Выход учредителя из НКО
Итак, Вы зарегистрировали Некоммерческую организацию и через какой-либо промежуток времени решили, что больше не желаете принимать участие в ее работе и вообще Вам это больше не интересно. В голове сразу возникает вопросы, как выйти из такой организации?
Все зависит от многих факторов таких как организационно-правовая форма юридического лица, количество учредителей, структура органов управления и т.д.
- Из какой формы НКО может выйти учредитель?
- Как это происходит и какой нужен список документов на выход учредителя?
- Случай из практики
- Выход учредителей при купле-продаже НКО
Из какой формы НКО может выйти учредитель?
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. От 02.07.2021) «О некоммерческих организациях»учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Допускается ли выход абсолютно из всех форм НКО? Нет, не допускается. В такой форме Некоммерческой организации как частное учреждение учредитель не может быть изменен.
Выход из состава учредителей частного учреждения законодательством не предусмотрен. Информация об учредителе частного учреждения заносится в Единый государственный реестр единожды в соответствии с решением единственного учредителя о создании Частного учреждения, которое предоставляется в Минюст при государственной регистрации частного учреждения, и в последующем такие данные изменению не подлежат.
Федеральная налоговая служба также разъясняет, что не из всех форм Некоммерческих организаций могу выйти учредители. До 2016 года учредитель был не в праве выйти из числа учредителей НКО.
В соответствии с Федеральным законом от 31.01.2016 № 7-ФЗ такое право получили учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций.
В УНФС по орган по месту нахождения НКО документы можно подать лично, по почте или может подать наш сотрудник по доверенности.
Кроме того, не допускается выход единственного учредителя из любой формы НКО. Нельзя оставить организацию без учредителя. Поэтому если Вы являетесь единственным учредителем, скажем Автономной некоммерческой организации, то Вам необходимо сначала ввести в состав Организации учредителя, а только потом уже выходить из числа учредителей АНО.
Также не стоит путать учредителя и члена корпоративной некоммерческой организации, скажем Ассоциации. Так если учредитель желает выйти из числа учредителей такой организации, это не значит, что он автоматически исключается из состава членов. Сведения о таком лице, как об учредителе, исключаются из Единого государственного реестра юридических лиц, но такое лицо не исключается из членов Ассоциации он продолжает быть и учувствовать в управлении Ассоциацией.
Для того, чтобы лицу полностью выйти из состава корпоративной некоммерческой организации ему необходимо выйти из состава учредителей и из состава членов такой НКО.Для того чтобы выйти из числа учредителей Некоммерческой организации должно иметься основание – это собственное желание учредителя. При это не требуется согласие других учредителей, участников или членов Некоммерческой организации. Обратите внимание, что выход из числа учредителей некоммерческой организации осуществляется не через Министерство Юстиции, а через Управление Федеральной Налоговой Службы в том регионе, в котором зарегистрирована Некоммерческая организация. Регистрация изменений занимает около недели. Никакие государственные пошлины оплачивать не требуется.
Как это происходит и какой нужен список документов на выход учредителя?
Для того, чтобы выйти из состава учредителей Некоммерческой организации, необходимо совершить ряд действий. Первое это подготовить необходимые документы на выход учредителя из состава Некоммерческой организации (Общественной организации, Ассоциации, Коллегии адвокатов, Адвокатского бюро, Автономной некоммерческой организации, Фонда).
Требуется подготовить заявление по форме Р13014 на выход учредителя, заявление-уведомление о выходе на имя действующего руководителя Некоммерческой организации, а также сопроводительное письмо в УФНС. В заявление по форме Р13014 указываем реквизиты юридического лица, паспортные данные исключаемого учредителя, телефон, почту, а также заявителя. Обратите внимание, что заявителем в данном случае выступает именно выходящий учредитель, а не действующий руководитель компании, как это бывает в иных изменения в Некоммерческой организации. Заявление по форме обязательно необходимо заверить у нотариуса заявителю, то есть подпись заявителя должна быть поставлена в присутствии нотариуса. Тем самым нотариус удостоверяет волеизъявление учредителя выйти состава учредителей Некоммерческой организации. Сопроводительное письмо и заявление на имя руководителя подписывается каждый в двух экземплярах. При подаче документов в УФНС на втором экземпляре ставится отметка налогового органа и возвращается Вам обратно. С возвратным экземпляром потом можно получить выписку НКО из ЕГРЮЛ с внесенными изменениями.
