Замена батарейки в транспондере зсд своими руками пошаговая инструкция

Фото в бортжурнале Volkswagen Tiguan (2G)

Транспондером начал пользоваться с момента открытия дороги у нас в городе, тогда их выдали бесплатно, если пополняешь баланс на 1000 рублей. Некоторое время назад, он начал срабатывать всё хуже, приходилось снимать его с места, вытаскивать из окна.

Приехал в офис, объяснил ситуацию, они его проверили и сказали, что сигнал ещё хороший. Но если хотите можете купить у нас новый за 1000 рублей, при чём в этот раз они на баланс не пойдут. Бесплатная замена не предусмотрена. В общем послали.

Почитав просторы интернета, узнал, что заменить батарейку не так просто, так как у транспондера энергозависимая память, в ней хранятся ключи. И при отключении батарейки, устройство окирпичится.

Решил не заморачиваться с заменой, а просто подпаял к контактам гнездо от материнской платы, для ещё одной батарейки CR2032. Вывел за пределы корпуса для последующей замены. Теперь всё работает как раньше и даже лучше.

За колхоз не обесссудьте, паяльщик я не очень опытный, поэтому решил не рисковать с заменой.

Update 21.09.2021
Срабатывает супер, сразу после проезда первого шлагбаума, открывается второй, при чём на скорости, без тупняков.

Фото в бортжурнале Volkswagen Tiguan (2G)

Транспондер ЗСД — замена батарейки

Мой транспондер ЗСД перестал работать примерно за 5 лет.

Видимо, мне не повезло — утверждается, что срок службы от 5 до 9 лет.

Раньше транспондер выдавали бесплатно.

Но если бы я решил его заменить сейчас, то мне это обошлось бы в тысячу рублей с гарантией
два года.

Ну или 50 рублей в месяц, что в итоге скорее всего менее выгодно.

Но разборка транспондера ЗСД показала, что внутри батарейка CR2032, которые китайцы продают просто на вес.

Единственный нюанс — в транспондере батарейка приварена к держателю.

Сварка батареек это отдельное развлечение, при желании можете поискать в интернете.
Но в данном случае это не имеет смысла, поскольку нам надо так заменить батарейку, чтобы
транспондер ни на секунду не оставался без питания.

Хитрые ЗСД-шники не сохраняют идентификатор в энергонезависимую память, поэтому если
отключить батарейку, то ваш транспондер превратится в бесполезный хлам.

Как же быть?

На aliexpress
за 60 рублей включая доставку можно купить пару “батареек для BIOS” — это те самые
CR2032 но уже с удобно припаянными проводочками.

Для нашего циркового трюка по замене батарейки транспондера ЗСД нам понадобятся обе.


Как разобрать транспондер ЗСД? Отогните наружу края с зацепами.

И вот перед вами вскрытый транспондер ЗСД.

Чтобы транспондер не отключался от батарейки, мы заменим ее в два этапа.

Вначале припаяйте новую батарейку, параллельно старой, с стороны монтажа платы —
противоположной стороне с батарейкой.

Аккуратно отпаяйте старую батарейку. Я руками отогнул вначале минусовой контакт, нагрев
его паяльником. А потом по одному выпаял два контакта плюсовой стороны батарейки.

Не советую выкусывать кусачками или поддевать батарейку чем-то стальным —
почти наверняка вы закоротите батарейку.

После этого припаиваем вторую батарейку с той же стороны, где была старая.

Приклеиваем ее так, чтобы она попала в углубление для нее в корпусе транспондера ЗСД.

Отпаиваем батарейку с лицевой стороны платы.

Все, вы своими руками заменили батарейку транспондера ЗСД.

Недавно один знакомый посетовал мне на свой автомобильный транспондер — мол, пользуюсь несколько лет, но села батарейка и пришлось покупать новый. На вопрос «почему просто не поменял батарейку» ответил, что сам не смог, а оператор ЗСД заявил, что батарейка не меняется и нужно купить новый транспондер за 3000 руб.

Я тогда удивился и на время забыл про эту тему. Но тут стал замечать, что уже мой транспондер стал плохо распознаваться при попытке въезда на платную дорогу. Причем когда я его несколько лет назад получил, само устройство выдавали бесплатно. Нужно лишь было отдать 1000 руб., которые стразу попадали на счет. А теперь вон оно как — заплати 3 тыщи!

