Реорганизация путем выделения ООО позволяет собственникам компании создать на его базе новую (или даже несколько), не закрывая при этом основной. В нашей статье вы найдете информацию о причинах, по которым учредители могут принять решение о необходимости реорганизации, а также о порядке и правилах проведения данной процедуры.
Реорганизация ООО (общая информация)
Под реорганизацией ООО путем выделения понимают последовательность действий, по итогам выполнения которых у общества-донора появляется 1 или несколько вспомогательных предприятий, но оно не прекращает свое существование и продолжает работу. При этом в ЕГРЮЛ вносятся изменения, свидетельствующие о появлении новых экономических субъектов, обладающих определенными правами и обязанностями. Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ, право на осуществление реорганизации предоставляется учредителям (участникам) общества.
Производится реорганизация ООО путем выделения в том случае, если:
- внутренняя структура управления предприятием стала чрезвычайно громоздкой и сложной, при этом выделение организаций позволит существенно оптимизировать его деятельность;
- общество ведет свою деятельность в принципиально разных сферах, что усложняет процедуру ведения документооборота и бухучета внутри фирмы;
- между учредителями возникли разногласия, которые не позволяют им осуществлять дальнейшую совместную деятельность;
- появилась потребность в финансовом оздоровлении предприятия, работающего в убыток.
Особенностью такого способа реорганизации юр. лица является то, что вновь созданные компании не являются правопреемниками общества-донора в отношении имеющихся у него налоговых обязательств, штрафных взысканий, а также пеней. Обязанность по выплате имеющихся у головной организации задолженностей такого рода может быть возложена на созданные организации лишь в том случае, если имеется соответствующее решение суда, вступившее в законную силу (на это указывают положения п. 8 ст. 50 НК РФ).
Пошаговая инструкция по реорганизации ООО путем выделения
Чтобы произвести реорганизацию предприятия, по итогам которой у существующего общества появятся вспомогательные организации, учредителям ООО необходимо выполнить следующие действия:
1. Выполнить инвентаризацию имущества, по итогам проведения которой собственники общества получат актуальную информацию о текущей стоимости имеющихся у них активов.
2. Подготовить передаточный акт. В нем, согласно п. 4 ст. 58 ГК РФ, должна быть приведена информация о правах и обязанностях, передаваемых каждому из создаваемых предприятий.
3. Провести общее собрание участников. На нем необходимо узнать мнение всех учредителей компании, определить сроки, на протяжении которых процедура реорганизации будет завершена, а также установить порядок раздела капитала общества. Решение, принятое в ходе собрания, оформляется в виде протокола.
4. Согласно абз. п. 1 ст. 60 ГК РФ, в течение 3 дней с момента принятия такого решения необходимо уведомить о нем регистрационный орган, в роли которого выступает налоговая служба.
5. Уведомить кредиторов предприятия о грядущей реорганизации посредством публикации соответствующего информационного сообщения в журнале «Вестник регистрации». Согласно положениям абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, такое уведомление необходимо разместить 2 раза: сразу после внесения в ЕГРЮЛ информации о начале реорганизации компании и через месяц после первой публикации.
6. Подать в территориальное отделение ФНС пакет регистрационных документов, состав которого определен п. 1 ст. 14 закона «О государственной регистрации…» № 129 от 08.08.2001:
- заявление, составленное по форме Р12001;
- учредительные документы создаваемого предприятия (или предприятий);
- передаточный акт;
- квитанцию об уплате пошлины в государственный бюджет;
- документ, подтверждающий факт передачи сведений о застрахованных работодателем лицах в Пенсионный фонд.
Итогом осуществления данной процедуры становится внесение налоговым органом сведений о вновь образовавшихся предприятиях в ЕГРЮЛ. Учредителям компании выдаются выписки из реестра, которые документально подтверждают данный факт.
Решение о реорганизации ООО в форме выделения
В том случае, если у общества имеется несколько учредителей, решение о реорганизации ООО путем выделения оформляется в виде протокола собрания. Точная форма такого документа действующим законодательством не определена, поэтому секретарь мероприятия может составить его самостоятельно, указав в нем следующие сведения:
- наименование юр. лица (полное и сокращенное);
- наименование документа;
- дату и место его составления;
- время начала и окончания собрания;
- Ф. И. О. участников мероприятия;
- суммарное количество голосов, принадлежащих участникам общества, присутствовавшим на собрании;
- сведения о председателе и о секретаре собрания;
- перечень вопросов, представленных на повестке дня (о реорганизации общества, порядке и условиях выделения новых компаний, утверждении уставных документов создаваемых предприятий, утверждении передаточного акта, избрании руководства новых предприятий);
- результаты проведенного голосования.
Документ должен быть подписан всеми участниками собрания, в том числе его председателем и секретарем.