С многочисленными проблемами сталкиваемся при заверении формы Р13014 на выход учредителя. Как уже говорилось ранее, такая форма должна быть заверена у нотариуса, да вот только не все нотариусы знают законодательство о Некоммерческих организациях в следствие чего они требуют корректировать документы, которые и так подготовлены в соответствии действующему законодательству Российской Федерации. Например, часто нотариус просит поменять заявителя с учредителя на руководителя Организации, обосновывая это тем что при внесении изменений в НКО заявителем выступает именно руководитель НКО, при этом совсем не учитывая положения статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. От 02.07.2021) «О некоммерческих организациях». Также при оформлении заверении такого заявления нотариус часто приравнивает НКО к ООО и требует предоставить уставные документы Некоммерческой организации, а также решение высшего органа управления НКО об исключении учредителя, что также является ошибкой. При выходе учредителя из состава учредителей НКО решения никаких органов управления Некоммерческой организации не требуется, так как это дело добровольное и требуется только волеизъявление учредителя.
Возникают сложности при оформлении нотариальной доверенности, также по аналогии с ООО нотариус спешит подготовить доверенность от юридического лицо, когда в данном случае доверенность должна предоставляться физическим лицом – исключаемым учредителем.
Как видите, процедура не очень сложная на первый взгляд, но по факту возникает очень моментов, которые вызывают массу вопросов. Без проблем вывести учредителя из состава НКО Вам поможет только опытный юрист, знающий все законодательство о НКО, а также имеющий большой практический опыт в данной сфере.
Случай из практики
Данная тема является достаточно узкопрофильной и подобные случаи встречались нечасто, но ситуация сильно обострилась в связи с нахлынувшей пандемией.
Итак, существуют разные формы Некоммерческих организаций и в зависимости от той или иной формы НКО учредители имеют разную компетенцию. В некоторых НКО — это лишь инициативная группа, которая создает организацию, а после все борозды правления переходят к ее высшему коллегиальному органу управления Фонд. А есть Автономные некоммерческие организации, где компетенция учредителя очень весомая.
Гражданским Кодексом Российской Федерации предусмотрено, что Автономную некоммерческую организацию может создать одно лицо (то есть АНО может иметь одного учредителя). Также в АНО может быть сформирован высший коллегиальный орган управления (совет, правление), а может и не формироваться и тогда функции высшего органа управления будет осуществлять единственный учредитель Автономной некоммерческой организации.
Кроме того, тот же Гражданский Кодекс разрешает нам назначить на должность единоличного исполнительного органа (руководителя АНО – Директора, Президента, Председателя) одного из учредителей-граждан.
Если сложить вышесказанное, то мы поймем, что в АНО может быть только один учредитель, который вправе быть ее руководителем.
Некоторое время назад мы столкнулись с тупиковой ситуацией, и связана она с внезапной смертью единственного учредителя Автономной некоммерческой организации, который, к тому же, являлся высшим органом управления и Директором Организации.
Автономная некоммерческая организация представляла собой Продюсерский центр. АНО работала более 10 лет, в деятельности АНО принимали участие известные артисты, певцы, актеры и т.д. В собственность АНО было приобретено помещение, работали студии для детей, в целом в работе Автономной некоммерческой организации было задействовано более 500 человек.
Действующее законодательство не предусматривает в такой ситуации возможность создания новых органов Автономной некоммерческой организации, например, создание высшего коллегиального органа АНО, исполнительных органов, как и не предусматривается прием новых учредителей, смена Директора, так как такие решения должны быть приняты только учредителем АНО.
Получается, что в сложившейся ситуации отсутствует возможность принятия ключевых решений по деятельности АНО – нельзя изменить структуру органов управления, сдать бухгалтерскую отчетность, распоряжаться средствами на счетах и т.д.
Так как АНО – организация некоммерческая, право участия в организации не передается по наследству. Деятельность организации становится парализованной.
В отличие от такой формы НКО, как частное учреждение, к наследникам единственного учредителя АНО его права на имущество АНО не переходят.
Кроме того, на сегодняшний день, отсутствует возможность официального прекращения деятельности Автономной некоммерческой организации, а также отсутствует возможность передачи имущества на цели создания АНО, которые предусмотрены действующим уставом Автономной некоммерческой организации.
Итак, действующие законодательство РФ и имеющаяся практика не имеет каких-либо возможностей решения сложившейся ситуации.
У наследников учредителя и у других лиц отсутствует право управления организацией, а также право на имущество организации. По сути масштабная организация, с огромным количеством сотрудников, ведущая активную деятельность внезапно прекращает свою работу.
Аналогичная ситуация складывается при прекращении деятельности юридического лица – учредителя АНО.
Выход учредителя при купле-продаже НКО
Всем широко известно такое понятие, как «продажа готового бизнеса». Если раньше этим понятием обозначали только покупку ООО, то сейчас появилась возможность покупки готовой НКО.
Конечно же, недопустимо использование такого понятия, как «продажа организации», ведь юридических лица представляют собой самостоятельный субъект гражданского оборота.
Однако сделки купли-продажи НКО все же заключаются. Как это происходит?
Так как в Некоммерческих организациях отсутствует уставной капитал, то купля-продажа происходит путем переоформления НКО с одних лиц, на других. Можно поменять наименование, устав, состав органов управления, ввести новых учредителей (фонд, АНО) и вывести прежних, поменять юр. адрес, руководителя, ОКВЭДы.
По факту Вы получаете организацию, но для того, чтобы не было в ней информации о прежних лица, требуется вывести учредителей из состава НКО. Вывод учредителей при купле-продаже НКО — это последний этап, так как нельзя сначала вывести прежних учредителей, а потом ввести новых. Обратите внимание, что ввод новых учредителей в состав корпоративных НКО запрещен (Общественные организации, Ассоциации, Коллегии адвокатов, Адвокатское бюро.
Остались вопросы?
Пишите или звоните!
8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.
Вам так же может быть интересно:
- Ликвидация НКО
- Ответственность учредителей и органов управления НКО
- Как оформить руководителя НКО в 2023 году
- Менеджер развития НКО
ФНС России разъяснила порядок выхода из состава учредителей некоммерческих организаций
Дата публикации: 10.04.2020 11:00
ФНС России разъяснила, что учредители не всех некоммерческих организаций имеют право выходить из состава их учредителей.
До 2016 года учредители некоммерческих организаций не имели возможности выходить из состава учредителей таких организаций. В соответствии с Федеральным законом от 31.01.2016 № 7-ФЗ такое право получили учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций.
Чтобы выйти из состава учредителей данное лицо должно представить, согласно п. 2.2 ст. 17 и ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в регистрирующий орган по месту нахождения организации заявление по форме № Р14001 лично, в электронном виде или по почте.
ФНС России обращает внимание, что данное правило не распространяется на религиозные организации. Их учредители сохраняют свой статус в качестве учредителей таких организаций.
Согласно статье 50.1, статье 13 Закона № 7-ФЗ учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшее решение о ее создании.
По общему правилу изменение состава лиц, принявших решение о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) невозможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Такие случаи предусмотрены пунктами 3 и 4 статьи 15 Закона № 7-ФЗ и пунктом 2.2 статьи 17 Закон № 129-ФЗ).
В соответствии с указанными нормами изменение сведений об учредителях, в том числе с последующим изменением сведений о них в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в фондах возможно в двух случаях: при добровольном выходе лица из состава учредителей и принятии в состав учредителей организации нового лица (лиц).
Указанный порядок выхода из состава учредителей предполагает наличие соответствующего волеизъявления лица, принявшего решение о своем выходе, в связи с чем возможность и порядок исключения из ЕГРЮЛ сведений об учредителях фондов – юридических лицах, правоспособность которых прекращена, равно как и о физических лицах в связи с их смертью действующим законодательством не предусмотрены, поэтому указанные сведения в ЕГРЮЛ изменению не подлежат.
Для приема в состав учредителей фонда нового лица также требуется волеизъявление, но уже «действующих» его учредителей, оформленное соответствующим их решением. Прием в состав учредителей фонда нового лица взамен умершего единственного учредителя по решению высшего или исполнительного его органов не представляется возможным.
Сведения об учредителях фонда – юридических лицах, правоспособность которых прекращена, или о физических лицах в связи с их смертью могут быть исключены из ЕГРЮЛ на основании соответствующего судебного акта по заявлению заинтересованных лиц (лица). Решением суда также может быть определен новый учредитель фонда.
В случае если судом в удовлетворении заявленных требований об определении единственного нового учредителя фонда отказано, фонд подлежит ликвидации.
При наличии в составе учредителей фонда действующих лиц в случае отказа суда в удовлетворении заявленных требований об исключении из ЕГРЮЛ сведений о ликвидированных и умерших учредителях и (или) до обращения заинтересованных лиц в суд следует учитывать, что принятие решений по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции учредителей фонда, осуществляется оставшимся его учредителем (учредителями).
При наличии сведений об учредителях фонда в уставе в случае ликвидации и (или) смерти одного из них в устав могут быть внесены изменения, указывающие на причину изменения состава учредителей фонда.
Обращаем внимание, что учредители фонда не имеют в отношении него каких-либо имущественных прав. В соответствии со статьей 123.17 Гражданского кодекса общественно полезным фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Другие вопросы по теме
- О разъяснении порядка создания международного общественного объединения
- О разъяснении порядка создания политической партии
- О порядке создания профессионального союза
- Каким образом получить сведения из реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг Минюста России, доступна ли самостоятельная выгрузка сведений из указанных реестров с сайта Минюста России, если да, то в каком формате?
- Какие документы требуются для внесения в реестр сведений о филиалах и представительствах иностранных некоммерческих организаций и в какие сроки их необходимо подать?
- Куда обращаться с пакетом документов для внесения в реестр сведений о филиалах и представительствах иностранных некоммерческих организаций и взимается ли за это госпошлина?
- Какая отчетность предусмотрена действующим законодательством для структурных подразделений иностранных некоммерческих организаций и в какие сроки подается в Минюст России?
- Порядок внесения изменений в сведения об учредителях автономной некоммерческой организации
- Виды экономической деятельности автономной некоммерческой организации
- Как выйти из состава учредителей местной религиозной организации?
- Вправе ли религиозные организации проводить заседания коллегиальных органов управления посредством проведения заочного голосования?
- Обязана ли религиозная организация представлять отчет о своей деятельности?
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 декабря 2016 г. N 11-141929/16
Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев в рамках компетенции обращение о разъяснении порядка заполнения заявления по форме Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческих организаций, сообщает следующее.
Минюст России действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.
Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.
Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций строго регламентирован действующим законодательством Российской Федерации.
Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации) и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях), предполагает особенности такой регистрации.
Следовательно, положения Закона о государственной регистрации и изданных в соответствии с ним нормативных актов, в том числе приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), предусматривающего универсальные формы заявлений, используемых при государственной регистрации всех юридических лиц при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются с учетом особенностей специального порядка их регистрации.
Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок их представления в Минюст России и его территориальные органы предусмотрены статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьей 21 Закона об общественных организациях, а также пунктами 28 и 29 Административного регламента предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.
Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).
Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.
Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом — статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.
При этом положения пункта 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации также подлежат применению с учетом порядка и случаев изменения учредителей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 15 Закона о некоммерческих организациях и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат применению ко всем без исключения некоммерческим организациям.
Так, статьей 15 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Изменение данных сведений возможно в двух случаях: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей новых лиц с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава их учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в соответствии с Законом о государственной регистрации сведения о своем выходе в регистрирующий орган.
Перечисленные положения закона позволяют сделать вывод, что добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций по отношению к остающимся их учредителям данных организаций носит уведомительный характер.
Порядок оформления решения учредителя о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса.
В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом.
Порядок оформления передачи прав учредителя от одного лица другому законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о выходе учредителей, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).
Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статье 2 Закона о государственной регистрации и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы).
Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Минюста России вышеперечисленными нормами закона не отнесено.
Следовательно, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения некоммерческой корпорации, фонда или автономной некоммерческой организации. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации, абзац первый пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение «03»).
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, к которым в том числе относятся сведения об учредителях юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений.
Следует отметить, что пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях и пунктом 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено изменение сведений об учредителях некоммерческой организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, только в случае выхода лица из состава учредителей.
При этом указанный порядок распространяется только на случаи выхода из перечисленных выше некоммерческих организаций лиц, сведения о которых как об их учредителях содержатся в ЕГРЮЛ.
Учредители некоммерческих корпораций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности.
Выход участников (членов) некоммерческих корпораций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами (статьи 123.5, 123.9 Гражданского кодекса, статья 20 Закона об общественных объединениях, статья 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о новых или выходящих участниках (членах) некоммерческих корпораций не требуется и не осуществляется. В силу законодательной конструкции корпораций прием в их состав новых учредителей не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица также вправе войти в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями фонда.
С учетом приведенной формулировки, в ЕГРЮЛ могут быть изменены сведения об учредителях только в случае их добровольного выхода.
Механизм внесения в ЕГРЮЛ сведений о новых учредителях фонда действующим законодательством не предусмотрен (для подтверждения изменения сведений об учредителях фонда сведения об его учредителях могут быть внесены в устав фонда).
Исключение составляют автономные некоммерческие организации. Согласно пункту 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.
Учитывая, что возможность изменения состава учредителей предусмотрена специальными нормами Гражданского кодекса, сведения о новом учредителе автономной некоммерческой организации могут быть внесены в ЕГРЮЛ.
Ввиду отсутствия в законе прямого указания на иной порядок, для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений в отношении автономных некоммерческих организаций в территориальный орган Минюста России по месту нахождения автономной некоммерческой организации подлежат представлению заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@ и единогласное решение учредителей организации о приеме в состав ее учредителей нового лица.
Порядок принятия решения о приеме в состав учредителей нового лица законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей. Решение принимается единогласно действующими учредителями.
При наличии сведений об учредителях в уставе изменение их состава влечет необходимость внесения в устав изменений с последующим представлением в соответствующий территориальный орган Минюста России заявления по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, с приложением необходимого комплекта документов.
Необходимости подтверждения внесения новым учредителем фонда или автономной некоммерческой организации с учетом пункта 1 статьи 123.17 и пункта 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса имущественного взноса при приеме в состав учредителей данных некоммерческих организаций действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Заместитель директора
Департамента по делам
некоммерческих организаций
О.В.ГУРЖИЕВА
Выход учредителя из некоммерческой организации, а именно внесение изменений в ЕГРЮЛ – отличается от других изменений в НКО.
В отличие от смены директора в НКО, документы для регистрации выхода учредителя подаются, не в Минюст, в Управление Федеральной налоговой службы.
Согласно п.3 ст. 15 закона «об НКО» участники НКО могут выйти из состава некоммерческой организации по собственному желанию и без согласия других членов НКО.
Это же подтверждается и письмом Министерства юстиции № 11/32870-СГ от 24 марта 2016 г. В этом же письме указывается, что регистрирующим органов в этом случае будет являться налоговый орган, а уведомление Минюста – не требуется.
Как выйти из состава учредителей НКО?
Пошаговая инструкция по выходу участника из НКО в 2021 году.
Обращаем Ваше внимание, что с 25 ноября 2020 года формы Р14001 – утратили силу.
Заявление о смене учредителей в НКО в 2021 году, подается по форме Р13014.
Прежде всего, проверьте, содержатся ли в ЕГРЮЛ сведения об учредителях некоммерческой организации на сегодняшний день. Это можно сделать, скачав выписку из ЕГРЮЛ на сайте налоговой.
Учредитель подает Директору НКО заявление о выходе, либо лично с получением отметки о вручении на втором экземпляре, либо по почте ценным письмом с описью вложения.
После получения директором заявления, в регистрирующий орган подаются документы о выходе.
Для выхода нужно подать следующие документы:
- Форма Р13014 – заверенная нотариально
- Сопроводительное письмо в свободной форме в двух экземплярах
- Если документы подаются по доверенности, то нужно будет заверить её нотариально
Заявителем форме Р13014 в этом случае является сам участник, который выходит НКО.
При этом в форме Р13014 заполняются следующие листы:
- Титульный лист
- Если выходит участник физическое лицо – лист Г
- Сведения о заявителе — лист Н
Кто будет заявителем в форме Р13014 при выходе участника из НКО?
Заявителем в данном виде регистрации будет выходящий участник — это указанно в письме Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16.
Что указывать в «Сведения о заявителе» (Лист Н) Р13014?
Согласно письму Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16:
«В пункте 1 листа Р
заявления по форме Р14001 заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение «03»
)».
С 2020 года форма поменялась, но по аналогии со заполнением старой формы в новой нужно будет указывать:
«2 – лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления».
Как выйти из состава учредителей АНО?
- Учредитель вручает исполнительному органу АНО заявление о выходе (или отправляет его ценным письмом, с описью вложение, на юр. адрес Автономной некоммерческой организации).
- Заверяет у нотариуса форму Р13014 и нотариальную доверенность (если документы будет подавать его представитель)
- Подписывает сопроводительное письмо в двух экземплярах
- Весь этот пакет документов подает в УФНС
- Забирает Листа записи изменений в ЕГРЮЛ
Государственная пошлина в этом случае не платится.
Если Вы не хотите терять свое время и нервные клетки на оформление смену участников в Вашем НКО, обращайтесь к нашим юристам, стоимость сопровождения процедуры выхода участника – от 15 000 рублей.
И наш телефон: +7 (495) 211-15-88
Если Вы решили обратиться к нашим юристам, то для подготовки нам понадобятся:
- Скан паспорта выходящего участника (первая страница и страница с пропиской);
- Скан устава НКО;
- Номер ОГРН или ИНН НКО.
Если при выходе учредителя из АНО возникает необходимость внести изменения в устав автономной некоммерческой организации, то это делается уже отдельно в Министерстве юстиции.
В данном случае заявителем будет Директор АНО и объединить это в одно регистрационное действие вместе с Выходом учредителя нельзя.
Автор статьи: Смороков Николай Игоревич
+7 (903) 242-67-21