки в цилиндр и надежно зафиксировать вставку, исключив отворачивание ее вместе со свечой.

Из-за опорного фланца вставки свеча занимает нештатное положение, а использовать этот способ для ремонта головок с коническим уплотнением свечей не позволяют небольшие диаметры свечных колодцев.

Между бронзовой вставкой и алюминиевой головкой происходит процесс электрохимической коррозии, которая будет усиливаться за счет проникновения раскаленных газов из цилиндра. Это ограничивает срок службы головки, отремонтированной таким способом.

Установка резьбовой вставки с опорным фланцем возможна только на устаревших двигателях, у которых стенка между свечным отверстием и каналом охлаждения имеет достаточную толщину, а свечной колодец — подходящий диаметр.

Установка спиральной вставки

Чаще всего этот способ используют на снятой головке блока цилиндров, но, если позволяет диаметр, расположение и глубина свечного колодца, двигатель не разбирают.

Перед проведением операций необходимо проверить положения поршня и клапанов (в ремонтируемом цилиндре), чтобы обеспечить место для вворачивания инструмента.

Подготовку свечного отверстия производят комбинированным метчиком, который позволяет обойтись без металлорежущих станков. Если головка находится на двигателе, в углубления метчика закладывают пластичную смазку (например, «Литол») для удержания стружки.

Комбинированный метчик (фото 1) имеет две размерности — М14х1,25 под свечу и М16х1,25 под спиральную вставку. При заворачивании в поврежденное свечное отверстие метчик центрируется в нем и нарезает резьбу без перекоса.

Вставка (см. фото 1) представляет собой проволочную пружинную спираль ромбического сечения с загнутым технологическим поводком. Внутренний диаметр и шаг спирали соответствуют резьбе свечи, а наружный — больше ремонтной резьбы для надежной фиксации. Например: при восстановлении резьбы М14х1,25 наружный диаметр спирали в свободном состоянии будет 16,4 мм.

Спиральную вставку вворачивают за технологический поводок специальным ключом. При этом спираль сжимается, уменьшается ее наружный диаметр, позволяя вставке встать в ремонтную резьбу.

Установку ее производят со стороны свечного колодца до того момента, пока ее наружный виток не опустится на 0,5 мм ниже плоскости (рис. 3) под уплотнительное кольцо свечи.

Затем специальным бородком срубают технологический поводок, а если головка расположена на двигателе, то его обламывают и удерживают длинногубцами, чтобы избежать попадания этой части резьбовой вставки в цилиндр.

При наличии соответствующих вставок и метчиков можно восстановить резьбу не только свечных отверстий (см. таблицу).

В нашей стране пружинные спиральные вставки применяют для ремонта резьбовых отверстий с начала 40-х годов прошлого столетия. Этим способом в настоящее время пользуются и за рубежом.

Установка самонарезной вставки

Головку блока цилиндров снимают с двигателя и в свечном отверстии нарезают ремонтную резьбу комбинированным метчиком М14х1,25 и 5/8″, близкую по размерам к М16х1,25 (фото 2).

Метчик заворачивают в отверстие на глубину, достаточную для срезания его разворачивающей частью (см. фото 2) вершин ремонтной резьбы, что обеспечивает начальный момент заворачивания вставки.

Технология изготовления вставки предусматривает определенное взаимное положение витков внутренней и наружной резьбы (рис. 4). Это позволяет без снижения прочности использовать наружную резьбу меньше, чем у вставки с опорным фланцем.

Диаметр наружных витков вставки — 16,5 мм, что примерно на 0,6 мм больше предварительно нарезанной резьбы, а на ее боковой поверхности сделаны три углубления, облегчающие процесс самонарезания.

При установке специальным приспособлением (см. фото 2) вставка нарезает резьбу своего диаметра и профиля, что обеспечивает надежную ее фиксацию (см. рис. 4).

Герметичность соединения с головкой блока достигается применением термостойкого клея, который перед установкой наносят на наружную поверхность вставки. Направляющую втулку установочного приспособления (см.

фото 2) можно снять только со стороны камеры сгорания, что и вынуждает демонтировать головку с двигателя.

Данный способ позволяет ремонтировать только отверстия для свечей с уплотнительным кольцом.

Установка вставки с фиксирующим пояском

Все операции выполняют не снимая головки блока с двигателя. Перед их проведением необходимо проверить положения поршня и клапанов (в ремонтируемом цилиндре), чтобы обеспечить место для вворачивания инструмента.

Ремонтную резьбу в поврежденном свечном отверстии нарезают комбинированным метчиком М14х1,25 и М17х1,25 (фото 3).

Для улавливания стружки углубления в теле метчика заполняют пластичной смазкой, которую после нарезания резьбы удаляют.

При изготовлении вставки ее внутреннюю и наружную резьбу нарезают определенным способом, не допускающим совмещения выступов и впадин профиля (рис. 5), что обеспечивает необходимую прочность детали. Установочное приспособление (см.