Итоги
Итак, проведение реорганизации ООО путем выделения позволяет собственникам компании создать 1 или несколько компаний-правопреемников, не закрывая уже функционирующее предприятие. Перечень прав и обязанностей, переходящих к вновь организуемым обществам, указывается в документе, носящем название «передаточный акт». Обязательства по уплате налоговых взносов, штрафов и пеней на них не возлагаются, за исключением случаев, когда организация-донор не может самостоятельно их исполнить.
Порядок действий
^К началу страницы
Независимо от формы реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) вам необходимо пройти следующую процедуру.
1
Выбираем форму
В течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации нужно в письменной форме уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации с приложением решения о реорганизации.
2
Формируем пакет документов
После того как сведения о реорганизации опубликованы дважды, нужно собрать соответствующие документы и представить их в регистрирующий орган.
Документы, связанные с завершением реорганизации, могут быть представлены в регистрирующий орган после 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации», а также истечения трёх месяцев после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации.
При реорганизации в форме преобразования публиковать сведения о реорганизации не требуется.
3
Определяемся с инспекцией
При присоединении документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения организации, к которой происходит присоединение.
4
Сдаем документы
Подать документы можно одним из нескольких удобных для вас способов.
5
Получаем документы
На 6-й рабочий день заявитель лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности может получить документы о государственной регистрации.
Документы могут направить в ваш адрес и по почте. В пределах территории Москвы документ можно получить также через DHL Express и Pony Express.
Выбор формы
^К началу страницы
В течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации нужно в письменной форме уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации с приложением решения о реорганизации.
Если в реорганизации участвуют более двух компаний, то к уведомлению прилагается решение о реорганизации каждой из них. Уведомление в этом случае направляется юридическим лицом, которое приняло решение последним, либо лицом, указанным в решении о реорганизации.
На основании уведомления регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (лица) находится в процессе реорганизации.
Заявителями при внесении сведений о начале реорганизации могут выступать:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. В случае реорганизации двух и более юридических лиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, последним принявшего решение о реорганизации либо определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Внимание! Уведомление о реорганизации публикуется в «Вестнике государственной регистрации», а также в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. В нем указываются сведения о каждом участнике реорганизации, ее форме, приводятся порядок и условия заявления кредиторами своих требований, а также иные сведения, предусмотренные законом.
Формирование пакета документов
^К началу страницы
После истечения тридцати дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации», а также истечения трёх месяцев после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации необходимо подготовить и представить в регистрирующий орган следующие документы:
- заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц) (форма № Р12016);
- учредительный документ. Представляется в одном подлинном экземпляре, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава (преобразование, разделение, выделение, слияние);
- договор о присоединении (присоединение);
- договор о слиянии (слияние);
- передаточный акт (разделение, выделение);
- квитанция об уплате госпошлины в размере 4000 руб. Сформировать квитанцию на уплату госпошлины можно с помощью сервиса «Уплата госпошлины». Квитанция представляется по желанию;
- документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда.
Внимание! Подпись заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, когда документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Внимание! При направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется!
Внимание! Документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Нужную информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запросит самостоятельно.
Подача документов
^К началу страницы
- непосредственно в инспекцию лично
- через представителя по нотариально удостоверенной доверенности
При формировании электронного пакета образы документов должны быть отсканированы с учетом определенных технических требований и заверены вашей электронной цифровой подписью (ЭП), либо нотариуса.
Перейти
Получить ЭП вы можете в Удостоверяющем центре, аккредитованным Минкомсвязью России
Внимание!
Ключ электронной подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день направления документов в налоговый орган.
Электронные документы упаковываются в транспортный контейнер с описью вложения.
Инспекция примет документы и выдаст (направит) расписку в их получении.
Получение документов
^К началу страницы
На 6-й рабочий день заявитель лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности может получить документы о государственной регистрации:
- лист записи ЕГРЮЛ;
- один экземпляр учредительного документа с отметкой регистрирующего органа.
Документы в ваш адрес могут быть отправлены по почте.
В пределах территории Москвы документы можно получить также через DHL Express и Pony Express.
Объем прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику (существующей организации или вновь создаваемой), определяется в зависимости от формы реорганизации:
-
в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);
-
в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);
-
частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).
В настоящей статье определим наиболее распространенные основания для принятия решения о реорганизации ООО, рассмотрим формы реорганизации ООО, а также опишем порядок действий, совершаемых при такой процедуре.
Основания для проведения процедуры реорганизации ООО
Существует множество факторов, под влиянием которых общество принимает в добровольном порядке решение о реорганизации, в частности:
-
необходимость в разделении бизнеса между несколькими собственниками;
-
быстрое достижение стратегических целей организации;
-
наблюдается низкая рентабельность;
-
преодоление входного барьера и быстрое проникновение в новые для организации отрасли;
-
расширение продуктовой линии;
-
экономия на масштабах производства, снижение трансакционных издержек;
-
налоговая оптимизация;
-
поглощение организацией конкурентов и т.д.
Обращаем внимание, что формальным основанием для проведения процедуры реорганизации ООО является решение его собственников.