И решил я этот транспондер разобрать. Ведь, судя по внешним размерам, там должна находится обычная трехвольтовая таблетка, которая в любой лавке стоит 100 руб (а в фикспрайсе их целый блистер разных за 79 рублей).

Но не все так просто оказалось. После вскрытия я обнаружил вот такое:

То есть батарейка впаяна, просто так её не поменять. Хотя явно видно, что исходно конструкция была рассчитана под заменяемые «таблетки» CR2032.

Но это еще не все: по первому же запросу в поисковик вывалилась статья, что просто взять и выпаять батарею нельзя! Транспондер оснащен энергозависимой памятью, и после пропадания напряжения память со всеми кодами просто стирается.

То есть для замены батареи нужно сначала накинуть резервное напряжение, и только после этого заниматься заменой. Вот почему батарейка впаяна! Очевидно, раньше использовался чип с флэш-памятью, не обнулявшейся при сбросе питания — но потом решили сэкономить и поставили чип, у которого флэша хватает только на начальный загрузчик, а основной код грузится в ОЗУ. ОЗУ скидывается при пропадании питания.

Батарею с похожими контактами нашел только в Китае. Всё, что поближе — требует колхоза (приделывания выводов к батарейке). Заказал на Али. Там 2 батарейки стоят аж 74 руб.

Новую батарейку подпаиваете на тонких проводках, затем тупо кусачками выкусываете старую. Аккуратно, чтобы не коротнуть. Вкладываете новую на ее место, проводки аккуратно укладываете на свободном месте в корпусе. И всё — вопрос решен.

В старых транспондерах было вот так:

Вид на плату с обратной стороны:

А еще в них до какого-то момента ставились чипы с нормальной флэш-памятью, и коды при пропадании питания не скидывались. Но экспериментировать не советую, лучше закладываться на то, что вам не повезло, и что без питания всё слетит.

Тут деваться некуда — придется выпаивать батарейку. Предварительно надо найти на плате тестером места, куда подается питание и куда можно припаять новую батарейку на проводах, чтобы они не мешались выпаивать старую. Задача несложная.

В любом случае вы ничего не теряете — если батарейку не сменить, вам придется покупать новый транспондер. Судьба старого администрацию ЗСД совершенно не интересует.

Сейчас стоимость транспондера у ЗСД снизилась, «Стандарт» — 1500 руб, транспондера «Плюс» — 1900 руб. Но их тупо нет.

Очерк о замене батарейки в транспондере ЗСД Q-Free OBU610

Вскрытие севшего экземпляра показало, что внутри транспондера Q-Free OBU610 стоит батарея Sony CR2450-HE3 номинальной емкостью 550мАч. Монтажный флюс на точках пайки батареи не отмыт, а внтури места достаточно для размещения полноценной батареи Panasonic BR2477A/GAL номинальной емкостью 1000мАч, которая там раньше и применялась судя по обзорам.

Первый экземпляр этой модели транспондера у меня проработал больше 4-х лет, а выданная ЗСД бесплатная замена чуть больше двух. Предположу, что ЗСД мне на подмену выдал «восстановленный» в сервисе транспондер. Вывод основан на результатах вскрытия и отсутствии сопроводительной упаковки и документации при выдаче замены.

В качестве замены установил Robinton CR2450-HP2M1 номинальной емкостью 560мАч, т.к. Panasonic BR2477A за разумные сроки и деньги не купить. При наличии паяльника заменяется легко, т.к. отключение элемента питания к сбросу настроек транспондера не приводит.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Содержание

  • 1 Что это за оборудование
  • 2 Как работает транспондер
  • 3 Зона действия
  • 4 Отличия
  • 5 Узнать номер
  • 6 Прошивка
  • 7 Транспондеры для Европы
  • 8 Тип батарейки для транспондера
  • 9 Как проверить батарейку в транспондере
  • 10 Как её поменять
  • 11 Сколько стоит замена батарейки
  • 12 Можно ли самостоятельно заменить батарейку
  • 13 Как часто нужно менять батарейку в транспондере
  • 14 Где купить транспондер
  • 15 Заключение

Что это за оборудование

Он представлен небольшим устройством, которое фиксируется на лобовом стекле машины с внутренней части. Он предназначен для дистанционного считывания информации, что позволяет оплатить платную дорогу без необходимости останавливаться перед пунктом оплаты. Деньги списываются с лицевого счета, на который нужно зачислять средства.