фото 3) позволяет заворачивать вставку в глубокие свечные колодцы и легко демонтируется с внешней стороны головки блока. Герметичность обеспечивается термостойким клеем. Два наружных витка вставки имеют накатку (см. фото 3), которая надежно ее фиксирует (см. рис.

5) после развальцовки оправкой со специальным профилем (см.фото 3).

Данный способ позволяет ремонтировать отверстия как для свечей с уплотнительным кольцом, так и с коническим уплотнением.

(«Полезные страницы» выпуск 11, 2002)

Источник: https://motortehn.com/vosstanovlenie-rezby-svechnogo-otverstiya/

Вставки проволочные резьбовые. Ремонт и создание резьбы. Статьи компании «ООО «ТАНТАЛ»»

Восстановление резьбы с помощью пружинных вставок

Повреждение резьбы в отверстиях различных деталей явление очень распространённое. Повреждение может произойти как при изготовлении детали, так и во время её эксплуатации. Никто не застрахован от этого.

В большинстве случаев ремонт или восстановление резьбы сводится к рассверливанию отверстия под больший диаметр с последующем нарезанием новой резьбы. Однако, это не всегда удобно и не всегда возможно.

Что же делать? На помощь приходит простой и эффективный метод ремонта повреждённой резьбы с помощью проволочных резьбовых вставок. Этот впервые был применён ещё в тридцатых годах прошлого столетия, и, в настоящее время, достаточно распространён по всему миру.

К большому сожалению, у нас  он применяется крайне редко и только набирает популярность. Редкость применения объясняется элементарной неосведомлённостью о том, что такой способ вообще существует, а быстрая популяризация — простотой и удобством метода ремонта.

Производством пружинных вставок и оборудования для их установки в мире занимается очень много фирм. Производимые ими вставки могут незначительно отличаться по форме, материалу, из которого сделаны. Существуют непринципиальные отличия технологий установки, демонтажа, соответствующих инструментов  предлагаемых отдельными производителями, однако общие принципы данного метода остаются неизменными на протяжении многих лет.

Система восстановления резьбы

Комплексное предложение из резьбовых вставок, технологии их установки и инструмента обычно именуется “cистема” c добавлением отличительного фирменного названия. Например:

  • система “V-coil”
  • система “Recoil”
  • система ”BaerCoil”
  • система ”HeliCoil”
  • и так далее.

Есть и производители, предлагающие только вставки – особенно много их в Китае, где очень быстро учатся на ошибках других, и с большим энтузиазмом берут на вооружение самое передовое, что есть в мире.

Как уже отмечалось, типовая  система  состоит из проволочных резьбовых вставок и инструмента для установки этих резьбовых вставок в отверстие, которое предварительно подготавливается с помощью входящих в комплект поставки свёрл (можно использовать и свои свёрла) и специальных метчиков, немного отличающихся от стандартных. Вот тут как раз настоятельно рекомендуется применять только эти, специальные метчики.

Проволочная резьбовая вставка

Проволочные резьбовые вставки представляют собой спираль с ромбическим профилем высокой точности, на внутренней поверхности вставки таким же, как у резьбы. Изготавливаются резьбовые вставки  из разных материалов. Наиболее распространены  вставки из высококачественной нержавеющей стали, что позволяет полностью  забыть о коррозии.

Резьбовые вставки имеют определенное количество витков. Стандартно выпускаются вставки 1d, 1,5d, 2d, 2,5d, 3d. Это означает, что длина вставки равна одному диаметру, двум диаметрам и так далее. Но выпускаются и другие, специальные вставки с другими размерами.

Наибольшее распространение в мире  получили вставки снабженные установочным язычком, хотя выпускаются и пружинные проволочные вставки другой конструкции.  Установочный язычок служит только для установки вставки в предварительно подготовленное отверстие и легко обламывается после установки, благодаря специальному надрезу. При ремонте резьбы в глухих отверстиях обламывать язычок совсем не обязательно.

Установка резьбовой вставки

Рассматриваемый нами метод восстановление резьбы в отверстии общепризнан наиболее дешёвым из всех существующих. Он чрезвычайно прост — необходимо выполнить всего три действия:

1. Сверление

Отверстие с повреждённой резьбой засверливается  для удаления поврежденной резьбы. Рекомендуемый  диаметр сверла зависит от вида резьбы и её параметров, и обычно приводится каждым производителем  в специальных таблицах — рекомендациях. Производители вставок предлагают к поставке  всю гамму рекомендованных свёрл, однако ничто не мешает использовать стандартные свёрла необходимого размера.

2. Нарезка резьбы

Нарезать резьбу метчиком соответствующего диаметра. Метчики предлагаемых систем   имеют определённые отличия от стандартных, поэтому использовать метчик идущий в комплекте (рекомендуемые производителем)  ОБЯЗАТЕЛЬНО!

3. Установка проволочной пружинной вставки

С помощью специального приспособления, также входящего в комплект каждой  системы, произвести  установку резьбовой вставки в подготовленное отверстие.

В результате мы получаем новую резьбу, не только не уступающую  по своим прочностным характеристикам, оригинальной резьбе, но значительно её превосходящую.