Формы реорганизации ООО
Действующее гражданское законодательство допускает реорганизацию юридического лица в следующих формах (ст. 57 ГК РФ):
-
Слияние – это процедура, в результате которой создается новое ООО путем слияния двух и более обществ с передачей права и обязанности каждого юридического лица к вновь возникшему лицу (ст. 52 Закона об ООО).
-
Присоединение – это процедура, в результате которой одно или несколько ООО прекращают свою деятельность, а их права и обязанности переходят к другому обществу на основании универсального правопреемства (ст. 53 Закона об ООО).
-
Разделение – это процедура, в результате которой ООО прекращает свою деятельность с передачей всех его прав и обязанностей к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом (ст. 54 Закона об ООО).
-
Выделение – это процедура, в результате которой из состава ООО выделяется одно или несколько юридических лиц и к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного ООО в соответствии с передаточным актом (ст. 55 Закона об ООО).
-
Преобразование – это процедура, в результате которой ООО производит смену организационно-правовой формы (в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив) права и обязанности реорганизованного лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников) (ст. 56 Закона об ООО).
Кроме того, указанные формы могут одновременно сочетаться (например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием).
Общий порядок реорганизации ООО
Общий порядок реорганизации ООО включает в себя необходимость совершения следующих действий:
-
Проведение инвентаризации активов и пассивов обществ, участвующих в реорганизации.
-
Получение предварительного согласия антимонопольного органа в случае необходимости.
-
Составление передаточного акта.
-
Подготовка проекта договора о слиянии, договора о присоединении.
-
Подготовка проектов учредительных документов обществ, создаваемых при реорганизации.
-
Принятие решения о реорганизации на общем собрании участников (учредителей) каждого общества.
-
Уведомление регистрирующего органа о принятии решения о реорганизации с указанием выбранной формы.
-
Публикация сообщений о реорганизации общества в Федресурс и журнале «Вестник государственной регистрации».
-
Государственная регистрация организации, создаваемой в результате реорганизации.
-
Дополнительные действия, которые выполняются в зависимости от особенностей реорганизуемого общества: уведомление работников о реорганизации; проведение совместного общего собрания реорганизуемых обществ; внесение изменений о замене эмитента в решении о выпуске акций; регистрация выпуска акций; внесение изменений в учредительные документы общества и при необходимости изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Далее рассмотрим пошаговую инструкцию по реорганизации ООО.
Онлайн-сервис для комплексного юридического сопровождения деятельности компаний от создания до ликвидации
Доступный консалтинг от команды экспертов в удобном онлайн-формате для компании с любой организационно-правовой формой и любым уровнем сложности задач.
Проведение инвентаризации активов и пассивов обществ, участвующих в реорганизации
Осуществление инвентаризации является обязательным действием при реорганизации ООО, поскольку по результатам такой инвентаризации будет определен перечень активов и обязательств, которые реорганизуемое общество передаст основному юридическому лицу после реорганизации. Для проведения инвентаризации и составления инвентаризационных описей и иных документов следует руководствоваться общими принципами инвентаризации, которые приведены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49).
Получение предварительного согласия антимонопольного органа
В определенных случаях реорганизуемым юридическим лицам (в форме слияния и присоединения) следует получить предварительное согласие антимонопольного органа. Например, если суммарная стоимость активов обществ превышает 7 млрд. руб., или их суммарная выручка от реализации товаров за предшествующий реорганизации год превысила 10 млрд. руб. (п. 1 ст. 27 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Составление передаточного акта
Нынешнее законодательство имеет некоторые проблемы правового регулирования порядка составления передаточного акта при реорганизации ООО. Ранее в редакции ГК РФ до 2014 года определяющим документом правопреемства был:
-
разделительный баланс, который составлялся при выделении и разделении;
-
и передаточный акт, который составлялся при слиянии, присоединении и преобразовании.
В редакции ГК РФ, действующей с 2014 года, стал обязательным только передаточный акт, и только для реорганизации в форме разделения и выделения. Это связано с тем, что в случае слияния и присоединения права и обязанности присоединенного ООО переходят в порядке универсального правопреемства, а при преобразовании права и обязанности реорганизованного общества в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении участников (Письмо ФНС России от 14.03.2016 № ГД-4-14/4182@, п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).
Однако, до настоящего момента, соответствующие поправки в ст. 52, 53, 56 Закона об ООО в отношении составления передаточного акта при слиянии, присоединении, преобразовании не внесены.
Аналогичная ситуация в отношении разделительного баланса в ст. 54, 55 Закона об ООО, где его утверждение при реорганизации в форме разделения и выделения – обязательно, но в связи с внесением изменений в нормы ГК РФ составляется в обязательном порядке только передаточный акт при указанных формах реорганизации.
Поскольку на законодательном уровне до конца не решен вопрос об использовании разделительного баланса и передаточного акта, рекомендуется оформлять перечисленные документы в зависимости от формы реорганизации.
Подготовка проекта договора о слиянии, договора о присоединении
Договор о слиянии и договор о присоединении в соответствующих формах реорганизации составляются в обязательном порядке и утверждаются общим собранием участников в рамках решения ими вопроса о реорганизации ООО (п. 2 ст. 52, п. 2 ст. 53 Закона об ООО).
В договоре о слиянии обязательно должны быть положения о порядке и условиях слияния, порядке обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества, а также о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников (п. п. 3, 4 ст. 52 Закона об ООО).
В договоре о присоединении обязательно должны быть положения о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников и об изменениях, вносимых в устав общества, к которому осуществляется присоединение (п. 3 ст. 53 Закона об ООО).
Иных обязательных требований к содержанию договора Закон об ООО не содержит.
Подготовка проектов учредительных документов обществ, создаваемых при реорганизации
Особенностей при подготовке проектов учредительных документов обществ, создаваемых при реорганизации ООО не наблюдается, поскольку Закон об ООО не предъявляет каких-либо специальных требований к уставам.
Соответственно порядок составления точно такой же, как и при создании ООО. Рекомендуется использовать устав одного из реорганизуемых обществ, который отвечает интересам участников, и заменить в нем только сведения о существующем обществе на сведения о создаваемом обществе.
Принятие решения о реорганизации на общем собрании участников (учредителей) каждого общества. Уведомление регистрирующего органа о принятии решения о реорганизации
Как следует из п. 2 ст. 65.3, пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ вопрос о реорганизации относится к исключительной компетенции общего собрания ООО.
На общем собрании участников каждого общества принимается решение о реорганизации в одной из пяти форм, устанавливается порядок и условия такой реорганизации, о создании нового юридического лица (разделение, выделение), об утверждении передаточного акта (присоединение, слияние, разделение, выделение), об утверждении договора о присоединении (присоединение), об утверждении договора о слияния (слияние), об утверждении учредительных документов, об избрании органов нового общества (новых обществ), о порядке обмена долей участников общества на акции (вклады, паи) (преобразование).
Такое решение принимается единогласно всеми участниками общества и оформляется в виде протокола в письменной форме, а если в обществе один участник, то единолично и оформляет решение единственного участника в письменном виде (п. 8 ст. 37, ст. 39 Закона об ООО).
Принятое решение о реорганизации подлежит обязательному заверению нотариусом, если уставом или решением общего собрания не предусмотрен альтернативный способ подтверждения (без участия нотариуса).
После принятия решения о реорганизации обществ возникает обязанность незамедлительно в течении 3-х рабочих дней письменно уведомить об этом уполномоченный орган государственной регистрации по форме № Р12003 (форма установлена приказом ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@), с приложением протокола (решения) юридического лица.
В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ).
Рекомендуется в целях упрощения процедуры реорганизации, а также минимизации временных и финансовых затрат на общем собрании участников обществ определить общество, которое будет обязанным от имени всех юридических лиц участвующих в реорганизации, уведомлять регистрирующий орган, опубликовать уведомление о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации», а также вносить такие сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – Федресурс).
Как правило в качестве заявителя на уведомительном этапе выступает руководитель реорганизуемого ООО. Само заявление должно быть засвидетельствовано в нотариальном порядке, за исключением случая, когда документы подаются в форме электронных документов, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП) заявителя.
Таким образом, на уведомительном этапе о начале процедуры реорганизации подаются в регистрирующий орган следующие документы:
-
заявление (уведомление) по форме № Р12003 о принятии решения о реорганизации;
-
протокол (решение) юридических лиц, принявшего решение о реорганизацию.
После принятия регистрирующим органом положительного решения в ЕГРЮЛ вносится запись о начале процедуры реорганизации юридического лица.
Публикация сообщения о реорганизации общества в Федресурс и журнале «Вестник государственной регистрации»
В обязательном порядке в течение 3-х рабочих дней с момента решения о реорганизации публикуется уведомление об этом в Федресурс (пп. «н.6» п. 7 ст. 7.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Повторное размещение информации в Федресурс осуществляется через месяц после опубликования первого сообщения.
После получения листа записи ЕГРЮЛ от регистрирующего органа о нахождении юридического лица в процессе реорганизации следующий шаг — публикация сообщения о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 60 ГК РФ, Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355). Вторая публикация в указанном журнале осуществляется не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца с момента размещения первого уведомления. Без указанных публикации в государственной регистрации реорганизации будет отказано.
Обращаем внимание, если реорганизуемому лицу известны его кредиторы, то необходимо их уведомить также в письменном виде в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган (п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
В случае не публикации сведений о реорганизации юридического лица возникают следующие последствия:
-
наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 до 50 тыс. рублей и дисквалификация на срок от 1 года при повторном нарушении в соответствии с п. 7, 8 ст. 14.25 КоАП;
-
отказ инспекции ФНС России в государственной регистрации процедуры реорганизации общества.
Государственная регистрация организации, создаваемой в результате реорганизации
После истечения 30 дней с даты второго сообщения о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации», а также истечения 3х месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации необходимо подготовить и представить в регистрирующий орган (по месту нахождения директора (слияние, выделение, преобразование), по месту нахождения основного ООО (присоединение, разделение)) следующие документы:
-
заявление (уведомление) по форме № Р12016 в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц);
-
учредительный документ (представляется в одном подлинном экземпляре, за исключением, если юридическое лицо действует на основании типового устава (слияние, разделение, выделение, преобразование);
-
договор о присоединении (присоединение);
-
договор о слиянии (слияние);
-
передаточный акт (разделение, выделение);
-
квитанция об уплате госпошлины (при направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать госпошлину не требуется);
-
документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда (рекомендуется представить, но не является обязательным).
Подача документов на всех этапах реорганизация возможна следующими способами: путем непосредственного обращения в инспекцию, через МФЦ, почтовым отправлением, через Единый портал госуслуг, интернет-сервис на сайте ФНС России, мобильное приложение (при наличии УКЭП), через нотариуса при личном обращении к нему за отдельную плату (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
После рассмотрения представленных документов и при положительном решении уполномоченного органа процедура реорганизации ООО считается завершенной только после государственной регистрации новых или обновленных юридических лиц или по факту внесения записи в ЕГРЮЛ (при присоединении).
Дополнительные действия, которые выполняются в зависимости от особенностей реорганизуемого общества
После внесения записи в ЕГРЮЛ о начале реорганизации и до подачи документов на регистрацию может потребоваться совершение следующих дополнительных действий:
-
Уведомить работников о реорганизации.
В случае наличия работников в реорганизуемом общества, их следует уведомить о реорганизации под подпись не позднее двух месяцев до даты реорганизации (ст. 74 ТК РФ).
-
Проведение совместного общего собрания реорганизуемых обществ.
Такое собрание проводится в том случае, если в устав общества, к которому осуществляется присоединение, вносятся изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также решаются иные вопросы, в том числе об избрании органов общества (п. 3 ст. Закона об ООО). Также совместное общее собрание участников обществ проводится и при реорганизации в форме слияния, когда решается вопрос об избрании органов ООО (п. 4 ст. 52 Закона № 14-ФЗ).
-
Внесение изменений о замене эмитента в решении о выпуске облигаций.
В случае, если реорганизуемое общество выпускало облигации, то необходимо совершить действия по внесению изменений о замене эмитента в решении о выпуске облигации.
-
Регистрация выпуска акций путем подачи заявления и документов.
Данный этап проводится при преобразовании ООО в АО, если из ООО выделяется АО, при разделении ООО создается АО.
Дополнительно, в процедуре реорганизации в форме присоединения скорее всего потребуется внести изменения в учредительные документы общества-правопреемника, поскольку при указанной форме может происходить увеличение уставного капитала, увеличение количества участников за счёт участников присоединенного ООО, а также избраться новые органы ООО.
В таком случае для регистрации данных изменений в регистрирующий орган подаются следующие документы:
-
заявление (уведомление) по форме № Р13014 о внесении изменений в учредительные документы общества и при необходимости изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ;
-
учредительный документ (устав в новой редакции);
-
протокол (решение) общего собрания учредителей юридических лиц;
-
квитанция об уплате госпошлины (при направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать госпошлину не требуется).
Вне зависимости от выбранной формы реорганизации ООО, это сложный и многоэтапный процесс. Только при соблюдении всех законодательных норм возможно проведение процедуры без штрафов и иных санкций.
Чтобы провести процедуру без нарушений действующего законодательства, обратитесь за помощью к юристам компании «Консалтинг Онлайн». Они проведут для вас бесплатную консультацию и помогут с прохождением всех этапов реорганизации. Также на сайте вы можете скачать дорожные карты по процедуре любой формы и получить из них ценную информацию о прохождении процесса без нарушений и в установленном законом порядке.
Онлайн-сервис для комплексного юридического сопровождения деятельности компаний от создания до ликвидации
Получите бесплатную консультацию
Реклама: АО «КОНСАЛТИНГ ОНЛАЙН», ИНН: 2310203967, erid: LjN8KDRh4
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 55
1. Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.
2. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если единственным участником выделяемого общества является реорганизуемое общество, общее собрание последнего принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, а также утверждает устав выделяемого общества и разделительный баланс, избирает органы выделяемого общества.
3. При выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом.
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена пятью способами: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК РФ). В статье мы рассмотрим процесс реорганизации путем выделения.
Публикация
Правовые основы реорганизации
Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п.1 ст.55 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом (п. 4 ст. 58 ГК РФ). Разделительный баланс, должен содержать сведения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 59 ГК РФ).
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь созданные юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).
При этом, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Со своей стороны, кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ).
Шаг 1 – принимаем решение о реорганизации
Первым в цепочке документов должно стать решение о реорганизации, принятое учредителями (участниками) общества. Однако нормами гражданского права единой формы этого документа не предусмотрено. Рекомендуется указывать в документе следующую информацию (п.3 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44Н (далее – Методические указания)):
- сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- способ оценки передаваемого (принимаемого) в порядке правопреемства имущества и обязательств;
- порядок формирования уставного капитала вновь созданного общества и его величины;
- направление (распределение) чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет реорганизуемого общества и т.п.
О принятом решении в письменной форме необходимо известить регистрирующий орган (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ)). Сделать это нужно в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации. Рекомендуемая форма письменного сообщения о начале процедуры реорганизации прилагается к письму Минфина РФ от 23.01.2009 № МН-22-6/64@. К сообщению прикладывается решение о реорганизации. На основании письменного сообщения о начале процедуры реорганизации и приложенных к нему документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации реорганизуемое юридическое лицо дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ, ст. 60 ГК РФ). В настоящее время данные о государственной регистрации юридических лиц опубликовываются в журнале «Вестник государственной регистрации».
Кроме того о принятом решении нужно известить налоговый орган по месту учета (пп. 4 п.2 ст.23 НК РФ). Сделать это нужно в течение трех рабочих дней со дня принятия решения по форме N С-09-4 «Сообщение о реорганизации или ликвидации юридического лица» (Приложение 4 к Приказу ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@).
Шаг 2 — проводим инвентаризацию
Вторым шагом процесса реорганизации является проведение инвентаризации (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 23.02.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Результаты инвентаризации следует отразить в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация (п.5.5 Методических указаний).
Шаг 3 – формируем разделительный баланс
На следующем этапе реорганизации формируется разделительный баланс, — документ, который отражает передачу активов и обязательств в порядке правопреемства.
Форма разделительного баланса законодательно не утверждена, но он должен содержать информацию, касающуюся реорганизации компании: полное наименование реорганизуемого юридического лица и его правопреемников, организационно-правовая форма, дата и форма реорганизации, правопреемство.
В самом балансе должны быть отражены активы, обязательства и собственный капитал реорганизуемого предприятия, а также распределение балансовых статей между балансами правопреемников.
Основанием для составления разделительного баланса служит бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед оформлением передачи имущества. Эту отчетность нужно приложить к разделительному балансу.
Оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации имущества производится в соответствии с решением учредителей, — по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости: фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др. (п.7 Методических указаний).
Далее приступаем к распределению активов и обязательств между реорганизуемой организацией и выделяемой. При этом следует учесть несколько моментов.
Во-первых, распределять имущество следует в соответствии с уставной деятельностью выделившихся организаций, а также с функциональным назначением имущества, которое им передают.
Во-вторых, надо не забыть про собственный капитал. Например, вместе с передачей переоцененного средства следует передать и соответствующую сумму добавочного капитала. Если передаваемые основные средства были приобретены за счет целевых поступлений, то при их передаче должно быть передано и сальдо по счету 98 «Доходы будущих периодов».
Пример 1:
ОАО «Альфа» в ходе реорганизации передает выделенному из нее обществу ЗАО «Бета» объект основных средств (ОС), который ранее был дооценен. При этом уставный капитал ОАО «Альфа» разделяется. В соответствии с решением учредителей оценка передаваемого ЗАО «Бета» имущества производится по остаточной стоимости. Уставный капитал ОАО «Альфа» уменьшается на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта ОС. Восстановительная стоимость объекта ОС равна 144 000 руб. По состоянию на дату передачи остаточная стоимость равна 127 200 руб.; сумма начисленной по данному объекту ОС амортизации (с учетом переоценки) — 16 800 руб. Сумма дооценки, отраженная на счете 83, равна 22 000 руб.
Данные операции отражаются в учете ОАО «Альфа» следующими проводками:
Дебет 80 Кредит 01
144 000 руб. – уменьшено сальдо по счету учета объектов ОС на сумму восстановительной стоимости переданного объекта ОС;
Дебет 02 Кредит 80
16 800 руб. – уменьшено сальдо по счету учета амортизационных отчислений на сумму амортизации, начисленной по переданному объекту ОС;
Дебет 83 Кредит 84
22 000 руб. – уменьшен добавочный капитал на сумму дооценки объекта ОС, переданного организацией ОАО «Альфа» выделенному из нее ЗАО «Бета».
В-третьих, вместе с имуществом должно быть передано и сальдо по регулирующим счетам.
Это означает, что сомнительная дебиторская задолженность передается правопреемнику вместе с соответствующей суммой резерва по сомнительным долгам. А резервы под обесценение финансовых вложений передаются вместе с соответствующими финансовыми вложениями. Кроме того, дебиторскую и кредиторскую задолженность по одному и тому же контрагенту лучше передавать одному из правопреемников.
Как правило, кредиторскую задолженность реорганизуемого предприятия распределяют между правопреемниками пропорционально величине переходящих к ним активов. В таком же порядке распределяется собственный капитал предприятия.
Пример 2
ОАО «Альфа» в ходе реорганизации передает выделенному из нее обществу ЗАО «Бета» дебиторскую задолженность покупателя в сумме 472 000 руб. и равную ей сумму резерва по сомнительным долгам:
Дебет 63 Кредит 62
472 000 руб. – передана дебиторская задолженность.
В отношении передачи данных налогового учета реорганизуемого предприятия необходимо учесть следующее обстоятельство. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает (п. 8 ст. 50 НК РФ).
Шаг 4 — формируем «заключительную» и «переходную» отчетность
Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (п.4 ст.16 Федерального закона N 129-ФЗ). Моментом государственной регистрации является внесение регистрирующими органами соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
На дату внесения записи в ЕГРЮЛ реорганизуемое предприятие составляет заключительную бухгалтерскую отчетность, в которой отражается имущество и обязательства организации перед их непосредственной передачей вновь созданному юридическому лицу.
Чаще всего данные заключительной отчетности отличаются от данных разделительного баланса, так как с момента составления разделительного баланса до составления заключительной бухгалтерской отчетности предприятие продолжало свою хозяйственную деятельность. Так же расходы, связанные с текущей деятельностью реорганизуемого предприятия (расчеты с кредиторами, с бюджетом и внебюджетными фондами, начисление амортизации по передаваемому имуществу и расходы на его содержание, заработная плата работников) учитываются в составе затрат реорганизуемого предприятия при составлении заключительной бухгалтерской отчетности (п. 36, 37 Методических указаний). А при составлении заключительной бухгалтерской отчетности учитываются расходы, связанные с реорганизацией, и операции по вводу в эксплуатацию основных средств.
Так же на эту дату реорганизуемое предприятие составляет «переходную» бухгалтерскую отчетность. Она должна отражать имущество и обязательства организации после проведенной реорганизации, то есть уже после того, как из ее состава выделилось новое общество.
При составлении «переходной» бухгалтерской отчетности меняются только показатели бухгалтерского баланса. Их нужно отражать в соответствии с уточненными данными разделительного баланса.
Реорганизуемое предприятие может не менять величину уставного капитала. В этом случае имущество, переданное выделившейся организации, отражается в бухгалтерском учете реорганизованного предприятия как финансовые вложения, а у выделяемой организации — как взнос в уставный капитал.
Шаг 5 – формируем «вступительную» отчетность
Вновь созданная организация так же формирует бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации. Эта отчетность называется «вступительной». В ее основе лежит разделительный баланс.
Отразить в бухгалтерской отчетности сведения о реорганизации бухгалтер сможет лишь после того, как получит все необходимые для этого документы (п. 4 Методических указаний):
- решение о реорганизации предприятия;
- учредительные документы вновь созданных обществ;
- свидетельства о государственной регистрации;
- разделительный баланс.
Во вступительной бухгалтерской отчетности отражают размер уставного капитала новой организации, зафиксированный в решении учредителей о реорганизации. Если реорганизуется акционерное общество, необходимо сравнить величину чистых активов вновь созданного АО с величиной его уставного капитала. Если обе величины равны, то данные в бухгалтерском балансе менять не нужно.
Если размер уставного капитала оказался меньше величины чистых активов, то сумму превышения нужно отразить по строке «Нераспределенная прибыль».
В случае если величина чистых активов окажется меньше размера уставного капитала, то разницу между ними нужно указать в бухгалтерском балансе как непокрытый убыток по строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Наконец, первые самостоятельные балансы сформированы. Можете смело приступать к ведению учета новых юридических лиц.
Поделиться в социальных сетях:
Материалы по теме
-
20.09.2017
Книги, Монографии
Капиталина Офшорова4877
Азбука оффшора
-
20.08.2019
Доклад
Ксения Тимченко
94
Актуальные и сложные вопросы по зарплатным налогам (НДФЛ и страховые взносы)
-
22.12.2015
Семинар
6206
Актуальные проблемы использования оффшоров в сделках с недвижимым имуществом
-
17.02.2014
Форум
Альберт2145
Альтернатива Сейшелам
-
21.01.2011
Доклад
3414
Английский холдинг, как гибкий инструмент владения и управления активами.
-
21.01.2011
Доклад
3637
Английское LLP: перспективы limited liability partnership в международном налоговом планировании.
-
19.05.2017
Форум
Жанна1160
Аудит
-
13.07.2016
Форум
Хамзат
+11996
Аудиторское заключение
-
23.11.2009
Форум
Румянцева Татьяна Геннадьевна1338
Бланки строгой отчетности при оплате наличными
-
21.01.2011
Доклад
2718
Британские Виргинские и Сейшельские острова: пристальный взгляд на самые популярные оффшоры. Сравнительные характеристики.
-
03.02.2009
Семинар
2401
Британские Виргинские Острова. 1001 вопрос про оффшор. Корпоративное законодательство: Изменения, правоприменительная практика, тенденции развития
-
16.02.2007
Семинар
2813
Британские Виргинские Острова. 1001 вопрос про это.
-
18.09.2008
Семинар
4006
Британские Виргинские Острова. 1001 вопрос про это. Корпоративное законодательство: Изменения, правоприменительная практика, тенденции развития
-
09.02.2011
Семинар
1625
Британские Виргинские Острова. Законодательные требования. Соблюдение конфиденциальности в современных условиях.