Транспондеры предлагаются несколькими компаниями, но даже одним устройством можно пользоваться для оплаты всех платных участков дорог. Поскольку они являются электронными устройствами, то внутри корпуса находится источник питания, а также батарейка, установленная производителем. Данные элементы отличаются высоким качеством и долгим эксплуатационным сроком, но даже они с течением времени нуждаются в замене.

Как работает транспондер

На что вообще похож транспондер и, как он выглядит? Сам прибор – мини-коробка с отверстием, туда встроен специальный чип. Его размеры не превышают 8 см (длина), 4 см (ширина) и 1 см (высота), то есть может спокойно поместиться в руке. Питает прибор аккумулятор, который работает автономно. Он встроен в сам корпус. Срок его использования, при оплатах не более 5 раз/день, составляет около 6 лет.

На российском рынке представлены две самые популярные марки:

  • EasyGo;
  • AutoPASS.

Классическое устройство позволяет проводить бесконтактные транзакции, а также регистрации. Обычные машины стоят, как в долгих очередях магазина. Транспондер ЗСД проводит отплачивает въезд на платную дорогу. Схема их работы проста:

  • Проезд регистрируется вне очереди;
  • Со счета водителя снимаются деньги.

Во время безналичной оплаты не происходит никакой остановки, вы спокойно продолжаете движение без автомобильных очередей.

Стоит упомянуть, что деньги снимаются не со счета самого водителя, а со счета владельца автомобиля. Так происходит работа с коммерческим транспортом. Платить будет тот человек или организация, кто регистрировал прибор изначально.

И хоть с виду он напоминает очень маленькую коробочку, но имеет небольшое отверствие для батареек.

Производить их замену не нужно, потому что устройство работает при помощи обычного аккумулятора. При регулярном использовании он выдерживает более, чем 6 лет беспрерывной работы. Не смотря на срок службы, прибор автономный, не требует дополнительного обслуживания.

Пункт транспондеров для зсд – западного скоростного диаметра – был установлен относительно недавно, но это помогло сильно уменьшить пробки, расчистить трассу.

Перед въездом платные дороги имеют пункт для произведения транзакций, стягивания платы за проезд. Обычному водителю нужно здесь остановиться, чтобы рассчитаться. От вас ничего не требуется. Всего лишь приостановитесь немного до 30км/час, поменяйте полосу. Найдите, где находится место оплаты для транспондеров.

Проезд по зсд без этого прибора сильно затягивается. И вот главное преимущество – экономия времени. Без транспондера проехать по зсд было бы трудно. И даже прекрасная ровная дорога в случае, когда вы опаздываете, не радует.

Когда светофор показывает зеленый цвет, водителю просто нужно проехать со скоростью 30км/час, а устройство само посылает всю информацию в закодированном сигнале. Оплата происходит автоматически.

Механизм, который также установлен возле пункте пропуска, принимает радиосигнал, который передает устройство, и сравнивает информацию, которую он передал с информацией, которая уже есть в базе данных. Так система понимает, какой вид транспорта только что проехал и может списывать сумму, которая полагается этому виду транспортного средства и списывает её.

После проведения этих операций открывается шлагбаум, и ТС сможет проехать беспрепятственно продолжить своё движение. Специально для платных дорог автодорожная инспекция установила места продаж, где можно получить устройство. Реализуют их сами застройщики платных дорог. Купить транспондер может любой человек, юридическое или физическое лицо-предприниматель.

Сегодня есть много разновидностей марок, моделей и компаний, что их выпускают. Связано это с тем, что зарубежная культура, которая приходит к нам, захватывает рынок. Использование стало чуть ли не обязательным, потому что это быстро, а значит экономит время для более важных дел. В Европе транспондер должен быть у каждого ТС, чей вес превышает 3,5 тонны. Также не важно, кто именно является владельцем этого авто (юридическое или частное лицо), из какой страны оно приехало. Главное – это наличие транспондера.

Зона действия

Традиционно устройство устанавливается возле лобовой части машины. Не важно, где именно, главное, чтобы его было хорошо видно на пункте оплаты, то есть он должен находиться в видимой зоне, но не у краев стекла. Удобней всего, когда на автомобиле уже есть место для установки устройства. У машин, где присутствует обогрев стекла, чаще всего есть такое отверстие. Узнать его можно отсутствию сетки на этой части.

Если такого места нет, то приходится несладко. Иногда устройство даже нужно высовывать в открытое окно. У разных компаний модели отличаются, как и крепления под них. Но иногда может повезти, и разные устройства подходят под не их фирменные крепления.

Отличия

Фактически каждый все транспондеры – это одинаковые устройства, не отличающиеся между собой внутренней начинкой и техническими принципами работы. Меняются только компании-эмитенты, занимающиеся выпуском приборов. Рынок платных дорог в этом плане похож на сферу мобильной связи: существует несколько крупных организаций, предоставляющих свои услуги с помощью сим-карт, тарифных планов и пр. Транспондер – своеобразная сим-карта, на которую может быть записан определенный тариф, в рамках которого водитель будет получать существенные бонусы. На сегодняшний день, в России существуют 4 организации, занимающиеся выпуском радиомаяков:

  1. T-Pass от «ООО Автодор-Платные Дороги».
  2. 15-58 от «ООО Объединенные системы сбора платы».
  3. ЗСД от «ООО Магистраль Северной Столицы».
  4. «Главная дорога» от «АО Невское качество дорог».

Каждая компания обладает статусом доверительного управляющего на определенной платной федеральной трассе. Купив транспондер T-Pass, вы сможете получать выгодные предложения на проезд по трассам, находящимся в ведении государственной компании Автодор. Водители, использующие прибор ЗСД, могут рассчитывать на скидки при перемещении по дорогам бренда «ООО Магистраль Северной Столицы».

Узнать номер

У каждой модели есть свой уникальный номер, который будет также идентифицировать и вас в базе данных. Как проверить этот номер? И нужен ли он вообще?

Обычно этот номер ничем не привлекает наше внимание, но иногда он может быть действительно полезен. Так для регистрации в онлайн-приложении для этого прибора нужно знать его идентификационный номер. Доступ в приложение дает возможность контролировать затраты на платные дороги, узнать общий бюджет.

Если вас интересует вопрос, как узнать номер транспондера зсд следуйте следующим инструкциям. Чтобы узнать номер нужно всего лишь посмотреть на транспондере необходимые цифры. Обычно они находятся на боковой части прибора.

Прошивка

Однажды взломщик Лаусон попросил своего товарища (Крис Тарновски) взломать аппаратное обеспечение устройства. После изучения полученной информации, для него оказалось сюрпризом то, что в приборе вообще нет никакого шифрования. Это при том, что внутри устройство всё же имеет небольшой промежуток для шифрующих ключей, которое попросту не используется.

После такого удивляет и то, что никто до сих пор не создал фейковых или взломанных версий модели, потому что с технической стороны этому ничто не препятствует. Лаусон исследует, можно ли внедрить в прибор вредоносный код, но его исследование всё еще не закончено.

Технически перепрошить вполне реально, хоть этого еще никто не делал.

Что относительно работы устройства и электронного приложения, то в этом могут быть проблемы, если смартфон имеет неоригинальную прошивку. Об этом можно узнать на официальном сайте зсд.

Транспондеры для Европы

Никаких особых скидок страны Евросоюза не предоставляют. Единственный плюс транспондера в ЕС — движение без остановок.

У платных дорог Евросоюза есть особенности, причем в каждой стране они свои, единый стандарт отсутствует. Например, по способу оплаты:

  • Оплата за время использования. Приобретается виньетка (подтверждение факта оплаты дорожного сбора) в бумажном или электронном виде, после чего в течение определенного времени можно ездить по всем платным дорогам страны. К странам с такой системой относятся Чехия, Румыния, Болгария, Австрия и т.д.
  • Оплата за расстояние. Аналогичен российскому варианту платных трасс. На магистрали установлены пункты оплаты, которую можно внести наличными, картой или транспондером. К странам с такой системой относятся Франция, Италия, Испания, Португалия, Польша и т.д.
  • Специальная оплата — для туннелей, мостов, паромов в разных странах.

Транспондер в Европе используется только при оплате за расстояние. При этом не существует универсального устройства, с помощью которого можно проехать от Польши до Португалии. В каждой стране нужно арендовать транспондер — найти арендодателя, оставить залог, открыть счет для оплаты, оплатить аренду. После поездки — сдать арендодателю устройство, а при пересечении границы начинать всё сначала.

Тип батарейки для транспондера

Транспондеры нуждаются в батарейках для правильной работы. Однако важно убедиться, что вы знаете, какой тип батарейки подходит для вашего транспондера. Наиболее часто используется CR2032 батарейка Camelion Lithium 3V.

Как проверить батарейку в транспондере

Если вы подозреваете, что батарейка в транспондере может сесть, вы можете провести проверку, чтобы удостовериться в этом. Чтобы это сделать, вам понадобится мультиметр в режиме вольтметра. Просто измерьте напряжение батарейки — оно должно быть близким к 3 вольтам.

Как её поменять

Автодор рекомендует не заниматься самостоятельной заменой блока питания. В противном случае гарантия на транспондер будет аннулирована.

Транспондер не может быть использован даже при кратковременном отключении питания. Причиной этого является сбой в программном обеспечении устройства. В этом случае данные о тарифе не будут отправлены на сервер даже при наличии баланса.

Конечно, дорога в ремонтный центр занимает время, и вам придется заплатить за работу. Чтобы не ждать, несмотря на предупреждение, владельцы могут самостоятельно заменить батарею на транспондере.

Корпус транспондера легко снимается. Лучше всего начать с левого нижнего угла — здесь нет защелок. Чтобы не повредить корпус, в зазор между крышкой и нижней частью следует поместить пластиковый инструмент.

Как заменить батарейку в бесконтактной карте Autodor

Рис: Пример разборки корпуса

Внутренняя защелка расположена лицевой стороной вниз. Работая осторожно, чтобы не сломать их, поднимите их и отделите части корпуса.

Как заменить батарею в транспондере Autodor

Рис. Отсоединение компонентов корпуса

Полярность источника питания не указана на печатной плате.

Перед заменой блока питания необходимо отметить полярность на печатной плате. В противном случае вы можете забыть о правильной ориентации батареи.

Как заменить батарею в транспондере Autodor

Рис: Демонтированное устройство

Следует использовать паяльник мощностью не менее 65 Вт. Перед пайкой его необходимо предварительно нагреть.

Отсоединение транспондера от источника питания может привести к серьезным неисправностям и прекращению работы транспондера. Чтобы избежать этого, контакты от батареи к транспондеру необходимо обойти, т.е. припаять дополнительные провода.

Как заменить батарею в транспондере Autodor

Рис.: Обход источника питания

Как упоминалось выше, контакт батареи припаян точечно. Для его замены необходимо приобрести аналогичный аккумулятор, контакты которого уже подключены. В противном случае попытка припаять контакты к батарее приведет к ее перегреву и разрушению. Затем замените основную батарею и отключите паяльник от вспомогательного источника питания. Соберите устройство в обратном порядке. Закройте крышку транспондера с помощью защелки.

Как заменить батарею в транспондере Autodor

Фото. печатная плата с новыми батареями

После сборки проверьте работу транспондера. Если все работает правильно, он должен функционировать надлежащим образом.

Сколько стоит замена батарейки

Замена батарейки в транспондере, если это возможно, может обойтись в 700₽. Однако, стоимость замены может варьироваться в зависимости от города, в котором вы проживаете, и сервисного центра, в котором будет проводится замена. Некоторые центры могут взимать дополнительную плату за услугу.

Можно ли самостоятельно заменить батарейку

Первоначально надо убедиться, что данная процедура необходима. Обычно производители ставят действительно качественные источники питания, которые служат дольше 5 лет. Но всегда существует вероятность, что в приемопередающем устройстве сядет батарейка. Представители компаний просят своих клиентов не заменять источник питания самостоятельно.

Это обусловлено следующими причинами:

  1. транспондеры, предназначенные для оплаты проезда по платной дороге, работают на основании специального программного обеспечения, поэтому самостоятельное вскрытие корпуса может привести к нарушению работоспособности оборудования;
  2. устройства содержат нужную информацию для передачи данных, поэтому если неправильно заменить батарею, то это может привести к удалению этих сведений.

Поэтому не рекомендуется заниматься процессом самостоятельно для новых транспондеров. Но если гражданин пользуется устаревшим устройством, то допускается заменить батареи самостоятельно.

Срок эксплуатации батареи составляет 5 лет, а также именно на такой срок дается гарантия на сам транспондер, поэтому рекомендуется вместо замены источника питания приобрести новое устройство, которое будет более быстрым и удобным в использовании.

Как часто нужно менять батарейку в транспондере

Заряжать или менять батарейки в транспондерах не требуется — в устройстве уже установлена батарея, срок службы которой может достигать 5 лет. Однако, необходимо следить за состоянием батарейки и понимать, что более частая замена может понадобиться в тех случаях, когда вы часто пользуетесь транспондером и он постоянно находится в режиме ожидания.

Где купить транспондер

Приобрести свое устройство возможно на официальном портале Автодор в разделе покупок. А также на пунктах распространения непосредственно на платных автострадах и в офисах фирм Автодор, ЗДС и СЗКК. При покупке необходимо будет подписать соответствующий договор о предоставлении услуг по использованию транспондера.

Для приобретения неперсонифицированного устройства от физлиц потребуется только заявление соответствующей формы. Чтобы купить персонифицированный транспондер, необходимо взять с собой оригинал и ксерокопию паспорта, а также указать свои контактные данные, например, мобильной телефон или адрес электронной почты.

Оформление сопутствующей документации при покупке транспондера для юр. лиц будет значительно сложнее и потребует больше времени. Перечень необходимых документов:

  • свидетельство о госрегистрации физлица предпринимателя или юридического лица;
  • документ подтверждающий постановку на учет ФЛП или юридического лица в налоговой службе;
  • письмо с заполненным бланком установленной формы или заверенное печатью, где указан банковский счет, с которого будет проводиться оплата за проезд;
  • выписка из госреестра ФЛП и юр. лиц выданная не ранее 30 дней.

После заключения такого соглашения на лицевой счет физического лица предпринимателя либо юридического лица, можно подключать сразу несколько транспондеров.

Заключение

Применение транспондера для оплаты проезда по платным автодорогам экономит не только время, но и деньги. При постоянном использовании для оплаты проезда транспондера T-Pass можно накапливать баллы абонента компании «Автодор» и получать кэшбек, например, пользуясь для пополнения счёта банковской картой «Мир».

Срок работы транспондера продолжителен, но не бесконечен. При соблюдении всех рекомендаций он составляет до пяти лет. Проблема в том, что транспондер, как и любое электронное устройство, может выйти из строя, причём это происходит в самый неподходящий момент.

Есть два пути решения проблемы. Первый — обратиться в сервис компании «Автодор» и заменить источник питания по гарантии или весь транспондер. Второй путь связан с риском потери данных и гарантии. Это самостоятельная замена батарейки. Купить подходящую не трудно. Проблема может заключаться в отсутствии опыта проведения таких работ. Поэтому если не уверены, что справитесь, не делайте.

Могут возникнуть ситуации, когда нет времени ждать, а в сервисном центре большая очередь или он не работает по разным причинам. При самостоятельном ремонте есть риск повредить устройство.

Даже при повреждении транспондера деньги на лицевом счёте не сгорят. Вернуть их можно через техническую поддержку.

Источники

  • https://transporder-info.ru/zamena-pitaniya-i-batarejki
  • https://zapsd.ru/ispolzovanie/
  • https://razdolny.ru/batteries/proverka-i-zamena-batarejki-v-transpondere-t-pass-avtodor-svoimi-rukami.html
  • https://vkontakte-helper.ru/zamena-batarejki-v-transpondere-zsd-svoimi-rukami-poshagovaya-instrukcziya/
  • https://kombinaty.ru/tormozput/kakaya-batarejka-stoit-v-transpondere
  • https://sonnikovedenie.ru/kak-zamenit-batareyku-v-transpondere-avtodor.html
  • https://kombinaty.ru/tormozput/skolko-stoit-zamena-batarejki-v-transpondere
  • https://Acums.ru/batareyki/zamena/v-transpondere-avtodor

[свернуть]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зажигалка с часами и подсветкой инструкция по применению
  • Зажигалка лихтер инструкция по применению
  • Зажигалка lighter classic fashionable инструкция электронная с зарядкой
  • Заживляющая пленка для татуировки инструкция
  • Заживляющая пленка для тату инструкция по применению