При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Принцип работы электронного магазина по 44-ФЗ
- Преимущества агрегаторов торговли
- О работе с электронным магазином
- Особенности закупок через электронный магазин по 44-ФЗ
- 3 примера электронных магазинов
- Мнение ФАС о закупках в электронном магазине
По какому принципу работает электронный магазин по 44-ФЗ и в чем смысл его создания, интересует многих предпринимателей. Прежде всего, он нужен для того, чтобы все закупки стали как можно более прозрачными. Это снизит количество злоупотреблений при осуществлении процедур. Но главное, наверное, все же в другом.
Данные агрегаторы торговли в каком-то смысле уравнивают шансы всех участников вне зависимости от масштабов их деятельности – это самым благоприятным образом сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в стране. Остается лишь не упустить открывшиеся возможности, а для этого нужно разобраться в особенностях работы электронного магазина.
Принцип работы электронного магазина по 44-ФЗ
После выхода Распоряжения Правительства РФ N 824-р от 28.04.2018 г. в нашей стране начал работать интернет-агрегатор госзакупок. С ноября 2018 года его использование стало обязательным.
Электронный магазин представляет собой площадку для проведения малых закупок. При этом используется формат выбора наилучшего варианта среди полученных от исполнителей предложений. Все подобные процедуры проходят как мини-запрос котировок, иными словами, теперь даже малые закупки являются конкурентными. Чтобы получить возможность пользоваться агрегатором торговли, ИП или юридическому лицу нужно пройти авторизацию в ЕИС.
Считается, что благодаря новой площадке удалось избавиться от барьеров, из-за которых не все потенциальные поставщики имели возможность участвовать в госзакупках.
В рамках электронного магазина закупки осуществляются по упрощенной схеме без необходимости использования процедур по закону 44-ФЗ. А именно допускается заключение договоров на 100–200 тысяч рублей либо на сумму до 400 тысяч рублей – все зависит от предмета торгов.
Сегодня разные регионы используют свои электронные магазины, за счет чего последних стало достаточно много. Кроме того, работает единая площадка федерального уровня, известная как «Березка». Она предназначена для размещения закупок всеми федеральными заказчиками либо последние могут выбирать среди ТРУ, уже предложенных исполнителями.
Принцип работы всех электронных магазинов по 44-ФЗ и инструкция к их использованию одинаковы. У покупателя есть возможность зайти на площадку, выбрать нужный ему товар и приобрести его. Если не удалось найти подходящий продукт, он размещает извещение о закупке, после чего исполнители подают свои предложения по цене. Заказчику остается только остановиться на самом выгодном варианте.
При работе с электронным магазином малых закупок по закону 44-ФЗ важно понимать разницу между этим форматом и запросом котировок. Главное отличие состоит во временных рамках. Электронный магазин по 44-ФЗ более свободен в сроках, позволяет выбирать между срочной и обычной закупкой. Если заказчику необходимо получить определенный товар в кратчайшее время, он составляет документ, в котором поясняет причины такой спешки, после чего осуществляет процедуру за два рабочих дня. На простую закупку уходит неделя, если считать от публикации извещения до заключения соглашения с исполнителем.
Преимущества агрегаторов торговли
Электронные магазины по 44-ФЗ создавались постановлением правительства, чтобы обеспечить и упростить налаживание связи государственных заказчиков с поставщиками, готовыми выставлять свои предложения в системе закупок. В результате малый и средний бизнес получает равные права с крупными организациями, а значит, больше шансов на работу с госзаказом.
Единый агрегатор торговли (ЕАТ) позволяет:
- размещать предложения заказчиков на равных условиях без учета организационно-правовой формы, размеров компании;
- настроить взаимодействие с региональной автоматизированной информационной системой Правительства Москвы;
- обеспечить доминирование в интернете реестра закупок, осуществляемых через федеральный электронный магазин по 44-ФЗ;
- всем исполнителям, прошедшим регистрацию в ЕИС, пользоваться данным единым информационным пространством.
Работа с электронным магазином
Для использования электронного магазина по 44-ФЗ, то есть размещения извещений, подачи ценовых предложений, заключения договоров, нужно иметь электронную цифровую подпись. Сразу скажем, что не требуется покупать или оформлять ее дополнительно – вы вполне можете продолжать работать с ЭЦП, которую изготовили для ЕИС и ЭТП.
Для начала деятельности через электронный магазин заказчику и исполнителю нужно провести регистрацию организации. Далее необходимо зарегистрировать конкретное лицо, которое будет пользоваться площадкой от имени компании, и сохранить его электронную подпись. После этого заказчик получает возможность формировать извещения о закупке. Отметим, что задача сильно упрощается, так как нет необходимости создавать сам документ извещения – все данные сформируются через магазин. Остается только прикрепить техническое задание, проект договора с поставщиком, после чего можно размещать закупку.
Исполнитель находит интересующие его торги и только обозначает сумму, за которую он согласен предоставить ТРУ. В установленный срок заказчик выбирает победителя, выполнившего требования извещения и предложившего наименьшую стоимость работ.
Далее в проект контракта вносятся сведения победителя, названная им цена, после чего документы передаются исполнителю. У последнего есть возможность по 44-ФЗ подписать договор прямо в электронном магазине или сделать это вживую, после чего отправить бумаги почтой. Теперь заказчик, со своей стороны, должен подписать соглашение, после чего оно получает юридическую силу. От
Каталог товаров электронного магазина больше всего напоминает любую торговую интернет-площадку. С той лишь разницей, что в данный список любой поставщик может внести свою продукцию. Это облегчает задачу покупателя, ведь ему необязательно публиковать извещение о закупке, если удалось найти нужную продукцию среди предложенного ассортимента.
Когда заказчик заинтересовался товаром, он направляет все необходимые документы, в том числе проект контракта, исполнителю. Тот знакомится с условиями возможной сделки и либо соглашается их принять, либо отказывается. Кроме того, сведения о размещенных товарах могут использоваться покупателем для установления НМЦК.
Особенности закупок через электронный магазин по 44-ФЗ
Электронные магазины редко считаются самостоятельными площадками. Обычно они представляют собой часть региональных/муниципальных информационных систем в сфере закупок, для интеграции с которыми могут использоваться специальные продукты. В прошлом году 19 региональных электронных магазинов прошли интеграцию с Порталом поставщиков Москвы. В результате НМЦК снизилась в среднем на 10 %.
Электронный магазин по 44-ФЗ оставляет заказчику возможность выбирать форму заключения контракта с поставщиком, то есть допускается соглашение в электронном или традиционном виде на бумажном носителе.
В магазине большой выбор товаров широкого потребления, таких как хозтовары, канцелярская продукция, офисная техника. Нередко проводятся закупки на поставку продуктов питания.
При отсутствии предложений с необходимыми ТРУ либо при уклонении исполнителя от заключения контракта заказчик может провести торги за пределами данной площадки. Закупка без использования электронного магазина может также быть обоснована статьей 34 БК РФ, если заказчику без помощи данного ресурса удалось найти поставщика, предложившего более низкую цену. Поясним: в данной статье говорится, что закупка должна быть эффективной и экономной.
Работа через «Березку» предполагает выплату победителем закупки комиссионного сбора. Тогда как во многих региональных электронных магазинах такого условия нет, отсутствует обеспечительный платеж, что делает применение подобной площадки более привлекательным.
Заказчикам такой формат работы также выгоден. В первую очередь, таким образом обеспечивается прозрачность процедуры, поэтому надзорные инстанции не смогут предъявить претензию за заключение контракта по завышенной цене либо увидеть в действиях поставщика нарушение антикоррупционного и антимонопольного законодательства.
3 примера электронных магазинов
- Корпоративный интернет-магазин.
Корпоративный интернет-магазин (КИМ – www.roseltorg.ru/kim) открыт для проведения закупок малого объема госкорпораций и органов власти. Регистрация и работа исполнителей является бесплатной. Открыв личный кабинет на этом портале, компания может размещать свои прайсы, искать покупателей, продавать ТРУ государственным заказчикам. Немаловажно, что подобная деятельность не требует участия посредников. Если заказчик размещает запрос, поставщик изучает его и дает ответ. Далее может быть подписан договор.
- Корпоративный магазин Росатома.
Данная площадка находится по адресу www.rosatom.b2b-center.ru/catalog/about/ и используется для проведения закупок на сумму не более миллиона рублей крупными предприятиями, ведущими деятельность в атомной сфере. Здесь можно зарегистрироваться бесплатно, торги осуществляются в электронном виде. Есть сервис для заключения контрактов, последние подписываются при помощи электронной подписи.
- Электронный магазин ОАО «РЖД».
Данный портал можно найти по ссылке eshoprzd.ru. Речь идет об автоматизированной информационной системе электронной торговли, в рамках которой РЖД проводит закупки малого объема для обеспечения своих потребностей. Компания расходует свыше 100 миллиардов рублей на приобретение ТРУ у малых и средних предпринимателей – от поставок питьевой воды в офисы до проведения серьезных строительных работ.
Этот электронный магазин (по 44-ФЗ) функционирует в режиме реального времени. Исполнители проходят бесплатную регистрацию, сразу получая возможность разместить свои предложения сотрудничества еще до направления запроса заказчиком. Далее их цена отображается у всех участников системы. Таким образом, шансы найти покупателя и заключить сделку серьезно возрастают.
Данная площадка обеспечивает прозрачное проведение процедуры. Сам формат не позволяет организовывать фальшивые конкурсы для победы заранее выбранного контрагента. Все участники знают регламент, поэтому имеют возможность отслеживать ход торгов.
Работа на площадке выгодна РЖД, так как позволяет сократить расходы на проведение тендеров. Полезна площадка и для исполнителей, представляющих малый и средний бизнес, ведь они могут без участия третьих лиц выйти на новые, ранее недоступные каналы сбыта.
ФАС о закупках в электронном магазине
Согласно письму ФАС РФ № МЕ/4930/20, в актуальных законах о контрактной системе нет норм, по которым покупатели государственного, муниципального уровня и исполнители должны осуществлять закупки малого объема только через электронный магазин.
По мнению антимонопольной службы, осуществление закупок малого объема через подобную площадку считается правом, а не обязанностью. Пункт 5 ч. 1 ст. 15 закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает принимать акты и осуществлять действия, которые способны стать причиной для ограничения или полного отсутствия конкуренции. Поэтому не могут быть установлены правила для покупателей по выбору поставщиков ТРУ.
Субъект РФ может принять нормативно-правовой акт, по которому заказчики обязаны закупать товары и услуги через электронный магазин на конкретной ЭТП. Но если в законодательстве РФ нет порядка выбора ЭТП, появляется вероятность несоблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно – предоставления преимущества оператору одной из ЭТП.
Электронные магазины малых закупок: что это такое, для чего они нужны и как с ними работать
Что такое электронный магазин, как он работает и чем он может быть полезен поставщику и заказчику, рассказывает Сергей Сердюков, директор по спецпроектам группы электронных площадок OTC.ru.
Рынок электронных торговых площадок в России активно развивается с 2010 года. В этом же году нормативно были закреплены официальные площадки для закупок в рамках 94-ФЗ.
Однако, для закупок малого объема, сначала в рамках 94-ФЗ, а после и в рамках 44-ФЗ никакого отбора пока не проводилось. В результате рынок электронных магазинов для таких процедур за 10 лет сложился самостоятельно. И на данный момент в нем уже определены ключевые игроки. Это ряд сервисов на базе торговых площадок для закупок в рамках 44-ФЗ, а также несколько отдельных электронных сервисов, которые занимают лидирующее положение в регионах России.
Содержание:
- Что такое магазин закупок малого объема
- Чем закупки малого объема отличаются от стандартной закупочной процедуры
- Чем полезны магазины по осуществлению недорогих заказов
- ФАС о ЗМО в электронном магазине
- Вывод
Что такое магазин закупок малого объема
Для начала давайте разберем, что такое закупки малого объема или ЗМО. Об этом мы подробнее писали в нашем материале. Это процедуры, которые являются разновидностью закупок у единственного поставщика. Заказчик может не проводить конкурентный тендер, а выбрать подрядчика напрямую. В 44-ФЗ таким образом он может закупиться на сумму до 600 тысяч рублей за один раз, но годовой объем ЗМО не должен превышать 2 млн рублей или 10% от всех тендеров, но не более 50 миллионов в год. Если процедура проходит на федеральной площадке, то заказчик имеет право закупить товары, работы и услуги до 3 млн рублей (за один раз).
Заказчики по 223-ФЗ могут закупаться у единственного поставщика в рамках ЗМО на сумму до 100 тысяч рублей за один раз. Если их годовая выручка составляет 5 млрд рублей и более, то до 500 тысяч рублей.
Обратите внимание: В среднем в России по прямым договорам ежегодного проводится закупок на сумму более 1 триллиона рублей. Данный факт говорит о том, что такие процедуры нуждаются в цифровизации, чтобы сделки проходили прозрачно, а не за закрытыми дверями. Для этого и существуют электронные магазины.
Электронный магазин — это сервис или сайт, на котором заказчики могут опубликовать извещение на закупку малого объема, рассмотреть предложения и выбрать нужного подрядчика. В таких сервисах можно проводить процедуры до 600 тысяч рублей. С помощью них поставщики могут найти нужную закупку и поучаствовать в ней. С годами их функционал расширялся, сегодня это не просто сервисы для ЗМО, но и полноценные консалтинговые центры. Здесь публикуются:
- информация о добросовестных поставщиках, которые выполнили свою работу качественно;
- информация о спросе и предложения в разных регионах;
- аналитика по нужной нише.
Кроме того, электронные сервисы работают и по типу маркетплейса. Поставщики оформляют свои товары, работы и услуги на онлайн-витринах, заказчики листают каталог и выбирают понравившийся товар. Такие процедуры также называются “закупками с полки”.
Чем закупки малого объема отличаются от стандартной закупочной процедуры
В данном случае мы будем сравнивать их с конкурентными тендерами по 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые проводятся на электронных торговых площадках.
- ЗМО предполагают небольшие объемы, они заточены под малый и средний бизнес. Поставщики в таких закупках — это зачастую региональные производители.
- Такие процедуры можно проводить не только на федеральных электронных площадках (ЭП), но и в электронных магазинах, если сумма не превышает 600 тысяч рублей. Там все проходит значительно проще, чем на ЭП. Помним, что если нужно закупиться у единственного поставщика на сумму от 600 тысяч рублей до 3 млн рублей — то уже нужно использовать федеральную электронную площадку.
- ЗМО проходят в максимально короткие сроки. С момента публикации сделки до заключения договора в среднем проходит 5-10 дней. В конкурентном тендере один лишь этап подачи заявок может длиться месяц.
- Здесь минимум бюрократии. Это простые процедуры, поэтому не нужно собирать большой пакет документов для участия.
- Таким образом закупаются простые товары, работы и услуги, техническое задание значительно легче, чем в конкурентных тендерах. К примеру, заказчики закупают таким образом канцелярские товары, автозапчасти, бытовую технику, бытовую химию, инструменты для ремонта.
- Здесь редко встречаются обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта, т.к. закупки небольшие. Это значит, что для участия потребуется меньше финансовых вложений.
- Здесь меньше шансов наткнуться на коррупционные схемы, причина та же — небольшие суммы.
- У поставщика меньше обязательств. Если его выберут и он откажется заключать контракт — не попадет в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Обратите внимание: находясь в Реестре недобросовестных поставщиков, вы не сможете участвовать в гостендерах в течение 2-х лет. Такое наказание следует за отказ заключать контракт в случае выигрыша в конкурентном тендере по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также за некачественное исполнение этого контракта (нарушили условия поставки или привезли некачественный товар). В ЗМО такой практики нет.
Чем полезны магазины по осуществлению недорогих заказов
Напрашивается вопрос: если заказчику разрешают закупиться у единственного поставщика напрямую, то зачем нужен посредник в виде сервиса?
Давайте рассмотрим, какие потребности заказчика закрывает электронный магазин:
- Объединение всех закупок в одном блоке. Зачастую под определенного заказчика или определенный регион создается свой отдельный электронный магазин. К примеру, так работает OTC-маркет. Магазин интегрируют со всеми системами заказчика, чтобы ему было удобно размещать закупки, формировать и отправлять отчеты.
- Аналитика закупочной деятельности. Электронные сервисы позволяют сформировать статистику по проведенным закупкам. Таким образом, компания может узнать, сколько она сэкономила и какие предложения ей более выгодны. Работая с поставщиками по устойчиво-хозяйственных связям и не ведя отчетность, заказчик не сможет получить качественный анализ. В сервисах такие отчеты формируются автоматически.
- Интеграция с ЕИС. Не забываем, что заказчики должны отчитываться о ЗМО. С электронным магазином очень легко получить данные по малым закупкам в виде многокритериального отчета, в котором указаны не только количество и суммы таких закупок, но и основные показатели эффективности, например экономия.
- Работа только с надежными поставщиками. Электронные магазины ведут рейтинги поставщиков, которые исполнили контракты качественно. Такие списки — это экономия времени для заказчика, ему не нужно бояться, что подрядчик окажется недобросовестным и просрочит поставку.
- Экономия на закупках. Малые закупки — это в основном закупки у единственного поставщика за счет электронных магазинов, экономия в них в среднем составляет 10,2%.
С заказчиками все понятно, но в чем же заключается польза для поставщика? Давайте рассмотрим:
- Простота входа в закупочную сферу. ЗМО подходят для тренировки участия в тендерах. Они не требуют больших финансовых вложений, а процедуры в магазинах достаточно просты. Нужно всего лишь найти нужную закупку и откликнуться на нее. Не нужно искать средства и ресурсы на обеспечение заявки или на обеспечение исполнения контракта.
- Доступ к общецифровому рынку заказов. Здесь представлены закупки со всех регионов России, таким образом, поставщик может расширить географию своих продаж.
- Новые надежные клиенты. Заказчиками в электронных магазинах являются проверенные контрагенты — это госкомпании или органы власти или бюджетные учреждения, которые заплатят в срок. Также здесь представлены и коммерческие компании, они тоже проходят проверку.
- Конкурентный рынок. В отличие от сделки офлайн, здесь можно посоревноваться с другими поставщиками, предложив заказчику лучшие условия. Таким образом, закупка у единственного поставщика проходит на конкурентных условиях.
В период пандемии коронавируса электронные магазины наглядно продемонстрировали свою эффективность. Цифровое снабжение в рамках ЗМО позволило преодолеть негативные экономические последствия от введенных ограничений. Сейчас данные сервисы, в связи с увеличением оснований для закупок у единственного поставщика, также набирают популярность.
Принцип работы
Электронные магазины работают по двум схемам. Объясню на примере OTC-Маркет.
В первом случае заказчик регистрируется в системе, публикует извещение, а поставщики откликаются на него, предлагая свои коммерческие предложения. Заказчик в короткие сроки рассматривает варианты и выбирает лучший по цене и качеству.
Обратите внимание: цена не всегда играет решающую роль, заказчик также обращает внимание на качество предлагаемых товаров, работ и услуг. В некоторых случаях он может запросить подтверждение предыдущего опыта в закупках — копии исполненных контрактов.
Во втором случае магазин работает по типу маркетплейса (закупки с полки). Поставщики заранее размещают свои товары, работы и услуги в электронном каталоге, оформляют “витрину”, заказчик листает каталог и добавляется в корзину понравившийся вариант. Если условия устраивают обе стороны — они заключают контракт. Даже в таком способе система позволяет сформировать заказчику всю необходимую отчетность.
При выборе поставщика заказчик также учитывает нюансы логистики: чаще всего он обращает внимание на предложения с доставкой из родного региона. В некоторых случаях услуги доставки могут выйти дороже стоимости товара.
Как мы уже писали выше, в таких сервисах практикуется формирование специальных выделенных секций (по регионам или по конкретным заказчикам). Это позволяет учесть НПА, регламенты, инструкции и специфику каждого субъекта или компании для максимально эффективных закупок.
Также стоит отметить, что в 2022 году в магазинах формируются каталоги импортных товаров, ввезенных в Россию с помощью параллельного импорта. Они набирают популярность. Кроме того, появляются каталоги товаров отечественного производства, которые позволяют закрыть часть спроса заказчиков.
ФАС о ЗМО в электронном магазине
Некоторые заказчики задаются логичным вопросом: обязаны ли они проводить закупки малого объема в данных сервисах?
В письме ФАС № МЕ/4930/20 от 27.01.2020 года говорится о том, что региональные власти не могут обязать заказчиков размещать ЗМО в электронных магазинах, т.к. это будет противоречить антимонопольному законодательству. Т.е. размещение в таких магазинах — это не обязанность, а право, которым заказчик может воспользоваться.
Вывод
Электронные магазины — это удобный современный инструмент для цифровизации закупочной деятельности. Он экономит время, деньги и нервы закупочным отделам: позволяет выбирать подходящее предложение на основе грамотной аналитики, а также автоматически формировать необходимую отчетность.
Практика активной работы в направлении цифровизации ЗМО показала нам, что основными поставщиками в них являются малые и средние предприниматели, ремесленники. Данная категория поставщиков вовлечена в культуру электронных закупок лишь на треть.
В этой связи, для эффективной работы в регионах мы не просто предоставляем инструмент для цифровизации ЗМО в виде передового IT-решения, где поставщик может найти новые, выгодные для себя заказы. Мы организовываем центр компетенций предпринимателей, в рамках которого активно обучаем, консультируем и оказываем содействие в продвижении своих товаров, работ и услуг местным производителям из разных уголков России. Также данные сервисы позволяют выйти поставщикам на общецифровой рынок, наработать опыт и получить хорошие рекомендации.
Подробнее о том, как работает электронный магазин OTC-Маркет, мы написали отдельную статью.
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Принцип работы электронного магазина по 44-ФЗ
- Преимущества агрегаторов торговли
- О работе с электронным магазином
- Особенности закупок через электронный магазин по 44-ФЗ
- 3 примера электронных магазинов
- Мнение ФАС о закупках в электронном магазине
По какому принципу работает электронный магазин по 44-ФЗ и в чем смысл его создания, интересует многих предпринимателей. Прежде всего, он нужен для того, чтобы все закупки стали как можно более прозрачными. Это снизит количество злоупотреблений при осуществлении процедур. Но главное, наверное, все же в другом.
Данные агрегаторы торговли в каком-то смысле уравнивают шансы всех участников вне зависимости от масштабов их деятельности – это самым благоприятным образом сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в стране. Остается лишь не упустить открывшиеся возможности, а для этого нужно разобраться в особенностях работы электронного магазина.
После выхода Распоряжения Правительства РФ N 824-р от 28.04.2018 г. в нашей стране начал работать интернет-агрегатор госзакупок. С ноября 2018 года его использование стало обязательным.
Электронный магазин представляет собой площадку для проведения малых закупок. При этом используется формат выбора наилучшего варианта среди полученных от исполнителей предложений. Все подобные процедуры проходят как мини-запрос котировок, иными словами, теперь даже малые закупки являются конкурентными. Чтобы получить возможность пользоваться агрегатором торговли, ИП или юридическому лицу нужно пройти авторизацию в ЕИС.
Считается, что благодаря новой площадке удалось избавиться от барьеров, из-за которых не все потенциальные поставщики имели возможность участвовать в госзакупках.
В рамках электронного магазина закупки осуществляются по упрощенной схеме без необходимости использования процедур по закону 44-ФЗ. А именно допускается заключение договоров на 100–200 тысяч рублей либо на сумму до 400 тысяч рублей – все зависит от предмета торгов.
Сегодня разные регионы используют свои электронные магазины, за счет чего последних стало достаточно много. Кроме того, работает единая площадка федерального уровня, известная как «Березка». Она предназначена для размещения закупок всеми федеральными заказчиками либо последние могут выбирать среди ТРУ, уже предложенных исполнителями.
Принцип работы всех электронных магазинов по 44-ФЗ и инструкция к их использованию одинаковы. У покупателя есть возможность зайти на площадку, выбрать нужный ему товар и приобрести его. Если не удалось найти подходящий продукт, он размещает извещение о закупке, после чего исполнители подают свои предложения по цене. Заказчику остается только остановиться на самом выгодном варианте.
При работе с электронным магазином малых закупок по закону 44-ФЗ важно понимать разницу между этим форматом и запросом котировок. Главное отличие состоит во временных рамках. Электронный магазин по 44-ФЗ более свободен в сроках, позволяет выбирать между срочной и обычной закупкой. Если заказчику необходимо получить определенный товар в кратчайшее время, он составляет документ, в котором поясняет причины такой спешки, после чего осуществляет процедуру за два рабочих дня. На простую закупку уходит неделя, если считать от публикации извещения до заключения соглашения с исполнителем.
Преимущества агрегаторов торговли
Электронные магазины по 44-ФЗ создавались постановлением правительства, чтобы обеспечить и упростить налаживание связи государственных заказчиков с поставщиками, готовыми выставлять свои предложения в системе закупок. В результате малый и средний бизнес получает равные права с крупными организациями, а значит, больше шансов на работу с госзаказом.
Единый агрегатор торговли (ЕАТ) позволяет:
- размещать предложения заказчиков на равных условиях без учета организационно-правовой формы, размеров компании;
- настроить взаимодействие с региональной автоматизированной информационной системой Правительства Москвы;
- обеспечить доминирование в интернете реестра закупок, осуществляемых через федеральный электронный магазин по 44-ФЗ;
- всем исполнителям, прошедшим регистрацию в ЕИС, пользоваться данным единым информационным пространством.
Работа с электронным магазином
Для использования электронного магазина по 44-ФЗ, то есть размещения извещений, подачи ценовых предложений, заключения договоров, нужно иметь электронную цифровую подпись. Сразу скажем, что не требуется покупать или оформлять ее дополнительно – вы вполне можете продолжать работать с ЭЦП, которую изготовили для ЕИС и ЭТП.
Для начала деятельности через электронный магазин заказчику и исполнителю нужно провести регистрацию организации. Далее необходимо зарегистрировать конкретное лицо, которое будет пользоваться площадкой от имени компании, и сохранить его электронную подпись. После этого заказчик получает возможность формировать извещения о закупке. Отметим, что задача сильно упрощается, так как нет необходимости создавать сам документ извещения – все данные сформируются через магазин. Остается только прикрепить техническое задание, проект договора с поставщиком, после чего можно размещать закупку.
Исполнитель находит интересующие его торги и только обозначает сумму, за которую он согласен предоставить ТРУ. В установленный срок заказчик выбирает победителя, выполнившего требования извещения и предложившего наименьшую стоимость работ.
Далее в проект контракта вносятся сведения победителя, названная им цена, после чего документы передаются исполнителю. У последнего есть возможность по 44-ФЗ подписать договор прямо в электронном магазине или сделать это вживую, после чего отправить бумаги почтой. Теперь заказчик, со своей стороны, должен подписать соглашение, после чего оно получает юридическую силу. От
Каталог товаров электронного магазина больше всего напоминает любую торговую интернет-площадку. С той лишь разницей, что в данный список любой поставщик может внести свою продукцию. Это облегчает задачу покупателя, ведь ему необязательно публиковать извещение о закупке, если удалось найти нужную продукцию среди предложенного ассортимента.
Когда заказчик заинтересовался товаром, он направляет все необходимые документы, в том числе проект контракта, исполнителю. Тот знакомится с условиями возможной сделки и либо соглашается их принять, либо отказывается. Кроме того, сведения о размещенных товарах могут использоваться покупателем для установления НМЦК.
Особенности закупок через электронный магазин по 44-ФЗ
Электронные магазины редко считаются самостоятельными площадками. Обычно они представляют собой часть региональных/муниципальных информационных систем в сфере закупок, для интеграции с которыми могут использоваться специальные продукты. В прошлом году 19 региональных электронных магазинов прошли интеграцию с Порталом поставщиков Москвы. В результате НМЦК снизилась в среднем на 10 %.
Электронный магазин по 44-ФЗ оставляет заказчику возможность выбирать форму заключения контракта с поставщиком, то есть допускается соглашение в электронном или традиционном виде на бумажном носителе.
В магазине большой выбор товаров широкого потребления, таких как хозтовары, канцелярская продукция, офисная техника. Нередко проводятся закупки на поставку продуктов питания.
При отсутствии предложений с необходимыми ТРУ либо при уклонении исполнителя от заключения контракта заказчик может провести торги за пределами данной площадки. Закупка без использования электронного магазина может также быть обоснована статьей 34 БК РФ, если заказчику без помощи данного ресурса удалось найти поставщика, предложившего более низкую цену. Поясним: в данной статье говорится, что закупка должна быть эффективной и экономной.
Работа через «Березку» предполагает выплату победителем закупки комиссионного сбора. Тогда как во многих региональных электронных магазинах такого условия нет, отсутствует обеспечительный платеж, что делает применение подобной площадки более привлекательным.
Заказчикам такой формат работы также выгоден. В первую очередь, таким образом обеспечивается прозрачность процедуры, поэтому надзорные инстанции не смогут предъявить претензию за заключение контракта по завышенной цене либо увидеть в действиях поставщика нарушение антикоррупционного и антимонопольного законодательства.
3 примера электронных магазинов
- Корпоративный интернет-магазин.
Корпоративный интернет-магазин (КИМ – www.roseltorg.ru/kim) открыт для проведения закупок малого объема госкорпораций и органов власти. Регистрация и работа исполнителей является бесплатной. Открыв личный кабинет на этом портале, компания может размещать свои прайсы, искать покупателей, продавать ТРУ государственным заказчикам. Немаловажно, что подобная деятельность не требует участия посредников. Если заказчик размещает запрос, поставщик изучает его и дает ответ. Далее может быть подписан договор.
- Корпоративный магазин Росатома.
Данная площадка находится по адресу www.rosatom.b2b-center.ru/catalog/about/ и используется для проведения закупок на сумму не более миллиона рублей крупными предприятиями, ведущими деятельность в атомной сфере. Здесь можно зарегистрироваться бесплатно, торги осуществляются в электронном виде. Есть сервис для заключения контрактов, последние подписываются при помощи электронной подписи.
- Электронный магазин ОАО «РЖД».
Данный портал можно найти по ссылке eshoprzd.ru. Речь идет об автоматизированной информационной системе электронной торговли, в рамках которой РЖД проводит закупки малого объема для обеспечения своих потребностей. Компания расходует свыше 100 миллиардов рублей на приобретение ТРУ у малых и средних предпринимателей – от поставок питьевой воды в офисы до проведения серьезных строительных работ.
Этот электронный магазин (по 44-ФЗ) функционирует в режиме реального времени. Исполнители проходят бесплатную регистрацию, сразу получая возможность разместить свои предложения сотрудничества еще до направления запроса заказчиком. Далее их цена отображается у всех участников системы. Таким образом, шансы найти покупателя и заключить сделку серьезно возрастают.
Данная площадка обеспечивает прозрачное проведение процедуры. Сам формат не позволяет организовывать фальшивые конкурсы для победы заранее выбранного контрагента. Все участники знают регламент, поэтому имеют возможность отслеживать ход торгов.
Работа на площадке выгодна РЖД, так как позволяет сократить расходы на проведение тендеров. Полезна площадка и для исполнителей, представляющих малый и средний бизнес, ведь они могут без участия третьих лиц выйти на новые, ранее недоступные каналы сбыта.
ФАС о закупках в электронном магазине
Согласно письму ФАС РФ № МЕ/4930/20, в актуальных законах о контрактной системе нет норм, по которым покупатели государственного, муниципального уровня и исполнители должны осуществлять закупки малого объема только через электронный магазин.
По мнению антимонопольной службы, осуществление закупок малого объема через подобную площадку считается правом, а не обязанностью. Пункт 5 ч. 1 ст. 15 закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает принимать акты и осуществлять действия, которые способны стать причиной для ограничения или полного отсутствия конкуренции. Поэтому не могут быть установлены правила для покупателей по выбору поставщиков ТРУ.
Субъект РФ может принять нормативно-правовой акт, по которому заказчики обязаны закупать товары и услуги через электронный магазин на конкретной ЭТП. Но если в законодательстве РФ нет порядка выбора ЭТП, появляется вероятность несоблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно – предоставления преимущества оператору одной из ЭТП.
- РусТендер
- Новости
- Закупки через электронный магазин: как работает новый механизм проведения закупок по 44-ФЗ
06.04.2021
Разбираемся, как будут проходить закупки по 12 части 93 статьи 44-ФЗ
С 1 апреля вступили в силу поправки к 44-ФЗ. Среди прочего начала действовать новая часть 93 статьи — часть 12. Она регулирует новый порядок проведения закупки у единственного поставщика. Для некоторых групп заказчиков появились новые возможности для проведения таких закупок. Закупку с НМЦК не более 3 миллионов рублей можно провести с использованием электронной площадки, если, например:
- закупка по объему входит в 10 % от СГОЗ и сумма всех закупок у единственного поставщика не превышает 50 миллионов рублей;
- закупку проводит учреждение культуры, деятельность которого подразумевает сохранение и популяризацию объектов культурного наследия и закупка входит в годовой объём.
Проходит такая закупка в несколько этапов:
- Участник размещает предварительное предложение о поставке товаров, где указывает наименование товара с использованием КТРУ, товарный знак — если он есть, страну происхождения товара, возможные сроки поставки и другую информацию о товаре, в том числе цену и имеющееся максимальное количество товара. Такое предложение признается заявкой на участие.
- Заказчик формирует извещение, которое содержит информацию о товаре, начальную цену единицы товара, сроки и место поставки, а также условия проведения процедуры.
- В течение часа после размещения извещения оператор ЭТП выбирает из всех подходящих предложений не более 5 заявок с наименьшей ценой и направляет их заказчику. Отбор происходит по наименованию товара из КТРУ, по срокам поставки, по количеству имеющегося у поставщика товара. При этом, направляя заявки, оператор блокирует у поставщика то количество товара, которое требуется заказчику. Конечно, если товара у участника недостаточно, заявка заказчику не направляется.
- На следующий рабочий день заказчик рассматривает заявки и допускает или отклоняет их. Победитель — участник, предложивший меньшую цену, чья заявка не была отклонена.
- Контракт заключается по общим правилам заключения контракта по электронным процедурам, с учётом особенностей, которые предусмотрены ч. 13 статьи 82.1.
Заказчику при проведении закупок с помощью нового механизма, нужно иметь в виду несколько правил:
- в план-график закупок информация о таких закупках включается в форме отдельной строки;
- в извещении товар и его характеристики обязательно указываются с использованием КТРУ;
- в рамках одной закупки допускается закупка только одного вида товара;
- при проведении закупки товара по ч.12 статьи 93 не применяется приказ Минфина №126н.
Все новости