-
12.02.2008
Семинар
2047
Британские Виргинские острова. Обзор корпоративного законодательства BVI
-
21.04.2010
Форум
Ольга Бектова1482
Бухгалтерский учет амортизации имущества
-
21.01.2011
Доклад
Анна Антонова
2988
Великобритания: новации английского корпоративного законодательства. UK Companies Act, 2006.
-
22.02.2011
Бумажные и Интернет СМИ
Анна Антонова
-2
+1353364
Великобритания: новый закон о компаниях. Основные новеллы, практика применения
-
27.05.2016
Семинар
5475
Великобритания: практические аспекты налогового планирования, обзор законодательства, новые инструменты, типовые схемы, судебная практика.
-
21.01.2011
Доклад
2444
Виды доходов, получаемых физическими лицами от нерезидентов, их типологизация и налогообложение.
-
16.04.2012
Форум
Ольга791
Внесение изменений в учредительные документы. Сдача отчетности.
-
15.11.2017
Форум
Татьяна2281
Деньги под отчет
-
09.01.2017
Форум
Наталья996
Достаточно ли отчетности о прибыли и убытках КИК?
-
21.01.2011
Доклад
Алина Васина
2786
Дробление бизнеса: бизнес-целесообразность или уклонение от налогов.
-
03.07.2015
Бумажные и Интернет СМИ
Алина Маринич
-2
+17248459
Законные и незаконные операции со средствами на счетах физических лиц-резидентов РФ, открытых в банках за пределами РФ
-
05.04.2012
Семинар
3510
Иностранные холдинги. Выбор юрисдикции. Применение в Российской корпоративной практике.
-
28.05.2009
Форум
Юлия Анатольевна807
Использование бланков строгой отчетности индивидуальным предпринимателем при оказании услуг населению
-
21.01.2010
Форум
Бухгалтер3345
Исправление ошибок в форме N 4-ФСС “Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования”
-
18.02.2017
Бумажные и Интернет СМИ
Елена Данкова
-2
+3
6592
Какие налоговые выгоды сулит реорганизация компании с нерезидентом
-
21.01.2011
Доклад
4054
Какой оффшор удобней. Выбор оптимальной юрисдикции. Сравнительные характеристики, практические рекомендации.
-
08.09.2016
Доклад
Марина Волкова
2479
Канадские компании и партнёрства – особенности создания и администрирования
-
09.02.2020
Форум
Александра2483
КИК – штраф 100000 руб – а что дальше?
-
23.03.2017
Форум
Елена1159
КИК: документы и их копии
-
26.06.2012
Семинар
2998
Кипр после вступления в ЕС. Продолжают ли работать оффшорные механизмы?
-
17.02.2012
Семинар
2489
Компании в Германии: процедура регистрации. Налоги и налогообложение немецких юридических лиц. Открытие счета в немецком банке. Покупка недвижимости в Германии и получение вида на жительство в Германии
-
31.05.2016
Семинар
4869
Компании в Гонконге: рациональное использование в корпоративном строительстве и хозяйственной деятельности. Налоговые аспекты, корпоративные вопросы, банковские счета
-
21.01.2011
Доклад
3228
Краткий обзор налоговой системы Гонконга. Основные налоги, формы отчетности, аудит.
-
21.01.2011
Доклад
4455
Краткий обзор налоговой системы Кипра. Основные налоги, формы отчетности, аудит.
-
21.01.2011
Доклад
13527
Краткий обзор налоговой системы США. Основные налоги. Формы отчетности. Налогообложение входящих и исходящих финансовых потоков.
-
19.03.2019
Форум
Ольга
-1
+2830
Кто исчисляет и уплачивает налог на имущество?
-
16.06.2016
Форум
К.К.1360
Ликвидация компании на BVI (аудит и отчетность)
-
16.11.2016
Форум
Ирина724
Ликвидация компании на Маршалловых островах
-
01.01.2014
Бумажные и Интернет СМИ
-1
+1
6535
Модернизация корпоративного законодательства Гонконга
-
14.01.2016
Форум
Дмитрий2394
Налоговая просит информацию по КИК. Правомерность.
-
20.05.2014
Семинар
5316
НДС в России, VAT за рубежом. Все что Вы хотели знать про НДС, но боялись спросить
-
15.02.2018
Форум
Виктор5870
НДФЛ за накопленные деньги на счете КИК за прошлые года
-
11.04.2017
Форум
Артур1078
Нулевая отчетность после CRS
-
20.01.2012
Форум
Татьяна1620
О порядке ведения кассовых операций с января 2012 года
-
21.04.2023
Бумажные и Интернет СМИ
Дарья Антипова
124
Обзор последних изменений по требованиям к отчётности в оффшорных юрисдикциях (БВО/Белиз/Сейшелы)
-
14.06.2021
Форум
Инга3831
Объединение ЗАО и ООО