При необходимости, резьбовые вставки с помощью специальных приспособлений, опять же входящих в “систему”,  можно извлекать.

Для обламывания и извлечения установочного язычка применяется специальный инструмент, а на вставках большого диаметра – обычные  плоскогубцы  и т.д.

Преимущества применения резьбовых вставок

Наружный диаметр каждой резьбовой вставки в свободном состоянии больше принимающей резьбы на точно рассчитанную величину.

Эта разница обеспечивает необходимый натяг в месте посадки резьбовой вставки и не даёт ей самостоятельно выкручиваться. Резьбовые вставки устойчиво и практически без зазора располагаются в принимающей резьбе.

При такой очень прочной посадке полностью отпадает необходимость использовать клей для фиксации, как в случае с классической втулкой.

Упругие свойства резьбовых вставок позволяют равномерно распределить нагрузки  и напряжения. Угловая и шаговая погрешность компенсируются по всей длине резьбовой вставки , в результате чего достигаются идеальные условия для передачи  усилия между болтом  и приёмной резьбой и, как следствие, – увеличение срока службы резьбового соединения  при любых статических и динамических нагрузках.

Для ещё более прочной посадки и, соответственно, ещё более надёжного резьбового соединения, выпускаются  специальные, блокирующиеся резьбовые вставки (такие вставки имеют другой цвет, отличный от стандартных – обычно красный).

От обычных вставок блокирующиеся отличаются тем, что один из витков выполнен в форме шестигранника. Именно это и предотвращает выкручивание резьбовой вставки вместе с болтом. А так же полностью  предотвращает самопроизвольное выкручивание резьбовой вставки и болта  при вибрациях, цикличных температурных изменениях.

Хоть мы и говорим о системах для ремонта резьбовых соединений, но наиболее интересное их применение — усиление несущей способности резьбы в корпусных деталях, деталях сложной формы, больших размеров или высокой стоимости, а также создание резьбовой поверхности в хрупких материалах.

Описываемые системы позволяют создать сверхпрочные резьбовые соединения, допускающее большую нагрузку в металлах низкой прочности (алюминий, сплавы на основе алюминия и магния), а также в пластике или дереве. Появляется возможность изготовления и восстановления резьбовых отверстий в тонкостенных деталях, уменьшается износ резьбы при частых завинчиваниях и отвинчиваниях.

Применение пружинных резьбовых вставок предоставляет конструктору свободу в выборе  материала и его толщины. Из-за уменьшения напряжений в резьбовом соединении, конструктор волен подбирать крепёжные элементы меньших размеров, чем обычно, без применения вставок.

Вследствие уменьшения места соединения и сокращения размера, например болта, а также экономии материала, рабочего пространства и веса при одинаковых или более высоких требованиях, предъявляемых к резьбовому соединению, достигается значительное сокращение затрат.

Ещё одно применение резьбовых вставок  — лёгкий переход с одной резьбы на другую, например с дюймовой на метрическую.

Спектр применения резьбовых вставок очень велик. Это и автомастерские, и авиационные мастерские, судоремонтные заводы, различные машиностроительные предприятия. Резьбовые вставки  применяются также и в медицинском оборудовании, при производстве пластмассовых изделий  и изделий из дерева — вставки  применяются везде, где нужна качественная резьба для надежных резьбовых соединений.

В качестве примера можно сказать, что в каталоге, представляющем проволочные резьбовые вставки системы ”HeliCoil”,  есть упоминание, что в конструкции самолёта Боинг 747 используются  250 000 (двести пятьдесят тысяч !!!!) различных резьбовых вставок этой системы,- и это один из факторов, способствующий высочайшей прочности и надёжности этого самолёта.

Возвращаясь к вопросу ремонта, нужно отметить, что резьбовые вставки хорошо зарекомендовали себя в самых разных отраслях, таких, как ремонт авто- и мототехники, при ремонтах узлов выполненных из сплавов алюминия — головки блока цилиндров, коробки передач и т.д.

Резьбовые вставки очень надежно ведут себя при ремонтах резьбы свечей и форсунок. Для этих целей выпускаются специальные вставки и специальный инструмент. Широкое применение резьбовые вставки получили при ремонтах турбин на атомных электростанциях.

В данном случае нужно отметить, что ремонтные вставки производятся также очень больших размеров.

Незаменимыми резьбовые вставки будут и в авиационных мастерских, в мастерских военной техники. Практически везде, где требуется быстрое восстановление поврежденной резьбы без замены узлов и механизмов.

ООО «ТАНТАЛ» выражает благодарность ООО «ШЛИФ», Республика Беларусь, за подготовку хорошей обзорной статьи.

Источник: https://oootantal.prom.ua/a137590-vstavki-provolochnye-rezbovye.html

Это тоже интересно:

  • Воспитатель в социальной сфере должностная инструкция
  • Восковая моль инструкция по применению в таблетках
  • Воск пчелиный инструкция по применению
  • Воск либерон инструкция по применению
  • Ворота футбольные kipsta инструкция по сборке

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии